Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Смартфоны
  • Таблица русская литература 18 века и классицизм. Русская литература XVIII века – общая характеристика

Таблица русская литература 18 века и классицизм. Русская литература XVIII века – общая характеристика

Исследователь литературы XVIII века доктор филологических наук, профессор В. И. Федоров называет четыре периода:

«I период - литература петровского времени. Она еще носит переходный характер. Основная особенность - интенсивный процесс „обмирщения“ (т. е. замены литературы религиозной литературой светской).

II период (1730-1750) характеризуется формированием классицизма, созданием новой жанровой системы, углубленной разработкой литературного языка.

III период (1760-е - первая половина 70-х годов) - дальнейшая эволюция классицизма, расцвет сатиры , появление предпосылок к зарождению сентиментализма.

IV период (последняя четверть века) - начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, усиление реалистических тенденций».

В небольшой беседе учитель может рассказать о каждом из периодов. В данном случае интересны , бытовавшие в те годы, особенности этих жанров и девятиклассникам нужно запомнить хотя бы два или три имени писателей. Например, можно сказать, что в первый период разрабатывалось новое решение проблемы личности; главными жанрами были и первая издававшаяся газета «Ведомости», и ораторская проза, и политические трактаты («Рассуждение...» П. Шафирова, «Духовный регламент» и «Правда воли монаршей» Феофана Прокоповича, проповеди, направленные против реформ Петра I, Михаила Авраамова, Стефана Яворского), появились учебники («Арифметика, сиречь наука числительная» Л. Магницкого), появляется драматургия («комедийная хоромина» на Красной площади, школьный театр ). Интересно, как отмечают исследователи, что Петр I хотел, чтобы шли пьесы трогательные, но «без этой любви, которую всюду вклеивают». Появилось много переводных пьес (комедии Мольера «О докторе битом», «Амфитрион»). Лучшей пьесой школьной драматургии считалась трагикомедия Феофана Прокоповича «Владимир». Герой пьесы Прокоповича прославляется как реформатор. Богатым оказалось и стихотворство этого периода (Д. Ростовский, Ф. Прокопович и др.).

Особое значение приобрел жанр повести («гистории») - «Гистория о российском кавалере Александре», «Гистория о российском матросе Василии Кориотском и о прекрасной королевне Ираклии Флоренской земли». Для всех произведений характерны языковая пестрота, варваризмы, славянизмы.

Наиболее яркой фигурой, одним из самых образованных людей этого периода был Ф. Прокопович («Поэтика», «Риторика»), ясно сформулировавший свои художественно-эстетические взгляды. Он считал, что поэзия должна учить не только рядовых граждан, но и самих правителей. Известно, что «Поэтика» Прокоповича была изучена Ломоносовым в рукописном виде, а опубликована она была только в 1786 году.

Важно подчеркнуть в рассказе и оценку В. Г. Белинского о Кантемире: он «первым свел поэзию с жизнью».

Другое значительное имя этого периода - В. К. Тредиаковский (1703-1769), автор произведений «Стихи похвальные Парижу» и «Стихи похвальные России», «Элегия о смерти Петра Великого». Его вклад в развитие русской литературы и формирование классицизма, как считают литературоведы, начинается с публикации «Езды в остров Любви». В оде «О непостоянстве мира» автор приводит нас к мысли о том, что ничего нет на свете постоянного и вечного, кроме Бога. Первая ода, написанная по правилам европейского классицизма, называлась «Ода торжественная о сдаче города Гданска», а лучшим считается стихотворение «Вешнее тепло». Наиболее крупное произведение - «Тилемахида». Радищев писал: «Тредиаковского выроют из поросшей мхом забвения могилы, а в „Тилемахиде“ найдутся добрые стихи и будут в пример поставляемы».

Великий ученый и поэт М. В. Ломоносов (1711-1765) - один из первых теоретиков классицизма, ученый-экспериментатор, художник-автор мозаичной картины о Полтавской баталии, создатель торжественных од, реформатор языка и автор «Письма о правилах российского стихотворства», «Краткого руководства к красноречию», «Грамматики», теории трех штилей. В. И. Федоров подчеркивает, что Ломоносов «страстно боролся за новую, могучую и величественную родину, преуспевающую в науках и промышленности, способную защитить свои рубежи и обеспечить мир своим согражданам» . Просветительские взгляды и демократическая настроенность Ломоносова отразились и в его поэтической деятельности, в содержании его произведений. Тема родины была основной в главном жанре его поэзии - одах. Поэт убежден, что науки, которые он воспевал в своих произведениях, сделают людей счастливыми, вот почему он выступает как неутомимый и яростный защитник просвещения. Наследие поэта и ученого велико и прогрессивно, что дало право Белинскому назвать Ломоносова «Петром Великим русской литературы».

Ломоносов и Тредиаковский основали две линии в развитии русской поэзии - магистральную и боковую, одна из них связана с расцветом четырехстопного ямба, другая - с экспериментальными поисками и обогащением ритма русской поэзии.

Наконец, последним значительным писателем этого периода является Александр Петрович Сумароков (1717-1777), который также вошел в историю литературы как один из теоретиков русского классицизма (эпистолы «О русском языке», «О стихотворстве»), как автор любовной лирики (песни, эклоги, идиллии, элегии), близкой к разговорному языку, как автор трагедий (9 трагедий - «Хорев», «Гамлет», «Синав и Трувор», «Артистона», «Семира», «Димиза», «Вышеслав», «Димитрий Самозванец», «Мстислав»), прославивших его. (Школьники старших классов смогут прочитать некоторые из них и понять, что главное в них - борьба страсти и разума, долга и личных чувств.)

Он автор комедий («Опекун», «Лихоимец», «Ядовитый»), наконец, автор басен (им написано, как известно, около 400 басен - «Безногий солдат», «Терпение», «Война Орлов», «Жуки и Пчелы», «Сова и рифмач» и др.). В. И. Федоров считает именно Сумарокова родоначальником стихотворного басенного жанра. «Сумароков имел у своих современников огромный успех, а без дарования, воля ваша, нельзя иметь никакого успеха ни в какое время», - писал В. Г. Белинский (Полн. собр. соч. - М., 1956. - Т. X. - С. 124).

В третий период (1760-е - первая половина 70-х годов) в обществе возрастает роль меркантильных отношений, усиливается господство дворянского класса. Этот период в литературе П. Н. Берков охарактеризовал так: «Литературно-стилистическое выражение... эпохи русского Просвещения - суммарно можно было бы назвать „постклассицизмом“: здесь мы встречаем и элементы сентиментализма в классицизме, и перерастание классицизма в реализм, и черты предромантизма...» . Тогда же, постигнув «стихов российских механизм», поэты демонстрируют исключительную изобретательность в создании разных поэтических форм.

В этот период литературы XVIII века активно развивались пародийные жанры, написаны шутливые поэмы В. И. Майкова («Игрок ломбера», «Елисей, или Раздраженный Вакх»), в жанре повести выступил М. Д. Чулков, издаются литературные журналы М. Д. Чулкова («И то, и сио»), В. В. Тузова («Смесь»), Н. И. Новикова («Трутень», «Пустомеля», «Живописец»).

В это же время творил М. М. Херасков, создатель «Россияды» - русской национальной эпопеи, а также ряда трагедий и драм («Венецианская монахиня», «Борислав», «Плоды наук» и др.).

Литература последней четверти XVIII века развивалась в период потрясений, социальных взрывов, зарубежных революций (американской, французской). В четвертый период расцветает комическая опера, творчество Д. И. Фонвизина (1745-1792) - автора многих басен («Басни нравоучительные с изъяснениями господина Гольберга»), пьесы «Бригадир» и знаменитой комедии «Недоросль».

К последнему периоду относится и творчество Г. Р. Державина (1743-1816), перу которого принадлежат многие стихотворения и знаменитые оды («Ода на день рождения Ее Величества, сочиненная во время войны и бунта 1774 года», «Фелица»). Школьники уже знакомы с такими произведениями поэта, как «Река времен», «Признание», «Властителям и судиям».

Державин первым ввел в поэзию разговорную лексику, просторечие, он укреплял демократические основы литературного языка. Белинский так определил его роль в русской литературе: «С Державина начинается новый период русской поэзии, и как Ломоносов был первым его именем, так Державин был вторым. В лице Державина поэзия русская сделала великий шаг вперед» .

С данным периодом связаны имена А. Н. Радищева (1749-1802), автора знаменитого «Путешествия из Петербурга в Москву», прославленного баснописца И. А. Крылова (1769-1844), среди произведений которого есть также трагедии («Филомела», «Клеопатра»), комедии («Сочинитель в прихожей», «Проказники», позднее - «Модная лавка», «Урок дочкам»).

Н. М. Карамзин (1766-1826) возглавил сентиментально-романтическую линию в литературе. По высказыванию В. Г. Белинского, он положил начало журналистике, критике, повести, роману, исторической повести, публицистике. Ему принадлежат переводы Шекспира, такие значительные произведения, как «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь», лирика. Все это позволило А. С. Пушкину сказать: «Чистая, высокая слава Карамзина принадлежит России, и ни один писатель с истинным талантом, ни один ученый человек, даже из бывших ему противниками, не отказал ему в дани уважения глубокого и благодарности» .

Белинский считал, что Карамзин «создал на Руси образованный литературный язык», сумел «заохотить русскую публику к чтению книг».

И. И. Дмитриев (1760-1837) - автор песен, сатир, басен. Особой популярностью пользовались его песни («Стонет сизый голубочек...», «Что с тобою, ангел, стало?..», «Всех цветов боле розу я любил...»), но главное место занимали в его творчестве басни, современники называли его русским Лафонтеном («Два голубя», «Искатели фортуны», «Летучая рыба», «Кот, Ласточка и Кролик», «Мудрец и Поселянин» и др.).

«Большое и полезное наследие оставили после себя русские писатели XVIII века. Они показали, какой была жизнь их современников, какой она могла бы быть и какой она быть не должна», - пишет В. И. Федоров в учебнике «Русская литература XVIII века» для будущих учителей литературы, откуда мы процитировали несколько фрагментов, важных для девятиклассников и их правильного представления о русской литературе XVIII столетия.

Поручите одним учащимся подготовить короткие рассказы о жизни писателя, другим - чтение отрывка из комедии или повести, рассказы о том или ином произведении.

Такая подготовка урока поможет сделать его максимально полезным и интересным.

Коллективно могут быть обсуждены планы каждого из рассказов, выставки.

Для совместной работы учителя и учащихся важны и вопросы, которые будут заданы школьникам в процессе обсуждения рассказов, докладов, сообщений о русской литературе XVIII века. Это могут быть не только проверочные вопросы, но и вопросы викторины, конкурса. Например:

I период - литература петровского времени.

В чем особенность этого периода? Какие издания характерны для этого времени? Назовите учебники, которые начали издаваться. Какие имена писателей этого периода запомнились вам?

II период - формирование классицизма, создание новой жанровой системы.

В чем особенность второго периода, имена каких писателей для нас особенно значимы?

Кто написал «похвальное слово» в стихах и Парижу и России?

В ком совмещалось множество талантов и кого Белинский назвал Петром Великим русской литературы?

Кого можно назвать теоретиком русского классицизма? У кого были произведения таких разных жанров, как песни, эклоги, идиллии, элегии, трагедии и басни, имевшие у современников, по выражению Белинского, огромный успех? (Сумароков.)

III и IV периоды - эволюция классицизма, расцвет сатиры, предпосылки к зарождению сентиментализма.

В чем суть этих периодов для развития русской литературы? Назовите несколько имен писателей.

Как вы понимаете высказывания о том, что в лице Державина русская поэзия сделала великий шаг вперед?

Почему, как считал Пушкин, Карамзину нельзя отказать ни в уважении, ни в благодарности?

Какие еще писатели XVIII века вам известны?

Кто прочитал лучше и почему? Дайте отзыв.

Чей рассказ о писателе этого века в большей мере удовлетворил слушателей?

Федоров В. И. Русская литература XVIII века. - М., 1990.
Москвичева Г. В. Русский классицизм. - М., 1986.
Стенник Ю. В. Русская сатира XVIII века. - Л., 1985.
Орлов П. А. Русский сентиментализм. - М., 1977.
Татаринцев А. Г. Сын отечества: Об изучении жизни и творчества Радищева. - М., 1981.
Коровин В. И. Поэт и мудрец: Книга об Иване Крылове. - М., 1996.
Степанов Н. Л. И. А. Крылов: Жизнь и творчество. - М., 1958.
Осетров Евгений. Три жизни Карамзина. - М., 1985.
Русская литература XVIII века / Сост. Г. П. Макогоненко. - Л., 1970 (в этой хрестоматии содержатся основные произведения писателей XVIII века - Ф. Прокоповича, А. Кантемира, В. Тредиаковского, М. Ломоносова, А. Сумарокова, М. Хераскова, И. Баркова, Н. Новикова, Д. Фонвизина, Г. Державина, И. Крылова, А. Радищева, И. Дмитриева, Н. Карамзина и других).
Русская поэзия XVIII века/Сост. Г. П. Макогоненко. - М., 1972.

В русской литературе 18 века начинает складываться первое самостоятельно направление - классицизм. Классицизм развился на основе образцов античной литературы и искусства эпохи Возрождения. На развитие русской литературы в 18 веке, большое влияние оказали петровские реформы , а также школа европейского просвещения.

Значительный вклад в развитие литературы 18 века, внес Василий Кириллович Тредиаковский. Это был замечательный поэт и филолог своего времени. Он сформулировал основные принципы стихосложения в русском языке.

Его принцип силлабо-тонического стихосложения заключался в чередовании ударных и безударных слогов в строке. Силлабо-тонический принцип стихосложения, сформулированный еще в 18 веке, до сих пор является основным способом стихосложения в русском языке.

Тредиаковский был большим знатоком европейской поэзии, переводил иностранных авторов. Благодаря ему, в России появился первый художественный роман, исключительно светской тематики. Это был перевод произведения «Езда в город любви», французского автора Поля Тальмана.

Большим человеком 18 века был и А. П. Сумароков. В его творчестве получили развитие жанры трагедии и комедии. Драматургия Сумарокова, способствовала пробуждению в людях человеческого достоинства и высших нравственных идеалов. В сатирических произведениях русской литературы 18 века отметился Антиох Кантемир. Он был замечательным сатириком, высмеивал дворян, пьянство и корысть. Во второй половине 18 века, начался поиск новых форм. Классицизм переставал отвечать потребностям общества.

Крупнейшим поэтом в русской литературе 18 века стал Гаврила Романович Державин . Его творчество разрушало рамки классицизма, и вносило живую разговорную речь в литературный слог. Державин был замечательным поэтом, мыслящим человеком, поэтом - философом.

В конце 18 века, складывается такое литературное направление, как сентиментализм. Сентиментализм - направлен на исследование внутреннего мира человека, психологии личности, переживаний и эмоций. Расцветом русского сентиментализма в русской литературе 18 века стали произведения Радищев а и Карамзин а. Карамзин, в повести «Бедная Лиза» высказал интересные вещи, ставшие смелым откровением для русского общества 18 века.

«Словесность наша явилась вдруг в XVIII столетии», - писал Пушкин, отлично зная при этом, что ее истоки уходят в глубокую древность. Словом «вдруг» Пушкин подчеркивал особый, беспримерный характер динамического развития России в ту пору. XVIII в. - это эпоха стремительного становления новой русской литературы. За несколько десятилетий русская литература наверстала свое отставание от западной. Литературные явления этого периода так спрессованы во времени, что уже в эпоху классицизма возникают элементы сентиментализма; новое силлабо-тоническое стихосложение (см. об этом ниже) сосуществует с архаическими виршами. Говоря о литературе XVIII в., мы часто сталкиваемся с такими явлениями, которые, не представляя собой интереса с эстетической, художественной точки зрения, имеют большое значение с точки зрения историко-литературного процесса. Стихи В.К. Тредиаковского почти невозможно читать, но он является создателем современного стихосложения. И никто иной, как Пушкин заступился за Тредиаковского, когда И.И. Лажечников в своем историческом романе «Ледяной дом» вывел поэта XVIII в. в образе ничтожного шута: «Его филологические и грамматические изыскания очень замечательны. Он имел о русском стихосложении обширнейшие понятия... Вообще изучения Тредиаковского приносят более пользы, нежели изучение прочих наших писателей».

Периодизация русской литературы XVIII в. традиционно опирается на ведущие стилистические направления в художественной культуре того времени. В целом ее можно представить в виде следующей таблицы:


1. Литература петровского времени

Первая четверть XVIII в. ознаменовалась крупнейшими преобразованиями в экономической, политической и культурной жизни России. Петровские реформы положили начало процессу европеизации России, и этот процесс захватил и область литературного творчества. Литература нового времени решительно выходила из-под церковного влияния, усваивала европейскую концепцию просвещенного абсолютизма, имея перед своими глазами живой пример Петра I. Петр I, в свою очередь, стремился использовать литературу для государственных нужд, для пропаганды новых идей. Особо учительный, открыто дидактический характер русской литературы петровской эпохи сохранится в течение всего XVIII в. и приобретает новое качество в русской классике века XIX.

Однако русская литература первой четверти XVIII в. по своим художественным возможностям явно отставала от потребностей времени, от размаха петровских преобразований. Недаром петровскую эпоху часто называют самой «нелитературной эпохой» в русской истории. Литература 1700-1720-х гг. представляет собой странную картину смешения старого и нового, она в целом еще носит переходный характер. В петровское время продолжает существовать и развиваться старая рукописная традиция древнерусской литературы - она сохраняется на периферии общего литературного процесса в России до конца XVIII в., а некоторые ее явления доживут и до наших дней (старообряднические эстахологические сочинения и публицистика).

Секуляризация культуры повлекла за собой освобождение художественного творчества; другое дело, что писатель зачастую не знал, как этой свободой распорядиться. Литература при Петре не только служит практическим целям, она еще и развлекает, осваивает новые, некогда запретные для нее темы. Древнерусская литература почти не знала любовной темы (за редкими исключениями любовь трактуется как наваждение дьявола; признавалась только супружеская любовь). В петровскую эпоху распространяется любовная лирика (так называемые «канты»), в которой фольклорные образы из народной поэзии мирно сосуществовали с античными мифологическими мотивами. Особую популярность приобрели светские повести с увлекательным приключенческим сюжетом. Эти повести распространялись в рукописях, были анонимны и строились по типу популярных в конце XVII - начале XVIII вв. переводных новелл и авантюрных романов. Однако героем этих повестей становился молодой человек, типичный для петровской эпохи. Обычно незнатный, но получивший образование, энергичный и предприимчивый, он добивался славы, богатства, признания исключительно благодаря своим личным заслугам. Такова «История о российском матросе Василии Кориотском и королевне Ираклии Флорентийской земли». Стиль этой повести отличается поразительной эклектикой - наряду с традиционной галантной лексикой переводных рыцарских романов - варваризмы и канцеляризмы, восходящий к деловой письменности петровского времени, языку газет «Ведомостей» и «Курантов» и даже языку переводных учебников по естествознанию и точным наукам. Эти повести наиболее ярко обнаруживали ахиллесову пяту петровской культуры в целом: отсутствие литературного языка, который бы смог адекватно передать те новые понятия в области культуры, философии, политики, что принесла с собой эпоха петровских преобразований. Задачу создания нового литературного русского языка писатели петровской эпохи завещали новому поколению литераторов.

В петровской литературе продолжали развиваться традиции школьной драмы. Тут большую роль сыграло возникновение школьного театра в стенах Славяно-Греко-Латинской академии. Религиозные сюжеты в этом драматическом жанре вытеснялись светскими, повествующими о политических злободневных событиях, содержащими панегирики Петру I и его сподвижникам. В дальнейшем публицистический и панегирический характер драматургии еще более усиливается. Жанр школьной драмы занял центральное место в творчестве Феофана Прокоповича (1681-1736) - блестящего оратора, публициста, драматурга и поэта. Центральное место в его творчестве занимает трагикомедия «Владимир» (1705 г.). Изображая в этой пьесе события, связанные с принятием на Руси христианства при Владимире, Феофан аллегорически прославлял преобразования Петра и сатирически высмеивал его противников. Трагикомедия «Владимир» несла в себе черты будущей классицистской драматургии: конфликт между страстью и разумом, единство действия и времени, четкость и ясность композиции.

В литературе XVIII века сохранялись старые формы, но содержание произведений поменялось, подвергаясь оказываемому влиянию идей Просвещения и гуманистической мысли.

В начале XVIII в. популярны были повести ("истории"), особенно "история о российском матросе Василии Кориотском", отразившая появление нового героя, деятеля, патриота и гражданина. "истории" показывали, что успеха в жизни человек может добиться благодаря личным качествам, добродетелям человека, а не происхождению. Влияния стиля барокко проявлялось, прежде всего, в поэзии, драматургии (представленной, в основном, переводными пьесами), любовной лирики.

Основы теории русской литературы нового времени заложил писатель и публицист Ф. Прокопович в своих трудах "Риторика" и "О поэтическом искусстве". Он обосновал принципы раннего классицизма. В русской литературе начало классической традиции было положено творчеством А.Д. Кантемира, поэта, первым введя в России жанр стихотворной сатиры, который был выработан классицизмом.

В литературе, начиная с 30-х гг. проявилось влияние классицизма. Возникло данное направление под воздействием западноевропейского, более раннего по времени. Русский классицизм подчинялся общеевропейским закономерностям, но ему всё же были присущи и выраженный интерес к античности и жесткая жанровая регламентация. Большую популярность приобрели переводы античных авторов (особенно Горация и Анакреона). В драматургии и поэзии господствующее место отводилось античным сюжетам. Национальную особенность русского классицизма составляла его более тесная (по сравнению с Западной Европой) связь с идеологией Просвещения, которая проявлялась в высоком гражданском пафосе искусства.

Классицизм приобрел и свои характерные черты - пафос абсолютной монархии, национальной государственности. Вершины своей направление классицизма достигло в философских, торжественных одах Ломоносова с их идеями общенародного культурного прогресса и мудрого монарха.

Русский классицизм представлен именами М.М.Хераскова, А. П. Сумарокова, его главы, Я. Б. Княжнина, В. И.Майкова и др. Проповедуя высокие гражданские чувства, благородные поступки, данные деятели литературы исходили из мысли о неразрывности интересов дворянства и самодержавной государственности.

Основоположником нового стихосложения, которое положено в основу современной русской поэзии, был Василий Кириллович Тредиаковский (1703 - 1768). Новая, силлабо-тоническая система стихосложения стала существенным элементом новой словесности. Она основывается на чередовании безударных и ударных слогов в строке.

У истоков новой русской драматургии находился автор первых русских комедий и трагедий Александр Петрович Сумароков(1717-1777) Он создал 12 комедий и 9 трагедий, а также около 400 басен. Сюжеты большинства трагедий он взял из русской истории, например, «Дмитрий Самозванец».

Влияние идей Просвещения, крестьянской войны Пугачева, а затем Французской революции привело к тому, что писатели посвящали свои произведения острым социальным и политическим проблемам. Денис Иванович Фонвизин(1744-1792) обличал произвол и невежество помещиков в комедии «Недоросль». Гаврила Романович Державин (1743-1816) пытался в оде «Фелица» создать образ «идеального монарха», сравнения с которым современные ему правители не выдерживали.

На смену классицизму пришёл сентиментализм. Ему присущ сугубый интерес к переживаниям, чувствам, интересам простого человека, особенно из средних сословий Начало сентиментализма связывается с именем Николая Михайловича Карамзина (1766-1826). Писатель сумел в своей повести «Бедная Лиза» доказать простую истину о том, что «и крестьяне любить умеют» и готовы отдать за любовь свою жизнь.

Дворянское стихотворство данной поры не ограничено только любовной лирикой. Ему знакомы и жанры большей общественной значимости, например, сатира, значительные образцы которой впервые представил Кантемир, хотя и до него сатирические элементы появлялись, например, в ораторской прозе Феофана Прокоповича, в виршах Симеона Полоцкого или в «интерлюдиях», которые нередко выводили в карикатурном виде врагов политики феодальной экспансии.

В творчестве Ломоносова и Кантемира оформились старшие жанры -торжественная ода и сатира. Творчество Тредиаковского дало образцы художественной прозы, стихотворного эпоса и положило начало формированию жанровой системы лирики.

У Сумарокова и его последователей шло по линии лирики и особенно по линии комедии «снижение» высокого стиля. Ломоносовская теория комедию причисляла к разряду низких жанров, разрешая в ней большую свободу от «правил» и тем самым в ней «снижая» классицизм. Широкая дворянская литература использовать эту относительную свободу не преминула. Сумароков в своей «Эпистоле о стихотворстве» много внимания уделял комедии, которой он поставил дидактическую задачу: «свойство комедии издевкой править нрав -- смешить и пользовать прямой ее устав».

В жанре сентиментального путешествия, сентиментальной повести писал Н. М. Карамзин.

В ряде произведений, которые относятся к жанру классицизма, явственно видны элементы реализма. Д. И. Фонвизин в своих комедиях “Бригадир” и “Недоросль” реалистично и метко описывал жизнь помещичьих усадеб, рисуя нравы их владельцев, сочувствуя судьбе крестьян, положение которых требовало, по его мысли, облегчения путем смягчения нравов дворянства, а также его просвещения.

Александр Николаевич Радищев (1749-1802) в художественной форме, в своих произведениях, поставил проблему необходимости ликвидации крепостничества и самодержавия. В книге «Путешествие из Петербурга в Москву», в котором сочетается жанр путешествия с чувствительной повестью, им даны яркие картины беззакония и произвола.

Начало XVIII в. является важным периодом в становлении русского литературного языка. Литература петровской эпохи отличалась большой языковой пестротой, наряду с церковнославянским языком в ней применялись активно иностранные слова, многие их которых сохранились в и современном русском языке.

В первую очередь русская классическая поэтика разрабатывала вопросы поэтического языка, который нужно было приспособить к новым заданиям

Лексические нормы литературного языка в середине XVIII в. были упорядочены М.В. Ломоносов. В трактате "О пользе книг церковных в российском языке" (1757) он использовал схему деления литературного языка, известную еще со времен античности, на три стиля: высокий, средний и низкий. Её исходным пунктом являлось употребление «славянских речений». Но его реформа сохраняла условность книжного языка, который отличался от разговорной речи.

Классицизм представлен наиболее ярко сочинениями Ломоносова, который пропагандировал в своих теоретических работах («Риторика», «О пользе книг церковных в российском языке», «Письмо о правилах российского стихотворства» и др.) пышное, высокое искусство слова, нравоучительное, которое должно содействовать разрешению задач государственною порядка. В творчестве Ломоносова поставлены и разрешены художественно проблемы, которые наивно и робко выдвигала литература начала века, ратуя за укрепление и расширение социально-экономической базы феодальной России. Не выходя из жанровых рамок высокой поэзии, он использовал оду, а отчасти трагедию и эпопею для пропаганды тенденции феодально-абсолютистской, военно-бюрократической монархии в ее европейских «культурных» формах.

Крупнейшим поэтом конца XVIII в. считают и Г.Р. Державина. Его заслугой была демократизации поэтического слова, соединившего "высокий" стиль с "низким", внесшим в поэзию элементы разговорного языка. В становлении нового литературного языка сыграли важную роль писатели-сентименталисты, в частности, Н.М. Карамзин. Но, провозгласив сближение литературного языка с разговорным, они ориентировались на "язык салонов". Поэтому их нововведения не стали главным направлением формирования литературного языка.

Другим направлением стала ориентация на книжный славянский язык, отстаиваемая А.С. Шишковым, способствовавшая сохранению в языке национальных корней. К началу XIX в. споры о развитии русского языка стали частью культурной жизни общества, что являлось показателем роста национального самосознания.

Чуткий к духу эпохи Александр Сергеевич Пушкин сравнил Россию 18 века с кораблем, спущенным на воду "при стуке топора и при громе пушек". "Стук топора" можно понять по-разному: то ли как размах строительства, переделки страны, когда и Петербург, от берегов которого отходил корабль, еще напоминал наспех сколоченную театральную декорацию, еще не оделся в гранит и бронзу на века; то ли стук топора означал, что уж очень торопились спустить на воду корабль, и на нем, уже отходящем, продолжались работы; то ли это был стук топора, рубившего непокорные головы. И уж очень торопился "экипаж" этого корабля войти в Европу: наспех рубили канаты, связывавшие судно с родным берегом, с прошлым, забывая традиции, предавая забвению культурные ценности, которые казались варварскими в глазах "просвещенной" Европы. Россия отдалялась от Руси.

И все же от себя не уйти. Можно сменить русское платье на немецкое, остричь бороду и выучить латынь. Есть традиции внешние, а есть внутренние, не видимые нам самим, выработанные нашими предками в течение сотен и сотен лет. Что же изменилось в 18 веке? Многое, но самые глубинные, самые неосязаемые и самые важные национальные ценности остались, из древней истории перекочевали в новую, из древнерусской литературы они незаметно, но уверенно вошли в литературу 18 века. Это трепетное отношение к написанному слову, вера в его истинность, вера в то, что словом можно исправить, научить, просветить; это постоянное стремление видеть мир «духовными очами» и создавать образы людей высокой духовности; это неиссякаемый патриотизм; это тесная связь с народной поэзией. Писательство так и не стало на Руси профессией, оно было и осталось призванием, литература была и осталась руководством к правильной, высокой жизни.

По устоявшейся традиции с 18 века мы начинаем отсчет новой русской литературы. С этого времени отечественная словесность начинает движение к литературе европейской, чтобы окончательно влиться в нее уже в 19 веке. Из общего потока выделяется так называемая "изящная словесность", то есть художественная литература, искусство слова. Здесь поощряются вымысел, авторская фантазия, занимательность. Автор — поэт, драматург, прозаик — уже не переписчик, не составитель, не фиксатор событий, а творец, создатель художественных миров. В 18 веке наступает время авторской литературы, начинает цениться не правдивость описанного, не следование канонам, не сходство с образцами, а, напротив, оригинальность, неповторимость писателя, полет мысли и фантазии. Впрочем, такая литература только рождалась, и русские писатели поначалу тоже следовали традициям и образцам, «правилам» искусства.

Одним из первых культурных приобретений России у Европы стал классицизм . Это была очень стройная, понятная и несложная система художественных принципов, вполне подходящая для России начала и середины 18 века. Обычно классицизм возникает там, где укрепляется и расцветает абсолютизм — неограниченная власть монарха. Так было во Франции 17 века, так было в России 18 столетия.

Разум и порядок должны главенствовать и в человеческой жизни, и в искусстве. Литературное произведение — это результат авторского воображения, но в то же время разумно организованное, логически, по правилам, построенное творение. Искусство должно демонстрировать торжество порядка и разума над хаосом жизни, так же как государство олицетворяет разум и порядок. Поэтому искусство имеет еще и огромное воспитательное значение. Классицизм делит все литературные жанры на "высокие" жанры и "низкие". К первым относятся трагедия, эпопея, ода. Они описывают события государственного значения и следующих персонажей: полководцев, монархов, античных героев. «Низкие» жанры — комедия, сатира, басня показывают жизнь людей средних сословий. У каждого жанра свое воспитательное значение: трагедия создает образец для подражания, а, например, ода воспевает деяния героев современности — полководцев и царей, «низкие» жанры высмеивают пороки людей.

Самобытность русского классицизма проявилась уже в том, что с самого начала он стал активно вмешиваться в современную жизнь. Показательно, что, в отличие от Франции, путь классицизма в нашей стране начинается не с трагедий на античные темы, а со злободневной сатиры. Зачинателем сатирического направления был Антиох Дмитриевич Кантемир (1708—1744). В своих страстных сатирах (обличительных стихотворениях) он клеймит дворян, уклоняющихся от выполнения своего долга перед государством, перед своими заслуженными предками. Такой дворянин не заслуживает уважения. В центре внимания русских писателей-классицистов - образование и воспитание просвещенного человека, продолжающего дело Петра I. И Кантемир в своих сатирах постоянно обращается к этой, сквозной для всего 18 века, теме.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711 — 1765) вошел в историю русской литературы как создатель од, торжественных стихотворений на "высокие" темы. Цель оды — прославление, и Ломоносов прославляет Россию, ее мощь и богатство, ее нынешнее и будущее величие под просвещенным руководством мудрого монарха.

В оде, посвященной восшествию на престол Елизаветы Петровны (1747 г.), автор обращается к новой царице, но прославление превращается в поучение, в «урок царям». Новый монарх должен быть достоин своего предшественника — Петра Великого, доставшейся ему богатой страны, а потому следует покровительствовать наукам, сохранять "возлюбленную тишину", то есть мир: Оды Ломоносова прославляют и достижения науки, и величие Бога.

"Позаимствовав" классицизм с Запада, русские писатели тем не менее внесли в него традиции древнерусской словесности. Это патриотизм и поучительность. Да, трагедия создавала идеал человека, героя, образец для подражания. Да, сатира высмеивала. Да, ода прославляла. Но, давая пример для подражания, высмеивая, прославляя, писатели поучали. Именно этот назидательный настрой делал произведения русских классицистов не отвлеченным искусством, а вмешательством в современную им жизнь.

Впрочем, до сих пор мы назвали лишь имена Кантемира и Ломоносова. А свою дань классицизму отдали В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, В. И. Майков, М. М. Херасков, Д. И. Фонвизин. Г. Р. Державин и многие другие. Каждый из них внес что-то свое в русскую литературу, и каждый отступал от принципов классицизма — настолько стремительным было развитие литературы 18 века.

Александр Петрович Сумароков (1717—1777) — один из создателей русской классицистской трагедии, сюжеты для которой он черпал в русской истории. Так, главными героями трагедии «Синав и Трувор» являются новгородский князь Синав и его брат Трувор, а также Ильмена, в которую оба они влюблены. Ильмена отвечает взаимностью Трувору. Снедаемый ревностью, Синав преследует возлюбленных, забывая о долге справедливого монарха. Ильмена выходит замуж за Синава, потому что этого требует ее отец-вельможа, а она человек долга. Не в силах перенести разлуки, изгнанный из города Трувор, а затем и Ильмена кончают жизнь самоубийством. Причина трагедии в том, что князь Синав не обуздал свою страсть, не смог подчинить чувства разуму, долгу, а именно это требуется от человека в классических произведениях.
Но если трагедии Сумарокова укладываются в целом в правила классицизма, то в любовной лирике он являлся истинным новатором, где, как известно, чувства всегда побеждают разум. Что особенно примечательно, в поэзии Сумароков опирается на традиции народной женской лирической песни, и часто именно женщина — героиня его стихов. Литература стремилась выйти за круг тем и образов, предписанных классицизмом. И любовная лирика Сумарокова — прорыв к "внутреннему" человеку, интересному не тем, что он гражданин, общественный деятель, а тем, что несет в себе целый мир чувств, переживаний, страданий, любви.

Вместе с классицизмом в Россию с Запада пришли и идеи Просвещения. Все зло от невежества — считали просветители. Невежеством они считали тиранию, несправедливость законов, неравенство людей, а часто и церковь. Идеи Просвещения отозвались в литературе. Особенно дорог был русским писателям идеал просвещенного дворянина. Вспомним Стародума из комедии Дениса Ивановича Фонвизина (1744 (1745) — 1792) "Недоросль" и его высказывания. Монологи и реплики героя, резонера, рупора идей автора, выявляют просветительскую программу. Она сводится к требованию справедливости в самом широком смысле — от управления государством до управления имением. Автор считает, что справедливость восторжествует тогда, когда добродетельны будут законы и люди, их исполняющие. А для этого необходимо воспитание просвещенных, нравственных, образованных людей.

Просветительскими идеями проникнута одна из самых знаменитых книг 18 века — "Путешествие из Петербурга в Москву". Радищева (1749—1802), автора этого произведения, Екатерина Великая назвала "бунтовщиком хуже Пугачева". Книга построена в форме путевых заметок, жизненных наблюдений, сценок и размышлений, которые приводят автора к мысли о несправедливости всего строя жизни, начиная с самодержавия.

Литература 18 века все внимательнее всматривается не в одежду и поступки, не в социальное положение и гражданские обязанности, а в душу человека, в мир его чувств. Под знаком "чувствительности" прощается литература с 18 веком. На почве просветительских идей вырастает литературное направление — сентиментализм . Вы помните маленькую повесть Николая Михайловича Карамзина (1766—1826) "Бедная Лиза", ставшую в какой-то степени переломным явлением для русской литературы. Эта повесть провозгласила внутренний мир человека основной темой искусства, продемонстрировав душевное равенство всех людей в противоположность социальному неравенству. Карамзин заложил начало русской прозы, очистил литературный язык от архаизмов, а повествование — от напыщенности. Он научил русских писателей независимости, потому что истинное творчество — глубоко личное дело, невозможное без внутренней свободы. Но внутренняя свобода имеет и свои внешние проявления: писательство становится профессией, художник отныне может не связывать себя службой, ибо творчество есть самое достойное государственное поприще.

"Жизнь и поэзия — одно", — провозгласит В. А. Жуковский. "Живи — как пишешь, пиши — как живешь", — подхватит К. Н. Батюшков. Эти поэты шагнут из 18 века в 19 столетие, их творчество — это уже другая история, история русской литературы 19 века.

Лучшие статьи по теме