Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Кузнечное производство - потомственное ремесло якутов. Традиционные промыслы якутии

Предприятия народных промыслов в Якутии являются не только способом сохранения самобытной культуры или центрами творчества, но и целой отраслью экономики, в которой трудятся тысячи человек.

Изделия местных мастеров не ограничиваются производством сувениров для заезжих туристов, они всегда находят применение в быту. Мебель, одежда, холодное оружие, музыкальные инструменты — это далеко не полный список того, что пользуется большим спросом среди местного населения. Как и чем живут ремесленники в Вилюйске и Верхневилюйске, удалось выяснить у самих мастеров.


Иннокентий и Софья Акимовы, Вилюйск:

— Мы оба по профессии учителя и как-то подумали, что наступила прекрасная возможность реализовать себя и начали свой бизнес. В самом начале, мы отправляли свои изделия на реализацию в Мирный и Якутск, а потом подумали — почему бы не продавать на месте и открыли магазин. Стоит сказать, что одни сувениры, ножи и хомусы не приносят желаемой прибыли и поэтому стали продавать товары для рукоделия. Кроме этого, нам дают свои изделия на реализацию сотни местных мастеров.


Во дворе магазина работает наша мастерская, где имеется небольшая кузница и ателье. Помимо прочего, стараемся идти в ногу со временем и кроме старых, проверенных временем технологий применяем новые — иногда используем в производстве сувениров пластик, это дает возможность делать для населения бюджетные сувениры. Кроме бизнеса работаем над тем, чтобы привлечь в профессию молодежь. Для этой цели проводим для школьников факультативные занятия, мальчиков учим обработке металла, а девочек учим мастерству вышивки.


Александр и Алена Томские, Верхневилюйск:

— Заниматься столяркой мы начали больше 10 лет назад, в 2004 году. Производство разместили в старом доме, где вырос глава семейства — переоборудовали его в мастерскую. Потихоньку обзавелись оборудованием, развивались. Со временем количество заказов увеличивалось, но в то же время конкуренции в виде мебельных магазинов не становится меньше. Раньше возили свои изделия на выставки-ярмарки в Якутск, но из-за высоких цен на перевозку отказались от этого.


По большому счету, сейчас занимаемся изготовлением мебели по индивидуальным заказам для населения и детских учреждений. Почти всю выручку направляем в дело, в последнее время думаем хорошенько вложиться и открыть продуктовый магазин, чтобы был источник постоянного дохода. План такой, что магазин должен помочь достроить большую мастерскую, что позволит хорошо размахнуться в плане производства и создать здесь новые рабочие места.


Степан Син-Хой, Верхневилюйск:

— Начну с того, что у меня 30-летний опыт работы на пилораме, но изделия из дерева начал делать постепенно. Можно сказать, что проявить свое мастерство заставила нужда, в 1980-х у меня началась семейная жизнь и дома стало не хватать предметов мебели. В то время, с этим была напряженка и просто пойти и купить всё необходимое в магазине, мягко говоря, было непросто. Таким образом, столы и стулья для дома мне пришлось делать самому. Со временем, приходилось делать небольшие изделия на продажу, но сильно сказывалось то, что у меня не было собственного оборудования. Пять лет назад, не без помощи государства купил столярное оборудование и стал предпринимателем. С тех пор делаю, в основном, ножи и мебель. Сравнительно недавно ездил учиться к известному мастеру якутских ножей Борису Неустроеву - Мандар Уус. Кроме этого, делаю посуду, предметы быта и сувениры, в общем, можно сказать что занимаюсь всем подряд — можем быть, я еще не нашел себя. Детей у меня трое, старшему сыну уже 26 лет и отрадно от того, что он готов продолжить мое дело.

Не секрет, что ремесла являются неотъемлемой частью духовной жизни и культуры любого народа. В настоящее время, ремесло в Якутии — занятие трудоемкое, затратное и его очень сложно, местами даже невозможно автоматизировать. Если необходимо сохранить аутентичность изделий, то их крайне сложно поставить на большой поток. Многие уверены, что изделия народных промыслов возможно развивать только на местах, где имеется большой туристический поток, но как показывают якутские мастера — это не является обязательным условием.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Цитата сообщения ANDREI-STOLIAR холодное оружие
якутский нож
быычча, быыах и хотохон

Якутский нож — разновидность холодного оружия применяемого коренными жителями Якутии. Является одним из самых известных предметов культуры

Археологические раскопки проведенные на территории современной Якутии показывают, что образцы ножей, извлеченные из различных могильников и стоянок древнего человека, имеют несомненное сходство с якутскими ножами. Таким образом якутский нож представляет собой продукт отшлифованный тысячелетиями использования в таежных и северных условиях, как автохтонным населением Якутии, так и приезжими.

Существует множество региональных вариаций якутского ножа, но в классическом варианте нож представляет собой клинок длиной от 110 до 170 мм насаженный на деревянную ручку сделанную из берёзового капа с кожаными ножнами.


Клинок
Клинок якутского ножа заострен, имеет лезвие с одной стороны и прямой (или почти прямой) обух. Особенностью якутского ножа является асимметричная заточка лезвия — отмеченная еще первыми исследователями жизни якутов. С одной стороны лезвие ножа плоское, имеет дол (если смотреть со стороны обуха — то правая сторона клинка). Противоположная (левая) сторона клинка выгнутая. Это делается для того, чтобы при работе с ножом, нож «не зарывался» в материал. Именно в этой связи для правшей и левшей ножи отличаются.


Для левшей делаются ножи с зеркально перевернутой асимметрией клинка.


Ножи различаются по длине клинка:

От 80 до 110 мм — малый нож (быhычча) — обычно делается для детей или женщин
от 110 до 170 мм — нож (быhaх) — самая распространенная форма
от 170 мм — большой нож (хотохон) — практически боевое оружие и потому делается редко



Рукоятка

Рукоятка ножа традиционно делается из берёзового капа пропитанного специальным маслом. Ручка ножа в сечении напоминает яйцо, острым концом «яйцо» направлено в сторону лезвия лишена каких бы-то ни было упоров, гард и пр. — простая прямая рукоять. Длина рукояти 130—150 мм, что длиннее ширины мужской ладони. Длинная ручка объясняется не только соображениями удобства, но также и тем, что нож не должен тонуть в воде. Кроме березового капа используются наборные ручки из бересты(кусочки бересты накладываются друг на друга(могут сразу надеватся на хвостовик лезвия), между слоями промазываются клеем, дают засохнуть под прессом и из этой заготовки изготавливают рукоять). Ножи с ручкой из мамонтовой кости, пластика и пр. являются сувенирной продукцией и не используются в повседневной жизни.





Ножны

Оригинальным в якутском ноже являются также ножны. В классическом варианте ножны делаются из снятого чулком бычьего хвоста, внутри которого находится деревянный вкладыш, который не должен плотно обхватывать клинок. Функцией вкладыша является не удержание ножа, а защита клинка от ломания. Функцию удержания выполняет кожаная часть ножен — поскольку нож утапливается в ножны на 2/3 длины рукояти, так чтобы ножны плотно прилегали к ручке ножа. Допускаются варианты изготовления ножен также из обычной шитой кожи или бересты. Крайне редко встречаются деревянные ножны.

Для ношения ножа к ножнам обычно приделывается кожаный шнурок.


Нож обычно носится на свободном подвесе с левой стороны — лезвием налево. Свободный подвес нужен для того, чтобы не мешать движениям владельца. При ношении ножа слева удобно вытаскивать нож одной правой рукой, уперевшись за основание ножен большим пальцем.

В советские времена изготовление и ношение якутского ножа преследовалось по закону, хотя справедливости ради надо заметить, что преследование было во многом формальным. В наше время изготовление, продажа, ношение и хранение якутского ножа регламентировано специальным актом правительства Республики Саха (Якутия, согласно которому якутский нож признан неотъемлемой частью культуры народа саха и на территории республики разрешается его использование в повседневной хозяйственной жизни.

Якутский нож широко используется в повседневной хозяйственно-бытовой жизни жителей Якутии: охота, рыбалка, готовка еды, работы по дереву и прочее.









Добавить свою цену в базу

Комментарий

Якуты (самоназвание саха ; мн. ч. сахалар ) – тюркоязычный народ, коренное население Якутии. Якутский язык принадлежит к тюркской группе языков. По результатам Всероссийской переписи населения 2010 года в России проживало 478,1 тыс. якутов, главным образом, в Якутии (466,5 тыс.), а также в Иркутской, Магаданской областях, Хабаровском и Красноярском краях. Якуты являются наиболее многочисленным (49,9 % населения) народом в Якутии и самым крупным из коренных народов Сибири в границах РФ.

Ареал распространения

Расселение якутов по территории республики крайне неравномерно. Около девяти их сосредоточено в центральных районах – в бывших Якутском и Вилюйском округах. Это две основные группы якутского народа: первая из них несколько больше по численности, чем вторая. «Якутские» (или амгинско-ленские) якуты занимают четырехугольник между Леной, ниж­ним Алданом и Амгой, таежное плоскогорье, а также прилегающее левобережье Лены. «Вилюйские» якуты занимают бассейн Вилюя. В этих коренных якутских районах сложился наиболее типичный, чисто якут­ский быт; здесь он в то же время, особенно на Амгинско-Ленском плато, лучше всего изучен. Третья, значительно меньшая группа якутов рас­селена в районе Олекминска. Якуты этой группы более обрусели, по своему быту (но не по языку) стали ближе к русским. И, наконец, последняя, самая малочисленная, но широко расселенная группа яку­тов – это население северных районов Якутии, т. е. басейнов рр. Ко­лымы, Индигирки, Яны, Оленека, Анабара.

Северные якуты отличаются совершенно своеобразным культурно- бытовым укладом: в отношении его они больше походят на охотничье-рыболовческие малые народы Севера, на тунгусов, юкагиров, чем на своих южных соплеменников. Этих северных якутов местами даже и называют «тунгусами» (например, в верховьях Оленека и Анабары), хотя по языку они якуты и сами себя называют саха.

История и происхождение

Согласно распространенной гипотезе, предками современных якутов является кочевое племя курыканов, жившее до XIV века в Забайкалье. В свою очередь, курыканы пришли в район озера Байкал из-за реки Енисей.

Большинство учёных полагает, что в XII-XIV веках н. э. якуты несколькими волнами мигрировали из области озера Байкал в бассейн Лены, Алдана и Вилюя, где они частично ассимилировали, а частично вытеснили эвенков (тунгусов) и юкагиров (одулов), живших здесь ранее. Якуты традиционно занимались скотоводством (якутская корова), получив уникальный опыт разведения крупного рогатого скота в условиях резко-континентального климата в северных широтах, коневодством (якутская лошадь), рыбной ловлей, охотой, развивали торговлю, кузнечное и военное дело.

Согласно якутским легендам, предки якутов сплавлялись вниз по Лене на плотах со скотом, домашним скарбом и людьми, пока не обнаружили долину Туймаада – пригодную для разведения крупного рогатого скота. Сейчас на этом месте находится современный Якутск. Согласно тем же легендам возглавляли прародителей якутов два предводителя Эллэй Боотур и Омогой Баай.

По археологическим и этнографическим данным, якуты сформировались в результате поглощения южными тюркоязычными переселенцами местных племен среднего течения Лены. Предполагают, что последняя волна южных предков якутов проникла на Среднюю Лену в XIV–XV веках. В расовом отношении якуты принадлежат к центральноазиатскому антропологическому типу североазиатской расы. По сравнению с другими тюркоязычными народами Сибири, они характеризуются наиболее сильным проявлением монголоидного комплекса, окончательное оформление которого происходило в середине второго тысячелетия нашей эры уже на Лене.

Предполагается, что некоторые группы якутов, например, оленеводы северо-запада, возникли сравнительно недавно в результате смешения отдельных групп эвенков с якутами, выходцами из центральных районов Якутии. В процессе переселения в Восточную Сибирь, якуты освоили бассейны северных рек Анабара, Оленька, Яны, Индигирки и Колымы. Якуты модифицировали оленеводство тунгусов, создали тунгусо-якутский тип упряжного оленеводства.

Включение якутов в состав Русского государства в 1620–1630-е годы ускорило их социально-экономическое и культурное развитие. В XVII–XIX веках главным занятием якутов было скотоводство (разведение рогатого скота и лошадей), со второй половины XIX века значительная часть стала заниматься земледелием; охота и рыболовство играли подсобную роль. Основным типом жилища был бревенчатый балаган, летним – сделанная из жердей ураса. Одежду шили из шкур и меха. Во второй половине XVIII века большая часть якутов была обращена в христианство, однако сохранялись и традиционные верования.

Под русским влиянием среди якутов распространилась христианская ономастика, почти полностью вытеснив дохристианские якутские имена. В настоящее время, якуты носят как имена греческого и латинского происхождения (христианские), так и якутские имена.

Якуты и русские

Точные исторические известия о якутах имеются, только начиная со времени их первого соприкосновения с русскими, т. е. с 1620-х гг., и присое­динения к Русскому государству. Якуты не составляли в то время единого политического целого, а делились на целый ряд независимых друг от друга племен. Однако родоплеменные отношения уже разлагались, и имелось налицо довольно резкое классовое расслоение. Царские воеводы и служи­лые люди использовали межплеменную рознь, чтобы сломить сопротивле­ние части якутского населения; они использовали также и классовые про­тиворечия внутри него, поведя политику систематической поддержки господствующего аристократического слоя – князьцов (тойонов), которых они и превратили в свою агентуру по управлению Якутским краем. С этого времени классовые противоречия среди якутов начали все более обо­стряться.

Положение массы якутского населения было тяжелым. Якуты вы­плачивали ясак соболиными и лисьими мехами, несли ряд других повин­ностей, подвергаясь вымогательствам со стороны царских служи­лых людей, русских купцов и своих тойонов. После неудачных попы­ток восстаний (1634, 1636–1637, 1639–1640, 1642 гг.), после перехода тойонов на сторону воевод якутская масса могла реагировать на притес­нения только разрозненными, изолированными попытками сопротивле­ния и бегством из коренных улусов на окраины. К концу XVIII в., в результате хищнического хозяйничанья царских властей, обнаружи­лось истощение пушных богатств Якутского края и его частичное запустение. Одновременно якутское население, по разным Причинам пере­кочевавшее из Ленско-Вилюйского края, появилось на окраинах Якутии, где ранее его не было: на Колыме, Индигирке, Оленеке, Анабару, вплоть до бассейна Нижней Тунгуски.

Но уже и в те первые десятилетия соприкосновение с русским народом оказало благотворное влияние на экономику и культуру якутов. Русские принесли с собой более высокую культуру; уже с середины XVII в. на Лене появляется земледельческое хозяйство; русский тип построек, русская одежда из тканей, новые виды ремесла, новые предметы обстановки и быта постепенно стали проникать в среду якутского населения.

Чрезвычайно важно было то, что с установлением русской власти в Якутии прекратились межплеменные войны и грабительские набеги тойонов, что раньше составляло большое бедствие для якутского населения. Было пресечено и своеволие русских служилых людей, не раз враждо­вавших между собой и втягивавших в свои распри якутов. Установив­шийся уже с 1640-х годов в Якутской земле порядок был лучше преж­него состояния хронической анархии и постоянных усобиц.

В XVIII в., в связи с дальнейшим продвижением русских на восток (присоединение Камчатки, Чукотки, Алеутских островов, Аляски), Яку­тия играла роль транзитного пути и базы для новых походов и освоения дальних «землиц». Приток русского крестьянского населения (особенно по долине р. Лены, в связи с устройством почтового тракта в 1773 г.) создавал условия для культурного взаимовлияния русского и якутского элементов. Уже в конце XVII и в XVIII в. среди якутов начинает, хотя вначале и очень медленно, распространяться земледелие, появляются дома русского типа. Однако количество русских поселенцев оставалось даже в XIX в. сравнительно небольшим. Наряду с крестьянской колонизацией в XIX в. большое значение имела отправка в Якутию ссыльно-поселенцев. Вместе с уголовными ссыль­ными, имевшими отрицательное влияние на якутов, во второй половине XIX в. в Якутии появились политические ссыльные, сначала народ­ники, а в 1890-х годах и марксисты, которые сыграли большую роль в культурном и политическом развитии якутских масс.

К началу XX в. в экономическом развитии Якутии, по крайней мере, центральных ее районов (Якутский, Вилюйский, Олекминский округа), наблюдались большие успехи. Был создан внутренний рынок. Рост эко­номических связей ускорял развитие национального самосознания.

Во время буржуазно-демократической революции 1917 г. движение якутских масс за свое освобождение развернулось глубже и шире. Оно вначале находилось (особенно в г. Якутске) под преобладающим руковод­ством большевиков. Но после отъезда (в мае 1917 г.) большинства полити­ческих ссыльных в Россию в Якутии одержали верх контрреволюционные силы тойонства, вступившего в союз с эсеровско-буржуазной частью рус­ского городского населения. Борьба за советскую власть в Якутии затянулась на долгое время. Только 30 июня 1918 г. власть советов была впервые провозглашена в Якутске, и лишь в декабре 1919 г., после ликвидации колчаковщины во всей Сибири, в Якутии окончательно установилась советская власть.

Религия

Быт их связан с шаманством. Возведение дома, рождение детей и многие другие аспекты жизни не проходят без участия шамана. С другой стороны, значительная часть полумиллионной популяции якутов исповедует православное христианство или вовсе придерживается агностических убеждений.

У этого народа есть своя традиция, до вступления в государство России они исповедовали «Аар Айыы». Эта религия предполагает веру в то, что якуты это дети Танара – Бог и Родственники Двенадцати Белых Айыы. Ещё с зачатия ребёнок окружён духами или как их называю якуты – «Иччи» а ещё есть небожители, которые тоже окружает ещё народившееся дитя. Религия задокументирована в управлении министерства юстиций РФ по республике Якутия. В 18 веке Якутия подверглась всеобщему христианству, но народ относится к этому с надеждой определённых религий от государства России.

Жилье

Якуты ведут родословную от кочевых племён. Поэтому живут в юртах. Однако, в отличие от монгольских войлочных юрт, круглое жилище якутов возводится из стволов небольших деревьев с конусообразной стланой кровлей. В стенах устраивается множество окон, под которым на разной высоте располагаются лежаки. Между ними устанавливаются перегородки, образующие подобие комнат, а в центре утраивается мазаный очаг. На лето могут воздвигаться временные берестяные юрты – урасы. А с XX века некоторые якуты селятся в избах.

Зимние поселения (кыстык) располагались вблизи покосов, состояли из 1-3 юрт, летние – у пастбищ, насчитывали до 10 юрт. Зимняя юрта (балаган, дьиэ) имела наклонные стены из стоячих тонких брёвен на прямоугольном бревенчатом каркасе и низкую двускатную крышу. Стены обмазывались снаружи глиной с навозом, крыша поверх бревенчатого настила устилалась корой и землёй. Дом ставился по сторонам света, вход устраивался в восточной стороне, окна – в южной и западной, крыша была ориентирована с севера на юг. Справа от входа, в северо-восточном углу, устраивался очаг (осох) – труба из жердей, обмазанных глиной, выходившая через крышу наружу. Вдоль стен устраивались дощатые нары (орон). Наиболее почётным был юго-западный угол. У западной стены находилось хозяйское место. Нары слева от входа предназначались для мужской молодёжи, работников, справа, у очага, – для женщин. В переднем углу ставились стол (остуол) и табуреты. С северной стороны к юрте пристраивался хлев (хотон), часто под одной крышей с жильём, дверь в него из юрты находилась позади очага. Перед входом в юрту устраивался навес или сени. Юрта была окружена невысокой насыпью, часто с заборчиком. У дома ставилась коновязь, часто украшенная резьбой. Летние юрты мало отличались от зимних. Вместо хотона поодаль ставились хлев для телят (титик), навесы и др. Встречалась коническая постройка из жердей, покрытых берестой (ураса), на севере – дёрном (калыман, холуман). С конца 18 века известны многоугольные срубные юрты с пирамидальной крышей. Со 2-й половины 18 века распространились русские избы.

Одежда

Традиционная мужская и женская одежда – короткие кожаные штаны-натазник, меховой набрюшник, кожаные ноговицы, однобортный кафтан (сон), зимой – меховой, летом – из конской или коровьей шкуры шерстью внутрь, у богатых – из ткани. Позднее появились тканевые рубахи с отложным воротником (ырбахы). Мужчины подпоясывались кожаным поясом с ножом и огнивом, у богатых – с серебряными и медными бляшками. Характерен женский свадебный меховой длинный кафтан (сангыйах), расшитый красным и зелёным сукном и золотым позументом; нарядная женская меховая шапка из дорогого меха, спускающегося на спину и плечи, с высоким суконным, бархатным или парчовым верхом с нашитыми на него серебряной бляхой (туосахта) и другими украшениями. Распространены женские серебряные и золотые украшения. Обувь – зимние высокие сапоги из оленьих или конских шкур шерстью наружу (этэрбэс), летние сапоги из мягкой кожи (саары) с голенищем, покрытым сукном, у женщин – с аппликацией, длинные меховые чулки.

Пища

Основная пища – молочная, особенно летом: из кобыльего молока – кумыс, из коровьего – простокваша (суорат, сора), сливки (кюэрчэх), масло; масло пили растопленным или с кумысом; суорат заготавливали на зиму в замороженном виде (тар) с добавлением ягод, кореньев и др.; из него с прибавлением воды, муки, кореньев, сосновой заболони и др. приготавливалась похлёбка (бутугас). Рыбная пища играла главную роль для бедняков и в северных районах, где не было скота, мясо употреблялось в основном богатыми. Особенно ценилась конина. В 19 веке входит в употребление ячменная мука: из неё делали пресные лепёшки, оладьи, похлёбку-саламат. В Олёкминском округе были известны овощи.

Промыслы

Основные традиционные занятия – коневодство (в русских документах 17 века Якуты назывались «конными людьми») и разведение крупного рогатого скота. За лошадьми ухаживали мужчины, за рогатым скотом – женщины. На севере разводили оленей. Скот держали летом на подножном корму, зимой в хлевах (хотонах). Сенокошение было известно до прихода русских. Якутские породы скота отличались выносливостью, но были малопродуктивны.

Было развито также рыболовство. Ловили рыбу в основном летом, но также зимой в проруби; осенью устраивалась коллективная неводьба с разделом добычи между всеми участниками. Для бедняков, не имевших скота, рыболовство было основным занятием (в документах 17 века термин «рыболов» – балыксыт – употребляется в значении «бедняк»), на нём специализировались также некоторые племена – так называемые «пешие Якуты» – осекуи, онтулы, кокуи, кирикийцы, кыргыдайцы, орготы и другие.

Охота была особенно распространена на севере, составляя здесь основной источник пропитания (песец, заяц, северный олень, лось, птица). В тайге к приходу русских была известна как мясная, так и пушная охота (медведь, лось, белка, лисица, заяц, птица и др.), в дальнейшем из-за снижения численности зверей её значение упало. Характерны специфические приёмы охоты: с быком (охотник подкрадывается к добыче, прячась за быка), конная гоньба зверя по следу, иногда с собаками.

Существовало собирательство – сбор сосновой и лиственничной заболони (внутренний слой коры), заготавливавшейся на зиму в сушёном виде, кореньев (сарана, чекана и др.), зелени (дикий лук, хрен, щавель), из ягод не употреблялась малина, считавшаяся нечистой.

Земледелие (ячмень, в меньшей степени пшеница) было заимствовано у русских в конце 17 века, до середины 19 века было развито очень слабо; его распространению (особенно в Олёкминском округе) способствовали русские ссыльные поселенцы.

Была развита обработка дерева (художественная резьба, раскраска ольховым отваром), бересты, меха, кожи; из кожи делали посуду, из конских и коровьих шкур, сшитых в шахматном порядке, – коврики, из заячьего меха – одеяла и др.; из конского волоса ссучивали руками шнуры, плели, вышивали. Прядение, ткачество и валяние войлока отсутствовали. Сохранилось производство лепной керамики, выделявшей Якутов среди других народов Сибири. Были развиты плавка и ковка железа, имевшие товарное значение, плавка и чеканка серебра, меди и др., с 19 века – резьба по мамонтовой кости.

Якутская кухня

Она имеет некоторые общие черты с кухней бурятов, монголов, северных народов (эвенков, эвенов, чукчей), а также русских. Способы приготовления блюд в якутской кухне немногочисленны: это либо отваривание (мясо, рыба), либо сбраживание (кумыс, суорат), либо заморозка (мясо, рыба).

Из мяса в пищу традиционно употребляется конина, говядина, оленина, пернатая дичь, а также потроха и кровь. Широко распространены блюда из сибирской рыбы (осётр, чир, омуль, муксун, пелядь, нельма, таймень, хариус).

Отличительной чертой якутской кухни является максимально полное использование всех компонент исходного продукта. Весьма типичным примером является рецепт приготовления карасей по-якутски. Перед приготовлением счищается чешуя, голова не отрезается и не выкидывается, рыба практически не потрошится, делается небольшой боковой надрез, через который аккуратно удаляется желчный пузырь, отрезается часть толстой кишки и прокалывается плавательный пузырь. В таком виде рыба варится или жарится. Аналогичный подход используется и по отношению практически ко всем остальным продуктам: говядине, конине и проч. Активно используются практически все субпродукты. В частности, большой популярностью пользуются супы из потрошков (ис миинэ), кровяные деликатесы (хаан) и т. д. Очевидно, такое бережливое отношение к продуктам – результат народного опыта выживания в суровых полярных условиях.

Конские или говяжьи ребра в Якутии известны под названием ойогос. Из замороженных мяса и рыбы делается строганина, которая употребляется в пищу с острой приправой из колбы (черемши), ложечника (подобие хрена) и саранки (луковое растение). Из говяжьей или лошадиной крови получается хаан – якутская кровяная колбаса.

Национальным напитком является популярный у многих восточных народов кумыс, а также более крепкий коонньоруу кымыс (или койуургэн ). Из коровьего молока готовят суорат (простокваша), кюэрчэх (взбитые сливки), кобер (масло, сбитое с молоком до образования густого крема), чохоон (или чехон – масло, сбитое с молоком и ягодами), иэдьэгей (творог), суумэх (сыр). Из муки и молочных продуктов якуты варят густую массу саламат.

Интересные традиции и обычаи народа Якутии

Обычаи и обряды якутов тесно связаны с народными верованиями. Им следуют даже многие православные или агностики. Структура верований весьма схожа с синтоизмом – каждое проявление природы имеет своего духа, а общаются с ними шаманы. Закладывание юрты и рождение ребёнка, заключение брака и погребение не обходится без камланий. Примечательно, что до недавнего времени якутские семьи были полигамны, каждая жена одного мужа имела собственное хозяйство и жилище. Видимо под воздействием ассимиляции с русскими якуты всё же перешли к моногамным ячейкам общества.

Важное место в жизни каждого якута занимает праздник кумыса Ысыах. Разные обряды призваны задабривать богов. Охотники славят Бая-Баяная, женщины – Айыысыт. Венчает праздник всеобщий танец солнца – осоухай. Все участники берутся за руки и устраивают огромный хоровод. Огонь обладает сакральными свойствами в любое время года. Поэтому каждая трапеза в якутском доме начинается с угощения огня – бросания в костёр пищи и орошение его молоком. Кормление огня – один из ключевых моментов любого праздника и дела.

Наиболее характерное культурное явление – стихотворные повести олонхо, которые могут насчитывать до 36 тысяч рифмованных строк. Эпос передаётся из поколения в поколение между мастерами-исполнителями, а совсем недавно эти повествования были внесены в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Хорошая память и высокая продолжительность жизни – одни из отличительных черт якутов. В связи с этой особенностью возник обычай, согласно которому умирающий пожилой человек призывает к себе кого-нибудь из молодого поколения и рассказывает ему обо всех своих социальных связях – друзьях, недругах. Якуты отличаются социальной активностью, даже несмотря на то, что их поселения представляют собой несколько юрт, расположенных на внушительном расстоянии. Основные социальные сношения происходят во время больших праздников, главным их которых выступает праздник кумыса – Ысыах.

Традиционная культура наиболее полно представлена амгинско-ленскими и вилюйскими Якутами. Северные Якуты близки по культуре эвенкам и юкагирам, олёкминские сильно аккультурированы русскими.

12 фактов про якутов

  1. В Якутии не так уж и холодно, как все думают. Почти на всей территории Якутии минимальная температура в среднем -40-45 градусов, которые не так уж и страшны, так как воздух очень сухой. -20 градусов в Питере будет пострашнее, чем -50 в Якутске.
  2. Якуты едят сырое мясо – жеребятину в замороженном виде, настроганное стружками или порезанное брусочками. Мясо взрослых лошадей тоже едят, но оно не настолько вкусное. Мясо это чрезвычайно вкусное и полезное, богатое витаминами и прочими полезными веществами, в частности – антиоксидантами.
  3. В Якутии также едят строганину – настроганное толстыми стружками мясо речной рыбы, в основном чира и омуля, больше всего ценится строганина из осетра и нельмы (все эти рыбы, за исключением осетра – из семейства сиговых). Всё это великолепие можно употреблять, макая стружки в солью с перцем. Некоторые делают также разные соусы.
  4. Вопреки распространенному мнению, в Якутии большинство населения никогда не видели оленей. Олени водятся в основном на Крайнем Севере Якутии и, как ни странно, в Южной Якутии.
  5. Легенда о ломах, становящихся хрупкими как стекло на сильном морозе – правда. Если при температуре ниже 50-55 градусов ударить чугунным ломом по твердому предмету – лом разлетится на куски.
  6. В Якутии прекрасно вызревают за лето почти все зерновые, овощи и даже некоторые фрукты. Например, недалеко от Якутска выращивают прекрасные, вкусные, красные, сладкие арбузы.
  7. Якутский язык относится к тюркской группе языков. В якутском языке очень много слов, начинающихся с буквы «Ы».
  8. В Якутии дети даже в 40-градусный мороз едят мороженое прямо на улице.
  9. Когда якуты едят медвежатину, они перед едой издают звук «Хук» или подражают крику ворона, тем самым как бы маскируясь от духа медведя – это не мы едим твоё мясо, а вороны.
  10. Якутские лошади – очень древняя порода. Они круглый год пасутся сами по себе без никакого присмотра.
  11. Якуты очень работящие. Летом, на сенокосе могут запросто работать 18 часов в день без перерыва на обед и после этого еще выпить вечером хорошенько и после 2 часов сна снова за работу. Могут работать 24 часа и после этого пропахать за рулем 300 км и там поработать еще часов 10.
  12. Якуты не любят, когда их называют якутами и предпочитают называться «саха».

Кресты - сурэх

В музеях Республики Саха хранится большое количество якутских крестов, носимых как нагрудное украшение. Якутские кресты никогда не были предметом пристального исследования: ни в дореволюционное, ни, тем более, в советское время. Единственным исключением является книга Ф.М.Зыкова "Ювелирные изделия якутов", где в главе "Описание ювелирных изделий" из общего комплекса украшений якутов автор выделяет предметы культового назначения. Из них наиболее распространенными и разнообразными были кресты, которые носили как украшения. Кресты-сурэх можно условно разделить на два больших вида: 1) нательные кресты - тельники; 2) кресты нагрудные, носимые как украшения.

Оба вида крестов на якутском языке назывались совершенно одинаково - словом "сурэх". Обряд крещения по-якутски называется "сурэхтэнии". Нательные кресты якуты получали при совершении обряда крещения и получении христианского имени. Были они из серебра, меди, латуни. Привозили кресты-тельники из Центральной России, где они и производились. Одним из центров ювелирного промысла в России было село Красное-на-Волге (Костромская губерния). "Красносельские крестечники снабжали почти всю Россию медными и серебряными литыми крестами. На Ирбитскую ярмарку отправляли их возами, Макарьевская была постоянным местом сбыта". Кроме нательных крестов в мастерских ювелиров-кустарей Серовых, Гольцовых и других отливали медные иконки, кресты-распятия, наугольники к Евангелиям, застежки к книгам и многое другое. Нагрудные кресты, носимые как украшения, предположительно, появились в Якутии в первой половине XIXвека. Предстоит выяснить историю их возникновения у якутов, с чем это связано. Носили их и мужчины, и женщины как украшение и как символ принадлежности к православному вероисповеданию. В собраниях музеев республики нагрудные кресты, как это ни странно, встречаются чаще, чем нательные кресты.

По форме и конструкции они близки к славянским крестам - энколпионам и крестам - мощевикам. Кресты - энколпионы на Руси были широко распространены в X - XIV вв., служили вместилищем святых мощей и носились поверх одежды, являясь символом принадлежности к христианской религии. X - XIV вв. на Руси - это время активного принятия православия, время приживания новой веры, в то же время шел процесс обрусения христианства, время христианизирования связанного с язычеством народного быта, народного сознания. В домонгольский период энколпионы были самой распространенной формой нагрудного креста, делались они из серебра, меди и медных сплавов. Основной техникой их изготовления было литье. Иногда они украшались гравировкой, чернью, эмалью. Местом их массового производства был древний Киев. Изображения на энколпионах, изготовлявшихся в массовом количестве в одних и тех же литейных формах, были довольно ограничены в своих вариантах. Это, чаще всего, - изображения Богоматери, Николы, архангелов, распятия, евангелистов. В XIV в. особую роль в развитии русского искусства сыграл Великий Новгород. XIV век был для Новгорода временем большого подъема культуры. В это время здесь был построен ряд каменных церквей, значительных по размеру, создаются замечательные произведения живописи, развиваются художественные ремесла. При этом в новгородском искусстве более отчетливо отражено своеобразное переплетение языческих и христианских мотивов. В конце XIV – XV вв. русская культура испытывала необычайный подъем. Этот подъем явился результатом крупных социально-экономических и политических сдвигов внутри государства и укрепления его международного авторитета. Главные усилия русского народа в это время были направлены на создание централизованного единого государства.

Искусство этого периода отразило существенные стороны характера складывающейся великорусской народности: стойкость, героизм, умение преодолевать невзгоды, трудности, чувство ответственности за судьбу Родины. В борьбе за укрепление централизованного государства активно участвовала православная церковь, которая в 1448 г. объявила себя автокефальной, т.е. независимой от власти константинопольского партриарха. XIV - XV вв. кресты-мощевики постепенно сменили кресты-энколпионы домонгольского типа. Кресты - мощевики представляли собой довольно глубокий крестообразный ковчег, прикрываемый литой или гравированной крышкой. На лицевой стороне таких крестов обычно изображалось Распятие. В XVI - XVII вв. встречаются отдельные экземпляры крестов-энколпионов и крестов-мощевиков из серебра. В это же время начинается активное освоение Сибири русскими землепроходцами, казаками, миссионерами, которые брали с собой в далекий край свои реликвии - иконы, кресты и т.д. Предположительно, что именно таким образом могли попасть в Сибирь, а в дальнейшем и в Якутию, прекрасные образцы русского ювелирного дела - серебряные кресты-энколпионы и кресты-мощевики. Возможно что именно эти кресты послужили образцами для якутских мастеров - ювелиров при изготовлении нагрудных украшений в виде крестов. Нагрудные кресты у якутов обогатились новыми элементами: носили их на груди на широких цепочках довольно сложной конструкции, появилось множество различных подвесок, дополнялись щипчиками, копоушками и т.д. У казанских татар в комплексе женских украшений также встречается украшение с крестом. Вот как это описывает С.В.Суслова:

"Точное наименование украшения типа (ожерелье - Э.С.) установить не удалось. Идентичное ему по форме ожерелье в коллекции ГМЭ значится как "кыл бауы". Очевидно, своеобразной христианской модернизации указанного выше старинного ожерелья у кряшен был обычай носить его в комплексе с нательным крестом ("крус бавы"). Подобные ожерелья - гайтаны, кроме кряшен, носили христианизированные чуваши, марийцы, мордва. Мордовки вместе с крестом зачастую вешали различного рода амулеты, обереги. Это дало основание В.Н. Белицер предположить, что подобное ожерелье у мордвы имеет ритуальный характер и связано не только с христианскими, но и более древними их религиозными представлениями". Таким образом, несмотря на заметное влияние православия на якутскую культуру, якуты очень своеобразно, творчески подошли к пониманию и восприятию христианской религии, усвоив и восприняв художественную, эстетическую сторону православной религии.
Элеонора Элляевна СИВЦЕВА, научный сотрудник музея.

Фотогаллерея

Весть

Якутия - один из немногих центров Российской Федерации, где развивается традиционная, в сугубо северном варианте, художественная резьба по кости. Молодой, в сравнении с северорусской и чукотской, этот народный вид творчества, однако, имеет почти трехвековую историю. В результате появления специального промысла по добыче мамонтовых бивней и благотворного воздействия высокоразвитого искусства холмогорских резчиков, зарождение его в XVIII веке произошло на основе местных художественных традиций и, прежде всего, орнаментальной резьбы по дереву. С середины 1940-х годов шел процесс привлечения косторезов в творческий коллектив художников. Первое их знаменательное выступление состоялось на местной республиканской художественной выставке 1947 года, после чего они обратили на себя пристальное, заинтересованное внимание общественности. Поколение косторезов тех лет представляют народные мастера Е. Н. Алексеев, И. Ф. Мамаев, В. П. Попов, А. В. Федоров и их более молодые современники Т. В. Аммосов и Д. И. Ильин. Характерно, что среди предков каждого из них были умельцы, искусно владевшие навыками работы по металлу (кузнецы, литейщики, ювелиры) или по дереву (резчики, столяры и плотники), или во всех этих областях одновременно. Представителем пятого поколения косторезов был В. П. Попов. Мастера берутся за возрождение якутского косторезного искусства по двум его исторически сложившимся направлениям: в форме декоративно-утилитарных изделий (шкатулки, шахматы и т. д.) ив форме малой и миниатюрной скульптурной пластики. При этом они с самого начала проявляют большую инициативность, касается ли это поисков разнообразия техники и приемов резьбы, сочетания кости с другими материалами, соотношения декора и всего изображения с общей конструкцией произведений или выбора новых типов бытовых предметов. Все это связано со стремлением существенно расширить тематические и жанровые пределы косторезного искусства, которое прежде ограничивалось мотивами традиционного быта и анималистикой, существенно обогатить его содержание, наконец, соответственно переосмыслить его функцию, понимая новые общественные запросы.

А исходной позицией становится желание создать произведения, как правило, тематически емкие, декоративно насыщенные и празднично-нарядные, рассчитанные на музеи и вы¬ставочные залы, на широкую зрительскую аудиторию. Свое искусство мастера рассматривают теперь как полноправную и органическую часть современной духовной культуры народе, проникаются осознанием своего профессионального и общественного положения в творческом коллективе. Уже на этом начальном этапе развития современного якутского косторезного искусства, продолжавшемся до середины пятидесятых годов, мастера создают целый ряд художественно совершенных произведений, которые вошли в сокровищницу изобразительного искусства Якутии. Это и декоративные изделия, и небольшие скульптурные композиции из кости. Традиции народной пластики получили яркое воплощение в творчестве В. П. Попова, которого интересуют прежде всего устоявшиеся национально-характерные мотивы якутского быта. Его работам, выполненным объемной резьбой и рельефом, присущи лаконизм и простота художественного языка, несколько архаически условная обобщенность форм и ритмов.

У сэргэ

В скульптурной группе «Якутка у коновязей» (1974) эти качества сочетаются с тщательной проработкой орнаментальных деталей в праздничном наряде женщины, в богатом убранстве коня и ритуальных столбов сэргэ. Здесь все органично и цельно, все пронизано ощущением значительности праздничного ритуала, что придает произведению торжественное и монументальное звучание.Близок к Попову Д. И. Ильин. В его работе «На кумысный праздник Ысыах» (1946) применен характерный для старых мастеров принцип макетного составления композиции из фигур и предметов, вырезанных отдельно. Замечательно, что автор унаследовал не только прием, но и эстетическое обаяние народного художественного примитива с его неподдельной правдой чувств и цельностью восприятия жизни при особом при¬страстии к изобразительным подробностям, к повествовательности. Иной круг тем и образов, необычных, совершенно новых, иная направленность творчества у А. В. Федорова, который положил начало разработке якутскими косторезами исторической тематики и портретного жанра в технике рельефной резьбы. Ему принадлежат пластины «Изгнание Наполеона» (1949), «Лауреаты Международной премии мира» (1953), «Ленин в Разливе» (1954). В последующие годы он создает пластину с изображениями портретов первых советских космонавтов (1963). В «Изгнании Наполеона» автор искусно применил ярусное построение композиции и использовал все нюансы ювелирно тонкой барельефной резьбы. Он показал многолюдную панораму баталии. Изображение обрамил пышным, несколько тяжеловесным растительным орнаментом, а увенчал его овалом с заключенным в него выразительным портретом фельдмаршала М. И. Кутузова.

Василий Манчаары

Такой тип настольной пластины, несущей большую декоративно-смыслрвую нагрузку, возник у Федорова еще в 1946 году, когда он создал своего «Василия Манчары» - полный динамики образ легендарного народного героя-бунтаря. Горельеф с изображением стремительно мчащегося всадника с пальмой в руке выполнен в русле приемов, свойственных профессиональным скульпторам. Но в целом он, безусловно, создание народного мастера, создание его рук, его образного восприятия мира. Недаром здесь так сильна стихия изобразительного фольклора - орнамента, который, пронизывая все произведение и празднично наряжая его, сообщает ему особый колорит, особо приподнятое звучание. Общественно значимая тематика определяет отныне содержание изо¬бражений и на стенках декоративных шкатулок, посвященных обычно крупным юбилейным датам. Инициатором здесь выступает И. Ф. Мамаев. Этому мастеру принадлежит также честь создания типа подарочных охотничьих ножей с ножнами, где художественный эффект достигнут удачным сочетанием кости с серебром, резьбы с насечкой. Начинание Мамаева сразу же активно продолжили другие косторезы. Мастера работают над разными декоративно-утилитарными изделиями. В частности, Е. Н. Алексеев выработал тип плоского костяного ножа для разрезания бумаги, искусно орнаментированного тонкой ажурной резьбой. Ему принадлежит также гребень «Песец» (1953), в котором конструктивные и декоративные особенности вещи, удачно гармонируя, составляют единое целое. С самого начала перед якутскими косторезами встал вопрос о взаимодействии их творчества с искусством профессиональных скульпторов и мастеров декоративно-прикладного искусства. Осознание этого процесса стало особенно необходимым, когда во второй половине пятидесятых годов коллектив косторезов пополнился выпускниками скульптурного отделения Якутского художественного училища, среди которых были С. А. Егоров, К. Ф. Герасимов, С. П. Заболоцкий и К. К. Крылов. Профессионализация творчества косторезов могла быть успешной лишь при бережном сохранении и дальнейшем развитии традиций народного искусства, сочетающихся, однако, с более четким, чем прежде, выявлением индивидуального почерка. Впрочем, на практике это не всегда осуществлялось последовательно и с должным пониманием самой проблемы. Старшее поколение, шедшее непосредственно от стихии народного искусства с характерным для него коллективным началом, временами чувствовало некоторую растерянность. Причинами были поиски новых форм, нового художественного языка, в которых мастера сами активно участвовали ради воплощения намного расширившегося содержания жизни.

В школу

В эти годы наращивают мастерство, большой творческий потенциал такие косторезы, как Т. В. Аммосов и С. Н. Пестерев. Молодые косторезы на первых порах работают, подходя к своему искусству с меркой сугубо станковой формы скульптуры. Поэтому им понадобилось известное время на то, чтобы освоить специфику декоративного искусства и практически уяснить для себя особенности якутской резьбы по кости. Своеобразие этого переходного этапа, пожалуй, сильнее всего сказалось на творчестве С. П. Заболоцкого, основные произведения которого появились до 1960 года. Если жанровым композициям этого автора («Оленьи скачки», 1957; «Геологи», 1960), выполненным в основном в плане станковой скульптуры, присуща определенная стилистическая цельность, то этого нельзя сказать о шкатулке «Якутия» (1959), которая при всем техническом совершенстве исполнения страдает перегруженностью художественного языка, декоративность здесь понята несколько механически и грешит чертами украшательства. Сверстники Заболоцкого проделали значительно большую, чем он, творческую эволюцию. Егоров еще в 1957 году создает свою замечательную работу «Нюргун Боотур Стремительный», в которой и композиция, и характер трактовки форм, наконец, сама обработка кости подчинены задаче создания декоративно выразительного и художественно цельного произведения. Кстати говоря, это был первый яркий пример воплощения столь уместной для косторезов фольклорной тематики. В дальнейшем как косторез Егоров интересно работал в анималистическом жанре. Одновременно с ним в полосу творческой зрелости вступили К. Ф. Герасимов и К. К. Крылов. Новый подъем якутского косторезного искусства начинается со второй половины шестидесятых годов. К этому времени творческий процесс вполне стабилизируется. Ведущей тенденцией становится свобода и широта обращения к традициям, более тесная связь между поколениями косторезов при сохранении обоих основных русел современной якутской резьбы по кости - народного и профессионального,- которые теперь взаимопроникают, преодолевая свои былые жесткие различия.

Чорон

Повышается профессиональное мастерство косторезов. Это создает ситуацию и для более активного восприятия новых плодотворных процессов в развитии всего декоративного искусства. Ярким выразителем народного русла современного косторезного искусства Якутии является Т. В. Аммосов, стиль которого на протяжении всей его творческой деятельности отличается большой устойчивостью. Аммосов известен и декоративными изделиями (шкатулки, чороны, шахматы, трубки, охотничьи ножи), и скульптурными композициями на жанровые и фольклорные сюжеты. В шкатулках «300 лет воссоединения Украины с Россией» (1954), «Север» (1962) тонкий ажурный орнамент на всех стенках изделий сочетается с сюжетными вставками, выполненными обычно низким рельефом. Исключительное внимание уделяется исполнительскому мастерству в добрых традициях старого ремесла. Все это подчинено созданию образа вещей изящных и драгоценных, уникальных по своему облику. Кубки-чороны, тоже тематические, вырезанные из цельного блока кости и покрытые сплошь сочной рельефной резьбой, напротив, впечатляют монолитностью массы, некоторой тяжеловесностью. Форма их восходит к традиционным узорным деревянным кумысным кубкам якутов, которую Аммосов творчески переосмыслил, обогатив ее совре¬менными сюжетными изображениями по центральному круговому поясу сосуда. Поскольку функция и образ чорона издавна связаны с торжественным ритуалом кумысного праздника, автор выбирает и соответственную тему, но уже из современной счастливой жизни своего народа («Изобилие», 1957; «Коневодство», 1970).

Шахматы

Уникальны по замыслу, по художественной трактовке комплекты шахмат, созданные Аммосовым по мотивам якутского эпоса и этнографии. Идея шахматной баталии очень занимательно развита в фигурках патри¬архальной четы родоначальников и их воинов, готовых сразиться со свои¬ми противниками. Фольклор и этнография сопутствуют и многим скульп¬турным композициям этого очень плодовитого мастера, с неизменной увлеченностью обращающегося к традициям и обычаям своего народа. Близкий некоторыми сторонами дарования к тобольским мастерам, С. Н. Пестерев также прошел большой творческий путь. Этого художника в основном интересует малая скульптурная пластика из кости. Центральное место у него занимает тема активного соприкосновения человека с природой, тема прославления силы и мужества тружеников Севера. Многие его композиции изображают стремительные оленьи и собачьи поезда, перегонку табуна лошадей, захватывающие сцены охоты, ловли оленей. Пестерев - мастер многофигурных настольных статуэток. Обычно он режет из цельного куска кости, расставляя фигуры по горизонтали - в длину, так что получаются композиции, похожие на двусторонние рельефы. Тип таких композиций с мотивом движущихся групп людей разработан им в самых разных вариантах. Среди них - «Красноармейцы на Севере» (1969), «Школьники Севера» (1977), «Солдаты революции» (1978).

Солдаты революции

Композициям К. К. Крылова присущи логическая завершенность за-мысла и обобщенность в трактовке формы («Рыбаки», 1967; «Художник», 1970). Мягкостью и теплотой характеристик они несколько перекликаются с работами К. Ф. Герасимова, зрелый период творчества которого отличается глубокой проникновенностью интонаций, ярким национальным колоритом. Начиная с появления в 1963 году «Пастуха», созданного не без влияния пластического языка «Якутки у коновязей» В. П. Попова, художник органично впитывает живое ощущение народного мировосприятия и традиции якутской народной резьбы по кости. И это прикосновение к истокам благотворно сказывается по поэтике его произведений с их доверительной непосредственностью рассказа, меткостью наблюдений и мягким, добродушным юмором («Охотник на соболя», 1971; «У ветеринара», «Ликбез», обе 1972 г.). Герасимов умело использует старинный прием разработки пространства в задуманной композиции путем свободной, макетной расстановки фигур на условной поверхности подставки. Эти же тенденции, основываясь на старой якутской резьбе и наследии такого мастера, как В. П. Попов, увязывая с поисками в смежных обла¬стях малой декоративной пластики, активно развивает один из наиболее своеобразных якутских художников-косторезов С. Н. Петров. Как большинство косторезов, Петров наделен даром анималиста, великолепно знающего мир родной природы, находящего в пластике, движении, в жизни животных импульс для творческого вдохновения. Но подлинным увлечением художника являются образы героического эпоса-олонхо, добрые обычаи предков, торжественные церемонии народного праздника Ысыах. И дает он им, подобно своим якутским коллегам-графикам, широкое эпическое толкование, в котором необычно соединяются традиционное и современное начала.

Охотник на соболя

Застыли в своей ритуальной значительности фигурки людей с кумысными чоронами в «Открытии праздника Ысыах» (1967). Величавые песенные интонации присутствуют в «Якутских воинах» (1967). В композиции «Стрелок» (1974) могучие очертания фигуры богатыря и его коня, безупречная найденность силуэтов и ритмов создают образ, овеянный чувством романтической легендарной древности. В общий процесс современного интересного развития якутского косторезного искусства деятельно включились Н. Д. Амыдаев, М. М. Павлов и И. И. Попов. Каждый из них совершенствует свой индивидуальный творческий почерк. В образах Амыдаева сильнее выражено народное начало («Рыбаки Севера», 1978). Остротой пространственного решения и эстетическим чувством материала отличаются несколько стилизованно трактованные жанровые композиции Павлова («Рыбаки», «Василий Манчары», обе 1974 г.). Попов, предпочитающий миниатюрные формы пластики, принес с собой пристрастия художника-этнографа к национальным реалиям быта и культуры («Якутский воин XVII века», 1974).

Открытие праздника

Таким образом, теперь уже третье поколение косторезов успешно продолжает возрожденную жизнь древнего искусства народа, обогащая его новыми решениями, новыми обретениями в синтезе народного и про¬фессионального в своем творчестве. В числе прикладников Якутии, активно работает народная мастерица Е. Е. Аммосова, известная комплектами народной меховой одежды северян, богато отделанной бисером и вышивкой. Художники Якутии многое сделали для формирования и обогащения духовного мира своих земляков. Всемерно возрастают их место и роль в общественной жизни республики. Ныне перед ними открыты новые пути для дальнейшего творческого роста.

Рыбаки севера

Косторез Никифоров Дмитрий Михайлович

Никифоров Дмитрий Михайлович - первый прославленный мастер-косторез из якутов, с профессиональной подготовкой. При содействии губернатора И. И. Крафта проходил стажировку в Японии, отличался самобытностью таланта и поднял престиж косторезного искусства якутов.

Декоративно-прикладное искусство народов Севера.

Эта статья о декоративно-прикладном искусстве народов, во многом сохранивших вековой традиционный образ жизни и культуру в условиях Крайнего Севера, Дальнего Востока, Арктики. Не утихают споры, оправдана ли такая жизнь, когда рядом современные города, бытовые удобства, быстрый транспорт и надежная связь. В поисках ответа особенно актуальным становится вопрос: почему многие народы, зачастую существуя в самых тяжелых природных условиях, смогли веками и тысячелетиями развивать свою культуру, не разрушая среды обитания? Не может ли человечество научиться так же жить в гармонии с окружающим миром, как это сумели сделать народы, не вовлеченные в гонку покорения и преобразования природы. Еще недавно иным представлялось будущее, в котором единое человечество, не разделенное на народы и культуры, ведет одинаковый образ жизни и, думая на одном языке, исповедует одни и те же мысли. Но, изучив многие сложные системы, мы убеждаемся, что залогом успеха их существования является как раз разнообразие. Продолжение человеческой культуры, ее разнообразие должно не уничтожаться, а бережно поддерживаться. Культура каждого народа значима для всех людей и должна сохраняться вне зависимости от того, велик или мал этот народ по численности.

Г. Татро. «Оленья упряжка». 1969 год

Изделия из оленьего меха и замши с аппликацией из цветных тканей, с меховой мозаикой, шитье бисером, скульптурные миниатюры из кости, предметы из дерева и бересты еще в прошлые века привлекали внимание землепроходцев, путешественников и ученых. Эти работы восхищают и нас. Ценно, что мы имеем здесь дело не с прошлым, не с достоянием истории, а с живым искусством сегодняшнего дня. Десятки мастеров Крайнего Севера - наши современники - прекрасно владеют приемами обработки и художественного оформления различных материалов. Народная традиция живет, продолжая развиваться в современных условиях. Декоративно-прикладное искусство, созданное народами Крайнего Севера, неотделимо от природы края, которая сурова, но разнообразна. Особенно поражает богатство красок: яркая нежная зелень болотистых низин, темные массивы лесов, переливчатая игра света и теней на горных склонах, голубизна неба, синева рек, красная и синяя россыпь ягод, мхи - от зеленовато-желтоватого до бархатно-черного. Колористическое богатство природы и воплотилось в произведениях народного декоративного искусства. Территория Крайнего Севера простирается на тысячи километров.

Чукотская резьба

Приморские районы и тундра несколько месяцев в году погружены в темноту полярной ночи, лишь временами вспыхивают красочные сполохи северного сияния. С весной приходят белые ночи... Солнце подолгу стоит над горизонтом и затем снова пускается в свой дневной путь. Южнее начинается тайга, которая, как бескрайнее зеленое руно, покрывает сопки. Здесь текут полноводные реки, их величавый покой иногда по нескольку суток не нарушают ни рыбачьи лодки, ни суда; искрятся на солнце тысячи озер. Именно в этом краю, точно в сказке, „небо сходится с землей", день соединяется с ночью, солнце и ясный месяц вместе „гуляют по небу"; золотом, нефтью, углем, алмазами, рудой богаты недра, рыбой - реки и озера, птицей и зверьем - таежные леса. Разнообразие животного мира здесь удивительно: белый и голубой песец, рыжая и чернобурая лиса, соболь и горностай, выдра и бобр, белка и заяц. Среди птиц примечательна черная гагара. Немало мелких декоративных изделий северяне изготовляют из ее красивейших по рисунку перьев. Иногда встречается редкая по красоте оперения розовая чайка. Летом в северной тайге расцветает множество цветов. Они будто спешат захватить короткий период теплых солнечных дней. Бывает (особенно вблизи полярных морей), что цветы не успевают отцвести, как уже вновь падает снег. Осенью в лесах и на полянах россыпи ягод - малина, черника, ежевика, морошка, брусника, клюква. В старину огромные безлюдные пространства Севера преодолевались местными жителями верхом на олене, на оленьих или собачьих упряжках; теперь воздушные трассы связывают отдаленные города и поселки. Однако для поездки на небольшие расстояния по-прежнему служат легкие нарты, запряженные оленями или собаками. Нельзя представить Крайний Север без оленей.

С. Пестерев. «Арканщик». 1966 год

Оленеводство - одно из основных занятий местного населения. Оленчик, как ласково называют красивых животных оленеводы-эвенки, невысок, с тонкими ногами, выглядит изящным, даже кажется хрупким; большие темные глаза смотрят кротко и задумчиво. Стада северных оленей виртуозно рисуют школьники - чукчи, коряки, долганы, ненцы - в ученических тетрадках, изображения оленей встречаются и на берестяных туесках. В рисунках, резной скульптуре из дерева и кости северные мастера подчеркивают несколько удлиненное туловище животного, широкие раздвоенные копыта, рога, оттягивающие назад голову. Ежегодно олень теряет свои ветвистые рога, и они вновь отрастают. Вначале рога темные, бархатистые, покрытые нежным пушком, налитые живым соком; постепенно они твердеют, делаются светлее. И вот уже один рог отпал. Бегает оленчик по тропам, пока и второй рог не отпадет...

Эвенкийская женская одежда

На Крайнем Севере исстари шьют верхнюю зимнюю одежду из оленьих шкур, их также стелют и на нарты; в недавнем прошлом зимой оленьими шкурами покрывались переносные сборные жилища таежных охотников - юрты и чумы. Мастерицы Заполярья искусно выделывают из оленьих шкур замшу-ровдугу, подкрашивают ее ольховой корой, придают ей благородный красновато-коричневый тон.

Эвенкийские унты

Особо ценятся оленьи камусы - шкурки с ног оленя. Узкие небольшие полоски золотистого, серебристо-серого или белого цвета действительно очень красивы и прочны. Из них обычно шьют зимнюю обувь, рукавицы и сумки, которые отличаются богатством отделки. Сшитая из оленьих шкур зимняя меховая одежда северянина нередко является подлинным произведением декоративного искусства.

Е. Аммосова. Фрагмент отделки детской шубы

Сколько народов на Крайнем Севере - столько разновидностей кроя, колорита, приемов отделки. Природный вкус, чувство прекрасного женщины-северянки прежде всего выражают в искусном подборе меха. Сшивая шкурки различных животных, они добиваются удачных сочетаний фактуры, мягкости или контрастности цветовых переходов.

Ненецкая женская одежда

Рядом с беличьей спинкой, мехом выдры или колонка иногда можно увидеть и пеструю шкурку евражки - полевого зверька; ее выбрала мастерица исключительно ради цветового эффекта, ради впечатления целостности и красоты композиции. Для отделки ворота или нижнего края зимней одежды, кроме белого песца или серебристой лисы, используется густой мех сибирской лайки. Меховые вещи бывают украшены костью, металлом, ровдужными кистями и кантами, вставками и каймой из красного, синего и желтого сукна.

Эвенкийская одежда

Особенно декоративно в сочетании с мехом шитье бисером. Бисер приходится закреплять плотными, без просветов, рядами на полосках кожи или ткани, которые затем вшивают в мех. По народному преданию, разноцветный непрозрачный бисер в старину доставлялся в Сибирь из далекой Индии, где бисеринки вытачивались из океанских раковин. И это похоже на правду. Старинный бисер необычайно разнообразен по форме, размерам и оттенкам; в одном ряду вышивки не найти двух одинаковых бисеринок.

Е. Аммосова. Фрагмент отделки женской шубы. 1968 год

Не случайно мастерицы чрезвычайно ценят этот бисер и терпеливо переносят его со старых изделий на новые. Северные народы по-разному использовали эффект шитья бисером. Эвены-ламуты щедро расшивали золотистые меховые шубы-парки полосами бисера, в которых преобладал светлый голубой тон.

Эвенская женская одежда. 19 век

На одежде эвенов в широких голубых бисерных оторочках основная лента узора движется мягко, волнообразно, иногда образуя замкнутые круговые фигуры. Бисер, нашитый концентрическими кругами, покрывает дополняющие эвенский костюм замшевые сумочки, украшает кисеты, игольницы. Совсем иная отделка у долган, живущих на севере Красноярского края в Эвенкийском и Таймырском национальных округах.

Фрагмент отделки долганской мужской одежды

Широкая пришивная кайма женской долганской шубы-парки перемежается вставками меховой мозаики, полосами цветного бисера. Издали на этой кайме читается яркая (красная с синим) зубчатая лента с острыми углами орнамента, направленными в разные стороны. Как говорят сами долганские вышивальщицы, - это изображение северного сияния. Нередко мастерицы обращаются к оригинальной технике вшивания в мех отдельных красных и синих шерстинок, образующих тот же узор „северного сияния".

Фрагмент отделки долганской женской одежды. 1960 год

Наряду с шитьем бисером, на Крайнем Севере распространено удивительное искусство - меховая мозаика. Это композиции из кусков меха, контрастных по цвету, вырезанных по шаблону и сшитых вместе таким образом, что получается единая поверхность с орнаментом - темным на светлом и светлым на темном фоне. Например, на плечах и нижнем крае верхней зимней одежды ненцев по темному фону вырисовываются белые зигзагообразные фигуры, сильно вытянутые по вертикали, с тонкими линиями и утолщениями в углах. Несомненно, перед нами тот же образ северного сияния, что и на долганской вышивке бисером или шерстью.

Фрагмент отделки ненецкой женской праздничной одежды

Искусной и сложной меховой мозаикой украшались старинные изделия коряков. Кайма на корякской верхней зимней одежде состоит из стройных орнаментальных композиций, где ритмично чередуются крохотные треугольники, квадраты, ромбы из меха двух цветов. Иногда мозаика дополнена вышивкой: гладьевый настил цветным шелком.

Фрагмент отделки корякской женской праздничной одежды 1960 год

Искусство меховой мозаики в наши дни применяется при изготовлении меховых ковров, распространенных на Крайнем Севере. Форма этих изделий очень разнообразна. Она зависит от материала, изобретательности и вкуса мастерицы. В последние годы широкое распространение получили круглые ковры из оленьего камуса.

Ковер из оленьего камуса

В центр часто помещают небольшой (10-12 см в диаметре) кружок темного меха, от которого расходятся светлые и темные „лучи"; ковер оторочен белым камусом. Круглые ковры делались и в старину, их называли „солнышком". Образ солнца - редкого гостя в тех краях - издавна дорог северным мастерам. Полярная ночь, которая длится три-четыре месяца, заставляет жителей Заполярья с нетерпением ожидать появления солнца. В народе о солнце складывались легенды, сказки. Герой одной из таких сказок, Ворон, в прошлом побратим Солнца, не захотел уступить брату красавицу, дочь Севера, за которой он ездил за тридевять земель, преодолевая опасности. Обидевшись, Солнце решило покинуть небо и предоставить тундру вечной ночи. „Увидела дочь Севера, что нет близко Солнца, что жители тундры мерзнут и недовольны Вороном, а он бессилен вернуть Солнце тундре. Посмеялась она над Вороном и ушла к своему отцу Северу. А Солнце с тех пор больше живет за морем и в тундру посылает только самые холодные лучи", - говорится в сказке.

Ворон. Резьба по кости

Но не только камусные коврики в декоративной форме воссоздают образ солнца. Круглый серебряный диск - „грудное солнце" - нередко украшал старинные ровдужные нагрудники юкагиров. Когда-то юкагиры, потомки которых сейчас живут на реке Ясачной, притоке Колымы, были более многочисленным народом. Множество огней от их кочевий освещало безлунное небо в полярную ночь; по народному преданию, это и было северное сияние. Со временем юкагиры слились с эвенами. Поэтому юкагирские и эвенские одежда и украшения очень похожи, в частности нагрудники, поражающие тонкостью, изяществом и подлинно ювелирным мастерством исполнения.

Отделка эвенского мужского нагрудника. 19 век

В кайме и орнаментальных вставках шитье оленьим подшейным волосом сочетается с переплетающимися цветными ровдужными ремешками, иногда продернутыми через прорези фона; окантовка выполнена цветной тканью, бисером, меховыми выпушками. Блестящий и упругий белый олений подшейный волос применяется мастерицами-северянками для того, чтобы усилить основную цветовую гамму, в особенности на изделиях из ровдуги. Олений волос идет на довольно плотный окаймляющий шов, на еще более плотный настил из широких полос белых геометрических фигур. Такая отделка выглядит очень красиво на естественном или подкрашенном фоне ровдуги, орнаментальные вставки и кайма кажутся вычерченными или отпечатанными - настолько безукоризненна и тонка работа мастериц-северянок.

Фрагмент отделки эвенской женской одежды. 19 в

„Космическая" тематика - солнце, луна, звезды - занимала большое место и в декоративно-орнаментальном искусстве эскимосов. На настенных декоративных ковриках из шкуры нерпы, расшитых оленьим волосом и цветным шелком, часто встречаются условные изображения небесных светил. Эффектно и декоративно шитье оленьим волосом на нерпичьей шкуре и на замше-ровдуге. Реже украшены „космическим" орнаментом близкие к эскимосским чукотские настенные коврики с карманами для хранения мелких хозяйственных предметов.

Чукотский фигурный коврик. 1950 год

Аппликационные нашивки из ровдуги или особо выделанной кожи нерпы - мандарки - чукотские мастерицы чаще делают в виде многоцветных розеток, побегов с листьями и бутонами: непродолжительный, но очень яркий летний период получил в чукотской народной вышивке убедительное образное истолкование. В начале весны на Крайнем Севере отмечают национальные праздники, связанные с окончанием зимнего охотничьего сезона, с перегоном оленей на летние пастбища. На торжествах вручаются награды знатным оленеводам, победителям соревнования, проводятся спортивные состязания, участники художественной самодеятельности выступают с концертами.

Ысыах. Резьба по кости

Из дальних сел, поселков, оленеводческих бригад на праздник приезжают целыми семьями в нарядной одежде, на собачьих или оленьих упряжках. В красный, синий, зеленый и желтый цвета расписаны нарты. Упряжь расшита бисером, декорирована костяными гравированными пластинами, красными и синими шерстяными кисточками, металлическими бляхами, меховыми помпонами. Центром праздника являются традиционные оленьи бега - гонки на оленьих упряжках. Красочности этого зрелища в значительной степени способствуют расшитые бисером парадные костюмы, унты, пояса с накладными гравированными серебряными бляхами и пластинами, сверкающие на весеннем солнце.

Якутский черпак для кумыса. 19 век

У якутов национальный весенний праздник Ысыах бывает в конце июля. Ысыах обычно проводится в поле, где сооружается специальная площадка: ставятся деревянные резные столбы - коновязи - сэргё, в землю втыкаются ветки только что распустившихся березок. Участники праздника исполняют хороводный танец йохор, пьют кумыс. Теперь деревянная кумысная посуда выходит из употребления, заменяется стеклянной, фарфоровой, пластмассовой. Однако чороны вырезают специально к празднику и ставят в качестве украшения на сэргё или на столбы, ограждающие площадку, где проводится Ысыах. Большой популярностью пользуются деревянные чороны-сувениры, изготовление которых ведется теперь не вручную, а на токарных станках. Старинные чороны, передаваемые из поколения в поколение, в современном жилище городского типа используются как кашпо или декоративные предметы, украшающие интерьер.

Якутское женское седло. Деталь. 19 век

В праздничной церемонии Ысыаха много внимания уделяется убранству коня, в которое входят седло (серебряная передняя лука украшена гравировкой), чепрак, кычымы. По всему Крайнему Северу славятся работы якутских ювелиров. Основу этих ювелирных изделий составляют серебряные (или посеребренные) пластины различной формы. Из прямоугольных и круглых пластин делают наборные пояса, которые являются частью национального костюма и других северян, например долган.

Якутский конский чепрак

Лировидная форма, возможно, является символическим образом пробивающегося из земли растения. Иногда расходящиеся вправо и влево симметричные спиралевидные побеги заканчиваются условным изображением конских голов. Большой декоративностью отличается и парадная зимняя одежда якутской женщины: меховая шуба, отделанная красным сукном, серебряный наборный пояс, нагрудные и поясные украшения, глубокая шапка из бобрового и медвежьего меха с вышивкой - „дьабака".

Якутские женские праздничные головные уборы. 19 век

Сказали свое слово и мастера изделий из бересты. Этот вид народного декоративного искусства известен в Якутии давно. Вот как об этом рассказывается в якутском эпосе „Олонхо": „Набрал Эллей березовой коры, поставил палки, связал их вверху, обшил корой, украшенной узорами, зубчиками, вырезками, образовалась ураса, жилой дом". Полотнища для покрытия урасы - старинного якутского летнего жилища - в настоящее время хранятся во многих музеях.

Фрагмент берестяного полотнища урасы

Помимо украшений в виде зубчиков и орнаментально скомпонованных прорезей, они расшиты конским волосом, бисером, увешаны бусами, металлическими пластинками. Сказочно красиво выглядела новая ураса: сверкающий золотистый конус на фоне зелени поднимался где-нибудь на берегу реки, гармонируя с окружающей природой. Бытовые берестяные изделия - ведерки, коробки, туеса - скрепляют обручами из прутьев тальника и оплетают шнурами из конского волоса.

Якутский берестяной короб. Деталь

Цветная фольга в фигурных прорезях, подвески из металла и бус делают эти предметы удивительно нарядными. Нового расцвета достигла широко распространенная на Крайнем Севере резьба по кости. Прежде всего из кости изготовляются хозяйственные предметы - детали оленьей упряжки, околощечные пластины с резьбой, всевозможные уздечные и седельные подвески с геометрическим орнаментом. На севере Якутии в слоях вечной мерзлоты до сих пор находят бивни мамонтов. Желтоватая плотная кость давно вымерших гигантов является драгоценным материалом, который хорошо поддается обработке и полировке. Изготовление из мамонтовой кости декоративных предметов, в том числе мелкой скульптуры, стало в Якутии традиционной отраслью народного творчества.

Косторезы Якутии народный художник Т. В. Аммосов, заслуженный деятель искусств С. Н. Пестерев, С. Н. Петров, Д. И. Ильин и другие создают жанровые группы, анималистическую скульптуру, декоративные бытовые предметы с резьбой и инкрустацией. Якутские косторезы посвящают свои произведения историческим событиям, воспроизводят сцены праздника Ысыах, изображают северных оленей, оленьи упряжки, сцены охоты на волков и медведей. Типичное изделие якутских резчиков - нож наподобие кинжала или кортика с рукоятью и ножнами из мамонтовой кости. Ножны и рукоятка обычно покрываются тонким растительным орнаментом, сюжетными изображениями (сцены охоты, фигурки оленей), выполненными в плоском рельефе.

Якутский нож с ножнами. Д. Ильин. 1967 год

Мировую славу снискали замечательные косторезы Чукотки из поселка Уэлен, где в 1931 году создана мастерская, ставшая одним из центров косторезного искусства. На Чукотском полуострове археологи нашли немало косторезных изделий, в том числе и декоративную скульптуру - изображения животных, которые водятся в этих краях. Эти мелкие фигурки играли в прошлом роль оберегов и применялись местными жителями как амулеты, которые якобы охраняли от злых духов и помогали бороться с враждебными силами природы

Пеликен

Для чукотских косторезов материалом служат клыки моржей; после полировки плотная красивая кость приобретает холодноватый оттенок. Чукотские косторезы - прославленные мастера настольной декоративной скульптуры. В их работах воспроизводятся бытовые и охотничьи сцены, образы народных сказок и песен, изображаются животные. Наряду с мелкой пластикой, на Чукотке распространена цветная гравировка на моржовых клыках. Подцвеченные гравированные изображения работы художников чукчей и сибирских эскимосов посвящены важным событиям, имеющим общественное значение, и тому, что окружает и волнует мастера. Несмотря на точность передачи, морские волны, льдины, плавающие киты, фигурки людей в национальных одеждах трактуются декоративно и орнаментально.

Рисунок на кости

По рисункам на моржовых клыках можно составить представление о прошлом и настоящем чукчей, об изменениях в их жизни и быте. Рубленые дома нового Уэлена, радио и телевизионные антенны, самолет, прилетевший из областного центра. Высоко оценены известные гравюры на моржовых клыках „Челюскинская эпопея", работы талантливого уэленского костореза Вуквола, погибшего во время Великой Отечественной войны. Далеко за пределами Чукотки знают произведения художников Вуквутагина, Хухутана, Туккая, В. Эмкуль, И. Сейгутэгина, а также мастеров Е. Янку, Н. Килилоя, Г.Тынатваль, Г.Татро, Т. Печетегиной и других. Работы чукотских граверов и резчиков по кости экспонировались на всемирных и международных выставках в Париже, Нью-Йорке, Брюсселе, Монреале, Осаке. Мастера художественной обработки меха, вышивальщицы, резчики, косторезы окружены вниманием и уважением.

Металлические подвески якутской работы на долганской детской одежде. Деталь. 1960 год.

Всеобщий интерес вызывают конкурсы на лучшее национальное художественное изделие, выставки новых произведений. С годами увеличивается число предприятий народных художественных промыслов, выпускающих изделия национального декоративно-прикладного искусства: унты, расшитые бисером и отделанные мозаикой из меха, меховые ковры, женские украшения из кости, меха и металла, куклы в национальных одеждах.

Чукотские куклы из оленьего меха

В Нарьян-Маре, Магадане, Туре, Якутске и других городах и поселках созданы такие предприятия, где каждый мастер по-своему использует художественные традиции своего народа. Если взрослые предпочитают одеваться по журнальным моделям, то дети по-прежнему носят красочные меховые шубки с капюшонами, отделанные бисером, цветными кисточками, яркой аппликацией. Нередко на малыше из далекого северного поселка можно увидеть оригинальную шапочку-капор с ушками, рожками, с подвесками из оленьих копытцев. Широкую известность получили работы Н.В.Касаткиной, в течение ряда лет возглавлявшей мастерскую национальных художественных изделий в Красноярске. Под ее руководством было организовано изготовление круглых ковриков из оленьего меха и камуса. Работы молодых мастериц не были простым подражанием, копированием. Традиционные „оленьи следы", „оленьи рожки", „копытца", „северное сияние", образ животворящего солнца в произведениях обретали новую жизнь, „оживали" в предметах, предназначенных для современного городского быта.

Эвенкийский мужской капор

В среде талантливых потомственных народных умельцев формировалось творчество художницы Е.Е. Аммосовой. Она искусный мастер художественных изделий из меха. В основном это одежда и дополняющие зимний наряд унты, рукавицы, шапки, сумки, украшения. Большинство работ отличается ярко выраженным национальным колоритом. Сегодняшний Крайний Север - это не только суровая природа, полярный день, полярная ночь, лоси в тайге или встреча охотника с медведем. Это также линии электропередач, проложенные через топи, снега и горные хребты; это ледоколы, самолеты и плотины электростанций; это геологические партии и нефтяные вышки, новые города и поселки, электрический свет, клубы, кинотеатры, школы-интернаты

Якутское женское нагрудное украшение. Деталь. 1960 год

И это новые люди: врачи, учителя, летчики, писатели, художники и ученые - эвенки, долганы, чукчи, якуты. Но если спросить любого из них - от университетского профессора до пастуха-оленевода - о национальном декоративном искусстве его края, услышишь увлекательный рассказ о древнем и вечно юном народном мастерстве, а то и увидишь выполненные собеседником декоративную скульптуру из кости, вышивку или гравировку на металлическом браслете. И все это потому, что, как говорилось выше, живая народная традиция продолжает развиваться в благоприятных современных условиях, привлекая все новых талантливых самобытных мастеров.

По материалам статьи Н.И. Каплан.

Лучшие статьи по теме