Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

В каком году был открыт большой театр. О большом театре

185 лет назад торжественно открылся Большой театр.

Датой основания Большого театра принято считать 28 марта (17 марта) 1776 года, когда известный меценат московский прокурор князь Петр Урусов получил высочайшее позволение "содержать...театральные всякого рода представления". Урусовым и его компаньоном Михаилом Медоксом в Москве была создана первая постоянная труппа. Она была организована из актеров ранее существовавшей московской театральной труппы, воспитанников Московского университета и из вновь принятых крепостных актеров.
Театр первоначально не имел самостоятельного здания, поэтому спектакли ставились в частном доме Воронцова на улице Знаменке. Но в 1780 году театр перешел в специально построенное по проекту Христиана Розбергана каменное театральное здание на месте современного Большого театра. Для постройки здания театра Медокс выкупил земельный участок в начале Петровской улицы, бывший во владении князя Лобанова-Ростоцкого. Каменное трехэтажное, с тесовой крышей, здание так называемого Театра Медокса было возведено всего за пять месяцев.

По названию улицы, на которой находился театр, он стал именоваться "Петровским" .

Репертуар этого первого профессионального театра в Москве составили драматические, оперные и балетные спектакли. Но особенным вниманием пользовались оперы, поэтому "Петровский театр" чаще называли "Оперным домом". Труппа театра не делилась на оперную и драматическую: одни и те же артисты выступали и в драматических и в оперных спектаклях.

В 1805 году здание сгорело, и до 1825 года спектакли ставились на различных театральных площадках.

В начале 20-х годов XIX века Петровская площадь (ныне Театральная) была полностью перестроена в стиле классицизма по замыслу архитектора Осипа Бове. Согласно этому проекту возникла ее ныне существующая композиция, доминантой которой стало здание Большого театра. Здание было построено по проекту Осипа Бове в 1824 году на месте бывшего Петровского. Новый театр частично включал стены сгоревшего Петровского театра.

Строительство Большого Петровского театра стало настоящим событием для Москвы начала XIX века. Прекрасное восьмиколонное здание в классическом стиле с колесницей бога Аполлона над портиком, внутри декорированное в красно-золотые тона, по признанию современников, было лучшим театром в Европе и по масштабам уступало только миланскому "Ла Скала". Его открытие состоялось 6 (18) января 1825 года. В честь этого события был дан пролог "Торжество муз" Михаила Дмитриева с музыкой Александра Алябьева и Алексея Верстовского. В нем аллегорически изображалось, как Гений России при помощи муз на развалинах театра Медокса создает новый прекрасный храм искусства - Большой Петровский театр.

Новое здание горожане называли "Колизей". Проходившие здесь спектакли неизменно имели успех, собирая великосветское московское общество.

11 марта 1853 года по неизвестной причине в театре начался пожар. В огне погибли театральные костюмы, декорации спектаклей, архив труппы, часть нотной библиотеки, редкие музыкальные инструменты, пострадало и здание театра.

Был объявлен конкурс на проект восстановления здания театра, в котором победил план, представленный Альбертом Кавосом. После пожара сохранились стены и колонны портиков. При разработке нового проекта архитектор Альберто Кавос принял за основу объемно-пространственную структуру театра Бове. Кавос тщательно подошел к вопросу акустики. Оптимальным он считал устройство зрительного зала по принципу музыкального инструмента: деревянными были дека плафона, дека пола партера, стенные панели, конструкции балконов. Акустика Кавоса была совершенной. Ему пришлось выдержать много баталий и с современниками-архитекторами, и с пожарными, доказывая, что устройство металлического потолка (как, например, в Александринском театре архитектора Росси) может стать губительным для акустики театра.

Сохранив планировку и объем здания, Кавос увеличил высоту, изменил пропорции и переработал архитектурный декор; по бокам здания были сооружены стройные чугунные галереи с лампами. При реконструкции зрительного зала Кавос изменил форму зала, сузив его к сцене, изменил размеры зрительного зала, который стал вмещать до 3 тысяч зрителей Алебастровая группа Аполлона, украшавшая театр Осипа Бове, погибла при пожаре. Для создания новой Альберто Кавос пригласил известного русского скульптора Петра Клодта, автора знаменитых четырех конных групп на Аничковом мосту через реку Фонтанку в Петербурге. Клодт создал известную ныне на весь мир скульптурную группу с Аполлоном.

Новый Большой театр был отстроен за 16 месяцев и открыт 20 августа 1856 года к коронации Александра II.

В театре Кавоса не хватало помещений для хранения декораций и реквизита, и в 1859 году архитектор Никитин сделал проект двухэтажной пристройки к северному фасаду, согласно которому все капители северного портика были перекрыты. Проект был реализован в 1870-х годах. А в 1890-х к пристройке добавили еще один этаж, тем самым увеличив полезную площадь. В таком виде Большой театр сохранился до наших дней, за исключением небольших внутренних и внешних перестроек.

После забора речки Неглинки в трубу грунтовые воды отступили, деревянные сваи фундамента попали под воздействие атмосферного воздуха и стали гнить. В 1920 году вся полуциркульная стена зрительного зала осела прямо во время спектакля, двери заклинило, зрителей пришлось эвакуировать через барьеры лож. Это заставило архитектора и инженера Ивана Рерберга в конце 1920-х подвести под зрительный зал бетонную плиту на центральной опоре, по форме напоминающую гриб. Однако бетон испортил акустику.

К 1990-м годам здание крайне обветшало, его износ оценивался в 60%. Театр пришел в упадок как в конструктивном отношении, так и в отделочном. За время жизни театра к нему бесконечно что-то пристраивали, его улучшали, пытались сделать более современным. В здании театра сосуществовали элементы всех трех театров. Их фундаменты находились на разных отметках, и соответственно и на фундаментах, и на стенах, и затем на отделке интерьеров стали появляться трещины. Кирпичная кладка фасадов и стены зрительного зала находились в аварийном состоянии. То же и с главным портиком. Колонны отклонились от вертикали до 30 см. Наклон был зафиксирован еще в конце XIX века, и с тех пор все увеличивался. Эти колонны из блоков белого камня пытались "лечить" весь ХХ век - влажность вызывала видимые черные пятна внизу колонн на высоте до 6 метров.

Безнадежно отстала от современного уровня техника: например, до конца ХХ века здесь работала лебедка для декораций фирмы "Сименс" производства 1902 года (сейчас ее сдали в Политехнический музей).

В 1993 году правительство России приняло постановление о реконструкции комплекса сооружений Большого театра.
В 2002 году при участии правительства Москвы на Театральной площади была открыта Новая сцена ГАБТа. Этот зал в два с лишним раза меньше исторического и способен принять лишь треть репертуара театра. Пуск Новой сцены дал возможность начать реконструкцию основного здания.

По плану, внешний облик здания театра почти не изменится. Только лишится своих пристроек северный фасад, уже в течение долгих лет закрытый складскими помещениями, где хранятся декорации. Здание Большого театра углубится в землю на 26 метров, в старом-новом здании даже найдется место огромным конструкциям декораций - их опустят на третий подземный уровень. Под землю упрячут и Камерный зал на 300 мест. После реконструкции Новая и Основная сцены, которые находятся на расстоянии 150 метров друг от друга, соединятся между собой и с административным и репетиционным зданиями подземными переходами. Всего театр будет иметь 6 подземных ярусов. Хранилище будет перенесено под землю, что позволит привести задний фасад в надлежащий вид.

Ведутся уникальные работы по укреплению подземной части театральных сооружений, с гарантией от строителей на ближайшие 100 лет, с параллельным размещением и современным техническим оснащением паркингов под главным зданием комплекса, что даст возможность разгрузить от машин сложнейшую развязку города - Театральную площадь.

В историческом интерьере здания будет воссоздано все, что было утрачено в советские времена. Одна из основных задач реконструкции восстановить первоначальную, во многом утраченную легендарную акустику Большого театра и максимально удобным сделать покрытие сценического пола. Впервые в российском театре пол будет меняться в зависимости от жанровой принадлежности показываемого спектакля. У оперы будет свой пол, у балета - свой. По технологическому оснащению театр станет одним из лучших в Европе и мире.

Здание Большого театра является памятником истории и архитектуры, поэтому значительную часть работ составляет научная реставрация. Автор проекта реставрации, заслуженный архитектор России, директор научно-реставрационного центра "Реставратор-М" Елена Степанова.

По словам министра культуры РФ Александра Авдеева, реконструкция Большого театра будет завершена к концу 2010 - началу 2011 года.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников.

Самый знаменитый театр в России и один из известных театров мира - это Большой театр. Где находится главный театр страны? Ну, конечно же, в главном городе - в Москве. В его репертуар входят оперные и балетные постановки российских и зарубежных композиторов-классиков. Помимо классического репертуара, театр постоянно экспериментирует и с новаторскими современными постановками. История Большого театра весьма богатая и связана с именами значимых для нашей страны людей. В марте 2015 года театру исполняется уже 239 лет.

С чего всё начиналось

Родоначальником Большого театра считается князь Пётр Васильевич Урусов, он был губернским прокурором и при этом располагал собственной театральной труппой. Он был единственным, кому было дозволено организовывать спектакли, маскарады, концерты и прочие увеселения. Более никому не дозволялось заниматься подобным делом, чтобы не было у князя конкурентов. Но эта привилегия накладывала на него и обязательство - построить для труппы красивое здание, в котором бы проходили все представления. У князя был компаньон по фамилии Медокс, который был иностранцем, он преподавал математику Великому князю Павлу - будущему российскому императору. Влюбившись в театральное дело, он остался в России и вплотную занялся развитием театра. не сумел построить театр, поскольку разорился, привилегия держателя театра, как и обязательство построить здание, перешла к Медоксу, в результате чего именно он и построил Большой театр. Где находится театр, созданный Медоксом, известно каждому второму жителю России, он расположился на пересечении Театральной площади и Петровки.

Строительство театра

Под постройку театра Медокс выбрал участок, принадлежавший князю Ростоцкому, который у него и выкупил. Это была улица с названием Петровская, самое её начало, тут и был построен Большой театр. Адрес театра сейчас - Театральная площадь, дом 1. Театр был построен в рекордно короткие сроки, всего лишь за 5 месяцев, что даже для нашего времени со всеми его современными технологиями и строительными материалами является удивительным и потрясающим. Разработал проект строительства театрального здания Христиан Розберг. Театр был великолепным внутри, зрительный зал поражал своей красотой, а напротив, был скромным, непримечательным и практически никак не декорированным. Театр получил своё первое название - Петровский.

Открытие театра

Здание Большого театра было открыто в 1780 году, 30 декабря. В этот день состоялось самое первое представление театральной труппы в собственном здании. Все газеты только и писали об открытии, театральные мэтры и прославленные архитекторы как один рассыпались комплиментами в адрес здания, характеризуя его как прочное, огромное, выгодное, красивое, безопасное и превосходящее по всем параметрам большинство знаменитых театров Европы. Губернатор города был настолько доволен постройкой, что привилегия, которая давала Медоксу право проведения увеселений, была продлена ещё на 10 лет.

Внутреннее убранство

Для проведения представлений был построен круглый зал, так называемая ротонда. Зал украшали многочисленные зеркала и освещали сорок две хрустальных люстры. Проектировал зал сам Медокс. Рядом со сценой, как и полагается, располагалась оркестровая яма. Ближе всего к сцене стояли табуреты для почётных гостей театра и постоянных зрителей, большинство из которых были владельцами крепостных трупп. Их мнение было важно для Медокса, по этой причине их приглашали на генеральные репетиции, после чего они привлекались к обсуждению готовящейся постановки.

В год театр показывал около 100 представлений. Купить билеты на одно представление было невозможно, для посещения театра зрители приобретали годовой абонемент.

Со временем посещаемость театра ухудшилась, прибыль стала меньше, актёры начали уходить из театра, а здание приходило в упадок. В результате чего Большой оперный театр стал государственным и получил новое имя - Императорский.

Временный закат

История Большого театра не всегда была столь прекрасна, были в ней и трагические моменты. В 1805 году театр сгорел после 25 лет своего существования. Сохранились лишь несущие стены и то частично. Реконструкция началась только в 1821 году, когда велось восстановление Москвы после нашествия Наполеоновских войск. Главным архитектором, которому было поручено восстановить центральную часть города, в том числе и театр, был Осип Бове. Он был новатором, по его проекту улицы начали застраивать по-другому, теперь особняки стали выходить фасадами на улицу, а не внутрь двора. Бове руководил восстановлением Александровского сада, площади около театра. Реконструкция Большого театра стала самым успешным его проектом. Новое здание было возведено в стиле ампир. По словам современников архитектора, словно феникс восстал из пепла Большой театр.

Метро находится совсем рядом с театром, поэтому добираться до театра очень удобно из любой точки Москвы.

Реконструкция здания театра

Восстановление театра началось в 1821 году и длилось оно несколько лет. Изначально план обновлённого здания театра разработал известный в Санкт-Петербурге зодчий Андрей Михайлов, губернатор Москвы одобрил этот план. Михайлов разработал здание театра в форме прямоугольника, а также портик из восьми колонн и Аполлона в колеснице на вершине портика, зал предусматривался вместимостью до двух тысяч зрителей. Осип Бове переработал проект Михайлова, где Большой театр стал ниже, изменились пропорции здания. Также Бове принял решение отказаться от размещения на первом этаже так как посчитал, что это неэстетично. Зал стал многоярусным, убранство зала - богатым. Необходимая акустика здания была соблюдена. У Бове была даже весьма оригинальная идея - сделать зеркальный занавес, но воплотить в жизнь такую идею, конечно, нереально, так как такой занавес был бы неимоверно тяжёл.

Второе рождение

Реконструкция театра была завершена к концу 1824 года, в январе 1825 года обновлённое здание театра было торжественно открыто. Состоялось первое представление, в программу которого входил балет «Сандрильона» и специально написанный к открытию театра Алябьевым и Верстовским пролог «Торжество муз». Бове был в центре внимания, зрители приветствовали его бурными аплодисментами в знак благодарности. Новый театр был просто поразителен по своей красоте. Теперь театр получил название «Большой Петровский театр». Все постановки театра шли с неизменным успехом. Теперь ещё более блистательным стал Большой театр.

Метро - самый удобный способ добраться до Большого театра. Ближайшие станции к театру - это станции «Театральная», «Площадь Революции», «Охотный ряд» и «Александровский сад». Какую станцию из них выбрать - зависит от начальной точки маршрута.

И вновь пожар

Весной 1853 года в театре снова случился пожар, он был очень сильным и длился двое суток. Небо настолько заволокло чёрным дымом, что он был виден во всех уголках города. На Театральной площади растаял весь снег. Здание сгорело практически полностью, остались только несущие стены и портик. Огонь уничтожил декорации, костюмы, нотную библиотеку, музыкальные инструменты, среди которых были и редкие экземпляры. В очередной раз пострадал от пожара Большой театр.

Где находится театр, найти несложно, он расположился на Театральной площади и рядом с ним очень много достопримечательностей: Малый драматический театр, Молодёжный театр, театральное училище имени Щепкина, Кабаре «Метрополь», Дом Союзов, Охотный ряд, ЦУМ, напротив театра находится памятник Карлу Марксу.

Восстановительные работы

Архитектором, который занимался возрождением театра к жизни, стал Альберт Кавос, по его проекту построен Мариинский театр в Санкт-Петербурге. К сожалению, об этом архитекторе до наших дней дошло мало информации. Денег на восстановление театра было недостаточно, но работа продвигалась быстро и заняла чуть больше года. Театр был открыт 20 августа 1856 года, теперь уже он носил название "Большой Императорский театр". Премьерным спектаклем восстановленного театра стала опера «Пуритане» итальянского композитора К новому театру отношение сложилось различное. Горожане считали его великолепным и гордились им, что же касается инженеров и архитекторов, то некоторые из них считали, что реконструкция, проведённая Кавосом, слишком отличалась от того, каким театр задумали Михайлов и Бове, особенно это касается фасадов и некоторых интерьеров. Стоит отдать архитектору должное, благодаря его перепланировке зала акустика в Большом театре стала одной из лучших в мире.

В театре шли не только представления, в нём устраивались балы и маскарады. Таким стал Большой театр. Адрес театра - Город площадь, дом 1.

Наши дни

В 20 век театр вступил в изрядно обветшавшем состоянии, с осевшим фундаментом и трещинами на стенах. Но несколько реконструкций, проведённых в театре в 20 веке, одна из которых завершилась совсем недавно (длилась 6 лет), сделали своё дело - и теперь театр блистает всеми своими гранями. В репертуар театра, помимо опер и балетов, входят и оперетты. А также можно совершить экскурсию по театру - посмотреть зал и несколько других весьма интересных помещений. Человеку приезжему, желающему посетить Большой театр, где находится он, возможно, будет проблемно найти, хотя на самом деле он находится в самом центре города и найти его не составит никакого труда, недалеко от него расположилась другая достопримечательность столицы, которая известна всему миру - Красная площадь.

Изначально, Большой театр был казенным и вместе с Малым составлял московскую труппу императорских театров. Он считался частным театром губернского прокурора Петра Урусова, князя. Императрица Екатерина II 28 марта 1776 года подписала ему В«привилегиюВ» на содержание балов, спектаклей, маскарадов и прочих мероприятий сроком на десять лет. Ныне, именно эта дата считается основанием московского Большого театра.

Состав артистов в то время был самым разнообразным: от местных крепостных, до приглашенных звезд соседних государств. Открытие театра состоялось 30 декабря 1780 года. Первое свое название, он получил в честь места построения, вход выходил прямо на улицу Петровка. Название Петровский театр крепко прикрепилось за ним. Однако, осенью 1805 года случился пожар, в огне которого здание Петровского театра полностью сгорело.

В 1819 году по результатам конкурса был выбран проект Андрея Михайлова, являющего профессором Академии художеств. Но после признания этого проекта слишком дорогостоящим, московский губернатор Дмитрий Голицын выбрал архитектора Осипа Бове и приказал ему исправить вариант Михайлова. Бове выполнил свою работу великолепно, и помимо уменьшения стоимости, значительно улучшил и сам проект. По работе Голицына, в июле 1820 года началось строительство здания театра, которое должно было стать центром городской композиции площади, а также примыкающих улиц.

Открытие нового Петровского театра состоялось 6 января 1825 года. Размерами он значительно превышал старый, вследствие чего и получил название Большой Петровский театр. Величина была и вправду впечатляющей. Он превзошел даже петербургский каменный театр по монументальному величию, соразмерности пропорций, гармонии архитектурных форм и богатства внутреннего убранства. В таком виде здание просуществовало лишь тридцать лет, и в 1853 году его постигла участь предшественника: театр вспыхнул огнем и горел трое суток. На очередную реконструкцию получил право профессор Петербургской Академии художеств Альберт Кавос, который был главным архитектором императорских театров.

Работа по восстановлению Большого театра продвигалась стремительно, и уже в августе 1856 года здание распахнуло двери для публики. Такая скорость была вызвана коронацией императора Александра II. Главное внимание архитектора было уделено сценической част и зрительному залу. Это послужило тому, что Большой театр во второй половине XIX века считался одним и лучших мировых театров, благодаря своим акустическим свойствам. Однако Императорский Большой театр простоял до 28 февраля 1917 года. 13 марта был открыт Государственный Большой театр.

Революция 1917 года принесла с собой изгнание занавесей императорского театра. Лишь в 1920 году художник Федоровский выполнил раздвижной занавес, состоящий из окрашенного бронзой холста. Именно этот холст и стал основным занавесом театра до 1935 года, пока не выполнили заказ на занавес с вытканными революционными датами В«1871, 1905, 1917В». С 1955 года в театре провисел В«золотойВ» советский занавес, вновь выполненный Федоровским. На занавесе была выполнена советская символика.

По окончанию Октябрьской революции здание и само существование Большого театра стало под угрозой. Не один год был потрачен на то, чтобы победивший пролетариат навсегда оставил идею закрытия театра. Первым шагом стало присвоение в 1919 году театру звания Академический, но даже это не давало ему гарантий, что сноса не будет. Но уже в 1922 году правительство большевиков решило, что закрытие такой культурной памятки отрицательно скажется на всей российской истории.

В апреле 1941 года Большой театр закрылся на проведение планового ремонта, а через два месяца началась Великая Отечественная Война. Большинство артистов ушло на фронт, но оставшиеся продолжали играть спектакли.

22 октября 1941 года, ровно в 4 часа дня на здание Большого театра упала бомба. Пострадала значительная часть строения. Однако, не смотря на суровое время и сильный холод, зимой начались восстановительные работы. Осень 1943 года принесла с собой открытие Большого и возобновление его работы с постановки оперы М. Глинки В«Жизнь за царяВ». С тех пор, косметический ремонт театра проводился, практически, ежегодно.

Большой репетиционный зал был открыт в 1960 году, расположившись под самой крышей. Празднование 200-летия театра в 1975 году прошло в отреставрированных зрительном и Бетховенском залах. Но главными проблемами Большого театра до сих пор оставались нехватка зрительных мест и неустойчивость фундамента. Эти проблемы были решены в 1987 оду, когда постановлением Правительства России было принято решение срочно реконструировать здание. Однако первые работы начались лишь спустя восемь лет, а еще через семь было построено здание Новой сцены. Проработал театр до 2005 года и вновь закрылся на реставрацию.

Сегодня новая механическая сцена позволяет по максимуму использовать световые, визуальные и звуковые эффекты. Благодаря ремонту, в Большом театре появился подземный концертный зал, который располагается под Театральной площадью. Эта работа стала по истине значимой в жизни театра. Были собраны специалисты высочайшего уровня, чей труд можно по достоинству оценить, лишь посетив Большой театр.

Уникальный проект реконструкции Большого театра позволил современной публике буквально прикоснуться к истории. Ведь сегодня, купив билеты в Большой театр , зритель будет наслаждаться прекрасными музыкальными спектаклями и тщательно воссозданными интерьерами XIX века. Безусловно, еще одним замечательным архитектурным решением стало строительство подземного концертно-репетиционного зала, оснащенного самым современным подземно-опускным механическим оборудованием. Такие конструкции зарекомендовали себя безупречной работой в различных театрах мира – Венской опере, театре В«ОлимпияВ» в Испании, Копенгагенской опере, В«Комише операВ» в Берлине. Особое внимание было уделено акустике зала, которая отвечает самым высоким требованиям международных акустических норм. Располагается подземный концертный зал под Театральной площадью.

БОЛЬШОЙ ТЕАТР

Старейший театр оперы и балета в России. Официальное название - Государственный академический Большой театр России. В разговорной речи театр называют просто Большой .


Большой театр - памятник архитектуры. Современное здание театра выстроено в стиле ампир. Фасад украшают 8 колонн, на портике - статуя древнегреческого бога искусств Аполлона, управляющего квадригой - двухколесной колесницей, запряженной в ряд четверкой коней (работа П.К. Клодта). Интерьеры театра богато украшены бронзой, позолотой, красным бархатом, зеркалами. Украшают зрительный зал хрустальные люстры, вышитый золотом занавес, роспись потолка, на котором изображены 9 муз - покровительниц разных видов искусства.
Год рождения театра - 1776 г., когда в Москве была организована первая профессиональная театральная труппа. В театре шли оперные, балетные и драматические спектакли. Собственного помещения труппа не имела, до 1780 г. спектакли ставились в доме графа Воронцова на Знаменке. Поэтому первоначально театр называли Знаменским, а также «театром Медокса» (по фамилии директора театра М. Медокса). В конце 1780 г. на Петровской улице было построено первое здание театра (архитектор Х. Розберг), и он стал называться Петровским. В 1805 г. здание театра сгорело, и в течение 20 лет спектакли шли на различных площадках Москвы: в Доме Пашкова , в Новом Арбатском театре и др. В 1824 г. архитектором О.И. Бове для Петровского театра было построено новое большое здание, второе по размерам после миланского «Ла Скала», поэтому театр стал называться Большим Петровским. Открытие театра состоялось в январе 1825 г. Тогда же драматическая труппа отделилась от оперной и балетной и переехала в новый - , построенный рядом с Большим.
В начале ХIХ в. в Большом театре ставились в основном произведения французских авторов, но вскоре появились первые оперы и балеты русских композиторов А.Н. Верстовского, А.А. Алябьева , А.Е. Варламова . Руководителем балетной труппы был ученик Ш. Дидло - А.П. Глушковский. В середине века на сцене театра появились знаменитые европейские романтические балеты «Сильфида» Ж. Шнейцгофера, «Жизель» А. Адана, «Эсмеральда» Ц. Пуни.
Главным событием первой половины ХIХ в. стали премьеры двух опер М.И. Глинки - «Жизнь за царя» (1842 г.) и «Руслан и Людмила» (1846 г.).
В 1853 г. театр, построенный О.И. Бове, уничтожил пожар. Погибли декорации, костюмы, редкие инструменты, нотная библиотека. В конкурсе на лучший проект восстановления театра победил архитектор Альберт Кавос . По его проекту было построено здание, которое стоит до сих пор. В августе 1856 г. новый Большой театр открылся. В нем выступали оперные знаменитости Европы. Послушать Дезире Арто, Полину Виардо, Аделину Патти съезжалась вся Москва.
Во второй половине века расширился и русский оперный репертуар: была поставлена «Русалка» А.С. Даргомыжского (1858 г.), оперы А.Н. Серова - «Юдифь» (1865 г.) и «Рогнеда» (1868 г.); в 1870–1880-х гг. - «Демон» А.Г. Рубинштейна (1879 г.), «Евгений Онегин» П.И. Чайковского (1881 г.), «Борис Годунов» М.П. Мусоргского (1888 г.); в конце века - «Пиковая дама» (1891 г.) и «Иоланта» (1893 г.) Чайковского, «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова (1893 г.), «Князь Игорь» А.П. Бородина (1898 г.). Это способствовало тому, что в труппу пришли певцы, благодаря которым в следующем веке опера Большого театра достигла огромных высот. В конце ХIХ - начале XX в. в Большом театре пели Федор Шаляпин , Леонид Собинов , Антонина Нежданова , прославившие русскую оперную школу.
В великолепной профессиональной форме в конце XIX в. был и балет Большого театра. В эти годы здесь были поставлены , «Спящая красавица», Чайковского. Эти произведения стали символом русского балета, и с тех пор они постоянно в репертуаре Большого театра. В 1899 г. в Большом дебютировал балетмейстер А.А. Горский, с именем которого связан расцвет московского балета первой четверти XX в.
В XX в. в Большом театре танцевали великие балерины - Галина Уланова и Майя Плисецкая . На оперной сцене выступали кумиры публики - Сергей Лемешев , Иван Козловский , Ирина Архипова , Елена Образцова . Много лет в театре проработали выдающиеся деятели российского театра - режиссер Б.А. Покровский , дирижер Е.Ф. Светланов , балетмейстер Ю.Н. Григорович .
Начало XXI в. в Большом театре связано с обновлением репертуара, приглашением для постановок знаменитых театральных режиссеров и балетмейстеров разных стран, а также с работой ведущих солистов труппы на сценах зарубежных театров.
В Большом театре проводятся Международные конкурсы артистов балета. При театре работает Хореографическое училище.
На зарубежных гастролях балет Большого театра часто называют The Bolshoi ballet. Это наименование в русском варианте - Большой балет - в последние годы стало использоваться и в России.
Здание Большого театра на Театральной площади в Москве:

Зал Большого театра:


Россия. Большой лингвострановедческий словарь. - М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. АСТ-Пресс . Т.Н. Чернявская, К.С. Милославская, Е.Г. Ростова, О.Е. Фролова, В.И. Борисенко, Ю.А. Вьюнов, В.П. Чуднов . 2007 .

Смотреть что такое "БОЛЬШОЙ ТЕАТР" в других словарях:

    Большой Театр - Здание Основной сцены Большого театра Место нахождения Москва, Координаты 55.760278, 37.618611 … Википедия

    Большой театр - Большой театр. Москва. Большой театр (Государственный академический театр оперы и балета России) (, 2), крупнейший центр российской и мировой музыкальной культуры. История Большого театра восходит к 1776 (см.). Первоначальное название Петровский … Москва (энциклопедия)

    Большой театр - Государственный академический Большой театр Союза ССР (ГАБТ), ведущий советский театр оперы и балета, крупнейший центр русской, советской и мировой музыкальной театральной культуры. Современное здание театра построено в 1820 24… … Художественная энциклопедия

    Большой театр - Большой театр. Театральная площадь в день открытия Большого театра 20 августа 1856 . Картина А. Садовникова. БОЛЬШОЙ ТЕАТР Государственный академический (ГАБТ), театр оперы и балета. Один из центров русской и мировой музыкально театральной… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    БОЛЬШОЙ ТЕАТР - Государственный академический (ГАБТ), театр оперы и балета. Один из центров русской и мировой музыкально театральной культуры. Основан в 1776 в Москве. Современное здание с 1824 (архитектор О. И. Бове; реконструировано в 1856, архитектор А. К.… … Русская история

    БОЛЬШОЙ ТЕАТР - Государственный академический (ГАБТ), театр оперы и балета. Один из центров русской и мировой музыкально театральной культуры. Основан в 1776 в Москве. Современное здание с 1824 (архитектор О.И. Бове; реконструировано в 1856, архитектором А.К.… … Современная энциклопедия

    БОЛЬШОЙ ТЕАТР - Государственный академический (ГАБТ), Основан в 1776 в Москве. Современное здание с 1825 (архитектор О. И. Бове; реконструировано в 1856, архитектор А. К. Кавос). Ставились иностранные и первые русские оперы и балеты М. И. Глинки, А. С.… … Большой Энциклопедический словарь

    Большой театр - У этого термина существуют и другие значения, см. Большой театр (значения). Большой театр … Википедия

    Большой театр - БОЛЬШÓЙ ТЕÁТР, Государственный ордена Ленина академический Большой театр Союза ССР (ГАБТ), ведущий советский муз. т р, сыгравший выдающуюся роль в формировании и развитии нац. традиций балетного иск ва. Его возникновение связано с расцветом рус.… … Балет. Энциклопедия

    БОЛЬШОЙ ТЕАТР - Государственный ордена Ленина академический Большой театр Союза ССР, старейший рус. муз театр, крупнейший центр муз. театральной культуры, здание к рого являлось также местом проведения съездов, торжеств. заседании и др. обществ. мероприятий. Осн … Советская историческая энциклопедия

Книги

  • Большой театр. Культура и политика. Новая история , Волков Соломон Моисеевич. Большой театр - один из самых прославленных брендов России. На Западе слово Bolshoi не нуждается в переводе. Сейчас кажется, что так было всегда. Отнюдь. Долгие годы главным музыкальным…

Одним из символов театрального искусства по праву является Большой театр в . Театр расположен на Театральной площади - в самом сердце столицы. Во всем мире известны талантливейшие исполнители театра: артисты и вокалисты балета, балетмейстеры и композиторы, оставившие заметный след в мировом театральном искусстве. За все время на его сцене было поставлено свыше 800 произведений. От первых русских опер до произведений таких титанов как Верди и Вагнер, Берлиоза и Равеля, Доницетти и Беллини. На сцене театра проходили мировые премьеры опер и , Аренского и .
театра берет свое начало в марте 1736 года, когда князь Петр Васильевич Урусов дал распоряжение о строительстве театрального здания на углу Петровки. Тогда же он и получил свое первое название - Петровский. Но завершить строительство, Петру Урусову было не суждено, так как театральное здание сгорело при пожаре. Это славное дело завершил английский предприниматель и компаньон князя Майкл Медокс. Петровский театр распахнул свои двери перед московской публикой 30 декабря 1780 года. Фактически с этого момента берет свое начало первый профессиональный театр в России. В тот день прошла постановка «Я». Парадиза балет-пантомима «Волшебная лавка». Особой популярностью пользовались и балеты с национальным колоритом, в том числе «Взятие Очакова» и «Деревенская простота». Труппа театра состояла в основном из воспитанников балетной московской школы и крепостных актеров труппы Е. Головкиной. Петровский театр просуществовал только лишь 25 лет. При пожаре 1805 года здание погибло.
В период с 1821 - 1825 гг. строится новый театр на прежнем месте, по проекту А. Михайлова. Руководителем строительства стал знаменитый архитектор О. Бове. Оно значительно было увеличено в размерах, благодаря чему и получило название Большой театр. Первой постановкой стала «Торжество муз», отправившей новое здание в увлекательное театральное путешествие, продолжающееся уже более 185 лет. Новый пожар постиг театр в 1853 году, после чего его здание восстанавливали около трех лет под руководством архитектора А. Кавоса.
При восстановлении Большого театра в 1856г. здание было основательно переделано и его украсили белокаменный портик с восемью колоннами и поныне являющееся его символом. Также помимо внешнего облика значительно изменилась внутренняя отделка театра. Известна на весь мир и, конечно, бронзовая колесница Аполлона, которая увенчала здание театра и стала его вечным символом. Благодаря творческому таланту Альберта Кавоса, здание Большого театра прекрасно вписалось в окружающий его архитектурный ансамбль центра Москвы.
С 2005 года началась глобальная реконструкция театра, и после 6 лет кропотливых и трудоемких работ 28 октября 2011 года произошло долгожданное открытие главной сцены страны.

Лучшие статьи по теме