Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Офисные программы
  • Cочинение «Проблема нравственного выбора в рассказе Шолохова «Судьба человека. Cочинение «Проблематика рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека

Cочинение «Проблема нравственного выбора в рассказе Шолохова «Судьба человека. Cочинение «Проблематика рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека

Рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека» был написан в 1950-е годы. Жанр этого произведения является переходным. Небольшой объем, эпизод как сюжетная основа характерны для рассказа. Однако масштаб конфликта, участником которого становится герой, превращает новеллу о случае, происшедшем с «двумя осиротевшими людьми», в повесть о «русском человеке…несгибаемой воли», выдержавшем «военный ураган невиданной силы».

Гуманистическая идея заявлена уже в названии произведения. Автор сосредоточил внимание на характере и судьбе того, кто смог в нечеловеческих условиях остаться человеком, сохранить душу, способную к любви и состраданию. Война в рассказе не только описана глазами очевидца и участника, но и показана как разрушение самой жизни (образ оскорбленного, загубленного детства).

События в «Судьбе человека» происходят «первой послевоенной весной на Верхнем Дону». Рассказчик, пытаясь добраться в станицу Букановскую, на два часа остается на причале в ожидании своих спутников. Там он встречает «странную» пару – «высокого, сутуловатого мужчину» и «маленького мальчика, судя по росту – лет пяти-шести, не больше». Из слов «случайного собеседника» выясняется, что он бывший «шофер…на грузовой», участник войны. С самого начала отец мальчика вызывает желание «спросить, куда он идет с ребенком, какая нужда его гонит в такую распутицу». Когда рассказчик внимательнее «взглянул на него», ему и вовсе становится «что-то не по себе» от глаз мужчины, «словно присыпанных пеплом, наполненных такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть».

В этом герое есть что-то необычное, привлекающее внимание, вызывающее удивление даже у рассказчика, прошедшего почти всю войну. Этим объясняется особый интерес рассказчика («…я весь превратился в слух») к исповеди «уроженца Воронежской губернии» Андрея Соколова.

В повествовании о жизни героя использован форма сказа. Соколов рассказывает свою биографию сам. Его история – это путь от одного страдания к другому. Герой уцелел в гражданской войне, единственный из всей семьи остался жив во время голода 1922 года («Родни…ни одной души»). Но жизнь продолжалась. У героя появляется жена («Смирная, веселая, угодливая и умница…»), дети («Сначала сынишка родился, через года еще две девочки…»), дом («За десять лет скопили мы немного деньжонок и перед войной поставили себе домишко…»).

Жизнь, казалось бы, налаживалась, но все ломает война. «На третий день» Андрей Соколов уходит из дома, провожаемый «осиротелыми» детишками и рыдающей от предчувствия вечной разлуки женой. Поначалу ее слезы воспринимаются Соколовым как предвестники собственной смерти («Что ты меня раньше времени заживо хоронишь?!»), и только через три года он узнает, что «тогда подсказало ей бабье сердце» страшную правду о ней самой. Она и дочери были убиты прямым попаданием бомбы в их дом, «неловко» построенный «неподалеку от авиазавода».

За четыре года герою пришлось испытать все тяготы войны. Он был два раза ранен, в третий, тяжело контуженный, попал в плен, где смерть подстерегала его на каждом шагу. Героя чудом не расстреляли «шесть автоматчиков», заметивших в поле раненого русского солдата: «…ефрейтор…постарше» решил, что лучше отправить пленного «трудиться на…райх». Затем его задержали за попытку побега, били, травили собаками («Голого, всего в крови и привезли в лагерь. Месяц отсидел в карцере за побег, но все-таки живой…живой я остался»).

За «горькие слова» о том, что «четыре кубометра выработки – это много, …а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит», Соколова хочет расстрелять лагерфюрер Мюллер. Но и тут героя спасает воля к жизни.

В сорок четвертом году Андрей Соколов оказывается шофером у «немца-инженера». Побег из плена не завершает череду его испытаний. Ненадолго «блеснула радость» в жизни, когда нашелся сын, за прошедшие годы ставший офицером– артиллеристом. Но Анатолий погибает в последний день войны, «и что-то оборвалось» в душе отца. Его существование потеряло смысл.

Однако проходит полгода, и жизнь возрождается. Герой берет «себе в дети» маленького сироту Ванюшку, случайно встреченного им «около чайной». Его закаменевшее от горя сердце «отходит», на душе становится радостно, «легко и как-то светло». У героя появляется стремление к будущему.

Рассказ Андрея Соколова вызывает не только «тяжелую грусть», но и восхищение «несгибаемой волей» русского человека.

Таким образом, в рассказе показана воля и характер русского человека. Он преодолевает смертельные опасности, глубокие внутренние кризисы, вызванные потерей родных и близких, всегда сохраняя присутствие духа («Подполковник подошел ко мне и тихо говорит: «Мужайся, отец! Твой сын…убит сегодня…» Качнулся я, но на ногах устоял»), достоинство и гордость, открытое доброе сердце.

Финал произведения обращен к будущему, «к вечному утверждению живого в жизни», олицетворением которого становится машущая издали «ручонка» Ванюши. Подводя итог испытанию русского характера в войнах и бедах XX века, автор предчувствует «великие свершения», новую весну в жизни России.


Рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека» был написан в 1950-е годы. Жанр этого произведения является переходным. Небольшой объем, эпизод как сюжетная основа характерны для рассказа. Но при этом масштаб конфликта, участником которого становится герой, превращает новеллу о случае, происшедшем с «двумя осиротевшими людьми», в повесть о «русском человеке…несгибаемой воли», выдержавшем «военный ураган невиданной силы».

Гумаʜᴎϲтическая идея заявлена уже в названии произведения. Автор сосредоточил внимание на характере и судьбе того, кто смог в нечеловеческих условиях остаться человеком, сохранить душу, способную к любви и состраданию. Война в рассказе не только описана глазами очевидца и участника, но и показана как разрушение самой жизни (образ оскорбленного, загубленного детства).

События в «Судьбе человека» происходят «первой послевоенной весной на Верхнем Дону». Рассказчик, пытаясь добраться в станицу Букановскую, на два часа остается на причале в ожидании своих спутников. Там он встречает «странную» пару – «высокого, сутуловатого мужчину» и «маленького мальчика, судя по росту – лет пяти-шести, не больше». Из слов «случайного собеседника» выясняется, что он бывший «шофер…на грузовой», участник войны. С самого начала отец мальчика вызывает желание «спросить, куда он идет с ребенком, какая нужда его гонит в такую распутицу». Когда рассказчик внимательнее «взглянул на него», ему и вовсе становится «что-то не по себе» от глаз мужчины, «словно присыпанных пеплом, наполненных такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть».

В этом герое есть что-то необычное, привлекающее внимание, вызывающее удивление даже у рассказчика, прошедшᴇᴦᴏ почти всю войну. Этим объясняется особый интерес рассказчика («…я весь превратился в слух») к исповеди «уроженца Воронежской губернии» Андрея Соколова.

В повествовании о жизни героя использован форма сказа. Соколов рассказывает свою биографию сам. Его история – это путь от одного страдания к другому. Герой уцелел в гражданской войне, единственный из всей семьи остался жив во время голода 1922 года («Родни…ни одной души»). Но жизнь продолжалась. Информация с сайта Бигреферат.ру / сайт У героя появляется жена («Смирная, веселая, угодливая и умница…»), дети («Сначала сынишка родился, через года еще две девочки…»), дом («За десять лет скопили мы немного деньжонок и перед войной поставили себе домишко…»).

Жизнь, казалось бы, налаживалась, но все ломает война. «На третий день» Андрей Соколов уходит из дома, провожаемый «осиротелыми» детишками и рыдающей от предчувствия вечной разлуки женой. Поначалу её слезы воспринимаются Соколовым как предвестники собственной смерти («Что ты меня раньше времени заживо хоронишь?!»), и только через три года он узнает, что «тогда подсказало ей бабье сердце» страшную правду о ней самой. Она и дочери были убиты прямым попаданием бомбы в их дом, «неловко» построенный «неподалеку от авиазавода».

За четыре года герою пришлось испытать все тяготы войны. Он был два раза ᴘẚʜᴇн, в третий, тяжело контуженный, попал в плен, где смерть подстерегала его на каждом шагу. Героя чудом не расстреляли «шесть автоматчиков», заметивших в поле ᴘẚʜᴇного русского солдата: «…ефрейтор…постарше» решил, что лучше отправить пленного «трудиться на…райх». Затем его задержали за попытку побега, били, травили собаками («Голого, всего в крови и привезли в лагерь. Месяц отсидел в карцере за побег, но все-таки живой…живой я остался»).

За «горькие слова» о том, что «четыре кубометра выработки – это много, …а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит», Соколова хочет расстрелять лагерфюрер Мюллер. Но и тут героя спасает воля к жизни.

В сорок четвертом году Андрей Соколов оказывается шофером у «немца-инженера». Побег из плена не завершает череду его испытаний. Ненадолго «блеснула радость» в жизни, когда нашелся сын, за прошедшие годы ставший офицером– артиллеристом. Но Анатолий погибает в последний день войны, «и что-то оборвалось» в душе отца. Его существование ᴨᴏᴛеряло смысл.

Однако проходит полгода, и жизнь возрождается. Герой берет «себе в дети» маленького сироту Ванюшку, случайно встреченного им «около чайной». Его закаменевшее от горя сердце «отходит», на душе становится радостно, «легко и как-то светло». У героя появляется стремление к будущему.

Рассказ Андрея Соколова вызывает не только «тяжелую грусть», но и восхищение «несгибаемой волей» русского человека.

На основании выше сказанного приходим к выводу, что в рассказе показана воля и характер русского человека. Он преодолевает смертельные опасности, глубокие внутренние кризисы, вызванные ᴨᴏᴛерей родных и близких, всегда сохраняя присутствие духа («Подполковник подошел ко мне и тихо говорит: «Мужайся, отец! Твой сын…убит сегодня…» Качнулся я, но на ногах устоял»), достоинство и гордость, открытое доброе сердце.

Финал произведения обращен к будущему, «к вечному утверждению живого в жизни», олицетворением которого становится машущая издали «ручонка» Ванюши. Подводя итог испытанию русского характера в войнах и бедах XX века, автор предчувствует «великие свершения», новую весну в жизни России.

Страница 1 из 1



Пересказ рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» - Глава Четвертая

Что чувствовал, что думал господин из Сан-Франциско в этот столь знаменательный для него вечер? Он, как всякий испытавший качку, только очень хотел есть, с наслаждением мечтал о первой ложке супа, о первом глотке вина и совершал привычное дело туалета даже в некотором возбуждении, не оставлявшем времени для чувств и размышлений. Побрившись, вымывшись, ладно вставив несколько зубов, он, стоя перед зеркалами, смочил и прибрал щетками в серебряной оправе остатки жемчужных волос вокруг смугло-желтого черепа, натянул на крепкое старческое тело с полнеющей от усиленного питания талией кремовое шелковое трико, а на сухие ноги с плоскими ступнями - черные шелковые носки и бальные туфли, приседая, привел в порядок высоко подтянутые шелковыми помочами черные брюки и белоснежную, с выпятившейся грудью рубашку, вправил в блестящие манжеты запонки и стал мучиться с ловлей под твердым воротничком запонки шейной....


Идея «Сверхчеловека» в трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и сальери» и романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Сочинения по литературе: Идея «Сверхчеловека» в трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и сальери» и романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Постоянные обращения к А. С. Пушкину - одна из важнейших особенностей всего творчества Ф. М. Достоевского. "Все, что есть у меня хорошего, всем этим я обязан ему", - признавался Достоевский. Он был первым, кто по-настоящему глубоко понял творчество Пушкина, проник в мир его идей. После речи Достоевского на открытии памятника Пушкину в Москве многие споры о поэте стали просто ненужными....


Анализ рассказа И. Бунина «Несрочная весна» Бунин И. А

Анализ рассказа И. Бунина «Несрочная весна» Тема России поднималась Буниным в его произведениях не раз. Но рассказы, написанные после 1917 года, значительно отличаются от более ранних. Бунин с его политическим консерватизмом не мог принять Октябрьскую революцию. Для него все было кончено с великой Россией после этого события. Во многих своих послереволюционных произведениях Бунин ставит вопрос о дальнейшей судьбе России, размышляет о переменах, произошедших в ней. Одним из таких рассказов является "Несрочная весна". Повествование в нем ведется от лица автора. Бунин сам высказывает свои мысли и анализирует события. Произведение начинается с того, что повествователь отправляется в деревню отдохнуть от "противной" Москвы. И сразу в начале рассказа автор показывает окружающую действительность: "на площадях сброд самой низкой черни, на вокзалах опять есть и буфеты, и залы разных классов, но все это еще до сих пор сараи, загаженные совершенно безнадежно". Перед читателем сразу возникает темная и мрачная картина происходящего. Изображая все это, Бунин хочет сказать, что перемены, произошедшие в России, не привели к лучшему, не дали обещанных результатов, а наоборот - привели к отрицательным последствиям. Это писатель показывает на примере пассажиров поезда: "Напротив меня сидел русый мужик, большой, самоуверенный. Сперва он курил и все плевал на пол, потом достал бутылку с молоком и стал пить затяжными глотками, отрываясь только затем, чтобы не задохнуться. А допив, тоже откинулся назад, привалился к стене и тоже захрапел, и меня буквально стало сводить с ума зловоние, поплывшее от него"; "А в сенях оказался знакомый, которого я не видел уже года четыре, бывший профессор, бывший богатый человек. Едва узнал его: совсем старик и что-то вроде странника по святым местам. Не брит сто лет, серые волосы лежат по плечам, в руке дорожный мешок, на полу у ног другой". ...



Ф. А. Абрамов родился и вырос в Архангельской области, в красивейшем крае России. И поэтому природа сыграла важную роль в жизни и творчестве писателя. Так, в своем рассказе «О чем плачут лошади» Ф. А. Абрамов поднимает одну из самых серьезных проблем во взаимодействии человека и окружающего мира - экологическую. Уже с первых строк произведения мы попадаем «в мир пахучих трав, стрекоз и бабочек и, конечно же, в мир лошадей». Именно они придавали лугу неповторимую красоту, оживляли его своим пофыркиванием, всхрапом....


Афоризм и парадокс в рассказах Шукшина

Шукшина интересуют не всякие проявления характеров и не любые способы их изображения. Подробное и ровное описание чувств и поступков героев ему чуждо. Его излюбленный тип изобразительности - афоризм, дерзкий и изящный парадокс. Поэтому определенные стороны человеческих характеров, которые он находит нужным акцентировать, он берет как бы на «отрезке» их наиболее интенсивного проявления и смело оттеняет их контрастными сторонами, минуя все промежуточные звенья....

Проблема нравственного выбора человека всегда была особенно значимой в русской литературе. Именно в сложных ситуациях, совершая тот или иной нравственный выбор, человек по-настоящему раскрывает свои подлинные нравственные качества, показывая, насколько достоин он звания Человека.

Рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека» был написан в 1956 году – в начале «оттепели», сложного, переходного исторического периода. Он посвящён недавним событиям Великой Отечественной войны и послевоенных лет и представляет собой повествование простого человека, шофёра Андрея Соколова о своей жизни. В этом бесхитростном рассказе – типичная история тысяч людей: в юности батрачил, воевал в Гражданскую, работал на заводе, обзавёлся семьёй, построили домишко. Война перечеркнула всё его мирное счастье: погибла семья, убили старшего сына-офицера. Всё это обычно для того времени, как обычно и то, что, подобно тысячам других людей, для Андрея Соколова в этой ситуации был единственно возможный нравственный выбор: мужественно защищать свою Родину. «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы всё вытерпеть, всё снести, если к этому нужда позвала», – говорит он своему собеседнику. Когда надо подвезти снаряды артиллеристам и командир спрашивает Соколова, проскочит ли он, для Андрея не может быть даже сомнения в этом: «Я должен проскочить, и баста!» Он не привык думать о себе, он прежде всего думает о погибающих товарищах. Но контузия и плен ставят его в совершенно новые, непривычные для него условия. Он готов к смерти, и для него важнее не уронить своего достоинства, остаться человеком, верным нравственному закону собственной совести. Ему нелегко принять решение убить предателя, готового выдать своего командира. Но жить по принципу «своя рубашка к телу ближе» он не может, и для спасения худенького парнишки-командира Соколов своими руками задушил предателя. Он переживает это событие: «Первый раз в жизни убил, и то своего… Да какой же он свой? Он же хуже чужого, предатель». Ситуация нравственного выбора разрешается героем по законам социалистического реализма: гибелью предателя предотвратить гибель многих честных людей.

Главный нравственный выбор героя в условиях плена был тот же: не пойти на сговор с врагами, не предать своих товарищей за кусок хлеба, мужественно вынести пытки и унижения. Кто-то менее стойкий духом донёс на Андрея за неосторожно сказанную фразу, и, вызванный к коменданту лагеря, Соколов готовится бесстрашно принять смерть, «чтобы враги не увидали в последнюю мою минуту, что мне с жизнью расставаться всё-таки трудно…». Отказываясь пить «за победу немецкого оружия», Андрей Соколов соглашается выпить «за свою погибель и избавление от мук», гордо отказываясь от закуски. Ему важно было показать, «что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть своё, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались». И его достоинство оценил даже враг, отпустивший Соколова с миром в барак и подарив ему хлеба и сала. Поделить «харчи» на всех – это тоже нравственный выбор героя, остающегося верным своим понятиям о чести, справедливости, коллективизме.

Андрею Соколову еще многое приходится вынести – побег из плена, известие о гибели семьи, смерть сына – «аккурат девятого мая, утром, в День Победы». Такие удары судьбы могут сломить любого человека, не менее стойкого, чем Андрей Соколов. Демобилизовавшись, он работает шофёром, выпивая после рейса «сто грамм с устатка». Но не спивается, не жалуется на свою судьбу – герой находит в себе силы подобрать мальчика-сироту и усыновить его. Это тоже нравственный выбор Андрея Соколова – найти в себе душевную щедрость и взять на себя ответственность за маленького человечка, обездоленного войной. И автор верит, что, человек твёрдой воли, с добрым и мужественным сердцем, Андрей Соколов сумеет вырастить человека с такими же нравственными критериями, как и у него, человека, «который, повзрослев, сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своём пути, если к этому позовёт его Родина».

ПРОБЛЕМАТИКА РАССКАЗА ШОЛОХОВА. Рассказ «Судьба человека» был написан в 1956 году. В его осно­ве лежит реальный случай. Рассказ был сразу замечен, получил множество критических и читательских откликов. Писатель отва­жился на запретную тему: русский человек в плену. Простить это или принять? Одни писали о «реабилитации» пленных, другие ви­дели в рассказе ложь.

Рассказ построен в форме исповеди. Судьба Андрея Соколова до войны вполне типична. Работа, семья. Соколов - строитель, чело­век мирной профессии. Война перечеркивает жизнь Соколова, как и жизнь всей страны. Человек становится одним из бойцов, одной частью войска. В первый момент Соколов почти растворяется в общей массе, и это временное отступление от человеческого Соко­лов вспоминает потом с самой острой болью. Вся война для героя, весь путь унижений, испытаний, лагерей - это борьба человеческо­го в человеке и бесчеловечной машины, с которой человек сталки­вается.

Лагерь для Соколова - испытание на человеческое достоин­ство. Там он впервые убивает человека, не немца, а русского, со словами: «Да какой же он свой?» Это - испытание потерей «свое­го». Попытка бегства - неудачна, так как таким способом из-под власти машины уйти нельзя. Кульминацией рассказа является сцена в комендантской. Соколов ведет себя вызывающе, как чело­век, для которого высшее благо - смерть. И сила человеческого духа побеждает. Соколов остается жив. После этого еще одно испы­тание, которое Соколов выдерживает: не предав в комендантской честь русского солдата, он не теряет достоинства и перед своими то­варищами. «Как будем харчи делить?» - спрашивает мой сосед по нарам, а у самого голос дрожит. «Всем поровну», - говорю ему. Дождались рассвета. Хлеб и сало резали суровой ниткой. Досталось каждому хлеба по кусочку со спичечную коробку, каждую крошку брали на учет, ну, а сала, сам понимаешь, - только губы помазать. Однако поделили без обиды».

После бегства Андрей Соколов попадает не в лагерь, а в стрел­ковую часть. И тут еще одно испытание - весть о смерти жены Ирины и дочерей. А девятого мая, в День Победы, Соколов теряет своего сына, и самое большое, что дает ему судьба, - это увидеть своего мертвого сына, перед тем как похоронить его в чужой земле.

И все-таки Соколов (по идее Шолохова, человек должен сохра­нить в себе человеческое, несмотря ни на какие испытания) так себя и ведет.

В первый же послевоенный год Андрей Соколов возвращается к мирной профессии и случайно встречает маленького мальчика Ваню. У героя повести появляется цель, появляется человек, ради которого стоит жить. Да и Ваня тянется к Соколову, обретает в нем отца. Так Шолохов вводит тему обновления человека после войны.

В 1942 году Шолоховым был написан рассказ «Наука ненавис­ти» - о великой ненависти мирных советских людей к войне, к фа­шистам, «за все то, что причинили они родине», и в то же время - о великой любви к родине, к народу, которая хранится в сердцах солдат. Основные идеи этого рассказа получили развитие в рассказе «Судьба человека», где Шолохов показывает красоту души и силу характера русского человека.

Проблема нравственного выбора человека всегда была особенно значимой в русской литературе. Именно в сложных ситуациях, совершая тот или иной нравственный выбор, человек по-настоящему раскрывает свои подлинные нравственные качества, показывая, насколько достоин он звания Человека.

Рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека» был написан в 1956 году – в начале «оттепели», сложного, переходного исторического периода. Он посвящён недавним событиям Великой Отечественной войны и послевоенных лет и представляет собой повествование простого человека, шофёра Андрея Соколова о своей жизни. В этом бесхитростном рассказе – типичная история тысяч людей: в юности батрачил, воевал в Гражданскую, работал на заводе, обзавёлся семьёй, построили домишко. Война перечеркнула всё его мирное счастье: погибла семья, убили старшего сына-офицера. Всё это обычно для того времени, как обычно и то, что, подобно тысячам других людей, для Андрея Соколова в этой ситуации был единственно возможный нравственный выбор: мужественно защищать свою Родину. «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы всё вытерпеть, всё снести, если к этому нужда позвала», – говорит он своему собеседнику. Когда надо подвезти снаряды артиллеристам и командир спрашивает Соколова, проскочит ли он, для Андрея не может быть даже сомнения в этом: «Я должен проскочить, и баста!» Он не привык думать о себе, он прежде всего думает о погибающих товарищах. Но контузия и плен ставят его в совершенно новые, непривычные для него условия. Он готов к смерти, и для него важнее не уронить своего достоинства, остаться человеком, верным нравственному закону собственной совести. Ему нелегко принять решение убить предателя, готового выдать своего командира. Но жить по принципу «своя рубашка к телу ближе» он не может, и для спасения худенького парнишки-командира Соколов своими руками задушил предателя. Он переживает это событие: «Первый раз в жизни убил, и то своего… Да какой же он свой? Он же хуже чужого, предатель». Ситуация нравственного выбора разрешается героем по законам социалистического реализма: гибелью предателя предотвратить гибель многих честных людей.

Главный нравственный выбор героя в условиях плена был тот же: не пойти на сговор с врагами, не предать своих товарищей за кусок хлеба, мужественно вынести пытки и унижения. Кто-то менее стойкий духом донёс на Андрея за неосторожно сказанную фразу, и, вызванный к коменданту лагеря, Соколов готовится бесстрашно принять смерть, «чтобы враги не увидали в последнюю мою минуту, что мне с жизнью расставаться всё-таки трудно…». Отказываясь пить «за победу немецкого оружия», Андрей Соколов соглашается выпить «за свою погибель и избавление от мук», гордо отказываясь от закуски. Ему важно было показать, «что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть своё, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались». И его достоинство оценил даже враг, отпустивший Соколова с миром в барак и подарив ему хлеба и сала. Поделить «харчи» на всех – это тоже нравственный выбор героя, остающегося верным своим понятиям о чести, справедливости, коллективизме.

Андрею Соколову ещё многое приходится вынести – побег из плена, известие о гибели семьи, смерть сына – «аккурат девятого мая, утром, в День Победы». Такие удары судьбы могут сломить любого человека, не менее стойкого, чем Андрей Соколов. Демобилизовавшись, он работает шофёром, выпивая после рейса «сто грамм с устатка». Но не спивается, не жалуется на свою судьбу – герой находит в себе силы подобрать мальчика-сироту и усыновить его. Это тоже нравственный выбор Андрея Соколова – найти в себе душевную щедрость и взять на себя ответственность за маленького человечка, обездоленного войной. И автор верит, что, человек твёрдой воли, с добрым и мужественным сердцем, Андрей Соколов сумеет вырастить человека с такими же нравственными критериями, как и у него, человека, «который, повзрослев, сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своём пути, если к этому позовёт его Родина».

(2 votes, average: 5.00 out of 5)

Лучшие статьи по теме