Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Смартфоны
  • Сообщение пейзаж в литературе. Пейзаж в литературных произведениях А.И

Сообщение пейзаж в литературе. Пейзаж в литературных произведениях А.И

Проблема изучения функций пейзажа в художественном произведении с давних пор привлекает внимание многих исследователей. Имеются многочисленные работы, раскрывающие роль пейзажа в творчестве отдельных писателей, а также попытки обобщения и систематизации обширного материала.

Пейзаж в литературе (от франц. - страна, местность) - один из содержательных композиционных компонентов художественного произведения, это описание природы, выполняющее различные идейно -эстетические функции.

Пейзаж прошел долгий эволюционный путь. Даже сегодня литературно-художественный пейзаж не до конца рассмотрен с учетом его значимости для построения текста, несмотря на то, что значение пейзажного фрагмента в первую очередь объясняется потребностями текста, и автор конструирует ту или иную пейзажную картинку, подчиняясь законам текстопостроения, хотя, возможно, и не вполне осознает это . Изучение законов построения художественного текста, к числу которых относятся и особенности отображения в нем окружающего мира в его художественном осмыслении, продолжает оставаться одним из важных вопросов лингвистики текста. В этом отношении рассмотрение такого явления, как литературнохудожественный пейзаж приобретает большое значение .

Как художественный образ пейзаж также прошел сложный путь развития. С течением времени менялось его содержание и назначение в зависимости от литературных направлений, метода и стиля писателей.

Пейзажа в современном понимании как объективно-реального изображения действительности до XVIII века в литературе не было.

Открытие пейзажа связано с осознанием нового положения человека во Вселенной как включенного, вписанного в нее.

«До той поры, пока пейзажу в книге отводилась только малая декоративная роль - информировать читателей, когда и где происходят события, на каком свете мы, так сказать, находимся - заботы об описании живой природы не слишком-то обременяли автора. Порой достаточно было лишь беглого упоминания. Без особого ущерба для книги пейзаж можно было опустить: редко к пейзажным описаниям обращались как к аргументам в литературных спорах» .

С развитием литературного процесса писатели стали больше внимания уделять картинам природы, и пейзаж стал уравниваться в правах с другими лицами романа или повести. С этого времени присутствие или отсутствие пейзажа в произведении уже не оставалось не замеченным. Художники слова научились лучше видеть, слышать и понимать природу, отражать через нее свои чувства, настроения. В картинах природы писатель мог выразить чувство родины, душу своего народа, свою патриотическую авторскую позицию. В сравнении с красотой природы чётче проявляются характеры героев, их помыслы и поступки.

Пейзажное описание стало рассматриваться не только как средство выражения определенного содержания, связанного с описанием природы, но и как способ построения текста, формирования его темы и идеи, как текстовая единица, реализующая структурно-содержательную целостность художественного текста .

Пейзаж в литературе, согласно словарю литературоведческих терминов это: изображение в литературном произведении картин природы как средство образного выражения замысла автора.

Общая характеристика литературного пейзажа

Пейзаж (фр.pays - страна, местность) - изображение природного окружения человека и образ любого незамкнутого пространства. Пейзаж как место действия зачастую имеет принципиальное значение для того или иного произведения.

Он выступает как средство характерологии, содействуя раскрытию внутреннего мира героев (классический пример такого рода - пушкинская Татьяна, «русская душою» в значительной мере благодаря постоянному и глубокому общению с русской природой).

Будучи фоном действия, он одновременно служит инструментом объективации внутреннего состояния героя. Отношение к природе показывает нам некоторые существенные стороны мировоззрения персонажа (например, дискуссия о природе, проходящая на фоне прекрасного, эстетически значимого пейзажа в романе Тургенева «Отцы и дети», выявляет различия в характерах и мировоззрении Аркадия и Базарова).

Таким образом пейзаж в литературе может выполнять следующие функции:

  • способствует созданию образа лирического героя
  • выступает средством создания местного колорита
  • является фоном, непосредственно связанным с местом и действием
  • несет в себе психологическую характеристику: оттеняет или подчеркивает эмоциональное состояние персонажей
  • является источником философских рассуждений писателя
  • является призмой и способом видения мира, когда границы между природным и человеческим миром размываются
  • служит средством характеристики социальных условий жизни
  • может приобретать символическое значение.

Анализ пейзажа очень важен для понимания литературного произведения, характера героев и авторского отношения к происходящим событиям.

Типы пейзажей в литературе

М.Н. Эпштейн считает, что задача выделения пейзажных комплексов важна для понимания законов поэтизации природы, и выделяет четыре вида классификации литературных пейзажей:

  1. сезонная и ландшафтная (по типу времени или местности -зимний, весенний, степной и т.д.);
  2. по степени масштабности, тематической обобщенности (локальный, экзотический, национальный, планетарный, космический);
  3. жанрово-стилевой (величественный или унылый, бурный или тихий, таинственный или пустынный).
  4. В особую группу он выделяет фантастический и идеальный пейзаж.

Важно отметить, что Эпштейн опирался на поэзию при создании своей классификации.

Существуют и другие классификации пейзажей

Идеальный пейзаж

Сложился еще в античной литературе, на протяжении веков разрабатывался литературой средневековья и Возрождения, стал точкой отсчета развития пейзажа в литературе (в основном в поэзии) нового времени в конце 18 - нач.19 вв. Возрожден в 40-60-е годы ХХ в.

Текстовыми элементами идеального пейзажа являются:

  • мягкий ветерок, овевающий, нежащий, доносящий приятные запахи;
  • вечный источник, прохладный ручеек, утоляющий жажду;
  • цветы, широким ковром устилающие землю;
  • деревья, дающие тень;
  • птицы, поющие на ветках.

Городской пейзаж

Местом действия в литературе нового времени часто становится город. В литературоведении появился даже термин «городской пейзаж» (ведь термин «пейзаж» обозначает описание широких природных пространств). Так же, как и природная среда, город обладает способностью воздействовать на характер и психику людей. У города в любом произведении есть свой неповторимый облик, так как каждый писатель не просто создает топографическое место действия, но в соответствии со своими художественными задачами строит определенный образ города (сравните: Петербург А.С. Пушкина , Н.В. Гоголя , Ф.М. Достоевского , А. Белого, О. Мандельштама, А. Блока , А. Ахматовой и т.д.).

Романтический пейзаж

Примеры пейзажей

Повесть А. С. Пушкина "Капитанская дочка", Гринев едет на место своей службы.

Дорога шла по крутому берегу Яика. Река еще не замерзла, и ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом. За ними простирались киргизские степи

«Война и мир» Л.Н.Толстой.

Уже зеленя уклонились и ярко-зелено отделились от полос буреющего, выбитого скотом, озимого и светло-желтого ярового жнивья с красными полосами гречихи. Вершины и леса...стали золотистыми и ярко-красными островами посреди ярко-зеленых озимей.

"На краю дороги стоял дуб. Вероятно, в десять раз старше берез, составлявших лес, он был в десять раз толще, и в два раза выше каждой березы. Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно, видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца"

Н.М. Карамзин "Бедная Лиза"

Но всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные готические башни Симонова монастыря. Стоя на сей горе, видишь на правой стороне почти всю Москву, сию ужасную громаду домов и церквей, которая представляется глазам в образе величественного амфитеатра

А.П. Чехов "Степь"

Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля — всё, побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое, теперь омытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтоб вновь зацвести. Над дорогой с веселым криком носились старички, в траве перекликались суслики, где-то далеко влево плакали чибисы. Стадо куропаток, испуганное бричкой, вспорхнуло и со своим мягким "тррр" полетело к холмам. Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую, монотонную музыку.

"Записки охотника" И.С.Тургенева - восхитительный пример произведения, где пейзаж играет одну из самых главных ролей.

Литература:

  1. Эпштейн, М.Н. Природа, мир, тайник вселенной: Система пейзажных образов в русской поэзии. - Москва: Высшая школа, 1990. - 303 с.
  2. Прокофьева, В.Ю., Пыхтина, Ю.Г. Анализ художественного текста в аспекте его пространственных характеристик: Практикум для студентов института искусств по специальности 052700 - библиотечно-информационная деятельность / В.Ю. Прокофьева, Ю.Г. Пыхтина. - Оренбург, 2006.

§ 9. Природа. Пейзаж

Формы присутствия природы в литературе разнообразны. Это и мифологические воплощения ее сил, и поэтические олицетворения, и эмоционально окрашенные суждения (будь то отдельные возгласы или целые монологи), и описания животных, растений, их, так сказать, портреты, и, наконец, собственно пейзажи (фр . pays - страна, местность) - описания широких пространств.

Представления о природе глубоко значимы в опыте человечества изначально и неизменно. А.Н. Афанасьев, один из крупнейших исследователей мифологии, в 1860-е годы писал, что «сочувственное созерцание природы» сопровождало человека уже «в период создания языка», в эпоху архаических мифов.

В фольклоре и на ранних этапах существования литературы преобладали внепейзажные образы природы: ее силы мифологизировались, олицетворялись, персонифицировались и в этом качестве нередко участвовали в жизни людей. Яркий пример тому - «Слово о полку Игореве». Широко бытовали сравнения человеческого мира с предметами и явлениями природы: героя - с орлом, соколом, львом; войска - с тучей; блеска оружия - с молнией и т. п., а также наименования в сочетании с эпитетами, как правило, постоянными: «высокие дубравы», «чистые поля», «дивные звери» (последние примеры Взяты из «Слова о погибели земли Русской»). Подобного рода образность присутствует и в литературе близких нам эпох. Вспомним пушкинскую «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях», где королевич Елисей в поисках невесты обращается к солнцу, месяцу, ветру, и те ему отвечают; или лермонтовское стихотворение «Тучки небесные…», где поэт не столько описывает природу, сколько беседует с тучками.

Укоренены в веках и образы животных, которые неизменно причастны людскому миру или с ним сходны. От сказок (выросших из мифов) и басен тянутся нити к «брату волку» из «Цветочков» Франциска Ассизского и медведю из «Жития Сергия Радонежского», а далее - к таким произведениям, как толстовский «Холстомер», лесковский «Зверь», где оскорбленный несправедливостью медведь уподоблен королю Лиру, чеховская «Каштанка», рассказ В.П. Астафьева «Трезор и Мухтар» и т. п.

Собственно же пейзажи до XVIII в. в литературе редки. Это были скорее исключения, нежели «правило» воссоздания природы. Назовем описание чудесного сада, который одновременно и зоопарк, - описание, предваряющее новеллы третьего дня в «Декамероне» Дж. Боккаччо. Или «Сказание о Мамаевом побоище», где впервые в древнерусской литературе видится созерцательный и одновременно глубоко заинтересованный взгляд на природу.

Время рождения пейзажа как существенного звена словесно-художественной образности - XVIII век. Так называемая описательная поэзия (Дж. Томсон, А. Поуп) широко запечатлела картины природы, которая в эту пору (да и позже!) подавалась преимущественно элегически - в тонах сожалений о прошлом. Таков образ заброшенного монастыря в поэме Ж. Делиля «Сады». Такова знаменитая «Элегия, написанная на сельском кладбище» Т. Грея, повлиявшая на русскую поэзию благодаря знаменитому переводу В.А Жуковского («Сельское кладбище», 1802). Элегические тона присутствуют и в пейзажах «Исповеди» Ж.Ж. Руссо (где автор-повествователь, любуясь деревенским ландшафтом, рисует в воображении чарующие картины прошлого - «сельские трапезы, резвые игры в лугах», «на деревьях очаровательные плоды»), и (в еще большей мере) у Н.М. Карамзина (напомним хрестоматийно известное описание пруда, в котором утопилась бедная Лиза).

В литературу XVIII в. вошла рефлексия как сопровождение созерцаний природы. И именно это обусловило упрочение в ней собственно пейзажей. Однако писатели, рисуя природу, еще в немалой мере оставались подвластными стереотипам, клише, общим местам, характерным для определенного жанра, будь то путешествие, элегия или описательная поэма.

Характер пейзажа заметно изменился в первые десятилетия XIX в., в России - начиная с А. С. Пушкина. Образы природы отныне уже не подвластны предначертанным законам жанра и стиля, неким правилам: они каждый раз рождаются заново, представая неожиданными и смелыми. Настала эпоха индивидуально-авторского видения и воссоздания природы. У каждого крупного писателя XIX–XX вв. - особый, специфический природный мир, подаваемый преимущественно в форме пейзажей. В произведениях И.С. Тургенева и Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского и Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева и А.А. Фета, И.А. Бунина и А.А. Блока, М.М. Пришвина и Б.Л. Пастернака природа осваивается в ее личностной значимости для авторов и их героев. Речь идет не об универсальной сути природы и ее феноменов, а об ее неповторимо единичных проявлениях: о том, что видимо, слышимо, ощущаемо именно здесь и сейчас, - о том в природе, что откликается на данное душевное движение и состояние человека или его порождает. При этом природа часто предстает неизбывно изменчивой, неравной самой себе, пребывающей в самых различных состояниях. Вот несколько фраз из очерка И.С. Тургенева «Лес и степь»: «Край неба алеет; в березах просыпаются, неловко перелетывают галки; воробьи чирикают около темных скирд. Светлеет воздух, видней дорога, яснеет небо, белеют тучки, зеленеют поля. В избах красным огнем горят лучины, за воротами слышны заспанные голоса. А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы протянулись по небу, в оврагах клубятся пары; жаворонки звонко поют, предрассветный ветер подул - и тихо всплывает багровое солнце. Свет так и хлынет потоком…» К месту напомнить и дуб в «Войне и мире» Л.Н. Толстого, разительно изменившийся за несколько весенних дней. Нескончаемо подвижна природа в освещении М.М. Пришвина. «Смотрю, - читаем мы в его дневнике, - и все вижу разное; да, по-разному приходит и зима, и весна, и лето, и осень; и звезды и луна восходят всегда по-разному, а когда будет все одинаково, то все и кончится».

В литературе XX в. (особенно - в лирической поэзии) субъективное видение природы нередко берет верх над ее предметностью, так конкретные ландшафты и определенность пространства нивелируются, а то и исчезают вовсе. Таковы многие стихотворения Блока, где пейзажная конкретика как бы растворяется в туманах и сумерках. Нечто (в иной, «мажорной» тональности) ощутимо у Пастернака 1910–1930-х годов. Так, в стихотворении «Волны» из «Второго рождения» дается каскад ярких и разнородных впечатлений от природы, которые не оформляются как пространственные картины (собственно пейзажи). В подобных случаях эмоционально напряженное восприятие природы одерживает победу над ее пространственно-видовой, «ландшафтной» стороной. Субъективно значимые ситуации момента здесь «выдвигаются на первый план, а само предметное заполнение пейзажа начинает играть как бы второстепенную роль». Опираясь на ставшую ныне привычной лексику, такие образы природы правомерно назвать «постпейзажными».

Образы природы (как пейзажные, так и все иные) обладают глубокой и совершенно уникальной содержательной значимостью. В многовековой культуре человечества укоренено представление о благости и насущности единения человека с природой, об их глубинной и нерасторжимой связанности. Это представление художественно воплощалось по-разному. Мотив сада - возделанной и украшенной человеком природы - присутствует в словесности едва ли не всех стран и эпох. Сад нередко символизирует мир в целом. «Сад, - замечает Д.С. Лихачев, - всегда выражает некую философию, представление о мире, отношение человека к природе, это микромир в его идеальном выражении». Вспомним библейский Эдемский сад (Быт. 2:15; Иез. 36:35), или сады Алкиноя в гомеровской «Одиссее», или слова о красящих землю «виноградах обительных» (т. е. монастырских садах) в «Слове о погибели Русской земли». Без садов и парков непредставимы романы И.С. Тургенева, произведения А.П. Чехова (в «Вишневом саде» звучат слова: «… вся Россия наш сад»), поэзия и проза И.А. Бунина, стихи А.А. Ахматовой с их царскосельской темой, столь близкой сердцу автора.

Ценности невозделанной, первозданной природы стали достоянием культурно-художественного сознания сравнительно поздно. Решающую роль, по-видимому, сыграла эпоха романтизма (упомянем Бернардена де Сен-Пьера и Ф.Р. де Шатобриана). После появления поэм Пушкина и Лермонтова (главным образом - южных, кавказских) первозданная природа стала широко запечатлеваться отечественной литературой и, как никогда ранее, актуализировалась в качестве ценности человеческого мира. Общение человека с невозделанной природой и ее стихиями предстало как великое благо, как уникальный источник духовного обогащения индивидуальности. Вспомним Оленина (повесть Л.Н. Толстого «Казаки»). Величавая природа Кавказа окрашивает его жизнь, определяет строй переживаний: «Горы, горы чуялись во всем, что он думал и чувствовал». День, проведенный Олениным в лесу (XX гл. - средоточие ярких, «очень толстовских» картин природы), когда он ясно ощутил себя подобием фазана или комара, побудил его к поиску собственно духовного единения с окружающим, веру в возможность душевной гармонии.

Глубочайшим постижением связей человека с миром природы отмечено творчество М.М. Пришвина, писателя-философа, убежденного, что «культура без природы быстро выдыхается» и что в той глубине бытия, где зарождается поэзия, «нет существенной разницы между человеком и зверем», который знает все. Писателю было внятно то, что объединяет животный и растительный мир с людьми как «первобытными», которые всегда его интересовали, так и современными, цивилизованными. Решительно во всем природном Пришвин усматривал начало неповторимо индивидуальное и близкое человеческой душе: «Каждый листик не похож на другой». Резко расходясь с ницшевой концепцией дионисийства, писатель мыслил и переживал природу не как слепую стихию, несовместимую с гуманностью, но как сродную человеку с его одухотворенностью: «Добро и красота есть дар природы, естественная сила». Рассказав в дневнике виденный им сон (деревья ему кланялись), Пришвин рассуждает: «Сколько грациозной ласки, привета, уюта бывает у деревьев на опушке леса, когда входит в лес человек; и потому возле дома непременно сажают дерево; деревья на опушке леса как будто дожидаются гостя…». Считая людей нерасторжимо связанными с природой, Пришвин в то же время был весьма далек от всевозможных (и в духе Руссо, и на манер Ницше) программ возвращения человечества назад, в мнимый «золотой век» полного слияния с природой: «Человек дает земле новые, не продолжающие природу, а совсем новые человеческие установления: новый голос, новый, искупленный мир, новое небо, новая земля - этого не признают пророки религии "жизни". Мысли писателя о человеке и природе получили воплощение в его художественной прозе, наиболее ярко в повести «Жень-шень» (1-я ред. –1933), одном из шедевров русской литературы XX века. Пришвинской концепции природы в ее отношении к человеку родственны идеи известного историка Л.Н. Гумилева, говорившего о неотъемлемо важной и благой связи народов (этносов) и их культур с теми «ландшафтами», в которых они сформировались и, как правило, продолжают жить.

Литература XIX–XX вв. постигала, однако, не только ситуации дружественного и благого единения человека и природы, но также их разлад и противостояние, которые освещались по-разному. Со времени романтизма настойчиво звучит мотив горестного, болезненного, трагического отъединения человека от природы. Пальма первенства здесь принадлежит Ф.И. Тютчеву. Вот весьма характерные для поэта строки из стихотворения «Певучесть есть в морских волнах…»:

Невозмутимый строй во всем,

Созвучье полное в природе, –

Лишь в нашей призрачной свободе

Разлад мы с нею сознаем.

Откуда, как разлад возник?

И отчего же в общем хоре

Душа поет не то, что море,

И ропщет мыслящий тростник?

На протяжении последних двух столетий литература неоднократно говорила о людях как о преобразователях и покорителях природы. В трагическом освещении эта тема подана в финале второй части «Фауста» И. В. Гете и в «Медном всаднике» А. С. Пушкина (одетая в гранит Нева бунтует против воли самодержца - строителя Петербурга). Та же тема, но в иных тонах, радостно-эйфорических, составила основу множества произведений советской литературы. «Человек сказал Днепру:/ Я стеной тебя запру,/ Чтобы, падая с вершины,/ Побежденная вода/ Быстро двигала машины/ И толкала поезда». Подобные стихотворения заучивались школьниками 1930-х годов.

Писатели XIX–XX вв. неоднократно запечатлевали, а порой и выражали от своего лица надменно-холодное отношение к природе. Вспомним героя пушкинского стихотворения «Сцена из "Фауста", томящегося скукой на берегу моря, или слова Онегина (тоже вечно скучающего) об Ольге: «… как эта глупая луна на этом глупом небосклоне», - слова, отдаленно предварившие один из образов глубинно кризисного второго тома лирики А.А. Блока: «А в небе, ко всему приученный,/ Бессмысленно кривится диск» («Незнакомка»).

Для первых послереволюционных лет весьма характерно стихотворение В.В. Маяковского «Портсигар в траву ушел на треть…» (1920), где продуктам человеческого труда придан статус несоизмеримо более высокий, нежели природной реальности. Здесь узором и полированным серебром восторгаются «муравьишки» и «травишка», а портсигар произносит презрительно: «Эх, ты… природа!» Муравьишки и травишка, замечает поэт, не стоили «со своими морями и горами/ перед делом человечьим/ ничего ровно». Именно такому пониманию природы внутренне полемично миросозерцание М.М. Пришвина.

В модернистской и, в особенности, постмодернистской литературе отчуждение от природы приняло, по-видимому, еще более радикальный характер: «природа уже не природа, а «язык», система моделирующих категорий, сохраняющих только внешнее подобие природных явлений». Ослабление связей литературы XX в. с «живой природой», на наш взгляд, правомерно объяснить не столько «культом языка» в писательской среде, сколько изолированностью нынешнего литературного сознания от большого человеческого мира, его замкнутостью в узком круге профессиональном, корпоративно-кружковом, сугубо городском. Но эта ветвь литературной жизни нашего времени далеко не исчерпывает того, что сделано и делается писателями и поэтами второй половины XX столетия: образы природы - неустранимая, вечно насущная грань литературы и искусства, исполненная глубочайшего смысла.

Из книги Кротовые норы автора Фаулз Джон Роберт

IV ПРИРОДА И ПРИРОДА ПРИРОДЫ

Из книги Исторические корни Волшебной сказки автора Пропп Владимир

10. Огненная природа коня Наблюдение над мастью показывает, что конь иногда представляется рыжим, а на иконах, изображающих Георгия на коне в борьбе со змеем, - красным Нет необходимости повторять здесь детали, касающиеся огненной природы коня: из ноздрей сыплются искры,

Из книги Русские поэты второй половины XIX века автора Орлицкий Юрий Борисович

Пейзаж Люблю дорожкою лесною, Не зная сам куда, брести; Двойной глубокой колеею Идешь – и нет конца пути… Кругом пестреет лес зеленый; Уже румянит осень клены, А ельник зелен и тенист; Осинник желтый бьет тревогу; Осыпался с березы лист И, как ковер, устлал дорогу… Идешь

Из книги Другая история литературы. От самого начала до наших дней автора Калюжный Дмитрий Витальевич

Родная природа Посвящается Ольге Алексеевне Баратынской О, город лжи; о, город сплетен, Где разум, совесть заглушив, Ко благам нашим беззаботен И нам во вред трудолюбив; Где для утробы вдоволь пищи, Но не довольно для ума; О ты, веселое кладбище! О ты, красивая

Из книги Лекции о "Дон Кихоте" автора Набоков Владимир

Из книги Вторая книга авторского каталога фильмов +500 (Алфавитный каталог пятисот фильмов) автора Кудрявцев Сергей

ДИАЛОГ И ПЕЙЗАЖ Проследив эволюцию литературных форм и приемов от глубокой древности до наших дней, мы заметим, что искусство диалога развилось и усовершенствовалось гораздо раньше искусства описания, вернее, изображения природы. К 1600 году диалог у великих писателей

Из книги Найдите, что спрятал матрос: "Бледный огонь" Владимира Набокова автора Мейер Присцилла

Из книги Мысль, вооруженная рифмами [Поэтическая антология по истории русского стиха] автора Холшевников Владислав Евгеньевич

Из книги Любовь к далекой: поэзия, проза, письма, воспоминания автора Гофман Виктор Викторович

Из книги Скрытый сюжет: Русская литература на переходе через век автора Иванова Наталья Борисовна

Из книги Мертвое «да» автора Штейгер Анатолий Сергеевич

Из книги Движение литературы. Том II автора Роднянская Ирина Бенционовна

Пейзаж после битвы Прививка массолита 1…Наконец, определения иссякли. И так и эдак пытались критики поймать ухватливое словцо, обозначающее, что же такое происходит с нашей литературой: измеряли температуру, прикладывали стетоскоп, кто попроще; а кто поизысканней -

Из книги Арабские поэты и народная поэзия автора Фролова Ольга Борисовна

Новый пейзаж русской прозы: 1996 Прошло уже пять лет с тех нор, как с политической карты мира исчез Советский Союз, а с карты литературной собирательное понятие «советской литературы». В течение короткого исторического промежутка, даже мгновения (два-три года) были

Из книги автора

Из книги автора

1. Пейзаж после битвы Долгожданное, когда оно наконец является, имеет свойство разочаровывать. Наши журналы, еще до выхода книжных изданий поторопились с публикацией романов «Мы» Е. Замятина, «О дивный новый мир» О. Хаксли, «Приглашения на казнь» В. Набокова, «Замка» Ф.

Пейзаж (франц. paysage от pays - страна, местность) - это один из содержательных и композиционных элементов литературного произведения, выполняющий многие функции в зависимости от стиля автора, литературного направления (течения), с которым он связан, метода писателя, цели автора (раскрыть состояние героя, противопоставить окружающий мир человеческим убеждениям, установить композиционные связи между элементами произведения, отразить загадку природы и ее отчужденность от цивилизации), а также от рода и жанра произведения.

В русском былинном эпосе, в средневековой повести развернутые описания природы отсутствуют, а те ее явления, которые по ходу действия должны служить фоном для героев, изображаются при помощи условных повторяющихся эпитетов, иногда очень выразительных, метких, но мало индивидуальных. Элементы развернутого пейзажа иногда можно встретить лишь в сравнениях, когда описание явления природы нужно для уподобления ему действия или состояния героев, напр.: "Словно как мак в цветнике наклоняет на бок головку, пышный, плодом отягченный и крупною влагой весенней, так он голову на бок склонил, отягченную шлемом" ("Илиада", песнь VIII). Уже в "Одиссее" пейзаж начинает приобретать большее значение, чем в "Илиаде" (см. напр. описание сада Алкиноя, песнь VII), a в позднейшей греческой поэзии возникают жанры, где при всей ничтожности количественного объема пейзажа качественно он приобретает большой вес и значение: такова "буколическая" поэзия, идиллии Феокрита, в которых изображение сельского пейзажа и быта входит как основной необходимый элемент в произведениие. То же надо сказать о поздней римской литературе, знающей специальные "описательные поэмы". Крупнейшим произведением этого рода были "Георгики" Вергилия. В XVI веке и особенно в XVII, сначала в Италии, а потом и по всей Европе, в связи с подъемом дворянско-аристократической культуры, прославлявшей "утехи бытия" на лоне поместной "идиллии", наблюдается расцвет идиллической и "описательной поэзии", делающей своим объектом сельскую жизнь, природу, ее окружающую. С этого времени пейзаж постоянно встречается в произведениях разных стилей, которые развиваются, живут и умирают в течение XVIII--XIX веков в европейской литературе, причем характер пейзажа, определяясь характером стиля, приобретает свое функциональное своеобразие в каждом данном случае.

В так наз. классической придворной поэзии XVIII в. -- одах и героических поэмах по преимуществу -- образ природы занимает незначительное место, внимание поэта сосредоточено на прославлении представителей своего класса, на монументальных образах царей, полководцев и т. п. Пейзаж большей частью выступает в качестве фона для портрета того героя или для того события, которое воспевается поэтом; причем он берется в тех же монументальных и величавых тонах, подчеркивая эти же стороны в образах, фоном для которых он служит.

Совершенно иными чертами рисуется более поздний пейзаж в поэзии консервативного дворянства, гл. обр. нарождающегося сентиментализма в конце XVIII в. По мере развития капиталистических отношений дворянские писатели, отстаивающие неприкосновенность феодально-крепостнического порядка, все резче выступают против капитализма, обрушиваясь на городскую культуру и противопоставляя ей простоту сельской жизни, идиллические отношения помещиков и крестьян.

Образ природы приобретает у них большое самостоятельное и функциональное значение, несет в себе большое идейное (реакционное по существу) содержание, т. к. через него автор выражает любимую антитезу город -- деревня, служащую для раскрытия основных идейных тенденций.

В прозе сентименталистов, в "сельской" повести, в многочисленных "путешествиях" пейзаж играет самую почетную роль. Включаясь в общую систему реакционных, искажающих действительность образов, пейзаж в литературе сентименталистов имеет слащавый, прикрашенный характер, связан с лживыми, идиллическими образами благоденствующих у помещика крестьян и т. п. Наоборот, в литературе, отражающей рост буржуазной идеологии, пейзаж принимает совершенно иной характер, дается в реалистических тонах, разоблачает эксплуатацию крепостных и т. п., служа утверждению этой иной идейно-художественной системы.

Пейзаж в романтическом произведении имеет уже совершенно иное значение, чем пейзаж у сентименталистов. Пейзаж романтиков призывает не любоваться усадебной "пейзанской" природой, а служит средством выражения бурных страстей романтика. В некоторых случаях мы имеем пейзаж, контрастирующий по сравнению с героем, и тогда задача контраста -- еще более оттенить, подчеркнуть состояние героя. В романтической лирике часто можно встретить произведения, для которых пейзаж является и основной темой, вполне выражающей основную тенденцию романтического стиля при отсутствии героя и сюжета.

С постепенным снижением романтизма в буржуазно-дворянской литературе 30--60-х гг. пейзаж изменяет свой характер и свое назначение в литературном произведении. Знаменитые пейзажи несут чрезвычайно сложные и разнообразные функции в романах и лирических пьесах этих авторов; объединяющим признаком остается исключительная любовь к русскому поместному пейзажу, сочувственное изображение внешнего вида усадьбы и крепостной деревни и некоторая идеализация сельского фона, на котором они показывают своих героев.

Рядом с "идеализирующим" реализмом деревенского пейзажа писателей буржуазно-дворянского лагеря появляется вырастающий из натурализма реализм писателей, близких к революционной демократии 60-х гг., и позднее народников. Создавая деревенский пейзаж, писатели-демократы не только не смакуют и не идеализируют его, а с особой охотой обнажают его неприглядные стороны, устанавливая тесную связь между ним и экономическим бытом населения. Реалистический пейзаж народников является одним из существенных средств в их художественном арсенале, помогает им в критике общественного строя. С развитием буржуазно-демократической литературы деревенский пейзаж все чаще оттесняется описанием города, которое по аналогии обозначается как пейзаж городской. Большой промышленный город как центр капиталистической культуры делается предметом изучения писателей и находит свое внешнее отображение в их творчестве. С увеличивающимся значением крупных промышленных центров в конце XIX и начале XX вв. растет и дифференцируется городской пейзаж в литературе. В творчестве представителей буржуазно-дворянской литературы городской пейзаж принимает символический характер. Он выявляет страх представителей деградирующих социальных групп перед тем будущим, которое несет им современный город. С другой стороны, тот же рост капитализма вызывает тягу к "природе", что выражается в литературе появлением пейзажа экзотического характера или стилизованного в старинном "усадебном" или "крестьянском" духе. Эти пейзажи знаменовали собой стремление бежать от современности в прошлое, в вымышленный мир от гнетущей действительности и т. п.

Взаимоотношения человека и природы стали объектом внимания искусства, философии, эстетики. Важное значение в литературе пейзаж стал обретать, начиная с 18 в. И уже во второй половине 19 в. появляется ряд обстоятельных исследовательских работ, посвященных литературному пейзажу.

Активное изучение темы природы в литературе начинается с 1960-х годов, когда со всей наглядностью проступили результаты экологического кризиса. С этого времени регулярно издаются труды, в которых исследуются различные аспекты изображения и осмысления природы: А.Ф. Бритиков -«Мастерство Михаила Шолохова» (1964), E.H. Купреянова - «Эстетика JI.H. Толстого» (1966). Среди работ, появившихся в эти годы, особый интерес вызывают монографии К.В. Пигарева - «Русская литература и изобразительное искусство (XVIII - первая четверть XIX в.). Очерки» (1966) и «Русская литература и изобразительное искусство. Очерки о русском национальном пейзаже середины XIX века» (1972). В них широко и панорамно освещается проблема природы в литературе и изобразительном искусстве.

Серьезный вклад в разработку вопроса о законах существования темы природы в литературном произведении внесли Б.Е. Галанов - «Живопись словом. Человек, пейзаж, вещь» (1972), Г.Б. Курляндская - «Художественный метод Тургенева-романиста» (1972), JI.C. Ачкасова - «Гуманизм в творчестве К. Паустовского» (1972), И. Кузьмичев - «Писатель Арсеньев: Личность и книги» (1977), И. Страхов - «Художественное мышление И.С. Тургенева и JI.H. Толстого в изображении пейзажей» (1980), В.А. Смирнова - «Иван Соколов-Микитов. Очерк жизни и писательства» (1983), С.А. Липин - «Человек глазами природы» - (1985), Т.Я. Гринфельд-Зингурс - «Природа в художественном мире М.М. Пришвина» (1989), С. Семенова - «Преодоление трагедии» (1989), H.H. Киселев - «В гармонии с природой» (1989), Е.А. Яблоков - «Художественное осмысление взаимоотношений природы и человека в советской литературе 20-30-х гг.» (1990), К.Г. Богемская - «Пейзаж: страницы истории» (1992), Тихонова Т.М. - «Описания природы по произведениям К.Г. Абрамова» (1994), А.И. Смирнова - «Не то, что мните вы, природа»: Русская натурфилософская проза 1960 - 1980-х годов» (1995), Н.В. Кожуховская - «Чувство природы в русской литературе XIX века» (1995), Л.В. Гурленова - «Чувство природы в русской прозе 1920-1930-х годов» (1998), Степаненко Л.Г. -«Шолоховские описания природы. Пейзажи мастера и исследователя» (2003), Рудзевич И. - «Человек и природа в творчестве Сергея Залыгина» (2003).

Ценные историко-литературные и теоретические сведения обобщающего характера - о видах пейзажа и формах его существования в произведении -содержатся в монографии В.А. Никольского «Природа и человек в русской литературе 19 века» (1973), полезная попытка систематизации образов природы, видов пейзажей в русской поэзии и художественных средств их создания предпринята М.Н. Эпиггейном («Природа, мир, тайник вселенной»: Система пейзажных образов в русской поэзии», 1990).

Имеются работы, рассматривающие трактовку темы в пределах художественного направления. Это статьи Н.Д. Кочетковой «Портрет и пейзаж в литературе русского сентиментализма» (1986), В.Ю. Троицкого «Романтический пейзаж в русской прозе и живописи 20-30-х годов XIX века» (1988); Г.И. Роговой «Природа в художественном сознании символистов» (2002), монография И.О. Шайтанова «Мыслящая муза. «Открытие природы» в поэзии XVIII века» (1989) и др.

Можно отметить и ряд коллективных трудов: «Человек и природа в I советской прозе» (Сыктывкар, 1980), «Человек и природа в художественной прозе» (Сыктывкар, 1981), «Пейзаж как развивающаяся форма воплощения авторской концепции» (Москва, 1984), «Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения: Человек - природа - искусство» (Москва, 1986), «Пейзаж в литературе и живописи» (Пермь, 1993), «Природа в художественном мире писателя» (Волгоград, 1994), «Древнерусская литература. Изображение природы и человека» (Москва, 1995), «Тема природы в художественной литературе» (Сыктывкар, 1995), «Чувство природы» в русской литературе» (Сыктывкар, 1995), «Природа и человек в русской литературе» (Волгоград, 2000), «Природа и человек в художественной литературе» (Волгоград, 2001), «Природа: материальное и духовное» (СПб, 2002). Круг рассматриваемых в них вопросов: эволюция литературного пейзажа и ее основные направления, возможная типология природоописаний, роль и функции пейзажа на разных этапах историко-литературного процесса.

Как большую итоговую работу можно рассматривать и коллективную монографию «Эстетика природы», выпущенную Институтом философии в 1994 г. Основная проблема монографии выражена уже во вступительной статье K.M. Долгова: «Эстетика природы - это не столько обсуждение того, присущи ли красота и эстетический облик природе, сколько выяснение возможностей. формирования и развития человеческой эстетической чувственности и эстетического сознания, художественной ценности природы»

Здесь мы находим многие основополагающие идеи в понимании природы как эстетической категории.

Своеобразными центрами, разрабатывающими проблему литературного пейзажа можно признать Пермский государственный педагогический университет, Ленинградский государственный областной университет имени A.C. Пушкина, Волгоградский государственный университет и Сыктывкарский государственный университет. Наиболее крупным из них является последний университет, в котором на базе кафедры русской и зарубежной литературы вот уже около тридцати лет целенаправленно ведутся исследования по литературному пейзажу. Первый межвузовский сборник был выпущен здесь еще в 1980 г. («Человек и природа в советской прозе»), в следующем 1981 г. вышел другой сборник - «Человек и природа в художественной прозе». В 1995 г. в стенах данного университета прошла первая всероссийская научная конференция «Тема природы в художественной литературе» и в том же году наряду с материалами конференции выходит коллективная монография «Чувство природы в русской литературе». В 1989 г. доцент Сыктывкарского университета Т.Я. Гринфельд - Зингурс выпустила монографию «Природа в художественном мире М.М. Пришвина», в 1995 г. Н.В. Кожуховская вывела в свет свою монографию «Эволюция чувства природы в русской прозе XIX века», а через три года JI.B. Гурленова издала другую монографию «Чувство природы в русской литературе 1920 - 1930-х годов». Все три исследовательницы вслед за монографиями защитили докторские диссертации.

Обратим внимание и на следующий факт: в 1995 г. в Сыктывкаре прошла первая всероссийская научная конференция, посвященная теме природы в художественной литературе, затем в 1998 и 2000 гг. в Волгограде состоялись две всероссийские конференции по сходной теме, а в 2002 г. - в Санкт -Петербурге.

В справочно-филологических источниках указывается, что «пейзаж в литературе - один из композиционных компонентов и вид словесно-художественной детализации» ; «пейзаж - описание природы, иногда вообще внешнего мира, открытого пространства» ; «изображение в произведениях искусства естественной или измененной человеком природы» ; «один из содержательных и композиционных компонентов художественного произведения: описание природы, шире - любого незамкнутого пространства» ; «изображение природного окружения человека и образ любого незамкнутого пространства, в том числе, «городской пейзаж» .

Свое понимание пейзажа предлагают и авторы различных монографических работ. По мысли Б.Е. Галанова, пейзаж - это изображение природы, обозначающее время и место действия в произведении и создающее определенное настроение . В.Н. Стасевич размышляет о пейзаже как о «преображенной действительности, для создания которой реальный мир является необходимым стимулом и неиссякаемой кладовой» . Искусствовед A.A. Федоров-Давыдов определяет пейзаж как «отображение находящейся вне человека действительности», как «высшую степень художественного отображения природы» . «Целостным отображением природы в системе взаимозависимых предметных деталей» называет пейзаж и М.Н. Эпштейн .

В коллективной монографии «Чувство природы» в русской литературе» дается следующее определение: «Пейзаж - это собственно картина, результат оформленности чувства природы в образе, оно же само - много шире, вмещает философию природы, социально-эстетические идеи эпохи, имеет в виду направленность мировоззрения художника, включает в себя нравственные традиции осмысления темы человека и природы, своеобразие поэтики пейзажа, конкретный стиль данного произведения» .

Во время работы над диссертацией мы также учитывали мнение В.Е. Хализева, выраженное в его учебнике по теории литературы: «Формы присутствия природы в литературе разнообразны. Это и мифологические воплощения ее сил, и поэтические олицетворения, и эмоционально окрашенные суждения, и описания животных, растений, их, так сказать, портреты, и, наконец, собственно пейзажи (фр. pays - страна, местность) -- описания широких пространств» .

Обобщая ряд разъяснений, можно отметить, что пейзаж - это изображение природы, выполняющее в произведении различные функции в зависимости от стиля и метода писателя. Чаще всего это - вид, описание видимого мира.

Коммунальное государственное учреждение «Средняя школа №18» акимата города Усть-Каменогорска

Тема проекта: «Виды и функции пейзажа в региональной литературе»

Выполнила:

учитель русского языка и литературы

Рыльская О.В.

2015 год

Оглавление

Введение 2

1 Исследовательская часть

    1. Виды пейзажа в региональной литературе 3

      Годовой, суточный, бурный пейзаж в художественных текстах региональных авторов 5

      Поэтика степного пространства в произведениях Г.Гребенщикова и Б.Васильева

      Функции пейзажа в произведениях молодых авторов, студентов ВКГУ им.С.Аманжолова («Молодое звено Алтая»)

Введение

Пейзаж является одним из самых мощных средств для создания воображаемого «виртуального» мира произведения, важнейшим компонентом художественного пространства и времени.

«Литературный энциклопедический словарь» определяет пейзаж как «описание природы».

Природа – вечна, постоянна (по сравнению с политическими режимами, историческими событиями), это образ вечности, наглядно существующий для нас.

Природа национально специфична (ландшафт, климат, растительный мир), это образ родины, «родного уголка земли».

Пейзаж родной земли сегодня представлен в произведениях региональной литературы. Изучая творчество поэтов и писателей нашего края, я окунулась в удивительный мир природы. Пейзажные зарисовки региональных авторов, их чувства к природе волнуют читателя.

Поэтому целью моего проекта является изучение творчества региональных авторов и составление схем-опор «Виды и функции пейзажа».

Гипотеза: если помимо программного материала на уроках литературы по теме «Пейзаж в художественном тексте» изучать произведения региональных авторов, составляя цитатный банк» поэтической музыки», цветописи и звукописи цитатных зарисовок, то что расширит познавательный интерес учащихся, обогатит словарный запас, поможет получить наслаждение от прочитанного и воспитать патриотов родной земли!

Во всех произведениях наших земляков ощущается глубокая сопричастность ко всему живому.

Читая книги наших авторов, изучая хрестоматию по региональной литературе Восточного Казахстана, я создала своеобразный цитатный банк, классифицирующий наиболее яркие метафорические выдержки по определенным пейзажным зарисовкам.

Например, годовой пейзаж.

Весна – победительница и освободительница природы. Ведь весна – неиссякаемый источник вдохновения для художников слова ВКО. Стихи и строки их переливаются многоцветной гаммой красок и оттенков, они звучат и благоухают: «У весны особый аромат… природа в марте, и особенно в апреле вскипает всеми своими животворными силами, греет вешними потоками и ликует в их звонких песнях, захлебываясь от восторга и радуясь новому всплеску жизни», - отмечает писатель А.И.Егоров в произведении «Таежный затворник».

Неповторимы запахи весны,

И красота моей Алтайской Родины –

И пахнут в марте почки бузины,

И кустики щедрот лесной смородины, - восклицает поэт М.Тыцких.

И душа человека наполняется трепетным ожиданием чуда, оптимизмом. Геннадий Пуссен ощущает себя творцом мира, где «Солнце коснулось кистью неба полотна», а «Ветерок, тревожа лес зеленый, пыльцу разбрызгал, словно акварель», «Все трещит, жужжит, щебечет и распевает».

Поэту Светлане Шуваловой кажется, что весна – это мир новых, радостных, полной жизненной силы звуков, что сама весна дирижирует новым юным оркестром».

Поэта Наталью Матвееву весенняя свежесть, весенняя сила «тянет словно птицу к лесам, к новым рассветам, к цветастым лугам, чтоб воспряла душа».

Строки о весне поэтов и писателей нашего края – страстное безраздельное слияние лирического «Я» с природой, исповедь, признание в любви милому, родному краю, эти картины воспринимаются как символ чего-то светлого, идеального.

Лето… оно у поэта Е.Курдакова «пропитано сонным зноем» и «разгорается кострами цветов» «полыхает по раскаленным холмам» и «каждый месяц имеет свое лицо, свои приметы»

А.И.Егоров видит в руках июня «озорную сочную кисть», называет его неистощимым художником.

Великолепные пейзажные зарисовки в рассказе «Таежный затворник» А.И.Егорова, природа во все времена – это «отрада для человеческой души».

Июль смотрит на Павла Васильева «фиалковыми», а на Б.В.Щербакова «горячими глазами».

Б.В.Щербакову не терпится попробовать лесные дары «гроздья прозрачных ягод на кустах красной смородины». А.М.Тыцких собирает «гранатовый бисер брусники, который в кустах растеряло лето».

Конец августа и писатели и поэты нашего края ощущают приближение осени.

«А знаете ли вы, что очаровательная осень Алтая никогда не бывает желтой? Она красная, с буланым до самого листопада» - делится своими наблюдениями наш земляк О.Бокеев. И мы, читатели, и наши соотечественники видят ее краски: листопад у Пуссена «желтая пурга», у Светланы Шуваловой осень «загорелая, рыжая» и «приехала на рыжей колыбели».

Все в Алтайской осени дивно: и краски ее, и дождливая грусть.

Пейзаж всегда выражает глубинные основы человеческого бытия, в нем определяются тончайшие и разнообразнейшие интеллектуальные, психологические, чувственные способы освоения жизни, отражается пестрая картина духовных устремлений эпохи и человечества.

Поэтому годовой пейзаж, изображенный нашими писателями и поэтами, призывает к гармонии и любви.

Ведь в природе все постоянно обновляется: смешиваются времена года, что-то рождается, что-то умирает, чтобы дать новую жизнь, природа вечна и бессмертна, такова ее диалектика. Мастера и художники слова Рудного Алтая обладают неповторимым даром улавливать и передавать ее тончайшие оттенки, ведь они с нею тысячами незримых нитей. Например, характерная особенность зимнего пейзажа наших мастеров слова, их внутренняя статичность. Природа проникнута тишиной и покоем, первозданной чистотой и благоухающей свежестью. Все словно спит, «на всем лежит печаль усталости», «земля укрыта белым сверкающим одеялом и беспамятно спит, погрузившись в смертельный покой», - так видит зимний пейзаж Б.В.Щербаков.

У Н.С.Матвеевой образ зимы олицетворен, метафоричен: «И безутешна, печальна зима. Сутулится, кутает в облако плечи», а «воздух, как струна натянут».

Особые краски и образы находит А.Е Егоров при описании зимы: «Мир в ватных комьях и серебряных кружевах». «Горы вырядились во все белое, свадебное». Образное сравнение дает читателю понять кладезь зимней природы Егорова: «…мохнатые хлопья снега, легкие, пушистые, падают на землю не спеша, плавно кружась, планируют точно живые, белые бабочки. Пихты укутаны в пушистые песцовые шубы».

А у будущей поэтессы Хайруллиной Айжан, студентки ВКГУ им. С.Аманжолова 2 курса филологического факультета «Переводческое дело» в стихотворении «Снежинки» зимний пейзаж изображен в танце снежинок, которые укрывают землю, чтобы тепло ей было в холода:

Волшебные снежинки падали, танцуя,…

И в воздухе узоры всем рисуя,

К подругам приземлялись не спеша.

Пушистые снежинки укрывали землю,

Плотнее одеяло смастерив,

Земля тогда сказала: «Я подремлю!»

И с этой фразою уснула, вдруг застыв.

Снежинки, играя с нежным ветром, танцуют вальс, затем становятся свадебным нарядом, под которым спит земля.

И у знаменитых художников слова ВКО, и у будущей молодой поэтессы зимний пейзаж олицетворяется с первозданной чистотой – свадебным нарядом и благоухающей свежестью.

На фоне этой зимней природы, изображающей спокойный пейзаж, автор Егоров рисует бурный пейзаж – плохую погоду. Читатель сопереживает, ощущает себя там, вместе с героями произведения. «Ураган мощный, свирепый налетел неожиданно. Это был невероятной силы удар тугого спрессованного воздуха. Заскрипели, застонали стволы вековых пихт, тополей берез. Заметались, заструились белыми гривами черные кряжи, вершины густолесья, заваленные снегом валуны. На макушках обмысков с треском лопались поваленные старые деревья. Гулко хряснулась одна дуплистая сухостина…, взбив фонтаны снежной пыли. В считанные минуты лес оказался без белых накидок, очернел». Аллитерация звуков [р] используется автором для воссоздания художественного образа зимнего бурана, бурного пейзажа, который делает картину настолько реальной, что читатель понимает, насколько страшен бывает такой ураган.

И совершенно противоположной рисует зимнюю тайгу Б.В.Щербаков: «обновленную, торжественную, чуткую, словно боящуюся утратить свою сказочную красоту», писатель сравнивает «одетых в искрящийся снег» кедровиков с «опустившимися к озеру кудрявыми кучевыми облаками» и с ветром «словно руки друзей, пожимает мохнатые лапы пихтам».

Декабрь, январь, февраль, изображаемые поэтами, разные. У Н.С.Матвеевой наполнены трепетным ожиданием, что «Совьют метели голубые гнезда, и выведут своих птенцов морозы». И, наконец, А.И.Егоров отметит, зафиксирует для читателя тот факт, что «Зима растеряла в буранах, метелях, лютых морозах свою прыть, выдохлась и готовится добровольно сдавать свои позиции иному времени года».

Читая фрагменты годового пейзажа в произведениях региональных авторов, можно выделить также примеры суточного пейзажа, например в произведении А.И.Егорова «Таежный затворник». Читая пейзажные зарисовки времен суток, чувствуешь прохладу утра и вечера, слушаешь тишину, любуешься румяными вершинами гор на заре и густыми сумерками леса на закате, купаешься в дневных, солнечных лучах.

Пейзаж, воплощающий красоту родной земли, относится к естественному, национальному. Цветовой колорит, звукообразы, образы-запахи, тактильные и одорические эпитеты представлены писателем «поэтической музыкой» родного Алтайского Прииртышья:

«Черно-зеленые, острозубые гребешки пихтачей»,

«Березы светились чистым, червонным золотом»,

«Огненно пламенеют метелки кипрея»,

«Красновато-сизые стволы хвойных великанов, окропленные гирляндами потеков золотисто-зеленоватой смолки»,

«Багрянцем и притушенным пестрым пурпуром пылали кусты рябины»,

«Белоногая березовая роща»,

«Бордово-малиновые бутоны Марьиных корений» - эти великолепные зарисовки представляют цветовую гамму природы. Ведь цвет – один из главных средств выразительности и колорит (соотношение цветов в пейзаже). Данные примеры относятся к теплым (золотой, оранжевый, красный) и холодным (зеленый, синий, сизый).

Теплые цвета создают радость, они являются активными и создают величие и красоту. Холодные – спокойные, умиротворенные создают впечатление света и гармонии, локального и тонального колорита.

Звукообразы:

«Вершины высоких пихт, хрустнув надломились и рухнули вниз»,

«Ручей взбухает и уже не журчит, а ворчливо шумит с громким говором», - создают конкретность, способствуют изображению конкретного пейзажа? Соотносится с бытием природы , ее неостановимым круговоротом.

Легкие светлые тона, игра света и цвета, звукообразы, а также образы – запахи воспринимаются читателем не только глазами, но и проникают вовнутрь, проливаются в легкие, чувствуешь «аромат пышного разнотравья», «густой пряный запах», «неповторимый аромат альпийских гор», «дух пресной зелени и меда», «вся земля источает парный медовый дух». Эти примеры помогают читателям увидеть и почувствовать неповторимую алтайскую природу. А пейзажные образы поэтов и писателей ВКО символизируют неразрывную связь человека с миром природы.

Мы рассмотрели годовой, суточный, естественный, национальный и бурный пейзаж на примерах произведений региональной литературы. Теперь сопоставим признаки бурного пейзажа классической литературы – стихотворение Майкова «Гроза» и региональной литературы – отрывок из романа А.И.Егорова «Таежный затворник» - учебник «Русская словесность», тема «Пейзаж в художественном тексте». Бурный пейзаж стр.148.

Майков

Егоров

звук

мгла

сумрак

ветер

шаткость

дождь

молния

«Гул пошел неугомонный», «шум бури»

«Сквозит темнота и мгла за ней…»

«Ветер нес», «промчался вихрь»

«Где царство солнца и лазури?»

«И воды полились…»

«Сквозит блеск», « и огонь…»

«…с треском лопались поваленные старые деревья»

«В считанные минуты лес очернел»

«Ураган мощный, свирепый налетел неожиданно…»

«Фонтаны снежной пыли…»

«Срывается полновесным потоком, как из рукава, с громким говором…»

А.Майков «Гроза» А.И.Егоров «таежный затворник»

Р азличие

1.а) жанр: лирический, так как

чувства, есть рифма, размер,

ритм;

б) пейзаж природы, гроза;

в) «сквозит темнота и тьма за ней»;

г) «гул пошел неугомонный»;

д) «воды полились», «пляска ледяных

градин»;

2. В центре образ грозы- явление природы;

4. Летний грозовой пейзаж.

1.а) жанр: эпический, так как

цепь событий;

б) пейзаж природы, ураган;

в) «темнота пугала, настораживала»;

г) «с треском ломились…старые деревья»;

д) «гулко хряснулась дуплистая сухостина»;

е) «фонтаны снежной пыли»;

2. В центре образ-характер (мальчик борющийся с ураганом);

3. ИВС, звукообразы, цветообразы;

4. Зимний ураганный пейзаж.

бурный

пейзаж,

аллитерация,

цветообразы, темнота,

звукообразы,

ветер, вихрь, гул.

Сходство

Каждый из авторов нашел свои слова, свои примеры, чтобы показать признаки бурного пейзажа в произведениях. Пример компаративистики (сравнительное литературоведение) помогает образнее представить явления природы, характеризующиеся признаками сильного звукового эффекта (шумом, грохотом, ревом), бушующим, порывистым, все сметающим на своем пути ветром, картины разбушевавшейся стихии выражают разное художественно-символическое значение: у Майкова – естественное проявление грозовых сил, у Егорова – естественное проявление снежного урагана.

В данном проекте мы представили схему пейзажа по времени:

а) годовой – суточный;

по состоянию:

б) бурный – спокойный;

по образованию – естественный.

Теперь рассмотрим по близости:

в) национальный – экзотический, который в учебнике «Русская словесность» представлен темами «Поэтика степного пространства», «Горный пейзаж в поэзии и прозе».

В хрестоматии по региональной литературе Восточного Казахстана за 7 класс образ степи представлен произведениями Г.Д.Гребенщикова «В тиши степей» и Б.В.Щербакова «Гражданин степей». Каждый из писателей дает свое видение степи. Составим таблицу по их произведениям.

Степь Г.Гребенщикова

Звукопись

Цветопись

Флора

Фауна

Запахи

Бойкие ручьи, заблеяли над лугами бекасы, говорливые ручьи, певучий поток

Темно-синее небо, бледный свет, посиневшие сугробы снега, облака, похожие на легких белых птиц, цветистый ковер степи, яркий свет солнца, степные дали стали лиловыми.

Примятая трава, молодой ковыль, как серебряное море колыхался, гладкая степь, царство степных просторов.

Стаи птиц, жаворонок серым крестиком повис в лазури, пронесся флейтою журавль, ржание лошади, ощетинившиеся верблюды, пасущийся скот, блеяли овцы, мычали коровы.

Дыхание весны

Писатель представил пейзаж степи ранней весной, когда она начинает меняться: из холодной, угрюмой, безжизненной плоскости она начинает превращаться в разноцветную равнину, наполненную особыми звуками, цветом, образами и запахами. Пробуждающееся после зимы, царство степных просторов оживает, а жизнь кочевого народа после зимовки готовится к летнему труду.

По-иному изобразил Б.В.Щербаков свое представление о степи:

«Степь для человека – мать и кормилица, взрастившая кочевника и воина, приобщившая сынов своих к труду землепашца, животновода… Только она смогла вдохнуть в каждого дух неистребимой свободы и любовь к песне. Была и останется она юдолью цивилизации человечества».

Степь

мать и кормилица

многоцветна

светла и приветлива

чуть грустна и печальна

куда б ни пошел, всюду ширь

Звукопись

Цветопись

Флора

Фауна

Запахи

«громогласные речки», «ропот травы», «скучная мелодия ветра», «позванивают колокольчики тюльпанов».

«порыжевшие шары перекати-поля», «красно-бордовые солянки», «горбатые силуэты сине-далеких гор», «лиловый закат», «темно-синий бархат ночи».

«степные колокольчики», «тюльпаны», «шелковый ковыль», «кустисты ферулы».

«стада сайгаков, диких лошадей», «парящие в небе орлы, куланы, озерные гуси, журавли-красавки».

«медоносное разнотравье», «сладок воздух в пору весны», «пьянящий запах цветов», «горькая полынь».

Б.В.Щербаков, представляя национальный пейзаж в образе степи, увлекает читателя, его душевный настрой гармоничен пейзажу степи, пейзажные образы «шепчут», «позванивают», «пьянят», «чаруют», притягивают: «Степь проста и доступна каждому, кто ее полюбит, тому она щедро открывает тайны свои и в каждом жилище обретет он себе новых друзей. В данном отрывке пейзаж степи приобретает символическое значение – он раскрывает «душу» природы, само течение ее жизни, внутренне движение, а также проникнут глубоким психологизмом. В степной картине сила и мощь, могущество природы, глубокий смысл заключен в фразе: «Степь была и останется юдолью цивилизации человечества».

Поэтому читатель из слов, знаков, фраз мысленно воссоздает картину природы степи, рисуемую автором.

А писатель Щербаков через степной пейзаж выражает неостановимость и вечность жизни природы!

Он запечатлел миг, который включает в себя прошлое и будущее состояние степной природы, представил градацию в пейзаже от «ропота травы», «скучной мелодии ветра» до «позванивания колокольчиков» и «бега шаров перекати-поля».

Поэтому проницательный читатель, созерцающий степной пейзаж, ощущает ее внутренний ритм, слышит «клекот орлов», крики озорных гусей и клекот куланов.

Заключение

Работая над проектом, подбирая цитаты к видам пейзажа, мы также отмечаем основные «функции пейзажа», который является одним из важнейших средств раскрытия авторского замысла, подчиняющегося как требованиям литературного направления (романтический пейзаж, сентименталистский пейзаж, натуралистический или символистический пейзаж), так и жанра (городской, морской, сельский, индустриальный пейзаж).

Нами составлена схема «Функции и типы пейзажа» (по произведениям «Молодое звено Алтая»):

Лирический пейзаж (не связан напрямую с развитием сюжета)

«Ночь» А.Хайруллина стр.105 - Собственно-лирический (выражение чувств автора).

«Темные аллеи» Анна Маципуло стр.76 - Пейзаж настроения (обращение к эмоциям читателя; использование литературных реминисценции.) «Хотелось бы встретить тебя» стр.74

Метафоричность и гиперболизация. Использование риторических приемов и ритмизированной прозы. Создает атмосферу, настроение.

«Луною бледной» Анна Маципуло стр.75

Пейзаж, необходимый для развития действия

«Осени» Анна Маципуло стр.77.

«Снежинки» А.Хайруллина стр.100.

«Осеннее» - стр.73

Пейзаж самоценный

«Родина» стр.98. А.Хайруллина

«Ночные мысли» стр.96 Глеудин Ерасыл – специальная информатика – 3 курс.

Пейзаж - символ

«Вот такая картина» - Анара Нургалиева стр.85. спец. «Русский язык и литература».

«Луною бледной» стр.78 А.Маципуло. спец. «Жураналистика»

Вымышленный (фантастический)

«Долг» стр.109, «Снег» стр.116. Мария Серба спец. «Русский язык и литература». «Мирз прогуливался по улицам города, залитых ярким солнцем»

«Хочу я слышать звук огня» А.Нургалиева стр.85.

«Грезы» стр.79, «Сон» стр.80 – Мария Серба.

Данные примеры стихотворений из сборника «Молодое звено Алтая» могут быть взяты для анализа на уроке, для минуток поэзии. Ведь в наше время у молодых, талантливых художников слова, студентов ВКГУ им.С.Аманжолова «не угасает любовь к родной земле». Как отмечает Бейбут Баймагамбетович Мамраев: «У многих, живущих на ней людей, вызывает чувство восхищения и неодолимое желание воспеть эту землю, словами, идущими из самой души». О чем свидетельствует часть представленных в этом сборнике, стихотворений молодых авторов.

В заключение нашего проекта мы отмечаем, что пейзаж в литературном произведении:

Мы убедились, что пейзаж – одно из важнейших средств раскрытия авторского замысла и предлагаем план анализа пейзажа в литературном произведении.

Проведенное нами исследование по теме «Виды и функции пейзажа в региональной литературе» позволяет утверждать, что данная тема актуальна, способствует развитию познавательной активности, «высвечиванию поэтической музыки пейзажных зарисовок» региональной литературы, способствует эстетическому наслаждению от прочитанных произведений.

Нами составлены схемы-опоры и таблицы по видам и функциям пейзажа, составлен план анализа пейзажа в литературном произведении, представлен цитатный план для «минуток поэзии» молодых авторов, студентов ВКГУ им.С.Аманжолова из сборника «Молодое звено Алтая».

Приложение №

Цитатный план к «Минуткам поэзии» на уроках литературы по теме «Пейзаж в художественном тексте» («Русская словесность» 7 класс, стр.148)

Стихотворения из сборника «Молодое звено Алтая».

    А.Хайруллина «Ночь» стр.105. Студентка ВКГУ им.С.Аманжолова 2 курс Филологический факультет «Переводческое дело»

Тихо вечер опустился,

И с луной он подружился,

Все цветы залил сияньем,

Милым, нежным, обаянным.

Стал он звать подругу-ночь,

А она прийти не прочь.

    А.Маципуло «Темные аллеи» стр.76, специальность – Журналистика.

Плетенные беседки,

Чугунные ограды,

Осенние скамейки,

Метели листопада.

    А.Маципуло «Луною бледной…» стр.75

Простите, холодные ливни!

Прости же и ты, луна!

Одиноко и грустно кивни мне.

Ну что, уже прощена?

    А.Хайруллина «Родина» стр.98

Бескрайны степные просторы,

Безмерны родны края,

Сложу я вам песнь про горы, Спою про прозрачны моря.

Здесь воздух наполнен любовью,

Ведь предков твоих здесь земля,

И с нею пропитан ты кровью,

Ведь Родина это твоя!

    Глеудин Ерасыл Аскарович – 3 курс специальность «Информатика». «Ночные мысли» стр.85

Ночь, луна, по небу облака

Плывут куда-то не спеша…

И лишь один я у окна,

Смотрю на них издалека.

Но лишь в конце пути,

Я встречу их опять.

На небо по облакам пройти,

И с высока на них взирать…

    Анара Нургалиева – специальность «Русский язык и литература» стр.85

Вот такая картина

Рисуется миром:

В последнее время

Синие, черные тучи,

Синие, черные земли,

И люди голодные…

Только в глуши, в деревне,

Речка потихоньку бежит,

Там другая картина, там, наверное,

Настоящая жизнь.

    Мария Серба - специальность «Русский язык и литература» стр.79 «Грезы»

Мне же хочется представить

Тихий мир, без битв и слез…

«Сон» стр.80

Как кошмарный сон,

Моей жизни спазмы.

Пробужденья звон,

Он, увы, напрасный.

Все растерто в пыль –

И душа, и вера.

Как степной ковыль

Я во власти ветра.

    А.Хайруллина «Снежинки» стр.100

Пушистые снежинки укрывают землю

Чтобы тепло ей было в холода.

Земля тогда сказала: «Я подремлю,

И я проснусь, когда придет весна!»

Лучшие статьи по теме