Проектная работа «Загадочный образ Бабы Яги»
«Баба-Яга или Яга-Баба
- сказочное страшилище, большуха
над ведьмами, сподручница сатаны
Баба-яга костяная нога: в ступе едет,
пестом погоняет,упирается,
помелом след заметает; она простоволоса
и в одной рубахе, баз пояски;
то и другое верх безличия».
Даль В. И.
«Там ступа с Бабою-Ягой идёт-бредёт сама собой».
Пушкин А. С.
Актуальность.
У каждого человека есть в жизни свои увлечения! Я очень люблю петь, танцевать, а особенно участвовать в театральных постановках. Любая роль мне удаётся! Однажды я сыграла роль Бабы Яги! Это было просто восхитительно!
Баба-Яга – неоднозначный персонаж. Чаще всего она отрицательная героиня, но в этом лихом существе есть такое, что пугает, а одновременно и влечёт, притягивает к ней. Так кто же она, эта загадочная старушка? Нам захотелось узнать больше, познакомиться с ней поближе.
Объект исследования – Баба-Яга в славянских мифах и в волшебных сказках.
Предмет исследования – роль Бабы Яги в славянских мифах и в волшебных сказках.
Цель работы – определение роли Бабы Яги в жизни мифологического и сказочного героя: добрая старушка или злая ведьма.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач :
Изучить литературные и мифологические энциклопедии, прочитать волшебные русские народные сказки, в которых одним из персонажей является Баба Яга.
Познакомиться с особенностями изображения Бабы Яги в сказках.
Изучить этимологию имени сказочного персонажа Баба Яга.
Составить частотный словарь характеристик имён Бабы Яги.
Выяснить возраст Бабы Яги на примере опрашиваемых взрослых и детей.
Проанализировать и обобщить полученные данные.
Наше предположение: мы считаем, что Баба Яга – злая ведьма, поскольку:
она всем вредит;
создаёт на пути трудности;
Баба Яга похищает детей;
может посадить на лопату и отправить в печь, чтобы потом съесть;
у неё страшный внешний вид, её боятся дети.
Методы исследования:
анализ литературных и исторических источников информации;
сравнение описаний образа Бабы Яги в разных источниках;
обобщение полученных данных.
Исследование проводилось на основе научных трудов Афанасьева А.К., Иванова В.В., Проппа В.Я., Даля В. и других отечественных учёных, а также славянских мифов и русских народных сказок.
Исследовательская работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Образ Бабы-Яги
Баба-Яга – известный персонаж славянских волшебных сказок. Прежде чем стать сказочным персонажем, Баба-Яга была существом мифологическим.
Как отмечает исследователь–сказочник А.КАфанасьев, образ Бабы Яги в преданиях славян изначально не был отрицательным, да и самого понятия ведьмы не существовало в древности. В языческие времена Баба-Яга – могущественная богиня, прародительница рода, хранительница его жизненного пространства, его обычаев и традиций, жизненного уклада, присматривавшая при этом и за подрастающим поколением, хозяйка леса и зверей. Одна из наиболее значимых берегинь.
По мнению Иванова В.В., по мере насаждения на Руси христианства Бабе Яге, как и другим богам языческого мировоззрения, всё в большей мере стали приписываться отрицательные черты и намерения. Из берегини рода Баба-Яга превратилась в зловредную старуху высокого роста на костяной ноге, с деревянной клюкой, с изогнутым в виде клюва носом и торчащими изо рта зубами, с растрёпанными косматыми волосами. Иногда она изображается с носом, висящим аж через грядку. («Сидит Баба Яга – костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос»).
Такого же мнения придерживается В.Я Пропп. Он пишет: «С проявлением земледелия и земледельческой религии вся «лесная» религия превращается в сплошную нечисть, великий маг – в злого колдуна, мать и хозяйка зверей – в ведьму, затаскивающую детей на вовсе не символическое пожирание»
В. Даль пишет, что яга – «род ведьмы или злой дух под личиною безобразной старухи. Баба-яга или Яга-баба, сказочное страшилище, болыпуха над ведьмами, подручница сатаны». «Кости у неё местами выходят
наружу из-под тела». «Она простоволоса и в одной рубахе без опояски» . Баба-Яга может быть слепой на один глаз, хромой (у неё «костяная нога»), чёрной, лохматой, растрёпанной и т.д.
Особое внимание привлекает колченогость, одноногость Бабы Яги, связываемая с её и или змееподобным обликом. В. Я. Пропп отмечает, что «Яга, как правило, не ходит, а летает, подобно мифическому змею, дракону» . По мнению К. Д. Лаушкина, считающего Бабу-ягу богиней смерти, одноногие существа в мифологиях многих народов так или иначе связаны с образом змеи. О. А. Черепанова пишет: «Общерусское «змея» не является исконным названием этого пресмыкающегося, а возникло как табу по связи со словом «земля» - «ползающая по земле» .
Ягой-бабой (егибовой, егибицей) крестьяне некоторых районов России именовали во многом сходную с ягой по облику и «занятиям» ведьму, колдунью. У Бабы-яги и у ведьмы длинные, косматые волосы; колдунья, ведьма, как и яга; подобно бабе-яге, ведьма связана с очагом, печью, часто колдует возле печи; она наделена способностью оборачиваться в животных, сама оборачивает людей, может испортить их, лишить жизни и т. п.
Передвигается Баба-Яга обычно также подобно ведьме или нечистому духу: «Она ездит за человечьим мясом, похищает детей, ступа её железная, везут её черти; под поездом этим страшная буря, всё стонет, скот ревёт, бывает мор и падёж; кто видит ягу, становится нем» . Иногда она может перемещаться с места на место, принимая облик вихря или бури; вообще, она, как и ведьма, может оборачиваться змеёй, кобылой, деревом, различными предметами, природными явлениями и т.д. Слугами Бабы-Яги, как и слугами ведьмы, считали гадов (змей, лягушек, ящериц и пр.), чёрных котов, воронов и ворон; считалось также, что у неё в подчинении находятся черти и вообще всякая нечистая сила, а также различные фантастические существа.
Таким образом, в славянской мифологии Баба-Яга обычно изображается мерзкой, злобной, жестокой старухой. Возможно, всегда чувствовалось, что это лишь маска, а не истинная суть.
Обратиться к самому выражению «Баба Яга». Баба-яга, Яга-баба как древнее устойчивое понятие состоит из двух слов. Баба – женщина, бабушка, прабабушка, прародительница, пращур, ещё и бог, то есть слово «баба» восходит к божественным, произошедшим от Бога первопредкам. Во многих губерниях России повитуху, помогавшую при родах, присматривавшую за роженицей и ребёнком первое время после его появления на свет, традиционно называли бабкой, бабушкой и почитали, чествовали как человека, наделённого особыми умениями, силами, мудростью.
Слово «яга» в древнерусском языке означало: шкура ягнёнка или шуба из шкуры ягнёнка мехом наружу. Это ритуальная одежда древней волхвы, при помощи которой, как правило, определялась любая старшая женщина в роду.
Двойственность мифологического образа Бабы-Яги отразилась в волшебных сказках.
Так, во многих сказках Баба-Яга похожа на ведьму.
«Зашла Марюшка в избушку и видит: сидит там Баба – яга – костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос. Сама черная, а во рту один клык торчит» («Финист-ясный сокол»).
Ездит в железной ступе, погоняя её пестом и заметая следы помелом. Слугами Бабы-Яги являются гады (змеи, лягушки, ящерицы), чёрные коты или вороны. У неё в подчинении находятся черти и всякая другая нечистая сила (например, сказочный Кот Баюн, наделенный голосом, слышанным за семь верст, а своим мурлыканьем напускающий колдовской сон, почти неотличимый от смерти).
У неё необычная чаще всего – костяная нога.
«Добрые молодцы входят в избушку – на печи лежит Баба –Яга костяная нога» («Иван – Быкович»).
«Долго ли, коротко ли – прилетает к избушке, входит – в избушке сидит Баба – Яга, костяная нога, старая, беззубая» («Заколдованная Королева»).
Как всякое божество, Баба Яга то зла, то добра, но всё же, от неё исходит много мудрости. Лягушки, чёрные коты, Кот Баюн, вороны, змеи – все существа, в которых уживается и угроза и мудрость.
Несмотря на её злые намерения, обещание и стремление посадить пришедшего к ней человека на лопату, затолкать его в жарко протоплённую печь и поджарить к обеду, она оказывает гостеприимство и Ивану-царевичу, и Ивану - крестьянскому сыну: и в бане выпарит, и накормит, и спать уложит, и даст путеводный клубок. Сказочному герою Баба Яга подскажет, где и как найти заворожённое богатырское оружие, как одолеть Кащея Бессмертного и освободить красавицу из его плена. Дети, попавшие к этой страшной колдунье, всегда выходят победителями из самых, казалось бы, безвыходных положений. Все её злое коварство идёт прахом, и из похитительницы она превращается в дарительницу. И никого она никогда не съедает, т. е. и в сложившейся после принятия христианства трактовке образа Бабы Яги сохранилось влияние прежних представлений о Бабе-берегине.
Язык предков забывается, загрязняется, а этническое самосознание остаётся. К нему незамутнённому у детей, молодых людей и обращается Баба Яга. Не потому ли образ её, хотя и искажённый наслоениями поздних времён, сохраняется в сказках для детей.
Выводы
образ Бабы Яги в преданиях славян изначально не был отрицательным;
по мере насаждения на Руси христианства Бабе Яге, как и другим богам языческого мировоззрения, всё в большей мере стали приписываться отрицательные черты и намерения;
двойственность мифологического образа Бабы-Яги отразилась в волшебных сказках: она может быть доброй и злой.
Основные типы Бабы-Яги в волшебных сказках
Волшебная сказка знает несколько образов Бабы Яги:
1. Яга-воительница ;
Яга – воительница, сражающая с героями и побеждающая многих из них. Во многих сказках Яга сама ездит верхом на коне и сражается подобно богатырю. Её «рать – сила несметная». Яга-воительница, прилетев в избу и застав в ней постороннего человека, избивает его до полусмерти: «…Баба – Яга накинулась на собак, на ворота, на берёзку, и на работницу, давай всех ругать и колотить» («Баба-Яга»).
2. Яга-похитительница – наиболее распространённый тип и характерен северному образу Яги, уносящей детей, которых она пытается изжарить (затем следует бегство и спасение). Это образ связан, возможно, связан с двумя обрядами. Так, во многих местах существовал обряд «перепекания ребёнка», совершавшийся над больными или слабыми детьми: ребёнка символически уничтожали, чтобы он возродился вновь уже другим человеком. Возможно, что сказки о «Яге – похитительнице» возникли на основе древнего колдовского обряда, посвящения юношей в охотники, введения их в определённую возрастную группу. Обряд заключался обычно в том, что мальчиков 10-12 лет на некоторое время уводили из селения и подвергали различным испытаниям, проводя своеобразный экзамен по всем практическим охотничьим навыкам; при этом юноши как бы «умирали» для племени, чтобы вместо них «родились» мужчины, воины и охотники. «Экзаменом на зрелость», который все юноши должны были «сдать», руководил, по-видимому, мужчина, охотник.
3. Яга-дарительница . Гостя она выпрашивает и дарит предметы, обладающие Волшебной силой: «Трудно, красавица, тебе будет его отыскать, да я тебе помогу. Вот тебе серебряное донце, золотое веретенце, бери в руки, само прясть будет, потянется нитка не простая, а золотая» («Финист – ясный сокол»).
4. Яга-советчица (Яга сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью или советует, что нужно сделать): «Послушай же, ступай по тропинке. И дойдешь до пруда, спрячься за деревом и выжидай время» («Василиса Премудрая»).
5. Яга-повелительница сил природы и животного мира (Яга повелевает утром, вечером, ночью; ветром и лесным зверьём):
«… Баба – Яга вышла и говорит своей работнице:
- Ступай, истопи баню, да вымой племянницу, да смотри, хорошенько «Баба- Яга».
6. Яга-охранительница (покровительница), следящая с помощью своих волшебных помощников (совы, блюдечка и проч.) за похождениями героя.
В сказках, где одновременно фигурируют Баба Яга и Кощей Бессмертный, Яга выступает в роли покровительницы и дарительницы, а Кощей – в роли воителя и похитителя.
7. Яга-прародительница (мать-бабка для нескольких своих дочерей- внучек-ягишн, хозяйка лесных зверей (аналог лешего), тётка (сказка «Баба Яга»).
Иногда функции Яги выполняют её женские заместители-аналоги (колдунья или бабка), а иногда – мужские (Кощей, колдун, леший).
Современная Баба-Яга чаще приходит на помощь герою, выручая его из трудных ситуаций. Так, в цикле произведений «Тайный сыск царя Гороха» Андрея Белянина Баба-Яга занимает одно из центральных мест в роли
положительного героя, а именно – эксперта-криминалиста тайного сыска при дворе царя Гороха.
Таким образом:
1. Баба Яга ведает судьбой:
дарит клубок (путеводную нить);
даёт советы, которые помогают достичь цели;
«Чует сердцем»;
испытывает людей.
2. Баба Яга связана с воздушной и огненной стихией:
поднимает ветер помелом, свистом;
летает на ступе;
лежит на печи.
3. Связана со смертью и подземным миром:
связана с ночью и тьмой;
всегда старая (костяная нога);
слепая, не видит, а чует носом («русским духом пахнет»);
живёт в избушке без окон и дверей (домовине);
вокруг её дома ограда из черепов (12 +1);
огонь, данный ею, может убить;
похищает детей;
Яга – язвить, мучить.
Выводы:
в волшебных сказках описывается несколько образов Бабы Яги: Яга-воительница, Яга-похитительница, Яга-дарительница, Яга-советчица, Яга-повелительница, Яга-охранительница, Яга-прародительница;
образ Бабы Яги может быть как положительным, так и отрицательным;
в современных сказках Баба Яга чаще всего – положительный герой;
сказки напоминают, что добро и зло в этой жизни живут рядом, но добро всегда побеждает.
Характеристика образа Бабы Яги
Внешняя характеристика Бабы Яги говорит нам о том, что чаще всего в предоставлении читателя – отрицательный персонаж.
Обратим внимание на описание портрета Бабы Яги.
…входит - в избушке сидит баба-яга костяная нога, старая, беззубая. («Заколдованная королевна»)
…на лавке сидит седая старуха, прядет кудель.
(«Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что»)
…сидит там баба-яга - костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос. (« Финист - ясный сокол»)
Как мы видим, в описании портрета этой героини чаще всего использована отрицательная лексика: беззубая, костяная нога, нос крючком. Уже из этого складывается у читателя образ отрицательного персонажа.
Стоит в лесу за высоким тыном избушка на курьих ножках, на бараньих рожках. («Баба Яга»)
…стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается. («Гуси - лебеди»)
…вышла на полянку, где стояла избушка яги-бабы; забор вокруг избы из человечьих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами; вместо дверей у ворот - ноги человечьи, вместо запоров - руки, вместо замка - рот с острыми зубами. («Василиса Прекрасная»)
Стоит дом бабы-яги, кругом дома двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове, только один незанятый.
(«Марья Моревна»)
Внимание читателя сразу же привлекает необычность дома – на курьих ножках.
Если обратиться к исследованиям, то можно найти, что такие дома строили для умерших людей. (В древности умерших хоронили в домовинах – домиках, расположенных над землёй на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги. Домовины ставились таким образом, чтобы отверстие в них было обращено в противоположную от поселения сторону, к лесу. Люди верили, что мертвецы летают на гробах. Покойников хоронили ногами к выходу, и, если заглянуть в домовину, можно было увидеть только их ноги – отсюда и произошло выражение «Баба Яга - костяная нога».)
Современного читателя пугает не столько сам дом, сколько забор вокруг дома построенный из человеческих костей или кольев с человеческими черепами.
Мы сразу представляем себе, что хозяйка такого дома должна быть очень злой и кровожадной.
Необычным средством передвижения Бабы Яги является железная ступа , в которой она может летать в поисках своей излюбленной пищи: маленьких детей, которых злая ведьма изжаривает в своей печи, а затем с аппетитом поедает.
… Выехала из леса Баба Яга - в ступе едет, пестом погоняет, помелом заметает. («Василиса Прекрасная»)
…Во весь дух на железной ступе скачет, пестом погоняет, помелом след заметает. («Марья Моревна»)
Яга – баба схватила жихаря, села в ступу, поехала; едет в ступе, пестом понужат, а помелом следы заметать. («Баба Яга и жихарь»)
Отрицательным оказывается и отношение к Бабе Яге её окружающих.
…Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала:
Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет-выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается. («Гуси - лебеди»)
…А кот ей в ответ:
Я тебе столько лет служу, ты мне косточки обглоданной не бросила, а она мне мясца дала! («Баба Яга»)
Таким образом, по внешней характеристике бабы Яги, мы можем сделать вывод, что Баба Яга – отрицательный персонаж.
Тогда возникает вопрос: почему исследователи устного народного творчества характеризуют в большинстве своём Бабу Ягу как положительную героиню.
В характеристике любого литературного героя обязательно оценивают поступки персонажа и его речь, так как по ним можно сделать вывод о характере и его внутреннем мире.
Обратимся к поступкам Бабы Яги.
В сказках «Гуси - лебеди», «Баба-яга и Заморышек» - Баба Яга совершает злые поступки: крадёт братца Иванушку («Гуси - лебеди»), пытается убить братьев («Баба-яга и Заморышек»).
Но в большинстве сказок Баба Яга совершает добрые поступки. Она помогает солдату найти королевну («Заколдованная королевна»), Андрею оттыскать Марью – царевну («Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что»), Марьюшке – Финиста – ясного сокола (« Финист - ясный сокол»).
Злой характер героини выдаёт и её речь, в которой содержатся угрозы.
…Вот изжарю тебя в печи да съем и на косточках покатаюсь. («Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что»)
…-Эй вы, слуги мои верные! Рубите незваным гостям буйны головы. («Баба-яга и Заморышек»)
В речи этого персонажа мы слышим выражения, характеризующие её как доброго человека, близкого к народной культуре. Ласково она обращается к пришедшим в её дом: «добрые молодцы» («Баба-яга и Заморышек»), «красная девица» (« Финист - ясный сокол»), «девица» («Гуси - лебеди»), «голубчик» («Заколдованная королевна»).
С той же лаской относятся к ней и герои сказок: Иван-царевич, Василиса Прекрасная, солдат – они называют её «бабушкой».
Анкетирование
Анкетирование проводилось в 2 этапа:
1 этап – опрос детей;
2 этап – опрос взрослых.
Общее число опрошенных-20человек.
Возраст опрашиваемых:
1 группа – дети от 6 до 8 лет;
2 группа – взрослые от 22 до 63 лет.
Результаты анкетирования
Средний возраст Бабы - Яги в восприятии взрослых составляет 1000 лет, а в восприятии детей – 176 лет.
Заключение
Русские сказки сохранили чрезвычайно яркий и запоминающийся образ Бабы-Яги. Найдется ли в русской сказочной мифологии другой персонаж, о котором бы спорили так много, как о Бабе-Яге? В большинстве сюжетов она представлена в обличии ведьмы – старой и злой старухи-колдуньи, пытающейся всячески навредить герою. Но сквозь этот «негатив» просвечивают и совсем иные её качества: она предвещает страннику, что ожидает его впереди, помогает ему мудрым советом, даёт богатырского коня, клубок и т.п. С учётом данного противоречия была выбрана тема исследовательской работы.
Объект исследования является Баба-Яга в славянских мифах и в волшебных сказках.
Предмет исследования – роль Бабы Яги в славянских мифах и в волшебных сказках.
Поставленные цели и задачи исследования выполнены.
В процессе выполнения настоящей работы было проведено исследование мифов и сказок, касающихся выбранной темы. Во время работы пришлось познакомиться с ней настолько близко, что это позволило лучше понять и принять объект изучения – Бабу–Ягу.
Исследование частично подтверждает гипотезу, что Баба Яга – злая ведьма:
Баба-Яга не всегда в русских народных сказках злая ведьма;
она может быть разной – и доброй, и злой;
часто она помогает герою, спасает его;
Баба-Яга может быть весёлой и смешной, а иногда даже красавицей.
Но всё-таки, Баба-Яга – отрицательный герой, помогающий порой сказочному герою.
В ситуации с Бабой-ягой этот парадокс разрешается достаточно просто. Представление о ней формировалось в ту далёкую эпоху, когда ещё не было ни богов, ни жрецов, а женщины являлись главенствующим полом. Постепенно этот образ всё усложнялся, ему приписывалась божественная сущность и ритуальная необходимость. С приходом христианства негативные черты заслонили позитивные и стали ведущими. Постепенно Баба-Яга была переведена в ранг низших существ.
Но и сейчас нельзя не согласиться с тем, что некоторое обаяние в облике «лесной старухи» сохранилось, иначе, чем ещё объяснить его популярность у маленьких читателей России? Ещё многие поколения детишек вырастут на русских сказках, где Баба – Яга зла и коварна, но при этом смешная, забавная, добрая. Сказки ещё раз напоминают, что добро и зло в этой жизни живут рядом, но добро всегда побеждает.
Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на уроках литературного чтения, при проведении классных часов и викторин. Это исследование помогло мне вжиться в образ Бабы Яги и успешно сыграть роль моей любимой героини.
Дамбаева Дыжидма
Исследовательская работа по литературному чтению 3 класс «Образ Бабы Яги в волшебных сказках»
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ «Сосново-Озерская средняя общеобразовательная школа № 1»
«Образ Бабы Яги в волшебных сказках»
Подготовила: Дамбаева Дыжидма, ученица 3-в класса
Классный руководитель: Дамбиева А.Ц.
- Введение. Представляю вам исследовательскую работу на тему «Образ Бабы Яги в волшебных сказках».
Цель данного исследования : проследить образ Бабы Яги и определить ее роль в сказках.
Задачи: узнать из дополнительной литературы о Бабе Яге;
провести опрос по теме работы среди своих сверстников; прочитать русские народные сказки, в которых действует Баба Яга;
проанализировать образ Бабы-яги и сделать выводы.
Объект исследования : Баба - Яга.
Предмет исследования : волшебные сказки.
Гипотеза: Предположим, что Баба Яга – это вымышленный персонаж русских народных сказок.
Методы исследования : наблюдение за образами Бабы-Яги при чтении сказок, опрос, анализ результатов, обобщение.
Эта тема актуальна , ведь кто не любит читать сказки, смотреть их. Ну, а какая же волшебная сказка без Бабы-Яги? Все с детства знают, кто такая Баба-Яга, и помнят практически все о ее проделках. Как правило, они весьма неприятны, и сама она страшная. Тем не менее, в любой сказке Баба-Яга выполняет важную роль. Выкиньте ее из сказки, и герой обязательно ничего не сможет: он либо не достанет необходимый ему меч - кладенец, либо не получит точное указание, где искать и куда идти. Таким образом, без нее никуда.
II. Основная часть
1. Общая характеристика Бабы - Яги
Баба-яга – старая слепая горбатая колдунья с длинным носом и растрепанными волосами. Она питается человечиной, да и зовется «костяная нога».
В энциклопедии я нашла такое определение: Баба Яга – популярный персонаж русских народных сказок. В православном сознании – воплощение сатанинских сил зла, выражение ненависти ко всему русскому (2, с. 113).
Баба Яга не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной ступе (самокатная колесница), погоняя ее пестом или железной палицей. А чтобы не видно было следов, она заметает их метлою или помелом.
Баба Яга обладает волшебными вещами: ковром-самолетом, гуслями-самогудами, мечом-кладенцом, сапогами-скороходами и многими другими.
2. Опрос среди сверстников: что думают другие ученики о Бабе Яге? Им было предложено ответить на следующие вопросы:
1. Кто такая Баба Яга?
3. Где она живет?
4. Чем занимается?
5. Как выглядит костяная нога? (На слайде)
Анализ образа Бабы – Яги в сказках.
Образы Бабы-Яги в волшебных сказках разнообразные и противоречивые. Во всех русских народных сказках Баба Яга играет важную роль. К ней порою прибегают герои, как к последней надежде, последней помощнице. Но в сказках она либо помогает, либо нет.
В сказках встретились такие образы Бабы-Яги:
- Яга – воительница встретилась в сказке «Иван-царевич и Белый Полянин», ее внешний вид « Баба Яга – золотая нога», образ отрицательный, так как бьется с богатырями, хочет их погубить.
- Яга-похитительница встретилась в сказке «Гуси-лебеди», ее внешний вид «…морда жилиная, нога глиняная», образ Бабы-Яги в этой сказке отрицательный, так как похищает детей, чтобы съесть.
- Яга-дарительница, делится на два вида:
1. Яга-советчица встретилась в сказке «Царевна-лягушка», ее внешний вид «…зубы – на полке, а нос в потолок врос», образ положительный, так как дает совет, как одолеть противника (Кощея).
2. Яга-покровительница встретилась в сказке «Василиса Прекрасная», ее внешний вид «В ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает», образ Бабы-Яги здесь положительный, она берет Василису под свою защиту, помогает ей, дает ей череп с горящими глазами.
- Яга-повелительница сил природы и животного мира во всех сказках.
3. Выводы по сказкам.
Таким образом, в прочитанных сказках Баба - Яга представляется старой, беззубой женщиной, у нее длинный нос.
Баба Яга живет в лесу, в избушке на курьих ножках, которая поворачивается к лесу задом, а к пришельцу передом; забор вокруг избы – из человеческих костей, на заборе – черепа, вместо дверей – ноги, вместо
запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами.
Герои обращаются к Бабе Яге ласково – «бабушка». Баба Яга помогает героям, которые заслуживают этого, хотя не переносит русского духа. В 6 сказках из 11 Баба Яга – положительный персонаж, в 5 сказках – отрицательный. Значит, Бабу-Ягу нельзя считать только злобной и сварливой колдуньей.
Баба Яга обладает волшебными вещами, служат ей разные животные. Преследуя сказочных героев, убегающих от нее, она гонится за ними черною тучею. В двух сказках Баба Яга погибает: в одной – упала в огненную реку с моста («Марья - Моревна»), в другой ей отрубает голову Иван-царевич («Иван-царевич и Белый Полянин»).
Баба Яга ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями. Баба Яга – обладательница огня («Василиса Прекрасная»), волшебных вещей, знания, помогающего главному герою одолеть своего противника («Царевна-лягушка»).
4. Анализ результатов исследования
Баба - Яга испытывает людей, дает советы, «чует сердцем», а значит – ведает судьбой.
Баба - Яга похищает и ест детей и людей, связана с ночью и тьмой, ей служит черный кот, она всегда старая, полускелет (костяная нога), она слепа, не видит, а чует носом («русским духом пахнет»), живет в избушке без окон и дверей, вокруг ее дома – ограда из черепов; огонь, данный ею, может убить, а значит, она связана со смертью и подземным миром.
Баба - Яга живет в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках (полузвериный облик). Служат ей дикие звери, служат ей гуси-лебеди, а
значит, она повелительница зверей и леса.
Баба - Яга летает на ступе, ей служат гуси-лебеди, она поднимает ветер помелом, свистит (свист связан с ветром), а значит, она связана с воздушной стихией.
Бабе - Яге подвластны утро, день, ночь (белый, красный и черный всадники), а значит, она повелительница времени.
Баба - Яга ведает огнем (глаза черепов в ограде), лежит на печи, наказывает людей (губит). Ей подвластны - утро, день, ночь, а значит, она связана с огнем небесным, подземным и домашним.
III.Заключение.
В ходе своего исследования я нашла ответы на многие вопросы. Я прочитала и посмотрела много сказок, узнала значение непонятных мне слов, провела опрос среди учащихся по теме исследования.
Исследование волшебных сказок показало, что Баба - Яга – вымышленный сказочный персонаж. Сказки сохранили чрезвычайно яркий и запоминающийся образ Бабы-Яги. Из всего видно, что образ Бабы-Яги в сказках не всегда одинаков. Ее образ помогает лучше понять смысл сказки. И читая сказки, можно многое для себя узнать.
Список используемой литературы.
- «Василиса Прекрасная» русская народная сказка
- «Марья - Моревна» русская народная сказка
- «Иван-царевич и Белый Полянин» русская народная сказка
- «Гуси-лебеди» русская народная сказка
- «Царевна-лягушка» русская народная сказка
- В.Я.Пропп «Исторические корни волшебной сказки» Л.,1946
- Интернет-ресурс
- Энциклопедия
Приложение.
Значения слов, которые узнала.
- Баба Яга – популярный персонаж русских народных сказок. Как правило злая старуха-колдунья.
- Яга – язвить, причинять боль, мучить.
- Пест – короткий тяжелый стержень с округлым концом для толчения чего-нибудь в ступе. Каменный, медный, деревянный пест.
- Помело – палка с намотанной на конце тряпкой, мочалкой, хвоей для обметания, метла.
- Ступа – тяжелый металлический, деревянный или каменный сосуд, в котором толкут пестом зёрна, кору, листья и т.п. Ступа с Бабою Ягой (в сказках о Бабе Яге, которая летает в ступе и с метлой).
Анкетирование среди сверстников.
Был проведен опрос среди учащихся 3-4 классов.
1. Кто такая Баба Яга?
2. Какой вы себе ее представляете?
3. Где она живет?
4. Чем занимается?
5. Как выглядит костяная нога?
Объект исследования: Баба - Яга. Предмет исследования: волшебные сказки.
Общая характеристика Бабы - Яги Баба-яга – старая слепая горбатая колдунья с длинным носом и растрепанными волосами. Она питается человечиной, да и зовется «костяная нога». Баба Яга – популярный персонаж русских народных сказок. В православном сознании – воплощение сатанинских сил зла, выражение ненависти ко всему русскому.
Баба Яга живет в лесу, в избушке на курьих ножках, иногда окруженной частоколом из человеческих костей. Избушка умеет поворачиваться вокруг себя. В доме Бабы Яги живут разные животные: черные коты, мыши, лягушки, вороны и змеи. Они являются ее советчиками и охранниками.
Баба Яга не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной ступе (самокатная колесница), погоняя ее пестом или железной палицей. А чтобы не видно было следов, она заметает их метлою или помелом. Баба Яга обладает волшебными вещами: ковром-самолетом, гуслями-самогудами, мечом-кладенцом, сапогами-скороходами и многими другими
Анализ опроса среди сверстников Баба-Яга – старуха
Анализ образа Бабы – Яги в волшебных сказках.
Образы Бабы-Яги в волшебных сказках разнообразные и противоречивые. Яга-воительница Яга-похитительница Яга-дарительница: 1.Яга-советчица; 2.Яга-покровительница Яга-повелительница сил природы и животного мира
Выводы по сказкам Баба - Яга представляется старой, беззубой, у нее длинный нос. Живет в лесу, в избушке на курьих ножках, которая поворачивается к лесу задом, а к пришельцу передом; забор вокруг избы – из человеческих костей, на заборе – черепа, вместо дверей – ноги, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами. Помогает героям, но не везде. В 6 сказках из 11 Баба Яга – положительный персонаж, в 5 сказках – отрицательный. Значит, Бабу-Ягу нельзя считать только злобной и сварливой колдуньей. Обладает волшебными вещами, служат ей разные животные. Баба Яга ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями.
Анализ результатов исследования Баба – Яга ведает судьбой Она связана со смертью и подземным миром Она повелительница зверей и леса Она связана с воздушной стихией Она повелительница времени Она связана с огнем небесным, подземным и домашним.
Заключение Баба-Яга является вымышленным персонажем Баба-Яга в сказках бывает не только отрицательной, но и положительной героиней Баба-Яга помогает лучше понять волшебную сказку
Разработка урока
литературного чтения в 3 классе
« Тема: Изучение волшебных сказок
Анализ русской народной сказки «Баба-Яга».
Оленева Татьяна Анатольевна
Открытый урок по литературе
Тема: Изучение волшебных сказок. Анализ русской народной сказки «Баба-Яга».
Цель: выявление и осознание детьми особенности волшебных сказок; формирование понятия « волшебна сказка» через анализ текста и изучение дидактической иллюстрации.
Ход урока.
Формулировка темы.
1.Анаграмма на интерактивной доске.
Учитель : составьте из букв слово и вы узнаете литературный жанр, который мы будем изучать сегодня на уроке.
(дети располагают на доске буквы в нужном порядке)
Учитель : Почему сказку назвали сказкой? (сказывается).
Учитель : В чем ценность сказок? (в них отражается народная мудрость, знания накопленные веками).
Учитель : Назовите особенности сказочной речи (русские народные).
Дети : Зачин, троекратные повторы, устойчивые выражения, концовка (примеры).
2.Узнайте, какое название сказки здесь зашифровано?
Дети : Баба Яга.
Учитель : Почему зашифровано название именно этой сказки?
Дети : Будем изучать эту сказку.
Учитель : Сегодня будем открывать особенности волшебной сказки. Почему она так называется, вы сами скажете.
2. Актуализация знаний.
Видеоролик (фрагмент из м/ ф
Учитель : Кто знает, как появился образ Бабы-Яги в русских народных сказках?
Дети : Наши предки считали, что вся окружающая природа имеет душу, разум. Боялись таинственной жизни леса. Считали, что управляет зверьем нечеловеческое существо.
Учитель : Почему забор вокруг дома Бабы-Яги из человеческих черепов? Почему Баба-Яга летает?
Дети сообщают свои знания из области славянской мифологии.
Учитель : Что интересного узнали?
3. Составление сюжетного плана сказки. Работа в парах.
Учитель : Сформулируйте задание, которое надо выполнить.
Дети : Соотнести надписи и наши рисунки
Учитель : Восстановите последовательность развития событий сказки.
.
(Один ученик передвигает иллюстрации) . .
Учитель : Используя ключевые слова, подпишите иллюстрации.
Работа в парах с раздаточным материалом .
Самооценка результатов учебных действий. Проверка с интерактивной доски
(Один ученик соотносит надписи и иллюстрации, передвигает) . .
Что произошло с Девочкой? (несчастье).
Что выпало на ее долю? (испытание) Сколько картин?
Кто помогает Девочке преодолеть трудности? (волшебные помощники)
Чем закончилась борьба Девочки с Бабой-Ягой? (Победой врага)
Финал сказки? –награда (возвращение домой).
Учитель : Прочитайте, по какому плану разворачивались события сказки. Что заметили?
Учитель : Можно ли ее назвать волшебной? Почему?
Учитель : Такой сюжет у всех волшебных сказок.
Работа над характеристикой героев.
Учитель : - Кто является главной героиней?
Опишите ее портрет?
Какой характер у девочки?
Как определили?
Прочитайте, какие поступки совершала девочка.
Учитель : Описан ли портрет Бабы-Яги?
Посмотрите фрагмент сказки, определите характер девочки, Бабы-яги.
Учитель : Что интересного заметили? (противоположны).
Моделирование. Работа в мини- группах
Представим взаимоотношения героев в виде схемы:
Волшебные помощники
Ученик – консультант предлагает систему вопросов: Кто главные герои? Другие действующие лица? Одним словом? Какие чувства испытывала девочка к Бабе-Яге?
Дети : боится
Консультант : Как относится к ней Баба- Яга?
Дети : Хочет съесть девочку.
Ученик – консультант : Как относятся к девочке волшебные помощники7
Дети: оказывают помощь.
Ученик – консультант : Почему?
Дети: Она добра
Ученик – консультант : Почему?: Как Баба- Яга относится к помощникам?
Как они ей за это платят?
Учитель : Какие два противоположных качества борются? Что одерживает победу? Почему?
Итог: рефлексивный анализ собственной деятельности.
Поставьте знак « v ” напротив той строки, которая соответствует вашим умениям и способам действия
Работа с оценочным листом .
" Я умею выделять особенности « волшебной сказки» и могу двигаться дальше. Я понял материал урока и справился со всеми заданиями." |
|
" Этот способ деятельности мной еще не освоен, и я пока не могу двигаться дальше. Мне не всё понятно. В моей работе есть ошибки. Мне нужна помощь." |
|