Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Windows инструкции
  • Борисов мусатов картины в третьяковской галерее. Борисов-Мусатов: биография и картины художника

Борисов мусатов картины в третьяковской галерее. Борисов-Мусатов: биография и картины художника

Виктор Эльпифидорович Борисов-Мусатов был русским живописцем, акварелистом, а также автором прекрасных фресок конца XIX - начала XX века. У Мусатова был дар без лишней сентиментальности, очень точно и тактично изображать то, что его окружало. Он не был передвижником, авангардистом, академистом. Этот немного грустный человек ассоциируется с чистотой, красотой и мечтами. Виктор Борисов - Мусатов не выражал никаких идей, моралей в своих произведениях, он являл красоту людям, не опускаясь до низости и пошлости.

Появление на свет художника

Виктор Борисов-Мусатов родился в городе Саратове, в 1870 году. Его дед был крепостным крестьянином, принадлежавшим помещику Шахматову. После отмены крепостного права, его отец стал камердинером у Шахматовых, ездил с барином по миру, затем - женился, стал бухгалтером на железнодорожной станции.

У родителей художника до его появления уже умерло четверо детей, не прожив и нескольких месяцев. Когда родился Виктор - счастью не было предела. Он был окружен любовью, заботой и лаской. Но в три года мальчик неудачно упал, серьезно повредив позвоночник. У ребенка начал расти горб. Но судьбой ли, Богом ли, семье будущего художника был послан врач-ортопед, практикующий новые по тем временам методы лечения. Горб хоть и не исчез совсем, но перестал расти, у мальчика снова появился интерес к жизни. Вмешательство грамотного доктора, безусловно, сыграло большую роль в жизни маленького Вити.

К сожалению, художник Борисов-Мусатов всю свою жизнь страдал от болей в спине, а хроническое воспаление позвоночника оказалось костной формой туберкулеза.

Первые шаги к искусству

Мальчику с самого раннего детства нравилось рисовать, мечтать в одиночестве. Он любил убегать на один пустынный островок посреди Волги. Там он рисовал красками, мечтал, размышлял о жизни. Молодой художник был застенчивым, но очень милым и в то же время излучающим позитивную энергию человеком.

Художественное училище

Виктор учился в Саратовском реальном училище, где преподавал Василий Коновалов. Учитель заметил в молодом человеке талант и научил его всем необходимым азам в живописи.

Затем, в 1870 году, художник поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВиЗ), где работал известный художник того времени Поленов, но Виктор не задержался там надолго. Борисов поступил в Петербургскую Академию художеств, стал брать уроки у Павла Чистякова. К сожалению, петербургский климат негативно влиял на здоровье юного художника, и ему пришлось вернуться в Москву, снова восстановившись в училище.

Первый успех

Будучи еще учеником, художник нарисовал картину «Майские цветы», которая очень приглянулась княгине Елизавете Федоровне.

Она купила ее за 150 рублей. Это дало возможность юноше побывать за границей, брать уроки живописи у мировых художников.

Результаты поездки в Париж

Вернувшись из путешествия, Виктор чувствовал себя художником, который нашел себя в искусстве. Определился он и с темами своих картин: это были девушки в красивых платьях, старинные здания, мечты о прекрасном. Когда его спрашивали о том, какая эпоха изображена на его картинах, он говорил: «А это, знаете ли, просто красивая эпоха». Борисов совершенно не увлекался прошлым. Описание картин Борисова-Мусатова - это мечты, грезы о Прекрасной Даме, тонкие, изящные символы любви и чистоты.

Поездка в Париж очень сильно повлияла на творчество художника. Он отказался работать маслом, полностью перешел на темперу.

Несбывшиеся мечты

Архитектор Ф. Штефель строил в Кропоткинском переулке особняк для Дерожинской и очень хотел, чтобы роспись на стенах выполнил именно Виктор. Уже были готовы эскизы «Времен года» (они и сейчас хранятся в Третьяковской галерее), которыми художник планировал расписать стены, но мадам Дерожинская была категорически против услуг Борисова-Мусатова, так и не дав воплотиться в жизнь мечтам художника.

Женские образы произведений

Картины Борисова часто изображают женские образы. Где же он брал натурщиц? Художнику был чужд ветреный образ жизни, девушки легкого поведения его не привлекали. Чаще всего изображал он трех женщин:

  • младшую сестру, Лену;
  • жену, Елену Александрову-Сковороду, с которой художник познакомился еще в Московском училище;
  • жену своего друга, Владимира Станюкевича, Надежду Станюкевич.

Но на картинах можно встретить и первую любовь художника, Анну Воротынскую на полотне «Гобелен», и Ольгу Корнееву, жену его друга Федора Корнеева.

Встретив Елену Александрову еще в училище (она тоже была художницей), Виктор безнадежно влюбился в нее, но в 1895 году, сделав ей предложение, получил отказ.

«Весна»

В период своих душевных переживаний, с 1891 по 1901 годы, Мусатов писал полотно «Весна».

Это произведение является одним из самых узнаваемых в его творчестве. Здесь Борисов создает картину без какого-либо определенного сюжета. Изображая девушку, повернутую спиной к зрителям, идущую по вишневому саду, любующуюся красотами весенней природы. Произведение несет мечтательное, лирическое настроение, душевную теплоту и покой. Окружающая героиню природа кажется настолько живой, что глядя на полотно, просто погружаешься в гущу весеннего сада, чувствуешь на себе играющие солнечные лучи.

«Вдвоем»

В 1902 году Борисов-Мусатов закончил картину «Водоем», посвященную Елене Александровой (на картине она изображена в синем платье) и любимой сестре, маленькой Лене (девочке в розовом).

Полотно обладало колоссальным успехом. Оно было с восторгом встречено как публикой, так и критиками. На картине все так же не было изображено никаких действий, но несмотря на это, она очень эмоционально, живо передает чувства девушек, звуки окружающей природы. Даже блеск водоема с отражающимся в нем солнцем несет какое-то умиротворение, чистоту и добро.

Является особенным произведением живописца Борисова-Мусатова картина "Водоем". Здесь отсутствует горизонтальная линия, что делает единым и передний, и задний план, а водоем может показаться продолжением неба. Все зависит от воображения зрителя. И если предположить, что водоем - это небо, то можно увидеть девушек, сидящих на холме, за которым, скорее всего, протянулся густой лес...

Это был самый счастливый период в жизни художника. Любимая женщина теперь приняла предложение руки и сердца, стала женой Мусатова.

А в 1904 году родилась дочь - Марианна. Девочка впоследствии пошла по стопам родителей, она тоже была художницей.

Последнее лето художника

Несмотря на то что имя художника было известно, он был очень беден. В 1904 году работы молодого российского таланта получили положительные отзывы и признание немецких, французских критиков. Но, к сожалению, на благосостоянии семьи Мусатовых это никак не сказалось. В. А. Серов был очень настойчив и влиятелен, картины не покупались ни коллекционерами, ни Третьяковской галереей.

Постоянные боли в спине, отсутствие необходимых средств к существованию сподвигли художника на последний «подвиг» в его жизни. Он все свои силы вложил в эскизы, по просьбе бывшего преподавателя Поленова. Для их создания, Виктор с женой и дочерью провели целое лето 1905 года на даче Цветаевых, расположенной в Тарусе.

В августе этого же года, художник узнает о смерти жены своего друга, Надежды Станюкевич. Мусатов очень сильно переживал об этом. Под впечатлением всех этих событий молодой талант пишет свое последнее произведение «Реквием».

«Реквием»

На картине изображены женские фигуры, среди которых три раза подряд можно узнать образ Надежды Станюкевич.

Просматриваются здесь и образы жены, сестры художника. Женщины прорисованы не очень четко, размыто, плоско, будто призраки на фоне старой зубриловской усадьбы. Призраки полны скорби и печали. Картина выглядит будто вход в потусторонний мир, а женские образы стоят на его пороге. Картина говорит о том, что все в этом мире рано или поздно исчезает, уходит в потусторонний мир, и обратного хода нет. «Реквием», написанный о прекрасном друге, стал реквиемом и для самого художника Виктора Борисова-Мусатова. Осенью, в октябре, молодой художник умер.

Посмертная выставка художника

После смерти художника его жена организовала посмертную выставку картин Борисова-Мусатова в 1907 году. Огромную помощь в этом ей оказали друзья и семья. На этой выставке были приобретены для Третьяковской галереи картины «Призраки», «Тополя и облака. Ветер», «Изумрудное ожерелье».

Также было куплено несколько этюдов из произведения «Реквием». С самой картиной Елена Владимировна не желала расставаться, брала ее везде с собой. Лишь только через несколько лет, боясь испортить произведение, она подарила его Третьяковской галерее.

«Призраки»

Картина «Призраки» является одним из меланхоличных произведений Мусатова.

На фоне Зубриловской усадьбы художник написал размытый образ девушки в белом. Пейзаж также немного размыт. В левой части произведения можно заметить чье-то летящее платье. Кажется, что художник прощался в этой картине с чем-то. Сам Борисов-Мусаев пояснял значение этой картины как окончание жизни дома помещика, говорил, что «все уходит в прошлое», как и удаляющиеся призрачные фигуры…

«Изумрудное ожерелье»

В «Изумрудном ожерелье» Борисов передал женские образы в прекрасных одеяниях, богатых декоративными элементами, на фоне зеленого сада.

Художник сам сравнивал эту картину с языческими понятиями. Женщины здесь подобно цветам, бутоны которых тянутся и раскрываются на солнце. Вдохновила живописца на создание этого произведения сама природа, обилие майских цветов, их пьянящий аромат, чарующий внешний вид.

«Тополя и облака. Ветер»

Произведение «Тополя и облака. Ветер» не столь широко известно общественности. На переднем плане холста можно увидеть фрагменты деревьев с развевающейся на ветру зеленой листвой. По небу плывут майские облака, кажется, вот-вот полетит тополиный пух… Чувствуется солнечное тепло, которое разливается по всей картине… Эта работа кажется простой и незатейливой, но в ней чувствуется душа художника, стремящаяся к прекрасному, вечному, доброму.

«Осенняя песня»

Третьяковской галереей была приобретена и картина Борисова-Мусатова «Осенняя песня».

На ней в золотых оттенках березовых листьев, сероватых тонах облаков передано освежающее дыхание осени. Кажется, вот-вот пойдет дождь, затем настанет зима… А этот миг так прекрасен! Художник словно призывает любоваться прекрасными образами природы здесь и сейчас! А возможно, своей картиной "Осенняя песня" Борисов-Мусатов хотел сказать гораздо больше… Возможно, он имел ввиду, что нужно жить здесь и сейчас, не откладывая ничего на потом. Наслаждаться прекрасным, радоваться жизни - пока живы?! Пока не пошел снег?! Картина настолько прекрасна, насколько и символична. Мусатов четко знал то, что хотел сказать.

Короткую, яркую, но быстро угасшую жизнь прожил художник Борис Мусатов. Картины же его - это прекрасные, будто из другого мира пейзажи, это романтические девушки, это поэзия, написанная красками. Глядя на них, человек испытывает счастье и умиротворение. О нем говорили - «певец уходящих усадеб», живописец «зыбкого мира». Произведения просто завораживают своей красотой. За свою короткую жизнь художник написал 77 картин, которые находятся в 20 музеях мира. Картины художника Борисова-Мусатова, к сожалению, были оценены по достоинству только после смерти этого человека.

Фотограф и художник Виктор Борисов-Мусатов , Россия

Фотоэтюд для картины «Одиночество». На снимке: Е.Э. Мусатова, сестра художника.


Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов
(1870-1905) - русский художник.

Борисов-Мусатов обратился к фотографии в поисках средства, способного фиксировать идеи, зыбкие впечатления, ассоциации с четкостью и быстротой, неподвластной традиционным средствам графики. Художник желал иметь возможность не просто воскресить в памяти творческую идею, возникшую когда-то, но воссоздать ее во всех подробностях, не упуская ни единой детали. Он приобрел камеру "Кодак", которая и по сей день хранится в сратовском доме-музее Борисова-Мусатова, и терпеливо обучался фотоделу. Первые фотографические опыты начались еще в парижский период, в это время художник вел фотодневник, закрепляя знания, и продолжились уже в родном городе, где Борисов-Мусатов начал снимать портретные этюды. Моделями часто избирались близкие художника: сестра Елена, знакомые девушки, их подруги. Часть этих фотоэтюдов послужила основой для живописных и графических произведений. Со временем, Борисов-Мусатов стал фотографировать не только для вспомогательных целей, но организовывал сложные постановочные съемки, снимал серии этюдов, которые "переросли" рамки "пособия", превратившись в самостоятельный вид творчества. Фотографическое наследие Борисова-Мусатова - это более семидесяти пластинок и отпечатков, каждый из которых - цельное произведение, заслуживающее внимания и интереса.

Портрет Е.Э. Мусатовой, сестры художника. Фотография.

«Девушка с ожерельем». Подготовительный рисунок для композиции «Реквием». Калька, графитный карандаш. 1905 год. Государственная Третьяковская Галерея.

«Реквием». Акварель. 1905 год. Государственная Третьяковская Галерея.

Фотоэтюд для картины «Автопортрет с сестрой». На снимке: Е.Э. Мусатова.

«Автопортрет с сестрой». Холст, масло, темпера. 1898 год. Государственный Русский Музей.

Фотоэтюд для картины «Портрет сестры. Девушка с розами». На снимке: Е.Э. Мусатова.

«Портрет сестры. Девушка с розами». Холст, масло. 1902 год. Казахская государственная художественная галерея им. Т.Г.Шевченко.

Фотоэтюд к картине «Спящая девушка». На снимке: Ю.Ю. Домбровская.

«Спящая девушка». Бумага, пастель. 1901 год. Астраханская государственная картинная галерея им. Б.М. Кустодиева.

Фотоэтюд для картины «Одиночество». На снимке: Е.Э. Мусатова.

«Одиночество». Пастель.

Фотоэтюд. На снимке: Ю.Ю. Домбровская.

«Сидящая девушка» (?)

Фотоэтюд к картине «Последний луч». На снимке: Ю.Ю. Домбровская.

«Последний луч». Эскиз. Бумага папиросная светло-коричневая, акварель, уголь. 1901 год. Собрание семьи художника.

Неизвестная на диване. Анна Иеронимовна Воротынская (?) Фотография.

«Портрет неизвестной». Бумага, пастель. 1902 год.

Е.Э. Мусатова на террасе. Фотография.

«Леди в синем». Акварель. 1902 год. Государственная Третьяковская Галерея.

Фотоэтюд. На снимке: Н.Ю. Станюкович.

«Портрет Н.Ю. Станюкович». Холст, масло. 1903 год. Государственный Русский Музей.

Е.Э. Мусатова в старинном платье. Фотография.

«Осеннее настроение». Холст, темпера. 1901 год. Государственная Третьяковская Галерея.

Фотоэтюд. На снимке: М. Ягодская.

«Изумрудное ожерелье». Холст, темпера. 1903 год. Государственная Третьяковская Галерея.

Натурщицы в старинных костюмах. Фотография.

«Летний день». Акварель.

Е.Э. Мусатова и Е.В. Александрова на фоне пруда. Фотография.

«Пруд». Холст, темпера. 1902 год. Государственная Третьяковская Галерея.

Е.В. Александрова, Е.Э. Мусатова, С. Стеблова, Т.С. Шемшурина на фоне усадьбы Введенское. Фотография.

«Прогулка на закате». Холст, темпера. 1903 год. Государственный Русский Музей.

Праздник зеленого маскарада. Фотография.

Праздник зеленого маскарада. Раскрашенная фотография.

Старинный гобелен из Радищевского музея. Фотография.

Старинный гобелен из Радищевского музея. Фрагмент. Фотография.

«Дама у гобелена». Портрет Н.Ю. Станюкович. Бумага, пастель. 1903 год. Государственная Третьяковская Галерея.

Усадебный дом в поместье Зубриловка. Фотография.


«Фантомы». Холст, темпера. 1903 год. Государственная Третьяковская Галерея.

Саратов. Этот интересный, с богатой историей город расположен почти в тысяче километров от столицы. Изначально здесь была пограничная крепость, но постепенно она преобразилась в купеческий город. К концу 19 века Саратов – все еще провинция, с режущим глаз контрастом между
«ассенизационными проблемами и «парижскими увеселениями», и одновременно – волжский город с необычайным летом и загадочной осенью. Город, который долгое время не имел ни музеев, ни художественных школ. И, тем не менее, саратовская земля дала миру Борисова-Мусатова, Уткина, Кузнецова, Петрова-Водкина.

Родился Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов 2 (14) апреля 1870 г. Виктор был первенцем у родителей. Они не могли нарадоваться на своего шустрого мальчугана. Но в трехлетнем возрасте мальчик упал, да так сильно, что со временем у него стал расти горб. Несмотря на внешний изъян, Витя рос общительным и живым ребенком. Этому способствовала безграничная родительская любовь. До наших дней сохранилась самодельная книжечка П.П. Ершова «Конек-Горбунок», сделанная отцом Эльпидифором Борисовичем для своего сына. А еще мальчик любил помечтать, побродить в одиночестве. Достаточно рано у него выявилась и другая склонность: он увлекся рисованием.

Рисовать он начал в шесть лет. “Около Саратова на Волге есть остров, - вспоминал позднее сам Борисов-Мусатов. - Этот остров называется Зелёным. В детстве он был для меня чуть ли не “Таинственный остров”. Я знал только один ближайший его берег. Он был пустынен, и я любил его за это. Там никто не мешал мне делать первые робкие опыты с палитрой”.

С 11 лет Виктор – ученик второго класса Саратовского реального училища. Учиться мальчику нравилось, но особенно старателен он был в черчении и рисовании. Контурные карты в его исполнении становились целыми картинами. Море около берегов обводилось необыкновенно живописной краской, горы растушевывались с удивительной тщательностью, реки и озера покрывались волнами.

В училище Виктор обзавелся большим количеством друзей. Ребята к нему относились по-доброму, не смеялись над его бедой, да и Виктор «…был великолепный товарищ, всегда отзывчивый и даже, насколько я помню, веселый, что придавало особенную трогательность его маленькой фигурке», – вспоминал впоследствии один из его соучеников.

С 14 лет Виктор стал заниматься исключительно живописью. Художественной школы в Саратове не было. Обучать рисунку и живописи мальчика взялся преподаватель училища, Василий Васильевич Коновалов. Он же всячески старался расширить кругозор своего ученика. В 1885 году в Саратове открылся Радищевский музей, содержавший большое количество художественных произведений признанных классиков живописи. Виктор подолгу бывал в музее, но еще больше времени он уделял кистям и мольберту. И, несмотря на то, что здоровье его было слабым, а от нагрузок сильно болела спина, Виктор решает навсегда связать свою жизнь с живописью. Одна из первых картин, написанная им в те годы и сохранившаяся до наших дней, «Окно» находится в Государственной Третьяковской Галерее.

В 1890 году Борисов-Мусатов поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где будет учиться почти пять лет. Параллельно – он еще и вольный слушатель Петербургской Академии Художеств. Он очень хочет продолжать свое обучение в Петербурге, но сырой питерский климат плохо влияет на его здоровье. Художник вынужден оставить Петербург. Учась в МУЖВЗ, Виктор посещает кружок, где в жарких спорах и долгих дискуссиях молодые художники пытаются найти новые способы и стили в живописи. Там впервые он встретится со своей будущей женой Еленой Владимировной Александровой, тоже художницей.

После окончания МУЖВЗ Борисов-Мусатов хочет продолжить свое художественное образование. Для этого он готовится к поездке во Францию. Но сердце все время напоминает о Елене Владимировне. Он предлагает ей ехать вместе. Но нет…Ее чувств к нему еще слишком мало, чтобы отважиться на такой поступок. И он едет один.

Три зимы Борисов-Мусатов проводит в Париже. “Мои художественные горизонты расширились, - рассказывал он впоследствии, - многое, о чем я мечтал, я увидел уже сделанным, таким образом, я получил возможность грезить глубже, идти дальше в своих работах”. Так значимо было все то, что этот усердный ученик и неутомимый исследователь нашел в современном французском искусстве. Больше всего Борисов-Мусатов интересовался импрессионизмом и художниками-символистами.

Но каждое лето он проводил в родном Саратове, в окружении родных – матери и младших сестер. Особенно он был близок с сестрой Еленой. Она была его самая частая модель. Для нее мать по просьбе художника сшила платье под старину, а кринолин Виктор сделал сам. Ему очень нравится этот женский образ – чистый, неотмирный, из каких-то далеких времен. “Женщина в старинном платье с кринолином менее чувственна и больше похожа на облака и на деревья…” – считал Мусатов.

В 1898 году Борисов-Мусатов возвращается из Франции. Он полон знаниями и ему не терпится приступить к воплощению своих идей. Но где же взять натуру, где взять моделей? Позировать странному, похожему на доброго гнома художнику, хотя и сохранявшему в одежде и в облике парижскую элегантность, для многих провинциальных девиц – дело предосудительное! «Тоска меня мучит, музыкальная тоска по палитре, быть может. Где я найду моих женщин прекрасных? Чьи женские лица и руки жизнь дадут моим мечтам?»- пишет художник. И вот снова и снова мы видим на полотнах Борисова-Мусатова его любимую сестру. С картины «Автопортрет с сестрой» начинается новый этап в жизни художника. Ученичество позади. Надо искать себя и пытаться воплотить неземно прекрасный и мучительно трудный образ женской красоты, который не дает покоя художнику. “Есть художники, – писал о Борисове-Мусатове М. Волошин, – которые всю свою жизнь влюблены в одно лицо. Их волнует не красота, т. е. не то, что всеми считается красотой, а особая некрасивость. Этой некрасивости посвящают они все свое творчество, украшают ее всеми сокровищами своего таланта, опрозрачивают, возводят ее на престол и силой своей любви создают из “некрасивости” новую Красоту”.

А за натурой Борисов-Мусатов ездит в старинные дворянские усадьбы: Слепцовка, Зубриловка, Введенское. Таких поездок в его жизни было немного, но все были насыщенны впечатлениями и работой. Знаменательна поездка в имение Зубриловка в 1902 году. Туда он отправился в сопровождении сестры Елены и, теперь уже невесты, Елены Владимировны Александровой. По рассказу сестры художника Елены Эльпидифоровны, Мусатов “усиленно работал, пользуясь теплыми днями лета и своими натурами, безотказно идущими в его желании для намеченных картин”. Признанным шедевром этого года стал «Водоем». В. К. Станюкович вспоминал о первом впечатлении, полученном от встречи с картиной “Водоем”: “Мы пришли к Виктору из мутной жизни. Мы были ослеплены, красками, не понимали… Изумленные, мы сидели перед картиной и долго молчали. Стояла тишина. Виктор ходил в другой комнате. “Как хорошо… Боже, как хорошо!” – прошептал кто-то тихо. И широкая струя счастья залила наши сердца, словно не было низенькой мастерской, дождя за окном, этих длинных провинциальных буден. Мы сразу встрепенулись, заговорили, зашумели – счастливые, радостные. И Виктор улыбался, радостно смущенный”.

В 1903 году состоялась свадьба Виктора Борисова-Мусатова и Елены Александровой. «Женитьба мало изменила его жизнь по внешности, тем более что и жена принадлежала к миру художников, но разрешение вопроса «гармонии любви» отразилась на всем последующем творчестве художника, дала ему силу, уверенность, уравновесила его порывы и сообщила всем дальнейшим работам значительность, зрелость и внутреннее спокойствие», – пишет В. Станюкович. Елена Владимировна была для Мусатова не просто женой, она была другом, соратником, музой. Её изображение мы видим на многих работах мужа. Она помогала давать названия картинам. «Изумрудное ожерелье», «Призраки», «Парк погружается в тень», «Сон божества» – все эти названия были даны ею. В декабре 1904 года в семье Мусатовых родилась дочь Марианна, которая пойдет по стопам родителей. Окончит Ленинградское художественно-промышленное училище. Станет книжным графиком. Доживет до 1991 года.

По воспоминаниям сестры В. Э. Борисова-Мусатова Елены Эльпидифоровны: «Елена Владимировна… любила живопись, но рисовала в другом жанре - предпочитала пейзажи, заглохшие места в лесу, или где-нибудь у реки, иногда писала портреты. В отношении к брату она очень хорошо понимала и чувствовала стремление его к творчеству, и всегда старалась внимательно поддерживать в моменты его меняющихся душевных настроений».

Мусатов много работает. В год создавал по 6-9 законченных полотен. Но его стиль приходится по вкусу далеко не всем. Он мало выставляется, его картины редко покупают. Но зато его много критикуют или не говорят о нем вовсе. Но есть верные друзья.

Они не оставляют его, зная, как трудно живется семье художника. Особенно близки им были Владимир Константинович и Надежда Юрьевна Станюкович. Владимир Станюкович станет одним из первых биографов Борисова-Мусатова. А Надежда Юрьевна была одной из постоянных моделей художника и просто очень близким по духу человеком. Поэтому ее ранняя тяжелая кончина не могла не отразиться на художнике. “Ее смерть, – писал он, – примирила меня со смертью вообще… В мою душу, я чувствую, вливается какое-то спокойствие”.

Осень 1905 года Мусатов с семьей проводит в Тарусе на даче Цветаевых. Как и всегда, он много и плодотворно работает. Но внезапно 26 октября (8 ноября) 1905 года Борисов-Мусатов скончался. Ему было 35 лет. За эту короткую жизнь он создал 77 картин, которые хранятся в 20-ти музеях. Похоронен художник на высоком берегу Оки в Тарусе. А в родном Саратове чудом уцелел флигель, в котором Борисов-Мусатов жил еще до отъезда во Францию. Теперь там – филиал Саратовского государственного художественного музея имени А. Н. Радищева с постоянной экспозицией, посвященной художнику.

сайт информационно-развлекательно-образовательный сайт для любых возрастов и категорий интернет пользователей. Здесь и дети, и взрослые с пользой проведут время, смогут повысить свой уровень образования, прочесть любопытные жизнеописания великих и известных в разных эпохах людей, посмотреть фотоматериалы и видео из частной сферы и общественной жизни популярных и именитых личностей. Биографии талантливых актеров, политиков, ученых, первооткрывателей. Мы представим Вам с творчество, художников и поэтов, музыку гениальных композиторов и песни знаменитых исполнителей. Сценаристы, режиссеры, космонавты, физики-ядерщики, биологи, атлеты – множество достойных людей, оставивших отпечаток во времени, истории и развитии человечества собраны воедино на наших страницах.
На сайт Вы узнаете малоизвестные сведения из судеб знаменитостей; свежие новости из культурной и научной деятельности, семейной и личной жизни звезд; достоверные факты биографии выдающихся жителей планеты. Все сведения удобно систематизированы. Материал подан в простом и понятном, легком для чтения и интересно оформленном виде. Мы постарались, чтоб наши посетители получали здесь необходимую информацию с удовольствием и большим интересом.

Когда хочется узнать подробности из биографии известных людей, нередко начинаешь выискивать информацию из множества справочников и статей, разбросанных по всему интернету. Теперь, для Вашего удобства, все факты и наиболее полные сведения из жизни интересных и публичных людей собраны в одном месте.
сайт подробно расскажет о биографии знаменитых людей оставивших свой отпечаток в человеческой истории, как в глубокой древности, так и в нашем современном мире. Тут можно больше узнать о жизни, творчестве, привычках, окружении и семье Вашего любимого кумира. Об истории успеха ярких и неординарных людей. О великих ученых и политиках. Школьники и студенты почерпнут на нашем ресурсе необходимый и актуальный материал из биографии великих людей для различных докладов, рефератов и курсовых.
Узнавать биографии интересных людей, которые заслужили признание человечества, занятие часто очень увлекательное, так как истории их судеб захватывают не меньше иных художественных произведений. Для кого-то такое чтение может послужить сильным толчком для собственных свершений, даст веру в себя, поможет справиться с непростой ситуацией. Встречаются даже заявления, что при изучении историй успеха других людей, в человеке помимо мотивации к действию, проявляются и лидерские качества, укрепляется сила духа и упорство в достижении целей.
Интересно почитать и размещенные у нас биография богатых людей, чья стойкость на пути к успеху достойна подражания и уважения. Громкие имена прошлых столетий и нынешних дней всегда будут вызывать любопытство историков и обычных людей. А мы поставили своей целью удовлетворить такой интерес в полной мере. Хотите блеснуть эрудицией, готовите тематический материал или просто интересно узнать все об исторической личности – заходите на сайт.
Любители почитать биографии людей могут перенять их жизненный опыт, научиться на чьих-то ошибках, сравнить себя с поэтами, художниками, учеными, сделать важные для себя выводы, самосовершенствоваться, используя опыт неординарной личности.
Изучая биографии успешных людей, читатель узнает, как были сделаны великие открытия и достижения, давшие шанс человечеству взойти на новую ступень в своем развитии. Какие препятствия и сложности пришлось преодолеть многим известным людям искусства или ученым, знаменитым врачам и исследователям, бизнесменам и правителям.
А как увлекательно окунуться в историю жизни какого-либо путешественника или первооткрывателя, представить себя в качестве полководца или бедного художника, узнать историю любви великого правителя и познакомиться с семьей давнего кумира.
Биографии интересных людей у нас на сайте удобно структурированы так, чтоб посетителям не составляло труда найти в базе сведения о любом нужном человеке. Наша команда стремилась к тому, чтоб Вам понравилась и простая, интуитивно ясная навигация, и легкий, интересный стиль написания статей, и оригинальный дизайн страниц.

Ви́ктор Эльпидифо́рович Бори́сов-Муса́тов (2 (14) апреля 1870 - 26 октября (8 ноября) 1905) - русский художник, живописец, мастер символических изображений «дворянских гнёзд».

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Виктор Борисов-Мусатов родился в Саратове 2 (14) апреля 1870 года в семье Эльпидифора Борисовича и Евдокии Гавриловны Мусатовых, бывших крепостных, приписавшихся к мещанскому сословию. Отец был железнодорожным служащим.

В 1890-х учился изобразительному искусству в студии Саратовского общества изящных искусств, затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и в петербургской Академии художеств, где его учителем был Павел Петрович Чистяков.

Учился также в студии Ф. Кормона в Париже. Был близок художникам «Мира искусства».

С 1898 год жил в основном в Саратове, с 1901 года - в имении Зубриловка Саратовской губернии. Уже тогда усадьба пребывала в запустении, редко посещаемая тогдашними хозяевами. В 1902 году Борисов-Мусатов вновь посетил усадьбу вместе с сестрой Еленой и художницей Еленой Владимировной Александровой - будущей женой.

Его сестра Елена вспоминала: Глубокая осень в Зубриловке также увлекла брата по своим блеклым тонам красок умирающей природы… Возле дома, где он нас писал в солнечные летние дни, краски уже были печальные, серые, все гармонировало с темным осенним небом, покрытым тучами. Казалось, что и дом замер с окружающей его увядающей зеленью. Это и дало настроение брату написать картину - «Призраки»… Он лично пояснял нам, как я помню, будто с окончанием жизни опустевшего помещичьего дома - «все уходило в прошлое», как изображены им на первом плане картины удаляющиеся призрачные фигуры женщин. Эти две поездки в усадьбу нашли отражение в работах «Гобелен» (1901), «Прогулка при закате» (1903), «Призраки» (1903), «Сон божества» (1904-1905).

С 1903 года он жил в Подольске и Тарусе.

Борисов-Мусатов скончался в Тарусе 26 октября (8 ноября) 1905. Похоронен на окраине Тарусы, на высоком берегу реки Оки. На могиле художника в 1910 году был установлен памятник работы его однокашника-саратовца скульптора А. Т. Матвеева.

ТВОРЧЕСТВО

Художник вступил на творческий путь накануне нового столетия. Он болезненно переживал равнодушие буржуазного общества к духовным идеалам, которыми жил. Веря в преобразующую роль искусства, художник обретал силы и смысл творчества в романтической жажде утвердить светлый мир красоты и поэзии в противовес прозе и сухому рационализму.

Персонажи его картин — воплощение мечты художника об идеале.

Он стремится в живописи передать безмолвное, но внятное собеседование человеческих душ, как бы прислушивающихся к себе и к миру в поисках отзвуков извечных законов красоты.

Разумеется, эмоционально-лирическую стихию невозможно воплотить прямолинейно, протокольным воспроизведением натуры, определенностью бытового сюжета. Мироощущение и особый строй образов раскрываются в жанровых, колористических и композиционных поисках, в обращении к языку иносказаний.

Пейзажные этюды составляют большую часть его ранних произведений. С середины 1890-х годов художника все больше привлекает изображение человека в пленэре. Задача штудирования обнаженной натуры, изучение эффектов солнечного освещения, стремление достигнуть декоративности, используя локальный цвет, в этюде «Мальчик с собакой» (1895), сочетаются с попыткой образного решения мотива. В застывшей в неудобной позе детской фигурке видится не напряженность натурщика, а самозабвенная поглощенность игрой. Естественность ребенка наедине с природой рождает ощущение интимности образа.

Полотно «Гармония» (1900) было важной вехой в формировании художественной системы мастера. Он пытался в нем передать согласно звучащую красоту искусства, человеческого творчества и красоту природы в самом сюжете (дамы в парке слушают кавалера, декламирующего стихи). Созданная в 1902 году картина «Водоем» знаменует вступление Борисова-Мусатова в пору зрелости и расцвета. Этим же годом датирован «Портрет дамы», в котором убедительно передана индивидуальность модели и вместе с тем в кем ощутим проникновенный лиризм.


Так же, как в этом портрете, в картинах «Осенний мотив», «Дама в голубом платье», «В парке» каждый раз раскрывается новая грань идеала одухотворенной женственности. «Девушка в ожерелье» (1904) — этюд к одному из самых совершенных по воплощению и самому светлому по строю чувств созданию мастера — к картине «Изумрудное ожерелье». В этюде переданы очаровательная непосредственность, застенчивая милая неуклюжесть, даже некоторая простоватость юной девушки. Перенесенное в картину, то же лицо преображается отсветом душевного движения, та же фигура приобретает благородное изящество. Красивая, легкая гамма этюда, строящаяся на сочетании зеленого с розово-сиреневым и золотисто-желтым, в картине становится строже, архитектоничнее, но и сложнее, обогащаясь фактурной аранжировкой.


Важную страницу творческой биографии художника занимает работа над эскизами неосуществленных панно на тему «Времена года», предназначавшихся для украшения интерьера частного дома. Как и другие листы цикла, «Летняя мелодия» свидетельствует о мастерстве акварелиста, о его большом декоративном даре, музыкальном чувстве ритма.

«Венки васильков» — последний замысел художника. Его помешала осуществить преждевременная смерть. Над эскизами к этой картине художник работал летом 1905 года в Тарусе. Венки и гирлянды, по-видимому, были для него эмблемой печали, утраты. Но образ произведений Борисова-Мусатова всегда многозначен. Звучная цветовая гамма — яркая синева цветов, ослепительная белизна облака — знаменуют преодоление скорби, растворение ее в восторге перед вечной красотой природы.

Лучшие статьи по теме