Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Лечебные свойства музыкотерапии. Музыкотерапия

Как было отмечено раннее, положительное влияние музыки на психофизическое самочувствие человека было исторически доказано в трудах Пифагора, Платона, Аристотеля, древних врачей Индии и Китая, в исследованиях И. М. Догеля, И. Р. Торханова, В. М. Бехтерева. Сегодня музыкотерапия широко используется в хирургии, при лечении заболеваний различного происхождения, в практике психотерапии.

В Голландии используют музыку в клиниках сердечно-сосудистых заболеваний: в голландских больницах проводятся исследования по выявлению воздействия музыки на течение болезней сердца. А в Австралии - для лечения тех, кто страдает болями в суставах и позвоночнике.

В Индии национальные напевы используются как профилактическое средство во многих больницах. А в Мадрасе открылся даже специальный центр по подготовке врачей-музыкотерапевтов. Ими уже найдены музыкальные пьесы для лечения гипертонической болезни и некоторых психических заболеваний, перед которыми традиционная медицина зачастую бессильна.

В Китае массово выпускают музыкальные альбомы с неожиданными для нас названиями: "Пищеварение", "Бессонница", "Мигрень". Есть также "Печень", "Легкие", "Сердце". Китайцы "принимают" эти музыкальные произведения, как таблетки или лекарственные травы.

С точки зрения традиционной китайской медицины, существует тесное родство музыкальных инструментов и определенных органов и систем. Так, работу почек, мочевого пузыря корректируют пианино, виолончель, саксофон и синтезатор. Функции печени, желчного пузыря восстанавливает ксилофон, кларнет, барабан и деревянные духовые инструменты: флейта, гобой, английский рожок, фагот. Их же можно применять для снятия раздражительности, озлобленности. Саксофон, металлофон, флейта, арфа, губная гармонь и колокольчик излечивают заболевания легких, толстой кишки, устраняют тоску. Для лечения желудка, селезенки, поджелудочной железы необходимо слушать низкий мужской и высокий женский голоса. Влияние на работу сердца, тонкой кишки оказывают скрипка, гитара, контрабас, виолончель, арфа, альт.

Причем функциональному состоянию каждого жизненно важного органа соответствует своя эмоция: сердцу – радость, селезенке – понимание и воображение, легким – агрессия, почкам – страх, печени – гнев. Меняются наши эмоции – изменяется и состояние сопряженного органа. В этом-то и заключается психологический аспект направленного воздействия тембра определенного музыкального инструмента. Для оптимального музыкально-терапевтического воздействия определено даже время суток. Для больных бронхиальной астмой – это раннее утро, 3–5 часов утра, для гипертоников – 16–17 часов, для тех, у кого «пошаливает» печенка, – с 1 до 3 ночи .

Американские диетологи и наркологи начали поставлять на рынок аудиокассеты для сбрасывания веса, против табакокурения и алкоголизма.

Во всём мире музыку применяют как средство облегчения болей, для коллективного лечения в больницах, особенно в психиатрических клиниках, в качестве трудотерапии, на предприятиях для повышения умственной и физической работоспособности, в парках для снижения преступности, в школах, колледжах для повышения успехов в учёбе у детей, для профилактики и коррекции эмоциональных и поведенческих проблем. Ну, а съезды и конференции музыкотерапевтов по всему миру - уже давно самое обычное дело.

Использование определённых музыкальных звуков также применяется для лечения сахарного диабета. Было установлено, что между уровнем сахара в крови и психическим состоянием существует прямая связь. Таким образом, изменяя и регулируя свое психическое состояние, человек может изменить уровень сахара в крови. В этом большую помощь оказывают аудиокассеты с записью звуков природы: шума прибоя, пения птиц, рокота океанских волн, раскатов грома, шума дождя.

Особое внимание уделяется воздействию музыки великих гениев-классиков и вообще классической музыки на живые организмы. Например, создатель музыкальной фармакологии американский ученый Робберт Шофлер предписывает с лечебной целью слушать все симфонии Чайковского и увертюры Моцарта, а также "Лесного царя" Шуберта. Шофлер утверждает, что эти произведения способствуют ускорению выздоровления. Ученые из Самарканда пришли к выводу, что звуки флейты-пиккало и кларнета улучшают кровообращение, а медленная и негромкая мелодия струнных инструментов снижает кровяное давление. По мнению французских ученых, "Дафнис и Хлоя" Равеля, «Аве Мария» Шуберта, «Лунная соната» Бетховена, «Лебедь» Сен-Санса может быть прописана лицам, страдающим алкоголизмом, а музыка Генделя "стабилизирует" поведение шизофреников. Исследования центра под руководством Лазарева показали, что музыкальные вибрации оказывают влияние на весь организм. Они благотворно влияют на костную cтpyктypy, щитовидную железу, массируют внутренние органы, достигая глубоко лежащих тканей, стимулируя в них кровообращение. Установлено, что лирические напевы Чайковского, мазурки Шопена, рапсодии Листа помогают одолеть трудности, превозмочь боль, обрести душевную стойкость.

Такие произведения как «Лунная соната» Бетховена, «Караван» Равеля, «Мужчина и женщина» Лея и романс из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Метель» снимают внутренние спазмы мышц, включая судороги и микро спазмы, и дают полное расслабление всему организму, способствующее заживлению ран и восстановлению сил.

Для снятия мигрени, головной боли рекомендуется слушать следующие произведения: «Дон Жуан» и «Симфония № 40» Моцарта, «Венгерская рапсодия» Листа, «Американец в Париже» Гершвина,«Фиделио» Бетховена, «Сюита Маскарад» Хачатуряна, «Весенняя песня» Мендельсона и «Юморески» Дворжака.

«Свадебный марш» Мендельсона, «Ноктюрн ре-минор» Шопена и «Концерт ре-минор» для скрипки Баха нормализует кровяное давление и сердечную деятельность, а «Месса ля-минор» Брукнера, «Соната для фортепиано» Бартока помогает при лечении гипертонии.

Музыкальные произведения «Грустный вальс» Сибелиуса, «Грезы» Шумана, «Медитация» Массне, «Адажио» Родриго, сюита «Пер Гюнт» Грига, «Баркарола» Оффенбаха, «Песни без слов» Мендельсона, «Мелодия» Глюка, а также пьесы Чайковского избавляют от бессонницы.

Но самый большой эффект на человека оказывают мелодии Моцарта. Произведения Моцарта универсальны: они рекомендуются для снятия стресса, эффективного усвоения учебного материала, от головной боли, гипертонии, для лечения заикания, эпилепсии, а также во время восстановительного периода, например, после экстремальных ситуаций. Причем лечебным эффектом обладают все произведения Моцарта. Этот музыкальный феномен, до конца ещё не объяснённый, так и назвали – “эффект Моцарта”.

В ходе исследований ученые использовали сканирование мозга с помощью магнитного резонанса, чтобы получить картину активности участков мозга. Как и ожидалось, музыка Бетховена, Шумана и других композиторов-классиков «будила» строго определенные участки коры мозга. Но только музыка Моцарта активизировала все участки коры головного мозга, в том числе и те, которые участвуют в моторной координации, зрении и высших процессах сознания и могут играть роль в пространственном мышлении.

Тайну целительных свойств музыки Вольфганга Амадея Моцарта подтвердил Альфред Томатис, врач-отоларинголог, член Французской академии медицинских наук. Исследуя особенности работы мозга человека, он выяснил: прослушивание высокочастотных звуков – 5000–8000 Гц – активизирует мозговую деятельность, улучшает память, стимулирует процессы мышления. Эти вибрации словно питают наш мозг, а вместе с ним и все тело. Анализируя музыку разных композиторов, Альфред Томатис пришел к выводу, что произведения Моцарта содержат наибольшее число нужных частот. Опираясь на результаты своих исследований, доктор Томатис разработал метод лечения с помощью музыки. Он эффективен при детском аутизме, нарушениях концентрации внимания, расстройствах речи, а также при депрессиях у взрослых .

Отдельные исследования ученых посвящены влиянию музыки на детей.

В начале двадцатого века ученые уже могли видеть, что музыка - классическая музыка и колыбельные - являлись целительными средствами для детей, эта музыка не только развивает детей, но также делает их здоровее. Учение решили найти научное обоснование музыкальной терапии. И первыми пациентами, которые получали лечение музыкой, были родившиеся преждевременно дети.

Исследования показали, что как правило, если ребенок страдал от кислородной недостаточности в период пренатального развития, вне зависимости от того, родился ли он преждевременно или нет, деятельность ферментных клеток была занижена. После прослушивания классической музыки, деятельность детских ферментных клеток возрастала. Это показал цитохимический анализ. Врачи также измеряли кровяное давление детей, пульс, ритмичность дыхания. И они всегда наблюдали классическую реакцию адаптации: организм сам привыкал к окружающей среде, и ребенок начинал чувствовать себя лучше. Ученые предположили, что может быть, созвучие и мелодия никак не связаны с улучшением состояния ребенка. Исследователи переключились на метроном, который отбивал тихий ритм со спокойной частотой. Дети вели себя достаточно хорошо: успокаивались и засыпали. Но цитохимический анализ четко показал: на фоне работающего метронома ферменты в клетках подавлялись. К тому же существует доказательство факта, что рок-музыка с резко выраженным ударным ритмом является вредной для маленьких детей.

Когда родители собираются забрать своих детей из больницы, доктора рекомендуют продолжать выполнять процедуры музыкальной терапии дома, вместе с массажем, специальной гимнастикой и упражнениями в воде. Родители по-разному реагировали на эти рекомендации, некоторые из них включали музыку своим детям, некоторые – нет. Но когда через год эти дети проходили проверку, были обнаружены интересные факты. Дети, которые постоянно слушали классическую музыку, лучше справлялись с неврологическими дефектами, чем те, чьи родители не поверили в целительную силу музыкальной терапии. Таким образом, появилась обоснованная статистика.

Ученые установили, что беспокойные дети должны слушать мелодии со спокойным ритмом – «адажио», «анданте». Как правило, вторые части классических сонат и инструментальных концертов написаны в таком ритме. Немецкие ученые разработали основную научную литературу по этому поводу, и немецкая и венская музыка преобладали в их программах: Моцарт, Шуберт, Гайдн. Позже они добавили Вивальди и Чайковского. К примеру, это может быть вторая часть «Короткой ночной серенады» Моцарта, «Зима» из «Времен года» Вивальди, дуэт Лизы и Полины из оперы Чайковского «Пиковая Дама», колыбельные.

Мелодия со словами сильнее влияет на ребенка, чем мелодия без слов. А живое пение сильнее, чем инструментальное исполнение, записанное на диск. Язык пения совсем не имеет значения, новорожденные дети могут с радостью слушать, например, колыбельную Брамса или Рождественские церковные песнопения на немецком языке. А дети, страдающие от синдрома дистресса, которые плохо едят, а иногда даже отрывисто дышат, должны слушать музыкальные композиции в темпе «аллегро» и «аллегро модерато» Моцарта, Шуберта, Гайдна. К примеру: вальсы из балетов Чайковского «На тройке», из его «Времен года», «Весна» из «Времен года» Вивальди, а также маршевую музыку.

Процедуры музыкальной терапии также являются полезными для здоровых, нормально развивающихся детей. Их нужно успокаивать или наоборот иногда подбадривать. Это можно сделать при помощи расслабляющей или энергичной музыки .

Но и лю­бое яв­ле­ние мож­но на­пра­вить и в по­ло­жи­тель­ную и в от­ри­ца­тель­ную сто­ро­ны. Му­зы­ка - не ис­клю­че­ние. В по­след­ние де­ся­ти­ле­тия ХХ ве­ка поя­ви­лось мно­же­ст­во му­зы­каль­ных на­прав­ле­ний и боль­шин­ст­во из них, от­ме­ча­ют ис­сле­до­ва­те­ли, дей­ст­ву­ют раз­ру­ши­тель­но на жи­вые ор­га­низ­мы.

Ес­ли под воз­дей­ст­ви­ем клас­си­че­ской му­зы­ки уве­ли­чи­ва­ет­ся ко­ли­че­ст­во мо­ло­ка у кор­мя­щих ма­те­рей и мле­ко­пи­таю­щих жи­вот­ных, то под воз­дей­ст­ви­ем рок-му­зы­ки оно рез­ко сни­жа­ет­ся. Как показала исследования, рас­те­ния и жи­вот­ные пред­по­чи­та­ют гар­мо­нич­ную му­зы­ку. На­при­мер, дель­фи­ны с удо­воль­ст­ви­ем слу­ша­ют клас­си­че­скую му­зы­ку, осо­бен­но Ба­ха. В одном из экспериментов, ус­лы­шав клас­си­че­ские про­из­ве­де­ния, аку­лы со­би­ра­ют­ся со все­го оке­ан­ско­го по­бе­ре­жья. Рас­те­ния и цве­ты под клас­си­че­скую му­зы­ку бы­ст­рее рас­прав­ля­ют свои ли­стья и ле­пе­ст­ки.

Под зву­ки со­вре­мен­ной му­зы­ки ко­ро­вы ло­жат­ся и отказываются есть, рас­те­ния бы­ст­рее вя­нут. Тем не менее, че­ло­век за­гро­мо­ж­да­ет свое жиз­нен­ное про­стран­ст­во хао­ти­че­ски­ми виб­ра­ция­ми. За­пад­ные ме­ди­ки вве­ли в свой лек­си­кон но­вый ди­аг­ноз - «му­зы­каль­ный нар­ко­ман» .

Современная музыка на самом деле она не просто звучит – она исполняет свою функцию программирования. Их подтверждают беспристрастные факты. Аме­ри­кан­ские вра­чи во гла­ве с уче­ным Р. Лар­се­ном ут­вер­жда­ют: по­вто­ряю­щий­ся ритм и низ­ко­час­тот­ные ко­ле­ба­ния бас-ги­та­ры силь­но влия­ют на со­стоя­ние спинномозговой жид­ко­сти, и как след­ст­вие, на функ­цио­ни­ро­ва­ние же­лез, ре­гу­ли­рую­щих сек­ре­ты гор­мо­нов; су­ще­ст­вен­но из­ме­ня­ет­ся уро­вень ин­су­ли­на в кро­ви; ос­нов­ные по­ка­за­те­ли кон­тро­ля нрав­ст­вен­но­го тор­мо­же­ния опус­ка­ют­ся ни­же по­ро­га тер­пи­мо­сти или це­ли­ком ней­тра­ли­зу­ют­ся.

Ед­ва ли не «об­щим ме­стом» в ис­сле­до­ва­ни­ях та­ко­го ро­да счи­та­ет­ся раз­ру­ши­тель­ное воз­дей­ст­вие на че­ло­ве­че­ский ор­га­низм сверх­гром­ких зву­ков - по­доб­ную му­зы­ку спе­циа­ли­сты на­зы­ва­ют «му­зы­кой-убий­цей», «зву­ко­вым ядом». Рус­скому пси­хо­логу Д. Аза­рову уда­лось вы­де­лить со­че­та­ние нот, сход­ное для всех слу­ча­ев са­мо­убий­ст­ва рок - му­зы­кан­тов. Мно­же­ст­во му­зы­каль­ных про­из­ве­де­ний со­вре­мен­но­сти созданы, по мнению ученого из «зву­ков-убийц».

Исходя из выше сказанного, можно увидеть, что такое направление как музыкотерапия широко применяется при лечении различных заболеваний во всем мире. Но как выяснилось в ходе исследования, не вся музыка оказывает положительное влияние на организм человека. Такие жанры, как рок, поп - музыка, постепенно убивают не только человека, но и все, с чем соприкасаются их звуки. Самой полезной и, даже можно сказать, обладающей волшебными свойствами, стала классическая музыка, способная заменить многие лекарства от любого недуга.

Заключение

Звуки музыки родились одновременно с живыми существами, способными их воспринимать. С тех пор прошло много времени, звуки превратились в музыку, а музыка стала искусством, которое не забыто и в наши дни, продолжает жить с нами, не покидая ни на мгновенье. Ее начали изучать как науку и обнаружили очень много целебных свойств, которые находят все большее применение в повседневной деятельности.

В рамках данной работы мы попытались найти как можно больше положительных сторон этого искусства. Как выяснилось самой полезной и, даже можно сказать, обладающей волшебными свойствами, стала классическая музыка, способная заменить все лекарства от любого недуга. Но не вся музыка оказывает положительное влияние на организм человека. Вреднее всего сказывается на нашем организме прослушивание современной музыки. А именно такие жанры, как рок, поп и клубная музыка, которые, в прямом смысле слова, постепенно убивают не только человека, но и все, с чем соприкасаются их звуки. Жаль, но до сегодняшнего дня в это поверить и понять может не каждый. Возможно, причина всему это масштабное использование современной музыки, которую уже трудно назвать таковой.

Если бы музыкотерапии уделялось больше внимания в различных источниках СМИ, то современное человечество куда серьезнее воспринимало бы это восхитительное, замечательное искусство.

Блинов О. А. Процесс музыкальной психотерапии: Систематизация и описание основных форм работы // Психол. журнал. - 1998. - № 3.

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте . - М., 1968.

Брусиловский Л.С. Музыкотерапия: Руководство по психотерапии / Под ред. В. Е. Рожнова. - М., 1985.

Бурно М.Е. О клинической психотерапии творчеством // 7-й Всесоюзный съезд невропатологов и психиатров. - М., 1981. - Т. 3.

Власова Т.М., Пфанфенрод А.Н. Фонетическая ритмика. -М., 1996.

Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. - М., 1985.

Вольпер И.Е. Психотерапия. -Л., 1972.

Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. - М., 1983. - Т. 5.

Гройсман А.Л., Росляков А.Ф. Теория и практика театрализованной и ролевой психокоррекции. - М., 1993.

Гройсман А.Л. Психотерапия для всех. - М., 1981.

Драпкин Б.З. Терапия радостью - сущность детско-подростковой психотерапии// 7-й Всесоюзный съезд невропатологов и психиатров. - М., 1981. - Т. 3.

Дубровина И.В. и др. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, Т. В. Вохмянина. - М., 1998.

Зарицкая Р.И., Невинская A.M. Влияние музыки на процесс дыхания у детей и взрослых// Вопросы изучения и воспитания личности. - 1929.-№1-2.

Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. - СПб., 1998.

Казарисова А.С. Музыка в системе психопрофилактики // Тр. Ле-нингр. НИИ психоневр. ин-та. - 1976. - Т. 70.

Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. - М., 1997.

Копытин А.И. Основы Арт-терапии. - СПб., 1999.

Кох И. Основы сценического движения. - М., 1970.

Матейнова 3., Машура С. Музыкальная терапия при заикании / Пер. с чешек. - Киев, 1984.

Составитель И. П. Юдаева

1. «Кот и мыши» (для детей 2-3 лет). «Мышки», музыка М. Жилин-ского.

Цель: учить эмоционально откликаться, передавать образно-игровые движения, побуждать детей к подпеванию.

Взрослый показывает большую игрушку - кота, рассматривает его с детьми, кладет его на коврик в комнате. Затем рассказывает историю про «мышей и кота»: «Маленькие мышки любили погулять, маленькие мышки любили поиграть, но кот-котище, серый хвостище не любил мышек и хотел их поймать. Когда кот засыпал, мышки выбегали из норок погулять». Воспитатель предлагает детям превратиться в «мышек» и пока кот спит погулять. Игра проводится взрослым с детьми под текст, который исполняет педагог:

Мышки в норочках сидят,

(дети сидят на стульях или на ковре) Погулять они хотят. Но сердитый кот усатый, Очень страшен всем мышатам. Долго котик мышек ждал, Утомился, задремал. Баю-баю, баю-бай,

(взрослый с детьми поет песенку) Спи же, котик, засыпай! Потихонечку бегите,

(дети выходят из «норок») Но кота не разбудите! Будет крепко котик спать, И не сможет вас поймать. Осторожно! Страшный кот,

(педагог берет игрушку-кота) Глаз открыл и привстает. Мышки в норки разбегайтесь,

(дети убегают от кота) И коту не попадайтесь!
227

2. «Медведь и пчелы» (для детей 4-5 лет).

Цель: учить передавать образно-игровые движения, автоматизировать поставленный звук «Ж», сочетать движение с текстом.

Педагог рассказывает детям о трудолюбивых пчелках, собирающих с цветов сладкий сок , который потом превращается в мед, и про медведя, который любит отнимать у маленьких пчелок мед. После этого воспитатель предлагает детям поиграть.

1. В ясный солнечный денек, Весело порхая, Собирает сок Пчелка полевая.

2. У пчелы полно забот,

Над цветком пчела кружит, Добывать ей надо мед. Про дела свои жужжит, Жу-жу, жу-жу, жу-жу!

3. Друг за другом полетели, ж-ж-ж,

(пчелки летают) Дружно песенку запели, ж-ж-ж! Я пчелка полевая, ж-ж-ж!

(дети поют) Я устали не знаю, ж-ж-ж! Среди цветов летаю, ж-ж-ж! И мед там собираю, ж-ж-ж!

Воспитатель предупреждает пчелок:

Осторожно, пчелки! Здесь медведь за елкой! В ульи улетайте И свой мед спасайте!

(пчелки улетают)

Для детей дошкольного возраста

ТЕАТРАЛИЗОВАННО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Для детей 5-6лет

с нарушениями в развитии речи, задержкой психического развития, умственной отсталостью, с сенсорными нарушениями

(выборочно при модификации) Составитель Е. А. Медведева

Игровые упражнения серии -«если бы я был актер»

1. «Игра с воздушными шариками». «Шведская мелодия», обработка Л. Вишкарева.

Цель: учить детей пантомимически передавать образ с опорой на физические ощущения «действую-чувствую-воображаю».

Детям раздаются воздушные шарики, предлагается поиграть с ними, при этом обращается внимание на их легкость, затем упражнение повторяется только с воображаемыми шариками.

2. «Спокойной ночи». «Колыбельная», музыка Н. Римского-Корсакова.

Цель: учить передавать невербальными действиями воображаемый образ.

Детям раздаются игрушки, предлагается уложить их спать и покачать на руках. При повторении упражнения дети передают этот этюд с воображаемыми игрушками.

3. «Котик выздоровел, котик заболел». Музыка А. Гречанинова.

Цель: учить детей невербально передавать разные эмоциональные состояния (радости, печали).

Педагог рассказывает детям рассказ о девочке, у которой был веселый маленький котенок, но однажды он заболел, лежал грустный на коврике и не играл с девочкой . Маленькая хозяйка лечила котенка, он поправился, стал веселым и опять играл с нею. Детям предлагается по очереди передать состояние котика - печального, больного и веселого, здорового.

4. «Легкие бабочки». «Мотылек», музыка С. Майкапара.

Цель: учить невербально передавать образ, его характерные особенности.

Детям предлагают рассказ: «В саду было много красивых цветов. Маленькие, легкие мотыльки летали и кружились над ними, выбирая себе самый яркий и красивый, а потом садились на него». Затем дети слушают соответствующую музыку и, представив себя «мотыльками», передают движениями картинку, «нарисованную» музыкой.

5. «Найди котенка».

Цель: учить создавать воображаемую ситуацию и невербально передавать ее содержание.

Педагог предлагает детям поискать в группе спрятавшегося котенка (игрушку), найдя его, «напоить» молочком из мисочки. Затем задание повторяется с воображаемым котенком или щенком.

6. «Я певец».

Цель: учить детей создавать образ «певца» (с опорой на звукозапись знакомой детской песни).

Детям предлагается представить себя «певцами» и по одному «с микрофоном» исполнить знакомую песню, представив себя участниками конкурса «Утренняя звезда». В случае затруднений при передаче образа ребенок может исполнить песню «дуэтом с педагогом». Остальные дети изображают зрителей и жюри.

7. «Придумай и продолжи действие» (в форме рассказа с элементами инсценирования).

Цель: развивать творческое воображение, учить невербальными действиями внешне выражать образы, фантазировать на заданную тему.

Педагог начинает рассказ с элементами драматизации: «Девочка Маша решила помочь маме убрать комнату. Она взяла веник и стала подметать пол: «Ой!..». Один из детей должен , вообразив себя Машей, придумать окончание истории и изобразить ее в действиях (опыт использования упражнения показывает, что дети предлагают много вариантов: «увидел брошку», «раздался звонок», «ползет муравей» и т. д.).

Игровые упражнения серии -«если бы я был режиссер»

1. «Покажи знакомую сказку» (с опорой на плоскостные модели персонажей).

Цель: действовать в режиссерской игре, учить подбирать модели персонажей к сказке, создавать воображаемую ситуацию, планировать свои


действия «в театре на столе», последовательно передавать сюжет, интонационно передавая образы.

Детям предлагается (с помощью педагога) расставить «декорации», подобрать фигурки персонажей к сказке, а затем показать ее в «театре» для детей-зрителей.

2. «Измени сказку».

Цель: формирование комбинаторных способностей детей с помощью метода «фантастических гипотез».

Ребенок совместно с педагогом инсценирует сказку «Красная шапочка» в настольном театре. В ходе режиссерской игры педагог «включает» в сюжет персонаж из другой сказки: «И вдруг появилась лиса: "Ой! меня укусила оса!"». Ребенку предлагается придумать, что может произойти в сказке, если Волк станет помогать Лисе, рассказать свой вариант или показать продолжение измененной им сказки.

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЬЬ

Для детей 6-7лет с нарушениями речи, задержкой психического развития

Составитель Н. Н. Юрина

Цель: способствовать овладению детьми в доступной им форме элементами техники передачи и воплощения «сценического» образа и средствами интонационно-пластической выразительности, формировать умение действовать в условной театрализованной ситуации.

1. Речевые сценические игровые упражнения

Упражнение на развитие дыхания «Прокололи шину»

Дети делают легкий вдох, затем показывают, как медленно выходит воздух через прокол в шине со звуком «Ш».

Детям предварительно дается представление об органе и они знакомятся с его звучанием . Расслабившись и закрыв глаза, дети сидят на стульях полукругом. Педагог, касаясь каждого, как бы открывая клапаны органных труб, дает сигнал для звучания каждой трубы на «да...а...а». Звучание заканчивается после того, как педагог вновь дотрагивается до каждого ребенка. «Звучание органа» имитируется в тот момент, когда слышны голоса всех детей.

Артикуляционная гимнастика «Хрюша улыбается*

Детям предлагается изобразить поросенка Хрюшу (губы собраны в плотный «пятачок», вытянуты вперед) и показать как, он улыбается (растянуть губы, не обнажая зубы). По команде педагога дети меняют положение губ, темп слегка увеличивается.

Упражнение на развитие дикции «Звуковая цепочка»

Дети стоят в кругу. Педагог бросает мяч по очереди каждому и предлагает продолжить начатое им звукосочетание, добавляя свою букву в звукосочетание «птки-птке-птка-птку-пткы».

Упражнение на автоматизацию звука («/С») и четкое его произношение в словах в форме игры в диалог «Словесное эхо»

Детям предлагается после прочтения всего текста педагогом поочередно построчно произносить четверостишие в диалоге:

Кап-кап-кап! Кап-кап-кап!

(дети) Едет по катку пикап,

(педагог)

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! Окунька поймает кот, Ка-ка-ка! Ка-ка-ка! Дай котятам окунька, Ку-ку-ку! Ку-ку-ку! Бегут котята к окуньку.

Упражнение на формирование логики речи «Логическое ударение»

Детям предлагается предложение «Пьет какао Какаду у Никиты на виду». Затем педагог повторяет предложение в вопросительной форме (обращаясь по очереди к каждому ребенку), делая ударение на определенном слове в предложении , постепенно переходя от первого к последнему слову. Ребенок должен уловить это и ответить утвердительно, логическим ударением выделяя это слово.

Первый вариант: Педагог: «Маша, пьет какао Какаду у Никиты на виду?». Ответ ребенка: «Пьет какао Какаду у Никиты на виду».

Второй вариант: Педагог: «Сережа, пьет какао Какаду у Никиты на виду?». Ответ ребенка: «Пьет какао Какаду у Никиты на виду» и т.д.

Упражнение на интонационную выразительность речи «Краски голоса» (удивление, радость, огорчение)

Педагог произносит разные фразы («Мама дома», «Мама дома?», «Щенок нашелся», «Наташа пришла», «Опять каша», «Яблоко кислое», «На улице было тепло» и др.) с разной интонационной окрашенностью , давая образец. После чего предлагает детям повторить их, выражая интонацией заданные состояния.

2. Сценическое движение

Релаксация, снятие мышечных зажимов «Цветы на лугу» Сидя на ковре, согнув ноги в коленях, обхватив их руками и опустив голову, дети изображают спящие цветы. Под музыку педагог предлагает «цветам» раскрыться и подставить головки солнышку. Дети ложатся на ковер, раскинув руки, расслабляются, закрыв глаза, несколько минут спокойно отдыхают.

Палъчиковый игротренинг «Дом на горе»

Сидя за столом, дети вместе с педагогом читают стихотворение, сопровождая содержание действиями с пальцами, руками.

На горе мы видим дом,

(кисти сложили в «домик»)


Много зелени кругом.

(поставили локти на стол) Вот деревья, вот кусты,

(пальцы растопырили как «ветки») Вот душистые цветы,

(собрали пальцы, ладошки соединили в бутон и сразу «раскрыли цветок») Окружают все забор.

(указательным пальцем изображаем «забор») За забором - чистый двор.

(поглаживаем ладошками стол) Мы ворота открываем,

(разводим ладони в стороны) К дому быстро подбегаем,

(пальцы «пробегают» по столу) В дверь стучимся:

(стучат кулачками по столу) «Тук-тук-тук!» Кто-то к нам идет на стук.

(ладошку приставить к уху) В гости к другу мы пришли

(руки вытянуть вперед) И гостинцы принесли.

(навстречу друг другу)

Упражнение «.Свободное движение» (ориентировка в пространстве сцены)

Дети (4-5 чел.) свободно, не спеша ходят по сцене, не задевая друг друга, меняя направление, как бы изучая пространство вокруг. При этом слушают партнеров, думают о них, стараются избежать столкновений, предчувствуют их. После остановки педагог предлагает повторить упражнение с закрытыми глазами, сосредоточив внимание на своих ощущениях, звуках шагов товарища, перемещаться, не наталкиваясь друг на друга.

3. Ролевая гимнастика «Маски»- (с куклами би-ба-бо) Педагог учит передавать движениями образ «зайчика», «лисы», «медведя» и других персонажей. Работает над соединением движений руки с текстом персонажа (отрывок из знакомой сказки).

4. Итог занятия

Анализ работы детей, поощрение, положительная оценка.


ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Занятия по изобразительной деятельности серия «Лето»

Для детей 5-6лет

с нарушениями речи, задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушением слуха

Составители Т. В. Балашова, Л. М. Новикова

1. Лепка «Грибы для ежа».

Цель: вызывать интерес к рисованию, развивать сюжетно-игровой замысел, учить лепить из целого куска глины разные по форме грибы, обеспечивать коррекцию мелкой моторики руки.

Оборудование, материалы: картинки грибов, глина, дощечки, корзинки.

Предварительная работа. Рассматривание муляжей разных грибов, иллюстраций к сказкам, где изображен еж, несущий на себе грибы. Краткая беседа о том, кто из лесных зверей запасает на зиму грибы.

Проведение занятия. Организационная часть, где педагог называет тему, показывает образец («белый гриб», «подберезовик»), рассматривает и обсуждает с детьми, из каких частей состоят грибы, какая форма у каждой части, чем грибы отличаются один от другого. Затем ставит грибы перед детьми. Во второй части занятия педагог показывает последовательность выполнения работы (деление куска на части), обращает внимание на движения рук при выполнении задания. Затем выполняет с детьми несколько упражнений «Пальчиковой гимнастики» для разогрева рук и предлагает детям лепить, в процессе работы оказывая им помощь. Выполненные работы складываются в корзиночки, стоящие на каждом детском столе. В конце занятия дети с педагогом исполняют песенку про «ежа».

2. Аппликация «Грибы в лесу»

Цель: учить вырезать из бумаги овальные формы, разные по величине (грибы), составлять несложную композицию и дополнять ее деталями, осуществлять коррекцию мелкой моторики.

Оборудование, материал: детские работы по лепке, бумага в четверть или половину альбомного листа, цветная бумага, формы.

Предварительная работа: «печатание на песке», игры с грибками, лепка в свободное от занятий время .

Проведение занятия. Педагог загадывает детям загадку про гриб. После того, как дети отгадали, показывает корзинку с грибами, которые они слепили на предыдущем занятии. Воспитатель говорит, что грибы можно вырезать и из бумаги и сделать лесную полянку, где растет много грибов. Показывает образец, объясняет последовательность работы, предлагает детям вырезать и наклеить грибы (по 2-3) и травку. По ходу работы оказывает детям помощь. Тем, кто быстро выполнил аппликацию, предлагает дополнить ее вырезанным маленьким «жучком». Свои работы дети собирают на общий стол (как будто на полянку). Педагог обсуждает с детьми, какие грибы, сделанные детьми, похожи на настоящие и почему.


РИТМИКА

План-конспект занятия

Для детей 6-7лет

с нарушениями речи, задержкой психического развития, умственной отсталостью

Составитель М. Л. Афанасьева

Цель: учить передавать средства музыкальной выразительности (мет-роритм, темп, форму, динамику) через движение; формировать ориентировку в пространстве, произвольную двигательную активность, необходимую для функционирования всех психических процессов; обеспечивать регуляцию мышечного тонуса, снятие локальных зажимов, напряжения; развивать «чувствование» своего тела, осознание возможностей адекватной передачи своих чувств и переживаний через выразительные движения под музыку.

1. Ритмическая разминка

Поклон девочек, поклон мальчиков («Вальс», музыка Р. Глиэра).

Ритмическое приветствие «Ритмическое эхо»: педагог прохлопывает 2-3 ритмических фрагмента; дети повторяют, как бы отвечая на приветствие.

Статья по теме: «Музыкотерапия». Разработала учитель музыки Чернега Ангелина Владимировна. МКОУ «СОШ №1 ст. Преградная».


Музыка – одно из видов искусства, которое отражает нашу жизнь звуками.

Слово «музыка» происходит от греческого корня «мюзе». Учёные по мифологии свидетельствуют, что девять муз - небесных сестер, которые покровительствовали определенному виду искусства, были рождены от Зевса и Мнемозины - богини памяти. Музыка - это дитя любви, обладающая грацией, красотой, необычными целебными свойствами, гармонией чувств и звуков.

Эвтерпа (др.- греч «увеселяющая») - муза лирической поэзии и музыки .

Воздействие музыки облагораживает нашу жизнь, балансируя эмоциональный фон человека, добираясь до самых далеких его глубин души. Пройдя все века и эпохи, музыка являлась и является общепонятным языком человечества.

О том, что определенные мелодии способны влиять на душевное и физическое состояние человека, хорошо знали в Древней Греции, в Риме.

Термин "музыкотерапия" имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «лечение музыкой».

Использование музыки с лечебной целью уводят нас в античные времена, где музыка широко применялась во врачебной практике.

Древние люди считали, что музыка, это - единство гармонии души и тела во взаимосвязи человека с природой, способное излечить, как духовные, так и физические недуги. Многие болезни - это нарушение определённого ритма органов, существует древние трактования, что с помощью музыки восстанавливали и балансировали функции настройки организма.

Лечебный эффект музыки известен еще с древности. Египетские жрецы пытались лечить музыкой бесплодие у женщин, в храмах Древней Греции музыкой и хоровым пением лечили душевнобольных. Например, древние целители считали, что свирель лечит депрессию, а барабан полезен для желудка. Пение помогает для заживления ран.

Первое научное объяснение влияния музыки и её мощное воздействие на здоровье человека, было изречено из уст древнегреческого ученого и философа Пифагора – «Всякая мелодия синхронизирует работу внутренних органов человека. Происходит это, потому что любой из наших органов это источник энергии и электромагнитных волн заданной частоты, а так как звуки музыки тоже являются волнами они входят с ними в резонанс – и настройки нашего тела меняются. Когда звучит мелодия, ее акустическое поле налагается на акустическое поле организма и получается, что мы испытываем на себе определенного рода клеточный массаж» .

Пифагор излечивал многие душевные и физические заболевания, с помощью специально составленных им композиций.
Он доказывал, что влияние музыки на организм человека имеет направленность на чувства и эмоции, на ум и тело.

Он даже ввел такое понятие как - «музыкальная медицина». «Душа должна быть очищена от противных рассудку влияний торжественным и величественным песнопением, которому полагается аккомпанировать на лире» - говорил древнегреческий ученый. Слушая музыку человек способен испытать физическое освобождение, видеть возникающие образы, пройти через катарсис, т.е. «очищение» и достигнуть духовного раскрытия. Катарсис способствует возвышению человеческого разума, облагораживанию его чувств, помогает снять болезненные симптомы и гармонизовать человека.

В древние времена Пифагор был не единственный, кто считал, что музыка способна благотворно влиять на человеческий организм. В египетских папирусах были найдены упоминания о том, как древние жрецы оздоравливали египтян с помощью мелодий и звуков. А в Ветхом Завете говорится, что Давид игрой на арфе лечил нервное помешательство царя Саула. В древней Греции были мудрецы, которые использовали в целительных целях свойства музыки и ее влияние на здоровье человека. Например, греческий врач Эскулап , больных радикулитом лечил громкой игрой на трубе. Из дошедших до нас рукописей, нам стало известно, что влияние музыки на организм человека применялось с незапамятных времён.

Аристотель считал музыку не только панацеей лечения, но и очищения души. Платон утверждал, что музыка является главным средством для воспитания гармонической личности. В 3 в. до н. э. в Парфянском царстве был выстроен медицинский центр. Здесь лечили музыкой от тоски и душевных переживаний.

О лечебных воздействий музыки на человеческий организм китайские мудрецы писали еще до нашей эры. «Музыка - источник радости мудрых людей, она способна вызывать в народе хорошие мысли, она глубоко проникает в его сознание и легко изменяет нравы и обычаи», - сказал Сюньцзы. Выдающийся врач Авиценна еще тысячу лет назад лечил запахами, смехом и музыкой больных нервными и психическими заболеваниями.

Не следует считать, что музыка является главной составляющей оздоровительного процесса, она лишь способствует восстановлению организма дополнительным воздействием лечения.

Музыкотерапия - это психотерапевтический метод основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, влияя на больного для достижения терапевтического эффекта при лечении его болезни и является видом арт-терапии, используемой в усвоении новых положительных установок и форм поведения, коррекция коммуникативной функции.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ (или “музыкотерапия”, дословно - “исцеление музыкой”, от лат. musica “музыка” и греч. therapeuein “лечить”) – это научно обоснованное клиническое использование музыки для лечебного и благоприятного воздействия на психику и организм человека, базирующееся на научных исследованиях и проводящееся сертифицированным специалистом – музыкальным .

Основоположником звукотерапии считается швейцарский композитор и педагог Эмиль Жак-Далькроз (1865–1950). Каждый наш орган настроен на определенную частоту и восприимчив к ней. В основе лечения звуками заложено воздействие колебаниями разных частот как на психическом, так и на энергетическом уровне. Каждый звук в организме вызывает какую-то вибрацию, создавая энергетическое поле, благотворно воздействующее на системы и органы человека. Каждое музыкальное произведение имеет свою энергетику, как и индивидуально взятый организм. Поэтому обязателен подбор соответствующих мелодий. Определенный ритм музыки способен ускорять или тормозить обменные процессы, расслаблять или тонизировать мышечный тонус. Ритмичная музыка увеличивает число сердечных сокращений, частоту актов дыхания, кровь интенсивнее насыщается кислородом и питательными веществами, происходит стимулирование органов Исследования показали, что будущий ребёнок находясь в лоне матери, уже седьмого месяца внутриутробной жизни различает не только шумы в организме мамы, но и внешние звуки. Тело человека хорошо проводит звуки, и в организм, растущий в лоне матери, внешний мир отражается звуковыми вибрациями.

Будущий человек , все слышит и все запоминает. Скандалы, резкая музыка, громкие голоса оказывают на плод раздражающее и негативное воздействие. И, напротив, спокойная музыка, благотворно влияет на состояние и развитие будущего человека, а ласковый и мягкий голос матери воздействует успокоению и равновесию его душевного мира. В это время мать может почувствовать, как ее малыш "танцует" в утробе . В период развития у плода уже в животе развивается хороший вкус, гармония, красота и умиротворение. Учёными доказано, что дети после рождения гораздо эмоциональней реагируют на мелодии, которые они слышали ещё в утробе матери.

Сейчас уже не секрет, что музыка положительно влияет на здоровье и состояние женщины во время беременности и её будущего малыша.

В начале ХХ века исследователи занялись изучением музыки, её методов и приёмов, как средство для лечения и восстановления человеческого организма.

Феномен музыкального воздействия специалисты объясняют так: « Организм человека – это система вибрирующая. А музыка – это тоже вибрация, только упорядоченная, определенным образом синхронизированная. Она вносит порядок в нашу систему, настраивает ее на определенный лад, влияет на настроение и работу внутренних органов и систем. А любые болезни проявляются как вполне определенные диссонансы, возникающие вследствие разбалансировки больного органа со здоровым организмом. Музыка может провоцировать приводящий к болезни процесс десинхронизации, а может и наоборот - гармонизировать организм, поддерживая в человеке здоровье ».

О благотворном влиянии классической музыки на человека известно уже дано. В 90-х годах XX столетия появилась сенсационная информация об уникальном воздействии на человеческий мозг музыки Моцарта.

Этот феномен открытия назвали «эффектом Моцарта». Музыка Моцарта повышающая

интеллект , особенно благотворно влияет на интеллектуальное развитие детей. До сих пор ученые полемизируют о природе и свойствах этого явления. Но уже в доказательство существуют занимательные факты.

Воздействия музыки Моцарта на головной мозг научно доказана и соответствует биоритмам нашего мозга.

Как образно выразились ученые, «практически вся кора головного мозга начинала светиться».

«Американские ученые провели такой эксперимент: они повели тестирование группы добровольцев на «IQ»; потом в течение 10 минут группа прослушала фортепианную музыку Моцарта; потом опять тестирование. Результат: второе тестирование на «IQ» показало повышение интеллекта в среднем на 9 единиц. Ученые нашей страны доказали, что прослушивание произведений Моцарта повышает интеллектуальные способности практически всех людей, независимо от пола и возраста . Самое интересное, что умственные способности повышаются даже у тех, кому Моцарт не нравится».

Итальянские ученые из небольшого города Кьети открыли такое явление, как « эффект Вивальди ». Они провели уникальные опыты, в процессе которых исследовали память пожилых людей после прослушивания сочинения Вивальди «Времена года» Оказалось, что экспериментируемые люди решали тесты на память значительно лучше своих ровесников из группы. По мнению ученых, музыка Вивальди повышает активность участков мозга, отвечающих за память. Таким образом, благотворному воздействию музыкой на организм человека к «эффекту Моцарта» можно добавить ещё и «эффект Вивальди».

Естественно, не обязательно слушать только классическую музыку, следует выбирать и другие жанры. Но как показывают исследования психологов, работающих в области музыкотерапии, «именно классическая музыка влияет «базово», глубоко и надолго, существенно ускоряя процесс лечения».

Психологами доказано, что классическая музыка способна и негативно воздействовать на организм. Примеров на этот счёт множество. К таким произведениям можно отнести «Венисбергская сцена» Вагнера и многие музыкальные композиции Рихарда Штрауса. Бывают ситуации, когда музыка отражается на слушателе, как психологический яд, хотя и является шедевром музыкальной классики. К такой группе можно отнести некоторые произведения Ф. Шопена, особенно ноктюрны, в которых композитор дал

волю своим чувствам, как меланхолия, ностальгия и слабость.

Разные жанры музыки вызывают, разные эмоции у людей.

Сегодня лечебную музыку называют уникальным явлением медицины нашего столетия, так как она восполняет энергетическим зарядом исцеления - сознание и тело человека.

В Китае в массовом масштабе выпускают для очищения души и тела музыкальные альбомы с неожиданными для нас названиями: "Пищеварение", "Бессоница", "Мигрень", "Печень", "Легкие", "Сердце". Они заменяют больным таблетки или даже лекарственные травы.

Правильно подобрав музыкальный репертуар, можно достичь полной гармонии души и тела, стать человеком уравновешенным, спокойным и крепким.


Музыкальные рецепты.

1. Избавляет человека от неврозов и раздражительности - "Аве Мария" Шуберта, "Лунная соната" Бетховена, "Лебедь" Сен-Санса, "Метель" Свиридова. Эта музыка, так же и бодрящие произведения Чайковского, Пахмутовой, Таривердиева.

2. Для профилактики утомляемости необходимо слушать - "Утро" Грига, "Рассвет над Москвой-рекой" (фрагмент из оперы "Хованщина") Мусоргского, романс "Вечерний звон", мотив песни "Русское поле", "Времена года" Чайковского.
3.
Для стимуляции творческого импульса рекомендуются - "Марш" из кинофильма "Цирк" Дунаевского, "Болеро" Ревеля, "Танец с саблями" Хачатуряна.
4.
Полное расслабление дают - "Вальс" Шостаковича из кинофильма "Овод", романс из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина "Метель" Свиридова.
5.
Нормализуют кровяное давление и сердечную деятельность - "Свадебный марш" Мендельсона.
6.
Снимает головную боль и невроз - полонез Огинского.
7.
Нормализует сон и работу мозга - сюита "Пер Гюнт" Грига.
8.
Активизирует умственное развитие и развивает способности у детей - музыка Моцарта .
9.
Для снижения раздражительности - многие произведения Бетховена («Лунная соната»,

«Симфония ля минор»), произведения Баха, особенно «Кантата №2» и «Баркарола» Чайковского.
10. Для снятия тревоги - помогают мазурки и прелюдии Шопена, мелодичные вальсы Штрауса и «Мелодии» Рубинштейна.
11.
Для устранения чувства озлобленности, а также зависти к успехам других людей -
Бах - Итальянский концерт; Гайдн - симфония.
12.
Успокаивающая музыка - Бетховен - 2 и 3 части Шестой симфонии, Брамс -"Колыбельная", Шуберт - "Аве Мария", Дебюсси -"Лунный свет", «Ноктюрн соль минор» Шопена.
13.
От головной боли - Лист - Венгерская рапсодия № 1, Хачатурян - сюита из музыки к драме Лермонтова "Маскарад", Гершвин - симфоническая сюита "Американец в Париже",
«Дон Жуан» Моцарта.

14. Против гипертонии, подозрительности и мнительности, напряженности в отношениях с другими людьми - помогает «Концерт ре минор» для скрипки и «Кантата №21» Баха,
«Соната для фортепиано» и «Квартет №5» Бартока, «Месса ля минор» Брукнера, Шопен - ноктюрн ре минор.

Музыкой сейчас лечат гипертонию, гипотонию, неврозы, дефекты слуха и речи у детей,используют музыку в акушерской практике, хирургии, при лечении зубов, а также в сексологии, наркологии и токсикологии.

«Звук обладает магическими свойствами. Он может приобретать физическую форму и контуры, которые способны воздействовать на наше здоровье, сознание и поведение».

Чтобы звуки вокруг радовали и помогали, можно научиться грамотно их подбирать.

Исцеление нотами – простой и безопасный способ. Можно петь понравившийся тебе звук, погружаясь в него и наслаждаясь им, чтобы избавление от недуга пошло быстрее.

Расскажем, каким действием на человека обладают определенные ноты .

При исполнении отдельных нот происходит следующее:

1. Нота «До» применяется в музыкотерапии для воздействия на :
- костную систему (при болезнях ног, неподвижности суставов и проблемах с лодыжками);
- мышцы нижней части спины, седалищный нерв;
- простату;
- кишечник (при запорах или диарее).
Специалисты музыкотерапии считают, что
нота «До» отвечает за обоняние, помогает справиться с меланхолией и страхами. Лечебно-профилактическое прослушивание ноты «До» поднимает уровень гемоглобина в крови, помогает наладить кровообращение .

2. Нота «Ре» применяется в музыкотерапии для воздействия на :
- репродуктивные органы;
- почки и мочевой пузырь

Лимфатическую систему;
- желчный пузырь (при наличии в нем камней).
В музыкотерапии нота «Ре» используется для улучшения обмена веществ, уменьшения жировых отложений, выведения шлаков. Музыкотерапевты с помощью ноты «Ре» помогают пациентам с астмой, бронхитом, подагрой. Установлено, что прослушивание ноты «Ре» повышает физическую и умственную активность, помогает сбросить вес и справиться с апатией. Кроме того, нота «Ре» отвечает за вкусовые ощущения .

3. Нота «Ми» применяется в музыкотерапии для воздействия на :
- мышечную систему;
- кишечник (активизирует его);
- печень, почки и селезенку (улучшает деятельность и оздоравливает);
- нервную систему (снимает головные боли, успокаивает).
Специалисты музыкотерапии
используют ноту «Ми» для улучшения зрения пациентов и стимулирования их интеллектуальной деятельности. Нота «Ми» помогает справится со скукой .

4. Нота «Фа» применяется в музыкотерапии для воздействия на :
- сердце и легкие;
- эндокринную систему;
- иммунную систему;
- органы пищеварения;
- нервную систему (помогает при бессоннице и раздражительности).
С помощью ноты «Фа» в музыкотерапии решаются такие проблемы, как: истощение организма, высокое артериальное давление, аллергические заболевания, ОРВИ, колиты и язвы. Установлено, что нота «Фа» отвечает за осязание .

5. Нота «Соль» применяется в музыкотерапии для воздействия на :
- горло и шею (при ларингите, тонзиллите);
- слуховой аппарат;
- нервную систему (успокаивает).
Специалисты музыкотерапии
используют ноту «Соль» для решения проблем с органами слуха, улучшения обмена веществ, повышение внимательности человека, снижения температуры тела. Нота «Соль» помогает наладить состояние кожи головы .

6. Нота «Ля» применяется в музыкотерапии для воздействия на :
- нервную систему (при конвульсиях, навязчивых идеях и т.д.);
- мышечную систему.
В музыкотерапии
применение ноты «Ля» помогает справиться с нарушением координации движений, отеками, обильными кровотечениями. Нота «Ля» помогает снизить болевые ощущения, развить интуицию .

7. Нота «Си» применяется в музыкотерапии для воздействия на :
- селезенку;
- нервную систему (при невралгии, стрессах или сильных душевных травмах и переживаниях).

Специалисты музыкотерапии используют ноту Ля для регулирования баланса микроэлементов в организме, избавления пациентов от судорог. Нота Ля оказывает благоприятное, стабилизирующее воздействие на нервную систему и многие процессы в организме, поэтому она идеально подходит для медитативных занятий и избавления от стрессов .

Определённая музыкальная нота связана с системой человеческого организма и определёнными органами чувств. Слушая и пропевая ноты, вы можете помочь своему телу восстановить утраченное здоровье и наполнить его жизненной силой и энергией.

Музыка поистине творит чудеса, вселяя в наши души покой, гармонию и умиротворение! Снимает стрессы и негативные эмоции. Нужные музыкальные звуки непременно найдут отклик в вашем сердце. Не тратьте время зря, а наслаждайтесь каждым мгновеньем своей жизни и пусть музыка будет другом и спутником на вашем пути.

Будьте здоровы!!!

Используемая литература:

  1. Материал с сайта журнала "Здоровье": 6. В.И.Петрушин «Музыкальная психология» - М.:Академический проект,2006.

    7. Брусиловский Л.С. Музыкотерапия: руководство по психотерапии. – Ташкент, 1985.
    8. Копытин А.И. Основы арт – терапии. –СПб., 1999.
    9. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства. – М., 2002.
    10. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. – М., 2000
    11. Шушарджан С.В. Здоровье по нотам: практикум пути к духовному совершенству и бодрому долголетию. – М.,1994.

    12. «Музыкотерапия и резервы человеческого организма», Москва, изд."Антидор",1998, 363 с.

    13. "Здоровье по нотам", Москва, АО"Перспектива", 1994 г., 170 с.

    Статьи: музыка и здоровье. www.doctor-art.ru

В Библии говорится, что Давид, играя на арфе, исцелял царя Саула от приступов меланхолии и душевного расстройства. На огромную роль вибраций собственного голоса указывал великий Пифагор. Если больной не мог издавать звуки, то Пифагор в таких случаях прикладывал к его груди трубу и через нее заставлял звучать и вибрировать тело больного. Отец средневековой медицины Парацельс считал вибрации от звуков музыкальных инструментов и собственного голоса главным методом лечения. Хорошо известен случай, когда наиболее известный певец 1-ой половины 18 века Фаринелли, пением вылечил от тяжелой формы шизофрении испанского короля Филиппа VI.

Музыкотерапия – это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство.

Терапевтическое воздействие музыки известно с древних времен. Основные механизмы воздействия музыкотерапии делают этот метод максимально индивидуально эффективным для каждого человека. С одной стороны музыка, содержащая ритм воздействует на определенные мозговые зоны и активирует или синхронизирует работу мозга в целом, так как наш организм работает в режиме подстраивания под ритмическую организацию внешнего мира. С одной стороны подбирая музыкальные произведения можно добиться нужного эффекта расслабления или повышения активности. С другой стороны, любая музыка несет в себе индивидуальную маркировку, т. е. ассоциируется лично для каждого человека с каким-то событием, соответственно имеет для нас определенное значение и вызывает опре-деленные эмоции.

Музыкотерапия в целом развивается как интегративная дисциплина на стыке нейрофизиологии, психологии, психотерапии, рефолексотерапии, музыкальной психологии, музыковедения и др. Она всё более утверждается в статусе универсальной воспитательной системы, способной оптимизировать процесс личностного развития человека в слож-ных условиях современной общественной жизни (Википедия).

Голос – это уникальный музыкальный “инструмент”, данный человеку самой Природой. Голос человека вибрирует всегда, когда он звучит (при разговоре, пении, шепоте). И более совершенного (в частности – с терапевтической точки зрения) музыкального инструмента, подходящего для конкретного человека, просто не существует.

Каждый орган нашего тела имеет свой “голос”. “Звучание” больных органов отличается от звучания здоровых. Это ненормальное “звучание” можно скорректировать, научив человека правильно петь. Хорошие оперные певцы – люди физически здоровые и, как правило, долгожители.

В настоящее время методы вокалотерапии активно используются во всем мире для лечения и профилактики как психических расстройств: неврозов, фобий, депрессии, апатии, шизофрении, так и соматических заболеваний: бронхиальной астмы и других заболеваний дыхательных путей, сердечно-сосудистой недостаточности, головных болях и др.

Цели семинара:

  • знакомство с направлениями “Музыкальная терапия” и “Вокалотерапия”;
  • овладение конкретными методами музыко- и вокалотерапии;
  • освоение психотерапевтических техник работы с музыкальными произведениями и голосом;
  • овладение базовыми навыками необходимыми для применения музыки в терапии на практике.

Семинар “Музыко- и вокалотерапия” рассчитан на обучение и повышение квалификации: музыкантов, психологов, врачей, психотерапевтов, психиатров, студентов 4, 5-х курсов медицинских, психологических факультетов и всех желающих расширить свои знания, познать себя.

В программе семинара:

  • Музыка как метод психотерапии.
  • Психофизиологические основы воздействия звука и анализ психологических механизмов влияния музыки.
  • Музыка как метафора. Музыкальная терапия и терапевтический характер музыки.
  • Основные направления музыкотерапии.
  • Активная и пассивная форма музыкотерапии.
  • Сочетание изобразительных техник с музыкой.
  • Способы взаимодействия терапевта с клиентом, с группой в музыкотерапии.
  • Показания и ограничения метода музыкальной терапии.
  • Маркировка с пользованием работы с образами.
  • Классификация музыкальных метафор.
  • Использование метода музыкальной терапии в рамках групповой и индивидуальной работы.
  • Критерии выбора музыкальных произведений.
  • Музыкотерапия как развитие коммуникативных навыков.
  • Направление и механизмы действия музыкотерапии.
  • Техники музыкотерапии. Модели построения “индивидуальной” мелодии.
  • Собственный опыт в упражнениях и создание “индивидуальной” терапевтической мелодии, технология динамиче-ского слушания.
  • Упражнения на создание музыкальной метафоры.
  • Упражнения “Музыкальная комната”, “Мелодия магического воздействия”, “Создание музыкальной метафоры”, “Технология динамического слушания”, “Музыкальный портрет”, “Оркестровая яма”, “Создание индивидуальной музыкальной мелодии”.
  • Применение музыкотерапии в клинической практике.
  • Особенности музыкотерапии при проблемах обучения, в неврологии, при деменциях.
  • Основы вокалотерапии. Расслабление с помощью голосовых вибраций.
  • Выражение эмоций и чувств с помощью пения.
  • Работа с дыханием. Упражнения на восстановление дыхания для нормализации эмоционального состояния.
  • “Цветочный магазин” – отработка глубокого интенсивного вдоха. Упражнение “Свеча”, а также использование скороговорок – тренировка умения ровно распределять выдыхаемый воздух.
  • Упражнение “Выдох через соломинку” – работа с вокальной “опорой”. Методы дыхательной гимнастики Стрельниковой.
  • Упражнения на активизацию артикуляционного аппарата – работу с локальными мышечными зажимами (лица, нижней челюсти, шеи) – эмоциональное раскрепощение.
  • Работа с голосом: вокализирование на закрытом звуке (М, Р) – резонирование, снятие внутреннего напряжения; вокализирование на открытом звуке (А, О, И) – регуляция психофизического расслабления или активизации.
  • Упражнения “Волна”, “Вопрос – ответ” для снятия психофизических зажимов посредством преодоления межрегистровых барьеров. Упражнение “Импровизация” для эмоционального раскрепощения, самовыражения.
  • Использование фольклорного пения для отреагирования и канализации эмоций.
  • Пение, как средство коммуникации – дуэты, ансамблевое пение, импровизационное упражнение “Диалог” как средство коммуникации, раскрытия творческого потенциала в процессе “пропевания” диалогового общения.
  • Синхронизация эмоционального и физического самочувствия при сочетании пения с ритмом, хлопками и движениями.
  • Соотнесение своего состояния с настроем группы, эффект “заражения ” эмоциями.

Литература по музыкотерапии и вокалотерапии:

  1. Блаво Р. Исцеление музыкой. – СПб., 2003.
  2. Брусиловский Л. С. Музыкотерапия // Руководство по психотерапии. 3-е изд., доп. и перер. – Ташкент, 1985. С. 273-304.
  3. Вольперт И. Е. Лечение музыкой // Вольперт И. Е. Психотерапия. – Л., 1972. С. 146-155.
  4. Голдмен Дж. Целительные звуки: пер. с англ. М., 2003.
  5. Гроф С. Целительный потенциал музыки // Гроф С. Приключения в самопознании. Информационные материалы: пер. с англ. – М., 1991. С. 50-61.
  6. Декер-Фойгт Г. Г. Введение в музыкотерапию: пер. с нем. – СПб., 2003.
  7. Дьюхерст-Мэддок О. Целительный звук. Техника самосовершенствования с привлечением музыки и голоса: пер. с англ. – М., 1998.
  8. Емельянов В. Развитие голоса. Координация и тренинг. – С-Пб,М., Краснодар. Издательство “Лань”, 2007.
  9. Завьялов В. Ю. Музыкальная релаксационная терапия. Практическое руководство. – Новосибирск, 1995.
  10. Золтаи Д. История философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля. – М., 1977.
  11. Клюев А. С. Музыкотерапия: путь к Гармонии // Альманах кафедры эстетики и философии культуры СПбГУ. № 2. – СПб., 2007. С. 318-324.
  12. Кэмпбелл Дж. Эффект Моцарта: пер. с англ. Минск, Попурри, 1999.
  13. Лисицын Ю. П., Жиляева Е. П. Музыка, пение и танец на службе здоровья // Лисицын Ю. П., Жиляева Е. П. Союз медицины и искусства. М., 1985. С. 27-45.
  14. Матейова З. Музыкотерапия при заикании / З. Матейова, С. Машура; Пер. с чешского. – К., 1984.
  15. Менегетти А. Музыка души. Введение в онтопсихологическую музыкотерапию: пер. с ит. – СПб., 1992.
  16. Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. – М., Редакционно-издательский отдел Института психологии РАН, 2002.
  17. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия. Теория и практика. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 1999.
  18. Порт Ж. Музыка как терапия // Cultures. 1975. № 2. С. 103-107.
  19. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой: пер. с англ. – М., 1986 (2008).
  20. Хакен Г. Синергетика: пер. с англ. – М., 1980.
  21. Хан Назрат Инайят Мистицизм звука: пер. с англ. – М., 1997 (2002).
  22. Шипулин Г. П. Лечебное влияние музыки // Вопросы современной психоневрологии. Труды института (Ленинградский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева). Т. XXXVIII. – Л., 1966. С. 289-296.
  23. Шушарджан С. В. Руководство по музыкотерапии. – М., 2005.
  24. Шушарджан С. В. Музыкотерапия: история и перспективы // Клиническая медицина, 2000, т. 78
  25. Шушарджан С. В. Здоровье по нотам. Практикум пути к духовному совершенству и бодрому долголетию. – М., 1994
  26. Элькин В.М. Театр цвета и мелодии Ваших страстей. Цветовая психология и психотерапия шедеврами искусства. Гармонизация цветовых программ жизни и Ваши тайные способности. – СПб., 2005.
  27. Эндрюс Т. Сакральные звуки. Книга о преобразующем воздействии Музыки и Слова: пер. с англ. – СПб., 2004.
  28. Юсфин А. Г. Музыка – сила жизни. – СПб., 2006.
  29. Яковлев Е. Г. Эстетическое как совершенное: Избр. работы. – М., 1995.

В первую очередь прослушивание музыки влияет на наше эмоциональное и чувственное восприятие, что дает мощный импульс всем остальным действующим системам человека. В более спокойном состоянии человек уже трезво размышляет, тоньше понимает события вокруг, неосознанно включает интуицию. Вс это существенно влияет на качественные характеристики физического тела. Каким-то невероятным образом человеку становиться лучше, он становится бодрее, умнее и веселее. Музыкотерапия – это исцеление музыкой.




Любое воздействие извне на человеческий организмм играет свою роль. Слух воспринимает определенные звуки и это влияет не только на какие-то фрагменты в мозгу, а на все тело целиком. Психика – неотъемлемая часть нашего сознания, с помощью нее мы воспринимаем наши проблемы и решаем текущие дела. Если психика нарушена, нарушается работа всего организмма, поэтому очень важно поддерживать ее в стабильном состоянии. Чтобы не доводить себя и свой организм до крайне неуравновешенного состояния, следует проводить хоть иногда профилактику в виде релаксации и полного расслабления, в чем и помогает музыка. Взаимодействие музыки и психики


А.Томатис пришел к поразительному открытию: «Ухо предназначено не только для того, чтобы слышать, но и чтобы питать энергией разум и тело. Клетки мозга работают как маленькие батарейки-аккумуляторы. Они заряжаются не путем метаболизма тела, а с помощью энергии звуков». Музыка заряжает мозг и улучшает интеллект. Учёные из США выяснили, что музыка помогает в чтении, концентрации внимания и улучшении кратковременной памяти. Особые результаты были отмечены у детей дошкольного возраста.


Медиками установлено, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание, кровообращение. Положительное эмоциональное возбуждение при звучании приятных мелодий усиливает внимание, тонизирует центральную нервную систему. Самый большой эффект от музыки это профилактика и лечение нервно-психических заболеваний. О том, что музыка действует избирательно: в зависимости от характера произведения, от инструмента, на котором она исполняется - ученые заметили давно.Ее действие на некоторых людей бывает даже острее, чем слово. Музыка может умиротворять, расслаблять и активизировать, облегчать печаль и вселять веселье; может усыплять и вызывать приток энергии, а то и будоражить, создавать напряжение. В настоящее время существуют различные национальные школы, занимающиеся исследованиями в области музыкотерапии. Многочисленные методики предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного ведущего фактора воздействия, так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных методов для усиления их воздействия.


Различают три основные формы музыкотерапии Рецептивная музыкотерапия (пассивная) отличается тем, что человек в процессе музыка терапевтического сеанса не принимает в нем активного участия, занимая позицию простого слушателя. Ему предлагают прослушать различные музыкальные композиции либо вслушиваться в различные звучания, отвечающие состоянию его психического здоровья. Активные методы музыкальной терапии основаны на активной работе с музыкальным материалом: инструментальная игра, пение. Интегративная музыкотерапия наряду с музыкой задействует возможности других видов искусства: рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пантомима, пластическая драматизация под музыку, создание стихов, рисунков, рассказов после прослушивания музыки и др. творческие формы.


Эффект Моцарта Моцарт – один из музыкальных гениев, которые создали божественную музыку. Если искусство настоящее, оно будет жить вечно. Кроме того, все, что прекрасно, радует нас и исцеляет наши души. Музыка Моцарта создана для исцеления души, для расслабления и углубления во внутрь себя. Само явление под названием «эффект Моцарта» приобрело свою популярность благодаря тому, что классическая музыка оказывает не только эстетическое влияние на человека, но и целебное воздействие на весь организмм в целом. Поэтому такому феномену уделили много внимания и времени и пришли к выводу, что слушая музыку Моцарта, можно значительно улучшить свое здоровье. После многочисленных экспериментов ученые пришли к выводу, что при нервных расстройствах, повышенной возбудимости, склонности к истерикам и капризам наиболее благоприятное воздействие на ребенка оказывает музыка Моцарта. Если проводить сеансы музыкотерапии ежедневно по минут, то уже через 7-10 дней малыш начнет вести себя более взвешенно и адекватно.




Звуки природы Первая тематика – чистые звуки природы, такие как «Утро певчих птиц», «Прогулка по лесу», «Соловьиная роща», «Ласковый прибой», «Утренний ручей», «Весенняя гроза». Эффект успокоения, снятия тревожности здесь связан, на наш взгляд, с тем, что все эти природные звуки сопровождали спокойную бытовую деятельность многих поколений и закрепились в «генетической» памяти как сигналы безопасности и благополучия


Звуки природы и музыка Вторая тематика – звуки природы в сочетании с музыкой. В программах «Море любви», «Море покоя», «Любовь дельфина», «Морские мечты», «Мистическое море» представлены нежное звучание гитары, гобоя, флейты, фортепиано на фоне шелеста морских волн. Программы «Летний полдень», «Очарованный соловей», «Шепчущие пески» содержат мелодии на фоне пения птиц.


New Age Третья тематика – произведения композиторов-профессионалов в музыкотерапии, таких как Карунеш («Симфония сердца», «Небесная даль», «Чайная церемония»), Анугама («Открытое небо»), Гомер Эванс («Музыка для здоровья», «Музыка счастья») и др. Их произведения обладают выраженным оздоровительным действием.





Действие музыки на организмм человека Успокаивает, уменьшает чувство тревоги, нерешительности – вальсы Штрауса, «Колыбельная» Брамса. Способствует росту умственных способностей – музыка Моцарта. Нормализует работу мозга – прослушивание сюиты «Пер Гюнта» Стимулирует интеллектуальную деятельность – музыка Бетховена, Штрауса. Поднимает жизненный тонус, наполняет жизненной силой, творческой энергией, вдохновляет – Шестая симфония, часть 3 - Чайковского, Прелюдия 1 – Шопена. Из эстрадной музыки можно отметить музыку Демиса Руссоса, Хулио Иглессиаса, песню Александры Пахмутовой – «Беловежская пуща», оркестр Поля Мориа. Снимает неврозы и раздражительность - «Лунная соната» Бетховена, «Итальянский концерт» Баха, музыка Генделя.


Во время занятий с использованием музыкотерапии можно моделировать эмоции: и у агрессивных, неуравновешенных детей формируется чувство внутреннего покоя, радости - создается положительный эмоциональный фон; развиваются мыслительные способности и фантазия детей, развивается коррекция сенсорных процессов и сенсорных способностей, повышается мотивация учебы, возрастает удовлетворенность учением, а значит создается ситуация успеха.


Литература 1.Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании /Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. - М., Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: « Феникс», с. 3.Блаво, Рушель. Новый путь к самоисцелению. Новосибирск, Брусиловский Л. С. Музыкотерапия. Руководство по психотерапии. М., Введение в музыкотерапию / Под ред. Г.-Г.Декер-Фойгт. СПб.: Питер, Ворожцова О. А. Музыка и игра в детской психотерапии. М., Драганчук В. М. Музика як фактор психокоригування: історичні, теоретичні і практичні аспекти. К., Жавинина О., Зац Л. Музыкальное воспитание: поиски и находки // Искусство в школе Клюев А. С. «Музыкотерапия как метод социальной реабилитации». Теоретический журнал "Credo new", Любан-Плоцца Б., Побережная Г., Белов О. Музыка и психика. К., Овчинникова Т. Музыка для здоровья. - СПб.: Союз художников, Юсфин А. Г. «Музыка сила жизни». СПг.: ООО «Аюрведа Плюс» htm 14.lhttp://slovari.yandex.ru 15.

Лучшие статьи по теме