Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Андроид инструкции
  • Когда начинается праздничная служба на рождество. Как идет служба в церкви на Рождество - чинопоследование

Когда начинается праздничная служба на рождество. Как идет служба в церкви на Рождество - чинопоследование

В большие православные праздники все христиане стараются побывать в храме с тем, чтобы принять участие в торжественном богослужении. Ну а поскольку одним из самых значимых событий в христианском мире считается Рождество, то и проводится буквально во всех, даже самых маленьких, храмах и часовнях. Таким образом, верующие люди получают возможность побывать в храме в удобном для них месте и времени, тем более что расписание рождественской службы охватывает самые широкие временные пояса, начинаясь совсем рано и, заканчиваясь далеко за полночь.

Безусловным является тот факт, что мирская суета не позволяет нашему современнику посещать церковь с той регулярностью, которая ему необходима. Между тем, в самые важные дни, такие как Рождество, Пасха, Троица, Благовещение и другие - истинные христиане обязательно приходят в церковь. И в данном случае рождественская служба в церкви является одним из важнейших мероприятий, которые стоят в приоритете у православного человека. Впрочем, и католическая рождественская служба является для человека верующего той мерой, на которую он ориентируется и строит свои планы. Фактически, здесь речь идёт о том, что вне зависимости от вероисповедания, человек всегда поклоняется Богу, моля его о прощении и милосердии.

Рождественская служба в храме

В канун Рождества многие наши соотечественники, которым редко удаётся посещать богоугодные места, задаются вопросом, а во сколько рождественская служба начинается, когда нужно идти в церковь и как планировать свой день? Ведь согласно традиции, к празднику Рождества Христова начинают готовиться уже 6 января, когда нужно успеть приготовить 12 блюд и посетить храм. При этом важно понимать, что это мероприятие, на которое невозможно заглянуть на минутку, а придётся посвятить ему достаточно много времени.

Праздничная рождественская служба в храме является особым мероприятием, на которое ходят всей семьёй. И поскольку здесь речь идёт о детях, то готовить их к продолжительному и торжественному богослужению нужно заблаговременно. С другой стороны, здесь важно соблюдать тишину и покорность, поэтому если ребёнок начинает уставать, то лучшим вариантом будет тихонько выйти с ним на улицу. Ну а если найти рождественская служба текст , то в этом случае можно продолжить богослужение и в условиях дома. Конечно, это не так торжественно, как в храме, но служение и молитвы Богу это не обязательно торжество, в первую очередь это вера и надежда.

Начало рождественской службы

Рождество считается одним из самых больших христианских праздников, поэтому богослужения в этот день проходят в каждом храме по своему графику. То есть, в каждом конкретном храме начало рождественской службы определяется настоятелем и корректируется с акцентом на каноны христианства. Фактически, это значит, что каждый верующий человек может прийти в церковь в любое удобное для него время и пробыть здесь столько времени, сколько он посчитает необходимым.

С другой стороны, поскольку Рождество это очень светлый, праздничный, но и занятой день, то рождественская служба 6 января может быть посещена. Если же учесть то обстоятельство, что Рождество каждый год выпадает на разные дни недели, то и длительность богослужения будет зависеть от этого фактора. Но, как бы то ни было и когда бы человек ни пришёл в храм, будь то 6 или 7 января, или в иную другую дату, он всегда здесь сможет найти поддержку со стороны Господа нашего Иисуса Христа, поставить свечку и помолиться в тишине.

Подпишитесь на наши аккаунты в , ВКонтакте , Facebook , Одноклассники , Youtube , Instagram , Twitter . Будьте в курсе последних новостей!

Рождество для христианина - это гораздо больше чем наряженная елка и подарки. Этот день считается вторым по значимости после Пасхи, которую называют «Праздник праздников». Рождество Христово - это одновременно событие мирового масштаба, не теряющее важности несмотря на прошедшие века, и очень личный для каждого православного человека праздник. Ведь Христос родился для всех и для каждого.

Те, кто хорошо знаком с христианством, понимают, что воплощение Бога на земле - уникальное событие, которое приблизило человека к создателю. Праздник этот наполнен удивительной радостью и умиротворением, но при этом и некоторой грустью, потому что родился этот младенец для тяжелой миссии.

Поэтому главное в праздновании Рождества - это отнюдь не ломящийся яствами стол, хотя и это важная часть любого праздника, а рождественская служба.

Многих впервые приходящих на эту ночную службу волнуют вопросы, сколько длится рождественская Божественная литургия, что читается и поется на этой службе. Эта статья и предназначена ответить на подобные вопросы.

Из чего состоит рождественская служба?

Служба начинается поздно вечером в Сочельник, то есть 6 января. В 11 вечера начинается праздничное богослужение, которое длится до 3-4 часов утра. Из Всенощного бдения, часов и Божественной литургии Василия Великого и складывается рождественская служба. Литургия обычно совершается утром, но праздничные литургии происходят ночью, сразу после Всенощного бдения и часов. Так же происходит и на Пасху.

Всенощное бдение включает в себя утреню и повечерие. Не надо удивляться, что названия служб не соответствуют времени суток. В церкви существует суточный цикл богослужений, но на великие праздники утренняя и вечерняя служба объединяются во Всенощное бдение. Утреня совершается по чину великих праздников. На ней поется канон «Христос рождается…»

Собственно литургия длится не так уж и долго и завершает весь цикл праздничных богослужений. Скорее всего, люди, которые задают вопрос, сколько длится рождественская литургия в храме, имеют в виду рождественскую службу в целом. Ведь приходят молящиеся на всю ночь, а не под конец.

Текст рождественской литургии во многом аналогичен текстам литургий в обычные дни. Рождественскую отличают поющиеся на ней праздничные антифоны: «Жезл силы послет Ти Господь от Сиона, и господствуй посреде врагов Твоих. С Тобою начало в день силы Твоея во светлостех святых Твоих».

Причастие на Рождество

Совершается на рождественской литургии и причастие. Для многих христиан очень радостным событием является не только присутствие на праздничных службах, но и Причастие на них.

Исповедь на этой службе происходит не во всех храмах, ведь она длительна и насыщенна, в храм приходит много людей, а в некоторых местах служат всего один или два священника.

Чаще всего исповедь перед рождественской литургией проводится заранее, за 1-2 дня. В некоторых храмах есть даже возможность два раза причаститься после одной исповеди. К примеру, исповедуют вечером 3 января, а причастие происходит на литургиях утром 4 и ночью 7. При этом важно прочитать оба раза Последование ко Святому Причащению.

Готовимся правильно

Как подготовиться к рождественской литургии? Сочельник проводится в строгом посте, голодать до первой звезды совсем не обязательно. Идет эта традиция с тех пор, когда вечерня начиналась после обеда, а после нее следовала литургия Василия Великого, которая оканчивалась уже в темное время. После нее и можно было вкушать пищу, и именно это означало «до первой звезды».

Так что гораздо важнее 6 января по возможности посетить храм, а не голодать. Противоположная традиция - приготовить в этот день 12 постных блюд - тоже не установлена церковью, и лучше провести этот день спокойно, молитвенно и сосредоточенно, а не в суете. Зато можно приготовить сочиво - блюдо из зерен пшеницы и меда. Лучшей подготовкой к рождественской литургии в храме будет чтение духовной литературы, изучение предстоящего богослужения. Это придаст сил на долгой службе, потому что все, что поется и читается, станет понятным.

А вот ставить свечки и прикладываться к иконам, когда храм переполнен, совсем не обязательно.

Символика праздника

Все рождественские традиции, которые позже перенеслись на празднование Нового года, имеют глубокий смысл. Например, елка - символ вечной жизни благодаря своей вечнозеленой хвое. На вершину ее надевается восьмиконечная звезда, обычно серебристая или золотая, которая напоминает о Вифлеемской. Это в советское время ее заменили пятиконечной и красной. В сочельник же принято ставить на подоконник горящую свечу - знак того, что мы ждем Христа, освещаем путь в зимней темноте.

Дары волхвов

На рождественской литургии читается отрывок из Евангелия о поклонении волхвов. Кстати, обычай дарить подарки на Рождество связан именно с этим эпизодом Священного Писания. Так же, как волхвы преподносили Младенцу Христу свои дары, так же и мы дарим подарки друг другу. Эти дары - золото, ладан и смирна (мирра) - символичны. Золото преподнесли Младенцу как Царю, ладан - как Богу, смирну - как Человеку, которому предстоит страдать и умереть, ведь это вещество применялось при бальзамировании погребаемых тел.

Символика подготовки к Рождеству

Чтобы еще глубже погрузиться в смысл праздника, вернемся немного назад. Предпразднство Рождества, то есть особые церковные службы, предваряющие праздник, длится со 2 января по 6 января. У других праздников предпразднство длится всего 1 день. И что интересно, церковные службы в период подготовки к Рождеству имеют параллель с текстами служб Страстной седмицы. Это напоминает нам о том, что Воплощение Спасителя - это первый шаг к Его искупительной миссии.

Более того, само рождение в виде беззащитного ребенка - огромный шаг Бога навстречу к людям, временный отказ от своей безграничной силы, как это называется в Богословии - кенозис (от греч. Снисхождение).

Родился Младенец не в царских палатах, а в яслях, Марии и Иосифу не нашлось даже в гостинице места. Не с добром встретил его мир. Преследования будущего Мессии начались с самого рождения. Царь Ирод, узнавший от волхвов о том, кто родился в Вифлееме, устроил избиение младенцев, потому что боялся, что новый Царь отнимет у него власть. Марии и Иосифу с младенцем удалось бежать в Египет.

Мир в душе

Никому было невдомек, что родился Иисус не для земной власти. «Царствие Мое не от мира сего» - говорил Спаситель. Царствие Небесное до конца времен так и не наступит на земле. Но мы можем открыть наши сердца Христу, и тогда Он будет царить в наших сердцах, и в них наступит мир. Ведь по словам Христа, «Царствие Божие внутри вас есть».

Стремиться к этому можно в любое время года и в любой период жизни, а православные праздники будут напоминать о самом главном - о Боге, о любви, о нашей собственной душе. Если Рождество Христово оставило в человеке именно такой след, значит, оно прошло для него не напрасно и он встретил его правильно независимо от того, соблюдал ли он какие-то традиции.

Ининский сад камней расположен в Баргузинской долине. Огромные камни как будто кто-то специально разбросал или расставил с умыслом. А в местах, где расставлены мегалиты, всегда происходит что-то таинственное.

Одной из достопримечательностей Бурятии является Ининский сад камней в Баргузинской долине. Он производит удивительное впечатление – огромные камни, разбросанные в беспорядке на совершенно ровной поверхности. Как будто кто-то специально то ли разбросал их, то ли расставил с умыслом. А в местах, где расставлены мегалиты, всегда происходит что-то таинственное.

Сила природы

Вообще «сад камней» - это японское название искусственного ландшафта, в котором ключевую роль играют камни, расставленные по строгим правилам. «Карэсансуй» (сухой пейзаж) в Японии культивируется с 14-го века, и появился он не просто так. Считалось, что в местах с большим скоплением камней обитают боги, вследствие этого и самим камням стали придавать божественное значение. Конечно, сейчас японцы используют сады камней как место для медитации, где удобно предаваться философским размышлениям.

А философия здесь вот при чём. Хаотичное, на первый взгляд, расположение камней, на самом деле строго подчинено определённым законам. Во-первых, должна соблюдаться асимметрия и разность размеров камней. В саду есть определённые точки наблюдения – в зависимости от времени, когда вы собираетесь созерцать устройство своего микромира. И главная хитрость – с любой точки наблюдения всегда должен быть один камень, который… не виден.

Самый известный в Японии сад камней находится в Киото – древнейшей столице страны самураев, в храме Рёандзи. Это пристанище буддийских монахов. А у нас в Бурятии «сад камней» появился без усилий человека – его автором является сама Природа.

В юго-западной части Баргузинской долины, в 15 километрах от посёлка Суво, где река Ина выходит из Икатского хребта, расположено это место площадью более 10 квадратных километров. Значительно больше, чем любой японский сад камней – в той же пропорции, как японский бонсаи меньше бурятского кедра. Здесь из ровной земли выступают крупные глыбы камня, достигающего 4-5 метров в поперечнике, а в глубину эти валуны уходят до 10 метров!

Удаление этих мегалитов от горного хребта достигает 5 километров и более. Какая же сила могла разметать эти огромные камни на такие расстояния? То, что это сделал не человек, стало ясно из недавней истории: для гидромелиоративных целей здесь был прорыт 3-километровый канал. И в русле канала там и сям лежат огромные глыбы, уходящие на глубину до 10 метров. С ними бились, конечно, но безуспешно. В результате все работы на канале были остановлены.

Учёные выдвигали разные версии происхождения Ининского сада камней. Многие считают эти глыбы мореными валунами, то есть ледниковыми отложениями. Возраст учёными называется разный (Э. И. Муравский считает, что им 40-50 тысяч лет, а В. В. Ламакин - более 100 тысяч лет!), в зависимости от какого оледенения отсчитывать.

По предположениям геологов, в древности Баргузинская котловина представляла собой пресноводное неглубокое озеро, которое было отделено от Байкала неширокой и невысокой горной перемычкой, соединяющей Баргузинский и Икатский хребты. При повышении уровня воды образовался сток, превратившийся в русло реки, которая все глубже и глубже врезалась в твёрдые кристаллические породы. Известно, как ливневые потоки воды весной или после сильного дождя размывают крутые склоны, оставляя глубокие борозды балок и оврагов. Со временем уровень воды упал, и площадь озера из-за обилия взвешенного материала, приносимого в него реками, уменьшилась. В результате озеро исчезло, а на его месте осталась широкая долина с валунами, которые отнесли позже к памятникам природы.

А вот недавно доктор геолого-минералогических наук Г.Ф. Уфимцев предложил очень оригинальную идею, никак не связанную с оледенениями. По его мнению, Ининский сад камней образовался в результате сравнительно недавнего, имевшего катастрофический характер гигантского выброса крупно-глыбового материала.

По его наблюдениям, ледниковая деятельность на Икатском хребте проявилась только лишь на небольшой площади в верховьях рек Турокчи и Богунды, в средней же части этих рек следов оледенения не наблюдается. Таким образом, по мнению ученого, произошёл прорыв плотины подпрудного озера в течении реки Ины и её притоков. В результате прорыва с верховья Ины селем или грунтовой лавиной в Баргузинскую долину был выброшен большой объем глыбового материала. В пользу этой версии говорит факт сильного разрушения коренных бортов долины реки Ины на месте слияния с Турокчей, что может свидетельствовать о снесении селем большого объема горных пород.

На этом же участке реки Ины Уфимцевым отмечены два крупных «амфитеатра» (напоминают огромную воронку) размерами 2,0 на 1,3 километра и 1,2 на 0,8 километра, которые, вероятно, могли быть ложем крупных подпрудных озер. Прорыв плотины и спуск воды, по мнению Уфимцева, мог произойти в результате проявлений сейсмических процессов, поскольку оба склоновых «амфитеатра» приурочены к зоне молодого разлома с выходами термальных вод.

Здесь шалили боги

Удивительное место издавна интересовало местных жителей. И для «сада камней» люди придумали легенду, уходящую корнями в седую древность. Начало нехитрое. Поспорили как-то две реки, Ина и Баргузин, кто из них первым (первой) добежит до Байкала. Баргузин схитрил и отправился в дорогу тем же вечером, а утром рассерженная Ина помчалась следом, в гневе отбрасывая огромные валуны со своего пути. Так и лежат они до сих пор по обоим берегам реки. Не правда ли, это просто поэтическое описание мощного селя, предложенного для объяснения доктором Уфимцевым?

Камни всё ещё хранят тайну своего образования. Они ведь не только разного размера и цвета, они вообще из разных пород. То есть выломаны были не из одного места. А глубина залегания говорит о многих тысячах лет, за которые вокруг валунов наросли метры грунта.

Тем, кто видел фильм «Аватар», туманным утром камни Ины напомнят висячие горы, вокруг которых летают крылатые драконы. Вершины гор выступают из облаков тумана, как отдельные крепости или головы великанов в шлемах. Впечатления от созерцания сада камней удивительные, и люди не случайно наделили камни магической силой: считается, если прикоснуться к валунам руками, они будут забирать отрицательную энергию, взамен одаряя положительной.

В этих удивительных местах есть ещё одно место, где шалили боги. Это место прозвали «Сувинским саксонским замком». Это природное образование находится недалеко от группы солёных Алгинских озёр возле села Суво, на степных склонах сопки у подножья Икатского хребта. Живописные скалы очень напоминают развалины древнего замка. Эти места служили для эвенкийских шаманов особо почитаемым и священным местом. На эвенкийском языке «сувойя», или «суво» означает «вихрь».

Считалось, что именно здесь обитают духи - хозяева местных ветров. Главным и самым известным из которых был легендарный ветер Байкала «Баргузин». По легенде, в этих местах жил злой правитель. Он отличался свирепым нравом, ему доставало удовольствие приносить несчастья бедным и неимущим людям.

У него был единственный и любимый сын, которого заколдовали духи в наказание жестокому отцу. После осознания своего жестокого и несправедливого отношения к людям правитель пал на колени, стал умолять и слёзно просить вернуть здоровье сыну и сделать его счастливым. А все свои богатства он раздал людям.

И духи освободили из власти недуга сына правителя! Считается, что по этой причине скалы разделены на несколько частей. Среди бурят есть поверье, что в скалах живут хозяева Суво - Тумуржи-Нойон и его жена Тутужиг-Хатан. В честь сувинских владык были установлены бурханы. В особые дни в этих местах проводят целые ритуалы.

Наступил один из важных христианских праздников — Рождество Христово. К этому торжеству православные готовились на протяжении 40 дней молитвами и постом.

Праздник Рождества Христова православные отмечают в ночь с 6 на 7 января - в этот день заканчивается рождественский пост, и после службы в церкви, верующие садятся за стол. Посещение рождественского богослужения - отдельный важный ритуал для христианина.

Особенности Рождественского Сочельника 2019, который выпадал в этом году на воскресенье

Самый строгий день рождественского поста - это Сочельник, 6 января. Вплоть до появления первой звезды (напоминание о Вифлеемской звезде, которую когда-то увидели волхвы) необходимо воздерживаться от мясной пищи, развлечений и прочих удовольствий. Особое внимание нужно уделить праведным мыслям и подготовке к службе в храме. Только после возвращения с литургии можно сесть за праздничный стол, однако желательно обойтись без излишеств - Рождество отмечают не для того, чтобы наесться и напиться.

«Сочельник выпадает на воскресенье, поэтому вечерня, которая обычно совершается в это день утром и объединяется с литургией, будет совершаться тоже утром, но после литургии, – говорит Всеволод Чаплин. – В сам день Рождества будет совершаться литургия Василия Великого. Она более пространная, более длинная по времени, служат утром и ночью два раза. Это главная служба, на нее очень важно прийти, исповедаться, причаститься святых тайн.»

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл по традиции возглавит праздничную службу в храме Христа Спасителя. Мы покажем трансляцию ночного богослужения. Начало — в 23.00 по московскому времени.

Когда начинается Рождественская служба в храмах Москвы

Русская православная церковь отмечает Рождество Христово в ночь с 6 на 7 января. Рождество второй по значимости после Пасхи великий двунадесятый праздник.

В эту ночь патриарх Московский и всея Руси Кирилл обычно возглавляет праздничное Рождественское богослужение в кафедральном соборном храме Христа Спасителя, где соберутся тысячи верующих.

Праздник Рождества, по учению Церкви, символизирует примирение человека с Богом. Рождество предвозвещает искупительный подвиг Христа и обновление человеческой природы, пораженной грехопадением прародителей.

Во сколько начинается Рождественская служба в храмах Москвы

Храм Христа Спасителя. 6 января: исповедь начнется в 8 утра, начало первого всенощного бдения состоится в 17 часов, начало второго всенощного бдения - в 23 часа, по окончании всенощного бдения состоится ночная литургия Василия Великого.

Храм Святителя Николая в Хамовниках. 6 января в 17 часов состоится всенощное бдение. 7 января в 00.00 часов состоится торжественная литургия и исповедь.

Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском . 6 января в 17 часов состоится всенощное бдение. 7 января в 00.00 часов состоится божественная литургия, в 7 утра - ранняя литургия, в 10 утра - поздняя литургия.

Храм Преображения Господня в Тушине . 6 января в 17 часов состоится всенощное бдение, исповедь начнется в 23 часа. 7 января в 00.00 часов состоится начало литургии, в 8.40 состоится поздняя литургия.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе (Литовский бульвар, дом 7а). 6 января в 17 часов состоится начало всенощного бдения, правило ко Святому Причащению - в 23 часа. 7 января в 00.00 часов состоится начало праздничной литургии, поздняя литургия начнется в 8.40.

Богослужебные указания за 6 января 2019 года

Неделя 32-я по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец . Глас 7-й. Предпразднство Рождества Христова. На́вечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник).

Прмц. Евге́нии.

Служба совершается по Марковой главе Типикона под 24 декабря: «Подоба́ет ве́дати, а́ще случи́тся Неде́ля пред Рождество́м Христо́вым, святы́х оте́ц, деке́мврия в 24-й день». Служба Недели пред Рождеством Христовым, святых отец, находится в Минее 18 декабря63.

Календарные заметки:

Порядок чтений, согласно календарю:

Утр. – Ев. 10-е, Ин., 66 зач., XXI, 1–14. Лит. – Недели пред Рождеством Христовым: Евр., 328 зач., XI, 9–10, 17–23, 32–40. Мф., 1 зач., I, 1–25.

На вечерне (совершается отдельно от литургии): Евр., 303 зач., I, 1–12. Лк., 5 зач., II, 1–20.

На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 1064: отцов, глас 6-й – 6: «Яви́ся ми́ра конце́м…», «Сла́вою украша́ется…», «Облиста́ ве́село…» (каждая стихира – дважды), и предпразднства, глас тот же – 4: «Незаходи́мое Со́лнце…» (дважды), «На плеща́х носи́мый Херуви́мских…», «В безслове́сных я́слех…». «Слава» – отцов, глас тот же: «Дании́л, муж жела́ний…», «И ныне» – предпразднства, глас тот же: «Верте́пе, благоукраси́ся…» (догматик гласа не поется).

Вход. Прокимен дня, глас 6-й: «Госпо́дь воцари́ся…», со стихами (по обычаю). Паримии отцов – 3.

На литии стихиры предпразднства, глас 5-й: «Но́сиши Ада́мов зрак…», «Младе́нца, воплоща́ема из Нея́…», «Сия́ ра́бски Чи́стая…» (см. в Минее 24 декабря на «Господи, воззвах»). «Слава» – отцов, глас 3-й: «Пра́отцев собо́р…», «И ныне» – предпразднства, глас тот же: «Благоукраси́ся, Вифлее́ме…» (см. в службе отцов).

На стиховне стихиры предпразднства, глас 2-й: «До́ме Евфра́фов…», «Вифлее́ме, земле́ Иу́дова…», «Прииди́те вси, Христо́во Рождество́…» (со своими припевами; см. в службе отцов) . «Слава» – отцов, глас тот же: «Ра́дуйтеся, проро́цы честни́и…», «И ныне» – предпразднства, глас тот же: «Се вре́мя прибли́жися…» (см. в службе отцов).

По Трисвятом – тропарь отцов, глас 2-й: «Ве́лия ве́ры исправле́ния…» (дважды), и тропарь предпразднства, глас 4-й: «Написова́шеся иногда́…» (единожды; см. в Минее 24 декабря).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 7-й: «Разруши́л еси Кресто́м Твои́м смерть…» (дважды). «Слава» – тропарь отцов, глас 2-й: «Ве́лия ве́ры исправле́ния…», «И ныне» – тропарь предпразднства, глас 4-й: «Написова́шеся иногда́…» (см. в Минее 24 декабря).

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении.

По 1-м стихословии66 – седален отцов, глас 4-й: «Во отце́х, Бо́же…». «Слава, и ныне» – тот же седален.

По 2-м стихословии – седален отцов, глас 8-й: «Пра́здник пра́зднуим, ве́рнии…». «Слава, и ныне» – тот же седален.

Непорочны67 (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор…». Седален отцов, глас 8-й: «Авраа́ма, Исаа́ка же и Иа́кова…». «Слава, и ныне» – ин седален, глас тот же: «Из недр Оте́ческих низше́л еси…». Степенны и прокимен – рядового гласа (в данном случае – 7-го). Евангелие воскресное 10-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны: отцов со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и предпразднства (см. в службе отцов) на 6.

Примечание. В каноне отцов (глас 6-й, ирмосы: «Волно́ю морско́ю…») первые два тропаря в каждой песни – воскресные, поэтому воскресный канон рядового гласа Октоиха не поется (см. Типикон, 24 декабря, Маркова глава).

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Христос раждается…».

По 3-й песни – ипакои отцов, глас 8-й (единожды).

По 6-й песни – кондак («Весели́ся, Вифлее́ме…») и икос отцов, глас 1-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Светилен отцов69: «От се́мене вво́дится…». «Слава» – ин светилен отцов: «Патриа́рхов избра́ннии…», «И ныне» – светилен предпразднства: «Весели́ся, Вифлее́ме…» (см. в службе отцов).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 6 : отцов, глас 5-й – 3: «Возвы́си твой глас…», «Гряди́, на о́гненную иногда́ возсе́дый, Илие́…», «Яви́ся, Я́же от ве́ка на земли́…», и предпразднства, глас 4-й – 3: «Иса́ии глас исполня́ется…», «Написа́вся с рабы́ Влады́ка…», «Све́тлый же и одушевле́нный о́блак…». «Слава» – отцов, глас 8-й: «Зако́нных уче́ний сосло́вие…», «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…».

Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – стихира евангельская 10-я.

Примечание. Чтение часов на́вечерия переносится на пятницу (22 декабря). В Сочельник Рождества Христова (24 декабря) совершаются обычные трехпсалмные часы.

На часах – тропарь воскресный, глас 7-й: «Разруши́л еси Кресто́м Твои́м смерть…». «Слава» – тропарь отцов: «Ве́лия ве́ры исправле́ния…». Кондаки отцов: «Весели́ся, Вифлее́ме…», и предпразднства: «Де́ва днесь Преве́чное Сло́во…» (см. в Минее 24 декабря, на утрене по 6-й песни канона), читаются попеременно.

Примечание. По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 279), тропари на часах читаются следующим образом: «тропарь воскресный на всех часах, Слава – отцев и предпразднства попеременно (о тропаре предпразднства умолчено, но он должен быть по аналогии с другими предпразднственными днями)».

Литургия свт. Иоанна Златоуста.

Блаженны отцов72, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и предпразднства, песнь 6-я – 4.

На входе: «…Воскресы́й из мертвых…».

По входе – тропарь воскресный, глас 7-й: «Разруши́л еси Кресто́м Твои́м смерть…», тропарь отцов, глас 2-й: «Ве́лия ве́ры исправле́ния…», тропарь предпразднства, глас 4-й: «Написова́шеся иногда́…» (см. в Минее 24 декабря). «Слава» – кондак отцов, глас 1-й: «Весели́ся, Вифлее́ме…», «И ныне» – кондак предпразднства, глас 3-й: «Де́ва днесь Преве́чное Сло́во…» (см. в Минее 24 декабря, на утрене по 6-й песни канона).

Поется Трисвятое.

Прокимен – Песнь отцев, глас 4-й: «Благослове́н еси, Го́споди Бо́же оте́ц на́ших…», стих: «Яко пра́веден еси о всех…».

Апостол – Недели пред Рождеством Христовым (Евр., зач. 328).

Аллилуиарий – отцов, глас 4-й: «Бо́же, уши́ма на́шима услы́шахом…», стих: «Спасл еси нас от стужа́ющих нам…».

Евангелие – Недели пред Рождеством Христовым (Мф., зач. 1).

Поется «Достойно есть…».

Причастен – воскресный: «Хвали́те Го́спода…»; и отцов: «Ра́дуйтеся, пра́веднии…».

Отпуст воскресный: «Воскресы́й из мертвых…».

Примечание. «Ве́стно бу́ди: А́ще случи́тся на́вечерие Христо́ва Рождества́ в суббо́ту или́ Неде́лю, пост не быва́ет…» (Типикон, 25 декабря, 2-е «зри»). Это предписание Устава означает, что в Рождественский Сочельник, совпавший с субботой или воскресеньем, по совершении Литургии (до вечерни) разрешается немного подкрепиться пищей без масла: «По отпуще́нии же [Литургии свт. Иоанна Златоуста, – Сост. ] снеда́ем по уло́мку хле́ба, и от вина́ вкуша́ем ма́ло, и отхо́дим в ке́ллии своя́. При часе́ же 7-м дне начина́ем вече́рню» (Там же; ср.: Типикон, 6 января, 2-е «зри»).

По установившейся церковной практике, сразу по окончании Литургии совершается 9-й час и великая вечерня праздника Рождества Христова. По Уставу, богослужение должно начинаться «при часе́ же 7-м дне», т. е. по-нашему – в 1-м часу дня (см. Типикон, 25 декабря)73. Таким образом, по мысли Типикона, великая вечерня совершается отдельно для того, чтобы обеспечить ей более торжественное служение. Бывает звон в великий кампа́н и во вся тяжкая (ср.: Типикон, 25 декабря).

По совершении 9-го часа иерей произносит начальный возглас вечерни: «Благословен Бог наш…». Чтец или хор: «Аминь». Чтец75: «Прииди́те, поклони́мся…» (трижды).

Примечание. Если 9-й час перед вечерней не совершался, то в начале вечерни должно быть прочитано обычное начало. Иерей: «Благословен Бог наш…». Чтец или хор: «Аминь». Чтец: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный…», Трисвятое. По «Отче наш…» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне», «Прииди́те, поклони́мся…» (трижды).

Псалом 103-й (читается). (Священник во время предначинательного псалма по обычаю читает светильничные молитвы перед царскими вратами.) Ектения великая.

«Блажен муж» – 1-й антифон. Ектения малая (возглас: «Яко Твоя держава…»).

На «Господи, воззвах» стихиры праздника, глас 2-й – 8 (каждая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «А́вгусту единонача́льствующу на земли́…». (Совершается обычное каждение.)

Вход с Евангелием. «Свете Тихий». Прокимен дня, глас 8-й: «Се ны́не благослови́те Го́спода…», стих: «Стоя́щии во хра́ме Госпо́дни…»76.

Чтение восьми паримий праздника. После 3-й паримии, по обычаю, отверзаются царские врата. Чтец возглашает: «Глас шестый» и сам поет тропарь: «Тайно родился еси в верте́пе…». По Уставу, как тропари, так и псаломские стихи следует петь. Но обычно, по установившейся практике, зафиксированной в Синодальных нотных изданиях, поются только последние слова тропаря. Поэтому исполнение этих тропарей со стихами совершается в следующем порядке:

Чтец возглашает тропарь: «Тайно родился еси в верте́пе, но Небо Тя всем пропове́да, якоже уста́, звезду́ предлага́я, Спа́се, и волхвы́ Ти приведе́, верою покланя́ющияся Тебе», и сам поет: «С ни́миже помилуй нас».

Певцы

Чтец произносит 1-й стих: «Основания Его на гора́х святых, любит Господь врата́ Сио́ня па́че всех селений Иа́ковлих, преславная глаго́лашася о тебе, гра́де Божий. Помяну́ Раа́в и Вавилона, ве́дущим Мя. И волхвы́ Ти приведе́, верою покланя́ющияся Тебе».

Певцы поют окончание тропаря: «С ни́миже помилуй нас».

Чтец произносит 2-й стих: «И се иноплеме́нницы, и Тир, и людие Ефио́пстии, си́и бы́ша та́мо. Ма́ти Сион рече́т: Человек, и Человек роди́ся в нем, и Той основа́ и́ Вышний. И волхвы́ Ти приведе́, верою покланя́ющияся Тебе».

Певцы поют окончание тропаря: «С ни́миже помилуй нас».

Чтец произносит 3-й стих: «Господь пове́сть в писа́нии людей и князе́й сих, бывших в нем, яко веселя́щихся всех жилище в Тебе. И волхвы́ Ти приведе́, верою покланя́ющияся Тебе».

Певцы поют окончание тропаря: «С ни́миже помилуй нас».

Чтец произносит: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. И волхвы́ Ти приведе́, верою покланя́ющияся Тебе».

Певцы поют окончание тропаря: «С ни́миже помилуй нас».

Чтец произносит: «И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. И волхвы́ Ти приведе́, верою покланя́ющияся Тебе».

Певцы поют окончание тропаря: «С ни́миже помилуй нас».

Чтец возглашает тропарь: «Тайно родился еси в вертепе, но Небо Тя всем пропове́да, якоже уста́, звезду́ предлагая, Спа́се, и волхвы́ Ти приведе́, верою покланя́ющияся Тебе», и сам поет его окончание: «С ни́миже помилуй нас».

Затворяются царские врата. Так же исполняется тропарь и по 6-й паримии. На клиросе поют завершающие его слова: «Жизнодавче, слава Тебе».

По окончании 8-й паримии отверзаются царские врата. Ектения малая. Возглас: «Яко Свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем…». Хор: «Аминь». (Трисвятое не поется.) Диакон: «Вонмем». Иерей: «Мир всем». Чтец: «И духови твоему». Диакон: «Премудрость». Чтец: Прокимен, глас 1-й: «Господь рече́ ко Мне: Сын мой еси Ты, Аз днесь роди́х Тя»; стих: «Проси́ от Мене, и дам Ти язы́ки достояние Твое, и одержа́ние Твое – концы земли́».

Апостол – Евр., зач. 303.

Аллилуиарий, глас 5-й: «Рече́ Господь Го́сподеви моему: седи́ одесну́ю Мене, до́ндеже положу́ враги Твоя подно́жие ног Твоих77»; стих: «Жезл силы по́слет Ти Господь от Сиона, и господствуй посреде́ врагов Твоих»; стих: «Из чре́ва прежде денни́цы роди́х Тя, кля́тся Господь, и не раска́ется».

Примечание. Существует традиция совершения каждения перед чтением Евангелия (как на полной Литургии).

Евангелие – Лк., зач. 578. (По обычаю, Евангелие читается диаконом на амвоне.)79 После чтения Евангелия царские врата затворяются.

Сугубая ектения: «Рцем вси…». «Сподоби, Господи». Ектения просительная: «Исполним вечернюю…», возглас: «Яко Благ и Человеколюбец…»; молитва главопреклонения и возглас: «Бу́ди держа́ва Ца́рствия Твоего́…»80.

Затем диакон: «Премудрость». Хор: «Благослови». Иерей: «Сый благословен…». Хор: «Аминь. Утверди́, Боже…». Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст (краткий праздничный) произносится в открытых царских вратах81: «И́же в верте́пе роди́выйся и в я́слех возлеги́й, нашего ради спасения, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».

По отпусте великой вечерни на середине храма поставляется горящий светильник, и около него изшедшие из алтаря священнослужители поют тропарь праздника Рождества Христова, глас 4-й: «Рождество Твое, Христе Боже наш…», «Слава, и ныне» – кондак праздника, глас 3-й: «Дева днесь Пресу́щественнаго раждает…». (Величание не поется.) Затем поются многолетны: «Великаго господина…»82.

Примечание. «И вхо́дим в трапе́зу, и яди́м соверше́нно: ры́бы же не яди́м, но со древянома́слием, и со́чиво обварено́, или́ кутию́ с ме́дом: испива́ем же и вина́ в сла́ву Бо́жию: в неиму́щих же страна́х пие́м пи́во; предлага́ется же и чте́ние – поуче́ние Кири́лла, архиепи́скопа Иерусали́мскаго, ему́же нача́ло: Я́коже у́бо во Иису́са Христа́ наде́емся… » (Типикон, 25 декабря, 2-е «зри»).

63 См.: Минея-Декабрь. М., 2002. Ч. 2. С. 50–73.

64 Стихиры Октоиха не поются.

65 Стихиры на стиховне Октоиха не поются.

66 Седальны Октоиха не поются.

67 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.

68 В тех храмах, где предписание о соединении канона с пением библейских пророческих песней остается трудноисполнимым, допустимо к воскресным тропарям канона отцов использовать припев: «Слава, Господи, святому Воскресению Твоему».

69 Ексапостиларий воскресный Октоиха не поется.

70 Хвалитные стихиры поются с соответствующими стихами хвалитных псалмов (от отметки «на 6»), дополнительные стихи («Благослове́н еси, Го́споди Бо́же оте́ц на́ших…», «Яко пра́веден еси о всех…»), указанные в Минее к стихирам отцов, опускаются. Стихиры Октоиха не поются.

72 Блаженны Октоиха не поются.

73 Существует мнение, что статьи Типикона под 25 декабря имеют русскую редакцию, поэтому времяисчисление излагают по современному счету. См.: Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. СПб., 1993. С. 44.

74 О тропарях и кондаке на 9-м часе см. выше.

75 Согласно Уставу, «Прииди́те, поклони́мся…» и предначинательный (103-й) псалом читается предстоятелем, по сложившейся практике – чтецом.

77 В Апостоле: «…подно́жия нога́ма Твои́ма».

78 «В Московских церковных ведомостях , 1900, № 50, в статье О чтении Апостола и Евангелия на вечерне в на́вечерие Рождества Христова в субботу и Неделю (данную статью см. в «Богослужебных указаниях» на 2001 год, с. 632–641. – Сост. ) замечено и основательно доказано, что в нашем Уставе – ошибка и что исправить ее надобно таким образом: в навечерие Рождества Христова всегда следует читать из Послания к Евреям, зачало 303 и Евангелие от Луки, зачало 5, и если навечерие случится в понедельник, вторник, среду, четверг и пяток, то читать на Литургии Василия Великого, сливающейся в один состав с вечерней; если же навечерие случится в субботу или воскресенье, то – на великой вечерне, совершаемой отдельно от Литургии Златоуста. Следовательно, праздничные чтения (Евр. 303 и Лк. 5) никогда и ни при каком условии не должны быть отменяемы и заменяемы другими.

В субботу пред Рождеством Христовым, если она с тем вместе будет субботой пред Неделей святых отцов, пред Рождеством Христовым, то есть если случится в период с 18 по 23 декабря, на Литургии Златоуста надобно читать Гал. 205 и Лк. 72. Если же сия суббота будет следовать за Неделей пред Рождеством Христовым, то есть если случится 24 декабря, то на Литургии Златоуста надобно читать Гал. 207 и Мф. 53; на вечерне же, как сказано выше, Евр. 303 и Лк. 5; что же касается Гал. 205 и Лк. 72, то они в этом случае читаются в субботу, предшествующую Неделе святых отцов, пред Рождеством Христовым» (Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 379–380).

79 При этом литургийный диалог диакона и священника перед чтением Евангелия («Благослови́, влады́ко, благовести́теля…», «Бог, моли́твами свята́го сла́внаго…») не произносится. После аллилуиария – «Премудрость, про́сти, услы́шим свята́го Ева́нгелия…», и далее по обычаю.

80 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 84.

81 На произнесение отпуста отверзаются царские врата.

В ночь с 6 на 7 января в православных церквях проходят рождественские богослужения. А как готовятся к Рождеству в православной церкви?

В Приходе Святого Архангела Михаила в Минске корреспондентов встречают настоятель прихода протоиерей Игорь Галак и диакон Дмитрий.

Рождественский сочельник, или Навечерие Рождества Христова, среди православных верующих принято отмечать 6 января. В этот день после утреннего богослужения в храме верующие воздерживаются от принятия пищи до появления на небе первой звезды, которая является символом звезды, взошедшей над Вифлеемом в момент рождения Христа.

Одно из главных мест в церкви — аналой (высокий узкий столик на которую кладут икону, крест или Евангелие) в центре храма. На нём — икона Рождества с изображением сакрального момента Рождения Христова.

По загоревшейся Вифлеемской звезде волхвы смоли определить, где родился Христос. Иудеи ждали рождения Царя мирского, который мог бы избавить их от рабства и помочь создать свое государство. Но родился не земной царь, а небесный. В дары ему волхвы принесли ладан, смирну и серебро – символы богатства и царствования. Божья Матерь Мария изображена с младенцем Иисусом в колыбели. Иосиф и Мария пошли на перепись и, так как им пришлось проделать долгий путь, они провели ночь в пещере в хлеву. Именно поэтому момент Рождения Христа изображен в хлеву среди животных.

Аналой с иконой Рождества

Иисус Христос родился ночью поэтому и проводится ночная литургия с 6 на 7 января. Икона Рождества находится в храме с 6 января до 13 января и перед вечерней службой украшается еловым венком, символом вечнозеленого живого дерева.

Праздник Рождества Христова длится до Обрезания Господнего. После наступает период Крещения. Все эти праздники связаны с жизнью Господа Иисуса Христа и охватывают период с 7 по 18 января. В церкви они называются Святки. Одежда священников в период церковных праздников отличается от одежды во время обычной службы. Так, например, на Пасху она должна быть красного цвета, а в период рождественских богослужений, Крещения Господнего и святок черные одеяния заменяются белыми.

Одежда священника для Рождественского Богослужения: фелонь, поручи, пояс и епитрахиль

Есть в православной традиции и калядовщики, но они отличаются от привычных «языческих». В церкви таких людей называют Богославы. Они не наряжаются в такие костюмы, как колядовщики и приходят к своим знакомым, поют церковные песнопения в период святок.

Общий вид алтаря внутри храма, украшенного к Рождеству

В некоторых храмах к празднику ставят вертепы с фигурами младенца, ягнят и волхвов, символизирующие Рождение Христа.

Вечернее Рождественское Богослужение в храме начинается с 6 утра 6-ого января. Эта служба носит название Царские Часы. В сочельники служится особая литургия Василия Великого. Начиная с вечерней службы, наступает праздник Святого Рождества, так как в древнем Иерусалиме считалось, что день начинается с 6 вечера. До Рождества верующие следуют 40-дневному посту. 6 числа принято пить воду и не употреблять пищу. Вечером происходит помазание специальным маслом, освещение хлеба, пшена и вина.

Специальная посуда, инструменты для причастия и просфора, находящиеся в алтаре (фото из архива Прихода Святого Архангела Михаила)

Традиционно Рождественская служба проходит при открытых Царских вратах, чтобы все смогли увидеть, что происходит в алтаре. В алтаре в это время совершается Проскомидия, первая часть литургии, во время которой проходит подготовка к Богослужению: кладут специальную посуду, инструменты, вино, просфора, читают молитвы.

Богослужебные просфора с печатями и Рождественский хлеб

Хлеб, который принято использовать в церкви, называется просфора. Он заготавливается в специальной просфорне с помощью муки, крещенской воды и дрожжей. Сначала делается закваска, с молитвой замешивается тесто и пекутся специальные хлеба. Одна из просфор специально заготавливается для причастия.

В Рождество при храме пекут специальный круглый Рождественский хлеб. Выпечка такого особого хлеба – это очень долгий и кропотливый процесс, занимающий целый день. Готовят его, как говорят просфорщицы, по воле Божьей и со словом Божьим.

Лучшие статьи по теме