Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Что есть в третьяковской галерее кроме картин. Государственная Третьяковская галерея The State Tretyakov Gallery

  • Одна из крупнейших художественных галерей Росси и.
  • Экспонаты ‒ произведения русского классического искусства XI-начала XX века .
  • Третьяковская галерея состоит из двух зданий , расположенных по разным адресам.
  • В главном здании (Лаврушинский переулок) представлена коллекция из 170 000 произведений ‒ шедевров мирового уровня.
  • Посетители могут посмотреть на древнерусскую иконопись ‒ православные иконы XI-XIII веков, «Троицу» Андрея Рублева (1420-е годы) и т.д.
  • Картины известнейших русских мастеров, скульптуры и произведения декоративно-прикладного искусства.
  • Сувенирные и книжные магазины , кафе и ресторан «Братья Третьяков».

Государственная Третьяковская галерея – один из крупнейших художественных музеев России. В отличие от другого крупного московского музея - Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина с его обширной коллекцией зарубежного искусства, - в Третьяковской галерее экспонируется прежде всего русское классическое искусство. Здесь представлены живопись, скульптура, иконы и произведения декоративно-прикладного творчества с XI до начала XX века. Сразу отметим, что обычно под Третьяковской галереей подразумевают ее главное здание, расположенное в Лаврушинском переулке. А русская живопись ХХ века (в том числе работы К. Малевича, М. Ларионова, и других) экспонируется отдельно, в здании Третьяковской Галереи на Крымском валу (Крымский вал, д.10). Кроме того, в Инженерном корпусе Третьяковской галереи, находящемся по адресу Лаврушинский пер., д. 12, проходят любопытные временные выставки.

Экспозиционная площадь главного здания составляет более 12 тыс.кв.м и разделена на 62 тематических зала. Собрание Третьяковской галереи насчитывает более 170 тысяч произведений. Здесь собраны шедевры средневековой русской иконописи, а также картины кисти И. Айвазовского, М. Врубеля, К. Брюллова, В. Васнецова и десятков других известнейших русских мастеров. В музее выставлены шедевры мирового уровня, такие как икона «Троица» А. Рублева, монументальные полотна «Явление Христа народу» А. Иванова и «Боярыня Морозова» В. Сурикова, удивительные пейзажи И. Левитана и А. Куинджи. При музее работают книжные и сувенирные магазины, кафе и ресторан «Братья Третьяковы».

Здание Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке расположено в одном из красивейших исторических районов Москвы – . Это один из немногих районов, где в значительной степени сохранилась застройка XVIII‒XIX веков. В нескольких шагах от Третьяковской галереи расположены уникальные по своей архитектуре Марфо-Мариинская обитель, Церковь св.Климента Папы Римского и Церковь Воскресения Христова в Кадашевской слободе. В районе красивой пешеходной Пятницкой улицы - большой выбор кафе и ресторанов на любой вкус.

История создания музея

Открытие музея во второй половине XIX века стало значимым событием в культурной жизни России. Благодаря инициативе одного человека – П. Третьякова (1832-1898) ‒ был создан музей национального искусства. Петр Третьяков был не только успешным предпринимателем, но и коллекционером с тонким вкусом. Особенно он интересовался творчеством современных ему молодых художников-реалистов и всячески их поддерживал. Третьяков писал: «Мне не нужно богатой природы, ни великолепной композиции, никаких чудес. Дайте мне хоть грязную лужу, да чтобы в ней правда была, поэзия; а поэзия во всем может быть, это дело художника». Тесно общаясь с авторами, Павел Михайлович приобрел множество работ художников Товарищества передвижных выставок (И. Репин, В. Суриков, А. Саврасов и др.), некоторые из которых стали символами музея. Наряду с Русским музеем в Санкт-Петербурге, Третьяковская галерея обладает одной из двух лучших в мире коллекций русской живописи.

Важной вехой в истории галереи оказался 1904 год, когда был построен новый фасад в неорусском стиле, спроектированный . Со временем этот фасад стал «визитной карточкой» музея. После социалистической революции 1917 года коллекции музея значительно расширились за счет национализации частных и централизации региональных собраний и постоянно пополнялась в течение всего последующего периода. В 1995 году главное здание галереи в Лаврушинском переулке претерпело масштабную реконструкцию.

Коллекция и шедевры

В Третьяковской галерее посетителю представляется прекрасная возможность ознакомиться с древнерусской иконописью. В музее находится великолепная по численности и качеству произведений коллекция православных икон. Здесь можно увидеть иконы еще домонгольского периода – XI‒XIII веков. Знаменитая чудотворная икона «Богоматерь Владимирская» находится в соседнем (Малый Толмачёвский переулок, д. 9), в который можно попасть непосредственно из здания галереи. В Третьяковской галерее хранится «Троица» А. Рублева (1420-е годы), работы легендарных Дионисия и Феофана Грека. Отдельного упоминания заслуживают иконы XVII века, отличающиеся обилием деталей, тончайшей проработкой подробностей, повествовательностью зрительного образа. Помимо икон, в залах с древнерусским искусством можно увидеть мозаику «Дмитрий Солунский» из Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве.

В XVIII веке в России начинает развиваться светская живопись. Появляются картины нецерковного содержания, написанные на холсте маслом. Особенно популярен в то время был жанр портрета. В залах, посвященных живописи XVIII века, можно увидеть также натюрморт и пейзаж: в это время в России начинается процесс формирования привычной современному зрителю иерархии жанров. Кстати, очень интересная коллекция живописных портретов XIX века представлена неподалеку от Третьяковской галереи - в Музее В.А. Тропинина и московских художников его времени.

Большая часть залов галереи отведена под экспозицию живописи XIX века, ставшего временем расцвета русской художественной школы. Первая половина века отмечена именами таких мастеров, как О. Кипренский, А. Иванов, К. Брюллов. В Третьяковской галерее экспонируется «Явление Христа народу» ‒ монументальный труд Александра Иванова, над которым он работал на протяжении 20 лет. Размеры холста составляют 540*750 см, и специально для этой картины в 1932 году был пристроен отдельный зал. На картине перед зрителем предстает момент пришествия Мессии. Художника интересует не столько сам Христос, сколько люди, узревшие его. Мастер придумывает для каждого героя картины свою историю, моделирует его реакцию на происходящее. В зале демонстрируются также многочисленные эскизы к «Явлению Христа», и у посетителя появляется возможность увидеть творческие искания художника во время работы над картиной.

В Третьяковской галерее представлено значительнейшее для истории русского искусства полотно «Богатыри». Эту картину с героическими образами легендарных воинов художник Виктор Васнецов писал почти двадцать лет. Исследователи считают, что в образе Добрыни художник изобразил себя самого. А Илья Муромец – не былинный герой, а реальный исторический персонаж XII века. На его счету действительно есть ратные подвиги, а в старости Илья стал монахом Киево-Печерского монастыря.

Признанный шедевр — «Апофеоз войны» Василия Верещагина. Картина с пирамидой черепов написана в 1871 году под впечатлением жестокой бойни в Туркестане. Художник посвятил свою работу «всем великим завоевателям» прошлого, настоящего и будущего.

Как уже упоминалось, Павел Третьяков очень интересовался Товариществом передвижных художественных выставок – художественным объединением, созданным в 1870 году. Одним из учителей передвижников был В. Перов, работы которого занимают отдельный зал. Затем экспонируются произведения В. Сурикова, И. Репина, И. Крамского, Н. Ге. Во второй половине XIX века в России активно развивается пейзажная живопись. Любители этого жанра могут насладиться произведениями А, Саврасова, А. Куинджи, И. Айвазовского, И. Левитана и других.

Один из значительных экспонатов этого раздела — «Боярыня Морозова» Василия Сурикова. Гигантская картина представляет эпизод церковного раскола в XVII веке и посвящена известной стороннице старой веры Феодосии Морозовой. В 1671 году боярыня была арестована и сослана в отдаленный Пафнутьев-Боровский монастырь, где позже скончалась от голода. На полотне изображена сцена провоза Морозовой к месту заточения.

Интересен и уникален зал Михаила Врубеля, одного из самых ярких русских художников всех времен. Этот зал необычен своими размерами: его специально построили с учетом возможности размещения огромного панно «Принцесса Греза». В этом же зале можно увидеть живописные работы художника, в том числе знаменитую картину «Демон (сидящий)», его графику и майолику. Картина «Царевна-Лебедь» написана Врубелем в 1900 году по произведению А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» и одноименной опере Н. А. Римского-Корсакова. Эту оперу оформлял к сценической постановке Михаил Врубель, а партию Царевны-Лебедь в спектакле исполняла его жена Надежда. О ее голосе Врубель отзывался так: «Другие певицы поют, как птицы, а Надя – как человек».

Рядом с залом М. Врубеля находится лестница, по которой можно вернуться на 1-й этаж, где представлена живопись и скульптура начала XX века. В искусстве тех лет появляется тяга к поиску новых форм, новых решений. На смену социально направленному искусству передвижников, настойчиво требующего от зрителя критически осмыслить общественные проблемы, приходят спонтанность и легкость языка художников нового поколения. Их любовь к свету, к жизни, к красоте – все это хорошо видно, например, на знаменитом «Портрете девушки с персиками» работы В. Серова.

Наконец, следует упомянуть залы 49-54, где выставлена графика и декоративно-прикладное искусство. Экспозиция в этих залах регулярно меняется, поэтому при каждом посещении можно найти для себя что-то новое. В зале 54 расположена Сокровищница галереи – коллекция изделий из благородных металлов и драгоценных камней: иконы, книги, шитье, мелкая пластика, предметы ювелирного искусства XII–XX веков.

Любой, кому интересно русское искусство, не обойдется без изучения коллекции картин, собранной в Третьяковской галерее. В ней, правда, более 180 000 экспонатов, и фонды регулярно пополняются. Чтобы изучить все, жизни не хватит! А вот узнать самые интересные факты из истории нескольких десятков шедевров основной экспозиции можно, прочитав нашу статью.

Андрей Рублев. Троица (1411 или 1425-27)

Есть что-то общее между рублевской Троицей и Джокондой. То, что заставляет возвращаться к ней вновь и вновь, а уходить с подсознательным ощущением неразгаданной тайны. Многие исследователи считают, что эта икона вообще лучшая из созданных. Хотя написана совсем просто, без «лишних» фигур и деталей.

Ветхозаветный сюжет «Гостеприимство Авраама» из XVIII главы библейской книги Бытия рассказывает, как праотец встретил у дубравы Мамре троих странников. Пригласив их к трапезе в своем доме, Авраам услышал предсказание, что у него родится сын Исаак и их семья станет началом избранного народа. Так вот, на других иконах Троицы изображали Авраама, Сарру, домашних животных и прочие детали. Здесь же – только три фигуры, вписанные в круг.

Больше века не утихают споры, кто из трех изображенных вестников – Бог Отец, Бог Сын и кто Святой Дух. И еще удивительный факт в истории деревянной доски с уникальным изображением: около четырех веков икона тихо жила в храме, и только в начале XX века было доказано, что это работа одного из величайших иконописцев.

Владимир Боровиковский. Портрет М.И. Лопухиной (1797)

Павел Михайлович Третьяков однажды пришел в гости к московскому губернатору и уговорил хозяина продать ему портрет, который его поразил.

«Это моя тетя Мария Лопухина», – рассказала супруга губернатора.

Молодая женщина, которую запечатлел художник Боровиковский, была урожденной графиней Толстой, дочкой генерала в отставке Ивана Толстого. Совсем юной девочкой ее выдали замуж за егермейстера двора Степана Лопухина. Может показаться, что Мария позирует в парке, на самом деле работа над портретом шла в мастерской художника, а фон декоративный.

Всего через три года после этого героиня картины умерла в 21 год. Во времена Пушкина ходили слухи, что портрет приносит несчастья: стоит незамужней девушке посмотреть на картину, и она вскоре заболеет и умрет. И все-таки юной Лопухиной восхищались и посвящали ей стихи. А Третьяков, купив картину для своей галереи, положил конец шлейфу мистических историй.

Василий Тропинин. Кружевница (1823)

Бывший крепостной, получивший вольную в 47 лет, добился этим портретом официального признания. Точнее, представил он в Академию живописи три картины – «Кружевница», «Нищий старик» и «Портрет художника Е.О. Скотникова». И тут же был удостоен звания назначенного художника, а через год стал академиком. Более того, он вдруг стал популярным живописцем. Причем именно «Кружевница» сыграла в успехе ключевую роль. Простая девушка за работой была изображена с таким изяществом и очарованием, что к Тропинину буквально повалили заказчики.

Он написал более 3000 портретов: московских дворян, купцов, чиновников, артистов, писателей, коллег-художников. И знаете, в чем секрет? Героев своих картин он всегда изображал в наилучшем расположении духа, говоря при этом: «Кто же любит в жизни смотреть на сердитые, пасмурные лица?» Пусть, мол, любящие этого человека помнят его в лучшие минуты жизни.

Орест Кипренский. Портрет А.С. Пушкина (1827)

Самый известный портрет великого русского поэта заказал его друг Антон Дельвиг. А самому Александру Сергеевичу работа художника так понравилась, что он тут же сочинил строки:

«Себя как в зеркале я вижу,

Но это зеркало мне льстит,

Оно гласит, что не унижу

Пристрастья важных аонид.

Так Риму, Дрездену, Парижу

Известен впредь мой будет вид».

В Третьяковке портрет с 1916 года: галерея приобрела картину у внука поэта, Григория Александровича Пушкина.

Карл Брюллов. Всадница (1832)

Живописец довольно долго жил в Италии. Там он подружился с русской графиней Юлией Павловной Самойловой, и знаменитый конный портрет был создан как раз по ее заказу. В собрании графини полотно находилось четыре десятка лет, а когда было продано и затем оказалось в России, началась путаница. Многие считали, что на картине изображена сама красавица Самойлова. Затем выяснилось, что это не так, и обе девочки – воспитанницы графини. Старшую зовут Джованнина, младшую Амацилия, и считаются они дочками итальянского композитора Паччини. Опять же не факт: есть свидетельства, что дочкой Паччини была только крошка Амацилия, а Джованнина – племянница мужа Самойловой, оперного певца Перри.

Но и это еще не все: один миланский адвокат подарил гравюру с портрета музею знаменитого театра «Ла Скала», решив, что на нем изображена оперная дива Мария Малибран, трагически погибшая в 28 лет. Звезда оперы сильно разбилась, упав с лошади, и умерла от ушибов. И вот, представьте, «Всадница» из-за этой ошибки получает мрачную славу картины, способной приносить несчастья. Со временем, конечно, все это забылось, осталось только восхищение мастерством художника.

Павел Федотов. Завтрак аристократа (1850)

Картина маслом – своего рода карикатура, как и многие работы Федотова: сатирические зарисовки из современной жизни. В 1848 году художник прочитал в журнале «Современник» фельетон Ивана Гончарова «Письма столичного друга к провинциальному жениху». Автор «Обломова» прошелся по столичным франтам, которые готовы «два месяца дурно обедать», чтобы надеть в свет «привезенные только третьего дня панталоны известного цвета с лампасами». Ключевым был вопрос: «А пробовал ли ты нечаянно приезжать к таким людям домой и заставать их врасплох?»

Что из этого вышло бы, наглядно продемонстрировал Федотов. Сам он, кстати, называл картину «Не ко времени гость». Этот самый утренний гость и вызвал панику хозяина, который в спешке прикрывает кусок черного хлеба – свой скудный завтрак. Очень это неприлично для светской особы – есть черный хлеб. Аристократам полагался только дорогой, белый, но у молодого человека, судя по вывернутому наизнанку кошельку, совершенно нет денег. При этом он явно любит пускать пыль в глаза: одет в модном восточном стиле, окружил себя предметами роскоши вроде затертого уже персидского ковра, и даже пудель у него подстрижен по моде – «под льва».

Александр Иванов. Явление Христа народу (Явление Мессии) (1837–1857)

Двадцать лет на одну картину, можете себе представить! А фактически даже больше. Художника не случайно называют мастером одного шедевра. Задумав грандиозное полотно на евангельский сюжет, Иванов написал огромное количество этюдов с натуры. Только в Третьяковской галерее их больше 300. Идущий к людям Иисус, указывающий на него Иоанн Креститель, будущие апостолы Иоанн, Петр, Андрей и Нафанаил, множество других персонажей… Для одного из них художнику даже позировал Гоголь.

И вот долгожданную картину привозят из Италии в Россию и представляют публике. Вместо триумфа – странное разочарование. То ли ждали большего после впечатляющих этюдов, то ли российские умы были слишком заняты предстоящей отменой крепостного права. К тому же обнаружились «недоделки»: к примеру, старик слева одет в светлую повязку, а в отражении он красная.

Вскоре после презентации художник умер от холеры. Уже после его смерти император купил картину, дав указание построить для нее отдельный павильон в Румянцевском музее. Кстати, в Третьяковке, куда «Явление Мессии» попало в 1920-м, для нее тоже пристроили отдельный зал к зданию в Лаврушинском переулке.

Василий Пукирев. Неравный брак (1862)

Едва окончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества, Пукирев написал картину, за которую ему сразу присвоили звание профессора. При том, что это не батальное полотно или масштабный исторический холст. Всего-то навсего зарисовка, скромная свадьба в небольшой церкви, но сколько в ней мастерства, смысла и настоящих чувств. Целая трагическая история в одном «кадре». Хрупкая юная девушка-невеста, титулованный старик-жених, с досадой реагирующий на ее слезы. И другие персонажи, каждый из которых настолько выразителен, что можно, кажется, снимать про их взаимоотношения целый сериал.

Есть, например, высказанное одним из ведущих искусствоведов Третьяковки предположение, что две старухи (слева от жениха и слева от священника) не случайно облачены в венчальные уборы и написаны в призрачной манере, в отличие от остальных людей на картине. Не тени ли это прошлых жен, который уморил своей жестокостью нынешний жених? Что касается молодого человека со скрещенными руками за спиной невесты, в его чертах есть сходство с самим художником, что заставило современников считать, что Василий Пукирев рассказал таким образом о собственной несчастной любви.

Константин Флавицкий. Княжна Тараканова (1864)

В истории Петербурга было несколько сильнейших наводнений, одно из которых случилось в сентябре 1777 года. Вода в Неве поднялась более чем на три метра от своего обычного уровня. По одной из легенд, во время этого наводнения погибла заточенная в Петропавловскую крепость княжна Тараканова. Эта версия стала основой лучшей работы Флавицкого, который прожил всего 36 лет.

История происхождения княжны покрыта тайной. Таракановыми называли самозванцев, якобы незаконнорожденных детей императрицы Елизаветы Петровны. Едва в России был подавлен бунт одного из таких «наследников», Емельяна Пугачева, как появилась красавица-авантюристка, которая сначала назвала себя мадмуазель Франк, затем мадам Тремуйль. Вдруг выяснилось, что она персиянка по имени Али-Эмете и, наконец, девушка объявила себя Елизаветой Владимирской, дочерью императрицы и ее последнего фаворита, генерала Алексея Разумовского.

Екатерина Вторая поручила заняться новоявленной претенденткой на престол графу Орлову, а тот, изобразив влюбленность и добившись взаимности, похитил княжну под предлогом тайного венчания на борту русского корабля. Вместо этого Тараканова была арестована и отправлена в крепость. Там, возможно, и закончилась ее жизнь. Хотя конец истории незнакомки так же загадочен, как и ее начало.

Василий Перов. Тройка (1866)

У картины есть второе название – «Ученики-мастеровые везут воду». Рассказывают, что художник никак не мог найти образ центрального из трех ребятишек, которые тянут тяжелую бочку. Крайние – девочка и мальчик – уже были написаны, когда Перов увидел на улице крестьянку с сыном, которые шли из Рязанской губернии в Троице-Сергиеву лавру. Лицо мальчика поразило художника. Но тетушка Марья, у которой погибли муж и дети, долго не соглашалась, чтобы ее Вася, единственный оставшийся в живых, позировал.

Остановиться им было негде, Перов предложил ночлег и показал неоконченную работу в мастерской. Женщина в конце концов дала согласие. Картина получилась такой выразительной и реалистичной, что была сразу приобретена Третьяковым и выставлена в галерее.

Спустя 4 года на пороге мастерской появилась Марья. Она рассказала, что год назад Вася заболел и умер. Мать продала все, что у нее было, чтобы купить картину. Узнав, что полотно продано, несколько часов простояла перед ним на коленях в зале галереи. Автор картины пообещал написать портрет мальчика и сдержал обещание, отправив его Марье в деревню в золоченой раме.

Василий Верещагин. Апофеоз войны (1871)

Необычная деталь – у этой картины есть надпись на раме: «Посвящается всем великим завоевателям – прошедшим, настоящим и будущим». Считается, что все остальные работы художника – репортажные, на них он изображал то, что видел в реальности, участвуя в военных кампаниях русской армии. И тольно на этой – события давней истории, а точнее – XIV века.

Жестокий полководец Тамерлан, завоевав и разграбив Дели, отдал приказ обезглавить более 100 тысяч мирных жителей и сложить из их голов огромные пирамиды, прославляющие его как полководца. Подобная гора черепов кисти Верещагина стала жутким символом бессмысленности жертв всех войн на земле.

Василий Перов. Охотники на привале (1871)

Самая популярная из целой охотничьей серии работ Перова. Он и сам был заядлым охотником, а в персонажах картины современники без труда узнали его знакомых. Одни восхищались и сравнивали «привал» с охотничьими рассказами Тургенева, другие ругали за неестественность и наигранную театральность. Художник применил интересный прием: «подсветил» руки и лица, придав тем самым жестам и мимике особую выразительность. А уж как выписана дичь! Можно сказать, отдельный натюрморт.

В советские времена «Охотники на привале» пользовались какой-то немыслимой популярностью: на каких только стенах не висели ее репродукции. Если человек увлекался охотой, хорошим тоном считалось непременно вручить ему экземпляр в рамочке.

Алексей Саврасов. Грачи прилетели (1871)

Вот загадка – вроде бы ничего особенного не изображено на этой небольшой картине, но именно она стала знаменитой настолько, что печаталась в школьных учебниках. Невзрачный пейзаж с покосившимися избами, голыми ветками деревьев и черными птицами был написан не в лучшее время. Саврасова с семьей выгнали с казенной квартиры в разгар учебного года: в училище живописи решили, что у него недостаточно учеников. Он поехал на Волгу, сделал множество этюдов в Костроме, Юрьевце, Нижнем Новгороде… В Ярославле начал «Грачей», а сложилась картина, когда он нашел церковь Вознесения Христова в селе Молвитино.

Картина была выставлена на первой выставке передвижников и как-то сразу стала классическим образцом нового жанра – лирический пейзаж. Хорошо сказал Иван Крамской: во всех пейзажах есть вода, деревья, воздух. А в «Грачах» – душа.

Виктор Васнецов. Аленушка (1881)

Девушку, ставшую сказочной Аленушкой на картине, Виктор Михайлович случайно встретил в Ахтырке – усадьбе в Подмосковье. И представил ее в образе сказочной героини, которая грустит о братце Иванушке. Потомки удивлялись, почему художник поначалу назвал полотно «Дурочка Аленушка». Но это вовсе не оскорбление. Дурочками называли и юродивых, и сирот. В сказке сестра и брат – как раз сироты. Но самое удивительное, что героиня картины – и сказочная, и очень реальная. Такое сочетание – «фирменная» особенность манеры Васнецова.

Василий Суриков. Утро стрелецкой казни (1881)

Реальные исторические события отражены на полотне: в 1698 году царевна Софья возглавила Стрелецкий бунт, который был жестоко подавлен. Петр I сам отрубил головы пятерым приговоренным, а всего было казнено более 2000 человек. Еще несколько сотен публично биты и сосланы. Суриков запечатлел самый трагичный момент – не саму гибель, а прощание с родными привезенных на место казни стрельцов.

Интересно, что художник сблизил исторические сооружения, сократив реальные расстояния между ними. При этом приговоренные (мученики) изображены на фоне храма Василия Блаженного, а Петр I и его приближенные (власть) – на фоне Кремлевской стены.

Иван Крамской. Неизвестная (1883)

Едва ли не самый скандальный и загадочный портрет в истории. Крамской представил «Неизвестную» публике на выставке передвижников в марте 1883 года. Написана она была вызывающе «не в духе» товарищества художников. Дама была вызывающе дорого одета: модный берет «франциск» с пером, пальто дорогого сукна и муфта, отделанные соболем, лайковые «шведские» перчатки. К тому же передвигаться одной в коляске даме высшего света было неприлично. Павел Третьяков отчего-то отказался покупать ее для галереи, и полотно долго кочевало от одного владельца к другому, принося им, по легенде, несчастья. Пока все-таки не оказалось в Третьяковке.

Но самой главной тайной стала сама героиня. Все видели в ее лице что-то смутно знакомое, но никто не мог сказать наверняка, что за женщину изобразил художник. Версий несколько. По одной, это простолюдинка Матрена Саввишна, на который женился, влюбившись, молодой граф Бестужев. Потом, впрочем, разочаровался и бросил ее, а девушка умерла по пути в услужение к прежней барыне. Другая, еще более скандальная версия, – на портрете княжна Екатерина Долгорукова, невенчанная супруга императора Александра II, которая пошла ради любви против света.

И еще одна версия: Крамской увидел камею с портретом грузинской княжны Варвары Туркестановой и был поражен рассказом о судьбе фрейлины вдовы Павла I Марии Федоровны. Быть красивой и обладать острым умом – опасно для девушки при дворе. Император Александр I был покорен, но тайная связь не принесла княжне счастья. Она пыталась найти утешение в любви другого, родила дочку и покончила с собой, не выдержав позора.

Илья Репин. Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года (1885)

Редкий случай, когда картина пережила настоящее покушение. В 1913 году на нее с ножом и криками «Довольно крови!» кинулся один из посетителей Третьяковской галереи. Израненное полотно спасали реставраторы и сам художник, примчавшийся со своей дачи в Финляндии. Эмоции, которые запечатлел Репин, и в самом деле граничат с безумием.

Легенду о том, что царь Иван в приступе ярости убил своего сына, ударив жезлом в висок, пересказывали многие, а Николай Карамзин описал услышанное в «Истории государства Российского». Гнев был вызван то ли подозрением в предательстве, то ли просто тем, что жена царевича появилась на мужской половине терема простоволосой – с распущенными волосами и непокрытой головой. Взгляд Ивана Грозного, его лицо выглядят так, что даже самому художнику становилось страшно. Он признавался, что прятал картину, отворачивал ее к стене, но что-то заставляло его снова браться за кисть, и он работал как одержимый.

Многие историки, впрочем, считают историю убийства мифом. По некоторым свидетельствам, сын Грозного умер от тяжелой болезни.

Валентин Серов. Девочка с персиками (1887)

Девочка с картины – Вера Саввишна Мамонтова. Ей было 11 лет, когда в усадьбу ее отца, известного мецената, приехал погостить Валентин Серов. Художнику было всего 22 года, и он только что вернулся из Италии. И вот в какой-то момент Вера забежала в столовую я взяла со стола персик. А гость загорелся написать ее портрет, чтобы передать эту свежесть, легкость и ощущение простого счастья.

Веру вообще часто писали художники, приезжавшие в Абрамцево. Ее черты находят в «Снегурочке», «Египтянке» Врубеля, его же Тамаре в иллюстрациях к «Демону». Кисти Васнецова принадлежат ее портреты «Девушка с кленовой веткой», «Боярышня». Но жизнь, которая так красиво и благополучно начиналась, оборвалась неожиданно и трагично. В 27 лет Вера вышла замуж за Александра Самарина, предводителя московского дворянства, родила троих детей. А затем вдруг заболела воспалением легких и сгорела в считаные дни. Ей было всего 32 года. Самарин больше не женился, в 20-е годы был арестован и сослан в лагеря. Умер в ГУЛАГе в 1932 году.

Василий Суриков. Боярыня Морозова (1887)

Огромное полотно, 3,04 на 5,87 м, рассказывает о реальном событии: в ноябре 1674 года боярыню-староверку отправили в заточение в земляную тюрьму одного из монастырей, где она вскоре умерла.

Феодосия Морозова была приближенной царя Алексея Михайловича, носила при дворе чин верховной боярыни. В 30 лет осталась вдовой, но влияния и богастства не растеряла. Феодосия не приняла церковные реформы патриарха Никона, последовав в вопросах веры за протопопом Аввакумом. Даже приняла тайный постриг в монахини. За приверженность старообрядчеству она и пострадала.

Суриков рассказывал об этом образе так: «Раз ворону на снегу увидал. Сидит ворона на снегу и крыло одно отставила. Черным пятном на снегу сидит. Так вот этого пятна я много лет забыть не мог. Потом „Боярыню Морозову“ написал».

Илья Репин. Не ждали (1988)

Картину Репина «Не ждали» знают, наверное, все в России. Раньше по ней в школах полагалось писать сочинения. А в наше время по просторам интернета ходит множество мемов. Один из них припасен для вас в нашей небольшой галерее, после двух вариантов знаменитого холста (оба находятся в Третьяковке). В более раннем «не ждали» девушку-курсистку.

По сюжету политический ссыльный возвращается с каторги домой, и потерявшие надежду его увидеть близкие испытывают самые разные чувства. Вплоть до испуга младшей дочки, которая совсем не помнит отца. Позировали художнику его близкие – жена, дочь, теща, друзья. А главный герой написан с писателя Всеволода Гаршина. По совету Третьякова, кстати, который не хотел покупать картину и требовал переписать лицо ссыльного. Репин обиделся, но переписал. Правда, и цену поднял.

Иван Шишкин. Утро в сосновом лесу (1889)

Как только не называют эту картину – и «Утро в сосновом бору», и «Мишки в сосновом лесу», и просто «Мишки» Шишкина. Последние два варианта, пожалуй, оттого, что репродукцию печатали на фантиках советских конфет «Мишка косолапый». Правда, считается, что как раз медведей вписал в пейзаж не Шишкин, а его друг Константин Савицкий. А коллекционер Павел Третьяков будто бы распорядился стереть с купленного полотна подпись Савицкого.

Так или иначе, пейзаж великолепен. Рассказывают, что Шишкин три месяца жил в шалаше в брянских лесах, работая над своими картинами, а добавить к готовому пейзажу живых персонажей предложила жена художника. Причем кроме медведей кандидатами были кабаны и лоси.

Михаил Врубель. Демон сидящий (1891)

Лермонтов писал поэму «Демон» 10 лет. Врубель работал над своими демонами двенадцать. «Демон сидящий», «Демон летящий», «Демон поверженный» и еще сотни эскизов. А в итоге лермонтовского падшего ангела уже трудно представить другим.

Можно, конечно, рассуждать об особой врубелевской манере письма, о том, что он искусственно сужает пространство, заставляя духа изгнания сутулиться и задыхаться, как в заточении. Но даже это не объясняет, почему подходишь к этой картине – и проваливаешься в потусторонний мир, где нет ни времени, ни рациональных категорий.

Илья Репин. Запорожцы (1891)

Чаще картину называют «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Идея возникла, когда Репин пришел в гости и услышал рассказ историка Дмитрия Яворницкого. Тому как раз передали найденную копию письма, написанного в 1676 году кошевым атаманом Иваном Серко и его казаками султану Османской империи Мехмеду IV в ответ на его ультиматум и требование к Запорожской Сечи подчиниться. Можно себе представить, как веселилась казачья вольница, придумывая ответ, который под диктовку выводил писарь. Гости на светской вечеринке тоже от души хохотали, когда Яворницкий зачитывал им: «Ты – шайтан турецький, проклятого чорта брат и товарыщ и самого люциперя секретарь!» А у художника тут же сложился замысел его будущего шедевра, где все персонажи настолько живые, что зритель словно оказывается внутри реальной исторической сцены.

В романе Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» Остап Бендер собирался написать по мотивам «Запорожцев» гениально задуманную картину «Большевики пишут письмо Чемберлену». А еще в Советском Союзе репродукцию картины печатали на пачке папирос «Запорожцы».

Виктор Васнецов. Богатыри (1898)

Картина стала настолько популярной, что все так и думают, что Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович разъезжали по полям втроем, дружно оберегая землю русскую от вероломных захватчиков. Фокус в том, что встреча этих героев русских былин могла случиться только на картине. Богатыри сильно различались по возрасту – по сути, жили в разное время. В тот момент, когда Илья выглядел примерно так, как на полотне, Добрыня должен был быть глубоким стариком, а Алеша – ребенком.

Но для художника богатыри были символом, и работе над полотном он отдал всю душу, множество сил и больше 20 лет жизни. Все это время гигантский холст неотступно следовал за художником и его семьей – из Москвы в Киев или, к примеру, на дачу летом. А то в поля близ конюшен Саввы Мамонтова, откуда приводили скакунов для позирования. А уж образы богатырей оказались настолько собирательными! Для этюдов позировали родные и друзья, известные люди и простые крестьяне. Добрыня Никитич, например, считается едва ли не фамильным портретом Васнецовых – для набросков не однажды позировали родственники художника, и есть даже сходство с ним самим.

Михаил Врубель. Царевна-лебедь (1900)

Фантастически красивый портрет любимой женщины. На картине жена художника, певица Надежда Забела, в сценическом костюме, созданном по его же рисункам. Врубель работал над эскизами декораций и костюмов к опере «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова.

Но образ далек и от реальности, и от светлой сказки. В нем тайна сразу двух стихий – темной холодной воды и воздуха, в который уносятся птицы. И еще мистика невероятных глубоких глаз.

Кузьма Петров-Водкин. Купание красного коня (1912)

Говорят, начинал художник работу как обычную бытовую зарисовку – жил он в то время в Камышине, имении на Волге. А в итоге вышло и необычно, и символично, и видит каждый в этом свой особый смысл. Чаще всего говорят о предчувствии грядущих событий – революций, войн, надвигающейся катастрофы. А еще поразительно то, что работа, в чем-то даже опередившая время, созвучна русской иконописи – и цветами, и образом всадника, напоминающего о Георгии Победоносце, и особым приемом, когда совмещаются вид сверху и сбоку.

Весной 1914 года Петров-Водкин отправил свою картину в Швецию на международную выставку в городе Мальмё. И больше никогда не видел ее. «Красный конь» вернулся в Россию только в 1950 году, когда художника уже не было в живых.

Казимир Малевич. Черный супрематический квадрат (1915)

Скажите честно, приходило вам в голову, что значение этой картины сильно преувеличено? В самом деле, просто квадрат, что-то замазанное черной краской – и что здесь такого? К тому же Малевич, кажется, не слишком старался! Поверхность потрескалась, и сквозь черный просвечивают другие цвета. А ведь художник даже сам делал копию со своей картины в Третьяковке – еще в 1929 году специалисты сочли, что она неважно сохранилась. Но именно черный квадрат Малевича стал иконой супрематизма и символом современного искусства на много десятилетий вперед. И никакие желтые, красные, зеленые, разноцветные прямоугольники, полосы и прочие геометрические фигуры этого успеха не повторили.

Кстати, задумывалась картина как часть триптиха, и ее «соседи» – черные круг и крест. А вот и еще пара удивительных фактов. Во-первых, квадрат – вовсе не квадрат. У него есть сторона, строго говоря, не параллельная противоположной и не перпендикулярная прилегающим. А во-вторых, он вовсе не черный! Цвет получен смешением красок, среди которых как раз черной-то и не было.

Марк Шагал. Над городом (1918)

Вот она, главная любовь всей жизни художника – Белла (Берта) Розенфельд. Шагал прожил почти сто лет и после смерти своей первой супруги, эмигрировав и живя во Франции, был женат еще несколько раз. Но именно первая жена видится во всех женских образах на его полотнах, настоящая его половинка – как на этой картине, где Марк и Белла летят над родным городом Витебском.

Если присмотреться, двое влюбленных – как одно целое, перетекающие друг в друга тела и контуры: две руки на двоих, сливающиеся ноги… А характерный шагаловский полет – отражение целой истории о счастье. После знакомства в 1909 году, когда сын разнорабочего виделся совсем не парой богатой дочке ювелира, Шагал уехал в Париж, чтобы выучиться и прославиться. Четыре долгих года разлуки дались влюбленным непросто, но художник добился своего. В 1915 году они поженились. А картину, на которой две души парят в небесах, он начал в 1914-м, а завершил, уже прожив с любимой три счастливых семейных года.

Борис Кустодиев. Большевик (1920)

Кустодиев скорее ассоциируется с «Купчихой за чаем» или «Русской Венерой», но настоящий художник отражает время, в котором живет. А время было таким.

Огромный человек шагает по городу, заполненному людьми, с алым флагом. Полотнище полыхает, как огонь революции, а великан, кажется, готов перешагнуть и людей, и церковь, попавшуюся на его пути. Или наступить на них. Правда, большевики трактовали картину иначе – как праздничный дух революционной победы.

Федор Решетников. Опять двойка (1952)

Еще одна картинка из школьных учебников. На самом деле художник сначала написал другую работу – «Прибыл на каникулы». Юный суворовец приезжает в родной дом на Новый год, а дед встречает его по стойке смирно, демонстрируя военную выправку. И вот в продолжение серии положительных образов советских школьников Решетников задумал картину об отличнике. Отправился в школу на урок, сел с блокнотом на заднюю парту, а учительница вызвала к доске лучшего ученика. Но тот занервничал, приняв его за проверяющего, растерялся и не смог решить задачу. В набросках мальчишка получился грустным, виновато опустившим голову. В процессе работы автор «перенес» его из школьного класса в домашнюю обстановку. Теперь «Опять двойка» и напоминает о прежних методах школьного воспитания и о том, как последующие поколения вымучивали сочинения на заданную тему.

А знаете, что оказалось самым сложным в работе над картиной? Заставить собаку подольше постоять на задних лапах! Для этого ей скормили немыслимое количество бутербродов.

Павел Третьяков первый русский продюсер

Увлекательно об искусстве: 12 образовательных Instagram-аккаунтов

Опасная красота: 13 картин, которые приносят несчастья

Считается, что Третьяковская галерея ведет свое начало от 1856 года, когда предприниматель и меценат Павел Третьяков купил полотна под названиями «Стычка с финляндскими контрабандистами» и «Искушение», ставшие первыми работами русских живописцев в его коллекции. Возможно, уже в то время у него появилась мысль о создании большого художественного музея русской живописи в Москве.

Как создавалась Третьяковская галерея

Третьяковская галерея собиралась с чистого листа, и все картины, которые Павел Михайлович для нее выбирал, отображали именно его предпочтения в творчестве. До 1872 года все картины Третьяков собирал у себя в доме на Лаврушинском переулке, но потом места оказалось недостаточно.

Было начато двухлетнее строительство двух залов для музейных экспозиций, которые пристраивались прямо к жилой части дома. Их строительство завершилось в 1874 году, а музей открылся в 1875. В 80-е годы XIX века коллекция Третьякова солидно увеличилась, поэтому было принято решение о том, чтобы построить еще шесть залов. Но собрание картин продолжало пополняться, и в 1885 году потребовалось пристроить дополнительные семь залов, а в 1892 - еще шесть.

В 1892 году Третьяковская галерея переходит в собственность города Москвы. На тот момент собрание Третьякова насчитывало около 1300 картин. Но даже после передачи музея Москве Павел Михайлович не прекращает о ней заботиться и продолжает приобретать картины в подарок музею.

В конце 1898 года Павел Михайлович занемог и скончался. Однако и после смерти мецената Третьяковская галерея продолжает получать новые полотна: к концу 20-х годов XX века собрание живописи составляло более 4000 работ. К концу 70-х годов Государственная Третьяковская галерея обладала более 55 тысячами картин, и впоследствии эта цифра только росла.

Основное здание музея так и осталось в Лаврушинском переулке, но с расширением коллекции в XX веке пришлось строить дополнительные корпуса. Так отдельным зданием обзавелась Третьяковская галерея на Крымском Валу, где сегодня размещено собрание работ прошлого столетия.

  • Работа Третьяковской галереи проходит по следующему режиму: постоянные экспозиции можно смотреть с 10 часов утра и до 21 часа в четверг, пятницу и субботу, либо до 18 часов во вторник, среду и воскресенье. Последний запуск в залы - за час до конца работы галереи. Понедельник - выходной день. В праздничные дни режим работы лучше уточнять дополнительно.

Третьяковская галерея: 5 лучших картин

«Апофеоз войны» (1871)

Большой известностью во всем мире пользуется это полотно русского художника Василия Верещагина. На картине мы видим огромную гору из человеческих черепов, на которую уже слетелись стервятники. Побитые и пожелтевшие, они лежат посреди выжженной земли, на которой ничего не растет, последние деревца - и те засохли. На небе нет ни одного облака, солнце освещает все вокруг, опаляя землю. На заднем плане мы можем видеть такой же мертвый, разрушенный город.

«Посвящается всем великим завоевателям - прошедшим, настоящим и будущим» - эту надпись, которая олицетворяет собой отчаянный протест против насилия, можно увидеть на раме картины. Верещагин был одним из тех художников, которые умеют точно передать на холсте ужас войны, те муки и страдания, что она за собой несет.

«Неравный брак» (1862)

Темой картины стал неравный брак и женское бесправие - ее затрагивали в свое время многие русские писатели и поэты, например, Александр Пушкин , Александр Островский, Николай Некрасов. Эта работа считается вершиной творчества Василия Пукирева. Она принесла ему звание профессора живописи.

На полотне изображена свадебная церемония: в качестве жениха выступает пожилой мужчина, одетый в свой лучший костюм, а невеста - совсем юная, прекрасная девушка. Она заплакана и напугана, левая ее рука со свечой безвольно опущена, взгляд обреченно устремлен вниз - она не хочет видеть, как на ее палец будет надето кольцо. Жених смотрит на нее снисходительно и с досадой.

Позади невесты слева, скрестив руки на груди, стоит бородатый мужчина, по-видимому, шафер. В отличие от всех остальных гостей, он еще молод. Есть версия, что на картине изображен друг художника Сергей Варенцов, чью возлюбленную выдали замуж по расчету за богатого купца, старше ее на 13 лет. Согласно другой версии, на месте шафера Пукирев изобразил самого себя: возлюбленная художника, Прасковья Варенцова, также была выдана замуж за богатого человека значительно старше ее.

«Троица» (1425)

Эта икона была написана в XV веке Андреем Рублевым. В сюжете этой работы лежит восемнадцатая глава Бытия. Речь в ней идет о явлении Бога в виде трех странствующих юношей праотцу Аврааму и супруге его Сарре неподалеку от дубравы. При написании иконы Рублев прибегнул к упрощению сюжета, не изображая ни Авраама, ни Сарру, вместо дубравы оставив маленькое дерево на заднем плане, по сути, оставляя лишь вечное, которое приходит на смену сиюминутному.

Хотя лица ангелов на иконе схожи, однотипны, подтверждающие их единосущность, в их образах все же можно найти отличия, намекающие на то, кого из Святой Троицы мы видим перед собой. Двое из них покорно склонили головы перед ангелом, сидящим слева, в серебристо-лиловых одеждах, который по-отечески царственно смотрит на них (Бог-Отец).

Сочетание красного, синего и золотого в одежде центрального ангела напоминает нам о том, как в иконографии изображается Иисус Христос (Бог-Сын). И наконец, ангел справа в зеленых одеждах - Бог-Святой Дух.

«Неизвестная» (1883)

Данная картина - одно из самых знаменитых полотен Ивана Крамского. На нем мы видим красивую девушку восточной внешности, которая проезжает мимо в повозке. Ее богатый и элегантный наряд, самоуверенная поза и надменное выражение лица говорят нам о том, что девушка эта - капризная и избалованная.

Необычный, царский вид незнакомки очаровывал современников Крамского, которые терялись в догадках, пытаясь понять, кто она, эта загадочная особа. Большинство сходилось во мнении, что неизвестная - плод воображения художника, а некоторые считали, будто она - прототип Анны Карениной из одноименного романа Льва Толстого, либо Настасьи Филипповны из «Идиота» Федора Достоевского.

«Иван Грозный убивает своего сына» (1885)

Еще одна картина, которой обладает Третьяковская галерея. Художник Илья Репин нечасто обращался в своей живописи к историческим сюжетам, однако такая картина стала одной из самых известных в творчестве художника.

Произведение изображает эпизод из истории XVI века, когда царь Иван Грозный смертельно ранил своего сына Ивана в порыве гнева. На полотне мы видим освещенную тусклым солнечным светом дворцовую палату, царя, сидящего на полу, и раненого царевича, умирающего на руках у отца. Лицо Ивана Грозного искажено ужасом от осознания своего поступка; всю ту бурю чувств, которая охватила царя, мы можем прочесть в его безумных глазах.

Это полотно является, пожалуй, самым психологически напряженным из всех картин Репина. Художник говорил: мысль о том, чтобы использовать в своем творчестве этот кровавый эпизод российской истории, приходила к нему дважды. В первый раз - после убийства царя Александра II, а во второй раз Репина вдохновил фрагмент сюиты «Антар» под названием «Месть», которую написал известный композитор Николай Римский-Корсаков.

Пройтись по залам Третьяковской галереи, узнать больше о ее истории, посмотреть на экспонаты коллекции музея можно с помощью следующего видео:

Третьяковка – так музей называют в обиходе – располагает богатой коллекцией и славится множеством нашедших свое воплощение идей и проектов. Именно поэтому Третьяковская галерея получила такую широкую известность и привлекает внимание истинных ценителей искусства из разных уголков мира. Побывать в ее залах, чтобы познакомиться с творчеством великих мастеров кисти, стремятся даже люди, которые, казалось бы, далеки от таких «высоких материй». Приехать в Москву и не пойти в Третьяковскую галерею? Такое даже трудно себе представить, поскольку ее обычно включают во все экскурсионные программы. Конечно, побывать здесь можно и на индивидуальной экскурсии.

Третьяковская галерея, как одно из самых известных культурных учреждений России, провозглашает четыре основные цели своей деятельности: сохранять, исследовать, представлять и популяризировать отечественное искусство, формируя тем самым национальную культурную идентичность и прививая современным поколениям понимание той важной роли, которую играет искусство как воплощение достижений и выражение цивилизованности нашего общества. И достигаются эти цели через знакомство наших сограждан (мы не говорим уже о зарубежных туристах) с подлинными шедеврами – творениями русских и мировых талантов. Тем самым, как отметил в своем отзыве один из благодарных посетителей Третьяковской галереи, жизнь людей делается ярче, краше и лучше.

Кто был основателем Третьяковки?

Наш экскурс в историю Третьяковской галереи начнем со знакомства с ее основателем – человеком без преувеличения выдающимся, имя которого навсегда вписано в скрижали отечественной культуры. Это Павел Михайлович Третьяков, принадлежавший к известному купеческому роду, никакого отношения к культуре не имевшему: его родители занимались исключительно коммерцией. Но поскольку Павел принадлежал к состоятельной фамилии, он получил отличное по тем временам образование и у него начала проявляться тяга к прекрасному. Став взрослым, он включился, как бы сейчас сказали, в семейный бизнес, всячески помогал отцу. Когда обоих родителей не стало, фабрика, который они владели, перешла к молодому Третьякову, и он основательно занялся ее развитием. Предприятие росло, принося все больший доход. Однако, несмотря на чрезвычайную занятость, Павел Михайлович не оставлял свое увлечение искусством.

Третьяков часто задумывался над тем, чтобы создать первую не только в столице, но и в России постоянную экспозицию русской живописи. За два года до открытия галереи он начал приобретать картины голландских мастеров. Начало же легендарной коллекции Третьякова было положено в 1856 году. Молодому купцу тогда было всего 24 года. Самыми первыми начинающий меценат приобрел написанные маслом картины «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Худякова и «Искушение» Н. Шильдера. Сегодня имена этих художников хорошо известны, а тогда, во второй половине XIX века, широкая публика о них еще ничего не знала.

Свою уникальную и бесценную коллекцию П. М. Третьяков пополнял на протяжении нескольких десятилетий. Он собирал полотна не только выдающихся живописцев, но и поддерживал дружеские отношения с начинающими мастерами, не отказывая в помощи тем, кто в этом нуждался, всячески продвигал их творчество. Если привести имена всех, кто должен быть благодарен меценату за всеобъемлющую помощь и поддержку, то рамок одной статьи для этого будет недостаточно – список окажется внушительным.


История Третьяковской галереи

Создатель уникального музея видел свое детище не просто как хранилище работ русских художников, а именно тех их полотен, которые бы передавали подлинную сущность русской души – открытой, широкой, преисполненной любви к своему Отечеству. И вот летом 1892 года Павел Михайлович передал свое собрание в дар в Москве. Так Третьяковка стала первым в России общедоступным музеем.


Проект фасада Третьяковской галереи В. М. Васнецова, 1900 г. "Мальчик в бане" (1858)

На момент передачи коллекция состояла не только из картин, но и из графических произведений русских живописцев: первых было 1287 экземпляров, вторых – 518. Отдельно следует сказать о работах европейских авторов (их насчитывалось свыше 80) и большом собрании православных икон. Кроме того, в коллекции нашлось место и скульптурам, их было 15.

Свою лепту в пополнение музейной коллекции внесли и власти Москвы, приобретая за счет городской казны настоящие шедевры мирового изобразительного искусства. К 1917 году, ставшему для России роковым, в Третьяковской галерее было уже 4 тысячи единиц хранения. Еще через год, уже при большевистском правительстве, музей получил статус государственного. Одновременно советская власть национализировала и многие частные коллекции.

Фонд Третьяковки, помимо этого, пополнялся и за счет включения в него экспонатов из небольших столичных музеев: Румянцевского музея, Цветковской галереи, Музея живописи и иконописи И. С. Остроухова. Таким образом, начало 30-х годов прошлого века ознаменовалось более чем пятикратным увеличением художественной коллекции. Одновременно с этим полотна западноевропейских художников были переданы в другие собрания. Основанная П. М. Третьяковым галерея стала хранилищем полотен, воспевающих самобытность именно русского человека, и в этом ее принципиальное отличие от других музеев и галерей.


Картина Луи Каравака "Портрет императрицы Анны Иоанновны". 1730 год
"Крестьянин в беде" скульптора Чижова М.А.

Здания Третьяковской галереи

Главное здание Третьяковской галереи по Лаврушинскому переулку, 10, что в Замоскворечье, прежде принадлежало семье основателя – в этом доме жили его родители и он сам. Впоследствии купеческая усадьба неоднократно перестраивалась. Галерея также занимает примыкающие к основному зданию постройки. Фасад, который мы можем видеть сегодня, был сооружен в начале прошлого столетия, автором эскизов являлся В. М. Васнецов.


Стиль здания – неорусский, и это неслучайно: это тоже призвано было подчеркнуть тот факт, что музей является хранилищем образцов именно русского искусства. На том же главном фасаде посетители могут видеть барельефное изображение столичного герба – Святого Георгия со змием. А по обе стороны от него находится керамический полихромный фриз, весьма нарядный. Выполненная вязью крупная надпись с именами Петра и Сергея Третьяковых – обоих дарителей коллекции – составляет с фризом единое целое.

В 1930 году справа от главного здания было возведено дополнительное помещение по проекту архитектора А. Щусова. Слева от бывшей купеческой усадьбы расположился Инженерный корпус. Кроме этого, Третьяковской галерее принадлежит комплекс на Крымском валу, где, в частности, проводятся выставки современного искусства. Выставочный зал в Толмачах, музей-храм святителя Николая, а также музей А. М. Васнецова, дом-музей народного художника П. Д. Корина и музей-мастерская скульптора А. С. Голубкиной также принадлежат Третьяковке.



Что посмотреть в Третьяковской галерее

В настоящее время Третьяковская галерея – больше чем просто музей, она представляет собой центр по изучению различных направлений в искусстве. Работники галереи, являющиеся профессионалами высокого класса, нередко выступают в качестве экспертов и реставраторов, к чьим мнениям и оценкам прислушиваются. Еще одним достоянием галереи можно считать уникальный книжный фонд, в котором хранится свыше 200 тысяч тематических изданий по различным направлениям в искусстве.

Теперь непосредственно об экспозиции. Современная коллекция включает в себя более 170 тыс. произведений отечественного искусства, и это далеко не предел: она продолжает пополняться благодаря художникам, подношениям частных лиц, различных организаций и наследников выдающихся деятелей искусства, которые приносят в дар различные работы. Экспозиция поделена на разделы, каждый охватывает определенный исторический период. Назовем их: древнерусское искусство, начиная с XII и заканчивая XVIII веком; живопись XVII - первой половины XIX веков; живопись второй половины XIX века; русская графика с XIII по XIX столетия, а также русская скульптура того же периода.

"Утро в сосновом лесу" Иван Шишкин, Константин Савицкий. 1889 год "Богатыри" Виктор Васнецов. 1898 год

Так, в разделе древнерусского искусства представлены работы как известных иконописцев, так и оставшихся безымянными. Из известных имен назовем Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия. В залах, отведенных под шедевры искусства XVIII – первой половины XIX столетия выставлены полотна таких выдающихся мастеров, как Ф. С. Рокотов, В. Л. Боровиковский, Д. Г. Левицкий, К. Л. Брюллов, А. А. Иванов.


Обращает на себя внимание и раздел русского реалистического искусства, датируемого второй половиной 1800-х годов, представленное во всей своей полноте и разнообразии. В этой части Третьяковcкой галереи вы можете посмотреть выдающиеся работы И. Е. Репина, В. И. Сурикова, И. Н. Крамского, И. И. Шишкина, И. И. Левитана и многих других мастеров кисти. К числу самых известных и обсуждаемых относится знаменитый «Черный квадрат» Казимира Малевича.

Обратившись к яркой коллекции произведений конца XIX – начала XX века, вы увидите бессмертное произведение В. А. Серова и М. А. Врубеля, а также мастеров существовавших в то время художественных объединений: «Союз русских художников», «Мир искусства» и «Голубая роза».

Отдельно следует сказать о той части экспозиции, которая известна под названием «Сокровищница». Здесь собрана в буквальном смысле бесценная коллекция художественных изделий из драгоценных камней и благородных металлов, изготовленных начиная с XII и заканчивая XX веком.

В другом специальном разделе Третьяковской галереи демонстрируются образцы графики, особенность которых в том, что на них не должен падать прямой яркий свет. Они выставлены в залах с мягким искусственным освещением, от чего кажутся особенно красивыми и чарующими.

К сведению туристов: фотографирование временных выставок в Третьяковской галерее может быть запрещено (об этом сообщается отдельно).

Время работы


Третьяковская галерея по вторникам, средам и воскресеньям работает с 10:00 до 18:00; по четвергам, пятницам и субботам – с 10:00 до 21:00. Выходной день – понедельник. Экскурсию можно заказать в экскурсионном бюро, которое находится у главного входа. Она продолжается от 1 часа 15 минут до полутора часов.

Как добраться

Доехать до главного здания Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, 10, можно на метро. Станции: «Третьяковская» или «Полянка» (Калининская линия метрополитена), а также «Октябрьская» и «Новокузнецкая» Калужско-Рижской линии и «Октябрьская» Кольцевой линии.

Понять искусство не так сложно, как кажется. Для этого не обязательно учиться несколько лет на искусствоведа. Достаточно пообщаться со знатоками, которые расскажут о знаменитых полотнах так, что потом в музее их можно будет увидеть с неожиданной стороны.

Лектор образовательного проекта Level One, дипломированный историк искусства Наталья Игнатова раскрыла тайны пяти самых загадочных картин Третьяковской галереи.

«Богатыри», Виктор Васнецов, 1898 год

Картине с тремя героями былин и сказок Виктор Васнецов посвятил значительную часть своей жизни. Полотно является одним из рекордсменов Третьяковки по количеству лет, потраченных на его создание. Первый набросок художник сделал в 1871 году, а закончил свой шедевр только в 1898-м.
Вопреки расхожему мнению о том, что богатыри выехали в поле просто прогуляться и обозреть окрестности, они готовы вот-вот ринуться в бой. Враг стоит вдалеке как бы за спиной зрителя, о его присутствии свидетельствуют сгущающиеся тучи, ястребы, которые предвкушают добычу, но главное - это выдвинутый меч Добрыни Никитича и готовый к выстрелу лук в руках Алеши Поповича. Прообразом Ильи Муромца стал император Александр III, Добрыню Никитича художник писал с самого себя, а вот прототип Алеши Поповича достоверно неизвестен, им мог быть простолюдин - Васнецов в процессе работы над картиной рисовал много портретов крестьян, извозчиков и кузнецов, которые, как ему казалось, были чем-то похожи на знаменитых сказочных персонажей.

«Неравный брак», Василий Пукирев, 1862 год

Сюжет для картины подсказал Василию Пукиреву его друг, художник Петр Шмельков. Тот хорошо знал нравы состоятельных и влиятельных людей, для которых браки по расчету были обыденностью. Пукирев отблагодарил приятеля за идею, изобразив его справа за спиной невесты. Присутствует на картине и сам живописец: он написал себя в профиль в образе шафера невесты со скрещенными руками. Изначально художник не планировал помещать себя на полотно: на его месте был приятель, чью возлюбленную выдали замуж за пожилого. Причем друг Пукирева в силу семейных обстоятельств вынужден был присутствовать на том неприятном для себя венчании именно в качестве шафера.
Впоследствии приятель попросил художника убрать его с полотна, чтобы общие знакомые и родственники не вспоминали лишний раз эту историю. Тогда Пукирев и написал себя вместо него. Если визуально разделить полотно по диагонали от верхнего правого угла к нижнему левому, то в правой части окажутся невеста и два ее друга. В то время как слева расположились родственники и друзья жениха, нарочито изображенные неприятными людьми. Таким образом, полотно делится на две смысловые части, как бы олицетворяющие добро и зло. Причем священник оказывается на стороне зла. Этот прием свидетельствует о приверженности художника принципам реализма, тем самым он ставит вопрос о роли церкви в обществе.


«Утро в сосновом лесу», Иван Шишкин, Константин Савицкий, 1889 год

Не все любители сладостей знают, что над знаменитым полотном, которое было затем растиражировано на фантиках шоколадных конфет, работали два художника. Шишкин отвечал за лес, а Савицкий - за медведей. Более того, сюжет картины придумал именно Савицкий. Медведей изначально было двое, но потом их число выросло. Коллекционер Павел Третьяков приобрел картину за 4 тысячи рублей.
Однако считается, что коллекционеру не понравилась работа Савицкого. По легенде, Третьяков сказал: «Что за медведи страшные!» И фамилия Савицкого на полотне была замазана: по одной из версий, это сделал Третьяков, а по другой - сам художник, который обиделся, не стерпев критики со стороны галериста. Мастерство Шишкина выражено в освещении леса: на верхушках сосен мастерски выписаны первые лучи солнца, которые зрители обычно не замечают, отвлекшись на фигуры медведей.

«Явление Христа народу», Александр Иванов, 1857 год

Первую значимую картину на библейский сюжет Александр Иванов написал в 1834 году. Это было «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине». И уже через три года, в 1837-м, он приступил к созданию главного произведения своей жизни - эпохального полотна «Явление Христа народу». Художник работал над картиной в течение 20 лет в Италии. В процессе создания полотна он сделал более 500 этюдов и эскизов. О том, что Иванов работает над монументальным полотном, знали все ценители живописи в России. В мае 1858 года живописец решился отправить картину в Санкт-Петербург. По легенде, во время путешествия корабль настиг сильный шторм. Художник свернул холст в трубу и поднял над головой - он предпочел не видеть гибель своего творения, а утонуть самому, если корабль пойдет под воду.
Однако полотно все же прибыло в Санкт-Петербург, где было выставлено в одном из залов Академии художеств. Публика картину приняла холодно - были претензии и к слишком маленькой фигуре Христа, и к воде, изображенной не в академической манере, а свободными мазками. Любопытно, что Иванов в этом смысле опередил время, потому что позже в похожей манере будут работать импрессионисты. Кроме того, полотно оказалось незаконченным. В левой части виден старец в белой набедренной повязке, которая отражается в воде красным пятном. На эскизах повязка действительно была красной, и художник, судя по всему, просто забыл ее перекрасить. Спустя месяц после презентации работы Иванов скончался, а через несколько часов после его смерти император Александр II приобрел картину за 15 000 рублей. Несмотря на то, что сумма была солидная, изначально художник, посвятивший этой работе половину жизни, рассчитывал на гораздо больший гонорар, но, к сожалению, не успел получить даже эти деньги.

«Московский дворик», Василий Поленов, 1878 год

Картина передвижника Василия Поленова тесно связана с другой его работой под названием «Бабушкин сад». На обоих полотнах изображен один и тот же дом в районе Арбата, только с разных сторон. Поленов написал свое самое знаменитое произведение, переехав в Москву из Петербурга и поселившись в одной из квартир дома на пересечении Дурновского и Трубниковского переулков близ церкви Спаса на Песках.
Изображенный на картине вид открывался из его окна. Причем на создание шедевра Поленову потребовалось совсем немного времени: по сути, это этюд, написанный с натуры. Впервые в истории русской живописи художник объединил два жанра - бытовой и пейзаж. Публика, уставшая от мрачных и депрессивных полотен передвижников, приняла жизнерадостную солнечную картину с восторгом. Никого не смутила даже помойка, изображенная в левом нижнем углу, которую большинство зрителей принимают за колодец.

Лучшие статьи по теме