Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Андроид инструкции
  • Знаменитые персонажи: Шерлок Холмс. Исследовательская работа по литературе "интерпретации образа шерлока холмса "

Знаменитые персонажи: Шерлок Холмс. Исследовательская работа по литературе "интерпретации образа шерлока холмса "



На фото: сэр Артур Конан Дойл на ежегодном ужине компании «Столл» 27 сентября 1921 года беседует с актёром Эйлом Норвудом, игравшим Шерлока Холмса.

С момента появления первого - ещё немого - фильма про великого сыщика с Бейкер-стрит, на сегодня уже выпущены многие десятки, если не сотни фильмов и телефильмов по мотивам рассказов Конан Дойла. Все их можно условно разделить на две большие группы - фильмы, в которых создатели пытаются как можно тщательнее воспроизвести сюжетную линию рассказов о Холмсе и фильмы, которые порой имеют к произведениям про великого сыщика лишь то отношение, что главный герой в них носит имя Шерлок Холмс. Предлагаю бегло взглянуть на то, как менялся и выстраивался образ Шерлок Холмса в кино за прошедший век.

Английский актёр Уильям Джиллетт сыграл Холмса в пьесе 1899 г. «Шерлок Холмс: Драма в четырёх действиях» и затем в течение достаточно длительного времени оставался самым «хрестоматийным» Холмсом, внеся в образ сыщика ряд деталей, использовавшихся затем во многих фильмах.

В 1916 году Джиллетт снялся в фильме про Холмса, но, к сожалению, этот фильм не сохранился.

В период с 1921 по 1925 года английская кинокомпания «Столл» сняла два полнометражных и 45 короткометражных фильмов про Шерлока Холмса. В фильмах в главной роли снимался Эйл Норвуд. Норвуд создал культовый образ великого сыщика, а компания разработала методы перенесения детективных историй на экран.

Стоит отметить, что в годы становления «великого немого» немыслимым казалось показывать развязку детективной истории в конце фильма. Киношники того времени были уверены, что внимание публики невозможно удержать до самого конца, если не показать суть истории в самом начале «фильмы». Это, в свою очередь, входило в полное противоречие с концепциями рассказов Дойла, в которых читатель узнавал то, как совершается преступление, только в самом конце, причём всё рассказывает сам Холмс. Однако первые фильмы про Холмса создавались таким образом, что преступление показывалось в самом начале, а уж потом показывалась работа сыщика.

На фото: Уильям Джиллетт в пьесе «Шерлок Холмс» с Элис Фолкнер (Кэтрин Флоренс), ок. 1900 года .

Первым условным фильмом о Шерлоке Холмсе исследователи считают фильм «Озадаченный Шерлок Холмс», снятый около 1900 года киностудией «Мутоскоп и Байограф».

На фото: Мутоскоп в музее Херн-Бэй

Фильм, продолжительностью около минуты, предназначался для просмотра в мутоскопе - специальном аппарате индивидуального пользования, позволяющем просматривать короткие ролики из последовательности «движущихся картинок». Любой желающий посмотреть ролик, бросал монетку и наслаждался чудом.

Сюжет фильма «Озадаченный Шерлок Холмс» был прост: в комнате то появлялся, то исчезал вор, а облачённый в халат Холмс никак не мог понять, что происходит.

Вообще, первые фильмы о Холмсе, например вышедший в 1906 году датский «Шерлок Холмс в Эльсиноре» были скорее пародиями, чем серьёзными лентами. Да это и не удивительно - в очень короткие ролики эпохи зарождения кино, сложно было впихнуть достаточно серьёзный сюжет.

Однако по мере развития кинотехники, появилась возможность снимать более длинные ленты, а, стало быть, и делать боле сложные сюжеты. В 1905 году американская компания «Вайтограф» сняла фильм «Приключения Шерлока Холмса», основанный на повести «Знак четырёх» с Морисом Костелло в роли Холмса (впрочем, не факт, что там играл Костелло).

На фото: Морис Костелло в фильме «Шпионская сеть» (1912 год)

С 1908 по 1911 год датская компания «Нордиск» - крупный игрок ранней эры немого кино - сняла серию из 12 фильмов о Холмсе, ни один из которых не был основан на оригинальных историях.

Не отставали и немцы. В 1910-1911 г.г. немецкая кинокомпания «Вайтоскоп» выпустила пятисерийный фильм «Арсен Люпен против Шерлока Холмса». Конан Дойл пытался воспротивиться этой фальшивке и запретил немцам использовать имя своего героя. Немцы даже не заметили этого запрета - законы о защите авторского права тогда ещё не приобрели современную филигранную изощрённость. В 1914 году «Вайтоскоп» выпустила «Собаку Баскервилей» с Альвином Нойсом в роли детектива. Сюжет фильма был весьма далёк от оригинальной повести Дойла и больше походил на фильмы про Фантомаса, появившиеся во Франции накануне Первой мировой войны.

На фото: Альвин Нойс в фильме «Гамлет» (1911 год).

Сами англичане не сразу обратили внимание на золотую жилу, скрывающуюся в историях про Шерлока Холмса. Только в 1912 году британская кинокомпания «Урбан-Трейдинг» выпустила фильм про Шерлока Холмса. Правда главную роль в этом фильме была отдана… собаке по кличке Пятнышко. Это был фильм-пародия под названием «Пёс Шерлок Холмс».

На фото: афиша британского фильма «Пёс Шерлок Холмс» (1912 год)

Кстати, об авторском праве. В 1911 году вышел Закон об авторском праве, который пытался защитить права авторов при экранизации их произведений. Конан Дойл решил извлечь из популярности своего героя некоторую финансовую выгоду и продал права на использование образа Холмса в кино французской компании «Эклер». Правда, сам Дойл позднее вспоминал, что продал права на Холмса за «символическую сумму». Но как бы там ни было, а именно компания «Эклер» выпустила первый авторизированный фильм о Холмсе - «Приключения Шерлока Холмса».

В 1914 году был снят первый полнометражный британский фильм про Холмса «Этюд в багровых тонах». Все события шли в хронологическом порядке, то есть сперва показывалось преступление, а потом уже шло его раскрытие. И вообще в фильме упор был сделан на жизнь и злодеяния секты мормонов, а Холмс появлялся уже под занавес. Роль Холмса сыграл Джеймс Брэджингтон - никому не известный работник студии, выбранный на роль только благодаря внешнему сходству с Холмсом.

На фото: Джеймс Брэджингтон в фильме «Этюд в багровых тонах».

Однако более Джеймс Брэджингтон никогда Холмса не играл. Да и вообще неизвестно, играл ли он ещё хоть кого-нибудь. В последующих фильмах Джордж Пирсон, режиссёр фильма «Этюд в багровых тонах», на роль Холмса приглашал британского актёра Г.А. Сейнтсбери, который ранее играл роль великого сыщика в театре.

На фото: афиша фильма «Долина страха» (1916 год) с Г.А. Сейнтсбери в роли Шерлока Холмса.

В 1920 году права на экранизацию повестей «Собака Баскервилей» и «Знак четырёх» купила крупная британская кинокомпания «Столл». На роль Шерлока Холмса пригласили Эйла Норвуда. Конан Дойл выкупил права на экранизацию своих произведений у студии «Эклер», заплатив, как он утверждал, «в десять раз дороже», чем они в своё время заплатили ему, и заключил контракт с компанией «Столл», которая обязалась выплачивать ему 10% выручки от показа фильмов. Компания «Столл» амбициозно решили конкурировать с Голливудом.

В течение трёх лет компания выпускала по пятнадцать короткометражных фильмов в год: цикл «Приключения Шерлока Холмса» в 1921 году, «Продолжения приключений Шерлока Холмса» в 1922 году и «Последние приключения Шерлока Холмса» в 1923 году. Кроме этого было снято два полнометражных фильма: «Собака Баскервилей» в 1921 году и «Знак четырёх» в 1923 году. В общем, стратегия «Столл» была такой же, как стратегия самого Дойла, который печатал в журнале « » свои рассказы без продолжения про Холмса. Каждый рассказ о Холмсе (кроме повестей) - полностью законченное произведение и читателю не надо ждать нового номера, чтобы узнать чем дело кончилось и опасаясь его пропустить.

На фото: Эйл Норвуд и Хьюберт Уиллис с режиссёром Морисом Элви на месте съёмок «Случай в интернате». Фильмы компании «Столл» снимались в Лондоне и его пригородах

Конан Дойл был впечатлён фильмами «Столл». Он считал их «блестящими» и даже согласился прийти на ежегодный ужин «Столл» в октябре 1921 года, где поздравлял кинематографистов и восхищался игрой Норвуда, которого поставил на одну ступень с художником Сидни Пэджетом и актёрами Уильямом Джиллеттом и Г. А. Сэйнтсбери, ставшими, можно сказать, соавторами Дойла по созданию хрестоматийного облика Холмса.

Кстати, интересно, что все эти фильмы не пытались воспроизводить обстановку викторианской Англии, в которой, собственно, разворачиваются действия почти всех рассказов о Холмсе. Если присмотреться в предыдущей фотографии (рабочий момент съёмок фильма «Случай в интернате»), то видно, что Холмс и Ватсон одеты по той же моде, что и члены съёмочной группы. Или, во всяком случае, не сильно отличаются от них. В этих фильмах о Холмсе присутствовали телефоны, автомобили и т.п. детали жизни 20-х годов XX века. И так продолжалось довольно долгое время.

Лишь в 1939 году американская компания «XX век Фокс» сняла фильм «Собака Баскервилей», в котором постаралась наконец воспроизвести обстановку Англии конца XIX века.

На фото: Кадр из американского фильма «Собака Баскервилей» 1939 года. В роли Шерлока Холмса - Бэзил Рэтбоун, в роли Ватсона - Нигел Брюс.

Но я забежал немного вперёд. Поначалу американцы тоже снимали Холмса в современных пейзажах. Понятно, в современных для времени съёмки. Так, в 1922 году американская компания «Голдвин» выпустила фильм «Шерлок Холмс», в котором действие проходит в 20-х годах. Роль Холмса сыграл Джон Берримор.

На фото: Джон Берримор в фильме «Шерлок Холмс» (1922 год). Сцена стычки Холмса и профессора Мориарти.

Фильм «Шерлок Холмс» 1922 года стал причиной судебной тяжбы между американской компанией «Голдвин» и британской компанией «Столл». Дело в том, что американцы снимали свой фильм по популярной пьесе Уильяма Джиллета, купив у него лицензию и посчитали, что «Столл» неправомочно использует имя Шерлока Холмса в своих фильмах. В качестве свидетеля в суд вызывался сам Конан Дойл - тем самым став как бы частью атмосферы своих произведений. Есть какая-то ирония в том, что автор рассказов о детективе сам угодил в суд из-за этих рассказов. Правда только в качестве свидетеля. Суд, кстати, вынес решение в пользу «Столл».

Первый звуковой фильм о Шерлоке Холмсе вышел за год до смерти Конан Дойла - в 1929 году. Главную роль в нём сыграл Клайв Брук. Это был фильм «Возвращение Шерлока Холмса».

На фото: Кадр из первого звукового фильма про Холмса «Возвращение Шерлока Холмса». В роли Холмса - Клайв Брук (слева).

Даже по приведённому выше снимку видно, что весь антураж фильма переносил Холмса в конец 20-х годов XX века, а никак не в викторианскую Англию.

Как я уже сказал выше, первым фильмом, в котором Холмса наконец вернули в его старую добрую викторианскую Англию стал американский фильм «Собака Баскервиллей», вышедший на экраны 31 марта 1939 года.

На фото: кадр из фильма «Собака Баскервиллей» (1939 год, производство Twentieth Century Fox Film Corporation)

Интересный вопрос - почему же ранее создатели фильмов о Холмсе пренебрегали созданием атмосферы Викторианской эпохи, смело помещая сыщика с Бейкер-стрит и его друга в современное создателям время? На мой взгляд, тут работало несколько факторов. С одной стороны - западный человек именно своё время и окружающую его техносферу и культурные артефакты «здесь и сейчас» считает наиболее правильным; настолько, что склонен даже исторически отдалённые эпизоды обрамлять в привычные ему окружающие декорации. Достаточно вспомнить многочисленные европейские картины на библейские сюжеты, на которых жители древней Палестины облачены в наряды Европы XVII в.в.

Рембрандт, «Святое семейство», 1645 год. Дева Мария и её муж Иосиф облачены отнюдь не в одеяния Иудеи I века до н.э., а скорее по голландской моде XVII века.

А поскольку в рассказах о Холмсе не сделан какой-то упор на то, что окружающим фоном обязательно должна быть Англия конца XIX века, то создатели фильмов на этом не зацикливались и перемещали персонажей в современность. К тому же, с их точки зрения, 20-е года XX века с технической точки зрения были куда интереснее викторианской Англии.

Да и вообще, мне кажется, в первой трети XX века какой-то особой ностальгии по XIX веку не было. Наоборот, в обществе был разлит энтузиазм технического прогресса. Сам кинематограф был чем-то передовым и странно было в нём воссоздавать картины сравнительно недавнего и кажущегося таким скучно-старомодным прошлого.

А вот к концу 30-х годов XX века викторианская Англия уже стала экзотикой. К тому же пошла мода на исторические фильмы. И тогда стало ощущаться, что вообще-то Холмс имеет обаяние не только детективное, но и чисто историческое. Но это моё предположение.

Ну и в финале ещё некоторое количество Холмсов разных периодов.

Бэзил Рэтбоун в роли Шерлока Холмса ок. 1939 г.

Реджинальд Оуэн в роли Шерлока Холмса в фильме «Этюд в багровых тонах» (1933 г.)

Рэймонд Мэсси в роли Шерлока Холмса в фильме «Пёстрая лента» (1931 г.). Мне он напоминает скорее Геббельса, чем хрестоматийного Холмса.

Питер Кашинг в роли Шерлока Холмса в фильме «Собака Баскервилей» (1959 г.)

Роберт Стивенс в роли Шерлока Холмса в фильме «Частная жизнь Шерлока Холмса» (1970 г.)

Джеймс Мэйсон в роли доктора Ватсона и Кристофер Пламмер в роли Шерлока Холмса в фильме «Убийство по приказу» (1979 г.)

Питер Кук в роли Шерлока Холмса в пародийном фильме «Собака Баскервилей» (1978 г.) Вот уж такого Холмса я никогда не представлял.

Николас Роу в роли Шерлока Холмса и Алан Кокс в роли доктора Ватсона в фильме «Молодой Шерлок Холмс» (1985 г.)

Дэвид Бурк в роли доктора Ватсона и Джереми Бретт в роли Шерлока Холмса в серии «Последнее дело Холмса» (1984 г.) телевизионного сериала «Приключения Шерлока Холмса»

Роберт Дауни-младший в роли Шерлока Холмса и Джуд Лоу в роли доктора Ватсона в фильме «Шерлок Холмс» (2009 г.)

Ну и конечно…

Мартин Фримен в роли Джона Ватсона и Бенедикт Камбербэтч в роли Шерлока Холмса в телевизионном сериале Би-би-си «Шерлок» (2010 г.)

Ну и до кучи…

Джонни Ли Миллер в роли Шерлока Холмса и Люси Лью в роли доктора Ватсона в телесериале «Элементарно» (2012 г.) . Про это могу сказать только - не смотрел, но осуждаю.

В общем, как видим, сегодня создатели снова перенесли Холмса и Ватсона в современность. Не могу сказать, что сериал «Шерлок» мне очень понравился. Однако не могу также не отметить, что даже в современных декорациях и в современной техносфере в целом Холмс не потерял своей привлекательности.

Ну вот, наверное и всё.

Ах, да, советские фильмы с Ливановым и Соломиным. Ну что тут сказать? Мне эти фильмы в целом не нравятся. Несмотря на замечательную игру дуэта и огромное обаяния, исходящее от Ливанова и Соломина, в целом фильмы мне кажутся очень картонными и шаблонными. Похоже режиссёр фильма Масленников собрал все штампы на темы Холмса и засунул их в свой фильм.

А вот советский телефильм 1971 года «Собака Баскервилей» мне очень нравится за свою хорошо переданную дойловскую атмосферу. Не буду спорить, лучше ли дуэт Николая Волкова и Льва Круглого, чем дуэт Ливанова и Соломина, но точно - не хуже. И хотя Николай Волков не очень похож на хрестоматийные образы Холмса, созданные в начале XX века, играет он «погуще» что ли, чем Ливанов. Холмс Волкова - настоящий несколько мрачноватый и вдумчивый аналитик, тогда как у Ливанова постоянно какие-то элементы детской мультипликации (меня, например, коробит сцена в «Знаке четырёх», в которых Холмс Ливанова объясняет мальчишкам, что им не надо курить и т.п.).

На фото: Николай Волков (Шерлок Холмс) и Лев Круглый (доктор Ватсон) в советском телефильме «Собака Баскервилей» (1971 год).

И конечно совершенно шикарный Александр Кайдановский в роли Степлтона.

Впрочем, это моё личное мнение, так сказать, чистая вкусовщина. И мнения этого я никому не навязываю. Дуэт Ливанова и Соломина мне тоже нравится. Но сами фильмы с их участием - не очень.

Ну вот на этом, пожалуй, финита.

При первой встрече с Шерлоком Холмсом («Этюд в багровых тонах») доктор Уотсон описывает великого сыщика как высокого, худого молодого человека:
« Ростом он был больше шести футов, но при своей необычайной худобе казался ещё выше. Взгляд у него был острый, пронизывающий, если не считать тех периодов оцепенения, о которых говорилось выше; тонкий орлиный нос придавал его лицу выражение живой энергии и решимости. Квадратный, чуть выступающий вперед подбородок тоже говорил о решительном характере. »

Холмс - многогранная личность. Одновременно талантливый скрипач, хороший боксер, искусный актёр, химик, он посвятил свою жизнь карьере частного детектива. Расследуя дела, которыми снабжают его клиенты, он опирается не только на букву закона, но и на свои жизненные принципы, правила чести, которые в ряде случаев заменяют ему параграфы бюрократических норм. Неоднократно Холмс позволял людям, по его мнению, оправданно совершавшим преступление, избежать наказания. Холмс не меркантилен, его в первую очередь занимает работа. За свой труд по раскрытию преступлений Шерлок Холмс берёт справедливое вознаграждение, но если его очередной клиент беден, может взять плату символически или вообще отказаться от неё.

Холмс - житель викторианской Англии, лондонец, великолепно знающий свой город. Его можно считать домоседом и он выезжает за пределы города (страны) только в случае крайней необходимости. Большинство дел Холмс разгадывает, не выходя из гостиной миссис Хадсон, называя их «делами на одну трубку» .

В быту Холмс имеет устойчивые привычки. Неприхотлив, безразличен к удобствам и роскоши. Его нельзя назвать рассеянным, но он несколько равнодушен к порядку в комнате и аккуратности в обращении с вещами. Например, проводит рискованные химические эксперименты в своей квартире и тренируется в стрельбе по стене комнаты (выбивает выстрелами вензель королевы) .

Холмс - убежденный холостяк, ни разу, по его словам, не испытавший ни к кому романтических чувств. Неоднократно заявляет, что вообще не любит женщин, хотя неизменно вежлив с ними и готов помочь. Только один раз в жизни Холмс был, можно сказать, влюблен в некую Ирен Адлер, героиню рассказа «Скандал в Богемии» .

Холмс курит крепкий табак. В повести «Этюд в багровых тонах» Уотсон заявляет, что Холмс не употребляет наркотики, но в «Знаке четырёх» мы видим его употребляющим кокаин внутривенно. о том какой табак курит Холмс говорит вот этот отрывок:

Я вошел в комнату и перепугался: не пожар ли у нас? - из-за того, что через дым едва брезил свет лампы.. .

- «Собака Баскервилей»

Холмс в принципе не тщеславен, и в большинстве случаев благодарность за раскрытое преступление его мало интересует:

Как несправедливо распределился выигрыш! […] Все в этом деле сделано вами. Но жену получил я. А слава вся достанется Джонсу. Что же остается вам?
- Мне? - сказал Холмс. - А мне - ампула с кокаином.

- «Знак четырёх»

Хотя, в ряде случаев Холмс выражает свою досаду по поводу такого положения вещей.

Но ведь, наверное, нельзя терять ни секунды, - встревожился я. - Пойти позвать кэб?
- А я не уверен, поеду я или нет. Я же лентяй, каких свет не видел, то есть, конечно, когда на меня нападет лень, а вообще-то могу быть и проворным.
- Вы же мечтали о таком случае!
- Дорогой мой, да что мне за смысл? Предположим, я распутаю это дело - ведь все равно Грегсон, Лестрейд и компания прикарманят всю славу. Такова участь лица неофициального.

- «Этюд в багровых тонах»

Однако он довольно ревностно относится к сравнению своего таланта сыщика с другими европейскими детективами.

Холмс предпочитает принимать клиентов у себя дома. Даже очень состоятельные клиенты, особы королевской крови и сам премьер-министр Англии, приходят лично к нему на приём. Холмс - театрал, любит обедать в ресторане «Симпсонс» (престижнейшее место Лондона) .

Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная школа №126 с углубленным изучением английского языка»
Научное общество учащихся

Образ Шерлока Холмса через призму культур и времен

Выполнила:
Фомичёва Виктория, ученица 9 б класса
Научный руководитель:
Сошинская Елена Евгеньевна,
учитель английского языка

Н. Новгород
2016

Введение 3

ГЛАВА 1……………………………………………… 5
ГЛАВА 2……………………………………………… 10
2.1.……………………………………………
2.2.……………………………………………

ГЛАВА 3………………………………………………
3.1
3.2
3.3
ГЛАВА 4

Заключение

Список используемых источников и литературы

Приложения

Введение


Образ Шерлока Холмса, созданный в XIX-XX веках Артуром Конан
Дойлем, является одним из самых узнаваемых и не теряет своей актуальности и по сей день. Слава этого знаменитого литературного героя вышла далеко за пределы Великобритании еще при жизни писателя, и в настоящее время до сих пор популярна по всему миру. Даже не будучи знакомым ни с одной из историй о Шерлоке Холмсе и докторе Уотсоне, можно заметить, что большинству людей известно имя этого героя, которое прочно ассоциируется со словом «детектив». А людям, которые уже ознакомились с великими произведениями Артура Конан Дойла, каждое новое прочтение повестей и рассказов о приключениях Холмса приносит столько же эмоций, сколько и первая встреча с сыщиком и его спутником, и всегда появляются новые моменты, которые, кажется, были пропущены в предыдущие разы. Произведения о Шерлоке переведены практически на все языки мира. Однако легкоузнаваемый облик сыщика появляется в нашей жизни не только в книгах, а еще и в фильмах, постановках, сериалах, спектаклях, настольных играх, на марках и многом другом. Даже станция лондонского метро «Бейкер-стрит» широко известна изображениями Холмса на ее стенах.

Шерлок Холмс внесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый экранизируемый персонаж мировой литературы, что еще раз определяет библиографию Шерлока Холмса как признанную классику детективного жанра и делает этого культового литературного героя бессмертным. Бесспорно, каждый читатель видит литературного героя по-своему, так же, как и по-разному его воспринимают в разных странах в разные периоды времени.
Цель работы – провести сравнительную характеристику представлений о Шерлоке Холмсе в России и в Великобритании, выяснить единый образ с неизменными, характерными особенностями.

Задачи:

    Изучить Шерлока Холмса как литературного героя повестей Артура Конан Дойла

    Рассмотреть образ Шерлока Холмса с точки зрения различных экранизаций России, Великобритании, Америки.

    Выделить сходства во внешности и характере различных представлений Холмса, которые являются сутью образа.

    Выяснить, какие отличительные черты приобретает герой в разные эпохи в разных странах.

Глава 1
Рождение Шерлока Холмса и история его создания Артуром Конан Дойлем

Создателем известнейшего классического персонажа детективной литературы является английский писатель Сэр Артур Игнейшус Конан Дойл, родившийся22 мая 1859 года в Эдинбурге, в семье ирландских католиков, известной своими достижениями в искусстве и литературе. Его отцом был Артура Чарльз Алтамонт Дойл, матерью - Мэри Фоули. Чарльз Дойл, архитектор и художник, был натурой творческой, но совершенно непрактичной, умер он в инвалидном доме, когда дети еще не подросли. С матерью у Дойла отношения всегда были теплыми. Мэри Фоули играла большую роль в его жизни, о чем говорит хотя бы их сердечная переписка: сохранилось около полутора тысяч писем Конан Дойла к «матушке».
С 1869 по 1876 год Артур учился. В течение семи лет он обучался в школе-интернате иезуитов в Англии в Ходдере, а затем в иезуитском колледже Стонихерст в графстве Ланкашир. Рассказчик «заговорил» в Артуре еще со школьных лет. Прочитанное в раннем детстве, рассказы матери, собственное воображение – все это просилось наружу, и тогда Конан Дойл решил начать заниматься устными повествованиями. Утверждают, что во время обучения в колледже у Артура самым нелюбимым предметом была математика, а также ему изрядно доставалось от соучеников - братьев Мориарти. Эти воспоминания Конан Дойла отразил в появлении в рассказе «Последнее дело Холмса» образа «гения преступного мира» - профессора Мориарти, отличавшегося глубокими познаниями в математике. Сразу после окончания колледжа, Конан Дойл отправился учиться в Австрию, городок Фелдкирх, что находится неподалеку от Швейцарии. В школе, где продолжает получать образование Артур, проходили обучение юноши из семей немецких католиков, и среди них оказалось всего около двадцати англичан и ирландцев, среди которых был и Артур. Дойл решился попробовать свои силы на литературном поприще, будучи уже студентом на медицинском факультете Эдинбургского университета, куда он поступил в 1876. Его первый рассказ «Тайна Сэсасской долины», созданный под влиянием Эдгара Аллана По и Брета Гарта, был опубликован университетским журналом. Будучи студентом, он также увлекался спортом: был страстным футболистом, любил конькобежный и лыжный спорт. Получив в 1881 году университетский диплом и степень бакалавра медицины, Конан Дойл занялся врачебной практикой. В качестве врача на китобойном судне он плавал по Ледовитому океану, был в западной Африке. Конан Дойл был военным корреспондентом во время египетского похода, принимал участие в англо-бурской войне, как госпитальный врач и как публицист. После возвращения из Африки Конан Дойл стал жить в Лондоне, занимаясь частной врачебной практикой, а затем - литературной деятельностью. В 1884 году он издал роман «Торговый дом Гердлстон», который не вызвал особого интереса читателей. В 1885 году он женился на Луизе Хокинс и окончательно решил заняться литературой. Но именно на этапе путешествий у автора зародилась мысль создать на страницах своих произведений детектива, который использовал бы естественнонаучные данные, приобретенные самим Дойлом в университете и в ходе врачебной практики, а также некоторые навыки, полученные им от профессора Джозефа Белла. Принято считать, что именно Белл был прототипом героя Дойла: очень высокий и необычайно худой человек с орлиным носом, квадратным подбородком и пронизывающим, изучающим взглядом серых глаз. Приглашая в аудиторию очередного пациента, Белл первым делом интересовался у студентов, кто может определить, что это за человек, откуда он прибыл, род его занятий и причину заболевания, не расспрашивая самого пациента. Однажды на лекцию явился человек в шляпе с явными признаками лихорадки. Белл пояснил студентам, что поскольку человек забыл снять шляпу, то, скорее всего, он отвык от цивилизованных манер, значит, в последнее время он служил в армии, где принято оставаться в головном уборе для отдания чести. А поскольку у него признаки лихорадки, характерной для Вест-Индии, то прибыл, судя по всему, этот человек из Барбадоса. Таким образом, доктор Джозеф Белл был для Дойла мастером наблюдательности, проницательности, логики, системного мышления. Шерлок Холмс, по мнению многих, «списан» с профессора Белла, однако по словам Адриана Конан Дойла, сына писателя, это мнение неверно. Без сомнения, у них есть определенные сходства, но Андриан подкрепляет свою точку зрения словами своего отца: «Если и был Шерлок Холмс, так это я сам». При этом Холмс якобы заимствует безудержную энергию от студента Эдинбургского университета Джорджа Бадда, некоторые особенности и привычки копирует с профессора анатомии Уильяма Резерфорда, а свою манеру переодеваться и накладывать грим перенимает от манчестерского сыщика Джерома Каминада. Таким образом, можно сделать вывод, что Шерлок Холмс – не реальный человек, перемещенный Дойлем на страницы книг, а вымышленный литературный персонаж, собирательный образ, созданный, безусловно, не без влияния некоторых личностей в жизни автора.

Но то, что Шерлок Холмс пользуется научными методами раскрытия преступлений, не стоит приписывать только к знаниям, которые сам Дойл получил в университете. Как раз во время написания произведений о Холмсе складывалась криминалистика как наука, причем Конан Дойл опередил в этом отношении криминалистов-профессионалов. Он собирал газетные вырезки о преступлениях, отчёты о судебных процессах, которые помогали ему писать многочисленные детективные повести. Читая и докапываясь до разгадки, он и сам начал с удивлением обнаруживать в себе черты настоящего детектива. Словом, нашел в себе все данные, чтобы и самому стать выдающимся сыщиком. Он обладал энциклопедическими познаниями, у него был зоркий взгляд, схватывающий мельчайшие детали, способность увязать причину со следствием и восстановить прошлое по-настоящему. Чем больше Конан Дойл писал о Холмсе, тем больше развивались его собственные способности к дедукции и тем сильнее становилось его влияние на область криминалистики и розыска, которые в то время были развиты довольно слабо. Неудивительно, что позже люди начинали отправлять записки с просьбой о помощи в некоторых жизненных обстоятельствах и предполагаемых преступлениях по началу Шерлоку Холмсу, а потом и самому Дойлу.

Однако в основу повестей о Шерлоке Холмсе легли не только вымышленные приключения, но и опыт, полученный в случаях раскрытия преступлений самим автором:

Утром 1903 года на поле в окрестностях Бирмингема был обнаружен пони с огромной резаной раной на брюхе. Полиция, не раздумывая, арестовала предполагаемого виновника - Джорджа Эдалджи, сына местного викария. При обыске у него в качестве улик взяли футляр с бритвами, пару сапог, брюки, испачканные свежей грязью, и старую домашнюю куртку, всю в пятнах. На куртке обнаружили конские волосы, а два пятнышка на рукаве оказались следами крови животного. Следы на месте преступления, по мнению полиции, были оставлены сапогами Эдалджи. Следы измеряли палочками и соломинками, хотя, когда их мерили, земля вокруг была уже затоптана чужими следами. Когда обвиняемого везли в суд, толпа напала на полицейскую карету и чуть не растерзала его. Оказалось, что к семье обвиняемого все жители уже давно относились неодобрительно. Уже несколько лет вокруг семьи пастора создавалась неприязненная атмосфера. Когда в округе начали повторяться убийства животных, в полицию стали поступать анонимные письма, автор которых угрожал, что вслед за пони наступит черёд самих жителей. Джорджа Эдалджи судили и приговорили к семи годам каторжных работ. Но вдруг через три года Эдалджи освободили - без всяких объяснений и без восстановления прав. 11 января 1907 года в газете появилась статья Конан Дойла, где он обвинял полицию в расизме и подтасовке фактов. Оказалось, что Дойл получил письмо от Джорджа, который после его освобождения решил обратиться к Дойлу точно так же, как десятки людей поднимались по ступеням дома на Бейкер-стрит, чтобы просить помощи у Шерлока Холмса. Конан Дойл самостоятельно изучил дело и пришел к выводу о невиновности Джорджа Эдалджи, так как, например, приписываемое Эдалджи авторство анонимных писем не было подтверждено даже простым сравнением почерков. Огромной заслугой Конан Дойла было и то, что после многочисленных дел в Англии наконец создали кассационный суд.

Прочитывая рассказы о Шерлоке Холмсе и параллельно изучая события жизни Конан Дойла, можно убедиться в глубоком сходстве между автором и его героем. Конан Дойл наделил Шерлока Холмса главной чертой своего же характера − бескорыстным стремлением восстанавливать справедливость.

В общей сложности сумма произведений о Шерлоке Холмсе составляет 56 рассказов и 4 повести. Конан Дойл писал основный цикл произведений о Шерлоке Холмсе с 1886 по 1917 годы, и их действие происходит примерно с 1874 по 1914 годы. Но сам писатель считал, что главным в его творчестве являются исторические романы, такие как «Сэр Найджел» (1906) и «Михей Кларк» (1888). К тому же стоит упомянуть, что Конан Дойл добился значительного успеха и в области научно-фантастического жанра. Его перу принадлежат романы «Затерянный мир» (1912), «Отравленный пояс» (1913) и «Открытие Рафлза Хоу» (1891), фантастическая повесть «Маракотова бездна» (1927) и множество не менее интересных произведений. Артур Конан Дойл принадлежал к литературному поколению Бернарда Шоу, Оскара

Уайльда, Редьярда Киплинга и несколько огорчался тем, что как бы не попадал в круг серьезных писателей, поскольку прославившие его рассказы о Шерлоке Холмсе считались развлекательным чтением.
Однако рассказы и повести о Шерлоке Холмсе сыграли большую роль для развития детективной литературы, заинтересовав этим жанром большое количество читателей. Детективная литература − вид литературы, включающей художественные произведения, сюжет которых посвящён раскрытию загадочного преступления, обычно с помощью логического анализа фактов. 1 Само название литературы происходит от английского слова «детектив», что значит − сыщик.
Повесть «Этюд в багровых тонах» («A Study in Scarlet», первоначальное название – «Запутанный клубок» («The Tangled Skein»), в которой впервые появляется Шерлок Холмс, доктор Дойл начал писать в марте 1886-го. Он написал ее за полтора месяца и ясно понимал, что его вещь хороша, хотя и считал ее «легким чтивом», но первый издатель, к которому обратился Конан Дойл с повестью «Этюд в багровых тонах», назвал ее «бульварной дешевкой». Вышла в печать она лишь 1 декабря 1887 в составе ежегодного рождественского альманаха, где были собраны небольшие произведения «дешевой литературы». Критика его не заметила, но тираж разошелся, и в начале 1888 «Этюд в багровых тонах» стал выпускаться отдельной книгой, через некоторое время заработав себе огромный успех. Первый рассказ из серии приключений Холмса, «Скандал в Богемии», появился в июле 1891 года в журнале «Strand Magasin», на страницах которого детектив впоследствии прочно укрепился. Литературная карьера Артура Конан Дойла пусть не разом, но постепенно пошла в гору. На момент написания «Собаки Баскервилей» в 1900 году Артур Конан Дойл был самым оплачиваемым в мировой литературе автором. О Холмсе было написано четыре романа: «Этюд в багровых тонах» (1887), «Знак четырёх» (1890), «Собака Баскервилей», «Долина ужаса» - и пять сборников рассказов: «Приключения Шерлока Холмса» (1892), «Записки о Шерлоке Холмсе» (1894), «Возвращение Шерлока Холмса» (1905), «Его прощальный поклон» (1917), «Архив Шерлока Холмса» (1927). Не разделяя любви читателей к повестям о Шерлоке Холмсе, так как тот затмил собой все остальные его произведения, Дойл решил прекратить историю сыщика, устранив персонажа в схватке с профессором Мориарти в повести «Последнее дело Холмса», которая должна была стать последней в серии. На последней странице рассказа Шерлок Холмс погибал, упав со скалы вместе с профессором Мориарти. Читатели протестовали против такого завершения, таким финалом оказалась возмущена даже королева Соединённого Королевства Великобритании и Ирландии Виктория. «Архив Шерлока Холмса» - последний сборник детективных рассказов о Шерлоке Холмсе, выпущенный в печать в 1927 году и включавший рассказы, опубликованные в 1921-1927 гг. Артур Конан Дойл писал: «Боюсь, что м-р Шерлок Холмс, подобно иным знаменитым певцам, пережившим свое время, но не желающим покидать сцену, беспрестанно устраивает «последние» выступления. Пора с этим покончить, он должен уйти. Итак, читатель, скажем: прощай, Шерлок Холмс!». Таким образом, мистер Холмс отошёл от дел и поселился на маленькой ферме в Суссексе, чтоб предаться любимому занятию - разведению пчёл.
Судьба же самого Дойла сложилась иначе. В 1900 году Конан Дойл в качестве хирурга военно-полевого госпиталя вернулся к медицинской практике на англо-бурскую войну, а затем выпустил в 1902 году книгу «Англо-Бурская война». Возрастающая авторская слава и рождение детей осложнялись тяжелой болезнью самого писателя, туберкулезом жены Луизы, которая умерла 4 июля 1906 года. После этого в1907 году он женился на Джин Лекки, в которую был тайно влюблен еще с 1897 года. В 1930 году, вспоминая свою жизнь, Дойл нарисовал эту карикатуру на самого себя. Рисуя карикатуру, на которой он изобразил "старым уставшим конём", которого осматривают трое врачей, он почувствовал, что может выздороветь и продолжить свою деятельность.

Глава 2

Личность Шерлока Холмса на страницах произведений Артура

Конан Дойла

Если отбросить все стереотипы об образе великого детектива, как, например, охотничья шапка, привитые нам многочисленными экранизациями и иллюстрациями книг, мы получим ту личность Холмса, которую заложил сам автор в своих сборниках. От лица неизменного спутника Уотсона Дойл описывает Шерлока в первую очередь как человека с холодным, точным и уравновешенным умом.

Во время создания образа противоречий возникало достаточно много. Даже имя сыщику тоже было дано не сразу: сначала, в черновиках, Холмса звали Шеррингфордом, потом он сменил английское имя на ирландское - Шерлок. Фамилия, по некоторым данным, скорее всего дана герою в честь американца Оливера Уэнделла Холмса-старшего.

2.1 Внешность в книге и иллюстрациях.
«Лаборатория пустовала, и лишь в дальнем углу, пригнувшись к столу, с чем-то сосредоточенно возился какой-то молодой человек. Услышав наши шаги, он оглянулся и вскочил с места.» 2 - именно таким является первое описание Холмса от лица Уотсона в повести «Этюд в багровых тонах». Образ Холмса в то время еще не сложился. А позже встречаются следующие строки: «Он захлопал в ладоши, сияя от радости, как ребенок, получивший новую игрушку» 3 , которые подробнее раскрывают Шерлока Холмса как человека импульсивного и эмоционального. Уже во второй главе «Этюда в багровых тонах», где впервые будет нарисован портрет Холмса, он повзрослеет: «Даже внешность его могла поразить воображение самого поверхностного наблюдателя. Ростом он был больше шести футов, но при своей необычайной худобе казался еще выше. Взгляд у него был острый, пронизывающий, если не считать тех периодов оцепенения, о которых говорилось выше; тонкий орлиный нос придавал его лицу выражение живой энергии и решимости. Квадратный, чуть выступающий вперед подбородок тоже говорил о решительном характере. Его руки были вечно в чернилах и в пятнах от разных химикалий, зато он обладал способностью удивительно деликатно обращаться с предметами, - я не раз это замечал, когда он при мне возился со своими хрупкими алхимическими приборами» 4 . Здесь перед нами предстает уже привычный нам Холмс: загадочный, не особо разговорчивый, но полный энтузиазма.

Как можно заметить, в обрисовке Конан Дойла Шерлок Холмс очень выразителен, что и заставляло читателей верить в его существование, искать реальные прототипы, а затем и создавать многочисленные экранизации.

Первым иллюстратором Шерлока Холмса был отец писателя Чарльз Дойл, который сделал для книги шесть рисунков. Но его иллюстрации не понравились ни издателям, ни самому Артуру, который в своих произведениях видел своего героя иначе. Настоящий успех получили изображения за авторством Сидни Пэджета, друга Конан Дойла, работу которого писатель тщательно контролировал. Им было сделано 357 иллюстраций. На них Холмс впервые был изображён как высокий, скуластый мужчина в пальто-накидке и клетчатой шапке с двумя козырьками. Знаменитое охотничье кепи Холмса не упоминается ни в одной из книг - в таком головном уборе сыщика изобразил Сидни Пэджет. Именно данный образ позднее закрепился за персонажем.

2.2 Характер и способности Шерлока Холмса.

Список используемых источников и литературы

I. Источники:
Артур Конан Дойл Собрание сочинений в восьми томах / Артур Конан Дойл // Издательство: НПО «Тулбытсервис», 1993.
Миллер Р. Приключения Конан Дойла / Р. Миллер // Издательство: КоЛибри, 2012. – 475 с.

Приложения

Памятник Шерлоку Холмсу.
Шотландия, Эдинбург, Пикарди-плейс


1 Детективная литература / Большая советская энциклопедия // М.: Советская энциклопедия. 1969-1978

2 Артур Конан Дойл. Этюд в багровых тонах / Перевод Н. Треневой / Arthur Conan Doyle. A Study in Scarlet / Артур Конан Дойл / 1887 г. / С.2

3 Артур Конан Дойл. Этюд в багровых тонах / Перевод Н. Треневой / Arthur Conan Doyle. A Study in Scarlet / Артур Конан Дойл / 1887 г. / С.3

4 Артур Конан Дойл. Этюд в багровых тонах / Перевод Н. Треневой / Arthur Conan Doyle. A Study in Scarlet / Артур Конан Дойл / 1887 г. / С. 20

Самый известный детектив в литературном мире вышел из-под пера Артура Конан Дойла и до сих пор остается признанным любимцем публики. Узнаваемый персонаж обрел свои характерные черты, определенные атрибуты, которые позволяют ему не теряться среди других героев и быть знакомым даже тем, кто с творчеством Конан Дойла даже не встречался. По сей день остаются актуальными экранизации многочисленных приключений этого детектива в виде фильмов и сериалов. Характеристика Шерлока Холмса поможет представить этого персонажа таким, каким он был задуман своим создателем.

Краткие сведения

Шерлок Холмс - герой детективных повестей и рассказов Артура Конан Дойла. Его образ наблюдательного гения, способного распутать любое дело и разгадать даже самую сложную головоломку, дополняется образом верного друга - доктора Ватсона, человека более простого и обычного. Артур Конан Дойл посвятил великому детективу тридцать один год своей жизни (с 1886 по 1917 год), популяризировав жанр детективного романа и породив множество последователей и поклонников. Характеристика Шерлока Холмса не может быть однозначной, так как однозначным нельзя назвать даже самого этого персонажа.

"Шерлок Холмс - великий человек, и, может быть, однажды, при большой удаче, он станет еще и понятным"

Образ Шерлока Холмса формировался на рубеже эпох, в то время, когда мир, в котором жил Артур Конан Дойл и его персонажи, можно было обозначить только одним эпитетом - противоречивый.

Сыщика можно определить сразу как декадентского, викторианского и неоромантического героя. Почему же характеристика Шерлока Холмса доходит до таких крайностей? Потому что каждое направление оказало достаточно сильное влияние на формирование образа, так запомнившегося читателям.

Викторианский Шерлок Холмс

Является прототипом персонажа настоящего викторианского романа. Но что входит в это определение?

Ранее считалось, что джентльмен - человек знатного происхождения, обеспеченный достаточно, чтобы жить, не работая. Потому занятия таких лиц носили любительский характер, а к их качествам причислялось умение импровизировать, наличие вольного ума и любви к экспериментам.

Со временем критерии все больше размывались, и в итоге для определения джентльмена стали более важны черты его характера, особенности личности, а не Джентльмен - это образец благородства, кодекса чести, галантности и интеллигентности, невозмутимости при любых обстоятельствах.

Так кто же такой Шерлок Холмс? Характеристика героя содержит все эти качества, поэтому он вполне может быть назван джентльменом. К тому же он достаточно обеспечен, а расследованием преступлений занимается исключительно ради собственного удовольствия, чтобы развеять скуку.

Но все-таки он не до конца подходит этому образу.

Декадентство - эстетика конца века

Декадентство - это крайность, это противостояние прежнему строю. Оно выражалось в презрении обыденного, было бурным, а не чопорным, индивидуальным и творческим, вместо нормального и принятого. И кто станет спорить, что все это не подходит нашему герою? Характеристика Шерлока Холмса ведь именно такая - обычным его не назвать. И если что-то вызывало в нем интерес, то все остальное становилось неважно: время суток не играло роли в графике активности детектива, важным оставалось только желание изничтожить скуку, распутать очередную загадку.

Неоромантический Шерлок Холмс

Характеристика как человека самодостаточного и самодеятельного, независимого в поступках и суждениях - таким персонаж вышел на передний план в неоромантизме. Эти же черты свойственны и для мистера Холмса. Так же, как и неоромантические герои, он сражается за справедливость в своем микромире, не стремясь разрешить глобальные вселенские проблемы.

и наркомания

Одна из причин, по которой Шерлока Холмса нельзя причислить к викторианской литературе, состоит в том, что в герое нет пропаганды семейных ценностей. Отношения с родственниками у детектива натянутые, за весь цикл упоминается лишь старший брат Майкрофт, который, скорее, незнакомец или враг, чем друг, и имеется отсылка к племяннику (всего один раз).

К тому же у Холмса есть страсть, которая ближе к декадентству, чем к чопорным джентльменам викторианства - наркотики, морфий и кокаин. В те времена, когда эти вещества еще ходили по острому краю между медикаментозными препаратами и вредными для организма, пристрастия сыщика не казались однозначно пагубными, но накладывали дурной отпечаток, четко отделяя повести от семейных книг.

Особенности романов Конан Дойла и дедуктивный метод Холмса

Характеристика Шерлока Холмса делает акцент на его уникальном и пытливом уме. То же отличает и все повести о сыщике: Артур Конан Дойл не смакует эстетику убийства, он и не считает его эстетичным, большая часть внимания уделена размышлению, ходу дела, интеллектуальности и психологии.

Также можно заметить, что детектив-любитель чаще действует не по законам Англии, но по законам чести, своим собственным принципам - он может отпустить преступника, если считает, что тот был прав в своих действиях. И это не единичный случай. Злодеев в приключениях Холмса не всегда можно даже назвать таковыми - это всегда истории о любви и предательстве, друзьях и врагах, и совершаются они редко ради лишь одного зла.

Лондон на рубеже эпох или

формирование образа Шерлока Холмса.

Существует множество литературных школ, течений, направлений, которые сменяют друг друга в истории мировой литературы, но основную роль в формировании художественного мировоззрения писателя все равно играет эпоха, в которой он живет. Под влиянием внешних факторов образуются факторы внутренние, которые уже в свою очередь влияют на образование более-менее устойчивых литературных взглядов, которые могут быть общими - точнее, весьма похожими, - для ряда писателей. Итак, какой же была Англия на рубеже XIX и XX веков, когда Конан Дойл создавал свой самый знаменитый образ? Конан Дойл писал произведения о Шерлоке Холмсе с 1886 по 1917 годы, и действие этих произведений происходит примерно с 1874 по 1914 годы. Вместе с автором герои пережили расцвет Британской империи под правлением королевы Виктории и начало ее распада, смерть королевы, преступления Джека-Потрошителя, англо-бурскую и первую мировую войну, технический прогресс... Первое слово, которое приходит на ум при описании мира, в котором жили автор и герои - противоречивый. С одной стороны - Англия сильна, как никогда, происходят преобразования в ее устройстве, развивается наука и техника. с другой - это время войн и восстаний, борьбы народа за свою независимость и разгула преступности в Лондоне. С одной стороны - в это время появляется принцип "сделай себя сам", а с другой - как никогда сильны традиции, в частности - аристократии. Эта противоречивость неизбежно сказывается и на литературе. Практически одновременно сосуществуют такие полярные литературные направления, как викторианский роман и декадентство, и такое синтетическое явление, как неоромантизм. Все они находят свое отражение в произведениях о Шерлоке Холмсе. И возникает интересный феномен - эти произведения можно отнести к любому из этих направлений, и это не будет ошибочным. Но это будет неполным определением. Помимо характеристики произведений по литературному направлению, рассказы Конан Дойла о Шерлоке Холмсе необходимо определять как представителей особого литературного жанра - детективной истории, - также существующего по своим собственным законам. Викторианский роман пропагандировал семейные ценности - большой дом, большая семья - и определенные правила поведения, обязательные для воспитанных людей. Правила разнились в соответствии со статусом следующего им, но с введением в Англии закона о всеобщем образовании гораздо больше людей получили возможность ознакомиться с этикетом, принятым в высшем обществе. Границы сословий искажались, дефиниции понятий также трансформировались. По законам детективного жанра, детектив не мог иметь семью - та была фактором, отвлекающим от поисков преступников, - так что семейные ценности в произведениях Конан Дойла не пропагандировались - по крайней мере, самим сыщиком, как известно, его верный друг Ватсон был женат, притом несколько раз. Более того, опять же благодаря особенностям жанра, мы видим разоблачение внешне благопристойных викторианских семейств, в которых не все так ладно, как хотелось бы морализаторам. Однако несмотря на это, образ Шерлока Холмса все же испытывает влияние викторианства, и выражается оно в двух основных образах: образе города и образе главного героя. Город, который показывает Конан Дойл - это современный ему Лондон, город викторианской эпохи, показанный со вниманием к мелочам - но об этом городе написаны целые книги, так что не будем углубляться в него в данном докладе. Образ Шерлока Холмса в сознании жителя нашей страны неизменно сливается с образом, созданным на экране Василием Ливановым, и этот Шерлок Холмс - истинный викторианский джентльмен. Хотя в произведениях Конан Дойла все не так однозначно, однако Шерлок Холмс действительно испытывает довольно сильное влияние такого понятия, как "джентльмен". Прежде всего, необходимо дефинировать само понятие "джентльмен". Изначально эта категория имела достаточно жесткий социальный смысл. В XV веке в Англии джентльменом считался человек благородного происхождения, владеющий землей или ценным имуществом, не нуждающийся в работе, чтобы обеспечивать свою жизнь. Однако со временем эти критерии стали размываться, и на первый план вышли косвенные признаки: воспитание и образование, сопровождающие знатн ое происхождение и владение собственностью. Особый акцент делается на кодекс чести и этикет, манеры и стиль времяпрепровождения. Так как исторически джентльменами были богатые землевладельцы, у которых не было потребности зарабатывать себе на жизнь, все их занятия имели оттенок любительства. В джентльмене приветствовались способности к импровизации, экспериментам и нетривиальным решениям в любой ситуации, демонстрирующие незаурядный характер и свободный ум. Это - портрет истинного джентльмена, каким его видели в средневековой Англии. Однако в викторианскую эпоху в обществе происходили немалые изменения, в частности, огромную роль сыграл подъем новой социальной силы - среднего класса, аристократия же вытеснялась: никогда не работавшие аристократы оказались не готовы к новой эпохе с девизом "Сделай себя сам". Под влиянием пуританских идеалов образ джентльмена стал более "чопорным" и "благопристойным". Однако при всей эволюции общественных норм менее всего, пожалуй, изменился джентльменский кодекс чести: не добивать слабого, галантно опекать женщин, вызывать за оскорбление на дуэль, не жульничать в карточной игре, верить равному по происхождению на слово. Традиционными для джентльмена оставались спортивная закалка и требование оставаться невозмутимым, невзирая на внешние обстоятельства. Шерлок Холмс в ранних рассказах предстает пред читателями эксцентричным джентльменом: он достаточно обеспечен, чтобы жить, не работая (хотя при самом первом своем появлении, в "Этюде в багровых тонах", он еще работал лаборантом в университете, но в более поздних произведениях это ни разу не упоминалось); он детектив-любитель, расследующий преступления, чтобы избежать скуки, причем делает это в большинстве случаев не ради оплаты, отказывая выгодным клиентам в пользу интересного случая какого-нибудь бедняка; при поимке преступников он руководствуется скорее своим собственным кодексом чести, чем буквой закона, и нередко отпускает преступника, если считает, что тот был прав в своих действиях (в 14 из 60 произведений). Шерлок Холмс не имеет систематического образованияно он достаточно начитан и интеллигентен, чтобы общаться с людьми из высшего общества (он обучался в университете, но достоверно неизвестно, закончил ли он образование, и если да - то по какому направлению. Можно предположить, что он - химик, но в те времена существовал определенный набор дисциплин, некоторые из которых Холмс не знает) . Он равно приветливо общается с бедными и богатыми, с преступниками и политиками - к последним он относится даже хуже. Холмс - человек, который "сам себя сделал", сам добился признания за свой острый ум. Судя по всему, Холмс - потомок сельских сквайров, однако он оставил семью и переехал в Лондон, чтобы поступить в Оксфордский университет, где и стал известен в кругу своих знакомых благодаря своему дедукти вно му методу, который он сам и разработал. К тому же, его физическая форма и способность к противостоянию внешним обстоятельствам соответствуют идеальному изображению джентльмена. Но хотя Холмс следует кодексу джентльменов и, судя по всему, знает его, он спокойно может нарушать этикет - он груб с людьми высокого положения, он спокойно говорит неправду. Несмотря на невозмутимость в моменты опасности, он может быть чрезвычайно возбужден в моменты бездействия, он подвержен сменам настроения, что недопустимо для истинного джентльмена. Хотя одно из правил кодекса поведения он выполняет неукоснительно - он безупречно вежлив с дамами, от аристократок до служанок. Дама может ему не нравиться, но он неизменно галантен и готов помочь. Холмс - человек, "сделавший себя сам", истинное дитя викторианской эпохи, но он не является джентльменом в полном значении этого понятия. Противоположность викторианской эстетике - эстетика "конца века", fin de siХcle, более известная как "декадентство". Говоря о культуре fin de siХcle в ее декадентском характере, можно выделить следующие творческие установки: индивидуализм, стремление к искусственности и изощренности, часто переходящие в эстетизм, манерность, культ чувственности и аристократическое презрение ко всему обыденному, тяготение к демонической мистике и морализаторству. Шерлок Холмс не считает необходимым придерживаться "нормального", привычного обывателям, распорядка дня: большинство его приключений разворачиваются вечером или ночью, что связано и с характером его деятельности, так как именно в темное время суток проявляют активность преступники, и с самой натурой героя: Холмс активен вне зависимости от времени суток, когда его что-то интересует . Постоянное стремление развеять скуку - вот основная причина мотивации Шерлока Холмса. Образование Холмса, как уже упоминалось, не отличается упорядоченностью: " ШЕРЛОК ХОЛМС - ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ 1. Знания в области литературы - никаких. 2. Знания в области философии - никаких. 3. Знания в области астрономии - никаких. 4. Знания в области политики - слабые. 5. Знания в области ботаники - неравномерные. Знает свойства белладонны, опиума и ядов вообще. Не имеет понятия о садоводстве. 6. Знания в области геологии - практические, но ограниченные. С первого взгляда определяет образу различных почв. После прогулок показывает мне брызги грязи на брюках и по их цвету и консистенции определяет, из какой она части Лондона. 7. Знания в области химии - глубокие. 8. Знания в области анатомии - точные, но бессистемные. 9. Знания в области уголовной хроники - огромные, Знает, кажется, все подробности каждого преступления, совершенного в девятнадцатом веке. 10. Хорошо играет на скрипке. 11. Отлично фехтует на шпагах и эспадронах, прекрасный боксер. 12. Основательные практические знания английских законов". Химия, к слову, - еще одна черта героя fin de siХcle. Химия связана с понятием синтеза, который является мировоззренческой категорией направления, именно в нём было запечатлено ощущение эпохи - идущей к своему концу, но и началу чего-то нового; эпохи активного взаимодействия всех компонентов жизни и культуры. Еще одна черта эпохи - это наркотики. "- Что сегодня, - спросил я, - морфий или кокаин? Холмс лениво отвел глаза от старой книги с готическим шрифтом. - Кокаин, - ответил он. - Семипроцентный. Хотите попробовать? - Благодарю покорно! - отрезал я. - Мой организм еще не вполне оправился после афганской кампании. И я не хочу подвергать его лишней нагрузке. Холмс улыбнулся моему возмущению. - Возможно, вы правы, Уотсон, - сказал он. - И наркотики вредят здоровью. Но зато я открыл, что они удивительно стимулируют умственную деятельность и проясняют сознание. Так что их побочным действием можно пренебречь". Наркотики для Холмса - средство яснее видеть детали, избегать скуки, которая вызвана отсутствием детективных дел, искусственный симулятор его неординарного ума. Из более поздних работ наркотики исчезнут, как и другие "мелочи", составлявшие образ Холмса, но если остальное убрано из соображений компактности произведения, то наркотики не соответствовали типу литературы для семейного чтения, к которой принадлежат произведения о Холмсе - тут мы с вами возвращаемся к понятию "викторианской литературы", в которой должны пропагандироваться этикет и семейные ценности, а не наркотическая зависимость - от конкретного наркотика ли, от решения ли преступлений. Кроме всего прочего, Холмс - эстет. Он не только любит скрипичную музыку и после решения преступления отправляется на скрипичный концерт, он еще и играет сам выдавая этим творческую натуру. Холмс - герой-одиночка, у него не самые лучшие отношения с семьей (в лице брата Майкрофта, помимо которого мы встречаем на страницах книг лишь одно упоминание родственника Холмса - племянника, который купил практику доктора Ватсона после мнимой смерти Холмса), его не вполне понимают окружающие, даже умнейшие из них. Но несмотря на отчасти романтический, отчасти декадентский образ одинокого героя, в жизни Холмса присутствует верный друг - доктор Уотсон, хоть и не понимающий великого ума друга, но принимающий его таким, каков он есть. Это противоречит образу декадентского героя-одиночки, таким образом и к декадентскому направлению Шерлока Холмса нельзя отнести со всей определенностью. Еще одно направление, к которому исследователи причисляют произведения Конан Дойла о Шерлоке Холмсе - это неоромантизм. Неоромантизм вытекает из двух типов творчества - реалистического и романтического, существует на их стыке. Специфика творческого метода неоромантизма - в использовании тех или иных романтических приемов при ведущей роли реалистического метода. В отличие от романтиков, в творчестве неоромантиков идеальное не отдалено во времени и пространстве, а находится рядом, хотя и требует от человека особых усилий для обнаружения. Положительный герой неоромантизма в какой-то мере соответствует романтическому культу выдающейся личности (классическое "необычный герой в необычных обстоятельствах"), однако он гораздо демократичнее. Герой неоромантизма - выходец из массы, он представляет собой активное человеческое начало. Он не замахивается на миропорядок, действует в рамках своего микромира - и Шерлок Холмс не пытается изменить порядок вещей, он лишь исправляет человеческие ошибки в зоне своей непосредственной деятельности - разгадывании преступлений. Герой неоромантизма самодостаточен, самодеятелен, независим в суждениях и поступках - и Шерлок Холмс подходит под описание идеально. Неоромантический герой отстаивает себя и своих близких в одиночных акциях борьбы с единичными представителями зла, часто побеждает - но ни победа, ни поражение не означают для него конца деятельности. Так и Шерлок Холмс - он сражается с отдельными преступниками, пусть и такими могущественными, как профессор Мориарти, и после разрешения одной загадки ищет следующую, так как прекращение деятельности для него неприемлемо. Чаще всего активность неоромантического героя внешняя - он не размышляет над мировым порядком, не стремится решить мировые проблемы, хотя и выносит четкие суждения по поводу того, с чем он непосредственно сталкивается: Холмс если и размышляет над картиной мира, то свои измышления предпочитает оставлять при себе, делясь с Ватсоном лишь рассуждениями о деле, причем по большей части уже после его раскрытия. Неоромантизм также разрабатывает проблему духовной деградации человека - отрицательные персонажи воплощают собой тот или иной морально-этический порок: жадность, человеконенавистничество, властолюбие... И пороки эти отображаются в их преступлениях. Однако далеко не всегда виновные в произведениях о Шерлоке Холмсе соответствуют этому утверждению: они убивают и воруют, чтобы спати чью-то жизнь, отомстить за близких, наказать нечестного человека. И противостояния добра и зла в таких произведениях нет. Таким образом произведения о Шерлоке Холмсе действительно можно относить к разным направлениям, но так ли важно - декадентский Шерлок Холмс герой, викторианский или неоромантический? Время показало, что образ, созданный Конан Дойлем на стыке этих направлений получился такой притягательной силы, что пережил свое время и популярен до сих пор. И так ли важно повесить на него ярлык, если на нем уже висит один - "Великий детектив"?

Лучшие статьи по теме