Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Планшеты
  • Дориан грей аргументы егэ. Внутренняя красота человека — аргументы ЕГЭ

Дориан грей аргументы егэ. Внутренняя красота человека — аргументы ЕГЭ

Проблематика романа «Портрет Дориана Грея»

Общая оценка идейного содержания творчества Оскара Уайльда считается установленной и завершенной. Западноевропейская критика пришла почти что к единодушному заключению, что щедро одаренный и глубоко несчастный художник был чистым эстетом и проповедником крайнего аристократического индивидуализма. Его высшим, верховным божеством была телесная красота, его религиозным культом -- поклонение изящной форме, а его нравственным законом -- гедонизм, признание единственной целью жизни человеку чувственные наслаждения.

Крупнейшим произведением Уайльда был роман «Портрет Дориана Грея» (The Picture of Dorian Gray, 1890), в котором получили воплощение основные идейные и эстетические принципы писателя в годы расцвета его художественного творчества. Роман построен на интересном вымысле: красивый юноша Дориан Грей мечтает о том, чтобы молодость и красота никогда не покидали его. Художник Холуорд создаёт портрет, который обладает чудесным свойством -- на нём отпечатываются все последствия порочной жизни Дориана, тогда как сам Дориан сохраняет чистый, юношеский облик. .

Воплощение принципов эстетизма в романе «Портрет Дориана Грея»

Понятия «прекрасное» и «красота» (Уайльд пишет это слово с прописной буквы) ставятся в произведение на самую верхнюю ступень иерархии ценностей. Поучения лорда Генри и их воплощение -- жизнь Дориана -- как будто вполне соответствуют такой расстановке. Дориан красив, и красота оправдывает все негативные стороны его натуры и ущербные моменты его существования («избранник -- тот, кто в прекрасном видит лишь одно -- Красоту») .

Буквально все уровни повествовательной структуры раскрывают позицию автора, его сложное отношение к красоте. Так, сюжет «Портрета Дориана Грея обнаруживает, что фабула -- не главное в романе. Фабульная завершенность возникает не в результате событийной завершенности, а в результате итоговой оценки автора. Если в реалистических произведениях сюжет -- способ раскрытия характеров, то роман Уайльда по типу сюжета ближе к произведениям романтическим, в которых «образ автора, как субъективная норма или идеал художника, густо окрашивает своими отсветами весь изображаемый мир» Оказывается, что сюжет романа Уайльда -- это некая иллюстрация точки зрения повествования. .

Английский поэт был настоящим романтиком и гедонистом, выдержавшим точку зрения эстетизма и гедонизма до конца, до ее логических неизбежных последствий. Дориан Грей, отражая, без сомнения, внутренний мир своего творца -- натура цельная, свободная, чуждая раздвоенности и расслабляющей рефлексии.

Одаренный всеми данными для того, чтобы взять из жизни максимум приятных чувственных ощущений, Дориан берет их, не отравляя радости удовлетворения ядом раскаяния.

Исход такого «злоупотребления» удовольствиями жизни был неминуем. Пресыщенный до последних пределов, Дориан Грей, исчерпав все формы наслаждения, сделав красоту и искусство своим религиозным мировоззрением, потерял под этим влиянием всякую эстетическую восприимчивость. И, потеряв ее, он ищет потерянную восприимчивость в диких, грубых, дисгармонических проявлениях. Он устраивает концерты, исполнителями которых являются «безумные» цыгане, негры, индусы игравшие на первобытных инструментах; «дикие интервалы, говорит О. Уайльд, и режущие ухо диссонансы варварской музыки возбуждали Дориана, в то время как изящество Шуберта, дивная скорбь Шопена и могучая гармония самого Бетховена не производили никакого впечатления на его слух».

Дориан пытается уничтожить свой портрет, портрет-символ, который с некоторых пор стал, словно живой двойник, отражать его пороки: лицо молодого человека оставалось прекрасным -- на портрет же ложились морщины. Юноша пытается таким способом убежать от реальности, которую, в свою очередь, так порицал Уайльд. Дориан ударил ножом портрет, однако убил себя: его тело, сделавшееся уродливым и жалким, нашел слуга, между тем на полотне вновь возник прекрасный и вдохновленный облик юноши.

Этой жестокой по отношению к Дориану Грею иронией Уайльд утверждал невозможность безоглядного наслаждения безотносительно к страданию других и вместе с тем торжество творчества над убожеством реальности .

В итоге Дориан карается только тогда, когда тот поднимает руку на прекрасное -- на произведение искусства. Искусство как воплощение прекрасного вечно, и потому погибает герой, а остается жить прекрасный, как и в момент окончания работы художника, портрет. Все как будто бы согласуется с теоретическими воззрениями писателя. Вместе с тем финал романа может иметь и несколько иное истолкование. Мертвый человек, лежащий на полу, опознан его слугами лишь по кольцам на руках: «лицо у него было морщинистое, увядшее, отталкивающее». Сам облик мертвого Дориана антиэстетичен, а это обстоятельство позволяет даже в системе ценностей эстетизма прочитать наказание, понесенное за преступления .

Весь строй эстетических убеждений Оскара Уайльда значительно не совпадает с системой отсчета истинности и состоятельности существования героя по законам, декларированным викторианской этикой и согласно с нашими современными воззрениями на этот счет. О том, что доктрина эстетизма представляет собой по авторскому замыслу свод непременных правил, по которым следует интерпретировать роман, напоминает читателю лаконичное предисловие.

Двадцать пять изящных, остроумных афоризмов, составляющих это предисловие, могут быть восприняты как тезисное выражение системы воззрений, которая в ином виде и более пространно была изложена в диалогах и статьях, объединенных в книгу «Замыслы». Некоторые из этих афоризмов, сформулированных с предельным лаконизмом, куда более подробно и обстоятельно развернуты в диалогах.

Вместе с тем предисловие и сам роман как бы ведут между собою своеобразный диалог, в ходе которого согласие и противоречия чередуются. Выраженные афористично в отточенных фразах положения эстетической программы Уайльда проходят испытание «на прочность» в собственно фабульной части произведения. .

«Нет книг нравственных или безнравственных. Есть книги хорошо написанные или написанные плохо. Вот и все»,-- вспомним еще раз один из самых вызывающих афоризмов в предисловии». С ним перекликается другая сентенция; «Художник не моралист. Подобная склонность художника рождает непростительную манерность стиля» [там же с.5].

Впрочем, у художника Бэзила Холлуорда, как нетрудно заметить, есть «этические симпатии» и даже некоторая склонность к морализированию; однако искусство Холлуорда находится вне сферы проявления этих качеств, а его морализаторству никак не влияет на друзей художника, разве что несколько утомляет их. Здесь Уайльд -- романист нисколько не противоречит Уайльду -- законодателю эстетизма.

Мысль о первичности искусства, отражающего лишь того, кто смотрится в него, «а вовсе не жизни»,-- мысль, заявленная на этот раз фрагментарно, получила развернутое выражение в диалоге «Упадок искусства лжи» ») .

Концепция Уайльда базируется на том, что Дориан сам по себе отражал эстетические взгляды автора, ставшие в дальнейшем его жизненной философией. Юноша представляет собой зеркало под названием «искусство», которое отражает в себе всю порочность и прозаичность жизни. И как последствие переносит это на полотно.

«Искусство отражает не жизнь, а того, кто наблюдает за ней», -- пишет Уайльд в своих письмах.

В романе переплетаются две совершенно противоположные концепции, которые, однако, являются их основой.

Первая: автор показывает стремление Дориана превратить жизнь в искусство, внести в неё красоту. С этой точки зрения роман является, несомненно, эстетическим произведением, в котором наряду с глубоким изучением души героя, подвергшегося эстетическому влиянию, прослеживается история его жизни, целью которой становится попытка Дориана сделать её похожей на красивый портрет. Дориан Грей -- денди, эстет, любитель прекрасного, окруживший себя утончённой роскошью. Исходя из того, что красота единственная высшая ценность, Дориан делает эту сторону бытия центром своего духовного существования.

Вторая концепция, получившая отражение в романе, парадоксальным образом противоречит первой: автор выявляет ограниченность эстетических взглядов Дориана, попавшего под «разрушительное обаяние» лорда Генри. Изощрённый эстетизм лорда Генри становится для него ловушкой. В этом можно усмотреть научно-философскую направленность романа, отразившего современные научные представления об эволюции личности и о причинах её деградации. .

Дориан Грей, внешне удивительно красивый молодой человек, является главным героем романа О. Уайльда. Однако красивый внешне, он с каждым днем становится все безобразнее внутренне.

Почему же это происходит? Ведь в начале романа мы видим счастливого гармоничного юношу, объединяющего внешнюю красоту с человеческими добродетелями. Но постепенно, под влиянием лорда Генри, проповедующего идею жизни для наслаждения, Дориан меняется. Он становится эгоистом, считающим себя эталоном красоты. Возможно, это проявление духовной слабости. А может

своего рода самозащита от окружающего мира, который, как известно из произведения, был довольно жесток к Дориану в его детские годы.

Как бы там ни было, постепенно красавец Грей превращается в морального урода. Это он виновен в смерти девушки, которая его беззаветно любила. Сибила Вейн ушла из жизни, покончив жизнь самоубийством, не выдержав его холодного равнодушия. Это его видят в притонах, подверженного всевозможным соблазнам и попирающего все моральные законы. Дориан Грей “пробует” все: обряды и ритуалы чужих религий, коллекционирование раритетов и драгоценных камней, наркотическое зелье в притонах с недоброй славой, сомнительные связи и подозрительные знакомства. Он, ни секунды не сомневаясь, ломает судьбы своих избранников и избранниц.

Больше всего на свете Дориан дорожит своей красотой, которая не меняется с годами и не подвержена страстям. Ведь судьба сделала ему по-настоящему волшебный подарок. Он оставался красавцем, менялся лишь портрет, сотворенный Бэзилом Холлуордом.

Вид сластолюбивого старца на нем вызывает приступ бесконтрольной ярости Грея. Он убивает человека, считавшего его своим другом. Мало того, дабы скрыть преступление, Дориан Грей путем шантажа заставляет химика Алана Кэмпбела растворить в азотной кислоте тело Бэзила, уничтожив, таким образом, вещественное доказательство преступления.

Приговор Дориану Грею, вынесенный самим автором романа, суров и беспощаден. Решив уничтожить портрет, Дориан “прикончил” самого себя. Слуги, пришедшие на крик, увидели мертвого старика во фраке, лежащего на полу, и изумительной красоты портрет прекрасного юноши. Грей убил себя потребительским, разлагающим душу образом жизни.

А ведь могло быть иначе. Я бы посоветовала ему заглянуть в Библию, которая помогла бы понять, что за грехи обязательно придется расплачиваться, что жить нужно праведно, с добротой и любовью в сердце, что красота должна дарить людям добро.


Другие работы по этой теме:

  1. Талантливый художник Бэзил Холлуорд написал прекрасный портер красивого юноши Дориана Грея. Эту картину Бэзил показывает своему другу Генри Уоттону. Дориан недавний знакомый Бэзила. Ему 20...
  2. Грей Дориан – юный красавец, аристократ, подобно Фаусту вступивший в сделку с дьяволом, чтобы сохранить свежесть, молодость и красоту, в то время как возраст, порочная...
  3. С самого начала роман О. Уайльда “Портрет Дориана Грея” представляет читателю умиротворенную картину: талантливый художник пишет портрет, который по его задумке будет сохранен в тайне...
  4. Уайльд О. Автор поставил Дориана Грея в фантастическую ситуацию: ему даны вечные молодость и красота, а стареет и становится уродливым, ужасным его изображение на портрете....
  5. В один прекрасный солнечный день солнца мастерская лорда Бэзила Холлуорда открывает двери для старого друга – настоящего эстетета-эпикурейца Генри Уоттона, с легкой руки одного из...
  6. Прекрасное – это сила морального добра. Д. Голсуорси Я учился в музыкальной школе и до сих пор люблю слушать классическую музыку. Например, этюды Шопена. В...
  7. В этом романе наиболее полно воплотился эстетический идеал Уайльда: абсолютизация творчества и творческой личности, противопоставление внутреннего мира человека бездушной, грубой реальности, провозглашение наслаждения смыслом существования...

Играя на гармошке, принадлежавшей погибшему командиру, Василий Теркин воодушевляет солдат. Люди оживляются, танцуют. На музыку они идут как на огонь. Музыка помогла человеку пережить многое в военное время. Песни придавали моральных сил, поднимали настроение. А значит, приближали победу.

К.Г. Паустовский "Старый повар"

Вольфганг Амадей Моцарт, великий музыкант, играет умирающему старому повару на клавесине. Музыка позволяет слепому человеку увидеть и почувствовать лучшие моменты его молодости. Великолепная игра на клавесине рисует пейзажи, сменяет времена года, возвращает старого повара к его первой встрече с женой Мартой. Сила музыки удивительна, великолепна. Музыка может повернуть время вспять и воскресить значимые для человека события.

О. Уайльд "Портрет Дориана Грея"

Художник Бэзил Холлуорд пишет портрет для Дориана Грея, невероятно красивого молодого человека. Лорд Генри Уоттон говорит юноше, что красота его не вечна. Тогда Дориан произносит желание, которое в будущем изменит всю его жизнь: молодой человек желает, чтобы великолепный портрет старел вместо него. Желание сбывается. Дориан Грей совершает безнравственные поступки, понимая, что это никак не отразится на нем внешне. На портрете же уже изображено ужасное чудовище, напоминающее юношу. Великолепный портрет оказал негативное влияние на Дориана Грея. Сила искусства сделала этого человека аморальным, безнравственным и жестоким.

Сочинение

В своем романе «Портрет Дориана Грея» Оскар Уайльд освещает важные проблемы, связанные с культурными, социальными и межличностными аспектами человеческих взаимоотношений. В частности, Оскар Уайльд через созданные им художественные образы раскрывает взаимосвязь между искусством и внутренним миром человека. Например, по мнению художника Бэзила, искусство - это определенное зеркало человеческой души, оно отображает чувство, направление, а также моральные качества человека. Художник будто вкладывает частичку собственной души в свое произведение, и его творение свидетельствует о духовном мире изображаемых людей.

Но будущее любого творения определяет не творец, а владелец этого творения. Дориан положил бремя всей грязи своей души на свой портрет. Картина несла это бремя вплоть до смерти владельца, после которой возвратилась к первоначальному виду. В тесной связи с этой идеей возникает и образ лорда Генри. Он тоже был своеобразным творцом - творцом души Дориана. Его инструментом была ошибочная философия, которая пленила ум юноши необыкновенной новизной и таинственностью, но в то же время подтачивала изнутри неопытное и не соблазненное злом сердце.

Лорд Генри успокаивал совесть главного героя, заставлял не особо проявлять заботу о морали, и таким образом Дориан Грей начал свое падение в бездну. Вероятно, что у него оставалась еще возможность остановить свое падение, когда после самоубийства Сибиллы Вейн он с большим бременем на сердце размышляет о своем отношении к девушке, которое привело к трагическому концу. Тем не менее, лорд Генри, ужасно упрощая трагедию женских чувств, утверждает, что своей смертью она лишь исполнила свою последнюю роль актрисы.

Шаг за шагом Дориан Грей превращается из человека, который имеет хорошее и чистое сердце, в эгоиста и преступника, чем уничтожает собственную душу. Оскар Уайльд подчеркивает мысль, что только совесть способна контролировать жизнь человека, его поступки и хоть даже не исправлять их, но ставить в укор. Человек живет до тех пор, пока жива его совесть, которую способен уничтожить только он сам.Роман О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» необыкновенен уже тем, что похож на реалистический, но не является таким. Это произведение - воплощение эстетизма Уайльда, его парадоксального мышления.

О чем же роман? Прежде всего, о том, какая связь между жизнью и искусством и что такое красота. Писатель старается создать атмосферу прекрасного, ощущение красоты через саму манеру высказываться. Он постоянно поражает читателя, выворачивая постоянные представления и понятия. Каждый из героев - воплощение какой-то стороны искусства, прекрасного. Бэзил - воплощение служения искусству, лорд Генри - воплощение философии наслаждения, а Дориан - человек, который решил сделать свою жизнь прекрасной, как само искусство. Но парадокс в том, что, декларируя прекрасное как суть жизни, герои совершают поступки, которые нельзя считать прекрасными. Ярчайший пример лорд Генри, который с холодным цинизмом выворачивает даже моральные истины просто ради игры ума.

Так раскрывает Уайльд идею о том, что искусство не имеет ничего общего с истиной и моралью. Писатель показывает, куда может привести увлечение интеллектуальной игрой, которая не имеет целью ничего иного, кроме как самой игры. Ведь цель лорда Генри - не истина и красота, а утверждение собственной личности. Уайльд показал могущество прекрасного слова и красоту утонченной мысли. Но вместе с тем писатель продемонстрировал, что есть область, для которой парадокс - это гибель. Это область морали. Есть моральные основы, на которых держится человечество, и парадокс здесь неуместен, поскольку разрушает их, делает относительным добро и зло. А это недопустимо. Именно об этом рассказывает произведение искусства - портрет Дориана Грея. Портрет дает моральную оценку героя, т.е. не остается равнодушным к морали. Когда Дориан бросается с ножом на портрет, то убивает себя, а портрет снова остается прекрасным, возвратив недостатки Дориану.

О чем же свидетельствуют парадоксы Уайльда? Может, о том, что человек безобразный, а искусство всегда прекрасное? А может, о том, что для красоты искусства необходимо искупление человеческих грехов, так как мораль и красота составляют гармонию?

Другие сочинения по этому произведению

Книга, которая произвела на меня неизгладимое впечатление Характеристика образа Дориана Грея Философско эстетические проблемы романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея»

Чехов поднимает вопросы о ценности человеческой жизни, о нравственной обязанности человека перед народом, о смысле человеческой жизни. Антон Павлович Чехов писал: “В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”. Это желание видеть людей простыми, красивыми и гармоничными объясняет непримиримость Чехова к пошлости, к нравственной и душевной ограниченности.

Герой рассказа “Ионыч” - молодой человек, полный неясных, но светлых надежд, с идеалами и желаниями чего-то высокого. Но любовная неудача отвратила его от стремлений к чистой, разумной жизни. Он утратил все духовные интересы и стремления. Из его сознания исчезло то время, когда ему были свойственны простые человеческие чувства: радость, страдание, любовь. Мы видим, как человек, умный, прогрессивно мыслящий, трудолюбивый, превращается в обывателя, в “живого мертвяка”. Такие герои Чехова, как Ионыч, утрачивают то человеческое, чем наделила их природа.

Замечателен рассказ А.П. Чехова “Крыжовник”. Герой рассказа — чиновник, добрый, кроткий человек. Мечтой всей его жизни было желание иметь “усадебку” с крыжовником. Ему казалось, что этого достаточно для полного счастья. Но представление Чехова о настоящем человеческом счастье другое. “Принято говорить, что человеку нужно только три аршина земли... Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа”, — писал Чехов. И вот мечта героя сбылась, он приобрел усадьбу, в его саду растет крыжовник. И мы видим, что перед нами уже не прежний робкий чиновник, а “настоящий помещик, барин”. Он наслаждается тем, что достиг своей цели. Чем более герой доволен своей судьбой, тем страшнее он в своем падении. И брат героя не может ответить на вопрос, какое добро нужно делать, чтобы избавиться от гнусного собственнического счастья.

Проблема нравственной деградации человека поднимается и в романе Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». Это роман, в котором рассказана история молодого человека Дориана Грея. Презирающий мораль «эстет» и циник лорд Генри, в уста которого автор вложит собственные суждения об искусстве и жизни, становится духовным «учителем» Дориана. Под влиянием лорда Генри Дориан превращается в безнравственного прожигателя жизни и совершает убийство. Несмотря на все это, лицо его остается молодым и прекрасным. Но на обладающем особым свойством портрете Дориана, когда-то написанном его другом художником Холуордом, отразились и жестокость, и безнравственность оригинала. Желая уничтожить портрет, Дориан вонзает в него нож — и убивает самого себя. Портрет начинает сиять прежней красотой, лицо же мертвого Дориана отражает его духовную деградацию. Трагическая развязка романа опровергает парадоксы лорда Генри: аморальность и бездушное эстетство оказываются качествами, уродующими человека и доводящими его до гибели.

Лучшие статьи по теме