Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Выдающиеся личности эпохи возрождения. Люди эпохи Возрождения

Сообщение на тему: «Эпоха Возрождения», кратко изложенное в этой статье, расскажет Вам об этой удивительной эпохе в истории культуры.

Доклад «Эпоха Возрождения»

Культура эпохи Возрождения охватила Италию, а ее центром была Флоренция. Впервые термин «возрождение» употребил известный архитектор, историк искусства и живописец Джорджо Вазари в своем труде «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Но почему эпоха названа Возрождением? Дело в том, что она опиралась на Античность, и Возрождение на начальном этапе имелось в виду как возрождение Античности. Позднее оно подразумевало под собой возрождения человека, гуманизма. Это неповторимая и уникальная культура, которая оставила по себе множество шедевров. Выделяют два типа Возрождения — Северное Возрождение и Итальянское Возрождение.

Особенности эпохи Возрождения выражены в ее чертах:

  • Гуманизм
  • Антропоцентризм
  • Новое отношение к миру
  • Возрождение античной философии и античных памятников искусства
  • Модификация христианской средневековой традиции

Суть эпохи Возрождения

В эпоху Возрождения придерживались средневековых взглядов – иерархичности миров, божественного происхождения мира, символических аналогий божественного и земного миров. Но, все же есть и небольшое отличие в представлениях о мироустройстве: суть данной эпохи в доктрине двойной истины. То есть в обосновании разграничения власти государства и власти церкви.

Деятели эпохи Возрождения или Ренессанса внесли вклад в научно — рационалистическое мировоззрение, благодаря открытиям в астрономии. Их идеи гелиоцентрической модели и бесконечности Вселенной, множественности миров стали основой нового мировоззрения.

В эпоху Возрождения сформировался новый тип поведения личности: осознание собственной неповторимости и уникальности, благодаря которой человек способен многое сделать. В культуре возникла модель культурного человека – «homo universalis». Она характеризовала творческую и работоспособную личность.

В этот период влияние церкви на общество стала ослабевать. А развитие книгопечатания способствовало росту уровня грамотности, образованности, развитию искусств, наук, художественной литературы. Представители буржуазии создали светскую науку, которая основывалась на изучении наследия древних писателей и природы.

Кроме буржуазии, против церкви осмелились выступить художники и писатели. Они несли в массы мысль, что не Бог является самой большой ценностью, а человек. В своей земной жизни он должен реализовать личные интересы, чтобы прожить ее содержательно, полно и счастливо. Таких деятелей культуры называли гуманистами.

Для эпохи Возрождения характерен цикл изменений и в литературе. Появился новый жанр ренессансного реализма, который занимался поисками ответа на вопрос о важности и сложности утверждения человека как личности, становления его действенного и творческого начала.

Представители эпохи Возрождения отвергали рабскую покорность, проповедуемую церковью. В их понимании человек представлялся как высшее создание природы, наполненное красотой физического облика, богатством ума и души.

Наиболее выразительно и ярко мир Возрождения выражен в Сикстинской капелле Ватикана, автором которой был Микеланджело. Свод капеллы украшен библейскими сюжетами. Их основной мотив – создание мира и сотворение человека. Фреска «Страшный суд» является произведением, завершившим эпоху Возрождения в искусстве.

Также следует сказать несколько слов о Северном Возрождении. Оно больше сыграло экономическую роль, проникнув в товарно-денежные отношения, рыночные общеевропейские процессы. Они меняли сознание людей. Влияние Античности здесь мало ощущается, оно больше походит на реформационное движение.

Пришла на смену Средним векам и продлилась до Просвещения. Она имеет огромное значение в истории Европы. Отличается светским типом культуры, а также гуманизмом и антропоцентризмом (на первое место выходит человек). Деятели эпохи Возрождения также поменяли свои взгляды.

Основная информация

Формировалась новая культура благодаря изменившимся в Европе общественным отношениям. Особенно повлияло на нее падение Византийского государства. Множество византийцев иммигрировало в европейские страны, а с собой они принесли огромное количество произведений искусства. Все это не было знакомо и Козимо Медичи, впечатлившись, создал во Флоренции Академию Платона.

Распространение городов-республик повлекло за собой разрастание сословий, которые были далеки от феодальных отношений. К ним относились ремесленники, банкиры, торговцы и так далее. Они не считались со средневековыми ценностями, которые были сформированы церковью. В результате этого образовался гуманизм. Под данным понятием подразумевается философское направление, которое рассматривает человека как высшую ценность.

Во многих странах стали формироваться светские научные и исследовательские центры. Их отличием от средневековых стало отделение от церкви. Большой сдвиг произвело изобретение в XV веке книгопечатания. Благодаря этому стали все чаще и чаще появляться выдающиеся деятели эпохи Возрождения.

Формирование и расцвет

Первым появилось Возрождение в Италии. Здесь его признаки начали проявляться еще в XIII и XIV веках. Однако популярность ему тогда снискать не удалось, и лишь в 20-е годы XV века оно смогло закрепиться. В других странах Европы Возрождение распространилось гораздо позднее. Именно на конец столетия пришелся расцвет этого течения.

Следующий век стал кризисным для Возрождения. Результатом стало появление маньеризма и барокко. Вся эпоха Возрождения разделена на четыре периода. Каждый из них представлен своей культурой, искусством.

Проторенессанс

Является переходным периодом от Средневековья к эпохе Возрождения. Его можно разделить на два этапа. Первый продолжался при жизни Джотто, второй - после его кончины (1337 г.). Первый был наполнен великими открытиями, в этот период творили ярчайшие деятели эпохи Возрождения. Второй проходил параллельно смертоносной чуме, которая терзала Италию.

Деятели искусства эпохи Возрождения этого периода выражали свое мастерство преимущественно в скульптуре. Особенно можно выделить Арнольфо ди Камбио, Андреа Пизано, а также Никколо и Джованни Пизано. Живопись того времени представлена двумя школами, которые располагались в Сиене и Флоренции. Огромную роль в живописи того периода сыграл Джотто.

Деятели эпохи Возрождения (художники), в частности Джотто, стали на своих картинах помимо религиозных тем затрагивать и светские.

В литературе переворот совершил Данте Алигьери, создавший знаменитую "Комедию". Однако потомки, восхищаясь, назвали ее "Божественной комедией". Сонеты Петрарки (1304-1374 гг.), написанные в тот период, обрели огромную популярность, а его последователем стал Джованни Боккаччо (1313-1375 гг.), автор "Декамерона".

Известнейшие деятели эпохи Возрождения стали творцами языка. Произведения этих писателей снискали известность за границами родного государства еще при их жизни, а впоследствии и вовсе были причислены к сокровищами мировой литературы.

Период Раннего Возрождения

Данный период продолжался восемьдесят лет (1420-1500 гг.). Деятели эпохи Раннего Возрождения не стали отказываться от привычного недавнего прошлого, но стали в своих работах прибегать к классике древности. Постепенно они перешли от средневековых принципов к античным. На этот переход повлияли изменения в жизни и культуре.

В Италии уже в полной мере проявлялись принципы классической древности, в других же государствах по-прежнему придерживались традиций готического стиля. Лишь к середине XV века Возрождение проникает в Испанию и севернее Альп.

В живописи, прежде всего, стали показывать красоту человека. Ранний период, главным образом, представлен работами Боттичелли (1445-1510), а также Мазаччо (1401-1428).

Особенно знаменитым скульптором того периода является Донателло (1386-1466). В его работах преобладал портретный тип. Также Донателло впервые со времен античности создал скульптуру обнаженного тела.

Главнейшим и того периода стал Брунеллески (1377-1446). Он сумел соединить в своих работах древнеримский и готический стили. Занимался строительством капелл, храмов и дворцов. Также возвратил элементы античной архитектуры.

Период Высокого Возрождения

Это время стало расцветом эпохи Возрождения (1500-1527). Центр итальянского искусства расположился в Риме, а не в привычной Флоренции. Причиной этому стал новоиспеченный Папа Юлий II. Он имел предприимчивый и решительный характер, в период его нахождения на папском престоле ко двору пришли лучшие деятели культуры эпохи Возрождения.

В Риме началось сооружение великолепнейших зданий, скульпторы создают многочисленные шедевры, которые являются жемчужинами мирового искусства и в наше время. Происходит написание фресок и картин, которые завораживают своей красотой. Все эти отрасли искусства развиваются, помогая друг другу.

Исследование античности становится все более глубоким. Все с большей точностью воспроизводится культура того периода. При этом спокойствие Средневековья сменяется игривостью в живописи. Тем не менее деятели эпохи Возрождения, список которых обширен, заимствуют лишь некоторые элементы античности, а основу создают самостоятельно. Каждый имеет свои отличительные черты.

Леонардо Да Винчи

Известнейшим деятелем эпохи Возрождения является, пожалуй, Леонардо Да Винчи (1452-1519). Это наиболее разносторонняя личность того периода. Он занимался живописью, музыкой, скульптурой, наукой. За свою жизнь Да Винчи смог изобрести множество вещей, которые прочно вошли в нашу сегодняшнюю жизнь (велосипед, парашют, танк и так далее). Иногда его опыты заканчивались провалами, но случалось это из-за того, что некоторые изобретения, можно сказать, опережали время.

Большинству он известен, конечно же, благодаря картине "Мона Лиза". Многие ученые до сих пор ищут в ней разнообразные тайны. После себя Леонардо оставил несколько учеников.

Период Позднего Возрождения

Стал заключительным этапом в эпохе Возрождения (с 1530 по 1590-1620 гг., однако некоторые ученые продлевают его до 1630 года, из-за этого возникают постоянные споры).

В Южной Европе в то время начало проявляться движение (Контрреформация), целью которого было вернуть величие католической церкви и христианской веры. Все воспевания человеческого тела для него были неприемлемы.

Многочисленные противоречия вылились в то, что начал проявляться кризис идей. В результате неустойчивости религии деятели эпохи Возрождения начали терять гармонию между природой и человеком, между телесным и духовным. Итогом стало появление маньеризма и барокко.

Возрождение в России

Культура Возрождения в некоторых областях оказала влияние и на нашу страну. Однако ее воздействие было ограничено достаточно большим расстоянием, а также привязанностью русской культуры к православию.

Первым правителем, проложившим путь Ренессансу в Россию, стал Иван III, который во время своего пребывания на престоле начал приглашать итальянских архитекторов. С их приходом появились новые элементы и технологии строительства. Однако огромного переворота в архитектуре не произошло.

В 1475 году восстановлением Успенского собора занимался итальянский архитектор Он придерживался традиций русской культуры, но добавил в проект простор.

К XVII веку из-за влияния эпохи Возрождения русские иконы приобретают реалистичность, но в то же время художники следуют всем древним канонам.

Вскоре Русь смогла освоить и книгопечатание. Однако особое распространение оно получило лишь в XVII веке. Многие технологии, которые появлялись в Европе, достаточно быстро завозились и в Россию, где улучшались и становились частью традиций. Например, в соответствии с одной из гипотез, водка была завезена из Италии, уже впоследствии ее формулу доработали, и в 1430 году появился русский вариант этого напитка.

Заключение

Эпоха Возрождения дала миру многих одаренных художников, исследователей, ученых, скульпторов, архитекторов. Из огромного количества имен можно выделить те, которые наиболее известны и прославлены.

Философы и ученые:

  • Бруно.
  • Галилей.
  • Пико Делла Мирандола.
  • Николай Кузанский.
  • Макиавелли.
  • Кампанелла.
  • Парацельс.
  • Коперник.
  • Мюнцер.

Писатели и поэты:

  • Ф. Петрарка.
  • Данте.
  • Дж. Бокаччо.
  • Рабле.
  • Сервантес.
  • Шекспир.
  • Э. Роттердамский.

Архитекторы, живописцы и скульпторы:

  • Донателло.
  • Леонардо да Винчи.
  • Н. Пизано.
  • А. Росселино.
  • С. Боттичелли.
  • Рафаэль.
  • Микеланджело.
  • Босх.
  • Тициан.
  • А. Дюрер.

Конечно, это лишь малая часть деятелей эпохи Возрождения, но именно эти люди стали ее олицетворением для многих.

В эпоху Ренессанса формируется современное представление об искусстве, развивается теория искусства - эстетика. В центре искусства находятся человек и природа. Художники и скульпторы ищут средства и приемы соответствующего воспроизводства жизни во всем его разнообразии богатстве. Для этого художники обращаются к математике, анатомии, оптики. Особенностью эстетики Возрождения было то, что она непосредственно связывалась с художественной практикой. Сущность искусства определялась как "подражание природе", поэтому именно живопись, как вид искусства, максимально точно отражает действительность, развивается наиболее интенсивно. Эстетика Возрождения, исходя из определения сущности искусства, большое внимание уделяет внешнему сходству. Мир, окружающий человека, прекрасный и гармоничный, а потому заслуживает воспроизведения во всей его полноте. Поэтому такое большое внимание уделяется техническим проблемам искусства: линейной перспективе, светотени, тональном колорита, пропорциям.

В эпоху Возрождения формируется представление о человеке, как "земного Бога", который является настоящим творцом своей сущности и всего, что создают человеческие руки и интеллект. Эта идея наиболее полно воплощается в фигуре художника, в своем творчестве объединяет человеческое (т.е. мастерство, исполнение) и божественное (идею, талант). Именно такой человек становится настоящим универсально развитой личностью. Именно художник, объединяя в своей деятельности теорию и практику, создавая реальные предметы из "ничего", из идеи, замысла, уподобляется Богу. Поэтому искусство занимает такое важное место в культуре Возрождения, а художник из ремесленника, каким его считали средних веков, превращается в художника, пользуется общественным уважением. ренессансный мотив культура иллюзорность

Одной из центральных фигур эпохи Возрождения был итальянский архитектор, теоретик искусства, литератор Леон Баттиста Альберти (1404-1472 гг.). Он разработал собственное этическое учение, в котором решал проблемы красоты и художественного творчества. В центре эстетики Альберти - учение о красоте. Красота, по его мнению, заключается в гармонии. В отличие от эстетики Средневековья отрицал божественную природу красоты, считая ее признаком самого предмета. "Красота, - пишет он, есть определенная согласие и созвучие частей в том, частями чего оно есть". Именно в гармонии, которая упорядочивает эти части, видел сущность прекрасного. Эта гармония царит во всем мире. Задачей искусства является открыть объективные основы красоты и руководствоваться ими. Гармония каждого искусства заключается в упорядочении определенных, присущих только ему элементов, например в музыке такими элементами являются ритм, мелодия, композиция. В объяснении феномена творчества, сделал акцент на новаторство и вымысел художника - обладателя безграничных творческих возможностей.

Существует три элемента, которые составляют красоту, в частности красоту архитектурного сооружения. Это - число, ограничение и размещение. Но красота не есть простая арифметическая их сумма. Без гармонии распадается высшее согласие частей. Характерно, как Альберти трактует понятие "безобразное". Прекрасное для него - абсолютный предмет искусства. Безобразное же выступает только как определенного рода ошибка. Отсюда требование, чтобы искусство не исправляло, а скрывало безобразные и уродливые предметы.

С художественной практикой связана эстетика Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.) Его эстетическая концепция основана на идее о приоритете опыта (чувств) над мышлением человека. Леонардо да Винчи в своей жизни, научном и художественном творчестве воплотил гуманистический идеал "всесторонне развитой личности". Круг его практических и теоретических интересов был поистине универсален. В него входили живопись, скульптура, архитектура, пиротехника, военная и гражданская инженерия, математические и естественные науки, медицина и музыка.

Так же как и Альберти он видит в живописи не только "передачу видимых творений природы", но и "остроумную выдумку". Вместе с тем он принципиально иначе смотрит на назначение и сущность изобразительного искусства, в первую очередь живописи. Основным вопросом его теории было определение сущности живописи как способа познания мира. "Живопись - наука и законная дочь природы" и "должна быть поставлена выше всякой другой деятельности, ибо она содержит все формы, как существующие, так и не существующие в природе".

Живопись представляется Леонардо тем универсальным методом познания действительности, который охватывает все предметы реального мира. Более того, искусство живописи создает видимые образы, понятные и доступные разумению всем без исключения. В этом случае именно личность художника, обогащенного глубокими знаниями законов мироздания, и будет тем зеркалом, в котором отражается реальный мир, преломляясь сквозь призму творческой индивидуальности.

Личностно-материальная эстетика Ренессанса, весьма ярко выраженная в творчестве Леонардо да Винчи, наиболее интенсивных форм достигает у Микеланджело Буонарроти (1475-1564) . Обнаруживая несостоятельность эстетической возрожденческой программы, поставившей личность в центре всего мира, деятели Высокого Возрождения разными способами выражают эту потерю главной опоры в своем творчестве. Если у Леонардо изображаемые им фигуры готовы раствориться в окружающей их среде, если они как бы окутаны у него некоей легкой дымкой, то для Микеланджело характерна совершенно противоположная черта. Каждая фигура его композиций представляет собой нечто замкнутое в себе, поэтому фигуры оказываются иногда настолько не связанными друг с другом, что разрушается цельность композиции.

Увлеченный к самому концу своей жизни все более нараставшей волной экзальтированной религиозности, Микеланджело приходит к отрицанию всего того, чему он поклонялся в молодости, и прежде всего - к отрицанию цветущего обнаженного тела, выражавшего сверхчеловеческую мощь и энергию. Он перестает служить ренессансным кумирам. В его сознании они оказываются поверженными, как оказывается поверженным и главный кумир Ренессанса - вера в безграничную творческую силу человека, через искусство становящегося равным богу. Весь пройденный им жизненный путь отныне представляется Микеланджело сплошным заблуждением.

Большие географические открытия Х. Колумба, Васко да Гамы, Ф. Магеллана прокладывают пути к мировой торговле. Нужно отметить и успехи в природоведении, медицине, астрономии, математике, философии (Коперник, Дж. Бруно, Ф. Бекон и др).

Характерной для этого периода является Реформация, когда на первый план в духовной жизни выдвигалось отношение к Богу, ведь каждая личность имеет право на свободу веры. Итак, эпоха Возрождения - это обновление во всех сферах общественного бытия и прежде всего, - большой переворот в культуре.

В основе культуры Возрождения лежит принцип гуманизма (от лат. - человеческий, человечный), утверждение красоты и достоинства человека, его ума и воли, творческих сил и возможностей. Древнее искусство античности было гимном человеку как представителю умного и прекрасного рода. Образ человека, который зависим от воли Бога, но ищет недосягаемой справедливости, раскрыло средневековое искусство. А образ человека волевого, умного, творческого создало только Возрождение. Это образ идеализирован, героизирован, но именно он стал сущностью ренессансной культуры. Эстетичный идеал Возрождения - образ человека, что сам себя создает, не имея никаких сомнений.

Гуманизм убеждает человека, что он создает собственную судьбу. Он должен настойчиво, целеустремленно идти к поставленной цели. И цель эта конкретная, целиком достижимая: личное счастье, получение новых знаний, рост по службе. Период ХV-ХVІІ ст. имеет название Больших географических открытий, так как в настоящее время были осуществлены путешествия, которые открыли человечеству новые части света. Зарождение и развитие капитализма в Европе нуждались в большом количестве денег. А уже давно ходили легенды о сказочной стране Индии, богатой на золото и серебро. Поэтому два самых могущественных государства Европы - Испания и Португалия - начинают борьбу за поиски пути в Индию. Но многих мореплавателей, кроме денег, влекла красота, величие и тайны морских пространств. Поэтому они путешествовали, чтобы открыть еще неизведанные земли, прославить свое имя, свою страну.

Христофор Колумб в 1492 году вывел из тихой гавани Испании три каравеллы. Через 33 дня экспедиция достигла Багамских островов (Центральная Америка), но Колумб был уверен, что он оказался в Индии. Он так и умер, не узнав, что открыл новую часть света - Америку. Позднее это доказал флорентийский мореплаватель А. Виспуччи.

Васко да Гама в 1498 году открыл морской путь в настоящую Индию. Открытый маршрут обеспечивал торговые связи европейских стран с государствами побережья Индийского океана.

Фернан Магеллан осуществил кругосветное путешествие. Экспедиция продолжалась 1081 день, из 265 человек в живых остались лишь 18, поэтому еще долго никто не отваживался осуществить подвиг Магеллана. Но его экспедиция подтвердила практически, что Земля имеет форму шара.

Большие изменения состоялись в развитии науки. Были произведены новые исследовательские приемы явлений природы, родились новые взгляды на мироздание.

Николай Коперник (польский ученый) занимался изучением не только астрономии и математики, а и медицины и права. Он стал основоположником гелиоцентрической системы мира.

Джордано Бруно (итальянский ученый) был настоящим революционером в науке, так как отдал жизнь за свои убеждения. Он утверждал, что мир безграничный и наполнен многими небесными телами. Солнце - только одна из звезд, а Земля - лишь небесное тело. Это было полное возражение всех догм церкви о строении мира. Инквизиция предъявила обвинение ученому в ереси. Он был поставлен перед выбором: или отречься от своей идеи, или умереть на костре. Дж. Бруно выбирает последнее. Все работы ученого и он сам были сожжены.

Галилео Галилей (итальянский ученый) изобрел телескоп, с помощью которого увидел необъятную Вселенную, и первым из ученых наблюдал за звездным небом, подтвердил учение Коперника.

Как видим, ученые новой эпохи, которая осталась в истории под названием Ренессанса, изменили религиозные взгляды на мир и смогли научно обосновать его новое видение. Они жертвовали собой ради истины. Новое учение о мире проторяло себе путь, давая возможность дальнейшего изучения и правильного объяснения мира.

Изобретение книгопечатанья Й. Гуттенбергом оказывало содействие распространению не только грамотности среди населения, а и роста образованности, развития наук, искусств, в том числе и художественной литературы, распространению ее среди грамотных людей. Особенно ценной для деятелей культуры этой эпохи была античная литература. Идеалом титаны Возрождения считали человека гармонично развитого, наделенного высокой интеллектуальной культурой, умом, талантом, трудолюбием.

Свыше шести столетий интригуют читателя сонеты итальянского поэта Франческо Петрарки. Пылко влюбленный в античность, он изменил свою фамилию Петракко на Петрарка, так как так она больше напоминала древнеримскую. Его «Книга песен» содержит 366 поэзий, написанных на народном итальянском языке. Сонеты Петрарки - это первая попытка европейской поэзии вырваться из плена церкви и опуститься на грешную землю, к людям. Его любовь к Лауре чрезвычайно верная и вместе с тем земная. Поэт вскрыл внутренняя мир своей любимой, правдиво описал человеческие чувства и переживания. Поэтому и считается творцом новой психологической лирики, которая стала драгоценным взносом в казну мировой поэзии.

Виднейшей книгой итальянского писателя Джованни Боккаччо стал сборник новелл «Декамерон», где он утверждает право человека на земную радость. Видное место в «Декамероне» занимают новеллы любовной тематики, в которых автор осуждает брак по расчету, бесправное положение женщины в семье, прославляет любовь как большое и животворное чувство. На его взгляд, достойным человека должно быть умение подчинять плотское духовному.

Роман Мигеля Сервантеса де Сааведри «Дон Кихот» пережил не одно столетие. Сервантес устами «безумного» мудрого рыцаря Дон Кихота высказывает идеи, которые не потеряли своего значения и сегодня.

Вершиной английского Возрождения и всей европейской литературы стало творчество Вильяма Шекспира - непревзойденного поэта и драматурга. Его перу принадлежат 37 пьес - комедий, трагедий, драм, а также 154 сонета. В своих произведениях автор размышляет о красоте человеческих отношений, сущности любви, содержании жизни и назначении человека.

Названные произведения великих писателей эпохи Возрождения разные по жанрам, но все они пронизаны идеалами гуманизма. Их жизненная правда свидетельствовала о том, что уже есть люди, способные перестроить окружающий мир на основе принципов ума.

  • Вопрос 31. Психолого-педагогическое консультирование семей с детьми раннего юношеского возраста.
  • Вопрос 53. Завоевание Южной Италии. Создание Римско-италийского союза, его организация и структура.
  • Предпосылки Возрождения. В Италии в XIV-XV вв. бурно развивались города, расцветала промышленность, возникала капиталистическая мануфактура. Многие города были крупными торговыми центрами, связывавшими Италию со странами Европы и Востока. В городах находились банки, которые вели кредитные операции международного значения. Именно потому, что ранне-капиталистические отношения раньше всего зародились в Италии, в этой стране начала формироваться раннебуржуазная культура, получившая название культуры Возрождения.

    Для ранней буржуазии и широкого круга пополанов были неприемлемы средневековый идеал аскетизма, идея греховности человека, представления о пассивной покорности судьбе. В этой социальной среде формировались новые идеи и ценности, насыщавшие культуру и придававшие ей светский, гуманистический характер.

    Характер культуры Возрождения. Термин «Возрождение» (франц. - «Ренессанс») указывает на связь новой культуры с античностью. В итальянском обществе пробудился глубокий интерес к античной культуре с ее радостным восприятием окружающего мира и гармоническим сочетанием умственных и физических способностей человека. Отсюда попытка воскресить ушедшую культуру, достойную вечного подражания. Деятели Возрождения старались в своих трудах возродить стиль латинских писателей «золотого века» римской литературы, особенно Цицерона. С этим было связано возрождение классической латыни, которая подвергалась искажениям и варваризации в период средневековья. Гуманисты разыскивали старинные рукописи античных писателей. Так были найдены сочинения Цицерона, Тита Ливия и др. Появился интерес к греческой литературе и греческому языку. Леонардо Бруни (1374-1444), канцлер Флорентийской республики, перевел на латинский язык сочинения греческих писателей и философов - Платона, Аристотеля, Плутарха и др. В это время во Флоренцию из Византии было вывезено много греческих рукописей. Джованни Боккаччо был первым итальянским гуманистом, который мог читать Гомера по-гречески.

    Но культура Возрождения не простое копирование античности. Гуманисты перерабатывали и творчески усваивали античное наследие. Итальянская культура Возрождения создала свой самобытный стиль.

    Советская историография рассматривает культуру Возрождения как раннебуржуазную культуру, возникшую на почве складывавшегося в недрах феодальной формации нового, капиталистического уклада. В создании этой культуры принимали участие широкие общественные круги-от зарождающейся буржуазии до передовой части дворянства. Все это придало ей широкий общечеловеческий характер. Сама зарождавшаяся буржуазия была тогда передовым классом, поэтому в борьбе с феодальным мировоззрением она выступала в качестве представителя «...всего остального общества... не какого-либо отдельного класса, а всего страждущего человечества»". Мировоззрение деятелей новой культуры, которое выражалось в их философских, политических, научных и литературных взглядах, обычно обозначают термином «гуманизм» (от humanus - «человеческий»). Деятели Возрождения ставили в центре внимания человека, а не божество. Человека рассматривали теперь как кузнеца своего счастья, творца всех ценностей, идущего вперед наперекор судьбе и добивающегося успеха силой своего разума, твердостью духа, активностью, оптимизмом. Человек должен наслаждаться природой, любовью, искусством, наукой, он стоит в центре мироздания, считали гуманисты. Представителям новой идеологии была чужда идея греховности человека, в частности его тела; наоборот, становится признанной гармония человеческой души и тела.



    Гуманисты не выступали против религии. Но они подвергали резкой критике и осмеянию пороки и невежество духовенства. Богу они отводили роль творца, приведшего мир в движение, но не вмешивающегося в жизнь людей. Отказ от церковно-рели-гиозного и аскетического мировоззрения, критика католического духовенства расшатывали основы религиозной морали и этики; гуманистическая культура была культурой светской. Один из гуманистов-Лоренцо Валла (1407-1457) в своем трактате «О подложности Константинова дара» опроверг легенду о том, что император Константин передал папе светскую власть в Риме и на всем западе империи. Он доказал, что грамота была сфабрикована в папской канцелярии в VIII в. Это подрывало теократические притязания папы.



    Одной из важнейших черт новой идеологии был индивидуализм. Гуманисты утверждали, что не родовитость, не знатное происхождение, а личные качества отдельного Человека, его ум, ловкость, смелость, предприимчивость и энергия обеспечивают успех в жизни. В трактате «О благородстве» Поджо Браччо-лини пишет: «Благородство есть как бы сияние, исходящее из добродетели; оно придает блеск своим обладателям, какого происхождения они бы ни были... Слава и благородство измеряются не чужими, а собственными заслугами...».

    Данте Алигьери. В этом новом великом интеллектуальном [движении принимала участие плеяда выдающихся поэтов, писатеЦяей, ученых и деятелей различных областей искусства. Крупней-шей фигурой, стоявшей на грани средневековья и времени гуманизма, был флорентиец Данте Алигьери (1265-1321). Его «Божественная комедия», как никакое другое произведение того времени, отразила мировоззрение переходного периода от средних веков к Возрождению. «Божественная комедия» была написана на итальянском языке (тосканское наречие) и представляла собой энциклопедию знаний средневековья. В ней выпукло отражена жизнь современной Данте Флоренции.

    Данте обладал исключительной силой изображения, и его поэма, особенно ее первая часть (ад), производит потрясающее впечатление. Поэт спускается в ад и проходит все его девять кругов, руководимый Вергилием, которого Данте называет своим учителем, хотя он и язычник. В аду Данте наблюдает мучения грешников. В первом круге нет мучений - там философы и ученые древности; они язычники и в рай попасть не могут, но они и не заслуживают наказания. Во втором круге мучаются те, кто изведал преступную любовь, но Данте сочувствует им. В третьем круге мучения купцов и ростовщиков; в четвертый круг Данте, как истинный католик, поместил еретиков; в девятый - предателей Брута, Кассия, Иуду. Для клириков, купивших за деньги свои должности, в том числе и для пап, уготованы огненные ямы.

    Политические страсти кипят в аду так же, как и на улицах Флоренции. Данте дал правдивое и глубокое изображение человеческих судеб, переживаний и стремлений. Потрясающее впечатление производит рассказ о политическом противнике Данте гибеллине Фаринато дельи Уберти, который спас Флоренцию от разрушения, и хотя Данте поместил его в ад, но тем не менее изобразил его и в аду гордым, сильным и мужественным человеком. Героем Данте является страдающий от адских мук Улисс (Одиссей), всегда стремившийся к «новизне и истине».

    Данте написал трактат «О монархии», где он ратовал за объединение Италии, которая должна была стать центром возрожденной Римской империи.

    Франческо Петрарка. Первым гуманистом Италии был Петрарка (1304-1374). Он родился в г. Ареццо (Средняя Италия), в молодости жил некоторое время в Авиньоне, где занимался в полном уединении поэтическим творчеством, потом переехал в Италию. Вместе с Боккаччо Петрарка был создателем итальянского литературного языка. На этом языке он написал получившие мировое признание сонеты о своей возлюбленной Лауре, в которых звучит глубокое и прекрасное чувство к любимой женщине. Сонеты Петрарки не потеряли своего значения и в наши дни.

    Петрарка резко отрицательно относился к римской курии, называя ее «средоточием невежества»: «Поток скорбей, обитель злобы дикой, храм ересей и школа заблуждений». Его, как и Данте, тревожила мысль о раздробленности Италии, из-за чего она подвергалась насилиям со стороны могущественных соседей. Скорбь о бедственном положении его прекрасной родины звучит в канцоне «Италия моя».

    Как философ, мыслитель, Петрарка противопоставлял средневековой схоластике науку о человеке, о познании его внутреннего мира. Выше всего он ценил личные качества человека независимо от его происхождения. У всех людей, по его словам, кровь одинакового красного цвета. Но этому первому гуманисту еще были свойственны душевные смятения, разлад между традиционной и новой системой воззрения. Петрарка при жизни достиг величайшего признания и славы. Римский сенат увенчал его лавровым венком; Венецианский сенат признал его величайшим поэтом своего времени.

    Джованни Боккаччо. Современником Петрарки был Джованни Боккаччо (1313-1375), убежденный республиканец, жизнерадостная, эмоциональная натура. Его гуманистическое мировоззрение отражено в «Декамероне», сборнике 100 новелл, написанных на итальянском языке, в которых подчеркивается право человека на счастье, на чувственные радости, на любовь, которая не знает социальных перегородок. Красной нитью проходит мысль, что настоящее благородство определяется не знатностью, а доблестью. Сюжеты своих новелл, написанных реалистически и с юмором, он брал из городской жизни Флоренции. Боккаччо высмеивал и даже клеймил пороки католического духовенства, священников и монахов, показывая их невежество, лицемерие.

    Церковь преследовала Боккаччо больше, чем других гуманистов, за острую сатиру. Его сочинения были включены в «список запрещенных книг». Боккаччо принадлежит сочинение «О славных женщинах» и «Жизнеописание Данте». Произведения Боккаччо отражают демократическую, народную струю в раннем итальянском Возрождении. Творчество Петрарки и Боккаччо получило широкое признание не только в Италии, переводы их произведений появлялись во всех странах Западной Европы.

    Большой интерес вызывала у деятелей гуманизма история, и в частности история своего народа. Они дали новую периодизацию истории. Флавио Бьондо (XV в.) написал большую работу:

    «История от упадка Римской империи», где дал периодизацию всемирной истории: античность, средние века, новое время. Много внимания гуманисты Флоренции уделяли истории своего города, его возвышению и превращению в республику. Леонардо Бруни написал «Историю Флоренции» в 12 книгах. Движущей силой исторического процесса он считал самого человека.

    Гуманисты придавали истории большое воспитательное значение. Вот что писал о значении истории итальянский гуманист Марсилио Фичино: «...посредством изучения истории то, что само по себе смертно, становится бессмертным, то, что отсутствует, становится явным».

    Этические учения итальянских гуманистов. Основные принципы этических учений итальянских гуманистов XV в. тесно связаны с новым пониманием науки не только как воплощения знаний, но как средства воспитания человеческой личности. Это относилось с их точки зрения только к гуманитарным наукам: риторике, философии, особенно этике, истории, литературе.

    Колюччо Салютати (гуманист и канцлер Флорентийской республики) (1331-1406) призывал к активной борьбе со злом и пороками для того, чтобы создать царство добра, милосердия и счастья на земле. Он подчеркивал значение свободы воли.

    С именем другого канцлера Флоренции - Леонардо Бруни связана теория «гражданского гуманизма». В своих работах он утверждал, что демократия и свобода - естественная форма человеческой общности (имея в виду пополанскую демократию). Служение обществу, родине, республике он считал важнейшим нравственным долгом человека и утверждал, что высшее счастье - это деятельность на благо того общества, в котором человек живет. Леонардо Бруни был ярким выразителем идей гражданского гуманизма, но, помимо этого, он был теоретиком гуманистической педагогики, сторонником женского образования, пропагандистом античной философии.

    Педагогические идеи гуманистов развил в своих трудах Верд-жерио. Он подчеркивал большую воспитательную роль истории и философии, а также грамматики, поэтики, музыки, арифметики и геометрии, естествознания, медицины, права и теологии. Цель воспитания - создание человека, разносторонне образованного, творчески активного и добродетельного.

    Искусство Раннего Возрождения. Искусство Раннего итальянского Возрождения было представлено новой живописью, скульптурой и архитектурой.

    Первыми крупнейшими мастерами живописи были Джотто (1266-1337) и Мазаччо (1401-1428) -флорентийские художники. Они писали на церковно-религиозные сюжеты (фресковая живопись-роспись стен внутри храмов), но придавали своим изображениям реалистические черты. Джотто был первым художником, освободившим итальянскую живопись от влияния византийской иконописи. На фресках Джотто предстают живые люди, двигающиеся, жестикулирующие, то радостные, то печальные. Фрески Мазаччо знаменуют дальнейшее развитие живописи нового типа. Он применил открытые в XV в. законы перспективы, что позволило делать изображаемые фигуры объемными и помещать их в трехмерном пространстве.

    Крупным скульптором этого периода был Донателло (1386-1466). Он основательно изучал классические античные образцы скульптуры, стараясь понять принципы их творения. Ему принадлежат скульптуры портретного типа (он был художником-портретистом), такие, как конная статуя кондотьера Гаттемалаты; реалистической фигурой является статуя Давида, убившего Голиафа, причем в статуе впервые представлено обнаженное тело.

    Крупнейшим архитектором Раннего Возрождения был Брунел-лески (1377-1445). Сочетая элементы древнеримской архитектуры с романской и готической традицией, он создал свой самостоятельный архитектурный стиль. При помощи точных расчетов Брунеллески разрешил трудную задачу возведения купола на знаменитом соборе Флоренции (Марии дель Фьоре). Его архитектурным сооружениям присущи легкость, гармония и соразмерность частей (капелла Пацци во Флоренции). Брунеллески строил не только храмы и капеллы, но и здания гражданского назначения, такие, как воспитательный дом во Флоренции, поражающий своим изяществом и гармонией; палаццо Питти - новый тип дворца вместо замков средневековья. Брунеллески также, подобно другим архитекторам, строил укрепления и плотины. Аль-берти, другой крупный архитектор Возрождения, написал «Десять книг об архитектуре», где изложил научную теорию новой архитектуры, созданной им под влиянием изучения античных памятников. В другой своей работе - «О живописи» он сформулировал теорию искусства живописи, также опираясь на наследие античных художников.

    Гуманистическое движение и его центры. В XV в. гуманистическое движение распространилось по всей Италии. Главным центром его оставалась Флоренция, но, кроме Флоренции, кружки гуманистов появились в Риме, Неаполе, Венеции и Милане. Правители Флоренции украшали свой город прекрасными зданиями, в библиотеках они собирали редкие книги и рукописи. Наибольшим блеском отличалось правление Лоренцо Медичи, прозванного Великолепным. Он собирал в «Садах Медичи» картины, статуи, книги; привлекал к своему двору писателей, поэтов, художников, архитекторов, скульпторов, ученых. Гуманисты были в Италии в большом почете, их приглашали папы, магистраты и государи итальянских городов-государств на работу в качестве канцлеров, секретарей, посланников, давали заказы на картины, статуи. Большой славой пользовались гуманисты-писатели. Недаром Боккаччо говорил: «Не имена великих полководцев дают славу писателям, наоборот, имена королей переходят к потомству только благодаря писателям».

    Лучшие статьи по теме