Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Крылатые выражения императоров римской империи. Высказывания мыслителей древнего рима


Аврелиан (Луций Клавдий Домиций Аврелиан)
(214—275 гг.)
император с 270 г.

Он родился не для того, чтобы жить, а для того, чтобы пить. (Аврелиан об одном из своих полководцев.)


Адриан (Публий Элий Адриан)
(76—138 гг.)
император с 117 г.


Одному человеку, голова которого уже седела, он [Адриан] в чем-то отказал; когда тот, покрасив волосы, вторично обратился к нему с просьбой, он ответил: «Я уже отказал в этом твоему отцу».
Когда одному из них [друзей Адриана] жена написала, что он, увлеченный удовольствиями и купаниями, не хочет к ней вернуться, – об этом через тайных агентов узнал Адриан. В ответ на его просьбу дать ему отпуск император упрекнул его за купания и удовольствия. «Неужели, – воскликнул тот, – и тебе жена написала то же, что и мне?»


Домициан (Тит Флавий Домициан)
(51—96 гг.)
император с 81 г.


Правитель, который не наказывает доносчиков, тем самым их поощряет.
Правителей, которые мало расточают наказаний, следует называть не добрыми, а удачливыми.


Нерон Клавдий Цезарь
(37—68 гг.)
император с 54 г.


Когда ему [Нерону] предложили на подпись указ о казни какого-то уголовного преступника, он воскликнул: «О если бы я не умел писать!»
Кто-то сказал в разговоре: «Когда умру, пускай земля огнем горит!» – «Нет, – прервал его Нерон, – Пока живу!»
Пришли вести, что взбунтовались и остальные войска. (…) [Нерон] бросился искать (…) опытного убийцу, чтобы от его руки принять смерть, – но никого не нашел. «Неужели нет у меня ни друга, ни недруга?» – воскликнул он.
Какой великий артист погибает! (Последние слова Нерона).


Александр Север
(208—235 гг.)
император с 222 г.


Я был всем, и все это ни к чему. (Последние слова).


Тиберий (Тиберий Клавдий Нерон)
(42 до н.э.—37 н.э.)
император с 14 г.


Оскорбление богов – дело самих богов.
Пусть ненавидят, лишь бы соглашались.
Оскорбительные о нем стишки он [Тиберий] переносил терпеливо и стойко, с гордостью заявляя, что в свободном государстве должны быть свободны и мысль, и язык.
Наместникам, которые советовали ему обременить провинции налогами, он [Тиберий] ответил, что хороший пастух стрижет овец, но не сдирает с них шкуры.
Сенат предложил назвать именем Тиберия месяц (…), тот ответил: «А что вы будете делать, если у вас будет тринадцать цезарей?»


Тит Флавий
(39—81 н.э.)
император с 79 г.


Когда однажды за обедом он [император Тит Флавий] вспомнил, что за целый день никому не сделал хорошего, то произнес (…): «Друзья мои, я потерял день!»


Флавий Клавдий Юлиан Отступник
(331—363 гг.)
римский император с 361 г., автор писем, речей и памфлетов


Чего же нам просить? Чтобы боги послали беднякам (…) золотой дождь? Но если бы даже так и случилось, мы тотчас же послали бы своих слуг и расставили всюду сосуды, чтобы отогнать всех и нам одним захватить дары богов, предназначенные для всех.
Кто пренебрегает возможным, делая вид, что стремится к невозможному, на самом деле и не старается достигнуть одного и не выполняет другого.
Если пророки и толкователи какого-либо бога были негодными, это не мешает ему быть великим богом.
Убеждать и поучать людей надлежит не кулаками, (…) а разумными доводами.
Нумерий, недавно бывший наместником Нарбоннской провинции, был привлечен к ответственности за хищения (…). Так как обвиняемый отпирался и не удавалось ни в чем изобличить его, то Дельфидий, весьма горячий обвинитель, расстроился оттого, что доказательства оказывались недостаточными, и воскликнул: «Может ли кто-либо оказаться виновным, (…) если достаточно отрицать обвинение?» На это Юлиан немедленно дал остроумный ответ: «Может ли кто оказаться невинным, если достаточно предъявить обвинение?»


КАТОН СТАРШИЙ

Что не нужно, всегда слишком дорого.

* * *

Душа влюбленного живет в чужом теле.

* * *

Одно дело успевать, другое – спешить: кто вовремя делает одно дело, тот успевает, кто хватается за многое и ничего не кончает, тот спешит.

* * *

Тот, кто бьет жену или ребенка, – поднимает руку на самую высокую святыню.

* * *

Удивительно, как могут удерживаться от смеха прорицатели, глядя друг на друга.

* * *

Хорошие дела нужно перекрывать новыми хорошими делами, чтобы не выдохлась добрая слава.

* * *

Нету такого закона, который был бы хорош для всех.

* * *

Частные воры влачат жизнь в колодках и узах, общественные – в золоте и пурпуре.


  • Город фалешты

Крылатые Цитаты Юлия Цезаря:

Величайший враг прячется там, где вы будете меньше всего его искать.

Я предпочел бы быть первым здесь (в бедном городке), чем вторым в Риме.

Снискать себе славу.

Пришел, увидел, победил.

Прокладывать себе дорогу силой.

Люди охотно верят тому, чему желают верить. (Libenter homines id, quod volunt,

На мою жену не должна падать даже тень подозрения.

Разделяй и властвуй (лат. Divide et impera)

Лучше сразу умереть, чем жить ожиданием смерти.

Veni, vidi, vici (, лат. «пришёл, увидел, победил») — латинское

Выражение, слова, которыми, как сообщает Плутарх в своих «Изречениях царей и

Полководцев», Юлий Цезарь уведомил своего друга Аминция в Риме о победе, быстро

Одержанной им при Целе над Фарнаком, сыном Митридата.

(Фраза Veni, vidi, vici также используется на эмблеме табачной компании Филипп Моррис,

Производящей знаменитые сигареты Мальборо.)

Я прожил долго и по меркам природы, и по меркам славы (сказано незадолго до

Покушения)

Таков порок, присущий нашей природе: вещи невидимые, скрытые и непознанные

Порождают в нас и большую веру, и сильнейший страх.

Кто обличает чужую невоспитанность, сам не может служить образцом вежливости.

Легче находятся такие люди, которые добровольно идут на смерть, чем такие,

Которые терпеливо переносят боль.

Люди легко верят в то, чего они хотят (Libenter homines id, quod volunt, credunt лат.)

Жена Цезаря должна быть выше подозрений.

Почетное нужно предоставлять сильнейшим, а необходимое — слабейшим.

Правителя не так легко столкнуть с первого места на второе, как потом со второго
на последнее.

Власть только выигрывает и усиливается оттого, когда ею пользуются умеренно.

Dum spíro, spéro

Пожалуйста or для просмотра скрытых ссылок

 — «пока дышу, надеюсь»)

Пожалуйста or для просмотра скрытых ссылок


Марк Аврелий (121 - 180 гг.) Римский император из династии Антонинов. Философ, представитель позднего стоицизма, последователь Эпиктета.

Пожалуйста or для просмотра скрытых ссылок


Брать без ослепления, расставаться с лёгкостью. §


Во-первых, не делай ничего без причины и цели. Во-вторых, не делай ничего, что бы не клонилось на пользу обществу. §


Гнаться за невозможным — безумие. §


Делай что должен - свершится, чему суждено! §


Если бы ты ведал, из какого источника текут людские суждения и интересы, то перестал бы домогаться одобрения и похвалы людей. §


Если бы ты хотел этого, ты не можешь отделить свою жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него. Мы все сотворены для взаимодействия, как ноги, руки, глаза. §


Если кто меня оскорбил - это его дело, такова его наклонность, таков его нрав; у меня свой нрав, такой, какой мне дан от природы, и я останусь в своих поступках верен своей природе. §


Живи так, как будто ты сейчас должен проститься с жизнью, как будто время, оставленное тебе, есть неожиданный подарок. §


Задача жизни не в том, чтобы быть на стороне большинства, а в том, чтобы жить согласно с внутренним, сознаваемым тобою законом. §


Измени отношение к вещам, которые тебя беспокоят, и ты будешь от них в безопасности. §



Люди будут делать одно и то же, как ты не бейся. §


Люди рождены друг для друга. §


Люди рождены, чтобы помогать друг другу, как рука помогает руке, нога ноге и верхняя челюсть - нижней. §


Мир – изменение, жизнь – убеждение. §


Настоящий способ мстить врагу - это не походить на него. §


Наша жизнь — это то, во что ее превращают наши мысли. §


Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней. §


Не все же разглагольствовать о том, каким должен быть человек, пора и стать им. §


Не все ли равно, если твоя жизнь будет продолжаться триста или даже три тысячи лет? Ведь живешь только в настоящем мгновении и, кто бы ты ни был, утрачиваешь только настоящий миг. §


Нельзя отнять ни нашего прошлого, потому что его уже нет, ни будущего, потому что мы его еще не имеем. §


Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой. Соблюдай это самое важное, и ты выполнишь всю задачу своей жизни. §


Не довольствуйся поверхностным взглядом. От тебя не должны ускользнуть ни своеобразие каждой вещи, ни ее достоинство. §


Не стыдись, когда помогают; тебе поставлена задача, как бойцу под крепостной стеной. Ну что же делать, если хромой, ты не в силах один подняться на башню, а с другими вместе это возможно? §


Несправедливость не всегда связана с каким-нибудь действием; часто она состоит именно в бездействии. §


Ни один человек не счастлив, пока он не считает себя счастливым. §


Помни, что изменить свое мнение и следовать тому, что исправляет твою ошибку, более соответствует свободе, чем настойчивость в своей ошибке. §


Приставлять одно доброе дело к другому так плотно, чтобы между ними не оставалось ни малейшего промежутка, - вот что я называю наслаждаться жизнью. §


Пусть дела твои будут такими, какими ты хотел бы их вспомнить на склоне жизни. §


Самый презренный вид малодушия - это жалость к самому себе. §


Сколько можно говорить о том, каким должен быть человек?! Пора уже стать им! §


Смерть не имеет к нам никакого отношения — когда существуем мы, не существует она, когда же есть она — мы уже не существуем. §


Смерть улыбается нам всем, но лишь самые храбрые способны улыбнуться ей в ответ. §


Совершенство нравов состоит в том, чтобы проводить каждый день так, как если б он должен был быть последним, без тревоги, без трусости, без притворства. §


Странно! Человек возмущается злом, исходящим извне, от других, — тем, чего устранить не может, а не борется со своим собственным злом, хотя это в его власти. §


Терпит вред тот, кто упорствует в заблуждении и невежестве. §


Человека хорошего, благожелательного и искреннего можно узнать и по его глазам.


Высказывания мыслителей Древнего Рима

Гай Валерий Катулл

ок. 87–54 гг. до н. э.

Римский поэт.

А ты, Катулл, будь упорен и тверд.

Здравствуй и прощай.

Победа любит старание.

Нет ничего глупее глупого смеха.

То, что говорит женщина любящему ее человеку, писано на ветре и быстротекущей воде.

Из книги Иметь или быть автора Фромм Эрих Зелигманн

Из книги Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга 1 автора Гуссерль Эдмунд

§ 89. Высказывания ноэматические и высказывания о действительности. Ноэма в психологической сфере. Психолого-феноменологическая редукция Ясно, что все эти описательные высказывания, будь они даже тождественны высказываниям относительно действительности, на деле уже

Из книги Сокровища античной мудрости автора Маринина А. В.

Высказывания мыслителей Древней Греции Анаксагор 500–428 гг. до н. э.Древнегреческий философ, первый профессиональный преподаватель философии. Он первым отверг божественную природу небесных светил и дал физическое обоснование солнечных затмений. Ничего нельзя вполне

Из книги Я познаю мир. Философия автора Цуканов Андрей Львович

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО РИМА

Из книги ЦИВИЛИЗАЦИЯ МАДОННЫ автора Иванов Анатолий Михайлович

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО РИМА К I веку до н.э. Римская республика становится самой мощной державой в Средиземноморье. Греция уже почти полвека как находится под ее владычеством, но парадокс в том, что и Рим находится под своеобразным владычеством Греции, - это владычество

Из книги Русская идея: иное видение человека автора Шпидлик Томас

Богоизбранность Рима Между тем имперская идея, любезная сердцу Эволы, как раз этрусского происхождения. Эней, легендарный предок рода Юлиев, беглец из погибшей Трои, нашедший прибежище в Италии, проделал тот же путь, что и вполне реальные этруски. А воспел его в своей

Из книги ОТКРЫТОСТЬ БЕЗДНЕ. ВСТРЕЧИ С ДОСТОЕВСКИМ автора Померанц Григорий Соломонович

Из книги Философия автора Спиркин Александр Георгиевич

Из книги История мировой культуры автора Горелов Анатолий Алексеевич

2. О социальных и философских воззрениях античных, средневековых мыслителей и мыслителей эпохи Возрождения Принято считать, что отцом истории является Геродот (ок. 485-ок. 425 до н. э.) - древнейший из историков, стремившийся описать не просто деяния людей, но и выявить их

Из книги Марксистская философия в XIX веке. Книга вторая (Развитие марксистской философии во второй половине XIX века) автора

История древнего Рима Рим явился второй великой морской цивилизацией, значение и размеры которой простерлись намного дальше, чем могли мечтать народы, жившие до них. Основанный, по преданию, Ромулом и Ремом в 753 г. до н. э., Рим в IV в. до н. э. захватил всю территорию Италии,

Из книги Сравнительное богословие. Книга 2 автора Коллектив авторов

Мифология древнего Рима Первичные мифы римской цивилизации, например, миф о выкармливании волчицей двух братьев – основателей Рима, – мало чем отличаются от мифов первобытных народов. Тит Ливий пишет, что первый культ, учрежденный на римской земле Ромулом, был культ

Из книги Сыр и черви. Картина мира одного мельника жившего в XVI веке автора Гинзбург Карло

Философия древнего Рима Древний Рим не создал новых философских систем. После подчинения Греции Риму на древнеримскую почву переходят учения, которые появились в Древней Греции в эпоху крушения афинского государства, – эпикурейство, стоицизм, скептицизм. Престиж

Из книги автора

Искусство древнего Рима В подтверждение идеи неравномерного, пульсирующего развития культуры А. Кребер пишет: «Такой тип конфигурации представляет нам латинская культура. Она получает первый, предварительный импульс, под прямым воздействием греков, характеризующийся

Из книги автора

Отношение русских мыслителей к диалектике Маркса Хотя некоторые русские мыслители ставили и рассматривали в своих произведениях проблему общенаучного метода, получившую свое решение в марксизме, следует сразу же признать, что эта сторона теории Маркса, составляющая,

Audio: Самые знаменитые афоризмы великих людей (сборник: часть №23)

Почему стоит прочитать высказывания римских философов?

Перед вами коллекция «высказывания римских философов», а также интересная информация о вехах в их биографии.

Философия зародилась и развивалась в Древней Греции (включая Афины, Ионию, Сицилию) и появилась в Риме относительно поздно, где встретила некоторое первоначальное сопротивление. История римской философии заключается в постепенном принятии и адаптации древнегреческих философских доктрин римскими авторами. Римские философские концепции находились под сильным влиянием древних греков, в частности, стоиков и эпикурейцев. Большинство высказываний римских философов было на греческом языке или латыни.

Важными фигурами в древнеримской философии считаются Лукреций Кар Тит, Цицерон со своей школой эклектики и Сенека Младший. Также большой вклад внесли Ювенал Децим Юний и Квинтилиан Марк Фабий. Позже, с распространением христианства в Римской Империи, христианская философия Блаженного Августина Аврелия стала основополагающей.

«Размышления» римского императора и философа-стоика Марка Аврелия до сих пор почитаются как литературный памятник философии служения и долга, описывающий, как найти и сохранить невозмутимость в разгар конфликта, используя природу в качестве источника руководства и вдохновения. Стоицизм основан на идее, что цель жизни – жить в согласии с природой. Сама природа определяется как весь космос, включая и наших соотечественников.

Так, Эпиктет, бывший раб, стал учителем стоической философии. Его школа стоицизма процветала во втором веке н.э. и учила, как воплощать в жизнь эту идею. В числе изречений этого римского мыслителя было следующее: «некоторые вещи находятся под нашим контролем, а некоторые нет. И если что-то мы не можем контролировать, то не стоит тратить на это энергию».

Таким образом, многие высказывания римских философов помогают современникам справиться с… депрессией. Нужно менять не вещи (работу, семью, окружение), а всего лишь отношение к ним и тогда вы достигнете гармонии с природой.

Высказывания римских философов

I вв н.э.

Квинтилиан Марк Фабий

* Лжец должен обладать хорошей памятью.

* Лучше отказаться от острого словца, чем от друга.

Курций Руф Квинт

* Судьба никогда не благоприятствует нам с подлинной искренностью.

* Торопливость задерживает.

Лукан Марк Анней

* Начало - половина всего.

* Не дается даром победа над тем, кто готов подставить под удар свою грудь.

Марциал Марк Валерий

* Грабь, хватай, копи, владей - все придется оставить.

* Жизнь легко презирать, когда очень трудно живется, мужественен тот, кто сумел остаться добрым в несчастии.

Петроний Арбитр Гай

* Всякий из нас ошибается.

* Всякому приходится расплачиваться за свои грехи.

Плиний Старший Гай

* Никто из смертных не бывает всякий час благоразумен.

* Никто из смертных не может быть умен всегда.

Плиний Младший Гай

* Молвы боятся многие, совести - кое-кто.

* Молодость и средний возраст мы должны посвятить родине, старость - себе.

Плутарх

* Heт зверя свирепее человека, совмещающего в себе дурные страсти и власть.

* Ни одно произнесенное слово не принесло столько пользы, сколько множество несказанных.

Тацит Публий Корнелий

* В веселии чернь столь же необузданна, как и в ярости.

* В военных делах наибольшую силу имеет случайность.

Эпиктет

* Жизнь короткую, но честную всегда предпочитай жизни долгой, но позорной.

* Земной человек - это душа, обремененная трупом.

Ювенал Децим Юний

* Никакая медлительность не бывает слишком велика, когда речь идет о смерти человека.

* Первое наказание для виновного заключается в том, что он не может оправдаться перед собственным судом.

II вв н.э.

Апулей из Мадавры

* Голого раздеть и десяти силачам не удастся.

* Каждый человек в отдельности смертен, человечество же в целом бессмертно.

Лукиан

* Много дружеских связей расторгнуто, много домов обращено в развалины доверием к клевете.

* Надо пользоваться не красотой книг и не их количеством, но их речью и всем, что в них написано.

Марк Аврелий Антонин

* Самый презный вид молодушия - это жалость к самому себе.

* Смотри вглубь, пусть от тебя не ускользнет ни качество любого предмета, ни его ценность.

IV вв н.э.

Августин Аврелий (Блаженный)

* Все человеческие беды происходят оттого, что мы наслаждаемся тем, чем следует пользоваться, и пользуемся тем, чем следует наслаждаться.

* Всем нравится прекрасная лошадь, но почему-то совершенно нет желающих ею стать.

Василий Великий

* Злой не видит, что является злом.

* Когда веселится сердце, расцветает лицо.

Григорий Богослов

* Не суди по виду, суди по делам.

* Не сыскать ни одной жизни, без печали прошедшей.

Иоанн Златоуст

* Давайте поможем тем беднякам, которые умоляют нас об этом, и если они даже обманывают нас, не надо придавать этому слишком большого значения. Ибо такого милосердия, прощения и доброты заслуживает каждый из нас.

Лучшие статьи по теме