Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Смартфоны
  • Сочинение на тему: Судьба и случай в повести Пиковая дама, Пушкин. Внеклассное чтение

Сочинение на тему: Судьба и случай в повести Пиковая дама, Пушкин. Внеклассное чтение

Проблема «человека и судьбы» в идейном содержании повести А. С. Пушкина «Пиковая дама»
1. Достоверный источник необычной истории. 2. Негласное право вершить судьбы других. 3. Власть заколдованных карт.

Человек и судьба - кажется, что эти две вещи совершенно не совместимы. Однако, если человек вверяется своей судьбе, она никогда его подведет. Но все же слепо доверять всем ее проказам тоже, наверное, не стоит. Она словно игрушкой может играть человеком, и потом все в его жизни пойдет наперекосяк. Поэтому часто к судьбе относятся как к роковой неизбежности. И противоборствовать судьбе просто нельзя, следует ей только покориться. Такое ощущение называют фатализмом. «Fatum» значит «рок», «судьба». Эти два понятия уравниваются и несут лишь от­рицательное содержание. Очень редко мы слышим, что у кого-то счастливая судьба. Однако никто из посторонних не знает, сколько труда вложили эти удачливые люди в свое благополучие.

Одним из примеров таких является Германн, главный герой повести А. С. Пушкина «Пиковая дама». Он многое сделал ради задуманного. Но судьба или рок сыграли злую шутку с этим человеком. Германн разыграл свой ход: один раз выиграл, другой - проиграл.

Можно сказать, что все это выдумано автором и в жизни такого никогда не бывало. Но имеет вполне достоверный источник. Внук княгини Голицыной поведал Пушкину свою необычную историю. Он один раз проигрался и попросил у бабушки денег. Она денег не дала, но «сказала три карты, назначенные ей в Париже Сен-Жерменом». И на самом деле Голицын отыгрался. Все дальнейшее повествование исследователи считают вымышленным.

В повести судьба не столько помогает, сколько губит человека и, главное, его душу. Но все равно Германн подчиняется этой магической власти. «Анекдот о трех картах сильно подействовал на его воображение и целую ночь не выходил из головы». Судьба своим удачным ходом, счастливым случаем просто завораживает главного . И он начинает жить только одной мыслью - выведать три заветные карты. Только они могут составить его благосостояние.

Но судьба, словно посмеиваясь, начинает свою игру. А человек, подчиняясь ей, «идет» по головам людей для достижения цели. Он разбивает сердце девушки, когда стремится всеми способами узнать карты. «Итак, эти странные письма, эти пламенные требования, это дерзкое, упорное преследование, все это было не любовь! Деньги, - вот чего алкала его душа». Он берет на себя негласное право вершить судьбы других людей. Только вот непонятно, кто дает ему такое право. И в этом случае человек ставит себя наравне с судьбой. Ведь получается, что судьба Лизаветы Ивановны есть действия и поступки Германна. И нам совершенно неизвестно, какая судьба была бы у девушки, если бы не вмешательство молодого человека.

Германну удается судьбу Лизы подчинить своей воле. И он совершенно не сожалеет об этом и не задумывается ни о чем. Когда умерла старая княгиня, его заботит только одно - «невозвратная потеря тайны, от которой ожидал обогащения».

Однако Германн оказывается властен только над чужими судьбами. Судьба и даже смерть старой графини оказались в его руках. Возможно, это произошло и потому, что в нем были какие-то бесовские черты. Вот таким его портрет дает Томский: «Этот Германн - лицо истинно романтическое: у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля».

Но постепенно собственная судьба Германна утекает сквозь пальцы. Стремление выведать три карты приводит к смерти графини, чего он совершенно не замышлял. Графиня словно забирает с собой в могилу и его судьбу. Ведь три заветные выигрышные карты составляли в последнее время судьбу главного героя. И получается, что старая графиня получает власть над жизненной дорогой Германна. Это прямо прописывает в повести. «Он верил, что мертвая графиня могла иметь вредное влияние на его жизнь...»

Однако в споре: кто же чью судьбу держал в руках - Германн графинину или наоборот - неизвестно. Но ее призрак все-таки пришел назвать ему три выигрышные карты. Но пришла графиня, как говорит сама, против своей воли.

И вот после этого уже никто не может предугадать судьбу главного героя. Теперь над ней берет власть три карты: , семерка, туз. Рок в этот раз будет писать свою историю, на которую может повлиять только личность Германна.

И вроде бы молодой человек сделал все так, как советовала ему старая графиня. Но последней картой оказался не туз, а пиковая дама: «В эту минуту ему показалось, что пиковая дама прищурилась и усмехнулась».

Судьба сыграла с Германном злую шутку. И теперь уже она начинает выкладывать на стол свои козыри. Первый - проигрыш Германна. Второй - его сумасшествие. «Герман сошел с ума. Он сидит в обуховской больнице в 17 нумере, но не отвечает ни на какие вопросы и бормочет необыкновенно скоро: "Тройка, семерка, туз! Тройка, семерка, дама!..."» Но третью выигрышную карту судьба разыгрывать не стала. Она смогла остановиться и не продолжать бесполезного поединка. И получается, что эту заключительную партию выиграла именно она. И карты ее были: тройка, семерка, судьба.

А. С. Пушкин показал нам попытку человека покорить свою судьбу, но это оказалось невозможно. Но из этого совершенно не следует, что надо становиться фаталистами и целиком подчиняться своему предопределению. С судьбой надо и нужно бороться, но только другими методами. На несчастье и смерти других построить свое благополучие судьба просто не даст. Она хоть и злая, но очень справедливая. Именно она воздает человеку по заслугам. Ведь судьба других персонажей сложилась удачно. Лизавета Ивановна вышла замуж и взяла на воспитание бедную родственницу. Томский был произведен в ротмистры и женился на княжне Полине.

В повести Человек показан слабым существом, которое не может противостоять никаким соблазнам. Судьба же, наоборот, показана полновластной хозяйкой. Только ей дается право вершить судьбы людей. И когда те пытаются встать наравне с ней в полный рост, она жестоко их за это наказывает. Не стоит перечить своей судьбе. Нужно добиваться ее благосклонности хорошими поступками. И, возможно, именно вам скажут, что у вас счастливая судьба. Но следует помнить, что только вы сотворили ее сами.

Урок-исследование с элементами дискуссии по повести А.С. Пушкина «Пиковая Дама»

Я ИДУ НА УРОК

Елена ГУСЕВА,
гимназия № 1504,
Москва

9-й класс

Урок-исследование с элементами дискуссии по повести А.С. Пушкина «Пиковая Дама»

Человек и случай

ХОД УРОКА

Вступление-мотивация

Наш предыдущий урок был посвящён повести А.С. Пушкина «Пиковая Дама». Почему азартная карточная игра воспринималась как социальная модель? (Борьба двух противников: в карточной игре - это понтёр и банкомёт, а в жизни - это человек и судьба, случай, какой-либо неизвестный фактор. Играющий принимает решения, фактически не имея никакой информации о противнике. Таким образом, понтирующий играет не с другим человеком, а с подставной фигурой в руках судьбы. Мысль о судьбе, о случае, об удаче, о связи с ними личности обеспечивает выигрыш.)

Тема урока. «Человек и судьба» (по повести А.С. Пушкина «Пиковая Дама»). Задаём вопросы к теме, пробуем поставить центральный проблемный вопрос.

Выдвижение проблемы

Учащиеся задают вопросы к теме, ищут разницу между понятиями “вопрос” и “проблема”, определяют, какая проблема скрыта в теме урока-исследования. В результате небольшого обсуждения учащиеся выходят на формулирование проблемы: “От чего зависит жизнь человека?”

Анализ проблемы

Учащиеся читают проблемный вопрос и подчёркивают в нём те слова, которые помогут найти вариант решения проблемы (“от чего”, “зависит”, “жизнь”). Переход к выбору гипотез.

Выдвижение гипотез

Учащиеся выясняют, что такое гипотеза и на чём она должна базироваться. После предварительного обсуждения выдвигаются гипотезы. Учащиеся выбирают то предположение, которое считают вариантом решения выдвинутой проблемы.

Подтверждение или опровержение гипотез

Учащиеся работают над выдвинутыми гипотезами, обдумывают факты, подтверждающие их.

Публичное отстаивание и корректировка гипотез

Представляются собственные мнения, задаются вопросы, проводится корректировка.

Характер

Натура Германна противоречива; расчётливость и страстность одновременно присущи ему. С одной стороны, он, поставив целью своей жизни обогащение (“...деньги - вот чего алкала его душа), делает ставку на “расчёт, умеренность и трудолюбие” (“не касался процентов, жил одним жалованьем, не позволяя себе малейшей прихоти”); с другой стороны, “сильные страсти и огненное воображение” - это также черты его натуры (“В душе он игрок”), именно поэтому часами просиживает за карточным столом, наблюдая за игрой. Две неподвижные навязчивые идеи овладели им: желание обогащения и тайна трёх карт.

Своей цели Германн готов достичь любыми средствами. Недаром Томский говорит о нём: “У него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля”. Случайно узнав о тайне трёх карт, он решает любыми способами выяснить её у графини, обманывая Лизавету Ивановну, проникает в спальню к старухе и становится причиной её смерти. Идя на похороны, он не испытывает раскаяния. Германн боится, “что мёртвая старуха могла иметь вредное влияние на его жизнь”.

Германн начинает карточную игру, потому что он всё рассчитал: “мистические тройка, семерка, туз” наверняка должны принести ему выигрыш. Но в последний момент, видимо, его подвела страстная сторона натуры - и он обдёрнулся.

Свободный выбор

Цель жизни Германна - обогащение. Герой стоит перед нравственным выбором: достичь цели он может “расчётом, умеренностью и трудолюбием” или крупным выигрышем в карты. Он выбирает быстрый и лёгкий путь - игру. Когда графиня раскрывает Германну тайну, она опять ставит героя перед выбором: он должен жениться на Лизе, он должен ставить одну из трёх карт раз в день, после выигрыша он должен никогда больше не играть в карты, то есть преодолеть свою страсть. Германн опять делает выбор в свою пользу: он не собирается выполнять условия графини, он думает о том, как ему распорядиться выигрышем.

Германн обдёрнулся, потому что выбрасывает людей из своей жизни, как заигранные карты, потому что ни разу не поступился своими интересами. Делая свой выбор, он развивает худшую сторону своей натуры, поэтому его сумасшествие - это следствие его выбора, развивающего его безнравственность.

Случай

Судьба - ход жизненных событий, не зависящих от человека. Случай - то, что появляется непредвиденно. Случай играет огромную роль в «Пиковой Даме» на идейном уровне. Случайностей с Германном происходит очень много: случайно он узнаёт о трёх картах, случайно он попадает к дому старухи, как бы случайно ему выпадает пиковая дама. Судьба испытывает главного героя, посылая ему случайности. Последняя случайность (пиковая дама вместо туза) становится закономерностью, так как это наказание за безнравственный выбор.

Характер, нравственный выбор и судьба человека оказываются взаимосвязанными. Что же является доминантой среди этих составляющих?

Доминантой является выбор человека.

Какую роль играет случай на композиционном и сюжетном уровне?

Случай лежит в основе композиции и сюжета.

Композиция

Карточная игра - как социальная модель. Борьба двух противников: понтёр-банкомёт, человек-случай.

Сюжет

Жизнь, мир развиваются по своим законам. Врываясь в жизнь, случай оживляет её, играет решающую роль для одного человека, но мир продолжает жить по своим правилам. Германн проигрывает и сходит с ума, а карточная игра спокойно продолжается; случай определяет сюжет.

Общий вывод

От чего же зависит жизнь человека в повести «Пиковая Дама»? На жизнь человека влияет его натура, нравственный выбор, судьба. Все они взаимосвязаны, но доминирующим всё же является выбор человека. “Образ жизни” способен “развить, усилить или задушить природные человеческие качества”.

Домашнее задание. Сопоставить поэму А.С. Пушкина «Медный Всадник» и «Невский проспект» Н.В. Гоголя.

Рефлексия (возможна в письменной форме).

Задумывались ли вы над тем, какую роль играет в жизни человека случай?

Как вы её решили для себя?

Удовлетворены ли вы ходом дискуссии, своим участием в ней?

ХОД УРОКА

Вступление-мотивация

Наш предыдущий урок был посвящён повести А. С. Пушкина «Пиковая Дама». Почему азартная карточная игра воспринималась как социальная модель? (Борьба двух противников: в карточной игре - это понтёр и банкомёт, а в жизни - это человек и судьба, случай, какой-либо неизвестный фактор. Играющий принимает решения, фактически не имея никакой информации о противнике. Таким образом, понтирующий играет не с другим человеком, а с подставной фигурой в руках судьбы. Мысль о судьбе, о случае, об удаче, о связи с ними личности обеспечивает выигрыш.)

Тема урока. «Человек и судьба» (по повести А. С. Пушкина «Пиковая Дама»). Задаём вопросы к теме, пробуем поставить центральный проблемный вопрос.

Выдвижение проблемы

Учащиеся задают вопросы к теме, ищут разницу между понятиями “вопрос” и “проблема”, определяют, какая проблема скрыта в теме урока-исследования. В результате небольшого обсуждения учащиеся выходят на формулирование проблемы: “От чего зависит жизнь человека?”

Анализ проблемы

Учащиеся читают проблемный вопрос и подчёркивают в нём те слова, которые помогут найти вариант решения проблемы (“от чего”, “зависит”, “жизнь”). Переход к выбору гипотез.

Выдвижение гипотез

Учащиеся выясняют, что такое гипотеза и на чём она должна базироваться. После предварительного обсуждения выдвигаются гипотезы. Учащиеся выбирают то предположение, которое считают вариантом решения выдвинутой проблемы.

Подтверждение или опровержение гипотез

Учащиеся работают над выдвинутыми гипотезами, обдумывают факты, подтверждающие их.

Публичное отстаивание и корректировка гипотез

Представляются собственные мнения, задаются вопросы, проводится корректировка.

Характер

Натура Германна противоречива; расчётливость и страстность одновременно присущи ему. С одной стороны, он, поставив целью своей жизни обогащение (“...деньги - вот чего алкала его душа), делает ставку на “расчёт, умеренность и трудолюбие” (“не касался процентов, жил одним жалованьем, не позволяя себе малейшей прихоти”); с другой стороны, “сильные страсти и огненное воображение” - это также черты его натуры (“В душе он игрок”), именно поэтому часами просиживает за карточным столом, наблюдая за игрой. Две неподвижные навязчивые идеи овладели им: желание обогащения и тайна трёх карт.

Своей цели Германн готов достичь любыми средствами. Недаром Томский говорит о нём: “У него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля”. Случайно узнав о тайне трёх карт, он решает любыми способами выяснить её у графини, обманывая Лизавету Ивановну, проникает в спальню к старухе и становится причиной её смерти. Идя на похороны, он не испытывает раскаяния. Германн боится, “что мёртвая старуха могла иметь вредное влияние на его жизнь”.

Германн начинает карточную игру, потому что он всё рассчитал: “мистические тройка, семерка, туз” наверняка должны принести ему выигрыш. Но в последний момент, видимо, его подвела страстная сторона натуры - и он обдёрнулся.

Свободный выбор

Цель жизни Германна - обогащение. Герой стоит перед нравственным выбором: достичь цели он может “расчётом, умеренностью и трудолюбием” или крупным выигрышем в карты. Он выбирает быстрый и лёгкий путь - игру. Когда графиня раскрывает Германну тайну, она опять ставит героя перед выбором: он должен жениться на Лизе, он должен ставить одну из трёх карт раз в день, после выигрыша он должен никогда больше не играть в карты, то есть преодолеть свою страсть. Германн опять делает выбор в свою пользу: он не собирается выполнять условия графини, он думает о том, как ему распорядиться выигрышем.

Германн обдёрнулся, потому что выбрасывает людей из своей жизни, как заигранные карты, потому что ни разу не поступился своими интересами. Делая свой выбор, он развивает худшую сторону своей натуры, поэтому его сумасшествие - это следствие его выбора, развивающего его безнравственность.

Случай

Судьба - ход жизненных событий, не зависящих от человека. Случай - то, что появляется непредвиденно. Случай играет огромную роль в «Пиковой Даме» на идейном уровне. Случайностей с Германном происходит очень много: случайно он узнаёт о трёх картах, случайно он попадает к дому старухи, как бы случайно ему выпадает пиковая дама. Судьба испытывает главного героя, посылая ему случайности. Последняя случайность (пиковая дама вместо туза) становится закономерностью, так как это наказание за безнравственный выбор.

Характер, нравственный выбор и судьба человека оказываются взаимосвязанными. Что же является доминантой среди этих составляющих?

Доминантой является выбор человека.

Какую роль играет случай на композиционном и сюжетном уровне?

Случай лежит в основе композиции и сюжета.

Композиция

Карточная игра - как социальная модель. Борьба двух противников: понтёр-банкомёт, человек-случай.

Сюжет

Жизнь, мир развиваются по своим законам. Врываясь в жизнь, случай оживляет её, играет решающую роль для одного человека, но мир продолжает жить по своим правилам. Германн проигрывает и сходит с ума, а карточная игра спокойно продолжается; случай определяет сюжет.

Общий вывод

От чего же зависит жизнь человека в повести «Пиковая Дама»? На жизнь человека влияет его натура, нравственный выбор, судьба. Все они взаимосвязаны, но доминирующим всё же является выбор человека. “Образ жизни” способен “развить, усилить или задушить природные человеческие качества”.

Домашнее задание. Сопоставить поэму А. С. Пушкина «Медный Всадник» и «Невский проспект» Н. В. Гоголя.

Рефлексия (возможна в письменной форме).

Задумывались ли вы над тем, какую роль играет в жизни человека случай?

Как вы её решили для себя?

Удовлетворены ли вы ходом дискуссии, своим участием в ней?

Проект урока-дискуссии

по повести А.С. Пушкина «Пиковая Дама»

В 9 классе.

«Каждому человеку судьбу создают его нравы»

(античная пословица)

(Тема судьбы человека в повести А.С Пушкина «Пиковая дама»).

Цели урока:

  1. Обучающие:
  1. интерпретировать художественный смысл произведения;
  2. научиться видеть авторскую точку зрения через призму поступков героя и его судьбу.
  1. Развивающие:
  1. углубление восприятия учащимися литературного произведения;
  2. воссоздание целостности восприятия произведения искусства слова в соответствии с авторским замыслом и личностным пониманием прочитанного.
  1. Воспитательные:
  1. воспитывать личностные качества, необходимые для выработки определенной модели поведения в ходе ведения дискуссии;
  2. способствовать формированию позиционного самоопределения учащихся в рамках учебного диалога.

В соответствии с поставленными целями можно прогнозировать следующие результаты : учащиеся в процессе и урока смогут

  1. самостоятельно сформулировать проблемные вопросы и учебные задачи, необходимые для анализа;
  2. определить личное отношение к поставленным проблемным вопросам;
  3. изложить позднее свои рассуждения в виде творческой работы по одному из предложенных афоризмов.

Композиционная форма урока : урок-семинар с использованием работы в группах.

Место урока в учебном контексте : итоговый урок по повести «Пиковая дама»

Психолого-педагогическое обоснование.

(Характеристика класса)

9 класс «Б» - класс с углубленным изучением литературы, преподавание в котором осуществляется по программе М.Б. Ладыгина.

В классе 29 человек, из них 20 девочек и 9 мальчиков. Средний возраст учащихся 14-15 лет. Именно в этом возрасте очевидна ориентация школьника на серьезное осознание себе как цельной уникальной личности, стремящейся к построению собственной картины мира, готовой отстаивать собственную позицию и творить.

Перед ребятами этого класса достаточно остро встают проблемы морально-этического плана. Одним из важнейших аспектов их самосознания является оценка своих нравственных качеств. Я как учитель-словесник, работая в этом классе, получаю уникальную возможность помочь учащимся оценить разнообразные жизненные ситуации и в конечном итоге сформулировать собственную модель взаимодействия с миром.

Учащиеся охотно участвуют в обсуждении проблемных вопросов, вступают в дискуссию, обладают навыками ее ведения. В классе сложилась благоприятная, доброжелательная атмосфера, способствующая самораскрытию школьников.

Их активная позиция в учебном процессе проявляется в способности самостоятельно анализировать литературное произведение, выявлять в нем разные смысловые уровни, оценивать художественную форму произведения.

Большинство учащихся класса владеют литературоведческой терминологией, применяют ее для качественного анализа литературного произведения.

Учащиеся любознательны, инициативны, способны к эмоциональному восприятию окружающего мира, сопереживанию и творческому отражению своих чувств и представлений через слово.

Ход урока

Вступление-мотивация

Наш предыдущий урок был посвящён повести А.С. Пушкина «Пиковая Дама». Вспомним наши выводы из предыдущего обсуждения произведения. Почему азартная карточная игра воспринималась как социальная модель? (Борьба двух противников: в карточной игре - это понтёр и банкомёт, а в жизни - это человек и судьба, случай, какой-либо неизвестный фактор. Играющий принимает решения, фактически не имея никакой информации о противнике. Таким образом, понтирующий играет не с другим человеком, а с подставной фигурой в руках судьбы. Мысль о судьбе, о случае, об удаче, о связи с ними личности обеспечивает выигрыш.)

Тема урока. «Каждому человеку судьбу создают его нравы» (античная пословица) (Тема судьбы человека в повести А.С Пушкина «Пиковая дама»).

Выдвижение проблемы

Учащиеся задают вопросы к теме, определяют, какая проблема скрыта в теме урока-дискусси. В результате небольшого обсуждения учащиеся выходят на формулировку проблемы: “От чего зависит жизнь человека?”

Анализ проблемы

Учащиеся читают проблемный вопрос и подчёркивают в нём те слова, которые помогут найти вариант решения проблемы (“от чего”, “зависит”, “жизнь”). Переход к выбору гипотез.

Выдвижение гипотез

Учащиеся выясняют, что такое гипотеза и на чём она должна базироваться. После предварительного обсуждения выдвигаются гипотезы. Учащиеся выбирают то предположение, которое считают вариантом решения выдвинутой проблемы.

Подтверждение или опровержение гипотез

Учащиеся работают над выдвинутыми гипотезами, в группах обсуждают поставленную проблему, ищут в тексте подтверждение своим воззрениям.

Публичное отстаивание и корректировка гипотез

Представляются точки зрения групп, но каждый участник дискуссии может внести свои корректировки в общее мнение; задаются вопросы.

Характер

Натура Германна противоречива; расчётливость и страстность одновременно присущи ему. С одной стороны, он, поставив целью своей жизни обогащение (“...деньги - вот чего алкала его душа), делает ставку на “расчёт, умеренность и трудолюбие” (“не касался процентов, жил одним жалованьем, не позволяя себе малейшей прихоти”); с другой стороны, “сильные страсти и огненное воображение” - это также черты его натуры (“В душе он игрок”), именно поэтому часами просиживает за карточным столом, наблюдая за игрой. Две неподвижные навязчивые идеи овладели им: желание обогащения и тайна трёх карт.

Своей цели Германн готов достичь любыми средствами. Недаром Томский говорит о нём: “У него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля”. Случайно узнав о тайне трёх карт, он решает любыми способами выяснить её у графини, обманывая Лизавету Ивановну, проникает в спальню к старухе и становится причиной её смерти. Идя на похороны, он не испытывает раскаяния. Германн боится, “что мёртвая старуха могла иметь вредное влияние на его жизнь”.

Германн начинает карточную игру, потому что он всё рассчитал: «мистические тройка, семерка, туз» наверняка должны принести ему выигрыш. Но в последний момент, видимо, его подвела страстная сторона натуры - и он «обдёрнулся».

Свободный выбор

Цель жизни Германна - обогащение. Герой стоит перед нравственным выбором: достичь цели он может “расчётом, умеренностью и трудолюбием” или крупным выигрышем в карты. Он выбирает быстрый и лёгкий путь - игру. Когда графиня раскрывает Германну тайну, она опять ставит героя перед выбором: он должен жениться на Лизе, он должен ставить одну из трёх карт раз в день, после выигрыша он должен никогда больше не играть в карты, то есть преодолеть свою страсть. Германн опять делает выбор в свою пользу: он не собирается выполнять условия графини, он думает о том, как ему распорядиться выигрышем.

Германн обдёрнулся, потому что выбрасывает людей из своей жизни, как заигранные карты, потому что ни разу не поступился своими интересами. Делая свой выбор, он развивает худшую сторону своей натуры, поэтому его сумасшествие - это следствие его выбора, развивающего его безнравственность.

Случай

Судьба - ход жизненных событий, не зависящих от человека. Случай - то, что появляется непредвиденно. Случай играет огромную роль в «Пиковой Даме» на идейном уровне. Случайностей с Германном происходит очень много: случайно он узнаёт о трёх картах, случайно он попадает к дому старухи, как бы случайно ему выпадает пиковая дама. Судьба испытывает главного героя, посылая ему случайности. Последняя случайность (пиковая дама вместо туза) становится закономерностью, так как это наказание за безнравственный выбор.

Характер, нравственный выбор и судьба человека оказываются взаимосвязанными. Что же является доминантой среди этих составляющих? Доминантой является выбор человека.

Какую роль играет случай на композиционном и сюжетном уровне?

Случай лежит в основе композиции и сюжета.

Композиция

Карточная игра - как социальная модель. Борьба двух противников: понтёр-банкомёт, человек-случай.

Сюжет

Жизнь, мир развиваются по своим законам. Врываясь в жизнь, случай оживляет её, играет решающую роль для одного человека, но мир продолжает жить по своим правилам. Германн проигрывает и сходит с ума, а карточная игра спокойно продолжается; случай определяет сюжет.

Общий вывод

От чего же зависит жизнь человека в повести «Пиковая Дама»?

На жизнь человека влияют его натура, нравственный выбор, судьба. Все они взаимосвязаны, но доминирующим всё же является выбор человека. “Образ жизни” способен “развить, усилить или задушить природные человеческие качества”.

Рефлексия.

Задумывались ли вы над тем, какую роль играет в жизни человека случай?

Какова ваша жизненная позиция в вопросе о роли «судьбы», «случая» в жизни человека?

Удовлетворены ли вы ходом дискуссии, своим участием в ней?

Домашнее задание.

Выберите один из предложенных афоризмов и в виде рассуждения согласитесь с его автором или опровергните это мнение.

  1. «Судьба неизбежнее, чем случайность. Судьба заключена в характере…» Акутагава Рюноскэ
  2. «Судьба – не случайность, а предмет выбора; её не ожидают, а завоёвывают» У. Брайан
  3. «Судьба человека – чаще в его характере» Корнелий Непот.
  4. «Судьба и характер – это разные названия одного и того же понятия» Новалис
  5. «Счастье и несчастье человека в такой же степени зависят от его нрава, как и от судьбы» Ф. Ларошфуко
  6. «Не всё, что происходит, происходит от судьбы. Кое-что находится и в нашей власти» Карнеад.

Конспект урока

Обруч Ольга Евгеньевна

Муниципальное Общеобразовательное

Автономное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №16 г.Новотроицк"

Тема: Вн.чт. А.С. Пушкин «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы.

Цель: Показать, что эгоизм, алчность и безнравственность разрушительны для человеческой души.

Планируемые результаты :

    Предметные: Знать содержание повести А.С. Пушкина «Пиковая дама», определять тему и основную мысль повести, уметь давать характеристику героям, анализировать отдельные эпизоды произведения, видеть скрытый смысл повести.

    Метапредметные: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; проводить логические цепочки, устанавливать причинно-следственные связи; анализировать, обобщать, сопоставлять информацию, строить монологическое высказывание в соответствии с нормами СРЛЯ; совершать поиск необходимой информации; адекватно чужую речь.

    Личностные: Развивать познавательный интерес и любовь к русской литературе, развивать умение ориентироваться в нравственной и духовной сфере жизни человека, понимать мотивы поступков окружающих, в собственном выборе опираться на моральные нормы.

Оборудование: Учебник «Литература» 8 класс под. ред. В.Я. Коровиной, рабочая тетрадь

Методы и приемы: Проблемный вопрос, проверочная работа на знание текста, фишбоун, кластер, групповая работа, краткий пересказ с изменением лица рассказчика, синквейн

Ход урока

1.

Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас урок внеклассного чтения мы поговорим о повести А.С. Пушкина «Пиковая дама». Написал он ее под впечатлением от рассказа своего друга Владимира Голицына. Однажды он проигрался в карты и пришел к своей бабушке просить денег, но та вместо денег назвала Владимиру три карты, с помощью которых внук впоследствии отыгрался.

Понравилось ли вам произведение?

На любое произведение мы с вами смотрим с позиции содержания и с позиции нравственной оценки. Как вы думаете, какова цель урока?

Проблемный вопрос.

Как вы думаете, человек влияет на свою судьбу или судьба влияет на человека? Что такое «судьба» в вашем понимании? И как человек способен на нее влиять? А навязчивая идея? Способна ли она изменить жизнь человека?

В этом плане интересно посмотреть на образ главного героя повести «Пиковая дама» - Германна.

Но для начала – проверочная работа

Опрос на выявление знания текста

1. Из скольких глав состоит повесть? (6)

2. Кому приходится бабушкой Анна Федотовна? (Томскому)

3. Кто открыл ей секрет трех карт? (Сен-Жермен)

4. Кто находится на воспитании у Анны Федотовны в доме? (Лиза)

5. Что предпринимает Герман, чтобы проникнуть в дом старухи? (Общение с Лизой)

6. Как и отчего умирает Анна Федотовна? (испуг)

7. Кто сообщает Германну о трех картах? (Призрак старухи)

8. Какие карты обещают выигрыш? (Тройка, семерка, туз)

9. Какая карта погубила Германа? Вместо какой карты она выпала? (Пиковая дама вместо туза)

10. Что случилось с главным героем в «Заключении» повести? (сошел с ума)

Фишбоун (наполнение смотри ниже)

Теперь давайте поговорим о главном герое произведения – Германне.

Кто говорит о Германне такие слова: «Этот Германн - лицо истинно романтическое: у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля. Я думаю, что на его совести, по крайней мере, три злодейства… » К кому обращены эти строки? О каких злодействах идет речь?

Мы с вами выяснили, что личность Германна и тот образ жизни, который герой вынужден вести, отличаются.

Как он отреагировал на рассказ Томского о трех волшебных картах?

Зачем герою деньги? (чтобы жить свободно, то есть изменить свою судьбу)

Сначала герой говорит о том, что расчет, умеренность и трудолюбие –его счастливые карты. Но легко ли таким образом очень быстро разбогатеть, не прилагая никаких усилий? Тогда Германн выбирает другой путь, совершая три злодейства, чтобы узнать заветные три карты.

Кластер . Три злодейства

Обман Убийство Осквернение собственной души

Жертва Жертва Жертва

Лиза Анна Федотовна Германн

Погубил Погубил Погубил

любовь жизнь душу

Групповая работа. Краткий пересказ с изменением лица рассказчика

1 ряд – Обман (История Лизы и Германна)

2 ряд – Убийство (История Анны Федотовны и Германна)

3 ряд – Осквернение души (История Германна, похороны, сон, проигрыш)

Как вы считаете, почему вместо туза выпала пиковая дама?

За что наказан Германн?

Играя в карты, с чем еще он играл? (С судьбой)

Проигрыш состояния – формальное наказание. Как герой наказан в действительности? (Сумасшествие)

Что погубило его разум? (Навязчивая идея)

Сумел ли Германн повлиять на свою судьбу? Или это судьба так распорядилась человеческой жизнью? Почему герой изначально был обречен? (Пошел по безнравственному пути)

Синквейн (рядом дан пример)

Давайте обобщим все то, о чем мы сегодня говорили и составим синквейн.

Ключевое слово Герман

2 прилагательных расчетливый эгоистичный

3 глагола обманывает убивает проигрывает

Ключевая фраза Играя с судьбой можно проиграть всё

Синоним Сумасшедший

Рефлексия. Выставление оценок за урок

Итак, о чем мы сегодня говорили на уроке?

Согласны ли вы с высказыванием А.П. Чехова «В жизни нет ничего такого, за что бы можно было отдать нечистому хотя бы малую часть своей души?».

Как вы считаете, актуальна ли данная повесть на сегодняшний день? Почему?

Домашнее задание

1. Творческое

Повесть «Пиковая Дама» с момента выхода в печать приобрела огромную популярность. Представьте, что вы – житель Санкт-Петербурга XIX столетия, напишите своему другу письмо с советом прочитать увлекательную повесть А.С. Пушкина. При этом соблюдайте правила написания писем, а также языковые и стилистические особенности речи.

2. Подготовьте сообщение о теме истории в творчестве М.Ю. Лермонтова (для этого можно взять отдельные лирические произведения)

Учащиеся высказывают свое мнение, сами определяют цель урока

Учащиеся высказывают свои идеи.

Работа выполняется на отдельных листочках, за нее выставляется отдельная колонка оценок.

Скелет заполняется вместе с учителем, дети сами называют одно из положений

Кластер составляется вместе с учителем. Ученики раскрывают смысл каждого положения самостоятельно

1ряд – от лица Лизы; 2 ряд – от лица Анны Федотовны; 3 ряд – от лица самого Германна

Каждый ученик составляет синквейн самостоятельно, несколько вариантов зачитываются на оценку

Учащиеся высказывают свои мысли по каждому вопросу.

Наполнение фишбоуна

Первый треугольник - Германн

Верхние линии по горизонтали (Слева направо) – Личность Германна

    Пылкое воображение, наличие страстей.

    В душе страстный игрок.

    Внимательно следил за каждым карточным маневром.

    Карточная игра, связанная с риском, увлекала его полностью.

    Внешность романтическая.

    Идея о трех счастливых картах глубоко западает в душу.

Нижние линии по горизонтали (Слева направо) – Образ жизни.

    Немецкое происхождение требует сдержанности.

    Не играл в карты.

    Не жертвовал необходимым в надежде приобрести излишнее.

    На первое место среди качеств личности ставил расчетливость.

    Профессия обыденная – инженер.

    Отклик на рассказ Томского: «Сказка!»

Второй треугольник – Образ жизни не соответствует душевной натуре героя

Лучшие статьи по теме