Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Памятка "Береги воду" для детей и взрослых. Значение воды на Земле

Источником жизни на планете Земля является вода, а от ее чистоты в водоемах зависит качество жизни существ, населявших планету. Во всех живых клетках, вплоть до самых мельчайших, определенный процент занимает вода. В человеке этот показатель составляет приблизительно 70 %. Чтобы человечество не вымерло, а Земля не превратилась в пустыню, вот почему нужно беречь воду и следить за чистотой водоемов.

Человек и вода

Все люди на планете знают выражение «вода - это жизнь (или колыбель жизни)», но мало кто задумывается о его смысле. Действительно, всем известно, что человек без воды не «протянет» более пяти суток, а иногда еще меньше. Почему же, в таком случае, люди так безответственно относятся к водным ресурсам планеты? Ответов на этот вопрос несколько, но основные связаны с жизнедеятельностью человека:

  • «После нас хоть потоп» (цитата маркизы де Помпадур). Так говорят люди, которые ради личной наживы сегодня, не думают о последствиях своих поступков для следующих поколений людей на планете. Несколько десятилетий фабрики и заводы во многих странах загрязняли сточными водами водоемы, пока не начались экологические катастрофы. Только после этого мир понял, почему нужно беречь воду. То же касается сельскохозяйственной деятельности людей, когда в погоне за урожаем они вносили в почву химикаты, которые отравляли грунтовые воды или попадали в водоемы с ливневыми потоками.
  • После того как моря стали бороздить не парусные корабли, а дизельные суда, танкеры и атомоходы, загрязнение Мирового океана стало всемирной проблемой. Их крушения и выбросы в воду тонн нефтепродуктов также становились причиной экологических катастроф.
  • Выброс в атмосферу тысячи тонн вредных химических веществ привел к образованию такого явления, как которые отравляют и почву, и водоемы.

Почему нужно охранять и беречь воду на планете, сегодня начинают объяснять детям на уроках природоведения с 3 класса. Возможно, это поможет вырастить новое поколение людей, которые будут осознанно подходить к использованию природных ресурсов, ведь они не бесконечны.

Уникальность воды

Все люди знают, что представляет собой вода:

  • В качестве химического элемента это соединение из 20 % водорода и 80 % кислорода, но при этом она - жидкость, хотя по всем параметрам должна быть газом.
  • Это прозрачная жидкость, которая единственная из всех химических элементов на Земле может быть во всех трех ипостасях: газ (в виде пара), жидкость и твердая форма (в качестве льда).
  • Вода присутствует во всех обменных процессах живых клеток.
  • Она растворяет многие вещества.
  • Без нее умрет все живое на планете.

Это далеко не весь список свойств, но уже становится понятно, почему нужно беречь воду и водоемы.

Уникальное строение

Самым удивительным оказалось кластерное строение воды, которое было открыто совсем недавно. Последние исследования ученых доказали, что эта жидкость способна не только записывать информацию, но и сохранять ее на протяжении долгого времени.

Это открытие перевернуло все представления ученых о строении и возникновении жизни на Земле. Если раньше фраза «вода - это колыбель жизни» означала, что в ней зародилось все сущее, что подтверждает даже Библия (второй день творения), то сегодня она приобрела другой смысл. На кластере воды можно записать любую информацию, которая перестроит ее первоначальную структуру, что дает возможность менять состояние живой материи.

Вот почему нужно беречь воду, ведь поступая в организм человека, она вносит в его жидкостную среду ту информацию, которая в ней записана. Например, это могут быть данные о неблагоприятных условиях, в которых расположен источник воды. В этом случае человек, даже не живущий возле этого водоема, а получающий воду по длинным магистралям труб в свою квартиру, способен заболеть теми же недугами, что и жители этой местности.

Основные характеристики воды

Свои первые научные познания об этом химическом элементе школьники получают на занятиях по природоведению в 3 классе. «Почему нужно беречь воду» - это тема урока, посвященная основным свойствам воды. Дети знакомятся с этой жидкостью с точки зрения науки и узнают, какую роль она играет в развитии и существовании живой материи.

Для воды характерно:

  • Растворять различные вещества, поэтому в природе не существует по-настоящему чистой воды. Не так давно российскими учеными было выделено несколько грамм подобной жидкости, но на ее производство ушло много воды и потребовалось специальное оборудование. В этой среде растворяются не только соли, но она содержит также золото и другие драгоценные металлы.
  • В зависимости от количества солей - разделяться на слои в океанах. Так как чем вода соленее, тем тяжелее, а значит, ближе ко дну. Благодаря этому свойству каждый пласт воды в Мировом океане имеет собственный процент соли, в котором «проживают» определенные микроорганизмы, рыбы и морские животные. Именно эта особенность позволила эволюции на Земле развиваться в том направлении, которое мы наблюдаем сегодня. Вот почему нужно охранять водоемы и беречь воду, ведь если нарушить этот баланс, на планете произойдет постепенное глобальное вымирание всего живого.

  • Не растворять некоторые химические элементы и вещества. Именно это свойство способствовало зарождению жизни. Жиры, не растворимые в воде, являются основой клеточных мембран, которые и стали первым прообразом всего сущего. Ведь если верить ученым, именно в океане зародились одноклеточные организмы, из которых спустя миллионы лет произошли животный и растительный миры.
  • Превращаться при замерзании в лед, что не является чем-то выдающимся, так как многие химические вещества могут принимать эту форму. Удивительным является то, что вода - единственная жидкость, которая в твердом состоянии легче по весу, чем в качестве раствора. Благодаря этой особенности люди и все остальные существа все еще живы, ведь если бы лед был тяжелее воды, то опускался бы на дно водоемов, уничтожая в них все. Человек прямоходящий вряд ли бы пережил ледниковые периоды, будь у нее другие свойства, ведь в то время его существование во многом зависело от воды и живущих в ней рыб и животных. Мало что поменялось с тех пор и люди все так же зависят от водоемов, вот почему нужно беречь и охранять воду.
  • При нагревании превращаться в пар, что свойственно многим жидкостям, но вода видоизменяется не только таким образом. Она испаряется и с поверхности водоемов, и даже льда, что делает этот процесс непрерывным. Благодаря этой особенности происходит круговорот воды в природе, о чем школьники узнают на уроках природоведения. Но при этом мало уделяется внимания тому факту, что именно это свойство воды создает благоприятный климат на планете. Вот почему нужно беречь воду. Кратко об этом речь пойдет ниже.

Все в природе основано на свойствах воды, и если этот баланс нарушить, неминуемы экологические катастрофы. Это должны понять дети еще со школьной скамьи, в 3 классе. Проект «Почему воду нужно беречь», сделанный ими самостоятельно или вместе с родителями, помогает им осознать свою часть ответственности за качество и количество водоемов на планете.

Причины загрязнения воды: тяжелые металлы

Все знают, что без воды все живое на Земле погибнет, но мало кто из людей задумывается, что в пресном состоянии ее насчитывается всего 3 %. И, несмотря на столь мизерное ее количество в общем объеме водной поверхности планеты, человечество продолжает (осознанно или нет) уничтожать и сокращать этот показатель. Вот почему нужно охранять водоемы, реки, беречь воду, ведь ее нехватка остро чувствуется уже во многих странах, особенно на Африканском континенте.

Основной причиной загрязнения воды являются промышленные предприятия. Заражение тяжелыми металлами - вот что происходит при сливе сточных вод не только в водоемы, но и в почву. Они просачиваются через нее и, достигнув грунтовых вод, становятся потенциально опасными для человеческого организма. История знает немало фактов, когда из-за артезианской или колодезной воды люди болели, мутировали или умирали. Когда такую воду брали на анализ, то в ней находили никель, ртуть, свинец, кадмий и другие металлы, которые и составляют основу

Радиационное заражение

С развитием ядерного производства увеличилось заражение воды его отходами. Этот вид энергии наносит вред не только воде, но и всему живому на планете. Происходит это в виде:

  • Радиационных осадков. Испарения, образуемые в местах ядерных испытаний, в последствие выпадают дождем даже в регионах, расположенных за сотни и тысячи километров от источника.
  • Сточных вод. Ядерные предприятия, избавляясь от отходов производства, «хоронят» их в земле. Даже самый лучший бетонный саркофаг не способен удержать радиацию на достаточно долгое время. Сегодня все знают об аварии на Чернобыльской АЭС, и тех последствиях и уроне, которые она нанесла людям и природе.

  • Аварий на атомных подводных лодках и судах с двигателями на ядерном топливе. От этого больше страдают воды Мирового океана, но испарения с их отравленной радиацией поверхности также способны навредить рекам и озерам, расположенным далеко от источника заражения.

Возможно, школьникам 3 класса еще трудно понять, насколько вредна радиация для всего живого на планете, но учителя, задавая им в качестве домашнего задания написание рассказа, почему нужно беречь воду, должны упомянуть о существующей проблеме.

Заражение неорганическими веществами

С каждым годом люди все глубже уходят под землю, добывая из ее недр полезные ископаемые. Отходы производства шахт, нефтяных и газовых вышек уничтожают пресные водоемы неорганическими соединениями щелочей, металлов и солей.

Примером может служить тяжелое экологическое состояние Азовского моря.

Проблемы канализационных стоков

Последствием глобальной урбанизации стали канализационные сточные воды, которые ежедневно несут в пресные водоемы пищевые отходы, остатки моющих средств, продукты человеческой жизнедеятельности и многое другое.

Попадая в воду, эти вещества способствуют развитию патогенных микроорганизмов, которые могут привести к заболеваниям и даже смерти тысяч людей, живущих в городах, если попадут в их краны по водопроводным трубам. Истории известны примеры эпидемий дизентерии и брюшного тифа.

Синтетические отходы

Нитраты и фосфаты, которые используются для производства удобрений и моющих средств, попадая в водную среду, провоцируют образование сине-зеленой водоросли. Ей свойственно не только очень быстро расти, но и полностью уничтожать все живое в водоеме.

На месте озер появляются болота, в которых нет жизни.

Соблюдение законов

Проблема загрязнения пресных водоемов, как и морской воды, очень актуальна сегодня. В большинстве стран принимаются соответствующие законы по охране природы и водных ресурсов на государственном уровне. Впоследствии специальные органы следят за соблюдением норм и за экологией в регионах. Всех нарушителей ожидают штрафы и судебные разбирательства. В большинстве европейских стран, США, Канаде и других высокоразвитых странах природоохранные законы исполняются населением, так как наказания за их несоблюдение достаточно суровые.

Состав воды, куда предприятия или фермерские хозяйства сбрасывают свои отходы, постоянно проверяется, и если он не соответствует допустимой норме, то последствием может быть полная ликвидация и закрытие «виновника» с выплатой всех штрафных санкций и судебных издержек.

Вода и здоровье человека

Ученые уже давно говорят о взаимосвязи между физическим и психическим состоянием людей и водой, которую они пьют. Считается, что до 90 % заболеваний связано именно с качеством пресной воды, которую человек потребляет. Это не удивительно, так как организм людей состоит на 70 % из воды, которая также способна записывать и сохранять информацию, как и ее аналоги в морях, реках и озерах.

Когда в тело поступает жидкость, содержащая в своем составе вредные вещества, то внутренняя среда человека перестраивается, что и вызывает различные заболевания вплоть до мутации клеток и изменения ДНК. Вот почему нужно беречь воду, ведь именно от ее состава зависит качество и продолжительность жизни людей.

Возникновение пустынь

Ни одно растение на Земле не способно выжить без воды. Исключением являются семена, которые долгие годы в сухой среде могут сохранять свои свойства, но даже им для дальнейшего роста требуется жидкость.

Если верить археологам, то когда-то на планете не было пустынь, а на месте существующих сегодня были моря и озера. Изменение климата и деятельность людей привели к их возникновению. Самый яркий пример - это Аральское море.

Школьные проекты

То, что ученикам уже с 3 класса объясняют, что такое вода в глобальном масштабе и насколько от ее качества зависит жизнь на Земле, позволяет надеяться на то, что новое поколение людей сможет решить экологическую проблему.

Проект «Почему нужно беречь воду» расширит кругозор детей и поможет по-другому посмотреть на мир, который их окружает.

Детско-родительский

исследовательский проект

«Зачем нужно

Скляров Влад

(воспитанник старшей группы)

Руководитель :

Комиссарова Елена Ивановна


Введение.

«Воду нужно беречь» - все. Об этом пишут в книгах и печатают в газетах. А выглядит это поучение весьма странно. Зачем же её беречь, если её вон сколько вокруг?

Дома отвернул кран – течет хорошим напором, широкой струёй. Хочешь – холодная, хочешь – горячая. Готовь еду, стирай, купайся, сколько влезет. А вон по городу и за городом – сколько озёр, рек. А уж море! Если поехать летом к морю, вообще перестаёшь понимать, зачем же воду так беречь, если её огромные объёмы, куда ни взгляни. Так нужно ли беречь воду?- задумался я. Ответом на этот вопрос и послужила моя работа.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

дать ответ на вопрос: «Нужно ли беречь воду?»

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

Выявить значение воды в природе и жизни человека.

Доказать необходимость бережного отношения к воде.

Познакомиться с мерами по охране воды.

Узнать, как относятся дети и взрослые к проблеме загрязнения и сохранения воды

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Папа

Мама

Я сам

Значение воды на Земле

Вода - колыбель жизни, именно воде наша планета Земля обязана возникновением и развитием всего живого. Окажись вы в пустыне под ее безжалостно палящим солнцем, вы будите рады променять пускай не все, но некоторые ценности на воду, на хотя бы единственный глоток этого живительного и бесценного «жидкого золота». Вода есть и в камнях, и в продуктах, и во всех живых организмах. Например, средняя ель весит 100 кг, из них 80кг – вода, нарцисс весит 100 граммов, из них 85 г- вода. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды. Новорожденный малыш на 80% состоит из воды. Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в ее пополнении. Т. о., всему живому нужна вода, и особенно, чистая. Вода – это важнейшее условие существования жизни растений, животных и человека. Все живые существа нуждаются в воде. Каждый человек ежедневно выпивает около двух литров воды. Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы. Каждый день мы: едим суп, пьём чай, компот. Сотни литров в день уходят на стирку, купание, другие потребности каждого из нас. Без воды нельзя построить дом. Не вырастить без неё культурные растения. Не будет на столе ни хлеба, ни овощей и фруктов, ни масла и сахара, ни других продуктов питания. Без воды погибнет все живое.

Ещё вода двигает лопасти электротурбин, вырабатывая для нас энергию, переносит на своих волнах корабли. А сколько воды используется на любом производстве для охлаждения, промывания, увлажнения: тонны, десятки, сотни тысяч тонн воды ежедневно.

Если взглянуть на глобус, то можно увидеть, что синего цвета больше. А вы знаете, насколько глубоки моря и океаны? Если бы на дно можно было спуститься на лифте, то пришлось бы ехать 5 часов, а с 10-этажного дома – всего за 1 минуту!

Вода занимает 2/3 части нашей планеты. На Земле много воды, но мы не всегда можем ее использовать, так как нам нужна вода пресная, которой в природе немного (больше воды соленой). Чтобы было понятнее можно привести следующий пример. Если взять трёхлитровую банку, наполнить её водой, а потом представить, что в трехлитровой банке - вся вода Земли, то вся пресная вода Земли - это лишь половина обычного стакана с водой. Причем, чтобы понять, сколько на Земле пресной воды, которая доступна человеку, нужно зачерпнуть лишь чайную ложку воды из стакана, а остальная, большая часть пресной воды находится в виде огромных ледников. Из этого следует вывод, что пресной воды, так необходимой нам для жизни очень мало.

Наша планета ограничена в размерах, и как мы уже поняли, ограничена в природных ресурсах, в частности, в воде. Многие государства мира испытывают недостаток в питьевой воде.

А если представить на минуточку, что вода может закончиться на всей планете. Совсем – совсем. И воду вам никто не продаст, ни за какие богатства мира. Становится страшно: нельзя будет не то что помыться, но и просто – глотнуть свежей, чистой воды. А ведь человек может прожить без воды около трёх – пяти суток в нормальном климате. В жаркую же погоду человек может умереть всего за несколько часов от обезвоживания организма. Жизнь на Земле без воды невозможна!

Значит, нам всем, жителям Земли, независимо от возраста, пола, расы, национальности, профессии, к воде нужно крайне бережно относиться. А как это нужно делать, попробуем разобраться!

Вода в опасности.

В настоящее время вода находится в опасности.

Почти 20-летнее исследование, финансируемое NASA, говорит о том, что человечеству следует всерьез озаботиться проблемой сохранения водных ресурсов - из-за потепления климата на планете основные запасники пресной воды - ледники, тают все быстрее и быстрее, а темпы их таяния увеличиваются с такой скоростью, которую не смогли предсказать ученые в своих самых пессимистичных прогнозах.

Тремя основными источниками загрязнения рек и озер являются сточные воды, промышленные выбросы и отходы сельского хозяйства. Реки, загрязненные стоками, впадают в море, делая его опасным для человека. Сточные воды наносят непоправимый вред всем обитателям рек, озер, морей. Они создают благоприятную почву для вредных вирусов и бактерий. Известны случаи, когда люди, искупавшиеся в реках или морях, серьезно заболевали. Загрязнения нарушают кислородный баланс рек и озер, из-за чего гибнут ценные и редкие виды растений и животных.

Вода обладает удивительной способностью – она может самоочищаться. Это выглядит примерно так: вредные примеси оседают на дно, разлагаются, уничтожаются бактериями, разбавляются свежими водами и становятся безвредными. Водоём может спасать себя до тех пор, пока его воды загрязняются не очень быстро и не в большом количестве. Но в наше время все больше и больше сбрасывается в водоёмы неочищенных или плохо очищенных сточных вод, вода не успевает самоочищаться. В результате промышленной деятельности пресная вода перестала быть возобновляемым ресурсом.

Правила бережного отношения к воде

Конечно, повлиять на снижение загрязнения воды нефтью и нефтепродуктами, радиоактивными отходами, тяжёлыми металлами простой гражданин, к сожалению, не в силах. Проблема такого масштаба должна решаться на государственном и международном уровнях. Тем не менее, нельзя устраняться от вопроса бережного отношения к воде никому из нас.

Сохранить водные богатства Земли мы сможем, если, к примеру, будем соблюдать простые правила экономного расходования воды. Вот они:

Всегда обращай внимание, не течет ли зря вода из водопроводного крана дома, на работе, в школе. Если ты заметишь такое, сразу же закрой кран.

Бывает, мы расходуем много воды бесполезно, не замечая этого. К примеру, ты моешь руки, умываешься под сильной струей. Прикрой немного кран. Это не помешает умыться, а воды утечет меньше.

Научись чистить зубы так, чтобы не расходовать напрасно воду. Для этого не оставляй кран открытым, пока чистишь зубы и полощешь рот. Сразу наливай воду в стакан и закрывай кран. Полоскать рот из стакана очень удобно. А сколько воды можно сберечь!

Ты хочешь охладить лимонад и держишь бутылку под холодной струей. Лучше поставить лимонад в холодильник, а воду поберечь.

Если вода течет из-за неисправности крана или колонки, нужно сразу же вызвать работников коммунальной службы.

Нельзя мусорить на берегах рек и мыть в них машины.

Если мы будем знать и выполнять эти правила, мы поможем сберечь воду – самое ценное сокровище нашей планеты!!!

Заключение

Проделанная работа помогла мне понять насколько остро стоит на сегодняшний день проблема сохранения водных ресурсов планеты, ведь всё живое на Земле не может обходиться без воды, а запасов пресной воды, так необходимой нам для жизни, очень мало.

В процессе работы я расширил свои знания о воде, познакомились с причинами загрязнения водоемов, сделал выводы о необходимости бережного и экономного отношения к воде.

Работа помогла мне осознать простую, но очень важную истину: беречь воду – это означает беречь жизнь, здоровье, красоту окружающего мира!

“Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты – самое большое богатство на свете».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детско-родительский

исследовательский проект

«Зачем нужно

Скляров Влад

(воспитанник старшей группы)

Руководитель :

Комиссарова Елена Ивановна


Введение.

«Воду нужно беречь» - все. Об этом пишут в книгах и печатают в газетах. А выглядит это поучение весьма странно. Зачем же её беречь, если её вон сколько вокруг?

Дома отвернул кран – течет хорошим напором, широкой струёй. Хочешь – холодная, хочешь – горячая. Готовь еду, стирай, купайся, сколько влезет. А вон по городу и за городом – сколько озёр, рек. А уж море! Если поехать летом к морю, вообще перестаёшь понимать, зачем же воду так беречь, если её огромные объёмы, куда ни взгляни. Так нужно ли беречь воду?- задумался я. Ответом на этот вопрос и послужила моя работа.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

дать ответ на вопрос: «Нужно ли беречь воду?»

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

Выявить значение воды в природе и жизни человека.

Доказать необходимость бережного отношения к воде.

Познакомиться с мерами по охране воды.

Узнать, как относятся дети и взрослые к проблеме загрязнения и сохранения воды

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Папа

Мама

Я сам

Значение воды на Земле

Вода - колыбель жизни, именно воде наша планета Земля обязана возникновением и развитием всего живого. Окажись вы в пустыне под ее безжалостно палящим солнцем, вы будите рады променять пускай не все, но некоторые ценности на воду, на хотя бы единственный глоток этого живительного и бесценного «жидкого золота». Вода есть и в камнях, и в продуктах, и во всех живых организмах. Например, средняя ель весит 100 кг, из них 80кг – вода, нарцисс весит 100 граммов, из них 85 г- вода. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды. Новорожденный малыш на 80% состоит из воды. Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в ее пополнении. Т. о., всему живому нужна вода, и особенно, чистая. Вода – это важнейшее условие существования жизни растений, животных и человека. Все живые существа нуждаются в воде. Каждый человек ежедневно выпивает около двух литров воды. Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы. Каждый день мы: едим суп, пьём чай, компот. Сотни литров в день уходят на стирку, купание, другие потребности каждого из нас. Без воды нельзя построить дом. Не вырастить без неё культурные растения. Не будет на столе ни хлеба, ни овощей и фруктов, ни масла и сахара, ни других продуктов питания. Без воды погибнет все живое.

Ещё вода двигает лопасти электротурбин, вырабатывая для нас энергию, переносит на своих волнах корабли. А сколько воды используется на любом производстве для охлаждения, промывания, увлажнения: тонны, десятки, сотни тысяч тонн воды ежедневно.

Если взглянуть на глобус, то можно увидеть, что синего цвета больше. А вы знаете, насколько глубоки моря и океаны? Если бы на дно можно было спуститься на лифте, то пришлось бы ехать 5 часов, а с 10-этажного дома – всего за 1 минуту!

Вода занимает 2/3 части нашей планеты. На Земле много воды, но мы не всегда можем ее использовать, так как нам нужна вода пресная, которой в природе немного (больше воды соленой). Чтобы было понятнее можно привести следующий пример. Если взять трёхлитровую банку, наполнить её водой, а потом представить, что в трехлитровой банке - вся вода Земли, то вся пресная вода Земли - это лишь половина обычного стакана с водой. Причем, чтобы понять, сколько на Земле пресной воды, которая доступна человеку, нужно зачерпнуть лишь чайную ложку воды из стакана, а остальная, большая часть пресной воды находится в виде огромных ледников. Из этого следует вывод, что пресной воды, так необходимой нам для жизни очень мало.

Наша планета ограничена в размерах, и как мы уже поняли, ограничена в природных ресурсах, в частности, в воде. Многие государства мира испытывают недостаток в питьевой воде.

А если представить на минуточку, что вода может закончиться на всей планете. Совсем – совсем. И воду вам никто не продаст, ни за какие богатства мира. Становится страшно: нельзя будет не то что помыться, но и просто – глотнуть свежей, чистой воды. А ведь человек может прожить без воды около трёх – пяти суток в нормальном климате. В жаркую же погоду человек может умереть всего за несколько часов от обезвоживания организма. Жизнь на Земле без воды невозможна!

Значит, нам всем, жителям Земли, независимо от возраста, пола, расы, национальности, профессии, к воде нужно крайне бережно относиться. А как это нужно делать, попробуем разобраться!

Вода в опасности.

В настоящее время вода находится в опасности.

Почти 20-летнее исследование, финансируемое NASA, говорит о том, что человечеству следует всерьез озаботиться проблемой сохранения водных ресурсов - из-за потепления климата на планете основные запасники пресной воды - ледники, тают все быстрее и быстрее, а темпы их таяния увеличиваются с такой скоростью, которую не смогли предсказать ученые в своих самых пессимистичных прогнозах.

Тремя основными источниками загрязнения рек и озер являются сточные воды, промышленные выбросы и отходы сельского хозяйства. Реки, загрязненные стоками, впадают в море, делая его опасным для человека. Сточные воды наносят непоправимый вред всем обитателям рек, озер, морей. Они создают благоприятную почву для вредных вирусов и бактерий. Известны случаи, когда люди, искупавшиеся в реках или морях, серьезно заболевали. Загрязнения нарушают кислородный баланс рек и озер, из-за чего гибнут ценные и редкие виды растений и животных.

УДИВИТЕЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ ВОДЫ.

Вода обладает удивительной способностью – она может самоочищаться. Это выглядит примерно так: вредные примеси оседают на дно, разлагаются, уничтожаются бактериями, разбавляются свежими водами и становятся безвредными. Водоём может спасать себя до тех пор, пока его воды загрязняются не очень быстро и не в большом количестве. Но в наше время все больше и больше сбрасывается в водоёмы неочищенных или плохо очищенных сточных вод, вода не успевает самоочищаться. В результате промышленной деятельности пресная вода перестала быть возобновляемым ресурсом.

ОТНОШЕНИЕ детей и взрослых к проблеме загрязнения и сохранения воды

Правила бережного отношения к воде

Конечно, повлиять на снижение загрязнения воды нефтью и нефтепродуктами, радиоактивными отходами, тяжёлыми металлами простой гражданин, к сожалению, не в силах. Проблема такого масштаба должна решаться на государственном и международном уровнях. Тем не менее, нельзя устраняться от вопроса бережного отношения к воде никому из нас.

Сохранить водные богатства Земли мы сможем, если, к примеру, будем соблюдать простые правила экономного расходования воды. Вот они:

Всегда обращай внимание, не течет ли зря вода из водопроводного крана дома, на работе, в школе. Если ты заметишь такое, сразу же закрой кран.

Бывает, мы расходуем много воды бесполезно, не замечая этого. К примеру, ты моешь руки, умываешься под сильной струей. Прикрой немного кран. Это не помешает умыться, а воды утечет меньше.

Научись чистить зубы так, чтобы не расходовать напрасно воду. Для этого не оставляй кран открытым, пока чистишь зубы и полощешь рот. Сразу наливай воду в стакан и закрывай кран. Полоскать рот из стакана очень удобно. А сколько воды можно сберечь!

Ты хочешь охладить лимонад и держишь бутылку под холодной струей. Лучше поставить лимонад в холодильник, а воду поберечь.

Если вода течет из-за неисправности крана или колонки, нужно сразу же вызвать работников коммунальной службы.

Нельзя мусорить на берегах рек и мыть в них машины.

Если мы будем знать и выполнять эти правила, мы поможем сберечь воду – самое ценное сокровище нашей планеты!!!

Заключение

Проделанная работа помогла мне понять насколько остро стоит на сегодняшний день проблема сохранения водных ресурсов планеты, ведь всё живое на Земле не может обходиться без воды, а запасов пресной воды, так необходимой нам для жизни, очень мало.

В процессе работы я расширил свои знания о воде, познакомились с причинами загрязнения водоемов, сделал выводы о необходимости бережного и экономного отношения к воде.

Работа помогла мне осознать простую, но очень важную истину: беречь воду – это означает беречь жизнь, здоровье, красоту окружающего мира!

“Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты – самое большое богатство на свете».


МКОУ « СОШ № 2 с. Карагач»

Прохладненского района

«Берегите воду!»

(Экологический урок для 3 класса)

Подготовила и провела:

кл. руководитель 3 класса

Люева М.М.

Тема. «Берегите воду!» (слайд 1)

Цели и задачи:

    рассмотреть причины загрязнения водоемов;

    познакомить детей с мерами охраны водоемов от загрязнения;

    учить ребят бережно относиться к воде и экономить ее.

Ход занятия:

На доске девиз: «Вода – одно из главных богатств человечества на Земле». (слайд 2)

1. Организационный момент

Учитель: Вы слыхали о воде

Говорят она везде!

1 ученик: В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманный заползает

2 ученик: Ледником в горах зовется,

Лентой серебристой вьется.

Средь высоких стройных елей

Рушится потоком селей.

3 ученик: На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Учитель: Мы ее не замечаем,

Мы привыкли, что вода-

Наша спутница всегда.

Без меня вам не умыться,

Ни наесться, ни напиться.

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

2. Введение.

Учитель: Сегодня мы с вами будем говорить о воде, о бережном отношении к ней.

Вода: Без меня прожить не могут

Птица, зверь и человек,

И поэтому всегда

Всем везде нужна …

Дети хором: ВОДА!

Учитель: Как вы думаете, много ли воды на земле? (ответы детей) (слайд 3)

Нашу планету называют «голубой планетой», так как вода занимает ¾ поверхности земного шара. Вода повсюду. Вода есть в воздухе (облака, пар, тучи и т.д.). Также вода есть под землёй - родники. Огромное скопление льда находится у Северного и Южного полюсов. Там лёд и на суше и в воде. Вода входит в состав любого организма: растения, животные (медуза состоит на 90 – 95 % из воды). (слайды 4,5,6,7)

Но где же берут воду, откуда пришла она?

2) Откуда пришла вода. (слайд 8)

учитель: Спросил на днях малыш сосед

У струйки, льющейся из крана.

Откуда ты?

Вода в ответ:

Издалека, из океана!

1 ученик: Потом малыш гулял в лесу,

Росой покрылась вся поляна.

Откуда ты? Спросил росу.

Издалека, из океана!

2 ученик: На поле лег туман седой.

Малыш спросил и у тумана:

Откуда ты? Ты кто такой?

И я, дружок, из океана!

Учитель: Удивительно, не так ли?

В супе, в чае, в каждой капле,

В звонкой льдинке,

И в снежинке,

И в дождинке,

И в росинке –

Нам откликнется всегда-

Океанская вода!

3. Беседа. Почему воду нужно беречь? (слайд 9)

Учитель: Бурное развитие промышленности XX века привело к значительному загрязнению водоемов. А какая нам нужна вода? (Чистая)

Воды на земле одновременно и много, и мало. Её много в морях и океанах, но морская вода непригодна для питья, а также для многих технических производств и сельского хозяйства.

Пресной воды существенно меньше и треть населения Земли испытывает в ней острый недостаток. Основные запасы пресной воды сосредоточены в полярных льдах. Ограниченные запасы пресной воды ещё больше сокращаются из – за их загрязнения.

В последние столетия помимо естественного загрязнения природных источников частицами почвы, горными породами, минеральными солями, возникла проблема промышленного и сельскохозяйственного загрязнения воды.

    Чтение и обсуждение экологической сказки «Жила – была река" (слайд 10)

Жила-была река (Н.А.Рыжов)

(экологическая сказка)

Жила-была река. Сначала она была маленьким веселым ручей­ком, который прятался среди высоких стройных елей и белостволь­ных берез. И все говорили, какая вкусная, какая чистая вода в этом ручье! Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода в ней тек­ла уже не так быстро, но все еще была прозрачной и чистой.

Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли ели и березы, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Много людей. Они обрадовались реке и по­просили се остаться в городе. Река согласилась, и ее заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила весь город.

Шли годы. Люди привыкли к Реке и уже ни о чем ее не просили, а делали все, что им вздумается. Однажды на ее берегах построили огромный завод, из труб которого в Реку потекли грязные потоки. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. Никто уже не говорил: «Какая чистая, красивая речка!» Никто не гулял на ее бере­гах. В ней мыли машины, стирали белье. И никто из горожан не по­думал, что Речка тоже живая. А она очень переживала. «Почему лю­ди плохо ко мне относятся? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни от зноя?» - думала она.

Шло время. Люди все больше загрязняли Реку, и она все терпе­ла, ждала, когда, они, наконец, опомнятся. Однажды по реке про­плыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась Река черной пленкой, стали ее жители - растения и животные - задыхаться без воздуха. Совсем заболела Река.

«Нет,- думает, - Не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мертвой рекой». Позвала она на по­мощь своих жителей. «Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, ваш дом разрушили люди, а я заболела. Помоги­те мне выздороветь, и мы уйдем отсюда в другие края, подальше от неблагодарных людей».

Собрались речные жители - и растения, и рыбы, и улитки, и звери, - очистили свой дом от грязи, вылечили Речку. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли ели и березы, где человек - редкий гость.

А жители города на следующий день обнаружили, что остались одни, без Реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчез­ла вода из кранов... Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе. Стали ее жители настолько грязными, что перестали узнавать друг друга. Впрочем, это было неважно, все равно по вечерам не было света.

И вот однажды наступил день, когда горожане съели все свои за­пасы еды. Тогда самый старый и мудрый Горожанин сказал: «Доро­гие сограждане! Я знаю, почему от нас ушла Речка. Когда я был со­всем маленький, я купался в ее чистой воде. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней плохо. Мы несправедливо обидели Речку и должны попросить у нее прощения. Я предлагаю отправиться в дальние страны на поклон к нашей кормилице. Вы должны извиниться перед ней и пообещать свою дружбу. Может, тогда она вернется».

Отправились самые сильные и выносливые горожане искать Речку. Долго искали и нашли, но не сразу узнали, ведь она стала чистой и прозрачной. Попросили люди Реку поскорее вернуться в город, рассказали, как им плохо без нее, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла. К тому же она стала скучать без людей, к которым за долгие годы привыкла в городе.

Вернулась Река в город помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода, и даже выделили специальных ученых следить за здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно.

А недавно Реку сделали самым почетным гражданином города, а День ее возвращения отмечают как самый главный праздник.

Опишите реку, какой она была до того, как встретилась с людьми. Видели вы такую реку?

Как речка помогала людям?

Как люди относились к реке?

Как вы считаете, правильно ли они себя вели? Почему?

Что случилось с горожанами, когда река ушла?

Представьте, что все реки обиделись на людей и ушли. Что случилось бы с нами? Смогли бы мы жить без них?

Сравните реку. Какой она была вначале и стала потом. Какие изменения произошли с ней?

Правильно ли поступили люди в конце сказки?

Что они могли бы сделать для своей реки?

А что вы, ребята, могли бы сделать для своей реки, озера, которые находятся рядом с вами? В вашем городе?

Как люди нашего города относятся к рекам и озерам – так же как и в сказке или по-другому?

Вы, наверное, сами часто видели беспорядок на пляжах. Отдыхающие оставляют мусор. Как надо поступать, приходя на пляж?

Учитель: Для многих растений и животных вода является домом. А какое значение вода имеет для человека? (Ответы детей)

Тело человека почти на 63-68% состоит из воды. С водой из организма удаляются вредные вещества; вода с поверхности кожи (пот) регулирует температуру нашего тела.

2) Берегите воду! (слайд 11)

Учитель: Люди всегда ценили воду. Нет ни одного народа, у которого вода не считалась бы матерью всего живого, источником плодородия. А поэтому, люди всех народностей заботливо и бережно относились к питьевой воде: колодезной и родниковой. Ученые посчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было заполнить бы 10000 товарных вагонов в поездах. Даже в чистых водах Арктики нашли следы стирального порошка. В реках Дунай, Рейн, Волга купаться вообще нельзя. В сибирских реках из затонувшего леса появились микроорганизмы очень вредные для здоровья человека и животных. Озеро Байкал теряет способность самоочищаться. В реке Амур столько минеральных удобрений, что дети после купания покрываются сыпью. Даже в организме рыб происходят изменения, рыбы рождаются с двумя хвостами. (слайд 12)

Известный государственный деятель Индии, премьер-министр И.Ганди писал в 1980 году: «Одна из основных задач в нашей стране – обеспечить безопасной водой все 500 000 деревень Индии».

Специалисты рассказывали, что им приходилось видеть семьи, которые на все нужды, да ещё в условиях жаркого климата, использовали 2,5 литра воды на человека в сутки. Причём воды, по качеству очень далёкой от самых скромных стандартов. В результате около 80% всех болезней не только в Индии, но и в других развивающихся странах, связаны с нехваткой чистой воды.

Наша страна, пожалуй, самая водообеспеченная: в среднем обеспечение населения водой составляет 400 л на человека (из них 250 л питьевой), а в Москве приходится около 700 л в сутки на душу населения.

Однако, есть и у нас районы, где в силу климатических условий сложилась довольно напряженная ситуация с водоснабжением, и вода поступает в квартиры с перебоями.

К воде должно быть такое же бережное отношение, как к хлебу.

Сейчас в нашей стране проводится многоступенчатая очистка воды, создаются водохранилища. Но мало только заботы государства, необходимо и нам беречь воду. Вода – это жизнь. Древнейшие цивилизации зародились в воде, в долинах великих рек: уходила вода – пустели города и деревни. (слайды 13,14,15)

Не расходуйте воду напрасно!

Берегите ее!

Как грустно, но за последние 15 лет качество воды в России ухудшилось в 1.5 раза. Из-за того жизнь россиян в некоторых регионах уменьшилась на 10 лет. (слайд 16)

Вывод

Вода – это жизнь. Древнейшие цивилизации зародились в воде, в долинах великих рек: «уходила» вода – пустели города и деревни.

Не станем без надобности держать открытым водопроводный кран, будем беречь, экономить каждую каплю воды. Давайте будем также бережливы ко всем «дарам цивилизации», источником которых служит природа, её ресурсы: к включенной электрической лампочке, газовой горелке, пустой таре, сделанной из дерева.

А сейчас послушайте историю «Море и спичка»

(Беседа). (слайд 17)

История «Море и спичка» Н.Б. Коростелев

Прогулочный катер шёл вдоль Крымского побережья. Синь моря, неповторимые виды Крыма, белые чайки, мелькнувшие вдали дельфины создавали у пассажиров, заполнивших палубу катера, праздничное, приподнятое настроение. Среди пассажиров выделялся высокий, плечистый немолодой человек. К его мужественному облику шла морская форма капитана первого ранга.

Капитан зажёг спичку, раскурил неизменную трубку, а спичку положил обратно в коробок. «Не могу даже спичку бросить в эту красоту», - сказал он, улыбнувшись, как бы объясняя свой поступок.

И поразительное дело. Мимоходом брошенная незначащая фраза оказала неожиданный воспитательный эффект. Многие пассажиры ели апельсины, конфеты, жевали бутерброды, пили лимонад. Но никто после слов, сказанных капитаном, не бросил ни соринки за борт. И только одна женщина, поднявшаяся на палубу из каюты, взяла из рук сына скомканный стаканчик из – под мороженного, выкинула за борт и стала вытирать платком мальчику руку. У ребёнка на глазах выступили слёзы. «Капитан не бросил, а ты…»,- зашептал он. Мать не поняв, в чём дело, взяла сынишку за руку и стала двигаться к трапу.

Мы сошли на берег. Нам с капитаном, оказалось, по пути. Впереди шёл мальчик с матерью. Он продолжал что-то взволнованно говорить маме.

Я объяснил своему спутнику, в чём дело. Капитан заметил: «Сейчас я служу в Северных краях, а отпуск провожу дома. Дом – то мой – Чёрное море. Всякое видел. Но скажу одно – настоящие люди никогда без крайней нужды не причиняют вреда ни земле, ни воде, ни животным, ни растениям».

Мы попрощались. Я шёл и думал над словами капитана, желая мальчику оставаться настоящим человеком.

4. Итог .

Что нового вы теперь знаете о значении воды в жизни людей?

Отчего загрязняется вода в реках, озерах, морях?

Чем опасно загрязнение воды?

Как люди охраняют воду от загрязнения?

Как каждый человек должен беречь воду?

5. Выводы.

Так какие же меры нужно принимать по охране и сбережению воды?

    строительство очистных сооружений;

    экономия воды;

    посадка и охрана растений по берегам водоемов;

    использование для очистки воды растений и животных, являющихся живыми фильтрами;

    контроль за уровнем загрязнения вод.

Главные заповеди для человека: (слайд 18)

    Наша планета – наш дом. И каждый из нас в ответе за ее будущее.

    Если найдешь в лесу родник, сохрани его. Может быть, это начало большой полноводной реки.

    Вслушайся в журчание реки. Может быть, она просит помощи от тебя и ей нужна твои заботливые руки.

    Для получения тонны стали уйдет 150 тонн воды.

    На производство 1 тонны бумаги 250 тонн воды.

    1 литр сточных вод, попадая в водоемы, приводит в негодность 100 литров хорошей воды.

    5 грамм нефтепродуктов затягивают пленкой 50 квадратных метра водяной поверхности.

    При утечки воды из крана за 10 минут вытекает ведро. Сколько ведер воды утечет за 1 час? За 1 сутки?

    Если вода течет струйкой величиной со спичку, то за сутки утечет 40 ведер, а в ведре 10 литров. Сколько литров вытечет за сутки?

Почему надо беречь воду? Этот вопрос актуален для каждой страны.

Доклад на тему «Почему надо беречь воду» 3 класс

Вода. Казалось бы, такое простое слово, но такое важное. Возможно, мы никогда не задумывались об этом, и вода — один из важнейших ресурсов. Она — энергоноситель и транспортная система, но главное — это основа основ человеческой жизни. Ведь, как известно, человек на 70% состоит из жидкости.

Но, к сожалению, с каждым годом проблема питьевой воды растет. С интенсивным развитием технологий природные ресурсы все больше истощаются. Основными источниками загрязнения являются критическое состояние сточных сооружений, которые идут от промышленных предприятий. Тем самым они уничтожают поверхностные источники. А именно они попадают в человеческий организм через колодца и водопроводную воду. Токсичные вещества изменяют химический состав воды и опасны для жизни.

Так как же быть? Какие меры нужно принять во избежание опасности? Ответы на эти вопросы уже нашли. Тысячи экологов бьют тревогу. Они советуют начать с каждого дома. Например, заменить протекающие краны или использовать экономно стиральные машины. Выключать воду, когда чистите зубы, во время бритья. И хотя эти советы являются мелочными, но очень эффективными. Во-вторых, этим вопросом нужно заниматься на государственной и мировом уровнях. Хранить запасы пресной воды в водохранилищах, переделывать ее с соленой, обновить сточные системы и использовать капельный полив. Всюду, где мы используем воду мы должны быть осмотрительными и пытаться минимизировать ее потери. И только тогда результат не заставит себя ждать.

Наверное, сегодня невозможно найти человека, который не слышал бы лозунги, призывающие беречь воду. К сожалению, далеко не каждый понимает ценность и острую ограниченность этого ресурса. Постараемся раскрыть эту тему более подробно, чтобы каждый читатель смог понять, почему именно сохранение воды является важнейшим шагом к спасению человечества и всей планеты.

Важность воды для всего живого

Большинство людей даже не задумываются, насколько важна для них вода. Попить чай дома, принять душ после работы, купить и выпить бутылочку воды в жаркий день - все это воспринимается нашими соотечественниками как данность. А представьте себе, что произойдет, если лишить человека живительной влаги всего на сутки. Да, он переживет, но комфортность жизни резко снизится - невозможность попить, приготовить еду, совершить элементарные гигиенические процедуры.

А что будет, если лишить человека воды на неделю? При низкой температуре и высокой влажности воздуха он, возможно, и выживет, но организму будет нанесен страшный удар не факт, что он сможет оправиться после этого. Ну а если увеличить этот срок до двух недель, то ни малейших шансов на выживание не останется. В первую очередь будут поражены сердце, мозг и почки.

Это же относится абсолютно ко всем живым организмам на планете - начиная от высших животных и заканчивая одноклеточными водорослями.

Малые запасы питьевой воды

Многие люди не понимают, почему важно беречь запасы воды именно из-за иллюзии того, что этот ресурс практически неисчерпаем. К сожалению, практика показывает обратное. Да, всю выпитую воду человек и другие организмы тем или иным способом выделяют в окружающую среду. Проходя стадии естественной обработки, она возвращается в исходное состояние и снова может использоваться.

Но учитывайте, что пресная вода составляет меньше 3% (а по другим не более 1%) от общего количества воды на планете. Причем большая ее часть — это снег и лед на полюсах Земли, а добраться до них совсем непросто. Поэтому на реки, озера и ручьи - доступные источники воды — приходится очень и очень небольшая часть.

А человечество активно загрязняет их - начиная от кучки мусора, выброшенного в реку после пикника, и заканчивая огромными заводами, превращающими чистую питьевую воду в настоящий яд, способный уничтожить любой организм, потребивший его.

Еще сто лет назад загрязнение было сравнительно небольшим - природа справлялась с ним, очищая воду и позволяя человечеству использовать ее снова и снова. Увы, на сегодняшний день люди давно перешагнули тот рубеж, после которого планета уже не может самоочищаться. Поэтому с каждым годом запасы воды, пригодной для питья, стремительно тают. Пока одни ученые беспокоятся об энергетическом кризисе, который наступит, когда закончится нефть, другие уверены - человечество погибнет именно из-за жажды, если не умерит аппетиты, не станет относиться к природе более разумно.

Жажда во многих странах

Многие наши соотечественники не намерены беречь воду из-за того, что ее очень много и запасы кажутся неисчерпаемыми. Да, нам повезло родиться в регионе, богатом чистейшей жидкостью, пригодной для питья.

Однако удача улыбнулась не всем. Миллиарды людей во всем мире не могут позволить себе не то что чистую воду, но и просто питьевую. Индусы, пакистанцы, арабы, жители Латинской Америки - многим из них приходится пить практически из луж. Не имея возможности (или чаще не зная о необходимости) кипятить воду, они вносят в свой организм опаснейших микробов. Из-за этого регулярно случаются вспышки холеры и другие эпидемии, ежегодно уносящие многие тысячи жизней.

Если нам достаточно открыть кран или купить минералку, чтобы напиться, то в Африке многим людям приходится потратить до 5 часов, чтобы получить возможность напиться. Да и качество получаемой воды остается весьма сомнительным - иногда глотка достаточно, чтобы подписать себе смертный приговор.

В среднем же именно нехватка воды является причиной смерти примерно 5 миллионов людей в год. Только представьте себе эту цифру! Это общее население таких огромных городов, как Пермь, Волгоград, Красноярск, Воронеж и Уфа. И если мы не умерим хищнических аппетитов, такая же участь может постигнуть и нас.

Как внести свой вклад в спасение планеты?

К счастью, каждый человек может внести небольшой вклад в спасение планеты. Небольшая памятка как беречь воду поможет вам в этом. Для этого достаточно:


Эти простые меры позволят вам почувствовать, что вы вносите вклад в спасение человечества и всей планеты.

Заключение

Теперь вам известно, насколько важным и ограниченным ресурсом является питьевая вода. А также вы узнали о способах ее экономии. Так давайте беречь воду - будущие поколения наверняка не раз скажут нам за это спасибо.

Лучшие статьи по теме