Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Гроза островский взаимоотношения. А.Н

Проблема отцов и детей актуальна во все времена. Жизненные устои зависят от многих вещей и постоянно меняются. Из-за этого происходит столкновение позиций детей и родителей, что приводит к возникновению конфликтов между ними. В зависимости от людей и исторических условий такие конфликты имеют разную степень тяжести и последствия.
Весьма значительные конфликты старшего и младшего поколений можно наблюдать в драме А. Н. Островского «Гроза». Старшее поколение – Кабаниха и Дикой — живут по домостроевским порядкам, требуя полного подчинения со стороны младших. Понятие «уважение» они считают синонимом «подчинению». Так кабаниха подавляет чувства собственных детей, лишает их свободы и разрушает их личность. Тихон и Варвара, с детства привыкшие к такому контролю, реагируют на него по-разному. Слабовольный Тихон вырастает «маменькиным сыночком», абсолютно не способным к принятию решений, и не находит лучшего выхода, чем заливать свою контролируемую и бесцельную жизнь алкоголем. Более сильная духом Варвара в результате тирании матери приобретает негативные черты характера: лживость, притворство и даже некоторое равнодушие.
Попавшая в «тёмное царство» Катерина не была готова к такой жизни. Её родители, хотя и были старшим поколением, разделяли другие жизненные устои, в следствие чего их дочь выросла хорошим человеком с чистой душой. Она готова уважать свекровь и относиться к ней как к родной матери, но Кабановой это не нужно, ей нужно полное подчинение.
В похожей ситуации под властью Дикого оказался и Борис, тоже выросший в других условиях. Но почему-то он позволяет Дикому тиранить себя, хоть и понимает, что его шансы получить наследство ничтожно малы. А Катерина не может так свыкнуться с общепринятыми нормами, жизнь для неё без свободы хуже смерти. Она первая сопротивляется устоям старших, её самоубийство – это протест против порядков. Оно даёт толчок для молодого поколения – Тихон впервые перечит матери, Варвара и вовсе сбегает из дома.
Таким образом, разные люди по-разному проявляют себе в одних и тех же конфликтах, и от этого зависит не только их судьба, но и судьбы их ближних. Для того чтобы жить в гармонии с семьёй, и родители, и дети должны проявлять понимание, терпение и уважение друг к другу и принятым устоям обоих поколений.

29570 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Островский А.Н. / Гроза / В чём заключается конфликт поколений в драме А. Н. Островского «Гроза»?

Смотрите также по произведению «Гроза»:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

«Конфликт поколений в драме Островского «Гроза»»

Уважение к старшим считалось добродетелью во все времена. Нельзя не согласиться с тем, что мудрость и опыт тех, кто относится к старшему поколению, обычно помогает молодежи. Но в некоторых случаях уважение к старшим и абсолютное им подчинение может быть неправильным. Если вспомнить высказывание М. М. Пришвина: «Настоящее зло. ходит всегда на костылях добродетели», то драма Островского «Гроза» как нельзя более этому соответствует.

Драма Островского «Гроза» всем хорошо известна. Здесь как нельзя лучше можно наблюдать конфликт старшего и младшего поколений. Старшее поколение требует покорности и подчинения со стороны младших. Домостроевские порядки запрещают какое бы то ни было неповиновение. И поэтому молодые безоговорочно слушаются старших. А старшее поколение живет по своим законам, им свойственно лицемерие, притворство, скаредность, жестокость, самодурство. Они толкают на гибель в прямом и переносном смысле. Именно из-за старшего поколения, в частности, из-за необходимости им подчиниться, спивается слабый и безвольный Тихон, гибнет Катерина.

В драме Островского притесняемые люди боятся проявить даже малейшее не-повиновение. Все они безропотно становятся «жертвами». Борис позволяет Дикому тиранить себя, хотя прекрасно понимает, что бабушкиного наследства он так и не увидит. Вся семья Кабановых позволяет матери и свекрови проявлять свой деспотизм. Казалось бы, кто мешает этим людям воспротивиться? Почему все безропотно терпят?

В произведении Островского под благочестием, набожностью и соблюдением старых традиций прячутся жестокость, нетерпимость, злоба. «Темное царство» особенно жестоко и отвратительно, потому что прячется под масками порядочности. В каждом обществе есть свое понятие нормы. В купеческом патриархальном обществе «нормой» становятся дикие, человеконенавистнические отношения. В такой атмосфере можно задохнуться, что, в общем-то, и происходит. Только Катерина находит в себе силы, чтобы вырваться из замкнутого круга. Но она уходит в никуда. Ее самоубийство — это протест против порядков, которые царят в обществе.

Судьба Катерины вызывает жалость и возмущение. Бесправие, беспомощность купеческой жены представляется несомненным. Катерина ничего не может предпринять именно потому, что связана по рукам и ногам различными «правилами» и «условностями». Мораль против нее. Измена мужу, которую допустила Катерина,- это настоящее преступление с точки зрения патриархального общества. Но «преступная» Катерина кажется нам во сто крат более человечной, чем «благочестивые» окружающие.

Мы узнаем, что жители города Калинова оделяют нищих, часто ходят в церковь, читают молитвы, соблюдают заповеди. Однако в связи с этим становится непонятно, почему же они нарушают главную заповедь: «Возлюби ближнего своего как самого себя». Жителям города Калинова не свойственно милосердие. Зло так многолико, оно «охотно» прячется.

Но не только купцы-самодуры являются настоящими преступниками, творящими зло. Равнодушие всех вокруг также становится причиной трагедии. Смерть Катерины не только на совести Кабанихи и ей подобных. Вина есть и на Борисе, и на Тихоне, и на всех остальных. Их равнодушие и боязнь даже малейшего неповиновения старшим приводят к трагедии. Они творят зло, даже не сознавая этого.

Говоря о том, что настоящее зло всегда ходит на костылях добродетели, Пришвин подразумевал, что пороки, скрытые под маской благочестия, таят в себе гораздо большую угрозу, нежели открыто проявляемые негативные качества. И пьеса Островского — прямое тому подтверждение.

Сочинение на тему Проблема отцов и детей в пьесе Гроза, Островский читать бесплатно

­Проблема отцов и детей

В своих произведениях Александр Николаевич Островский отразил современную ему действительность, быт и нравы людей, живших в то время, существование противоречий в обществе и извечную проблему столкновения «старого» с «новым». Драмы всегда строятся на каком-нибудь конфликте, так и пьеса «Гроза», написанная автором во второй половине 19-го века, рассматривала с разных углов конфликт отцов и детей.

Поколение старших в произведении представлено богатыми купцами города Калинова, а именно помещиком Диким и купчихой Кабановой. А поколение молодых представлено Катериной, Тихоном, Борисом и Варварой. Все они по-своему приноровились жить под гнетом патриархально настроенных старших, притворяясь и выказывая ложную покорность. Одной только Катерине было тяжело находиться в таком обществе. Девушка выросла в любящей, открытой и набожной семье. Она не понимала и не могла принять того лицемерия, которое царило в доме ее свекрови Кабановой Марфы Игнатьевны.

Мне кажется, неспроста автор наделил эту злую и беспощадную женщину прозвищем Кабаниха. Это имя за ней так и закрепилось. То же касается и самодура Дикого. Этот человек мог часами свирепствовать, срываясь на своих подчиненных, не доплачивать им зарплату, а они все принимали, терпели и молчали. Самым безропотным в доме Кабанихи показан муж Катерины – Тихон. Несмотря на то, что он любит жену, сказать хоть слово против матери не смеет. Она давно подчинила всех окружающих своей воле, а маской добродетельности только прикрывала свои грязные проделки.

Варвара не так покорна воле матери. Она живет своей жизнью, обманывая Марфу Игнатьевну и за спиной потешаясь над ней. Тяжелее всех приходится Катерине. Даже, будучи такой сильной и свободолюбивой личностью, она не может справиться с ситуацией. Как говорят в народе: «Один в поле не воин!». Она одна не могла победить те нравы и ценности, которые давно установились в обществе с безропотного позволения самих жителей города Калинова. Борис, казалось, был послан ей самим провидением из столицы, чтобы помочь открыть людям глаза, но и он оказался слабовольным и ведомым.

Несмотря на то, что в нем есть потенциал, он оказывается неспособен к борьбе с укоренившимися человеконенавистническими устоями. Он неспособен даже протянуть руку любимой в трудной ситуации, что уж говорить о борьбе с целым поколением. Как только Дикой узнает о его отношениях с Катериной, он сразу же отправляет племянника обратно в Москву. Противиться воле грозного родственника он не в силах, а значит он ничем не лучше любого другого жителя Калинова. Из-за таких слабохарактерных людей, как он, Катерина сделалась жертвой. По сути, за конфликт отцов и детей, который другим не под силу было решить, она поплатилась жизнью.

Произведение Островского глубоко трагично. Неслучайно ему дано такое название. Гроза была предвестником бед. Всякий раз она предупреждала Катерину быть осторожнее. Ведь с самой первой встречи с Борисом девушка заранее знала, что он ее погубит. Увы, она сама же заглушила свой внутренний голос, что привело к непоправимой беде.

Какие произведения русской классики, затрагивающие проблемы взаимоотношений поколений, близки пьесе А. Н. Островского и чем?]

Проблема взаимоотношений поколений нашла свое отражение во многих произведениях русской классической литературы. В драме А. Н. Островского “Гроза” старшее поколение – люди, живущие по строгим законом Домостроя и требующие того же от остальных, а новое поколение – жертвы стариков, мечтающие о свободе.

В пьесе так же, как и в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”, “век нынешний и век минувший” противостоят друг другу. А Катерина, на мой взгляд, имеет схожие черты с А. Чацким, который, как и невестка Кабанихи, является тоже “лучом света”.Только Катерина не принимает устои “темного царства”, а А. Чацкий – фамусовского общества.

Также близок “Грозе” по своему идейному содержанию роман И. С. Тургенева “Отцы и дети”, в котором есть свой “новый человек”-нигилист Евгений Базаров, представитель поколения “детей”, противник либерального дворянства. Будучи революционером-демократом, он противостоит “веку нынешнему”, общепринятой морали и самодержавно-крепостническому строю.

Другие работы по этой теме:

Какие герои русской классики близки персонажу комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Фамусову по своим взглядам на мир и человека? Я считаю, что по своим взглядам на мир и человека на Фамусова похожа госпожа Простакова, героиня пьесы Д. И Фонвизина “Недоросль”. Во-первых, оба они никогда.

Какие герои русской классики черпают духовные силы в молитве и в чем они близки или противоположны лирическому герою лермонтовского стихотворения? Лирический герой М. Ю. Лермонтова не единственный в русской литературе, кто черпает духовные силы в молитве. Например, лирический герой стихотворения А. С. Пушкина “Отцы пустынники.

Почему Пьер Безухов разочаровался в идеях масонства? И какие герои русской классики разочаровались или не приняли тех или иных идей времени? После дуэли с Долоховым Пьер Безухов ищет нравственного очищения, нравственной опоры. Ему ненавистна фальшь светского общества. Все это приводит его к масонству, которое он воспринял.

В каких произведениях русских писателей затрагивается проблема взаимоотношений личности и среды, и в чем эти произведения можно сопоставить с чеховским “Ионычем”? Рассказ А. П. Чехова “Ионыч” не единственное произведение русской классики, в котором затрагивается проблема взаимоотношений личности и среды. Например, Печорин, главный герой романа М. Ю.

Сочинение по пьесе Островского “Гроза” Название своей знаменитой пьесе “Гроза” Александр Николаевич Островский придумал не случайно. В данном контексте образ грозы очень не прост и имеет большое количество значений. Более.

В каких произведениях русской классики изображается судьба маленького человека, и в чем эти произведения созвучны роману Ф. М. Достоевского? Тема униженных и оскорбленных – одна из центральных во многих произведениях русской классики. Так, Н. В. Гоголь в повести “Шинель” изображает судьбу Акакия Акакиевича Башмачкина.

Нравственные проблемы в пьесах А. Н. Островского (на примере одного произведения) “Колумб Замоскворечья”. А. Н. Островский хорошо знал купеческую среду и видел в ней средоточие национальной жизни. Здесь широко представлены, по мнению драматурга, все типы характеров.

Конфликт поколений в драме А. Н. Островского “Гроза” 1. Жизнь русского патриархального купечества. 2. “Темное царство” и его представители. 3. Молодое поколение в драме. 4. Противоречия между старшим и младшим поколением. А. Н.

Какие русские писатели близки Л. Н. Толстому в изображении духовных поисках героев? Русские писатели И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, И. А. Бунин, М. А. Шолохов близки Л. Н. Толстому в изображении духовных поисках героев. Правда, персонажи.

Нравственные проблемы в пьесе А. Н. Островского “Бесприданница” 1. В чем суть пьесы Островского? 2. Знакомство с героиней. 3. Нравственный облик купцов. 4. Трагедия героини. Суть драматического произведения А. Н. Островского “Бесприданница” состоит.

Проблема взаимоотношений поколений в грозе

Софья Фамусова, выросшая в атмосфере лжи и обмана, тщательно скрывает свои чувства от отца, понимая, что он не позволит развитие отношений с Молчалиным. Делает всё наперекор батюшке. Молчалин напротив верен своему нравственному (или безнравственному) кредо, строит свою жизнь, как завещал отец: угождать всем людям без изъятья. Грибоедов даёт возможность поразмыслить читателю над завтрашним днём обоих героев.

2. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Воспитание Петруши Гринёва остаётся за пределами страниц текста, но главное, что вынес молодой дворянин из общения с отцом (строгим и требовательным человеком), необходимость быть верным слову, беречь честь, соблюдать законы нравственности. Он поступает так во всех жизненных ситуациях. Даже когда отец запрещает жениться на любимой Маше Мироновой, он принимает его волю как обязательное требование.

3. Н.В. Гоголь «Мёртвые души»

Из детских воспоминаний Чичикова всплывает образ мрачного, недоброго, жестокого отца и его наставления о необходимости беречь и копить копейку, единственного идола в жизни Павла Ивановича. Чичиков строит свою жизнь по заветам отца и во многом преуспевает.

4. А.Н. Островский «Гроза»

Взаимоотношение между матерью и детьми в семье Кабановых основаны на страхе и лицемерии. Варвара привыкла ко лжи и пытается научить этому Катерину. Но у жены брата были другие отношения в семье, она не принимает ханжества свекрови и борется с ней своими средствами. Финал такого воспитания предсказуем: Варвара бежит из дома, Катерина уходит из жизни добровольно, Тихон восстаёт против матери.

5. И.С. Тургенев «Отцы и дети»

«Дети» в романе – Базаров и Аркадий Кирсанов – в начале повествования выступают единым фронтом против «отцов» в лице дяди Аркадия – Павла Петровича. Николай Петрович не сопротивляется смелым и дерзким высказываниям сына и его друга. И поступает мудро и дальновидно. Постепенно Аркадию открываются многие несовпадения в поведении его друга, и он возвращается в лоно семьи. А Базаров, так легко критикующий «романтизм» Кирсановых, абсолютно трепетно относится к подобному поведению своего отца, потому что любит своих родителей и бережёт их.

6. Л.Н. Толстой «Война и мир»

В романе представлены несколько семейств, в каждом отношения строятся на определённых принципах. В семье Курагиных – это принцип выгоды и наживы. И отец, и его дети согласны на любые отношения, лишь бы они были выгодны, так заключаются браки. Таким же принципом руководствуется семейство Друбецких: унижение, угодничество – их орудие в достижении цели. Ростовы живут, как дышат: они радуются друзьям, праздникам, охоте – всему, что украшает нашу жизнь. Отец и мать во всём стараются быть честными с детьми и друг другом. Выгода для них не важна. Практически разоряя свою семью и себя, Наташа требует отдать подводы под раненых, только так может поступить настоящий патриот и милосердный человек. И матушка соглашается с дочерью. Подобны отношения между отцом и дочерью Болконскими. И хотя кажется, что отец слишком строг и нетерпим по отношению к дочери, на самом деле, он слишком хорошо понимает трудности предстоящей жизни своей дочери. Поэтому княжна Марья сама отказывает Анатолю Курагину, понимая, как прав её отец.

7. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

Родион Раскольников, объясняя причину убийства старухи-процентщицы, говорит, что он хотел матери помочь. На самом деле, он очень трепетно относится к матери, пытаясь вырваться из замкнутого круга нищеты. Он с трепетом и волнением вспоминает отца, от которого ему остались часы (заложенные старухе-процентщице). Мать до конца не верит в преступление своего любимого Роди.

8. А.П. Чехов «Вишнёвый сад»

В пьесе дочь Аня, семнадцатилетняя девушка, отправляется за блудной матерью, потерявшейся где-то в Париже, чтобы вернуть её в лоно семьи, для решения проблем с имением. Раневская ведёт себя наивно и глупо. Здравым смыслом наделена только Варя, приёмная дочь всё той же Раневской. Когда Любовь Андреевна даёт проходящему нищему золотой, Варя не выдерживает и говорит, что в доме есть нечего, а барыня такими деньгами разбрасывается. Потеряв всё, Раневская уезжает в Париж и увозит деньги тёти, а дочерей бросает на произвол судьбы. Девушка Аня едет в столицу, и как сложится её жизнь, где она будет брать деньги на жизнь – непонятно. Варя уходит в экономки. Отцы и дети здесь меняются местами.

9. М.А. Шолохов «Тихий Дон»

В семье Мелеховых всё держится на власти отца. И когда Пантелей Прокофьевич узнаёт о связи Григория с Аксиньей, он решает женить сына на Наталье. Григорий подчиняется воле отца. Но, понимая, что не любит свою жену, бросает всё и уходит с Аксиньей в работники. Он согласен на позор во имя любви. Но время рушит в мире всё, и рушится дом Мелеховых, устои казачьей жизни. И скоро никто не подчиняется законам жизни, все живут, как хотят. Дарья наступает на свёкра с непристойным предложением, а Дуняшка ставит мать в безвыходное положение и буквально заставляет её благословить на брак с Мишкой Кошевым.

10. Б. Васильев «Завтра была война»

В повести в центре внимания две семьи Искры Поляковой и Вики Люберецкой. Мать Искры – женщина-комиссар, волевая, властная, строгая. Но когда мать в очередной раз решает выпороть своим солдатским ремнём дочь, та отвечает в духе своей матушки – так же строго и бесповоротно. И мать понимает, что девочка повзрослела. У Вики с отцом совсем другие отношения – тёплые и доверительные. Когда девушка оказывается перед выбором: отказаться от отца или быть исключённой из комсомола, Вика принимает решение уйти из жизни. Она не может отказаться от любимого отца, какие бы подозрения на него не легли.

Читаемое в разделе:

  • Проблема роли человеческой памяти. Аргументы к сочинению ЕГЭ
  • 1. А.Т. Твардовский «По праву памяти» В своей автобиографической поэме автор вспоминает прошлое, в котором во время коллективизации был репрессирован как.

    «>Проблема роли человеческой памяти. Аргументы к сочинению ЕГЭ

    1. И.А. Гончаров «Обломов» Где жива природа – там жива душа человека. В романе в девятой главе «Сон Обломова» автор изображает благословенный Богом уголок.

    1. А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Пётр Гринёв, спасённый от виселицы усилиями Савельича и милосердием Пугачёва, является по требованию вождя восстания в.

    1. В.М. Шукшин «Далекие зимние вечера» Под Москвой идут бои, а в алтайском селе главный герой рассказа Ваня Попов мечтает раздобыть три полена, чтобы натопить избу к приходу.

    1. А.С. Пушкин «Евгений Онегин» Татьяна Ларина – главная героиня романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина росла в обстановке патриархальной старины. Круг её.

    1. М.А. Шолохов «Алёшкино сердце» Алёшка – главный герой рассказа пухнет от голода: его семья уже пятый месяц не видит хлеба. Пытаясь украсть у богатой.

    Ранее опубликованные в разделе:

  • Проблема утраты духовных ценностей. Аргументы к сочинению ЕГЭ
  • 1. С. Каледин «Смиренное кладбище» Повествование переносит нас в мир могильщиков, работающих на кладбище. Главный герой Лёшка Воробей – лучший из могильщиков, виртуоз в своём.

    Литературные аргументы для подготовки школьников к написанию сочинения по проблеме влияния учителя на воспитание ученика.

    Литературные аргументы для подготовки школьников к написанию сочинения по проблеме разрушающего влияния денег на человека.

    «>Проблема разрушающего влияния денег. Аргументы к сочинению ЕГЭ
    Проблема влияния природы на человека. Аргументы к сочинению ЕГЭ

    Новые материалы раздела:

    1. В.М. Шукшин «Далекие зимние вечера» Под Москвой идут бои, а в алтайском селе главный герой рассказа Ваня Попов мечтает раздобыть три полена.

    1. А.Т. Твардовский «По праву памяти» В своей автобиографической поэме автор вспоминает прошлое, в котором во время коллективизации был.

    Литературные аргументы для подготовки школьников к написанию сочинения по проблеме бездуховности современного общества.

    Литературные аргументы для подготовки школьников к написанию сочинения по проблеме взаимоотношения человека и власти.

    1. Жизнь русского патриархального купечества.
    2. «Темное царство» и его представители.
    3. Молодое поколение в драме.
    4. Противоречия между старшим и младшим поколением.

    А. Н. Островский показал жизнь русского купечества. В драме «Гроза» на обыденном фоне развертывается трагедия, погубившая жизнь молодой женщины. В чем причина гибели Катерины? Можно ли сказать, что именно конфликт поколений привел к драме?

    Попробуем окунуться в патриархальную атмосферу, которую так мастерски показывает писатель. Невозможно не согласиться с одним из жителей города, Кулигиным, который говорит: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» За маской ханжества и лицемерия творятся странные дела. Все боятся открыто высказывать собственное мнение. Законы, которые царят в обществе, нормальными назвать нельзя. О чести, совести и благородстве никто и не думает.

    Какими ценностями живет патриархальное купеческое общество? У них не в почете образование, утонченность, интеллигентность. Стремление к наживе, безусловно, играет не последнюю роль, достаточно вспомнить купца Дикого. Кабанихе также не чуждо стремление к обогащению, ведь она отправляет покорного Тихона по делам. Значит, предполагается, что идет торговля, и в обороте крутится капитал. Но в общем и целом это все отходит на задний план. Для характеристики патриархального общества вполне можно подобрать вполне точное определение — «темное царство». Да, это «темное царство» сильно и агрессивно. Никто не решается ему противиться. В драме представителями «темного царства» являются купчиха Кабанова и купец Дикой. Эти люди обладают властью, поэтому считают возможным диктовать окружающим собственные правила. Конечно, у каждого человека есть выбор. И окружающие вполне могли бы этим правилам не подчиняться. Но происходит совершенно иначе. Муж Катерины покорен своей матери. Он не пытается не только с ней спорить, но даже не делает попыток защитить свою жену.

    Если воспринимать драму «Гроза» исключительно как конфликт старшего и младшего поколений, то здесь можно будет выявить несколько особенностей. Нельзя не признать, что Кабаниха на редкость жестока и бессердечна. Об этой женщине говорится, что она — ханжа, «нищих оделяет, а домашних заела совсем». Марфа Игнатьевна Кабанова требует к себе уважения. Но явно этого не заслуживает. Однако все умело притворяются, так что у старухи нет повода для тревоги. Особенность драмы «Гроза» в том, что старшее поколение заслуживает резкой критики. Ни в Кабановой, ни в Диком нет ничего светлого, хорошего.

    Конфликт отцов и детей — это одна из самых распространенных проблем общества. В драме «Гроза» этот конфликт проявляет себя во всей своей пугающей остроте. Но сложность еще и в том, что младшее поколение не обладает какой-либо силой. Увы, но все представители младшего поколения кажутся слабыми и беспомощными. Они либо умело притворяются, как Варвара и Тихон, либо вообще не делают попыток противиться воле старших, как Борис.

    Из общей массы, безусловно, выделяется Катерина. Это сильная и яркая личность. Она не выдерживает столь тягостной атмосферы, расстается с жизнью. Женщину нельзя не пожалеть. Но вместе с тем нельзя не признать, что своим поступком Катерина бросила вызов патриархальному обществу. Она показала, к каким трагедиям может привести удушающая атмосфера «темного царства». После смерти Катерины все, кто умело притворялся, поневоле должны задуматься над тем, что происходит в обществе.

    Становится очень тяжело, что только гибель молодой женщины смогла всколыхнуть «темное царство». Ведь было очевидно, насколько неправы отцы. Кабаниха открыто третировала Катерину, и никто не делал попытки заступиться за девушку. Жизнь Катерины превратилась в кошмар. И как это ни странно, но девушка была одинока, несмотря на то что ее окружали люди.

    Не меньшего презрения заслуживает купец Дикой, яркий представитель патриархального купечества. Его все ненавидят, но вместе с тем никто не решается хоть как-то ему возразить. Жизнь домочадцев Дикого превратилась в ад. Купцу все сходит с рук, даже нечестные и непорядочные поступки, в том числе и откровенное воровство. В частности, он присваивает деньги племянника. Дикой охотно унижает всех вокруг. Он никого и ничего не боится. Почему же нет на него управы? А может быть, потому что слишком слабым оказывается тот самый племянник, деньги которого неправомерным путем присвоил себе Дикой.

    Борис не способен протянуть руку помощи даже своей любимой. Дикой приказывает племяннику уезжать. Катерина умоляет Бориса, чтобы тот взял ее с собой. Но он отвечает: «Нельзя мне Катя. Не по своей воле еду: "дядя посылает"». Не будь Борис столь слабохарактерным, возможно, все сложилось бы совершенно иначе. То же самое можно сказать и о других героях Островского. Если бы Тихон не был таким слабым и безвольным, то жизнь семьи была бы иной.

    По-моему, фраза А. де Кюстина: «Россия — страна фасадов» как нельзя лучше подходит к драме Островского. На первый взгляд в городке все благополучно. Но если присмотреться, что происходит за закрытыми дверями, становится страшно. У людей нет по отношению друг к другу ни уважения, ни любви, ни доброты. Неужели все старшее поколение в патриархальном городке — это жестокие, ограниченные и бессердечные люди? Этого просто не может быть. К тому же Катерина рассказывает о своем детстве. И мы понимаем, что ее собственные родители были людьми совершенно иного склада. Катерина говорит: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала...». Родители Катерины также принадлежали к патриархальному купечеству. Но они к собственной дочери относились иначе, нежели Кабаниха и Дикой. Значит, представители старшего поколения «темного царства» могут быть разными. И не все были похожи на Кабаниху, которая со злостью говорит Катерине, прощающейся с мужем: «Что на шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься».

    Конфликт поколений в драме «Гроза» трагичен еще и потому, что «темное царство» не может не осознавать свою обреченность. И Кабаниха, и Дикой лютуют именно потому, что в глубине души понимают — их время прошло. А после гибели Катерины все изменится сразу и навсегда. По крайней мере хочется на это надеяться.

    “Гроза” – одна из тех пьес А. Н. Островского, которые и в наши дни пользуются неизменной популярностью. В центре авторского внимания находится кризис патриархального мира и патриархального сознания. Но вместе с тем пьеса оказывается гимном живой душе, которая отважилась на смелый протест, на противостояние окаменевшему миру. А эта проблема будет актуальна во все времена.
    Классицистическая “окаменелость” персонажей глубоко соответствует всей системе патриархального мира. Это его неспособность к изменениям, его яростное сопротивление всему, что не соответствует его законам, порабощает всех, входящих в круг патриархального мира, формирует души, неспособные существовать вне его замкнутого круга. Безразлично, нравится им эта жизнь или нет – в другой они жить просто не сумеют. Герои пьесы принадлежат к патриархальному миру, и их кровная с ним связь, их подсознательная от него зависимость – скрытая пружина всего действия пьесы; пружина, заставляющая героев совершать по большей части “марионеточные” движения. Автор постоянно подчеркивает их несамостоятельность, несамодостаточность. Образная система драмы почти повторяет общественную и семейную модель патриархального мира. В центр повествования, как и в центр патриархальной общины, помещены семья и семейные проблемы. Доминанта этого малого мирка – старшая в семье, Марфа Игнатьевна. Вокруг нее группируются на различном отдалении члены семейства – дочь, сын, невестка и почти бесправные обитатели дома: Глаша и Феклуша. Та же “расстановка сил” организует и всю жизнь города: в центре Дикой (и не упомянутые в пьесе купцы его уровня), на периферии – лица все менее и менее значительные, не имеющие денег и общественного положения.
    От мира Калинов отгородился столь прочно, что вот уже больше века не проникает в город ни одно веяние живой жизни. Посмотрите на калиновского “прогрессиста и просветителя” Кулигина! Этот механик-самоучка, чьи любовь к науке и страсть к общественному благу ставят его на грань юродства в глазах окружающих, все пытается изобрести “перпету-мобиль”: он, бедный, и не слыхал, что в большом мире давным-давно доказана принципиальная невозможность создания вечного двигателя… Он вдохновенно декламирует строки Ломоносова и Державина, и даже сам пишет стихи в их духе… И оторопь берет: будто не было еще ни Пушкина, ни Грибоедова, ни Лермонтова, ни Гоголя, ни Некрасова! Архаизм, живое ископаемое – Кулигин. И его призывы, его идеи, его просветительские монологи об общеизвестном, о давно открытом кажутся калиновцам безумными новшествами, дерзостным потрясением основ:
    “Д и к о и. Да гроза-то что такое, по-твоему? А? Ну, говори!
    Кулигин. Электричество.
    Дикой (топнув ногой). Какое еще там елестричество! Ну как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости Господи, обороняться. Что ты, татарин, что ли? Татарин ты? А? Говори! Татарин?
    Кулигин. Савел Прокофьич, ваше степенство, Державин сказал:
    Я телом в прахе истлеваю,
    Умом громам повелеваю.
    Д и к о и. А за эти вот слова тебя к городничему…” Ни громоотводы, ни Ломоносов, ни вечный двигатель Ка-линову не нужны: всему этому попросту нет места в патриархальном мире. А что же происходит за его границами? Там бушует океан, там разверзаются бездны – словом, “Сатана там правит бал”. В отличие от Толстого, полагавшего возможным параллельное и независимое существование двух миров: патриархального, замкнутого на себе и неизменного, и современного, постоянно меняющегося, Островский видел их принципиальную несовместимость, обреченность застывшей, не способной к обновлению жизни. Сопротивляясь надвигающимся новшествам, вытесняющей его “всей стремительно несущейся жизни”, патриархальный мир вообще отказывается эту жизнь замечать, он творит вокруг себя особое мифологизированное пространство, в котором – единственном – может быть оправдана его угрюмая, враждебная всему чужому замкнутость. Вокруг Калинова творится невообразимое: там с неба падают целые страны, населенные кровожадными народами: например, Литва “на нас с неба упала… и где был какой бой с ней, там для памяти курганы насыпаны”. Там живут люди “с песьими головами”; там вершат свой неправедный суд султан Махнут персидский и султан Махнут турецкий.
    “Нечего делать, надо покориться! А вот когда будет у меня миллион, тогда я поговорю”. Этот миллион даст Кулигину на судилище “право сноса”, будет самым веским аргументом в его пользу. А пока миллиона нет, умница Кулигин “покоряется”. Покоряются, ведя свою тихую обманную игру, все: Варвара, Тихон, лихой Кудряш, покоряется затянутый уже в замкнутое пространство Калинова Борис. Катерина же покориться не может. Выродившаяся в патриархальном сознании в пустой обряд Вера жива в ней, ее ощущение вины и греха прежде всего личностно; она верует и кается с пылом первых христиан, не закостеневших еще в религиозной обрядности. И это личностное восприятие жизни, Бога, греха, долга выводит Катерину из замкнутого круга и противопоставляет ее калиновскому миру. В ней увидели калиновцы явление куда более чужеродное, чем горожанина Бориса или декламирующего стихи Кулигина. Потому Калинов устраивает над Катериной суд.
    В блестящем этюде “А судьи кто?” В. Турбин тонко исследует тему суда в “Грозе”: “Никого не хочет судить Кулигин. С усмешечкой уклоняется от роли судьи простушка Варвара: “Что мне тебя судить? У меня свои грехи есть”. Но не им противостоять охватившему Калинов массовому психозу. А психоз разжигают две мельтешащих на сцене чудачки: странница Феклуша и барыня с лакеями”. Феклушины повествования о Махнутах и людях в песьими головами представляются Турбину важнейшим элементом поэтики пьесы: “И глядятся друг в друга, будто в зеркало, два мира: фантастический и реальный. И опять мы встречаемся со сборищем монстров, кентавров. Правда, на сей раз их причудливые фигуры – только фон, на котором, по мысли скиталицы-странницы, яснее выступает праведность суда, творимого здесь, в Калинове. Этот суд затаился в ожидании жертвы. И жертва является: в раскатах грома, в сверкании молнии раздается естественное, честное слово взалкавшей очищения грешницы. А что было дальше, слишком известно. Где-то в царстве Махнутов турецкого и персидского Катерину, может быть, помиловали бы; но в Калинове пощады ей нет.
    Гонимая в бездну, в пропасть всепроникающим, всенасти-гающим словом самодеятельного суда, грешница уходит из жизни: “В омут лучше… Да скорей, скорей!”
    Драма А. Н. Островского “Гроза” была написана в 1859 году, накануне больших перемен в России. Писателем был создан в драме образ, принципиально новый в русской литературе. По словам Добролюбова, “характер Катерины, как он исполнен в “Грозе”, составляет шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе” . Главной проблемой произведения, без сомнения, является проблема освобождения женщины в купеческой среде от семейного гнета. Но в пьесе отражены и другие, не менее важные, проблемы: проблема отцов и детей, проблема чувства и долга, проблема лжи и правды и другие.
    Для творчества писателей данного периода (второй половины XIX века) характерен интерес к проблеме любви. Не представляет исключение и драма “Гроза”. Островский ярко изображает любовь главной героини пьесы Катерины Кабановой к Борису Григорьевичу. Эта любовь становится первым и потому особенно сильным настоящим чувством героини. Несмотря на то, что она вышла замуж за Тихона Кабанова, чувство любви было неведомо ей. Во время жизни у родителей молодые люди заглядывались на Катерину, но она никогда не понимала их. Замуж за Тихона она вышла лишь потому, что он не вызывал у нее неприятия. Сама Катерина на вопрос Варвары о том, любила ли она кого-нибудь, отвечает: “Нет, смеялась только”.
    Встретив Бориса, Катерина Кабанова влюбляется в него, даже не поговорив с ним толком. Влюбляется во многом потому, что Борис внешне представляет собой резкий контраст с тем обществом, под гнетом которого она живет. Это новое, доселе неведомое ей чувство меняет даже мироощущение Катерины. Так она рассказывает Варваре о своих грезах: “Ночью, Варя, не спится мне, все мерещится шепот какой-то: кто-то так ласково говорит со мной, точно голубит меня, точно голубь воркует. Уж не снятся мне, Варя, как прежде, райские деревья да горы, а точно меня кто-то обнимает так горячо-горячо и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду…” Этот поэтический рассказ весь пропитан предчувствием любви. Душа героини стремится познать это чувство и грезит о нем. И Борис Григорьевич, племянник Дикого, оказывается для Катерины воплощением наяву ее снов.
    Вначале Катерина очень пугается своей грешной любви. Она очень набожна и считает такую любовь страшным грехом, ее приводит в ужас возможность божьей кары. Но она не может противиться этому чувству и, немного поколебавшись, берет у Варвары роковой ключ от калитки. Решение принято: она увидит Бориса во что бы то ни стало.
    Желание любви в Катерине тесно переплетается с желанием свободы, освобождения от семейного гнета, от безвольного мужа и ворчливой и несправедливой свекрови. Борис, такой, каким она видит его, представляет собой полную противоположность “темному царству” самодуров. Это неудивительно: Борис воспитан, образован, обходителен, одет по столичной моде. Но Катерина жестоко ошибается в этом человеке: Борис отличается от обитателей города Калинова лишь внешне. Он не способен ничего противопоставить Дикому, как Тихон не может ничего сказать против порядка, царящего в доме Кабанихи. Любовь Катерины Кабановой приводит к трагическим последствиям. После ее признания в супружеской измене Катерина уже не может жить по-прежнему вместе с мужем и свекровью, подвергаться постоянным унижениям и оскорблениям. В отчаянии она ищет помощи у любимого человека, втайне надеясь найти выход из создавшегося психологического тупика. Катерина, идя на последнее свидание с Борисом, надеется, что тот возьмет ее с собой, так не оставит, защитит. Но Борис оказывается безвольным, малодушным и трусливым человеком, он отказывается взять Катерину с собой. Здесь-то и проявляется его полная неспособность к борьбе, слабохарактерность. Он предает любимую женщину, отказавшись взять ее с собой из страха перед дядей. После этого предательства Катерине Кабановой уже ничего не остается, кроме как уйти из этой опостылевшей жизни. Но даже тогда она продолжает самоотверженно любить Бориса, что так ярко показано автором в последней сцене прощания. Она говорит ему такие слова: “Поезжай с богом! Не тужи обо мне. Сначала разве только скучно будет тебе, бедному, а там и позабудешь”. И это говорит женщина, весь смысл жизни которой в любви. Ни одного бранного слова, ни одного упрека не сорвется с ее губ. Ее любовь высока, она не может опуститься до унижений и попреков. На краю гибели эта женщина прощает своего возлюбленного, который так и не оправдал ее надежд, который так и не дал ей желанного счастья.
    Говоря о проблеме любви в драме “Гроза”, можно упомянуть также и о любви Варвары и Кудряша. Но отношения между этими героями описаны автором скорее для контраста, чтобы ярче выделить чувства главной героини. Отношения Варвары и Кудряша даже трудно назвать любовью, скорее, это привязанность, симпатия. Эти молодые люди, хоть и испытывают гнет “темного царства”, его устоев и обычаев, уже усвоили мораль и законы “темного царства”. Вспомним, ведь именно Варвара учит Катерину житейским премудростям: “Делай, что хочешь, лишь бы все шито да крыто было”. Но эта молодая пара также не хочет оставаться в той гнетущей атмосфере. Полюбив друг друга, они просто вместе убегают из города Калинова.
    Подводя итог, нужно сказать, что желание любить и быть любимой в душе главной героини тесно переплетается с желанием освободиться от гнета “темного царства”. Потому проблема любви в произведении тесно связана с проблемой освобождения женщины от семейного гнета. Таким образом, проблема любви является, хоть и не самой главной, но, несомненно, одной из наиболее важных проблем в произведении.

    Сочинение по литературе на тему: Проблема взаимоотношений между миром и личностью в драме А. Н. Островского “Гроза”

    Другие сочинения:

    1. Главная героини драмы А. Н. Островского “Гроза” – Катерина Кабанова – представляет собой “истинно русский образ женщины”, по выражению Аполлона Григорьева. Она глубоко религиозна, способна к самоотверженной любви, не приемлет компромисса со своей совестью. Народные начала проявляются и в языке Read More ......
    2. Драма Александра Николаевича Островского “Гроза” явилась настоящим откровением для тысяч русских зрителей-Им показали доныне неизвестный пласт провинциальной жизни. Лучше драматурга об этом не скажешь. Устами героя Кулигина он обрисовывает жизнь в Калинове: “Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В Read More ......
    3. Драма А. Н. Островского “Гроза” была написана в 1859 году, накануне больших перемен в России. Писателем был создан в драме образ, принципиально новый в русской литературе. По словам Добролюбова, “характер Катерины, как он исполнен в “Грозе”, составляет шаг вперед не Read More ......
    4. Персонажей драмы А. Н. Островского “Гроза”, по разным признакам, можно разделить на несколько групп: на представителей “темного царства” и тех, кто противостоит им; на хозяев города Калинова и их потакателей; на представителей старого и молодого поколений и т. д. Так, Read More ......
    5. Уважение к старшим считалось добродетелью во все времена. Нельзя не согласиться с тем, что мудрость и опыт тех, кто относится к старшему поколению, обычно помогает молодежи. Но в некоторых случаях уважение к старшим и абсолютное им подчинение может быть неправильным. Read More ......
    6. В 1845 году Островский работал в Московском коммерческом суде канцелярским чиновником стола “для дел словесной расправы”. Перед ним раскрывался целый мир драматических конфликтов, звучало все разноголосое богатство живого великорусского языка. Приходилось угадывать характер человека по его Речевому складу, по особенностям Read More ......
    7. Существует два типа людей: одни – это люди, которые привыкли бороться за лучшую жизнь, люди решительные, сильные, другие же предпочитают подчиниться, приспосабливаться к окружающим условиям. В пьесе А. Н. Островского “Гроза” Катерину можно отнести к первому, а Варвару – ко Read More ......
    8. Драма “Гроза” является одной из вершин творчества А. Н. Островского. В этом произведении драматургу удалось осветить неторопливую жизнь провинциального городка, раскрыть зрителю его тайны. Как и во многих других произведениях Островского, в “Гроза” присутствует очень широкая тематика и проблематика, автор Read More ......
    Проблема взаимоотношений между миром и личностью в драме А. Н. Островского “Гроза”

    Проблематикой произведения в литературоведении называют круг проблем, которые так или иначе затрагиваются в тексте. Это может быть один или несколько аспектов, на которых акцентирует внимание автор. В этой работе речь пойдёт о проблемах «Грозы» Островского. А. Н. Островский получил литературное призвание уже после первой опубликованной пьесы. «Бедность не порок», «Бесприданница», « Доходное место» - эти и многие другие произведения посвящены на социально-бытовым темам, однако вопрос о проблематике пьесы «Гроза» нужно рассмотреть отдельно.

    Пьеса была неоднозначно воспринята критиками. Добролюбов видел в Катерине надежду на новую жизнь, Ап. Григорьев подметил намечающийся протест против существующих порядков, а Л. Толстой и вовсе не принял пьесу. Фабула «Грозы», на первый взгляд, достаточно проста: всё основано на любовной коллизии. Катерина тайно встречается с молодым человеком, пока её муж уехал в другой город по делам. Не сумев справиться с муками совести, девушка признаётся в измене, после чего бросается в Волгу. Однако за всем этим житейским, бытовым, кроется куда более масштабные вещи, которые грозятся разрастить до масштабов космоса. «Тёмным царством» Добролюбов называет ту обстановку, которая описана в тексте. Атмосфера лжи и предательства. В Калинове люди настолько привыкли к моральной грязи, что их безропотное согласие лишь усугубляет ситуацию. Страшно становится от осознания того, что это не место сделало людей таким, это люди самостоятельно превратили город в некое скопление пороков. И теперь уже «тёмное царство» начинает влиять на жителей. После детального ознакомления с текстом можно заметить насколько широко разработана проблематика произведения «Гроза».

    Проблемы в «Грозе» Островского разноплановые, но при этом не имеют иерархии. Каждая отдельно взятая проблема важна сама по себе.

    Проблема отцов и детей

    Здесь речь идёт не о непонимании, а о тотальном контроле, о патриархальных порядках. В пьесе показана жизнь семьи Кабановых. В то время мнение старшего мужчины в семье было неоспоримым, а жёны и дочери были практически лишены прав. Во главе семьи стоит Марфа Игнатьевна, вдова. Она взяла на себя мужские функции. Это властная и расчётливая женщина. Кабаниха считает, что заботится о своих детях, приказывая им поступать так, как хочет она. Такое поведение привело к вполне логичным последствиям. Её сын, Тихон, слабый и бесхарактерный человек. Мать, кажется, таким и хотела его видеть, ведь в таком случае человеком легче управлять. Тихон боится сказать что-либо, выразить своё мнение; в одной из сцен он признаётся, что своей точки зрения у него и вовсе нет. Тихон не может защитить от истерик и жестокости матери ни себя, ни свою жену. Дочь Кабанихи, Варвара, наоборот, сумела приспособиться к такому образу жизни. Она легко врёт матери, девушка даже сменила замок на калитке в саду, чтобы беспрепятственно ходить на свидания с Кудряшом. Тихон не способен ни на какой бунт, Варвара же в финале пьесы сбегает из родительского дома с возлюбленным.

    Проблема самореализации

    При разговоре о проблематике «Грозы» нельзя не упомянуть и этот аспект. Проблема реализована в образе Кулигина. Этот изобретатель-самоучка мечтает о том, чтобы сделать что-то полезное для всех жителей города. В его планы входит собрать перпету-мобиле, построить громоотвод, получать электричество. Но всему этому тёмному, полуязыческому миру не нужен ни свет, ни просвещение. Дикой смеётся над планами Кулигина найти честный заработок, открыто издевается над ним. Борис после разговора с Кулигиным понимает, что изобретатель так никогда и не изобретёт ни одной вещи. Возможно, это понимает и сам Кулигин. Его можно было бы назвать наивным, но ведь он знает, какие нравы царят в Калинове, что происходит за закрытыми дверями, что представляют собой те, в чьих руках сосредоточена власть. Кулигин научился жить в этом мире, не потеряв себя. Но он не способен так остро ощущать конфликт между реальностью и мечтами, как это делала Катерина.

    Проблема власти

    В городе Калинове власть находится не в руках соответствующих органов, а у тех, у кого есть деньги. Доказательством этого служит диалог купца Дикого и городничего. Городничий говорит купцу о том, что на последнего поступают жалобы. На это Савл Прокофьевич отвечает грубо. Дикой не скрывает, что обсчитывает простых мужиков, он говорит об обмане как о нормальном явлении: если купцы друг у друга воруют, то и у обычных жителей воровать можно. В Калинове номинальная власть не решает абсолютно ничего, и это в корне неверно. Ведь получается, что без денег в таком городе просто невозможно прожить. Дикой мнит себя чуть ли не батюшкой-царём, решая кому давать деньги в долг, а кому нет. «Так что знай, что ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю» - так отвечает Дикой Кулигину.

    Проблема любви

    В «Грозе» проблема любви реализуется в парах Катерина - Тихон и Катерина - Борис. Девушка вынуждена жить со своим мужем, хоть никаких чувств кроме жалости она к нему не испытывает. Катя бросается из крайности в крайность: она думает между вариантом остаться с мужем и научиться его любить или уйти от Тихона. Чувства к Борису у Кати вспыхивают мгновенно. Эта страсть толкает девушку на решительный шаг: Катя идёт наперекор общественному мнению и христианской морали. Её чувства оказались взаимны, но для Бориса эта любовь значила гораздо меньше. Катя полагал, что Борис так же, как она, не способен жить в застывшем городе и лгать ради выгоды. Катерина часто сравнивала себя с птицей, ей хотелось улететь, вырваться из той метафорической клетки, а в Борисе Катя увидела тот воздух, ту свободу, которой ей так не хватало. К сожалению, девушка ошиблась в Борисе. Молодой человек оказался таким же, как и жители Калинова. Он хотел наладить отношения с Диким ради получения денег, говорил с Варварой о том, что чувства к Кате лучше сохранять втайне как можно дольше.

    Конфликт старого и нового

    Речь идёт о сопротивлении патриархального уклада жизни с новым порядком, который предполагает равенство и свободу. Эта тему была очень актуальной. Напомним, что пьеса была написана в 1859 году, а крепостное рабство отменено в 1861. Социальные противоречия достигали своего апогея. Автор хотел показать к чему может привести отсутствие реформ и решительных действий. Подтверждением тому являются финальные слова Тихона. «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» В таком мире живые завидуют мёртвым.

    Сильней всего это противоречие отразилось на главной героине пьесы. Катерина не может понять, как можно жить во лжи и животном смирении. Девушка задыхалась в той атмосфере, которая создавалась жителями Калинова долгое время. Она честна и чиста, поэтому единственное её желание было так мало и так велико одновременно. Катя просто хотела быть собой, жить так, как её воспитали. Катерина видит, что всё совсем не так, как она представляла себе до замужества. Она даже не может позволить себе искренний порыв - обнять мужа - Кабаниха контролировала и пресекала любые попытки Кати быть искренней. Варвара поддерживает Катю, но не может её понять. Катерина остаётся одна в этом мире обмана и грязи. Девушка не смогла вынести такого давления, она находит спасение в смерти. Смерть освобождает Катю от бремени земной жизни, превращая её душу в нечто лёгкое, способное улететь из «тёмного царства».

    Можно сделать вывод о том, что проблемы в драме «Гроза» затронуты значительные и актуальные и по сегодняшний день. Это нерешённые вопросы человеческого бытия, которые будут волновать человека во все времена. Именно благодаря такой постановке вопроса пьесу «Гроза» можно назвать произведением вне времени.

    Тест по произведению

    Лучшие статьи по теме