Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Константин крыжицкий вечер 1905 описание картины. Русские художники

Константин Яковлевич Крыжицкий (17 (29) мая 1858 - 4 (17) апреля 1911) - украинский художник, мастер реалистического пейзажа. Педагог, общественный деятель, многолетний экспонент передвижных выставок, участник весенних академических выставок и выставок акварелистов в Обществе поощрения художеств. Оставил после себя большое художественное наследие.

Пейзажист Крыжицкий Константин Яковлевич - родился 17 мая 1858 года в Киеве, умер 4 апреля 1911 года в Санкт-Петербурге. Академик Императорской академии художеств в Петербурге. Один из организаторов и председатель Общества художников имени А. И. Куинджи. Много ездил по Российскому империи, Прибалтике, бывал в Европе, но пейзажи родной Украины всегда оставались одной из ведущих тем творчества художника.

Вечер на Украине

Родился в Киеве в семье купца. Кроме учебы в реальном училище, занимался также в Киевской рисовальной школе под руководством Николая Мурашко (1875-1876). Продолжил образование в Петербурге в Императорской академии художеств у М.К. Клодта (1877-1884). За успехи был отмечен серебряными и золотой медалями, по выходу из Академии получил звание классного художника 1-й степени.

К. Я. Крыжицкий остался жить в Санкт-Петербурге, преподавал рисование в Николаевском сиротском институте. Много работал, писал преимущественно пейзажи, которые охотно раскупались коллекционерами, в том числе членами императорской семьи. В 1889 году за картину «Лесные дали» удостоен звания академика.

Все эти годы Крыжицкий много путешествует. География его творческих поездок очень широка: Россия, Прибалтика, Норвегия, Франция, Германия и, конечно, родная Украина. Украинские пейзажи составили основу его творчества. Пишет не только маслом, но и акварелью, карандашом.

С 1891 г. Константин Яковлевич - экспонент Товарищества передвижных художественных выставок. Был членом и экспонентом Общества русских акварелистов с момента его учреждения в 1887 году. В 1900 году работы художника экспонируются на Всемирной выставке в Париже, а в 1909 году - в Мюнхене на Международной художественной выставке.

В 1908 г. Крыжицкий стал инициатором и членом-учредителем Общества им. А.И. Куинджи, о чем писал: "Я отношусь с должным уважением к чужому труду и с большой осторожностью касаюсь чужой души, а кроме того, признаю право на существование и на должную роль в деле общей эволюции искусства каждого художника. Исходя из этих соображений терпимости, я начал организовывать Общество им. Куинджи, надеясь объединить художников в одну дружественную семью, без различия партий и верований, полагая, что только совместными усилиями они могут вести общее дело, одинаково всем им дорогое дело русского искусства".

Не выдержав развязанной против него травли по несправедливому обвинению в плагиате, Константин Яковлевич окончил жизнь самоубийством 4 апреля 1911 года. Похоронен в Петербурге на Смоленском православном кладбище.

Творческое наследие художника состоит из более 400 картин, которые находятся в ведущих музея Украины, России, других стран.

Хутор в Малороссии

Село
Холст, масло. 14 x 31 см
Николаевский художественный музей им. В.В.Верещагина

Церковная ограда

Ранний снег
Холст, масло. 62.3 x 92 см
Государственный художественный музей Алтайского края

Ранняя весна

Закат
Холст, масло. 21.7 x 35.5
Тюменский музей изобразительных искусств

Болото

Гроза собирается

Вечер на Украине
1901
Холст, масло. 90 x 142
Донецкий областной художественный музей

Холм
1879, Холст, масло
Бердянский художественный музей имени И.И. Бродского

Дорога в горах

Пейзаж с рабочим у реки
1901
Холст, масло
Луганский областной художественный музей

Дорога

Зимний лес

Пейзаж
Холст, масло. 33 x 62
Национальный музей Грузии

Лесная река

Облака над полем
1908. Бумага на картоне, темпера. 34 х 54

Парк в Лазенках

Пейзаж

Перед полуднем

Лесное озеро
1900-е
Картон, масло. 28 х 34

С ярмарки

Утро на озере

Зимний пейзаж со стогами
1910
Холст, масло. 53 x 81 см
Окружная художественная галерея

Овражек
1907. Холст, масло
Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля

Море

Крыжицкий Константин Яковлевич - русский живописец-пейзажист, академик Императорской Академии Художеств в Санкт-Петербурге.

Родился в 1858 году в Киеве, в семье богатого купца. Детство художника прошло в отцовском особняке на Владимирской горке — одном из красивейших мест города. Из окон мезонина, в котором была детская, открывался великолепный вид на Днепр и уходящие вдаль зеленые пространства. Эти ранние впечатления, несомненно, отразились в знаменитых пейзажах, полных воздуха и света, прежде всего, в картине Лесные дали.


Художественный дар Крыжицкого был замечен еще в гимназии, но учиться живописи он начал сравнительно поздно — в семнадцать лет, когда в Киеве открылась общедоступная школа Н.И. Мурашко. Но прежде было Киевское Реальное училище. У Мурашко, талантливого пейзажиста и замечательного педагога, начинали свое художественное образование такие мастера, как Валентин Серов, Михаил Врубель, Николай Пимоненко. Главным в преподавании была работа с натуры. Летом учитель и ученики проводили дни на этюдах — в живописных окрестностях Киева, запечатленных впоследствии Крыжицким в таких картинах, как «Зеленая улица», «Хутор в Малороссии», Гроза собирается, Вечер на Украине, «Хутор на Днепре» и других.

Этюд

Норвежский фиорд. 1903

В 1877 году поступил в Императорскую Академию Художеств,где занимался под руководством профессора М.К.Клодта.

Он считался одним из лучших студентов. Однако перед самым выпуском едва не расстался с Академией. Причиной разногласий с профессорами послужило творчество А.И. Куинджи, не принимавшееся ревнителями строгих академических традиций. Крыжицкий же стал горячим поклонником мастера еще в Киеве. И это было не просто увлечение. Два художника были глубоко близки друг другу по духу. Их сближало не только и не столько манера письма, сколько солнечное восприятие мира, умение видеть свет сквозь тучи и ночную мглу. Неудивительно, что в дальнейшем их связала и личная дружба, продолжавшаяся долгие годы.

Закончил академический курс в 1884 году в звании классного художника 1-й степени и с малой золотой медалью,присужденной ему за картину "Дубы".

В этой картине уже отчетливо заметны основные черты творческого почерка художника: с одной стороны — высокий технический уровень, тщательность прорисовки натуры, а с другой — замечательное умение передать воздух, свет, настроение. Полотна Крыжицкого при всем их строгом реализме — удивительно эмоциональны, причем эмоции, которые они вызывают, — светлые. Даже в сумрачных осенних или вечерних пейзажах художник умеет создать ощущение близкого солнца («Закат», «Ранний снег», Осень, «Река», «Опушка леса», Озеро и другие).

В 1889 году получил степень академика.

Работал не только масляными красками,но и акварелью и карандашом, черпая мотивы для своих пейзажей преимущественно из природы Киевской губернии и окрестностей Петербурга.

"Деревня на берегу речки" хранится ныне в Сочинском музее.

А где же быть картине "Море" 1894 г., как не в Краснодаре?

В 1890-х гг. написал "Деревья у реки":

Большинство его картин появлялись на ежегодных академических выставках,начиная с 1879 года,а акварелей - на выставках Общества русских акварелистов, деятельным членом которого он был с момента его основания. 1909 год - журнал "Нива" насчитал у него более 400 картин и 2000 этюдов.


Зимний пейзаж со стогами.

Причем интересно, что природа юга (за исключением родной украинской) не слишком привлекала Крыжицкого.


Южный пейзаж. 1899


Зимний вечер в Киеве.

"Украинская ночь", 1895

Близки ему были те края, куда солнце заглядывает реже, где его тепло и свет ценятся выше. Русские поля и перелески, хмурые волны Балтики, застывшие под холодным солнцем норвежские скалы и фиорды — все это мы видим на его картинах.

"Морской прибой", 1908

Среди этих картин хочется особо отметить замечательный Звенигород — настоящий гимн русской природе в расцвете сияющего лета. Солнечное небо, праздничная белизна монастырских стен, отраженных в речной воде, блеск солнца на куполах… Кажется, вот-вот — и мы услышим, как разливается над рекой колокольный звон!..

"Скит в лунную ночь", 1898

И петербургская мастерская, и валдайская усадьба Крыжицкого всегда были открыты для гостей и учеников. Художник был прекрасным педагогом, его всегда окружала молодежь. И спустя много лет ученики — такие, например, как замечательный художник А.А. Рылов — вспоминали о нем с глубоким уважением и теплотой.

"Озеро", 1897

Крыжицкий учил, прежде всего, личным примером — трудолюбию, пристальному вниманию к деталям, к природе во всем ее изменчивом многообразии. К.Я. Крыжицкому выпало жить и работать в непростое время — на рубеже веков, в эпоху рождения новых теорий, новых взглядов на жизнь и искусство. Для большинства его коллег это означало непримиримую борьбу с теми, кто не разделял их позиций.

"Серебряные пруды", 1891

Реализм — или модернизм, «передвижники» — или «Мир искусства»! Крыжицкий оказался в числе тех немногих, кто в этих условиях взял на себя практически непосильную задачу: примирить враждующих, напомнив, что они, как бы ни различались их идейные и эстетические принципы, — прежде всего Художники.

С этой целью он пытался издавать журнал «Художник», а потом, когда попытка не удалась, стал одним из основателей Общества имени А.И. Куинджи. Эта организация была призвана поддерживать всех художников, независимо от направлений, в которых особенно проявлялся их талант, помогать им в творчестве и в быту: устраивать выставки, выплачивать пособия и т. д. Именем Куинджи она была названа неспроста: знаменитый художник, друг Крыжицкого, не только стоял у ее истоков, но и отдал для ее нужд практически все свои средства. Для Крыжицкого участие в работе Общества имело принципиальную важность. Еще в юности, во многом благодаря первому учителю Н.И. Мурашко, он приобрел стойкое убеждение: художники и должны по-разному видеть мир. Свой собственный, неповторимый взгляд есть признак настоящего творца, а отнюдь не причина для противостояния. Эту мысль он не уставал повторять и в частных беседах, и в публичных выступлениях. «…Я отношусь с должным уважением к чужому труду, — писал он, — и с большой осторожностью касаюсь чужой души, а кроме того, признаю право на существование и на должную роль в деле общей эволюции искусства каждого художника. Исходя из этих соображений терпимости, я начал организовывать Общество имени Куинджи, надеясь объединить художников в одну дружественную семью, без различия партий и верований, полагая, что только совместными усилиями они могут вести общее дело, одинаково всем им дорогое дело русского искусства». Увы, единомышленников он почти не встречал. В те годы, как писал один из его основных оппонентов А.Н. Бенуа, «не примирение под знаком красоты стало… лозунгом во всех сферах жизни, но ожесточенная борьба… При этом всякий, кто, игнорируя психологию момента, явился бы с масличной ветвью, заслужил бы не без основания репутацию смешного простака». Такой репутации Крыжицкий не боялся. К общественной деятельности он относился очень серьезно — и очень глубоко переживал неудачи. Являясь, как отмечали и друзья, и недоброжелатели, человеком редкой душевной чистоты, он терялся, сталкиваясь с непорядочностью, корыстью, равнодушием. Это, в конце концов, и привело его к гибели. В 1911 году покончил жизнь самоубийством. Прислуга первой обнаружила мёртвого Константина Яковлевича. Он повесился в своём кабинете, а на столе лежала предсмертная записка. В этой своей записке Константин Яковлевич утверждает, что причина, которая побудила его совершить это самоубийство, является его травля недоброжелателями. Крыжицкий был очень чувствительным и впечатлительным человеком. Его обвиняли в плагиате за то, что он выставил картину похожую на ранее нарисованную картину Бровара. Всему виной стала фотография, которую Константин Яковлевич снял в Беловежской пуще. Он воспользовался фотографией, которая потом продавалась. Этой же фотографией мог воспользоваться Бровар. Идентичность картин завистники нашли только в одном дереве и сразу этим воспользовались. Газеты воспользовались этой сплетней, ведь для поднятия популярности газеты нужен материал. Но, к сожалению, у художника не хватило сил и нервов. Он всегда хотел быть полезен обществу, приносить пользу людям своими работами. Так из-за клеветы серых бездарностей оборвалась жизнь великого человека, который мог бы ещё долго радовать нас своими шедеврами. Похоронен все же на Смоленском православном кладбище в Санкт-Петербурге.Работы Крыжицкого хранятся в Государственном Русском музее. Константин Крыжицкий оставил большое наследие, которое сохранилось главным образом в музеях русских и украинских провинциальных городов: Самары, Саратова, Харькова, Петрозаводска. Отметим, что интерес к творчеству этого замечательного художника заметно увеличился в последние годы — что, безусловно, справедливо.

В 1910 году у него была идея пройти путь французской и русской армий к столетнему юбилею Отечественной войны 1812 года, но, к сожалению, великий художник не смог осуществить свой замысел. Осенью 1910 года на выставке русской живописи в Лондоне была представлена последняя картина Крыжицкого — Повеяло весной. На этом полотне с удивительной тонкостью передана особенная предвесенняя атмосфера. Синие тени на подтаявшем снегу, могучие дубы, купающиеся в чистых лучах уже не по-зимнему высокого солнца… Глядя на картину, чувствуешь радостное предвкушение тепла; и кажется, что у мастера, написавшего ее, впереди долгая жизнь, наполненная творчеством.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.


Летний пейзаж.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

Морозный день.

Овраг, 1882

37.

38.

39.

Море. 1899

Море.

Рассвет над озером


Хмурый день. 1907


Озеро. 1896

Крыжицкий дружил и с И.И.Шишкиным, и с А.И.Куинджи; чутко реагировал на достижения других современных ему пейзажистов, которые, впрочем, не обходили и его творчество своим вниманием. Все это естественно, если преследовать цель достичь наибольшего совершенства в изображении родной природы. А подражательство в искусстве - достаточно распространенное явление. Беда Крыжицкого как художника состояла в том, что он не оставил после себя какой-либо "главной" картины, а его "балансирование на грани похожести" на другие картины сделало его имя и вовсе малознакомым для потомков. При жизни Крыжицкий слыл всеобщим любимцем, приветливым обаятельным человеком, пока его не затмили другие пейзажисты. Он всегда искал что-то свое, а найдя картинно завершенный образ, не умел сделать так, чтобы о нем заговорили, как о большом художнике. Напротив, у его соперников это получалось с блеском.

Так, широко известна картина Левитана "Озеро" (1900), ставшая чуть ли не символом России и итогом всего творчества этого художника. А об одноименной картине Крыжицкого, исполненной на 5 лет раньше, которая могла служить прототипом для Левитана, - мало кто знает. Разве Левитан не заимствовал сюжет у Крыжицкого, если смотреть на живопись с точки зрения подражательства? Или, быть может, художников независимо друг от друга волновала одна и та же тема?

Но картина Крыжицкого выглядит совершенней главным образом благодаря мастерски написанным облакам. Публика и критика уже не хотели замечать Крыжицкого. Его удачи в сравнении с любыми этюдами кумиров представлялись не более чем случайными откровениями...


Вечер. 1905

Самые известные картины Крыжицкого Константина Яковлевича . Широко известными работами Константина Крыжицкого являются картины «Перед полуднем» (1886 год), «Гроза собирается» (1885 год), «Хутор в Малороссии» (1888 год), «Лесные дали» (1889 год), «Зелёная улица» (1887 год), «Жар свалил, повеяло прохладой» (1889 год) и другие.

Дубы

Болото

Купальня

Водяная мельница

Утро на озере

Двор

Деревня на берегу речки

Принадлежность картин Крыжицкого Константина Яковлевича к художественным стилям . Константин Яковлевич Крыжицкий был живописцем-пейзажистом. Он писал не только масляными красками, но и карандашом и акварелью. Константин Яковлевич последовательно разрабатывал в своем творчестве украинскую тематику, при этом он придерживался реалистических традиций русского изобразительного искусства. Все свои картины художник писал в стиле реализм.

Музеи и галереи - места выставок картин Крыжицкого Константина Яковлевича . Картины художника хранятся в Третьяковской галерее - «Перед грозой» (1885 год), в Государственном Русском музее, в художественных музеях Украины, и также в личных коллекциях любителей живописи.Такие картины Константина Крыжицкого, как: «Проясняется» (1893 год), «Перед полуднем» (1885 год), «Снег выпал в сентябре» (1898 год) находятся в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

Лес зимой

Пейзаж

Перед дождем

Проясняется

Перед полуднем

Ранний снег

Повеяло весной

Ранняя весна

Ранняя весна

Поле

Странники

История, закончившаяся смертью Крыжицкого, началась в 1911 году, когда некий Фома Райлян - издатель газеты «Против течения», о котором М. Горький писал «апаш, невежда, человек скандала...» - без всяких на то оснований обвинил художника в плагиате.

В результате поднятой Райляном и некоторыми деятелями культуры травли, нервы Крыжицкого не выдержали и в апреле 1911 года он покончил жизнь самоубийством (роль Райляна в этой истории подтвердил сын художника Г.К. Крыжицкий в заметке, напечатанной в журнале "Огонек", № 35, 24 августа 1958 год).

На письменном столе покойного художника найдена записка, в которой К.Я.Крыжицкий объяснял, что поднятая против него травля совершенно его обессилила.
- Нервы не выдерживают, - писал К.Я. - Сознаю свою правоту, но не чувствую в себе сил бороться с инсинуациями врагов. Быть может, третейский суд и показал бы мою правоту, но не хватает ни сил, ни желания выяснить правду. Хорошо знавшие академика Крыжицкого так объясняют причину этого ужасного самоубийства.
Крыжицкий был всегда человеком с нервно повышенной чувствительностью и резко выражающейся впечатлительностью. В последние дни его совсем измотал кампания, поднятая против него в журнально-художественных кругах. Крыжицкий выставил картину, оказавшуюся удивительно схожей по сюжету и подробностям с ранее написанной картиной Бровара. Картина изображала уголок Беловежской пущи. Крыжицкого стали обвинять в плагиате. Обвинение было явно необоснованное. Нелепо обвинять такого мастера, как Крыжицкий в плагиате. И действительно оказалось, что Крыжицкий 23 года тому назад снял в Беловежской пуще фотографию, которой он сам воспользовался. Фотография эта затем продавалась, и ею, вероятно, также воспользовался и Бровар. История с обвинением в плагиате и поднявшаяся полемика страшно потрясли художника.

Зима. Деревня.1880-е гг.

Через два дня газета «Новое время» под заголовком «Злая сила» опубликовала следующее: «Неслыханное несчастье свершилось: наложил на себя руки талантливейший из художников наших, гордость России К.Я.Крыжицкий. Как иногда олень в тундре погибает закусанный тучею "гнуса", поэт нашей природы пал жертвой грязной газетной травли... Чем больше публика рукоплескала любимому пейзажисту, тем сильнее слышалось шипение разных гг. Бенуа, Бакстов и их сродников. Крыжицкий дает, видите ли не картины, а фотографии, они у него слишком уж похожи на природу, у него будто бы нет "настроения", нет тех каких-то красочных комплексов, которые декадентам заменяют талант...»


(1858-1911) - русский живописец-пейзажист. Академик Императорской Академии Художеств в Санкт-Петербурге (1889).

Биография

Получив общее образование в Киевском реальном училище, посещал рисовальную школу Н. И. Мурашко. В 1877 поступил в Императорскую Академию художеств, где занимался под руководством профессора барона М. К. Клодта. Окончил академический курс в 1884 со званием классного художника I степени и с малой золотой медалью, присуждённой ему за картину «Дубы». Повышен, в 1889, в степень академика, в 1900 избран действительным членом Академии художеств. С 1884 по 1906 преподавал рисование в Николаевском сиротском институте.

Крыжицкий много путешествовал, в 1890 году посетил Францию и Германию. В 1900 году работы художника экспонируются на Всемирной выставке в Париже, а в 1909 выставляются в Мюнхене на Международной художественной выставке.

Работал не только масляными красками, но и акварелью и карандашом, черпая мотивы для своих пейзажей преимущественно из природы Киевской губернии и окрестностей Петербурга. Большинство его картин появлялись на ежегодных академических выставках, начиная с 1879, а акварелей - на выставках Общества русских акварелистов, деятельным членом которого он был с момента его основания. Был одним из организаторов, а с 1908 года - председателем Общества художников имени А. И. Куинджи. Работы хранятся в Государственном Русском музее.

Лучшими из его многочисленных произведений считаются: «Гроза собирается» (1885), «Перед полуднем» (1886), «Зелёная улица» (1887), «Хутор в Малороссии» (1888), «Жар свалил, повеяло прохладой» (1889), «Лесные дали» (1889; была приобретена императором Александром III), «Майский вечер» (1886).

Покончил жизнь самоубийством. Похоронен на Смоленском православном кладбище. Крыжицкий Константин Яковлевич написал более четырёхсот картин. В 1911 году в Санкт-Петербурге и в 1913 году в Москве прошли мемориальные выставки художника.

Смерть

4 апреля 1911 года Крыжицкий покончил жизнь самоубийством. Прислуга первой обнаружила мёртвого художника. Он повесился в своём кабинете, а на столе лежала предсмертная записка. В этой записке Крыжицкий утверждает, что причина, которая побудила его совершить это самоубийство, является его травля недоброжелателями. Крыжицкого обвинили в плагиате за то, что он выставил картину похожую на ранее нарисованную картину Якова Бровара. Всему виной стала фотография для написания картины, которую Константин Яковлевич снял в Беловежской пуще. Этой же фотографией мог воспользоваться Бровар. Идентичность картин была только в одном дереве. Газеты написали про этот инцидент из-за которого Крыжицкий покончил жизнь самоубийством.

Галерея

    Перед дождём (1880)

  • Хутор в Малороссии (1884)

    Озеро (1896),

    Вечер на Украине (1901)

    Деревня на берегу реки. Вечер (1905). Сочинский художественный музей

Ссылки

  • Константин Яковлевич Крыжицкий : тематические медиафайлы на Викискладе
  • Крыжицкий Константин Яковлевич
  • Творчество Константина Крыжицкого

Крыжицкий Константин Яковлевич (1858-1911)

Способности юного Константина Крыжицкого к рисованию были очевидны. Именно поэтому после окончания Киевского реального училища он поступает в 1877 году в Академию художеств. Учителем будущего академика пейзажной живописи Константина Яковлевича Крыжицкого был замечательный художник и преподаватель М.К. Клодт , под руководством которого юноша успешно постигает изобразительную грамоту. После учебных серебряных и золотых медалей К. Крыжицкий получает в 1884 году по выходу из Академии звание классного художника первой степени.

Основной специализацией художника стал пейзаж. Большинство его работ демонстрировалось на академических выставках с 1879 года, где и охотно раскупалось известными или малоизвестными коллекционерами. Такие же картины художника, как "Лесные дали" (1889), "Майский вечер" (1886), "Гроза собирается" (1885), "Перед полуднем" (1886), "Зеленая улица" (1897), стали собственностью членов императорской семьи или самой Академии художеств. Был также К.Я. Крыжицкий автором замечательных акварелей и первоклассных рисунков углем. В последнем виде творчества с ним в его время мало кто мог сравниться.

Лучшие статьи по теме