Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Мотив путешествия в русской литературе. Самые знаменитые литературные путешественники

Муниципальное казенное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа а. Гюрюльдеук»

Конкурс

учебно – исследовательских работ

«Юный исследователь»

« Образ дороги в русской литературе XIX века »

Выполнила: ученица 10 класса

Алиева Алина

Руководитель: учитель русского языка и

литературы Айбазова А.М.

2013 - 2014 учебный год.

Краткая аннотация.

Учебно-исследовательская работа «Образ дороги в литературе XIX века направлена на углублённое изучение произведений писателей XIX века. Образ дороги играет важную роль в создании образа России, который складывается как мозаика из разных элементов: описания городов и деревень, повседневной жизни народа.

Цель работы:

Задачи :

Подробно познакомиться с произведениями писателей XIX века;

Выявить многообразие значений понятия «дорога» в творчестве писателей;

Познакомиться с научно-критической и методической литературой по теме исследования;

Охарактеризовать роль дороги в раскрытии идеи поэмы Н.В. Гоголя и лирике А.С. Пушкина;

Представить художественные методы изображения дороги в произведениях А.С. Грибоедова и М.Ю.Лермонтова.

Скорректировать и провести сопоставительный анализ собранного материала.

Методы и приёмы:

Результаты исследований:

данная исследовательская работа может представлять интерес, прежде всего, для старшеклассников, а также быть полезной и тем читателям, которые занимаются изучением творчества классиков русской литературы XIX века, в частности, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя,А.С.Грибоедова, М.Ю.Лермонтова

Практическая значимость :

XIX века.

Оглавление

I .Вводная часть. …………………………………………………………………С. 4

1. Причина выбора темы…………………………………………………………. С.4

2. Актуальность темы…………………………………………………………….. С.4

3. Роль дороги в создании образа России………………………………………...С.4

II .Основная часть……………………………………………………………… С.5

1. Дорога как творческий стимул Н. В. Гоголя……………………………….. С.5-7

2. Самообразование Чацкого через странствия в комедии

А.С.Грибоедова «Горе от ума»…………………………………………………... С.7

3. Плачевное состояние российских дорог в произведениях А.С.Пушкина «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Метель»…………………………………………. С.7-8

4. Дорога как смесь впечатлений в романе М.Ю.Лермонтова « Герои нашего времени»…………………………………………………………………………….С.9

III . Заключительная часть…………………………………………………. С.10-11

1. Подведение итогов. ……………………………………………………………..С.11

Цель работы:

раскрыть образ дороги, выявить различные оттенки мотива дороги в произведениях А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, А.С.Грибоедова, М.Ю.Лермонтова, представить их роль в раскрытии тем и идейной направленности произведений, сравнить художественные средства изображения дороги в творчестве указанных классиков.

Задачи :

1. Подробно познакомиться с произведениями писателей XIX века;

2. Выявить многообразие значений понятия «дорога» в творчестве писателей;

3. Познакомиться с научно-критической и методической литературой по теме исследования;

4. Охарактеризовать роль дороги в раскрытии идеи поэмы Н.В. Гоголя и лирике А.С. Пушкина;

5. Представить художественные методы изображения дороги в произведениях А.С. Грибоедова и М.Ю.Лермонтова.

6. Скорректировать и провести сопоставительный анализ собранного материала.

Актуальность:

Методы и приёмы:

Проблемно- поисковый метод, метод синтеза и анализа, исследовательский, метод систематизации и обобщения.

Результаты исследований:

данная исследовательская работа может представлять интерес. Прежде всего, для старшеклассников, а также быть полезной и тем читателям, которые занимаются изучением творчества классиков русской литературы XIX века, в частности, А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, А.С.Грибоедова, М.Ю.Лермонтова.

Практическая значимость :

такая работа формирует интерес к познавательной и творческой активности. Самостоятельная деятельность способствует всестороннему знакомству с исследуемой темой, расширению знаний по данному вопросу. Навыки работы с литературой развивают критическое мышление, умение анализировать явления на научной основе.Данная исследовательская работа может представлять интерес, прежде всего, для старшеклассников, а также быть полезной и тем читателям, которые занимаются изучением творчества классиков русской литературы XIX века.

1.Вводная часть.

В жизни каждого человека бывают такие мгновения, когда хочется выйти на простор и отправиться «в прекрасное далёко», когда поманит вдруг тебя дорога в неизвестные дали. Каждый день я хожу по дорогам моего родного аула Гюрюльдеук. Порой, глядя на простенькие улочки, я думаю, какие же дороги были в этих краях в XIX веке. Есть ли сходство между дорогами, которые описывали в своих произведениях А.С. Пушкин, А.С. Грибоедов,М.Ю. Лермонтов, Н В.Гоголь. И когда мне предложили написать исследовательскую работу, я с удовольствием откликнулась и выбрала эту тему по нескольким причинам:

Во-первых, необходимость изучения по программе.
Во-вторых, необходимость осмысления собственного жизненного пути.
В-третьих, определение траектории собственного пути через осмысление взлётов и падений других людей.

На старом поле каждый год

Родится новая пшеница;

Из старых книг, как срок придёт,

Познанье новое родится.

Эти слова замечательного английского поэта Джэфри Чосера как нельзя лучше подходят в качестве эпиграфа к моей работе «Образ дороги в русской литературе XIX века».
Знания можно получить в готовом виде, почерпнуть из учебника, а можно добыть собственным трудом в результате исследования. Думаю, что самый интересный путь – исследование.

1.Тема важна, потому что человек жив только тогда, когда он движется вперёд.
2. Интересно посмотреть, какой путь человека и страны был предпочтителен для писателей XIX века.

В своей работе я постаралась отобразить проблемы:

Изображения в произведениях русской литературы XIX века пути отдельно взятого человека.

Куда и как движется герой?

Что даёт человеку это движение?

Что писатели говорят о пути России?

Образ дороги является в литературе одним из старейших не только в русской литературе, но и в мировой. Уводящая вдаль лента дороги и застывшая архитектура здания - это образы поиска и покоя, будущего и прошлого, между которыми зажат короткий миг настоящего.

Образ дороги играет важную роль в создании образа России, который складывается как мозаика из разных элементов: описания городов и деревень, повседневной жизни народа.Функции образа дороги в произведениях авторов XIX в. весьма обширны. Но в первую очередь это описание общества, народа и государства в целом.

Действительно, как можно еще более подробно и разносторонне обрисовать бытовыекартины жизни, кроме как путешествуя вместе с героем и наблюдая его глазами за всем происходящим?

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит.
М. Ю. Лермонтов

Дорога - бесконечный отрезок, который, однако, имеет какую-то абстрактную точку начала. Да и конец у дороги все-таки есть. Но вот между этими двумя точками находится проселочная дорога, непроходимые леса, целая жизнь.

Естественно, что в процессе исторического развития общества образ дороги в литературе и сознании людей претерпевал те или иные изменения. Однако он не утратил, да и не мог утратить своей значимости. Во-первых, люди, как раньше, путешествовали, переезжали с одного места на другое, в пути с ними происходили какие-либо события, которые могли стать материалом для писателя. Во-вторых, дорогу можно понимать не только в узком смысле как отрезок пути, связывающий две точки, но и как человеческую жизнь. Конечно, если подходить с этой точки зрения, можно утверждать, что образ дороги как жизненного пути человека присутствует в любом литературном произведении. Однако остановимся на более узком подходе к пониманию образа дороги и рассмотрим на нескольких примерах, как осмысляли этот образ писатели XIX века.

2. Основная часть.

Для подробного изучения я взяла учебники-хрестоматии по русской литературе 10 и 11 классов и перечитала произведения Н.В.Гоголя, А.С.Пушкина, А.С.Грибоедова, М.Ю.Лермонтова.

Отдельного внимания заслуживает поэма Н.В. Гоголя "Мертвые души", поскольку это описание путешествий, похождений Чичикова. Гоголь ставил перед собой задачу показать всю Русь, и для выполнения этой сложной задачи он вводит образ дороги, который не только формирует в сознании читателя образ России, но и интересен сам по себе. Образ дороги – один из главных в данном произведении, это тоже яркая мозаика, составленная из множества кусочков.

Поэма «Мёртвые души» начинается с описания дорожной брички; основное действие главного героя – путешествие. В седьмой главе поэмы автор снова обращается к образу дороги, и здесь этот образ открывает лирическое отступление поэмы: «счастлив путник, который после длинной, скучной дороги с её холодами, слякотью, грязью,бряканьем колокольчиков, ямщиками, кузнецами и всякого рода дорожными подлецамивидит наконец знакомую крышу с несущимися навстречу огоньками…». Далее Гоголь сравнивает два пути, избранных писателями. Один выбирает путь проторенный, на котором его ждёт слава, почести. Рукоплескания. «Великим всемирным поэтом именуют его, парящим высоко над всеми гениями мира…». Но «нет пощады у судьбы» для тех писателей, которые выбрали совсем иной путь: они дерзнули вызвать наружу всё, «что ежеминутно пред очами и что не зрят равнодушные очи, - всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров, которыми кишит наша земная, подчас горькая и скучная

дорога…». В этом лирическом отступлении тема дороги вырастает до глубокогофилософского обобщения: выбора поприща, пути, призвания. Дорога – это композиционный стержень произведения. По кусочкам Гоголь составляет образ дороги, шлифует его, доводя до совершенства. Эти составляющие – и деревни, и мужики, встречающиеся на пути, и кабак, где Чичиков знакомится с Ноздревым, и встречный экипаж, который вихрем вносит в повествование нежный образ губернаторской дочки, так поразившей Чичикова. Возможно, если взят эти эпизоды по отдельности, они не будут играть столь большой роли, но соединенные в один образ они приобретают несомненную художественную ценность.Дорога дает возможность по-новому построить свою дальнейшую жизнь или исправить что-то здесь и сейчас. Чичиков в дороге встречает случайных людей, которые формируют, сами того не желая, его дальнейший путь. Снова и снова Чичиков в дороге. Образ дороги раскрывает и характер Чичикова. С самого начала в центре внимания оказывается его бричка, в какой обыкновенно ездят холостяки, господа средней руки. Это ироничное "господа средней руки" сразу прирастает к герою. Впоследствии, познакомившись с ним поближе, мы поймем, что Гоголь скрыл за этим метким определением и услужливость, и вежливость Чичикова, и его тонкие манеры, и умение правильно общаться с нужными людьми. Вдобавок, большую часть произведение занимает описание поездок Чичикова, его "дорожные" размышления. Наше внимание привлекает лирические отступления автора в "Мертвых душах", где образ дороги занимает центральную позицию. Здесь Гоголь впервые заговорил об историческом пути России, ее горькой доле и вывел ставший знаменитым образ "птицы-тройки", в котором выразилась его надежда на возрождение России. «И опять по обеим сторонам столбового пути пошли вновь писать версты, станционные смотрители, колодцы, обозы, серые деревни с самоварами, бабами и бойким бородатым хозяином...» Целая жизнь проходит перед глазами путешественника. Он из своего «дорожного» мира смотрит на мир реальный. Он наблюдатель, который при этом остается незамеченным. То есть совершенно не вмешивается в жизнь тех, кто «мелькает» мимо него.

И подобная бегущая галерея жизненных позиций и взглядов на происходящее заставляет задумываться о своей личной жизни. В таком раскладе путешественник сравнивает свои ситуации с теми, которым стал невольный свидетель. Или же дорожная лента заставляет окрылять воспоминания прошлого. «Русь! Русь! Вижу тебя. Из моего чудного, прекрасного далёка тебя вижу...» Именно дорога оказывается той единственной ниточкой, что соединяет прошлое и настоящее уже не для главного героя , а для самого автора. И как бы далеко ни был человек от родины, она всегда рядом с ним, пока в руках один конец «волшебной» связующей нити. Русь, о которой вспоминает автор, вся «исполосована» дорогами. И все они открыты и доступны любому путешественнику.

Возможно, что дорога может оказаться заветным ключиком от загадочной русскойдуши. Ведь посетив самые отдаленные места, можно сказать словами Гоголя: «Открыто-пустынно и ровно все в тебе...» В этой фразе говорится о Руси, но разве она несправедлива по отношению к дороге. Русские просторы открыты для каждого, только вот поймет ли каждый их магическую прелесть.

Дорогу Гоголь наделяет еще и музыкальной составляющей. «Почему слышится и рождается немолчно в умах твоя тоскливая, несущаяся по всей длине и ширине твоей. От

моря и до моря, песня!» И действительно, стоит прислушаться к загадочному голосу дорожной ленты. О чем она поет? Кого-то утешает, а кто-то ищет понимания и утешения. А кого-то убаюкивает, кто-то поддается ее очарованию.Ноты подобная песня берет из вашей души и создает свое неповторимое, музыкальное произведение. Оно звучит только для каждого в отдельности и для каждого оно свое, личное, индивидуальное. А какие нотки звучат, грустные и печальные или веселые и жизнерадостные, зависит от самого «композитора». В авторской песне «Мертвых душ» свои оттенки. «Что зовет, и рыдает, и хватает за сердце? Какие звуки болезненно лобзают и стремятся в душу и вьются около моего сердца?»Автор вопрошает, какая связь может быть между ним и Русью. И мы можем ответить: это дорога. Она не дает возможность окончательно порвать узы с милым сердцу уголком. Эта ниточка очень тонкая, но она существует. А опорой и защитой сердцу будет сердечная любовь и привязанность к Руси.

И после беспредельных мыслей о Руси, рожденных в Дороге, автор начинает размышлять о самом понятии дороги. «Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога! и как чудна она сама, эта дорога...» В этом определении собраны все наши наблюдения над этим объектом. Только Гоголь смог подобрать простые, но очень емкие и информативные эпитеты.

Дорога не только проходит в ярких образах мимо путешественника. Она еще и возникает на небе: «...на побелевшем холодном небосклоне золотая бледная полоса...» Но та дорога доступна только взглядам, думам, мечтам. Там другой мир, живущий по своим законам. И небесный путь навсегда останется недосягаемой надеждой. Но именно та далекая дорога приносит великолепное утро. И автор все восхищается: «Боже! как ты хороша подчас, далекая, далекая дорога!»

Писатель подводит своеобразный итог феномену дороги в своей жизни, что вполне можно соотнести и с нашими выводами. «Сколько раз, как погибающий и тонущий, я хватался за тебя, и ты всякий раз меня выносила и спасала!» Можно сказать, что только дороге дано какое-то негласное право лечить души и вдохновлять идти снова вперед, к новым свершениям. Дорога не дает отчаяться, а заставляет задуматься и не решать все сгоряча. Поэтической душе, дорога дает «чудные замыслы», навевает «поэтические грезы», предоставляет возможность «перечувствовать» множество «дивных впечатлений».Дорога в «Мертвых душах», можно сказать, служит первоисточником самого произведения. Она словно манит, притягивает, и никак нельзя преодолеть это желание путешествовать. Но и странствия имеют определенную цель.

У А. С. Грибоедова дорога играет роль самообразования. Чацкому совершенный путь помогает более четко увидеть все негативные и бесперспективные стороны старого общества, которое совершенно не хочет меняться в ногу со временем. Фамусовы остались в начале пути, они не могутда и не хотят двигаться вперед. Ум, подаренный Чацкому в дар за его странствия, приносит ему только горе. И он снова отправляется в путь, чтобы отыскать, «где оскорбленному есть чувству уголок». Дорога снова заманила его в свои сети. Она, и только она знает, как найти правильный выход или решение. И это видно не только на страницах известных книг различных авторов, но и в современной жизни. Длинная дорога дает возможность остановиться и задуматься над тем, что ты делаешь, к чему стремишься. Дорога словно замедляет ход времени. И при этом это непонятное

бескрайнее пространство вырывает тебя из привычной среды. Человек попадает совершенно в новые условия, которые, однако, совершенно не требуют от него реакции на окружающую обстановку.

Таким образом, именно дорога создает вокруг путешественника новый вакуум. И, как в случае с Чацким, невольно заставляет задуматься о своем прошлом, настоящем и будущем. Она даёт возможность по-новому построить свою дальнейшую жизнь или исправить что-то здесь и сейчас. И в таком контексте образ дороги будет играть уже ключевую, доминирующую роль.

Не менее ярок и важен мотив дороги у другого русского писателя – А.С. Пушкина. В повести "Капитанская дочка" в описании поездки Петруши Гринева в Оренбург и в крепость мы видим ту же самую Россию, но в другое историческое время и глазами другого автора. Теперь наше внимание привлекает странный вожатый, как представитель народа, с которым и Гринев, и читатели лишь начинают знакомиться. Нельзя не сказать о метели как символе народного движения. Если дорога символизирует ход развития русской истории, то этот снежный буран – это брожение в умах народа, его недовольство, из которого (это тоже очень символично) появляется этот вожатый. Кульминационный момент этой первой встречи – разговор "мужика" с хозяином двора, казаком. Постоялый двор – это тоже как бы часть дороги, на нем останавливаются все проезжающие. И таинственная, полная непонятного смысла беседа двух казаков подразумевает загадочность, хитрость и даже опасность русской души. Этот вечер остается в памяти и Петруши, и читателей, с него Пушкин начинает рассказ о народе.В "Евгений Онегин" образ дороги выражен не так ярко, но это не умаляет его значимости. Пушкин с иронией рассказывает о состоянии дорог в России, описывая путешествие Лариных в Москву: "…мосты забытые гниют, на станциях клопы да блохи заснуть минуты не дают…". Однако вместе с тем Пушкин описывает Россию, путешествуя вместе с Онегиным, с другой стороны. Он восхищается ее многообразием, грустит о милых сердцу пейзажах.Так же, как и Гоголь, Пушкин упоминает о плачевном состоянии российских дорог.Одновременно дорога у Пушкина и Гоголя служит индикатором характера и социального положения героя. Онегин – богатый молодой человек, "летящий в пыли на почтовых"; он не утруждает себя глубокими размышлениями, к моменту встречи с читателями это уже бесчувственное существо, живущее балами, театрами и праздниками, но не находящее в них цели и смысла жизни. Дорога навевает на Онегина скуку, разговаривая с Ленским, он едва сдерживает зевоту, вызванную пейзажем.В отличие от Онегина, Петр Гринев интересуется дорожными видами "чрезвычайно". Это очень важный момент. Из его можно сделать вывод, что душа этого, пусть наивного, молодого человека жива и неиспорченна. Он искренне любит родину, тянется к свету, жалеет каждого, и мы понимаем, что из него вырастет хороший человек и настоящий патриот.

Несомненно то, что образ дороги помогает автору выразить свою позицию. Мы видим разную Россию. В "Капитанской дочке" это голая степь, печальная и унылая, покорная своей судьбе; в "Евгений Онегин" Пушкин наоборот показал ее поражающее разнообразие, выразил идею о должном единстве всего государства.

Повесть «Метель» А. С. Пушкина конечно же хорошо известна всем. Сочиняя эту повесть, Пушкин хотел посмеяться над модными в то время сюжетами любовных

романов. Но это вовсе не означает, что произведение лишено глубокого смысла. Поразительный по своей выразительности и силе образ дороги - дороги, как судьбы, ведущей человека, показывает нам Пушкин! В самом деле метель застала в пути обоих молодых людей Владимира и Бурмина. Казалось бы, дорога к церкви, где ждет его Маша - это дорога Владимира, ведь они любят друг друга и твердо намерены обвенчаться вопреки воле родителей девушки. «Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел». Как будто ничего необычного: в сильную метель, конечно, трудно что-то разглядеть. Стоит ли удивляться, что молодой человек сбился с дороги? Однако вот что говорит о своем путешествии в ту же метель Бурмин: «Буря не утихала; я увидел огонек и велел ехать туда». Стоит обратить внимание на это различие в описании дороги Владимира и Бурмина: одному словно кто-то мешает, другому, наоборот, указывает путь. В пользу этого говорит и другое - несмотря на метель, Бурмин чувствовал, что должен ехать. То, Что Ведет - так называли это необъяснимое ощущение древние мудрецы Северной Европы. «... Поднялась ужасная метель, и смотритель и ямщики советовали мне переждать. Я их послушался, нонепонятное беспокойство овладело мной; казалось, кто-то меня так и толкал». Итак, мы видим, что в «Метели» Пушкина образ дороги не утратил того мистического ореола, которым он был овеян в мифах и легендах древности. В повести Пушкина дорога как бы ведет одного из героев, в то же время прячась от другого; она, словно нить судьбы, которую прядут богини для каждого человека, во что в древности верили многие народы.
Подобный же образ дороги мы находим и в другом произведении Пушкина - романе «Капитанская дочка». В дороге Петр Гринев встречается с офицером Иваном Зуриным и с беглым казаком Емельяном Пугачевым. Эти люди позднее снова повстречаются на жизненном пути молодого человека и сыграют в его судьбе важную роль. В особенности это относится к Пугачеву, который, помня доброе отношение молодого барина, сохранит ему жизнь при взятии Белогорской крепости, а затем и поможет ему вызволить его любимую. Интересно отметить, что встреча Петра Гринева с будущим руководителем народного восстания произошла во время сильной метели, однако неизвестный бродяга, в котором лишь впоследствии молодой человек и его верный слуга узнают грозного Пугачева, легко находит дорогу. «Где ты видишь дорогу?», - с сомнением спрашивает у него ямщик, везущий молодого офицера. Все кругом занесено снегом, и увидеть дорогу, действительно, едва ли возможно. Но бродяга находит ее совершенно иначе. Он предлагает немного переждать, пока прояснится: «... тогда найдем дорогу по звездам». Почуяв дымок, он делает вывод, что неподалеку должно быть человеческое жилье и оказывается прав. Дорогу необязательно видеть как убегающую к горизонту полоску земли, ее можно найти благодаря знакам, на которые большинство людей не обращают должного внимания. Итак, мы снова обнаруживаем отголосок древнейших представлений о дороге, как о судьбе человека. Те, с кем герой повстречался случайно, окажут большое влияние на все его будущее.

Мотивы дороги в лирике А.С.Пушкина можно рассматривать, учитывая эволюцию творческого метода автора. В ранних произведениях поэта образ дороги испытывает на себе влияние классицистической поэтики.

Плывёт – и бледными лучами

Предметы осветила вдруг.

Аллеи древних лип открылись пред очами,

Проглянули и холм, и луг.

Романтическая дорога связана с мотивами изгнания, бегства. Возникает образ одинокого путника, мотив тщетного побега:

Не удалось навек оставить

Мне скучный неподвижный брег.

Тебе восторгами поздравить

И по хребтам твоим направить

Мой поэтический побег.

Более позднее творчество-господство реализма, дорога здесь выступает частью топографического пейзажа:

От большой дороги справа,

Между полем и селом,

Вам представится дубрава,

Слева сад и барский дом.

Чаще всего возникает образ зимней дороги. Традиционно сопутствующие ей образы - луна, ямщик, тройка: «По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит…». Зимняя ночная дорога сопровождается мотивами грусти, тоски, тайны, блужданий. Она может сопровождаться предчувствиями, ожиданием.

А теперь немного о философском осмыслении дороги. В основе философского осмысления дороги в лирике А.С.Пушкина – метафора: дорога, путь-жизненный путь. «Телега жизни» строится на метафорическом ряду: дорога – судьба, телега – жизнь, ямщик – время:

Хоть тяжело подчас в ней бремя,

Телега на ходу легка;

Ямщик лихой, седое время,

Везёт, не слезет с облучка.

Дорога – судьба у каждого человека своя. Мотив дороги соотносится у Пушкина, как впоследствии и у Гоголя, с темой Родины:

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое.

То сердечная тоска…

Ни огня, ни чёрной хаты…

Глушь и снег…

Навстречу мне

Только версты полосаты

Попадаются одне.

Но обратимся к рассмотрению образа дороги в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Глава «Бэла» начинается словами автора: «Я ехал на перекладных из Тифлиса». Во время путешествия по горным тропам автор знакомится с Максимом Максимычем, который рассказывает ему историю о своем приятеле Печорине и черкесской княжне Бэле. Также автор делает множество путевых наблюдений за поведением ямщиков и тех осетин, в сакле которых ему и Максиму Максимычу пришлось остановиться из-за метели, любуется дикой красотой кавказских гор, размышляет об увиденном и услышанном и приходит к определенным выводам. В романе Лермонтова дорога предстает именно как лоскутный узор из разнообразных событий и впечатлений, которые могут относиться к разным периодам времени (в частности, события, о которых рассказывает Максим Максимыч, происходили несколько лет назад). Неопрятность осетинской сакли и затруднения, которые испытывают путешественники, поднимаясь по горному склону, читателю не слишком бросаются в глаза на фоне сурового романтического пейзажа и повествования о любви Бэлы и Печорина. Таким образом, в романе Лермонтова дорога выступает как смесь впечатлений, как место, где он нашел материал для своего произведения. Дорога, словно пестрый ковер, на котором мелькают судьбы людей и невозмутимые вершины гор: во время путешествия находят друг друга автор и сюжет его произведения, как находили поле для подвигов и славу герои древних легенд.

3.Заключительная часть.

Всё находится в движении, в непрерывном развитии, развивается и мотив дороги. В XX веке он был подхвачен такими поэтами, как А.Твардовский, А.Блок, А.Прокофьев, С.Есенин, А.Ахматова. Каждый из них видел в нём всё новые и новые неповторимые оттенки звучания. Продолжается формирование образа дороги и в современной литературе. Геннадий Артамонов, курганский поэт, продолжает развивать классическое представление образа дороги как жизненного пути:

Сегодня в нашем классе тишина,

Присядем перед дальнею дорогой,

Отсюда начинается она,

Уходит в жизнь от школьного порога.

Итак, в произведениях писателей XIX века образ дороги очень важен. Он раскрывает

образ родины, ее народа, наводит на размышления об исторической судьбе России, помогает выполнить авторский замысел: показать родную землю без прикрас, во всем ее величии и безобразии. Дорога – это пространство. И на ней можно встретить кого угодно: путника, нечистую силу, кудесника, деву Марию.

При философском осмыслении дорога – жизненный путь. Судьба человека, Родины. Охарактеризовав образ дороги в лирике А.С. Пушкина и поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души», мы прекрасно осознаем, что данная тема требует еще более детального анализа и в дальнейшей своей учебной деятельности я думаю продолжить работу над ней.

Человек, никогда не бывавший в пути, не сможет оценить красоту заманчивой дорожной ленты. Она становится связующим звеном не только между городами, но и поколениями. И в каком бы веке мы ни жили, в XIX или XXI, всех нас объединяет один магический символ-образ - дорога.

Использованный материал:

1. А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Изд. «.Дрофа»,2001г.

2. А.С.Пушкин «Метель». М. Детская литература,1972г.

3. А.С.Пушкин «Евгений Онегин». М. Детская литература,1972г.

4. Гуревич А.М. Романтизм Пушкина. М., 1993г.

5. М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени».Изд. «Дрофа», 2001г

6. Н.В.Гоголь «Мёртвые души». М.,1985г.

7. А.С.Грибоедов «Горе от ума».М.Искусство,1981г.

8.А.С.Пушкин «Воспоминания в царском селе», 1814.т.3.

9. А.С.Пушкин «К морю», 1824. т.2.

10. А.С.Пушкин «Если ехать вам случится…», 1835, т.3.

11. А.С.Пушкин «Телега жизни», 1823,т.2.

12. А.С.Пушкин «Зимняя дорога», 1826, т.2.

13. Г.Артамонов «До свидания, школа!». Сб. стихов, М.,1987г.

14. http :// www Google.ru

15. http: www binc.com/ images/

16. http: yandex. ru

17 .Приложения.

Книгами о путешествиях в детстве зачитывался каждый. Как выяснилось, герои приключенческих романов продолжают вдохновлять туристов и сегодня

Портал Skyscanner провел среди своих российских посетителей опрос «Какие литературные путешественники вам более всего запомнились с детства?», в ходе которого выяснилось, приключения каких литературных героев запомнились туристам больше всего. Познакомимся поближе с самыми популярными из них.

1. Робинзон Крузо

Самым знаменитым путешественником, набравшим 19% отзывов, оказался Робинзон Крузо.

Кстати, полное название романа Даниэля Дэфо - «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля кроме него погиб, с изложением его неожиданного освобождения пиратами; написанные им самим».

Робинзон Крузо. Иллюстрация Н.К.Уайета

У этого персонажа имеется реальный прототип — шотландский боцман Александр Селкирк. Правда, в отличие от Робинзона Крузо, на необитаемый остров Селкирк попал не по воле злого рока, а из-за собственного неуживчивого характера. Постоянные ссоры и склоки с экипажем привели к тому, что Селкирк был вынужден добровольно высадиться на необитаемый остров. Вероятно, альтернативным вариантом была высадка в открытом море прямиком на дно.

К чести команды корабля «Сэнк Пор», на котором служил Селкирк, стоит сказать, что склочному боцману оставили оружие с запасом пороха и пуль, продовольствие, семена и необходимые инструменты. Да и провел он на острове не двадцать восемь, а всего пять лет.

Кстати, остров, на который высадили Селкирка, сегодня носит имя Робинзона Крузо. Он принадлежит Чили и давно уже не является необитаемым.

К слову, пребыванием на необитаемом острове приключения Крузо не закончились. В книге «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо» Дэфо отправил своего персонажа в... Россию . Так что звание самого известного литературного путешественника Робинзону присвоено совершенно справедливо.

2. Дети капитана Гранта

На втором месте в рейтинге оказались герои популярнейшего романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта». В поисках пропавшего капитана лорд и леди Гленарван, майор Мак-Наббс, Жак Паганель, Джон Манглс, Мэри и Роберт Грант путешествуют по всей 37 параллели, переживая множество приключений в Южной Америке, Австралии и Новой Зеландии .

Иллюстрация Эдуара Риу к роману «Дети капитана Гранта»

К слову, сегодня любой желающий при наличии средств и свободного времени сможет повторить это путешествие.

3. Барон Мюнхгаузен

Легендарный фантазер барон Мюнхгаузен, также как и Робинзон Крузо, своим прототипом имеет вполне реального человека.

Немецкий барон Карл Фридрих Иероним Мюнхгаузен служил в чине ротмистра в Российской империи в 1739-54 годах. А вернувшись на родину, он развлекал соотечественников рассказами о своих невероятных приключениях в России , многие из которых иначе как выдумками не назовешь.

«Обычно он начинал рассказывать после ужина, закурив свою огромную пенковую трубку с коротким мундштуком и поставив перед собой дымящийся стакан пунша… Он жестикулировал все выразительнее, крутил на голове свой маленький щегольской паричок, лицо его всё более оживлялось и краснело, и он, обычно очень правдивый человек, в эти минуты замечательно разыгрывал свои фантазии», - так отзывался о рассказах барона один из слушателей.

Эти истории, как и неуемная фантазия барона, вдохновили немецкого литератора Рудольфа Распе написать книгу «Рассказы барона Мюнхгаузена о его изумительных путешествиях и кампаниях в России ». Книга мгновенно обрела популярность, пережив неисчислимое количество переводов и переизданий.

Вымышленный и реальный барон Мюнхгаузен. Гравюра Гюстава Доре и портрет кисти Г. Брукнера

К слову, внешний вид реального и литературного барона Мюнхгаузена различается, как небо и земля. Реальный барон был крепким круглолицым физически сильным человеком. Мюнхгаузен из книг обязан своим обликом знаменитому художнику Гюставу Доре, который изобразил его сухоньким стариком с огромным носом, усами и козлиной бородкой. Образ оказался невероятно удачным, и именно таким его представляет себе большинство читателей.

В пятерку самых знаменитых литературных путешественников вошли Лемюэль Гулливер , вышедший из под пера Джонатана Свифта, и Нильс Хольгерссон из книги «Чудесное путешествия Нильса с дикими гусями» шведской писательницы Сельмы Лагерлёф.

Не обошлось в рейтинге и без отечественных персонажей-путешественников. Чаще всего российские туристы вспоминали Незнайку из книги «Незнайка на Луне» Николая Носова и Федота-стрельца из пьесы Леонида Филатова.

В оформлении статьи использованы изображения с сайтов: jv.gilead.org.il, shkolazhizni.ru, aspenillustration.blogspot.com

никитин композиция образ путешественник

Афанасий Никитин вполне образованный человек, он хорошо знал книжную традицию средневековья, но в своей книге он почти не прибегает к цитированию средневековья и цитированию библейских текстов . Зато он свободно пользуется конструкцией разговорной речи, строя повествовательно-описательную часть своей книги на основе простых предложений, соединяемых повторяющимися союзами «а», «да» или начинающихся с глагола настоящего времени «есть». Например: «а голова не покрыта… а волосы в одну косу плетены…», «а детей у них много». Или: «да на них ученены городкы, да в городке по 12 человек в доспесех, да все с пушками, да стрелами…» Или: «есть у них одно место…», «есть в том алянде…», «есть хоросанец» и так далее.

Высокое литературное мастерство в книги Афанасия Никитина заключается в том, что она открывает собой новую страницу в истории русского литературного языка. Афанасий Никитин как писатель создал свою собственную литературную манеру, свой особый, неповторимый литературный стиль. И это стало возможным потому, что он первый смело обратился к живой образности русского разговорного языка своего времени. Так, например, рассказывая об ограблении русских купцов татарами, он выразительно скажет, что татары отпустили ограбленных купцов «голыми головами». Описывая свой приезд в Индию, он отметит: «яз куды хожу, ино за мною людей много, дивятся белому человеку».

Наряду с этим Афанасий Никитин не боится вводить в свою речь сугубо деловые обороты официальных документов московских приказов, видимо также хорошо знакомых ему. Он кратко, например, пишет: «бил есми челом… чтобы ся печеловал о людех…» Особый локальный колорит речи Афанасия Никитина достигался умелым введением в текст его книги иноязычных слов: тюркских, арабских и персидских. Что он делал это намеренно, в литературных целях, а не потому, что за долгие годы странствований привык думать на языке той страны, где он в то время находился, видно из даваемых им тут же пояснений и переводов. Например, приводя слова арабской и персидской молитвы «олло бервогыдирь, олло конъкар, бизим башы мудна насип болмышьты», он тут же сам переводит её: «а по-русски и языком молвят: боже осподарю, боже, боже вышний, царю небесный, зде нам судил еси погыбнути».

В.П. Адрианова-Перетц справедливо отмечает, что «обилие автобиографического элемента в «Хожении» Афанасия Никитина - в виде рассказов о событиях его жизни в пути и в форме лирических эпизодов - выделяет эти путевые записки из всей литературы путешествий русского средневековья. Но в то же время именно эта особенность связывает Никитина с новыми течениями в биографических жанрах русской литературы XV века. Интерес к внутреннему миру героя, анализ его душевных переживаний врывается именно в XV веке в традиционную форму «жития» и исторического рассказа, личность самого автора вопреки традициям прошлого проявляется перед читателями главным образом в виде лирических отступлений, нравоучительных сентенций и оценок изображаемых фактов. Рамки чисто эпического повествования раздвигаются, давая место выражению эмоций и размышлений и героя и автора. Афанасий Никитин предстаёт перед нами писателем своего времени, когда он и эпическую ткань путевых записок расцвечивает и оживляет рассказами о своих впечатлениях, настроениях, обращениями к читателям-современникам с нравоучительными предостережениями, сравнительными оценками своего, родного и чужого» .

Всё это делает книгу Афанасия Никитина одним из самых замечательных памятников русской средневековой литературы.

Цель урока: познакомить учащихся с понятиями литература путешествий и путешественник, сформулировать основные принципы сентиментализма как литературного направления, фрагментарно погрузиться с текст Карамзина “Письма русского путешественника”.

Опережающая работа: учащиеся уже должны иметь общее представление о сентиментализме, творческой личности Карамзина, прочесть “Бедную Лизу”.

фрагменты “Писем русского путешественника” (см. приложение),

книжно-иллюстративная выставка (Своя вселенная гражданина вселенной. Н.М.Карамзин).

Ход урока

1. В начале урока предлагаем учащимся рассмотреть репродукции картин Жан Батиста Шардена и Жан Батиста Греза. Обратить внимание на то, кто является основными “моделями” художников. В каких ситуациях изображает Ж.Б.Шарден своих героев? Какие предметы их окружают? Каково их социальное положение? Как вы представляете круг их интересов? Что можно сказать о людях, изображенных Ж.Б.Грезом? Что выражают их лица? Какие натуры перед нами?

2. Творчество этих художников развивалось в традициях сентиментализма – направления в литературе и искусстве конца XVIII века.

Вопросы ученикам. Что вам уже известно об этом направлении? От какого слова произошло название направления? Что сентименталисты ценили превыше всего в человеке?

Дополнения учителя. Сентиментализм ставил своей целью пробудить чувствительность в человеке. Сентиментализм обратился к описанию человека и его чувств. Именно сентименталисты открыли, что человек, сострадая ближнему, помогая ему, разделяя его горести и печали, может испытывать чувство удовлетворения.

Вопросы ученикам. Какое направление предшествовало сентиментализму? Культ чего был основой данного направления?

Дополнения учителя. Страшные события Французской революции, которой завершился век Просвещения, заставили людей усомниться в главенстве разума в человеческой природе. “Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?” , - спрашивает Карамзин своих читателей. Теперь чувство, а не разум, было провозглашено основой человеческой личности. Сентименталисты считали, что воспитав в человеке чувствительность, способность откликаться на чужую боль, можно победить зло! Герои произведений сентименталистов – простые люди с богатым духовным миром. Они часто проливают слёзы, вздыхают и ахают, причем не только женщины, но и мужчины. И нам, живущим в XXI веке, такое поведение кажется немного нелепым и смешным. Но в далёком XVIII веке такие герои приобретают индивидуальность.

3. Выделяем основные черты поэтики сентиментализма. Можно под запись.

Культ чувств (все люди, независимо от положения в обществе, равны в своих чувствах);

Обращение к внутреннему миру человека;

Обращение к жанрам, с наибольшей полнотой позволяющим показать жизнь человеческого сердца – дневник, путешествия, письма;

Сострадание, сочувствие героя ко всему, что его окружает;

Интерес к незначительным деталям, их подробное описание и размышления над ними.

4. В Россию сентиментализм проник в начале 80-х годов восемнадцатого столетия, благодаря переводам романов Гете, Ричардсона, Руссо. Эру русского сентиментализма открыл Николай Михайлович Карамзин “Письмами русского путешественника”. В “Письмах” мы встречаем чувствительные обращения к читателю, субъективные признания, идиллические описания природы, восхваление простой непритязательной жизни и обильно проливаемые слёзы.

5. Проблемные вопросы для учащихся. Доводилось вам путешествовать? Что значит путешествовать? Что значит быть Путешественником? На что больше всего обращаешь внимание во время путешествия? А теперь нам самое время прикоснуться к путешествию сентиментального Путешественника, совершенного в далёком восемнадцатом столетии.

6. Ученикам раздаются распечатанные фрагменты “Писем”, на интерактивной доске открываются соответствующие слайды.

Дополнения учителя. Автор писем сообщает своим читателям, что это “живые, искренние впечатления молодого неопытного сердца, лишенного осторожности и разборчивости…”. Наш Путешественник плачет, видя удаляющуюся Москву, но дорожные трудности отвлекают его от грустных переживаний. Нарва, Паланга, Рига, Кенигсберг и встреча с Кантом, у которого “все просто, кроме его метафизики” и, наконец, Берлин.

7. Берлин. Ученики зачитывают вслух фрагмент, обращают внимание на сентиментальную лексику.

Вопросы ученикам. Что можно сказать о городе? Кому автор уделяет значительное место в повествовании? Длинная аллея в зверинце. Для чего автор пишет о ней?

8. Из Берлина наш Путешественник отправляется в Дрезден. Первым делом, отправляется осматривать картинную галерею. И описывает не только свои впечатления о встречи с полотнами великих мастеров, но и сообщает биографические сведения о Рафаэле, Корреджо, Веронезе, Пуссене, Рубенсе.

Вопросы ученикам. Как через описание города передает Путешественник своё душевное состояние? Для чего необходимо описание обеда у господина П. и описание семейства?

9. Из Дрездена наш Путешественник решает отправиться в Лейпциг. По дороге подробно описывая картины природы, которые открываются ему из окна почтовой кареты. Лейпциг поражает его обилием книжных магазинов, что, в принципе, естественно для города, где трижды в год устраивают книжные ярмарки.

Вопросы ученикам. Что больше занимает Путешественника – дорога от Мейсена или разговор со студентом? Какие мысли нашему герою навевает путь в город? Какую роль играют гром и гроза в данном отрывке?

10. А теперь нашего Путешественника ждет “страна свободы и благополучия” - Швейцария. Он наслаждается прогулками по Альпийским горам и озёрам, посещает памятные места. Рассуждает об образовании и университетах. Причем бродит наш Путешественник с томиком “Элоизы” Руссо, т.к. хочет сравнить свои личные впечатления от мест, в которых Руссо поселил своих сентиментальных любовников, с литературными описаниями.

Вопросы ученикам. Как встречает Швейцария Путешественника? Подъём на Альпийскую гору. Чего больше в данном повествовании – описание горы или собственных эмоций?

11. Проведя несколько месяцев в Швейцарии, наш Путешественник отправляется во Францию. Первый город – Лион. Путешественнику интересно всё – театр, античные развалины, новая трагедия Андре Шенье…

Однако, вскоре Путешественник отправляется в Париж , пребывая в нетерпении перед встречей с великим городом. В Париже наш Путешественник побывал, кажется, везде – театры, бульвары, Академии, кофейни, литературные салоны и частные дома, Булонский лес и Версаль.

Вопросы ученикам. Почему Путешественник так ждет встречи с Парижем? Что значат для героя слова “Я в Париже!”?

12. Но наступает время покинуть Париж и отправиться в Лондон – цель, намеченная еще в России.

Вопросы ученикам. Так что же стало главным, основным в описаниях Карамзина? Ответ очевиден. Это не этнографические и географические особенности, а личность самого Путешественника.

  1. Карамзин Н.М. Письма русского путешественника. // Карамзин Н.М.Избранные сочинения в 2-х томах. - М., Л., 1964.
  2. Соловьёв Е. А. Поездка за границу. “Письма русского путешественника”.// Карамзин. Пушкин. Гоголь. Аксаковы. Достоевский. - Челябинск,1994. С.26-37.
  3. Рассадин С.Б. Взрывники.//Рассадин С.Б.Русская литература: от Фонвизина до Бродского - М., 2001. С.30-36.
  4. Привратник бессмертия.// Нестандартные уроки русской литературы.10-11 классы. – Ростов-на-Дону, 2004. С.8-23.
  5. Душина Л.Н. Сентиментальная “поэзия чувства” Н.М.Карамзина. // Душина Л.Н. Русская поэзия XVIII века. - Саратов, 2005. С.163-194.
  6. Басовская Е.Н.Своя вселенная гражданина вселенной (Н.М.Карамзин). // Басовская Е.Н. Личность - общество - мироздание в русской словесности. - М.:1994. - С.396-408.
  7. Кулешов В.И.Николай Михайлович Карамзин.// Кулешов В.И.История русской критики 18- начала 20 веков.- М.:1984. - С.44-56.
  8. Сентиментализм.//Энциклопедический словарь юного литературоведа - М., 1998. - С.296-298.

Опыт путешествия - крепостническая действительность, обнаженно представшая перед глазами героя, встречи с жертвами самодержавно-крепостнического строя («Чудово», «Зайцово» и др.) убеждают его в несостоятельности надежд. Так начинался третий, и последний, этап идейно-морального обновления героя - формирование революционных убеждений. Путешественник начинает понимать, что ни монархия, какой бы «просвещенной» она ни была, ни «великие отчинники» (то есть крупные помещики) не могут дать свободу. Свободу народ может добыть только сам, восстав против угнетателей, вынуждаемый к тому «тяжестью порабощения» («Медное», «Городня», «Тверь»).

В обращении путешественника на путь революции огромную роль сыграла встреча с автором оды «Вольность» (глава «Тверь»), то есть с самим Радищевым. Путешественник жадно слушал «прорицание о будущем жребии отечества». Отдельные мысли, наблюдения, выводы - следствие собственного опыта путешествия - под влиянием «прорицателя вольности», читавшего и толковавшего ему оду «Вольность», складываются в систему революционных убеждений. Он чувствует себя мстителем. Мстителем он и приезжает на станцию Городня.

Начиная с Городни путешественник общается только с крестьянами, находится только в их среде, мужественно ищет средств и путей к установлению связей с ними на началах взаимного уважения и доверия. Так в книгу вторгается народ, русский крепостной крестьянин, становясь ее героем, занимая важнейшее место в повествовании. Именно в этих главах путешественник, принявший революционную веру «новомодного стихотворца», автора оды «Вольность», выступает союзником, единомышленником Радищева. Поэтому вопрос о народе, как той политической силе, которой предстоит обновить Россию, равно важен и для путешественника и для Радищева. Радищев и изобразил народ в «Путешествии» так, как он еще не изображался ни в русской, ни в мировой литературе.

До Радищева народ не был героем искусства. О нем лишь говорили, о нем упоминали, о его судьбе сожалели. Для классицизма это была «низкая» тема, «низкий» предмет - оттого писатели-классицисты изображали не народ, а отдельного крестьянина, да и то как сатирический персонаж в комедии или басне. Низведенные крепостническим строем до положения «тяглового скота», трудящиеся были объявлены дворянством «подлым» народом, «неблагородным» сословием, лишенным культуры, достоинства, чести. Народ для дворян не имел истории, не мог иметь будущего. Он обязан был лишь работать и питать дворянина, творившего историю, культуру, управлявшего государством.

В русской литературе первое развернутое изображение крепостной деревни мы встречаем у Новикова в журнале «Трутень» (1769). Там были помещены «Крестьянские отписки» - письма крепостных Филатки и Андрюшки своему барину, в которых раскрывалась трагически безысходная жизнь русского крестьянина. Новиков не был революционером. В соответствии со своими просветительскими убеждениями он протестовал против крепостного права, показывал униженную рабством и ужасающей нищетой жизнь, взывал к чувству, к человеколюбию, к жалости дворян. Отсюда и характер изображения крепостного: несчастный Филатка лишь скорбно «плачется» на свою судьбу, он не протестует, а молит барина быть милостивым «отцом» своим крепостным.

Радищев , писатель-революционер, сделал именно народ героем своей книги. Изображая русских крестьян, низведенных крепостничеством на положение «пленника в отечестве своем», он героизировал их, видя в мужике дремлющую до случая силу, которая сделает его истинным сыном отечества, патриотом, деятелем революции. Сила, обаяние и нравственная красота русских крепостных в «Путешествии» таковы, что мы чувствуем в каждом из них будущего освободителя России. Через индивидуальный облик каждого просвечивает его потенциальная судьба свободного человека. Радищев писал так о русском народе потому, что верил и понимал, что именно народу предстоит решить судьбу русского государства, обновить отечество.

Образ бурлака открывает галерею крестьян «Путешествия». Утверждая свою веру в народ, Радищев дерзко бросает вызов дворянству и самодержцу, заязляя: «Бурлак; идущий в кабак повеся голову и возвращающийся обагренный кровию от оплеух, многое может решить, доселе гадательное в истории российской». В Любани происходит встреча с пашущим крестьянином, а в деревне Едрово с крестьянкой Анютой. Несмотря на бедность, сиротство, она независима, горда, полна достоинства. Основа ее жизненного поведения, как и у крестьянина из Любани,- труд. В образе Анюты, ее семьи перед путешественником открылся новый, неведомый ранее мир нравственной чистоты и красоты.

Крестьянин из Любани, Анюта из Едрово - крепостные, сумевшие, несмотря на гнет рабства, на тяжелую работу, сохранить в себе «величественные преимущества человека». Встреченный в Городне рекрут - крепостной интеллигент, волею «человеколюбивого помещика» он получил образование, и в нем оказались разбуженными дремавшие духовные силы, таланты и способности. Главное в нравственном облике образованного крепостного - рост самосознания; он говорит о себе: «Есьм человек, всем другим равный». Он «тверд в мыслях» и ненавидит «робость духа». Разбуженное в нем человеческое достоинство делает его активным и смелым. Как русский человек он терпелив, но до предела; грозно предупреждая своего мучителя, говорит: «не доводи до отчаяния души», «страшись!»

Рядом с образом крепостного интеллигента - образ Ломоносова, сына холмогорского рыбака («Слово о Ломоносове»). Крепостной интеллигент - только возможность, Ломоносов - свершение. Ломоносов - великий деятель русской национальной культуры - неопровержимое свидетельство талантливости русского трудового народа, его огромных потенциальных сил, его способности к величайшему созидательному творчеству.

С еще большей яркостью новаторство Радищева проявилось в создании коллективного образа народа. Крестьяне показаны часто в действии, в наивысший момент своей жизни, когда они совершали справедливое возмездие своим мучителям и поработителям. В главе «Зайцово» крестьяне, доведенные до крайности, убивают своего помещика. В главе «Хотилов» прямо говорится о пугачевском восстании, которое подняло десятки тысяч крестьян и сделало из них мужественных воинов, одушевленных желанием «освободигься от своих властителей». Прекрасен беспримерный в поэзии образ народа, созданный Радищевым в оде «Вольность», народа, совершающего революцию и творящего справедливый суд над монархом-злодеем.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Образ путешественника в поэме Радищева . И в закладках появилось готовое сочинение.

Лучшие статьи по теме