Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Планшеты
  • Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры Поволжья (из опыта работы) Подготовила: Воронина В.Н. воспитатель высшей квалификационной

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры Поволжья (из опыта работы) Подготовила: Воронина В.Н. воспитатель высшей квалификационной

Вид проекта: творческий, детский с участием воспитателей, воспитанников детского сада, родителей воспитанников, музыкального

руководителя.

Актуальность темы: Дошкольный возраст, яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы. В этом возрасте актуальным является формирование основ нравственности посредством народной педагогики, эмоциональной отзывчивости. Прекрасно, когда ребёнок воспитывается в духе своих национальных традиций, обычаев. Ибо без знания своей истории, языка, искусства невозможно в полной мере понять и изучить культуру своего народа.

Наш педагогический коллектив работает по воспитанию и обучению детей на традициях всех народов проживающих на территории Саратовской области, приобщая дошкольников к народному творчеству, национальной культуре, обычаям, традициям.

Одним из перспективных методов,способствующих приобщению дошкольников к народной культуре, является метод проектирования, позволяющий растить детей общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.

Цель проекта: формировать представление о том, что Саратовская область многонациональна.

Задачи проекта:

1. Знакомить с народными традициями и обычаями народов Поволжья.

2. Расширять представления детей о народном искусстве, фольклоре, музыке.

3. Развивать интерес к участию в фольклорных праздниках.

Интеграция образовательных областей:
- Познание
- Художественное творчество
- Коммуникация
- Чтение художественной литературы

Музыка
- Социализация

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

План реализации проекта:

Создание ситуации для мотивации начала проекта.

Проведение консультации для родителей по организации, подготовке и проведению проекта.

Проведение беседы с детьми по предстоящей работе.

Ожидаемый результат:

Предполагаемый результат:

1. Приобщение детей к общечеловеческим ценностям, из которых складывается впоследствии важнейшее чувство - любовь к Родине.

2. Расширение знаний детей об истории, традициях и культуре народов, проживающих на территории Саратовской области.

3. Формирование чувства ответственности,гордости, любви и патриотизма;

4. Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей.

Презентация проекта:

1. Фестиваль народов Поволжья «Волжские гулянья».

2. Папка - раскладушка «Наряд повидать, что в прошлом побывать».

3. «Волжское подворье».

4. Выставка кукол в национальных костюмах народов Поволжья.

5. Выставка детских работ по теме.

Презентация проекта.
Фестиваль народов Поволжья «Волжские гулянья».

Дети под мелодию песни «Ты, скажи мне, Волга» заходят в зал, держась за руки, идут змейкой, занимают свои места.
1-й ребенок: Сколько сказочных мест у России Городов у России не счесть. Может где-то бывает красивей, Но не будет роднее, чем здесь!
2-й ребенок: Под самым небом - горные отроги, Внизу - поля, раздолье,ширина. Бегут тропики и пути дороги Просторы - это Родина моя.
3-й ребенок: Вот нежная и молодая хвоя
Растут подростки - елка сосна.
Здесь встанет лес сплошной стеной живою,
Богатства эти - Родина моя!
Песня «Что зовем мы Родиной» муз. Бокач.
Ведущий: Для человека Родина - это край, где он родился и вырос. Наша Родина - Саратовский край, Поволжье. Дали волжские просторные, Серебристая вода. Всем открыта величавая Волга - матушка река. Да, необычные волжские просторы, много разных народов проживает на великих и могучих волжских берегах.

Сегодня представители этих народов приехали к нам в гости. И так встречайте! Под русскую народную музыку «Как под яблонькой» входят дети в русских национальных костюмах.

Ведущий: Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, не стесняйтесь!
Дети: Здравствуйте! (кланяются)
Ребенок: Русский народ На Волге живет, Лучше наших ребят Никто песен не поет!
Ребенок: Эй, Тимоха и Демьян, Николай, Семен, Иван. Встанем, братцы, все рядком Да частушки пропоем!
«Частушки»
Ведущий: Ох, и частушки ваши хороши!
Дети: Теперь мы спляшем от души!

Ребенок: Русская пляска удалью веселой,

Стоять на месте не велит!

Отбивает дробь задорный каблучок

Руки так и просятся сами на бочок.

Девочки - лебедушки плывут величаво,

Парни присядку исполняют - браво.

Эх подгорка моя, подгорушка

Потанцуй-ка со мной, моя душечка!

Русский танец «Подгорка»

Звучит мелодия татарской народной песни. Выходят мальчики и девочки в татарских национальных костюмах.

Мальчик: Исэнмесез!

Саумисыз!

Так по-татарски значит «Здравствуйте!»

На Волге живет

И татарский народ

И на славу угощают.

Девочка: Своих детишеклюбят, берегут

Колыбельныепесни для них поют.

«Колыбельная песня» (на татарском языке).

Девочка: Любят ребята из Татарстана

Петь,веселиться, плясать.

А сегодня приглашаем вас

Немного поиграть!

Ведущий: Игра называется«Буги урын»,

Что означает «Займи место». Татарская игра «Буги урын» («Займи место»)

Звучит мелодия украинской народной песни. Выходят дети в украинских национальных костюмах.

Дети: Здоровеньки буллы! Здравствуйте!

У вас в гостях украинские хлопцы и дивчата!

Ребенок: Мы не зря спешим к вам

Вдоль поволжским берегам Пусть порадуют вас Украинский перепляс.

Ребенок: Бодрый, зажигательный,

Ну, просто, замечательный.

А для танца из цветочков

Мы давно сплели веночки.

«Украинский танец»

Ребенок: Голубка прилетела

В мой цветущий сад.

Голубкасизокрылая

Тебе я очень рад.

С тобой, моя голубка,

Не будем мыскучать,

А будем вместевесело

Петь и танцевать!

Украинская игра«Голубка» обр. Попатенко

Звучит тема из «Немецких танцев» Шуберта. Выходят дети, одетые в немецкие национальные костюмы.

Ребенок: Гутен морген!

Доброе утро!

Так звучит приветствие на немецком языке.
Утром солнценад Волгой встает,
Золотыми лучами все вокруг освещает.
Легкий ветер о Волге нам песню поет.
Рады мы, что вместе этот день встречаем!

Немецкая песня «С добрымутром».

Ребенок: Кошка с мышкой играет,
Кошка мышку догоняет.
Ищет кошка дух мышиный,

В сумрак ввинчивает взгляд,

Точнофары у машины

У нее глаза горят.

Уступаюей дорогу

Повстречавшисьу ворот,

Неужелипрямо в лапы.

Мышкак кошке попадет?

Немецкая игра «Кошки - мышки».

Ведущий: Всех гостей сегодня встретили, Да как праздник наш прошел - Не заметили.

Ребенок: Народы Поволжья гостили у нас. Мы пели, плясали, Играли сейчас.

Ребенок: Давайте будем крепче дружить,
Ведь веселее вместе жить.
Русский и немец,
Татарин, хохол,
Все мы вместе
В Поволжье живем!

Ведущий: Крепко за руки беритесь,

В дружном хороводе закружитесь. Пойте громко, нестесняйтесь И друг другу улыбайтесь! Под мелодию песни «Ты скажи, мне Волга» детивыходят из зала.

Папка-раскладушка «Наряд повидать, что в прошлом побывать».

Альбом «Волжское подворье».

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Игры народов Поволжья. «Игра «Платок» («Яулык») для детей старшего дошкольного возраста. Также дети узнают много интересного из одежды народов Поволжья.

Цель : создание условий для развития познавательных способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

Задачи:

  1. Развивать интерес к национальным играм народов Поволжья, желание использовать их в игровой деятельности.
  2. Побуждать детей к свободному самовыражению в игровой деятельности, поощрять музыкально-игровую импровизацию, развивать творческие способности.
  3. Совершенствовать умение различать и называть национальные костюмы (головные уборы) народов Поволжья.
  4. Формировать у детей нравственные качества через народные подвижные игры, народный фольклор и традиции.
  5. Воспитывать чувство дружбы, сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательного отношения друг к другу.

Образовательные области:

  1. Познавательное развитие;
  2. Речевое развитие;
  3. Социально-коммуникативное развитие;
  4. Художественно-эстетическое развитие;
  5. Физическое развитие.

Виды деятельности : игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), продуктивная.

Методические приемы:

  1. Мотивационно-побудительный этап: игровая мотивация (проблемная ситуация);
  2. Организационно-поисковый этап: познавательная и практическая мотивация, наглядный метод (показ образца, демонстрация), практический (работа с раздаточным материалом – украшение бусами орнамента на платке, татарская народная игра «Платок»), словесный (напоминание, пояснение заданий, вопросы, хоровые ответы, индивидуальные ответы);
  3. Рефлексивно-корригирующий этап: поощрение, анализ заданий, получение сюрприза.

Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникативные.

Используемое оборудование:

  1. Экран проектора (телевизор);
  2. Компьютер (ноутбук);
  3. Платки с нанесенным орнаментом (узоры);
  4. Бусы разных цветов и длины;
  5. Музыкальное сопровождение (татарский танец «Шома бас»);
  6. Татарский национальный платок для педагога;
  7. Два национальных татарских платка с разным орнаментом;
  8. Раскраски по количеству детей с татарским национальным орнаментом (приложение 1);
  9. Платки большие для игры (по количеству детей: на 4-ых – 1 платок);
  10. Музыкальный центр;
  11. Презентация.

– Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами продолжаем знакомиться с традициями, бытом и подвижными играми народов Поволжья. Сперва мы с вами повторим то, что мы уже с вами проходили.

– Скажите мне, пожалуйста, в какой республике мы с вами живём? (в Республике Татарстан).

– А столица нашей республики? (город Казань).

– Люди каких национальностей проживают в нашей республике? (русские, чуваши, татары и т.д.).

– Т.е. наша республика много… (многонациональная).

– Все правильно ребята! У каждого народа есть свои обычаи, традиции, свои национальные песни, танцы, костюмы. Я хочу обратить ваше внимание на экран. Перед вами костюмы разных национальностей. Давайте с вами определим к какому народу они относятся:

Слайды 5,6,7,8,9,10,11.

– Башкиры

– Татары

– Чуваши

– Удмурты

– Русские

– Марийцы

– Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить? Я подготовила подсказку, и мы сейчас узнаем, кто у нас самый внимательный (у педагога на голове татарский национальный платок).

– Правильно я сегодня к вам пришла в платке. По-татарски платок –ЯУЛЫК. Повторите ребята.

– Посмотрите на головные уборы женщин разных национальностей (Рисунки на экране).

Слайды 12,13,14,15,16,17.

Башкиры носили кашмау, русские кокошники и платки, удмурты манлай, чуваши хушпу, марийцы шовыч (платок), а у татар калфак и вышитые платки. Вот сколько новых слов вы узнали сегодня. У каждого народа был свой своеобразный головной убор. И по – своему он назывался. Вот сколько новых слов вы узнали сегодня.

– Посмотрите, какой красивый платок я вам сегодня принесла.

– Яулыгымның бизәге

Әллә кайдан күренә

Аллы – гөлле чәчәк төшкән,

Килешәдер үземә.

(показ еще одного платка для сравнения).

– Скажите мне чем отличается один платок от другого? (узоры, рисунки, орнамент).

– Правильно, узорами. Орнамент – это узор, состоящий из повторяющихся элементов, предназначенный для украшения каких либо изделий или архитектурного объекта. Слово “орнамент” значит «УКРАШЕНИЕ».

– У каждого народа есть свой символ, который имеет значение только для него. Много мастеров использует татарский орнамент, в котором основным мотивом является тюльпан. Тюльпан, один из первых весенних цветов и является символом возрождения. По другому его еще называют: Ляля тюльпан.

– В 2013 году тюльпан был выбран символом Летних студенческих игр, которые принимал наш город – Казань. Пятицветный логотип – символ, выполнен в форме цветка – тюльпана, который означает новые достижения и устремленность к цели.

– Я предлагаю вам тоже стать юными художниками. Но рисовать мы будем не красками… Перед вами лежат платки. Чего не хватает на этих платках? (Орнамента, узора). Почему вы так решили? Нам нужно их разукрасить. А украшать мы будем бусами. Нужно разукрасить начерченный орнамент на платке с помощью бус. (На платке начерчен один из национальных узоров татарского орнамента – тюльпан).

– Очень красивые платки у нас получились.

– Пора с этими платками поиграть (дети встают).

– Уенның исеме “Яулык” (Игра называется “Платок”).

Слайд 23,24.

– Түгәрәккә басабыз. Бию көенә түгәрәктә биибез. (Встаем в круг и танцуем по кругу).

– Көй туктагач, урындыкларга утырабыз. Яулык почмакларын тотабыз (Как только музыка остановится, нужно быстро сесть на стул и взять кончик платка).

– Соңга калучы уеннан чыга (Опоздавший выходит из игры).

Проводится игра.

– Безнең җиңүчеләр (Наши победители): 1.........2.........3..........4..........

– Кул чабыйк! (Похлопаем им).

– Рэхмэт, балалар, булдырдыгыз! (Спасибо, ребята! Молодцы!).

– Что нового сегодня узнали? Что больше всего понравилось?

– А кто запомнил, что такое – Орнамент? (украшение).

– Какую игру мы с вами сегодня играли? (Яулык). Надеюсь, вам игра понравилась.

– На прощание я хочу вам подарить раскраски– платки. Вы их дома разукрасите и подарите своим близким.

– Рэхмэт, сау булыгыз. (Спасибо. До свидания).

Составила воспитатель Прохорова О.И.

Жизнь современного дошкольника трудно представить без компьютеров, планшетов, интернета. Можно бесконечно долго рассуждать о том, плохо это или хорошо. А можно использовать ИКТ как средство развития и воспитания подрастающего поколения. Рассмотрим применение ИКТ в целях социально - личностного, патриотического воспитания детей напримере модуля «Народы Поволжья».

Старая поговорка гласит: « Все новое - хорошо забытое старое». Своя культура всегда выделяется человеком как особенная, первая с которой он, как правило, свыкается, сживается, которую впитывает, как принято говорить, « с молоком матери». Вероятно, поэтому рано или поздно человек все равно начинает внимательно присматриваться к культуре прошлого. На сегодняшний день можно увидеть возрождение интереса к национальной культуре, к обрядам и обычаям наших предков, к их традициям. Значение культуры собственного народа, умение понять ее, желание приобщиться к ее дальнейшему развитию могут стать основой активной творческой деятельности человека, если его знакомить с родной культурой с самого раннего детства. Ребенок нуждается в умном и тактичном помощнике, который поведет его в удивительную страну прошлого, расскажет о жизни предков - тех, кто перед нами был, научит понимать и удивляться. Педагоги ДОУ в своей работе с дошкольниками по приобщению к русской народной культуре и искусству ставят перед собой следующею цель: Формирование основы художественной культуры ребенка, через приобщение к истокам народной культуры, к народным традициям.

У каждой национальности есть свои обычаи, традиции, праздники. Как донести до них смысл этого праздника? В этом нам помогает ИКТ: фото и киноархивы, интернет, компьютерные презентации. Для детей можно создать компьютерные презентаций, которые помогают решить поставленные перед нами задачи.

Слайды № 1 -2

«Города Поволжья»

Слайды № 3-4

«Костюмы народов Поволжья»

Слайды № 5 - 6

«Национальные блюда»

Слайды № 7 - 8

«Национальные музыкальные инструменты»

Слайды № 9-10

«Национальные праздники»

При знакомстве дошкольников с народами Поволжья, с их историей родной страны, с памятными местами. И в этом также помогают ИКТ - с их помощью мы знакомим дошкольников с народами, городами, костюмами и т. д. Поволжья не выходя из ДОУ. Подбираем материал доступный по содержанию и качественного исполнения.

Современный ребёнок растёт в эпоху развития и появления новых ИКТ, необходимо использовать все преимущества данных технологий в решении всех поставленных перед нами задач по воспитанию и обучению дошкольников.

Авторы: Берендакова Анна Валерьевна, Качалова Наталья Викторовна
Должность: педагог дополнительного одразования по изобразительной деятельности, музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №45 "Журавлик"
Населённый пункт: город Димитровград Ульяновской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Приобщение старших дошкольников к культуре и традициям народов Среднего Поволжья"
Дата публикации: 29.10.2018
Раздел: дошкольное образование

Методическая разработка

Приобщение старших дошкольников к

культуре и традициями народов Среднего

Поволжья

мастер - класс для педагогов

"Вдоль по Волге"

Педагог по изодеятельности:

Берендакова А.В.

Музыкальный руководитель:

Качалова Н.В.

Задача: Путем проведения увлекательной квест - игры, развить творческий

потенциал педагога и желание использовать полученные знания в практической

деятельности.

Оборудование: карточки с изображениями национальных костюмах, орнамента,

силуэты одежды, изображения кукол, национальной одежды, конверты с заданиями

для участников, атрибут для подвижной игры,

Ход мастер - класса

Сегодня мы с вами проведем мастер - класс в виде квест - игры

"Вдоль по Волге". Цель нашего мероприятия ознакомить участников мастер -

класса с культурой и традициями народов Среднего Поволжья.

Детский сад - это поликультурный мир, где каждый ребенок, какой национальности

он ни был, является представителем своего мира, традиционной культуры. И

маленький татарин, и маленький чувашин, и маленький русский, должны иметь

представления о культуре и быте, жизни другого народа. Поэтому мы педагоги

должны удовлетворить детское любопытство и дать элементарные знания о

традициях и быте народного края. Как жили люди Поволжья, как работали, как

отдыхали, какие обычаи и традиции, какие игры, ответить на эти вопросы значит

обратиться к истокам народной культуры Поволжья.

И так мы начинаем квест - игру. Нам необходимо разделиться на 4 группы.

Выполняя задания вы окунетесь в мир культурный традиций народов Среднего

Поволжья.

1 задание. Национальности Ульяновской области.

Внимание на экран. (первый слайд презентации) 4 картинки людей в

национальных костюмах: татарин, чувашин, мордвин, русский.

В нашей области живут люди разных национальностей. Знаете ли вы. какие народы

проживают в нашем крае??? (ответ) Чем отличаются?? (ответ) танцами,

традициями, кухней, костюмами, одеждой

Участникам мастер - класс предлагаю отобрать их конверта, те картинки на которых

изображены представители народов проживающие на территории нашей области

(конверты с картинками)

2 задание. Национальная одежда.

У каждого народа есть своя национальная одежда. Какие элементы костюма вы

знаете??? Сможете ли Вы подобрать наряд для представителя то или иной

национальности??? Сейчас узнаем!

Участникам мастер - класса предлагается "Одеть куклу" в национальную одежду.

Чтобы создать такие костюмы требуется огромное трудолюбие, умение. Все

костюмы выполняются в ручную, начиная от покроя и заканчивая вышивкой.

3 задание. Орнамент.

Второй слайд с картинками орнамента национальных костюмов.

Внимание на экран. У каждого народа есть одежда украшенная традиционным

орнаментом. Сможете ли вы подобрать элементы орнамента и украсить один из

предметов костюма???

Участникам мастер - класса предлагается украсить один предмет костюма.

татары - сапоги (ичиги)

русские - сарафан

чуваши - головной убор (тухья)

мордва - фартук

Ну а теперь проверим свои знания (третий слайд с картинками украшенных

предметов одежды)

Вот мы с вами и познакомились с традиционными костюмами народов Среднего

Поволжья, а сейчас перейдем к фольклору.

4 задание. Фольклор народов Ульяновской области.

Каждый ребенок должен иметь представление о своей культуре, доступно их

возрасту. Основным условием развития творческих способностей является

введение ребенка в мир музыки. В детском саду должны быть созданы условия для

творческого развития ребенка. Музей "Русская изба", уголок татарской,

мордовской, чувашской культуры. На занятиях мы должны рассказывать сказки,

потешки, считалки, загадки и петь частушки.

Чистая водичка умой Юре личико.

Танечке ладошки, а пальчики Антошки.

Пять мальчиков, пять чуланчиков

Разошлись мальчики в темные чуланчики.

Каждый мальчик в с вой чуланчик.

Какие потешки, в режимных моментах вы используйте????

Участникам мастер - класса предлагается "Продолжи пословицу"

Чувашская: Что посеешь / то и взойдет

Мордовская: В родном краю / как в раю

Мордовская: От зла стареешь/ от добра молодеешь

Татарская: Без труда / не появится еда

Татарская: На морозе мерзнет/ а за столом потеет

Мордовская: На работе воробей / а в еде орел

Мордовская: Если у тебя 100 друзей / это мало, один враг - много

А какие русские пословицы вы знаете???7 (ответы)

А сейчас постарайтесь отгадать загадку и выбрать правильный ответ

Выбегает конь - огонь,

А за ним сто погонь??? (солнце)

А сможете сказать ее на татарском и чувашском языках???

5 задание. Музыкальная

Предлагаю Вам прослушать 4 музыкальных произведения. Сможете ли вы на слух

определить, какой национальности принадлежит данное произведение.

"Во поле березка стояла" - русская

"Плясовая" - татарская

"Сюмарся" - чувашская

"Акша келуня" – мордовская

6 задание. Игра.

Из поколения в поколения передавались народные игры, забавы, развлечения. И

сейчас поиграем в русскую народную игру "Король". Выбираем короля, остальные

работники. Король садится на определенное место, работники отходят в сторону и

сговариваются, на какую работу они будут наниматься к королю. .

Работники: - Здорово король.

Король: - Здравствуйте.

Работники: - Нужны ли вам работники?

Король: - Нужны. Какие работники?

(работники выходят, движениями изображают людей разных профессий)

Король должен сказать, что делает каждый работник.

Наша квест - игра подошла к концу. Я хочу, чтобы вы продолжили выражения:

Сегодня я узнал?

Было интересно?

У меня получилось?

Было трудно?

Я попробую?

Мероприятие дало мне для жизни?

Сегодня вы приняли участие в увлекательной квест - игре "Вдоль по Волге".

Надеемся, что вам понравилось это путешествие, наш опыт оказался вам полезный

и вы будете его использовать в своей педагогической деятельности.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Елена Пивоварова
Проект «Ознакомление дошкольников с культурой народов Поволжья» (средняя группа)

Проект «Ознакомление дошкольников с культурой народов Поволжья » (средняя группа , средней продолжительности , информационно-творческий)

(Г. О. Новокуйбышевск, Самарская область) .

Вид проекта : групповой .

Состав участников : воспитатель, музыкальный руководитель, родители, дети средней группы .

Тип проекта : информационно-творческий.

По продолжительности : средней продолжительности .

Сроки работы : февраль - апрель.

Охватываемые образовательные области : «Познание » , «Коммуникация» , «Социализация» .

Актуальность :

Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья , где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций , можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур . С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде , «впитывая с молоком матери» культуру , ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа . Взрослея, он сам становится представителем своего народа , хранителем и продолжателем традиций

Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям одна из важнейших задач работы педагога. В нашем регионе живут русские, татары, чуваши, мордва, удмурты, башкиры, марийцы и т. д.

Дети должны иметь представление о культуре , быте, жизни другого народа , доступное их возрасту.

Цель проекта : познакомить детей дошкольного возраста с традициями и культурой народов Поволжья .

Задачи проекта :

Задачи проектируемого процесса на детей :

1. Вызвать у детей интерес к знакомству с традициями народов Поволжья .

2. Сформировать у детей знания и представления об образе жизни людей, населяющих Поволжье , их обычаях, традициях, фольклора и национальных костюмах.

3. Сформировать у детей умение применять полученные знания, представления о народах Поволжья в самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой) .

Задачи проектируемого процесса на родителей :

1. Актуализировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме ознакомления дошкольников с народами Поволжья .

2. Повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям, традициям, фольклору и национальным костюмам народов Поволжья .

3. Способствовать активному участию родителей в организации экскурсий и досуговых мероприятий, способствующих ознакомлению детей дошкольного возраста с культурой и традициями народов Поволжья .

1. Беседа о народах Поволжья .

2. Конспект НОД «Народы Поволжья » . (Воспитатель Пивоварова Е. В.)

3. Просмотр видеофильма о традициях и обычаях народов Поволжья . (Воспитатель Пивоварова Е. В.)

4. Проведение тематического досуга : «Фольклор народов Поволжья » . (Музыкальный руководитель Шамбарова С. Е.)

5. Ознакомление с народными сказками . (Воспитатель Пивоварова Е. В.)

6. Просмотр презентации на тему : «Национальные костюмы народов Поволжья » . (Воспитатель Пивоварова Е. В)

7. Проведение тематического досуга «Ознакомление детей с дошкольного возраста с культурой и традициями татарского народа ». (Родитель Кыштымова И. В.) .

Беседа о Татарстане, татарском народе и его культуре , праздниках.

Просмотр презентации «Национальные костюмы и кухня татарского народа » .

Слушание песни на татарском языке в записи.

Подвижная игра «Куры и лисица» .

Традиционное чаепитие.

8. Проведение тематического досуга « и традициями чувашского народа ». (Родитель Шефер А. П.)

Беседа о чувашском народе и его культуре

Слушание песни на чувашском языке

Просмотр презентации «Национальные костюмы и кухня чувашского народа »

Подвижная игра «Иголочка, ниточка и узелок»

9. Проведение тематического досуга «Ознакомление детей дошкольного возраста с культурой и традициями мордовского народа ». (Родитель Серова Л. И.)

Беседа о мордовском народе и его культуре

Просмотр презентации «Национальные костюмы и кухня мордовского народа »

Слушание песни на мордовском языке- Подвижная игра «В курочек»

Мордовский народный фольклор (считалки)

10. Подготовка к созданию мини-музея. Выставка.

Технологическая карта

Направления разви

тия детей Образователь

ная область Вид деятельности Формы организа

Социально-коммуни

кативное Социализация

Коммуникация

Труд Игровая

Коммуникативная

Познавательная

Трудовая

Продуктивная

Речевая СОД

Беседы «Быт и традиции Жителей Поволжья » ;

Рассматривание народных игрушек , домашней утвари;

Экскурсия в музей города «История народов Поволжья » ;

Составление рассказа «Мои впечатления об экскурсии» ;

Лепка. Обереги «Подкова» (индивидуальная работа) ;

Рассматривание иллюстраций «Старинная и современная посуда» ;

Рассматривание иллюстраций «Предметы быта, инструменты» ;

Чтение небылиц, прибауток, частушек,считалок,сказок;

Знакомство с блюдами народной кухни ;

Предложить родителям вместе с ребенком приготовить национальное блюдо и рассказать о нём

Познавательное Познание Познавательная

Исследовательская

Коммуникативная НОД -Беседа об оберегах

Исследование характерных особенностей национальных костюмах

Словесные игры, ситуативные разговоры, вопросы, загадывание загадок.

Художественно-эсте

тическое Художественное творчество

Музыка Изобразительная

Продуктивная

Музыкальная

Двигательная НОД -Рисование «Национальные узоры. Платок» ;

Раскраски «Матрёшка» ;

Роспись дымковской игрушки «Барыня» ;

Лепка «Подкова» ;

Лепка «Чайная пара» ;

Изготовление поделок из пластилина и картона «Национальные узоры. Ваза.» ;

Музыкальный фольклор

Речевое Чтение художественной литературы

Коммуникация Читательская

Коммуникация

Познавательная НОД

ДРМ -Ситуативные разговоры о культуре приема пищи у разных народов ;

Чтение русских, чувашских татарских мордовских и других народных сказок ;

Физическое Здоровье

Физкультура

Безопасность Двигательная

Познавательная

Исследовательская

коммуникативная НОД

Рср -Утренняя гимнастика;

Индивидуальная работа на развитие основных движений;

П/и «Гуси-лебеди» , «Горелки» , «С кочки на кочку» , «Совушка» ; «Иголка, нитка узелок» , «В курочек»

«Мышеловка» , «У медведя во бору»

Предложить родителям совместно с ребенком выполнить книжку-малышку по сказкам;

Знакомить и объяснять пословицы и поговорки о народных праздниках , предметах быта и орудиях труда;

Предполагаемый результат проекта .

Создание фотоальбома «Национальные костюмы народов Поволжья » .

Стенгазета «Национальные костюмы народов Поволжья » .

Создание мини-музея «Сокровища бабушкиного сундука»

Конспект НОД «Жители Поволжья » .

Тематический досуг «Фольклор Народов Поволжья » .

Тематический досуг «Культура и традиции татарского народа ».

Тематический досуг «Традиции и культура чувашского народа » .

Тематический досуг «Традиции и культура мордовского народа » .

Лучшие статьи по теме