Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Тип праведника в творчестве А. Солженицына (по рассказу «Матренин двор»)

УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)

Литература

К юбилею А. Солженицына. Матренин двор: свет сохраненной души – а жизнь спасти не получилось

«Матренин двор» — один из первых рассказов Солженицына, опубликованных в журнале «Новый мир» в 1963 году, спустя четыре года после написания. Это произведение, написанное предельно просто и достоверно, — моментальная социологическая фотография, портрет общества, которое пережило две войны и вынуждено героически сражаться за жизнь до сих пор (действие рассказа происходит в 1956 году, спустя одиннадцать лет после Победы и три года после смерти Сталина).

У современных школьников оно, как правило, вызывает гнетущее впечатление: те, кому удается его дочитать, воспринимают рассказ как один сплошной поток негатива. Но картины жизни советской послевоенной деревни, написанные Солженицыным, заслуживают более внимательного взгляда. Ключевая задача учителя литературы — сделать так, чтобы учащиеся не ограничились формальным заучиванием финала, а прежде всего разглядели в темной и печальной истории то, что спасает человека в самых бесчеловечных условиях, — свет сохраненной души.

Это одна из ведущих тем советской литературы 60-х — 70-х: опыт индивидуального существования человека среди тотального съезжания государства и общества вниз.

В чем суть?

В основу рассказа положены реальные события — судьба и смерть Матрены Захаровой, у которой автор, освободившись после десятилетнего заключения и трехлетней ссылки, поселился в деревне Мильцево Гусь-Хрустального района Владимирской области (в рассказе — Тальново). Его желанием было — уйти как можно дальше от назойливо гремящих репродукторов, затеряться, оказаться как можно ближе к нутряной, глубинной России. На деле, Солженицын увидел беспросветную нищету народа и наглую безответственность власти на местах — то, что приводит человека к нравственному оскудению, обесцениванию добра, бескорыстия и благородства. Панораму этой жизни и воссоздает Солженицын.

В рассказе «Матренин двор» мы видим сборище пошлых, жадных, злобных людей, которые, вероятно, могли бы быть совсем другими в иных условиях, если бы не бесконечные бедствия: две мировые войны (эпизод про замужество), хроническое недоедание (ассортимент магазина и «меню» рассказчика), бесправие, бюрократия (сюжет про пенсию и справки), вопиющая бесчеловечность власти на местах (про работу в колхозе)... И эта беспощадность проецируется на отношения между людьми: немилосердны друг к другу не только близкие, сам человек к себе беспощаден (эпизод болезни Матрены). Человеку здесь никто ничего не должен, никто не друг и не брат... а он — должен?

Легкие ответы — «да» или «нет». Но они не про Матрену Васильевну Григорьеву, единственную, кто до конца своих дней сохранил свою личность, внутренний стержень и человеческое достоинство.

Матрена только кажется бесхребетной безответной рабой, хотя именно такой ее видят корыстные соседи, родственники, наглая жена председателя колхоза — те, кому невдомек, что труд может согревать человека изнутри, что добро — это не имущество, а состояние души, а сбережение души важнее внешнего благополучия.

Матрена сама знает, что и зачем делать, кому что должна, а себе — в первую очередь: выживать, не творя зла, отдавать, не жалея. Это и есть «ее двор», место «жизни не по лжи». Выстроился этот двор посреди ущербного неряшливого быта с мышами и тараканами, вопреки несправедливо жестокой женской судьбе, в которой спасаться — значит от много отказаться.

Рассказ — о том, что Двор этот обречен, что «добрые люди» его постепенно раскатывают по бревнышку, и вот уже становится не в чем и негде жить душе после непостижимого людского варварства. Сама природа замерла перед значительностью смерти Матрены (эпизод ночного ожидания ее возвращения). А люди продолжают пить водку и делить имущество.

Рабочая тетрадь входит в УМК по литературе для 7 класса (авт. Г.В.Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л.Ерохина). Предназначена для самостоятельной работы учащихся, но может быть использована и на занятиях в классе.

Что взять для проработки?

Портрет безбытности . Описание Матрениной избы вызывает у нас отталкивающее впечатление, однако рассказчик остается здесь жить и даже не слишком противится найденной у себя в супе тараканьей лапки: «не было в этом никакой фальши». Что в связи с этим вы думаете о рассказчике?

Неравная битва. Матрена постоянно находится в трудах, постоянно действует, но действия ее напоминают сражение с ужасной непобедимой силой. «Притесняют меня», — так говорит она о себе. Собирать торф, чтобы топить печь зимой, запрещено: поймают и под суд отдадут. Раздобыть траву для козы — только нелегально. Огороды обрезали, и кроме картошки ничего нельзя вырастить — а на отнятой земле растет бурьян. Матрена больна, но беспокоить врача стесняется. Матрене никто не помогает — но зато и соседи, и колхоз призывает ее на помощь (саму-то ее из колхоза исключили как инвалида). Она никому не отказывает и денег не берет. Но почему же? Почему она не даст отпор, не откажет, не огрызнется ни разу на своих мучителей, а продолжает позволять себя использовать? И как назвать эту непобедимую силу, которая не может победить (унизить, растоптать) Матрену? В чем сила Матрены? А слабость?

Не стоит село без праведника . Это — первое авторское название рассказа. Твардовский, говоря об этом рассказе, называл его «Праведница», но отвергал название как прямолинейное. Потому что читателю надо дойти до финала, чтобы понять, что вот эта ущербная Матрена и есть та праведница, которую обещало заглавие. Заметим: никакого отношения к религии Матрена не имеет; в рассказе нет Бога как высшей силы, поэтому не может быть и праведника в полном смысле слова. А есть обычный человек, который выживает за счет труда, незлобивости и гармонии с собой: «Матрена все время занята трудом, делами, а поработав, возвращается в свою неустроенную жизнь свежая и сияющая». «Ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда»... «Год за годом, многие годы, ниоткуда не зарабатывала... ни рубля. Потому что пенсии ей не платили... А в колхозе она работала не за деньги — за палочки».

Люди, испорченные жизнью. При жизни Матрена всегда одна, один на один со всеми бедами. Но когда она умирает, оказывается, что у нее есть сестры, деверь, племянница, золовка — и все они ни минуты не пытались ничем ей помочь. Не ценили, не любили, даже после смерти отзываются о ней «с презрительным сожалением». Словно они с Матреной из разных миров. Взять слово «добро»: «Как так случилось у нас, что добром народ называет имущество?» — вопрошает рассказчик. Ответьте ему, пожалуйста, пользуясь фактами из рассказа (после смерти Матрены все окружение начинает делить между собой ее добро, позарившись даже на старый забор. Золовка пеняет: отчего Матрена не держала в хозяйстве поросенка? (А мы-то с вами догадываемся, почему?).

Особое внимание стоит обратить на образ Фадея, нарочито демонизированного автором. После катастрофы на железнодорожных путях деверь Матрены Фадей, только что ставший свидетелем ужасной смерти нескольких человек, включая собственного сына, больше всего печется о судьбе хороших бревен, которые теперь пустят на дрова. Жадность, доводящая до потери не только духовности, но и разума.

Но точно ли виной всему тяжелые условия жизни людей и бесчеловечный режим? Только ли поэтому люди портятся: становятся алчными, недалекими, подлыми, завистливыми? Быть может, духовная деградация и сдача человеческих позиций — удел массового человека в любом обществе? Что такое «массовый человек»?

Что обсудить в контексте литературного мастерства?

Красноречивые детали. Этот рассказ был высоко оценен современниками не только с точки зрения содержания (январский журнал НМ за 1963 год нельзя было достать несколько лет подряд), но и с художественной стороны: о безукоризненном языке и стиле текста сразу по прочтении писали Анна Ахматова и Лидия Чуковская, дальше — больше. Точные и образные детали — конек Солженицына-художника. Эти брови Фадея, которые сходились и расходились, как мосты; стена на кухне Матрены будто шевелится от обилия тараканов; «толпа испуганных фикусов» в час смерти Матрены; мышами «овладело безумие», «отдельный сруб горницы разобрали по ребрышкам»; сестры «слетелись», «захватили», «выпотрошили», и еще: «...пришли громко и в шинелях». То есть — как пришли? Страшно, бесцеремонно, властно? Интересно поискать и повыписывать образные детали и соотнести их с «сигналами», которые подает текст: опасность, безбытность, безумие, фальшь, расчеловечивание...

Это задание хорошо выполнять в группах, рассматривая сразу несколько тем-настроений. Если вы пользуетесь сервисом «Классная работа» платформы LECTA, вам будет удобно не тратить время урока, а задать работу над текстом на дом. Разбейте класс на группы, создайте рабочие кабинеты для каждой группы и следите за тем, как ученики заполняют таблицу или презентацию. Сервис позволяет работать не только с текстом, но и с иллюстрациями, аудио и видеоматериалами. Попросите учеников из разных групп поискать иллюстрации к рассказу или просто релевантные визуальные ряды — например, полотна Питера Брейгеля старшего, известного певца деревенского средневекового быта.

Литературные аллюзии. Их в рассказе очень много. Начать с Некрасова: ученики могут сами без труда вспомнить Матрену Корчагину из «Кому на Руси жить хорошо» и знаменитый отрывок из поэмы «Мороз-красный нос»: что похоже, что разное? Возможно ли подобное воспевание женщины в европейской культуре... почему... а какое там принято?

Неявный мотив «маленького человека» из гоголевской «Шинели»: Матрена, получив с трудом добытую пенсию, сшила себе пальто из железнодорожной шинели и зашила в подкладку 200 рублей на черный день, который вскоре и настал. К чему отсылает аллюзия с Башмачкиным? «Не жили хорошо, не надо и начинать»? «Кто в бедности родился, тат в бедности умрет»? — эти и другие пословицы русского народа поддерживают психологию покорности и смирения. Можно ли думать, что и Солженицын поддерживает?

Толстовские мотивы неизбежны; портрет Льва Николаевича висел у Солженицына над тумбочкой. Матрена и Платон Каратаев — оба круглолицые, нерефлексирующие, но обладающие верным инстинктом жизни. Матрена и Анна Каренина — мотив трагической смерти на железной дороге: при всем несходстве героинь, обе не могут ни принять сложившуюся ситуацию, ни изменить ее.

Тема метели как руки судьбы (пушкинская): до роковой катастрофы на путях две недели мела метель, отсрочивая перевозку бревен, но никто не образумился. После этого у Матрены пропала кошка. Странная отсрочка — и зловещее предсказание.

А еще про безумие много — в каком смысле и почему персонажи рассказа сходят с ума? В здравом ли уме читатель, написавший в отзыве «доброта и довела Матрену Васильевну до гибели»?

Предварительный просмотр:

Урок по рассказу

А. И. Солженицына «Матренин двор»

«Образ праведницы в рассказе

«Матрёнин двор».

Подготовила Гвоздева А. В.

МОУ «Поповская ООШ» 2012 г.

План урока:

1. Вступительное приветствие

2. Душа человека. Смысл слова «праведник»

3. Беседа по плану

4. Беседа по проблемным вопросам

7.Заключительное слово учителя.

Д/З к уроку:

Анализ образа Матрены Васильевны по плану

1) Описание дома, хозяйки, обитателей дома

2) Один день из жизни Матрёны Васильевны.

3) Прошлое Матрёны

4) Общение с Богом

5) История с горницей

6) Черты характера главной героини, ее отношение к труду, к людям, к богатству, к искусству.

Цели урока:

Помочь учащимся задуматься над такими нравственными понятиями как доброта, милосердие, чуткость, человечность, совесть.

Подвести учащихся к осмыслению образа Матрены как праведницы земли русской;

Формирование нравственных ориентиров учащихся;

Приобщение учащихся к творчеству А. Солженицына;

Развитие умения учащихся работать с текстом художественного произведения: выделять главное, анализировать полученную информацию, делать выводы;

Эпиграф к уроку:

« Смысл земного существования не в благоденствии, а в развитии души» - А. И. Солженицын.

I Вступление

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы еще раз будем говорить о рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор». Мы будем анализировать образ главной героини и попытаемся ответить на сложные философские вопросы о смысле человеческой жизни. Я желаю вам успехов. Я надеюсь, что эта тема будет вам очень интересна и каждый из вас проявит свои способности и получит хорошие оценки.

II Душа человека

Что отличает человека от животного? Душа. Бог дает каждому человеку бессмертную душу. Сколько слов связано в русском языке со словом душа!

Душа болит, радуется, В чем только душа держится , Вложить душу ,

Души не чаять , Душа нараспашку Жить душа в душу .

Человек приходит в мир ребенком с чистой, безгрешной, доверчивой душой. Его душа открыта всем ветрам жестокого мира. Став взрослым, он научится зависти, жестокости, подлости. Как устоять перед соблазнами мира, не озлобиться, не потерять себя? Лишь немногим удастся сохранить свой свет, свою душу до конца чистой. Такой предстает перед нами героиня рассказа Солженицына

II Значение слова “праведник”

Учитель: Как вы знаете, Солженицын первоначально назвал свой рассказ “Не стоит село без праведника”? А что означает это слово? (Учащиеся дают свое понимание) Какими качествами обладает праведник?

Всеми перечисленными качествами обладает главная героиня рассказа Матрена Васильевна. Постараемся понять образ главной героини и постигнуть ее судьбу через время, в которое ей довелось жить, через образы людей, которые были рядом, через художественные детали текста.

IV Аналитическая беседа по плану

Матрёнин дом. Описание дома, хозяйки, обитателей дома

  1. Что привело героя-рассказчика в деревню Тальново?
  2. Вспомним самое первое описание дома Матрёны. На что прежде всего невольно обращаешь внимание? Чем поразила эта изба Игнатича снаружи и изнутри?
  3. Что побудило героя-рассказчика поселиться именно у Матрёны?
  4. Русская печь, тёмное тряпьё, тусклое зеркало, толпа фикусов…Каково предназначение каждой из этих вещей? Чем Матрёна особенно дорожила? Приведите пример. (Почему?)
  5. Вспомните, кто ещё проживал с Матрёной под одной крышей? Как истории этих «жильцов» раскрывают образ хозяйки дома?

- Кошка из жалости была Матреной подобрана

Но я свыкся с шуршанием тараканов, ибо в нем не было ничего злого, в нем не было лжи .

Один день из жизни Матрёны Васильевны

  1. Когда и как начинался Матренин день?
  2. Какие хлопоты Матрёне были в тягость, какие – доставляли радость и почему?

Почему? Козе она выбирала из подполья самую мелкую картошку, себе -- мелкую, а мне -- с куриное яйцо.

4) Власть в рассказе.

Она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе -- не полагалось ей пенсии за себя , а добиваться можно было только за мужа , то есть за утерю кормильца.

Стояли вокруг леса, а топки взять было негде. Рычали кругом

экскаваторы на болотах, но не продавалось торфу жителям, а только везли --

начальству, да кто при начальстве,

Председатель новый, недавний, присланный из города, первым делом

обрезал всем инвалидам огороды. Пятнадцать соток песочка оставил Матрене, а

десять соток так и пустовало за забором.

Жена председателя приходила к Матрене. Она была тоже женщина

городская, решительная, коротким серым полупальто и грозным взглядом как бы

военная.

Вызывали врача однажды, та приехала злая очень, велела Матрене, как

отлежится, приходить на медпункт самой. Матрена ходила против воли, брали

анализы, посылали в районную больницу -- да так и заглохло.

ВЫВОД - Власть враждебна человеку

«Общение» с Богом

  1. Каким образом в Матрёне уживались такие качества, как языческое суеверие и вера в Бога? В каких эпизодах Матрёна ведёт себя как дремучая язычница, в каких – как истинная христианка?
  2. Вспомните случай с котелком.

Подумайте, почему именно с Матрёной произошла эта история? Обиделась она после этого на людей? Ожесточилась? Отдалилась от Бога?

  1. Почему Матрёна, если и молилась, то не «показно», будто стесняясь или боясь притеснить того, кто рядом?

Сделайте вывод. С какой молитвой Матрёна могла чаще всего обращаться к Богу? Что это было - просьба о помощи, жалобы или слова благодарности?

Прошлое Матрёны

  1. Вспомним первый эпизод, повествующий о прошлом Матрёны (начало 2-ой части). Что это за события? Какие чувства вызывает у вас прочитанное? От кого Игнатич мог узнать эту историю (ведь сама Матрёна не любила говорить о своём прошлом)? Почему так же, как и рассказчик, мы даже не подозреваем найти там что-нибудь интересное?
  2. Каким это прошлое предстаёт из её собственного рассказа(2-ая часть; разговор Матрёны и Игнатича после визита Фаддея)?
  3. Объясните чудесное преображение Матрёны в то время, когда она вспоминает прожитое.

«Я…в первый раз совсем по-новому увидел Матрёну…по всей комнате глазам, оторвавшимся от света, казался полумрак с розовинкой. И из него выступала Матрёна. И щёки её померещились мне не жёлтыми, как всегда, а тоже с розовинкой».

Сделайте вывод. Захотела бы Матрёна, если бы у неё была такая возможность, изменить своё прошлое: от чего-то отказаться, что-то повернуть вспять?

Матрёна и Фаддей Миронович

  1. Первая встреча с Фаддеем на страницах рассказа. Каким человеком предстаёт перед вами старик? Что поражает в его внешности? Какое впечатление произвёл Фаддей на Игнатича, какое – лично на вас?
  2. Почему во время визита Фаддея Матрёна почти не участвует в разговоре? Даже после ухода старика весь долгий вечер Матрёна предпочитает отмалчиваться. О чём молчит Матрёна Васильевна?

Сделайте вывод, перечитав строчки из текста: «…что добром нашим, народным или моим, странно называет язык имущество наше. И его-то терять считается перед людьми постыдно и глупо».

Почему слово добро автор выделяет курсивом? (Другой смысл)

История с горницей

  1. Зачем Матрена разрешает ломать дом?

- чтобы получить и удержать участок земли, надо было молодым

поставить какое-нибудь строение. Шла для этого вполне Матренина горница. А

другого нечего было и поставить, неоткуда лесу взять. И не так сама Кира, и

не так муж ее, как за них старый Фаддей загорелся захватить этот участок в

Черустях.

  1. Как Матрёна воспринимает всё происходящее с её домом?

Не спала Матрена две ночи. Нелегко ей было решиться. Не жалко было саму

горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда, ни добра своего не жалела

Матрена никогда. И горница эта все равно была завещана Кире. Но жутко ей

было начать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет. Даже мне,

постояльцу, было больно, что начнут отрывать доски и выворачивать бревна

дома. А для Матрены было это -- конец ее жизни всей.

  1. Что необычного (даже странного) происходит за то время, пока горницу готовились вывезти со двора? Объясните эти «странности».

Но в тот же день началась метель

- внезапно потеплело, в один день разом распустило, стали сырые туманы, журчали ручьи, прорывшиеся в снегу, и нога в сапоге увязала по все голенище.

- кошка колченогая сбрела со двора -- и пропала

4) Смысл заглавия рассказа. (Двор, дом – образ микромира)

Черты характера главной героини, ее отношение к труду, к людям, к богатству, к искусству.

  1. Какие черты характера можно назвать главными в Матрене (искренность, доверчивость, трудолюбие, деликатность, сердечность, простота, бескорыстие, умение прощать, терпеливость и т.д.)
  2. Особенности речи - «дуэль, разведка, картонный суп)
  3. Ее отношение к людям.
  4. К богатству
  5. Вспомните эпизоды, художественные детали текста, где автор раскрывает главное в Матрене (эпизод с лошадью, отношение к кошке, Кира, поросенок)

Как относятся окружающие к Матрене. Почему считают ее глупой?

- По мнению соседей и родственников, вся жизнь Матрены была несуразной и никчемной: жила бедно, одиноко и убого, вечно работала бесплатно на других, вечно лезла в мужицкие дела, пренебрежительно относилась к собственности: и за обзаводом не гналась; и не бережная, и даже поросенка не держала…”

Даже после смерти Матрены они приходят не “поплакать о ней”, а забрать ее “добро”. Для раскрытия характера окружающих Матрену людей автор использует метод психологического наблюдения. Выясняется, что ни жалость, ни сострадание им не свойственны.

- Люди злы, они погрязли в грехах

- Матрена живет по другим меркам, по другим правилам. В ней нет жадности, корысти, зависти

Слово учителя. Перед нами – непростая судьба русской женщины, прожившей безотрадную, полную забот и лишений жизнь с несостоявшейся любовью, смертью шестерых детей, непосильный труд в колхозе за палочки-трудодни, тяжелая болезнь, обида на колхоз, выбросивший ее из общей жизни как отработанный материал. Твардовский писал: «Почему судьба старой крестьянки, рассказанная на немногих страницах, представляет для нас такой большой интерес? (Рассказ заставляет задуматься о смысле жизни.)

V Беседа по проблемным вопросам

  1. Как вы считаете, какие качества в себе надо уничтожать, а с какими можно смириться? Послушаем песню «Окно» в исполнении С. Копыловой
  2. Какова тема песни? Зависть – один из смертных грехов. Святые отцы считают зависть одним из самых тяжких грехов и равносильной убийству. Почему?
  3. Что общего в этих произведениях?
  4. Обратимся к эпиграфу урока. Согласны ли вы с Солженицыным?
  5. Может быть, не стоит так усложнять жизнь? Жить, как живешь? Почему каждый человек должен вести работу над собой?

Жизнь дается человеку один раз, и прожить ее нужно достойно, не забывая, что это – бесценный дар Бога.

Послушаем прекрасное стихотворение Бориса Пастернака «Больница»

Учитель: Что понял человек, герой стихотворения?
(Как вариант письменной работы на уроке или задания на дом)

Человек должен быть
1) _____________________________________________________
2) _____________________________________________________
3) _____________________________________________________

Учитель : Ребята, сегодня мы с вами говорили о рассказе «Матренин двор».

У Матрёны почти ничего нет за душой. Зато в ней жива душа, тот внутренний тёплый свет, который не может обжечь – только согреть…

Её не понимают, о ней говорят с презрительным сожалением, а она слушает лишь голос своего сердца.

Если бы каждый из нас смог услышать этот тихий голос, напоминающий: «Ты – человек, самое великое творение божье, и Бог живёт в душе твоей. Помни это». Очень хочется, чтобы помнили. Может быть, тогда многое изменится и в обществе, и в душе каждого человека.

Подведение итогов. Выставление оценок. Д/З


Образ праведника встречается во многих произведениях русской литературы. Такой образ можно найти у Лескова в произведении «Очарованный странник», у Чингиза Айтматова в «Плахе», и конечно у Солженицына в повести «Матренин двор».

В произведении «Матренин двор» праведницей является главная героиня книги - Матрена. Матрена - честная и добрая женщина. Ее судьба распорядилась так, что жених Матрены - Фаддей ушел на войну и пропал без вести, ей пришлось выйти замуж за его брата. Дети, которые рождались у них, быстро умирали, и Матрена никак не могла обрести радость материнства. Внезапно с войны вернулся Феддей, он готов был убить их обоих, но потом смирился. Фаддей женился, с женой они народили много детей, одну из его дочерей Киру, Матрена взяла на воспитание и растила как родную.

Всю жизнь Матрена жила ради других: помогала колхозу, соседям, но никто из них не отвечал ей взаимностью. Она помогала людям бескорыстно, несмотря ни на что, она не теряла веру в людей и в правду и продолжала всем помогать. Вся жизнь Матрены - труд, он спасал ее от отчаяния, она работала за двоих. Всегда она была в ладах со своей совестью, была спокойна, жила в гармонии с собой, Матрене не за что было корить сея.

Праведность Матрены заключается в ее способности к состраданию, умении прощать, видеть выход из сложных ситуаций. Матрена никогда не была алчной, жадной, корыстной, не искала выгоды для себя. Все хотели обогатиться за счет главной героини, еще до ее смерти начали разбирать и перевозить Матренину горницу, во время перевоза бревен и изрезал ее проходивший мимо поезд. На ее похоронах все плакали и причитали только потому, что так надо. Никто не говорил о ней даже доброго слова, многие осуждали ее, а ведь, сколько добра она сделала всем этим людям.

Матрену убила чужая корысть и алчность - вечная разрушительница жизни и человечности, которая делает жертвами всех.

Тема праведничества звучит в творчестве художни-ков слова разных времен. Не остались к ней равно-душными и современные писатели. Свое видение этой проблемы дает в рассказе «Матренин двор» А. И. Сол-женицын.

«Матренин двор» — произведение, полностью ав-тобиографичное и достоверное. Описываемая Солже-ницыным история произошла в деревне Мильцево Купловского района Владимирской области. Там и жила Матрена Васильевна Захарова.

Героиня солженицынского рассказа скромна и не-приметна. Автор наделяет ее неброской внешностью и не дает читателю ее развернутого портрета, зато он по-стоянно обращает внимание на улыбку Матрены, лу-чезарную, светлую, добрую. Так Солженицын подчер-кивает внутреннюю красоту Матрены, которая для него куда более важна, чем красота внешняя. Речь Матрены необычна. Она изобилует просторечными и устаревшими словами, диалектной лексикой. Кроме того, героиня постоянно использует слова, придуман-ные ею самой (Не умемши, не варемши — как утрафишь?»). Таким образом автор раскрывает мысль о народности характера Матрены.

Героиня живет «в запущи». Дом Матрены «с че-тырьмя оконцами в ряд на холодную некрасную сто-рону, крытый щепою», «изгнивала щепа, посерели от старости бревна сруба и ворота, когда-то могучие, и прореди л ась их обвершка». Быт героини неустроен: мыши, тараканы. Она ничего не нажила, кроме фику-сов, козы, колченогой кошки и пальто, перешитого из шинели. Матрена бедна, хотя проработала всю жизнь. Даже крохотную пенсию себе она выхлопота-ла с огромным трудом. Тем не менее описание быта ге-роини дает ощущение гармонии, которой наполнен ее небогатый дом. Рассказчик в ее доме чувствует себя уютно, решение остаться именно у Матрены приходит к нему сразу же. Он отмечает о Матренином дворе: «.. в нем не было ничего злого, в нем не было лжи».

Матрена прожила нелегкую жизнь. Коснулись ее судьбы события Первой мировой войны, на которой попал в плен Фаддей, события войны Великой Отече-ственной, с которой не вернулся муж. Не обошла сто-роной и коллективизация: в колхозе героиня прора-ботала всю свою жизнь, причем «не за деньги — за па-лочки». Ей и в последние дни живется непросто: целыми днями она ходит по инстанциям, пытаясь по-лучить справки для оформления пенсии, у нее боль-шие проблемы с торфом, у нее новый председатель об-резал огород, она не может завести корову, потому что косить нигде не разрешают, даже на поезд билет ку-пить невозможно. Казалось бы, человек давно должен озлобиться, ожесточиться против жизненных обстоя-тельств. Но нет — Матрена не держит зла ни на лю-дей, ни на свою долю. Главные ее качества — неспособность к злу, любовь к ближнему, умение сочувст-вовать и сострадать. Еще при жизни героиня отдает на слом для Киры свою горницу, потому что «ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда». Она на-ходит утешение в работе и «ко всякой работе ловка». Рассказчик замечает: «..у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа — работа». Встает Матрена ежедневно в четыре-пять утра. Копа-ет «картовь», ходит за торфом, «по ягоды в дальний лес», и «на каждый день приходилось у нее какое-ни-будь другое дело». По первому зову идет героиня на помощь и колхозу, и родственникам, и соседям. При-чем за свой труд она не ждет и не требует вознагражде-ния. Работа для нее — удовольствие. «В охотку копа-ла, уходить с участка не хотелось»,— произносит она однажды. «Возвращалась Матрена уже просветлен-ная, всем довольная, со своей доброй улыбкой»,— го-ворит о ней рассказчик. Окружающим кажется странным такое поведение Матрены. Сегодня они зо-вут ее на помощь, а завтра осуждают за то, что она от нее не отказалась. О ее «сердечности и простоте» гово-рят « с презрительным сожалением». Сами же сельча-не Матрениных проблем будто не замечают, они и проведать-то ее не заходят. Даже на поминках Матре-ны о ней самой никто не говорит. В мыслях у собрав-шихся одно: как поделить ее нехитрое имущество, как ухватить для себя кусок побольше. Героиня была одинока при жизни, одинокой оставалась она и в тот скорбный день.

Матрена противопоставлена другим героям расска-за, да и всему окружающему ее миру тоже. Фаддей, например, озлоблен, бесчеловечен, корыстен. Он по-стоянно истязает свою семью, а в день трагедии дума-ет лишь о том, как «спасти бревна горницы от огня и от козней матрениных сестер». Противопоставлены Матрене и ее подруга Маша, и ее сестры, и ее золовки.

Основа отношений в окружающем героиню мире — ложь, безнравственность. Современное общество ут-ратило нравственное ориентиры, и его спасение Сол-женицын видит в сердцах таких одиноких праведни-ков, как Матрена. Она — тот самый человек, «без ко-торого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».

А. Солженицын — продолжатель толстовской тра-диции. В рассказе «Матренин двор» он утверждает толстовскую истину о том, что в основе истинного ве-личия «простота, добро и правда».

Праведник - справедливый, правильный человек, строго соблюдающий законы морали. Героиня рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор», наверное, не считала себя праведницей, просто жила так, как жили ее соотечественники и односельчане.Праведность человека определяется тем, какую жизнь он прожил, какой смертью умер, чему научил людей, каким словом вспомнят его после его ухода.Жизнь Матрены была похожа на жизни тысяч ее соотечественниц. Трудности военного и послевоенного времени заставили людей пережить общую боль; страдание должно было сплотить людей, общая беда сделать их чище, добрее, праведнее. Но так было не со всеми.

Никто не позавидовал бы Матрениной судьбе. Не дождавшись с войны мужа, ушла к его брату – и всю жизнь мучилась сознанием своей вины, родственной предательству, корила себя за свой грех… А весь грех был в том, что пожалела семью Фаддея, оставшуюся без помощи. Шестерых детей родила – и ни один не выжил. Киру воспитала, дочку своего бывшего мужа. И всего богатства-то нажила, что крепкую горницу, грязно-белую козу, фикусы да колченогую кошку. Сдержанно осуждали ее односельчане: поросенка никогда не держала, «не гналась за обзаводом… Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни. Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев…» Так и умерла в нищете.

Смерть ставит все на свои места, подводит итог человеческой жизни. Что же оставит в наследство своим близким Матрена-праведница, каким словом помянут ее, как вспомнят? Вспомнили прежде всего, что некому теперь помочь копать огород, «вспахать на себе сохою» – покойница всем помогала, никакой платы не брала. Как же теперь без ее помощи? Лучшая подруга, полвека дружившая с Матреной, застенчиво просит отдать ей обещанную Матренину «вязаночку серую». Фаддей обеспокоен одной мыслью: надо забрать оставшиеся бревна, не то пропадутПлач по покойнице проходит по всем правилам, но показная скорбь по Матрене, погибшей из-за жадности нескольких близких людей, сочетается с попыткой оправдать себя: «…И зачем же пошла ты туда, где смерть тебя стерегла? И никто тебя туда не звал! И как ты умерла – не думала! И что же ты нас не слушалась?… (И изо всех этих причитаний выпирал ответ: в смерти ее мы не виноваты, а насчет избы еще поговорим!)».

Хоронят и отпевают Матрену по всем правилам: и поп добросовестно ведет православную службу, и поминают по обычаю. Ушла Матрена, «не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно…» И лишь два человека скорбят по Матрене искренно: «совсем не обрядно», горько, по-бабьи рыдает приемная дочь Кира, мудро и спокойно, несуетно говорит о ее смерти «строгая, молчаливая старуха, древнее всех древних», искреннюю боль испытывает постоялец. Горький вывод делает автор рассказа: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».



Какие проблемы поднимает в своей прозе И.С. Тургенев? (На примере одной из повестей по выбору учащегося.)

Общественная значимость творчества Тургенева объясняется тем, что автор облачал даром усматривать в заурядных событиях актуальные общественные и нравственные проблемы. Такие проблемы затронуты писателем и в повести «Ася».

Сюжет «Аси» крайне прост. Некий господин знакомится с девушкой, влюбляется в псе, грезит о счастье, по сразу не решается предложить ей руку, а решившись, узнает, что девушка уехала, навсегда исчезнув из его жизни. В повести немного событий, автор сосредоточивает внимание па переживаниях персонажей. С точки зрения автора, особенности психологии и жизненной позиции героев «Аси» - Гагина и Н. Н. - характеризуют нравственное состояние современного общества, в частности современного дворянства, рисуют духовный портрет русского человека.

Описанная в «Асе» история несостоявшейся любви начинается в Германии. Н. Н. - молодой человек лет двадцати пяти, дворянин, привлекательный и богатый, путешествует по Европе «без всякой цели, без плана», и в одном из германских городов он случайно слышит русскую речь на празднике. Он знакомится с симпатичной молодой парой - Гагиным и его сестрой Асей, милой девушкой, лет семнадцати. Ася пленяет рассказчика своей детской непосредственностью, эмоциональностью.



Ася не похожа на Гагина. В отличие от брата, которому, по замечанию рассказчика, не хватало «цепкости и внутреннего жара», у нее ни одно чувство не было «вполовину». Характер девушки во многом объясняется се судьбой. Ася - побочная дочь Гагина-старшего от горничной. После смерти матери девочка жила с отцом, а когда умер и он, перешла на попечение брата. Ася болезненно воспринимает свое ложное положение. Она очень нервна, ранима, особенно в том, что может задеть ее гордость.

Если Ася, но характеру отличается от брата, то в рассказчике, напротив, есть черты сходства с Гагиным. В любви Н. Н. к Асе, с его колебаниями, сомнениями, страхом ответственности, как в незаконченных этюдах Гагина, видятся какие-то узнаваемые признаки «славянского» внутреннего хаоса.

В решающий момент своей жизни герой оказался неспособным на нравственное усилие, обнаружил свою человеческую несостоятельность. В повести автор прямо не говорит об упадке русского дворянства, его неспособности взять па себя ответственность за будущее страны, но современники писателя почувствовали в рассказе звучание этой темы.

Однако содержание «Аси» не исчерпывается психологическим исследованием определенного социального явления. В повести затронуты также проблемы, имеющие вневременной, внесоциальный характер, и, прежде всего - проблема истинных и ложных ценностей. Даже в эпизодах, прямо не связанных с движением сюжета, Тургенев стремился выразить свое ощущение богатства мира, красоты человека, который «есть высшая нравственная ценность». Ограниченности рассудка, дисгармонии человеческих отношений противопоставлена в рассказе жизнь души, ее способность отторгать ложное и устремляться к истинному.

Фольклорные традиции в образе Василия Тёркина. (По поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин») Какие качества народного характера нашли воплощение в образе Василия Теркина (по поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин»)

Главный герой поэмы, воплощенный в образе Василия Теркина, - народ на войне в самых разнообразных ситуациях и эпизодах. Твардовский сумел создать типичный образ русского солдата, с его плюсами и минусами. Он создал живого человека. Перед нами предстает воин, который любит свой народ, свою Родину.

Образ Теркина имеет фольклорные корни, это «богатырь, сажень в плечах», «весельчак», «человек бывалый». За иллюзией простоватости, балагурства, озорства скрываются нравственная чуткость и органично присущее чувство сыновнего долга перед Родиной, способность без фразы и позы совершить подвиг. В этом отношении характерна глава "Поединок", построенная на перекличках с былинным эпосом. Теркин вступает в единоборство с сильным, физически превосходящим его противником. С одной стороны, автор укрупняет этот эпизод:

Как на древнем поле боя,Грудь на грудь, что щит на щит, –Вместо тысяч бьются двое,Словно схватка все решит.

Однако былинная торжественность, масштабность события как бы заземляются автором, который возвращает описываемому человеческое измерение, не отменяя полностью торжественности и масштабности ситуации:

Бьется насмерть парень бравый,Так что дым стоит горой,Словно вся страна-держава Видит Теркина:– Герой! Что страна! Хотя бы рота Видеть издали могла, Какова его работа И какие тут дела.

В то же время Теркин в книге не только былинный, общенациональный тип, но и личность. Фольклорные герои в былинах, как мы знаем, остаются одними и теми же от начала до конца повествования. Образ Теркина дан в эволюции: чем ближе к концу произведения, тем больше печальных раздумий появляется в поэме. Последние строки главы показывают его с неожиданной стороны:

– Что ж ты, брат, Василий Теркин, Плачешь вроде?.. – Виноват...

Подвиг солдата на войне показан Твардовским как каждодневный и тяжкий ратный труд - бой, переход на новые позиции, ночлег в окопе или прямо на земле, «заслонясь от смерти черной только собственной спиной». А герой, совершающий этот подвиг, - обыкновенный, простой солдат: Человек простой закваски, Что в бою не чужд опаски... То серьезный, то потешный, ... Он идет - святой и грешный...В образе Теркина Твардовский подчеркивает лучшие качества русского характера - смелость, упорство, находчивость, оптимизм и огромную преданность родной земле.

Лучшие статьи по теме