Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Офисные программы
  • Как пишутся клички животных. Урок русского языка "Большая буква в кличках животных" - Начальные классы - Материалы для проведения уроков - База материалов для интерактивной доски - Интерактивные доски и проекционное оборудование

Как пишутся клички животных. Урок русского языка "Большая буква в кличках животных" - Начальные классы - Материалы для проведения уроков - База материалов для интерактивной доски - Интерактивные доски и проекционное оборудование


Конспект урока русского языка для 2 класса.

Тема: Большая буква в кличках животных.
Цель: 1). Развитие умения различать название животного и его кличку.
2). Формировать умение написания большой буквы в кличках
животных.
3). Воспитывать любовь к животным. Работать над культурой
поведения (клички).

Ход урока.
1. Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдёт вам, дети, впрок.
Постарайтесь всё понять,
Чтобы грамотно писать!
2. Чистописание.
* Посмотрите на доску и скажите, что нужно сделать, чтобы получилась
всем понятная фраза?
СТРАНАБОЛЬШИХБУКВ
* Давайте проложим туда дорожку (написание соединений ол, кв, их).
* Запишите в тетради название страны.
3. Сообщение темы урока.
* Это и есть тема нашего урока. Будьте внимательны и аккуратны. А теперь – в
путь!
4. Работа над новым материалом.
* В волшебную «Страну Больших букв» я предлагаю вам отправиться на
весёлом паровозике (к доске прикрепляются разноцветные вагончики с
паровозиком).

а). Город Повторяйск.
* Когда пишется большая буква?
Правило в стихах: (читают 4 детей)
* Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
* Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
* Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее.
* Буква большая – совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!
* В каких строчках, на ваш взгляд, заключена главная мысль?
(Букве поручено важное дело)
* Предложение списать в тетрадь с доски.
* Работа в тетради: записать в тетради свою фамилию, имя, отчество.
б). Улица Сказочная.
* Когда же ещё пишется большая буква? Об этом мы сейчас и узнаем...
Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уж предчувствует душа...

Жили-были дед да баба
С маленькою внучкой.
Кошку рыжую свою называли Жучкой.
А Хохлаткою они звали жеребёнка.
А ещё у них была курица Бурёнка.
А ещё у них была и корова Мурка,
А ещё собаки две – Сивка да Бурка.
* Что вас заставило сейчас улыбнуться?
* Давайте наведём порядок в этом стихотворении и всё запишем правильно. У
вас на партах карточки – заполним их.

Название животного Кличка животного
кошка
жеребёнок
курица
корова
собака

* Обратите внимание на то, с какой буквы пишутся названия животных, а с
какой будем писать клички животных?

* Правило-плакат на доске:

Клички животных
пишутся с большой буквы!

кот Пушок, кошка Мурка

* Почему кошку принято называть Муркой? (мурлычет)
* Кого называют Бурёнкой? Любую ли корову можно так назвать?
в). Станция Правильная.
Работа с учебником – чтение и заучивание правила. (с.112)
г). Полустанок Закрепляйкино.
Работа с учебником: упр.242 – устно; упр.245 (записать в тетрадь два
предложения на выбор)
д). Станция Разговорная. Работа в парах. Развитие речи.
* Перед каждой парой стоят три коробочки со словами. Нужно взять из каждой
коробочки по 1 слову так, чтобы получилось предложение. Кстати, там вы
встретите своих старых и давних друзей.
(Слова в первой коробочке: прибежал, пришёл, прилетела;
слова во второй коробочке: ворона, поросёнок, заяц;
слова в третьей коробочке: Степашка, Каркуша, Хрюша).
* Проверка выложенных на парте предложений. Прочитаем предложения.
Герои какой любимой передачи помогли нам выучить новое правило?

5. Итоги урока.
* На доске вывешивается плакат:
Кошка Пушинка,
Собака Смешинка,
Петух Крикун,
Козёл Бодун,
Воробей Тишка,
Поросёнок Гришка,
Красотка синичка.
Как написаны клички?
* Часто ребята придумывают своим товарищам различные обидные клички,
переделывают их имена и фамилии и не понимают, что тем самым глубоко
оскорбляют человеческое достоинство.
* Как вы считаете, можно ли назвать таких людей воспитанными,
культурными? Почему?
6. Домашнее задание: с.112 – правило, с.113 – упр.244.
Полный текст материала Конспект урока по русскому языку для 2 класса по теме "Большая буква в кличках животных" смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.

Цель : формировать умение писать с большой буквы начало предложения и имена собственные.

Задачи :

  • учить на практике правописанию имён собственных;
  • формировать умение различать имена собственные и нарицательные, совпадающие по звучанию, и правильно их писать;
  • развивать речь учащихся, орфографическую зоркость, логическое мышление, каллиграфию, внимание.

Результаты обучения:

  • учащиеся научатся писать начало предложений с большой буквы и имена собственные;
  • умение работать в парах.

Источники : учебник «Русская грамота» 1 класс, изд. «Алматыкітап» 2012 г.; интернет ресурсы, презентация

Оборудование : ИКТ, карточки, тестовое задание.

Ход урока

I. Организационный момент

Быть у нас должны в порядке
Ручки, книжки и тетрадки.
Каждой вещи - своё место.
А девиз у нас такой:
«Все что надо под рукой»

II. Сообщение темы и целей урока. Слайд № 1, 2

Сегодня на уроке мы побываем с вами в стране Заглавных букв. Тема нашего урока «Как пишутся имена людей и клички животных». Сегодня нам предстоит уточнить ваши знания об именах собственных и написании имен людей и кличек животных.

С чего мы обычно начинаем урок письма? Для чего нам необходим этот этап урока? Откройте тетради, запишите число.

1.Чистописание № 3

Я тетрадь свою открою,
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою:
Ручку я вот так держу!
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я берусь.

Почему одни слова написаны с маленькой буквы, а другие с большой? Подчеркните заглавную букву.

2. Словарь. Слайд № 4

Я загадаю загадки, вы записывайте отгадки в столбик.

Загадки :
Длинное ухо, комочек пуха,
Прыгает ловко, любит морковку.

Голодная мычит, сытая жует.
Всем детям молоко дает

Окраской - сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая,
Известная персона -
Кто это?

Не ездок, а со шпорами,
Не сторож, а всех будит.

Отгадки : заяц, ворона, петух, корова

Что объединяет эти слова? С какой буквы написаны эти слова? Почему?

Дайте клички этим животным. С какой буквы напишем клички? Почему? Придумайте предложения.

III. Учебно-познавательная деятельность

1. Читают стих дети
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв - подруг.
Буква расти, не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая - совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!
- Какие слова пишутся с большой буквы?

Учитель : Имена: Максим, Ильдар,
Дастан, Вова, Нурсултан.
Ира, Вика, Альбина,
Анжелика и Карина.
Все фамилии: Шуканов,
Холкин, Решетняк, Исьянов.
Клички: Барсик и Пушок,
Мурзик, Шарик и Дружок.
Города: Семей, Тараз, Астана, Экибастуз,
Вашингтон, Париж, Ханой -
Пишем с буквы мы большой!

Почему называем имена собственные?

Какие у вас имена собственные?

2. Упражнения для закрепления. Слайд № 5

Письменные ответы на вопросы. С. 152, упр. 2

Как тебя зовут? Как зовут твою маму? Как зовут твоих друзей?

Дима, когда ты вырастишь, как тебя будут называть? (Дмитрий)

Слайд № 6

Ребята, сейчас мы с вами разгадаем ребусы. В них зашифрованы имена детей. Вы должны записать имя и образовать от него полное имя или неполное. Света - Светлана, Валя - Валентина, Анатолий - Толя, Надежда - Надя. (Обратить внимание, что Валя - это имя девочки и мальчика)

Как напишем эти слова? Почему? А какое отчество будет у детей Анатолия?

Отчества даются от имени отца. У кого из вас какое отчество?

IV. Физминутка для глаз. Слайд № 7-10

V. Интеллектуальные преобразования. Игра «Найди кличку животному» (на интерактиве) Слайд № 11

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Найди кличку». Для этого выполним
упр. 5 с. 153. Работа в парах.

Правильно ли названы животные?

кошка Жучка
собака Хохлатка
курица Бурёнка
корова Сивко-Бурка
жеребёнок Мурка

Проблема. Слайд № 12 −13

Учитель : - Читая книгу, я заметила, что слово роза написано с маленькой буквы, а потом встретила это же слово с большой буквы. Может ли так быть? Придумайте предложения со словами: Шарик - шарик, Кнопка - кнопка, Орёл - орёл.

Слайд № 14. Работа по рядам. Взаимопроверка.

Посмотрите на доску. Здесь написаны предложения, в каждом из которых есть два слова: одно обозначает предмет, а другое - имя, фамилию или кличку животного. Запишите предложения, пользуясь правилами орфографии:

1) иван блинов съел много блинов.
2) наш шарик поймал воздушный шарик.
3) саша огурцов набрал ведро огурцов.

Какие слова написали с большой буквы? Почему?

Слайд № 15

VI. Итог урока. Слайд № 16. Тест. Выбери нужную букву. Вставь большую или маленькую букву.

I вариант: гриб (Р, р)...ыжик, пёс (Р, р)...ыжик
кот (С, с) ...нежок, первый (С, с)...нежок
II вариант: попугай (П, п)...етрушка, зелёная (П, п) ...етрушка
цветок (Л, л) ...илия, девочка (Л, л) ...илия

Что нужно знать, чтобы правильно выбрать букву? (Надо задуматься о смысле слова в предложении)

Взаимопроверка слайд № 17.

Сегодня мы с вами поговорили только о некоторых группах, которые относятся к именам собственным. Какие слова надо писать с большой буквы? Слайд № 18

Составление кластера

Имена собственные - это имена людей, клички животных, имена сказочных героев, названия городов и т. д.

VII. Рефлексия. Слайд № 19

Сегодня на уроке я вспомнил....
Мне было интересно узнать...
Мне было трудно...
Я хочу похвалить...

Проясните, пожалуйста, ситуацию по поводу позывных. 1. Правильно ли я понимаю: когда космонавты переговариваются с командным пунктом, называя себя, например, "Алмазы", это и есть позывные? – Центр, вызывают Алмазы! 2. Нужно ли кавычить позывные? 3. Если позывные не кавычить, как быть в ситуации, если один называет другого: " Я – Алмаз-1. Докладываю. Алмаз-2 спит (или: "Алмаз-2" спит)."? 3. Если позывной из двух слов, с прописной только первое слово или оба: "Я – Ноль двенадцатый?" или "Я – Ноль Двенадцатый?"

Эти написания не регламентируются правилами. Однако можно рассуждать так. Условное название станции, команды корректно писать в кавычках. Личные позывные можно писать как имена и прозвища : без кавычек и оба слова с прописной буквы. При этом в профессиональной среде закрепилось написание в кавычках.

Вопрос № 291383

Здравствуйте, уважаемые специалисты! Подскажите, пожалуйста, как писать сказочного персонажа? Волчок серый бочок. По Розенталю, его надобно было бы писать, как пишут все прозвища : Волчок Серый Бочок (как Федька Умойся Грязью). Но ни в одном тексте сказок такое написание не встречалось. Буду очень признательна. Это срочно.

Ответ справочной службы русского языка

Очень интересный вопрос. Дело в том, что сочетание серый бочок можно трактовать как часть имени персонажа (ср.: Мороз Красный Нос ). В этом случае буквы должны быть заглавные. Но возможно и иное понимание оборота – как н арицательного имени, сопровождающего собственное имя персонажа (ср.: Мороз-воевода, Иван-царевич, Мышка-норушка ). При таком осмыслении конструкции заглавные буквы не нужны: Волчок – серый бочок.

Вопрос № 288237

Пожалуйста, очень срочно: Ее дразнили жирной колбасой, или ее дразнили Жирной Колбасой, или ее дразнили "жирной колбасой"? И еще похожее: За глаза ее называли Колбасой или "колбасой"? Заранее спасибо, очень надеюсь на помощь.

Ответ справочной службы русского языка

Прозвища пишутся с прописной буквы. Если в предложении речь идет о прозвище, то корректно написание: Колбаса, Жирная Колбаса .

Вопрос № 284482

Здравствуйте! Как посоветуете писать "рыцарь печального образа"? Дело в том, что у вас на сайте в Русском орфографическом словаре под ред. В. В. Лопатина предлагается - Рыцарь печального образа. Из Розенталя другая выдержка: "Раздел 3. Употребление прописных букв §11. Собственные имена лиц и клички животных. 1. Имена, отчества, фамилии, прозвища , псевдонимы пишутся с прописной буквы: <...> Рыцарь Печального Образа (о Дон-Кихоте) и т. д.". Во Фразеологическом словаре русского литературного языка приводится цитата из Белинского. Отрывки из письма брату Константину, 15 окт. 1832: "Что же касается до тебя самого, то я сомневаюсь, что тебе очень бы хотелось исполнить своё намерение; ты не последний рыцарь печального образа и любишь донкихотствовать". Наконец, Русский язык. 40 самых необходимых правил орфографии и пунктуации - М. М. Баранова (книга доступна на проекте: гугл бук) - ссылаясь на Розенталя "Прописная или строчная" - М., 2003 и Лопатина "Как правильно? С большой или с маленькой?" - М., 2002, приводит пример: рыцарь Печального Образа. Так как же быть?

Ответ справочной службы русского языка

Это выражение по-разному фиксировалось в словарях и справочниках. Сейчас корректным является написание, соответствующее рекомендациям новейшего академического орфографического словаря – «Русского орфографического словаря» под ред. В. В. Лопатина и О. Е. Ивановой (4-е изд. М., 2012).

Вопрос № 277742
Здравствуйте! Разъясните, пожалуйста, нужно ли ставить кавычки в случаях:
1) в народе известный как Степашка Офицер ("Степашка Офицер")
2) кличка у меня была Железка ("Железка")
3) поэтому и ник такой ironmaiden ("ironmaiden") или айронмэйден, ("айронмэйден"), если по-русски...
Какие есть правила постановки кавычек в никах и написания ников?

Ответ справочной службы русского языка

Клички, ники, прозвища - все это пишется без кавычек, с большой буквы.

Вопрос № 277702
Как писать прозвища игроков спортивных команд (с прописной/строчной, в кавычках/без?), например: ФК "Краснодар" - "чёрные буйволы", сборная Австралии по регби - "кенгуру", ФК "Манчестер Юнайтед" - "красные дьяволы" и т. п.

Ответ справочной службы русского языка

Корректно написание строчными буквами, обычно используются кавычки.

Вопрос № 274166
Чем отличается псевдоним от прозвища ? Есть ли различия в правилах написания (слова в прозвище пишутся с прописной)?

Ответ справочной службы русского языка

Псевдоним – это вымышленное имя, которое человек берет себе сам. А прозвище человеку дают другие люди. Обычно и псевдонимы, и прозвища пишутся с прописной буквы (или, если слов несколько, пишется с прописной буквы только первое слово: Человек без селезенки, Брат моего брата – псевдонимы Чехова).

Вопрос № 273765
Если в прозвища х все слова начинаются с прописной, то правильно такое написание: Сумасшедший Из Ленинграда (о нападавшем на Капицу)?

Ответ справочной службы русского языка

Корректно оформить строчными буквами: сумасшедший из Ленинграда .

Вопрос № 270727
http://wikireality.ru/w/index.php?title=%D0%9A%D0%B0%D0%B9%D0%B7%D0%B5%D1%80_%D0%92%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BC&oldid=309435 - нужно ли выделять выделенное слово «Кайзер Вильгельм» кавычками?

Ответ справочной службы русского языка

Кавычки не нужны. Прозвища и псевдонимы пишутся без кавычек (в том числе и сетевые псевдонимы).

Вопрос № 264445
Здравствуйте! Надо ли кавычить прозвища , которые дают автомобилям - шестерка, "шаха", "горбатый"? Писать надо со строчной или с прописной? и надо ли кавычить в предложении "Их называли шестерками". Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 263171
Как пишется Капитан Очевидность? Оба слова с большой буквы?
Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Да, так можно написать. А можно и так: капитан Очевидность . Все зависит от того, в какой роли употребляется слово капитан - как часть прозвища или нет.

Вопрос № 260765
Добрый день!
Есть персонаж по имени Солек Проклятый Меч. Как будет склоняться это имя: Солека Проклятого Меча или Солека Проклятый Меч? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Корректно склонение имени и несклонение прозвища : ходила в гости к Солеку Проклятый Меч, поссорился с Солеком Проклятый Меч . Ср.: поход Ричарда Львиное Сердце (не Ричарда Львиного Сердца ), княжение Всеволода Большое Гнездо.

Вопрос № 258449
Добрый день. Подскажите, пожалуйста.
В прозвище «Маленький Принц», данном обычному мальчику, оба слова должны писаться с большой буквы или по аналогии с персонажем книги «принц» с маленькой?

Заранее спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Оба слова в составе прозвища (не в имени персонажа) пишутся с большой буквы.

Вопрос № 252867
Нужны ли кавычки в словосочетаниях: по прозвищу Мистер Нет, Доктор Смерть, Матхаузенский мясник?
Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Кавычки не нужны, однако все слова в таких прозвища х пишутся с большой буквы.

Вопрос № 245375
здравствуйте!
какие правила действуют при склонении фамилий?
дарвин-дарвиновский
сталин-сталинский

Ответ справочной службы русского языка

Приведенные Вами примеры - это примеры словообразования, а не склонения.

Дело в том, что словообразовательная морфема -ск- представлена в русском языке тремя вариантами (морфами).

Морф -ск - выступает в позициях: а) после губных и зубных согласных (находящихся перед данным морфом, за исключением |н| - |н"|, в позиции фонологического неразличения твердых и мягких), а также после |н|, |р|, |л"| и |j|, в том числе после различных сочетаний согласных, без ограничений: соседский , сербский , лермонтовский , океанский , организаторский , эскимосский , ассистентский , марксистский , шефский , майский , февральский , пермский , монмартрский (от топонима Монмартр ); б) после согласной |ц|, фонетически ассимилирующей первую согласную морфа -ск -, что передается орфографически как -цк (ий ): казацкий , немецкий , елецкий ; в) после заднеязычных и шипящих - только в образованиях, мотивированных топонимами и этнонимами (моздокский , лейпцигский , палехский , нивхский , палангский , парижский , угличский , чешский , быдгощский ), фамилиями на -ич (мицкевичский ) и в словах герцогский , шахский , мужской , коллежский ; г) после |р"| и |н"| - в словах сентябрьский , октябрьский , ноябрьский , декабрьский , июньский , деньской (в сочет. день -деньской ); д) после |л| и |н"| - в некоторых прилагательных, мотивированных нерусскими топонимами: ямалский , кызылский , халхинголский , тянь -шаньский , пном -пеньский ; е) после гласных - только в некоторых прилагательных, мотивированных несклоняемыми топонимами, преимущественно эстонскими, и этнонимами: бордоский , ватерлооский (Ватерлооская битва ), майяский (майя - ( группа родственных индейских племен в Центр. Америке ) ), тартуский , раквереский , чарджоуский .

Морф -еск - (фонемат. |a 1 с 2 к|) выступает после шипящих в образованиях, мотивированных нарицательными сущ.: супружеский , купеческий , юношеский , товарищеский . При этом на месте шипящих в основе мотивирующего слова могут выступать как шипящие (трюкач - трюкаческий , ханжа - ханжеский , юноша - юношеский ), так и другие фонемы (друг - дружеский , князь - княжеский , логика - логический , купец - купеческий , ребята - ребяческий , монах - монашеский ).

Морф -овск -, орфогр. также -евск - (фонемат. |ов 1 с 2 к|), выступает после согласных (кроме |к"|, |г"|, |х"|) в прилагательных, мотивированных: а) некоторыми нарицательными сущ. муж. р. I скл. - немотивированными и с суф. морфами -ик , -их , -ец : воровской , шутовской , отцовский , дедовский , жениховский , стариковский , портновский , борцовский , чертовский , бунтовской , банковский , кремлевский , съездовский , августовский ; особенно тяготеют к сочетаемости с морфом -овск - основы на -ик и односложные основы: нов. битниковский ; окказ. сочельниковская елка (Возн.), фрицевская телега (Нагиб.), сейфовские ключи (газ.); б) личными именами муж. р. I скл., а также фамилиями и прозвища ми различных типов склонения: Пётр - петровский , шекспировский , капабланковский , горьковский , геркулесовский , дарвиновский , гойевский , жюльверновский ; в) топонимами различных типов склонения: Днепр - днепровский , Орёл - орловский , Массандра - массандровский , Клинцы - клинцовский , Нагорье - нагорьевский ; г) аббревиатурами - нарицательными и собственными (профорговский , детсадовский , уралмашевский ); д) однословными названиями учреждений и предприятий, партий и других политических группировок, журналов и газет, спортивных обществ, кораблей и т. п., принадлежащими к различным типам склонения: "Калибр " (завод) - калибровский , Бунд - бундовский , "Искра " - искровский , "Зенит " - зенитовский , "Аврора " - авроровский ; сравним: шахтёр (лицо, нариц.) - шахтёрский и "Шахтёр " (спортивное общество) - шахтёровский .

См.: Русская грамматика / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 1980. Пар. 631.


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 7 города Белово»

«Большая буква в кличках животных»
урок русского языка во 2 классе

Белова Лариса Сергеевна,
учитель начальных классов

Белово 2011

Урок русского языка во 2 классе
Тема: Большая буква в кличках животных.
Планируемый результат:
-уметь различать имена нарицательные и собственные, писать имена собственные с большой буквы.
Умения:
1) разделять названия животных и их клички;
2) записывать клички животных с большой буквы;
Педагогическая задача: воспитывать любовь к животным, работать над культурой поведения (клички).

I.Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдёт вам, дети, впрок.
Постарайтесь всё понять,
Чтобы грамотно писать!
Прочитайте пословицу «Умеешь сам – научи другого», она будет девизом нашего урока.
II.Минутка чистописания
-А теперь приготовьте внимание, на минутку чистописания.
- Букву, которую будете писать, вы определите сами, расшифровав данную запись
Октябрь - о
Январь – з
Март - ?
Август - л
Д. Это буква в, октябрь - осенний месяц, январь – зимний, август – летний, март - весенний.
У. Определите последовательность букв в данном ряду.
ва, вб, вв,…
Д. Первая буква в, а вторые буквы идут в алфавитном порядке.
Самооценка
- Подчеркните самые красивые соединения букв, посчитайте, сколько красивых соединений вы подчеркнули, запишите на полях.
III. Повторение
-Посмотрите на доску.

ИВАНОВОЛГАЛЯЛТАНЯ

Среди этих букв, спрятались имена собственные, не переставляя букв, отыщите эти слова и запишите их. С какой буквы будете писать?
ИВАН, ИВАНОВ, ИВАНОВО, ВОЛГА, ГАЛЯ, ЯЛТА, ТАНЯ, АНЯ
- Почему эти слова пишутся с большой буквы?
- В каких случаях еще пишется заглавная буква?(в кличках животных)
IV. Постановка цели урока
У.- Кто догадался, над чем будем работать на уроке?
Д.- Сегодня на уроке научитесь писать названия и клички животных.
Д.- Послушайте звуки и определите, что это за животные (раздаются звуки животных, дети отгадывают и появляется картинка с изображением этого животного)
-Кто может быть лишний?(ворона –дикая птица, кошка – не словарное слово)
- На какие две группы можно разделить?(птицы и животные)
- Запишите в столбик только словарные слова. С какой буквы будете писать?(с маленькой, потому что это слова нарицательные).Подчеркните опасные места в словах.
Сверка с доской.
-Проверьте написанное.
собака
петух
курица
корова
ворона
V.Работа над новой темой
-Придумайте и запишите кличку рядом с названием животного.
- Как будете писать клички?(с большой буквы, это слова собственные)
-Прочитайте, какие клички вы записали.
-У вас есть домашние животные? Какие и как их зовут?
- А можно давать клички людям? (нет, у людей имена, у животных клички)
-Часто ребята придумывают своим товарищам различные обидные клички,
переделывают их имена и фамилии и не понимают, что тем самым глубоко
оскорбляют человеческое достоинство.
- Как вы считаете, можно ли назвать таких людей воспитанными,
культурными? Почему?
Работа с фразеологизмами.
Прочитайте фразеологизмы и объясните смысл.
Как курица лапой (писать небрежно, неаккуратно)
Вставать с петухами (вставать очень рано)

Умение отличать имена нарицательные и собственные.
Физкульпауза.
-Я называю слово, если оно нарицательное – хлопните в ладоши, если собственное –топните.
Дом, Даша, машина, рука, птица, Елизавета, Иванова, ромашка, дерево, Сергеевич, шарик.

Почему вы хлопнули, услышав слово «шарик»? (кличка собаки)
Почему вы не хлопнули? (воздушный шарик)
-В русском языке есть слова, которые звучат одинаково, а пишутся по-разному.
Определите, в каком предложении будет имя нарицательное, а в каком собственное? Посоветуйтесь в паре. Запишите оба предложения.

Письмо имен нарицательных и собственных.
-Запишите два предложения, заменив картинку словом.
Сторожит дом.
Красный лопнул.

Взаимопроверка.
Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга.

Вы любите сказки?
Посмотрим, знаете ли вы самых известных героев.
У нас в классе спрятались слова, найдите их и распределите в два столбика, на собственные и нарицательные)

ЛИСА АЛИСА
СОБАКА ШАРИК
МЕДВЕЖОНОК ВИННИ-ПУХ
ПОРОСЁНОК ПЯТАЧОК
КУРОЧКА РЯБА
ОСЛИК ИА
ДЯДЯ ФЁДОР
ЦАРЬ САЛТАН
КРОКОДИЛ ГЕНА
ДОКТОР АЙБОЛИТ
СЕСТРИЦА АЛЁНУШКА
БРАТЕЦ ИВАНУШКА

С какой буквы пишутся слов первого столбика? (с маленькой, это имена нарицательные)
- Как напишите слова второго столбика? (с большой буквы, это слова собственные)
- Запишите три пары слов (один ученик за доской)
Проверка с доски

Вы любите мультфильмы? Угадайте героев (после ответа детей появляется картина с изображением героя)

Кота добрей на свете не сыскать,
Мышам-проказникам он может все прощать.
(кот Леопольд)

Вся жизнь кота - гонки за мышкой,
С которой плетут друг на друга интрижки.
(кот Том)

В Простоквашине живёт
Этот очень хитрый кот.
(кот Матроскин.)

В этой сказке кот слепой,
Ходит он всегда с лисой.
(кот Базилио)
-Поработайте в парах, составьте и запишите предложение про одного их котов.
Проверка
- Договоритесь, кто в паре будет читать предложение, которое у вас получилось.
- Слушаем и выбираем самое красивое предложение.

VI.Рефлексия
Закончите одно из предложений:
- На уроке я …
- Я понял(а)…
- Мне было …
- Мне надо ещё …

VII.Домашнее задание (по выбору)

1) Спишите текст, заменяя картинки словами, и придумайте людям имена, а животным клички.
Летом и жили в … .
По утрам кормила …, а - … .
Во дворе у … жили … , … и … .

2) Имена ребят спрятались внутри весёлых подписей.
Найди их и запиши в тетрадь.
В подвал я шёл без страха!
На даче малина уже поспела.
На метро лягушки не ездят.
Осла в автобусе не возят.
Турист до города шагал три часа.
Принёс черновик, а тетрадь забыл.
Купил фен сестре, а бигуди – маме.
Почему же снег оранжевым не бывает?
Маленький был щенок, а тявкал громко.
Комары жужжали в палатке до рассвета.
Нарисовал в овале – розу, а в круге – мак.
На столе – груши, яблоки, абрикосы, сливы.
Не приходи никогда на урок с ананасом в портфеле.
Археологи в земле нашли клад с золотыми монетами.

Список литературы:
1. Агранович Е.Д. Наш друг Пишичитай. – М.: МАК Медиа, 2002.
2. Бетенькова Н.М. Грамматика в рифмовках: Стихотворные упражнения для развития у детей первоначальных навыков чтения и грамотного письма. – М.: Новая школа, 1996.
3. Бетенькова Н.М. Орфография в рифмовках: Стихотворные упражнения для развития у детей первоначальных навыков чтения и грамотного письма. – М.: Новая школа, 1996.

4. Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев: Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся начальной школы. – М.: Просвещение, 1995.
5. Весёлая азбука /Сост. Л.Е.Стрельцова. – М.: Просвещение, 1994.
6. Волина В.В. Весёлая грамматика. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999.
7. Волина В.В. Праздник Букваря: Книга для чтения с развлечением. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.





































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

Образовательные.

  • отличать имена собственные от нарицательных;
  • самостоятельно формулировать правила употребления большой буквы в именах, отчествах, фамилиях и кличках животных;
  • составлять предложения в правильной грамматической форме;
  • обогащать свой активный и пассивный словарь;
  • классифицировать слова

Коррекционно-развивающая.

  • Коррекция слуховой, зрительной памяти и внимания детей

Воспитательная.

  • Прививать любовь и ответственность за домашних животных,

Оборудование. Мобильный телефон, презентация, карточки, фишки, кубики, таблицы

Ход урока

1. Организационный момент.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния. Карточки. Выбрать ту, которой соответствует настроение учащихся.

2. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний. Слайд №2,

Звуки животных и девочки.

Чьи голоса вы услышали? Какой звук лишний? Запомните это слово. На какой вопрос отвечают все эти слова? Почему вы так решили? Почему слайд называется именно так? На каком уроке мы говорили о живой и неживой природе?

3. Минутка чистописания. Слайд №3, №4. Прочитайте слова.

Бабушка, бык, баран, буйвол. Что общего между этими словами?

Слайд №5, .Письмо буквы б. А что ещё общего между этими словами?

4. Словарная работа. Слайды №6, №7.

Кто изображён на рисунке? (Девочка.)

Какую букву надо помнить в написании этого слова? (о)

Составьте предложение со словом девочка, дайте ей имя.

Как вы думаете, с кем она играет? Догадайтесь.

Гладишь - ласкается, дразнишь - кусается. (Собака) Слайды №8, №9

Девочка Маша играет с собакой.

Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом (собака) Какие пословицы о собаке вы знаете? Собака – друг человека. Давайте мы придумаем кличку собаке. Как вы запишите кличку? Почему? Запишите предложение.

Составьте схему предложения.

5. Сообщение темы и целей урока. Слайд №10.

Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? Итак, тема урока: “Написание большой буквы в именах, отчествах и фамилиях людей и кличках животных”.

Какие цели урока мы поставим перед собой?

  • Писать имена, отчества, фамилии и клички животных с большой буквы.
  • Делать выводы на протяжении всего урока.
  • Любить и ухаживать за домашними питомцами. Слайд №11

В конце урока, посмотрим, достигнем мы этих целей.

6. Наблюдение над написанием имён собственных.

а) Ребята, а давайте каждый из нас произнесёт своё имя. А как вы думаете, как надо написать своё имя? Запишите своё имя с новой строки. С какой буквы вы написали своё имя?

Ребята, скажите, а как мне произнести своё имя? Ведь я учительница и имя должно звучать иначе. Правильно. У каждого человека есть полное имя. Давайте каждый из вас произнесёт своё полное имя.

Катя – Катерина, Рома – Роман, Наташа – Наталья, Паша – Павел, Ваня – Иван.

С какой буквы мы напишем своё полное имя?

Запишите своё полное имя.

б) А сейчас мы будем составлять отчества от имён. Но, а прежде скажите я Светлана, мой папа Николай. Какое у меня отчество? Николаевна. Давайте уточним, какое у вас отчество? С какой буквы мы будем писать отчества?

Я раздам вам карточки с именами и отчествами. У кого карточка с именем встаёт к этой части доски. У кого карточка с отчеством к этой части. Составьте пару так, чтобы отчество образовалось от имени.

Что получилось? Прочитайте. С какой буквы будем писать имена и отчества?

Вася – Васильевич

Павел – Павлович

Саша – Александрович

Какое имя оказалось лишнее? А можно от него образовать отчество? Какой можно сделать вывод?

Отчества образуются только от мужских имён. Запишите пары. Подчеркните отчества. С какой буквы будете писать?

Физминутка.

Если имя руки вверх.
Если отчество присели.
Сергей –Сергеевич,
Максим – Максимович,
Ирина, Петровна, Юрьева,
Сергей, Петров.

Что вы заметили? Какое слово оказалось лишнее? Почему вы так решили?

в) У каждого человека есть фамилия. Моя фамилия Бабирина. А ваши фамилии, назовите их. С какой буквы мы будем писать фамилию?

Посмотрите что получилось. Слайды №12, №13

Светлана Николаевна Бабирина. Какой вывод можно сделать? С новой строки запишите имя полное, отчество, фамилию. Какое правило?

Взаимопроверка . Поднимите руку, кто нашёл ошибку.

г) Различение слов названия животных и клички животных. Кто изображён? Что изменилось?Слайды №14, №15.

Дети сами задают вопросы к картинкам.

Кто это? Это собака.

Кто это? Это конь.

Кто это? Это свинья.

Кто это? Это котёнок.

Дикие животные не имеют клички, а у домашних животных есть клички. Какие клички дадим? Слайд №16

Таблички на доске

Читаем хором слова. Что мы с вами прочитали? (Названия животных)

А придумывали что? (Клички)

Как пишутся клички животных? В левый столбик запишите названия животных. С какой буквы будете писать названия животных? В правый столбик запишите клички животных. Как пишутся клички животных? Клички придумайте самостоятельно.

Работа в парах. Проверьте друг у друга работу. Встаньте, кто нашёл ошибку. Слайд №17

Какие из этих животных могут жить дома. Давайте поговорим о кошках.

Физкультминутка.

Кошка.

Вот окошко распахнулось. (Руки развести в стороны.)
Вышла кошка на карниз. (Имитация мягкой, грациозной походки кошки.)
Посмотрела кошка вверх. (Запрокинуть голову, посмотреть вверх.)
Посмотрела кошка вниз. (Опустить голову, посмотреть вниз.)
Вот налево повернулась, (Повернуть голову к левому плечу.)
Проводила взглядом мух. (Повернуть голову к правому плечу, взглядом “проводить муху”.)
Потянулась, улыбнулась и уселась на карниз. (Сесть на свои места.)
Как зовут вашу кошку, что она умеет делать? Что ещё любят делать кошки?

Мне понравилось предложение... Давайте составим схему предложения. Моя кошка Муська ловит мышей. Моя кошка Мурка любит молоко. Запись в тетради предложений. Найдите в вашем предложении название животного. А кличку подчеркните.

6. Закрепление изученного материала. Слайд №18.

Иллюстрация коровы. Составьте предложение о корове. Запись под диктовку. Молоко даёт корова Бурёнка. Подчеркните кличку животного. Скажите по секрету, какое слово подчёркиваете? А название животного здесь есть? Корова.

Выполнение упражнений. Для вас приготовлены карточки, если понятно, то приступайте к работе. Кому непонятно, я сама к вам подойду.

С дерева прыгнула... . За ней побежала собака... . (Подчеркните кличку.)

(белка, Белка) Каждому индивидуальная карточка.

7. Домашнее задание.

Дома вы читаете стихотворения о домашних животных. Придумайте и запишите 5 кличек к вашему животному. Демонстрирую книги, рекомендую прочитать.

8. Итог.

Слайд №19.

– Я узнал...

Я научился...

Мне понравилось...

Я буду...

Рефлексия настроения и эмоционального состояния. Оценки.

Лучшие статьи по теме