Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Названия переулков пишутся с заглавной буквы. Русский язык. "Большая буква в именах собственных"

МБОУ БГО СОШ № 12

Большая буква в именах собственных

(закрепление).

урок русского языка, 2 класс

Подготовила и провела

учитель нач. классов Гаврилина Л.В.

г. Борисоглебск

Цели урока :

    Закреплять и развивать умение писать большую букву в именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных и географических названиях;

    Углубить представления учащихся об именах существительных, о правописании и грамматических признаках собственных имен существительных.

    Учить решать проблемные задачи.

    Закреплять ранее изученный материал;

    Обогащать словарный запас, развивать речь;

    Развивать мышление, внимание, речь учащихся

    Воспитывать интерес к урокам русского языка.

Тип урока : урок закрепление

Формы работы : фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: карточки с заданиями для индивидуальной работы.

Ожидаемые результаты: Умение распознавать в речи имена существительные собственные и нарицательные, приобретение знаний о правописании и грамматических признаках собственных имен существительных.

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Ребята, сегодня класс отправляется Страну больших букв

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

Настройка на плодотворную работу.

Орфографическая минутка

Посмотрите на доску и скажите, что надо сделать, чтобы получилась понятная фраза?

СТРАНАБОЛЬШИХБУКВ

Частично – поисковый метод, способствующий активизации познавательных процессов . Дети читают и делят слово. Их здесь всего три.

Каллиграфическая минутка

Запишите в тетрадь это предложение. - Что надо помнить, чтобы правильно написать?

(Начало пишу с большой буквы, если предложение повествовательное, в конце предложения ставлю точку.)

Анализируют конструкцию письменных букв. Вспоминают способы соединения букв. Каллиграфически прописывают предложение. Страна больших букв.

Актуализация опорных знаний

Сегодня на уроке класс отправляется в страну больших букв. Нам предстоит обобщить правило написания слов с большой буквы

Зрительно – слуховой диктант.

Давайте прочитаем стихотворение Измайлова и подумаем, в каких строчках заключена главная мысль.


Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв – подруг.
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.


Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с ними,

Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.

В букве большой уважения знак!


- В каких строчках заключена главная мысль?
- Найдите и прочитайте ещё раз то, что мы обязаны знать всегда.

Один ученик читает в слух. Остальные читают глазами. И находят строчки заключающую главную мысль?

(Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.)

Дети читают и находят, что обязаны знать всегда.

Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с ними,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!

Проверка домашнего задания.

Что было задана на дом?

Открыли учебник и повторите правило.

Выучить правило.

Ученики работают с учебником.

Работа по теме урока.

1.Загадка.
Тебе дано, а люди пользуются

(Имя)
- Прочитайте на доске имена.

Миля Тома Надя Ада Лена
Мила Тима Нюра Аля Лёня
Маша Толя Неля Ася Лиина
Маня Таня Нина Аня Лида

- Какие имена вы услышали впервые?
- Запишите их в тетрадь.

- Ребята, имя человеку присваивается при рождении, а как человек получает отчество?

(От имени своего отца)

Дети отгадывают загадку. (Имя).

Дети читают имена.

Дети делают вывод, что имена людей пишутся с большой буквы. Имена людей – это имена собственные.

Записывают их в тетради.

От имени своего отца.

Работа по карточкам

- У вас на партах лежит карточки. Образуйте отчества от следующих имен Николай, Пётр, Владимир.

Пётр- Петрович, Петровна

Обменяйтесь карточками и проверьте, правильно ли вы написали отчества. Отчества бывают женскими и мужскими.

- А как вы думаете, всегда ли у людей были фамилии?
- Фамилии у людей были не всегда. У большинства людей фамилий не было. Были прозвища. А потом стали образовывать фамилии от имён, от названий профессий, от места жительства, от названий животных, растений.

Дети образуют отчества от следующих имен Николай, Пётр, Владимир.

Николай- Николаевич, Николаевна

Пётр- Петрович, Петровна

Владимир- Владимирович, Владимировна.

Дети делают вывод, что отчества людей пишутся с большой буквы. Отчества людей – это имена собственные.

Дети получают новую информацию и тем самым углубляют свои знания.

Игра «Придумай фамилию»

- Я буду предлагать вам слова, от которых нужно образовывать фамилию.
а) Какая фамилия образовалась от имён Пётр, Василий?
(Петров, Васильев)
б) Какая фамилия могла быть у кузнеца, гончара?
(Кузнецов, Гончаров)
в) Какую фамилию могли дать с большой бородой?
(Бородин)
г) Какая фамилия могла образоваться от слова
ворона, берёза, заяц, волк?


- С какой буквы надо писать фамилии людей?

- Назовите своё имя, отчество, фамилию. Запишите это в тетрадь.

У детей развивается мышление, внимание, речь.

Дети записывают своё ФИО. Делают вывод, что ФИО пишутся с большой буквы т.к. ФИО – это имена собственные.

Чтение стихотворения учителем.

Жили – были дед да баба с маленькою внучкой.
Кошку рыжую свою называли Жучкой.
А Хохлаткою они звали жеребёнка.
А ещё была у них курица Бурёнка.
А ещё у них была собачонка Мурка.
А ещё два козла Сивка да Бурка.


- Почему вы улыбались?

(Здесь поэт перепутал все клички)
- Давайте наведём порядок.
- Почему только кошке можно дать кличку Мурка?
- Кого называют Бурёнкой?
- Любую ли корову можно назвать Бурёнкой?
- Клички каких животных вам известны?
Как надо писать клички животных?


(Клички животных пишутся с большой буквы. Это имена собственные.)

Здесь поэт перепутал все клички.

Дети отвечают на вопросы и наводят порядок в стихотворении.

Дети называют клички животных. И делают вывод, что клички пишутся с большой буквы т.к. кличка – это имена собственные.

Физ. минутка

Работа со словами – географическими названиями. Работа с учебником.

Откройте учебник.

- Ребята, о чём вам говорят данные слова:

(Это географические названия)
- С какой буквы написаны слова?
(все географические названия пишутся с большой буквы)
- Что мы имеем ввиду, когда говорим – географические названия?
(Это названия городов, сёл, деревень, стран, рек, морей,

океанов, островов, озёр.
Всё это имена собственные)

Напишите в один столбик названия городов нашей Родины, в другой – названия рек и озер, которые Вам известны.

Работа с учебником.

Читают задания.

Это географические названия

Все географические названия пишутся с большой буквы.

Это названия городов, сёл, деревень, стран, рек, морей,

океанов, островов, озёр.
Всё это имена собственные

Дети работают самостоятельно.

Письмо под диктовку с комментированием.

Дядя Фёдор и Матроскин жили в деревне Простоквашино. Летом мы отдыхали на Чёрном море. Город Москва – столица нашей Родины.

Дети по очереди комментируют письмо предложений и записывая их на доске и в тетради.

Работа по развитию речи.

Составить рассказ устно по вопросам.
а) Как тебя зовут?
б) Какая у тебя фамилия?
в) В каком городе ты живёшь, на какой улице?
г) Как зовут твоего папу, твою маму?
г) Какие реки протекают в нашем городе?


Дети составляют рассказ по вопросам.

Домашнее задание.

Записать ответы на вопросы в тетрадь.

Рефлексия

    Я узнал …

    Я научился …

    Мне понравилось…

    Я затруднялся…

    Моё настроение…

Отвечают на вопросы учителя, анализируют свою работу на уроке. Аспект – оценка собственного продвижения.

Итог урока

Выставление оценок.

I. Имена с о б с т в е н н ы е пишутся с прописной

буквы, имена н а р и ц а т е л ь н ы е - со строчной:

профессор Иванов, царь Пётр, пантера Багира,

шоссе Энтузиастов, планета Юпитер.

Имя нарицательное пишется с прописной буквы:

1) если оно является первым словом в составном соб-

ственном наименовании: Московский театр опе-

2) если условия контекста придают этому слову

торжественное, возвышенное звучание: Весь народ

поднялся на защиту своего Отечества.

По традиции употребляются прописные буквы в

некоторых названиях важнейших организаций,

высших должностей, российских и международных

званий и знаков отличия: Организация Объединён-

ных Наций, Федеральное Собрание, Президент

России, медаль «Золотая Звезда».

II. Основные случаи употребления прописных и строч-

ных букв в различных названиях:

1. С прописной буквы пишутся имена, отчества, фа-

милии людей; обозначения действующих лиц в про-

изведениях литературы; псевдонимы, прозвища,

клички животных: Алексей Максимович Пешков,

Максим Горький, Пётр Первый, Всеволод Большое

Гнездо; Красная Шапочка (персонаж), Шарик (со-

Некоторые слова могут употребляться и как име-

на собственные, и как имена нарицательные; ср.:

мальчик по имени Мишка - мохнатые мишки на

арене цирка.

2. С прописной буквы пишутся все слова (кроме родо-

вого наименования) в географических и администра-

тивно-территориальных названиях: Азия, Монголия,

Псковская область, остров Новая Земля, Большой

Каменный мост, улица Кузнецкий Мост. Но ср.:

страны Запада - поезд идёт на запад.

В официальных названиях государств (а также

автономий в составе Российской Федерации) с про-

писной буквы пишутся все слова, в том числе родо-

вые понятия: Российская Федерация, Республика

Татарстан, Объединённые Арабские Эмираты,

Французская Республика. Ср.: Среднеазиатские

республики (неофициальное название).

3. С прописной буквы пишутся все слова (кроме родо-

вого наименования) в астрономических названиях:

созвездие Большого Пса, альфа Малой Медведицы.

Ср.: происхождение Земли - горсть земли; орбита

Луны - бледная пуна.

4. С прописной буквы пишется первое слово (и все

имена собственные) в названиях исторических собы-

тий, значительных событий в общественной жизни,

праздников: эпоха Возрождения, Вторая мировая

война, День взятия Бастилии, Рождество. Ср.:

Рим (историческая эпоха) - древний Рим (город).

5. С прописной буквы пишется первое слово (и все

имена собственные) в названиях учреждений, пар-

тий и т. п.: Министерство обороны, партия Ин-

дийский национальный конгресс, Московский госу-

дарственный университет имени М. В. Ломоносова,

Государственная Третьяковская галерея.

6. Условные названия заключаются в кавычки:

кинотеатр «Арктика», журнал «Огонёк».

7. С прописной буквы пишется первое слово (кроме

родового обозначения) в названиях орденов, знаков

отличия: орден Отечественной войны I степени,

Георгиевский крест, медаль «В память 800-летия

Москвы». В порядке исключения некоторые назва-

ния пишутся с прописной буквы (см. п. I).

8. Со строчной буквы пишутся названия должностей,

званий, титулов: король Швеции, министр здравоох-

ранения, директор фирмы, член-корреспондент

Академии наук, лауреат Нобелевской премии, мар-

шал авиации. Некоторые названия должностей и зва-

ний (имена нарицательные) пишутся с прописной

буквы в порядке исключения (см. п. I).

9. С прописной буквы пишется первое слово (и имена

собственные) в названиях произведений искусства,

периодических изданий, памятников старины, доку-

ментов: поэма «Медный всадник», роман «Жизнь

Клима Самгина», комедия «Двенадцатая ночь, или

Как вам угодно» (вторая часть двойного названия

также пишется с прописной буквы), газета «Москов-

ские новости», Девятая симфония Бетховена, Лав-

рентъевская летопись, Успенский собор.

III. Употребление прописной или строчной буквы

в прилагательных, образованных от существитель-

ных - имен собственных, зависит от суффикса и

значения слова:

1. С прописной буквы пишутся притяжательные

прилагательные с суффиксами -ов-/-ев-, -ив-: Зевсов

гнев, Одиссеевы странствия, Мишкина каша.

Употребленные в переносном значении, такие при-

лагательные пишутся со строчной буквы: анютины

глазки (цветы).

2. Со строчной буквы пишутся прилагательные

с суффиксом -ск-: пушкинская поэзия, болгарские

курорты. Ср.: московский губернатор - Москов-

ское государство (географическое название).

Употребленные в значении «памяти, имени тако-

го-то», такие прилагательные пишутся с прописной

буквы: Нобелевская премия, Пушкинские дни

(праздничные мероприятия).

40. Объясните употребление выделенных курсивом

прописных и строчных букв.

1. .Антон.Павлович Чехов - .Антоша Чехонте; Козь-

ма Прутков - Алексей Константинович Толстой и братья

Жемчужниковы; Жорж Санд - Аврора Дюпен, АГарк

Гвен - Сэмюэл Ленгхорн Клеменс.

2. Владимир Красное Солнышко, Ричард Львиное

Сердце, Александр Македонский, Иван.Грозный.

3. Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Снегурочка,

Синяя Ворода, Колобок, Золушка.

4. кот Васька, пёс Рекс, корова Бурёнка, курочка

Леструшка.

5. город Белая Дерковь, село Светлые Ключи, улица

Госпитальный Вал, бухта Золотой Рог, Крайний Север,

Дальний Восток, Лриуралье, Лодмосковье, Смоленская

область, Алтайский край, остров Святой Елены.

6. Южно-Африканская Республика, Республика Ко-

ми, Чешская Республика, Скандинавские королевства.

7. Полярная звезда, бета Весов, туманность Андро-

меды, комета Галлея.

8. Медный бунт, Смутное время, .Куликовская битва,

Великая Отечественная война, Женевская конференция,

движение Сопротивления, Олимпийские игры 1896 года,

Древняя Греция, Международный женский день, Девя-

9. Министерство иностранных дел, Лейбористская

партия Великобритании, Национальное собрание Фран-

ции, Центральный театр кукол, Концертный зал имени

Чайковского, Дом-музей Толстого, Большой театр, Рос-

сийская академия каук, Лервый московский часовой за-

вод, Государственный универсальный лгагазин, изда-

тельство «Наука», фабрика «Грёхгорная даануфактура»,

гостиница «Космос», бассейн «Чайка».

10. кандидат исторических каук, президент Франции,

японский император, генеральный секретарь Организа-

ции Объединённых Наций, народный артист России,

ректор Московской консерватории.

11. орден Славы I степени, орден Святого Андрея Лерво-

званного, орден.Почётного легиона, Железный крест,

орден «Знак Почёта», .медаль «За оборону Москвы».

12. ЙГпатьевская летопись, Федеративный договор,

Лервая баллада Шопена, жрам Василия Блаженного,

йсаакиевский собор, здания Сената и Синода, роман

Гончарова «Обрыв», геовесть Гоголя «Майская ночь, или

Утопленница», балет Чайковского «Лебединое озеро»,

журнал «Семь дней».

13. Рафаэлева леадонна, Кощеева смерть, Танина кук-

ла, Сашин.мяч, рентгеновы лучи, .марьин корень.

14. чеховская драматургия, тургеневская ысадьба,

толстовские взгляды, Булгаковская конференция,

Ломоносовские чтения.

41. Подберите и запишите свои примеры употребления

прописных и строчных букв в различных названиях. (Вос-

пользуйтесь книгами, журналами и газетами, составляю-

щими круг вашего чтения.)

Диктант

Правление Петра Первого стало одним из важнейших

этапов в истории нашей страны. Россия из Московского

государства, чьи контакты с внешним миром были доста-

точно ограниченны, превратилась в Российскую импе-

рию - одну из могущественнейших стран Европы.

В самом начале своего царствования Пётр стремился

пробиться к Чёрному и Каспийскому морям, расширить

возможности морской торговли с Востоком. И уже тог-

да, во время Азовских походов, самой заметной фигурой

в окружении государя становится Александр Данило-

вич Меншиков. Ему, простолюдину по происхождению,

суждено было со временем стать влиятельнейшим вель-

Вместе с царём в составе «Великого посольства» Мен-

шиков отправился за границу. Как известно, Пётр со

своими сподвижниками ехал в Европу не только уста-

навливать дипломатические контакты с Западом, но и

учиться всему, что могло пойти на пользу крепнущей

России. Царь не гнушался даже работать подмастерьем

у опытных ремесленников. Не желая отставать от своего

государя, Меншиков работал на голландских верфях и

получил аттестат, свидетельствующий об овладении спе-

циальностью корабельного плотника.

Сразу по возвращении в Россию Меншиков принял

деятельное участие в подавлении стрелецкого мяте-

жа. И в дальнейшем на Меншикова царь возлагал са-

мые ответственные задачи: устройство в устье Невы

Петропавловской крепости, строительство новой столи-

цы - Петербурга - и оборону её от шведов. Чины и

знаки отличия сыпались на Меншикова дождём. Поль-

ский король Август наградил его орденом Белого Орла,

австрийский император пожаловал ему диплом князя

Священной Римской империи. В отсутствие Петра

светлейший князь фактически был главой армии, кото-

рая после начала Северной войны оформилась в регу-

В пушкинской поэме «Полтава» Меншиков назван

«полудержавным властелином». Его могущество и поли-

тическое влияние стало неограниченным в недолгий пе-

риод правления Екатерины Первой. Юный Пётр Второй

в начале своего царствования находился в полной зави-

симости от властолюбивого и энергичного сподвижника

своего великого деда, однако вскоре интриги членов Вер-

ховного тайного совета - барона Остермана и князей

Долгоруких - привели к тому, что Меншиков был от-

странён от государственных дел и сослан в далёкий Берё-

зов, где и закончилась его жизнь.

Раздел 4

Ход урока.
1.Организационный момент.
Учитель. Откройте тетради и запишите число, классная работа.
2. Минутка чистописания. (Слайд 2).

Учитель. Проведем аукцион для каждой буквы. Назовите все, что знаете о
букве
.. Выигрывает тот, кто назовет последним. (Аналогичная работа
проводится над буквами

).
Учитель. Кто может сказать, почему на минутке чистописания мы пишем эти
буквы? Ваши предположения?
Учитель. Какой праздник отмечают в России 23 февраля? Кто знает, как он
называется?
Учитель. День защитника Отечества был и остается профессиональным днем
российских военных в обиходе. А официально « День победы Красной
Армии над кайзеровскими войсками Германии 1918г. С 1993г. День
защитника Отечества. Сегодня День 23 февраля в России неработающий день,
народный праздник мужчин. В этот день поздравляют и женщин – ветеранов
ВОв, женщин – военнослужащих.
Учитель. Запишем День защитника Отечества. (Слайд 3).
Учитель. Обычно в названиях праздников, которые состоят из двух и более
слов, первое слово пишется с большой буквы. Если в названии есть имена
собственные, то и они тоже будут писаться так же. Но есть случай, когда так
может писаться и обычное слово. К этой категории как раз относится
праздник День защитника Отечества. Первое слово «День» пишется с большой
буквы и слово «Отечество» пишется с большой буквы. День – значимость
события. Отечество – общенародное понятие.
3. Самоопределение к деятельности.

Учитель. Послушайте стихотворение Измайлова. Определите главную мысль.
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв – подруг.
Буква расти, не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею;
Чтобы заметней им было виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твое, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!
Учитель. Назовите главную мысль стихотворения. (Ставится буква в начале
строки, в ФИО, названиях улиц, городов).
Учитель. Какие еще слова пишутся с заглавной буквы?
Учитель. Определите тему урока.
4.Изучение нового материала.
4.1Создание проблемной ситуации.
Учитель. Почему одни слова пишем с заглавной буквы, а другие со строчной
буквы? (Имена, фамилии, отчества – с заглавной буквы).
Учитель. Как они называются? (собственные)
Учитель. А все остальные? (нарицательные)
Учитель. Как они пишутся? (со строчной буквы)
Учитель. Какие еще слова относятся к именам собственным?

4.2Картинный диктант.
Учитель. Сейчас на экране появятся картинки. Запишите то, что изображено на
слайде. (Слайды 4­9).
(картинки: воробей, ворона, сорока, медведь, лисица, заяц)
Учитель. На какие группы можно разделить, записанные слова? (птицы, звери)
Учитель. Птицы и звери зимой нередко голодают. Лесники, например, для
лосей выставляют кормушки. Как вы можете помочь птицам пережить трудное
время? (ответы детей)
4.4Упражнение в образовании слов.
Учитель. Образуйте от словарных слов фамилии. Запишите их.
Учитель. Прочитайте орфографически, что вы записали.
Проверка: воробей, ворона, сорока, медведь, лисица, заяц.
Воробьев, Воронов, Сорокин, Медведев, Лисицын, Зайцев.
Учитель. Составим схему. Как называются, одним словом существительные
первой строки? (нарицательные)
Учитель. Как называются, одним словом существительные второй строки?
(собственные)
4.3 Работа с таблицей. (Слайд 10).
(Таблица лежит на парте у каждого ученика).
Имя существительное
нарицательные собственные
(со строчной буквы)
ФИО Клички Названия
Животных газет

Географические названия
Сказочные персонажи
(с Прописной буквы)
4.4 Работа над омонимами. (Слайд 11).
Груша грушу потрясла,
Груши Поле понесла.
А ее подружка Поля
Сорняки полола в поле.
Учитель. О каких одинаково звучащих словах идет речь?
Учитель. Почему они записаны по – разному?
Учитель. Чем они отличаются?
Учитель. Кто вспомнит, как называются такие слова? (омонимы)

Учитель. Омонимы – это одинаково звучащие слова, но не связанные общим
лексическим значением.
Учитель. Приведите свои примеры слов, произносящих одинаково, но
различных по написанию.
5. Физминутка. (презентация в Power Point)
6.Закрепление изученного материала.
6.1Самостоятельная работа.
(Учитель раздает карточки).
Задание: придумайте и запишите клички животных.
кошка________________
собака________________
корова________________
конь__________________
коза__________________
Учитель. Продолжаем работать и следующее задание: спиши, раскрывая
скобки.
Задорно лает (П,п)ес (Б,б)арбос.
Жалобно мяукает (К,к)от (М,м)урзик.
На дворе мычит (К,к)орова (Б,б)елянка.
(фронтальная проверка)
Учитель. Прочитайте, что у вас получилось? Как записаны слова пес, кот,
корова? Почему?
(Аналогичная проверка слов Барбос, Мурзик, Белянка.
6.2Фронтальная работа.
Учитель. Что записано на доске? Почему? Докажите, что это слова.
(А,а)лександра, (С,с)ергеевича, (П,п)ушкина, ска(з,с)ки, дети,любят.
Учитель. Составьте из слов предложение. Запишите.
Учитель. Подчеркните в словах заглавную букву. Укажите части речи.
Учитель. Можем ли мы сразу сказать, какой частью речи являются имена
собственные?
Учитель. Какие сказки А.С.Пушкина вы знаете? (Слайд 12).
Учитель. Как мы будем писать название сказок, статей?
6.3Работа на карточке.
Учитель. Допишите предложения, дополнив словами по смыслу.

Мы живем на планете _________, в стране _________, в городе ___________.
Наша школа расположена на улице _______________.
Учитель. Найдем орфограммы в словах. Назовите, как пишутся такие слова.
Проверка задания:
Мы живем на планете З емля, в стране А рмения, в городе Е реване. Наша
школа расположена на улице С аркаваги.
Учитель. А какие еще слова мы отнесем к группе географических названий?
7.Обобщение изученного материала.
7.1Игра с мячом.
Учитель. Какие слова относятся к именам собственным?
Учитель. Поиграем с мячом. Я называю имя нарицательное, вы дополняете до
словосочетания именем собственным.
Мальчик, девочка, река, фамилия, город, страна. корова, собака, журнал,
сказочный персонаж и т.д.
8. Итог урока.
Учитель. Что относится к именам существительным собственным?
Учитель. Как пишутся такие слова?
Учитель. Как пишутся нарицательные имена существительные?
9.Рефлексия.
Учитель. Что интересного узнали на уроке?
Учитель. Закончите предложения.
Сегодня на уроке я…(Слайд13).
1.открыл для себя…..
2.научился, смог…
3.могу похвалить себя и своих товарищей за….

10. Домашнее задание. (Слайд14).
Упражнение 103, с.60.

Лучшие статьи по теме