Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Планшеты
  • Тест по литературе на тему: Готовимся к ЕГЭ по литературе. А.Н.Островский

Тест по литературе на тему: Готовимся к ЕГЭ по литературе. А.Н.Островский

Вопрос о жанрах всегда был достаточно резонансным в среде литературоведов и критиков. Споры вокруг того, к какому жанру отнести то или иное произведение, порождали множество точек зрения, иногда совершенно неожиданных. Чаще всего разногласия возникают между авторским и научным обозначением жанра. Например, поэма Н. В. Гоголя «Мёртвые души» с научной точки зрения должна была бы называться романом. В случае с драматургией тоже всё не так однозначно. И речь здесь идёт не о символистском понимании драмы или же футуристических опытах, а о драме в рамках реалистического метода. Если говорить конкретно, о жанре «Грозы» Островского.

Островский написал эту пьесу в 1859 году, во время, когда реформа театра была необходимой. Сам Островский считал, что зрителям гораздо более важна игра актёров, а прочесть текст пьесы можно и дома. Драматург уже начинал подготавливать публику к тому, что пьесы для постановок и пьесы для чтения должны различаться. Но старые традиции были всё ещё сильны. Сам автор определил жанр произведения «Гроза» как драма. Для начала следует разобраться с терминологией. Для драмы характерен серьёзный, преимущественно бытовой сюжет, стилистика приближена к реальной жизни. На первый взгляд в «Грозе» много драматических элементов. Это, конечно же, быт. Нравы и уклад жизни города Калинова прописан невероятно чётко. Складывается полное впечатление не только об отдельном городе, но и обо всех провинциальных городках. Неслучайно автор указывает на условность места действия: нужно показать, что существование жителей типично. Социальные характеристики также отличаются чёткостью: поступки и характер каждого героя во многом определяются его общественным положением.

Трагическое начало связано с образом Катерины и, частично, Кабанихи. Для трагедии нужен сильный идеологический конфликт, борьба, которая может завершиться смертью главного героя или нескольких персонажей. В образе Катерины показана сильная, чистая и честная личность, которая стремится к свободе и справедливости. Её рано отдали замуж против воли, но она смогла в некоторой степени полюбить бесхарактерного мужа. Катя часто думает о том, что могла бы летать. Ей вновь хочется ощутить ту внутреннюю лёгкость, которая была до замужества. Девушке тесно и душно в обстановке постоянных скандалов и ссор. Она не может ни врать, хоть Варвара и говорит, будто на лжи держится вся семья Кабановых, ни замалчивать правду. Катя влюбляется в Бориса, ведь изначально и ей, и читателям он кажется таким же, как она. У девушки была последняя надежда на спасения себя от разочарования в жизни и в людях – побег с Борисом, но молодой человек отказал Кате, поступив как другие жители чужого для Катерины мира.

Смерть Катерины потрясает не только читателей и зрителей, но и других персонажей пьесы. Тихон произносит то, что во всём виновата его властная мать, которая погубила девушку. Сам Тихон готов был простить измену жены, но Кабаниха была против.

Единственный персонаж, который по силе характера может сравниться с Катериной – Марфа Игнатьевна. Её желание подчинить себе всё и всех делает женщину настоящим диктатором. Её тяжёлый характер в итоге привёл к тому, что дочь сбежала из дома, невестка покончила с собой, а сын винит в неудачах. Кабаниху в некоторой степени можно назвать антагонистом Катерины.

Конфликт пьесы также можно рассматривать с двух сторон. С точки зрения трагедии конфликт выявляется в столкновении двух различных миропониманий: старого и нового. А с точки зрения драмы в пьесе сталкиваются противоречия действительности и персонажи.

Жанр пьесы «Гроза» Островского нельзя определить точно. Некоторые склоняются к авторскому варианту – социально-бытовая драма, другие предлагают отразить характерные элементы и трагедии, и драмы, определяя жанр «Грозы» как бытовая трагедия. Но одно нельзя отрицать точно: в этой пьесе присутствуют как черты трагедии, так и черты драмы .

Тест по произведению

Александр Николаевич Островский (1823-1886)

Островский всё своё время отдавал драматургии и Малому театру. Из 63 лет жизни 40 лет посвятил театру. За эти годы написал 47 оригинальных пьес, которые сейчас считаются мировой классикой. 7 пьес он написал в соавторстве с другими драматургами, 22 пьесы перевёл с иностранных языков. Он создал 728 действующих лиц, которые имеют имя.

О. (Островский) обладал глубоким пониманием русской жизни и великим умением изображать резко и живо самые существенные её стороны.

О.изобразил все слои русского общества, дал реалистическую картину русской жизни 40-80 годов 19 века, а в исторических пьесах показал далёкое прошлое

Поведение действующих лиц определяется их общественным и семейным положением, каждые обладает своими индивидуальными чертами

Социально-острая и психологическая драма О. явилась большим завоеванием в истории театра

Особое внимание к любовной коллизии, т.к., с точки зрения О., через изображение любви можно оценить состояние современного общества

Создал галерею женских образов, героинь с богатым внутренним миром.

Добролюбов назвал пьесы О. «пьесами жизни».

Литературную известность 23-летнему О. приносит комедия «Банкрут»(первоначальное название – «Несостоятельный должник»), над которой он работал в 1846-1849 годах и опубликовал в 1850 г. в Жур. «Москвитянин» под названием «Свои люди – сочтёмся!». Николай I запретил ставить на сцене пьесу, свет рампы пьеса увидела только в 1859 г.

Живя в купеческом районе старой Москвы, в Замоскворечье, О. впервые в русской лите-ратуре «открыл» «замоскворецких жителей», за что его и прозвали «Колумбом Замоскво-речья».

Многие названия пьес О. стали пословицами: «Свои люди – сочтёмся!»

«Не так живи, как хочется»

«Не в свои сани не садись»

«Старый друг лучше новых двух»

«Правда хорошо, а счастье лучше»

«»Без вины виноватые»

«На всякого мудреца довольно простоты» и др.

Пьеса «Гроза».

Пьеса «Гроза» была написана О. в течение лета и осени 1859 г., в этом же году поставлена на сцене, напечатана в 1860 г. Это период общественного подъёма, когда трещали устои крепостничества. В драме отразился подъём общественного движения, те настроения, ко-торыми жили передовые люди эпохи 50-60-х годов.

Гроза – это не просто величественное явление природы, это напряжённое состояние обще-ства, это ощущение в душах людей.

Композиция:

Экспозиция – картины волжского простора и духоты Калиновских нравов Д I, явл. 1-4)

Завязка – на придирки свекрови Катерина с достоинством и миролюбиво отвечает: «Ты про меня, маменька, это напрасно говоришь. Что при людях, что без людей, я всё одна, ничего из себя не доказываю». (ДI, явл.5)

Далее идёт развитие конфликта между героями, в природе дважды собирается гроза (Д I явл.9)Катерина признаётся Варваре, что полюбила Бориса – и пророчество старой барыни, отдалённый удар грома. Грозовая туча ползёт, как живая; полубезумная старуха грозит Катерине смертью в омуте и аде, и Катерина признаётся в грехе (первая кульминация ), падает без чувств. Но гроза так и не обрушилась на город, только предгрозовое напряжение.

Вторая кульминация – Катерина произносит последний монолог, когда прощается не с жизнью, которая уже нестерпима, а с любовью: «Друг мой! Радость моя! Прощай! (ДV явл.4)

Развязка – самоубийство Катерины, потрясение обитателей города, Тихона, который, будучи живым, завидует умершей жене: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить да мучиться!..» (Д V явл. 7)

Жанр . О.назвал пьесу драмой, подчёркивая этим широкую распространённость конфликта пьесы, повседневность изображённых в ней событий.

Конфликт – между старыми социально-бытовыми принципами и новыми, прогрессивными стремлениями к равноправию, к свободе человеческой личности.

Это столкновение определяет основную тему «Грозы», которая влечёт за собой ряд частных тем:

Рассказами Кулигина, словами Кудряша и Бориса, поступками Дикого и Кабанихи О. даёт подробную характеристику материально-правового положения всех слоёв общества той эпохи;

Излагая взгляды и мечты Кулигина, автор знакомит нас с уровнем культрных запросов и состоянием общественных нравов;

Автор с разных сторон воспроизводит общественный и семейно-бытовой уклады купечества и мещанства. Т.о., освещается проблема социальных и семейно-бытовых отношений. Ярко обрисовано положение женщины в мещанско-купеческой среде;

Отображён жизненный фон и проблемы того времени. Герои говорят о важных для своего времени общественных явлениях: о возникновении первых железных дорог, о холерных эпидемиях, о развитии торгово-промышленной деятельности;

Итак, в «Грозе» «улеглась широкая картина национального быта и нравов» (Гончаров) Предреформенная Россия представлена и социально-экономическим, и культурно-нравственным, и семейно-бытовым обликом.

Герои:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.Укажите род литературы, к которому принадлежит «Гроза» Островского.

2.К какому литературному направлению принадлежит «Гроза» Островского.

3.Назовите жанр пьесы Островского «Гроза».

4.В каком городе происходят изображённые в пьесе события?

5. Назовите реку, на берегу которой любят гулять герои пьесы.

6.Как начинается пьеса «Гроза»?

7.Кто произносит финальную реплику в «Грозе»?

8.Какую социальную среду изображает О. в пьесе «Гроза»?

9.Назовите художественный тип, который стал открытием Островского в пьесе «Гроза» и к которому принадлежат Дикой и Кабаниха.

10.По утверждению критиков, действие пьесы О. «Гроза» достигает наивысшего напряжения в сцене покаяния Катерины в 4 действии. Как называется подобный момент в развитии драматического сюжета?

11.Назовите тип устного развёрнутого высказывания, характерный для драматургии, к которому принадлежит рассказ Кулигина о «жестоких нравах» города Калинова.

12.Первое действие драмы О. «гроза» открывает авторское пояснение: «Общественный сад на высоком берегу Волги; за Волгой сельский вид; на сцене две скамейки и несколько кустов». Как называется авторское пояснение, предваряющее или сопровождающее ход действия в пьесе?

13.Как в литературоведении называют обмен репликами героев драматургического произведения?

14.В своих репликах Дикой употребляет слова: «дурак», «рыло», «елестричество» и др., свидетельствующие о его невежестве и грубости. Как называется обиходно-бытовая речь, допускающая искажение литературного языка, элементы которой присутствуют в речи Дикого?

15.Дикой в разговоре с Кулигиным упоминает городничего, который не принимает непосредственного участия в пьесе. Как называется такой персонаж?

16.Характеры и взгляды на жизнь Дикого и Кулигина противоположны. Как в драматургическом произведении называется непримиримое противоречие между героями?

17.Как в драматургии называется отдельно взятая фраза собеседника в сценическом диалоге?

18.В пьесе в речи отдельных персонажей (например, Бориса) встречаются восклицания, имеющие цель привлечь внимание слушателей. Как называются такие восклицания?

19.Какое словосочетание является поэтическим лейтмотивом образа Катерины?

20.Кто из героев пьесы «Гроза»…

А)…мечтал изобрести вечный двигатель, получить за него миллион и обеспечить работой бедных людей?

Б)…утверждал, что есть люди с пёсьими головами, что «огненного змия стали запрягать.. для ради скорости»?

В)… при упоминании о том, что должен кому-то долг отдать, свирепел и ругался?

Г)…утверждал, что Литва на нас с неба упала?

Д)…будучи человеком образованным, беспрекословно подчинялся самодуру?

Е)…обещает отправить Кулигина к городничему за стихи Державина «Я телом в прахе истлеваю, умом громам повелеваю»?

Ё)…довела сына до абсолютного безволия, дочь – до бегства из дома, невестку – до самоубийства?

Ж)…говорил, что возьмёт да и пропьёт свой последний ум, и пусть тогда маменька с ним, с дураком, и мучится?

З)приехал в Калинов из Москвы?

21. Кто о ком сказал:

А) «Какой хороший человек! Мечтает себе и счастлив».

Б) «Уж такого-то ругателя, как у нас Савёл Прокофьич, поискать ещё! Ни за что человека оборвёт».

В) «Пронзительный мужик»

Г) «А вот беда-то, когда его обидит такой человек, которого он обругать не посмеет: тут уж домашние держись!»

Д) «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем»

Е) «Сокрушила она меня… от неё мне и дом-то опостылел; стены-то даже противны»

Ё) «Да, как же, связанный! Он как выедет, так запьёт. Он теперь слушает, а сам думает, как бы ему вырваться-то поскорей»

Ж) «Злодеи вы! Изверги! Эх, кабы сила!»

З) «Дрожит вся, точно её лихорадка бьёт; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза, как у помешанной! Давеча утром плакать принялась, так и рыдает»

22. Кто сказал

А) «Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и всё наглядеться не могу»

Б) «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите…»

В) «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить»

Г) «Много у меня в год-то народу перебывает; вы то поймите: не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются»

Д) «А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было»

Е) «Как не ругать! Он без этого дышать не может. Да не спускаю и я: он слово, а я десять; плюнет, да и пойдёт. Нет, уж я перед ним рабствовать не стану»

ё) «Молодость-то что значит! Смешно смотреть-то даже на них!.. Ничего-то не знают, никакого порядка… Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять? Уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего»

Ж) «…А уж коли очень мне здесь опостынет, то не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!»

24.Почему пьесы А.Н.Островского назвали «пьесами жизни»?

25.Как вы понимаете название пьесы «Гроза»?

26.Почему действие пьесы «Гроза» происходит в провинциальном городе?

27.Что отличает Катерину от обывателей города Калинова?

28.Почему главная героиня пьесы «Гроза» - женщина?



Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Семья Отец Мать Мачеха Сын священника; Чиновник-юрист; Титулярный советник; дворянство Дочь пономаря; Умерла, когда Александру было 8 лет Баронесса Эмилия фон Тессин 4 детей; хорошее образование

3 слайд

Описание слайда:

Замоскворечье Детство и юность; Большая библиотека отца – желание стать писателем; Наблюдения за жизнью купцов, мелких чиновников;

4 слайд

Описание слайда:

Образование, служба Юридический факультет Московского Университета (не доучился); Служба в суде писцом (желание отца); Пишет сцены из купеческой жизни, задумывает комедию; Очерк «Записки замоскворецкого жителя».

5 слайд

Описание слайда:

Литературная известность комедия «Свои люди - сочтемся!» (первоначальное название - «Банкрут»), 1850 год. вызвала одобрительные отклики Н.В.Гоголя и И.А.Гончарова. К постановке на сцене запрещена; Влиятельное московское купечество, обиженное за все свое сословие, пожаловалось «начальству»; а автор был уволен со службы и отдан под надзор полиции по личному распоряжению Николая I. На сцену пьеса была допущена только в 1861 г.

6 слайд

Описание слайда:

Творчество и карьера С 1853 года (более 30 лет) его пьесы почти каждый сезон на сцене театров (Малый театр в Москве, Александринский театр в С-П); В 1863 награжден Уваровской премией и избран член-корреспондентом Петербургской Академии наук. С 1866 года был заведующим репертуарной частью московских императорских театров;

7 слайд

Описание слайда:

Театр Островского Создает театральную школу и целостную концепцию игры в театре (продолжил Станиславский); отсутствие экстремальных ситуаций и противодействия актёрскому нутру; На сцене изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию; театр должен быть построен на условностях; мастерство речевых характеристик, выражающих почти все о героях; ставка не на одного актёра.

8 слайд

Описание слайда:

Пьесы Островского «Семейная картина» (1847) «Свои люди - сочтёмся» (1849) «Неожиданный случай» (1850) «Утро молодого человека» (1850) «Бедная невеста» (1851) «Не в свои сани не садись» (1852) «Бедность не порок» (1853) «Не так живи, как хочется» (1854) «В чужом пиру похмелье» (1856) «Доходное место» (1856) «Праздничный сон до обеда» (1857) «Не сошлись характерами» (1858) «Воспитанница» (1859) «Гроза» (1859) «Старый друг лучше новых двух» (1860) «Свои собаки грызутся, чужая не приставай» (1861) «Женитьба Бальзаминова» (1861) «Козьма Захарьич Минин-Сухорук» (1861) «Тяжёлые дни» (1863) «Грех да беда на кого не живёт» (1863) «Воевода» (1864) «Шутники» (1864) «На бойком месте» (1865) «Пучина» (1866) «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» (1866) «Тушино» (1866) «Василиса Мелентьева» (1867) «На всякого мудреца довольно простоты» (1868) «Горячее сердце» (1869) «Бешеные деньги» (1870) «Лес» (1870) «Не всё коту масленица» (1871) «Не было ни гроша, да вдруг алтын» (1872) «Комик XVII столетия» (1873) «Снегурочка» (1873) «Поздняя любовь» (1874) «Трудовой хлеб» (1874) «Волки и овцы» (1875) «Богатые невесты» (1876) «Правда хорошо, а счастье лучше» (1877) «Женитьба Белугина» (1877) «Последняя жертва» (1878) «Бесприданница» (1878) «Добрый барин» (1879) «Сердце не камень» (1880) «Невольницы» (1881) «Светит, да не греет» (1881) «Таланты и поклонники» (1882) «Красавец-мужчина» (1883) «Не от мира сего» (1885)

9 слайд

Описание слайда:

Самые известные пьесы: «Свои люди - сочтёмся» (1849) «Гроза» (1859) «Женитьба Бальзаминова» (1861) «На всякого мудреца довольно простоты» (1868) «Бешеные деньги» (1870) «Лес» (1870) «Снегурочка» (1873) «Бесприданница» (1878) «Таланты и поклонники» (1882)

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

«Гроза» 1859 Род литературы: драма Жанр: драма Литературное направление: критический реализм Критика: Н.А. Добролюбов «Темное царство», «Луч света в темном царстве»; Д.И. Писарев «Мотивы русской драмы».

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

Проверочная работа Где прошли детство и юность Островского? За жизнью каких сословий он наблюдал в это время? Какое образование получил? С какой пьесой к Островскому пришла литературная известность? Почему эта пьеса была запрещена к постановке на сцене? 6. Особенности театральной школы Островского? 7. Самые известные пьесы Островского 8. Как называется деревня, где был находится дом Островского? 9. Год создания пьесы «Гроза» 10. Род литературы 11. Жанр 12. Литературное направление 13. Основные критические статьи, посвященные «Грозе»

14 слайд

Описание слайда:

Кому принадлежат эти слова? «Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса!.. Пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу, и все наглядеться не могу». Нет, уж я перед ним (Диким) рабствовать не стану». «Кабы я один, так бы ничего! Я бы бросил все да уехал. А то сестру жаль». «Я понимаю, что все это наше русское, родное, а все-таки не привыкну никак». «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» «Надо стараться угождать как-нибудь». Если бы изобрел перпету-мобиль и получил миллион, «я бы все деньги для общества и употребил». «Да как же я могу, маменька вас ослушаться!.. Да смеем ли мы, маменька, подумать!» «Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю».

15 слайд

Описание слайда:

Кому принадлежат эти слова? 10. «Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор, как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу». 11. «Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем». 12. «Как зачем бояться! Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок в доме будет?» 13. «я умру скоро… что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то…точно я снова жить начинаю». 14. «Все в огне гореть будете неугасимом…Вон, вон куда красота-то ведет!» 15. «Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми».

16 слайд

Демонстрационный вариант (III)

(ответы в конце теста)

ЧАСТЬ 1. Анализ отрывка из драматического произведения

Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы после текста

Те же, Дикой и Кулигин

Дикой. Ишь ты, замочило всего. (Кулигину.) Отстань ты от меня! Отстань! (С сердцем.) Глупый человек!

Кулигин. Савел Прокофьич, ведь от этого, ваше степенство, для всех вообще обывателей польза.

Дикой. Поди ты прочь! Какая польза! Кому нужна эта польза?

Кулигин. Да хоть бы для вас, ваше степенство, Савел Прокофьич. Вот бы, сударь, на бульваре, на чистом месте, и поставить. А какой расход? Расход пустой: столбик каменный (показывает жестами размер каждой вещи) , дощечку медную, такую круглую, да шпильку, вот шпильку прямую (показывает жестом) , простую самую. Уж я все это прилажу, и цифры вырежу уже все сам. Теперь вы, ваше степенство, когда изволите гулять, или прочие, которые гуляющие, сейчас подойдете и видите <...> А то этакое место прекрасное, и вид, и все, а как будто пусто. У нас тоже, ваше степенство, и проезжие бывают, ходят туда наши виды смотреть, все-таки украшение - для глаз оно приятней.

Дикой. Да что ты ко мне лезешь со всяким вздором! Может, я с тобой и говорить-то не хочу. Ты должен был прежде узнать, в расположении ли я тебя слушать, дурака, или нет. Что я тебе - ровный, что ли? Ишь ты, какое дело нашел важное! Так прямо с рылом-то и лезет разговаривать.

Кулигин. Кабы я со своим делом лез, ну, тогда был бы я виноват. А то я для общей пользы, ваше степенство. Ну, что значит для общества каких-нибудь рублей десять! Больше, сударь, не понадобится.

Дикой. А может, ты украсть хочешь; кто тебя знает.

Кулигин. Коли я свои труды хочу даром положить, что же я могу украсть, ваше степенство? Да меня здесь все знают; про меня никто дурно не скажет.

Дикой. Ну, и пущай знают, а я тебя знать не хочу.

Кулигин. За что, сударь, Савел Прокофьич, честного человека обижать изволите?

Дикой. Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я и поважней тебя никому отчета не даю. Хочу так думать о тебе, так и думаю. Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, вот и все. Хотелось тебе это слышать от меня? Так вот слушай! Говорю, что разбойник, и конец! Что ж ты, судиться, что ли, со мной будешь? Так ты знай, что ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю.

Кулигин. Бог с вами, Савел Прокофьич! Я, сударь, маленький человек, меня обидеть недолго. А я вам вот что доложу, ваше степенство: «И в рубище почтенна добродетель!»

Дикой. Ты у меня грубить не смей! Слышишь ты!

Кулигин. Никакой я грубости вам, сударь, не делаю, а говорю вам потому, что, может быть, вы и вздумаете когда что-нибудь для города сделать. Силы у вас, ваше степенство, иного; была б только воля на доброе дело. Вот хоть бы теперь то возьмем: у нас грозы частые, а не заведем мы громовых отводов.

Дикой (гордо ). Все суета!

Кулигин. Да какая же суета, когда опыты были.

Дикой. Какие такие там у тебя громовые отводы?

Кулигин. Стальные.

Дикой (с гневом) . Ну, еще что?

Кулигин. Шесты стальные.

Дикой(сердясь более и более) . Слышал, что шесты, аспид ты этакой; да еще-то что? Наладил: шесты! Ну, а еще что?

Кулигин. Ничего больше.

Дикой. Да гроза-то что такое по-твоему, а? Ну, говори!

Кулигин. Электричество.

Дикой (топнув ногой ). Какое еще там елестричество! Ну как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться. Что ты, татарин, что ли? Татарин ты? А? говори! Татарин?

Кулигин. Савел Прокофьич, ваше степенство, Державин сказал:

Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю.

Дикой. А за эти вот слова тебя к городничему отправить, так он тебе задаст! Эй, почтенные! прислушайте-ка, что он говорит!

Кулигин. Нечего делать, надо покориться! А вот когда будет у меня миллион, тогда я поговорю. (Махнув рукой, уходит.)

А.Н.Островский «Гроза»

1. К какому из трех родов литературы относится пьеса «Гроза» (ответ запишите в именительном падеже)?

2. Какое устройство предлагает установить на бульваре механик-самоучка Кулигин в первой части фрагмента?

3. Гроза в пьесе – это иносказательный образ, имеющий множество значений и обладающий особой смысловой емкостью. Как называется такой образ в литературоведении?

4. Как называют острое столкновение характеров и обстоятельств, положенное в основу сценического действия (такое столкновение между Диким и Кулигиным мы наблюдаем в приведенном фрагменте)?

5. Как называется речевое общение двух или более лиц, построенное на чередовании их высказываний в разговоре?

6. Как называется небольшое высказывание персонажа, фраза, которую он произносит в ответ на слова другого персонажа?

ЧАСТЬ 2. Анализ лирического произведения

Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы после текста

Я тебе ничего не скажу,
И тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.

Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдёт,
Раскрываются тихо листы
И я слышу, как сердце цветёт.

И в больную, усталую грудь
Веет влагой ночной… я дрожу,
Я тебя не встревожу ничуть,

Я тебе ничего не скажу

А.А.Фет

8. Как называется композиция стихотворения, при которой начальные строки повторяются в конце текста, как бы замыкая собой круг?

9. Как называется прием внутреннего образного сопоставления предметов и явлений, делающий картину ярче, выразительнее (мы встречаемся с ним, например, в словосочетании сердце цветет )?

10. Укажите название синтаксического приема, который заключается в повторе одного и того же слова или группы слов в начале поэтических строк (я тебе…, я тебя… ).

11. Каким размером написано стихотворение?

12. Изображая ночное пробуждение природы, А.Фет использует прием повторения одинаковых или близких звуков (Рас кры ваютс я т ихо листы , И я слы шу, как с ердц е ц ве тёт ). Как называется такой прием?

№ вопроса

Ответ

№ вопроса

Ответ

кольцевая

метафора

конфликт

звукопись (аллитерация)

Литературные роды и литературные жанры - мощнейшее средство, позволяющее обеспечить единство и преемственность литературного процесса. Они касаются характерных черт ведения повествования, сюжета, авторской позиции и отношений рассказчика с читателем.

Основоположником русского литературоведения считается В. Г. Белинский, однако ещё в античности Аристотель внёс серьёзный вклад в понятие литературного рода, которое позже научно обосновал Белинский.

Итак, родами литературы называют многочисленные совокупности художественных произведений (текстов), которые отличаются по типу отношения носителя речи к художественному целому. Выделяют 3 рода:

  • Эпос;
  • Лирика;
  • Драма.

Эпос как род литературы имеет целью как можно подробнее рассказать о предмете, явлении или событии, о связанных с ними обстоятельствах, условиях существования. Автор как бы отстранён от происходящего и выступает в роли рассказчика-повествователя. Главное в тексте - само повествование.

Лирика имеет цель рассказать не столько о событиях, сколько о впечатлениях и чувствах, которые испытал и испытывает автор. Главным будет изображение внутреннего мира и души человека. Впечатление и переживания являются основными событиями лирики. В этом роде литературы доминирует поэзия .

Драма пытается изобразить предмет в действии и показать его на театральной сцене, представить описываемое в окружении других явлений. Авторский текст здесь виден лишь в ремарках - кратких пояснениях к действиям и репликам героев. Иногда авторскую позицию отражает специальный герой-резонёр .

Эпос (с греческого - «повествование») Лирика (производное от «лиры», музыкальный инструмент, звучание которого сопровождало чтение стихов) Драма (с греческого - «действие»)
Рассказ о событиях, явлениях, судьбе героев, приключениях, поступках. Изображается внешняя сторона происходящего. Чувства также показаны со стороны внешнего их проявления. Автор может быть как отстранённым рассказчиком, так и прямо выражать свою позицию (в лирических отступлениях). Переживание явлений и событий, отражение внутренних эмоций и чувств, детальное изображение внутреннего мира. Главное событие - чувство и то, как оно повлияло на героя. Показывает событие и взаимоотношения героев на сцене. Подразумевает особый вид записи текста. Авторская точка зрения содержится в ремарках либо репликах героя-резонёра.

Каждый род литературы включает в себя несколько жанров.

Литературные жанры

Жанр - это группа произведений, объединённая исторически характерными общими признаками формы и содержания. К жанрам относятся роман, поэма, новелла, эпиграмма и многие другие.

Однако между понятием «жанр» и «род» есть промежуточное - вид . Это менее широкое понятие, чем род, но более широкое, чем жанр. Хотя иногда термин «вид» отожествляют с термином «жанр». Если разграничивать эти понятия, то роман будет считаться видом художественной литературы, а его разновидности (роман-антиутопия, приключенческий роман, фантастический роман) - жанрами.

Пример: род - эпический, вид - рассказ, жанр - святочный рассказ.

Роды литературы и их жанры, таблица .

Эпос Лирика Драма
Народный Авторский Народный Авторский Народный Авторский
Эпическая поэма:
  • Героическая;
  • Воинская;
  • Сказочно-легендарная;
  • Историческая.

Сказка, былина, дума, предание, легенда, песнь. Малые жанры:

  • пословицы;
  • поговорки;
  • загадки и потешки.
Эпический роман:
  • исторический;
  • фантастический;
  • авантюрный;
  • роман-притча;
  • утопический;
  • социальный и т. д.

Малые жанры:

  • повесть;
  • рассказ;
  • новелла;
  • басня;
  • притча;
  • баллада;
  • литературная сказка.
Песня. Ода, гимн, элегия, сонет, мадригал, послание, романс, эпиграмма. Игра, обряд, вертеп, раек. Трагедия и комедия:
  • положений;
  • характеров;
  • масок;
  • философская;
  • социальная;
  • историческая.

Водевиль Фарс

Современные литературоведы выделяют 4 род литературы - лироэпический (лироэпос). К нему относят поэму. С одной стороны, в поэме рассказывается о чувствах и переживаниях главного героя, а с другой - описывается история, события, обстоятельства, в которых пребывает герой.

Поэма имеет сюжетно-повествовательную организацию, в ней описывается множество переживаний главного героя. Основной чертой является наличие вместе с чётко структурированной сюжетной линией множественных лирических отступлений либо обращение внимания на внутренний мир персонажа.

К лиро-эпическим жанрам относят балладу. Она имеет необычный, динамичный и крайне напряжённый сюжет. Для неё характерно стихотворная форма, это рассказ в стихах. Может иметь исторический, героический или мифический характер. Сюжет часто заимствуется из фольклора .

Текст эпического произведения строго сюжетен, заострён на событиях, героях и обстоятельствах. Он строится на повествовании, а не на переживании. Описываемое автором события отделены от него, как правило, большим промежутком времени, что позволяет ему быть беспристрастным и объективным. Авторская позиция может проявляться в лирических отступлениях. Однако в чисто эпических произведениях они отсутствуют.

События описываются в прошедшем времени. Повествование неспешное, неторопливое, размеренное. Мир представляется завершённым и полностью познанным. Множество развёрнутых деталей, большая обстоятельность .

Крупные эпические жанры

Романом-эпопеей может называться произведение, охватывающее длительный период в истории, описывающее множество героев, с переплетающимися сюжетными линиями. Имеет большой объём. Роман - самый популярный жанр в наши дни. Большинство книг на полках в книжных магазинах относятся к жанру романа.

Повесть относят либо к малому, либо к среднему жанру, концентрируется на одной сюжетной линии, на судьбе конкретного героя.

Малые жанры эпоса

Рассказ олицетворяет собой малые литературные жанры. Это так называемая интенсивная проза, в которой ввиду малого объёма отсутствуют подробные описания, перечисление и обилие деталей. Автор пытается донести до читателя конкретную мысль, и весь текст направлен на раскрытие этой мысли.

Для рассказов характерны следующие особенности:

  • Малый объём.
  • В центре сюжета конкретное событие.
  • Малое число героев - 1, максимум 2-3 центральных персонажа.
  • Имеет определённую тему, которой посвящён весь текст.
  • Имеет цель ответить на конкретный вопрос, остальные - второстепенные и, как правило, не раскрываются.

В настоящие дни практически не определить, где рассказ, а где новелла, хоть эти жанры и имеют совершенно разное происхождение. На заре своего появления новелла представляла собой короткое динамичное произведение с занимательным сюжетом, сопровождающееся анекдотичными ситуациями. В ней отсутствовал психологизм.

Очерк - это жанр документальной литературы, основывается на реальных фактах. Однако очень часто очерк можно назвать рассказом и наоборот. Здесь не будет большой ошибки.

В литературной сказке стилизуется сказочное повествование, в ней часто отражается настроения всего общества, звучат какие-либо политические идеи.

Лирика субъективна. Обращена к внутреннему миру героя либо самого автора. Для этого рода литературы характерна эмоциональная заинтересованность, психологизм. Сюжет отходит на второй план. Важны не сами происходящие события и явления, а отношения героя к ним, то, как они влияют на него. Часто события отражают состояние внутреннего мира персонажа. В лирике совсем иное отношение ко времени, кажется, будто его и нет, а все события происходят исключительно в настоящем.

Лирические жанры

Основные жанры стихотворений, список которых можно продолжать:

  • Ода - торжественное стихотворение, имеющее цель восхвалить и возвысить
  • героя (историческую личность).
  • Элегия - стихотворное произведение с грустью в качестве доминирующего настроения, представляющее собой размышление о смысле жизни на фоне пейзажа.
  • Сатира - язвительное и обличительное произведение, к поэтическим сатирическим жанрам относят эпиграмму.
  • Эпитафия - стихотворное произведение малого объёма, написанное по случаю смерти кого-либо. Зачастую становится надписью на надгробии.
  • Мадригал - небольшое послание другу, как правило, содержащее гимн.
  • Эпиталама представляет собой свадебный гимн.
  • Послание - стих, написанный в форме письма, подразумевающий открытость.
  • Сонет - строгий стихотворный жанр, требующей чёткого соблюдения формы. Состоит из 14 строк: 2 четверостишия, и 2 трёхстишия.

Для понимания драмы важно понять источник и характер её конфликта. Драма всегда нацелена на прямое изображение, драматические произведения пишутся для постановки на сцене. Единственное средство раскрытия характера героя в драме - его речь. Герой как бы живёт в сказанном слове, в котором отражается весь его внутренний мир .

Действие в драме (пьесе) развивается от настоящего к будущему. Хотя события и происходят в настоящем времени, они не являются завершёнными, устремлены в будущее. Так как драматические произведения нацелены на постановку их на сцене, каждое из них предполагает зрелищность.

Драматические произведения

Трагедия, комедия и фарс — жанры драмы.

В центре классической трагедии непримиримый вечный конфликт, который носит неизбежный характер. Часто трагедия заканчивается смертью героев, не сумевших разрешить этот конфликт, однако смерть не является определяющим жанр фактором, так как она может присутствовать и в комедии, и в драме.

Для комедии характерно юмористическое или сатирическое изображение действительности. Конфликт специфичен и, как правило, разрешим. Существует комедия характеров и комедия положений. Они различаются в источнике комизма: в первом случае забавны ситуации, в которых оказываются герои, а во втором - сами герои. Часто эти 2 типа комедии перекликаются между собой.

Современная драматургия тяготеет к жанровым модификациям. Фарс - это нарочито комичное произведение, в котором внимание акцентируется на комических элементах. Водевиль - лёгкая комедия с простым сюжетом и чётко прослеживающимся авторским стилем.

Не стоит путь драму как род литературы и драму как литературный жанр. Во втором случае для драмы характерен острый конфликт, который менее глобален, непримирим и неразрешим, чем трагический конфликт. В центре произведения - отношения человека и общества. Драма реалистична и приближена к жизни.

Лучшие статьи по теме