Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Иван грабарь февральская лазурь. Сочинение-повествование по картине И

Игорь Эммануилович Грабарь «Февральская лазурь» 1904г.Третьяковская галерея.

На переднем плане картины изображена березка, покрытая тончайшим слоем кружевного инея, переливающегося и искрящегося даже под неяркими лучами солнца. Чуть подальше видны березы помоложе и совсем еще «подростки» с тоненькими стволами. Кажется, что раскинув ветви, они медленно кружатся в плавном хороводе, словно молодые девушки, празднуя Масленицу и встречая приход весны.
Только лес на заднем плане разделяет небо и землю. Если немного постоять у этой картины, вдруг покажется, что вы ясно слышите русскую народную песню о березе. Ведь береза - символ России, ее краса, поэтому народ насочинял о ней много песен и веселых и грустных.

Белоствольные красавицы изображены на фоне лазурного снежного покрывала и почти такого же цвета зимнего неба. Эти тона, которые так щедро применяет живописец, несут прохладу и чистоту, словно дуновение ветерка и запахи еще только приближающейся неслышной легкой поступью весны.

Картина Февральская лазурь нравилась и Игорю Эммануиловичу. Он часто говорил о том, как внезапно пришло удивительное вдохновение, для ее создания. Такой пейзаж Грабарь увидел в Подмосковье морозным солнечным утром, выйдя на прогулку. Его поразил цвет лазури, который, кажется, окутывал все вокруг, и только березки вытянувши свои ветви, словно в танце, разбавляли эти невероятные краски жемчуга, коралла, сапфира и бирюзы. Все вместе это было похоже на сказочный островок в сиянии драгоценных камней.

Художник был изумлен фантастической красотой березовых ветвей в этом перезвоне всех оттенков радуги, на фоне голубого неба. На фоне бирюзы неба, прошлогодняя листва, которая уцелела на самой верхушке березы, кажется золотистой. Словно исполняя пожелание живописца, солнечные дни стояли почти две недели, позволяя Грабарю запечатлеть это чудо. Казалось, природа позировала талантливому художнику.

Над этой картиной И. Грабарь работал на открытом воздухе, в глубокой траншее, которую он специально вырыл в снегу. Художник писал "Февральскую лазурь" "с зонтиком, окрашенным в голубой цвет, и холст поставил не только без обычного наклона вперед, лицом к земле, но повернул его лицевой стороной к синеве неба, отчего на него не падали рефлексы от горячего под солнцем снега, и он оставался в холодной тени, вынуждая... утраивать силу цвета для передачи полноты впечатления"

И. Грабарь не раз признавался, что из всех деревьев средней полосы России он больше всего любит березу, а среди берез - "плакучую" ее разновидность. И действительно, в "Февральской лазури" береза - единственная основа художественного образа. В самом облике этого дерева, в умении увидеть ее очарование в общем строе русского пейзажа сказалось радостное восприятие художником природы российского края, которое отличало И. Грабаря-пейзажиста во все периоды его творчества

Цель урока: закрепить правописание падежных окончаний прилагательных, выяснить насколько используются прилагательные в речи учащихся.

Задачи урока:

1. Образовательная:

  • показать на тексте диктанта, как употребление этой категории слов делает речь более яркой, выразительной, красочной.

2. Развивающая:

  • развивать правописание падежных окончаний прилагательных;
  • способность точного употребления слов в устной речи, соотносить художественно-изобразительные средства картины и поэтического произведения;
  • работать с антонимами и синонимами.

3. Воспитательная:

  • воспитывать творческую активность;
  • эстетическое восприятие окружающей действительности и произведений живописи.

Оборудование урока:

  • репродукции картин Третьяковской галереи и картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»;
  • плакаты с материалами словарной работы;
  • толковый словарь, изображение Третьяковской галереи.

1. Организационный момент.

2. Вступительная беседа.

Учитель: На уроках окружающего мира мы с вами путешествуем по самым интересным местам нашего города с помощью книг, видеофильмов, экскурсий. Сегодня мы снова отправимся в путешествие по одному из замечательных мест Москвы. Это Третьяковская галерея.

Открывая дверь в этот сказочный домик, мы попадаем в царство картин.

Ученик: Павел Михайлович Третьяков (1832-1898). (Приложение 1)

Основателем галереи был московский купец Павел Михайлович Третьяков – человек высоко образованный и к тому же страстный коллекционер. На протяжении многих лет он тщательно и любовно собирал картины русских художников. В 1892 году Третьяков осуществил свою мечту – передал собранную им богатейшую коллекцию и коллекцию младшего брата в дар Москве.

Сейчас на экране вы увидели произведения некоторых художников, чьи картины находятся в залах Третьяковской галереи. (Приложение 1)

Учитель: Сегодня мы познакомимся еще с одним русским художником Игорем Эммануиловичем Грабарём.

3. Рассказ о художнике и истории создания картины.

Ученик: Игорь Эммануилович Грабарь (1871-1960). (Приложение 1)

Игорь Эммануилович Грабарь родился в Будапеште в 1871году. Через пять лет после его рождения семья переехала жить в Россию. Он с детства любил рисовать, но после колледжа поступает в Петербургский университет на юридический факультет. И только после его окончания начинает учиться в Академии художеств. За свою долгою жизнь он нарисовал много пейзажей и портретов. Самые знаменитые его картины это «Мартовский снег» и «Февральская лазурь».

Учитель: Путешествуя по залу посвященному творчеству И. Э. Грабаря, остановимся и внимательно рассмотрим одну из знаменитых работ художника «Февральская лазурь». (Приложение 1)

История создания картины.

Однажды февральским солнечным утром, гуляя по своему поместью, Игорь Эммануилович увидел на опушке старую березу, загляделся на неё и выронил из рук палку, а когда стал её поднимать, нагнувшись, посмотрел на березу снизу, и обомлел от увиденной красоты: лазоревое небо, коралловых ветвей, жемчужного цвета берез.

4. Рассматривание картины.

а) Рассмотрите картину «Февральская лазурь».

Давайте подумаем, почему художник назвал свою картину именно так, а не зима, февральский день, береза?

Непростой вопрос, но догадаться можно?

Какой день показал художник? (Солнечный, на березах отблески солнца, лежит снег, а зимой холодно.)

Какими красками нарисованы ствол и ветки березы. Можно ли сказать, что они чисто белые?

Какие цвета называются холодными, теплыми?

В нашей картине сочетаются и теплые и холодные тона?

Используя карточку №1, выберете прилагательные, которые помогут увидеть на картине краски февральского солнечного дня. (Приложение 1)

Карточка №1.

Небо – голубое, лазоревое, ясное, прозрачный воздух.

День – холодный, зимний, пасмурный, солнечный.

Березы – старенькая, молоденькая, ветвистая, кривая, березовая роща, могучая.

Ветви – сплетенные, тонкие, коралловые, толстые.

Снег – белый, голубой, сиреневый, серебристый.

Тени – сиреневые, голубые, черные длинные, сапфировые.

Какую березу изобразил художник на переднем плане – молодую или старую? (Старая, искривленная, огромная, у нее толстый ствол, много веток.)

А на втором плане, какие березы? (Одна старая и много молодых.)

По веткам можно понять, где молодая, а где старая? (Нет, они сплелись между собой. Сквозь ветви проглядывает синее небо. Воздух прозрачный.)

Закройте ладонью нижнюю часть картины.

Что напоминает узор веток, сплетение белого на синем фоне? (Морозный узор на стекле. Кружево.)

Чтобы показать кружево И. Грабарь даже вырыл траншею, откуда можно было смотреть на дерево снизу вверх?

Какие деревья в глубине картины на заднем плане? Почему такие маленькие?

К какому жанру относится эта картина?

Из уроков ИЗО вы уже знаете обозначение этого слова пейзаж.

Запишем это слово в словарик.

б) Работа по картине, по её описанию обычно проводится в форме сочинения или изложения.

Мы напишем по этой картине творческий диктант.

в) В нашей беседе часто звучат слова художник, картина. Чтобы речь была яркой, образной, подберите к этим словам синонимы.

Художник – живописец, мастер кисти, пейзажист.

Картина – полотно, репродукция, холст.

5. Работа с текстом.

Прослушайте текст диктанта:

У художника Грабаря есть картина «Февральская лазурь». На полотне изображен _______ день. На опушке лежит _______ снег. Все наполнено _______ светом. Небо _______ цвета. На переднем плане _______ береза. Ствол _______ много веток. За ней видны _______ березки. _______ ветви берёз устремляются вверх. Они словно купаются в _______ воздухе. Их сплетение напоминает кружево. На снегу пролегли _______ тени. Сколько прелести в этом пейзаже! Художник передал _______ красоту знакомой нам березы, где переливаются все цвета радуги, объединенные _______ эмалью неба.

Чего не хватает в этом тексте?

Какова их роль в речи?

Ваша задача состоит в том, чтобы в тексте диктанта вместо вопроса вставить подходящее по смыслу прилагательное, а также помнить правила написания безударных падежных окончаний.

Карточка № 2.

Лазурь, сиреневый, голубой, старая, кривая, молоденький, толстый, белый, коралловые, сапфировые, прозрачный, зимний, холодный, солнечный, синие, родную, знакомую.

Вспомните, как определить падеж имени прилагательного?

Как проверить написание безударного окончания прилагательного?

6. Написание творческого диктанта.

а) Учитель читает текст диктанта, в котором вместо прилагательных звучат вопросы.

У художника Грабаря есть картина «Февральская лазурь». На полотне изображен (какой?) день. На опушке лежит (какой?) снег. Все наполнено (каким?) светом. Небо (какого?) цвета. На переднем плане (какая?) береза. Ствол (какой?), много веток. За ней видны (какие?) березки. (Какие?) ветви берёз устремляются вверх. Они словно купаются в (каком?) воздухе. Их сплетение напоминает кружево. На снегу пролегли (какие?) тени. Сколько прелести в этом пейзаже! Художник передал (какую?) красоту знакомой нам березы, где переливаются все цвета радуги, объединенные (какой?) эмалью неба.

б) После того, как ученики написали творческий диктант, заслушать два варианта ответов (средний и лучший).

У художника Грабаря есть картина «Февральская лазурь». На полотне изображен зимний день. На опушке лежит белый снег. Все наполнено солнечным светом. Небо лазоревого цвета. На переднем плане старая береза. Ствол кривой и толстый, много веток. За ней видны старая и молодые березки. Коралловые ветви берёз устремляются вверх. Они словно купаются в прозрачном воздухе. Их сплетение напоминает кружево. На снегу пролегли сапфировые тени. Сколько прелести в этом пейзаже! Художник передал фантастическую красоту знакомой нам березы, где переливаются все цвета радуги, объединенные голубой эмалью неба.

7. Заключение.

Мы побывали в одном из залов Третьяковской галереи, где познакомились с работой И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». Надеюсь, что она вам понравилась, и вы получили огромное удовольствие от общения с этими удивительным полотном.

Почему я выбрала именно эту картину?

Береза символ русской природы, воодушевляла не только известных художников, но и поэтов.

Для урока чтения вы учили стихотворение С. Есенина «Белая береза под моим окном».

Закройте глаза и попробуйте представить какие-нибудь картины природы. (Под музыку П.И. Чайковского ученик читает наизусть стихотворение С. Есенина «Белая береза под моим окном».)

После прочтения стихотворения учащиеся делятся своими впечатлениями, которые родились в их воображении.

Художник И.Э. Грабарь и поэт С. Есенин видели похожие картины. Один из них описал увиденное словами, другой нарисовал красками. Им удалось хорошо передать, то настроение, которое испытывает человек, любуясь родной природой

(1871-1960) — знаменитый советский художник, живописец, искусствовед, профессор, педагог, реставратор. За свою творческую карьеру создал немало замечательных картин, которые сегодня считаются настоящим достоянием русского искусства. Одной из самых известных картин И. Грабаря считается работа под названием «Февральская лазурь».

Пейзаж «Февральская лазурь» был написан в 1904 году. Холст, масло. Размеры: 141 x 83 см. Находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва. Картина написана в стиле импрессионизм. Настроение картины радостное и светлое. В этой работе Игорь Эммануилович попытался передать солнечный зимний день в берёзовой роще. Благодаря своему таланту, художник сумел передать не только сам пейзаж, его реалистичный вид и малейшие нюансы, но и сам характер солнечного зимнего дня. При взгляде на картину, создаётся ощущение нечто прекрасного, радостного и светлого, что уводит от повседневности и воспевает красоту русского леса, тишину берёзовой рощи, лёгкий морозец, хруст снега под ногами, лучи солнца, которые даже в зимний период согревают и обещают скорый приход долгожданной весны.

На переднем плане мы можем увидеть берёзу, которая раскинула свои ветви и пронизывает своей величавой красотой всё пространство картины. Здесь И. Грабарь выбрал ракурс, при котором зритель смотрит на деревья снизу вверх, что делает берёзы, а также всё пространство картины, ещё более впечатляющим своими размерами и масштабом. Необычный ракурс, а также яркий колорит работы, сделали картину не просто красивым пейзажем, но настоящим шедевром. Посмотрев на эту работу, сразу становится понятно, что в её основе и мелочах есть нечто неуловимое, что делает природу русского леса необычайно притягательной и волнующей сердце, душу и воображение.

Картина «Февральская лазурь» также предвещает приход весны. В этом есть некая грусть расставания с зимой. Солнце начинает светить ярче. Морозы отступают. Деревья уже сбросили шапки снега и вскоре по лесу побегут ручьи, а на берёзах начнут набухать почки. Картина наполнена скорым пробуждением природы после долгой спячки. От смешанных чувств грустного расставания с зимой и радости прихода весны, картина становится ещё более волнующей и трогающей за самое живое в сердце.

История картины «Февральская лазурь» началась после того, как в феврале 1904 года художник отправился на дачу к своим друзьям. Во время своей прогулки по окрестностям, когда установился солнечный день, художник нечаянно уронил палку. Наклонившись, чтобы её поднять, он повернул голову и вдруг увидел нечто, что поразило его до глубины души. Под другим углом обычная природа заиграла совсем другими красками, близкий снег заблистал, деревья показались более величественными, небо казалось ещё более синим. Игорь Грабарь тут же побежал домой, чтобы сделать первый набросок. На следующий день он отправился на то же место, выкопал в снегу траншею для установки мольберта и принялся за работу. Так родился шедевр русского искусства, который и сегодня радует и восхищает любителей живописи и посетителей Государственной Третьяковской галереи.

Грабарь Игорь Эммануилович (1871-1960). «Февральская лазурь» 1904

Почетное звание Заслуженного деятеля искусств было установлено в нашей стране в 1928 году, и первым из художников его получил Игорь Эммануилович Грабарь. Действительно, заслуги его перед русским и советским искусством очень значительны. Замечательный художник и выдающийся реставратор, неутомимый исследователь и активный организатор Общества по охране памятников старины, музейный деятель - таков далеко не полный перечень той деятельности, в которой проявился талант И. Грабаря. Сам он говорил: "Как не мог я жить без искусства, так не мог дня прожить без труда".


Автопортрет в шляпе. 1921
Картон, масло. 65 x 51 см
Частное собрание

И. Грабарь служил искусству как живописец и художник, как историк искусства и как его критик. Путь его как живописца очень длинен, и немного найдется художников, которые могут показать свои работы, написанные на протяжении более чем шестидесяти лет. А И.Э. Грабарь на своей юбилейной выставке в 1951 году продемонстрировал и произведения конца прошлого века, и те, на которые были положены последние мазки перед самым вернисажем.

Он никогда не мог просто созерцать окружающий мир и всегда стремился запечатлеть его в красках. Для И. Грабаря-художника характерны в основном два живописных жанра - пейзаж и портрет. Он открыл новый русский пейзаж, и не всякому живописцу дано счастье увидеть по-новому прежнее, показать необычное в обычном.



Крыши под снегом. 1889
холст,масло, 25x33.5

Свои силы в области пейзажа И. Грабарь начал пробовать еще в конце 1880-х годов, когда им был написана "Крыша со снегом". Это полотно предвестило собой одну из основных тем пейзажной живописи И. Грабаря - тему русской зимы и русских снегов.

Эта тема особенно сильно захватила художника в первое десятилетие нашего века, да и впоследствии не раз напоминала о себе. По словам самого И. Грабаря, он всегда стремился к "объективной правде в живописи"; ставил перед собой как учебную задачу "передать натуру до полной иллюзии, до невозможности отличить, где натура, а где холст с живописью".

Основные ранние пейзажи И. Грабаря созданы в 1903- 1908 годы. Особенно успешным для художника оказался 1904 год, когда им были написаны такие картины, как "Грачиные гнезда", "Мартовский снег" и "Февральская лазурь". Именно эти пейзажи прежде всего и останавливали внимание зрителей на выставке "Союза русских художников" в 1904 году. Полотна И. Грабаря критика называла "едва ли не лучшими на выставке", ибо редко у кого встречается такая, "как у него, передача натуры". А ведь он тогда был молодым художником, только начинавшим свой творческий путь.

Успех у публики и у критиков был особенно важен еще и потому, что "Союз русских художников" был в то время ведущим выставочным объединением, включавшим в свои ряды наиболее одаренных художников.


«Февральская лазурь»
1904г
Холст, масло. 141 x 83 см
Государственная Третьяковская галерея

А писал свою "Февральскую лазурь" И. Грабарь зимой-весной 1904 года, когда гостил у друзей в Подмосковье. Во время одной из своих обычных утренних прогулок он был поражен праздником пробуждающейся весны, и впоследствии, будучи уже маститым художником, очень живо рассказывал историю создания этого полотна.
"Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба. Природа как будто праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу". Неудивительно, что художнику страстно захотелось передать "хоть десятую долю этой красоты".

И. Грабарь не раз признавался, что из всех деревьев средней полосы России он больше всего любит березу, а среди берез - "плакучую" ее разновидность. И действительно, в "Февральской лазури" береза - единственная основа художественного образа. В самом облике этого дерева, в умении увидеть ее очарование в общем строе русского пейзажа сказалось радостное восприятие художником природы российского края, которое отличало И. Грабаря-пейзажиста во все периоды его творчества.

На этот раз художник быстро вернулся домой за холстом, а потом в один сеанс с натуры набросал эскиз будущей картины. На следующий день, взяв другой холст, он стал писать с того же места этюд, который и явился всеми любимой "Февральской лазурью".

Над этой картиной И. Грабарь работал на открытом воздухе, в глубокой траншее, которую он специально вырыл в снегу. Художник писал "Февральскую лазурь" "с зонтиком, окрашенным в голубой цвет, и холст поставил не только без обычного наклона вперед, лицом к земле, но повернул его лицевой стороной к синеве неба, отчего на него не падали рефлексы от горячего под солнцем снега, и он оставался в холодной тени, вынуждая... утраивать силу цвета для передачи полноты впечатления".

В "Февральской лазури" И. Грабарь достиг предельной цветовой насыщенности, писал этот пейзаж чистым цветом, нанося мазки плотным слоем. Именно такие мельчайшие мазки выявили и объемы стволов деревьев, и узоры ветвей, и бугорки снега. Низкая точка зрения открыла перед художником возможность передать все градации голубого цвета - от светло-зеленого внизу до ультрамаринового наверху.

И. Грабаря называли (и сам он не отрицал этого) последним из пленэристов России. Но, освоив лучшие достижения импрессионизма, он нашел свой художественный стиль в искусстве - неповторимый и своеобразный. Природа России приобрела в его пейзажах совершенно новый облик, заискрилась радужными красками, наполнилась ощущением простора и света. В этом отношении И. Грабарь продолжил и развил начала, проявившиеся еще в творчестве И. Левитана, В. Серова, К. Коровина и других выдающихся русских пейзажистов.

Уже не раз повторялось, что И. Грабарь вошел в историю русской живописи как поэт русской зимы (хотя он писал и весну, и осень). Но зимы И. Грабаря, его березы, снег мыслимы только здесь, только в России. Художник всегда считал эту картину самым задушевным и самым радующим произведением своего зрелого творчества.

"Сто великих картин" Н.A.Иoнина, издательство "Вече", 2002г

Ученик Репина, выдающийся художник и неутомимый культурный деятель Игорь Эммануилович Грабарь за свою продолжительную карьеру создал немало шедевров живописи. Основными жанрами, в которых работал художник, являются портрет и пейзаж. Практически все пейзажи, написанные Грабарем, воспевают красоту русского края. Одной из самых знаменитых его работ является картина «Февральская лазурь», написанная в 1904 году.

Биография автора

До обучения в Императорской Академии художеств И. Э. Грабарь успешно получил юридическое и филологическое образование в Университете Санкт-Петербурга. В 1894 г. Грабарь стал обучаться живописи в высшем училище при академии художеств, где его прямым наставником был сам И. Е. Репин. Грабарь продолжал изучать живопись до 1901 г. Несколько лет он провел за границей, в Мюнхене и Париже.

За свои долгие 90 лет жизни Игорь Эммануилович Грабарь влиял на развитие российской живописи и культуры, не только создавая множество но и будучи активным деятелем различных художественных объединений, а также создателем реставрационных мастерских, попечителем и директором Третьяковской галереи.

Знаменитые произведения

Наиболее широко известные работы художника выставлены в Третьяковской Галерее, среди них картина «Февральская лазурь», а также полотна «Мартовский снег», «Неприбранный Стол» и «Хризантемы». Все вышеупомянутые произведения были написаны в 1900-е гг. - период, признанный наиболее вдохновенным и продуктивным в художественной карьере И. Э. Грабаря.

Многие из ранних работ художника характеризуются реализмом, присущим Академической школе, однако на протяжении обучения и дальнейшей карьеры Грабарь выбрал наиболее подходящий для себя художественный метод - дивизионизм. Все состоявшиеся работы художника написаны именно в этом стиле.

Дивизионизм в живописи

Дивизионизм является ответвлением живописного метода под названием «пуантилизм», основой которого является манера письма или рисования точками. Точки могут быть изолированными друг от друга и неизолированными.

Дивизионизм стал отдельным стилем благодаря сложному, практически математическому подходу к созданию изображения. Особой характеристикой стиля является практически стопроцентный отказ от В основе дивизионизма лежит разделение сложного цвета или оттенка на ряд «чистых цветов» и нанесение их на холст мазками правильной формы (необязательно точками). Мазки наносятся с точным расчетом на то, что в результате зритель увидит именно тот оттенок, который изначально был разбит на спектр составляющих его цветов.

История создания «Февральской лазури»

Игорь Эммануилович Грабарь - один из тех художников, которые не боятся сойти с проторенной тропинки и стремятся окрасить привычное новыми красками.

Еще во время обучения Грабарь проявлял интерес к особенно тем, которые открывают зрителю простую прелесть русской зимы. Снег позволяет максимально удачно использовать визуальное преимущество техники дивизионизма.

Картина (Грабарь) «Февральская лазурь» была вдохновлена моментом. Гуляя по зимнему Подмосковью, Грабарь загляделся на красивую, высокую березу, с невероятно стройными почти симметричными ветвями. Автор поднял голову и увидел над собой каскад цветов и оттенков - волшебство природы, созданное березовыми ветвями, небесной лазурью и множеством невероятных, каких-то не зимних оттенков. Это зрелище настолько впечатлило художника, что под влиянием мгновения была написана его самая знаменитая картина.

Картина «Февральская лазурь»: описание и анализ

И сам автор картины, и многие критики усматривают в простом, незатейливом изображении нечто фантастическое, сказочное. Береза, словно волшебная птица, раскинула свои богатые крылья по простору небесной синевы. Яркие вкрапления зеленого, коричневого и создают ощущение приближающейся весны - она еще не здесь, но словно вот-вот выйдет из-за угла.

Почему названа картина «Февральская лазурь», а не как-то иначе, объясняется техникой исполнения. В дивизионизме художники стараются не смешивать краски, а необходимые оттенки создаются в процессе стратегически рассчитанного сочетания мазков, выполненных «чистыми» цветами. В «Февральской лазури» небесная синь, на фоне которой сияют радужные березки - та самая лазурь.

Отличительной чертой художника И. Э. Грабаря было умение превращать обыденные пейзажи, привычные русскому человеку вещи и образы в волшебные картины и сказочные полотна, наполненные цветом, воздухом и глубокой трепетной любовью к родному краю. Картина (Грабарь) «Февральская лазурь» является ярким тому подтверждением.

Лучшие статьи по теме