Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Архитектура эпохи возрождения. Архитектура Раннего Ренессанса в Италии (15 век)

В XIII–XIV вв. в городах Северной Италии начался важный этап развития торговых и общественных отношений. Возникновение новой мощной империи, Венецианской республики, повлекло за собой развитие морской торговли, производство и экспорт стекла, что укрепило экономическую мощь Венеции и сопредельных итальянских государств. Именно в этот период в Италии происходит формирование капиталистических отношений и создаются первые банкирские дома и торговые корпорации. Ведущими городами Италии в развитии капитализма в тот период были Генуя, Флоренция, Венеция и Сиена. Именно там и зарождается новый стиль в архитектуре, который называется ренессансом, стилем Возрождения. Новый архитектурный и художественный стиль развивался под сильным влиянием античного греческого и римского наследия. Однако в архитектуре ренессанс стал проявлять себя несколько позднее, чем в живописи или скульптуре. Так, например, широкое внедрение трансформированных классических ордерных систем начинает происходить только на рубеже XIV–XV вв. Отличие архитектуры стиля ренессанс в том, что она приобретает более светский и жизнеутверждающий характер. Именно в эпоху Возрождения возникают сооружения, которые начинают соотноситься с человеком, т.е. их масштабной мерой становится человек. В отличие от вертикализма готики ренессанс и его формы в значительной степени развиваются в ширину. Архитектура этого периода характеризуется простотой и спокойствием объемов, форм и ритма. Стрельчатые готические своды и арки постепенно начинают уступать место цилиндрическим и крестовым сводам. Ренессансные постройки вызывают ощущение статичности за счет того, что происходит наслоение горизонтальных этажей друг на друга. От эпохи Античности ренессанс перенял логичную ордерную систему. Колонны, пилоны, пилястры, архивольты, архитравы и своды являются основными элементами, которые ренессанс использует и создает их различные комбинации. В архитектуре эпохи Возрождения используются различные ордера, которые могут выстраиваться в ряд в соответствии с так называемой классической подчиненностью – от самого тяжелого дорического в нижней части к коринфскому наверху. Таким образом, стена приобретает свое первоначальное тектоническое значение.

Основой философского наполнения ренессансной архитектуры и всей эпохи Возрождения стал гуманизм – новая система ценностей и взглядов на человека и его место в мире. Так как идеалы гуманизма основаны на рационалистическом мышлении, то и архитектура этого периода может именоваться архитектурой рационализма.

При изучении архитектуры Возрождения необходимо учитывать тот факт, что впервые ренессанс как направление в архитектурно-строительной мысли возник на территории Италии и Южной Франции. Оттуда он распространился на Испанию, Португалию, Далматинское побережье (город-государство Дубровник), Францию, Фландрию и всю остальную Европу. Но развитие ренессансной архитектуры происходило неравномерно. Условно архитектуру стиля ренессанс можно разделить на три основных периода: ранний ренессанс (середина – конец XV в.), высокий ренессанс (первая половина XVI в.), и поздний ренессанс (середина – вторая половина XVI в.).

Ранний ренессанс складывается первоначально во Флоренции, но архитектурные памятники этого периода есть и во многих других городах Италии: Мантуе, Падуе, Вероне, Урбино, Прадо. Памятники архитектуры высокого ренессанса в основном сконцентрированы в Риме и в бывшей Папской области. Поздний ренессанс в основном проявил себя в городах Северной Италии, таких как Венеция, Виченца, в загородных имениях венецианской аристократии. Отсчет раннего периода Возрождения обычно ведется с 1420 г., когда во Флоренции началось возведение купола собора Санта-Мария дель Фьоре (рис. 6.1, VI.1) по проекту выдающегося итальянского архитектора Филиппо Брунеллески (подробнее см. ниже).

Рис. 6.1.

Архитекторы раннего Возрождения исповедовали идеалы свободы, рационализма и возвращения к истокам античной архитектуры, поэтому они поставили на научную основу решения эстетических и технических основ архитектурной мысли. Именно в этот период и появляется пренебрежительное наименование предшествующей архитектурной эпохи как варварской, готской (готической). В середине XV в. в библиотеке швейцарского монастыря Сент-Гален была обнаружена рукопись античного архитектора I в. н.э. Витрувия об архитектуре. Эта рукопись легла в основу многих трактатов по истории и теории архитектуры. В их числе можно отметить "Десять книг о зодчестве" (Л. Б. Альберти, XV в.), "Четыре книги об архитектуре" (А. Палладио, XVI в.), "Правило пяти ордеров архитектуры" (Д. да Виньола, XVI в.). Архитекторам эпохи Возрождения были присущи абсолютно чистые архитектурные формы, которые отличались от мистической сложности готического зодчества. Под воздействием античной архитектуры многие зодчие этого периода начинают заниматься археологией, как, например,

Андреа Палладио, который проводил архитектурные обмеры античных памятников Рима и других городов Италии и посвятил результатам своих исследований одну из своих "Четырех книг об архитектуре".

В XV в. появляется теория так называемого идеального храма с планом в форме круга – моноптера, подобные храмы стали называться храмами-ротондами. Эту теорию идеального храма развивал архитектор Леон Батиста Альберти. Гениальный ученый эпохи Возрождения Леонардо да Винчи считал, что "здание должно быть хорошо обозримо со всех сторон и показывать всем свои истинные формы". Он также посвятил часть своих архитектурных проектов поиску формы идеального центрического храма. Интересно, что помимо храмов происходил и поиск архитектурных форм идеального города. Некоторые идеи были воплощены в жизнь. Например, город-замок Дуино (ныне во владении князей Турн унд Таксис) вблизи от города Триеста, город-крепость Пальма-Нуово около Венеции (рис. 6.2).

Рис. 6.2.

Отдельные элементы идеального города были воплощены и за границами Италии. Прежде всего надо отметить город-крепость Ла-Валетту – столицу мальтийских рыцарей. В основе планировочной структуры подобных городов лежит принцип круга или девятиконечной звезды, как в случае с планами города Пальма-Нуово. Наряду с мистическими и мировоззренческими утопиями на проекты подобных городов влияли и практические соображения. Прежде всего это касалось защиты города. Учитывалось изобретение артиллерии, поэтому планы городов имеют формы с минимальным периметром укреплений нового типа. В идеальном городе эпохи Возрождения обязательно присутствует большая площадь для карнавала, городской собор и палаццо публико – дворец общественных собраний. Кроме этого в проектах предусматривалось наличие нескольких рыночных площадей. Например, в проекте города Пальма-Нуово (арх. В. Скамоцци) было запроектировано сразу четыре рыночных площади – для оптовой торговли, для розничной, для биржевой, для сенной. Это говорит нам о том, что основной стороной жизнедеятельности горожан в этот исторический период была торговля. До наших дней дошел ряд архитектурных пейзажей идеальных городов – ведуты (перспективы идеальных, симметрично застроенных городов с идеальным центрическим храмом в центре города), выполненные в XV в. выдающимся художником и архитектором Лучано ди Лаурано.

Ренессанс как архитектурный стиль унаследовал от готики основные типы сооружений – дворец, ратуша, базиликальный храм. Однако возникали и новые типы сооружений, например учебные заведения, школы, больницы, воспитательные дома.

Ведущим архитектором раннего ренессанса был Ф. Брунеллески (1377–1446), которого часто называют архитектором нового стиля. Центром этого нового архитектурного стиля была в этот период Флоренция, которая достигла к началу XV в. необычайного экономического и культурного расцвета. Интересно, что первым ренессансным зданием Флоренции стал комплекс Воспитательного дома (приют для детей-сирот), спроектированный Брунеллески в 1421 г. (рис. VI.2). Однако еще в 1420 г. началось возведение церкви Сан-Лоренцо (1420–1429) (рис. VI.3) и купола собора Санта-Мария дель Фьоре. Постройка самого собора была начата в 1296 г. по проекту архитектора Арнольфо ди Камбио, он возводился как символ победы партии гвельфов над партией аристократов-гиббелинов. Строительство собора прерывалось, и к 1360 г. его план существенно изменился. Так, например, вместо центральной абсиды базилики был пристроен обширный октагон пролетом 42 м. К 1360 г. октагон был возведен, а вопрос о его перекрытии оставался открытым. В 1420 г. Брунеллески выиграл городской конкурс. Он победил, потому что предложил возвести купол на октагонс без коренных лесов и тем самым снизил стоимость и трудозатраты. При возведении купола собора Брунеллески изучал античные первоисточники, и прежде всего купол Пантеона. В итоге Брунеллески удалось создать конструкцию купола, которая имела пролет, всего на 1 м уступающий Пантеону, однако этот купол был новым словом в инженерной мысли.

Купол собора Санта-Мария дель Фьоре имел двухскорлупную конструкцию. В конструкцию были включены несущий каркас и тонкостенные оболочки с кольцами-цепями в теле купола, которые воспринимали распор. В отличие от собора Воспитательный дом строился как филантропическое заведение для сирот на средства гильдии шелкоделов. Поэтому члены попечительского совета подчеркивали, что здание должно быть дешевым, но в то же время удобным для проживания. Брунеллески предложил очень строгий и упорядоченный план комплекса и затем со строны площади Святой Троицы пристроил к зданию изящный портик в виде девяти арочных пролетов. Красота архитектуры портика не столько в его пролетах и арках, а в замечательной пропорциональности его частей, их гармоническом сочетании друг с другом. Над опорными колоннами размещены барельефы спеленутых младенцев, выполненные выдающимся флорентийским скульптором Андреа делла Робио.

В 1430–1443 гг. по проекту Брунеллески была построена капелла Пацци во дворе монастыря Санта-Кроче. Брунеллески применяет купол на "парусах" и возводит портик, украшенный колоннами коринфского ордера. Колоннам соответствуют каннелированные пилястры. Здание отличают гармоничность и уравновешенность во всем. Самое главное в этом сооружении – его соразмерность с человеком.

В эпоху Возрождения продолжилось возведение частных дворцов – палаццо. Одним из первых палаццо стиля ренессанс стало палаццо Медичи-Риккарди, возведенное по проекту архитектора Микелоццо ди Бартоломмео. Фасады этого дворца построены по принципу членения их на три яруса. Нижний ярус за счет грубой рустовки выглядит тяжеловесно и читается как массивный цоколь всего здания. Два верхних яруса прорезаны множеством двойных арочных окон. Стены второго яруса обработаны кладкой из крупного камня, а кладка третьего яруса практически гладкая. Внутренний дворик Микелоццо окружил со всех четырех сторон аркадой, подобной аркаде Брунеллески из Воспитательного дома. Архитектор Леон Батиста Альберти возводит в 1446 г. во Флоренции дворец для банкира Джованни Ручеллаи (рис. VI.4). В отличие от палаццо Медичи дворец Ручеллаи имеет целостную композицию фасада с одинаковой кладкой на всех ярусах, но Альберти применяет разную ордерную систему в обрамлении окон и разные оконные пролеты. Здание завершено единым ордерным карнизом. Тем самым архитектор подчеркивает единство образа и гармонию. Однако эстетическая изысканность дворца Ручеллаи так и осталась единственной в своем роде. В основном заказчики дворцов желали во внешнем облике сооружения подчеркнуть величие своего рода и личное могущество. Например, подобным палаццо можно считать дворец Строцци (1489–1504), построенный по проекту архитектора Джулиано да Сангалло (рис. VI.5).

В конце XV в. после завоевания турками Константинополя, Трапезунда и Мангупта (княжество на Крымском полуострове) начинается упадок средиземноморской и причерноморской торговли. Прежние города-государства Италии, такие как Флоренция, Генуя, Сиена, Венецианская республика, постепенно уступают роль развитых торговых государств другим государствам Южной Германии, Франции, Фландрии, Папской области. Статус явного культурного центра этого периода приобретает Рим, который до первой половины XVI в. становится признанным центром высокого ренессанса. Рим был центром католического мира, величие Рима связывали напрямую с возрождением величия всей Священной Римской империи германской нации. Многие римские папы этого периода не были чужды гуманистических идеалов. Особенно в эпоху правления папы Юлия II идеалы высокого ренессанса стали проникать в римскую архитектуру. При дворе папы Юлия работали наиболее выдающиеся архитекторы того времени – Антонио да Сангалло, Микеланджело Буонарроти, Донато Браманте. В этот период начинают приобретать самое широкое распространение дорический и тосканский ордера, обладавшие большей строгостью и достоинством. Легкая аркада на колоннах заменяется ордерной аркадой. Личные дворцы постепенно начинают приобретать элементы общественных зданий, где проводятся важные дипломатические переговоры, парадные балы. Таким образом, палаццо этого периода становятся прототипами будущих общественных зданий.

В конце XV в. вновь возрождается понятие загородной виллы, которая строится как целостный ансамбль. Наиболее выдающимся архитектором этого периода стал Донато Браманте (1444–1514). В 1489 г. в Риме для папы Рафаэля Риарио по проекту Браманте начинают возводить палаццо Канчеллерия (дворец канцелярии). Дворец впервые соединил в себе две различные функции, государственную канцелярию и жилую папскую резиденцию, сохранившую все особенности планировочного решения жилых дворцов предшествующего времени. Дворец имел традиционный большой внутренний двор, окруженный аркадами, однако внутренний двор был вписан в участок далеко не прямоугольного очертания. По своей форме дворец канцелярии – это огромный параллелепипед, разделенный по фасаду на три яруса. Членения фасада с помощью ордерных систем сделаны более выразительными. Пилястры активнее выступают из стен, окна имеют разнообразную форму и обрамлены сильно выступающими наличниками. Внутренний двор окружен двухъярусной галереей. Именно эта работа Браманте как архитектора знаменовала собой наступление нового периода в истории архитектуры – периода высокого ренессанса (рис. VI.6).

Около 1502 г. по проекту Браманте в Риме возводят поминальную капеллу на месте мученической смерти апостола Петра. Капелла носит название Темпьетто Сан-Пьетро ин Монторио. Она стала образцом нового архитектурного стиля. Браманте обратился к античным источникам и возродил центрический тип храмового здания. Капелла представляет собой небольшой храм-ротонду, которая стоит на невысоком подиуме над криптой. Здание окружено колоннадой тосканского ордера. Ордер завершается мощным антаблементом с балюстрадой. Капелла увенчана куполом с фонарем. Здание окружено плотной застройкой, однако благодаря точным пропорциям ордера и соотношениям частей соооружения капелла настолько монументальна, что своим присутствием она как бы раздвигает окружающие стены домов и предстает во всем величии архитектурного замысла автора проекта (рис. VI.7).

Вторым важным проектом Браманте стали масштабная перестройка Ватикана и перестройка старого собора Св. Петра в Риме. Папа Юлий II приказал Браманте построить собор в форме центрической композиции, которая впоследствии была преобразована в композицию в форме латинского креста. Однако Браманте при жизни не смог завершить строительство собора. Продолжил строительство собора архитектор и художник Рафаэль Санти. Рафаэль переработал планировочное решение собора в форме вытянутого удлиненного латинского креста и завершил удлиненный неф портиком с колоннами гигантского ордера. Новый папа Лев X из рода Медичи тяготел к развитию искусств и был в состоянии оценить творчество Рафаэля. Вскоре в процесс реконструкции Ватикана помимо Рафаэля включаются и другие архитекторы – Антонио да Сангалло и Фра Джакондо. В итоге проект собора претерпел изменения. Так, появляется сводчатое перекрытие над всем нефом. Проектом было предусмотрено возведение двух куполов. В 1513 г. Рим должен был быть объявлен свободным городом. Для торжеств, посвященных этому событию, по проекту архитектора Джулиано да Сангалло римский архитектор Россели возвел деревянный театр. Папа Лев X заказал Рафаэлю проект дворца для своего брата Джулиано Медичи. В 1494 г. Микеланджело получил заказ на строительство во Флоренции церкви Сан Лоренцо. Однако храм построен не был, сохранились лишь эскизы и чертежи. Однако после смерти в 1519 г. правителя Флоренции Лорепцио Медичи Микеланджело смог построить небольшую капеллу – сакристию (усыпальницу) для Лоренцио. В этой капелле впервые стали проявляться тенденции архитектурного стиля маньеризм (поздний ренессанс) (рис. VI.8).

Микеланджело впервые в этой своей работе применил одновременное соединение скульптурной пластики и архитектуры в интерьере капеллы. Это и называется маньеризмом. Микеланджело также меняет традиционное представление об итальянских палаццо. Так, перестраивая дворец герцогов Фарнезе по заказу нового папы Павла III (Фарнезе), Микеланджело полностью меняет главный фасад здания. На фасаде появляется ярко выраженный вход с парадным окном над ним, карниз получает очень мощный вынос по сравнению с другим вариантом, представленным Антонио да Сангалло. Фасад дворца украшается яркими декоративными элементами геральдического характера (лилиями фамильного герба Фарнезе). В 1546 г. после смерти архитектора Джулио Романо 72-летний Микеланджело становится главным архитектором строительства собора Св. Петра в Ватикане (рис. VI.9). Микеланджело вернулся к очень четкому плану Браманте, уменьшил габариты собора, придал ему центрическую композицию. С 1546 г. в течении 18 лет строительство шло быстрыми темпами благодаря Испании, которая вкладывала огромные средства в его строительство. Конструкция купола собора Св. Петра в Риме, по мысли Микеланджело, была приближена к конструкции купола собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции. Правда, внешне Микеланджело придал куполу иную выразительность. Купол очень плоский, но он увенчан огромным фонарем, который визуально уравновешивает огромную массу купола. Микеланджело умер еще до окончания строительства собора, и работу завершил архитектор Джакомо делла Порта, который вытянул купол вверх и увеличил высоту фонаря. В связи со строительством собора Микеланджело часто стали называть отцом барокко, так как его идеи, касающиеся внешнего и внутреннего убранства храма, декоративные наличники, глубокие оконные ниши, скульптуры, карнизы, пояски легли в основу нового архитектурного стиля – барокко. Помимо собора Св. Петра гению Микеланджело принадлежат реализованные проекты площади Капитолия с дворцами. После разграбления Рима в 1527–1528 гг. войсками императора Карла V Микеланджело предложили перестроить площадь Капитолия. Архитектор создал проект реконструкции площади и превратил ее в сцену для торжественных церемоний и маскарадов. К площади ведет мраморная лестница, украшенная изваяниями Кастора и Полидевка. В центре площади возвышается конная статуя императора Марка Аврелия (прижизненное изображение римского императора). Центральным зданием площади является дворец Сената, построенный по проекту Микеланджело и завершенный Джираломо Раинальди. Теоретическое наследие этого периода развития архитектуры отражено в трактате архитектора Джакомо Бароцци Виньола "Правило пяти ордеров", который до сих пор является настольной книгой для новых поколений молодых архитекторов и инженеров-архитекторов.

Крупнейшими и ведущими архитекторами периода позднего ренессанса были архитекторы А. Палладио (1518–1580) и Д. Виньола (1507–1573). В 1570 г. в Венеции вышел трактат Палладио "Четыре книги об архитектуре", который содержит анализ классических произведений по архитектуре Древней Греции и Древнего Рима. Трактат Д. Виньолы "Правило пяти ордеров" систематизировал законы пропорционирования античных сооружений. В этих работах описаны тосканский, дорический, ионический, коринфский и композитный ордера. Все размеры ордеров определяются с помощью модуля. Под влиянием этих трактатов в архитектуре этого времени возникла идея создания более сильных ордеров, и античные ордера утрачивают многие свои первоначальные формы. Например, Палладио одним ордером объединял два верхних этажа, а позже стал создавать многоэтажные палаццо, украшенные колоссальными ордерами, которые поднимались от основания здания до карниза.

Андреа Палладио в основном работал на севере Италии – в Венеции и Виченце. Палладио творчески изучал памятники архитектуры прошлых веков и продолжал традиции высокого ренессанса. В 1540 г. проект Палладио побеждает на конкурсе в Виченце, и по нему перестраивается старинное готическое здание палаццио Публико. Здание XV в., перекрытое сомкнутым сводом, Палладио окружает двухъярусными галереями, придавшими ему открытый гражданский характер. Наиболее выдающимся памятником архитектуры эпохи творчества Палладио является знаменитая вилла Ротонда под Виченцей (пригород Венеции). Палладио начал строить виллу в 1553 г. По форме вилла напоминает куб, окруженный со всех сторон шестиколонными портиками ионического ордера, поставленными над широкими лестницами (рис. VI. 10). Вилла очень хорошо гармонирует с окружающей природой. Со всех четырех сторон фасада устроены лоджии. Под лоджиями и залом размещены комнаты для хозяйственных надобностей семьи. Круглый зал находится в центре виллы и имеет верхний световой фонарь под куполом. Помимо виллы Ротонда Палладио в Виченце перестроил здание базилики (рис. VI. 11).

В Венеции по проекту Палладио построены комплексы армянского монастыря Сан-Лазарио на острове Святого Лазаря, монастыря Сан-Джорджо Маджоре (1580) и здания монастыря и храма Иль-Реденторе. В советское время творчество Палладио получает свое развитие в работах советских архитекторов сталинского периода (И. Жолтовский и его последователи).

В 1559 г. другой великий архитектор эпохи позднего ренессанса Д. Виньола получает заказ на перестройку дворца герцогов Фарнезе в Капрароле (рис. VI. 12). По его проекту пятиугольный в плане феодальный замок, построенный по проекту архитектора А. Сангалло-младшего, был перестроен в изящный загородный дворец, вокруг которого создается целый садово-парковый ансамбль. Все работы по реконструкции этого дворца были завершены уже после смерти Виньолы в 1625 г. Наконец, в 1568 г. Виньола получает заказ на возведение в Риме храма в честь Иисуса Христа. Храм Иль-Джезу (рис. VI. 13) является классическим примером возрождения в архитектуре понятия композиций. Главное в этих композициях – фасадная плоскость, а структура всего пространства раскрывается изнутри. В этом в архитектуре Возрождения проявляются наследие готических приемов архитектуры и соображения экономии (можно не переживать о том, как выглядят скрытые от зрителя боковые фасады). Архитектурное решение храма Иль-Джезу создало новый тин храмового здания, который впоследствии стал основным для церковной архитектуры эпохи барокко.

Архитектурные идеи и формы ренессанса распространяются по Европе и особое развитие получают во Франции, где ренессанс становится придворным стилем. Ярким примером замкового строительства в стиле ренессанс может служить королевский замок Шамбор (1519–1559) (рис. VI.14).

С середины XVI в. Париж становится центром европейского Возрождения. Наиболее ярким представителем стиля ренессанс в Париже можно считать Отель де Билль (парижскую ратушу), но наиболее значительным, конечно же, является Лувр – королевский дворец, возведенный по проекту П. Леско в 1518–1578 гг. В Англии ренессанс проявляет себя только в декорировании зданий. Так строились и поместья аристократов, и здания королевских университетов Оксфорда и Кембриджа. И только в начале XVII в. классическая ренессансная форма архитектуры зданий появляется в английской архитектурной школе. В Германии и Австрии ренессанс начинает развиваться в XVI в. Загородные поместья утрачивают свой оборонительный характер и получают регулярную планировку. Выдающимся памятником этого периода является ратуша города Падерборна. Во Фландрии и Испанских Нидерландах формы ренессанса проявляются во дворцах испанской знати. Ярким примером фландрского ренессанса является ратуша города Антверпена (XVI в.) (рис. VI. 15).

Буржуазная революция в Нидерландах в середине XVI в. привела к тому, что в Южных Нидерландах и Фландрии, оставшихся под властью Испании, ренессанс перерастает в архитектуру барокко, а в Северные Нидерланды (Голландию) возвращается поздняя готика как символ независимости городов и национальной свободы.

Возвращаясь к архитектуре Италии этого периода, надо отметить, что в последнее 25-летие XVI в. поздний ренессанс в основном развивается на территории Венецианской республики. Это было обусловлено тем, что в 1527–1528 гг., после разграбления Рима войсками императора Карла V, из Рима бежали многие выдающиеся архитекторы и инженеры. Среди них были Себастьяно Серлио, Микеле Санмикеле и Якобо Сансовино. Венеция, в которой проживало 125 тыс. человек, открывала перед ними широкие возможности. Венецианское правительство использовало этих архитекторов как специалистов, способных завершить некоторые государственные объекты, которые попали в это время в число долгостроя. Так, например, Якобо Сансовино (1486–1570) поручили перестройку и достройку здания старых Прокураций. Архитектор был обязан считаться с местными традициями, поэтому здание Прокураций построено в традиционном для Венеции венецианско-византийском стиле. Сансовино использовал фасад здания и создан трехэтажное аркадное сооружение, открытое свету и воздуху. Помимо всего прочего аркады скрывали назначение частей здания. Единообразие аркад несло и некий политический смысл, символизируя равноправие и единомыслие, солидарность власти и высшего городского руководства. Только после того как в 1537 г. Сансовино завершит создание целостного архитектурного ансамбля площади Сан-Марко, в венецианской архитектуре наступит коренной перелом. По проекту Сансовино строят монетный двор, библиотеку и лоджетту. Особо интересен венецианский монетный двор, который возводился как символ устойчивости государства и денежной единицы – цехина, который чеканился тогда в Венеции, но был тогдашней мировой валютой (аналогом евро и доллара) (рис. VI. 16).

Монетный двор – это суровое и внушительное здание, украшенное колоннами дорического ордера и очень похожее на фортификационное сооружение. Стоящая рядом библиотека является полной противоположностью монетного двора. Библиотека строилась с определенной целью стать хранилищем собрания древних манускриптов и печатных книг частной библиотеки кардинала Виссарионе, который завещал свое собрание государству. Кроме того, в здании библиотеки должен был располагаться государственный архив. Так как Венеция еще с 1490 г. была крупным центром книгопечатания, то, без сомнения, здание государственной библиотеки было для республики не менее важным сооружением, нежели здание монетного двора. Неслучайно Сансовино расположил оба здания рядом друг с другом на центральной площади Венеции – площади Сан-Марко. Библиотека Сансовино отличается богатством внешнего декора, но в ней прослеживаются традиции венецианской архитектуры XV в. Прежде всего это относится к двухъярусной аркаде с 21-аркадным проемом, которая перекликается с фасадом венецианского Дворца дожей. Аркада имела сдвоенные колонны по сторонам проемов, которые сильно выступали из плоскости стены, что создавало причудливую игру света и тени.

Эпоха Возрождения в корне перевернула средневековые схоластические взгляды на природу вещей, начала развивать новые, гуманистические идеалы. Мастера Возрождения создавали огромные большепролетные здания, которые до сих пор поражают нас своим уровнем инженерной мысли. Стилистические тенденции в архитектуре возродили античные традиции с их стремлением к гармонии и внутренней выразительности.


  • Ордерная система | ионический ордер

  • Ордерная система | коринфский ордер

  • Сравнение ордеров | ренессанс

  • Оспедале дельи Инноченти | Флоренция

  • Cобор Санта Мария дель Фьоре | Флоренция

  • Церковь Сан-Лоренцо | Флоренция

  • Капелла Пацци | Флоренция | 1429-1443 гг.

  • Фасад в стиле ренессанса

  • Палаццо Медичи-Рикарди | Фроренция

  • Палаццо Медичи-Рикарди | Фроренция | план

  • Палаццо Ручеллаи | Фроренция | 1446-1451 гг.

  • Cобор Санта Мария дель Фьоре | купол

  • Cобор Санта Мария дель Фьоре | интерьер


  • Собор Святого Петра | интерьер

  • Фреска | Palazzi Pontifici | Ватикан

  • Интерьер в стиле Ренессанса

  • предметы интерьера эпохи Ренессанс

  • Мебель в стиле Ренессанс
  • >Фреска Тайная вечеря Леонардо да Винчи
    Санта-Мария-делле-Грацие

  • Фреска в Сикстинской капелле | Микеланджело | 1508-1512 гг.

  • Собор Святого Петра | Рим | XVI в.

  • Площадь Святого Петра | 1656-1667 гг.

  • Палаццио Фарнезе | Рим | 1597-1604 гг.

  • Палаццио Фарнезе интерьер | Рим | 1597-1604 гг.

  • Площадь Капитолия | Рим | 1546 г. | Микеланджело

  • Библиотека Лауренциано Медичи | Микеланджело


  • Библиотека Лауренциано Медичи | Вестибюль

  • Замок Блуа | Франция | XIII-XVII вв г.

  • Фасад крыла Франциска I усажен химерами | Франция | XIII-XVII вв г.


  • Замок Блуа интерьер | Франция | XIII-XVII вв г.

  • Замок Шамбор | Франция | 1519-1547 гг.

  • Замок Шамбор план | Франция | 1519-1547 гг.


  • Замок Шамбор интерьер | Франция | 1519-1547 гг.

Архитектурный стиль - Возрождение (Ренессанс).

В Западной Европе в XIV-XVI вв. в результате сочетания античных традиций и ордерной системы, местных строительных материалов и конструкций, зародился новый архитектурный стиль - Возрождение (Ренессанс).

В эпоху Возрождения происходит переломный момент в Архитектуре, особенно по отношению к предшествующему Готическому стилю. Наибольшее значение в стиле Возрождение придаётся формам античной архитектуры: симметрии, пропорции, геометрии и определенному порядку составных частей. Архитектурные постройки в этом стиле выглядят статично в результате наслоения друг на друга горизонтальных этажей. В отличие от вертикальных построек средневековья, новые развиваются в ширину. Ренессанс перенимает античную ордерную систему. Основными архитектурными элементами данного стиля становятся колонна, пилон, пилястра, архитрав, архивольт и свод. Применяются различные ордера, тяжёлый дорический в нижней части, а в верхней субтильный коринфский, стена приобретает свою первоначальную функцию. Происходит изменение характера пространства, в отличие от ломаных готических линий, в Ренессансе применяют строгие прямоугольные формы. В эпоху Возрождения предпочтения отдаются следующим геометрическим фигурам и телам: прямоугольник, квадрат, шар и куб.

В архитектуре Ренессанса важным моментом является отказ от готической каменой каркасной конструкции и внедрение новой конструктивной системы. Новая система была простая, экономичная, гибкая и значительно облегчала работу архитектору. Возводились здания с кирпичными стенами и сводами, в которых использовали и дерево: балочные конструкции перекрытий этажей и стропила наклонных крыш. Кирпичные здания покрывались облицовкой (штукатурной или каменой либо мраморной), которая применялась в качестве внешнего слоя.

Очень малоизвестно, о мастерах и архитекторах романского или готического периодов, а в эпоху Возрождение напротив практически все сооружения и проекты или произведения искусств задокументированы. В области искусств и архитектуры в эпоху Ренессанса, мастера (художники и архитекторы) играют важные роли и их творческие личности выдвигаются на первый план.

Великие мастера эпохи Ренессанса увековечившие свои имена в истории мировой архитектуры:

Итальянская архитектура Возрождения в течение XV-XVI вв. можно разделить на три этапа:

Ранний Ренессанс или кватроченто: 1420-1500 гг. Ведущий архитектор Ф. Брунеллески (1377-1446 гг.) центр - Флоренция.
Ранний Ренессанс связан с городом Флоренция, это колыбель искусства и архитектуры итальянского Возрождения. К главным мотивам архитектуры раннего Ренессанса можно отнести: аркаду на небольших колонках; филёнки в рамках, украшенные акантовым орнаментом либо рельефной скульптурой; лопатки либо пилястры, украшенные канделябровым, цепочным орнаментом; фасаду придаётся размеренность по горизонтали благодаря изяществу межэтажных карнизов, а главный карниз образует достаточно большой выступ под крышу.

Оспедале дельи Инноченти | Флоренция.
Cобор Санта Мария дель Фьоре | Флоренция | 1296-1436 гг.
Церковь Сан-Лоренцо | Флоренция | XV в. реконструкция.
Капелла Пацци | Флоренция | 1429—1443 гг.
Палаццо Медичи-Рикарди | Фроренция.
Палаццо Ручеллаи | Фроренция | 1446-1451 гг.

Итальянский Ренессанс в интерьере.

Внутри дворцовых и жилых зданий эпохи Ренессанс, помещения расположены в планировке, достаточно просто и чётко, парадные и жилые комнаты имеют в основном прямоугольную форму и размещаются вдоль фасадов. Большие залы и помещения в нижних этажах, перекрывают сомкнутыми сводами с распалубкой, иногда их применяют и на верхних этажах, особенно в парадных помещениях. В ранний период итальянского Возрождения, на вторых и третьих этажах, используют деревянный подшивной потолок с кессонами либо с выделенной формой балок. А в общественных сооружениях, потолки имели орнамент, оформлялись гипсом. Стены разбиты в плане оформления: внизу высокие панели с филёнками из дуба, сверху оштукатурены и окрашены; в главных помещениях стены покрывают фреской (с сюжетами или лиственным орнаментом). В интерьере широко распространены настенные безворсовые ковры (шпалера), с изображением эмблем и геральдических знаков. В оформлении верхней части стены, присутствует мотив аркады на колонках либо антаблемент с лепным фризом.

Двери обрамляют наличниками, и завершают треугольными либо лучковыми фронтонами. Важным элементом в интерьере залов и комнат является камин. В оформлении спален применяют драпировки. Кровать ставят перпендикулярно стене или располагают в нише. Кровати были следующих типов: с балдахином, который поддерживали четыре тонкие стойки, украшенные резьбой, с задёргивающимися занавесями. Кровати без балдахина с резными угловатыми столбами, а также без столбов и стоек с двумя спинками в изголовье и ногах. У всех этих типов кроватей в основании изготавливали цоколь, имеющий достаточную ширину, чтобы выполнять функцию прикроватной скамьи. В Италии раннего периода Ренессанса предметы мебели изготавливали из тёмного ореха.

Полы выложены плитками в виде повторяющегося геометрического орнамента или в шахматном порядке. В качестве мелких предметов интерьера используют: светильники и подсвечники; вазы из меди или керамике (фаянс, майолика); декоративную посуду ставят на полки. В стенных нишах располагаются рельефные и скульптурные изображения. В раннем стиле Ренессанс античный орнамент сменяет готический. В Ренессансе используются различные мотивы: виноградная лоза, бусы, ионики, киматий, меандр, плетенка, акантовый лист, лента, ложки, чешуя, раковина, человеческие фигуры, фантастические животные и птицы, плоды и цветы. Сложные и свободные орнаментальные рисунки покрывали декоративные ткани в 15 веке. В Италии в эпоху возрождения орнаментальные мотивы использовались и на фасадах сооружений.

Высокий Ренессанс: первая четверть XVI века. Ведущий архитектор Д. Браманте (1444-1514 гг.), центр перемещается в Рим.
В период высокого Ренессанса: светские здания, отличаются гармонией и величием своих пропорций, изяществом деталей, отделкой и орнаментацией карнизов, окон и дверей; происходит переход от средневекового крестового свода к римскому своду коробовому.

Собор Святого Петра в Риме | XVI в.
Палаццио Фарнезе | Рим | 1597-1604 гг.

Итальянский Ренессанс в интерьере XVI века:
В своем развитии - интерьеры более сдержаны и классичны. В интерьере орнамент применяется в основном при обработке деталей потолка, в художественном оформлении предметов мебели. Благодаря творчеству такого великого матера как Рафаэль Санти, бурно развивалась плафонная и настенная живопись.

При раскопках в начале 16 века археологи нашли пещеры, которые оказались комнатами и коридорами (Золотого дома Нерона) украшенные орнаментальными декорациями. С тех пор мелкие и причудливые переплетения различных мотивов получили название гротесков (от слова грот, пещера). Инициатором применения в росписях этих мотивов был Рафаэль, использовал при создании Ватиканских фресок. С 1519 года гротесковые росписи приобрели огромную популярность и распространение не только в Италии, но и в других странах. Ярким примером этой системы организации живописных орнаментальных композиций являются росписи лоджий в Ватикане. Своим строгим подчинением архитектурной организации интерьеров и структурированностью отдельных элементов, вся площадь как бы разделена на небольшие поля, каждый из которых имеет решение в виде сюжетной картинки либо орнаментально. По такому же принципу оформляют и стены, декорируют пилястрами. В интерьере легкий и светлый фон, чистые и живые краски. В эпоху возрождения мотивы гротеска широко применяются в прикладном искусстве: керамики, дерева, металле, тканях. В Ренессансе 16 века полы продолжают выкладывать плитками из камня и фаянса, мазайкой из мрамора. Создаются новые предметы мебели: поставцы; мягкие кресла, с резными подлокотниками, оббитые кожей либо бархатом, новые формы стульев. Ножки столов и стульев заменяют двумя массивными резными досками, соединяя их между собой перекладиной. В мебели неизменно сохраняются и развиваются архитектурные мотивы: антаблементы, пилястры, кронштейны, фронтоны и дополняющие их скульптурные темы; кариатиды и гермы, атланты, дельфины, звериные маски и лапы, розетки, картуши. Часто используются барельефы. Богатый и насыщенный декор мебели в стиле Ренессанс, напоминает отделку саркофагов античной эпохи. Особенно насыщенным декором отличались предметы мебели, созданные в Венеции и Северной части Италии, в отделке применялись, инкрустация из слоновой кости, интарсия из светлых и темных пород дерева. В Итальянском Ренессансе конца 16 века, благодаря развитию архитектуры и прикладного искусства, возник новый стиль - Барокко.

Поздний Ренессанс или Маньеризм: 1520-1600 гг. Поздний Ренессанс отличается усложнением деталей; затейливым орнаментом; плотностью колонн, полуколонн и пилястров; свободным соотношением пространства и материи. Основоположником позднего периода маньеризма в архитектуре считается Микеланджело Буонаротти (ведущий архитектор, скульптор и живописец), в его творчестве прослеживается тенденция свободной интерпретации принципов и форм античности.

Завершение строительства собора Св. Петра.
Площадь Капитолия | Риме | 1546 г. | Микеланджело.
Капелла Медичи в церкви Сан-Лоренцо.
Библиотека Лауренциана.

Характеристика архитектуры стиля Ренессанс.

Безусловно, архитекторы эпохи Ренессанса позаимствовали элементы и детали римской архитектуры. Конечно формы и типы сооружений и принципы градостроительства, изменились по сравнению с античностью. Древние римляне не когда не строили сооружения, подобные церквям и особнякам эпохи классического стиля Возрождения. А в эпоху Ренессанса не было никакой надобности строить огромные сооружения для проведения спортивных состязаний либо общественные бани, которые возводили римляне. Так что классические античные нормы изучались и применялись для того, чтобы служить современным целям и задачам.

Строительные материалы в стиле Ренессанс:
В раннем периоде каменные блоки применяют в конструкциях и в элементах оформления. Строительные растворы, в частности использование гладкой штукатурки в архитектуре, так что растворы применяют не только в кладке, но и для изготовления и оформления архитектурных элементов (сграффито, руста, и т.п.). Конструктивным и декоративным материалом является кирпич. В стиле Ренессанс используют и комбинируют цветные материалы (глазурованный кирпич, терракота, майолика), им придают различную форму, изготавливая из них элементы и детали для архитектурного оформления зданий.

Интерьеры стиля Ренессанс в 16 веке, помимо настенной живописи, украшены лепниной (белой, тонированной, золотой). Для конструктивных деталей, которые обеспечивали жесткость с помощью тяг и застёжек используют железо. Бронзу, медь и олово применяют в декоре. Дерево применяют для изготовления стропил, карнизов и потолков с кессонами сложной формы, иногда сводов (цилиндрических с люнетами).

В стиле Ренессанс при возведении сводов, используют античный и средневековой опыт, для их усовершенствования применяют дополнительные элементы (затяжки). Введение дополнительного промежуточного цилиндрического элемента (высокого барабана) в купол на парусах, вставляемого между куполом и парусами. Предпочтение отдаётся глухим сводам и куполам, где есть большая площадь для росписи. Типичные своды эпохи Возрождения: сомкнутый, цилиндрический с люнетами, зеркальный, зеркальный, крестовой.

План сооружений эпохи Ренессанс чётко определён прямоугольными формами, симметрией и пропорцией, основанной на модуле. В храмовых постройках модулем считается ширина пролёта нефа. Один из первых кто осознал проблему целостного единства конструкции и фасада, был архитектор Брунеллески, правда он так и не решил эту задачу, ни в одной из своих работ. Впервые этот принцип проявляется в сооружении базилике (Сант Андре в Матуе) .

Совершенствование проекта светского сооружения в стиле Ренессанс началось в 16 веке и достигло высшей степени развития в творчестве Виньолы Андре Палладио (1508-1580 гг.)

Фасады Ренессанса.

Фасады в стиле Ренессанс обычно были симметричны относительно вертикальной оси. Фасады церквей были аккуратно размерены пилястрами, арками и антаблементом и увенчаны фронтоном, такое расположение колонн и окон подчёркивает некое стремление к центру. Одним из первых фасадов в стиле Ренессанс является фасад кафедрального собора Пиенцы (1459-1462),созданный флорентийским архитектором Бернардо Гамбарелли (Росселино), очень может быть, что и Альберти участвовал в создании этого сооружения.

Жилые дома приобретают карниз, а на каждом этаже происходит повторение, окон и сопутствующих деталей, главная дверь подчёркнута балконом либо рустом. Одним из образцов такой организации фасадов можно назвать дворец Ручеллаи во Флоренции (1446-1451 гг.) с тремя поэтажными рядами пилястр.

За пределами Италии период рассвета Возрождения происходит с опозданием на полвека, распространяясь по Европе, итальянский стиль изменяется, учитывая и вбирая местные архитектурные традиции стран.

Архитектура Ренессанса во Франции.

Во Франции Ренессанс распространился в 16 веке, став придворным стилем. Развитие архитектуры Возрождения во Франции следует разделить на два периода.

Ранее Возрождение во Франции (1500-1530 гг.):

Замок Блуа - Франциска I | Франция | XIII-XVII вв г.
Замок Шамбор интерьер | Франция | 1519-1547 гг.

Архитектура и жилой интерьер Французского раннего Ренессанса, особенно интерьер, стилистически соответствуют раннему Возрождению в Италии. В частности Французский жилой интерьер называют - стилем Франциска 1.
Перекрытия с массивными, дубовыми, тёмного цвета балками, декорированные орнаментом, открытые в сторону внутреннего пространства. Высокие панели, с филёнками изготовленные из дуба. Гладкие стены над панелями, покрывались обоими с орнаментом либо тесненной кожей. А стены парадных помещений украшали безворсовые ковры (шпалеры) с сюжетами и орнаментальными композициями.

Камины призматической формы располагали на оси помещения, уходящие в потолок, в верхней части декорировались тягами или колонками, в центральной размещали герб хозяев постройки либо картину. В интерьере раннего периода, царила умеренность, и даже суровость.

Предметы мебели и прикладное искусство раннего Возрождения Франции, трансформировалась под влиянием итальянских образцов. Но стоит отметить, что новый стиль принимался лишь в центре страны, а многие предметы мебели, сохраняли готическую форму, только украшались орнаментом. В Архитектуре раннего периода, стиль Ренессанс применялся только для внешнего декорирования архитектурно- строительных элементов, не затрагивая конструкции. В мебели используются такие декоративные элементы: пилястры, карнизы и фронтоны, колонки в виде канделябров, медальоны, королевский герб (саламандра в огне в короне), буква F и цифра 1. Между архитектурными элементами происходит связь в виде гротескового орнамента (арабески). Кресла с высокой прямой спинкой, c архитектурными формами в виде пилястр. Массивные столы с резными боковыми стенками, в виде арок с мощной перекладиной, дополнены балясинами и орнаментально оформленными брусьями. Так же как в Италии, развиваются такие предметы мебели и интерьера: дрессуар(резной шкаф для посуды), поставец(невысокий шкаф с полками), кассоне(сундук-ларь).

Интерьер дополняют изделиями из поливной керамики и фаянса: тарелки, блюда, кувшины, бутыли. Бернар Палисси выдающийся художник-керамист по фаянсу, создавал великолепные изделия с цветными и рельефными изображениями: Листья, раковины, ящерицы, рыбы, змеи, лягушки.

Зрелое Возрождение во Франции (1540-1570 гг.).

Античные мотивы всё больше получают распространения, вытесняя при этом готические темы. Архитектурные ордерные системы занимают главные позиции, они создаются с наиболее совершенными пропорции. Во второй половине века, в интерьерах особенно в мебели, усиливается развитие декоративной орнаментики. Происходит обрамление дверей, порталами с колонками и фронтоном. В период зрелого Ренессанса в интерьере, как и в предметах мебели, большое значение придают скульптуре.

Массивные двухъярусные шкафы, их поверхности украшают рельефом с резными скульптурными кариатидами, гермами и орнаментальными мотивами на дверцах. Столы с опорными резными стенками по бокам и подстольем; кресла с высокими спинками, с резными подлокотниками, обивались бархатом либо кожей; Кровати имели деревянную архитектурную основу, продолжением их ножек были резные стойки, которые поддерживали балдахин.

В изделиях прикладного искусства широко применяются изобразительные и орнаментальные композиции на темы связанные с античностью.

Брагина Л.М. "Социально - этические взгляды итальянских гуманистов" (II половина XV века). Издательство МГУ, 1983 г., Из истории культуры Средних веков и Возрождения. Издательство "Наука", М., 1976 г., 50 биографий мастеров западно - европейского искусства. Издательство "Советский художник", Ленинград, 1965 г.,История искусства зарубежных стран. Том 2. Издательство"Академия художников СССР", М., 1963 г.

Неслучайно, что многие мореплаватели и учёные, которые приобрели всемирную славу в эпоху Великих географических открытий, - П. Тосканелли, X. Колумб, Дж. Кабот, А. Веспуччи - были итальянцами. Италия, раздробленная политически, была в тот период страной с самой развитой в Европе экономикой и культурой. В Новое время она вступила в разгар грандиозного культурного переворота, получившего название Возрождение, или по-французски - Ренессанс, потому что первоначально под ним подразумевалось возрождение античного наследия. Однако Возрождение было продолжением Средневековья не в меньшей степени, чем возвратом к античности, оно рождалось на основе высокоразвитой, утончённой и сложной культуры Средних веков.

Понятие Возрождения. Гуманизм

Наряду с понятием «Возрождение» широко используется понятие «гуманизм», производное от латинского humanis - человеческий. Оно тесно связано с понятием «Возрождение», но не равнозначно ему. Термин «Возрождение» обозначает весь комплекс явлений культуры, характерных для данной исторической эпохи. «Гуманизм» представляет собой систему взглядов, сформировавшихся в ренессансную эпоху, согласно которым признаётся высокое достоинство человеческой личности, её право на свободное развитие и проявление своих творческих способностей.

В эпоху Возрождения понятие «гуманизм» обозначало также комплекс знаний о человеке, о его месте в природе и обществе. Особый вопрос представляет отношение гуманистов к религии. Гуманизм вполне уживался с христианством, наиболее ярким свидетельством чего стало активное участие священнослужителей в гуманистическом движении и, особенно, покровительство со стороны римских пап. В эпоху Возрождения религия из предмета слепой веры превратилась в объект сомнений, размышлений, научного изучения, даже критики. Но, несмотря на это, Италия в целом осталась религиозной, преимущественно католической страной. В итальянском обществе по-прежнему сохранялись всевозможные суеверия, процветали астрология и другие лженауки.

Возрождение прошло через несколько этапов. Раннее Возрождение (XIV и большая часть XV в.) характеризуется зарождением ренессансной литературы и связанных с ней гуманитарных дисциплин, расцветом гуманизма в целом. В период Высокого Возрождения (конец XV - первая треть XVI в.) происходил небывалый расцвет изобразительного искусства, однако уже наметился явный кризис гуманистического мировоззрения. В эти десятилетия Возрождение вышло за пределы Италии. Позднее Возрождение (большая часть XVI в.) - период, когда его развитие продолжалось параллельно с религиозной Реформацией в Европе.

Столицей итальянского Возрождения стал главный город Тосканы - Флоренция , где сложилось уникальное сочетание обстоятельств, способствовавших стремительному подъёму культуры. В разгар Высокого Возрождения центр ренессансного искусства переместился в Рим. Папы Юлий II (1503-1513 гг.) и Лев X (1513-1521 гг.) прилагали тогда огромные усилия, чтобы возродить былую славу Вечного города, благодаря чему он действительно превратился в центр мирового искусства. Третьим крупнейшим центром итальянского Возрождения стала Венеция, где ренессансное искусство приобрело своеобразную окраску, обусловленную местными особенностями.


Искусство итальянского Возрождения

Культурный подъём, происходивший в Италии в период Возрождения. ярче всего проявился в изобразительном искусстве и архитектуре. В них с особой силой и наглядностью отразилось великое переломное значение эпохи, определившей пути дальнейшего развития мирового искусства.

Одной из наиболее ярких фигур итальянского Возрождения являлся Леонардо да Винчи (1452-1519) , который соединял в себе множество талантов - живописца, скульптора, архитектора, инженера, оригинального мыслителя. Он прожил бурную и насыщенную творчеством жизнь, создавая свои шедевры на службе Флорентийской республики, у герцога Миланского, Паны Римского и короля Франции. Фреска Леонардо «Тайная вечеря» представляет собой одну из вершин в развитии всего европейского искусства, а «Джоконда» - одну из его величайших загадок.


Живопись была для Леонардо универсальным средством не только отражения мира, но и его познания. По его собственному определению, это - «удивительное мастерство, вся она состоит из тончайших умозрений». Своими экспериментальными наблюдениями этот гениальный художник обогатил почти все области науки своего времени. А в число его технических изобретений входил, например, проект парашюта.

С гением Леонардо соперничал не менее великий художник Микеланджело Буонарроти (1475-1564) , звезда которого начала восходить на рубеже веков. Трудно было представить себе столь разных людей: Леонардо - общительный, не чуждый светских манер, вечно ищущий, с широким кругом часто менявшихся интересов; Микеланджело - замкнутый, суровый, с головой уходящий в работу, сосредоточенный на каждом своём новом произведении. Микеланджело прославился как скульптор и архитектор, живописец и поэт. К числу его первых шедевров относится скульптурная группа «Оплакивание Христа». В 1504 г. народ Флоренции пронёс в триумфальном шествии колоссальную фигуру Давида, являющуюся шедевром этого мастера. Её торжественно установили перед зданием городского совета. Еще большую славу ему принесли фрески Сикстинской капеллы в Ватикане, где за четыре года Микеланджело расписал 600 кв. м сценами из Ветхого Завета. Позднее в той же капелле появилась его знаменитая фреска «Страшный суд».




Не менее впечатляющих успехов Микеланджело добился и в архитектуре. С 1547 г. до конца жизни он возглавлял строительство собора Св. Петра, предназначенного стать главным католическим храмом в мире. Микеланджело радикально изменил первоначальный замысел этого грандиозного сооружения. По его гениальному проекту создали купол, по сей день непревзойденный ни по размерам, ни по величию. Этот римский собор вошёл в число величайших творений мирового зодчества.

Как градостроитель Микеланджело всю силу своего таланта выразил в создании архитектурного ансамбля на площади Капитолия. Он фактически сформировал новый облик Рима, который с тех пор неразрывно связан с его именем. Своих вершин живопись итальянского Возрождения достигла в творчестве Рафаэля Санти (1483-1520). Он принимал участие в сооружении собора Св. Петра, а в 1516 г. был назначен главным смотрителем всех римских древностей. Однако Рафаэль проявил себя преимущественно как художник, в творчестве которого получили завершение живописные каноны Высокого Возрождения. Среди художественных достижений Рафаэля - роспись парадных залов Ватиканского дворца. Его кисти принадлежат портреты Юлия II и Льва X, благодаря которым Рим превратился в столицу ренессансного искусства. Излюбленным образом художника всегда оставалась Богоматерь, символ материнской любви. Неслучайно его величайшим шедевром признана потрясающая воображение «Сикстинская мадонна».


Почётное место в истории ренессансного искусства занимает венецианская школа живописи, основоположником которой был Джорджоне (1476/77-1510). Всемирное признание получили такие его шедевры, как «Юдифь» и «Спящая Венера». Наиболее выдающимся художником Венеции стал Тициан (1470/80-е - 1576). Всё то, чему он научился у Джорджоне и других мастеров, Тициан довёл до совершенства, а созданная им свободная манера письма оказала большое влияние на последующее развитие мировой живописи.

К числу ранних шедевров Тициана относится оригинальная по замыслу картина «Любовь земная и любовь небесная». Венецианский художник получил широкую известность и как непревзойдённый портретист. Позировать ему считали за честь и римские первосвященники, и коронованные особы.

Архитектура и скульптура

Основоположниками нового архитектурного стиля стали выдающиеся мастера Флоренции, прежде всего Филиппо Брунеллески, создавший монументальный купол собора Санта-Мария дель Фьоре. Но главным типом архитектурного сооружения в этот период становится уже не церковное, а светское здание - палаццо (дворец). Ренессансный стиль характеризуют монументальность, создающая впечатление величия, и подчёркнутая простота фасадов, удобство просторных интерьеров. Сложной конструкции готических зданий, подавлявших человека своим величием, была противопоставлена новая архитектура, которая создавала принципиально новую среду обитания, более соответствующую человеческим потребностям.




В эпоху Возрождения произошло отделение скульптуры от архитектуры, появились отдельно стоящие памятники как самостоятельный элемент городского ландшафта, быстро развивалось искусство скульптурного портрета. Портретный жанр, широко распространившийся в живописи, скульптуре и графике, отвечал гуманистическому настрою ренессансной культуры.

Литература, театр, музыка

Ренессансная литература, создававшаяся первоначально на латыни, шаг за шагом уступала место собственно национальной, итальянской. К середине XVI в. итальянский язык, основой которого стал тосканский диалект, становится преобладающим. Это был первый национальный литературный язык в Европе, переход на который способствовал широкому распространению ренессансной образованности.

На протяжении XVI в. в Италии возник национальный театр в современном понимании этого слова. Итальянские народные комедии стали первыми в Европе, которые писались прозой и имели реалистический характер, то есть соответствовали действительности.

Увлечение музыкой в Италии всегда было более распространено, чем в любой другой стране Европы. Оно носило массовый характер и представляло неотъемлемый элемент повседневной жизни самых широких слоёв населения. Эпоха Возрождения принесла большие изменения и в эту сферу. Особую популярность получают оркестры. Создаются новые виды музыкальных инструментов, из струнных на первое место выдвигается скрипка.

Новое понимание истории и рождение политической науки

Мыслители Возрождения выработали оригинальный взгляд на историю и создали принципиально новую периодизацию исторического процесса, в корне отличавшуюся от мифической схемы, заимствованной из Библии. Осознание того, что насту пила новая историческая эпоха, стало наиболее оригинальной чертой итальянского Возрождения. Противопоставляя себя Средневековью, гуманисты обращались как к своим прямым предшественникам к мастерам древнего мира, а тысячелетие между своим «новым» временем и античностью обозначили как безымянные «средние века». Так родился совершенно новый подход к периодизации истории, принятый и в настоящее время.

Крупнейшим мыслителем итальянского Возрождения, который внёс неоценимый вклад в развитие как исторической, так и политической мысли, был Никколо Макиавелли (1469-1527). Уроженец Флоренции, он занимал ответственные посты в правительстве и исполнял важные дипломатические поручения в те годы, когда Италия превратилась в арену ожесточённого международного соперничества. Именно в эту катастрофическую для его страны эпоху флорентийский мыслитель попытался ответить на острейшие проблемы современности. Для него история представляла политический опыт прошлого, а политика - современную историю.


Основными заботами для Макиавелли являлись «общее благо» народа и «государственный интерес». Именно их защита, а не частные интересы должны, по его убеждению, определять поведение правителя. «Свидетельство моей честности и верности - моя бедность», - писал Макиавелли в подтверждение своих выводов. Его политическим завещанием стали слова: «не отклоняться от добра, если это возможно, но уметь вступить на путь зла, если это необходимо». Этот призыв часто воспринимается как оправдание безнравственной политики, не брезгующей никакими средствами для достижения своих целей, для обозначения которой даже изобрели понятие «макиавеллизм».

Из книги Н. Макиавелли «Государь»

«Намерение моё - написать нечто полезное для того, кто это поймёт, почему мне и казалось более верным искать настоящей, а не воображаемой правды вещей». Ведь «так велико расстояние от того, как протекает жизнь в действительности, до того, как должно жить».

«И хорошо устроенные государства, и мудрые князья особенно усердно старались не озлоблять знатных и вместе с тем удовлетворять народ, сделать так, чтобы он был доволен, потому что в этом одно из главнейших дел князя». А «тот, в чьи руки отдана власть, обязан никогда не думать о себе».

Государю «должно казаться милосердным, верным, человечным, искренним, набожным; должно и быть таким, но надо так утвердить свой дух, чтобы при необходимости стать иным... превратиться в противоположное». «Ведь тот, кто хотел бы всегда исповедовать веру в добро, неминуемо погибнет среди столь многих людей, чуждых добра».

Использованная литература:
В.В. Носков, Т.П. Андреевская / История с конца XV до конца XVIII века

В архитектуре стиль Ренессанс («Возрождение») проявился к началу XV в. Зодчие возвращаются к ясным и логичным ордерным системам античности – сомасштабным человеку и конструктивно правдивым. Стрельчатые готические своды и арки уступают место цилиндрическим и крестовым сводам. Ренессанс открыл новые возможности формирования человеческой личности. Художники, архитекторы и градостроители старались создать иные модели жизненной среды человека. Начало Возрождения в архитектуре связано с Флоренцией. Центром архитектуры Высокого и Позднего Возрождения стал Рим – столица католической церкви в Европе.

(Тоскана), основанная в I в. до н.э. на месте этрусского поселения, является одним из главных центров и символов эпохи Ренессанса. В XII в. город получил независимость, чеканил собственную монету, а жителями Флорентийской республики были такие личности, как Данте Алигьери, Микеланджело, Леонардо да Винчи и Макиавелли. Расцвет Флоренции пришелся на XV-XVI вв., время правления герцогов Медичи, причастных к созданию двух главных музеев города эпохи Возрождения – галереи Уффици и Палаццо Питти . В XV в. был построен главный собор города – Санта-Мария-дель-Фьоре, ныне третий по величине храм мира (после собора Святого Петра в Риме и собора Святого Павла в Лондоне). Огромный купол собора (диаметром 42 м) стал в дальнейшем прототипом купола собора Святого Петра. Рядом с собором взметнулась ввысь бело-розовая колокольня. Баптистерий собора был построен еще в XI в. в романском стиле.

В конце XV в. в Милане (Ломбардия) была перестроена и превращена в доминиканский монастырь. Мировую славу монастырю принесла фреска «Тайная вечеря» – шедевр Леонардо да Винчи. Для поисков лиц апостолов художник отправлялся в бедные кварталы города, но лицо Иисуса Христа так и осталось незавершенным. Тем не менее, это одно из наиболее доведенных до конца произведений Леонардо да Винчи. По совершенству композиции, яркости красок и выразительности лиц фреска считается непревзойденной.

Шедевром архитектуры эпохи Высокого Возрождения является (Ватикан), возведенный в XVI – начале XVII вв. В строительстве собора принимали участие Рафаэль, Микеланджело, Бернини и другие зодчие. Собор, возведенный над гробницей апостола Петра, является крупнейшим религиозным сооружением в мире. Собор Святого Петра с гигантским куполом (диаметром 42 м), двойной колоннадой Бернини, окружающей площадь Святого Петра, с прилегающими дворцами и садами, стал центром города-государства Ватикан.

В градостроительстве в эпоху Возрождения объектом разработки становятся «идеальные города» и их градостроительные элементы – площади, парки, ансамбли зданий. Одним из таких «идеальных городов» стала – столица Мальты. Город назван в честь магистра ордена иоаннитов (Святого Иоанна Иерусалимского, до о. сделавшего «остановку» на о. Родос в ) Жана Паризо де Ла Валетта, основавшего город в середине XVI в. Город имеет регулярную планировку в пределах крепостной стены, здесь на небольшой площади сконцентрировано 320 памятников.

Ренессанс оказал влияние на формирование облика исторических центров многих городов . В число таковых входят центры города-дворца (Марке) – родины Рафаэля, «идеальных городов» Феррара (Эмилия-Романья) и Пьенца (Лацио), городов Мантуя (Ломбардия) и Виченца (Венето), Генуя (Лигурия) и Неаполь (Кампания), и др. Город Матера (Базиликата) известен также своим районом Сасси («камни»), где улицы проходят между домами и церквями, прорезанными в туфовых скалах. Местами этот «пещерный город» выглядит так же, как 2,5 тысячи лет назад.

В эпоху Возрождения складываются культурные ландшафты, объединяющие в себе природные достоинства местности, новаторские методы землепользования, местные традиции и архитектуру, художественную эстетику и идеалы Ренессанса. В список культурного наследия ЮНЕСКО внесены культурные ландшафты (Тоскана), Амальфийское побережье Тирренского моря (Кампания), Чинкве-Терре или Лигурийская Ривьера (Лигурия) со средневековым городом Портовенере и генуэзской крепостью, Сакри-Монти, т.е. «Святые горы» (Пьемонт и Ломбардия).

В стиле Ренессанс разбивается парк Виллы д’Эсте в Тиволи (Лацио). Культура Возрождения представлена во всем своем блеске в этом «саду чудес»: фонтаны, орнаментальные бассейны, скульптуры, места для уединенного отдыха и др. Вилла д’Эсте повлияла на развитие ландшафтного искусства в Европе и могла послужить даже прообразом дворцово-парковых ансамблей в (Франция) и Петергофе (Россия). В середине XVI в. появился первый в мире Ботанический сад в городе Падуя (Венето) вследствие усиления интереса к естественным наукам (местный университет был открыт еще в XIII в.).

Из курортного города Римини (Эмилия-Романья), находящегося на берегу Адриатического моря, открывается вид на скалу с тремя зубцами, расположенную в 20 км от моря. «Скала-трезубец» – это гора Титано (738 м над уровнем моря), возвышающаяся, словно великан, над окрестными невысокими холмами. А три зубца на горе – это три крепости города , являющегося столицей одноименного государства. Существует легенда, согласно которой гора Титано, неожиданно родившаяся на низменности, – это ступенька огромной лестницы, построенной титанами – детьми Урана и Геи. Титаны хотели этим путем добраться до Олимпа, чтобы убить Зевса. Но «бог богов» победил титанов и низверг их в «аидово царство».

Вокруг города Сан-Марино было возведено три пояса крепостных стен. До настоящего времени сохранился третий пояс стен, оконтуривающий современный центр города. В пределах бывшего первого пояса стен находится церковь, где хранятся реликвии Святого Марино, а также древние цистерны («фосси»), служившие для сбора дождевой воды и водоснабжения города. В пределах второго пояса стен расположен Правительственный дворец, построенный в конце XIX в. на месте старого дворца XVI в. и в стиле той же эпохи.

На восточной окраине центральной части города находится крепость Гуаита (западный «зубец» на горе Титано), которая раньше служила тюрьмой. Строительство Гуаиты началось в Х в., а в XV-XVII вв. крепость неоднократно перестраивалась. Центральным «зубцом» горы Титано является крепость Честа (второе название – Фратта). Крепость строилась в XIII в., и была восстановлена в начале ХХ в. Сейчас в крепости Честа находится музей старинного оружия. Восточным «зубцом» трехглавой вершины Титано является крепость Монтале, от которой сейчас сохранилась только башня, отреставрированная в середине XVIII в. С башни открывается вид сразу на три стороны горизонта, поэтому она издавна выполняла наблюдательную и сторожевую функции.

Темным временам Средневековья пришел конец. Тучи рассеялись, и свет Возрождения озарил Италию. Неистощимым источником новых идей стал один из величайших умов в истории. был гениальным человеком. Ему принадлежат одни из величайших изобретений и творений архитектуры. В эту эпоху возрождалось античное наследие, ни один другой период в истории не порождал столько гениев .

Но гениальным архитекторам тех времен приходилось бороться со стихийными бедствиями, церковными догмами и друг с другом. Это была эпоха архитекторов, которые доказывали, что нет ничего невозможного.

Подъем и упадок Сиены

Но к 12 веку в Италии образовалось множество республик , они жаждали восстановить былую славу Рима. Им предстояло вдохнуть новую жизнь в культуру Западной Европы.

Итальянское Возрождение , оно поражает своей прогрессивностью и красотой, оно оказало огромное влияние на мировую культуру. Это эпоха изобретений и новшеств, эпоха , . Именно в этот период безвестные мастера, ремесленники, строители становятся знаменитыми художниками и архитекторами.

В 12-13 веках Италия начинает возрождаться. На полуострове вновь воцаряется стабильность во многом благодаря Священной Римской империи. Устанавливается феодализм, и города возрождаются.

В итальянских городах появляется новый тип правителей , ими становятся торговцы . Они не принадлежали к традиционной аристократии, благодаря этому в 13 веке жизнь в городах значительно оживилась .

Ежегодно на по средневековому обычаю проводят скачки : за полторы минуты надо успеть трижды обогнуть эту площадь. Лошади проносятся мимо изумительного фонтана 15 века, созданного Современные люди привыкли к тому, что из кранов в их доме течет вода, а раньше жителям Сиены источником воды служил этот фонтан. Чем богаче становился город, тем больше становилось в нем жителей и тем больше им требовалось воды.

Снабдить город достаточным количеством воды было весьма непросто. Неподалеку от Сиены нет ни одной реки , жителям пришлось отыскать другие источники воды, поэтому они построили систему подземных тоннелей .

Система подземных тоннелей, называвшихся Боттини , давала доступ к подземным ключам и почвенным водам. Постепенно вода просачивалась в эти узкие тоннели и накапливалась в резервуарах .

Но строительство Боттини было нелегкой задачей. С помощью кирок, молотков и зубил каменотесы пробивали проходы в скале, работая в темноте, тесноте и пыли.

Боттини могли тянуться на километры, а строителям надо было понимать, в каком направлении копать, поэтому временами они пробивали наружу отверстия, называемые «окки» — «глаза», это давало строителям представление о том, где они находятся и при необходимости позволяло изменять направление Боттини.

По системе этих тоннелей вода расходилась по всему городу и поступала в фонтаны на самых оживленных улицах Сиены вроде фонтана Гайя.

Дно тоннелей должно было понижаться под совсем небольшим углом, менее одного градуса: при большем наклоне вода просто переполнила бы систему. Для измерения наклона инженеры использовали инструмент, представляющий собой маятник: к палке на веревке подвешен камень. Как бы вы не наклонили палку, веревка сохранит вертикальное положение по отношению к наклону палки. Таким образом, вода будет течь медленно и равномерно и наполнять фонтан Гайя.

К 1345 году под Сиеной протянулось более 16 километров тоннелей . Город продолжал расти и процветать. Чем больше было воды, тем больше людей могло поселиться в Сиене, и тем сильнее она разрасталась. Вскоре в сферу ее влияния попала большая часть Южной . Подобное процветание и рост территорий Сиены обеспокоили ее соседей.

Гуманизм – это прежде всего интерес к античности. Древние руины Италии свидетельствуют о том, каких высот удалось достичь человеку в античные времена. Это были готовые архитектурные образцы, подражая им, можно было построить нечто действительно выдающееся.

Но когда в 1347 году разразилась «черная смерть» , она не миновала и Флоренцию: погибла почти половина жителей города. Потребовалось более полувека, чтобы оправиться от такого удара. Но возрождение получилось поистине грандиозным: то была эпоха Ренессанса , что и означает .

Правящая элита Тосканы стала тратить свои сказочные богатства на осуществление монументальных архитектурных проектов. Те, кому удалось остаться в живых после эпидемии, хотят наслаждаться жизнью, хотят полностью ощутить вкус жизни, придать ей определенный смысл.

Флорентийская , одна из богатейших семей Италии, начала возрождать свой город к былой славе, превращая его в Новые Афины . Правители стали , они использовали художников и архитекторов для собственного прославления.

Апогеем их усилий стал собор в центре Флоренции . Они хотели создать нечто, невиданное доселе, это была основная идея строительства.

До Брунеллески все проекты базировались на приблизительных моделях, эта практика была прекращена после того, как он ввел так называемую бумажную архитектуру , т.е. чертежи и планы. С этого началась история современной архитектуры .

Нововведения Брунеллески были опробованы при строительстве в 1442 году. В ней все взаимосвязано. Брунеллески старался сопрячь все детали строения так, чтобы они гармонично дополняли друг друга подобно костям скелета.

Благодаря открытию перспективы архитекторы Возрождения учатся управлять пространством , они учатся воспринимать его в трех измерениях, а также строить свои проекты. Теперь строительство начинается с концепции, которая постепенно доводится до совершенства.

Реконструкция Корсиньяно

Веками архитекторы будут применять архитектурные решения Брунеллески. Но в истории архитектуры наступала новая эпоха: бывшие города-соперники вновь вспомнили былую рознь. И архитекторы, и инженеры будут привлечены к иному роду деятельности: теперь их вдохновение будет служить искусству войны .

1459 год. Филиппо Брунеллески стал родоначальником архитектуры Возрождения , сделав Флоренцию центром передовых технологий строительства и дизайна. Теперь его идеи распространились и за пределы Флорентийской республики.

Филиппо Брунеллески использовал в свое дизайне античные архитектурные элементы: колонны, пилястры, а также строгие пропорции, превращая отдельные детали в единое целое, где не преобладал ни один из элементов. Но он не описывал свою работу, это сделал за него . Он писал не только об архитектуре, но и об археологии, политике, религии и даже верховой езде. Он и сам был неплохим архитектором, произведения Альберти читали многие, в том числе очень могущественный в те времена человек неа Сильвио Пикколомини.

Если у вас случается сердечный приступ каждый раз, когда ваша жена заводит речь о ремонте, то представьте себе следующее: Папа Римский, прочитав книгу Альберти, заявил ему, что желает перестроить то место, где он родился. Нет, не дом, а целый город!

Энеа Сильвио Пикколомини в 1458 году стал Римским Папой . Год спустя он пожелал превратить родной городок Корсиньяно в идеальный город.

Ныне это тосканский городок . Подобный захолустный городок с населением около 200 человек открывал широкое поле деятельности для Пия II. Он возвел монументальный собор и окружил его другими внушительными зданиями. Улицы были намеренно сделаны кривыми, чтобы люди не понимали, насколько же мал этот город: когда вы идете по кривой улочке, здания заслоняют вам обзор, и город кажется больше, чем он есть на самом деле.

К моменту завершения реконструкции в 1464 году было построено или перестроено более 40 зданий. Каждый из них по-своему выражало новые веяния, то город в целом был превосходным образцом архитектуры той эпохи.

Итальянские инженеры и архитекторы на службе армии

Но гармония в Пьенце длилась недолго: концепции, прославлявшей величие человека, был прошен вызов. В 1492 году умер , прозванный Лоренцо Великолепный , правитель Флоренции. Многие из ее граждан устали от правления династии Медичи. Кроме того, они наслушались проповедей доминиканца , в которых он бичевал пороки Церкви и государства. Он ратовал за возрождение , проповедовал покаяние и аскетизм. Савонарола заявлял, что если Флоренция не одумается, то ураган гнева Господнева обрушится на город.

И действительно, над всей Италией уже сгущались тучи: , правитель Франции, готовился к походу на и грозил уничтожить любой город, вставший у него на пути.

Савонарола предсказывал некое бедствие, и когда произошло вторжение, он смог заявить: «Вот видите, я же предсказывал это!». Он уподоблял себя пророкам .

Предсказания этого неистового проповедника вскоре сбылись: в 1494 году король Франции Карл VIII , готовясь пройти по Италии с огнем и мечом. Италия состояла из множества враждующих республик, и завоевать ее было нетрудно .

Если раньше итальянская архитектура прославляла человека, то теперь она была посвящена войне. Военных инженеров в те времена еще не было. Поэтому великим архитекторам Возрождения, порой ничего не понимавшим в военном деле, пришлось возводить укрепления крупнейших городов Италии.

Новые технологии теперь были направлены на службу армии. Главным оружием Карла VIII были новые пушки , и средневековые стены рассыпались под их огнем. Новые пушки были более надежными и дальнобойными, а снаряды стали крупнее и тяжелее. Благодаря этим пушкам армия Карла VIII могла взять любую крепость.


Для итальянцев это стало кошмаром наяву, ведь они никак не могли остановить врага. Снаряды новых пушек легко пробивали высокие и тонкие средневековые стены , оставляя итальянские города без защиты.

Древние стены даже препятствовали применению новых орудий против захватчиков. Новые пушки имели очень сильную отдачу, из них нельзя было палить с древних стен, так как стены при этом расшатывались и разрушались.

Итальянские архитекторы стали проектировать более низкие и толстые стены, которые выдерживали бы пушечный огонь. Новые толстые стены выдерживали пальбу из новых пушек , так как поглощали силу удара больших снарядов.

Планировка городских стен также подверглась изменениям: стены стали делать с множеством углов . Угловые бастионы звездообразных крепостей заставляли врага сохранять дистанцию . Наклонная поверхность стен легко выдерживала отдельные попадания артиллерии.

Городские стены в плане принимают звездообразную форму с выдающимися по углам многогранными бастионами , игравшими ключевую роль в обороне города . Многочисленные углы создавали множество фасов, фасы позволяли различным углам крепости прикрывать друг друга.

Крепости с бастионами стали классической моделью военных укреплений для всей Европы.

Возрождение Рима

Но вскоре Флоренция и Тоскана уступили ведущую роль в развитии архитектуры и инженерного искусства древней столице Италии. Бывшая столица вновь обретала власть и славу.

В начале 14 века идет борьба за папский престол, и предположительно законный переезжает во Францию. К 70-м годам 14 века, когда глава возвращается в Рим, здесь царит разруха . Все последующее столетие Папы занимаются реконструкцией Рима.

В конце 15 века Флоренция вновь становится республикой , но при этом утрачивает былое влияние. И все знаменитости вроде да Винчи , покидают Флоренцию. Теперь, если ты хочешь прославиться, твое место в Риме.

В 14 веке Рим находился в состоянии упадка. Но когда в начале 15 века он вновь становится Папской резиденцией, начинается подъем Рима .

Один Папа особенно прославился своей деятельностью по возрождению Рима, это был . Он и его последователи превратили Рим в величественную и влиятельную столицу христианства .

Сикст V взялся возродить этот город. Если Риму вновь суждено было стать столицей Католической Церкви, то город нуждался в серьезной реконструкции .

Однако, его возрождение было нелегкой задачей. Для начала надо было сделать его улицы безопасными, очистив его от преступников . Папа приказал попросту выловить и казнить их всех .

Следующим шагом было восстановление акведуков , образцов торжества инженерной мысли. Когда в город вернулась вода, Рим вновь стал многолюдным и процветающим городом . Улицы были расширены и вымощены камнем. Город переживал строительный бум .

Но у Сикста был еще один грандиозный замысел: воздвигнуть монументы былой славы, чтобы дать стимул будущему развитию города. Он использовал обелиски , привезенные римскими завоевателями из . Это были военные трофеи, которые древние римляне установили по всему городу. Сегодня в Риме больше обелисков, чем в самом Египте. Сикст использовал их в качестве своеобразных восклицательных знаков.

Папа хотел установить один из таких обелисков перед , но была одна проблема: он весил свыше 300 тонн. Передвинуть его было непросто.

Папа поручил эту задачу архитектору и инженеру . Его план был прост, но казался практически невыполнимым . Он окружил 300-тонный обелиск деревянным каркасом, чтобы защитить его от повреждений. По периметру обелиска установили металлические крепления. Каркас возвышался на 30 метров. Через кольца на металлических креплениях пропустили веревки, так чтобы обелиск можно было приподнять лебедкой. Для этого было задействовано 900 человек.


С помощью 40 лебедок обелиск приподняли и опустили на платформу с деревянными катками, затем его перекатили на новое место . Этот грандиозный проект был осуществлен 30 апреля 1586 года.

Людями, поднимавшим обелиск, под страхом смертной казни было приказано соблюдать молчание в течение всей операции.

17 дней спустя обелиск был доставлен на новое место перед Базиликой Святого Петра, где и находится до сих пор.

Слава о чудесном возрождении Рима распространилась по всей Европе. Столица древней империи вновь вышла на мировую арену . Эпоха великих архитекторов, зародившись во Флоренции, преобразила Рим и всю Европу.

Архитекторы и инженеры создали изумительные по своей красоте и величественности творения, такие как римские обелиски или Флорентийский собор. Они прославляли огромный потенциал человека и создавали ощущение, что человек – венец всего сущего. Многие полагают, что именно Возрождение дало начало современной культуре .

Лучшие статьи по теме