Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Офисные программы
  • Внешний и внутренний конфликты в драме по пьесе На дне (Горький Максим). Своеобразие конфликта и композиции пьесы «На дне

Внешний и внутренний конфликты в драме по пьесе На дне (Горький Максим). Своеобразие конфликта и композиции пьесы «На дне

Домашнее задание к уроку

2.​ Собрать материал по каждому обитателю ночлежки.

3.​ Подумать, как можно сгруппировать действующих лиц.

4.​ Какова природа конфликта в пьесе?

Цель урока: показать новаторство Горького; определить составляющие жанра и конфликта в пьесе.

Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше, истина или сострадание. Что нужнее. Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Это вопрос не субъективный, а общефилософский.

Максим Горький

История создания пьесы

Более 80 лет не сходят с отечественной сцены спектакли по пьесе «На дне». Обошла она и крупнейшие театры мира, а интерес к ней не ослабевает!

В 1901 году Горький сказал о замысле своей пьесы: «Это будет страшно». Автор неоднократно менял название: «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни». Заглавие «На дне» впервые появилось на афишах художественного театра. Выделено не место действия – «ночлежка», не характер условий – «без солнца», «дно», даже не социальное положение – «на дне жизни». Словосочетание «На дне» гораздо шире по смыслу, чем все вышеперечисленные. Что происходит «на дне»? «На дне» – чего, только ли жизни? Может быть, – и души?

Многозначность горьковской пьесы привела к ее разным театральным постановкам.

Самым ярким было первое сценическое воплощение драмы (1902) Художественным театром прославленными режиссерами К.С. Станиславским, В.И. Немировичем-Данченко при непосредственном участии А.М. Горького.

В 1903 году пьеса была отмечена почетной Грибоедовской премией.

Особенности композиции

Вопрос

Где происходит действие пьесы?

Ответ

В подвале, похожем на пещеру, в котором люди вынуждены вести допотопное существование. Отдельные штрихи описания вводят сюда символику ада: располагается ночлежка ниже уровня земли, люди лишены здесь солнца, свет падает «сверху вниз», персонажи ощущают себя «мертвецами», «грешниками», «сброшенными в яму, «убитыми» обществом и в этих сводах похороненными.

Вопрос

Как изображается место действия в пьесе?

Ответ

В авторских ремарках. В первом действии это «подвал, похожий на пещеру», «тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой». Важно, что писатель делает указания, как освещается сцена: «от зрителя и сверху вниз», свет доходит до ночлежников из подвального окошка, как будто ищет среди подвальных обитателей – людей. Тонкие перегородки отгораживают комнату Пепла. Везде по стенам – нары. Кроме Квашни, Барона и Насти, которые живут на кухне, своего угла нет ни у кого. Все друг перед другом напоказ, укромное место только на печке и за ситцевым пологом, отделяющим от других кровать умирающей Анны (этим она уже как бы отделена от жизни). Везде грязь: «грязный ситцевый полог», некрашеные и грязные стол, скамьи, табурет, изодранные картонки, куски клеенки, тряпье.

Вопрос

Перечислите персонажей пьесы с их краткими характеристиками. На какие группы условно можно разделить всех персонажей?

Ответ

Всех обитателей ночлежки можно условно объединить в четыре группы, в зависимости от того места, которое они занимают в столкновении различных позиций, в философском конфликте пьесы.

Первая группа включает Актера, Настю, Пепла, Наташу. Эти персонажи предрасположены к встрече со странником Лукой. Каждый из них живет какой-то мечтой или надеждой. Так Актер рассчитывает вылечиться от алкоголизма, вернуться на сцену, где у него было театральное имя Сверчков-Заволжский. Теперь вот, правда, не осталось имени, но он устремлен в мыслях к артистической славе. Насте грезится французский студент, которого она якобы страстно любит. Пепел мечтает о свободной и раздольной жизни, «чтобы самому себя можно… было уважать». Наташа смутно надеется на счастливую участь, когда Василий будет ее крепкой опорой. Каждый из этих персонажей не слишком тверд в своих устремлениях, внутренне раздвоен.

Лука, о котором подробно мы будем говорить на следующем уроке, призван выявить сущность каждого.

Барон и Бубнов – третья группа. Первый из них постоянно живет прошлым, вспоминая сотни крепостных, кареты с гербами, кофе со сливками по утрам в постели. Полностью опустошенный, он ничего уже не ждет, ни о чем не мечтает. Второй – Бубнов – тоже иногда обращается к былым годам, когда он натерпелся от жизни, но в основном живет настоящим и признает только то, что видит и осязает. Бубнов – равнодушный циник. Для него понятны только факты, они – «упрямая вещь». Правда Барона и Бубнова – жесткая, бескрылая правда, далекая от подлинной истины.

Четвертую позицию занимает в пьесе Сатин. При всей ее самобытности она тоже отличается своей противоречивостью. Во-первых, слова, произносимые этим героем, находятся в резком контрасте с его сущностью. Ведь о правде говорит жулик по роду занятий, арестант и убийца в прошлом. Во-вторых, в ряде случаев Сатин оказывается близким Луке. Он соглашается со странником, что «люди для лучшего живут», что правда связана с представлением о человеке, что нельзя мешать ему и принижать его («Не обижай человека!»)

Образы следует расположить по «лестнице» чинов и положений, так как перед нами социальный срез жизни России начала XX века: Барон, Костылев, Бубнов, Сатин, Актер; Пепел, Настя.

Вопрос

Каков конфликт драмы?

Ответ

Конфликт этой драмы социальный. Каждый из ночлежников пережил в прошлом свой социальный конфликт, в результате которого оказался в унизительном положении. Жизнь обездолила людей, собравшихся в этом аду. Она лишила права на работу Клеща, на семью – Настю, на профессию – Актера, на былой комфорт – Барона, обрекла на голодное существование Анну, на воровство – Пепла, беспробудный запой – Бубнова, проституцию – Настю.

Резкая конфликтная ситуация, разыгрывающаяся на глазах у зрителей, является важнейшей чертой драмы как рода литературы.

Вопрос

Как социальный конфликт взаимосвязан с драматургическим?

Ответ

Социальный конфликт вынесен за сцену, отодвинут в прошлое, он не становится основой драматургического конфликта. Мы наблюдаем лишь результат внесценических конфликтов.

Вопрос

Какого рода конфликты, кроме социального, выделяются в пьесе?

Ответ

В пьесе есть традиционный любовный конфликт. Его обусловливают взаимоотношения Васьки Пепла, Василисы, жены хозяина ночлежки, Костылева и Наташи, сестры Василисы. Экспозиция этого конфликта – разговор ночлежников, из которого ясно, что Костылев ищет в ночлежке свою жену Василису, которая изменяет ему с Васькой Пеплом. Завязка этого конфликта – появление в ночлежке Наташи, ради которой Пепел оставляет Василису. В ходе развития любовного конфликта становится ясно, что отношения с Наташей возрождают Пепла, он хочет уехать с ней и начать новую жизнь. Кульминация конфликта вынесена за сцену: в конце третьего действия мы из слов Квашни узнаем, что кипятком ноги девке сварили» – Василиса опрокинула самовар и обварила Наташе ноги. Убийство Костылева Васькой Пеплом оказывается трагической развязкой любовного конфликта. Наташа перестает верить Пеплу: «Они – заодно! Будьте вы прокляты! Вы оба…»

Вопрос

В чем своеобразие любовного конфликта в пьесе?

Ответ

Любовный конфликт становится гранью социального конфликта. Он показывает, что античеловеческие условия калечат человека, и даже любовь не спасает человека, а ведет к трагедии: к смерти, увечью, убийству, каторге. В результате одна Василиса достигает всех своих целей: мстит бывшему любовнику Пеплу и своей сестре-сопернице Наташе, избавляется от нелюбимого и опостылевшего мужа и становится единовластной хозяйкой ночлежки. В Василисе не остается ничего человеческого, и это показывает чудовищность социальных условий, которые изуродовали и обитателей ночлежки, и ее хозяев. Ночлежники прямо не участвуют в этом конфликте, они лишь сторонние зрители.

Вопрос

Что напоминает вам эта ночлежка?

Ответ

Ночлежка является своеобразной моделью того жестокого мира, из которого были выкинуты ее обитатели. Здесь тоже имеются свои «хозяева», полиция, проявляется то же отчуждение, вражда, те же пороки.

Заключительное слово учителя

Горький изображает сознание людей «дна». Сюжет разворачивается не столько во внешнем действии – в обыденной жизни, сколько в диалогах героев. Именно разговоры ночлежников определяют развитие драматургического конфликта. Действие переводится во внесобытийный ряд. Это характерно для жанра философской драмы.

Итак, жанр пьесы можно определить как социально-философскую драму.

Домашнее задание

Подготовиться к уроку-диспуту о Луке. Для этого: отметить (или выписать) его высказывания о людях, о правде, о вере. Определить свое отношение к высказываниям о Луке Барона и Сатина (IV акт).

Определить композиционные элементы пьесы. Почему Чехов считал последний акт лишним?

Литература

Д.Н. Мурин, Е.Д. Кононова, Е.В. Миненко. Русская литература ХХ века. Программа 11 класса. Тематическое поурочное планирование. Санкт-Петербург: СМИО Пресс, 2001

Е.С. Роговер. Русская литература XX века / Санкт-Петербург: Паритет, 2002

Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русской литературе ХХ век. 11 класс. I полугодие. М.: ВАКО, 2005

Произведения М. Горького занимают совершенно особое место в истории русской драматургии. Писатель обратился к театру в самом начале XX века и стал настоящим продолжателем традиций русской драмы XIX столетия. Горький считал, что основной целью драмы является изображение «человека и народа», отражение влияния судьбы на развитие и формирование человеческой личности. Кроме того, в произведениях Горького присутствуют черты, характерные для жанра философской драмы. Наиболее яркое свое отражение они нашли в пьесе «На дне», которая была написана в 1902 году.

Именно в этом произведении Горькому удалось соединить реальные судьбы людей и отвлеченные философские понятия.

За внешним конфликтом произведения четко прослеживается конфликт внутренний, который становится основным и помогает наилучшим образом раскрыть характеры героев, а, кроме того, способствует наиболее глубокому восприятию основного смысла пьесы. Внешний конфликт показан через любовный треугольник (Наташа – Пепел – Костылевы). Но эта интрига является лишь фоном для развития действия, основанного на внутреннем философском конфликте (Лука – ночлежники - Сатин). Именно внутренний конфликт становится основой драматургического действия. Основан этот конфликт на философских рассуждениях обитателей ночлежки о Человеке и его возможностях.

Писателя очень глубоко волновала мысль о том, каким должен быть настоящий Человек, кем он является на этой планете. Однажды в своем письме к Чехову Горький заметил, что очень сложно любить, помогать и жалеть «дрянных мошек с кишками», каковыми являются все люди. Но вместе с тем, в Горьком жила непоколебимая вера в Человека, а также в его силу духа. Писатель называл Человека самым лучшим, сложным и интереснейшим существом на Земле. Авторские размышления о сущности Человека, об его нравственности и духовном мире стали основой внутреннего конфликта пьесы.

В произведении запечатлено пробуждение человеческой души, пускай частичное, совсем несмелое. Высказываясь в резкой форме, Бубнов говорит о себе и о других ночлежниках, выражая их общую особенность: оказавшись на «дне», люди лишаются всех атрибутов цивилизованной жизни, остается «один голый человек», такой, какой он есть. Может быть, именно поэтому босяков тянет к каким-то общим принципам и понятиям. Автор называет их «философами поневоле», эти несчастные люди еще способны мечтать о более светлом будущем. Клещ хочет добиться успеха трудом, Настя мечтает о любви, как о спасении, Наташа ждет героя, Анна молится Богу. В простых и наивных суждениях босяков скрываются ответы на самые сложные вопросы о природе и судьбе человека.

Есть в пьесе и другой тип персонажей. Сатин, Барон и Бубнов смирились с собственным положением шулеров и не стремятся что-то менять в своей судьбе. Они глубоко рассуждают о смысле жизни, тоскуют по правде и воле. Эти герои от природы наделены живым умом, но не стремятся к действию.

В конце второго акта пьесы появляется старец Лука. Это умный и незаурядный человек, имеющий громадный опыт и живой интерес к людям. Он стремится понять каждого человека, видит не только ошибки других людей, но способен разглядеть и их светлые качества. Лука не просто жалеет людей, он верит в них, искренне хочет помочь каждому.

Однако позиция Луки такова, что он готов принять любую жизненную ситуацию и приспособиться под нее. Лука пассивно ждет блага, не пытаясь исправить конкретное положение вещей. Он предлагает ночлежникам свою помощь, которая просто помогает им приспособиться к нужде и несчастьям. Лука дарит людям призрачную надежду на то, что все само собой наладится. Когда же происходит крах этих иллюзий, старик незаметно исчезает.

В последнем действии пьесы раскрываются все последствия пережитого. Горького особенно интересует брожение ленивых мыслей ночлежников, поэтому с особой силой в последнем действии ставится вопрос о Человеке. Конечно, герои пьесы не стали другими в один момент, просто автор показал их болезненные раздумья, которые, между тем, ничего не изменят в их жизни. Однако значение их слов от этого не уменьшается, ведь они так долго копились в людских душах.

Особенным образом звучат слова Сатина о Человеке. Это своеобразный гимн человеческим возможностям и достоинству. Несмотря на то, что Сатин обычно равнодушен к людям и их несчастьям, он твердо убежден, что Человек – это сильное и мудрое существо, достойное уважения. Сатин выступает против спасительной лжи, которой пользовался Лука. Он считает, что правда – это единственный Бог свободного человека. При этом Сатин понимает, что его слова не относятся к конкретным обитателям ночлежки, ведь эти люди не способны бороться за свою честь и достоинство. Для Сатина Человек – это абсолютно все люди на планете.

В этом заключается основной нравственный смысл пьесы. Порой жизнь бывает жестока к людям, вынуждая их подчиняться и терпеть унижение. Но изначально человек создан был высоким и гордым существом. Только ему по силам изменить мир к лучшему.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2012-11-17

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Тема: Особенности жанра и конфликта в пьесе М. Горького «На дне»

Цели:

Обучающие:

1) изучить историю создания пьесы;

2) выявить жанровую природу пьесы;

3) обозначить особенности конфликта.

Развивающие:

  • совершенствовать навыки системно-комплексного анализа драматического произведения;
  • развивать навыки самостоятельного поиска информации по данной теме;

Воспитательные

  • воспитывать культуру умственного труда учащихся на основе таких мыслительных операций, как анализ, синтез группировка, сравнение.

Тип урока: урок-лекция с элементами беседы по сюжету и жанровому своеобразию пьесы.

Оборудование:

Ход урока

Организационный момент.

  1. Вступительное слово.

Сегодня вы познакомились с романом М. Горького «Мать», ставшего, пожалуй, главным произведением, Горького-романиста. Сейчас мы с вами познакомимся с драматургическим творчеством М. Горького. Вашим домашним заданием было чтение пьесы «На дне». Давайте к ней обратимся.

  1. Слово о создании пьесы.

В 1900 г., когда артисты Художественного театра ездили в Крым, чтобы показать Чехову его пьесы "Чайка" и "Дядя Ваня", они познакомились с Горьким. Руководитель театра Немирович-Данченко говорил им, что театру предстоит задача не только "пленить своим искусством Чехова, но и заразить желанием Горького написать пьесу".

В следующем году Горький передал Художественному театру свою пьесу "Мещане". Первое представление горьковской пьесы Художественным театром состоялось 26 марта 1902 году, в Петербурге, куда театр выехал на весенние гастроли. Впервые на сцене появился новый герой: революционер-рабочий, машинист Нил, человек, сознающий свою силу, уверенный в победе. И хотя цензура вычеркнула из пьесы все "опасные" места, вычеркнула и слова Нила: "Хозяин тот, кто трудится!", "прав - не дают, права - берут", все-таки пьеса звучала в целом как призыв к свободе, борьбе.

Правительство боялось, что спектакль превратился в революционную демонстрацию. Во время генеральной репетиции пьесы театр был окружен полицией, а в театре были расставлены переодетые городовые; на площади перед театром разъезжали конные жандармы.

Почти одновременно с пьесой "Мещане" Горький работал над второй пьесой, "На дне". В августе 1902 года Горький передал пьесу Немировичу-Данченко. Начались репетиции, и Горькому часто теперь приходилось бывать в Москве. Артисты и режиссер работали с увлечением, ходили на Хитров рынок, в ночлежки, где жили босяки, и Горький много рассказывал о жизни своих героев помогал правильнее понять их жизнь, привычки.

О. Л. Книппер-Чехова вспоминала, как на одной из репетиций Горький рассказал: "Читал я "На дне" в ночлежке, настоящему Барону, настоящей Насте. Понимаете! Плакали в ночлежке, кричали: "Мы хуже!"... Целовали меня, обнимали...". 18 декабря 1902 года состоялась премьера пьесы. Без конца вызывали актеров, режиссеров, автора. Спектакль превратился в бурное чествование А. М. Горького; он вышел на сцену взволнованный, растерянный, - такого успеха он не ожидал. Большой, немного сутулый, он хмурился и от смущения забыл бросить папиросу, которую держал в зубах, забыл, что надо кланяться.

  1. Беседа по содержанию пьесы (устно):

Вопросы к классу:

  1. На чём построена сюжетная линия произведения?
  2. Кто является обитателями ночлежки? Назовите их.
  3. Кто такой Клещ? Что о нем известно?
  4. Кто такой Лука? Сатин?

Лука

Пожилой человек (60 лет), странствующий проповедник, который всех утешает, всем обещает избавление от страданий, всем говорит: “Ты надейся!”, “Ты верь!” Лука - личность незаурядная, у него большой жизненный опыт и острый интерес к людям. Он ни во что не верит, но ему жаль страдающих людей, вот он и говорит им разные утешающие слова. Вся его философия заключена в изречении: “Во что веришь, то и есть”.

Сатин

Безработный мужчина (40лет). Он любит непонятные, редкие слова, т.к. раньше служил в телеграфе, много читал и был образованным человеком. Герой выражает авторскую позицию, он далек от философии христианского терпения, для него есть одно гордо звучащее слово - человек, который “за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум - человек за все платит сам, и потому он свободен”. Яснее других понимает социальную несправедливость. Он утверждает, что человеку нужна правда, какая бы она ни была!

Костылёв и Василиса

Вызывает отвращение фигура содержателя ночлежки Костылёва (54г.), одного из "хозяев жизни", который готов даже из своих несчастных и обездоленных постояльцев выжать последнюю копейку. Столь же отвратительна и его жена Василиса (26л.) своей безнравственностью, в ней “нет души”, она “жадная до денег”.

Васька Пепел

Молодой человек (28лет) - потомственный вор, жаждущий правильной жизни, он желает стать честным и порядочным человеком, т.к. на жизнь, Пепел зарабатывает нечестным трудом, он хочет всё это исправить. Васька мечтает о вольной жизни в Сибири. И думает, что, женившись на Наташе, получит желаемое. Но в итоге, убив Костылёва, попадает в тюрьму.

Наташа

Наташа – 20 лет, сестра Василисы. Тихая, добрая девушка. Она полна страстных мечтаний о будущем. Наташа хочет уйти из ночлежки, выбраться с этого “дна жизни”, но не может. Наташу хотят выдать замуж за Пепла, но девушка понимает, что ничего хорошего из этого не выйдет. Ведь Васька плохо обошёлся с её сестрой, значит и с ней он может поступить также. Замуж она так и не вышла, т.к. после побоев сестры попадает в больницу, а оттуда уходит в неизвестном направлении.

Барон и Настя

Настя – молодая девушка, (20лет), страстно желающая большой, настоящей любви. Правда, её мечты у окружающих вызывают злобную насмешку. Даже её сожитель Барон подшучивает над ней. Настя страдает от своей безысходности и всё хочет уйти на край света.

Барон (33г.) – единственный человек, не имеющий иллюзий об освобождении. Но у него есть ниточка: “Всё в прошлом!” Если ничего нет впереди, так хоть что-то есть позади. Барон часто вспоминал о своём происхождении (старая фамилия, дома в Москве и Петербурге, кареты с гербами и т.д.). Но Настя издевается над ним, говорит, что ничего этого не было. “Понял, какого человеку, когда ему не верят?”

Клещ и Анна

Андрей Митрич (40л.) – слесарь, мечтает о честном труде. Он больше всех надеется вырваться из этой ямы (“Вылезу… кожу сдеру, а вылезу!”), что это не конец, а временное падение. Клещ думает, что после смерти жены, его жизнь станет легче. Её смерти он ждёт, как освобождения!

Анна (30л.) – его жена, тяжело больна, при смерти. Считает себя самой несчастной женщиной. Она раздавлена жизнью, полна страдания и никому не нужная.

Актёр

В прошлом был известным актёром, но вскоре опустился, спился и даже забыл своё имя! Он часто поглощен воспоминаниями о своей уже прошлой славе. Единственная его мечта, найти город, о котором рассказывал Лука, где есть бесплатная лечебница для алкоголиков. Ведь он всё ещё надеется вернуться на сцену. Но узнав, что нет никакой “праведной земли” и лечебницы нет, актёр кончает жизнь самоубийством, т.к. не может перенести крушения своей последней надежды.

  1. Не заметили ли вы сходство между горьковскими «людьми дна» и «маленьким человеком»? В чем оно? В чем они отличаются?

(Сходство есть. И «маленькие люди», и люди «дна» - «униженные и оскорбленные» жизнью социальные типы. Однако положение героев пьесы Горького гораздо хуже. У «мал.чел» была надежда (вспомните гоголевского Башмачкина или героев-идеологов Ф.М. Достоевского), у «людей дна» такой надежды нет. Дальше уже падать некуда).

  1. В чем сходство «людей дна» и героев «босяцких рассказов», например, рассказа «Челкаш», с которым Вы знакомы?

(Герои пьесы тоже босяки. Но здесь уже нет никакой романтики. Челкаш – романтический образ, это сильный, волевой характер. Для него главное – море и воля. В пьесе же отсутствует романтиз. действительности. Люди «ночлежки» спорят о правде, но сам не знают в чем она заключ.)

  1. Кто по-настоящему спорит с Лукой: Сатин или сам автор?
  1. Пьеса “На дне” является ли новаторским произведением?
  2. Как бы Вы определили жанр? Какие драматургические жанры Вы знаете?

Комедия, драма, трагедия, водевиль, мелодрама. «На дне» - драма. В трагедии д.б. герои идеологи. Их конфликт с обществом должен стать идеологическим. Вспомните, например, конфликт Катерины Кабановой с «темным царством (Островский «Гроза») или конфликт Ларисы Огудаловой с миром хищных купцов («Бесприданница» Островского). Здесь такого нет. Актер застрелился – отчаяние и неверие в собственные силы. Лука уходит.)

  1. В чём по Вашему спасение людей, упавших “на дно” жизни?

(Либо уйти в мир иллюзий, либо – бороться за соц. несправедливость. Их спасение – это соц. перемены в России, к этому и вел зрителя Горький. Скоро наступит 1917 г. На сцену истории выйдет пролетариат).

  1. Лекционная часть:

В этой новой пьесе еще более резко и смело звучал протест против капиталистического общества. Горький показал в ней новый, незнакомый мир - мир босяков, опустившихся на самое дно жизни. Пьеса Горького “На дне” была написана в 1902 году для труппы Московского Художественного общедоступного театра. В самом названии уже заложен огромный смысл. Люди, которые попали на дно, уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни. Тема униженных и оскорбленных не нова в русской литературе. Здесь Горький выступает продолжателем традиций Пушкина, Гоголя, Некрасова, Достоевского. Однако положение горьковских «людей дна» в отличие от «маленьких людей» более удручающее.

В пьесе Горький обозначил необходимость социально-исторических перемен, которые принесет революция. В основе пьесы лежит острый социальный конфликт: противоречие между действительным положением человека в обществе и его высоким назначением; противоречие между массами и самодержавными порядками помещичьей России, которые низводят людей до трагической участи бродяг.

Пьеса М.Горького - новаторское литературное произведение. В центре ее - не только человеческие судьбы, сколько столкновение идей, спор о человеке, о смысле жизни.

Социальный конфликт выражен на нескольких уровнях:

  1. Конфликт между хозяевами ночлежки, супругами Костылевыми, и обитателями этой ночлежки
  2. Каждый их героев в прошлом пережил свой соц. конфликт. Но предыстория каждого остается в прошлом. Горький оставляет ее за кулисами. Их жизненные драмы не становятся основой конфликта драматургического.
  3. Любовная линия в пьесе связана с социальной. Костылев ищет Василису, которая изменяет ему Васькой Пеплом. Завязка любовного конфликта – приход в ночлежку Наташи. Любовь Васьки Пепла к Наташе возрождает его к жизни. Горький показывает, что античеловеческие условия «дна» калечат человека. Василиса мстит своему возлюбленному. Социальное неравенство побеждает.

В жанровом отношении пьеса является драмой. Нет идеологических конфликтов с обществом. Философские размышления обитателей ночлежки никуда не ведут, не становятся бунтом против соц. неравенства. Актер застрелился – отчаяние и неверие в собственные силы. Лука уходит.

Герои пьесы “На дне” получились обобщенными, собирательными образами, хотя и типичными. Под сводами костылевской ночлежки оказались люди самою различного характера и социального положения. Все они – соц. типы. У всех героев – клички вместо имен.

М.Горький предлагает читателям два возможных ответа вопрос о спасении ночлежников:

1) уйти в мир иллюзий и обмануть себя (но ложью можно только усугубить положение отверженных людей.

2) бороться с социальной несправедливостью (но способных борцов “на дне” нет. Самое большое на что они способны, это вырезать правду – правду о человеке!)

Две основные проблемы в пьесе:

философская проблематика отразилась в спорах героев о человеке, добре и правде, которые поднимают проблему гуманизма:

  • проблема человека;
  • проблема правды

Вывод.

Пьеса “На дне” проникнута горячим и страстным призывом любить человека, сделать так, чтобы имя это действительно звучало гордо. Пьеса имела огромный политический резонанс, звала к переустройству общества, выбрасывающего людей “на дно”.

Домашнее задание:

  1. выписать цитатные характеристики героев

Человек - вот правда!

М. Горький

Многогранный талант М. Горького ярко проявился и в драматургии. В пьесе «На дне» Алексей Максимович открыл читателям и зрителям доныне неизвестный пласт русской жизни: чаяния, страдания, радости и надежды «бывший людей», обитателей ночлежки. Автор сделал это достаточно сурово и правдиво.

Драма «На дне» ставит и решает философские вопросы: что есть правда? нужна ли она людям? можно ли обрести счастье и покой в реальной жизни? Выброшенные из активной жизни, обитатели «дна» между тем не отказываются от решения сложных философских вопросов, жизненных ситуаций, которые ставит перед ними действительность. Они примеряют к себе различные ситуации, пытаясь «всплыть» на поверхность. Каждый из них хочет вернуться в мир «настоящих людей».

Герои полны иллюзий о временности своего положения. И лишь Бубнов и Сатин понимают, что выхода «со дна» нет - это удел лишь сильных. Слабым же людям нужен самообман. Они тешат себя мыслью, что рано или поздно станут полноценными членами общества. Эту надежду в ночлежниках активно поддерживает Лука, странник, неожиданно появившийся среди них. Старик с каждым находит верный тон: Анну он утешает небесным счастьем после смерти. Уговаривает ее, что в загробной жизни она обретет покой, которого не чувствовала до сих пор. Ваську Пепла Лука уговаривает уехать в Сибирь. Там самое место для сильных и целеустремленных людей. Настю он успокаивает, веря в ее рассказы о неземной любви. Актеру обещает исцеление от алкоголизма в некой специальной клинике. Самое поразительное во всем этом, что Лука лжет бескорыстно. Он жалеет людей, старается дать им надежду как стимул к жизни. Но утешения старика приводят к противоположным результатам. Умирает Анна, гибнет Актер, попадает в тюрьму Васька Пепел. Кажется, устами Сатина автор осуждает Луку, опровергает соглашательскую философию странника. «Есть ложь утешительная, ложь примиряющая… Кто слаб душой… и кто живет чужими соками - тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие - прикрываются ею… А кто - сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого - зачем тому ложь? Ложь - религия рабов и хозяев… Правда - бог свободного человека!»

Но Горький не так прост и прямолинеен; он дает возможность читателям и зрителям самим решить: нужны ли Луки в реальной жизни или они несут зло? Поразительно и другое, что с годами менялось отношение общества к этому персонажу. Если в период создания пьесы «На дне» Лука был почти отрицательным героем, с его безграничной жалостливостью к людям, то со временем изменилось отношение к нему.

В наше жестокое время, когда человек чувствует свое одиночество и ненужность окружающим, Лука получил «вторую жизнь», стал почти положительным героем. Он жалеет живущих рядом людей, пусть машинально, не тратя на это свои душевные силы, но находит время выслушать страждущих, вселяет в них надежду, а это уже немало.

Пьеса «На дне» относится к тем немногим произведениям, которые со временем не стареют, а каждое поколение открывает в них мысли, созвучные своему времени, взглядам, жизненным ситуациям. В этом великая сила дарования драматурга, его умение заглянуть в будущее.

В пьесе « На дне » выкристаллизовался один из своеобразных жанров горьковской драматургии - жанр социально-философской пьесы.

Большинство критиков дореволюционного времени рассматривало «На дне» как пьесу статическую, как серию зарисовок быта, внутренне не связанных сцен, как натуралистическую пьесу, лишенную действия, развития, драматических конфликтов.

В «На дне» Горький развивает, обостряет, делает особенно наглядным принцип, характерный для драматургии Чехова...

Когда… Горький писал: «Пьеса делается, как симфония: есть основной лейтмотив и различные вариации, изменения его» (Письмо в театр ЛАПП / «Литературная газета». 1931. N 53), то он мог иметь в виду собственный драматургический опыт. В пьесе выступает несколько «тем», идейно-тематических комплексов, которые «вбирают в себя» известные идеи и настроения, черты характера действующих лиц, их стремления, идеалы и поступки, их взаимоотношения и судьбы, их отдельные столкновения. Ни одна судьба, ни один конфликт не прослеживаются целостно от начала до конца; они намечаются как бы пунктиром, прерывно, эпизодично, поскольку они должны войти в определенный тематический комплекс, участвуя в развитии «темы», в решении социально-философской проблемы. <...>

В экспозиции представлены все основные проблемы, которые будут решаться в пьесе; в зародышевом виде выступают все ее основные темы. Как относиться к бесчеловечной жизни обездоленных, угнетенных? Терпеливо нести свой крест?

Смягчить муку других состраданием? Отдаться утешающим иллюзиям? Протестовать? Искать каждому для себя активный выход, скажем, в труде? Различные ответы на эти вопросы разъединяют и так или иначе сводят героев пьесы, которые находятся как бы в состоянии ожидания. Появление Луки приводит все в движение. Он отстраняет одних, поддерживает других, направляет их, дает обоснование их устремлениям. Начинается практическая проверка различных жизненных установок.

6. Драматургический конфликт пьесы «На дне»

Большинство критиков рассматривало «На дне» как пьесу статическую, как серию зарисовок быта, внутренне не связанных сцен, как натуралистическую пьесу, лишённую действия, развития драматических конфликтов. На самом деле в пьесе «На дне» глубокая внутренняя динамика, развитие… Сцепление реплик, действий, сцен пьесы определяется не бытовыми или фабульными мотивировками, но развёртыванием социально-философской проблематики, движением тем, их борьбой. Тот подтекст, то подводное течение, которое В.Немирович-Данченко и К.Станиславский обнаруживали в пьесах Чехова, у Горького в «На дне» приобретает решающее значение”. “Горький изображает сознание людей «дна». Сюжет разворачивается не столько во внешнем действии, сколько в диалогах героев. Именно разговоры ночлежников определяют развитие драматургического конфликта

Удивительное дело: чем больше ночлежники хотят скрыть от самих себя реальное положение дел, тем с большим наслаждением начинают уличать других во лжи. Им доставляет особое удовольствие мучить своих товарищей по несчастью, пытаясь отнять у них последнее, что у них есть, - иллюзию

Что же мы видим? Оказывается, нет одной правды. А есть по крайней мере две правды - правда «дна» и правда лучшего в человеке. Какая правда побеждает в пьесе Горького? На первый взгляд - правда «дна». Никому из ночлежников нет выхода из этого «тупика бытия». Никому из персонажей пьесы не становится лучше - только хуже. Анна умирает, Клещ окончательно «опускается» и оставляет надежду вырваться из ночлежки, Татарин теряет руку, а значит, тоже становится безработным, Наташа погибает морально, а может быть, и физически, Васька Пепел попадает в тюрьму, даже пристав Медведев становится одним из ночлежников. Ночлежка принимает всех и не выпускает никого, кроме одного человека - странника Луки, который натешил несчастных сказками да и исчез. Кульминация всеобщего разочарования - это смерть Актёра, которому именно Лука внушил тщетную надежду на выздоровление и нормальную жизнь

“Утешители этого ряда - самые умные, знающие и красноречивые. Они же потому самые вредоносные. Именно таким утешителем должен быть Лука в пьесе «На дне», но я, видимо, не сумел сделать его таким. «На дне» - пьеса устаревшая и, возможно, даже вредная в наши дни” (Горький, 30-е годы).

7. Образы Сатина, Барона, Бубнова в пьесе «На дне»

Пьеса Горького «На дне» была написана в 1902 году для труппы Московского Художественного общедоступного театра. Горький долгое время не мог подобрать точного названия пьесе. Первоначально она называлась «Ночлежка», затем «Без солнца» и, наконец, «На дне». В самом названии уже заложен огромный смысл. Люди, которые попали на дно, уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни. Тема униженных и оскорбленных не нова в русской литературе. Вспомним героев Достоевского, которым тоже «уже некуда больше идти». Много сходных черт можно найти у героев Достоевского и Горького: это тот же мир пьяниц, воров, проституток и сутенеров. Только он еще более страшно и реалистично показаны Горьким. В пьесе Горького зрители впервые увидели незнакомый им мир отверченных. Такой суровой, беспощадной правды о жизни социальных низов, об их беспросветной участи мировая драматургия еще не знала. Под сводами костылевской ночлежки оказались люди самою различного характера и социального положения. Каждый из них наделен своими индивидуальными чертами. Здесь и рабочий Клещ, мечтающий о честном труде, и Пепел, жаждущий правильной жизни, и Актер, весь поглощенный воспоминаниями о своей былой славе, и Настя, страстно рвущаяся к большой, настоящей любви. Все они достойны лучшей участи. Тем трагичнее их положение сейчас. Люди, живущие в этом подвале, похожем на пещеру, -трагические жертвы уродливых и жестоких порядков, при которых человек перестает быть человеком и обречен влачить жалкое существование. Горький не дает подробного изложения биографий героев пьесы, но и те немногие черты, которые он воспроизводит, прекрасно раскрывают замысел автора. В немногих словах рисуется трагизм жизненной судьбы Анны. «Не помню, когда я сыта была, - говорит она. - Над каждым куском хлеба тряслась… Всю жизнь мою дрожала… Мучилась… как бы больше другого не съесть… Всю жизнь в отрепьях ходила… всю мою несчастную жизнь...» Рабочий Клещ говорит о безысходной своей доле: «Работы нет… силы нет… Вот - правда! Пристанища, пристанища нету! Издыхать надо… Вот правда!» Обитатели «дна» выброшены из жизни в силу условий, царящих в обществе. Человек предоставлен самому себе. Если он споткнулся, выбился из колеи, ему грозит «дно», неминуемая нравственная, а нередко и физическая гибель. Погибает Анна, кончает с собой Актер, да и остальные измотаны, изуродованы жизнью до последней степени. И даже здесь, в этом страшном мире отверженных, продолжают действовать волчьи законы «дна». Вызывает отвращение фигура содержателя ночлежки Костылева, одного из «хозяев жизни», который готов даже из своих несчастных и обездоленных постояльцев выжать последнюю копейку. Столь же отвратительна и его жена Василиса своей безнравственностью. Страшная участь обитателей ночлежки становится особенно очевидной, если сопоставить ее с тем, к чему призван человек. Под темными и угрюмыми сводами ночлежного дома, среди жалких и искалеченных, несчастных и бездомных бродяг звучат торжественным гимном слова о человеке, о его призвании, о его силе и его красоте: «Человек - вот правда! Все - в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное - дело его рук и его мозга! Человек! Это великолепно! Это звучит- гордо!» Гордые слова о том, каким должен быть и каким может быть человек, еще резче оттеняют ту картину действительного положения человека, которую рисует писатель. И этот контраст приобретает особый смысл… Пламенный монолог Сатина о человеке звучит несколько неестественно в атмосфере непроглядной тьмы, особенно после того, как ушел Лука, повесился Актер, посажен в тюрьму Васька Пепел. Это чувствовал сам писатель и объяснял это тем, что в пьесе должен быть резонер (выразитель мыслей автора), но героев, которых изобразил Горький, трудно назвать выразителями чьих-либо идей вообще. Поэтому и вкладывает свои мысли Горький в уста Сатина, самого свободолюбивого и справедливого персонажа.

Автор начал писать пьесу в Нижнем Новгороде, где, по наблюдению современника Горького, Розова, находилось лучшее и удобнейшее место для стечения всякого сброда людей… (всегда считала, что Горький взял прототипы героев в Нижнем, потому что жил в этом городе и знал всех своих будущег героев лично). Этим объясняется реалистичность персонажей, их полное сходство с оригиналами.

Алексей Максимович Горький исследует душу и характеры босяков с разных позиций, в различных жизненных ситуациях, стараясь понять, кто же они, что привело столь разных людей на дно жизни. Автор пытается доказать, что ночлежники обычные люди они мечтают о счастье, умеют любить, сострадать, а главное мыслят.

По жанру пьесу На дне можно отнести к философской, ведь из уст героев мы слышим интересные умозаключения, порой целые социальные теории. Например, Барон утешается тем, что нечего ждать… Я ничего не жду! Все уже… было! Прошло кончено!.. Или Бубнов Вот я выпил и рад!

Но истинный талант к философствованию проявляется у Сатина, бывшего телеграфного служащего. Он рассуждает о добре и зле, о совести, о предназначении человека. Иногда мы чувствуем, что он рупор автора, больше в пьесе некому так складно и умно сказать. Его фраза Человек это звучит гордо! стала крылатой.

Но Сатин этими рассуждениями оправдывает свое положение. Он является своеобразным идеологом дна, обосновывая его существование. Сатин проповедует презрение к нравственным ценностям А куда они честь, совестьНа ноги, вместо сапогов не наденешь ни чести, ни совести… Зрителей поражает картежник и шулер, который рассуждает о правде, о справедливости, несовершенстве мира, в котором сам является изгоем.

Но все эти философские искания героя лишь словесная дуэль с его антиподом по мировоззрению, с Лукой. Трезвый, порой жестокий реализм Сатина сталкивается с мягкими и покладистыми речами странника. Лука наполняет ночлежников мечтами, призывает их к терпению. В этом отношении он истинно русский человек, готовый к состраданию и покорности. Такой тип глубоко любим самим Горьким. Лука не получает никакой выгоды от того, что дарит людям надежду, никакой корысти в этом нет. Это потребность его души. Исследователь творчества Максима Горького И. Нович так высказался о Луке… он утешает не от любви к этой жизни и веры в то, что она добро, а из капитуляции перед злом, примирения с ним. Например, Лука уверяет Анну, что женщина должна терпеть побои мужа Потерпи еще! Все, милая, терпят.

Неожиданно появившись, так же внезапно Лука и исчезает, приоткрыв в каждом жителе ночлежки его возможности. Герои задумались о жизни, несправедливости, своей безысходной судьбе.

Только Бубнов и Сатин примирились со своим положением ночлежников. Бубнов отличается от Сатина тем, что считает человека никчемнейшим существом, а значит, достойным грязной жизни Люди все живут… как щепки по реке плывут… строят дом… щепки прочь...

Горький показывает, что в озлобленном и жестоком мире остаться в живых могут только люди, крепко стоящие на ногах, осознающие свое положение, не гнушающиеся ничем. Беззащитные же ночлежники Барон, живущий прошлым, Настя, подменяющая жизнь фантазиями, гибнут в этом мире. Умирает Анна, накладывает на себя руки Актер. Он вдруг осознает несбыточность своей мечты, нереальность ее осуществления. Васька Пепел, мечтающий о светлой жизни, попадает в тюрьму.

Лука, независимо от своей воли, становится виновником гибели этих вовсе не плохих людей обитателям ночлежки нужны не обещания, а. конкретные действия, на которые Лука не способен. Он исчезает, скорее бежит, доказывая этим несостоятельность своей теории, победу разума над мечтой Тако исчезают грешники от лица праведных!

Но Сатин, как и Лука, в неменьшей степени является виновником гибели Актера. Ведь разбивая мечту о лечебнице для алкоголиков, Сатин рвет последние нити надежды Актера, связывающие его с жизнью.

Горький хочет показать, что, опираясь только на свои силы, человек может выбраться со дна Человек все может… лишь бы захотел. Но таких сильных характеров, стремящихся на волю, в пьесе нет.

В произведении мы видим трагедию отдельных личностей, их физическую и духовную гибель. На дне люди теряют свое человеческое достоинство вместе с фамилиями и именами. Многие ночлежники имеют клички Кривой Зоб, Татарин, Актер.

Как же Горький-гуманист подходит к основной проблеме произведенияНеужели он признает всю ничтожность человека, низменность его интересовНет, автор верит в людей не только сильных, но и честных, трудолюбивых, старательных. Таким человеком в пьесе является слесарь Клещ. Он единственный обитатель дна, имеющий реальные шансы на возрождение. Гордясь своим рабочим званием, Клещ презирает остальных ночлежников. Но постепенно, под воздействием речей Сатина о никчемности труда, он лишается уверенности в себе, опуская перед судьбой руки. В данном случае уже не лукавый Лука, а Сатин-искуситель подавил надежду в человеке. Оказывается, что, имея разные взгляды на жизненные позиции, Сатин и Лука одинаково подталкивают людей к гибели.

Создавая реалистические персонажи, Горький подчеркивает бытовые детали, выступая гениальным художником. Угрюмое, грубое и примитивное существование наполняет пьесу чем-то зловещим, давящим, усиливая ощущение ирреальности происходящего. Ночлежка, находящаяся ниже уровня земли, лишенная солнечного света, чем-то напоминает зрителю ад, в котором гибнут люди.

Ужас вызывает сцена, когда умирающая Анна разговаривает с Лукой. Эта ее последняя беседа является как бы исповедью. Но разговор прерывают крики пьяных картежников, угрюмая тюремная песня. Становится странным осознание бренности человеческой жизни, пренебрежение к ней, ведь даже в смертный час Анне не дают покоя.

Авторские ремарки помогают нам полнее представить героев пьесы. Краткие и четкие, они содержат в себе описание героев, помогают открыть нам некоторые стороны их характеров. Кроме того, во введенной в полотно повествования тюремной песне угадывается новый, скрытый смысл. Строки Мне и хочется на волю, да, эх!.. Цепь порвать я не могу..., показывают, что дно цепко держит своих обитателей, и ночлежники не могут вырваться из его объятий, как бы ни старались.

Пьеса закончена, но на главные вопросы в чем правда жизни и к чему должен стремиться человек, Горький не дает однозначного ответа, предоставляя решить это нам. Заключительная фраза Сатина Эх… испортил песню… дурак многозначна и заставляет задуматься. Кто дуракПовесившийся Актер или Барон, принесший об этом вестьИдет время, меняются люди, но, к сожалению, тема дна остается актуальной и в наши дни. Из-за экономических и политических потрясений на дно жизни уходит все больше и больше людей. С каждым днем ряды их пополняются. Не надо думать, что это неудачники. Нет, на дно идет много умных, порядочных, честных людей. Они стремятся поскорее уйти из этого царства тьмы, действовать, чтобы вновь жить полноценной жизнью. Но нищета диктует им свои условия. И постепенно человек теряет все свои лучшие нравственные качества, предпочитая отдаться на волю случая.

Горький пьесой На дне хотел доказать, что только в борьбе суть жизни. Когда человек теряет надежду, перестает мечтать, он теряет веру в будущее.

В пьесе «На дне» с особой яркостью проявились существенные особенности драматургии Горького. Горький был продолжателем лучших традиций классической драматургии, и в особенности драматургии Чехова. Но в борьбе за сценический реализм он обогатил русскую драматургию.

Горький утвердил в драматургии новый тип общественно-политической драмы. Его новаторство проявилось и в выборе драматического конфликта, и в методе изображения действительности.

Главный конфликт, положенный в основу пьесы «На дне», - это противоречие между людьми «дна» и порядками, которые низводят человека до трагической участи бездомного бродяги.

В центре пьесы некий собирательный образ человеческой массы, которая, однако, всегда индивидуализирована. Заметим, что такие же собирательные образы двух враждебных лагерей - капиталистов и рабочих - мы видим в пьесе «Враги». Знаменательны уже сами названия горьковских пьес: «Мещане», «Дачники», «Варвары», «Последние». Тем самым Горький стремится подчеркнуть социально-обобщенный характер своих персонажей.

Конфликт в пьесах Горького всегда выражен не внешне, не в сложной интриге, не в эффектных столкновениях, а во внутреннем движении пьесы. Действие развивается в них неторопливо, без внешне эффектных переходов. Острота драматического конфликта у Горького носит отчетливо выраженный социальный характер. Центр тяжести его пьес - в столкновении идей, в борьбе мировоззрений, социальных принципов, политических взглядов.

Сила горьковской драматургия заключается и в том, что писатель рисует героя во всей его сложности. «Нужно в каждой изображаемой единице найти, кроме общеклассового, тот индивидуальный стержень, который наиболее характерен для нее и в конечном счете определяет ее социальное поведение», - писал Горький.

Социальные качества человека предстают в его пьесах не в отвлеченном, прямолинейно выраженном виде, человек изображен у него со всеми личными особенностями и свойствами. Но за индивидуальными качествами героя мы видим в резком и ясном свете его общественно-политическое лицо.

«Человека для пьесы надобно делать так, чтобы смысл каждой его фразы, каждого действия был совершенно ясен, чтоб его можно было презирать, ненавидеть и любить, как живого»,- учил великий художник.

Развертывая в своих пьесах острую борьбу мировоззрений, идей, Горький ясно определяет свое отношение к происходящим событиям. Но отчетливая идейная оценка персонажей выражается в пьесах Горького не в непосредственных авторских суждениях и комментариях. В статье «О пьесах» Горький напоминал, что сила художественного образа в драматургии состоит в его способности без прямого авторского вмешательства раскрывать себя.

«…Пьеса требует, чтобы каждая действующая в ней единица характеризовалась и словом и делом самосильно, без подсказывания со стороны автора».

С этим связано высокое мастерство речевой характеристики в драматургии Горького . Знаменательно, что в пьесе «На дне» писатель совершенно отказался от «босяцкого» жаргона. Но как прекрасно речь действующих лиц пьесы передает разнообразие их характеров, настроений, чувств и мыслей!

Горький не часто пользуется формой развернутого монолога. Преобладает в его пьесах диалог, реплика, иногда сказанная невзначай, но всегда до предела насыщенная внутренний смыслом. В своих речевых характеристиках Горький стремился к тому, чтобы личность характеризовалась всесторонне: я с точки зрения классовой, и с точки зрения индивидуальных особенностей. Он добивался того, чтобы каждая реплика, каждое слово героя с максимальной выразительностью раскрывали его характер.

Ясно проступает в особенностях речи сущность Луки и Актера. Характер Луки, его ум, лукавство, многозначительная уклончивость, ласковая вкрадчивость, склонность к жизненный обобщениям, утешительство выражаются в тех афоризмах, прибаутках н пословицах, которыми он пересыпает свою речь. «Всяко живет человек… как сердце налажено, так и живет., сегодня- добрый, завтра - злой». «По-моему, ни одна блоха - не плоха: все черненькие, все прыгают».

В речи Актера слышится трагедия человека, знавшего некогда иную жизнь, а теперь потерявшего даже свое имя. По своим интонациям она носит декламационный оттенок, в лексике сохранились отголоски былой театральной профессии. «…По сцене мое имя - Сверчков-Заволжский… - говорит он, - никто этого не знает, никто!» Когда обитатели ночлежки высмеивают Актера и убеждают его, что не вырваться ему из ночлежки, Актер восклицает: «Невежды, дикари… Люди без сердца! Вы увидите- он уйдет!», «Обжирайтесь, мрачные умы», «…Стихотворение… Б-беранжера!» и т. д. В этих отрывочных, бессвязных фразах выражено бессилие погибшего человека.

Так же сложна и выразительна речевая характеристика Барона. В прошлом аристократ, а теперь искалеченный жизнью бездомный босяк, он соединяет в своей речи барскую спесь и подавленность выбитого из жизненной колеи бродяги. Отсюда повелительный тон в его репликах, отсюда же и бессвязные фразы растерянного, не понимающего жизни человека.

Язык горьковских пьес богат афоризмами, которые в предельно сжатом и сгущенном виде обычно выражают серьезную мысль. В пьесе «На дне» афористична речь и Луки, и Сатина, и Бубнова. Но как различны внутренний смысл и тональность этих афоризмов! У Луки они носят отвлеченный, двусмысленный характер, у Сатина - определенный и патетический: «Человек- это звучит гордо!», «Ложь - религия рабов и хозяев» и т. д. Афоризмы Бубнова проникнуты духом предельного отчаяния; Насте он говорит: «Ты везде лишняя… да и все люди на земле - лишние…»

Таким образом, пьесы Горького обогатили русскую и мировую драматургию новым содержанием, вывели на сцену новых героев, сделали шаг вперед в художественном развитии драматургии , выявив новые возможности изображения человека в драме.

«НА ДНЕ»

Пьеса содержит в себе как бы два параллельных действия. Первое -социально-бытовое и второе - философское. Оба действия развиваются параллельно, не переплетаясь. В пьесе существуют как бы два плана: внешний и внутренний.

Внешний план. В ночлежном доме, принадлежащем Михаилу Ивановичу Костылеву (54 года) и его жене Василисе Карповне (26 лет), живут,по определению автора, «бывшие люди», т. е. люди без твердого социального статуса, а также работающие, но бедняки. Это: Сатин и Актер(обоим под 40 лет), Васька Пепел, вор (28 лет), Андрей Митрич Клещ,слесарь (40 лет), его жена Анна (30 лет), Настя, проститутка (24 года),Бубнов (45 лет), Барон (33 года), Алешка (20 лет), Татарин и Кривой Зоб,крючники (возраст не назван). В доме появляются Квашня, торговка пельменями (под 40 лет) и Медведев, дядя Василисы, полицейский (50 лет). Между ними очень сложные отношения, часто завязываются скандалы. Василиса влюблена в Ваську и подговаривает его убить своего пожилого мужа, чтобы быть единоличной хозяйкой (во второй половине пьесы Васька бьет Костылева и случайно убивает его; Ваську арестовывают). Васька влюблен в Наталью, сестру Василисы (20 лет); Василиса из ревности нещадно бьет сестру. Сатин и Актер (бывший актер провинциальных театров по фамилии Сверчков-Заволжский) - полностью опустившиеся люди, пьяницы, картежники, Сатин еще и шулер. Барон - бывший дворянин, промотавший все состояние и ныне один из наиболее жалких людей ночлежки. Клещ старается зарабатывать своим слесарным инструментом; его жена Анна заболевает и нуждается в лекарствах; в конце пьесы Анна умирает, а Клещ окончательно опускается «на дно».

В разгар пьянок и скандалов в ночлежке появляется странник Лука,жалеющий людей. Он обещает многим несбыточное светлое будущее.Анне он предрекает загробное счастье. Актеру рассказывает о бесплатной лечебнице для алкоголиков. Ваське и Наташе советует уйти из дома и т. д.Но в самый напряженный момент Лука фактически сбегает, оставив обнадеженных людей. Актера это доводит до самоубийства. В финале ночлежники поют песню, и когда Сатин слышит о смерти Актера,то досадливо и с горечью говорит: «Эх… Испортил песню… дурак!»Внутренний план. В пьесе сталкиваются две философские «правды»: Луки и Сатина. Ночлежка - своего рода символ оказавшегося в тупике человечества, которое к началу XX в. потеряло веру в Бога, но еще не обрело веры в самоё себя. Отсюда всеобщее чувство безнадежности,отсутствия перспективы, которое, в частности, выражают Актер и Бубнов(резонер-пессимист) в словах: «А что же дальше» и «А ниточки-тогнилые…» Мир обветшал, обессилел, идет к концу. Сатин предпочитает принимать эту горькую правду и не лгать ни себе, ни людям. Клещу он предлагает бросить работать. Если все люди бросят работать, то что будет? «С голоду сдохнут…» - отвечает Клещ, но тем самым он лишь раскрывает бессмысленную сущность труда, который направлен только на поддержание жизни, а не на привнесение в нее какого-либо смысла.Сатин - своего рода радикал-экзистенциалист, человек, принимающий абсурдность мироздания, в котором «Бог умер» (Ницше) и обнажилась Пустота, Ничто. Иного взгляда на мир придерживается Лука. Он считает,что именно страшная бессмыслица жизни должна вызывать особую жалость к человеку. Если для продолжения жизни человеку нужна ложь,надо ему лгать, его утешать. В противном случае человек не выдержит«правды» и погибнет. Так Лука рассказывает притчу об искателе праведной земли и ученом, который по карте показал ему, что никакой праведной земли нет. Обиженный человек ушел и повесился (параллель с будущей смертью Актера). Лука не просто обычный странник,утешитель, но и философ. По его мнению, человек обязан жить вопреки бессмыслице жизни, ибо он не знает своего будущего, он только странник в мироздании, и даже земля наша в космосе странница. Лука и Сатин спорят. Но Сатин в чем-то приемлет «правду» Луки. Во всяком случае,именно появление Луки провоцирует Сатина на его монолог о Человеке,который он произносит, подражая голосу своего оппонента(принципиальная ремарка в пьесе). Сатин хочет не жалеть и утешать человека, но, сказав ему всю правду о бессмысленности жизни, подвигнуть его к самоуважению и бунту против мироздания. Человек, осознав трагедию своего существования, должен не отчаиваться, а, напротив,почувствовать свою ценность. Весь смысл мироздания - в нем одном.Другого смысла (например, христианского) - нет. «Человек - это звучит гордо!» «Все в человеке, все для человека»

Лучшие статьи по теме