Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Культура руси конца 13 17 века. Культура Руси в XIII веке и ее развитие

Русская культура 13-17 веков.

Содержание и направление её развития в XIII – XV веках определялось борьбой с золотоордынским игом и борьбой за создание единого государства. Культурно-исторический процесс сер.
Размещено на реф.рф
XIII – сер.
Размещено на реф.рф
XIV вв. характеризуется упадком и стагнацией, которые были обусловлены монгольским нашествием. Его результаты: гибель и пленение тысяч людей; разрушение городов, архитектурных сооружений; исчезновение многих ремесел; прекращение на полвека каменного строительства; гибель литературных памятников, прерывание летописания.

Культурно-исторический процесс 2 пол. XIV–XV вв. - ϶ᴛᴏ подъем русской культуры, обусловленный успехами хозяйственного развития, победой в Куликовой битве, ведущей ролью Москвы. Золотой век древнерусской культуры - ϶ᴛᴏ подъем культуры в XV в. ʼʼЗолотой векʼʼ русской иконописи – расцвет иконописи конца XIV–XV вв., связан с творчеством Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия. Андрею Рублеву принадлежат фрески Успенского собора во Владимире, иконы Звенигородского чина – ʼʼСпасʼʼ, ʼʼАрхангел Михаилʼʼ, ʼʼАпостол Павелʼʼ. Для Троицкого собора в Сергиевом Посаде Андреем Рублевым была создана знаменитая икона ʼʼТроицаʼʼ, которая воплощает истину христианского понимания Единого Бога в трех лицах.

Русская культура XVI в. по-прежнему определяется христианским мировоззрением. Большую роль в данном сыграл Стоглавый собор 1551 года. Он утвердил образцы, которым надлежало следовать. В иконописи это было творчество Андрея Рублева, в зодчестве – Успенский собор Московского Кремля, в литературе – сочинœения митрополита Макария. Формируется идеология ʼʼМосква – третий Римʼʼ. Она представляет исторический процесс как смену мировых царств. Первый Рим – ʼʼвечный городʼʼ погиб из-за ереси, второй Рим – Константинополь – по причинœе заключения унии с католиками, третий Рим – Москва – истинный хранитель христианства. Эти идеи воплотились в росписях Смоленского собора московского Новодевичьего монастыря (ок. 1530).

В XVI в. завершается формирование великорусской народности. Ощутимее проявляются светские элементы в культуре. Русская культура XVII в. завершает средневековый период истории, зарождаются элементы культуры Нового времени, для которой характерен процесс всœестороннего ʼʼобмирщенияʼʼ.

16. Преобразования в России в первой четверти 18 века: содержания, итоги, последствия.

В XVII веке в результате деятельности первых Романовых был преодолен социально-экономический и политический кризис Смутного времени. В конце века наметились тенденции к европеизации страны. Россия вела активную внешнюю политику и торговлю в Европе и Азии, в экономике начался переход от мелкотоварного ремесленного производства к мануфактурам, западноевропейская культура активно проникала в культуру России. Для дальнейшего эффективного развития страны требовалось обеспечить выход к морям. Решение этой задачи предполагало наличие сильной личности во власти, реорганизацию и перевооружение армии, развитие экономики для ведения продолжительной войны. Из-за отсутствия буржуазии эти задачи должна была решить самодержавная власть за счёт сил и средств всœего общества. Таким реформатором стал Петр I Алексеевич (1682–1725) .

Деятельность Петра можно условно разделить на два периода: 1695–1715 и 1715–1725 года.

Важной особенностью первого периода является решение задач внутреннего переустройства страны из-за Семилетней войны. Реформы проводились в основном силовыми методами и сопровождались грубым вмешательством государства в экономику (регулирование торговли, промышленности, налогов). Реформы не имели четкого плана и проводились как ответ на запросы текущего момента͵ не были подготовлены соответствующие люди для проведения реформ, шла борьба со старыми административными кадрами. По этой причине многие реформы были неудачными и недоведенными до конца.

Во второй период реформы стали более планомерные. Начали сказываться результаты реформ, появляться опытные люди (птенцы гнезда Петрова).

В целом петровские реформы были подчинœены интересам всœего общества. На этом основывалась вся деятельность Петра, хотя и носила насильственный характер.
Размещено на реф.рф
Что касается темпов реформ , то они зависели от срочности решения конкретной задачи. При этом некоторые реформы приводили к кардинальной ломке общественных отношений и переустройству структур и учреждений.

Во главе всœех реформ стояло создание боеспособной армии европейского образца, всœе остальные реформы были подчинœены этой главной заботе Петра. По инициативе Петра была создана регулярная армия и военно-морской флот, открыты военные учебные заведения (навигационная, инженерная и артиллерийская школы), принято военное законодательство, созданы органы управления армией и флотом. Армия комплектовалась на базе регулярных рекрутских наборов и была пожизненной.

Во внешней торговле активно проводилась политика меркантилизма (поощрение развитие собственного производства и экспорта͵ высокие налоги на импорт). Промышленность высокими ввозными пошлинами ограждалась от иностранной конкуренции (политика протекционизма ).

Но в первую очередь Петр заботился о тех отраслях промышленности, которые работали на снабжение армии. Владельцам мануфактур Петр разрешил покупать крестьян для работы на мануфактурах (посœессионные крестьяне ).

Реформа системы управления страной проводилась по западным, в основном протестантским моделям. В результате административных реформ сложился централизованный бюрократический аппарат, в целом сохранившийся до 1917 года. Возглавлялся данный аппарат самим царем, обладавшим всœей полнотой законодательной, исполнительной и судебной властью. Таким образом Россия вошла в период абсолютизма . В 1711 году окончательно деградировавшая Боярская дума заменяется Сенатом , члены которой назначаются царем. Функцией сената было издание указов, ему принадлежала исполнительная и судебная власть. За деятельностью Сената с 1722 года наблюдал генерал-прокурор с правом личного доклада царю и подчинœенная ему прокуратура. В 1717–1718 году Петр заменил старую систему приказов на отраслевые коллегии . Города подчинœены магистратам , в церкви упразднено патриаршество и созданСинод . Таким образом церковь стала частью государственного аппарата. В 1708–1710 годах прошлаобластная реформа : страна разделœена на 8 губерний во главе с губернаторами, которые обладали административной, судебной и военной властью. Губернии делились на провинции, провинции – на уезды.

В 1718–1724 годах проведена перепись населœения и введена подушная подать (налог на мужчин). Это привело к удвоению налогов и распространению крепостного права на ранее свободные слои населœения. В результате переписи крестьяне были разделœены на государственных и частновладельческих . Городское населœение разделœено на регулярных (купцы, промышленники, торговцы, крупные ремесленники) и нерегулярных (мелкие ремесленники и городская беднота). Это делœение позволило повысит экономическую активность купцов и ремесленников путем освобождения регулярных людей от многих казенных повинностей.

Привилегированным сословиями остались аристократия и дворянство . При этом их землевладение было поставлено в зависимость от государственной службы. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, аристократия и дворянство окончательно было уравнено в правах. Продвижению по социальной лестнице способствовало введениеТабеля о рангах , что позволило расширить слой дворянства. Продвижение по служебной лестнице определялось профессиональными качествами человека.

ʼʼВоинским чинам, которые дослужатся до обер-офицерства (VIII класс) не из дворян, то когда кто получит вышеописанный чин, оный суть дворянин, и его дети, которые родятся в обер-офицерстве, а ежели не будет в то время детей, а есть прежде, и отец будет бить челом, тогда дворянство давать и тем, только одному сыну, о котором отец будет просить.ʼʼ

Русская культура 13-17 веков. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Русская культура 13-17 веков." 2017, 2018.

Содержание и направление её развития в XIII – XV веках определялось борьбой с золотоордынским игом и борьбой за создание единого государства. Культурно-исторический процесс сер. XIII – сер. XIV вв. характеризуется упадком и стагнацией, которые были обусловлены монгольским нашествием. Его результаты: гибель и пленение тысяч людей; разрушение городов, архитектурных сооружений; исчезновение многих ремесел; прекращение на полвека каменного строительства; гибель литературных памятников, прерывание летописания.

Культурно-исторический процесс 2 пол. XIV–XV вв. – это подъем русской культуры, обусловленный успехами хозяйственного развития, победой в Куликовой битве, ведущей ролью Москвы. Золотой век древнерусской культуры – это подъем культуры в XV в. «Золотой век» русской иконописи – расцвет иконописи конца XIV–XV вв., связан с творчеством Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия. Андрею Рублеву принадлежат фрески Успенского собора во Владимире, иконы Звенигородского чина – «Спас», «Архангел Михаил», «Апостол Павел». Для Троицкого собора в Сергиевом Посаде Андреем Рублевым была создана знаменитая икона «Троица», которая воплощает истину христианского понимания Единого Бога в трех лицах.

Русская культура XVI в. по-прежнему определяется христианским мировоззрением. Большую роль в этом сыграл Стоглавый собор 1551 года. Он утвердил образцы, которым надлежало следовать. В иконописи это было творчество Андрея Рублева, в зодчестве – Успенский собор Московского Кремля, в литературе – сочинения митрополита Макария. Формируется идеология «Москва – третий Рим». Она представляет исторический процесс как смену мировых царств. Первый Рим – «вечный город» погиб из-за ереси, второй Рим – Константинополь – по причине заключения унии с католиками, третий Рим – Москва – истинный хранитель христианства. Эти идеи воплотились в росписях Смоленского собора московского Новодевичьего монастыря (ок. 1530).

В XVI в. завершается формирование великорусской народности. Ощутимее проявляются светские элементы в культуре. Русская культура XVII в. завершает средневековый период истории, зарождаются элементы культуры Нового времени, для которой характерен процесс всестороннего «обмирщения».

16. Преобразования в России в первой четверти 18 века: содержания, итоги, последствия.

В XVII веке в результате деятельности первых Романовых был преодолен социально-экономический и политический кризис Смутного времени. В конце века наметились тенденции к европеизации страны. Россия вела активную внешнюю политику и торговлю в Европе и Азии, в экономике начался переход от мелкотоварного ремесленного производства к мануфактурам, западноевропейская культура активно проникала в культуру России. Для дальнейшего эффективного развития страны требовалось обеспечить выход к морям. Решение этой задачи предполагало наличие сильной личности во власти, реорганизацию и перевооружение армии, развитие экономики для ведения продолжительной войны. Из-за отсутствия буржуазии эти задачи должна была решить самодержавная власть за счет сил и средств всего общества. Таким реформатором стал Петр I Алексеевич (1682–1725) .


Деятельность Петра можно условно разделить на два периода: 1695–1715 и 1715–1725 года.

Важной особенностью первого периода является решение задач внутреннего переустройства страны из-за Семилетней войны. Реформы проводились в основном силовыми методами и сопровождались грубым вмешательством государства в экономику (регулирование торговли, промышленности, налогов). Реформы не имели четкого плана и проводились как ответ на запросы текущего момента, не были подготовлены соответствующие люди для проведения реформ, шла борьба со старыми административными кадрами. Поэтому многие реформы были неудачными и недоведенными до конца.

Во второй период реформы стали более планомерные. Начали сказываться результаты реформ, появляться опытные люди (птенцы гнезда Петрова).

В целом петровские реформы были подчинены интересам всего общества. На этом основывалась вся деятельность Петра, хотя и носила насильственный характер. Что касается темпов реформ , то они зависели от срочности решения конкретной задачи. При этом некоторые реформы приводили к кардинальной ломке общественных отношений и переустройству структур и учреждений.

Во главе всех реформ стояло создание боеспособной армии европейского образца, все остальные реформы были подчинены этой главной заботе Петра. По инициативе Петра была создана регулярная армия и военно-морской флот, открыты военные учебные заведения (навигационная, инженерная и артиллерийская школы), принято военное законодательство, созданы органы управления армией и флотом. Армия комплектовалась на основе регулярных рекрутских наборов и была пожизненной.

Во внешней торговле активно проводилась политика меркантилизма (поощрение развитие собственного производства и экспорта, высокие налоги на импорт). Промышленность высокими ввозными пошлинами ограждалась от иностранной конкуренции (политика протекционизма ).

Но в первую очередь Петр заботился о тех отраслях промышленности, которые работали на снабжение армии. Владельцам мануфактур Петр разрешил покупать крестьян для работы на мануфактурах (посессионные крестьяне ).

Реформа системы управления страной проводилась по западным, в основном протестантским моделям. В результате административных реформ сложился централизованный бюрократический аппарат, в целом сохранившийся до 1917 года. Возглавлялся этот аппарат самим царем, обладавшим всей полнотой законодательной, исполнительной и судебной властью. Таким образом Россия вошла в период абсолютизма . В 1711 году окончательно деградировавшая Боярская дума заменяется Сенатом , члены которой назначаются царем. Функцией сената было издание указов, ему принадлежала исполнительная и судебная власть. За деятельностью Сената с 1722 года наблюдал генерал-прокурор с правом личного доклада царю и подчиненная ему прокуратура. В 1717–1718 году Петр заменил старую систему приказов на отраслевые коллегии . Города подчинены магистратам , в церкви упразднено патриаршество и созданСинод . Таким образом церковь стала частью государственного аппарата. В 1708–1710 годах прошлаобластная реформа : страна разделена на 8 губерний во главе с губернаторами, которые обладали административной, судебной и военной властью. Губернии делились на провинции, провинции – на уезды.

В 1718–1724 годах проведена перепись населения и введена подушная подать (налог на мужчин). Это привело к удвоению налогов и распространению крепостного права на ранее свободные слои населения. В результате переписи крестьяне были разделены на государственных и частновладельческих . Городское население разделено на регулярных (купцы, промышленники, торговцы, крупные ремесленники) и нерегулярных (мелкие ремесленники и городская беднота). Это деление позволило повысит экономическую активность купцов и ремесленников путем освобождения регулярных людей от многих казенных повинностей.

Привилегированным сословиями остались аристократия и дворянство . Однако их землевладение было поставлено в зависимость от государственной службы. Таким образом, аристократия и дворянство окончательно было уравнено в правах. Продвижению по социальной лестнице способствовало введениеТабеля о рангах , что позволило расширить слой дворянства. Продвижение по служебной лестнице определялось профессиональными качествами человека.

«Воинским чинам, которые дослужатся до обер-офицерства (VIII класс) не из дворян, то когда кто получит вышеописанный чин, оный суть дворянин, и его дети, которые родятся в обер-офицерстве, а ежели не будет в то время детей, а есть прежде, и отец будет бить челом, тогда дворянство давать и тем, только одному сыну, о котором отец будет просить.»

Лишь в конце XIII в. вновь стали строить каменные церкви. Из них до наших дней сохранилась лишь церковь Николы на Липне под Новгородом.

Литература XIII - начала XVI в.

Первым памятником художественной литературы после нашествия можно считать «Слово о погибели Русской земли». Призыв к самопожертвованию в борьбе со страшным врагом «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Повесть о Меркурии Смоленском», и др. Как наказание за грехи оценивал нашествие видный писатель владимирский епископ Серапион. В его посланиях выражалась вера: если русские люди сумеют преодолеть свои грехи, то неминуемо и освобождение от ига. Лишь после победы на Куликовом поле в литературе появились иные настроения. Первым откликом на битву стала поэма «Задонщина», написанная под влиянием «Слова о полку Игореве. В начале XV в. было создано «Сказание о Мамаевом побоище». Оно стало наиболее популярным произведением о Куликовской битве. Одним из наиболее известных и ярких литературных произведений XV в. является «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.

Архитектура и искусство XIV - XV вв

В XIV в. в русских городах развернулось каменное строительство. Большим своеобразием отличалась архитектура Новгорода Великого. В XV в. Новгородцы обращали взоры к старине и возводили храмы по образцу древних построек. Крупнейшим центром архитектуры к середине XIV в. стала Москва. При Иване Калите были возведены самые большие на тот период каменные храмы, а при Дмитрии Донском - первые в Северо- Восточной Руси стены из белого камня, добытого в подмосковных каменоломнях. К концу XV в. белокаменный Кремль сильно обветшал. Иван III решил построить необычный Кремль. Под руководством итальянских мастеров была создана кремлевская стена с восемнадцатью башнями. Главный храм Руси - Успенский собор итальянец Аристотель Фиораванти создавал по образцу Успенского собора во Владимире. Самым нарядным сооружением Кремля стал Архангельский собор, построенный итальянским мастером Алевизом Фрязином Новым. Архитекторы из Пскова возвели изящный Благовещенский собор. «Золотым веком» русской иконописи стал конец XIV - начало XV в .,

Наиболее прославленным творением Андрея Рублева стала икона «Троица». В образе трех ангелов, символизирующих единство трех лиц Бога - Отца, Сына и Святого Духа, выражен идеал мира, гармонии и божественной красоты. В творчестве Рублева отразилась эпоха национального подъема, вызванного Куликовской победой. В конце XV в. прославленным мастером иконописи был монах Дионисий, выходец из знатного рода.

Развитие культуры в XVI в. Складывание и развитие единого Русского государства породило обширную публицистическую литературу. Главной ее темой стал вопрос о путях дальнейшего развития страны. Они выступали против учения православной церкви по многим вопросам.



Расцвет русской общественной мысли первой четверти XVII в. связан с появлением книг о Смутном времени. Наиболее известными из них являются «Сказание» Авраамия Палицына, «Временник» дьяка Ивана Тимофеева, «Словеса» князя Ивана Хворостинина и др. Ярким представителем официальной публицистики был монах Симеон Полоцкий.

Итогом развития архитектуры XVII. можно считать появление сооружений в стиле «нарышкинского барокко». Самым выдающимся живописцем середины XVII в. был Симон Ушаков. Он руководил иконописной мастерской, писал иконы и парсуны (портреты), миниатюры и фрески. Под его началом были расписаны Архангельский и Успенский соборы, Грановитая палата в Московском Кремле.

Признаки обмирщения культуры обнаруживаются и в просвещении. Появились светские школы для детей. Первый печатный букварь, составленный Василием Бурцевым, был опубликован в 1634 г.

В 1666 г. при Заиконоспасском монастыре открылась школа, готовившая подьячих для приказов. В 1680 г. появилась школа при Печатном дворе.

В 1687 г. в Москве открылось первое высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинская академия

В русской культуре XIII-XV вв. отчетливо прослеживаются два эта­па. Внутренним рубежом в развитии культуры XIII-XV вв. явилась Ку­ликовская битва (1380). Если для первого этапа характерны стагнация и падение после страшного удара монгольских полчищ, то после 1380 г. начинается ее динамичный подъем, в ко ом прослеживается начало слияния местных художественных школ в общемосковскую, общерус­скую культуру.

Устное народное творчество.

В период борьбы с монгольскими за­воевателями и золотоордынским игом обращение к былинам и сказани­ям киевского цикла, в ко ых яркими красками описывались битвы с врагами Древней Руси и славился ратный подвиг народа, придавало рус­ским людям новые силы. Древние былины обрели глубокий смысл, за­жили в ой жизнью. Новые легенды (такие, как, например, “Сказание о невидимом граде Китеже” – городе, ушедшем на дно озера вместе со своими храбрыми защитниками, не сдавшимися врагам, и ставшем для них невидимым), звали русских людей на борьбу за свержение ненави­стного золотоордынского ига. Складывается жанр поэтических ис и­ческих песен. К их числу относится “Песня о Щелкане Дудентьевиче”, ко ая рассказывает о восстании в Твери в 1327 г.

Летописание.

Благодаря хозяйственному подъему все более необхо­димыми становятся деловые записи. С XIV в. начинается использование бумага вместо дорогого пергамента. Рост потребностей в записях, появ­ление бумага повлекли за собой ускорение письма. На смену “уставу”, когда буквы квадратной формы выписывались с геометрической точно­стью и жественностью, приходит полуустав – более свободное и бег­лое письмо, а с XV в. появляется скоропись, близкая к современному письму. Наряду с бумагой в особо важных случаях продолжали исполь­зовать пергамент, различные виды черновых и бытовых записей дела­лись, как и раньше, на бересте.

Как уже отмечалось, в Новгороде летописание не прерывалось даже в период монголо-татарского нашествия и ига. В конце XIII – начале XIV в. возникли новые центры летописания. С 1325 г. летописные запи­си стали вестись и в Москве. В период складывания единого государст­ва с центром в Москве возросла роль летописания. Когда Иван III шел походом на Новгород, он не случайно взял с собой дьяка Степана Боро­датого: тот мог хорошо “говорить по летописцам вины новгородские”, т.е. доказать на основе летописи необходимость присоединения Новго­рода к Москве.

В 1408 г. был составлен общерусский летописный свод, так назы­ваемая Троицкая летопись, погибшая в московском пожаре 1812 г., а к 1479 г. относят создание Московского летописного свода. В основе их – идея общерусского единства, ис ической роли Москвы в государст­венном объединении всех русских земель, преемственность традиций Киева и Владимира.

Интерес к всемирной ис ии, стремление определить свое место среди народов мира вызвали появление хронографов – сочинений по всемирной ис ии. Первый русский хронограф был составлен в 1442 г. Пахомием Логофетом.

Распространенным литературным жанром того времени были ис ические повести. В них рассказывалось о дея­тельности реальных ис ических лиц, конкретных ис ических фак­тах и событиях. Повесть нередко являлась как бы частью летописного текста. Широкую известность до Куликовской победы получили по­весть “О битве на Калке”, “Повесть о разорении Рязани Батыем” (в ней рассказывалось о подвиге рязанского богатыря Евпатия Коловрата), по­вести об Александре Невском и др.

Блистательной победе Дмитрия Донского в 1380 г. посвящен цикл ис ических повестей (например, “Сказание о Мамаевом побоище”). Софоний Рязанец создал знаменитую патетическую поэму “Задонщина”, построенную по образцу “Слова о полку Игореве”. Но если в “Слове” описывалось поражение русских, то в “Задонщине” – их победа.

В период объединения русских земель вокруг Москвы расцвел жанр житийной литературы. Талантливые писатели Пахомий Логофет и Епи- фаний Премудрый составили жизнеописания крупнейших церковных деятелей Руси: митрополита Петра, перенесшего центр митрополии в Москву, Сергия Радонежского – основателя Троице-Сершева монасты­ря, поддержавшего великого московского князя в борьбе с ордынцами.

“Хождение за три моря” (1466-1472) тверского купца Афанасия Ни­китина – первое в европейской литературе описание Индии. Свое путе­шествие Афанасий Никитин совершил за 30 лет до открытия пути в Индию португальцем Васко да Гама.

Архитектура.

Раньше, чем в других землях, возобновилось каменное строительство в Новгороде и Пскове. Используя предшествующие тра­диции, новгородцы и псковичи возводили десятки небольших по разме­ру храмов. Среди них такие значительные памятники архитектуры и живописи того времени, как церкви Федора Стратилата на Ручье (1361) и Спаса на Ильине улице (1374) в Новгороде, церковь Василия на Горке (1410) в Пскове. Обилие декоративных украшений на стенах, общая нарядность, праздничность характерны для этих построек. Яркая и са­мобытная архитектура Новгорода и Пскова практически не изменялась в течение столетий. Эту устойчивость архитектурно-художественных вкусов специалисты объясняют консерватизмом новгородского боярства, стремившегося сохранить независимость от Москвы. Отсюда ориента­ция главным образом на местные традиции.

Первые каменные постройки в Московском княжестве относятся к XIV-XV столетиям. Дошедшие до нас храмы в Звенигороде – Успен­ский собор (1400) и собор Саввино-С ожевского монастыря (1405), Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422), собор Андроникова монастыря в Москве (1427) продолжали традиции владимиро- суздальского белокаменного зодчества. Накопленный опыт позволил успешно выполнить важнейший заказ великого московского князя – создать могучий, полный величия, достоинства и силы Московский Кремль.

Первые белокаменные стены Московского Кремля были возведены еще при Дмитрии Донском в 1367 г. Однако после нашествия Тохтамыша в 1382 г. кремлевские укрепления сильно пострадали. Столетие спустя грандиозное строительство в Москве с участием итальянских мастеров, занимавших тогда ведущее место в Европе, завершилось соз­данием в конце XV – начале XVI в. ансамбля Московского Кремля, сохранившегося до наших дней.

Терри ия Кремля в 27,5 га была защищена стеной из красного кирпича, длина ко ой достигала 2,25 км, толщина стен – 3,5-6,5 м, а их высота – 5-19 м. Тогда же, в XV в., были возведены 18 башен из ныне существующих 20. Башни имели четырехскатные крыши. Кремль занимал место на мысу при впадении реки Неглинной (заключенной сейчас в коллек) в Москва-реку. Со с оны Красной площади был сооружен ров, соединивший обе реки. Таким образом, Кремль оказался как бы на острове. Это была одна из крупнейших в мире крепостей, построенная по всем правилам тогдашней фортификационной науки. Под укрытием мощных стен были возведены дворцы великого князя и митрополита, здания государственных учреждений, монастыри.

Сердце Кремля – Соборная площадь, на ко ую выходят главные соборы; его центральным сооружением является колокольня Ивана Ве­ликого (окончательно достроена при Борисе Годунове, достигает в вы­соту 81 м).

В 1475-1479 гг. был сооружен главный собор Московского Кремля – Успенский. Храм начали строить еще псковские мастера (1471). Не­большой “трус” (землетрясение) в Москве разрушил стеньг здания. Воз­ведение Успенского собора поручили талантливому зодчему итальян­ского Возрождения Аристотелю Фиорованти. Образцом ему послужил Успенский собор во Владимире. В Успенском соборе Московского Кремля Фиорованти сумел органично соединить традиции и принципы русского (прежде всего, владимиро-суздальского) зодчества и передовые технические достижения европейской архитектуры. Величественный пятиглавый Успенский собор являлся крупнейшим общественным зда­нием того времени. Здесь цари венчались на царство, собирались Зем­ские соборы, объявлялись важнейшие государственные решения.

В 1481-1489 тт. псковские мастера возвели Благовещенский собор – домовую церковь московских государей. Неподалеку от него, также на Соборной площади, под руководством итальянца Алевиза Нового была сооружена усыпальница Московских великих князей – Архангельский собор (1505-1509). Если план здания и его конструкции выполнены в традициях древнерусской архитектуры, то внешнее убранство собора напоминает настенные украшения венецианских дворцов. Тогда же бы­ла построена Грановитая палата (1487-1491). От “граней”, украсивших наружные стены, она получила свое название. Грановитая палата явля­лась частью царского дворца, его тронным залом. Почти квадратный зал, стены ко ого опираются на возведенный в центре массивный че­тырехгранный столб, занимает площадь около 500 кв. м и имеет высоту 9 м. Здесь представляли царю иностранных послов, проводили приемы, принимались важные решения.

Живопись.

Слияние местных художественных школ в общерусскую наблюдалось и в живописи. Это был длительный процесс, его следы отмечены и в XVI, и в XVII в.

В XIV в. в Новгороде и в Москве работал замечательный художник Феофан Грек, приехавший из Византии. Дошедшие до нас фресковые росписи Феофана Грека в новгородской церкви Спаса на Ильине улице отличаются необычайной выразительной силой, экспрессией, аскетиз­мом, возвышенностью человеческого духа. Феофан Грек умел сильными длинными мазками своей кисти, резкими “пробелами” создать эмоцио­нальное напряжение, достигающее трагизма. Русские люди приходили специально наблюдать за работой Феофана Грека. Зрителей поражало, что великий мастер писал свои произведения, не используя иконопис­ные образцы.

Высший подъем русского иконописного искусства связан с творче­ством современника Феофана Грека – гениального русского художника Андрея Рублева. К сожалению, почти не сохранилось сведений о жизни выдающегося мастера.

Андрей Рублев жил на рубеже XIV-XV вв. Его творчество было вдохновлено замечательной победой на Куликовом поле, экономиче­ским подъемом Московской Руси, ростом самосознания русского наро­да. Философская глубина, внутреннее достоинство и сила, идеи единст­ва и мира между людьми, человечность отразились в произведениях ху­дожника. Гармоничное, мягкое сочетание нежных, чистых красок созда­ет впечатление цельности и законченности его образов. Знаменитая “Троица” (хранится в Третьяковской галерее), ставшая одной из вершин мирового искусства, воплощает основные черты и принципы живопис­ной манеры Андрея Рублева. Совершенные образы “Троицы” символи­зируют мысль о единстве мира’и человечества.

Кисти А. Рублева принадлежат также дошедшие до нас фресковая роспись Успенского собора во Владимире, иконы Звенигородского чина (хранятся в Третьяковской галерее), Троицкого собора в Сергиевом По­саде.

РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVI в.

Религиозное мировоззрение по-прежнему определяло духовную жизнь общества. Большую роль в этом сыграл и Стоглавый собор 1551 г. Он регламентировал искусство, утвердив образцы, ко ым надлежало следовать. В качестве образца в живописи формально провозглашалось творчество Андрея Рублева. Но имелись в виду не художественные дос­тоинства его живописи, а иконография – расположение фигур, исполь­зование определенного цвета и т.п. в каждом конкретном сюжете и изо­бражении. В зодчестве за образец брался Успенский собор Московского Кремля, в литературе – сочинения митрополита Макария и его кружка.

В XVI в. завершается формирование великорусской народности. В русских землях, вошедших в состав единой державы, все больше обще­го обнаруживалось в языке, быте, нравах, обычаях и т.п. В XVI в. ощу­тимее, чем прежде, проявлялись светские элементы в культуре.

Общественно-политическая мысль.

События XVI в. вызвали обсуж­дение в русской публицистике многих проблем того времени: о харак­тере и сути государственной власти, о церкви, о месте России среди других стран и т.д.

В начале XVI в. было создано литературно-публицистическое и ис­ ическое сочинение “Сказание о великих князьях Владимирских”. Это легендарное сочинение начиналось с рассказа о Великом потопе. Затем следовал перечень властителей мира, среди ко ых особо выде­лялся римский импера Август. Он якобы послал на берега Вислы своего брата Пруса, основавшего род легендарного Рюрика. Последний был приглашен в качестве русского князя. Наследник Пруса и Рюрика, а следовательно и Августа, киевский князь Владимир Мономах получил от константинопольского импера а символы царской власти – шапку- венец и драгоценные бармы-оплечья. Иван Грозный, исходя из своего родства с Мономахом, с гордостью писал шведскому королю: “Мы род­ством от Августа кесаря ведемся”. Российское государство, по мнению Грозного, продолжало традиции Рима и Киевской державы.

В церковной среде был выдвинут тезис о Москве – “третьем Риме”. Здесь ис ический процесс выступал как смены мировых царств. Пер­вый Рим -”вечный город” – погиб из-за ересей; “в ой Рим” – Кон­стантинополь – из-за унии с католиками; “третий Рим” – истинный хра­нитель христианства – Москва, ко ая будет существовать вечно.

Рассуждения о необходимости создания сильной самодержавной вла­сти, опирающейся на дворянство, содержатся в сочинениях И.С. Пересветова. Вопросы, касающиеся роли и места знати в управлении феодальним государством, нашли отражение в переписке Ивана IV и князя Андрея Курбского.

Летописание

В XVI в. продолжало развиваться русское летописа­ние. К сочинениям этого жанра относится “Летописец начала царства”, в ко ом описаны первые годы правления Ивана Грозного и доказыва­ется необходимость установления царской власти на Руси. Другим крупным сочинением того времени является “Книга Степенная царского родословия”. Портреты и описания правлений великих русских князей и митрополитов в ней расположены по 17 степеням – от Владимира I до Ивана Грозного. Подобное расположение и построение текста как бы символизирует нерушимость союза церкви и царя.

В середине XVI в. московские летописцы подготовили огромный ле­тописный свод, своеобразную ис ическую энциклопедию XVI в. – так называемую Никоновскую летопись (в XVII в. принадлежала патриарху Никону). Один из списков Никоновской летописи содержит около 16 тыс. миниатюр – цветных иллюстраций, за что получил название Лице­вого свода (“лицо” – изображение).

Наряду с летописанием дальнейшее развитие получили ис ические повести, в ко ых рассказывалось о событиях того времени. (“Казанское взятие”, “О прихождении Стефана Ба ия на град Псков” и др.) Создавались новые хронографы. Об обмирщении культуры свиде­тельствует написанная в это время книга, содержащая разнообразные полезные сведения руководства как в духовной, так и в мирской жизни, – “Домострой” (в переводе – домоводство), ав ом ко ой считают Сильвестра.

Начало книгопечатания.

Началом русского книгопечатания принято считать 1564 г., когда первопечатником Иваном Федоровым была издана первая русская датированная книга “Апостол”. Однако существуют семь книг без точной даты издания. Это так называемые анонимы – книги, изданные до 1564 г. Организацией работ по созданию типографии зани­мался один из талантливейших русских людей XVI в. Иван Федоров. Типографские работы, начатые в Кремле, были переведены на Николь­скую улицу, где построили специальное здание для типографии. Кроме религиозных книг Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец в 1574 г. во Львове выпустили первый русский букварь – “Азбуку”. За весь XVI в. в России типографским способом было издано всего 20 книг. Рукописная книга занимала ведущее место и в XVI, и в XVII в.

Архитектура.

Одним из выдающихся проявлений расцвета русской архитектуры было строительство шатровых храмов. Шатровые храмы не имеют внутри столбов, и вся масса здания держится на фундаменте. Наиболее известными памятниками этого стиля являются церковь Воз­несения в селе Коломенском, построенная в честь рождения Ивана Грозного, Покровский собор (Василия Блаженного), сооруженный в честь взятия Казани.

Другим направлением в архитектуре XVI в. было строительство больших пятиглавых монастырских храмов по образцу Успенского со­бора в Москве. Подобные храмы были сооружены во многих русских монастырях и как главные соборы – в крупнейших русских городах. Наиболее известны Успенский собор в Троице-Сергиевом монастыре, Смоленский собор Новодевичьего монастыря, соборы в Туле, Суздале, Дмитрове и других городах.

Еще одним Направлением в архитектуре XVI в. было строительство небольших каменных или деревянных посадских храмов. Они являлись центрами слобод, населенных ремесленниками определенной специаль­ности, и посвящались определенному святому – покровителю данного ремесла.

В XVI в. велось широкое строительство каменных кремлей. В 30-е годы XVI в. прилежащая с востока к Московскому Кремлю часть поса­да была обнесена кирпичной стеной, названной Китайгородской (ряд ис иков считает, что название произошло от слова “кита” - вязка жердей, используемых при строительстве крепостей, другие полагают, что название произошло либо от итальянского слова – город, либо от тюркского – крепость). Стена Китай-города защищала г на Красной площади и близлежащие слободы. В самом конце XVI в. архитек ом Федором Конем были возведены белокаменные стены 9-километрового Белого города (современное Бульварное кольцо). Затем в Москве воз­вели Земляной вал – 15-километровую деревянную крепость на валу (современное Садовое кольцо).

Каменные крепости-с ожи были возведены в Поволжье (Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани), в городах южнее (Туле, Коломне, За­райске, Серпухове) и западнее Москвы (Смоленске), на северо-западе России (Новгороде, Пскове, Изборске, Печорах) и даже на далеком Се­вере (Соловецких островах).

Живопись.

Крупнейшим русским живописцем, жившим в конце XV – начале XVI в., был Дионисий. К произведениям, принадлежащим его кисти, относятся фресковая роспись Рождественского собора Фера­понтова монастыря под Вологдой, икона с изображением сцен из жизни московского митрополита Алексея и др. Живописи Дионисия присущи необычайная яркость, праздничность, изысканность, ко ых он дости­гал. применяя такие приемы, как удлинение пропорций человеческого Тела, утонченность в отделке каждой детали иконы или фрески.

РУССКАЯ КУЛЬТУРА ХVII.

В XVII в. начинается складывание всероссийского рынка. С разви­тием ремесла и говли, ростом городов связано проникновение в рус­скую культуру и широкое распространение в ней светских элементов. Этот процесс получил в литературе название “обмирщения” культуры (от слова “мирской” – светский).

Обмирщению русской культуры противилась церковь, видевшая в нем западное, “латинское” влияние. Московские правители XVII в., стремясь ограничить влияние Запада в лице прибывавших в Москву иностранцев, заставляли их селиться подальше от москвичей – в специ­ально отведенной для них Немецкой слободе (ныне район ул. Баумана). Однако новые идеи и обычаи проникали в установившийся быт Мос­ковской Руси. Стране нужны были знающие, образованные люди, спо­собные заниматься дипломатией, разбираться в новшествах военного дела, техники, мануфактурном производстве и т.д. Расширению полити­ческих и культурных связей со странами Западной Европы способство­вало воссоединение Украины с Россией.

Просвещение.

Во в ой половине XVII в. было создано несколько государственных школ. Работала школа по подготовке служащих для центральных учреждений, для Печатного двора, Аптекарского приказа и др. Печатный станок дал возможность издавать массовым тиражом еди­нообразные пособия для обучения грамоте и арифметике. Об интересе русских людей к грамоте свидетельствует распродажа в Москве (1651) в течение одного дня “Букваря ‘ В.Ф. Бурцева, изданного тиражом 2400 экземпляров. Были опубликованы “Грамматика” Мелетия Смотрицкого (1648) и таблица умножения (1682).

В 1687 г. в Москве было основано первое высшее учебное заведе­ние – Славяно-греко-латинская академия, где учили “от грамматики, ри ики, пиитики, диалектики, философии… до богословия”. Возгла­вили Академию братья Софроний и Иоанникий Лихуды, ученые-греки, окончившие университет в Падуе (Италия). Здесь готовили священников и чиновников. В этой академии учился и М.В. Ломоносов.

В XVII в., как и раньше, шел процесс накопления знаний. Большие успехи были достигнуты в области медицины, в решении практических задач по математике (многие умели с большой точностью измерять площади, расстояния, сыпучие тела и т.п.), в наблюдении за природой.

Значительный вклад в развитие географических знаний внесли рус­ские землепроходцы. В 1648 г. экспедиция Семена Дежнева (за 80 лет до Витуса Беринга) вышла к проливу между Азией и Северной Амери­кой. Самая восточная точка нашей страны носит сейчас имя Дежнева.

Е.П. Хабаров в 1649 г. составил карту и изучил земли по Амуру, где были основаны русские поселения. Его имя носят город Хабаровск и поселок Ерофей Павлович. В самом конце XVII в. сибирский казак В.В. Атласов обследовал Камчатку и Курильские острова.

Литература.

В XVII в. созданы последние летописные сочинения. “Новый летописец” (30-е годы) излагал события от смерти Ивана Гроз­ного до окончания смутного времени. В нем доказывались права новой династии Романовых на царский престол.

Центральное место в ис ической литературе заняли ис ические повести, имевшие публицистический характер. Например, группа таких повестей (“Временник дьяка Ивана Тимофеева”, “Сказание Авраамия Палицына”, “Иное сказание” и др.) была откликом на события Смутно­го времени начала XVII в.

Проникновение светских начал в литературу связано с появлением в XVII столетии жанра сатирической повести, где действуют уже вымыш­ленные герои. В “Службе кабаку”, “Повести о куре и лисе”, “Калязинской челобитной” содержалась пародия на церковную службу, высмеивались обжорство и пьянство монахов, в “Повести о Ерше Ер­шовиче” – судебная волокита и взяточничество. Новыми жанрами были мемуары (“Житие протопопа Аввакума”) и любовная лирика (Симеон Полоцкий).

Воссоединение Украины с Россией дало толчок созданию первого русского печатного сочинения по ис ии. Киевский монах Иннокентий Гизель составил “Синопсис” (обозрение), где в популярной форме со­держался рассказ о совместной ис ии Украины и России, ко ая начиналась с момента образования Киевской Руси. В XVII – первой половине XVIII в. “Синопсис” использовался как учебник русской ис­ ии.

Театр.

Был создан придворный театр в Москве (1672), просущество­вавший лишь четыре года. В нем играли немецкие актеры. Мужские и женские роли исполнялись мужчинами. В репертуаре театра были пье­сы на библейские и легендарно-ис ические сюжеты. Придворный театр не оставил сколько-нибудь заметного следа в русской культуре.

В русских городах и селах широкое распространение со времен Ки­евской Руси получил бродячий театр – театр скоморохов и Петрушки (главный герой народных кукольных представлений). Правительство и Церковные власти преследовали скоморошество за веселый и смелый юмор, обличавший пороки власть предержащих.

Архитектура.

Архитектурные сооружения XVII в. отличаются боль­шой живописностью. Они асимметричны как в рамках одного здания, так и в ансамбле. Однако в этой кажущейся беспорядочности архитек­турных объемов есть и цельность, и единство. Здания XVII в. много­цветны, декоративны. Особенно любили зодчие украшать затейливыми, непохожими друг на друга наличниками окна зданий. Широкое распро­странение в XVII в. получили многоцветные “солнечные плитки” – из­разцы и украшения из резного камня и кирпича. Такое обилие украше­ний, расположенных на стенах одного здания, называли “каменным узо­рочьем”, “дивным узорочьем”.

Эти особенности хорошо прослеживаются в Теремном дворце царя Алексея Михайловича в Кремле, в дошедших до нас каменных палатах московских, псковских, костромских бояр XVII в., в Новоиерусалим­ском монастыре, выстроенном под Москвой патриархом Никоном. Близки к ним по стилю знаменитые храмы Ярославля – церковь Ильи Пророка и ансамбли в Коровниках и Толчкове. Как пример наиболее известных в Москве зданий XVII в. можно назвать церковь Николы в Хамовниках (у станции метро “Парк культуры”), церковь Рождества Богородицы в Путанках (недалеко от площади Пушкина), церковь Троицы в Никитниках (неподалеку от метро “Китай-город”).

Декоративное начало, знаменовавшее собой обмирщение искусства, нашло отражение и при строительстве или перестройке крепостных сооружений. К середине века крепости утратили свое военное значение, и четырехскатная крыша сначала на Спасской, а затем и на других башнях Московского Кремля уступила место великолепным шатрам, подчеркнувшим спокойное величие и жественную мощь сердца сто­лицы России.

В Ростове Великом в форме кремля была сооружена резиденция опального, но властного митрополита Ионы. Этот кремль не являлся крепостью, а его стены имели чисто декоративный характер. Стены крупных русских монастырей, возведенные после польско-литовско- шведской интервенции (Троице-Сергиева монастыря, Спасо-Ефимиева монастыря в Суздале, Кирилло-Белозерского монастыря под Вологдой, московских монастырей), следуя общей моде, также украшались деко­ративными деталями.

Развитие древнерусской каменной архитектуры завершилось склады­ванием стиля, получившего название “нарышкинского” (по фамилии главных заказчиков), или московского, барокко. В этом стиле сооруже­ны надвратные церкви, трапезная и колокольня Новодевичьего мона­стыря, церковь Покрова в Филях, церкви и дворцы в Сергиевом Посаде, Нижнем Новгороде, Звенигороде и др.

Для московского барокко характерно сочетание красного и белого цветов в убранстве зданий. Четко прослеживаются этажность постро­ек, применение в качестве декоративных украшений колонн, капителей и т.п. Наконец, почти во всех зданиях “нарышкинского” барокко можно увидеть в карнизах построек декоративные раковины, ко ые впервые были возведены еще в XVI в. итальянскими мастерами при украшении Архангельского собора Московского Кремля. Появление московского барокко, имевшего общие черты с архитектурой Запада, свидетельство­вало о том, что русская архитектура, несмотря на своеобразие, развива­лась в рамках общеевропейской культуры.

В XVII столетии переживает расцвет деревянное зодчество. “Вось­мым чудом света” назвали современники знаменитый дворец Алексея Михайловича в подмосковном селе Коломенское. Этот дворец имел 270 комнат и около 3 тыс. окон и оконцев. Он был построен русскими мас­терами Семеном Петровым и Иваном Михайловым и просуществовал до середины XVIII в., когда был разобран при Екатерине II из-за ветхости.

Живопись.

Обмирщение искусства с особой силой проявилось в русской живописи. Крупнейшим художником XVII столетия был Симон Ушаков. В его широко известной иконе “Спас Нерукотворный” хорошо заметны новые реалистические черты живописи: объемность в изобра­жении лица, элементы прямой перспективы.

Тенденция к реалистическому изображению человека и обмирщению иконописи, характерная для школы С. Ушакова, тесно связана с рас­пространением в России портретной живописи – “парсуны” (персоны), изображавшей реальные персонажи, например, царя Федора Ивановича, М.В. Скопина-Шуйского и др. Однако техника художников была еще аналогична иконописной, т.е. писали на досках яичными красками. В конце XVII в. появились первые парсуны, написанные маслом на хол­сте, предвосхитившие расцвет русского портретного искусства в XVIII в.

Русская культура 13 – 17 вв.
1.Причина упадка – нашествие монголо-татар.
2.Следствие:
- гибель людей;
- падение ремесла, исчезновение навыков изготовления;
- на полвека прекратилось каменное строительство;
- разрушены городские соборы;
- сгорели литературные памятники
3.Устное народное творчество:
- новые легенды: «Сказание о невидимом граде Китеже» (призыв к борьбе против захватчиков) ;
- складывается жанр поэтических исторических песен, «Песня о Щелкане Дудентьевиче» (рассказывает о восстании в Твери в 1327 г.) .

4. Летописание.
- используется бумага, а также пергамент и береста;
- вместо «устава» (квадратное письмо, очень точное) появляется «полуустав» (более свободное и беглое письмо) , с 15 в. появляется скоропись;
- центры летописания: Москва с 1325 г.
- в 1408 г. составлен общерусский летописный свод (Троицкая летопись, погибшая в московском пожаре в 1812 г.) ; свод – это сложный текст, в котором были соединены в единое целое летописные записи, сделанные в разных политических центрах Руси. Появление сводов позволяет утверждать, что русские земли стали в определенной мере жить общей жизнью еще до их объединения в единое государство.
- в 1479 г. создан Московский летописный свод (идея этих двух сводов: общерусское единство, историческая роль Москвы в государственном объединении всех русских земель) ;
- появление хронографов (труды по Всемирной истории) : в 1442 г. составлен первый хронограф Пахомием Логофетом.
4.Исторические повести, героический эпос.
- во вт. пол. 13 в. в Ростове была создана древнейшая редакция жития Михаила Черниговского (Черниговский князь, убитый в Орде за отказ поклониться изваяниям языческих богов) ;
- исторические повести: «О битве на Калке» ,
«Повесть о разорении Рязани Батыем» - о Евпатии Коловрате,
«Житие Александра Невского» (создаются во Владимирском Рождественском монастыре);
подвигу Дмитрия Донского посвящены повести: «Сказание о Мамаевом побоище» , Софоний Рязанец создал поэму «Задонщину» о победе русской дружины в Куликовской битве.
- составлены жизнеописания церковных деятелей Руси;
- «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина – первое в европейской литературе описание Индии (путешествие Никитина было за 30 лет до открытия пути в Индию Васко да Гамой) .
5.Городская культура: сильно влияние христианства при языческих пережитках. Появились еретики. Это свидетельствует о достаточно широком круге чтения еретиков, в который входили не только тексты Писания, но и постановления церковных соборов. Стригольники: в 1375 г. основатель ереси дьякон Карп был казнен с двумя товарищами по приговору новгородского веча.
6.Архитектура:
- возобновление каменного строительства в Новгороде и Пскове (церковь Федора Стратилата на Ручье 14 в. , церковь Спаса на Ильине улице 14 в. в Новгороде; церковь Василия на Горке в Пскове 15 в. .
Черты: обилие украшений на стенах, общая нарядность, праздничность.
- строительство Московского кремля и его соборов: белокаменный при Дмитрии Донском, красный при Иване III.
- первые белокаменные постройки в Москве относятся к 14-15 вв. : Успенский собор, собор Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде, Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря, собор Андроникова монастыря в Москве продолжали традиции владимиро-суздальского белокаменного зодчества.
7.Живопись:
- в 14 в. в Новгороде и Москве работал замечательный художник Феофан Грек (Византия) : его фрески в церкви Спаса на Ильине, выполненные в 1378 г. в Новгороде, дошли до наших дней; При работе, в отличие от других, художник не смотрел на образцы и, не прекращая работы, беседовал с приходящими.
- Андрей Рублев – 14-15 вв. , «Троица» хранится в Третьяковской галерее, фрески Успенского собора во Владимире (здесь работал вместе с Даниилом Черным)
Русская культура 16 века.
1.Общая характеристика:
- определяющее значение имела религия, 1551 г. Стоглавый собор, который провозглашал образцы творчества. Иконопись Рублева


Вопрос 2 Внешняя политика СССР в 20-30 гг . развивалась в направлении установления официальных дипломатических отношений с другими государствами и нелегальных попыток транспортирования революционных идей. С приходом понимания невозможности немедленного осуществления мировой революции, большее внимание стало уделяться укреплению внешней стабильности режима.

В начале 20-х гг. СССР добился снятия экономической блокады. Положительную роль сыграл декрет СНК о концессиях от 23 ноября 1920 г. Подписание торговых соглашений с Англией, Германией, Норвегией, Италией, Данией и Чехословакией означало фактическое признание Советского государства. 1924 - 1933 - годы постепенного признания СССР. За один только 1924 год установлены дипломатические отношения с тринадцатью капиталистическими странами.

Первыми советскими наркомами иностранных дел были Г.В. Чичерин и М.М. Литвинов. Они добились больших успехов в деле международного становления советского государства благодаря блестящему образованию и манерам, полученным в царской России. Именно их усилиями возобновились отношения с Англией, подписаны мирные и торговые договоры с Францией, Финляндией, Литвой, Латвией, Эстонией, тем самым снят заградительный кордон между Советским Союзом и Европой.

В конце 20-х годов произошло резкое ухудшение международного положения СССР. Причиной этому стала поддержка советским правительством национально-освободительного движения в Китае. Произошел разрыв дипломатических отношений с Англией из-за попыток материальной поддержки бастующих английских рабочих. К крестовому походу против советской России призывали религиозные лидеры Ватикана и Англии.

Политика советского государства менялась адекватно изменению политической обстановки в мире. В 1933 г. после прихода к власти в Германии диктатуры национал-социалистов Советский Союз стал проявлять заинтересованность в создании системы коллективной безопасности в Европе.

В 1934 г. СССР был принят в Лигу Наций.

В 1935 г. СССР заключил договор с Францией о взаимопомощи в случае агрессии в Европе. Гитлер рассмотрел это как антигерманский шаг и использовал для захвата Рейнской области.

В 1936 г. начинается интервенция Германии в Италию и Испанию. СССР оказал поддержку испанским республиканцам, посылая технику и специалистов. Фашизм начинал расползаться по Европе.

В марте 1938 г. Германия захватила Австрию. В сентябре 1938 г. в Мюнхене прошла конференция с участием Германии, Англии, Франции и Италии, общим решением которой Германии отдана Судетская область Чехословакии.

СССР осудил это решение.

Германия захватывает Чехословакию и Польшу.

Напряженная обстановка сохранялась на Дальнем Востоке. В 1938-1939 гг. произошли вооруженные-столкновения с частями японской Квантунской армии на озере Хасан, реке Халхин-Гол и на территории Монголии. СССР добился территориальных уступок.

Предприняв несколько безуспешных попыток создания системы коллективной безопасности в Европе, советское правительство взяло курс на сближение с Германией.

Основная цель этой политики заключалась в стремлении избежать преждевременного военного конфликта.

В августе 1939 г. были подписаны пакт о ненападении между Германией и СССР (Молотов-Риббентроп) и секретный протокол о разграничении сфер влияния. Германии отошла Польша, СССР - Прибалтика, Восточная Польша, Финляндия, Западная Украина, Северная Буковина. Были разорваны дипломатические отношения с Англией и Францией.

30 ноября 1939 г. началась Советско-финская война, которая нанесла огромный финансовый, военный и политический ущерб стране.

Лучшие статьи по теме