Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Традиционное общество — общество, которое регулируется традицией. Традиционная экономика

Уклад в нём характеризуется жёсткой сословной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей (особенно в странах Востока), особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Данная организация общества стремится сохранить в неизменном виде социокультурные устои жизни. Традиционное общество - аграрное общество .

Для традиционного общества, как правило, характерны:
-традиционная экономика
-преобладание аграрного уклада;
-стабильность структуры;
-сословная организация;
-низкая мобильность;
-высокая смертность;
-высокая рождаемость;
-низкая ожидаемая продолжительность жизни.

Традиционный человек воспринимает мир и заведенный порядок жизни как нечто неразрывно-целостное, холистичное, священное и не подлежащее изменению. Место человека в обществе и его статус определяются традицией (как правило - по праву рождения).

В традиционном обществе преобладают коллективистские установки, индивидуализм не приветствуется (т. к. свобода индивидуальных действий может приводить к нарушению заведённого порядка , проверенного временем). В целом для традиционных обществ характерен примат коллективных интересов над частными, в том числе примат интересов имеющихся иерархических структур (государства, клана и т. п.). Ценится не столько индивидуальная дееспособность, сколько то место в иерархии (чиновничьей, сословной, клановой и т. д.), которое занимает человек.

В традиционном обществе, как правило, преобладают отношения перераспределения, а не рыночного обмена, а элементы рыночной экономики жёстко регулируются. Это связано с тем, что свободные рыночные отношения повышают социальную мобильность и изменяют социальную структуру общества (в частности, разрушают сословность); система перераспределения может регулироваться традицией, а рыночные цены - нет; принудительное перераспределение препятствует `несанкционированному` обогащению/обеднению как отдельных людей, так и сословий. Преследование экономической выгоды в традиционном обществе зачастую морально осуждается, противопоставляется бескорыстной помощи.

В традиционном обществе большинство людей всю жизнь живет в локальном сообществе (например деревне), связи с `большим обществом ` довольно слабые. При этом родственные связи, напротив, очень сильны.
Мировоззрение (идеология) традиционного общества обусловлено традицией и авторитетом.

Трансформация традиционного общества
Традиционное общество является чрезвычайно устойчивым. Как пишет известный демограф и социолог Анатолий Вишневский, `в нём все взаимосвязано и очень трудно изъять или изменить какой-либо один элемент`.

В древности изменения традиционного общества происходили чрезвычайно медленно - на протяжении поколений, практически незаметно для отдельного человека. Периоды ускоренного развития имели место и в традиционных обществах (яркий пример - изменения на территории Евразии в I тысячелетии до н. э.), но даже в такие периоды изменения осуществлялись медленно по современным стандартам, а по их завершению общество снова возвращалось к относительно статичному состоянию с преобладанием циклической динамики.

В то же время, с древних времен существовали общества, которые нельзя назвать вполне традиционными. Отход от традиционного общества был связан, как правило, с развитием торговли. К этой категории относят греческие города-государства, средневековые самоуправляемые торговые города, Англию и Голландию XVI-XVII веков. Особняком стоит Древний Рим (до III века н. э.) с его гражданским обществом .

Быстрая и необратимая трансформация традиционного общества начала происходить лишь с XVIII века в результате промышленной революции. К настоящему моменту этот процесс захватил почти весь мир.

Быстрые перемены и отход от традиций могут переживаться традиционным человеком как крушение ориентиров и ценностей, утрата смысла жизни и т. п. Поскольку приспособление к новым условиям и изменение характера деятельности не входит в стратегию традиционного человека, то трансформация общества зачастую приводит к маргинализации части населения.

Наиболее болезненно трансформация традиционного общества происходит в тех случаях, когда демонтируемые традиции имеют религиозное обоснование. При этом сопротивление изменениям может принимать формы религиозного фундаментализма.

В период трансформации традиционного общества в нём может усиливаться авторитаризм (либо с целью сохранить традиции, либо с целью преодолеть сопротивление изменениям).

Трансформация традиционного общества завершается демографическим переходом. Поколение, выросшее в малодетных семьях, имеет психологию, отличающуюся от психологии традиционного человека.

Мнения о необходимости (и степени) трансформации традиционного общества существенно расходятся. Например, философ А.Дугин считает необходимым отказаться от принципов современного общества и вернуться к `золотому веку` традиционализма. Социолог и демограф А.Вишневский утверждает, что у традиционного общества `нет шансов`, хотя оно и `яростно сопротивляется`. Согласно расчетам академика РАЕН профессора А. Назаретяна, для того чтобы полностью отказаться от развития и вернуть общество в статичное состояние, численность человечества необходимо уменьшить в несколько сотен раз.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Ментальность традиционного общества определяет его культуру: ценности, нормы, модели поведения, средства.

Попытаемся представить иерархию этих ценностей .

Высшей, несомненно, является БОГ . Именно стремление к нему формирует самые глубинные мотивы поведения, Бог в человеке - это его бессмертная душа, достойная того, чтобы не погубить ее грехом нечаянным или осмысленным. Бог есть воплощение высшей справедливости, источник добродетели и благонравного поведения.

Служение Богу ставило людей в ситуацию выбора, заставляя предпочитать одни занятия и отказываться от других, исполненных греха. К таким относились, в первую очередь: торговля, коммерция, ростовщичество. Более того, оно придавало особый смысл экономическим категориям - богатству, например. Быть богатым, значило много жертвовать церкви, много раздавать сирым и убогим.

Иной ценностью можно признать АСКЕЗУ - добровольный отказ от земных благ во имя обретения благ небесных , страдание, смирение.

Следующей ценностью - ВЕРНОСТЬ , проявляющуюся в беспрекословном служении Богу, но также земным установлениям, в т.ч. и кодексу поведения. Чем выше социальное положение корпорации, тем жестче нормы (А.Гуревич).

Обратим внимание на то, что все ценности носят сакральный (священный) характер.

В традиционном обществе складываются также и ценности второго порядка , не канонизированные церковью, тем не менее, весьма влиятельные. Укажем на ПРАЗДНОСТЬ , толкуемую как уклонение от физического труда, в т.ч. и от земледельческого. Отношение к труду у людей традиционного общества противоречиво. С точки зрения рыцарства, благородные занятия ограничивались войной и охотой, турнирами. Труд - удел простолюдинов.

Согласно Библии, безгрешное состояние человека также не предполагало труда. С другой стороны, церковь рассматривала земледельческий труд как благородное дело.

Суммирующим смыслом различных культурных образцов стало отношение к труду как к повинности и связанное с ним стремление уйти от подневольного и чрезмерного труда. В результате треть дней в году считались праздничными, запретными для работы.

Если праздность, хотя по-разному толкуемая, является ценностью всеобщей, то в традиционном обществе складываются и сословные ценности , прежде всего, рыцарские: честь, воинственность, личная независимость.

Традиционное общество, таким образом, располагает широким набором ценностей. В нем доминируют сакральные ценности, но, наряду с ними формируются и ценности мирские.

Традиционное общество навязывает своим членам жесткую систему норм , также сакральных по своему происхождению.

Нормы опираются на обычай более, нежели на писаное право. Чем норма старше, тем она авторитетней. Традиция выступает оправданием для тех или иных правил.

Светские (мирские) нормы имеют сословный характер. Они жестко регламентированы уставами, статутами, кодексами поведения, писанными или традиционными.

Причем все они разрабатывались внутри общины (корпорации) на основе согласия и самоуправления.

Любая корпорация требовала от своих сочленов жесткой дисциплины, следования определенным стандартам поведения.

В традиционном обществе складываются разнообразные модели культуры, свойственные не только отдельным сословиям, но и внутрисословным группам: общинам и корпорациям.

Отступление от норм карается жесткими санкциями: прежде всего, изгнанием из общины.

Традиционная культура знает и совсем иные модели поведения: празднично-карнавальные. В особые дни люди перестают стеснять себя установленными правилами. Они их не просто на время отменяют. Они их выворачивают наизнанку, побуждая себя и других делать именно то, что в будни запрещено: смеяться над святынями, ниспровергать авторитеты, пародировать самые важные ритуалы, пить и безобразничать. Праздник означал временное унижение и даже отрицание культурного порядка, принятого в обществе.

Таким образом,

o Культура традиционного общества РЕЛИГИОЗНА . Религиозность означает двухмерность мира небесного и земного, а также сакральность основных моделей культуры.

o В традиционном обществе складывается дифференциация культуры по сословному принципу.

Одним из видов экономики является традиционная экономика . Такая форма достаточно специфична, ведь практика использования ресурсов здесь определяется историческими традициями и обычаями. На данный момент традиционная экономика - это архаизм; встретить такую форму в каком-либо государстве не получится, так как рыночные отношения проникли всюду. Однако для суб-систем (например, некоторых народностей) ряда развивающихся стран традиционная экономика продолжает оставаться актуальной. Яркие примеры традиционной экономики - это общинный строй, где существует вождь, который распределяет ресурсы исключительно внутри общины или племени, либо мелкое производство, например, ферма.

Признаки традиционной экономики

Традиционная экономика отличается от других систем следующими характерными чертами:

Первая черта традиционной экономики (примитивные технологии ) - ее самая основная проблема. Чтобы понять ее причину, придется углубиться в менеджмент, одно из правил которого гласит: любое организационное или стратегическое изменение встретит сопротивление со стороны сотрудников. Руководитель, как правило, сдерживает проникновение новых технологий и передовой информации, чтобы не подвергать устоявшиеся традиции сомнению и обсуждению. Кроме того, нерациональная и неоптимизированная экономика позволяет минимизировать уровень безработицы, а, следовательно, и риск народных волнений. Подобный принцип управления описывается в романе Джорджа Оруэлла «1984», хотя там речь идет о командной экономике.

Традиционная экономика отрицает всякие рыночные принципы. Торговля ведется только тогда, когда образуется излишек продуктов (например, пищи), что случается весьма редко. Как правило, традиционная экономика не имеет национальной валюты, и деньги, являющиеся инструментом товарного обмена, компенсируются прямым бартером.

Преимущества и недостатки традиционной экономики

Все плюсы и минусы традиционной формы попробуем собрать в одну схему:

Плюсами традиционной экономики являются стабильность социума и высокое качество продукции. Традиционная экономика, согласно мнению экспертов, может просуществовать вечно, если на нее не будет оказываться давление извне. Никакой мировой финансовый кризис не повлияет на традиционную экономику - это объяснение первого преимущества. Высокое качество продукции обусловлено тем, что государство производит для себя, следовательно, имеет прямую заинтересованность в том, чтобы продукт был качественным. Потеря качества возникает, как правило, вследствие снижения издержек или повышения темпов производства - ни то, ни другое не актуально для традиционной экономики.

Минусы очевидны. Так как традиционная экономика отказывается от автоматизации, она вынуждена мириться с низкими темпами производства. В подобных условиях речи о резервах на годы вперед быть не может - члены традиционного общества вынуждены работать всегда , не рассчитывая создать какие-либо накопления на старость. Валюту можно хранить и использовать, когда это понадобится - при натуральном бартере такой возможности нет: продукты, которые чаще всего выступают предметом обмена, попросту портятся.

Где можно сейчас встретить традиционную экономику?

Элементы традиционной экономики можно встретить практически в любой стране, так как каждая экономика (пусть и не всегда в значительной мере) зависит от природных ресурсов. В чистом виде традиционную форму можно обнаружить:

  • В странах юго-восточной Азии, считающихся отсталыми (таких как Бангладеш, Мьянма, Непал). Наглядным примером традиционной экономики долгое время был Бангладеш из-за распространенности натурального производства и исключительной бедности населения, однако, рыночная экономика пришла туда в виде всемирно известной микрофинансовой организации «Grameen Bank», ставшей прародителем социального бизнеса (о социальном бизнесе, Банке «Grameen» и его основателе можно прочитать в этой статье - ).
  • В ряде африканских стран, таких как Республика Кения, где занимаются скотоводством и натуральным производством (притом плуг тянут женщины), Гвинея-Бисау (беднейшая страна мира) - кочевое животноводство, Буркина-Фасо - сельское хозяйство.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА.
  1. Традиционное общество: социальные характеристики.
  2. Религиозное миросозерцание - основа традиционной ментальности.
  3. Ценности и нормы традиционного общества - традиционной культуры.
  1. Архаичное общество эволюционирует крайне медленно. Его культура как бы застыла, все время возвращаясь к своим истокам. Каждое новое поколение повторяет образ жизни предшествующего, не слыша до поры до времени общественного вызова. Вместо общества говорит природа голосом естественных катастроф, голодовок, климатических изменений. Но это неподвижность кажущаяся. Общество делает незаметные шаги, удаляющие его от животного мира, создает обрабатывающие технологии, совершенствует социальные институты, усложняет структуру мифов. В конце концов, происходит глубинный социальный переворот. Из недр архаичного общества вырастает традиционное. Этому повороту соответствует в Европе переходная культурная эпоха - эпоха античности , давшая миру демократию, изобразительное искусство и философию - и все это на основе мифологической культуры, адаптировавшей и новые рыночные типы хозяйства и развитую политическую организацию - в римском варианте правильно управляемые республику и империю, и сложный социальный строй с многочисленными и разнообразными группами населения.

    Если с исторической дали античный мир представляется быстро пролетевшим «детством человечества», то следует помнить, что он в разных формах просуществовал восемь веков - много больше, чем современная европейская цивилизация. Здесь следует учесть и то обстоятельство, что античная культура предвосхитила культурные формы не только последующей, но и более поздних цивилизаций. Это свойственно переходным эпохам, когда причудливые комбинации из разнородных культурных форм порождают, на первый взгляд, нежизнеспособные институты, которые, тем не менее, остаются в исторической памяти человечества и всплывают на поверхность при совершенно иной культурной ситуации.

    Так или иначе, античная эпоха подготовила основания для утверждения ТРАДИЦИОННОГО ОБЩЕСТВА .

    Построим его теоретическую модель, выделив структурные элементы:

    • Это общество аграрное. Сельское хозяйство (земледелие и скотоводство) - доминирующий сектор экономики. Более того, вся жизнь подчинена природным циклам. Ручной труд с применением животной силы быков и лошадей - основа производительных технологий. Продуктивность сельского характера низкая. Посеянное хлебное зерно дает урожай сам-третей, в лучшие годы - сам-четверть Нищета (Ж.Дюби).
    • Это общество локальное. Оно складывается из малых поселений, находящихся на большом удалении друг от друга. Между ними дремучий лес, воспринимавшийся современниками в разных ситуациях как пустыня, источник дохода, или мир приключений. Локальность не означает замкнутость. Люди традиционного общества все время мигрируют , перемещаясь с места на место поодиночке или целыми общинами (Ж. Ле Гофф).
    • Это общинное общество. Его основной социальной ячейкой является община - замкнутое объединение людей, сплоченных по локальному или родовому принципу. Община выступает посредником в отношениях человек - земля. Можно выделить несколько типов общин: крестьянскую, феодальную, имеющую вид корпорации , и городскую - цеховую. Положение человека определяется типом общины, к которой он принадлежит по праву рождения, и его местом в ней.
    • Это иерархическое общество. Между различными группами общества поддерживается социальная дистанция. Главное основание иерархии - происхождение. Иерархия предполагает неравенство прав и обязанностей различных групп в обществе. Группы, отличающиеся друг от друга государственными и общественными повинностями и правами, передаваемыми по наследству, именуются сословиями . Господствующим сословием в традиционной Европе является рыцарство.
    • Это феодальное общество с господством внеэкономического принуждения, осуществляемого вооруженными рыцарями, организованными в корпорации со сложными внутренними взаимоотношениями по отношению к крестьянам и горожанам.
    • Это общество консервативное. В нем преобладает личное общение. Знание передается через устную традицию : проповедь, повествование, рассказ. Это обуславливает постоянное воспроизводство одних и тех же культурных моделей.
    • Это общество публичное. В нем нет разделения на жизнь общественную и личную. Вся жизнь человека открыта для прямого социального контроля со стороны общины.

    Таким образом, в традиционном обществе социальные отношения приобрели характер особых социокультурных институтов, отделились от природных оснований. Порядок их функционирования определяется культурной традицией, передаваемой из поколения в поколение посредством прямого межличностного контакта.

  2. Содержание культурной традиции следует искать в ментальности общества.

    Религиозное миросозерцание предполагает четкое и недвусмысленное деление мира на две половины: потустороннюю и посюстороннюю или, как писали в России ХУШ века - на очную и заочную. Реальны оба мира, но в разной степени. Заочный мир более реален. Это мир божественный, вечный и совершенный. Замкнутый на земле очный мир был открыт миру заочному, он простирался вверх, к божественному небу.

    Земная жизнь посвящена небесной , является испытанием для человека, который обязан исполнять божьи предначертания, спасаясь от греха молитвой и подвигом. Спасение принимает ритуальный характер: требует регулярных посещений церкви, исповеди священнику в грехах, святого причастия, наконец, материальных пожертвований в пользу церкви.

    Человек постигает свою греховность и обязан искупить ее лично. Религия через голову общины или корпорации вводит человека в целостный, вечный мир, в котором имеет значение лишь чистота души, но не социальное или этническое происхождение.

    Религиозное миросозерцание человека традиционного общества чувственно и конкретно. В его ментальности Бог телесен и подобен человеку (антропоморфен), созданному по его образу. Более того, Бог напоминает феодального сеньора или могущественного царя. Богу противостоит дьявол - вероломный подданный, предатель. Добрый поступок исходит от Бога, дурной - от Сатаны. В день Страшного суда праведники пойдут в рай, грешники - в ад.

    Ментальность средневекового общества не знает полутонов. Черное и белое. Середины нет.

    Ментальность средневекового общества проникнута жаждой чуда сверхъестественного явления, исходящего от Бога или дьявола. Творить чудеса могут и люди, причем как праведники, так и грешники. Средневековое общество изобилует людьми, истово верящими, что они одержимы дьяволом.

    Итак, ментальность традиционного общества - ментальность религиозная. Она определяет представления о времени от происхождения мира до Страшного суда: линейные и необратимые. По замечанию М.Блока, отношение к времени у людей традиционного общества на редкость безразличное. Люди европейского средневековья представляли землю плоской - в виде огромного диска, поддерживающего небесный свод и со всех сторон окруженного океаном, центром мира был Иерусалим - город, где принял смерть и был вознесен на небо Христос. Мир расколот на части: царство добра и царство зла.

    Традиционная ментальность неоднородна. В ней складываются различные подходы к постижению мира, пусть на общей религиозной основе, но преломленные через сословный опыт. Так, можно выделить особое крестьянское, церковное и даже рыцарское время.

  3. Ментальность традиционного общества определяет его культуру: ценности, нормы, модели поведения, средства.

    Попытаемся представить иерархию этих ценностей .

    Высшей, несомненно, является БОГ . Именно стремление к нему формирует самые глубинные мотивы поведения, Бог в человеке - это его бессмертная душа, достойная того, чтобы не погубить ее грехом нечаянным или осмысленным. Бог есть воплощение высшей справедливости, источник добродетели и благонравного поведения.

    Служение Богу ставило людей в ситуацию выбора, заставляя предпочитать одни занятия и отказываться от других, исполненных греха. К таким относились, в первую очередь: торговля, коммерция, ростовщичество. Более того, оно придавало особый смысл экономическим категориям - богатству, например. Быть богатым, значило много жертвовать церкви, много раздавать сирым и убогим.

    Иной ценностью можно признать АСКЕЗУ - добровольный отказ от земных благ во имя обретения благ небесных , страдание, смирение.

    Следующей ценностью - ВЕРНОСТЬ , проявляющуюся в беспрекословном служении Богу, но также земным установлениям, в т.ч. и кодексу поведения. Чем выше социальное положение корпорации, тем жестче нормы (А.Гуревич).

    Обратим внимание на то, что все ценности носят сакральный (священный) характер.

    В традиционном обществе складываются также и ценности второго порядка , не канонизированные церковью, тем не менее, весьма влиятельные. Укажем на ПРАЗДНОСТЬ , толкуемую как уклонение от физического труда, в т.ч. и от земледельческого. Отношение к труду у людей традиционного общества противоречиво. С точки зрения рыцарства, благородные занятия ограничивались войной и охотой, турнирами. Труд - удел простолюдинов.

    Согласно Библии, безгрешное состояние человека также не предполагало труда. С другой стороны, церковь рассматривала земледельческий труд как благородное дело.

    Суммирующим смыслом различных культурных образцов стало отношение к труду как к повинности и связанное с ним стремление уйти от подневольного и чрезмерного труда. В результате треть дней в году считались праздничными, запретными для работы.

    Если праздность, хотя по-разному толкуемая, является ценностью всеобщей, то в традиционном обществе складываются и сословные ценности , прежде всего, рыцарские: честь, воинственность, личная независимость.

    Традиционное общество, таким образом, располагает широким набором ценностей. В нем доминируют сакральные ценности, но, наряду с ними формируются и ценности мирские.

    Традиционное общество навязывает своим членам жесткую систему норм , также сакральных по своему происхождению.

    Нормы опираются на обычай более, нежели на писаное право. Чем норма старше, тем она авторитетней. Традиция выступает оправданием для тех или иных правил.

    Светские (мирские) нормы имеют сословный характер. Они жестко регламентированы уставами, статутами, кодексами поведения, писанными или традиционными.

    Причем все они разрабатывались внутри общины (корпорации) на основе согласия и самоуправления.

    Любая корпорация требовала от своих сочленов жесткой дисциплины, следования определенным стандартам поведения.

    В традиционном обществе складываются разнообразные модели культуры, свойственные не только отдельным сословиям, но и внутрисословным группам: общинам и корпорациям.

    Отступление от норм карается жесткими санкциями: прежде всего, изгнанием из общины.

    Традиционная культура знает и совсем иные модели поведения: празднично-карнавальные. В особые дни люди перестают стеснять себя установленными правилами. Они их не просто на время отменяют. Они их выворачивают наизнанку, побуждая себя и других делать именно то, что в будни запрещено: смеяться над святынями, ниспровергать авторитеты, пародировать самые важные ритуалы, пить и безобразничать. Праздник означал временное унижение и даже отрицание культурного порядка, принятого в обществе.

    Таким образом,

    • Культура традиционного общества РЕЛИГИОЗНА . Религиозность означает двухмерность мира небесного и земного, а также сакральность основных моделей культуры.
    • В традиционном обществе складывается дифференциация культуры по сословному принципу.
Что можно прочитать

Блок М. Апология истории. - М., 1973.
Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. - М., 1984.
Дюби Ж. Европа в средние века. - Смоленск, 1996.
Жигульский К. Праздник и культура. - М., 1985.
Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. - М., 1992.
Соболев В. Вера. - Пермь, 1996.
Хейзинга Й. Осень средневековья. - М., 1995.

Понятие традиционного общества

В процессе исторического развития примитивное общество преобразуется в традиционное общество. Толчком к его возникновению и развитию послужила аграрная революция и возникшие в связи с ней социальные изменения в обществе.

Определение 1

Традиционное общество можно определить как общество с аграрным укладом, основанное на четком соблюдении традиций. Поведение членов данного общества строго регламентировано обычаями и нормами характерными для данного общества, важнейшими устойчивыми социальными институтами, такими как семья, община.

Особенности традиционного общества

Рассмотрим особенности развития традиционного общества с помощью характеристики его основных параметров. Особенности характера общественного устройства в традиционном обществе обусловлены появлением избыточного и прибавочного продуктов, что в свою очередь обозначает возникновение оснований для образования новой формы социального устройства – государства.

Формы правления в традиционных государствах, в основе своей носят авторитарный характер – это власть одного правителя или узкого круга элиты – диктатура, монархия или олигархия.

В соответствии с формой правления существовал и определенных характер участия членов общества в управлении его делами. Само возникновение института государства и права обусловливает необходимость возникновения политики и развитие политической сферы жизнедеятельности общества. В данный период развития общества наблюдается повышение активности граждан в процессе участия их в политической жизни государства.

Еще одним параметром развития традиционного общества является господствующий характер экономических отношений. В связи с появлением прибавочного продукта неизбежно возникает частная собственность и товарный обмен. Частная собственность оставалась господствующей на протяжении всего периода развития традиционного общества, менялся лишь ее объект в различные периоды его развития – рабы, земля, капитал.

В отличие от примитивного общества в традиционном обществе значительно усложнилась структура занятости его членов. Появляется несколько секторов занятости – земледелие, ремесло, торговля, все профессии связанные с накоплением и передачей информации. Таким образом, можно говорить о возникновении большего разнообразия сфер занятости членов традиционного общества.

Изменился и характер поселений. Возник принципиально новый тип поселений – город, который стал центром проживания для членов общества, занимающихся ремеслом и торговлей. Именно в городах сосредоточена политическая, промышленная и интеллектуальная жизнь традиционного общества.

Ко времени функционирования традиционной эпохи относится формирование нового отношения к образованию, как к особому социальному институту и характеру развития научных знаний. Появление письменности обуславливает возможность формирования научного знания. Именно в момент существования и развития традиционного общества были совершены открытия в различных научных сферах и заложен фундамент во многих отраслях научного знания.

Замечание 1

Очевидным минусом развития научных знаний в данный период развития общества являлось независимое развитие науки и техники от производства. Данный факт и служил причиной достаточно медленного накопления научных знаний и их последующего распространения. Процесс приращения научных знаний имел линейных характер и требовал значительного количества времени для накопления достаточного количества объема знаний. Люди, занимающиеся наукой, чаще всего делали это ради собственного удовольствия, их научные изыскания не подкреплялись потребностями общества.

Лучшие статьи по теме