Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Windows инструкции
  • Сценарий вечера романса и поэзии. Сценарий литературно-музыкальной гостиной «Высоким слогом русского романса

Сценарий вечера романса и поэзии. Сценарий литературно-музыкальной гостиной «Высоким слогом русского романса

Перед парадным входом в дом Нечаевых-Мальцевых расположены несколько столиков за одним из них сидит сам хозяин с гитарой и что-то тихо наигрывает. Из-за угла выходят несколько дам.

СВЕТА Т. Ах, Софья Сергеевна! Какой же у вас замечательный сад.

СВЕТА Ф. Мы так чудесно прогулялись.

НАТАША П. Юрий Степанович, очень жаль, что вы не составили нам компанию.

СОФЬЯ. А с делами, смотрю, вы уже покончили? Музицировать изволите?

НЕЧАЕВ. Да вот, вышел смотрю кто-то гитару в саду забыть изволил…

СОФЬЯ. Не оправдывайся, монами. Юрий Степанович, а не пора ли уже открывать нашу музыкальную гостиную. Чаю я уже все собрались.

МАШЕНЬКА. Ой, смотрите, господин Градоначальник прибыли. Здравствуйте, Валерий Иванович!

СОФЬЯ. Очень Вам, признательны. Юрий Степанович, встречайте гостей!

НЕЧАЕВ. Ну что ж. Господа, усаживайтесь поудобнее, пора и начинать.

СВЕТА Т. Ах, я так волнуюсь, так волнуюсь!

НАТАША К. Глафира Андреевна, голубушка! Вы что тоже сегодня петь будете?

СВЕТА Т. Ой, ну что вы! Я просто так волнуюсь, что же мы сегодня услышим.

МАШЕНЬКА. Тетушка, мы не можем начинать.

СОФЬЯ. Почему, ангел мой?

СОФЬЯ. Спасибо, что напомнила. Я хочу познакомить вас с очаровательными дамами, которые сегодня будут оценивать мастерство и красоту исполнения замечательных романсов.

ИРИНА ВЯЧЕСЛАВОВЫНА КВЕКВЕСКИРИ.

Преподаватель школы искусств имени Андрея Плотнова по классу вокала

ИРИНА НИКОЛАЕВНА АТАБЕКЯН.

Руководитель ансамбля русской песни «Придонье», концертмейстер народного ансамбля песни и пляски «Вольный Дон»,

композитор Олег Анатольевич Евдокимов.

НЕЧАЕВ. Сегодня наши гости представят нам пение в четырех номинациях: Старинный романс, Ансамбли, Авторский романс и современный городской романс.

СОФЬЯ. Старинные русские романсы разнообразны по содержанию и настроению, но среди них всегда было больше печальных, чем радостных и весёлых. Даже в безудержной лихости непременно слышится своя грустная, часто запрятанная вглубь, но всегда так остро колющая сердце нота.

НЕЧАЕВ. С большим удовольствием я хочу предложить всем послушать романс «Темно-вишневая шаль» в исполнении Татьяны Шебановой. Прошу Вас Татьяна Васильевна.

1. «ТЕМНО-ВИШНЕВАЯ ШАЛЬ»

МАРИ. В исполнении Елены Голубевой прозвучит романс Александра Алябьева на слова Пьера Беранже, перевод Дмитрия Ленского. «Нищая».

Пожалуйста Елена Васильевна.

2. «НИЩАЯ»

СОФЬЯ. Романс «Белой акации гроздья душистые» в обработке Штейнберга прозвучит в исполнении Ольги Фатеевой.

Прошу Вас Ольга Валерьевна.

3. «БЕЛОЙ АКАЦИИ ГРОЗДЬЯ ДУШИСТЫЕ

МАРИ Романс «Ямщик, не гони лошадей» слова Николая Риттера музыка Якова Фельдмана прозвучит в исполнении Валерия Глаголева. Прошу вас Валерий Иванович!

СОФЬЯ. Машенька, а что вы можете сказать о нашей следующей номинации?

МАШЕНЬКА. Только то, что ансамбль – это французское слово и означает оно – вместе, то есть совместное исполнение.

НЕЧАЕВ. Старинный казачий романс «Отчего так быстро вянут розы…» исполнит ансамбль русской народной песни «Оберег» под руководством Юлии Соболь. Прошу Вас, дамы.

(без музыкального сопровождения).

1. «ОТЧЕГО ТАК БЫСТРО ВЯНУТ РОЗЫ»

МАРИ. Музыка Андрея Петрова на слова Евгения Баратынского «Не растравляй моей души». Исполняет Дуэт Татьяны Вальцевой и Валерия Кузовлева.

Прошу Вас Татьяна Вячеславовна и Валерий Владимирович.

2. «НЕ РАСТРАВЛЯЙ МОЕЙ ДУШИ»

СОФИЯ. Я бы сказала, не самый смелый, а самый удачливый. Ведь быть первым всегда почетно.

НЕЧАЕВ. Ну а мне еще и приятно вдвойне.

СОФИЯ. Конечно! Ведь сейчас мы услышим Вашего друга Алексея Мартынова с романсом на слова Геннадия Игнатова «женщина-осень».

Прошу Вас Алексей Иванович!

1. «ЖЕНЩИНА-ОСЕНЬ»

МАРИ. Ну а я с не меньшим удовольствием приглашу на сцену Игоря Нестерова с романсом «Мой цветочек аленький»

Прошу вас Игорь Александрович!

2. «МОЙ ЦВЕТОЧЕК АЛЕНЬКИЙ»

НЕЧАЕВ. Вот мы и подошли к нашей последней номинации Городской романс.

СОФЬЯ. Он более гармоничен с литературной точки зрения, исполняется в основном в миноре и испытал большое влияние цыганского романса, а также столь любимой тобой, Машенька, оперетты.

МАРИ. Тогда я представляю романс Михаила Звездинского на слова Николая Заболоцкого «Очарована, околдована» в исполнении Дмитрия Печенкина

Прошу Вас Дмитрий Владимирович!

1. «ОЧАРОВАНА. ОКОЛДОВАНА»

НЕЧАЕВ. Я представлю романс Арины Ли на слова Евгения Баратынского «Сей поцелуй, дарованный тобой» в исполнении Валентины Матиевой.

Прошу Вас Валентина Павловна!

2. «СЕЙ ПОЦЕЛУЙ, ДАРОВАННЫЙ СУДЬБОЙ»

СОФЬЯ. С романсом на стихи иеромонаха Романа нас познакомит Ольга Тришина.

Прошу Вас Ольга Андреевна!

3. «АХ, КАК ПТИЦЫ ПОЮТ»

НЕЧАЕВ. Романс Александра Шоуа «Не плачь» для нас исполнит Кирилл Невзоров.

Прошу Вас Кирилл Александрович!

4. «НЕ ПЛАЧЬ»

Дамы за столиком начинают громко спорить.

СВЕТА Ф. Нет, я с вами не согласна.

СВЕТА Т. Да вы просто ничего не понимаете в архитектуре.

СВЕТА Ф. Это не архитектура. Это инженерия.

НЕЧАЕВ. Дамы, дамы, успокойтесь. А можно поинтересоваться о причинах столь бурного спора?

СВЕТА Т. Ах, Юрий Степанович, Анна Андреевна считает вашу водонапорную башню ожившим кошмаром.

СВЕТА Ф. Ну не преувеличивайте. Я просто сказала, что она страшненькая.

НАТАША К. Эдак вам может быть и Эйфелева башня не нравится.

СВЕТА Ф. Совсем не нравится. Весь вид портит.

НАТАША П. Может быть вам и новое изобретение господ Люмьеров не нравится?

СВЕТА Ф. Это вы про тот кошмар с паровозом, который хочет всех задавить?

НАТАША П. Ну почему же. У них есть и другие чудесные фильмы, «Вольтижировка», «Кормление младенца», «Вид с гондолы в Венеции», «Атака австрийских уланов», да у них уже около 750 сюжетов.

МАШЕНЬКА. Говорят, что Операторы Люмьеров приезжали и в Россию, ими даже была зафиксирована давка на Ходынском поле во время коронации Николая II, но полиция арестовала плёнку.

СОФИЯ. Дамы, мы кажется отвлеклись. Но, впрочем, этот разговор весьма кстати, потому что сейчас мы услышим романс, который был специально написан Андреем Петровым на слова Марины Цветаевой для кинофильма «О бедном гусаре замолвите слово». В исполнении Галины Шебановой звучит «романс Настеньки».

ВЕЧЕР РУССКОГО РОМАНСА

сценарий

литературно – музыкальной композиции

«ПОД ДИВНЫЕ ЗВУКИ РОМАНСА»

Аудитория: 5-11 классы

Цели:

Обучающие : познакомить с творчеством русских композиторов и цыганским романсом; знакомство с новыми тенденциями в развитии литературы в России после реформы 1861 года.

Развивающие : развивать представления о жанрах русской литературы; расширить связи литературы с другими областями искусства – театром, музыкой; развивать коммуникативные навыки и совершенствовать умения вести себя на публике.

Воспитательные : воспитывать любовь к русской национальной культуре, укрепить связеи школьников и педагогов, создать условия для творческой самореализации личности ребёнка.

Оформление:

Тематические стенгазеты с материалами о композиторах, авторах романсов, а также исполнителях русских и цыганских романсов. Стенгазеты вывешиваются за неделю до Спектакля в кабинете русского языка или фойе.

Занавес оформлен павлово-посадскими шалями.

Гостиная в стиле 19 века: рояль (если возможно), диван, столики, цветы, свечи.

Сценарий

У занавеса появляются двое ведущих – юноша и девушка.
Музыка “Отвори потихоньку калитку…”.

Ведущая 1:
Лишь только вечер затеплится синий,
Лишь только звезды зажгут небеса
И черемух серебряный иней
Уберет жемчугами роса.
Отвори потихоньку калитку,
И войди в тихий садик, как тень,
Не забудь потемнее накидку,
Кружева на головку надень.

Ведущий 2: Вы, конечно, узнали и эти строки, и эту мелодию. Сегодняшний вечер мы посвящаем русскому романсу
Снился мне сад в подвенечном уборе,
В этом саду мы с тобою вдвоем.
Звезды на небе, звезды на море,
Звезды и в сердце моем.
Ведущая 1:Удивительное это явление – романс. Услышишь, и все в тебе перевернется, охватит невыразимой нежностью, печалью, любовью. Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда приятна и желанна.Сегодня мы поближе познакомимся с историей романса.

Ведущий 2: Русский романс еще наши прадеды в 18 веке пели нашим прабабушкам, дабы покорить их. И вот уже два с половиной века русские романсы покоряют нас своей лиричностью, задушевностью, непосредственностью. . А где же впервые появился романс? Откуда пришел к нам на русскую землю? Что обозначает это слово?

Ведущая1:Родиной романса считается Испания. Именно здесь в XIII - XIV вв. странствующие поэты-певцы создали новый музыкальный жанр. Песни исполнялись на родном романском языке. Отсюда и пошло название «романс. Романс исполняется в сопровождении музыкального инструмента, чаще всего гитары или фортепиано.

Ведущая 2: Сегодня я нисколько не боюсь
С двадцать первым веком временно расстаться,
Позвольте, я в любви вам объяснюсь
Высоким слогом русского романса.

Ведущий1: В России этот жанр появился в начале XIX века и сразу завоевал всеобщую любовь. Первые русские романсы сочинялись на французском языке, Со временем композиторы стали создавать романсы на стихи русских поэтов. Конечно же все слышали замечательные романсы Чайковского, Глинки, Даргомыжского, Булахова.

Ведущая 2: В основу многих романсов легли подлинные истории большой любви. Алексей Константинович Толстой и Софья Андреевна Миллер. Их романтическая и красивая встреча подарила строки замечательного стихотворения:
Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты
Лишь очи печально глядели,
А голос так дивно звучал,
Как звон отдаленной свирели,
Как моря играющий вал.
Мне стан твой понравился тонкий
И весь твой задумчивый вид,
И смех твой и грустный, и звонкий
С тех пор в моем сердце звучит.
В часы одинокие ночи
Люблю я, усталый, прилечь –
Я вижу печальные очи,
Я слышу веселую речь.
И грустно я так засыпаю
И в грезах неведомых сплю…
Люблю ли тебя – я не знаю,
Но кажется мне, что люблю!

Ведущая 1: Красивые и плавные мелодии, проникновенные слова романсов трогает душу каждого человека.

Ведущий 2. Русский романс… Любимый и забытый, популярный, томительный, рвущий душу, грустный и даже жестокий, волнующий, удивительный.
Романс никого не оставит равнодушным, он входит без стука к нам в душу, тревожит сердце.

Звучит романс на слова Б.Пастернака, музыка И.Сказина «Свеча горела на столе…»

Ведущий 2. Зарождение русского романса началась во второй половине 19 века. И вот уже два с половиной века русские романсы покоряют слушателей своей лиричностью, задумчивостью, непосредственностью передаваемых в них чувств. Своим происхождением романс обязан русской песне. Вначале мало чем он от неё отличался. Его исполняли на фортепиано в домашнем кругу, в помещичьих и дворянских домах. Но особенно популярным романс стал с появлением семиструнной гитары, которая наиболее тонко передавала интимные переживания автора романса. Мягкая лирика романса волнует душу слушателей, заставляет переживать. Отсюда любовь народа к романсу сохраняется и в наши дни.

Ведущий 1. Слова благодарности создателям русских романсов мы адресуем как поэтам, так и композиторам, как именитым, так и не очень. Сами авторы, порой, не прочили им такой судьбы. Имена многих забыты, но они заслуживают нашей благодарности.

Ведущий 2. Сначала в жанре романса в России работали известнейшие композиторы Глинка, Даргомыжский, позднее Бородин, Мусоргский, Чайковский, Римский-Корсаков. Известные поэты, такие как Пушкин, Лермонтов, Некрасов, также сыграли огромную роль в становлении русского романса.

Однако сегодня мы с вами послушаем не только оригинальные романсы известных композиторов…Мы сами положили стихотворения поэтов на всем известную современную музыку. Представляем вашему вниманию стихотворение Бориса Пастернака «Свидание», положенное на песню Бьянки и Мота….

Ведущий 1

Стихи Сергея Есенина твердят наизусть и поют под гитару даже те, кто вообще-то стихов не читает, потому что Есенин не просто изумительный лирик, художник уникального феноменального дара. Он – певчая душа России.

Звучит песня «Не жалею,не зову,не плачу…»

Ведущий 2. Стихи Марины Цветаевой мелодичны, задумчивы, чарующи, к ним постоянно обращаются композиторы, и тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы.

Звучит песня «Мне нравится, что вы больны не мною…»

Ведущий.2.Неизмерима роль поэта, музыканта, исполнителя Булата Окуджавы в развитии русского романса. Это имя вряд ли нуждается в особом представлении. Он и сейчас современен, его песни, стихи, романсы – слушают, поют.

Звучит песня «Ваше благородие, госпожа разлука».

Ведущий 1: Да в романсе есть все: в нем звучат слова о дружбе, любви, неразделенном чувстве, ревности, разлуке, красоте родной природы, тоске по Родине, словом то, что трогает душу каждого человека. Ну а какая же русская душа может зажечься без цыганского романса!

Звучит романс «Очи черные»

Ведущий 2.

Чтобы написать хорошую песню необязательно быть профессиональным исполнителем или гитаристом. Песне нужно отдать частичку своей души, а для этого нужно обладать гармоничной, доброй, светлой и безграничной душой.

Счастье подобно бабочке. Чем больше ловишь его, тем больше оно ускользает. Но если вы перенесете свое внимание на другие вещи, оно придет и тихонько сядет вам на плечо.

Ведущий 1. Я с вами согласна, Андрей. Ведь так были созданы многие романсы, благодаря музам, которые рождали в сердце поэта или поэтессы нежные строки, мелодии.
И тому подтверждение поэзия Марины Цветаевой.

Звучит романс «Не отрекаются любя»

Ведущий 2: . На протяжении всей второй половины XX века композиторы обращаются к романсовым традициям и интонациям в разных музыкальных направлениях: музыка театра и кино, лирическая эстрадная музыка, авторская песня, рок-музыка.

Романс на слова Виктора Цоя «Кукушка»

Ведущий1: Настоящей жемчужиной, соединившей гении поэта и композитора, является романс «Я помню чудное мгновенье». У этого романса удивительная история.
Представьте себе Петербург, 1819 год. Один из шумных светских вечеров. Пушкин следил взглядом за очень юной очаровательной женщиной. В её огромных глазах затаенная грусть. Такой запомнилась поэту Анна Керн.
Ведущая: Прошло шесть лет. Пушкин находился в ссылке в селе Михайловском. Как же велика была радость поэта, когда у соседей по имению, он неожиданно встретил Анну Керн. Она остановилась проездом у своей родственницы. Каждый вечер Александр Сергеевич мог слушать её пени.. Наступил последний день. Анна Петровна уезжала в Псков к мужу. Прощаясь, Пушкин подарил ей недавно напечатанную вторую главу романа «Евгений Онегин». Из книги выпал небольшой листок со стихами, они были посвящены ей:
Я помню чудное мгновенье,
Передо мной явилась ты…
Ведущий:А в 1838 г. на семейной вечеринке у своей сестры Михаил Иванович Глинка познакомился с Екатериной, дочерью Анны Петровны Керн.
Сцена знакомства.

Ведущая 2: Он слушал ее голос, следил за движениями рук, и что-то необычно светлое, еще не осознанное рождалось в душе. Впервые за многие годы Глинка почувствовал, что молод, силен и счастлив несмотря ни на что. А вскоре у Екатерины Керн появились ноты романса Глинки на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновение». И опять, как пятнадцать лет назад, они зазвучали признанием.

А сейчас представляем вашему вниманию Стихотворение А,С.Пушкина «Я помню чудное мгновение»,которое мы положили на рэп-мелодию исполнителя 21 века Егора Крида

Ведущий 1.

Подошел к концу наш вечер, русского романса.
Хочется надеяться, что этот вечер оставит у вас приятные воспоминания и привлечет новых почитателей жанра.

Не забывайте песен старых,
Они о многом скажут вам,
Их пели под гармонь и под гитару,
И просто так, и просто так.

Ведущая 2 Их разнесло по свету ветром,
Но в наши годы, в наши дни,
Для радости и грусти светлой,
Друзьями к нам придут они.

Ведущий 1. К словам «Красота спасет мир» хочется добавить…и доброта!
Будьте добрыми… И всего Вам доброго!
До свидания!

Сценарий литературно-музыкальной гостиной

«ВЫСОКИМ СЛОГОМ РУССКОГО РОМАНСА»

На фоне мелодии Шопена «Романс» звучат слова.

ВЕД.1: Сегодня я нисколько не боюсь

С нашим веком временно расстаться.

Позвольте, я в любви вам объяснюсь

Высоким слогом русского романса.

ВЕД.2: О, русский романс, восхищаюсь тобой.

За то, что красив ты и светел.

Ты просто и ясно ответил.

ВЕД.1: За то, что умна твоя старая грусть
. И я перед нею немею.

За то, что я знаю тебя наизусть…
И лучше сказать не сумею.

· Со времени появления первых романсов в России прошло более двухсот лет, но они и сегодня волнуют и трогают нас, людей начала 21 века. В чем же секрет их популярности и притягательности? Наверное, в том, что в них много искренности, простоты, сердечности, которые свойственны лучшим произведениям этого жанра и которые близки нам и сегодня.

· В романсе, как ни в каком другом лирическом вокальном жанре, достигли совершенного слияния, гармонии и цельности - русский лирический стих и высокая задушевная мелодия.

· Хотя само слово «романс» испанского происхождения и означало когда - то светскую песню на испанском (романском) языке, в отличии от церковных песнопений на латыни, именно русский романс придал этому слову его особый смысл.

· Из вечности музыка вдруг раздалась
И в бесконечность она полилась,
И хаос она на пути захватила, -
И в бездне, как вихрь , закружились светила

· Певучей струной каждый луч их дрожит,
И жизнь, пробужденная этою дрожью,
Лишь только тому и не кажется ложью,
Кто слышит порой эту музыку Божью,
Кто разумом светел, в ком сердце горит
Бетховен «Романс»

· Сколько звучит романс? Не долго, всего несколько минут. Но ни одна опера не ставит перед автором и исполнителем такой труднейшей психологической задачи, как иной романс. Проникновение святая святых великих романсов дается только тем, кто сам много пережил и перечувствовал. Русский романс – это драма в миниатюре. И в нем одно действующее лицо – ты сам.

Три века русского романса

· Когда звучит напев старинный,
Он будто призывает нас
Уйти за ним дорогой длинной
Туда, где встретит нас роман
с

· Он истомит и очарует,
Заставит верить и любить,
Где сердце заново тоскует,
И вечер дивный не забыть.

· Потом неистово и страстно
Достигнет он таких вершин,
Где будет многое подвластно,
И ты не сможешь быть один...

· Особый расцвет получил романс в 19 веке. Немало композиторов создавали романсы. Городские улицы, дворянские гостиные заливались алябьевским «Соловьем», любовались варламовским «Красным сарафаном», мчались на птице-тройке под гурилевский «Колокольчик».

Нарезка видеофрагментов

· Вслед этим композиторам вскоре пришли другие – Булахов, Глинка, Даргомыжский, Бородин, Чайковский, Мусоргский. Обычно романс исполнялся под аккомпанемент гитары или рояля.

· Русский романс питался литературными соками своей эпохи. Благодатной почвой для этого была поэзия многих известных поэтов, таких, как Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Федор Тютчев, Афанасий Фет, Евгений Баратынский. Давайте вспомним самые знаменитые романсы и их авторов. В основу многих романсов легли истории великой любви.

· Настоящий романс очень исповедален. Три, четыре куплета – и вся жизнь с ее чувствами, страстями и разочарованиями вдруг встает перед нами.

· Всего 8 строчек в стихотворении А. С Пушкина «Я вас любил», но за ними скрывается драма неразделенной любви. В 1828 году Пушкин влюбился в 20-тилетнюю Анну Оленину. Возвышенная, идеальная, поэтическая любовь поэта к красавице доходит до официального сватовства. Но поэту отказывают в виду его неблагонадежности и неустойчивого материального положения. Анете Олениной посвящены стихи «Ты и вы», «Ее глаза», «Предчувствие» и «Я вас любил».

· Положенное на музыку Александром Даргомыжским это стихотворение стало одним из самых исповедальных русских романсов.

Романс «Я вас любил»

· Еще одна удивительная история любви стала основой для создания замечательного романса.

· Представьте себе Петербург, 1819 год. Один из шумных светских вечеров. Пушкин следил взглядом за очень юной очаровательной женщиной. В её огромных глазах затаенная грусть. Такой запомнилась поэту Анна Керн.

· Она остановилась проездом у своей родственницы. Каждый вечер Александр Сергеевич мог слушать её пени.. Наступил последний день. Анна Петровна уезжала в Псков к мужу. Прощаясь, Пушкин подарил ей недавно напечатанную вторую главу романа «Евгений Онегин». Из книги выпал небольшой листок со стихами, они были посвящены ей:
Я помню чудное мгновенье,
Передо мной явилась ты…

· Шли годы… бурь поры мятежный

Рассеял прежние черты…И в 1938 году на семейной вечеринке у своей сестры Михаил Иванович Глинка познакомился с Екатериной, дочерью Анны Петровны Керн.

· Он слушал ее голос, следил за движениями рук, и что-то необычно светлое, еще не осознанное рождалось в душе. Впервые за многие годы Глинка почувствовал, что молод, силен и счастлив несмотря ни на что. А вскоре у Екатерины Керн появились ноты романса Глинки на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновение». И опять, как пятнадцать лет назад, они зазвучали признанием

Звучит романс « Я помню чудное мгновенье». Муз. .

· В сумраке зала музы витают,
Звуки романса летают, летают…
То бубенцами они разольются,
То тонкой струйкой над свечкою вьются,
То померещатся мягкою шалью,
Обволокут мои мысли печалью,
То вдруг туманом они обернутся,
То к камельку, чуть озябнув, прижмутся,
И разомлев, как снежинки растают…
Звуки романса летают, летают

· А вот ещё одна история любви. 1823 год. Мюнхен . Русская дипломатическая миссия. Именно здесь познакомился 20-летний дипломат Федор Тютчев с графиней Амалией Лерхенфельд, побочной сестрой русской императрицы Александры Федоровны.

Амалия: Какой Вы застенчивый, Теодор! Можно я буду Вас так называть?

Тютчев: Да, конечно.

Она: Вам нравятся старые улицы Мюнхена?

Он: Да, конечно.

Она: Вас впечатляют старинные немецкие поместья?

Он: Да, конечно.

Она: Вы удивительно воспитаны. Хотите, я открою Вам маленькую тайну? На самом деле мой отец прусский король Фридрих Вильгельм 3. А Ваша императрица Александра Федоровна – моя побочная сестра.

Он: Ах, Вы… Вы ослепительная красавица, Амалия!

Она: И не вздумайте из-за меня стреляться на дуэли.

Он: (Рассеянно, все время глядя на нее) Да… То есть нет. Я уезжаю из Мюнхена в отпуск… Но Вы… Вы одарены редкостной, уникальной красотой.(Прощаясь, уходит.)

Она: Прощайте, Теодор. (Уходит).

Биограф: За время отсутствия Тютчева Амалия обвенчалась с его сослуживцем, бароном Крюденером, который стал впоследствии русским послом в Швеции. Однако ее дружба с Тютчевым изменилась не более, чем ее внешность.

(В это время Тютчев пишет что-то на бумаге.)

Он: (Читает письмо). “Скажите ей, чтобы она меня не забывала, мою особу, разумеется, одну мою особу, все остальное она может забыть.… Скажите ей, что если она меня забудет, ее постигнет несчастье.… Выступит морщинка на лбу или на щеке, или появится прядка седых волос, ибо это было бы отступничеством по отношению к воспоминаниям ее молодости”.

Биограф: В 1833 году Тютчев, уже давно женатый на другой, написал стихотворение, которым, по – видимому, отметил десятилетие их встречи.

Тютчев: Я помню время золотое,

Я помню сердцу милый край.

День вечерел, мы были двое,

Внизу, в тени шумел Дунай.

И на холму, там, где, белея,

Руина замка вдаль глядит,

Стояла ты, младая фея,

На мшистый опершись гранит,

Ногой младенческой касаясь

Обломков груды вековой.

И солнце медлило, прощаясь,

С холмом, и с замком, и с тобой.

И ветер тихий мимолетом

Твоей одеждою играл,

И с диких яблонь цвет за цветом

На плечи юные свевал.

(1830-1834 г.).

Биограф: Все говорили, что Амалия не стареет и все так же прекрасна. За нею ухаживал царь Николай 1.

Амалия: (Прогуливается с зонтом). Какой жаркий июль! Здесь в Карлсбаде так шумно и многолюдно.

Тютчев: Врачи посоветовали мне подлечить здоровье, подышать воздухом Карслбада. (Вдруг увидев ее) Амалия!

Она: Теодор! Вы! Боже, какое счастье!

Он: Вы все так же прекрасны!

Она: Что Вы, Теодор!

Он: Это говорит мое сердце, которое восхищается Вами почти 50 лет.

Она: Действительно, почти полвека я знаю Вас, ценю Вашу любовь и дружбу.

Он: Помните, как мы гуляли по зеленым улицам Мюнхена?

Она: Пройдемте, Теодор, Карлсбад – городок не менее живописный, чем Мюнхен. Помните… (Уходят).

Биограф: В этот же день, 26 июля , возвратившись в гостиницу после прогулки, на одном дыхании он написал бессмертные стихи, посвященные любви, протянувшейся через всю жизнь. “Я встретил Вас – и все былое…”.

Звучит романс «Я встретил вас». Муз. неизвестного автора, сл. Ф. Тютчева,

· У романса нет тем, у него одна тема – любовь. Все остальное – жизнь и смерть, вечность и время, судьба и ее удары, вера и неверие, одиночество и разочарования – только в той мере, в какой связано с этой главной и единственной темой.

· Еще одна история любви

Сцена бала

Биограф: Среди гостей выделяется пара. Она – в маске.

Толстой: Позвольте представиться, .

: А я волшебная маска.

Он: Помилуйте, на дворе январь 1851 года, мы с Вами в Петербурге. Какое может быть волшебство?

Она: Вы пожалеете, что случайно познакомились со мной.

Он: Никогда! Я буду благодарен судьбе.

Она: Хорошо, я Софья Андреевна Бахметьева.

Он: Это у Вас был неудачный брак с полковником Миллером?

Она: Да, и еще роман с князем Вяземским.

Он: Это между ним и Вашим братом произошла дуэль?

Она: Да, князь убил моего брата, и все считают меня виновницей его гибели.

Он: (На колено перед ней) “Многое больно мне было, во многом тебя упрекнул я; но позабыть не хочу ни ошибок твоих, ни страданий”. (Целует руку).

Она: Судьба свела нас на маскараде случайно.

Он: И на всю жизнь. (Вальсируя, уходят).

Биограф: В этом же 1851 году Толстой написал стихотворение “Средь шумного бала …”, которое посвятил своей будущей жене Софье Андреевне.

· Через двадцать лет поэт, романист, драматург писал своей жене Софье из Дрездена : «Вот я здесь опять, и мне тяжело на сердце, когда вижу эту улицу, эту гостиницу и эту комнату, без тебя. Я только что приехал, и в три часа утра я не могу лечь, не сказав тебе то, что говорю уже двадцать лет, что я не могу жить без тебя, что ты мое единственное сокровище на земле, я плачу над этим письмом, как плакал двадцать лет тому назад…»

· А через 27 лет после их создания Петр Ильич Чайковский положил эти удивительные слова на музыку.

· прекрасно исполняла эту вещь. Летом 1856 года они с Толстым гостили в южнобережном имении Меллас в Крыму, звучал романс и там. Фортепиано, на котором аккомпанировала себе С. А., сохранилось. Его показывают отдыхающим и в исключительных случаях открывают.

Звучит романс “Средь шумного бала случайно”.

· В романсах – безоглядность любви, счастливой или неразделенной и несчастной, безраздельность чувств, возвышающих или испепеляющих, безотрадность страданий, глубоких и благородных

· Однажды в Царском Селе, на площади перед дворцом, проходил парад, которым император остался недоволен. Последовало приказание: ни одного офицера из полка в Петербург не отпускать. Это было похоже на арест. Изнывая от скуки, гусары решили пригласить к себе цыганский хор. Всю ночь звучали песни, пол дрожал от пляски, а в перерывах звенели гитары.

· Забрезжил рассвет. За окнами стало белым-бело. Всё вокруг покрыл пушистый снег…

· - Как красиво, как хорошо, - сказал Эраст Абаза. - Утро туманное, утро седое… Замечательно написал Тургенев.

· И он стал тихо напевать знакомые строки. Аккорды сменяли друг друга. Рождалась мелодия. Сначала вполголоса, затем всё громче вторил певцу хор цыган. Так на рассвете морозного утра родилась мелодия романса “Утро туманное”.

· Этим замечательным строкам мы обязаны встрече Ивана Тургенева с Полиной Виардо. В 1843 году Тургенев познакомился с Полиной, она выступала в Петербурге с Итальянской оперой. Вспоминая об этом, Виардо говорила: «Мне его представили, что это молодой русский помещик, славный охотник и плохой поэт».

· Письма Тургенева к П. Виардо – потрясающий роман любви, длившийся сорок лет. В повести Тургенева «Ася» мы находим такие строки: «У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него не день, а мгновенье».

· Любовь, которую испытывал Тургенев к Полине Виардо, была необычной, романтической. Предчувствие этой любви отразилось в стихотворении писателя «В дороге»

· Стихотворение было написано в ноябре 1843 года, тогда же состоялось и знакомство писателя с Виардо. На всем протяжении великого романа, душа Тургенева проникнута тоской и горечью. Он путешествует по Европе, колесит за певицей, ему не суждено свить свое гнездо, создать семью и печальный туман пронизывает всю его жизнь. Поистине удивительно, как эти стихи, ровесники знакомства, отразили во многом будущее настроение писателя.
Вспомнишь разлуку с улыбкою странной
Многое вспомнишь родное, далекое,
Слушая рокот колес беспрестанный,
Глядя задумчиво в небо высокое.

· Автор музыки к этому стихотворению – Эраст Аггеевич Абаза – одаренный музыкант-любитель. Среди товарищей слыл гитаристом и картежником. Возможно, его сгубила бы игра, не обнаружь он однажды в полевой сумке икону, неведомо, как попавшую к нему. Суеверный и религиозный гусар воспринял находку как предупреждение свыше и отрекся от карт.

· Когда началась Крымская война, многие офицеры гвардейского гусарского полка стали переходить в пехотные армейские полки для того, чтобы попасть на фронт. Среди них был, который был назначен командиром батальона, находившегося в Севастополе.

· Во время ожесточенных боев на 5-м бастионе майор Житомирского полка был смертельно ранен.

· Вот как описана гибель Абаза у Мещерского: «Ночью после боя майор пошел в сопровождении только одного унтер-офицера на поле сражения посмотреть, не остались ли там раненые из его батальона. Время от времени оба останавливались и рассматривали лица убитых при тусклом свете фонаря. Какой-то раненый французский солдат приподнялся с земли и выстрелил в спину майора.

· Похоронен на Братском кладбище в Севастополе. Фамилия Абаза возглавляет список погибших офицеров Житомирского полка, высеченный на стене мемориального храма Святого Николая в Севастополе.

Звучит романс «Утро туманное»

· Удивительное это явление – романс. Услышишь, и все в тебе перевернется, охватит невыразимой нежностью, печалью, любовью. Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда приятна и желанна.

· Как дорожу я прекрасным мгновеньем!

Музыкой вдруг наполняется слух

Звуки несутся с каким –то стремленьем

Звуки откуда-то льются вокруг,

Сердце за ними стремится тревожно,

Хочет за ними куда-то лететь...

В эти минуты растаять бы можно

В эти минуты легко умереть.

· Евгений Баратынский очень многое рассказал нам о своей первой безответной любви к кузине Вареньке Кучиной в стихотворении «Разуверение». Михаил Глинка написал на эти стихи романс «Не искушай», с которого началась его слава. Печаль, мудрость, горькое разочарование пронизывают романс. вложил его в уста Ларисы в третьем акте «Бесприданницы». Лариса прощается с любимым, твердя: «Забудь былые мечты».

· Но, конечно ей хочется обратного: «Уверяй меня и я снова поверю в любовь и нежность». Не зря все сражены ее пением, и Паратов почти искренне восклицает: «Еще несколько таких минут, я брошу все расчеты. И уж никакая сила не вырвет вас у меня, разве вместе с жизнью». И Лариса снова верит ему.

· Как много вложил в этот романс Островский. Не было бы его, как знать? Была бы поездка за Волгу, отчаянное отрезвление Ларисы, орлянка купцов, выстрел Карандышева?

романс «Разуверение

· Второй романс Ларисы «Нет, не любил он» написан на стихи Михаила Медведева. Впервые спела его Вера Комисаржевская, дебютировав в «Бесприданнице». В открытом ею, почти неизвестном ранее романсе звучали и волнения страсти, и безысходная тоска, и ужас перед разлукой с любимым, и любовь, сильная как смерть, неотвратимая и беспощадная. Все были потрясены и захвачены ее пением. И ныне романс Ларисы не только « Разуверение», но и «Нет, не любил он»

· Вчера еще в глаза глядел,

А нынче все косится в сторону!
Вчера еще до птиц сидел, -
Все жаворонки нынче – вороны!
Я глупая, а ты умен,
Живой, а я остолбенелая.
О вопль женщин всех времен:
«Мой милый, что тебе я сделала?!»
И слезы ей – вода, и кровь –
Вода, - в крови, в слезах умылася!
Не мать, а мачеха – Любовь:
Не ждите ни суда, ни милости.

· Третий романс Ларисы появился 20 лет назад в фильме «Жестокий романс». Режиссер фильма Эльдар Рязанов говорил: «Историю о бесприданнице я почувствовал, как печальный, грустный романс, кроме того, история, рассказанная нам Островским – безжалостна. Так родилось название фильма.

· Лариса в фильме поет романс на стихи Беллы Ахмадулиной. Это современный романс, но в нем, как и в старинных русских классических романсах – и боль, и отчаяние, и чистота чувств, и тоска по великой, испепеляющей любви.
романс «А напоследок я скажу»…

Второй век русского романса - век ХХ

· Сергей Есенин... Каждое его стихотворение - песня, и песня Есенина не осталась в прошлом.. Она - с нами, и быть ей с людьми - вечно

романс «Не жалею, не зову, не плачу...»

· В одной из телепередач, посвященных русскому поэту Сергею Есенину, его сестра Александра вспоминала, как однажды вечером они сидели за столом у раскрытого окна их «маленькой хибарки». Была осень. В саду под окном росла рябина. На закате ее гроздья ярко горели. Сергей вдруг заметил рябину и сказал грустным голосом: «В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть». Вскоре после этого он написал стихотворение «Отговорила роща золотая». Его положил на музыку композитор Г. Пономаренко.

романс «Отговорила роща золотая»

· В романсах всегда говорится о любви. В произведениях Михаила Булгакова тоже. В романе «Бег» основной мотив – любовь к родине.

· И тем трагичнее эта любовь, потому что родина, которую так любят герои романа, их отринула.

· И пришло еще одно острое, щемящее чувство – тоска по родине. Мучаются тоской по Родине Серафима и Голубков, Чарнота и Хлудов... Но пути назад нет. Потому что нет уже той России, из которой произошёл их исход...

· До глубины души трогают меня слова, которые произносит Чарнота: "При желании можно выклянчить все: деньги, славу, власть. Но только не Родину, господа. Особенно такую, как моя. Россия не вмещается в шляпу!"

Романс генерала Чарноты

· Белой акации гроздья душистые
Вновь аромата полны,
вновь разливается песнь соловьиная
в тихом сиянии чудной луны!
Помнишь ли лето: под белой акацией
Слушали песнь соловья?..

· Тихо шептала мне чудная, светлая:
“Милый, поверь мне!.. навек твоя”.
Годы давно прошли, страсти остыли,
Молодость жизни прошла,
Белой акации запаха нежного,
Верь, не забыть мне уже никогда…

· Гостиная дома Турбиных. Здесь в хрустальной вазе стоят белой акации гроздья душистые. И звучит одноименный романс, как гимн ушедшей молодости, ушедшему времени. И хотя поэт Матусовский написал стихи много позже, они созвучны времени, описанном Михаилом Булгаковым.

романс «Белой акации…»

· Считается, этим временем заканчивается золотой век русского романса.

· В этих романсах – безоглядность любви, счастливой или неразделенной и несчастной, безраздельность чувств, возвышающих или испепеляющих, безотрадность страданий, глубоких и благородных.

На самом дальнем расстоянье

Стою и мысленно пою

И мне приятно с ним слиянье.

К глазам я подношу платок,

Который мне не помогает

· И только воздуха глоток

Мне умирать не позволяет

О том, как я отстал от вас

И в этой жизни затерялся, -

Напомнил старый мне романс,

Романс, который оборвался

Предположительно эти строки были написаны ёвым. И год создания данного произведения точно не установлен 1902 г или 1916 г

Звучит

·
6.

Итак -».

Звучит вальс из струнной серенады.

Звучит романс на слова А. Толстого “Средь шумного бала”.

Звучат отрывки романсов “Я встретил Вас…” (), “На заре ты ее не буди…” (), “Утро туманное” ().

2.

Ведущая: С момента появления в России - романс стал развиваться в двух направлениях – классическом и бытовом. Классическое направление основывалась на художественной литературе , а бытовое на русской народной и городской песне. Бытовой - значит, связанный с повседневной жизнью. Давайте сейчас заглянем в гостиную русского дворянина начала 19 века и вспомним о вечерах домашнего музицирования.

В любой, уважающей себя семье, имелись в гостиной гитара или рояль. А иногда и то и другое. Устраивались приёмы, и после сытного обеда, кто-то из гостей брал в руки гитару или садился к роялю, и гостиная наполнялась звуками…

В углу рояль стоял, как аист

С могуче поднятым крылом…

И звуки, нежно спотыкаясь,

Спешили к людям напролом.

Какая-то немыслимая штука

Со мною происходит и страшит:

Вокруг меня так тихо, и не звука…

Внутри меня мелодия звучит!

Не понимаю, что со мною стало,

Моя звезда, наверное, упала –

Доходит мне её прощальный свет.

Ведущая: Непостижимый, прекрасный и удивительный, пленительный и страстный, чарующий и вдохновляющий, волнующий и хрупкий… О романсе можно говорить очень много. А можно молча внимать ему, потому, что в тишине и безмолвии постигается его таинственный смысл и сила.

1-й ведущий:

Как щедро льются эти звуки

Из необъятной вышины,

Я к ним протягиваю руки –

Ладони музыкой полны.

Замрёт на миг и снова льётся

Живая звонкая струя

И солнце ласково смеётся,

И дышит ласково земля,

Завидуя самозабвенью

Неумолимого певца.

Я у него учусь уменью

И петь, и радовать сердца.

7.
(М. Цветаева)

8., который мы сейчас послушаем.

Начиная с 20-х годов, исполнители старинного русского романса были под непрерывным обстрелом прессы. Причём, ругали не столько певцов и композиторов, сколько сам старинный романс, который всегда пользовался самым большим успехом у публики. Не идти «на поводу» у публики считалось в те годы недопустимым. Надо было петь не то, что нравится людям, а что их идеалогически воспитывает, зовёт к строительству новой жизни. А любовь, её радости и страдания, семейное счастье – всё это уводило от социальных задач эпохи, всё это считалось пережитком уходящего мира.

2-й ведущий:

В 1930 году старинный русский романс был запрещён. Но истинные любители этого жанра находили в себе силы не бросить любимое дело. И только в 80-е годы произошло возрождение старинного русского романса и его признание. Многие современные певцы стали включать романс в свой репертуар. Композиторы стали писать свои романсы. И в современной обработке романс приобрёл новое звучание. Ярким образцом такого современного русского романса является романс М. Звездинского на слова Н. Заболоцкого «Очарована, околдована».

Исполняется романс «Очарована, околдована».

1-й ведущий:

Бывает, дождь прозрачный льётся

В сиянье солнца без конца…

Романс романсом и зовётся

Лишь потому, что трогает сердца.

Бывает, лунный свет всплеснётся

Над краем звёздного ковша…

Романс романсом остаётся

Всё потому, что в нём живёт душа!

Современные композиторы, тонко стилизуя под старину, продолжают развивать жанр романса и в наше время. Андрей Петров, стихи Марины Цветаевой «Романс Настеньки» из кинофильма «Генералы 12 года»

Любовь к романсу непреходяща. Он и сейчас, как много лет назад, волнует души. В XX веке появилось много романсов в кинематографе. Давайте послушаем некоторые из них.
Звучит инструментальный романс Д. Шостаковича из к/ф «Овод». Исполняет Машкова Олеся - фортепиано.

Ведущая: Грустит романс тревожно и светло,
И к вам непостижимо в слове каждом.
Приходит откровение само,
Как вы в мою судьбу вошли однажды.

Звучит романс « Мне нравится, что вы больны не мной»…
Муз. Таривердиева. Ведущая:
Жестокий романс, я смеюсь над тобою
За то, что красив ты и светел,
За то, что на все, что случилось с судьбой
Ты просто и ясно ответил.
За то, что умна твоя старая грусть,
И я перед нею немею.

Ведущая: Красивые и плавные мелодии, проникновенные слова романсов трогает душу каждого человека.

Они уносят дух – властительные звуки!
В них упоение мучительных страстей,
В них голос плачущей разлуки,
В них радость юности моей!
Взволнованное сердце замирает,
Но я тоски не властен утолить.
Душа безумная томится и желает –
И петь, и плакать, и любить.

Романс… Он неисчерпаем и прекрасен, как неисчерпаемо и прекрасно то, из чего он рождается и расцветает, живет и дышит, что питает его и превращает в неугасимый огонь, согревающий и зажигающий сердца. Это сама любовь говорит и взывает чудным голосом романса. Это сама любовь, невыразимая и до конца непостижимая, а потому также непостижим и бесконечен сам романс, замечательный жанр, или даже не жанр, а язык исполнительского искусства

Романс не позволяет оставаться равнодушным никому: ни внимающим, ни творцам романса, которые чувствуют его невидимый зов и идут на него, донося его благодарным слушателям всю прелесть и красоту человеческой души в ее страдании, ее борении, в ее победе.
Ведущий: Романс пережил века и не устарел, он пойдет вместе с нами в будущее, будет зажигать и питать сердца будущих поколений. Да и не может быть иначе, ведь он весь пронизан любовью, он состоит из любви и она является его нематериальной субстанцией, и, как и сама любовь не может устареть. Молчанов «Романс Женьки» из оперы «Зори здесь тихие».

21 век не хочет расставаться с романсом. И, хотя усложняются его стихи и музыка, романс так же передает оттенки личных, душевных переживаний героев, как и в старину, в любимом им 19 веке. Лирические признания в романсах никогда не умолкнут, пока есть на земле ЛЮБОВЬ.

Для вас романс «Увядшие розы».

7. Поверьте, я нисколько не боюсь

Сегодня с веком нынешним расстаться…

8 .. Позвольте, я в любви вам объяснюсь

высоким слогом русского романса:

Юноша: Я вас люблю, я думаю о вас

Девушка: И мне открылся мир неповторимый…

^ Юноша: Я вас люблю, я думаю о вас

Девушка: И повторяю в мыслях ваше имя...

(Звучит музыка романса на фортепьяно .)

Что за звуки! Неподвижен, внемлю

Сладким звукам я:

Забываю нежность, небо, землю,

Самого себя.

Всемогущий! Что за звуки! Жадно

Сердце ловит их,

Как в пустыне путник безотрадный

Каплю вод живых!

И в душе опять они рождают

Сны весёлых лет

И в одежду жизни одевают

Всё, чего уж нет.

Принимают образ эти звуки,

Образ, милый мне;

Мнится, слышу тихий плач разлуки,

И душа в огне.

И опять безумно упиваюсь

Ядом прежних дней,

И опять я в мыслях полагаюсь

На слова людей.

(« Звуки»)

посвященный русскому романсу - «Пока горит свеча». В

народе существует поверье, что горящая свеча очищает человека от всего плохого,

тяжелого, что пока она горит, у него есть надежда. Поэтому мы заканчиваем урок

романсом Андрея Макаревича «Пока горит свеча». Желаем всем, чтобы надежда была

всегда с вами.

Звучит романс «Пока горит свеча».

Учитель: Большое всем спасибо за внимание. Мы все будем рады, если вам удалось хоть

чуточку отвлечься от повседневных забот и душой отдохнуть вместе с нами.

Муз. А. Обухова, сл. А. Будищева романс «Калитка».
Муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского романс «Белой акации гроздья душистые» из к\ф «Белая гвардия».
Муз. П. Булахова, сл. А. Толстого романс «Колокольчики мои, цветики степные».
Муз. П. Чайковского, сл. А. Толстого. романс «Средь шумного бала.» Муз. Б. Фомина, сл. П. Германа романс «Только раз бывает в жизни встреча».
Муз. П. Булахова, сл. Н. Н. романс «Не пробуждай воспоминаний».
Муз. и сл. Н. Листова романс “Я помню вальса звук прелестный».
Муз. Ю. Абазы, сл. И. Тургенева романс “Утро туманное”.
Муз. неизвестного автора, сл. Ф. Тютчева романс «Я встретил вас».
Муз. , сл. романс « Я помню чудное мгновенье».
Муз. М. Шишкина, сл. Н. Языкова романс «Ночь светла».
Муз. Д. Шостаковича романс из к/ф «Овод».
Муз. А. Петрова, сл. Б. Ахмадулиной романс « А напоследок я скажу» из к\ф «Жестокий романс».
Муз. Таривердиева, сл. М. Цветаевой романс « Мне нравится, что вы больны не мной»… из к\ф «Ирония судьбы».

Сценарий вечера русского романса

Слайд 1.Заглавный.

Дата проведения: январь 2016

Время проведения: 15.00

Место проведения: фойе блока.

Столы, покрытые скатертями, на столах свечи в подсвечниках, цветы в вазочка. Мультимедийный проектор, компьютер, рисунки.

Ход вечера

Вальс на музыку Николая Шишкина к романсу «Ночь светла». Исполняет Байда Владислав и Буряк Юлия. 9-Б

Слайд 2.

Ученица. (читает София Крылышкина, 11-Б)

Ты помнишь ли, когда в уединенье

Я столько раз с заботою немой

Тебя ждала, завидя в отдаленье

Как билась грудь от радости живой?

Ты помнишь ли, как в робости невольной

Тебе кольцо я отдала с руки?

Как счастьем я твоим была довольна?

Я помню всё.…Но ты - ты помнишь ли?

Звучит романс «Я помню чудное мгновенье».

Слова Александра Пушкина, музыка Михаила Глинки.

(Исполняют Алексей Сенченко и Александр Немшилов)

1 вед. Добрый вечер, уважаемые гости!

2 вед. Здравствуйте, друзья!

1 вед. Сегодня для вас распахнул двери музыкальный вечер. Вечер русского романса. И мы с вами собрались, чтобы окунуться в его чарующий мир.

2 вед. Русский романс… В чём заключается притягательная сила и чарующая прелесть его? Романс - это песня-вздох, песня-откровение, выражающая всё, что наболело на сердце, что тревожит и уснуть не даёт.

Слайд 3.

Ведущий. Русский романс… Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда приятна и желанна. На сегодняшнем вечере мы услышим «романса трепетные звуки».

Ведущий. Добро пожаловать на наш сегодняшний вечер, посвященный русскому романсу!

Ведущий. Слова и музыка Николая Зубова . В исполнении Ларисы Мироновой прозвучит романс «Не уходи».

Звучит романс «Не уходи». Миронова Л.Г.

Слайд 4.

Ведущий. У романса есть только одна тема – любовь. Всё остальное – жизнь и смерть, судьба и её удары, одиночество и разочарование, вера и неверие – только в той мере, в какой связано с этой главной и единственной темой.

Ведущий. Непостижимый, прекрасный и удивительный, пленительный и страстный, чарующий и вдохновляющий, волнующий и хрупкий... О романсе можно говорить очень много. А можно молча внимать ему, потому, что в тишине и безмолвии постигается его таинственный смысл и сила.

Вальс «Две вечных подруги» 9-Б

Слайд 5. Испания 13-14 века.

Ведущий. Родина романса – Испания. Именно здесь, в 13-14 веках странствовали по дорогам певцы-трубадуры, которые исполняли песни на родном «романском» языке. Отсюда и пошло название «романс». Позже романсом стали называть всякую сольную песню, исполняемую в сопровождении музыкального инструмента, чаще всего гитары.

Ведущий. Основателями жанра русского романса принято считать композиторов Н.С. Титова, А. Алябьева, М. Яковлева, А. Варламова, А. Гумилева, чье творчество приходится на первую половину 19 века. Они писали романсы на стихи А.С. Пушкина, А.А. Дельвига, М.Ю. Лермонтова, А.Кольцова.

Слайд 6.

Ведущий. Музыка к романсу на стихи Федора Тютчева «Я встретил вас…» Стихотворение читает Дмитрий Костив.

(Стихотворение читает Дмитрий Костив, 11-А)

Музыка к романсу «Я встретил вас…»

Я встретил вас - и все былое

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое -

И сердцу стало так тепло...

Как поздней осени порою

Бывают дни, бывает час.

Когда повеет вдруг весною

И что-то встрепенется в нас,-

Так, весь обвеян дуновеньем

Тех лет душевной полноты,

С давно забытым упоеньем

Смотрю на милые черты...

Как после вековой разлуки,

Гляжу на вас как бы во сне,-

И вот - слышнее стали звуки,

Не умолкавшие во мне...

Тут не одно воспоминанье,

Тут жизнь заговорила вновь,-

И то же в вас очарованье,

И та ж в душе моей любовь!..

Ведущий. Особое значение имеет русский романс в фильмах, которые рассказывают о прошлом России. Не так давно на экраны вышел художественный фильм «Адмирал», повествующий о жизни боевого офицера военно-морского флота, впоследствии , руководителя , Верховного главнокомандующего . К истории великой любви в этом фильме как нельзя лучше подходит необыкновенно красивый романс. Слова Владимира Чуевского, музыка Петра Булахова. «Гори, гори, моя звезда».

(Видео по х/ф «Адмирал»).

Ведущий. Романс не позволяет оставаться равнодушным никому: ни внимающим, ни творцам романса, которые чувствуют его невидимый зов и идут на него, донося его благодарным слушателям всю прелесть и красоту человеческой души в ее страдании, ее борении, в ее победе.

Романс «Я ехала домой». Музыка и слова Марии Пуаре. Исполняет Елена Алексеевна Ровная.

Романс «Я ехала домой». Исполняет Елена Алексеевна Ровная.

Слайд 7.

Ведущий. Неотразимую силу романса очень тонко чувствовали русские поэты Иван Тургенев, Афанасий Фет, Федор Тютчев, Иван Кольцов и многие другие. Красивые и плавные мелодии, проникновенные слова романсов легко запоминаются. Это слова о том, что трогает душу каждого человека.

Слайд 6. Звучит музыка к романсу композитора на стихи Ивана Тургенева «Утро туманное» (Стихи читает Анастасия Ревва 11-Б)

Утро туманное, утро седое,

Нивы печальные, снегом покрытые...

Нехотя вспомнишь и время былое,

Вспомнишь и лица, давно позабытые.

Вспомнишь обильные, страстные речи,

Взгляды, так жадно и нежно ловимые,

Первая встреча, последняя встреча,

Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,

Многое вспомнишь родное, далекое,

Слушая говор колес непрестанный,

Глядя задумчиво в небо широкое.

Ведущий. Это сама любовь говорит и взывает чудным голосом романса. Это сама любовь невыразима и до конца непостижима, а потому также непостижим и бесконечен сам романс, замечательный жанр, или даже не жанр, а язык исполнительского искусства.

Ведущий. Романс композитора Бориса Фомина на стихи поэта Павла Германа «Только раз бывает в жизни встреча» исполняет Карина Шульга.

Романс «Только раз бывает в жизни встреча» Карина Шульга (10-А)

Ведущий. Любовь к романсу непреходяща. Он звучал много лет назад и звучит сегодня. Давайте послушаем романс из кинофильма Эльдара Рязанова "Жестокий романс” в исполнении удивительной певицы Валентины Понамаревой.

Слайд 7.

Видео из к/ф «Жестокий романс. А напоследок я скажу»

Ведущий. Русский романс… Сколько тайн разбитых судеб и растоптанных чувств он хранит! Но сколько нежности и трогательной любви воспевает!

Стихотворение читает Екатерина Гармаш.10-Б

Танец на музыку Михаила Звездинского к романсу на стихи Николая Заболоцкого «Очарована, околдована» . (9-Б)

Ведущий. В конце 19-го-начале 20-го веков романс в России был очень популярным. Сейчас прозвучит романс из кинофильма «Дни Турбиных», поставленного по одноименной пьесе Михаила Булгакова. Слова Михаила Матусовского, музыка Вениамина Баснера. «Белой акации гроздья душистые». Исполняют Виолетта Бузовкина и Анастасия Демьяненко.

Звучит романс «Белой акации гроздья душистые».

Слайд 18.

Ведущий. Многие романсы, став популярными и любимыми народом, теряли свое авторство и считались народными песнями. Романс-песня «Ой, то не вечер» исполняет вокальная группа.

( Романс-песня «Ой, то не вечер». Вокальная группа 10-А класса).

Ведущий.

Жестокий романс, я смеюсь над тобою

За то, что красив ты и светел,

За то, что на все, что случилось с судьбой

Ты просто и ясно ответил.

За то, что умна твоя старая грусть,

И я перед нею немею.

Романс «Любовь – обманная страна» Исполняет Лариса Миронова.

Ведущий. Многие любимые нами современные фильмы дали новое звучание старинных романсов и песен. Только что вы слышали романс из кинофильма «Жестокий романс», снятого известным композитором Эльдаром Рязановым по пьесе русского драматурга Александра Островского «Бесприданница». Давайте насладимся еще одним романсом из этого фильма.

Романс Андрея Петрова «Мохнатый шмель» на стихи Редьярда Киплинга исполнят Алексей Сенченко и Александр Немшилов 11-Б

Ведущий. Романс не перестает быть популярным и любимым. Известны имена великих исполнителей романсов: Варвара Панина, Изабелла Юрьева, Иван Козловский, Сергей Лемешев, Вадим Козин, Александр Вертинский.

Слайд 20. Нарезка из романсов

Ведущий. Многие композиторы двадцатого века обращались к жанру романса. Большую популярность приобрели романсы «Только раз бывает в жизни встреча», «Дорогой длинною», «Твои глаза зеленые», «Эй, друг, гитара».

Ведущая. В эпоху Серебряного века русской поэзии появляются романсы на стихи Б.Пастернака, А.Блока, Н.Гумилева, М.Цветаевой, С.Есенина и других.

Стихотворение С.Михайлова «Свече» читает Юлия Глушко 11-Б

И снег вернулся, лед вернулся, пепел -

Извечным сочетанием зимы,

В котором дом ни темен и не светел.

Здесь нет теней – тенями бродим мы.

Тенями ломкими, лишенными покоя.

От неба отлученные стеклом –

Среди одежд, надежд и перебоев

В подаче крови от сердечной мышцы, ждем

Чудес перерождения свободы

(Без мерного стучания часов)

От безразмерного звучанья слова «годы»,

От слов «пора вставать», от прочих слов,

В которых что-то маялось и прело,

Пока не перепрело в ни-шиша:

«Свеча стояла на столе, свеча горела…»

То не свеча горела, а душа.

Слайд 22.

Видео. Романс В.Евзерова «Свеча горела» на стихи Б. Пастернака.

Танец «Свеча горела» (9-Б)

Ведущий.

Грустит романс тревожно и светло,

И к вам непостижимо в слове каждом

Приходит откровение само,

Как вы в мою судьбу вошли однажды.

Романс «Не жалею, не зову, не плачу» на стихи Сергея Есенина. Композитор Григорий Пономаренко. Исполняют Алексей Сенченко и Александр Немшилов 11-Б

Ведущий. У романса нет возрастных границ и ограничений, его не назовешь ни молодежной культурой, ни культурой старших поколений. И многочисленные любители романса - это те, в ком романс находит свой живой отклик, свой приют и в ком приносит свои плоды - плоды любви, плоды терпения, плоды очищения и возрождения.

Романс на стихи Марины Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной». Композитор Микаэл Таривердиев. Исполняет Елена Ровная.

Ведущий. Вот и подошла к концу наша встреча. В народе существует поверье, что горящая свеча очищает человека от всего плохого, тяжёлого, что пока она горит, у человека есть надежда. Хочется верить, что и прозвучавшие сегодня романсы дали вашей душе что-то необыкновенное, доброе и нежное.

Ведущий. Пока наша душа стремится к прекрасному, к поэтичному, пока она жива, в ней будет жить любовь! Будут рождаться новые романсы вместе с новыми влюблёнными. Но никогда не отзвучат и старые лирические романсы – бесценный дар на все времена!

Ведущий.

Я счастлив тем, что встретил Вас,

Неповторимый и прекрасный!

И значит, жил я не напрасно…

Благодарю, волшебный мой РОМАНС!

Танец к романсу Марка Минкова на стихи Вероники Тушновой «Не отрекаются любя»

Вечер русского романса.

(сценарий литературно-музыкальной гостиной)

Пролог

Помещение постарайтесь превратить в светский салон. Столики на них вазы с цветами и фруктами, чашки с кофе. За столиками сидят участники и зрители. В одном углу рояль, в другом экран и кинотеатр. Заряжена плёнка к/ф «Жестокий романс». Посередине иллюстрация беседки в парке: резная скамейка, перила. Вдоль стен диваны , на которых сидят зрители. Идёт непринуждённая светская беседа.

Звучит музыка романса «Не довольно ли нам пререкаться»?

Ведущий I.

Чарующие звуки русского романса… Когда ты слышишь их, то забываешь о времени, о своём состоянии. Ты радуешься и переживаешь, горюешь и негодуешь, любишь и ненавидишь вместе с героями этого великолепного и несравненного жанра – старинного романса.

Ведущий II.

Сегодня мы приглашаем вас поговорить о русском романсе. Но, если вы не хотите участвовать в разговоре, - не нужно, просто побудьте с нами, послушайте музыку.

Романс «Сегодня я нисколько не боюсь…»

Часть I

Ведущий I

Слово романс испанское. В переводе оно обозначает вокальное произведение для голоса с инструментальным сопровождением. Первоначально романс обозначал светскую песню на испанском (романском) языке, а не на латинском, принятом в церковных помещениях. Развитие романса как музыкально-поэтического жанра началось во 2-й половине 18-го века. Но ведущим жанром романс становиться в 19-м веке, особенно в творчестве композитором романтического направления. Потому что именно они обращаются к внутреннему, душевному миру человека, его чувствам и переживаниям.

Ведущий II

В истории художественной жизни России 19-го века романсу принадлежит особое место. Он оказался созвучным духовному складу русской души, её неистребимой романтической сущности. Романсы Варламова, Булахова, Гурилёва, Алябьева и, конечно же, М. Глинки волновали всех. Почему? В их музыке зазвучали знакомые с детства, словно взятые из колыбельных песен, народных напевов, удалых плясовых мелодий и музыкальных оборотов. В итоге время их мелодии неуловимо оригинальны, ни на что не похожи. Русские романсы соединили в нашей культуре народно-песенные традиции с европейским музыкальным бытом русского дворянства. Естественно слилась родная стихия музыки и итальянское пение, это и составляет их неповторимую прелесть.

Романс «Матушка-голубушка». Музыка А. Гумилёва. Слова Ниркомского.

Ведущий I

Как создаётся романс? Откуда берутся эти чарующие звуки и строки? Почему обыкновенные слова трогают и тревожат нас?

Ведущий II

А история создания каждого романса действительно интересна. Хотя бы вот этого, пожалуй, самого знаменитого.

Звучит музыка романса «Я помню чудное мгновенье».

Гениальный поэт посвящает прекрасной женщине стихи; великий композитор своей возлюбленной – музыку.

Ведущий I

Вы, конечно же, узнали романс М. Глинки на стихи А. Пушкина «Я помню чудное мгновение». Молодой композитор был влюблён в Екатерину Керн, дочь Анны Петровны, той самой, которая волновала многие сердца Петербурга, которая будоражила воображение и душу самого Пушкина… (музыка громче)

Екатерина Керн и Глинка. Скамейка в беседке. Она сидит, он стоит за ней.

Екатерина Керн: Маменька рассказывала, как впервые встретились они. Пушкин тогда только-только окончил лицей, а она уже была замужем за моим отцом. Они увидели друг друга на званом обеде. Молодой Пушкин весь вечер не сводил глаз с красавицы Анны. Про неё ходило много слухов, особого очарование придавал ей грустный факт, что она была очень несчастна в браке. Пушкин весь вечер говорил ей комплименты, восхищался её красотой и не скрывал этого. Когда она уезжала домой с братом, поэт стоял на крыльце и провожал её нежным взглядом.

Глинка: Каждый из них жил своей жизнью, но судьба опять столкнула их. В один год, летом, Керн гостила в имении своих родственников Олениных. Поблизости их имения было имение Пушкиных. Опять, уже через много лет, прежние чувства вспыхнули в душе поэта. В последний вечер, перед её отъездом он подарил ей книгу – роман «Евгений Онегин», а туда вложил листок со стихотворением «Я помню чудное мгновение». Потом Екатерина показала этот листок мне. Когда я держал в руках это признание, у меня сладко щемило сердце. Слова сами просились на музыку, а в ней вся моя любовь поэта и её матери, в музыке моя любовь и дочери.

Екатерина Керн, обращаясь к Глинке: Вы взяли у маменьки стихи, написанные рукой самого Пушкина, и куда-то его затеряли. (В голосе легкий укор).

Глинка. Прости, но это не так уж и важно, ведь стихи всё-таки остались.

Екатерина Керн. И прекрасная музыка тоже.

(музыка громче)

Ведущий II

Екатерине Керн и Михаилу Глинке тоже не суждено было быть вместе. Запрет отца, приличия света, роковые обстоятельства – всё сыграло свою роль: влюблённые расстались. Но «сердце билось в упоение» только тогда, когда они были вместе. Пушкин и Анна Керн, Екатерина и Михаил Глинка.

(музыка постепенно смолкает)

II часть

Ведущий I

В русском романсе речь ведётся от самого автора, как будто он сам рассуждает о собственных радостях и муках. Он главное действующие лицо, непосредственный участник всего музыкального повествования.

Романс «Колокольчик».

Ведущий II

Романтическое чувство этого романса проявляется в безотчётной грусти и разлуке. Автор, кажется, одержим беспричинной тоской, которая охватывает каждого при встречи с бескрайними просторами родной земли. Эта «высокая печаль» путника связанна ещё и с погружением в прошлое (о чём ещё думалось в дороге!), где остались лучшие годы жизни. Но не уныние определяет характер грусти. Русская грусть редко бывает безысходной, в ней почти всегда присутствует элемент надежды. Здесь это слышно в музыке: «глубокая грусть» стиха переходит в светлую печаль.

Ведущий I

Романсы 19-го века не отличаются сложностью в музыкальном исполнении. Это совсем не потому, что исполнители бездарны. Русский романс обращён не к публике, а к каждому в отдельности; исполняется он не в больших залах, а в узком, кругу. Пушкин так говорил: «Романс идёт от сердца к сердцу по узкой тропе».

Ведущий II

Действительно, во всех светских салонах звучал романс; любая встреча сопровождалась пением. Давайте мысленно перенесёмся в 19-й век, представим летний вечер в одном из имений, княжну Зинаиду и её гостей.

Сцена из повести И Тургенева «Первая любовь».

Зинаида: А теперь, господа, поедем к цыганам.

Переодетый Мишка, выходят цыганки. Звучит романс «Очи чёрные».

Ведущий I

Очень заметно влияние на русский романс цыганского духа: кочевая цыганская жизнь, тоска по свободе, тяга к скитаниям. Но в русском романсе всё сложнее: там тоска по внутренней свободе. А цыгане остаются там символом этой недостижимой свободы.

Ведущий II

Да, конечно, тема свободы, свободы выбора занимает большое место в русском романсе, но его герои там же раздумывают о смысле жизни, любуются красотой и человека, и природы, и мысли.

Романс «На заре ты её не буди».

Ведущий I

И всё-таки половина романсов посвящена теме любви. Любовь в наших романсах не несчастна; это романтическое чувство близости между влюблёнными. Оно, как правило, разрушено ударами внешних обстоятельств, но оставившее в душе героев счастливые, хотя и не без оттенка горечи, воспоминания. Зато какое в этом очарование: испытанное чувство и горькое осознание невозможности достижения «вечной гармони в любви».

Романс «тебя любишь, обнять и плакать над тобой». Музыка Ширяева, слова Фета.

Ведущий II

Повествующий о тайной любви романтический герой далёк от меланхолии. Стремление пережить заново радости ушедшей любви характерно для русского романса. Душа героя мечется от обожания к негодованию, от нежности к ярости, от воспевания предмета любви до проклятия изменчивости его характера. Но никогда герой не уничтожит свою любовь, никогда не откажется от неё.

Часть III

Ведущий I

Много ещё можно сказать о русском романсе,

Ведущий II

но мы предлагаем не говорить, а слушать, слушать чарующие звуки русского романса.

Подборка нескольких романсов.

Лучшие статьи по теме