Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Смартфоны
  • Шаляпин федор иванович какой голос. В каких операх Шаляпин исполнял главные партии? «Псковитянка» (Иван Грозный), «Жизнь за царя» (Иван Сусанин), «Моцарт и Сальери» (Сальери)

Шаляпин федор иванович какой голос. В каких операх Шаляпин исполнял главные партии? «Псковитянка» (Иван Грозный), «Жизнь за царя» (Иван Сусанин), «Моцарт и Сальери» (Сальери)

Федор Иванович Шаляпин родился 13 февраля 1873 года в Казани, в бедной семье Ивана Яковлевича Шаляпина, крестьянина из деревни Сырцово Вятской губернии. Мать, Евдокия (Авдотья) Михайловна (урожденная Прозорова), родом из деревни Дудинской той же губернии. Уже в детском возрасте Федор обладал красивым голосом (дискант) и часто подпевал матери, «подлаживая голоса». С девяти лет пел в церковных хорах, пытался научиться играть на скрипке, много читал, но вынужден работать учеником сапожника, токаря, столяра, переплетчика, переписчика. В двенадцать лет участвовал в спектаклях гастролировавшей в Казани труппы в качестве статиста. Неуемная тяга к театру приводила его в различные актерские труппы, с которыми он кочевал по городам Поволжья, Кавказа, Средней Азии, работая то грузчиком, то крючником на пристани, часто голодая и ночуя на скамейках.

"…По-видимому, и в скромном амплуа хориста я успел выказать мою природную музыкальность и недурные голосовые средства. Когда однажды один из баритонов труппы внезапно, накануне спектакля, почему-то отказался от роли Стольника в опере Монюшко «Галька», а заменить его в труппе было некем, то антрепренер Семенов-Самарский обратился ко мне - не соглашусь ли я спеть эту партию. Несмотря на мою крайнюю застенчивость, я согласился. Это было слишком соблазнительно: первая в жизни серьезная роль. Я быстро разучил партию и выступил.

Несмотря на печальный инцидент в этом спектакле (я сел на сцене мимо стула), Семенов-Самарский все же был растроган и моим пением, и добросовестным желанием изобразить нечто похожее на польского магната. Он прибавил мне к жалованью пять рублей и стал также поручать мне другие роли. Я до сих пор суеверно думаю: хороший признак новичку в первом спектакле на сцене при публике сесть мимо стула. Всю последующую карьеру я, однако, зорко следил за креслом и опасался не только сесть мимо, но и садиться в кресло другого…

В этот первый мой сезон я спел еще Фернандо в «Трубадуре» и Неизвестного в «Аскольдовой могиле». Успех окончательно укрепил мое решение посвятить себя театру".

Затем молодой певец перебрался в Тифлис, где брал бесплатные уроки пения у известного певца Д. Усатова, выступал в любительских и ученических концертах. В 1894 году пел в спектаклях, проходивших в петербургском загородном саду «Аркадия», затем в Панаевском театре. Пятого апреля 1895 года дебютировал в партии Мефистофеля в опере «Фауст» Ш. Гуно в Мариинском театре.

В 1896 году Шаляпин был приглашен С. Мамонтовым в Московскую частную оперу, где занял ведущее положение и во всей полноте раскрыл свой талант, создав за годы работы в этом театре целую галерею незабываемых образов в русских операх: Иван Грозный в «Псковитянке» Н. Римского-Корсакова (1896); Досифей в «Хованщине» М. Мусоргского (1897); Борис Годунов в одноименной опере М. Мусоргского (1898) и др. «Одним великим художником стало больше», - писал о двадцатипятилетнем Шаляпине В. Стасов.

Общение в мамонтовском театре с лучшими художниками России (В. Поленовым, В. и А. Васнецовыми, И. Левитаном, В. Серовым, М. Врубелем, К. Коровиным и другими) давало певцу мощные стимулы для творчества: их декорации и костюмы помогали в создании убедительного сценического образа. Ряд оперных партий в театре певец подготовил с тогда еще начинающим дирижером и композитором Сергеем Рахманиновым. Творческая дружба объединяла двух великих художников до конца жизни. Рахманинов посвятил певцу несколько романсов, в том числе «Судьба» (стихи А. Апухтина), «Ты знал его» (стихи Ф. Тютчева).

Глубоко национальное искусство певца восхищало его современников. «В русском искусстве Шаляпин - эпоха, как Пушкин», - писал М. Горький. В опоре на лучшие традиции национальной вокальной школы Шаляпин открыл новую эру в отечественном музыкальном театре. Он сумел удивительно органично соединить два важнейших начала оперного искусства - драматическое и музыкальное, - подчинить свой трагедийный дар, уникальную сценическую пластику и глубокую музыкальность единому художественному замыслу.

С 24 сентября 1899 года Шаляпин - ведущий солист Большого и одновременно Мариинского театров, с триумфальным успехом гастролирует за рубежом. В 1901 году в миланском «Ла Скала» он с огромным успехом поет партию Мефистофеля в одноименной опере А. Бойто с Э. Карузо, дирижировал А. Тосканини. Мировую славу русского певца утвердили гастроли в Риме (1904), Монте-Карло (1905), Оранже (Франция, 1905), Берлине (1907), Нью-Йорке (1908), Париже (1908), Лондоне (1913/14). Божественная красота голоса Шаляпина покоряла слушателей всех стран. Его высокий бас, поставленный от природы, с бархатистым, мягким тембром, звучал полнокровно, мощно и обладал богатейшей палитрой вокальных интонаций. Эффект художественного перевоплощения изумлял слушателей, - тут не только внешний облик, но и глубокое внутреннее содержание, которое передавала вокальная речь певца. В создании емких и сценически выразительных образов певцу помогает его необычайная многогранность: он и скульптор, и художник, пишет стихи и прозу. Такая разносторонняя одаренность великого артиста напоминает мастеров эпохи Возрождения, - не случайно современники сравнивали его оперных героев с титанами Микеланджело. Искусство Шаляпина перешагнуло национальные границы и повлияло на развитие мирового оперного театра. Многие западные дирижеры, артисты и певцы могли бы повторить слова итальянского дирижера и композитора Д. Гавадзени: «Новаторство Шаляпина в сфере драматической правды оперного искусства оказало сильное воздействие на итальянский театр… Драматическое искусство великого русского артиста оставило глубокий и непреходящий след не только в области исполнения русских опер итальянскими певцами, но и в целом, на всем стиле их вокально-сценической интерпретации, в том числе произведений Верди…»

"Шаляпина привлекали характеры сильных людей, охваченных идеей и страстью, переживающих глубокую душевную драму, а также яркие острокомедийные образы, - отмечает Д.Н. Лебедев. - С потрясающей правдивостью и силой раскрывает Шаляпин трагедию несчастного, обезумевшего от горя отца в «Русалке» или мучительный душевный разлад и угрызения совести, испытываемые Борисом Годуновым.

В сочувствии к человеческим страданиям проявляется высокий гуманизм - неотъемлемое свойство прогрессивного русского искусства, зиждущегося на народности, на чистоте и глубине чувств. В этой народности, наполнявшей все существо и все творчество Шаляпина, коренится сила его таланта, тайна его убедительности, понятности каждому, даже неискушенному человеку".

Шаляпин категорически против наигранной, деланной эмоциональности: «Всякая музыка всегда так или иначе выражает чувства, а там, где есть чувства, механическая передача оставляет впечатление страшного однообразия. Холодно и протокольно звучит эффектная ария, если в ней не разработана интонация фразы, если звук не окрашен необходимыми оттенками переживаний. В этой интонации… которую я признавал обязательной для передачи русской музыки, нуждается и музыка западная, хотя в ней меньше, чем в русской, психологической вибрации».

Для Шаляпина характерна яркая, насыщенная концертная деятельность. Слушателей неизменно восхищало исполнение им романсов «Мельник», «Старый капрал», «Титулярный советник» Даргомыжского, «Семинарист», «Трепак» Мусоргского, «Сомнение» Глинки, «Пророк» Римского-Корсакова, «Соловей» Чайковского, «Двойник» Шуберта, «Я не сержусь», «Во сне я горько плакал» Шумана.

Вот что писал об этой стороне творческой деятельности певца замечательный русский музыковед академик Б. Асафьев:

«Шаляпин пел истинно камерную музыку, бывало, так сосредоточенно, так вглубь, что казалось, он с театром ничего общего не имеет и никогда не прибегает к требуемому сценой акценту на аксессуарах и видимости выражения. Совершенное спокойствие и сдержанность овладевали им. Например, помню „Во сне я горько плакал“ Шумана - одно звучание, голос в тишине, эмоция скромная, затаенная, - а исполнителя словно нет, и нет этого крупного, жизнерадостного, щедрого на юмор, на ласку, ясного человека. Звучит одиноко голос - и в голосе все: вся глубь и полнота человеческого сердца… Лицо неподвижное, глаза выразительные донельзя, но по-особенному, не так, как, скажем, у Мефистофеля в знаменитой сцене со студентами или в саркастической серенаде: там они горели злобно, с издевкой, а тут глаза человека, ощутившего стихию скорби, но понявшего, что только в суровой дисциплине ума и сердца - в ритме всех своих проявлений - человек обретает власть и над страстями и над страданиями».

Пресса любила подсчитывать гонорары артиста, поддерживая миф о баснословном богатстве, о жадности Шаляпина. Что с того, что этот миф опровергают афиши и программы множества благотворительных концертов, известные выступления певца в Киеве, Харькове и Петрограде перед огромной рабочей аудиторией? Досужая молва, газетные слухи и сплетни не раз вынуждали артиста браться за перо, опровергать сенсации и домыслы, уточнять факты собственной биографии. Бесполезно!

В годы Первой мировой войны гастрольные поездки Шаляпина прекратились. Певец открыл на свои средства два лазарета для раненых солдат, но не рекламировал свои «благодеяния». Юрист М.Ф. Волькенштейн, который много лет вел финансовые дела певца, вспоминал: «Если б только знали, сколько через мои руки прошло денег Шаляпина для помощи тем, кто в этом нуждался!»

После Октябрьской революции 1917 года Федор Иванович занимался творческим переустройством бывших императорских театров, был выборным членом дирекций Большого и Мариинского театров, руководил в 1918 году художественной частью последнего. В том же году был первым из деятелей искусств, удостоенных звания народного артиста Республики. Певец стремился уйти от политики, в книге своих воспоминаний он писал: «Если я в жизни был чем-нибудь, так только актером и певцом, моему призванию я был предан безраздельно. Но менее всего я был политиком».

Внешне могло показаться, что жизнь Шаляпина благополучна и творчески насыщенна. Его приглашают выступать на официальных концертах, он много выступает и для широкой публики, его награждают почетными званиями, просят возглавить работу разного рода художественных жюри, советов театров. Но тут же звучат резкие призывы «социализировать Шаляпина», «поставить его талант на службу народу», нередко высказываются сомнения в «классовой преданности» певца. Кто-то требует обязательного привлечения его семьи к выполнению трудовой повинности, кто-то выступает с прямыми угрозами бывшему артисту императорских театров… «Я все яснее видел, что никому не нужно то, что я могу делать, что никакого смысла в моей работе нет», - признавался артист.

Конечно, Шаляпин мог защитить себя от произвола ретивых функционеров, обратившись с личной просьбой к Луначарскому, Петерсу, Дзержинскому, Зиновьеву. Но находиться в постоянной зависимости от распоряжений даже столь высоких руководящих лиц административно-партийной иерархии артисту унизительно. К тому же и они часто не гарантировали полной социальной защищенности и уж никак не вселяли уверенности в завтрашнем дне.

Весной 1922 года Шаляпин не вернулся из зарубежных гастролей, хотя продолжал некоторое время считать свое невозвращение временным. Значительную роль в случившемся сыграло домашнее окружение. Забота о детях, страх оставить их без средств к существованию заставляли Федора Ивановича соглашаться на бесконечные гастроли. Старшая дочь Ирина осталась жить в Москве с мужем и матерью, Полой Игнатьевной Торнаги-Шаляпиной. Другие дети от первого брака - Лидия, Борис, Федор, Татьяна - и дети от второго брака - Марина, Марфа, Дассия и дети Марии Валентиновны (второй жены), Эдуард и Стелла, жили вместе с ними в Париже. Шаляпин особенно гордился сыном Борисом, который, по словам Н. Бенуа, добился «большого успеха как пейзажист и портретист». Федор Иванович охотно позировал сыну; сделанные Борисом портреты и зарисовки отца «являются бесценнейшими памятниками великому артисту…».

На чужбине певец пользовался неизменным успехом, гастролируя почти во всех странах мира - в Англии, Америке, Канаде, Китае, Японии, на Гавайских островах. С 1930 года Шаляпин выступал в труппе «Русская опера», спектакли которой славились высоким уровнем постановочной культуры. Особый успех в Париже имели оперы «Русалка», «Борис Годунов», «Князь Игорь». В 1935 году Шаляпина избрали членом Королевской академии музыки (вместе с А. Тосканини) и вручили диплом академика. В репертуаре Шаляпина было около 70 партий. В операх русских композиторов он создал непревзойденные по силе и жизненной правде образы Мельника («Русалка»), Ивана Сусанина («Иван Сусанин»), Бориса Годунова и Варлаама («Борис Годунов»), Ивана Грозного («Псковитянка») и многие другие. Среди лучших партий в западноевропейской опере - Мефистофель («Фауст» и «Мефистофель»), Дон Базилио («Севильский цирюльник»), Лепорелло («Дон Жуан»), Дон Кихот («Дон Кихот»). Столь же велик был Шаляпин в камерно-вокальном исполнительстве. Здесь он привнес элемент театральности и создал своеобразный «театр романса». Его репертуар включал до четырехсот песен, романсов и произведений камерно-вокальной музыки других жанров. В число шедевров исполнительского мастерства вошли «Блоха», «Забытый», «Трепак» Мусоргского, «Ночной смотр» Глинки, «Пророк» Римского-Корсакова, «Два гренадера» Р. Шумана, «Двойник» Ф. Шуберта, а также русские народные песни «Прощай, радость», «Не велят Маше за реченьку ходить», «Из-за острова на стрежень».

В 20-30-е годы им сделано около трехсот грамзаписей. «Люблю граммофонные записи… - признавался Федор Иванович. - Меня волнует и творчески возбуждает мысль, что микрофон символизирует собой не какую-то конкретную публику, а миллионы слушателей». Певец был очень требователен к записям, среди его любимых - запись «Элегии» Массне, русских народных песен, которые он включал в программы своих концертов на протяжении всей творческой жизни. По воспоминанию Асафьева, «широкое, могучее неизбывное дыхание великого певца насыщало напев, и, слышалось, нет предела полям и степям нашей Родины».

24 августа 1927 года Совет народных комиссаров принимает постановление о лишении Шаляпина звания народного артиста. В возможность снятия с Шаляпина звания народного артиста, о чем поползли слухи уже весной 1927 года, Горький не верил: «Звание же народного артиста, данное тебе Совнаркомом, только Совнаркомом и может быть аннулировано, чего он не делал, да, разумеется, и не сделает». Однако на деле все произошло иначе, совсем не так, как предполагал Горький…

Биография певца Федора Шаляпина

Талантливый и знаменитый русский певец и драматический актер Федор Иванович Шаляпин родился 13 февраля 1873 года в семье простого вятского крестьянина, уроженца деревни Сырцово, Ивана Яковлевича Шаляпина. Достаточно рано маленький Федя начал обучаться ремеслу у сапожника, а несколько позднее и у токаря. Вскоре после освоения этих ремесел, он поступил в городское четырехклассное училище, по окончанию которого он получил похвальную грамоту. Вообще, Федор Шаляпин не боялся никакой работы, за всю свою жизнь попробовал множество занятий, он служил и писцом, и грузчиком, и певцом в хоре и даже бродяжничал.

Очень рано певческий талант молодого Шаляпина был очевиден, уже в детском возрасте он обладал красивым дискантовым голосом и любил подпевать своей матери, сливая голоса воедино. Регент церковного хора сразу же оценил его природную музыкальную одаренность и обучил Шаляпина пению по нотам. Самостоятельно Федор Шаляпин пытался научиться игре на скрипке.

О творчестве Ф. И. Шаляпина

Еще в юные годы он нанимается в увеселительный хор, в котором в то время состоит и писатель Максим Горький, но знакомство их тогда не состоялось. Интересно, что при зачислении в хор Горького приняли сразу, а Шаляпина нет. Познакомились Шаляпин с Горьким несколько позднее, в 1900 году в Нижнем Новгороде, где они стали друзьями на всю оставшуюся жизнь.

Впервые Федор Шаляпин оказался в театре а 1883 году, на громкой премьере П. П. Суконина под названием «Русская свадьба». Это обстоятельство в корне изменило судьбу Шаляпина, он настолько полюбил театр, что стремился попасть чуть ли не на каждый спектакль. К тому же в то время на сцене театра играли настоящие профессионалы, искренние любители своего дела, поэтому совсем неудивительно то, что мальчик десяти лет столь сильно увлекся театром.

Посетив оперу М. И. Глинки в 1886 году, юный Федор Шаляпин был настолько впечатлен, что он вскоре сделал свой выбор и решил стать артистом.

В то время Федор обучался в Арском училище и получал специальность столяра, но вскоре мать Шаляпина тяжело заболела и ей был необходим уход, в связи с чем Федор Шаляпин возвратился в Казань. Именно здесь на казанской сцене состоялись его первые концерты как певца и как артиста. Первой его работой в театре стала работа статиста, но уже в 1889 году он спел сольную партию во время премьеры «Пиковой дамы».

Позднее Федор Шаляпин уже исполнял партии, выступая на сцене Московской частной русской оперы, кроме того, он пел в Большом и Мариинском театре. Наиболее удачными партиями, который исполнил за свою творческую жизнь Федор Шаляпин, являются партия Мефистофеля из «Фауста» Шарля Гуно, партия Бориса из «Бориса Годунова» М. П. Мусоргского, партия мельника из «Русалки» А. С. Даргомыжского, партия Ивана Грозного из «Псковитянки» Н. А. Римского-Корсакова, партия Сусанина из «Ивана Сусанина» М. И. Глинки и некоторые другие партии. Следует отметить, что голос певца отличался неповторимой красотой тембра.

Вообще, репертуар Федора Шаляпина был широк и разнообразен, он включал около 400 романсов, песен и разных вариантов камерно-вокальной музыки. Сегодня многим представителям старшего поколения знакомы и родны такие русские народные песни в исполнении Ф. И. Шаляпина, как «Прощай, радость», «Из-за острова на стержень», «Не велят Маше за реченьку ходить» и другие.

Великого певца Шаляпина знали многие поклонники искусства и за рубежом. Он блистал и вызывал искренний восторг зрительской публики в миланском «La Scala», ему рукоплескали поклонники оперного искусства в Риме, Монте-Карло, Берлине, Нью-Йорке, и Париже. По окончанию Октябрьской революции Ф. И. Шаляпин был назначен на должность руководителя художественной частью Мариинского театра в Москве.

Федора Шаляпина во все времена считали, в первую очередь, русским камерным певцом, ведь излюбленным жанром для него всегда оставалась русская песня. Вместе с тем, его многогранный талант и даровитость проявились и в некоторых самостоятельных режиссерских работах, среди которых были известные оперы М. П. Мусоргского «Дон Кихот» и «Хованщина», а также кинороли в фильмах «Иван Грозный» и «Дон Кихот». В течение своей жизни Федор Шаляпин пробовал создавать произведения скульптуры, живописи и графики, а в литературе оставил наследие в виде мемуаров.

К сожалению, до нашего времени дошли лишь немногие граммофонные записи певца весьма низкого качества, поэтому узнать некоторые детали о его творческой и личной жизни можно лишь на основе воспоминаний его современников. Большинство из них отмечает превосходную дикцию певца, его быстро варьируемый голос, который был слышен даже в наиболее удаленных от сцены местах. Безусловно, такую громкую популярность Федор Шаляпин заслужил не только как певец, но и как талантливый артист, искусный мастер перевоплощения и художественного слова. Также он хорошо писал масляными красками по холсту и лепил, в своих произведениях демонстрировал поразительные литературные способности и незаурядный острый природный ум, а также прекрасное чувство юмора и наблюдательность.

Его внешность располагала в большей степени к исполнению драматических ролей, Шаляпин был достаточно высокого роста, с резко выраженными чертами лица и с пронзительным взглядом, благодаря чему производил неизгладимое впечатление на зрителя. Несмотря на то, что в обычной жизни, голос Федора Шаляпина не отличался большой громкостью, выступая на сцене, его громогласное пение оказывало ошеломляющий эффект на зрительскую аудиторию. Он пропевал каждую ноту, подбирая наиболее точные и искренние интонации для каждого слова в песне, и, таким образом, выглядел на сцене всегда достоверно.

Личная жизнь Федора Шаляпина

Первой женой Шаляпина стала Иола Торнаги, итальянская актриса, которая родилась недалеко от Милана, в небольшом городке Монца. Они познакомились в городе Нижнем Новгороде, там же состоялась и их свадьба в 1896 году. В браке Шаляпина и Торнаги родилось шестеро детей, трое мальчиков — Федор, Игорь, который умер в четыре года, и Борис, а также три девочки - Татьяна, Ирина и Лидия.

Со временем, из-за разногласий с супругой, они прекратили совместное проживание. Тем не менее, официально первый брак не был расторгнут. Иола Торнаги еще долгое время продолжала жить в России, и только в конце 1950-х годов, по приглашению старшего сына Федора, решила переехать на постоянное место жительства в Рим.

А Федор Шаляпин между тем познакомился с другой женщиной - Марией Валентиновной Петцольд, но поскольку брак Шаляпина с Торнаги не был расторгнут, по началу они не смогли законно зарегистрировать эти отношения. Официально их брак был признан только в 1927 году, а произошло это в Париже.

От первого брака у Марии Петцольд было двое своих детей, а с Федором Шаляпиным у них родилось еще три дочери: Марфа, Марина и Дасия. Исследователи жизни и творчества Ф. И. Шаляпина утверждают, что его дочь Марина прожила дольше всех его детей и ушла из жизни на 98-ом году жизни.

Примечательно то, что несмотря на большую известность и признание во всем мире, Федор Шаляпин всегда оставался человеком с широкой душой, ему были свойственны сострадание и милосердие к простым людям. Так, в 1927 году он пожертвовал деньги русскому священнику в Париже, чтобы помочь голодающим детям эмигрантов.

Талантливый русский певец и драматический актер Федор Иванович Шаляпин последние годы своей жизни провел в эмиграции, в Париже, где он и скончался от лейкемии 12 апреля 1938 года. В 1984 году был перенесен на Новодевичье кладбище в Москве.

Много лет спустя после смерти певца 29 августа 1999 года, в его честь в городе Казани, возле колокольни церкви Богоявления Федору Шаляпину был установлен памятник, создателем которого стал скульптор И. Башмаков. Кроме того, за особые достижения и вклад в области музыки на аллее славы в Голливуде Шаляпин получил свою звезду.

Жители Кировской области считают Федора Шаляпина своим земляком, ведь его родители оба были родом из вятских деревень. В течение долгих лет, являясь ведущим солистом императорских театров, Шаляпин имел документ, представляющий собой вид на жительство в Вятской губернии, как сын вятских крестьян. Шаляпин никогда не забывал свою малую родину, предков и своих корней. В течение жизни он поддерживал связи с известными вятскими художниками Виктором и Аполлинарием Васнецовыми, он выделял средства голодающему населению Вятки в период неурожайного 1911 года и отправлял в небольшие населенные пункты Вятской губернии гонорары от своих концертов. Это именно Федор Шаляпин послал деньги на строительство Народного дома в селе Вожгалы, а также подарил книги для местной библиотеки, которая по сей день носит его имя.

Сегодня в Администрации Кировской области решается вопрос об установке памятника в честь великого русского певца Федора Шаляпина возле здания Кировского драмтеатра. Его фигуру планируется отлить в бронзе и установить на постаменте. Шаляпин будет изображен стоящим в распахнутой шубе и меховой шапке и смотрящий куда-то вдаль....

Федор Иванович Шаляпин родился 1 (13) февраля 1873 г., в Казани. В детстве Федор пел в церковном хоре. До поступления в школу обучался сапожному делу у Н. А. Тонкова и В. А. Андреева. Начальное образование было получено им в частной школе Ведерниковой. Затем он поступил в Казанское приходское училище.

Обучение в училище закончилось в 1885 г. Осенью этого же года он поступил в ремесленное училище в Арске.

Начало творческого пути

В 1889 г. Шаляпин стал членом драматической труппы В. Б. Серебрякова. Весной 1890 г. состоялось первой сольное выступление артиста. Шаляпин выступил с партией Зарецкого в опере П. И. Чайковского , “Евгений Онегин”.

Осенью этого же года Федор Иванович перебрался в Уфу и поступил в хор опереточной труппы С. Я. Семенова-Самарского. В опере С. Монюшко “Галька” 17-летний Шаляпин заменил заболевшего артиста. Этот дебют принес ему известность в узком кругу.

В 1893 г. Шаляпин стал членом труппы Г. И. Деркача и перебрался в Тифлис. Там произошло его знакомство с оперным певцом Д. Усатовым. По совету старшего товарища, Шаляпин всерьез занялся своим голосом. Именно в Тифлисе Шаляпин исполнил свои первые басовые партии.

В 1893 г. Шаляпин переехал в Москву. Через год он перебрался в Санкт-Петербург и поступил в оперную труппу М. В. Лентовского. Зимой 1894-1895 гг. присоединился к труппе И. П. Зазулина.

В 1895 г. Шаляпина пригласили в состав питерской оперной труппы. На сцене Мариинского театра Шаляпин выступал в ролях Мефистофеля и Руслана.

Творческий взлет

Изучая краткую биографию Шаляпина Федора Ивановича, следует знать, что в 1899 г. он впервые вышел на сцену Большого театра. В 1901 г. артист выступил в роли Мефистофеля в театре “Ла Скала” в Милане. Его выступление очень понравилось европейским зрителям и критикам.

В время революции артист выступал с народными песнями, а гонорары жертвовал рабочим. В 1907-1908 гг. стартовали его гастроли по Соединенным Штатам Америки и Аргентине.

В 1915 г. Шаляпин дебютировал в кино, сыграв заглавную роль в картине “Царь Иван Васильевич Грозный”.

В 1918 г. Шаляпин возглавил бывший Мариинский театр. В этом же году ему было присвоено звание Народного артиста Республики.

За границей

В июле 1922 г. Шаляпин уехал на гастроли в США. Сам по себе этот факт глубоко взволновал новую власть. А когда в 1927 г. артист пожертвовал свой гонорар детям полит.эмигрантов, это было расценено как предательство советских идеалов.

На этом фоне в 1927 г. Федора Ивановича лишили звания народного артиста и запретили возвращаться на Родину. Все обвинения с великого артиста были сняты только в 1991 г.

В 1932 г. артист сыграл заглавную роль в кинофильме “Приключения Дон Кихота”.

Последние годы жизни

В 1937 г. у Ф. И. Шаляпина диагностировали лейкоз. Великий артист ушел из жизни через год, 12 апреля 1938 г. В 1984 г., благодаря барону Э. А. фон Фальц-Фейну, прах Шаляпина был доставлен в Россию.

Церемония перезахоронения выдающегося певца состоялась 29 октября 1984 г., на Новодевичьем кладбище.

Другие варианты биографии

  • В жизни Ф. И. Шаляпина было немало интересных, забавных фактов. В юности он пробовался в один и тот же хор вместе с М. Горьким . Шаляпина руководители хора “забраковали” по причине мутации голоса, предпочтя его нагловатому конкуренту. Обиду на гораздо менее даровитого, по его мнению, конкурента Шаляпин сохранил на всю жизнь.
  • Познакомившись с М. Горьким, он рассказал ему эту историю. Удивленный писатель, весело смеясь, признался, что конкурентом в хор, которого вскоре выгнали из-за отсутствия голоса, был именно он.
  • Сценический дебют юного Шаляпина был достаточно оригинальным. В то время он был главным статистом, и на премьере спектакля выступал в бессловесной роли кардинала. Вся роль заключалась в величественном шествии через всю сцену. Свиту кардинала играли младшие статисты, которые очень волновались. Репетируя, Шаляпин велел им на сцене делать все в точности, как и он.
  • Выйдя на сцену, Федор Иванович запутался в мантии и упал. Думая, что так и надо, то же самое сделала и свита. Эта “куча мала” проползла по сцене, сделав трагическую сцену невероятно смешной. За это взбешенный режиссер спустил Шаляпина с лестницы.

12 апреля 1938, Париж) - русский оперный и камерный певец (высокий бас), в разное время солист Большого и Мариинского театров, а также театра Метрополитен Опера, первый народный артист Республики (1918), в 1918-1921 годах - художественный руководитель Мариинского театра. Имеет репутацию артиста, соединившего в своём творчестве «прирожденную музыкальность, яркие вокальные данные, необыкновенное актерское мастерство». Занимался также живописью, графикой и скульптурой. Оказал большое влияние на мировое оперное искусство.

Биография

Федор Иванович Шаляпин родился в феврале 1873 г. в Казани . Его отец, мелкий чиновник, служил архивариусом в уездной земской управе. Детство Шаляпина было бедным и голодным. Образование он получил самое непритязательное - закончил (да и то с трудом) местное приходское училище. Отец устроил его писцом вначале в уездную земскую управу, затем к ростовщику и наконец - в судебную палату. Однако ни в одном из этих мест Шаляпин не держался. К тому же писарское дело ему не нравилось. Призвание свое он шел совсем в другом. Сосед научил его азам нотной грамоты. После этого Шаляпин, обладавший от природы красивым дискантом, начал петь в церковном слободском хоре. Его заметили, стали приглашать в другие церкви, петь на свадьбах и похоронах, потом взяли в архиерейский хор в Спасском монастыре. Когда голос стал ломаться, пение пришлось оставить. Некоторое время Шаляпин работал писцом в консистории, а в 1890 г. ему удалось устроиться в уфимскую оперную труппу Семенова-Самаринского (к этому времени голос же вернулся, но только не дискант, а баритон).

Однажды, когда Шаляпин был уже знаменит, в одном из кабаков во время выступления оркестра балалаечников он негромко начал подпевать солисту: «Степь да степь кругом...» И тут из-за соседнего стола некий господин сделал ему замечание. В итоге неловкость испытали оба. Незнакомцу тут же подсказали, кому он сделал замечание. Шаляпин был сконфужен не меньше, ведь впервые в жизни его попросили прекратить петь.
Как певец он был фактически самоучкой. Но случай свел его с известным педагогом, преподавателем пения, бывшим артистом Императорских театров Усатовым. Произошло это в Тифлисе, где Шаляпин останавливался во время скитаний в поисках заработка. Как вспоминал затем сам певец, Усатов начал прослушивание словами: «Ну, что? Давайте покричим». Шаляпин пел, профессор аккомпанировал ему. Наконец, не стерпев, Шаляпин спросил: «Что же? Можно мне учиться петь?» Усатов ответил: «Должно! Оставайтесь здесь, учитесь у меня. Денег я с вас не возьму». «Был я тогда обтрепан и грязноват, имел одну рубаху, которую стирал сам в Куре» – пишет певец в своих воспоминаниях. Вскоре Усатов снабдил его бельем и кое-какой одеждой.
Там же, в сентябре 1893 г. состоялось первое выступление Шаляпина на сцене Тифлисского оперного театра. Через год он пел уже весь репертуар, предназначенный для его голоса. Именно в Тифлисе к нему пришло признание, правда, тогда еще достаточно локальное. Впрочем, оперное сообщество в столице уже знало о талантливом басе.

5 апреля 1895 г. Шаляпин дебютировал в петербургском Мариинском театре, а в 1896 г. – в московской частной Русской опере Саввы Мамонтова, где музыкальное и актерское дарования певца раскрылись уже в полной мере. В спектаклях мамонтовской оперы, игранных вначале на Нижегородской ярмарке, а затем в Москве, Шаляпин спел свои лучшие партии. Дебют Шаляпина в Москве состоялся в конце сентября 1896 г. Он исполнял партию Сусанина в опере Глинки. Пресса сразу отметила его недюжинное дарование. Через несколько дней он исполнял в «Фаусте» партию Мефистофеля и заслужил громкий успех. Через два месяца его имя уже было на устах у всех московских театралов. Но подлинная слава пришла к Шаляпину в конце года, когда Мамонтов поставил «Псковитянку» Римского-Корсакова. Шаляпин впервые выступал здесь в партии Ивана Грозного.

В 1899 г. его приглашают в Большой театр с правом выбора и постановки спектаклей. Первое же появление его на сцене Большого было встречено фантастической овацией. Оно превратилось в сплошной триумф, какого, по словам современников, давно не видели стены этого театра. Критики писали о том, что явление Шаляпина огромно по своему значению, поскольку символизирует собой завершение длительного и сложного процесса создания русской национальной оперы. И это на самом деле было так. C приходом Шаляпина начинается обновление репертуара театра операми русских композиторов, которые Шаляпин всегда считал шедеврами мировой музыкальной классики. Любовь к отечественной оперной и камерной музыке была творческим кредо певца. В репертуар вводились те произведения, в которых Шаляпин добивался наибольшего успеха. В 1901 г. в Большом поставили «Бориса Годунова», «Псковитянку», «Моцарта и Сальери» – все те вещи, которые прежде высокомерно отвергались казенной сценой. После того как в них блеснул Шаляпин, они уже казались признанной классикой, ни в чем не уступавшей европейским оперным шедеврам.

К тому времени он уже был мегазвездой. Как-то Шаляпин ехал на извозчике, который был под хмельком и всю дорогу горланил песни. «Ты чего это распелся?» – спросил Шаляпин. «А я всегда пою, когда пьян», – ответил извозчик. «Ишь ты, – сказал Шаляпин, – а вот когда я пьян, так за меня Власов поет». Степан Григорьевич Власов был солистом Большого театра и часто дублировал Шаляпина…

С 1899 года он снова на службе в Императорской русской опере в Москве (Большой театр), где пользовался громадным успехом. Он был высоко оценен в Милане, где выступил в театре «La Scala» в заглавной роли Мефистофеля.

В революцию 1905 года примкнул к прогрессивным кругам, жертвовал сборы от своих выступлений революционерам.

С 1914 года выступает в частных оперных антрепризах С. И. Зимина (Москва), А. Р. Аксарина (Петроград).

С 1918 года - художественный руководитель Мариинского театра. Получил звание Народного артиста Республики.

В 1927 году сборы от одного из концертов Шаляпин пожертвовал детям эмигрантов, что было истолковано и представлено как поддержка белогвардейцам. В 1928 году постановлением СНК РСФСР он был лишён звания Народного артиста и права возвращаться в СССР.

В конце лета 1932 года исполняет главную роль в кинофильме «Дон-Кихот» австрийского кинорежиссёра Георга Пабста.

Весной 1937 года у него обнаружили лейкемию, а 12 апреля 1938 он скончался на руках жены. Похоронен на парижском кладбище Батиньоль.

В 1956 году ЦК КПСС и Верховный Совет РСФСР рассматривали «предложения о восстановлении Ф. И. Шаляпину посмертно звания Народного артиста Республики», но они не были приняты. Постановление 1928 года было отменено Советом Министров РСФСР лишь 10 июня 1991 года.

первый народный артист нашей страны

Федор Иванович Шаляпин

/ РИА Новости

«Великий Шаляпин был отражением расколотой русской действительности: босяк и аристократ, семьянин и "бегун", странник, завсегдатай ресторанов...» — так о всемирно известном артисте говорил его педагог Дмитрий Усатов. Вопреки всем жизненным обстоятельствам, Федор Шаляпин навсегда вошел в мировую оперную историю.


Ария Мельника из опера Русалка - восторг!!!

Василий Шкафер в роли Моцарта и Федор Шаляпин в роли Сальери в опере Николая Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери». 1898 год. Фото: РИА Новости

Немного из биографии

Федор Иванович Шаляпин родился 13 февраля (по старому стилю — 1 февраля) 1873 года в Казани в крестьянской семье выходцев из Вятской губернии. Жили бедно, отец служил писцом в земской управе, часто пил, поднимал руку на жену и детей, с годами его пристрастие усугублялось.

Федор учился в частной школе Ведерниковой, но за поцелуи с одноклассницей его исключили. Потом было приходское и ремесленное училища, последнее он покинул из-за тяжелой болезни матери. На этом казенное образование Шаляпина закончилось. Еще до училища Федора приставляли к крестному отцу — учиться сапожному ремеслу. «Но судьба не судила мне быть сапожником», — вспоминал певец.

Однажды Федор услышал хоровое пение в церкви, и оно его заворожило. Он попросился в хор, и регент Щербинин принял его. У 9-летнего Шаляпина был слух и прекрасный голос — дискант, и регент обучил его нотной грамоте и положил жалованье.

В 12 лет Шаляпин впервые попал в театр — на «Русскую свадьбу». С этого момента театр «свел с ума» Шаляпина и стал его страстью на всю жизнь. Уже в парижской эмиграции в 1932 году он напишет: «Все, что я буду вспоминать и рассказывать, будет... связано с моей театральной жизнью. О людях и явлениях... я собираюсь судить... как актер, с актерской точки зрения...».


Актеры оперного спектакля «Севильский цирюльник»: В. Лосский, Каракаш, Федор Шаляпин, А. Нежданова и Андрей Лабинский. 1913 год. Фото: РИА Новости / Михаил Озерский

Когда в Казань приехала опера, она, по признанию Федора, изумила его. Шаляпину очень хотелось заглянуть за кулисы, и он пробрался за сцену. Его взяли статистом «за пятак». До карьеры великого оперного певца было еще далеко. Впереди были ломка голоса, переезд в Астрахань, голодная жизнь и возвращение в Казань.

Первое сольное выступление Шаляпина — партия Зарецкого в опере «Евгений Онегин» — состоялось в конце марта 1890 года. В сентябре он в качестве хориста переезжает в Уфу, где преображается в солиста, заменив заболевшего артиста. Дебют 17-летнего Шаляпина в опере «Галька» оценили и изредка поручали ему небольшие партии. Но театральный сезон закончился, и Шаляпин снова оказался без работы и без денег. Он играл проходные роли, бродяжничал и в отчаянии даже думал о самоубийстве.

Русский певец Федор Иванович Шаляпин в роли царя Ивана Грозного на афише Парижского театра Шатле. 1909 год. Фото: РИА Новости

Помогли знакомые, которые посоветовали взять уроки у Дмитрия Усатова — в прошлом артиста императорских театров. Усатов не только разучил с ним знаменитые оперы, но и обучил основам этикета. Он ввел новичка в музыкальный кружок, а вскоре и в «оперу Любимова», уже по контракту. Успешно отыграв свыше 60 спектаклей, Шаляпин отправляется в Москву, а затем в Петербург. После успешной роли Мефистофеля в «Фаусте» Шаляпина приглашают на пробы в Мариинский театр и зачисляют в труппу на три года. Шаляпин получает партию Руслана в опере Глинки «Руслан и Людмила», но критики написали, что пел Шаляпин «скверно», и он надолго остается без ролей.

Но Шаляпин знакомится с известным меценатом Саввой Мамонтовым , который предлагает ему место солиста Русской частной оперы. В 1896 году артист перебирается в Москву и четыре сезона успешно выступает, совершенствуя свой репертуар и навыки.

С 1899 года Шаляпин — в труппе Императорской русской оперы в Москве и пользуется успехом у публики. С восторгом его принимают в миланском театре La Scala — там Шаляпин выступил в образе Мефистофеля. Успех был потрясающим, предложения стали сыпаться со всего мира. Шаляпин покоряет Париж и Лондон с Дягилевым , Германию, Америку, Южную Америку, и становится всемирно известным артистом.

В 1918 году Шаляпин становится художественным руководителем Мариинского театра (отказавшись при этом от должности худрука в Большом театре) и получает первое в России звание "народного артиста Республики".


Шаляпин Песни и арии из опер

Несмотря на то, что Шаляпин смолоду сочувствовал революции, он и его семья не избежали эмиграции. Новая власть конфисковала у артиста дом, машину, сбережения в банке. Он пытался защитить семью и театр от нападок, неоднократно встречался с руководителями страны, в том числе с Лениным и Сталиным , но это помогало только временно.

В 1922 году Шаляпин с семьей покидает Россию, гастролирует в Европе и Америке. В 1927 году Совнарком лишает его звания народного артиста и права возвращаться на родину. По одной из версий, Шаляпин пожертвовал сборы от концерта детям эмигрантов, а в СССР этот жест расценили как поддержку белогвардейцев.

Семья Шаляпиных обосновывается в Париже, и именно там оперный певец найдет свое последнее пристанище. После гастролей в Китае, Японии, Америке Шаляпин возвращается в Париж в мае 1937 года уже больным. Врачи ставят диагноз — лейкоз.

«Лежу... в кровати... читаю... и вспоминаю прошлое: театры, города, лишения и успехи... Сколько ролей сыграл! И, кажется, недурно. Вот тебе и вятский мужичонко...», — писал Шаляпин в декабре 1937 года своей дочери Ирине .

Илья Репин пишет портрет Федора Шаляпина. 1914 год. Фото: РИА Новости

Великого артиста не стало 12 апреля 1938 года. Шаляпина похоронили в Париже, и только в 1984 году сын Федор добился перезахоронения праха отца в Москве, на Новодевичьем кладбище. В 1991 году, через 53 года после смерти, Федору Шаляпину вернули звание народного артиста.

История любви: Фёдор Шаляпин и Иола Торнаги

Федор Шаляпин внес неоценимый вклад в развитие оперного искусства. В его репертуаре — свыше 50 сыгранных ролей в классических операх, свыше 400 песен, романсов и русских народных песен. В России Шаляпин прославился басовыми партиями Борисова Годунова, Ивана Грозного, Мефистофеля. Не только его великолепный голос восхищал публику. Огромное внимание Шаляпин уделял сценическому образу своих героев: он перевоплощался в них на сцене.

«О, если б мог выразить в звуке...»

Личная жизнь

Федор Шаляпин был дважды женат, и от обоих браков у него родилось 9 детей. С первой женой — итальянской балериной Иолой Торнаги — певец знакомится в театре Мамонтова. В 1898 году они обвенчались, и в этом браке у Шаляпина родилось шестеро детей, один из которых умер в раннем возрасте. После революции Иола Торнаги долгое время жила в России, и только в конце 50-х годов переехала в Рим по приглашению сына.

Федор Шаляпин за работой над своим скульптурным автопортретом. 1912 год. Фото: РИА Новости

Будучи в браке, в 1910 году Федор Шаляпин сближается с Марией Петцольд , которая воспитывала двоих детей от первого брака. Первый брак еще не был расторгнут, но фактически у певца в Петрограде появилась вторая семья. В этом браке у Шаляпина родилось три дочери, однако официально оформить свои отношения пара смогла уже в Париже в 1927 году. С Марией Федор Шаляпин провел последние годы жизни.

Интересные факты

Фёдор Иванович Шаляпин получил звезду на аллее славы в Голливуде за достижения и вклад в области музыки.

Шаляпин был замечательным рисовальщиком и пробовал себя в живописи. Сохранились многие его работы, в том числе и «Автопортрет». Также он пробовал себя и в скульптуре. Выступая в Уфе в 17 лет в роли Стольника в опере Монюшко «Галька» Шаляпин упал на сцене — сел мимо стула. Он всю жизнь с того момента зорко следил за креслами на сцене. Лев Толстой после прослушивания в исполнении Шаляпина народной песни «Ноченька» высказал свои впечатления: «Он поёт слишком громко...». А Семен Будённый после знакомства с Шаляпиным в вагоне и распития с ним бутылки шампанского вспоминал: «От его могучего баса, казалось, содрогался весь вагон».

Шаляпин коллекционировал оружие. Старые пистолеты, ружья, копья, в основном подаренные А.М. Горьким , висели у него по стенам. Домовый комитет то отнимал у него коллекцию, то, по указанию зампредседателя ВЧК, возвращал.

Писатель Алексей Максимович Горький и певец Федор Иванович Шаляпин. 1903 год. Фото: РИА Новости

Редкие архивные кадры: Максим Горький тычет метлой в оперного певца Фёдора Шаляпина

Лучшие статьи по теме