Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Сочинение на тему Драматический конфликт в пьесе М. Горького «На дне

М. Горький

I Вариант

1. Укажите годы жизни М. Горького.

а) 1868-1936 гг. б) 1870-1921 гг. в) 1890-1940 гг. г) 1895-1925 гг.

2. В каком городе родился М. Горький?

а) Москва б) Петербург в) Нижний Новгород г) Саратов

3. Как относится М. Горький к первой русской революции?

а) сочувствовал; б) активно поддерживал, помогал материально

в) настороженно; г) отрицательно

4. Ранние рассказы A.M. Горького написаны в духе:

а)модернизма; б) реализма; в) романтизма?

6. Жанр пьесы М. Горького «На дне»:

а) бытовая драма; б) социально-философская драма

в) трагедия; г) мелодрама

7. Имя Клеща

а) Дмитрий; б) Андрей; в) Ванька; г) Степан.

8. Персонаж пьесы «На дне», вступивший в философский спор с Лукой, утверждал, что не надо унижать человека жалостью?

а) Клещ; б) Сатин; в) Актёр; г) Барон.

9. О ком идёт речь в пьесе «На дне»: «Сколько в ней зверства, в бабе этой!»

а) об Анне; б) о Наташе; в) о Насте; г) о Василисе.

10. Кто из персонажей пьесы «На дне» заявляет: «Я рабочий человек… и с малых лет работаю… Вылезу… Кожу сдеру, а вылезу»?

а) Сатин б) Барон в) Клещ г) Пепел

11. Кто из персонажей пьесы «На дне» утверждал: «Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!»?

а) Лука б) Клещ в) Сатин г) Бубнов

12. По высказываниям героев пьесы М. Горького «На дне» определите персонаж драмы:

а) «Сделай так, чтоб работа мне была приятна – я, может быть, буду работать… Когда труд – удовольствие, жизнь – хороша! Когда труд – обязанность, жизнь – рабство!»

б) «На что совесть? Я - небогатый»

в) «Не помню, когда я сыта была… Всю жизнь мою дрожала… мучилась… как бы больше другого не съесть…»

г) «Тюрьма добру не научит, и Сибирь не научит… а человек – научит…»

д) «…А то… воображу себе, что завтра я скоропостижно помру… И станет от этого жутко… Летом хорошо воображать про смерть… грозы бывают летом…всегда может грозой убить…»

А) Наташа Б) Сатин В) Анна В) Бубнов Д) Лука

М. Горький

II Вариант

1. Укажите настоящее имя М. Горького.

а) Алексей Максимович Пешков б) Василий Иванович Каширин

в) Максим Алексеевич Пешков г) Иван Алексеевич Каширин

2. Какому политическому деятелю был посвящен публицистический очерк?

а) А.В. Луначарский б) И.В. Сталин в) В.И. Ленин г) Н.И. Бухарин

3. Какое образование получил М. Горький?

а) учился в гимназии б) закончил Казанский университет

в) получил домашнее образование г) не получил никого систематического образования

4. В каком рассказе выведен образ человека с «горящим сердцем»

а) «Макар Чудра»; б) «Старуха Изергиль»; в) «Челкаш»?

5. Кто произносит фразу «В жизни... всегда есть место подвигу» , ставшую афоризмом

А) старухи Изергиль; б) Лойко Зобара; в) Данко?

6. Укажите основной драматургический конфликт пьесы М.Горького «На дне».

а) социальный (между Костылевым и ночлежниками)

б) идеологический (между Лукой и ночлежниками)

в) любовный (между Василисой, Пеплом и Наташей)

г)внутренний (В осознании ночлежниками своего падения и невозможностью с этим смириться)

7. Кто из персонажей пьесы «На дне», прикрываясь служением богу, грабит людей?

И я на тебя полтинку накину, - маслица в лампадку куплю…. и будет перед святой иконой жертва моя гореть…

а) Барон б) Сатин в) Лука г) Костылев

8. Определите, кто из героев произносит следующие фразы:

а) «Всякая блоха не плоха, все – черненькие, все - прыгают»

б) «Хороший человек должен иметь пачпорт… Все хорошие люди пачпорта имеют»

в) «Почему же иногда шулеру не говорить хорошо…, если порядочные люди говорят как шулера…»

г)«Никогда и ничего не понимал я… мне кажется, что я всю жизнь только переодевался…. А зачем?..Не понимаю!»

А) Барон Б) Лука В) Сатин Г) Костылев

9. Кто из обитателей ночлежки попадает в тюрьму за убийство хозяина ночлежки?

а) Пепел; б) Клещ; в) Барон; г) Алёшка.

8. Назовите героя пьесы, в уста которого вкладывает М. Горький авторскую точку зрения.

а) Лука б) Сатин в) Бубнов г) Барон

10. Что является главным предметом изображения в пьесе М. Горького «На дне»?

а) жизненные обстоятельства, приведшие людей на «дно»

б) сознание людей, выброшенных на «дно» в результате социальных процессов, происходивших в русском обществе на рубеже веков

в) быт людей «дна»

г) взаимоотношения «хозяев жизни»и зависимых от них людей

11. Какая сцена является завязкой внутреннего конфликта в пьесе М. Горького «На дне»?

а) разговор Костылева с ночлежниками в 1-м действии о Василисе

б) появление Наташи

в) появление Луки в ночлежке

Г) рассказ-притча Луки о «Праведной земле»

12. Лука своими утешительными речами пробудил почти в каждом ночлежнике мечту о иной, лучшей, достойной жизни. О чем мечтают ночлежники?(укажите соответствие)

а) Настя А) о лечебнице для алкоголиков

б) Анна Б) о чистой высокой любви

в) Васька Пепел В) об избавлений мучений на том свете

г) Актер Г) о честной, трудовой жизни на поселении в Сибири


Произведения М. Горького занимают совершенно особое место в истории русской драматургии. Писатель обратился к театру в самом начале XX века и стал настоящим продолжателем традиций русской драмы XIX столетия. Горький считал, что основной целью драмы является изображение «человека и народа», отражение влияния судьбы на развитие и формирование человеческой личности. Кроме того, в произведениях Горького присутствуют черты, характерные для жанра философской драмы. Наиболее яркое свое отражение они нашли в пьесе «На дне», которая была написана в 1902 году.

Именно в этом произведении Горькому удалось соединить реальные судьбы людей и отвлеченные философские понятия.

За внешним конфликтом произведения четко прослеживается конфликт внутренний, который становится основным и помогает наилучшим образом раскрыть характеры героев, а, кроме того, способствует наиболее глубокому восприятию основного смысла пьесы. Внешний конфликт показан через любовный треугольник (Наташа – Пепел – Костылевы). Но эта интрига является лишь фоном для развития действия, основанного на внутреннем философском конфликте (Лука – ночлежники - Сатин). Именно внутренний конфликт становится основой драматургического действия. Основан этот конфликт на философских рассуждениях обитателей ночлежки о Человеке и его возможностях.

Писателя очень глубоко волновала мысль о том, каким должен быть настоящий Человек, кем он является на этой планете. Однажды в своем письме к Чехову Горький заметил, что очень сложно любить, помогать и жалеть «дрянных мошек с кишками», каковыми являются все люди. Но вместе с тем, в Горьком жила непоколебимая вера в Человека, а также в его силу духа. Писатель называл Человека самым лучшим, сложным и интереснейшим существом на Земле. Авторские размышления о сущности Человека, об его нравственности и духовном мире стали основой внутреннего конфликта пьесы.

В произведении запечатлено пробуждение человеческой души, пускай частичное, совсем несмелое. Высказываясь в резкой форме, Бубнов говорит о себе и о других ночлежниках, выражая их общую особенность: оказавшись на «дне», люди лишаются всех атрибутов цивилизованной жизни, остается «один голый человек», такой, какой он есть. Может быть, именно поэтому босяков тянет к каким-то общим принципам и понятиям. Автор называет их «философами поневоле», эти несчастные люди еще способны мечтать о более светлом будущем. Клещ хочет добиться успеха трудом, Настя мечтает о любви, как о спасении, Наташа ждет героя, Анна молится Богу. В простых и наивных суждениях босяков скрываются ответы на самые сложные вопросы о природе и судьбе человека.

Есть в пьесе и другой тип персонажей. Сатин, Барон и Бубнов смирились с собственным положением шулеров и не стремятся что-то менять в своей судьбе. Они глубоко рассуждают о смысле жизни, тоскуют по правде и воле. Эти герои от природы наделены живым умом, но не стремятся к действию.

В конце второго акта пьесы появляется старец Лука. Это умный и незаурядный человек, имеющий громадный опыт и живой интерес к людям. Он стремится понять каждого человека, видит не только ошибки других людей, но способен разглядеть и их светлые качества. Лука не просто жалеет людей, он верит в них, искренне хочет помочь каждому.

Однако позиция Луки такова, что он готов принять любую жизненную ситуацию и приспособиться под нее. Лука пассивно ждет блага, не пытаясь исправить конкретное положение вещей. Он предлагает ночлежникам свою помощь, которая просто помогает им приспособиться к нужде и несчастьям. Лука дарит людям призрачную надежду на то, что все само собой наладится. Когда же происходит крах этих иллюзий, старик незаметно исчезает.

В последнем действии пьесы раскрываются все последствия пережитого. Горького особенно интересует брожение ленивых мыслей ночлежников, поэтому с особой силой в последнем действии ставится вопрос о Человеке. Конечно, герои пьесы не стали другими в один момент, просто автор показал их болезненные раздумья, которые, между тем, ничего не изменят в их жизни. Однако значение их слов от этого не уменьшается, ведь они так долго копились в людских душах.

Особенным образом звучат слова Сатина о Человеке. Это своеобразный гимн человеческим возможностям и достоинству. Несмотря на то, что Сатин обычно равнодушен к людям и их несчастьям, он твердо убежден, что Человек – это сильное и мудрое существо, достойное уважения. Сатин выступает против спасительной лжи, которой пользовался Лука. Он считает, что правда – это единственный Бог свободного человека. При этом Сатин понимает, что его слова не относятся к конкретным обитателям ночлежки, ведь эти люди не способны бороться за свою честь и достоинство. Для Сатина Человек – это абсолютно все люди на планете.

В этом заключается основной нравственный смысл пьесы. Порой жизнь бывает жестока к людям, вынуждая их подчиняться и терпеть унижение. Но изначально человек создан был высоким и гордым существом. Только ему по силам изменить мир к лучшему.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2012-11-17

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

В начале 900-х годов Горький обращается к драматургии. Интересу Горького к ней во многом способствовало и его сближение в это время с труппой Московского Художественного театра. Влияние было взаимным. Первым произведением Горького-драматурга была пьеса «Мещане» (1901). Основной конфликт пьесы Горького – столкновение мира мещан-собственников с противостоящим ему лагерем Нила, буржуазной идеологии и этики с новыми взглядами на мир и человека, формирующимися в среде передовой демократической интеллигенции. Разделение сил происходит в пьесе не по признакам поколений, а по признакам социальным и идейным. Конфликт отцов и детей отодвинут на второй план более того, он несущественный, временный. Горький подчеркивает внешний, комический его характер. Горький утверждал, что критика мещанства с позиций индивидуализма на данном этапе развития русской демократии и русской демократической мысли, в сущности, включалась в борьбу против освободительного движения, против подлинного социального раскрепощения личности. Пьеса «Мещане» обычно сопоставляется с «Тремя сестрами». Тема мещанства и напряженного ожидания будущего – в центре обеих пьес. Но если в пьесе Чехова мещанство наступает, то в горьковской пьесе складывается другая ситуация: активно наступает на весь уклад жизни новая сила – новые люди, у которых мечта о будущем опирается уже на реальные основания в настоящем. В области драматургической формы Горький, автор «Мещан», следует за Чеховым: отказывается от интриги, необычных ситуаций. Конфликты в пьесе зреют в повседневном течении самой жизни. Но Горький обнажает расстановку социальных сил, противостояние идейных концепций. Основной конфликт «Мещан» отчетливо выражен в идейной борьбе. В образе Нила Горький хотел показать тип русского рабочего человека, который жадно тянется к знанию, участвует в кружках, читает газеты и книги. Действующие лица пьесы характеризуются Горьким в связи не только с их общественной позицией, но и с их философскими и эстетическими взглядами. Нил исполнении радостного мироощущения, оптимизма. Он верит в человека, в его разум, созидательные возможности. Оригинальная фигура виделась критику Михайловскому лишь в Тетереве, ибо, по мысли Михайловского, Тетерев ближе всего сердцу автора.

Вторая пьеса Горького «На дне». Она была откликом писателя на самые актуальные социальные, философские и нравственные проблемы времени. Идеологическая злободневность сразу привлекла к пьесе внимание русской общественности. Тематически пьеса завершает цикл произведений Горького о босяках. Силой обличения пьеса возвышалась над всеми произведениями Горького 90-900-х годов. Горький утверждал, что общество, исказившее человеческое, существовать не может. С проблемой «дна» и «хозяев», которая получает в пьесе уже политическое звучание, органически связана основная проблема пьесы и одна из «сквозных» во всем творчестве Горького – проблема гуманизма. Горький всегда выступал против «обидной людям» проповеди утешения. Герои пьесы – Актер, Пепел, Настя, Наташа, Клещ – стремятся вырваться на волю с «дна» жизни, но чувствуют собственное бессилие перед запорами этой «тюрьмы». У них возникает ощущение безысходности своей судьбы и тяга к мечте, иллюзии, дающим хоть какую-то надежду на будущее. Носителем идее утешающего обмана в пьесе предстает Лука. Принцип его отношения к человеку – идея сострадания. В пьесе «На дне» проявилось драматургическое новаторство художника. Использую традиции классического драматургического наследства, прежде всего чеховскую, Горький создает жанр социально-философской драмы, вырабатывая свой драматургический стиль с его ярко выраженными характерными особенностями.

Горький создал драматическое произведение нового типа. Особенность пьесы в том, что движущей силой драматургического действия является борьба идей. Внешние события пьесы определяются отношением персонажей к основному вопросу о человеке, вопросу, вокруг которого и происходит спор, столкновение позиций. Поэтому центр действия в пьесе не остается постоянным, он все время смещается. Возникла так называемая «безгеройная» композиция драмы. Структурная особенность горьковской драмы состояла в перенесении акцента с событий внешнего действия на постижение внутренней содержательности идейной борьбы. Поэтому узел внешних событий развязывается Горьким не в последнем, четвертом акте, а в третьем.

В 1904-1905 гг. Горький пишет пьесы «Дачники» (1904), «Дети солнца» (1905), «Варвары» (1905). Центральная проблема пьес – интеллигенция и народ, интеллигенция и революция . Вновь, как и впьесе «Мещане», Горький противопоставляет в «Дачниках» два лагеря русских интеллигентов: в одном – «дачники», в другом – люди трудовой психологии, наследники гражданских идеалов революционного прошлого. Проблема отношений интеллигенции и народа, интеллигенции и революции стала ведущей в другой пьесе Горького этого цикла – «Дети солнца». Здесь изображена другая прослойка русской интеллигенции – это люди науки и искусства, искренне преданные своему делу и искренне заблуждающиеся в общественных вопросах жизни. Летом того же 1905 года Горьким написана третья пьеса этого цикла – «Варвары», в которой драматург на новом материале разработал тему, намеченную еще «Фоме Гордееве», - тему противоречий буржуазного прогресса и цивилизации.

«На дне» М.Горького как социально-философская драма .

В пьесе «На дне» важна не философская проблематика, а социально-бытовая картина, запечатлевшая отдельные стороны русской действительности начала 900-х годов. «На дне» - философская драма, и в ней все имеет значение постольку, поскольку помогает решению философских проблем. «На дне»: ее основная тема – правда и ложь. Ее главные герой – странник Лука, «старец лукавый». Он является, чтобы обольстить обитателей «дна» утешительной ложью о существующем где-то царстве добра. При нем легче не только жить, но и умирать. После его таинственного исчезновения жизнь опять становится злой и странной. Горький противопоставлял Луке некоего Сатина, олицетворяющего пробуждение пролетарского сознания. Сатин и есть, так сказать, официальный резонер пьесы. Положительный герой менее удался Горькому, нежели отрицательный, потому что положительного он наделил своей официальной идеологией, а отрицательного – своим живым чувством любви и жалости к людям.

Ночлежка Костылева – это не столько ночлежка, сколько тип жизни. Раскрывая важнейшую особенность подобного типа жизни, Горький отмечал, что босяк страшен невозмутимым отчаянием своим, тем, что он сам себя отрицает, извергает из жизни. Отчаяние порождено безверием.

Сатин во многом является разрушителем. Он внушает Пеплу мысль об убийстве Костылева. Препятствует попыткам Актера уйти из ночлежки. В «философствующем шулере» ярко выражены мефистофельские начала. Сатин резок, груб, насмешлив, самоуверен, дерзок, скептичен до цинизма, порой жесток по отношению к окружающим и не выдвигает никаких позитивных идей вплоть до последнего акта. Таким образом, Костылевская ночлежка, «дно – это мир, созданный другим богом. Творцом, «идеологом» этого мира и является Сатанаил-Сатин.

Явление Луки во втором акте композиционно связывает второй акт с третьим. Здесь «явление» Луки закономерно, идейно оправдано: именно в третьем акте излагается суть его философии. Причем свои взгляды, убеждения Лука выражает при помощи ярких афоризмов, притч, что подчеркивает распространенность, популярность данных убеждений, их близость к учению Христа. Лука призван, чтобы рассеять мрак ночи, наполнить костылевскую ночлежку добротой, верой, теплом и светом. Однако приход Луки, как пытается убедить автор, не увенчался успехом: он не спас Актера, не уберег Ваську Пепла от преступления. Тем самым Горький стремится доказать несостоятельность оздоровления буржуазного мира средствами гуманизма, добра, духовной гармонизации каждого человека.

Пьеса Горького благодаря своему выразительному финалу, вызывает особое духовное просветление. Этот финал наполнен приветствием новой жизни, обогащенной опытом трагедии. Он показал не столько ощутимые в собственном ряду результаты, сколько потенциальные возможности будущих перемен, их предпосылки в области духа.

Лука борется не с причинами зла, а с их последствием. Другое дело Сатин – Сатана. Выражая многие взгляды Горького, он стремится к истине. Истина же для него – Человек, который становится выше Бога.

Мечта в пьесе часто понимается как ложь, но и ложь может пониматься по-разному. Открываются разные степени веры и безверия (веры в людей, в их способность избавиться от несчастий и найти дорогу к настоящей жизни – и неверия в них).вера персонажей пьесы имеет ряд последовательных градаций – от веры в бога, в загробную жизнь, в религиозные чудеса до веры в Человека.

В пьесе дана многообразная галерея обитателей «дна», попавших сюда буквально со всех социальных этажей – из аристократии, из трудовой интеллигенции, из ремесленников, крестьян, пролетариев.

«На дне» - прение о правде. Здесь все – разные люди, мировоззрения идут на штурм правды. И здесь критерием истины является человеческое существование. Человек – в центре всего. Это под влиянием идей ницшеанства. Поэтому у каждого человека есть своя правда, он сам себе закон – он – в центре всего. Лука лишь помогает людям осознать, что они сверхлюди, и их истина – есть истина главная, единственная. Правда, у каждого своя. «Сама постановка вопроса о том, что у мышления истин и фактов есть фундамент, сразу сбивала спесь с царства самоудовлеющей логики, ибо решительно заявляла о том, что не истина существует, с к-й должно человечество и люди сверяться и искать ее, - но человечество в своей жизни творит и свергает истины, подобно тому, как оно творит и свергает все факты, всех богов и ценности». Человек – венец истины. И Лука здесь представлен как идея, его ставят в центр, потому что он принес веру в человека и его логику, ведь человек – мерило всего.

Поэтому Гачев считает, что главный конфликт НЕ между Лукой и Сатином. И в этом его новаторство.

Проблема, конфликт: логика вещей и логика человека .

Логика вещей – Костылев, Василиса (им требуются документы, подтверждение статуса).

Логика человека – Лука и Сатин (Лука – странник, он не принадлежит миру вещей, он свободен, в этом его истина). В логике человека – опора на ницщеанство.

Ложь же – религия рабов и хозяев, религия логики вещей. Т. К. в ней человек не самоценен, он подменяется своим положением, статусом, документами. Правда – религия истины, логики. Поэтому Сатин и Лука одно целое (речь Сатина в поддержку Луки после его исчезновения).

Мир «Дна» - мир голого человека. Здесь не действует логика вещей. И человек свободен – он истинен. «Дно» - «царство не от мира сего, царство свободы». Жители дна живут как небожители – играют, пьют, размышляют. У героев нет имен, только клички, потому как имя привязывает человека к логике вещей.

Клещ дан в процессе эволюции. Он считает всех ниже его, хочет работать, чтобы принадлежать логике вещей. Работать, чтобы зарабатывать – рабство. Работать для удовольствия – свобода (Сатин).

В притче о Праведной земле выявилось бессилие логики вещей понять бытие человека.


Человек - вот правда!

М. Горький

Многогранный талант М. Горького ярко проявился и в драматургии. В пьесе «На дне» Алексей Максимович открыл читателям и зрителям доныне неизвестный пласт русской жизни: чаяния, страдания, радости и надежды «бывший людей», обитателей ночлежки. Автор сделал это достаточно сурово и правдиво.

Драма «На дне» ставит и решает философские вопросы: что есть правда? нужна ли она людям? можно ли обрести счастье и покой в реальной жизни? Выброшенные из активной жизни, обитатели «дна» между тем не отказываются от решения сложных философских вопросов, жизненных ситуаций, которые ставит перед ними действительность. Они примеряют к себе различные ситуации, пытаясь «всплыть» на поверхность. Каждый из них хочет вернуться в мир «настоящих людей».

Герои полны иллюзий о временности своего положения. И лишь Бубнов и Сатин понимают, что выхода «со дна» нет - это удел лишь сильных. Слабым же людям нужен самообман. Они тешат себя мыслью, что рано или поздно станут полноценными членами общества. Эту надежду в ночлежниках активно поддерживает Лука, странник, неожиданно появившийся среди них. Старик с каждым находит верный тон: Анну он утешает небесным счастьем после смерти. Уговаривает ее, что в загробной жизни она обретет покой, которого не чувствовала до сих пор. Ваську Пепла Лука уговаривает уехать в Сибирь. Там самое место для сильных и целеустремленных людей. Настю он успокаивает, веря в ее рассказы о неземной любви. Актеру обещает исцеление от алкоголизма в некой специальной клинике. Самое поразительное во всем этом, что Лука лжет бескорыстно. Он жалеет людей, старается дать им надежду как стимул к жизни. Но утешения старика приводят к противоположным результатам. Умирает Анна, гибнет Актер, попадает в тюрьму Васька Пепел. Кажется, устами Сатина автор осуждает Луку, опровергает соглашательскую философию странника. «Есть ложь утешительная, ложь примиряющая… Кто слаб душой… и кто живет чужими соками - тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие - прикрываются ею… А кто - сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого - зачем тому ложь? Ложь - религия рабов и хозяев… Правда - бог свободного человека!»

Но Горький не так прост и прямолинеен; он дает возможность читателям и зрителям самим решить: нужны ли Луки в реальной жизни или они несут зло? Поразительно и другое, что с годами менялось отношение общества к этому персонажу. Если в период создания пьесы «На дне» Лука был почти отрицательным героем, с его безграничной жалостливостью к людям, то со временем изменилось отношение к нему.

В наше жестокое время, когда человек чувствует свое одиночество и ненужность окружающим, Лука получил «вторую жизнь», стал почти положительным героем. Он жалеет живущих рядом людей, пусть машинально, не тратя на это свои душевные силы, но находит время выслушать страждущих, вселяет в них надежду, а это уже немало.

Пьеса «На дне» относится к тем немногим произведениям, которые со временем не стареют, а каждое поколение открывает в них мысли, созвучные своему времени, взглядам, жизненным ситуациям. В этом великая сила дарования драматурга, его умение заглянуть в будущее.

В пьесе « На дне » выкристаллизовался один из своеобразных жанров горьковской драматургии - жанр социально-философской пьесы.

Большинство критиков дореволюционного времени рассматривало «На дне» как пьесу статическую, как серию зарисовок быта, внутренне не связанных сцен, как натуралистическую пьесу, лишенную действия, развития, драматических конфликтов.

В «На дне» Горький развивает, обостряет, делает особенно наглядным принцип, характерный для драматургии Чехова...

Когда… Горький писал: «Пьеса делается, как симфония: есть основной лейтмотив и различные вариации, изменения его» (Письмо в театр ЛАПП / «Литературная газета». 1931. N 53), то он мог иметь в виду собственный драматургический опыт. В пьесе выступает несколько «тем», идейно-тематических комплексов, которые «вбирают в себя» известные идеи и настроения, черты характера действующих лиц, их стремления, идеалы и поступки, их взаимоотношения и судьбы, их отдельные столкновения. Ни одна судьба, ни один конфликт не прослеживаются целостно от начала до конца; они намечаются как бы пунктиром, прерывно, эпизодично, поскольку они должны войти в определенный тематический комплекс, участвуя в развитии «темы», в решении социально-философской проблемы. <...>

В экспозиции представлены все основные проблемы, которые будут решаться в пьесе; в зародышевом виде выступают все ее основные темы. Как относиться к бесчеловечной жизни обездоленных, угнетенных? Терпеливо нести свой крест?

Смягчить муку других состраданием? Отдаться утешающим иллюзиям? Протестовать? Искать каждому для себя активный выход, скажем, в труде? Различные ответы на эти вопросы разъединяют и так или иначе сводят героев пьесы, которые находятся как бы в состоянии ожидания. Появление Луки приводит все в движение. Он отстраняет одних, поддерживает других, направляет их, дает обоснование их устремлениям. Начинается практическая проверка различных жизненных установок.

6. Драматургический конфликт пьесы «На дне»

Большинство критиков рассматривало «На дне» как пьесу статическую, как серию зарисовок быта, внутренне не связанных сцен, как натуралистическую пьесу, лишённую действия, развития драматических конфликтов. На самом деле в пьесе «На дне» глубокая внутренняя динамика, развитие… Сцепление реплик, действий, сцен пьесы определяется не бытовыми или фабульными мотивировками, но развёртыванием социально-философской проблематики, движением тем, их борьбой. Тот подтекст, то подводное течение, которое В.Немирович-Данченко и К.Станиславский обнаруживали в пьесах Чехова, у Горького в «На дне» приобретает решающее значение”. “Горький изображает сознание людей «дна». Сюжет разворачивается не столько во внешнем действии, сколько в диалогах героев. Именно разговоры ночлежников определяют развитие драматургического конфликта

Удивительное дело: чем больше ночлежники хотят скрыть от самих себя реальное положение дел, тем с большим наслаждением начинают уличать других во лжи. Им доставляет особое удовольствие мучить своих товарищей по несчастью, пытаясь отнять у них последнее, что у них есть, - иллюзию

Что же мы видим? Оказывается, нет одной правды. А есть по крайней мере две правды - правда «дна» и правда лучшего в человеке. Какая правда побеждает в пьесе Горького? На первый взгляд - правда «дна». Никому из ночлежников нет выхода из этого «тупика бытия». Никому из персонажей пьесы не становится лучше - только хуже. Анна умирает, Клещ окончательно «опускается» и оставляет надежду вырваться из ночлежки, Татарин теряет руку, а значит, тоже становится безработным, Наташа погибает морально, а может быть, и физически, Васька Пепел попадает в тюрьму, даже пристав Медведев становится одним из ночлежников. Ночлежка принимает всех и не выпускает никого, кроме одного человека - странника Луки, который натешил несчастных сказками да и исчез. Кульминация всеобщего разочарования - это смерть Актёра, которому именно Лука внушил тщетную надежду на выздоровление и нормальную жизнь

“Утешители этого ряда - самые умные, знающие и красноречивые. Они же потому самые вредоносные. Именно таким утешителем должен быть Лука в пьесе «На дне», но я, видимо, не сумел сделать его таким. «На дне» - пьеса устаревшая и, возможно, даже вредная в наши дни” (Горький, 30-е годы).

7. Образы Сатина, Барона, Бубнова в пьесе «На дне»

Пьеса Горького «На дне» была написана в 1902 году для труппы Московского Художественного общедоступного театра. Горький долгое время не мог подобрать точного названия пьесе. Первоначально она называлась «Ночлежка», затем «Без солнца» и, наконец, «На дне». В самом названии уже заложен огромный смысл. Люди, которые попали на дно, уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни. Тема униженных и оскорбленных не нова в русской литературе. Вспомним героев Достоевского, которым тоже «уже некуда больше идти». Много сходных черт можно найти у героев Достоевского и Горького: это тот же мир пьяниц, воров, проституток и сутенеров. Только он еще более страшно и реалистично показаны Горьким. В пьесе Горького зрители впервые увидели незнакомый им мир отверченных. Такой суровой, беспощадной правды о жизни социальных низов, об их беспросветной участи мировая драматургия еще не знала. Под сводами костылевской ночлежки оказались люди самою различного характера и социального положения. Каждый из них наделен своими индивидуальными чертами. Здесь и рабочий Клещ, мечтающий о честном труде, и Пепел, жаждущий правильной жизни, и Актер, весь поглощенный воспоминаниями о своей былой славе, и Настя, страстно рвущаяся к большой, настоящей любви. Все они достойны лучшей участи. Тем трагичнее их положение сейчас. Люди, живущие в этом подвале, похожем на пещеру, -трагические жертвы уродливых и жестоких порядков, при которых человек перестает быть человеком и обречен влачить жалкое существование. Горький не дает подробного изложения биографий героев пьесы, но и те немногие черты, которые он воспроизводит, прекрасно раскрывают замысел автора. В немногих словах рисуется трагизм жизненной судьбы Анны. «Не помню, когда я сыта была, - говорит она. - Над каждым куском хлеба тряслась… Всю жизнь мою дрожала… Мучилась… как бы больше другого не съесть… Всю жизнь в отрепьях ходила… всю мою несчастную жизнь...» Рабочий Клещ говорит о безысходной своей доле: «Работы нет… силы нет… Вот - правда! Пристанища, пристанища нету! Издыхать надо… Вот правда!» Обитатели «дна» выброшены из жизни в силу условий, царящих в обществе. Человек предоставлен самому себе. Если он споткнулся, выбился из колеи, ему грозит «дно», неминуемая нравственная, а нередко и физическая гибель. Погибает Анна, кончает с собой Актер, да и остальные измотаны, изуродованы жизнью до последней степени. И даже здесь, в этом страшном мире отверженных, продолжают действовать волчьи законы «дна». Вызывает отвращение фигура содержателя ночлежки Костылева, одного из «хозяев жизни», который готов даже из своих несчастных и обездоленных постояльцев выжать последнюю копейку. Столь же отвратительна и его жена Василиса своей безнравственностью. Страшная участь обитателей ночлежки становится особенно очевидной, если сопоставить ее с тем, к чему призван человек. Под темными и угрюмыми сводами ночлежного дома, среди жалких и искалеченных, несчастных и бездомных бродяг звучат торжественным гимном слова о человеке, о его призвании, о его силе и его красоте: «Человек - вот правда! Все - в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное - дело его рук и его мозга! Человек! Это великолепно! Это звучит- гордо!» Гордые слова о том, каким должен быть и каким может быть человек, еще резче оттеняют ту картину действительного положения человека, которую рисует писатель. И этот контраст приобретает особый смысл… Пламенный монолог Сатина о человеке звучит несколько неестественно в атмосфере непроглядной тьмы, особенно после того, как ушел Лука, повесился Актер, посажен в тюрьму Васька Пепел. Это чувствовал сам писатель и объяснял это тем, что в пьесе должен быть резонер (выразитель мыслей автора), но героев, которых изобразил Горький, трудно назвать выразителями чьих-либо идей вообще. Поэтому и вкладывает свои мысли Горький в уста Сатина, самого свободолюбивого и справедливого персонажа.

Автор начал писать пьесу в Нижнем Новгороде, где, по наблюдению современника Горького, Розова, находилось лучшее и удобнейшее место для стечения всякого сброда людей… (всегда считала, что Горький взял прототипы героев в Нижнем, потому что жил в этом городе и знал всех своих будущег героев лично). Этим объясняется реалистичность персонажей, их полное сходство с оригиналами.

Алексей Максимович Горький исследует душу и характеры босяков с разных позиций, в различных жизненных ситуациях, стараясь понять, кто же они, что привело столь разных людей на дно жизни. Автор пытается доказать, что ночлежники обычные люди они мечтают о счастье, умеют любить, сострадать, а главное мыслят.

По жанру пьесу На дне можно отнести к философской, ведь из уст героев мы слышим интересные умозаключения, порой целые социальные теории. Например, Барон утешается тем, что нечего ждать… Я ничего не жду! Все уже… было! Прошло кончено!.. Или Бубнов Вот я выпил и рад!

Но истинный талант к философствованию проявляется у Сатина, бывшего телеграфного служащего. Он рассуждает о добре и зле, о совести, о предназначении человека. Иногда мы чувствуем, что он рупор автора, больше в пьесе некому так складно и умно сказать. Его фраза Человек это звучит гордо! стала крылатой.

Но Сатин этими рассуждениями оправдывает свое положение. Он является своеобразным идеологом дна, обосновывая его существование. Сатин проповедует презрение к нравственным ценностям А куда они честь, совестьНа ноги, вместо сапогов не наденешь ни чести, ни совести… Зрителей поражает картежник и шулер, который рассуждает о правде, о справедливости, несовершенстве мира, в котором сам является изгоем.

Но все эти философские искания героя лишь словесная дуэль с его антиподом по мировоззрению, с Лукой. Трезвый, порой жестокий реализм Сатина сталкивается с мягкими и покладистыми речами странника. Лука наполняет ночлежников мечтами, призывает их к терпению. В этом отношении он истинно русский человек, готовый к состраданию и покорности. Такой тип глубоко любим самим Горьким. Лука не получает никакой выгоды от того, что дарит людям надежду, никакой корысти в этом нет. Это потребность его души. Исследователь творчества Максима Горького И. Нович так высказался о Луке… он утешает не от любви к этой жизни и веры в то, что она добро, а из капитуляции перед злом, примирения с ним. Например, Лука уверяет Анну, что женщина должна терпеть побои мужа Потерпи еще! Все, милая, терпят.

Неожиданно появившись, так же внезапно Лука и исчезает, приоткрыв в каждом жителе ночлежки его возможности. Герои задумались о жизни, несправедливости, своей безысходной судьбе.

Только Бубнов и Сатин примирились со своим положением ночлежников. Бубнов отличается от Сатина тем, что считает человека никчемнейшим существом, а значит, достойным грязной жизни Люди все живут… как щепки по реке плывут… строят дом… щепки прочь...

Горький показывает, что в озлобленном и жестоком мире остаться в живых могут только люди, крепко стоящие на ногах, осознающие свое положение, не гнушающиеся ничем. Беззащитные же ночлежники Барон, живущий прошлым, Настя, подменяющая жизнь фантазиями, гибнут в этом мире. Умирает Анна, накладывает на себя руки Актер. Он вдруг осознает несбыточность своей мечты, нереальность ее осуществления. Васька Пепел, мечтающий о светлой жизни, попадает в тюрьму.

Лука, независимо от своей воли, становится виновником гибели этих вовсе не плохих людей обитателям ночлежки нужны не обещания, а. конкретные действия, на которые Лука не способен. Он исчезает, скорее бежит, доказывая этим несостоятельность своей теории, победу разума над мечтой Тако исчезают грешники от лица праведных!

Но Сатин, как и Лука, в неменьшей степени является виновником гибели Актера. Ведь разбивая мечту о лечебнице для алкоголиков, Сатин рвет последние нити надежды Актера, связывающие его с жизнью.

Горький хочет показать, что, опираясь только на свои силы, человек может выбраться со дна Человек все может… лишь бы захотел. Но таких сильных характеров, стремящихся на волю, в пьесе нет.

В произведении мы видим трагедию отдельных личностей, их физическую и духовную гибель. На дне люди теряют свое человеческое достоинство вместе с фамилиями и именами. Многие ночлежники имеют клички Кривой Зоб, Татарин, Актер.

Как же Горький-гуманист подходит к основной проблеме произведенияНеужели он признает всю ничтожность человека, низменность его интересовНет, автор верит в людей не только сильных, но и честных, трудолюбивых, старательных. Таким человеком в пьесе является слесарь Клещ. Он единственный обитатель дна, имеющий реальные шансы на возрождение. Гордясь своим рабочим званием, Клещ презирает остальных ночлежников. Но постепенно, под воздействием речей Сатина о никчемности труда, он лишается уверенности в себе, опуская перед судьбой руки. В данном случае уже не лукавый Лука, а Сатин-искуситель подавил надежду в человеке. Оказывается, что, имея разные взгляды на жизненные позиции, Сатин и Лука одинаково подталкивают людей к гибели.

Создавая реалистические персонажи, Горький подчеркивает бытовые детали, выступая гениальным художником. Угрюмое, грубое и примитивное существование наполняет пьесу чем-то зловещим, давящим, усиливая ощущение ирреальности происходящего. Ночлежка, находящаяся ниже уровня земли, лишенная солнечного света, чем-то напоминает зрителю ад, в котором гибнут люди.

Ужас вызывает сцена, когда умирающая Анна разговаривает с Лукой. Эта ее последняя беседа является как бы исповедью. Но разговор прерывают крики пьяных картежников, угрюмая тюремная песня. Становится странным осознание бренности человеческой жизни, пренебрежение к ней, ведь даже в смертный час Анне не дают покоя.

Авторские ремарки помогают нам полнее представить героев пьесы. Краткие и четкие, они содержат в себе описание героев, помогают открыть нам некоторые стороны их характеров. Кроме того, во введенной в полотно повествования тюремной песне угадывается новый, скрытый смысл. Строки Мне и хочется на волю, да, эх!.. Цепь порвать я не могу..., показывают, что дно цепко держит своих обитателей, и ночлежники не могут вырваться из его объятий, как бы ни старались.

Пьеса закончена, но на главные вопросы в чем правда жизни и к чему должен стремиться человек, Горький не дает однозначного ответа, предоставляя решить это нам. Заключительная фраза Сатина Эх… испортил песню… дурак многозначна и заставляет задуматься. Кто дуракПовесившийся Актер или Барон, принесший об этом вестьИдет время, меняются люди, но, к сожалению, тема дна остается актуальной и в наши дни. Из-за экономических и политических потрясений на дно жизни уходит все больше и больше людей. С каждым днем ряды их пополняются. Не надо думать, что это неудачники. Нет, на дно идет много умных, порядочных, честных людей. Они стремятся поскорее уйти из этого царства тьмы, действовать, чтобы вновь жить полноценной жизнью. Но нищета диктует им свои условия. И постепенно человек теряет все свои лучшие нравственные качества, предпочитая отдаться на волю случая.

Горький пьесой На дне хотел доказать, что только в борьбе суть жизни. Когда человек теряет надежду, перестает мечтать, он теряет веру в будущее.

Человек - это правда!
М.Горький
Максим Горький - талантливый художник, пришедший в русскую классическую литературу со своей темой, взглядом на мир, умением заинтересовать читателя и зрителя острым конфликтом, актуальной задачей и ее разрешением. Ярко
И смело прозвучал голос и Горького-драматурга. В пьесе «На дне» автор ставит и старается решить серьезные вопросы, относящиеся к разряду «вечных», каждый раз встающих перед новым поколением и его эпохой. Всегда будоражили умы и продолжают волновать людей вопросы любви и ненависти, места человека в окружающем его мире, проблемы добра и справедливости, правды и лжи.
Горький прекрасно знает традиции русской классической литературы. Он несет читателям и зрителям идеи гуманизма, справедливости и истины. Пьеса «На дне» столетие не сходит со сцен русских театров. Чем же она так привлекательна? В начале двадцатого века драматург открыл русскому зрителю малознакомый пласт жизни «бывших людей». И не просто показал ужасающие условия быта ночлежников, а философски взглянул на жизнь этих изгоев общества. Оказывается, они обычные люди со своими страстями, радостями и печалями. Герои пьесы «На дне» любят и ненавидят, страждут лучшей доли, плачут и смеются. Каждый в отдельности мечтает об иной жизни, ищет возможность выбраться из этого мира тьмы на волю. Спившийся Актер мечтает вернуться на сцену, Настя бредит чистой и беззаветной любовью, Пепел стремится к честной жизни.
С приходом в ночлежку Луки крепнет в ее обитателях вера в собственное возрождение, появляется иллюзия возможности перерождения, и тем страшнее и неотвратимее финал, когда в общем-то беззащитные и наивные люди терпят сокрушительное поражение в этом жестоком и бесчеловечном мире.
Даже традиционный любовный конфликт в пьесе претерпевает изменения. Казалось бы, искренняя и глубокая любовь Васьки Пепла к Наташе оборачивается для героини сущим адом и гибелью. В этом мире «бывших людей» не может существовать чистая и бескорыстная любовь. Все здесь оборачивается во зло, даже прекрасное и возвышенное чувство.
В затхлом подвале не может быть возрождения к творчеству и вдохновенному ТРУДУ- Здесь процветают лишь разбой, клевета, пьянство и драки. Поэтому постепенно гибнут или уходят обитатели «дна»: Анна и Наташа, Актер и Пепел.
Кажется, автором найдена причина этого зла - ложь. Сатин в своем страстном монологе объединяет носителей этого порока: рабов и хозяев. Но не так-то все просто и однозначно в мире и пьесе Горького. Лгущий людям Лука не является злодеем. Он приятный в общении и нужный в ночлежке старичок, несущий утешение страждущим. Его философия всепрощения и терпимости уходит корнями в православие.
Отвергая философию Луки, по-своему защищаются и прячутся от жизненных проблем скептики Бубнов и Барон. Цинизм и безверие - вот что является их временным пристанищем. Но и их гибель от пьянства или в случайной драке неминуема.
Максим Горький гениально показал в бытности ночлежников безысходность и страх русского общества перед действительностью в предреволюционную эпоху. Нужна была совершенно иная истина, способная кардинально изменить жизнь этих несчастных, вывести их из «мрака». Автор видел выход в революционном переустройстве мира. Он сам одновременно страшился и жаждал этого исхода. Будучи талантливым художником, Горький не мог не почувствовать и пройти мимо новых веяний в обществе. Все это нашло правдивое и смелое отражение в творчестве писателя в целом и в частности в пьесе «На дне».

Лучшие статьи по теме