Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Виртуальный музей государственного музея архитектуры им. А.В

Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева был создан в 1934 году и стал первым специализированным музеем архитектуры в Европе. Его главная задача - коллекционирование и представление широкой публике образцов архитектуры всего мира от древнейших времен до современности. В собраны чертежи, фотографии и модели не только архитектурных сооружений, расположенных на территории России, но и старинных византийских храмов, ближневосточных культовых сооружений, образцов европейского зодчества и даже полинезийских хижин.

Особой популярностью музей стал пользоваться в послевоенные годы. Значительная часть зданий, являющихся памятниками истории и архитектуры, оказалась разрушенной во время боевых действий, и нередко оказывалось, что документы, которые помогут восстановить строение в первозданном облике, можно найти только в архитектурном музее. Именно благодаря этому учреждению многие уникальные здания и храмы, являющиеся частью русского культурного наследия, удалось воссоздать практически из руин.

Обширность и богатство фондов Музея архитектуры впечатляют, в их каталогах более миллиона единиц хранения. В собраны уникальные документы, имеющие отношение к памятникам зодчества – чертежи, замеры зданий, негативы, фотографии... Кроме того, в залах музея представлены многочисленные коллекции произведений искусства: гравюры, скульптуры, архитектурные модели, гобелены, предметы мебели, фрагменты зданий, старинные надгробия и даже строительные материалы.

Сами здания музея, находящиеся в центре Москвы, также являются историческими и архитектурными памятниками. Музей располагается в старинной усадьбе Талызиных, на территории которой находится палата Аптекарского приказа, сохранившаяся с XVII века. Анфилада бывшего господского дома и флигель во дворе усадьбы используются как выставочное пространство и лекционный зал.

Музей проводит многочисленные выездные выставки. В экскурсионную программу входит не только осмотр экспозиции музея, но и прогулки по столичным улицам. Во время экскурсий по городу особенности архитектурного направления, доминировавшего при застройке городского района, можно изучить на примере реальных зданий. Кроме лекционного зала, в музее есть библиотека и фототека, в которых хранятся тематическая литература и богатейшая коллекция материалов по градостроительной тематике. Посетить их можно по предварительной записи.

Стоимость посещения музея: 250 рублей (взрослые), 100 рублей (льготный). Дети до 18 лет могут посетить музей бесплатно.

Расписание и стоимость экскурсий и лекций необходимо уточнять отдельно.

17 мая в Музее архитектуры имени Щусева начнет работу флигель «Руина». Новое пространство, которое откроется выставкой шорт-листа премии «Инновация», стало большим событием для архитекторов и реставраторов. Проект реконструкции бывшего каретного сарая усадьбы Талызиных с 200-летней историей утверждает новый тренд в реставрации и отказ от практики евроремонта. Бюро «Рождественка», работавшее над проектом, сохранило всю подлинную фактуру здания со всеми наслоениями эпох, новые материалы внедрялись только по необходимости, при тщательном разграничении старого и нового.

Здание перешло к музею в 1991 году, когда ему пришлось экстренно перевозить фонды из Донского монастыря, который тогда был основным пространством для МУАР: с приходом новой власти монастырь вернули Русской православной церкви. Изначально флигель рассматривали как фондохранилище, но во время ремонта он сгорел, а денег на восстановление в тот момент не нашлось.

Для привлечения внимания к этой проблеме директор музея Давид Саркисян (руководивший им вплоть до смерти в 2009 году) в начале нулевых решил провести в разрушенном здании выставку. Внимание привлечь действительно удалось, но не так, как предполагалось: флигель очаровал посетителей именно тем, что был разрушен. Искусствовед Елизавета Плавинская сравнивала здание с «Арсеналом» в Венеции и Музеем прикладного искусства в Вене, противопоставляя подлинность его фактуры облику города с «уродливыми евроремонтами и гадкими новыми зданиями, только со знаком плюс». С тех пор там начали регулярно проводить временные выставки и лекции, руина стала «Руиной», а Москва получила одно из самых самобытных музейных пространств.

21 апреля флигель открыли для экспертов архитектуры : обновленное здание сравнили с проектом реставрации-консервации уже другого «Арсенала» - нижегородского, разработанного Евгением Ассом. В «Руине» сохранили максимальное количество аутентичных материалов, открытых сводов и наслоений краски на стенах, необходимые же элементы выставочного пространства отделили от подлинного здания - при необходимости их можно демонтировать.

На обоих этажах здания появились дорожки для посетителей: на втором они находятся между открытыми кирпичными сводами нижнего яруса и позволяют рассматривать эти своды как один из постоянных экспонатов выставочного пространства. Такие же дорожки разместились на первом этаже, сводчатые залы которого предназначены для выставок. В здании появился законсервированный кабинет Давида Саркисяна, созданный на основе 3D-модели стола бывшего директора музея, выполненного учениками архитекторов Юрия Григоряна и Александра Бродского. На место вернулся и лекторий музея, которому теперь предоставлены два зала.

The Village побывал в новом пространстве, а также поговорил с автором проекта и основателем бюро «Рождественка» Наринэ Тютчевой и новым директором музея Елизаветой Лихачёвой об истории здания, его будущем и состоянии реставрационного дела в России.

ЕЛИЗАВЕТА ЛИХАЧёВА

директор Музея архитектуры имени Щусева

В «Руине» мы будем представлять проекты, которые либо совсем не связаны с архитектурой, либо связаны в меньшей степени, либо представляют ее в каких-то совершенно новых аспектах. Осенью мы планируем подготовить большой выставочный проект, посвященный творчеству Константина Мельникова, и показать на нем в том числе кое-какие вещи, которые мы раньше не имели возможности показывать в «Руине», поскольку там не было совсем никаких условий.

Открывая его выставкой «Инновация», мы решили показать, что пространство инновационное, и увязать это с тем, что в этом году проходит Биеннале современного искусства. Нам бы хотелось, чтобы «Руина» стала площадкой для экспериментов.

Открытие флигеля переносили несколько раз в силу разных обстоятельств. Главным образом из-за оборудования. Плюс были некоторые сложности, связанные с документальным оформлением работ. Общая стоимость проекта составила около 75 миллионов рублей.

Особенность этого пространства в том, что оно показывает три века русской архитектуры. Своды первого этажа - это своды XVIII века, каретного сарая усадьбы Талызиных. В первую половину XIX века здание было надстроено вторым этажом, и там была людская, где жила прислуга усадьбы. Потом, когда уже во второй половине XIX века в здании поселилось Московское казначейство, сделали третий этаж. И все периоды застройки здания удалось сохранить. Это очень редкий для Москвы случай. Обычно мы оставляем оконные своды изнутри, а тут у вас есть возможность увидеть их с лицевой стороны. Помимо всего прочего, там прекрасной, потрясающей красоты стропила - это чистая геометрия архитектуры. Стропильные конструкции на самом деле не менее красивы, чем сводчатые, но обычно их закрывают потолком, а здесь они открыты.

Здание сгорело в середине 1990-х годов, и Давид Саркисян вместе с Александром Бродским придумали гениальное пространство. По сути, это была руина, которая медленно разрушалась, и Давид вернул ей жизнь. Я очень рада, что Наринэ сохранила этот замысел, сделав его таким венецианским по духу. Может быть, со временем мы скорректируем его. Но пока я не готова давать прогнозы по этому поводу.

Всех, кто хочет увидеть Пера Гюнта в его классической версии, постановка может разочаровать. 4 часа, очень много краски, которую актеры беспрерывно выливают на себя: чистой в этой версии не смогла остаться даже Солвейг. Были моменты, которые меня захватили, но больше было моментов откровенно неуместных. Стараясь показать Пера Гюнта наших дней, авторы хватались буквально за все. Получилось чересчур.

  • 0
  • 0
  • Ответить
Алексей Ли
24 апреля 2019 Выставка «Постоянная экспозиция Музея космонавтики »

Очень рекомендую! Большая, по-настоящему интересная экспозиция, которая рассказывает обо всех периодах становления космонавтики. Не знаю, как детям, но мы, двое взрослых, были очень увлечены. Порадовало качество подготовки и презентации выставки - действительно современный качественный музей!

  • 0
  • 0
  • Ответить
Виктор С.
13 июля 2019 Выставка «Россия делает сама »

Познавательно, много экспонатов, видно, что создатели выставки действительно постарались создать образовательную, "просветительскую" площадку. Лучше идти с детьми постарше - мы ходили с двумя детьми, старшему (13 лет) было очень интересно, а второклассник заскучал. Хотя, конечно, это индивидуально.

  • 0
  • 0
  • Ответить
Антон
4 июня 2019 Выставка «Робостанция »

Давно слышали про эту выставку и вот наконец удалось посетить. Очень интересно! Роботов много, все они разнообразные, заточены под разные функции. Здорово, что есть информационные экраны, где можно почитать более подробно о каждом. В общем рекомендую к посещению, особенно с детьми - им тут раздолье!)

  • 0
  • 0
  • Ответить
Валерия
10 августа 2019 Выставка «Робостанция »

Были с детьми (10, 6 и 5 лет) - они в восторге! Основная фишка выставки - в ее интерактивности: дети могут общаться с роботами, могут все покрутить, потрогать, побросать и т.д. Очень похоже на этакую модернизированную детскую площадку. Однако нам, взрослым, было немного скучновато, так как говорить о том, что на выставке представлены какие-то интересные с технической точки зрения экспонаты, сложно, какой-то явной образовательной составляющей мы тоже, к сожалению, не увидели. Хотя вроде для детей проводятся какие-то мастер-классы по робототехнике. В целом провести время с детьми - интересно, но ожидать вау-эффекта для взрослых все же не стоит.

  • 1
  • 0
  • Ответить
Maria
15 мая 2019 Спектакль «Пролетный гусь »

Впервые услышала про этот спектакль от своего преподавателя в институте, которая потрясающе вела у нас курс русской литературы. Наверное, знакомиться с творчеством Виктора Астафьева через этот спектакль - одна из замечательных идей. Спектакль проникает в самое сердце, трогательно, понятно и очень сильно рассказывает про ту самую русскую душу, поэтому он будет близок всем и едва ли оставит кого-то равнодушным.

Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева обновилсвою виртуальную экспозицию. Проект реализован Министерством культуры Российской Федерации и порталом «Культура.РФ». Познакомиться с богатейшим наследием первого в мире специализированного музея архитектурыможно на сайтеи с помощью одноименного мобильного приложения.

Контент обновленного приложения переведен на шесть языков: к русской и английской версии добавлены китайская, французская, немецкая и испанская. Прошлая версия приложения стала популярна не только в России, но и за рубежом, именно поэтому проект совершил следующий шаг к расширению своей аудитории.

Обновленный виртуальный музей Щусева призван сделать знания о русской архитектуре доступнее для миллионов пользователей по всему миру. Только здесь впервые представлены в 3D нереализованные идеи великих архитекторов. Виртуальный музей архитектуры позволяет увидеть объекты, которых уже нет или существовавших лишь в замыслах творцов.

  • Как выглядел шедевр древнерусского зодчества - Чудов монастырь?
  • Почему великому зодчему Баженову не удалось реализовать проект по строительству Большого Кремлевского дворца и зачем снесли часть Кремлевской стены?
  • Какие иностранные архитекторы учувствовали в конкурсе на здание Дворца Советов, возведение которого, обещало стать стройкой века?

Здесь можно найти ответы на эти и многие другие вопросы, а также рассмотреть детали архитектурных шедевров своими глазами, находясь в любой точке мира.

Новая версия мобильного приложения совместима с несколькими распространенными шлемами виртуальной реальности - Googlecardboard и cardboard-совместимые, SamsunggearVR.

Вадим Ваньков, Советник Министра культуры Российской Федерации :

Обновленный виртуальный музей архитектуры - пример того, как современные технологии делают знания доступнее. Этот проект намного шире, чем просто сайт музея - его можно расценивать и как онлайн-площадку, расширяющую наши знания об архитектуре. Особенно я хочу выделить раздел «Спецпроекты» и мобильное приложение. Пользователи могут оказаться внутри величественных шедевров архитектуры, которые или не были воплощены в жизнь, или бесследно исчезли. Наш проект позволяет восполнить эти знания, выбрав любую удобную форму - краткую видеоэкскурсию или самостоятельный 3D-тур, в том числе доступный пользователям, набирающих популярность приложений виртуальной реальности

Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева - далеко не единственная площадка, которая обрела свою онлайн-версию.На данный момент» более 200 виртуальных музеев собраны на портале Культура.РФ

Справка:

Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева - музей и научный центр по изучению и популяризации архитектурного наследия. Музей основан в 1934 году и носит имя своего основателя и первого директора, выдающегося русского и советского архитектора А.В. Щусева.

Основными направлениями деятельности музея являются научные исследования, коллекционная работа, содействие реставрации памятников архитектуры, организация выставок. В структуру музея входят научные отделы хранения фондов, научная библиотека, архив, реставрационные мастерские, фототека, отдел популяризации архитектуры, отдел развития. Коллекции музея отражают тысячелетнюю историю архитектуры России и включают более одного миллиона единиц хранения. Музей имеет статус особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации (указ Президента РФ от 24 января 1995 года).

Музей архитектуры им.А.В. Щусева - выставочное пространство, сочетающее в себе традиции и современные технологии. Так, например, проект онлайн-музея http://vma.muar.ru/ , представлен и на самой площадке, в качестве виртуальной экспозиции “Коридор времени", где каждый посетитель может ознакомиться с историей русской архитектуры, стать участником экскурсий по разным эпохам или самостоятельно поработать с уникальными музейными материалами, представленными в Виртуальном музее архитектуры.

Идея создания Музея архитектуры возникла еще в XIX веке. Первый музей был основан в 1934 году, как подразделение вновь созданной Академии архитектуры СССР. Он открылся в Москве на территории Донского монастыря.

После Второй мировой войны пришло осознание важности архитектурного наследия для национального самоуважения. Наконец, был услышан призыв выдающегося советского архитектора Алексея Щусева, долгие годы добивавшегося открытия Музея архитектуры не только для ученых, но и для всех желающих. Указом В. М. Молотова в 1945 году «Республиканский музей русской архитектуры» был учрежден в усадьбе Талызиных на ул. Коминтерна в Москве (ныне – ул. Воздвиженка). Авторство этого памятника архитектуры XVIII века приписывают великому русскому зодчему Матвею Казакову. Ориентированный, прежде всего, на русское национальное наследие, новый Музей архитектуры, в отличие от академического, предназначался не специалистам, но самым широким кругам населения. Фактически, он призван выполнить те же функции в отношении архитектуры, что и Государственная Третьяковская галерея в области искусства.

Алексей Щусев стал его первым директором. Его авторитет, энергия и выдающиеся дипломатические качества позволили добиться невероятного – музей заявляет себя как значимый центр архитектурной жизни страны. Он фокусируется и на крупнейших архитектурных и градостроительных проектах, и на сохранение исторического наследия. Щусев инициирует научные экспедиции музея, многие из которых стали спасением целого ряда памятников. Жизнь Щусева оборвалась в 1949 году. Он не успел увидеть первую постоянную экспозицию своего музея. Она открылась в 1957 году.

В дальнейшем, уже в 1964 году, произошло объединение двух музеев – Государственного музея русской архитектуры и Музея Академии архитектуры СССР – в одно авторитетное научно-музейное учреждение в области архитектуры, впоследствии получившее название – Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А. В. Щусева. В усадьбе Талызиных экспонировалась советская архитектура и устраивались выставки эпохальных конкурсов. Донской монастырь стал филиалом, представляющим древнерусское зодчество. Коллекция объединенного музея поистине уникальна, среди экспонатов – архитектурная графика, макеты, фотографии, фрагменты разрушенных зданий, образцы строительных материалов, cкульптура, ткани, мебель и многое другое. Все это позволяет всесторонне реконструировать взаимосвязь развития истории российской архитектуры и государственности.

В начале 1990-х годов Донской монастырь был возвращен Русской православной церкви, а музейные экспонаты эвакуированы на Воздвиженку, в тесные помещения, нуждающиеся в капитальном ремонте.

Экспозиция музея архитектуры имени А.В. Щусева

Сегодня, в XXI веке, Государственный музей архитектуры с собранием более 1 000 000 единиц хранения ожидает реновации и развития, которое позволит раскрыть потенциал, заложенный в нем и его коллекциях.

Фонды музея отражают тысячелетнюю историю архитектуры России и являются национальным достоянием. Музей хранит подлинную графику выдающихся российских и зарубежных архитекторов, архитектурные модели, живопись, произведения декоративно-прикладного искусства, мебель, фрагменты разрушенных памятников. Среди шедевров - модель Большого Кремлевского Дворца, арх. В. Баженов; коллекция проектов советских архитекторов авангардистов.

В музее действует постоянная экспозиция, представленная моделью Большого Кремлевского Двора архитектора В. Баженова, а также экспозиции под открытым небом: экспозиционный стеллаж со скульптурными фрагментами Триумфальной арки и садово-парковая скульптура из коллекции музея.

Музей архитектуры имеет широкую аудиторию, в числе которой не только профессионалы, но и все, кто интересуется архитектурой. Музей ведет активную выставочную и просветительскую деятельность.

Лучшие статьи по теме