Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Планшеты
  • Анализ рассказа Солженицына «Матренин двор. Подробный анализ рассказа "матренин двор" солженицына Смысл жизни в понимании героев рассказа солженицына

Анализ рассказа Солженицына «Матренин двор. Подробный анализ рассказа "матренин двор" солженицына Смысл жизни в понимании героев рассказа солженицына

Урок-размышление в 11 классе на тему: «Не стоит село без праведника»

(по рассказу А.И. Солженицына «Матренин двор»)

Цель урока: Познакомить учащихся с творчеством А.И. Солженицына; помочь учащимся задуматься над такими нравственными понятиями как доброта, милосердие, чуткость, человечность, совесть; подвести учащихся к осмыслению образа Матрены как праведницы земли Русской; задуматься над смыслом жизни человеческой.

Ожидаемый результат интегрируемой части урока :предупреждение употребления психоактивных веществ. Иметь сформированную точку зрения на алкоголизм, табакокурение, как сложноизлечимые заболевания.

Эпиграф к уроку:

До конца,
До тихого креста
Пусть душа
Останется чиста!

Н. Рубцов

Ход урока

    Оргмомент. слайд 1

Вступительное слово учителя

— Сегодня на нашем уроке, уроке-размышлении, мы будем говорить не только о произведении Александра Солженицына, но и о России, о русском человеке, о русском народе. Мы будем говорить о смысле жизни человеческой, о смысле нашей с вами жизни. Вопрос: “Как жить на земле?” рано или поздно встает перед каждым человеком. слайд 2 В жизни по-разному можно жить: В горе можно и в радости, Вовремя есть, вовремя пить, Вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете встать И, помышляя о чуде, Рукой обнаженною солнце достать И подарить его людям. (Сергей Островой)

Так как же жить на земле? Ответ на этот вопрос мы постараемся найти у Александра Солженицына, потому что настоящий писатель думает о жизни, понимает жизнь и людей глубже. Солженицын в рассказе «Матренин двор» словно лебединую песню пропел деревне, крестьянскому миру, слом которого обернулся, по точному слову писателя, сломом хребта всего русского народа.

А. Ахматова о рассказе: (слайд 3)

2 Какова история создания этого удивительного рассказа?

Сообщение ученика. В 1963 году был напечатан небольшой рассказ, о каком позже скажут, что из него вышла чуть не вся современная деревенская проза, как из гоголевской шинели вышла русская проза прошлого века, сострадающая бедному, «маленькому» человеку. Речь идет — о «Матренином дворе» Александра Солженицына, который как бы продолжает лесковские повествования о русских праведниках.

Рассказ полностью автобиографичен и достоверен. Жизнь Матрены Васильевны Захаровой и смерть ее воспроизведены как были. Истинное название деревни — Мильцево, Курловского района, Владимирской области. Изначально автор назвал свое произведение “Не стоит село без праведника”. Известно, что в 1963 году во избежание трений с цензурой издатель А.Т.Твардовский изменил название — мысль о праведничестве отсылала к христианству и никак не приветствовалась в начале 60-х годов ХХ века. При публикации его в «Новом мире» Солженицын согласился с предложением главного редактора дать нейтральное название – «Матрёнин двор».

— Как вы думаете, какое название точнее ? Запись темы и эпиграфа в тетрадь (слайд 4)

— В чем смысл слова “праведник”?(слайд 5)

Праведник — это человек с чистой совестью и душой. (В. Даль “Толковый словарь живого великорусского языка”.) Праведник 1.У верующих: человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов. 2. Человек, ни в чем не погрешающий против нравственности. (С. Ожегов “Толковый словарь русского языка”.)

Откроем Новый Завет (слайд 6)

Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут. …Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше” (Мф.6, 19-21).

— Кто же в рассказе не собирает себе сокровищ на земле? (Матрена Васильевна и герой-повествователь

3 . Работа с текстом произведения (анализ пролога и 1 главы)

Образ героя-повествователя

О Матрене Васильевне мы узнаем из рассказа героя — повествователя, единственного человека, понявшего и принявшего Матрену. Повествователь близок автору, однако не равен ему. Автор намеренно подчеркивает это дистанцирование от героя-рассказчика, давая ему “имя -отчество” Игнатич.

Что узнаем мы о нем из пролога?
Почему рассказчик просит, чтобы его «определили подальше от железной дороги»?

(слайд 7)

Во-первых , рассказчик, Игнатич, вернулся из азиатской глуши после десяти лет лагерей, просит, чтобы его определили вглубь, именно в «нутряную» Россию(далеко внутри), «кондовую» Русь ( «крепкий, прочный, исконный, сохранивший старые обычаи, устои») . Поиски ведут его в глубинку, где за «дремучими, непрохожими лесами» могла сохраниться исконно русская душа. — Понятно, что Игнатич ищет самого себя (обратите внимание – нет имени, совсем недавно — только номер), здесь он пытается обрести внутреннюю устойчивость, духовно-нравственную опору.

-Долгие годы испытаний поселили в душе рассказчика обиды на Россию, оставили в ней злой след?

Во-вторых , образ пути, дороги многозначен: дорога – жизненный путь человека, страны. Мотив пути заключает в себе метафорический смысл движения человеческой души .

— Куда отправляется сначала наш герой? (слайд 8) « Высокое Поле . Само название не лгало. Но в Высоком Поле «не пекли хлеба», «не торговали ничем съестным». Жизнь деревенской, «кондовой», «нутря­ной России» оказывается разъеденной ложью. Герой находится на распутье: он ищет идеального. Посёлок Высокое Поле олицетворяет собой высокое духовное начало, которого рассказчик ещё не достиг.

А затем куда? (слайд 9) Посёлок Торфопродукт. Докажите текстом, что это место можно назвать «преисподней». Сделайте свои выводы. (Действительно, описание посёлка Торфопродукт напоминает подземное царство дьявола. Цветовая гамма здесь соответствующая – преобладают серые, мрачные тона. Звуки напоминают адские визги и вопли. Принадлежность посёлка к дьявольскому миру не вызывает сомнения: торф добывается из чрева земли, по народным поверьям, болото населяют черти и темные силы). — В какой деревне поселяется рассказчик?

Дом Матрены

— Найдите описание дома Матрёны Васильевны. Перед вами фотография этого дома, сделанная Солженицыным (слайд 10)

-Что окружает Матрену в настоящей жизни?

Задание: подобрать к ключевым словам определения из текста (слайд 11)

изба

Изгнивала щепа, посерели бревна, просторная, темноватая, серый, изгнивающий

фикусы

Заполонили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой

кошка

Колченогая, подобранная из жалости, немолода

мыши

Нагло шуршали, редкое быстрое шуршание

тараканы

Кишели по ночам. Слитный, единый, непрерывный, как шум океана, шорох, в нем не было ничего злого, не было лжи

коза

Грязно-белая

— Что побудило героя-рассказчика поселиться именно у Матрёны? И почему только в избе Матрены ге­рой ощутил нечто родственное своему сердцу. (в ней не было ничего злого, не было лжи.) Кого напоминает этот дом?
Вывод: Итак, Игнатич на время поселяется в деревне Тальново – не в Высоком Поле и не в Торфопродукте, а где-то между ними. Окончательный выбор ему ещё предстоит сделать.

Образ Матрены

1. Первое знакомство с Матреной Вспомните, при каких обстоятельствах происходит первое знакомство читателей с Матреной? Матрена не входит в число “претендентов”, могущих пустить к себе в дом постояльца; мысль зайти к Матрене появляется у женщины, водящей Игнатича по селу, в самую последнюю очередь: “Ну, разве что к Матрене зайдем… Только у нее не так уборно, в запущи она живет…”

— Хочет ли Матрена заполучить такого “выгодного” постояльца ? Подтвердите свой ответ цитатой из текста. Вывод: Да, для жителей села она — никудышная хозяйка, не имеющая возможности хорошо принять гостя в своем запущенном доме, герой-повествователь вдруг чувствует, что эта жизнь внутренне близка ему — и остается жить у Матрены.

2. Имя героини. (слайд 12)

-Каково значение имени Матрена? «почтенная дама», «госпожа», «мать семьи», «матушка»).

    Портрет

— Есть ли в рассказе развернутый портрет героини?

— На каких портретных деталях сосредоточено внимание писателя? Какова роль этих деталей ?

повторяется чаще всего лишь одна деталь - улыбка: «лучезарная улыбка», «улыб­ка ее кругловатого лица», «улыбалась чему-то», «просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой», «извиняющаяся полуулыбка». Заметим, что, как и все любимые герои писателя, Матрена на­делена неброской внешностью («простодушно глядя блекло-голубыми глазами», «с пеленой слезы в неяр­ких ее глазах»).

(слайд 13)

Автору важно изобразить не столько внешнюю красоту простой русской крестьянки, сколько внутренний свет, струящийся из ее глаз, и тем яснее подчеркнуть свою мысль, высказанную публицистически прямо: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах со своей совестью». Поэтому даже после страшной гибели героини ее «лицо осталось целехонькое, спокойное, больше живое, чем мерт­вое».

— Много раз Александр Исаевич пытался заснять Матрену непринужденной, улыбающейся, но ничего не получалось. “Увидев на себе холодный взгляд объектива, Матрена принимала выражение или натянутое, или повышенно-суровое. Раз только запечатлел я, как она улыбается чему-то, глядя в окошко на улицу”.

— Фотография эта сохранилась. Такой ли вы представляли Матрену Васильевну? (слайд 14)

У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей”. Лучше Солженицына не скажешь. И в этом, наверное, есть главная загадка ее лица — в нем Совесть .

    Речь героини .

Зачитайте наиболее характер­ные высказывания героини. В чем особенность ее ре­чи? Как используются средства языкового расшире­ния для создания образа Матрены? Глубоко народный характер Матрены проявляется прежде всего в ее речи. Выразительность, яркую ин­дивидуальность придает ее языку обилие простореч­ной, диалектной лексики и архаизмов , диалект­ное формообразование . Солженицын наделяет свою геро­иню и даром языкотворчества, о чем свидетельству­ют ее изречения, напоминающие народные послови­цы («Не умемши, не варемши - как утрафишь?»), и многочисленные примеры народной этимологии: ду-ель (от дует), разведка (розетка), порция (порча), картонный суп. Так же глубоко народна и манера речи Мат­рены, то, как она выговаривает свои «доброжела­тельные слова». «Они начинались каким-то низким теплым мурчанием, как у бабушек в сказках».

5. Судьба Матрены

-Как проходит обычный день у Матрены? (Топила печь, доила козу, ходила за водой, варила, ходила за торфом, за ягодами, копала картофель заготовляла сено для козы)

-Что было в ее настоящей жизни, а чего не было? (Слайд 15)

-Что пришлось испытать Матрене в прошлом? (Слайд 16)

Как воспринимает Матрена свою судьбу? Обозлилась ли на этот мир Матрена, столь жестокий к ней ? (Но — удивительное дело! — не обозлилась на этот мир Матрена, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим, по-прежнему лучезарная улыбка просветляет ее лицо. )

В чем на­ходит спасение? Какое было у нее верное средство вернуть себе доброе расположение духа? Не так, как все, относится Матрена к работе: для нее это понятие синонимично радости, отдыху, лекарству от всех недугов. Никогда не была ей работа в тягость, “ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда”.

6. Отношение окружающих людей. — Как используют ее труд окружающие люди? Бескорыстно помогает она соседкам, искренне восхищаясь размерами чужой картошки. При этом окружающие охотно пользуются ее доб­ротой, никогда не просят, а просто констатируют факт: «Надо будет помочь колхозу»; «Завтра, Матре­на, придешь мне пособить».

— Как относятся к Матрене окружающие ее люди? Родные почти не появлялись в ее доме, опасаясь, по-видимому, что Матрена будет просить у них помощи. Все хором осуждали Матрену, что смешная она и глупая, на других бесплатно работающая. Золовка, признававшая за Матреной простоту и сердечность, говорила об этом “с презрительным сожалением”. Нещадно пользовались все Матрениной добротой и простодушием — и дружно осуждали ее за это. Вывод: Матрена Васильевна, кроме своей доброты и совести, не накопила других богатств. Она привыкла жить по законам человечности, уважения и честности.

4. Анализ 2 главы

— Прочитайте начало 2 главы и ответьте на вопрос: какие отношения сложились между Матреной и рассказчиком ? Рассказчик и Матрена живут настоящим, не бередят прошлого друг друга, не расспрашивают о нем.)

Образ Фаддея

Что разрушает эту тишину, привычный устой их взаимоотношений? — Найдите и прочитайте описание внешности Фаддея? др.-евр. — «похвала»

Какими красками нарисо­ван в рассказе Фаддей ? Какой “говорящий” эпитет характеризует этого героя?

Что движет Фаддеем? Как проявляется нравственная его пози­ция? Как ведет себя Фаддей, разбирая горницу?

— Корысть, жажда «захватить» участок для своей дочери застав­ляют его рушить дом, который он когда-то сам стро­ил. — Жизнь тоже по-своему была изломана бесчеловечными обстоятельст­вами, Фаддей, в отличие от Матрены, затаил злобу на судьбу, вымещая ее на своей жене и сыне. — Почти сле­пой старик, ломает избу своей бывшей невесты: «глаза… деловито поблески­вали», «ловко лазил», «живо суетился». -Жадность становится и причиной трагедии: вторые сани начали разваливаться на пере­езде, потому что «Фаддей для них лесу хорошего не дал». Бесчеловечность Фаддея особенно ярко прояв­ляется накануне похорон Матрены. Когда «дочь его трогалась разумом, над зятем висел суд, в собствен­ном доме лежал убитый им сын, на той же улице - убитая им женщина, которую он любил когда-то», Фаддей думал лишь о том, чтобы «спасти бревна гор­ницы от огня и от козней Матрениных сестер» — Но почему же тогда его любила Матрена? (В юности был совсем другой. В том, что к старости он изменился до неузнаваемости, есть некая доля вины и самой Матрены. И она это чувствовала, многое ему прощала. Ведь не дождалась с фронта – и обозлился Фаддей на весь мир, сгоняя всю свою обиду и злость на жене, второй Матрене)

7. Рассказ о прошлом Матрены

— Что мы узнаем о ее прошлом из уст самой Матрены?

— Рассказывая о своем прошлом, Матрена как бы заново переживает эти события. “Так в тот вечер открылась мне Матрена сполна. И как это бывает, связь и смысл ее жизни, едва став мне видимыми, — в тех же днях пришли и в движение”.

— Что изменило обычный образ жизни Матрены?

— Почему Матрене тяжело решиться отдать своей воспитаннице завещанную горницу при жизни? Почему “не спит она две ночи”, думая о горнице? Жалко ли ей горницы?

Матрене не жалко саму горницу; ломка дома воспринимается ею как ломка всей ее жизни .

Давайте выясним, какое значение для Матрёны Васильевны играет горница?
Какой ещё герой связан с этим словом?

Горница для Матрёны – это вся её жизнь, ведь она прожила здесь около 40 лет, но она отдаёт горницу для нуждающейся в ней Киры, тем самым обрекая себя на гибель, но по-другому она поступить не может. Зловещий чёрный старик Фаддей сразу понял, как можно сломить Матрёну. В этом есть какой-то мистический смысл, когда старик покушается именно на горницу.

(слайд 17)

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.Даля слово «горница» и «горний» рассматриваются как однокоренные, причём слово «горний» определяется как «высший, небесный, до мира духовного относящийся». Таким образом, захват горницы Матрёны можно расценить как посягательство на веру в небесное героини.

Гибель горницы на переезде приобретает символиче­ский смысл: оторвавшись от земли, на которой построена, лишившись хозяина, она гибнет, как гиб­нет человек, порвавший со своими корнями. Горькая судьба ожидает и избу Матрены. В ночь трагедии она изображена «выстуженной частым открыванием две­рей», погруженной во тьму и тишину: с гибелью Мат­рены из ее дома уходит тепло, свет и сама жизнь. Не осознавая этой духовной утраты, родственники хо­зяйки вынесли из опустевшей избы ее любимые фи­кусы, а саму избу до весны забили (как гроб), продолжая спо­рить, кому она достанется

Старуха

— Почему рассказчик чувствует, что события действительно закончатся трагически? Где автор уже успел подготовить нас именно к такому финалу? Попробуйте, ребята, поискать эти авторские “подсказки” для читателя .

(страх Матрены перед поездом; пропажа святой воды (плохое предзнаменование!) на Богоявление; исчезновение колченогой кошки.)

8 Интегрируемая часть

Раздел программы: Предупреждение употребления психоактивных веществ.

Содержание интегрируемой части: Социальные, психологические и физиологические последствия употребления психоактивных веществ. Юридическая и личная ответственность за распространение и употребление психоактивных веществ. Ожидаемый результат: Иметь сформированную точку зрения на алкоголизм как сложно излечимое заболевание

— И еще есть реальная причина случившейся трагедии. Какая? (УПОТРЕБЛЕНИЕ САМОГОНА)

— Как вы думаете, это оправдывает мужчин, смягчает их вину? (Усугубляет их вину)

— Как вы думаете, случилась бы трагедия, не будь они пьяными? (Конечно, нет)

— Что грозило Матрене за самогоноварение? («Но одно было ясно: что за самогонщину Матрене могут дать срок»)

— Как ПРИРОДА препятствует трагедии? Найдите в тексте эпизод разбушевавшейся метели. Как природа помогает понять внутреннее состояние героини? На Тальново опускается тьма, подобная той, которая накрыла землю во время казни Христа.

Почему погибает Матрена? (решила помочь мужикам)

Какой символический смысл имеет гибель Матрёны Васильевны под покровом ночного мрака?

У наших предков понятие о ночной тьме («мрак») сближалось с идеей смерти; слово «мрак» было родственно по корню со словом «мор». Именно из ночного мрака выныривает страшное в своей безжалостности существо – паровоз, поезд, которого Матрёна очень боится.

Образ паровоза имеет символический смысл. Его можно рассматривать по-разному: это и технический прогресс, который прошелся по России, это и символ коммунизма, промчавшийся через христианскую жизнь миллионов покалеченных судеб русского народа.

Анализ 3 части

Можно ли утверждать, что отрицательным героем является только Фаддей? Но самое главное, что Фаддей был в деревне такой не один.

— Проследим за поведением людей, собравшихся на похоронах Матрены. (зачитать)

— Каким добром живёт Матрёна, каким – Фаддей и ему подобные? Почему слово добро автор выделяет курсивом?

(Добро для Матрёны – всё духовное: неспособность к злу, лю­бовь и сострадание ;

добро для Фаддея – всё вещественное: личное имущество, пожитки, вещи.

В этой подмене понятий видит Солженицын сущность того духовного кризиса, кото­рый поразил Россию.

Зачитаем концовку рассказа. В чем признается Автор? , что и он так до конца ее и не понял. И лишь смерть раскрыла перед ним величественный и трагический образ Матрены. И рассказ — это своего рода авторское покаяние , горькое раскаяние за нравственную слепоту всех окружающих, включая и его самого. Он преклоняет голову перед человеком большой бескорыстной души. С уходом Матрены уходит из жизни что-то ценное и важное…

Солженицын помог нам увидеть в простой русской женщине великую душу, увидеть праведницу. (слайд 18)

Самостоятельная работа в парах (слайд 19)

Что сопровождает жизнь праведника и грешника? (учащиеся составляют таблицу, проверка на слайде)

СМЫСЛ ЗАГЛАВИЯ — В чем по-вашему, ребята, заключается рассказа “Матренин двор”? Матрёнин двор – это некий остров посреди океана лжи, который хранит сокровища народного духа.

— Сопоставляя эпизоды, изобра­жающие этот широкий мир, мы убеждаемся, что ос­новой отношений в нем становится ложь.

Лжет пред­седатель колхоза, вовремя запасшийся торфом и не продающий его жителям, -лжет его коллега Горшков, вырубивший под корень гектары леса и получивший звание Героя, лжет трест, показывающий в сводках обильную добычу торфа, -лжет руководство железной дороги, не продающее билеты в пустые вагоны, -лжет школа, борющаяся за высокий процент успеваемос­ти, — лжет тракторист, уводящий трактор «тайком для левой», лжет сапожник, всю войну прятавшийся у матери в подполье, — наконец, лжет государство, кото­рое «сегодня, вишь, дало, а завтра отымет». — Лжет сам язык этого государства, заменяющий исконно русские, запечатлевшие правду народной жизни на­звания деревень языковыми монстрами, вроде «Торфопродукта».

Этому миру лжи и противопоставлен Матренин двор. Здесь все правда. Даже о шуршании тараканов автор говорит, что «в нем не было лжи».

Вывод: Матренин двор — это есть Матренин мир — особый мир праведника. Мир духовности, добра, милосердия, о котором писали еще Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой. В кульминации рассказа Матрёнин двор, двор бескорыстия, праведности, разрушается, и в рассказе это обретает символический смысл. Избяная, деревянная Россия сталкивается с железным XX веком, с железной хваткой корысти, и рассыпается она по брёвнышку.

Гибель Матрёны, разрушение её двора и избы – грозное предупреждение о катастрофе, которая может случиться с обществом, утратившим нравственные ориентиры. — Финал горек. Но означает ли это, что автор не оставляет никакой надежды? Жизненная правда Матрены проникнет и сохранится в душе ее последователя – Игнатича.

(слайд 20) Поэтому несколько оптимистично звучание трагической концовки рассказа: “Все мы жили рядом с ней и не поняли, что она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша ”.. Он остается праведником в селе, а значит, есть надежда на будущее, возрождение добра и справедливости. Видимо, с этими надеждами было связано первоначальное название рассказа – «Не стоит село без праведника».

Послушаем прекрасное стихотворение Булата Окуджавы (читает ученица.)

В нашей жизни, прекрасной и странной,
и короткой, как росчерк пера,
над дымящейся свежею раной призадуматься, право, пора.
Призадуматься и присмотреться,
поразмыслить, покуда живой,
что там кроется в сумерках сердца,
в самой черной его кладовой.
Пусть твердят, что дела твои плохи,
но пора научиться, пора
не вымаливать жалкие крохи
милосердия, правды, добра.
Но пред ликом суровой эпохи,
что по-своему тоже права,
не выжуливать жалкие крохи,
а творить, засучив рукава.

— Жизнеспособны ли, по вашему мне­нию, сегодня нравственные принципы, утверждае­мые А. И. Солженицыным?

— Сегодня, когда взаимная ненависть, озлобление, отчуждение достигли ужасающих размеров, сама мысль о том, что в наше неспокойное время возможны подобные люди, покажется некоторым абсурдной. Тем не менее это так. И я никогда не соглашусь с утверждением, что русский человек за последние десятилетия нравственно выродился и совершенно утратил присущую ему некогда духовную самобытность. Да к тому же если бы это было так, то разве сохранились бы в нашей литературе странные люди, блаженные, праведники, не подмятые, не сломленные ни системой, ни идеологией?

Вывод: Жизнь и судьба каждого из них являются для нас настоящими уроками жизни — уроками добра, совести и человечности. 9. Домашнее задание: письменно ответить на вопрос (на выбор) (слайд 21) — О чем заставил меня задуматься рассказ А. И. Солженицына “Матренин двор”? — Как вы думаете, нужны ли праведники в нашей жизни?

Тема урока : Александр Исаевич Солженицын.

Анализ рассказа «Матренин двор».

Цель урока: попытаться понять, каким видится писателю феномен «простого человека», разобраться в философском смысле рассказа.

Ход урока:

  1. Слово учителя.

История создания.

Рассказ «Матренин двор» написан в 1959 году, опубликован в 1964. «Матренин двор» - произведение автобиографическое и достоверное. Исходное название – «Не стоит село без праведника». Напечатан в «Новом мире», 1963, №1.

Это рассказ о той ситуации, в которой он оказался, вернувшись «из пыльной горячей пустыни», то есть из лагеря. Ему хотелось «затеряться в России», найти «тихий уголок России». Бывший лагерник мог наняться только на тяжелые работы, он же хотел учительствовать. После реабилитации в 1957 году С. некоторое время работал учителем физики во Владимирской области, жил в деревне Мильцево у крестьянки Матрены Васильевны Захаровой.

2. Беседа по рассказу.

1) Имя героини.

- У кого из русских писателей 19 – го века главная героиня носила такое же имя? С какими женскими образами в русской литературе вы могли бы сопоставить героиню рассказа?

(Ответ: имя героини Солженицына вызывает в памяти образ Матрёны Тимофеевны Корчагиной, а так же образы других некрасовских женщин – тружениц: так же как и они, героиня рассказа «ко всякой работе ловка, приходилось ей и коня на скаку останавливать, и в горящую избу входить». Нет в её внешности ничего от величавой славянки, не назовёшь её красавицей. Она скромна и не приметна.)

2) Портрет .

- Есть ли в рассказе развёрнутый портрет героини? На каких портретных деталях сосредоточено внимание писателя?

(Ответ: Солженицын не даёт развёрнутого портрета Матрёны. Из главы в главу повторяется чаще всего лишь одна деталь – улыбка: «лучезарная улыбка», «улыбка её кругловатого лица», «улыбалась чему-то», «извиняющаяся полуулыбка». Автором важно изобразить не столько внешнюю красоту простой русской крестьянки, сколько внутренний свет, струящийся из её глаз, и тем яснее подчеркнуть свою мысль, высказанную прямо: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах со своей совестью». Поэтому после страшной гибели героини её лицо осталось целёхонькая, спокойная, больше живое, чем мёртвое.)

3) Речь героини.

Выпишите наиболее характерные высказывания героини. В чём особенности её речи?

(Ответ: Глубоко народный характер Матрены проявляется, прежде всего в её речи. Выразительность, яркую индивидуальность предаёт её языку обилие просторечный, диалектной лексики и архаизмом (2 – дни приспею, к ужоткому, любота, летось обапол, пособить, неуладкой ). Так выговаривали все в деревне. Так же глубоко народно и манеры речи Матрёны, то, как она выговаривает свои «доброжелательные слова». «Они начинались каким – то низким, тёплым мурчанием, как у бабушек в сказках».

4) Быт Матрёны.

- Какие художественные детали создают картину быта Матрёны? Как предметы быта связано с духовным миром героини?

(Ответ: Внешне быт Матрёны поражает своей неустроенностью («в запущи она живёт») Всё её богатство фикусы, колченогая кошка, коза, мышьи тараканы, пальто, перешитое из железнодорожной шинели. Всё это свидетельствует о бедности Матрёны, проработавшей всю жизнь, но лишь с великим трудом выхлопотавшей себе крохотную пенсию. Но важно ещё и другое: эти скупые бытовые детали раскрывают её особый мир. Не случайно у фикуса говорится: «Они заполняли одиночество хозяйки. Они разрослись привольно…» - а шуршание тараканов сравнивается с далёким шумом океана. Кажется, сама природа живёт в доме Матрёны, всё живое тянется к ней).

5) Судьба Матрёны.

Восстановите историю жизни Матрёны? Как воспринимает Матрена свою судьбу? Какую роль в её жизни играет работа?

(Ответ: События рассказа ограничены чёткими временными рамками: лето-зима 1956 года. Восстанавливая судьбу героини, её жизненные драмы, личные беды, так или иначе, связаны с поворотами истории: С первой мировой войной, на которой попал в плен Фаддей, с Великой Отечественной, с которой не вернулся муж, с колхозом, которой выжил из неё все силы и оставил её без средств к существованию. Её судьба – частица судьбы всего народа.

И сегодня бесчеловечная система не отпускает Матрену: её оставили без пенсии, и она вынуждена целые дни тратить на добывание различных справок; ей не продают торфа, заставляя воровать, да ещё по доносу ходят с обыском; новый председатель обрезал всем инвалидам огороды; коровы завести невозможно, так как косить ни где не разрешают; даже билеты на поезд и те не продают. Матрена ощущает не справедливость, но она не держит зла на судьбу и на людей. «У неё было верное средство вернуть доброе расположение духа - работа». Не получая ничего за свою работу, она по первому зову идёт помогать соседям, колхозу. Окружающие охотно пользуются её добротой. Сами же односельчане и родственники не только не помогают Матрене, но и стараются вообще не появляться в её доме, боясь, что она попросит о помощи. Всем и каждому Матрена остаётся в своей деревне абсолютно одинокой.

6) Образ Матрены среди родственников.

Какими красками нарисованное в рассказе Фаддей Миронович и родня Матрёны? Как ведёт себя Фаддей, разбирая горницу? В чём состоит конфликт рассказа?

(Ответ: Главной героине противопоставлен в рассказе брат её покойного мужа, Фаддей. Рисуя его портрет, Солженицын семь раз повторяет эпитет «чёрный». Человек, чья жизнь по своему была изломана бесчеловечными обстоятельствами, Фаддей, в отличие от Матрены, затаил злобу на судьбу, вымещая её на своей жене и сыне. Почти слепой старик, оживляется, когда наседает на Матрену по поводу горницы, и затем, когда ломает избу своей бывшей невесты. Корысть, жажда захватить участок для своей дочери заставляют его рушить дом, который он когда-то сам строил. Бесчеловечность Фаддея особенно ярко проявляется накануне похорон Матрены. На поминки Матрены Фаддей вовсе не пришёл. Но самое главное, что Фаддей был в деревне, что Фаддей был в деревне такой не один. На поминках о самой Матрене никто не говорит.

Событийный конфликт в рассказе почти отсутствует, ибо сам характер Матрены исключает конфликтные отношения с людьми. Для неё добро – неспособность к злу, любовь и сострадание. В этой подмене понятий видит Солженицын сущность того духовного кризиса, который поразил Россию.

7) Трагедия Матрены.

Какие приметы предвещают гибель героини?

(Ответ: С самых первых строк автор готовит нас к трагической развязке судьбу Матрены. Её гибель предвещают и пропажа котелка с освящённой водой и исчезновение кошки. Для родни и соседи гибель Матрены – лишь повод позлословить о ней до возможность поживиться её не хитрым добром, для рассказчика – это гибель родного человека и разрушение целого мира, мира той народной правды, без которой не стоит русская земля)

8) Образ рассказчика.

Что общего в судьбе рассказчика и Матрены?

(Ответ: Рассказчик – человек трудной семьи, за плечами которого война и лагерь. Поэтому он теряется в тихом углу России. И только в избе Матрены герой ощутил нечто родственное своему сердцу. И одинокая Матрена почувствовала доверие к своему постояльцу. Только ему рассказывает она о своем горьком прошлом, только ей откроет он, что много провёл тюрьме. Героев роднит и драматизм их судьбы, и многие жизненные принципы. Особенно их родство сказывается в речи. И только смерть хозяйки заставила рассказчика постичь её духовную сущность, потому так сильно звучит в финале рассказа мотив покаяния.

9)- Какова тема рассказа?

(Ответ: Главная тема рассказа - «чем люди живы».

Почему судьба старой крестьянки, рассказанная на немногих страницах, представляет для нас такой интерес?

(Ответ: Эта женщина неначитанная, малограмотная, простая труженица. Пережить то, что пришлось пережить Матрене Васильевне, и остаться человеком бескорыстным, открытым, деликатным, отзывчивым, не озлобиться на судьбу и людей, сохранить до старости свою «лучезарную улыбку» - какие же душевные силы нужны для этого!

10) –Каков символический смысл рассказа «Матренин двор»?

(Ответ: Многие символы С. связаны с христианской символикой: образы – символы крестного пути, праведника, мученика. Прямо на это указывает первое название «Матренина двора». Да и само название носит обобщающий характер. Двор, дом Матрены – то пристанище, которое обретает рассказчик после долгих лет лагерей и бездомья. В судьбе дома как бы повторена, предсказана судьба его хозяйки. Сорок лет прошли здесь. В этом доме она пережила две войны – германскую и отечественную, смерть шестерых детей, которые погибали в младенчестве, потерю мужа, к-й на войне пропал без вести. Ветшает дом – стареет хозяйка. Дом разбирают, как человека – «по ребрышкам». Погибает Матрена вместе с горницей. С частью своего дома. Погибает хозяйка – окончательно разрушается дом. Избу Матрены до весны забили, словно гроб, - похоронили.

Вывод:

Праведница Матрена – нравственный идеал писателя, на котором, по его мнению, должна основываться жизнь общества.

Народная мудрость, вынесенная писателем в первоначальное название рассказа, точно передаёт эту авторскую мысль. Матрёнин двор – некий остров посреди океана лжи, которая хранит сокровище народного духа. Гибель Матрены, разрушение её двора и избы – грозное предупреждение о катастрофе, которая может случиться с обществом, утратившим нравственные ориентиры. Однако, не смотря на весь трагизм произведения, рассказ проникнут авторской верой в жизнестойкость России. Источник этой жизнестойкости Солженицын видит не в политической системе, не в государственной власти, не в силе оружия, а в простых сердцах никем не замечаемых, унижаемых, чаще всего одиноких праведников, противостоящих миру лжи.)


«Матренин двор » анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

«Не стоит село без праведника» — таково первоначальное на-звание рассказа. Рассказ перекликается со многими произведе-ниями русской классической литературы. Солженицын как будто переносит какого-либо из героев Лескова в историческую эпоху XX века, послевоенное время. И тем драматичнее, трагичнее ви-дится судьба Матрены посреди этой обстановки.

Жизнь Матрены Васильевны, казалось бы, обычная. Она всю ее посвятила труду, самозабвенному и тяжелому труду кресть-янскому. Когда началось строительство колхозов, она пошла и туда, но из-за болезни ее оттуда выпустили и теперь уже при-влекали тогда, когда отказывались другие. И работала она не за деньги, денег никогда не брала. Уже потом, после ее смерти, ее золовка, у которой поселился рассказчик, будет зло вспоминать, а точнее припоминать ей эту ее странность.

Но так ли уж проста судьба Матрены? А кто знает, каково это — полюбить человека и, не дождавшись его, выйти замуж за другого, нелюбимого, а потом увидеть своего суженого через не-сколько месяцев после свадьбы? И каково потом жить с ним бок о бок, видеть его каждый день, чувствовать на себе вину за несложившуюся его и свою жизнь? Муж не любил ее. Она родила ему шестерых детей, но ни один из них не выжил. И ей пришлось взять на воспитание дочь своего любимого, но уже чужого. Сколько душевного тепла и доброты накопилось в ней, столько она и вло-жила в свою приемную дочь Киру. Пережила Матрена так много, но не утратила того внутреннего света, которым светились ее глаза, отливала улыбка. Она ни на кого не держала зла и только огорчалась, когда ее обижали. Она не сердится на своих сестер,появившихся только тогда, когда все в ее жизни уже стало бла-гополучно. Она живет тем, что есть. А потому не накопила за свою жизнь ничего, кроме двухсот рублей на похороны.

Переломным моментом в ее жизни стало то, что у нее хотели увезти горницу. Не было ей жалко добра, она никогда о нем не жалела. Страшно ей было подумать, что будут ломать ее дом, в котором вся ее жизнь пролетела как один миг. Сорок лет прове-ла она здесь, перенесла и две войны, революцию, отголосками пролетевшую. И для нее сломать и забрать ее горницу — значит разломать и разрушить ее жизнь. Для нее это был конец. Не слу-чаен и реальный финал романа. Человеческая жадность губит Матрену. Больно слышать слова автора о том, что Фаддей, из-за чьей алчности и началось дело, в день смерти и потом уже похо-рон Матрены только и думает об оставленном срубе. Он не жалеет ее, не плачет по той, кого так горячо любил когда-то.

Солженицын показывает ту эпоху, когда с ног на голову пере-вернулись жизненные устои, когда собственность стала предме-том и целью жизни. Автор не зря задается вопросом, почему вещи называют «добром», ведь это по сути дела зло, причем страшное. Матрена понимала это. Она не гналась за нарядами, одевалась по- деревенски. Матрена — это то воплощение истинной народной нравственности, нравственности общечеловеческой, на которой весь мир держится.

Так и осталась Матрена не понятой никем, никем не оплакан-ной по-настоящему. Только Кира одна плакала не по обычаям, а от души. Опасались за ее рассудок.

Рассказ мастерски написан. Солженицын — мастер предмет-ной детализации. Из мелких и, казалось бы, незначительных де-талей выстраивается у него особый объемный мир. Этот мир зрим и ощутим. Этот мир — Россия. Мы можем с точностью сказать, в какой точке страны находится деревня Тальново, но мы пре-красно понимаем, что в этой деревне — вся Россия. Солженицын соединяет общее и частное и заключает это в единый художе-ственный образ.

План

  1. Рассказчик устраивается учителем в Тальново. Поселяется у Матрены Васильевны.
  2. Постепенно рассказчик узнает о ее прошлом.
  3. Фаддей приходит к Матрене. Он хлопочет за горницу, что Матрена обещала Кире, его дочери, воспитанной Мат-реной.
  4. При перевозе сруба через железнодорожные пути Матре-на, ее племянник и муж Киры погибают.
  5. Из-за избы и имущества Матрены долго идут споры. А рас-сказчик переезжает к ее золовке.

А. Н. Солженицын, вернувшись из ссылки, работал в мильцевской школе учителем. Жил на квартире у Матрены Васильевны Захаровой. Все события, описанные автором, были реальными. В рассказе Солженицына «Матренин двор» описана нелегкая доля колхозной русской деревеньки. Предлагаем для ознакомления анализ рассказа по плану, данные сведения могут быть использованы для работы на уроках литературы в 9 классе, а также при подготовке к ЕГЭ.

Краткий анализ

Год написания – 1959 г.

История создания – Работу над своим произведением, посвященном проблемам русской деревни, писатель начал летом 1959 года на побережье Крыма, где гостил у своих друзей по ссылке. Остерегаясь цензуры, название «Не стоит село без праведника», было рекомендовано изменить, и по совету Твардовского, рассказ писателя назвали «Матренин двор».

Тема – Главной темой этого произведения является жизнь и быт русской глубинки, проблематика отношений простого человека с властью, нравственные проблемы.

Композиция – Повествование идет от имени рассказчика, как бы глазами стороннего наблюдателя. Особенности композиции позволяют понять самую суть рассказа, где герои придут к осознанию того, что смысл жизни не только (и не столько) в обогащении, материальных ценностях, а в ценностях нравственных, и эта проблема является общечеловеческой, а не отдельно взятой деревни.

Жанр – Жанр произведения определяется, как «монументальный рассказ».

Направление – Реализм.

История создания

Рассказ писателя автобиографичен, он, действительно, после ссылки учительствовал в деревушке Мильцево, которая в рассказе названа Тальново, и снимал комнату у Захаровой Матрены Васильевны. В своем небольшом рассказе писатель отобразил не только судьбу одного героя, но и все эпохальную идею становления страны, все его проблемы и нравственные принципы.

Сам смысл названия «Матренин двор» является отображением основной мысли произведения, где рамки ее двора раздвигаются до масштабов целой страны, и идея нравственности превращается в общечеловеческие проблемы. Отсюда можно сделать вывод, что история создания «Матрениного двора», заключает в себя не отдельную деревню, а историю создания нового взгляда на жизнь, и на власть, управляющую народом.

Тема

Проведя в «Матренином дворе» анализ произведения, необходимо определить главную тему рассказа, выяснить, чему учит автобиографическое сочинение не только самого автора, но, по большому счету, и всей страны.

Глубоко освещена жизнь и труд русского народа, его отношение с властью. Человек трудится всю свою жизнь, теряя в работе свою личную жизнь, интересы. Свое здоровье, в конце концов, не получая ничего. На примере Матрены показано, что она трудилась всю свою жизнь, не имея никаких официальных документов о своем труде, и не заработала даже пенсию.

Все последние месяцы ее существования ушли на то, чтобы собирать разные бумажки, а волокита и бюрократизм властей еще привел и к тому, что одну и ту же бумажку надо сходить получить не один раз. Равнодушные люди, сидящие за столами в конторах, могут легко поставить не ту печать, подпись, штамп, их не волнуют проблемы людей. Вот и Матрена, чтобы добиться пенсии, не единожды обходит все инстанции, кое-как добившись результата.

Жители деревни думают лишь о собственном обогащении, для них не существует нравственных ценностей. Фаддей Миронович, брат ее мужа, заставил Матрену при жизни отдать обещанную часть дома ее приемной дочери, Кире. Матрена согласилась, и, когда от жадности, двое саней подцепили к одному трактору, повозка попала под поезд, и погибла Матрена вместе с племянником и трактористом. Алчность людская превыше всего, в тот же вечер, единственная ее подруга, тетя Маша, пришла к ней в дом, забрать обещанную ей вещицу, пока не растащили родные сестры Матрены.

И Фаддей Миронович, у которого в доме тоже стоял гроб с покойным сыном, до похорон все-таки успел свозить бревна, брошенные на переезде, и не пришел даже отдать дань памяти женщине, погибшей страшной смертью из-за его неуемной жадности. Родные сестры Матрены, первым делом, забрали ее похоронные деньги, и начали делить остатки дома, поплакав над гробом сестры не от горя и сочувствия, а потому, что так положено.

Фактически, по-человечески, никто не пожалел Матрену. Алчность и жадность ослепила односельчанам глаза, и люди никогда не поймут Матрену, что своим духовным развитием женщина стоит от них на недосягаемой высоте. Она – настоящая праведница.

Композиция

События того времени описаны от лица постороннего человека, квартиранта, жившего в доме Матрены.

Рассказчик начинает свое повествование с того времени, как он искал работу учителя, стараясь найти для жительства глухую деревушку. По воле судьбы, попал он в деревню, где жила Матрена, и определился к ней на постой.

Во второй части , рассказчик описывает нелегкую судьбу Матрены, с самой юности не видевший счастья. Тяжелой была ее жизнь, в повседневных трудах и заботах. Всех своих родившихся шестерых детей ей пришлось схоронить. Много мук и горя вытерпела Матрена, но не озлобилась, и не очерствела ее душа. Она все так же трудолюбива и бескорыстна, доброжелательна и миролюбива. Она никогда и никого не осуждает, ко всем относится ровно и с добром, по – прежнему, трудится на своем подворье. Погибла, стараясь помочь своим родственникам перевести свою же часть дома.

В третьей части , рассказчик описывает события после смерти Матрены, все то же бездушие людей, близких и родных женщины, которые после смерти женщины, налетели, как вороны, на остатки ее двора, стараясь побыстрее все растащить и разграбить, осуждая Матрену за ее праведную жизнь.

Главные герои

Жанр

Публикация «Матрениного двора» вызвала много споров среди советских критиков. Твардовский в своих заметках писал, что Солженицын – единственный писатель, выражающий свое мнение без оглядки на власть и мнение критиков.

Все однозначно пришли к мнению, что произведение писателя относится к «монументальному рассказу» , настолько в высоком духовном жанре дано описание простой русской женщины, олицетворяющей собой общечеловеческие ценности.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 1601.

АНАЛИЗ РАССКАЗА А.И.СОЛЖЕНИЦЫНА «МАТРЕНИН ДВОР»

Цель урока: попытаться понять, каким видится писателю феномен «простого человека» , разобраться в философском смысле рассказа.

Методические приемы: аналитическая беседа, сопоставление текстов.

ХОД УРОКА

1.Слово учителя

Рассказ «Матренин двор», как и «Один день Ивана Денисовича», написан в 1959 году, а опубликован в 1964 году. «Матренин двор» - произведение автобиографическое. Это рассказ Солженицына о той ситуации, в которой он оказался, вернувшись «из пыльной горячей пустыни», то есть из лагеря. Ему «хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России», найти «тихий уголок России подальше от железных дорог». Бывший лагерник мог наняться только на тяжелые работы, он же хотел учительствовать. После реабилитации в 1957 году Солженицын некоторое время работал учителем физики во Владимирской области, жил в деревне Мильцево у крестьянки Матрены Васильевны Захаровой (там он закончил первую редакцию «В круге первом»). Рассказ «Матренин двор» выходит за рамки обычных воспоминаний, а приобретает глубокое значение, признан классикой. Его называли «блистательным», «подлинно гениальным произведением». Попробуем разобраться в феномене этого рассказа.

П. Проверка домашнего задания.

Сопоставим рассказы «Матренин двор» и «Один день Ивана Денисовича».

Оба рассказа являются этапами осмысления писателем феномена «простого человека», носителя массового сознания. Герои обоих рассказов – «простые люди», жертвы обездушивающего мира. Но отношение к героям разное. Первый назывался «Не стоит село без праведника», а второй – Щ-854» (Один день одного зека)». «Праведник» и «зек» - это разные оценки. То, что Матрене предстает как «высокое» (ее извиняющая улыбка перед грозной председательшей, ее уступчивость перед наглым напором родни), в поведении Ивана Денисовича обозначается «подработать», «богатому бригаднику подать сухие валенки прямо на койку», «пробежать по каптеркам, где кому надо услужить, подмести или поднести что-нибудь». Матрена изображена как святая: «Только грехов у нее было меньше, чем у ее колченогой кошки. Та – мышей душила…». Иван Денисович – обычный человек с грехами и недостатками. Матрена не от мира сего. Шухов – свой в мире ГУЛАГа, почти обжился в нем, изучил его законы, выработал массу приспособлений для выживания. За 8 лет отсидки он сросся с лагерем: «Уж сам он не знал, хотел он воли или нет», приспособился: «Это как положено – один работает, один смотрит»; «Работа – она как палка, конца в ней два: для людей делаешь – качество дай, для дурака делаешь – дай показуху». Правда, удалось ему не потерять своего человеческого достоинства, не опуститься до положения»фитиля», что вылизывает миски.

Сам Иван Денисович не осознает окружающего абсурда, не отдает себе отчета в ужасе своего существования. Он покорно и терпеливо несет свой крест, как и Матрена Васильевна.

Но терпение героини сродни терпению святой.

В «Матренином дворе» образ героини дается в восприятии рассказчика, он оценивает ее как праведницу. В «Одном дне Ивана Денисовича» мир видится только глазами героя, оценивается им самим. Оценивает происходящее и читатель и не может не ужаснуться, не испытать потрясения описания «почти счастливого» дня.

Как раскрывается характер героини в рассказе?

Какова тема рассказа?

Матрена не от мира сего; мир, окружающие осуждают ее: « и нечистоплотная она была; и за обзаводом не гналась; и не бережная; и даже поросенка не держала, выкармливать почему-то не любила; и, глупая, помогала чужим людям бесплатно…».

В общем, живет «в запущи». Бедность Матрены смотри из всех углов: «Многие годы ниоткуда не зарабатывала Матрена Васильевна ни рубля. Потому что пенсии ей не платили. Родные помогали ей мало. А в колхозе она работала не за деньги – за палочки. За палочки трудодней в замусоренной книжке учетчика».

Но рассказ не только о страданиях, бедах, несправедливости, выпавшей на долю русской женщины. А.Т.Твардовский писал об этом так: «Почему судьба старой крестьянки, рассказанная на немногих страницах, представляет для нас такой большой интерес? Эта женщина неначитанная, малограмотная, простая труженица. И, однако, ее душевный мир наделен таким качеством, что мы с ней беседуем, как с Анной Карениной». Солженицын отвечал на это Твардовскому: «Вы указали самую суть – на женщину любящую и страдающую, тогда как вся критика рыскала все время поверху, сравнивая тальновский колхоз и соседние». Писатели выходят на главную тему рассказа – «чем люди живы». Пережить то, что пришлось пережить Матрене Васильевне, и остаться человеком бескорыстным, открытым, деликатным, отзывчивым, не озлобиться на судьбу и людей, сохранить до старости свою « лучезарную улыбку» - какие же душевные силы нужны для этого!

Движение сюжета направлено на постижение тайны характера главной героини. Матрена раскрывается не столько в обыденном настоящем, сколько в прошлом. Вспоминая свою молодость, она рассказывает: «Это ты меня прежде не видал, Игнатич. Все мешки мои были, по пять пудов тяжелью не считала. Свекор кричал: «Матрена, Спину сломаешь!» Ко мне дивирь не подходил, чтоб мой конец бревна на передок подсадить» Оказывается, Матрена когда-то была молодой, сильной, красивой, из тех некрасовских крестьянок, что «коня на скаку остановят»: «Раз конь с испугу сани понес на озеро, мужики отскакали, а я, правда, за узду схватила, остановили…» И в последний миг своей жизни она кинулась «пособлять мужикам» на переезде – и погибла.

И совсем с неожиданной стороны раскрывается Матрена, когда рассказывает о своей любви: «в первый раз совсем по-новому увидел Матрену», «В то лето… ходили мы с ним в рощу сидеть,- прошептала она. – Тут роща была… Без малого не вышла, Игнатич. Война германская началась. Взяли Фаддея на войну… Пошел он на войну – пропал… Три года затаилась я, ждала. И не весточки, и ни косточки…

Обвязанное старческим слинявшим платочком, смотрело на меня в непрямых мягких отсветах лампы круглое лицо Матрены – как будто освобожденное от морщин, от будничного небрежного наряда – испуганное, девичье, перед страшным выбором».

Эти лирические, светлые строки раскрывают обаяние, душевную красоту, глубину переживаний Матрены. Внешне ничем не примечательная, сдержанная, нетребовательная, Матрена оказывается необыкновенным, душевным, чистым, открытым человеком. Тем острее чувство вины, которое испытывает рассказчик: « Нет Матрены. Убит родной человек. И в день последний я укорил ее телогрейку». «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша». Завершающие слова рассказа возвращают к первоначальному названию- «Не стоит село без праведника» и наполняют рассказ о крестьянке Матрене глубоким обобщающим, философским смыслом.

Каков символический смысл рассказа «Матренин двор»?

Многие символы Солженицына связаны с христианской символикой, образы-символы крестного пути, праведника, мученика. Прямо на это указывает первое название «Матренина двора2. Да и само название «Матренин двор» носит обобщающий характер. Двор, дом Матрены – то пристанище, которое обретает, наконец в поисках «нутряной России» рассказчик после долгих лет лагерей и бездомья: « Милей это места мне не приглянулось во всей деревне». Символическое уподобление Дома России традиционно, ведь структура дома уподоблена структуре мира. В судьбе дома как бы повторена, предсказана судьба его хозяйки. Сорок лет прошли здесь. В этом доме она пережила две войны – германскую и Отечественную, смерть шестерых детей, которые погибали во младенчестве, потерю мужа, который на войне пропал без вести. Ветшает дом – стареет хозяйка. Дом разбирают, как человека – «по ребрышкам», и « все показывало, что ломатели – не строители и не предполагают, чтобы Матрене еще долго пришлось здесь жить».

Словно противится разрушению дома сама природа – сначала долгая метель, непомерные сугробы, потом оттепель, сырые туманы, ручьи. И в том, что святая вода у Матрены необъяснимо пропала, видится дурное предзнаменование. Погибает Матрена вместе с горницей,с частью своего дома. Погибает хозяйка – окончательно разрушается дом. Избу Матрены до весны забили, словно гроб, - похоронили.

Символический характер носит и страх Матрены перед железной дорогой, ведь именно поезд, символ враждебного крестьянской жизни мира, цивилизации, расплющит и горницу, и саму Матрену.

Ш. СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Праведница Матрена – нравственный идеал писателя, на котором, по его мнению должна основываться жизнь общества. По Солженицыну, смысл земного существования – не в благоденствии, а в развитии души». С этой идеей связано понимание писателя роли литературы, ее связи с христианской традицией. Солженицын продолжает одну из главных традиций русской литературы, согласно которой писатель видит свое назначение в проповедовании истины, духовности, убежден в необходимости ставить «вечные» вопросы и искать на них ответ. Об этом он говорил в своей Нобелевской лекции: «В русской литературе издавна вроднились нам представления, что писатель может много в своем народе – и должен… Однажды взявшись за слово, уже потом никогда не уклониться: писатель – не посторонний судья своим соотечественникам и современникам, он – совиновник во всем зле, совершенном у него на родине или его народом».

Лучшие статьи по теме