Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Планшеты
  • Биография – Правящий архиерей Новосибирской митрополии. Каинская епархия русской православной цервки, новосибирская митрополия

Биография – Правящий архиерей Новосибирской митрополии. Каинская епархия русской православной цервки, новосибирская митрополия

2 июня Новосибирскому и Бердскому митрополиту Тихону (в миру — Леониду Григорьевичу Емельянову) исполнилось 70 лет. Коллектив газеты «Честное слово» хотел бы поздравить нашего епископа и посвятить ему сегодняшний выпуск «Духовного пространства Сибири». Когда статью посвящают биографии конкретного человека, то всегда начинают «издалека». Не изменим этой традиции и мы

Воронеж — малая родина

Родители будущего владыки Тихона познакомились на фронте. Его мама Екатерина Тимофеевна Ларина ушла на фронт добровольцем в 1942 году, и в госпитале № 01640, где служила санитаркой, встретила Григория Степановича Емельянова. Вместе с госпиталем они исколесили половину Европы. Куда только госпиталь не кидало! Курская, Винницкая, Киевская области. Польский Пшемышль, германские Биртультау и Беслау, Прага. Только в 1945 году семья обосновалась в Воронеже. Здесь в 1948 году и родился Леонид Емельянов — в будущем митрополит Тихон.

В 2004 году родители владыки Тихона переезжают из Воронежа в Москву, к детям. А семейный дом передают Церкви. Сейчас на этом месте выстроен храм великомученика Георгия Победоносца. Вот как вспоминала об этом мама владыки Екатерина Тимофеевна Емельянова: «После войны я прожила в Воронеже около шестидесяти лет. Нам, вернувшимся с фронта военным, райисполком выделил участок земли, пустовавший по соседству с домом моей мамы. В трудных послевоенных условиях построили деревянный дом «столбянку». Затем выстроили просторный кирпичный дом. На строительство дома Комбанк выделил кредит 10 тысяч рублей. Со временем провели воду, газ. Фруктовые деревья я посадила не только во дворе, но и на улице по двум сторонам… Время летит быстро: смотрим, наша старшая дочь собирается на пенсию, моему супругу скоро девяносто, и мне тоже девятый десяток, трое наших детей живут в Москве, дочь Надежда оказалась в чужой стране — Эстонии, а мы вдвоем в большом доме без помощников… Семейный совет решил: нас, стариков, дети забирают к себе в Москву…»

Во время освящения закладного камня храма Георгия Победоносца сестра новосибирского владыки Любовь Григорьевна сказала: «Это дом, где прошло мое детство. Я здесь родилась. И мои сестры Вера, Надежда и брат владыка Тихон (в миру Леонид) родились здесь. Прихожу сюда, как домой, и очень волнуюсь. Где стояла моя кровать — там алтарь… Бабушка (мамина мама) жила в доме по соседству. Именно она научила нас читать по-церковнославянски, прививая веру, водила в храм. Родителям было некогда, они на работе, в делах, а бабушка… К ней приходили старушки — в доме звучали духовные песнопения…

Родители уехали из Воронежа. Конечно, было трудно расставаться, старым людям особенно — они вросли здесь корнями: каждое дерево, каждый гвоздик, каждый кирпичик им знаком. Но сейчас они спокойны и говорят: «Ведь там идет молитва, это для нас — самое главное».

Через год после передачи дома Церкви, в 2005 году, митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий направил владыке Тихону такое письмо: «Ваше превосходительство, дорогой Владыко! Позвольте от всего сердца поблагодарить Ваше Высокопреосвященство и Вашу благочестивую семью за щедрый дар Воронежской и Борисоглебской епархии. Закончилась длительная процедура оформления, в Вашем доме совершается Божественная Евхаристия.

Родительский дом, ставший для Вас первым училищем веры и благочестия на пути к архипастырскому служению, отныне становится основанием для воплощения веры, надежды и любви христианской — храма Божиего.

Воистину надмирное и в высшей степени христианское дело — отдавая, приобретать!.. Вы и Ваша семья обрели множество благодарных молитвенников в лице прихожан храма святого великомученика Георгия Победоносца и, я верю, неветшающее сокровище в обителях Отца Небесного.

Молю Господа нашего Иисуса Христа, да хранит Он Вас и Ваших близких в мире, здравии и благоденствии. Его небесное благословение, присно пребывая с Вами, да укрепит и утешит Вас в трудах на благо Святой Церкви и на всех путях жизни Вашей. Доброго здравия и крепости сил душевных и телесных Вашим досточтимым родителям. С любовью о Господе, Сергий, митрополит Воронежский и Борисоглебский».

Еще не закончив школу, Леонид Емельянов пошел работать на станкостроительный завод, где трудилась его мама. Стал фрезеровщиком высшего разряда. Закончил вечернюю школу. Отслужил в армии. После увольнения в запас был алтарником Покровского храма Переславля-Залесского.

На свое 65-летие в интервью нашей газете митрополит Тихон рассказывал:

— В 50-х годах очень сильно закручивали гайки. Да что говорить, даже в Новосибирске, в здание больницы у Нарымского сквера, которое сейчас разобрали, привозили на расстрел до 1954 года…

Конечно, я с большой теплотой вспоминаю бабушку. Она действительно вложила в наше воспитание часть своей души. Она имела настоящий талант воспитателя, была очень доброй. Ее житейские наставления я помню до сих пор. Например, она говорила: с кем поведешься, от того и наберешься — не дружите с дураками. Известно ведь, что очень многие через не самых лучших знакомых, друзей приобретают различные пороки. Еще она говорила, например: не ссорьтесь до последнего слова, оставляйте последнее слово для примирения. Бабушка была очень мудрой женщиной, все ее любили. Четыре ее зятя никогда с ней не ругались. Я как-то спрашиваю: «пап, почему вы не ругаетесь?» Он, улыбаясь, говорит: «Ну у нас же не теща, у нас патриарх». Вот так они ее ценили.

Первое паломничество в Троице-Сергиеву лавру мы тоже совершили с бабушкой. В храме тяжело ведь было детям стоять, мы были маленькие, службу не понимали. А храм у нас в Воронеже был очень посещаемый, всегда было много народу на праздники. Стоим, духота, а она нас ставила в самый центр. Я говорю: «Бабушка, хочется присесть, давай выйдем на улицу». А она говорила: «Потерпи, нужно мужество, надо себя переломить, надо уметь набираться терпения». Сейчас понимаешь — служба-то всего полтора часа идет. А вот тогда казалось это просто бесконечностью.

Чтобы не болтался по улицам, мама устроила меня в 16 лет работать на завод, на станок (учеником фрезеровщика). Я окончил вечернюю школу и поступил сразу в техникум. Мне дали его закончить и забрали в армию. Я попал в Москву и решил после армии не идти на светскую работу, решил посвятить себя церковной деятельности. Моя сестра в это время уже вышла замуж за выпускника Московской духовной академии, ее муж, впоследствии — отец Борис, стал священником, у него была хорошая библиотека. У нас в Воронеже-то тогда ничего, никаких книг практически не было, все погибло во время войны, а в Москве многое сохранилось.

Отец Борис мне сказал, что Церкви не хватает кадров. Я решил: почему я, верующий человек, должен вместе со всеми строить коммунизм, безбожное общество? Я же верю в Бога, и надо стараться послужить Ему. Тогда это считалось особенно непочетным, особенно для молодого человека. В храмах стояли в основном одни бабушки. Когда я в Воронеже появлялся в храме, все удивлялись тому, что на службу пришел молодой человек. Хотя, конечно, молодежь тогда ходила в храм, но совсем немного, все-таки боялись. Я тогда подумал: вот это как раз и нужно, необходимо тогда было иметь мужество, чтобы ходить в храм. И в Евангелии есть слова Иисуса Христа: Кто Меня постыдится, того и Я постыжусь перед Отцом Небесным.

После армии я взял письмо у архимандрита Кирилла (Павлова), духовника Троице-Сергиевой лавры, у которого тогда уже окормлялась вся наша семья. Он направил меня в Переславль-Залесский, где я прислуживал год в Покровском храме. После этого я поступил в семинарию, и началась моя церковная жизнь — отметил митрополит Тихон.

В 1974 году будущий владыка поступает в Московскую духовную семинарию. 10 октября 1976 года он был зачислен в штат Издательского отдела Московского Патриархата.

4 декабря 1978 года архиепископом Волоколамским Питиримом (Нечаевым) был рукоположен в диакона и назначен заведующим отделом церковной жизни редакции «Журнала Московской Патриархии».

19 марта 1981 года наместником Троице-Сергиевой лавры архимандритом Иеронимом (Зиновьевым) был пострижен в монашество с именем Тихон, в честь святителя Тихона, епископа Воронежского; в тот же день ректором МДА архиепископом Дмитровским Владимиром (Сабоданом) рукоположен во иеромонаха.

В 1981 году оканчивает Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. С 1983 года по 1986 год является первым заместителем главного редактора Издательского отдела РПЦ — архиепископа Питирима (Нечаева); руководил возведением нового здания для Издательского отдела и приходского дома при храме Воскресения Словущего на Успенском вражке (место постоянного служения архиепископа Питирима и других клириков Издательского отдела).

4 июля 1984 года возведен в сан архимандрита. В 1986 году жил в Троице-Сергиевой лавре, затем перешел в московский Данилов монастырь (был помощником эконома, а затем экономом). 12 мая 1987 года назначен наместником Данилова монастыря, за участие в его восстановлении награжден Патриаршим крестом.

Всего четыре священника

25 января 1990 года начинается епископское служение. Постановлением Священного Синода РПЦ определен быть епископом Новосибирским и Барнаульским. 19 августа 1990 года в Богоявленском соборе Москвы состоялась его епископская хиротония, которую совершили Патриарх Московский Алексий II, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), архиепископ Калужский и Боровский Климент (Капалин), епископ Истринский Арсений (Епифанов) и епископ Подольский Виктор (Пьянков). Вот что об истории Новосибирской епархии в 2013 году рассказывал владыка Тихон нашей газете:

— Я приехал в Новосибирск в 1990 году. В области было всего (!) два храма. Один в городе — это наш Вознесенский кафедральный собор, и в области, в Новолуговом — храм святителя Николая. Было еще несколько молитвенных домов. В городе было всего четыре священника. А боролись с ними 200 тысяч атеистических сотрудников общества «Знание». 200 тысяч, представьте себе!

Я приехал из Москвы, где участвовал в восстановлении Данилова монастыря, в Москве уже работали воскресные школы, возрождались и другие церковные структуры. Но в Новосибирской области практически не было ничего. И вот в 1991 году Новосибирск решил посетить Патриарх Алексий II. Это, конечно, способствовало тому, что нам стали помогать местные власти. Но главным образом не хватало кадров. А в храме тогда было очень много молодых людей, которые хотели принять священнический сан. Мы открыли для них курсы. У нас был небольшой зал, в котором помещалось 40 человек. Почти все они приняли сан. Стратегия была таковой — в каждом районе города и в каждом районном центре области открыть молитвенный дом или храм. Конечно, мне пришлось поездить, познакомиться с главами администраций. С некоторыми из них у меня до сих пор хорошие, именно дружеские отношения.

Проблема с кадрами начала решаться очень быстро. Тогда мы практически каждое воскресенье рукополагали одного в дьяконы, другого в священники. За пять лет, к 1995 году, мы открыли 90 приходов. Потом меня призвали обратно в Москву. В 2000 году я снова возвратился в Новосибирск. За последние 13 лет мы укрепили церковную экономику, и это открыло нам большие возможности для социального служения.

Сегодня у нас более 30 отделов в епархиальном управлении, которые занимаются различными направлениями церковной деятельности. Прежде всего, это работа с социально незащищенными людьми, с людьми, которые оказались в трудных жизненных обстоятельствах.

Сегодня у епархии и под нашим попечительством существует 17 реабилитационных центров для наркоманов. Всего в России таких центров 40. Из них три у государства. У нас есть 18 летних детских лагерей, в которых ежегодно отдыхает около 2000 ребятишек. Мы окормляем 50 детских домов и интернатов. Окормляем все колонии, 30 медицинских учреждений. Наши сестры милосердия бесплатно ухаживают за больными. Есть два центра, в которых оказывают помощь людям без определенного места жительства, мы называем эти центры богадельнями. Там живут и инвалиды, которым негде жить и которые не могут за собой ухаживать. Помогают богадельни, особенно суровой сибирской зимой, людям, которым негде жить. За эту зиму от обморожения спасли тысячу человек. В Омске 20 человек замерзли насмерть. У нас, слава Богу, ни одного.

Наш центр помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, за этот год оказал 70 тысяч социальных услуг. За год мы потратили десятки миллионов только на социальную работу.

Конечно, и строительство храмов продолжается. Каждый год по области открываются по 5—10 храмов, отметил митрополит.

Что касается современной жизни Новосибирской епархии, то 31 января 2018 года митрополит Тихон рассказал о том, что в митрополии идет «большая стройка».

«В городе у нас сейчас в процессе строительства находится 48 храмов, 16 часовен и 82 других объекта. Конечно, средств, как всегда, не хватает, и поэтому — там немножко делаем, там немножко. Но потихоньку каждый год какую-то стройку мы заканчиваем.

Самая большая стройка — это наша духовная семинария в городе Обь. В основном учебном корпусе уже все сделано. В прошлом году также было сделано общежитие, в которое уже переселились студенты. После этого сразу увеличился набор. Раньше жили по 12 человек в комнатах, теперь по четыре человека. У нас там же не только семинария, но еще и пансион, подготовительное отделение. Пансион — это когда ребятишки приходят после девятого класса. Точнее, 10—11-й классы они учатся в общеобразовательной школе в Оби, а живут и питаются у нас в семинарии и тоже готовятся к поступлению. Сейчас доделываем административное помещение, где будет большой спортзал, тренажерный зал, зал самоподготовки с библиотекой, актовый зал и большая трапезная на сто человек.

Я спросил у ребят: «Какой зал вам нужен первым?» Они все сказали: «Спортзал!» Ну, молодые ребята… им, конечно, хочется, чтобы можно было после учебы пойти размяться».

Цивилизационный выбор молодежи

Митрополит Тихон в начале 2018 года рассказывал новосибирской прессе и о том, что уже в этом году в центре города планируется открыть Дом молодежи. Первый подобный проект в России.

— Да, работы с молодежью много, она очень важна для нас, поколения сменяются очень быстро. И для православной молодежи тоже должен быть свой досуг. В прошлом году у нас провели форум моды. Вы знаете, например, мусульмане, особенно в Чечне, тоже проводят такие форумы мусульманских женщин. Красивые платья, интересно, что они возрождают свои традиции. Конечно, не все будут это носить, но даже в целях сохранения традиций, мне кажется, это очень важно. Все-таки это говорит о национальной идентичности. Вот, мол, так вот женщина-чеченка должна выглядеть. А дальше уже могут быть различные варианты. Мы здесь решили сделать нечто подобное.

Если вернуться к Дому молодежи, то мы уже несколько лет потихоньку, когда есть деньги, занимаемся отделочными работами. На днях будем ставить двери, уже есть полы. В здании будет часовня, она уже расписана. В здании будет небольшое бесплатное кафе, где молодые люди могут попить чай, кофе после занятий. Будут и молодежные кружки.

В селе Боровом на берегу Оби у нас также работает очень хороший молодежный лагерь. Это двухэтажное здание плюс десять домиков. Уже несколько лет мы проводим там молодежные смены, которые называем «трудовыми». Молодые люди приезжают туда со всей Сибири. Лагерь бесплатный.

Рассказывая о том, что в 2018 году на территории Троицкого сквера будет установлен памятник святому князю Владимиру, владыка Тихон сказал:

— Это тема цивилизационной идентичности. А князь Владимир положил начало цивилизационному выбору Руси, когда крестился сам, его дружина, а потом и простые люди. Русь принимает веру не откуда-то, а из тогдашнего центра цивилизации — тысячелетней Византийской империи. Наш известный филолог Леонид Григорьевич Панин, оценивая вклад князя Владимира в русскую культуру, сказал: «Произошло наложение византийской кальки на наш народ. И поэтому все у нас стало развиваться к мощнейшей Византийской империи. А с падением Византийской империи в XV веке многие ученые, художники, философы, мыслители переехали на Русь именно оттуда, неся православную культуру».

Князь Владимир — начало нашей цивилизации, и молодежь должна знать о его подвиге. 1030-летие Крещения Руси мы тоже будем широко отмечать, чтобы донести до молодежи эти исторические сведения, в том числе и те, откуда есть пошла русская земля. Это наши корни, и если молодой человек не привит к этим корням, он не может быть патриотом. Патриотизм мы не можем делить на царский, советский, демократический… Патриотизм — это любовь к своему народу, своей культуре, истории, ко всему наследию, которое мы за эту тысячу лет собрали для себя.

Невыдуманная нравственность

Иногда говорят, что для современного общества религия устарела. Но на самом деле она всегда молода, потому что мы — новые люди, мы современны и пришли в этот мир недавно, древними остаются только учения, традиции и заповеди. И церковь как раз напоминает нам о проверенном, верном пути.

— В любом веке мы наблюдаем одно и то же: как только цивилизация развивается до определенного высокого уровня, в обществе тут же происходит отход от нравственных ценностей, — рассказывал 10 лет назад тогда еще архиепископ Тихон Софии Голдберг, журналисту издания «Эксперт-Сибирь». — Гибель всех древних цивилизаций мы замечаем в первую очередь по признаку нравственного упадка. Религия всегда современна, но деградирует само человечество, так как религия мешает строительству потребительской цивилизации, потому что призывает к другому государству, к духовному, а оно — антипод материальным понятиям. Главный идол сегодняшнего дня — благосостояние общества. Само слово «религия» восходит к латинскому religare, «связь с Богом». И первая заповедь гласит: возлюби Бога. Но как Его полюбить, если мы Его не ощущаем, не видим? Через творения мы должны увидеть, что мир создан очень разумно, и полюбить высший творческий Разум. И тогда любовь к Богу станет преградой для любви к идолам — ложным богам. Но любовь, в свою очередь, подавляет свободу и делает человека зависимым от кого-то или чего-то — от Бога, от предмета, от другого человека. Самый опасный идол — это материальное благополучие, которому подвержены мы все. Идол — это не то, что вырубили из песчаника со скрещенными на животе руками. Это понятие духовное. Но вся соль нравственности заключается в том, чтобы понять, где же жизненная необходимость переходит в порочное излишество. Если человек не способен ощутить эту невидимую грань, он начинает деградировать. Помните, у Пушкина: «Там царь Кощей над златом чахнет»? Злато — это же символ благополучия, оно должно служить, давать благо жизни, но уже он служит злату и над ним чахнет, — отмечал владыка.

— Я думаю, что в христианстве правильнее всего определено понятие любви. Любовь — это самопожертвование. А на жертвенность человек, изнеженный материальными благами, как правило, не способен. Он — эгоист и потребитель. Потому что жертвовать, сострадать — это всегда очень болезненно. Церковь как раз напоминает об этих истинах современному человеку. Советская власть воспитывала общество даже не в атеистическом духе, а в духе невежества. Духовная литература не издавалась, священников было мало. Я приехал в Новосибирск в 1990 году — здесь был один храм на город и область, четыре батюшки и тысячи атеистических работников, которые на средства госбюджета боролись с этими четырьмя батюшками. Представьте себе, какой натиск выдержала церковь! И устояла. Почему? Потому что атеистическая и материалистическая идеология были формальны. В советское время было принято думать, что с церковью покончено, но, как оказалось, чуть не покончено-то было с обществом. Все демографические беды, которые мы испытываем сейчас, начались не сегодня, а с 1960-х годов, с хрущевских гонений. При Сталине с 1943 года было открыто 20 тысяч храмов, Хрущев закрыл 15 тысяч. И сразу в демографии и социальных показателях начался сбой. Увеличилось количество самоубийств, абортов, разводов, возросла преступность. Бороться с этим мало кто хочет. А церковь делает это на общественных началах.

В то же время церковь отделена от государства. Мы не вмешиваемся в политическую жизнь страны, и государство не вмешивается в дела Церкви. Но когда государство понимает, что Церковь приносит пользу, оно дает возможность ей влиять на общество. Мы уже в другом строе, уже не советском, но отношения между Церковью и властью далеко не идеальны. Конечно, хотелось бы, чтобы в школах преподавался если не Закон Божий, то хотя бы основы духовной культуры.

К Пасхе

Отдельно следует отметить, что митрополит Тихон пишет замечательные проповеди к великим христианским праздникам. Точнее будет сказать, что называются эти проповеди посланиями. Приведем ниже часть пасхального послания, которое написал владыка в этом году:

«Христос восстал из мертвых — восстаньте с Ним и вы! Христос во славе Своей — восходите и вы! Христос из гроба — освобождайтесь из уз греха. Пасха, Господня Пасха! И еще скажу в честь Троицы: Пасха! Ныне спасение миру — миру видимому и невидимому, — восклицает Святитель Григорий Богослов в Слове на Пасху.

«Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, победную поющия», — слышим мы в праздничном каноне пасхального богослужения.

Радуясь победе Воскресшего Христа над смертью, надо помнить, что радость спасения пришла через Голгофу, через Крест. Поэтому Церковь Христова учит воспринимать земную жизнь нашу как крестный, пасхальный, спасительный из сени смертной исход в жизнь вечную, в невечерний день Царствия Христова.

В нынешнем году исполняется 100 лет с начала послереволюционных событий в нашей отечественной истории, когда наступила длительная эпоха мученического и исповеднического подвига. Крестный путь России в XX веке открывается нашему взору в подвигах святых новомучеников и исповедников Церкви Русской. В чем величие их жертвенного подвига? — Святые новомученики и исповедники Церкви Русской сберегли для нас самое главное — веру во Христа, смертью смерть поправшего и даровавшего нам Своим Воскресением вечную жизнь, они сохранили Святую Веру Православную, Русскую Православную Церковь, Россию.

Мы молитвенно вспоминаем столетие со дня мученической кончины царской семьи, их слуг и преподобномученицы Елисаветы Феодоровны, показавших пример стояния в вере и жертвенного служения ближним даже до смерти. Мы прославляем исповеднический подвиг Святителя Тихона, Патриарха Московского, поставленного Промыслом Божиим у кормила Русской Церкви в эпоху огненных испытаний для Отечества нашего.

Новомученикам и исповедникам Церкви Русской довелось пережить тюрьмы, лагеря, неправедный суд, общественное унижение, неблагодарность, клевету и предательство. А они, страдая и умирая за веру во Христа и Евангельскую Правду, молились о спасении своих соотечественников, о спасении России, о спасении и вразумлении своих мучителей, со словами: «Телесная бо и сия мучения — веселие суть рабом Твоим, Господи».

Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский, пострадавший в 1922 году за защиту церковных святынь, перед расстрелом написал такие удивительные слова:

«Христос — наша жизнь, свет и покой. С Ним всегда и везде хорошо. За судьбу Церкви Божией я не боюсь. Веры надо больше, больше ее надо иметь нам, пастырям. Забыть свои самонадеянность, ум, ученость и силы и дать место благодати Божией. Надо себя не жалеть для Церкви, а не Церковью жертвовать ради себя».

Подвиг Святых новомучеников и исповедников должен всегда оставаться в благодарной памяти народной, потому что они являлись не только лучшими сынами и дочерьми Святой Матери-Церкви, но и лучшими гражданами своего земного Отечества. Христианин является ответственным гражданином не за страх перед законом, а по своей совести. Это ясно из слов святого апостола Петра, который предупреждает последователей Христа: «Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь» (1 Пет. 4, 15-16). Поэтому если верующий во Христа гражданин страдает именно как христианин, то государство, карая его за веру и нравственные убеждения, поступает не как охранитель, а как разрушитель общественного и нравственного правопорядка. В таком случае потерпеть наказание и смерть за Христа — это не позор, а честь!»

Подготовил Александр ОКОНИШНИКОВ,

Родился 2 июня 1948 года в Воронеже в семье фронтовиков, в Святом Крещении был наречен Леонидом (в миру Леонид Григорьевич Емельянов). После окончания восьмого класса он трудился рабочим на заводе, учился в вечерней школе. Затем поступил в техникум, который успешно закончил. После службы в армии алтарничал в Покровском храме г. Переславля-Залесского.

В 1977 году окончил Московскую Духовную семинарию, а в 1981 году - Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия. 4 декабря 1978 года рукоположен в диакона. 10 октября 1976 года зачислен в штат Издательского отдела Московской Патриархии, а в 1978 году назначен заведующим отделом «Церковной жизни» редакции журнала Московской Патриархии.

19 марта 1981 года принял монашеский постриг с именем Тихон в честь святителя Тихона, епископа Воронежского и поступил в число братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Рукоположен в иеромонаха. В 1983 году окончил аспирантуру при Московской Духовной академии. В 1983 году возведен в сан игумена, а в 1984 - архимандрита. До 1986 года архимандрит Тихон трудился в Издательском отделе Московской Патриархии.

С 1987 по 1990 год архимандрит Тихон был наместником Московского Свято-Данилова монастыря. 19 августа 1990 года хиротонисан в епископа Новосибирского и Барнаульского.

Святительство Владыки Тихона в Сибири проходило уже в новых условиях. Перед Церковью встали сложнейшие задачи восстановления и строительства храмов, налаживания жизни монастырей епархии, возрождения традиций образовательного, просветительного, благотворительного, миссионерского и церковно-общественного служения.

С первых дней своего служения на Новосибирской кафедре Владыка Тихон заботился о пополнении числа священнослужителей, миссионеров, преподавателей приходских школ. Активное храмостроительство, массовое открытие новых приходов, Духовной семинарии в Томске и Богословского института в Новосибирске, православных гимназий - вот далеко не полный перечень того, что делалось по благословению и при непосредственном участии Владыки в эти годы.

Владыка Тихон управлял Новосибирской епархией до июля 1995 года, когда был назначен епископом Бронницким, викарием Московской епархии, председателем Издательского совета и главным редактором Издательства Московской Патриархии.


Митрополит Тихон на встрече со студентами НСМПБИ

С 28 августа 1995 года - настоятель храма во имя Всех Святых на Соколе в г. Москве. В сан архиепископа возведен 25 февраля 2000 года.

Награжден орденами Русской Православной Церкви: святого равноапостольного князя Владимира I степени, преподобного Сергия Радонежского II степени, святого благоверного князя Даниила Московского II степени, Патриаршим крестом. Также Владыка награжден правительственной наградой - медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Литература:

75 лет Новосибирской епархии. Издано Вознесенским кафедральным собором г. Новосибирска

Новосибирская епархия: история и современность. Издательский дом "Новинвест плюс", Новосибирский филиал Российского фонда культуры, Новосибирск, 2006.

Перед Богом обязан

Тихон, митрополит Новосибирский и Бердский (родился в 1948 году)

с 28 декабря 2000 года – архиепископ Новосибирский и Бердский, с 8 января 2012 года – митрополит Новосибирский и Бердский.

Печатается по книге:

«Созидатели» : очерки о людях, вписавших свое имя в историю Новосибирска. Т. I . С. 421-432.

Составитель Н. А. Александров; Редактор Е. А. Городецкий.

Новосибирск: Клуб меценатов, 2003. – Т.1. - 512 с.; Т.2. - 496 с.

Наш суровый и холодный край обладает особо притягательной силой, способностью влюблять в себя и покорять тех, кто соприкоснулся с ним. Через это прошли многие тысячи людей. Думается, что эту таинственную силу земли сибирской испытал на себе теперь и высокопреосвященный владыка Тихон. Теперь. А ведь изначально относился к ней неприязненно.

Но пути Господни неисповедимы. Думал ли он, воронежский мальчик, что ему когда-нибудь предстоит посвятить себя служению Сибири и ее людям? Сибири, о которой так не любил рассказывать пострадавший от репрессий его отец, а если и рассказывал, то коротко и страшно: «Привезли нас, двух малолетних мальчишек вместе с мамой, вытолкнули из товарного вагона прямо в снег: живите, как хотите. Цивилизации никакой. Зимой снег. Летом болото. Не дали учиться... ». И эти короткие фразы глубоко запали в душу отроку. И он, как и отец... не любил Сибирь. Заочно, априори.

Но именно поэтому, как это ни покажется странным неверующему человеку, поехал сюда. Для него, служителя Церкви, нет ничего выше служения ей. А истинное служение – делать трудное дело, такое, которое не хотят делать другие. Сибиряку трудно понять, что его земля и его город вызывает почти что ужас у жителей средней полосы России и особенно у москвичей. И Новосибирск для них не столица края, а просто провинциальный город в этой ужасной Сибири. И отъезд сюда равносилен ссылке.

– Сан сниму! От веры отрекусь! – возмущался один из высоких церковных иерархов, узнав, что его могут направить в одну из сибирских областей.

Не таков владыка Тихон. Для него, патриота и гражданина, было понятно, что для Церкви и Отечества сейчас очень важно принести Слово Божие в атеистическую Сибирь. Вот почему, когда совершился обряд хиротонии – посвящения во епископа Новосибирского, он сказал в своем прощальном слове святейшему патриарху: «Мои дед и отец побывали в Сибири. Правда, не по собственной воле. Они были репpecсированы. Теперь вот вы и меня посылаете, за что я вам очень благодарен».

Нового владыку встречали восемь священников – именно столько батюшек трудилось тогда в нашем городе. При этом, замечу попутно, работало почти 200 тысяч работников идеологического, то бишь атеистического фронта.

Но, как говорится в Писании, – не бойся малое стадо. На гребне пробудившегося интереса к религии и Церкви новый руководитель епархии активно ищет новые формы свидетельства о православии. Во всех храмах обширной тогда епархии (Новосибирская, Томская области, Алтайский край) создаются воскресные школы для обучения взрослых и детей. В них преподаются Священное Писание, катехизис, литургические знания, Закон Божий. Священники выходят в школы и вузы, где читают лекции на духовно-нравственные темы, выступают в домах престарелых, интернатах, колониях, воинских частях. Открываются приходские библиотеки, а в епархиальном управлении заработали «богословские среды» – кружок, который посещают студенты новосибирских вузов. Организованы курсы для кандидатов в священнослужители – кадровый вопрос был самым острым в ту пору. Заработал редакторско-издательский совет, который занимается вопросами выпуска литературы духовно-нравственного содержания. Сотрудники епархии вместе с прихожанами стали оказывать материальную и духовную помощь инвалидам, сиротам, осужденным. Завязалась плодотворная работа со средствами массовой информации. И, конечно же, начали открываться новые приходы.

Буквально в считанные месяцы русская православная Церковь в Новосибирске становится заметным общественным институтом. В приемной владыки Тихона многочасовые очереди – в городе теперь считается хорошим тоном испрашивать благословения на открытие нового дела. Ходоки из глубинки, руководители вновь появившихся общественных организаций, военные, предприниматели приходили за советом, поддержкой, искали пути к сотрудничеству и взаимодействию. Начались массовые крещения. Ежедневно в единственном тогда соборе, Вознесенском, крестились по 500-600 человек. Батюшки падали от усталости, но пребывали в радости, воспринимая жажду людей принять святое крещение как милость Господню.

Свою первую архиерейскую службу в Новосибирске епископ Тихон совершил 28 августа 1990 года, в день Успения Пресвятой Богородицы, а всего через 8 месяцев, в начале мая 1991 года в наш город прибыл Eго Святейшество Патриарх Всея Руси Алексий II. И новому управляющему епархией было что сказать и что продемонстрировать Святейшему. И самое главное – даже не вновь открытые приходы, не возвращенный в лоно Церкви храм Александра Невского, а разительные перемены в настрое общества, в готовности обратить свои взоры в сторону Церкви. Открывшиеся шлюзы демократии словно шелуху смели «единственно верное материалистическое миропонимание» и насаждавшийся десятилетиями атеизм. Время и титаническая подвижническая деятельность немногочисленных пастырей Божиих сделали свое дело - подавляющее большинство населения если еще не пришли к вере в Бога, то уже отреклись от веры в Ничто. И надо было видеть, с какой готовностью еще всемогущие тогда партийные боссы – недавние ревнители атеизма – рапортовали Святейшему о своей приверженности христианским идеалам и желании поддерживать православную Церковь! Говорили вполне искренне и позднее доказали это делами!

В то время владыка активно выступает в газетах, на телевидении, свидетельствуя о Господе. Многое тогда открывалось нам впервые: в частности, хотя бы то, что «образованный человек» – термин церковный, означающий, что человек несет в себе образ Божий, и многое-многое другое. Но особенно поразил и надолго запомнился ответ владыки на вопрос одной журналистки о том, почему в Церковь идет мало молодежи (так еще и было тогда): «То, что в Церковь идет мало молодежи – не укор и не позор для Церкви. И то, что в Церкви стоят старики и старушки – это СЛАВА ЦЕРКВИ! Значит, эти люди не нашли ничего другого в жизни и в конце ее пришли не в театр, а в Церковь. Молятся и просят Бога о прощении грехов. Потому что знают, что стоят перед Вечностью, а в Вечность грязным не войдешь ». Старики – слава церкви! Как сказано! В этом изречении и любовь, и философия, и истина. В этом выражении весь владыка с его потрясающим умением говорить просто и емко о самых глубоких и сложных понятиях, умением говорить на чистом и красивом русском языке, умением, которое почти утрачено нашими современниками. Речь владыки – это речь всесторонне образованного человека, прекрасно знающего европейскую культуру, человека, обладающего редкой широтой взглядов.

Старики – слава Церкви! А нам-то внушали: старики ходят в церковь потому, что малообразованны, некультурны. Образованный же человек не пойдет в храм, потому что овладел единственно верным марксистко-ленинским учением. Так целым поколениям прививалось пренебрежительное, неуважительное отношение к своим предкам, к своим корням и к своей истории, наконец.

Старики – слава Церкви! Сколько любви и уважения к тем, кто прожил долгую жизнь! Для него лично, для юного отрока Леонида, любовь к тем, кто прожил долгую жизнь, началась с любви к бабушке, которая привила внукам веру в Бога и учила их, как важно нести по жизни эту веру в чистоте и незапятнанности.

– Ребятишки – говаривала она, – храните веру в Бога. Не зарплата главное, не деньги, а вера.

Дом, семья, весь уклад жизни которой строился соответственно этой вере, где читались молитвы, соблюдались посты и чтились праздники, где всё основывалось на Божиих заповедях, конечно же, формировали с младенчества его религиозные убеждения. И он еще совсем маленьким мальчиком сделал свой первый нравственный выбор.

Сам он вспоминает об этом так:

В первом или втором классе учительница сказала: «Знаете, дети, Бога нет!» Я тогда подумал: мама и бабушка говорят, что есть, а учительница, что – нет. Значит, кто-то из них врет. Мама и бабушка не станут обманывать. Я ведь – ихний. Значит, врет учительница. Я-то ведь ей никто. Почему она должна мне правду говорить?

Так семилетний отрок, сам того не осознавая, проявил стойкость в вопросе веры. Сколько раз ему еще придется стоять за веру в атеистическом государстве! И, после службы в армии, после этих иссушающих душу политчасов, после всей этой пропаганды и неправды, против которых бунтовала юная душа, он решил пойти послужить в храм, оттаять душой и разобраться в себе и подумать о своем дальнейшем пути. Он тогда еще не собирался становиться священнослужителем – просто приехал в Переславль-3алесский, поступил в Покровский храм, алтарничал, пономарил, пел на клиросе, убирал в храме. Делал самое простое дело. Но с этого момента и началось его возрастание на ниве церковного делания. Не зря же говорят, что человека по жизненному пути ведет Господь. Настоятель храма отметил благочестие и усердие способного молодого человека и сказал: «Teбе надо поступать в духовную семинарию».

Предложение было неожиданным, и будущий владыка для себя решил положиться на волю Господа: поступлю – поступлю. Нет – значит нет. Времени на подготовку не было, но он поступил.

Одаренный и усердный семинарист, блестяще овладевавший науками, был замечен, и по окончании семинарии ему предложили поступить в Московскую духовную академию, которую и закончил в 1984 году со степенью кандидата богословия. Следующим шагом стала аспирантура при академии. Еще учась в семинарии, начал работать в издательстве московской патриархии, а в 1981 году принял монашеский постриг. В 1986 году архимандрит Тихон становится насельником Свято-Данилова монастыря, несет послушание помощника эконома обители, затем – эконома, а еще через год становится наместником того же монастыря.

Вот здесь, на самостоятельной работе, в полной мере начинают проявляться его недюжинные таланты организатора, созидателя. Ему выпала счастливая возможность принять на себя труды во имя Господня, восстанавливая Свято-Данилов монастырь, эту жемчужину XIII столетия. Кому хоть единожды выпадало строить, знает, сколь многотрудное и хлопотное это дело. Строить же в эпоху социалистического хозяйствования, да еще в застойные годы, – стократ труднее, потому что все – от гвоздя до железа – дефицит. Все надо выбивать, доставать, все добытое уберечь от алчущих заполучить себе эти вожделенные дефицитные вещи. Мало того, необходимо было со всей бережностью отреставрировать утраченные элементы росписи, живописи, лепнины, резьбы, соблюдая старинную технологию. Благодаря подвижническим усилиям нового наместника дивный памятник русской истории и культуры возвращен к жизни в своей первозданной красоте. Это являлось работой общероссийского значения. Не зря сей труд удостоен значительной награды – Патриаршего креста.

Это благословенное качество – ничего не делать с прохладцей, а работать, вкладывая в дело сердце, он несет через всю свою жизнь, что оценили и новосибирцы, и сам Святейший Патриарх, отозвав в 1995 году владыку Тихона в Москву, для налаживания работы в издательстве Московской Патриархии. Когда он вступил в должность председателя издательского совета и главного редактора, то оказалось, что его большой, в 80 человек штат сотрудников более полугода сидит без зарплаты, склады пусты, а материальной поддержки ждать неоткуда. И тогда опять, как уже бывало не раз, епископ Тихон превратил рабочее место в свой дом. Он буквально дневал и ночевал здесь: в смежную с рабочим кабинетом комнату была поставлена кровать. Дел предстояло переделать столько, что он считал непростительным тратить время на дорогу; ночь и усталость заставали его прямо в офисе. Но зато не прошло и года, как издательство стало подниматься. К моменту, когда владыке предстояло «второе пришествие» в Новосибирск, а это случилось в 2000 году, в издательстве уже забыли о былом неблагополучии – оно стало процветающим учреждением.

Труды владыки Тихона на ниве церковного делания отмечены многими наградами, в числе которых и орден «Равноапостольного великого князя Владимира» и орден «Преподобного Сергия Радонежеского», и медаль «За заслуги перед Отечеством» II степени. Но не ради славы и наград несет многотрудное бремя архиепископ Тихон, а для пользы Отечества и святой Церкви.

Приехав вторично в наш город, он ставит перед собой новую небывалую задачу – ввести основы религиозного образования в общеобразовательных учебных учреждениях.

Конституция в России не позволяет преподавать в школах Закон Божий, больше того, в последние годы в школы, под видом борьбы с сектанством, не допускают и священнослужителей православной церкви. Это тем более грустно и непонятно, что порой продавцы наркотиков чувствуют там себя вольготно.

– Да, Церковь отделена от государства, – с горечью говорит владыка. – Но мы же граждане своей страны, мы не можем равнодушно проходить мимо безобразий, которые происходят в нравственной атмосфере общества. Почему порнографию можно пускать в каждый дом, а слово Божие нельзя? Ведь нас стали выдавливать с телеканалов! Человеку необходимо напоминать о том, что он – высшее существо, что он должен чтить отца своего, не должен красть, убивать. Если люди не слышат эти спасительные истины, они легко впадают в забвение, ими начинают овладевать пороки. И чем больше у человека пороков, – со свойственной ему афористичностью отмечает владыка, – тем больше доходов от него можно получать! Вот почему выдавливаются религиозные передачи из телевизионных программ – капиталу это невыгодно. Но мы не собираемся сдаваться!

Так что можно сказать – православная Церковь в Новосибирске вступает в борьбу со всесильным капиталом, в сражение за нравственное состояние общества, за молодежь. На стороне противника – деньги с их обольстительной и одновременно губительной сущностью, здесь – всего лишь Слово. Но владыка верит и молится и надеется, что с помощью Слова можно отстоять лучшую часть молодежи от заманчивых, но смертельно опасных соблазнов, которые подстерегают юные души на каждом шагу. На карту поставлено самое дорогое – будущность нации, страны, ее молодое поколение.

Им вместе с настоятелем храма «Всех святых в Российской земле просиявших» протоиереем Борисом Пивоваровым впервые в России написан и издан учебник «История православной культуры России». Отрадно, что начинатели не остались на этот раз одиноки, идею с самых первых ее шагов поддержал министр культуры России Швыдкой. Сейчас в ряде школ города ведется преподавание нового спецкурса, и будем надеяться, что с помощью Божией новый предмет станет обязательным. Еще в школе нас учили, что личностные качества человека определяются по тому, как он относится к старикам и детям. Про стариков мы уже говорили, о детях хочется сказать особо.

– Я – монах, – говорит владыка. У меня нет своих детей. Но тем более мне хочется что-то сделать для них...

И он делает столько, что всего не перечислишь. Теплом и заботой он окружил две детские православные гимназии города, многочисленные воскресные школы, не остались без попечительства и дети-сироты, и инвалиды, и учащиеся кадетского корпуса, и просто городские и сельские детишки. Владыка с удовольствием приходит на различные детские праздники, конференции, не пропускает даже открытия городской елки. Больше того, он просто наслаждается детским обществом. Резвые игры, звонкий смех не раздражают его, а напротив дарят удовольствие. И он очень любит побывать среди ребятишек где-нибудь на природе, в загородном детском лагере, посмотреть, как носится ошалевшая от вольного воздуха и простора детвора, как радуется жизни и солнцу.

Кстати сказать, в области открыто семь детских загородных православных лагерей, в которых все, начиная от ремонта, кончая необходимым оборудованием, приобретается и делается за счет епархии. Для сравнения: в Московской области нет ни одного лагеря для православных детей! В 2003 году государство намерено отказаться от финансирования детского отдыха, от оплаты за путевки для детей. И владыка, со свойственным ему умением обобщать, высказывается:

Если государство не хочет это делать, то для чего такое государство? Зачем власть, если она не заботится о народе? Чтобы деньги перекачивать на счета богатых? Олигархов она не может обидеть, а детей можно? И кстати, не такие уж и деньги это великие...

Так что теперь к бесконечным заботам управляющего Новосибирской епархией добавилась еще одна: где раздобыть деньги на оплату путевок для детей?

И если уж заговорили о человеческих качествах архиепископа Тихона, то нельзя не сказать о его удивительном свойстве приходить на помощь новым начинаниям, организациям, людям. Так, при его поддержке начал издаваться популярный ныне журнал «Сибирская горница». Согласие такого высокоуважаемого человека, как владыка, возглавить попечительский совет нового издания привлекло многих авторитетных людей, которые, если бы не владыка, вряд ли согласились бы при своей занятости уделять внимание еще не родившемуся журналу, – ведь участие в этом проекте не прибавляло ничего к их карьере. Однако уже сама возможность работать и общаться со столь уникальным человеком привлекло внимание к новому начинанию. И журнал для семейного чтения вышел в свет в труднейшем 1995 году. Сегодня попечительский совет «Горницы» – содружество предпринимателей, писателей, политиков, объединенных общей идеей, имя которой – возрождение Отечества.

Благодаря моральной поддержке владыки не кануло в Лету, не исчезло добровольное общество книголюбов. Наоборот, оно приобрело новое дыхание, новый размах, вышло на новый уровень деятельности.

Наш именитый земляк Юрий Магалиф, талант которого так ярко раскрылся именно в последние годы его долгой жизни, годы, на которые пришлась дружба поэта и высокого церковного иерарха, написал, провожая в Москву своего духовного наставителя:

Вас от сердца отрываю,

Да испытываю тягость

И повсюду вспоминаю

Вашу мудрость, Вашу благость.

Эту благость испытывают многие люди, которым доводилось когда-либо общаться с владыкой. Нередко можно слышать о нем:

Владыка даже может ничего тебе не сказать, но постоишь возле него и вдруг понимаешь, что все у тебя получится, что твои «непреодолимые» проблемы перестают тебе казаться столь трудными, начинаешь понимать, что тебе по плечу сладить с ними.

Удивительная память владыки позволяет ему ничего и никогда не забывать. И, даже если прошло много времени, он никогда не забудет при первой возможности исполнить свое обещание. Так же не забывает он и людей, которые сотрудничали с ним. И как же радостно и неожиданно бывает получить вдруг поздравление от самого управляющего Новосибирской кафедрой с Рождеством или Пасхой, или приглашение на какое-либо мероприятие!

Даже путешествуя по Святой Земле, набираясь необыкновенными впечатлениями, служа в различных храмах, проводя ночи в душеспасительных беседах с сопровождающими, не имея буквально свободной минуты, он не забывает тех, кто сотрудничал с ним в Сибири. Именные иконки, освященные на земле Иисуса Христа, получили в подарок десятки людей. Это внимание трогает до слез даже людей несентиментальных: как при такой занятости нашел этот человек возможность вспомнить и обо мне?

Однако при своей феноменальной памяти он не копит обиды, которые понес от кого-либо, а умеет с удивительной добротой прощать повинившихся. Но, справедливости ради, надо сказать, что при всей своей доброте владыка Тихон далеко не добренький. Он может быть строгим и даже суровым. Не прощает лжи, искажения чистоты веры, не жалует лености со стороны священнослужителей. Его порицания, да что там порицания! – его неласкового взгляда побаиваются и прихожане и подчиненные, и даже сотрудничающие с ним миряне: – владыка!

Магнетизм этой личности настолько велик, что где бы ни появилась его внушительная фигура с пастырским посохом в руках, она моментально становится центром притяжения: вокруг начинают скапливаться люди. Одни стремятся попасть в поле его благодатной ауры, другие – услышать его душеспасительные речи, третьи – поймать хотя бы взгляд.

Он владеет бесценным даром устанавливать контакт с любой категорией слушателей. Понимая, как трудно многим преодолеть смущение от общения со столь неординарным человеком, владыка мягкой шуткой, веселой историей, новым анекдотом моментально снимает возникающее напряжение, что позволяет очень быстро переходить к деловому разговору. Где бы он ни был, он никогда не повторяется. Его выступлениями заслушиваются даже те, кто слушал их многажды, путешествуя, вернее, работая в поездках на поезде «За духовное возрождение России» или на корабле «Святой апостол Андрей Первозванный» по селам и деревням области. Организации таких поездок по самым отдаленным уголкам нашей огромной области, миссионерские свидетельствования о Господе, массовые крещения тысяч селян, душеспасительные беседы, организация материальной и медицинской помощи для нуждающихся сделали эти поездки столь важной частью жизни нашей губернии, что теперь им придан официальный статус, и они стали финансироваться из бюджета области!

Интересно, что единожды попав под благодатное влияние этой личности, люди начинают критичнее относиться к себе и своим поступкам, оценивать их как бы его оценками, мерить его мерами. И, удивительно, даже когда епископ Тихон был отозван в Москву на долгие пять лет, возникшие духовные связи не обрывались, и люди продолжали ощущать его незримое присутствие и стремились поступать так, чтобы не заслужить неодобрения владыки, чтобы не было стыдно перед ним, чтобы быть достойными уважения такого человека.

За последнее десятилетие жизнь так круто развернула свое русло, что никто, ни один общественный деятель так много не общается с народом, как руководитель епархии. При этом он не похож ни на одного из представителей политического «бомонда» – он такой один. И, думается, никто не оспорит того факта, что сегодня владыка Тихон самое популярное лицо в общественной жизни области. Когда он начинает говорить, его слово весомо и значимо. И он, словно сознавая свое ключевое положение, с каждым годом ставит перед собой все более трудные задачи, взваливает на себя все более тяжкие труды. Стоит только задуматься какую непомерную ношу несет этот человек и в какое трудное время работает и молится, то станет ясно, что без промысла Божия здесь не обходится.

За годы его работы святое крещение приняли свыше 200 тысяч человек! В епархии сегодня 100 приходов – сравните эту цифру с первым годом его служения, когда в городе действовал всего лишь один храм! Идет строительство 45 храмов, служение совершают более 200 священнослужителей. Кадровую проблему решает православный Богословский институт, который уже произвел первый выпуск дипломированных специалистов. При епархиальном управлении действует 15 отделов, которые ведут работу по самым разным направлениям – религиозному образованию, миссионерству, духовному окормлению молодежи, осужденных, воинов, по работе сестричеств, по работе с жертвами сект. Действует 57 воскресных школ, проходят масштабные мероприятия совместно с администрацией области и города. Стоит лишь вспомнить всеохватность празднований Дней славянской письменности и культуры, Дней равноапостольных Кирилла и Мефодия, в которых принимали участие тысячи жителей городов и сел. А Рождественские чтения, а Троицкие вечера? Список деяний владыки можно продолжать и продолжать.

Но особое значение владыка придает деятельности монастырей, которых никогда не было в наших краях. Монастыри всегда становились светочами духовной жизни, оплотами Руси в вере и правде. Неустанные молитвы монастырских насельников, неугасимые свечи монастырей необъяснимым образом очищали нравственную атмосферу вокруг, сплачивали народ, укрепляли его в православной вере, любви и преданности Святой Руси, Отечеству.

Теперь в области и городе возносят свои молитвы к Господу в восьми монастырях и 17 монастырских подворьях. Населяют их 70 женщин и 160 мужчин. Большинство монастырей имеют крупные хозяйства, содержат молочный и рабочий скот, птицу, пасеки. Некоторые осваивают рыбоводство и лесоразработки. Развивается овощеводство, выращиваются фрукты и ягоды, зерновые. Время показало, что даже простая хозяйственная деятельность монастырей несет миссионерскую нагрузку. Большинство населенных пунктов, в которых они расположены, влачат жалкое существование. За годы атеизма уничтожены духовная основа, культура труда и быта, подорвана нравственность. Большая часть населения страдает алкоголизмом и наркоманией, уничтожены запасы семян, вырезан скот. Однако с приходом монастырей безрадостная картина начинает меняться. Их насельники, подавляющее большинство которых - горожане и интеллигенция, показали своим примером, чего можно достичь с Божьей помощью усердным трудом. И на этом примере все больше сельчан возвращаются к нормальному быту, начинают добросовестно трудиться, приходить в храмы, оставляют пагубные пристрастия.

Видя первые подвижки, которые принесло монашеское делание, владыка воскликнул:

Раз в монастыри пошли мужчины, отечество начало возрождаться!

Благо России, благо соотечественников, благо сибиряков – постоянный предмет его встреч с властями предержащими. Счастливый талант архипастыря Тихона выстраивать отношения с людьми любого ранга помогает ему в решении многих задач, в необъятных его трудах. Полномочный представитель президента РФ, губернатор, мэр, главы районных администраций, деятели культуры, науки, военные – со всеми владыка находит взаимопонимание и пути совместной деятельности, направленные на благо народа.

Всего около семи лет окормляет епископ Тихон Новосибирскую епархию, но уже столь много сделано этим человеком, что можно с уверенностью сказать, что со времен академика Лаврентъева не было в нашем городе человека, масштабы созидательной деятельности которого были бы также всеохватны. И тот и другой благодатно преобразили наш край. Только на службе первого было все могучее государство с его бездонным в ту пору государственным бюджетом, партийно-чиновничий аппарат, покровительство генсека, а на службе второго – лишь промысел Божий. Новосибирску повезло, что под его небом вскрылилась такая яркая и значительная личность, которой суждено вписать свои страницы в его историю. А мы, современники, можем только гордиться, что нам повезло знать его, работать с ним, учиться у него.

Что же касается самого владыки, то он оценивает свои труды по-церковному скромно и смиренно:

Мы пришли в Церковь не для того, чтобы руководить, а чтобы спасти душу. Я делаю дело не потому что надо мной стоит надсмотрщик, а потому что я перед Богом обязан. Мне гордиться нечем – мой труд не только послушание, а и средство пропитания, я ведь за него еще и деньги получаю... Какой бы пост человек ни занимал, он должен себя чувствовать послушником, так учат отцы Церкви, так учили мои духовники, моя бабушка.

Вот таков он, владыка Тихон, управляющий кафедрой русской православной Церкви в Новосибирской области. Муж веры, он поставил себя на стражу русского православия, русского народа, русской культуры и делает все, чтобы единая некогда, могучая православная Россия не была разобщена, растаскана по различным духовным конфессиям и духовным центрам. Любя Россию всем сердцем, будучи ее горячим патриотом, он со своим воинством православных духовных пастырей противостоит наглому натиску бездуховности, ведущему к кризису чести, совести, семьи, государства. Отстаивая везде и всюду идеи православия, он отстаивает тем самым интересы России и ее драгоценной жемчужины – Сибири, к которой прикипел, которая вошла в его душу и кровь.

Издательство:

Клуб меценатов

Место издания.

16.02.2015

Митрополит обвинил новосибирские ночные клубы в подготовке Майдана, заявил в прокуратуру на оперный театр и отказался признавать кагор алкоголем

Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон провел ежегодную пресс-конференцию, на которой перечислил основные беды современного общества: подростки-безбожники, развратные рок-группы с Запада и богохульные спектакли. Он объявил войну ночным клубам и светским праздникам, а также вступился за православных активистов, которых, по его словам, не поддерживают правоохранительные органы. Пресс-конференция длилась 1,5 часа - вопросы задавали журналисты из разных изданий. Самые интересные моменты разговора - в материале НГС.НОВОСТИ.

Справка: Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон (в миру Емельянов Леонид Григорьевич) родился 2 июня 1948 года в Воронеже. После окончания 8-го класса он трудился рабочим на заводе, учился в вечерней школе. Затем поступил на заочное отделение Московского техникума торговли. Отслужил в армии, а после поступил в Московскую духовную академию. Принял монашеский постриг в 1981 году в Троице-Сергиевой лавре. В 1990 году избран епископом Новосибирским и Барнаульским. 28 декабря 2011-го решением Священного Синода назначен главой Новосибирской митрополии.

Как вы относитесь к постановке «Тангейзер» и спектаклю «Глобуса», в котором фигурирует православный ежик?

Когда спрашивают - как церковь относится к [таким] явлениям, я говорю: никак не относится. Культура развивается со всем обществом, новые тенденции остановить невозможно. Но у нас есть закон, который говорит о правах верующих людей. Мы не хотим допустить того, что произошло во Франции.

По поводу этих новых постановок я написал письма губернатору и в Законодательное собрание. Но ответов не получил, хотя прошло уже около месяца. Я там говорю только о соблюдении закона. По поводу «Тангейзера» я написал в прокуратуру, что там нарушаются права верующих людей - символика церковная используется не по назначению. Верующие возмущены. Те, кто посмотрел постановку, пишут мне письма, звонят по телефону и просят посодействовать.

Патриарх Кирилл на архиерейском соборе в Москве заявил, что церкви необходимо обратить внимание на молодежные субкультуры, которые культивируют порок. В Новосибирске есть такие субкультуры?

Недавно в Искитиме девушка вошла в секту готов и покончила [жизнь] самоубийством - вонзила нож в сердце.

У нас работают мотоклубы, которые связаны с иностранцами. Я с ними тоже встречался. Спрашиваю: какие у вас идеи? Они говорят: распространение оружия, наркотиков и ненависти к России.

Спрашиваю молодых людей: кем вы хотите стать? Они говорят: Терминатором. Подростки замыкаются, работают больше с компьютером. Субкультуры имеют свою привлекательность, там есть элементы творчества. Но есть и опасность. И мы должны оградить детей от ошибок.

Какова ситуация с неоязычниками в Новосибирске и есть ли опасность от этого движения?

Знаю, что были секты, которые говорили о язычестве. Их последователи воюют сейчас в батальонах на Украине. Это подготовка была боевиков, а не языческая секта. Сейчас еще неоязыческие секты появились, нам [предстоит] изучить это явление.

Как вы относитесь к участию сибиряков в военном конфликте на Украине?

На Украине происходит трагедия с действительно близким нам народом. Помощь мы должны оказывать гуманитарную. То, что касается поездок добровольцев, в нашу компетенцию не входит. Не наша задача выявить правых и виноватых. Страдают люди, и многое делают политики, чтобы остановить этот конфликт. В первую очередь общество должно сказать свое слово, а не церковь.

Наш город терроризируют православные активисты. Началось с отмененного по их инициативе концерта Мэрилина Мэнсона, потом была драка у «Рок Сити». Каково ваше отношение к их агрессивной позиции?

Думаю, у вас просто тенденциозный подход к православным активистам. У нас много негатива происходит в области и городе, а вы зациклились на них.

У нас демократическое общество, к вашему сведению, и любой человек может высказать свое мнение. То, что там произошла потасовка, - у нас каждый день на улице они происходят. И потасовка произошла по вине охраны - это она применила силу. Все.

Чем православных задевают выставки, концерты, которые проходят за закрытыми дверями, не публично?

К православным людям себя относит 71 % населения России, в значительной степени они посещают храмы. Это большинство. Через термин «светскость» их пытаются загнать в гетто, где они прав никаких не имеют. И вопросы, [подобные вашему,] пытаются настроить общество, что верующие - это хулиганы и драчуны. Мы там разлагаемся потихоньку в клубах, но это якобы никого не должно касаться. Нет. Вами, сторонниками клубов, приносится дисгармония в общество. Готовятся последователи Майдана украинского. В 90-х годах по телевидению шли передачи сектантов, и там все эти проповедники адрес один давали - Киев, Украина. Были центры там созданы, которые влияли на Россию.

Я даже вам приведу слова Гитлера: «Когда украинцы забудут, что они русские, тогда мы покорим Россию». И вот для чего это привозится сюда 5 рок-групп сатанинских из Польши и США? Ведь это же не просто так, кто-то заинтересован.

Или наши клубы приглашают первокурсников на всю ночь праздновать День студента. Зачем это мы нашу молодежь будем отдавать этим акулам разложенным? Зачем нам эти заезжие развратники, которые глумятся над нашей культурой и литературой? Я призываю и журналистов вносить посильную лепту. А не смотреть и подсчитывать, сколько сделала церковь. Вот московские журналисты ездили тюленей спасать, какие-то акции проводили.

Как вы относитесь к тому, что новосибирцы празднуют День святого Валентина?

Этот праздник искусственно придуманный, он не входит и в список праздников католической церкви. Кому нравится, те празднуют. Мы же не полиция нравов, мы говорим только о православном вероучении.

Сохранилась ли идея построить православный храм возле здания Заксобрания, какова будет его высота?

Оформляются документы, дело продвигается. Будет обычная, средняя высота, 25–30 м.

Вы не могли бы рассказать о волонтерстве в Новосибирской епархии?

У нас 19 [волонтерских] лагерей, молодежь работает в больницах, реабилитационных центрах. Работают и с бомжами. В области есть приют на 25 человек. Через него 3 тыс. бомжей проходят. Мы много средств затрачиваем - за свой счет кормим, делаем ремонт, стараемся трудоустроить. Вы можете заметить, что исчезли бомжи из города.

До сих пор ли в церковных лавках продается кагор в нарушение закона об обороте спиртосодержащих напитков?

То, что в церковных лавках имеется кагор, это еще не значит, что это спиртное. В аптеках вы тоже можете купить настойки на спирте.

[Кагор] распространяется среди верующих людей, которые приходят в храм. Не для того, чтобы они пили, - это входит в атрибутику церковной жизни. Мы совершаем богослужение ежедневно, в котором используется кагор. Вы что - предлагаете запретить нам богослужения?

Я предлагаю вам получить лицензию на эти продажи и платить государству налоги.

Церковь освобождена от многих налогов, мы живем на пожертвования.

Есть список товаров, которые освобождены от налогов, алкоголь в него не входит. Кагор не перестал быть алкогольным напитком.

А вы помногу не пейте, и все будет нормально.

Какую вы музыку слушали и какие книги читали, когда были моложе?

Я не меломан, не увлекаюсь чем-то конкретным. Люблю военные песни, которые мама мне в детстве пела - «Катюшу», например.

Дарья Староверова
Фото Анны Золотовой

ФЕВ

Состоялась ежегодная пресс-конференция Митрополита Новосибирского и Бердского Тихона

  • Новости Епархии

31 января в официальной резиденции Новосибирской Митрополии состоялась ежегодная пресс-конференция Митрополита Новосибирского и Бердского Тихона. Владыка сказал об итогах прошедшего года и поделился с журналистами планами на нынешний год.

Владыка Тихон подчеркнул, что прошедший год в России был насыщен мероприятиями, посвященными столетию двух русских революций, в особенности, октябрьского переворота, и столетию восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви.

В январе 2017 года в Москве прошли Международные Рождественские образовательные чтения «1917-2017: уроки столетия», в работе чтений приняли участия 12 тысяч человек, в том числе многочисленная делегация из Новосибирской Митрополии. В ходе крупного международного православного форума в Москве были организованы круглые столы, секционные собрания, на которых обсуждались трагические события столетней давности и то, как они изменили страну.

В ноябре в зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя начал работу Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, в его повестке дня значились торжества, посвященные 100-летию восстановления Патриаршества и интронизации Патриарха Тихона. Перед началом пленарного заседания в Храме была совершена Божественная Литургия, после которой состоялась встреча честных мощей святителя Тихона, принесенных из Донского монастыря. На Архиерейском соборе присутствовали Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон и другие архиереи Новосибирской Митрополии.

Наиболее значимым событием в жизни Новосибирска Владыка Тихон назвал открытие в городе мультимедийного исторического парка «Россия - моя история». Он отметил, что история на выставке в отношении Православия, сыгравшего огромную роль в жизни нашего народа, представлена некупированной и охватывает период со времен Крещения Руси. В мультимедийный список включены многие деятели нашей страны, канонизированные Русской Православной Церковью. Тем, кто еще не был на выставке, Владыка посоветовал это сделать, чтобы заполнить возможные белые пятна в своих знаниях. Особенно важно, по его мнению, посетить исторический парк молодым людям, потому что знание истории Отечества, способствует возрождению в человеке духовных и нравственных качеств.

Прошедший год для Новосибирской области - тоже юбилейный. Новосибирцы отмечали ее 80-летие. А поскольку Новосибирская Епархия много лет тесно и плодотворно сотрудничает с местной властью по вопросам духовно-нравственного воспитания, социальной и образовательной политики, то многие ее сотрудники были награждены юбилейной медалью «80 лет Новосибирской области».

Одним из крупнейших юбилейных мероприятий стала II Научно-практическая конференция «Государство, Общество и Церковь: образование и культура как основа обеспечения национальной безопасности России». Она проходила в большом зале Правительства Новосибирской области. Конференцию организовали власти города и области совместно с филиалом Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации «Сибирский институт управления» и Новосибирской Митрополией. Владыка выступил на конференции с докладом, в котором призвал «собраться с силами и преодолеть разрыв двух культур - светской и церковной, который ограничивает творческий и духовный потенциал нашего общества и ведет к саморазрушению».

Из не менее важных событий 2017 года, в организации которых приняла участие Новосибирская Епархия, Владыка назвал также Международный фестиваль «Книжная Сибирь», открывшийся в ГПНТБ СО РАН; праздничный молебен в День народного единства у стен Александро-Невского собора, за которым молились врио губернатора Новосибирской области Андрей Александрович Травников и первый заместитель мэра города Новосибирска Геннадий Павлович Захаров; Новосибирские Рождественские образовательные чтения в Доме культуры железнодорожников и прошедшие в их рамках в здании Законодательного собрания Новосибирской области Рождественские парламентские встречи, на которых Владыка выступил с докладом «Нравственный ценности как основа народного единства».

В большом зале Правительства Новосибирской области состоялось торжественное открытие I Съезда Новосибирской региональной общественной организации по сохранению и развитию русского языка «Общество русской словесности». Организаторами съезда выступили Новосибирская Митрополия и Правительство Новосибирской области.

Владыка рассказал и о хорошо известных в городе и области ежегодных благотворительных и духовно-просветительских мероприятиях Новосибирской Епархии и городской и областной власти - Корабле-церкви «Святой Апостол Андрей Первозванный» и Поезде «За духовное возрождение России».

Отвечая на вопросы журналистов о строительстве новых храмов, Владыка сказал, что в прошлом году в Епархии были освящены храм в честь Богоявления Господня в Бердске, храм во имя святого Апостола Андрея Первозванного в Новосибирске, часовня в честь иконы Пресвятой Богородицы «Благодатное небо» в Первомайском районе города. В настоящее время в городе строится 48 храмов, 16 часовен. Большое строительство ведется в Дзержинском районе - здесь возводится храм во имя святителя Макария Алтайского. Близится к завершению строительство Троицкого храма в Колывани, сейчас в храме планируется установить иконостас, подвесить колокола, провести благоустройство прилегающего к храму парка.

В прошлом году по инициативе персонала Городской клинической больницы № 1 было принято решение о возведении на больничной территории часовни во имя страстотерпца праведного Евгения , врача - лейб-медика Евгения Боткина, принявшего мученическую кончину вместе с царской семьей.

Из строящихся в Епархии крупных нехрамовых сооружений Владыка отметил строительство административного помещения Новосибирской Православной Духовной семинарии в городе Оби и трехэтажного Дома молодежи в центре Новосибирска с часовней на третьем этаже, который планируется открыть уже в этом году.

В 2017 году на территории Александро-Невского собора был установлен и освящен памятник святым страстотерпцам Царю Николаю и Царевичу Алексию. В новом году планируется установить и освятить памятники святителю Николаю (место установки находится на согласовании), и в честь 1030-летия Крещения Руси - святому князю Владимиру на территории Троицкого сквера.

Правящий архиерей сообщил, что и в новом году планируется провести немало мероприятий, в том числе совместно с мэрией и Правительством Новосибирской области. Тем более что в 2018 году будут праздноваться 95-летие Новосибирской Епархии и 105-летие Вознесенского кафедрального собора.

В завершение встречи Владыка Тихон поздравил журналистов с прошедшими праздниками и пожелал всем успехов в новом году.

Епархиальный медиа-центр, фото М. Пучкова

Лучшие статьи по теме