Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Планшеты
  • Идеи просвещения в русском изобразительном искусстве. Русское музыкальное искусство эпохи просвещения

Идеи просвещения в русском изобразительном искусстве. Русское музыкальное искусство эпохи просвещения

В конце XVII-XVIII вв. начинает складываться тот музыкальный язык, на котором потом заговорит вся Европа. Первыми были немецкие композиторы Иогани Себастьян Бах (1685-1750) и Георг Фридрих Гендель (1685-1759).

Великий немецкий композитор и органист Бах работал во всех музыкальных жанрах, кроме оперы. Он непревзойденный мастер полифонии. Его оркестровая музыка включает концерты для клавишных инструментов и скрипки, оркестровые сюиты. Значительны музыка Баха для клавира и органа, его фуги и хоралы.

Как и Бах, Гендель, использовал библейские сюжеты для своих произведений. Наиболее известные его произведения - оратории «Саул», «Израиль в Египте», «Мессия». Гендель написал более 40 опер, а также огромные концерты, сонаты, сюиты.

Огромное влияние на музыкальное искусство Европы оказала венская классическая школа и ее виднейшие мастера - Гайдн, Моцарт и Бетховен. Венские классики переосмыслили и заставили зазвучать по-новому все музыкальные жанры и формы.

«Отцом симфонии» называют Йозефа Гайдна (1732-1709), учителя Моцарта и Бетховена. Им было создано более 100 симфоний. В основе многих из них - темы народных песен и танцев, которые композитор разрабатывал с удивительным искусством. Вершина его творчества «12 Лондонских симфоний», написанных во время триумфальных поездок композитора в Англию в 90-х гг. Гайдн написал множество замечательных квартетов и клавирных сонат, свыше 20 опер, 14 месс, большое количество песен и других сочинений, довел до классического совершенства симфонию, квартет, сонату. В конце творческого пути он создал две монументальные оратории - «Сотворение мира» и «Времена года», в которых выражены мысли о величии мироздания человеческой жизни.

Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) еще в детстве поражал незаурядными способностями: был виртуозом-исполнителем, сочинял в большом количестве музыку. Необыкновенные способности Вольфганга развивались под руководством его отца - скрипача и композитора Леопольда Моцарта. С1781г. Моцарт живет в Вене, здесь наступает расцвет его творческого гения. В операх Моцарт с изумительным мастерством создает разнообразные и живые человеческие характеры, показывает жизнь в ее контрастах, переходя от шутки к глубокой серьезности, от веселья - к тонкой поэтической лирике.

Эти же качества присущи и его симфониям, сонатам, концертам, квартетам, в которых он создает высшие классические образцы жанров. Вершинами классического симфонизма стали 3 его симфонии (всего Моцартом было написано около50): «Ми бемоль мажор» - жизнь человека полна радости, игры, веселого танцевального движения; «Соль минор» - глубокая лирическая поэзия движения человеческой души, драматичность ее стремления; «До мажор», названная современниками «Юпитер», - обнимает весь мир с его контрастами и противоречиями, утверждая разумность и гармоничность его устройства.

Музыка Моцарта являет высочайшее достижение классицизма по совершенству мелодий и форм.

«Музыка должна высекать огонь из людских сердец», - говорил Людвиг Ван Бетховен (1770-1827), чье творчество принадлежит достижениям человеческого гения. Человек республиканских взглядов, он утверждал достоинство личности художника-творца. Бетховен вдохновлялся героическими сюжетами. Таковы его единственная опера «Фиделио» и увертюры «Эгмонт» и т.д. Завоевание свободы в результате упорной борьбы - вот главная идея его творчества.

Вся зрелая творческая жизнь Бетховена связана с Веной, где он еще юношей восхитил своей игрой Моцарта, занимался у Гайдна, здесь прославился как пианист. Стихийная сила драматических столкновений, возвышенность философской лирики, сочный порой грубоватый юмор - все это может встретить в бесконечно богатом мире его сонат (всего им написаны 32 сонаты). Лирико-драмотические образы Четырнадцатой и Семнадцатой сонат отразили отчаяние композитора в самый тяжелый период жизни, когда Бетховен был близок к самоубийству из-за потери слуха. Но кризис был преодолен: появление Третьей симфонии ознаменовало победу человеческой воли. В период с 1803 по 1813 гг. он создал большинство симфонических произведений. Разнообразие творческих исканий поистине безгранично. Композитора привлекли и камерные жанры. Бетховен стремится проникнуть в сокровенные глубины внутреннего мира человека.

Апофеоз его творчества - Девятая симфония и Торжественная месса. Девятая симфония включает отрывок из шиллеровской «Годы к радости», избранной гимном Европы.

Общее понятие «Просвещения»: эпоха рационализма, вера во всемогущество разума, «энциклопедизм», «просвещенная монархия». Императрица Екатерина II(1762-1769), ее культурная политика, покровительство искусству и наукам. Новый устав Академии художеств, здание Академии (архитекторы А.Ф. Кокоринов и Ж.-Б. Валлен-Деламотт; 1764-1788). Важнейшие портретисты: живописецФ.С. Рокотов (1735?-1808) , мастер психологической характеристики: «Портрет поэта В.И. Майкова» (ок. 1765); «Портрет А.П. Струйской» (1772); «Портрет графини Е.В. Санти» (1785). -ЖивописецД.Г. Левицкий (1735-1822 ), автор программных работ: «ЕкатеринаIIзаконодательница» (с вариантами, 1783), серия портретов воспитанниц Смольного института - «смолянок» Е.И. Нелидовой (1773), Е.Н. Хрущовой и Е.Н. Хованской (1773), Г.И. Алымовой (1776; вся серия в ГРМ). Стилистические особенности «просвещенческих» парадных портретов. - СкульпторЭ.-М. Фальконе (1716-1791): памятник ПетруIв С.-Петербурге = «Медный Всадник» (портретная голова исполнена М.-А. Калло; 1782). - ЖивописецВ.Л. Боровиковский (1757-1825) , создатель «сентиментального» направления в портретном жанре: «естественный человек на лоне природы». «ЕкатеринаIIна прогулке в Царскосельском парке» (с вариантами, 1794-1800-е гг.), «Портрет М.И. Лопухиной» (1797); «Портрет графини А. Безбородко с дочерьми» (1803), «Портрет императора ПавлаIв облачении гроссмейстера Мальтийского ордена» (1800). Религиозная живопись Боровиковского. Русское искусство и «позднее» европейское Просвещение - родственные черты и отличия.

Литература

Алексеева Т.В. Владимир Лукич Боровиковский и русская культура на рубеже XVIII - XIX веков. - М.: Искусство , 1975;

Гершензон-Чегодаева Н.М. Дмитрий Григорьевич Левицкий. - М.: Искусство , 1964;

Евангулова О.С., Карев А.А. Портретная живопись России второй половины XVIII века. - М.: Искусство , 1994;

Кузнецов С. Неизвестный Левицкий. Портретное творчество живописца в контексте петербургского мифа. - СПб.: Логос , 1996;

Дмитрий Григорьевич Левицкий 1735 - 1822. Каталог [выставки из собрания ГРМ]. - Л.: Искусство , 1987;

Молева Н.М. Дмитрий Григорьевич Левицкий. - М.: Искусство , 1980;

Россия - Франция: Век Просвещения. Русско-французские культурные связи в 18 столетии [Каталог выставки]. - Л.: изд-во Государственного Эрмитажа , 1987.

Тема 6. Российская Академия художеств на рубеже XVIII-XIX веков: принципы обучения, нормативная эстетика, система жанров

С.-Петербургская Академия художеств - учебное заведение и оплот «нормативной эстетики». Искусство как исключительное творение красоты: «Художник, желающий сделать произведение свое изящным, должен изображением мысленной красоты стараться превзойти и самое вещество» (из «Рассуждения» П.П. Чекалевского, 1792). Ориентация студентов на идеализацию натуры: «анатомирующий» взгляд (экорше ), использование мотивов и поз античной скульптуры, копирование картин мастеров Возрождения и классицизмаXVIIстолетия. Важность «нравственной сверхзадачи»; иерархия жанров; значение историко-мифологической живописи. -А.П. Лосенко (1737-1773), основоположник исторического жанра в русской живописи. Обучение Лосенко в России, Франции и Италии; важнейшие произведения: «Жертвоприношение Авраама» (1765), «Зевс и Фетида» (1769). Картина «Владимир и Рогнеда» (1770) - первое произведение на сюжет из национальной истории. Другие работы: «Гектор и Андромаха» (1773); портреты Лосенко.

Другие академические исторические живописцы и их произведения: П.И. Соколов (1753-1791 ) «Меркурий и Аргус» (1776), «Венера и Адонис» (1782); -Г.И Угрюмов (1764-1823 ) «Испытание силы Яна Усмаря» (1796), «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство» (1797-99); -А.И. Иванов (1776-1848) «Подвиг юноши-киевлянина» (ок. 1810), «Поединок князя Мстислава Удалого с Редедей» (1812); -А.Е. Егоров (1776-1851) «Истязание Спасителя» (1814): использование античных «визуальных кодов» для идеализации/ героизации персонажей. Значение творчества указанных авторов; общее заключение об «академическом подходе» к репрезентации и художественному наследию.

Академическая скульптура (краткая характеристика). М.И. Козловский (1753-1802 ) «Памятник А.В. Суворову» (1799-1801): полководец изображен в виде бога войны Марса; -И.П. Мартос (1754-1835 ) «Памятник Минину и Пожарскому» в Москве (1804-1818): античная стилизация/ героизация; -В.И. Демут-Малиновский (1784-1833) «Русский Сцевола» (1813): национальный герой подан как римский персонаж. Античные героиБ.И. Орловского (1797-1837) : «Парис» (1824), «Фавн, играющий на сиринге» (1825-1838).

Литература

Даниэль С. Европейский классицизм. - СПб.: Азбука -классика , 2003;

Каганович А.Л. Антон Лосенко и русское искусство середины XVIII столетия. - М.: Искусство , 1963;

Карев А. Классицизм в русской живописи. - М.: Белый город , 2003;

Коваленская Н.Н. Русский классицизм: живопись, скульптура, графика. - М.: Искусство , 1964;

Молева Н., Белютин Э. Педагогическая система Академии художеств XVIII века. - М.: Искусство , 1956;

Молева Н., Белютин Э. Русская художественная школа первой половины XIX века. - М.: Искусство , 1963.

Каноны барочного парадного портрета А. П. Антропов (1716 -1795) Портрет императора Петра III 1762 Шарль-Жозеф Натуар (1700 -1777) Портрет Луи, дофина Франции 1747

Вариации императорского парадного портрета А. П. Антропов (1716 -1795) Император Петр III на фоне сражения 1762 А. П. Антропов (1716 -1795) Портрет императора Петра III Эскиз, 1762

Церковный (экклезиастический) портрет А. П. Антропов (1716 -1795) Портрет архиепископа Портрет архиепископа С. П. Кулябки. 1760 Платона (Левшина). 1775 Антон Рафаэль Менгс (1728 -1779) Портрет папы Климента XIII 1758

Аллегории правления Екатерины II Франческо Фонтебассо (1709 -1768/9) Аллегория восшествия на престол Екатерины II 1762 Стефано Торелли (1712 -1780) Аллегория покорения Екатериной II турок и татар Около 1772

Ранняя (ученическая?) работа Ф. С. Рокотов (1732? 5? -1808) Портрет императрицы Екатерины II 1760 -е гг. Мартин ван Мейтенс (1695 -1770) Портрет императрицы Марии Терезии 1759

Портрет кисти Рокотова - “тип Рослина” Ф. С. Рокотов (1732? 5? -1808) Портрет Екатерины II 1780 Александр Рослин (1718 -1793) Портрет Екатерины II. Ок. 1780 Дроттингхольм, королевский дворец

Портреты “высокопоставленных детей” Портрет великого князя Павла Петровича; 1761 Ф. С. Рокотов (1732? 5? -1808) Портрет княжны Е. Б. Юсуповой; нач. 1760 -х гг.

“Герой, пиит и едкое время” Жан-Оноре Фрагонар (1732 -1806) Вдохновение Ок. 1769 Ф. С. Рокотов (1732? 5? -1808) Портрет поэта В. И. Майкова Ок. 1766 “То ради славных дел от времени защиты Рождаются во свет с героями пииты, Дабы на оное оковы наложить И силу едкости его уничижить. Итак, когда певцы героев воспевали, С героями они жить вечно уповали. Прости, великий муж, ты слабости моей, Я вечно жить хочу со славою твоей; Когда сии стихи читать потомки станут, Конечно, и меня с тобою воспомянут” В. И. Майков “Послание графу П. И. Румянцеву”, 1775

“Загадочный герой” эпохи Просвещения Ф. С. Рокотов (1732? 5? -1808) Портрет молодого человека в треуголке Начало 1770 -х гг. Бенджамин Уэст (1738 -1820) Автопортрет 1770

“Эксцентричный герой” эпохи Просвещения Ф. С. Рокотов (1732? 5? -1808) Портрет Н. Е. Струйского 1772 Жозеф Дюкро (1725 -1805) Автопортрет в образе насмешника 1789 -91

“Таинственность” и кокетство (?) Ф. С. Рокотов (1732? 5? -1808) Портрет А. П. Струйской 1772 Александр Рослин (1718 -1793) Портрет дамы с вуалью 1769

Молодая дама “стиля рококо” Ф. С. Рокотов (1732? 5? -1808) Портрет неизвестной в розовом платье. 1770 -е гг. Александр Рослин (1718 -1793) Портрет мадам де Ламбаль 1770 -е гг.

Обнаженная фигура в “стиле рококо” Ф. С. Рокотов (1732? 5? -1808) Обнаженная девочка 1770 -80 -е гг. Франсуа Буше (1703 -1770) Туалет Венеры 1740 -е гг.

Немолодая дама в России и во Франции И. П. Аргунов (1729 -1802) Портрет А. А. Лазаревой Конец 1760 -х гг. Луи Токе (1696 -1772) Портрет мадам Данже за рукоделием 1753

“Естественный человек” на лоне природы Адольф Ульрик Вертмюллер (1751 -1811) Мадам д’О, подруга королевы Марии Антуанетты, в костюме доярки. 1787 И. П. Аргунов (1729 -1802) Портрет молодой женщины в крестьянском костюме 1784 “Кончает солнце круг, весна в луга идет, Увеселяет тварь, и обновляет свет. Сокрылся снег, зефир на пастве повевает: Источники журчат, и жавронок вспевает. Приближилися те дражайшия часы, Чтоб видеть пастуху пастушкины красы” А. П. Сумароков (1717 -1777) Эклога “Пальмира”, 1787

Эклога и пастораль на театральной сцене Н. И. Аргунов (1771 -1829?) Актер И. Я. Якимов в роли Амура 1790 Лоран Паш Младший (1733 -1805) Актеры, танцующие на сцене 1760 -е гг.

Статусный / ролевой автопортрет художника Д. Г. Левицкий (1735 -1822) Автопортрет 1783? (1790 -е гг. ?) Жозеф Дюкро (1725 -1805) Автопортрет в морском мундире 1795

Портрет “просвещенного правителя” Д. Г. Левицкий (1735 -1822) Екатерина II законодательница в храме правосудия. 1783 Помпео Джироламо Батони (1708 -1787) Император Франц I Стефан защитник правосудия. 1768

Аспекты образа “просвещенной императрицы” Д. Г. Левицкий (1735 -1822) Екатерина II законодательница в храме правосудия. 1783 Ф. И. Шубин (1740 -1805) Екатерина II - законодательница 1789 -90 Д. Г. Левицкий (1735 -1822) Портрет Екатерины II (в виде Минервы). 1780 -е гг.

Портрет просвещенного вельможи (I) Д. Г. Левицкий (1735 -1822) Портрет архитектора А. Ф. Кокоринова 1769 -1770 Антон фон Марон (1733 -1808) Портрет Иоганна Йохима Винкельмана 1768

Портрет просвещенного вельможи (II) Д. Г. Левицкий (1735 -1822) Портрет П. А. Демидова 1773 Жан-Луи де Вельи (1730 -1804) Портрет графа И. И. Шувалова 1755 -57

“Смягчить нравы и создать новую породу людей” Д. Г. Левицкий (1735 -1822) Портрет Ф. С. Ржевской и Н. М. Давыдовой 1772 Джордж Ромни (1734 -1802) Портрет девочек Камберленд 1772 -73

Программа обучения в Смольном: танцы Д. Г. Левицкий (1735 -1822) Портрет Екатерины Нелидовой 1773 Жак-Луи Давид (1748 -1825) Мадемуазель Жимар в виде Терпсихоры 1773 -74

Программа обучения в Смольном: светские манеры Д. Г. Левицкий (1735 -1822) Портрет Наталии Борщовой 1776 Томас Гейнсборо (1727 -1788) Портрет Джиованны Баччелли 1782

Программа обучения в Смольном: музыка Д. Г. Левицкий (1735 -1822) Портрет Глафиры Алымовой 1776 Помпео Джироламо Батони (1708 -1787) Принцесса Гиацинта Орсини Буонкампаньи Людовизи. 1770 -е гг.

Программа обучения в Смольном: естествознание Д. Г. Левицкий (1735 -1822) Портрет Екатерины Молчановой 1776 Жак-Луи Давид (1748 -1825) Антуан-Лоран Лавуазье с супругой 1788

Просвещенное руководство “свободными художествами” Д. Г. Левицкий (1735 -1822) Портрет графа И. И. Шувалова 1780 -е гг. Сэр Джошуа Рейнольдс (1723 -1792) Автопортрет вдолжности президента Королевской Академии художеств 1773

Разум и чувства в “просвещенной жизни” (I) Д. Г. Левицкий (1735 -1822) Портрет Урсулы Мнишек 1782 Жозеф Дюкро (1725 -1805) Портрет королевы Марии-Антуанетты 1782

Игра и страсть в “просвещенной жизни” Д. Г. Левицкий (1735 -1822) Портрет актрисы Анны Давиа Бернуцци 1782 Томас Гейнсборо (1727 -1788) Портрет актрисы Сары Сиддонс 1783 -85

Разум и чувства в “просвещенной жизни” (II) Д. Г. Левицкий (1735 -1822) Портрет А. Д. Ланского 1782 Иоганн-Батист Лампи (1751 -1830) Портрет светлейшего князя Г. А. Потемкина-Таврического. 1792

Просвещенный ум: философ Д. Г. Левицкий (1735 -1822) Портрет Дени Дидро (?) 1773 -74 Жан-Оноре Фрагонар (1732 -1806) Портрет Дени Дидро Ок. 1769

Просвещенный ум: мистик Д. Г. Левицкий (1735 -1822) Портрет Н. И. Новикова 1797 (?) Карл Фредерик фон Бреда (1759 -1818) Портрет Эммануэля Сведенборга 1817

Э. -М. Фальконе - главный художник Севрской мануфактуры Этьен-Морис Фальконе (1716 -1791) Аллегория зимы Амур, грозящий пальцем Флора 1771 1757 1750 -е гг.

“Скульптурная аллегория русского Просвещения” Мари-Анн Колло (1748 -1821) Голова Петра I Барельеф Петра I 1767 1769 -70 Этьен-Морис Фальконе (1716 -1791) Памятник Петру I на Сенатской площади 1766 -1782

“Просвещенческая аллегория” в городской среде “Торжественное открытие памятника Петру I 18 августа 1782 года” Гравюра А. Мельникова (1830) по рисунку А. Ф. Давыдова; 1782 ↖ Неизвестный художник Перевозка “Гром-камня” (ноябрь 1769 – февраль 1770 гг.) Раскрашенная гравюра, 1780 -е гг. ← Беньямин Патерсен (1748 -1815) Вид Сенатской площади и памятника Петру I. 1799

Екатерининский двор - в скульптуре Ф. И. Шубин (1740 -1805) Портрет фельдмаршала Портрет статс-секретаря, обер-гофмейстера Портрет П. А. Румянцева-Задунайского А. А. Безбородко М. В. Ломоносова 1778 1798 1792

Аллегория искусства: “живописец - обезьяна Бога” И. И. Фирсов (ок. 1733 -1785) Юный живописец После 1765 Жан-Батист Симеон Шарден (1699 -1779) Обезьяна-живописец Париж, 1740

Дидактическая “бытовая сценка” ← И. Ф. Тупылев (1758 -1821) Плутовская игра 1790 -е годы Жорж де Ла Тур (1593 -1672) Мошенничество с тузом бубен. 1635 -47 Микеланджело да Караваджо (1571 -1610) Карточные мошенники. 1596.

“Оборотная сторона” Просвещения (I) ← Неизвестный художник Портрет Д. -А. -Ф. де Сада Начало 1760 -х гг. Неизвестный художник Портрет А. Н. Радищева (1749 -1802) Около 1790 Донасьен-Альфонс-Франсуа маркиз де Сад (1740 -1814) Первое издание романа “Жюстина, или несчастья добродетели” (Амстердам/Париж, 1791)

“Оборотная сторона” Просвещения (II) Жан-Франсуа Туркати (1763 -?) Жан-Поль Марат на трибуне С оригинала С. Пти; ок. 1792 Неизвестный художник Портрет Е. И. Пугачева (ок. 1742 -1775) Ок. 1775 -80 Г. -Х. Сивкинг (1751 -1799) Казнь короля Людовика XVI 21 января 1793 года Раскрашенная гравюра, 1793

“Естественный человек” погружен в природу (I) В. Л. Боровиковский (1757 -1825) Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке. 1794 Франсуа Буше (1703 -1770) Жанна-Атнуанетта Пуассон, маркиза де Помпадур. 1759

“Естественный человек” погружен в природу (II) В. Л. Боровиковский (1757 -1825) Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке. 1790 -е гг. Элизабет Виже-Лебрен (1755 -1842) Королева Мария-Антуанетта с розой в руке. 1783

Новый “канон сентиментального портрета” В. Л. Боровиковский (1757 -1825) Портрет Е. Н. Арсеньевой. Ок. 1795 Портрет Скобеевой. Ок. 1795

Сентиментализм или ампир? (I) В. Л. Боровиковский (1757 -1825) Портрет М. И. Лопухиной 1797 Жак-Луи Давид (1748 -1825) Портрет неизвестной молодой дамы 1798
“Естественный человек” погружен в природу (III) В. Л. Боровиковский (1757 -1825) Портрет Д. А. Державиной 1813 Антуан-Жан Гро (1771 -1835) Портрет Кристин Бойер Ок. 1800

“Начало русского ориентализма” В. Л. Боровиковский (1757 -1825) Муртаза Кули-хан, брат персидского шаха Ага-Мухаммеда. 1796 Жак-Андре-Жозеф Авед (1702 -1766) Паша Мехмед Саид, посол турецкого султана во Франции. 1742

Образ военного героя Антуан-Жан Гро (1771 -1835) Генерал Бонапарт на Аркольском мосту. 1796 В. Л. Боровиковский (1757 -1825) Портрет генерала Ф. А. Боровского 1799 “Как буря, молнией угрюма, Взмахнув, в яру, крылами шума, Рванулись Россы к бою вновь. Не знает их копье отдыха, Грудь взнемлется от часта пыха, Течет ручьем с них пот и кровь” В. П. Петров (1736 -1799) “Ода на взятие Измаила” (1790)

Дамский “ампирный” портрет (I) В. Л. Боровиковский (1757 -1825) Портрет Е. В. Родзянко 1821 Жан-Огюст-Доменик Энгр (1780 -1867) Портрет мадам Леблан 1823

Дамский “ампирный” портрет (II) В. Л. Боровиковский (1757 -1825) Портрет мадам А. -Л. -Ж. де Сталь Около 1812 Жак-Луи Давид (1748 -1825) Портрет мадам Генриетты де Вериньяк 1802

Устойчивость канона парадного портрета В. Л. Боровиковский (1757 -1825) Портрет князя А. Б. Куракина, вице-канцлера двора Павла I 1801 -02 Антуан-Жан Гро (1771 -1835) Ж. -К. -М. Дюрок, герцог Фриулийский, гофмаршал двора Наполеона I 1804

Устойчивость канона “августейшего” портрета (I) В. Л. Боровиковский (1757 -1825) Портрет императора Павла I 1800 Робер Лефевр (1755 -1830) Коронационный портрет Наполеона I 1804

Аскетический (квази-романтический?) портрет С. С. Щукин (1762 -1828) Портрет императора Павла I 1797 -99 Антуан-Жан Гро (1771 -1835) Бонапарт - первый консул 1802

Устойчивость канона “августейшего” портрета (II) В. Л. Боровиковский (1757 -1825) Портрет императора Александра I 1807 -08 Сэр Томас Лоуренс (1769 -1830) Портрет Георга IV, короля Англии 1820

Религиозная живопись Просвещения В. Л. Боровиковский (1757 -1825) Богоматерь с младенцем и ангелами ← 1823 Мертвый Христос во гробе 1824 -25 ↓ Жак-Луи Давид (1748 -1825) Распятый Христос 1782

Тема 4.Русское искусство нервой половины XVIII века

(правление Петра I, Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны )

Положение русского искусства к началу XVIII века: «необходимость Ренессанса». Задачи Ренессанса («открытие мира и человека») решались путем приглашения иностранных мастеров и обучения русских за границей. Художественная политика Петра I (1682-1725): строительство и украшение С.-Петербурга, прославление побед русского оружия (преобладание прикладных задач). - Духовное и формальное наследие иконы и парсуны. - Творчество иностранцев, внесших вклад в русскую культуру: итальянский скульптор Карло Бартоломео Растрелли (1675?-1744; в России с 1716 ), его “Бюст Петра I” (ГЭ и ГРМ, 1719), конная статуя Петра I (перед Инженерным замком), статуя Анны Иоанновны с арапчонком (1741). Живописцы: саксонец Иоганн Готфрид Таннауэр (1680-1737; в России с 1711 ); французы Франсуа Жувене (1664-1749; в России с 1718 по 1723 ) и Луи Каравакк (1684-1754; в России с 1716 ), итальянец Пьетро Антонио Ротари (1707-1762; в России с 1756 ). Их произведения характеризуют средний (с отдельными исключениями - в лучшую сторону) уровень европейского искусства в стилистике барокко и рококо.

Русские живописцы: И.Н. Никитин (1690?-1742) , «петровский пенсионер» в Италии; важнейшие произведения: «Портрет напольного гетмана» (ГРМ); «Портрет канцлера Г.И. Головкина»; «Петр I на смертном одре» (1725). А.М. Матвеев (1701-1739?) , пенсионер в Голландии; автор первого автопортрета в русском искусстве («Автопортрет с женой», 1729). - Правление Анны Иоанновны (1730-1740) и Елизаветы Петровны (1741-1762). Дальнейшее развитие русского искусства: основание Академии художеств (1757). - Живописцы: И.Я. Вишняков (1699-1762) - автор детских портретов С.Э. Фермор и В.Г. Фермора (1740-е гг.); А.П. Антропов (1716-1795) , его «Портрет Петра III” (1762), образчик парадного портрета стиля рококо; картины Антропова: «Портрет графини М.А. Румянцевой» (1764), «Портрет казачьего атамана Ф.И. Краснощекова» (1763?).

Литература

Алексеева Т.В. Гравюра петровского времени. - Л.: Художник РСФСР , 1990;

Алленов М.М. Русское искусство XVIII - начала XX века. - М.: Трилистник , 2000;

Андреева В.Г. Андрей Матвеев. - Л.: Искусство , 1983;

Евангулова О.С. Изобразительное искусство в России первой четверти XVIII века. - М.: Искусство , 1987;

Алексей Федорович Зубов 1682-1751. Каталог выставки [из собрания ГРМ и ГМИИ им. А.С. Пушкина]. - Л.: Искусство , 1988;

Ильина Т.В. Иван Яковлевич Вишняков. Жизнь и творчество. - М.: Искусство , 1979;

Ильина Т., Римская-Корсакова С. Андрей Матвеев. - М.: Искусство , 1984;

Лебедева Т.А. Иван Никитин. - М.: Искусство , 1975;


Шарандак Н.П. Русская портретная живопись петровского времени. - Л.: Художник РСФСР , 1987.

Тема 5. Русское искусство эпохи Просвещения (вторая половина XVIII века)

Общее понятие «Просвещения»: эпоха рационализма, вера во всемогущество разума, «энциклопедизм», «просвещенная монархия». Императрица Екатерина II (1762-1769), ее культурная политика, покровительство искусству и наукам. Новый устав Академии художеств, здание Академии (архитекторы А.Ф. Кокоринов и Ж.-Б. Валлен-Деламотт; 1764-1788). Важнейшие портретисты: живописец Ф.С. Рокотов (1735?-1808) , мастер психологической характеристики: «Портрет поэта В.И. Майкова» (ок. 1765); «Портрет А.П. Струйской» (1772); «Портрет графини Е.В. Санти» (1785). -Живописец Д.Г. Левицкий (1735-1822 ), автор программных работ: «Екатерина II законодательница» (с вариантами, 1783), серия портретов воспитанниц Смольного института - «смолянок» Е.И. Нелидовой (1773), Е.Н. Хрущовой и Е.Н. Хованской (1773), Г.И. Алымовой (1776; вся серия в ГРМ). Стилистические особенности «просвещенческих» парадных портретов. - Скульптор Э.-М. Фальконе (1716-1791): памятник Петру I в С.-Петербурге = «Медный Всадник» (портретная голова исполнена М.-А. Калло; 1782). - Живописец В.Л. Боровиковский (1757-1825) , создатель «сентиментального» направления в портретном жанре: «естественный человек на лоне природы». «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» (с вариантами, 1794-1800-е гг.), «Портрет М.И. Лопухиной» (1797); «Портрет графини А. Безбородко с дочерьми» (1803), «Портрет императора Павла I в облачении гроссмейстера Мальтийского ордена» (1800). Религиозная живопись Боровиковского. Русское искусство и «позднее» европейское Просвещение - родственные черты и отличия.

Литература

Алексеева Т.В. Владимир Лукич Боровиковский и русская культура на рубеже XVIII - XIX веков. - М.: Искусство , 1975;

Гершензон-Чегодаева Н.М. Дмитрий Григорьевич Левицкий. - М.: Искусство , 1964;

Евангулова О.С., Карев А.А. Портретная живопись России второй половины XVIII века. - М.: Искусство , 1994;

Кузнецов С. Неизвестный Левицкий. Портретное творчество живописца в контексте петербургского мифа. - СПб.: Логос , 1996;

Дмитрий Григорьевич Левицкий 1735 - 1822. Каталог [выставки из собрания ГРМ]. - Л.: Искусство , 1987;

Молева Н.М. Дмитрий Григорьевич Левицкий. - М.: Искусство , 1980;

Россия - Франция: Век Просвещения. Русско-французские культурные связи в 18 столетии [Каталог выставки]. - Л.: изд-во Государственного Эрмитажа , 1987.

Тема 6. Российская Академия художеств на рубеже XVIII-XIX веков:

Лучшие статьи по теме