Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Смартфоны
  • Кабардинцы и балкарцы: вопросы происхождения. История и традиции кабардинцев

Кабардинцы и балкарцы: вопросы происхождения. История и традиции кабардинцев


24. /1-я рейтинговая точка/Сканер/1 ая глава/3/3.doc
25. /1-я рейтинговая точка/Сканер/1 ая глава/3/4.doc
26. /1-я рейтинговая точка/Сканер/2 ая глава/1/1.doc
27. /1-я рейтинговая точка/Сканер/2 ая глава/1/2.doc
28. /1-я рейтинговая точка/Сканер/2 ая глава/1/3.doc
29. /1-я рейтинговая точка/Сканер/2 ая глава/2/1.doc
30. /1-я рейтинговая точка/Сканер/2 ая глава/2/2.doc
31. /1-я рейтинговая точка/Сканер/2 ая глава/2/3.doc
32. /1-я рейтинговая точка/Сканер/2 ая глава/2/4.doc
33. /1-я рейтинговая точка/Сканер/2 ая глава/3/1.doc
34. /1-я рейтинговая точка/Сканер/2 ая глава/3/2.doc
35. /1-я рейтинговая точка/Сканер/2 ая глава/3/3.doc
36. /1-я рейтинговая точка/Сканер/2 ая глава/3/4.doc
37. /1-я рейтинговая точка/Сканер/2 ая глава/3/5.doc
38. /1-я рейтинговая точка/Сканер/3 я глава/1/1.doc
39. /1-я рейтинговая точка/Сканер/3 я глава/1/2.doc
40. /1-я рейтинговая точка/Сканер/3 я глава/1/3.doc
41. /1-я рейтинговая точка/Сканер/3 я глава/1/4.doc
42. /1-я рейтинговая точка/Сканер/3 я глава/2/1.doc
43. /1-я рейтинговая точка/Сканер/3 я глава/2/2.doc
44. /1-я рейтинговая точка/Сканер/3 я глава/2/3.doc
45. /1-я рейтинговая точка/Сканер/3 я глава/2/4.doc
46. /1-я рейтинговая точка/Сканер/3 я глава/2/5.doc
47. /1-я рейтинговая точка/Сканер/4 ая глава/1/1.doc
48. /1-я рейтинговая точка/Сканер/4 ая глава/1/2.doc
49. /1-я рейтинговая точка/Сканер/4 ая глава/2/1.doc
50. /1-я рейтинговая точка/Сканер/4 ая глава/2/2.doc
51. /1-я рейтинговая точка/Сканер/4 ая глава/2/3.doc
52. /1-я рейтинговая точка/Сканер/4 ая глава/2(1)/1.doc
53. /1-я рейтинговая точка/Сканер/4 ая глава/2(1)/2.doc
54. /1-я рейтинговая точка/Сканер/4 ая глава/2(1)/3.doc
2. Культура адыгов и балкарцев в системе кавказской цивилизации
3. Взаимосвязь культуры и среды обитания народов
1. Поселение и жилища адыгов и балкарцев
2. Одежда адыгов и балкарцев
3. Традиционная пища адыгов и балкарцев
1. Кузнечное и оружейное производство
2. Шерстяное производство
3. Художественная обработка дерева и камня. Ювелирное производство
1. Языческие верования
2. Христианство
1. Духовная культура адыгов и балкарцев и её роль в жизни народа
I культура и ее роль в обществе
Ционная культура (традиции, обычаи и т д.)
Тонкой сферы человеческой деятельности. Несмотря на >то, что нам сегодня кажутся наивными и непривлека­
Культуры народов, в том числе адыгской и балкарской, наложили глубокие отпечатки различные социальные
Гда был и остается воротами для непрерывного движе­
Ческого, начиная с момента становления самого человека
Тоже более двухсот лет
Тендовать Кавказ. При этом надо учитывать и то обстоя­ тельство, что именно на Кавказ, на его народы гораздо
3. Взаимосвязь культуры и среды обитания народа
Объектом агрессии многих завоевателей всех времен и эпох, которые вторгались на Северный Кавказ. И посто­
Ния зависят от климата, плодородия почвы и других ес­ тественно-природных факторов. В
Говоря о взаимосвязи русской природы и характера рус­
Культура жизнеобеспечения адыгов и балкарцев
Крыты стоянки с наземными постройками прямоуголь­ ной формы, сооруженные из жердей и прутьев, обмазан­
Зываться у жены. Они живут в своих селениях и домах очень чистоплотно; они соблюдают чистоплотность так­
§ Одежда адыгов и балкарцев Часто слышишь споры между различными людьми по поводу вопроса: «Человек сперва оделся и построил жилище или наоборот?»
Ми народами, даже предки которых являются пришлыми
Черкесы носят рубашки из белого полотна или тафты белого, желтого или красного цветов, застегивающиеся
Валась неглубоко, что увеличивал рост девушки. Замуж­ няя женщина заменяла шапочку повязкой с узлом на
Ких условий его жизни и рода занятий, вырабатывает
Били на небольшие куски позвоночник, отделяли ребра
Распределилась соль, а солят достаточно круто во из­
Числе на сливочном масле и с яйцом
Декоративно-прикладное искусство адыгов и балкарцев
Адыгское народно-декоративное искусство весьма самобытно,- справедливо отмечает М. А. Меретуков. Оно
В результате археологических раскопок на территории предков адыгов, свидетельствуют о том, что они очень
Добного рода торговли не возбуждался бы так часто на

Шерсть, пригодную для производства столь хороших су­
Обработка дерева и использование его для самых раз­ нообразных нужд является одним из самых древних
До середины XIX в кабардинцы делали арбу цели­
«дыщэк1»; «кюмюшчю» достигли значительных успе­ хов в отделке различных предметов и частей женской
Придерживаются ислама. Одно из особенностей религи­ озных верований народов Северного Кавказа, в том чис­
Хан-Гирей писал следующее: Что касается до древнего их адыгов
Чучело и ходила по дворам, его обливали водой, а моло­
Ш. Д. Инал-Ипа в своем историко-этнографическом очер­ ке «Абхазы» пишет, что, по преданию, в Абхазию семена
Нявшим у былых присылкой новых епископов и свя­

Рения Кабарды
скачать doc

1. Духовная культура адыгов и балкарцев и её роль в жизни народа.

Куль­тура - способ существования этноса, преодоления им ис­торического пространства на одной и той же географи­ческой площади. Культура (от латинского «cultura») означает «возделывание», «обрабатывание». В XVIII-XIX вв. понятие «культура» предполагало изя­щество манер, начитанность; культурный человек, как правило,- аристократ. Культура - понятие многоплано­вое. Мы часто употребляем это слово, имея в виду каче­ство чего-либо. Например: «культура труда», «культура жизни», «культура семейной жизни», «культура отды­ха» и т. д. Культура - искусственно созданная челове­ком «вторая природа». Таким образом, - это особая форма жизне­деятельности людей, дающая возможность проявлению многообразия стилей жизни, материальных способов пре­образования природы и созидания духовных ценностей. Структурно культура включает: способы поддержания жизнедеятельности общности (экономика); специфику поведения и взаимодействия людей; организованные формы (культурные институты), обеспечивающие един­ство общности, формирование человека как культурного существа; части или подразделения, связанные с «про­изводством», созданием и функционированием идей, сим­волов, идеальных сущностей, придающих смысл миро­восприятию, существующему в культуре. Традиционная куль­тура адыгов и балкарцев, как и других народов, уходит своими корнями в глубь веков. Одной из первых соци­альных единиц, на которой она базировалась, являлась родовая, а затем сельская община. Именно в недрах этой социальной организации зародились первые демократи­ческие институты, которые стали неотъемлемой частью культуры адыгов и балкарцев. На систему ценностей культуры народов, в том числе адыгской и балкарской, наложили глубокие отпечатки различные социальные строи, существовавшие на протяжении веков.
2. Культура адыгов и балкарцев в системе кавказской цивилизации.

Кавказ находится на перепутье континентов, его при­родно-климатические условия не только уникальны, но и разнообразны. В этих-то привилегированных местах, естественно, и стремилась с начала оседлой жизни сосредоточиться, смешаться и накопиться человеческая масса. Такой «привилегированной» во всех отношениях землей является Кавказ - место, где появились великие творения материальной и духовной культуры рода человеческого, начиная с момента становления самого человека как разумного существа. Кавказ - это один из уголков нашей планеты, где, выделившись из самой природы, че­ловек вошел в «конфликт» с ней же самой, чтобы стать ее «царем». Подвергаясь постоянному давлению, как с юга, так и с севера, народы Кавказа, тем не менее, смогли создать, сохранить и развить своеобразную культуру. Жизнен­ность традиции - одна из самых поразительных и ярких особенностей культуры, сложившейся в древности на -Кавказе, которая по сей день восхищает своей уникаль­ностью мировое сообщество. В отличие от вариантов развития культуры России, история и культура кавказских народов продвигались по иному пути. Прежде всего, еще со времен далекой античной эпохи Кавказ испытывал влияние Малой Азии, а она, в свою очередь, имела контакты и влияние со сто­роны Месопотамии и Сирии, с их цивилизациями. Этнический состав Кавказа куда более разнообразней, чём состав России в прошлом, на началь­ном этапе ее становления. На Кавказе существовало много религий, в том числе христианство и ислам. В России было создано единое централизованное государство. А на Кавказе несколько государственностей (царство Урарту, Колхида, Иберия, Древняя Синдика). Кавказское евразийство еще глубже укрепляется, даже, можно сказать, окончательно оформляется, после появления в этом регионе первых кочевых ираноязычных племен из Азии.

3. Взаимосвязь культуры и среды обитания народов.

Адыго-черкесы и балкарцы на протяжении своей многовеко­вой истории создали феноменальную систему традиций и обычаев, которая не одно столетие, верно, служила ори­ентиром поддержания гармонии их взаимоотношений со средой обитания, в воспитании физически здорового, высоконравственного молодого поколения, в регулирова­нии всей гаммы взаимоотношений людей в обществен­ной и семейной жизни; цивилизованных связей с дру­гими народами. Важнейшие прин­ципы адыгского этикета (адыгэ хабзэ), его требования похожи на многие положения норм международной дип­ломатии и международного права. Наиболее популярная (1902-1972) его концепция называлась культурной экологией. Она изучает адапта­цию общества к окружающей среде. Культурная адаптация - процесс непрерывный, по­скольку ни одна культура не приспособилась к среде в такой степени, чтобы превратиться в статичную. Ядро культуры - это совокупность черт, наиболее непосредственно связанных с деятельно­стью по производству средств существования и с эко­номическим устройством общества. В периоды большего развития этнос не только подчинял многие соседние народы, но и к ним проникали многие элементы адыгского этикета. Жизнеспособность этой социальной системы заключается в том, что она охватывает все сферы и аспекты жизнедеятельности людей и их взаимоотношение. И поэтому не случайно она до сих пор сохранилась и является отражением сегодняшнего времени. Традиционная и материальная культура адыгов и балкарцев целиком и полностью зависит от среды их обитания. Она формировалась под её воздействием.
1. Поселение и жилища адыгов и балкарцев.

Временные стойбища, пещеры и легкие наземные шалаши и навесы были характерны для Северного Кав­каза вплоть до последнего этапа палеолита (верхнего палеолита - 40-12 тыс. лет до н.э.). В

эпоху неолита, в связи с возникновением земле­делия и скотоводства, у людей появляются первые по­стоянные поселения. Такие поселения были обнаруже­ны в окрестностях Нальчика (Агубековское поселение и Нальчикский могильник). В каждом жилище имелись очажные ямы и ямы для хранения зерна. Жилища были расположены на некотором расстоянии одно от другого без какого-либо заметного порядка. К периоду неолита относятся во многом еще пред­оставляющие загадку своеобразные каменные погребаль­ные домики-дольмены, встречающиеся в большом числе | в различных районах Северного Кавказа. По своему назначению дольмены - это действительно специфические культовые погребальные сооружения. В условиях распада патриархально-родовых устоев и постоянных вторжений кочевых скифских, сарматских и иных племен возникла объективная необходимость со­здания укрепленных поселений, которые были обнесены высокими земляными валами и рвами. Поверх валов на некоторых городищах имелись дополнительные укреп­ления, которые состояли из двух рядов плетня, засыпан­ного внутри землей. Они предназначались для сдержи­вания конницы нападавших. Адыгская родоплеменная знать под влиянием греков строила свои дворцы и замки из тесаного и колотого камня. Были обнаружены дворцы площадью более 458 кв. м, где были полы, выложенные каменными пли­тами, и внутренние дворики с колодцами. Жилище из камня в раннем средневековье бытовало во многих регионах проживания адыгов. К середине XIX в. наиболее распространенным типом поселений адыгов было небольшое моногенное (однофамильное) поселение, состоявшее из нескольких (не более 1-1,2 десятков) дворов, все члены которого находились между собой в прямом кровном родстве. С XIX в. у кабардинцев уже начинают преобладать полигенные (многофамильные) селения, принадлежавшие различным княжеским фамилиям, которые были разбиты поквартально. И слово «хьэблэ» начинает приобретать новое значение.

2. Одежда адыгов и балкарцев.

Одежда как важнейший элемент материальной культуры всегда стояла в центре внимания самого человека, ибо она является весомым показа­телем уровня жизни. На протяжении всей истории че­ловечества она постоянно менялась. Одежда того или иного народа - это его образ жизни, образ мышления, даже, если угодно, его философия. Много общего в материальной культуре, в т. ч. и в форме национальной одежды кабардинцев и балкарцев. Они всегда уделяли большое внимание своему внешне­му виду. Одним из важнейших компонентов мужской верхней одежды адыгов и балкарцев была бурка. Она защищала человека от холода, снега, ветра и дождя. Во многих случаях служила ночью одеялом. По настоящее время ее носят многие животноводы. Бурку с удовольствием носили многие рус­ские генералы и офицеры; многие европейцы, которые бывали на Северном Кавказе, отмечали, что без бурки невозможно представить себе горца-мужчину. Бурки изготавливали из первоклассной шерсти осенней стрижки. Самым распространенным видом мужской верхней одежды была черкеска, сшитая из сукна, - ее переняли многие народы Кавказа. Верхние штаны шили в основном из домотканого сукна или плотной ткани фабричного производства. Очень распространенной верхней мужской одеждой адыгов и балкарцев являлась шуба из овечьей шкуры. Шуба, как и черкеска, рубашка, бешмет, застегивалась на 5-6 тесемочных пуговиц и петель, а с XX в. - и с помо­щью металлических крючков и петель. Между головными уборами адыгов и балкарцев было определенное сходство, но были отличия, прежде всего в I способах украшения и вышивок, которые имелись на шапочке. Женские головные уборы черкешенок и бал­карок были в XVIII - начале XX в. весьма разнообразны по материалу и форме. В них отражено социальное и возрастное различия и степень материального положе­ния женщин. Адыгские и балкарские женщины носили обычно самодельную обувь.
3. Традиционная пища адыгов и балкарцев.

Адыги и балкарцы к вопросам пищи, ее приема всегда подходили очень серьезно. Не случайно в связи с этим они выработали специальный этикет – застольный. Говоря об адыгской кухне, следует отметить, что она не во всем одинакова у кабардинцев и адыгейцев. Мно­гие традиционные адыгские блюда отсутствуют в насто­ящее время и у балкарцев. Отличаются они и по техно­логии приготовления. Отличаются также многие техно­логии приготовления различных приправ и подлив к блюдам. Распространенной традиционной пищей адыгов и балкарцев были мясные блюда. Их готовили из баранины, говядины, птицы и дичи - из свежего (парного), cyшеного, копченого, вареного мяса. Тушу разделывали тщательным образом по ее суставам. Говядину, особенно баранину, жарили на вертеле над раскаленными углями. На торжествах зажаривали тушу барана целиком и подавали на стол на большом круглом столике, разложив вокруг куски пасты, и каждый из сотрапезников своим ножом отрезал себе кусочки по вкусу. Очень распространенным блюдом на всем Кавказе, в том числе у адыгов и балкарцев, был шашлык. В структуре питания адыгов и балкарцев заметное место занимали блюда из домашней птицы. Знаменитое блюдо «джэд лыбжьэ» получило признание во всем мире.

Индейку, утку и гуся чаще всего варили и употребляли с чесночным соусом. Адыги и балкарцы готовили и блюда из рыбы. Рыба /в основном была речная (форель, усач и т. д.). Большое место в структуре питания адыгов и бал­карцев всегда занимала молочная пища. В прошлом готовили «шхез». Это своеобразное кон­сервированное молоко. Адыги и балкарцы широко употребляли различные мучные продукты, блюда из бобовых. Очень вкусное и питательное блюдо из кукурузы - мамалыга («мырамысэ»). Из кукурузной крупы готовили пасту. Из толченой кукурузной крупы готовили суп («1эшры1»).

1. Кузнечное и оружейное производство.

Важнейшей составной частью материальной культу­ры любого народа, в том числе адыгов и балкарцев, были предметы домашнего производства и ремесла. Предме­ты первой необходимости, оружие, различные сельскохо­зяйственные инструменты, предметы домашнего обихо­да были необходимой принадлежностью каждой адыг­ской и балкарской семьи. Поэтому домашние промыслы являются важным объектом изучения любого этноса, в том числе адыгов и балкарцев. Адыгское народно - декоративное искусство весьма самобытно, - справедливо отмечает М. А. Меретуков. - Оно прошло длинный и сложный путь развития и имеет свои специфические черты. Впитало в себя отдель­ные элементы из декоративно-прикладного искусства других народов. Но эти элементы подвергались творче­ской переработке и органически слились с народным искусством адыгов. Одним из древнейших и значимых родов деятельно­сти людей было кузнечное дело. Получение человеком металла, особенно железа, является временем появления и первых кузнецов. Адыги всегда особо почитали желе­зо. Ему они придавали сверхъестественную силу. С древнейших времен адыги научились получать и обрабатывать этот металл. Поэтому недаром купцы всегда проявляли особый интерес к нему. Желе­зо пользовалось особым спросом и стоило в 40 раз доро­же серебра и в 5-8 раз дороже золота. Адыги не только получали сталь, но они хорошо были знакомы с производством чугуна. Естественно, при та­ком уровне развития металлургии, они не могли не заниматься кузнечным производством. Поэтому кузнеч­ное ремесло получило большое развитие. В ходе Русско-Кавказской войны значительно возросли потребности не только в различных видах огнестрельного оружия, но и в порохе. Оружие адыгов и балкарцев было самым разнообразным. В древности и средние века широкое распространение имели лук и стрелы. Стрелы тщательно отделыва­лись и снабжались железным острием. Луки были проч­ные и больших размеров. Стрелы хранились в колчанах. Были также секиры, пики, копья, дротики.
2. Шерстяное производство.

Овец разводили адыги и балкарцы сотнями тысяч, и ее шерсть шла не только на внутреннее потребление, но в больших количествах вывозилась в различные страны. Экспортировалась не только шерсть, но не в меньшей степени и шерстяные изделия - бурки, сукно и другие товары, кроме этого, экспортировались овечьи шкуры, рога. Шерстяные изделия и сама шерсть продавались на турецком, русском, польском, крымском, молдавском и других рынках. Черкесы из шерсти делали различные сорта ткани. На заказ делали более тонкую шерсть. Следует отметить, что ткачество у адыгов имеет древ­ние и богатые традиции. Об этом красноречиво свиде­тельствуют материалы археологических раскопок. На­пример, при раскопках городища Елизаветинского (IV в. до н. э.) найдены глиняные пряслица и гирьки от ткац­кого станка. Из Черкесии вы­возилось ежегодно 100 тыс. кусков чекменя (материя, изготовляемая из шерсти и очень распространенная по всей Татарии и Турции). Вывозилось 5-6 тыс. особого рода платья из шерсти. Кстати, это платье было различ­ных сортов. Продавалось на внешнем рынке 50-60 тыс. штанов, или шальваров из шерсти. Одним из самых хо­довых товаров из шерсти была знаменитая бурка. Она высоко ценилась не только внутри страны, но и на внеш­нем рынке. Ежегодно Черкесия экспортировала 200 тыс. бурок превосходного качества трех сортов. На заказ делали более тонкую шерсть.
3. Художественная обработка дерева и камня. Ювелирное производство.

Обработка дерева и использование его для самых раз­нообразных нужд является одним из самых древних промыслов адыгов и балкарцев. Об этом свидетельству­ют многочисленные археологические материалы, обна­руженные в различных регионах Северного Кавказа. Известно, что на нынешней территории КБР, еще задол­го до начала нашей эры, проживали древнейшие предки адыгов. При раскопках Долинского селища эпохи меди обнаружено значительное количество глины с отпечатками прутьев и жердей, составлявших основу стен. Большой популярностью пользовались в народе ма­стера по художественной обработке дерева. Особенно це­нились у адыгов аробщики, которые делали арбы («выгу»). Со временем значительные изменения претерпе­ли колеса и ось. Важное место в прикладном искусстве адыгов и бал­карцев занимало производство разнообразных циновок и плетеных изделий из прутьев, соломы и куги. В резьбе по дереву находили отражение различные мотивы, но преобладающим был растительный орнамент. Мастера делали фигурки разных животных в качестве детских игрушек. В конце XIX - начале XX в. в одной только Большой (Кабарде было около 50 профессиональных ювелиров. Их имена были известны далеко за ее пределами. Вот имена некоторых мастеров серебряного дела, которые приводятся Э. Аствацатуряном в работе «Оружие народов Кавказа»: Бегаев Натшао (вторая половина XIX в.), сел. Хамидия; Догужаев Кады (вторая половина XIX в.), сел. Урожайное; Саблиров X. (вторая половина XIX в.), сел. Старая Крепость; Тумов Ф. (середина XIX в.), сел. Нижний Акбаш; Хабеков Нафедз (вторая половина XIX в.), сел. Дейское и др. Изделия этих мастеров пользовались большим спросом у представителей многих народов. Адыгские женщины занимались вышиванием золо­тыми и серебряными нитями, которыми украшались пла­тья, постельные принадлежности, занавески, шапочки.
1. Языческие верования.

До настоящего времени во всех мировых религиях сохраняются остатки политеизма (от греч. «poly» - много и «theos» - бог) - многобожия, ко­торое предполагает поклонение нескольким богам - в противоположность монотеизму (единобожию). У ады­гов и балкарцев мы наблюдаем остатки язычества (мно­гобожие). Политеизм (многобожие), как самое первое ре­лигиозное мировоззрение, зародился в недрах бесклассо­вого общества и прошел длинный путь. Следует здесь отметить, что язычество, хотя мы называем его прими­тивной религией, обладает большой живучестью. «Заро­дившись в недрах бесклассового родового общества. Черкесы верили многобожию, совер­шали празднества во имя грома, воздавали божеские почести существам тленным и многими другими поверья­ми идолопоклонства ознаменовали свое заблуждение. Во время язычества у черкесов главнейшие божества были: 1. Мезитх (бог лесов). 2. Зейкутх (божество наездничества). 3. Псыхъуэгуащэ (княгиня вод). 4. Ахин. 5. Созереш. Это божество почиталось покровителем земледелия. 6. Емиш. Язычники почитали это божество покровителем овцеводства и в честь его совершали празднество осенью, при случке баранов.

2. Христианство.

Ученые отмечают, что пер­вые семена христианства были занесены на Северный Кавказ еще в I в., благодаря апостольской деятельности святых Андрея Первозванного и Симона Канонита в при­черноморских греческих колониях Кавказа. Отсюда хри­стианство проникло и в среду заселявших Северно-За­падный Кавказ адыгов (черкесов). Ш. Ногмов отмечал, что христианство значительно утвердилось среди адыгов при греческом императоре Юстиниане (527-565). Ш. Ногмов далее пишет, что под влиянием союза с Юстинианом, греческое духовенство проникло в Кавказ­ские горы, внесло к нам миролюбивые занятия искусствами и просвещение. К этой эпохе относят построение храмов божьих в нашей земле. Христианство среди адыгов и балкарцев не могло иметь устойчивого положения в силу ряда причин. К ним, прежде всего, следует отнести то, что у этих народов не было централизованной государственности. Патриар­хально-родовые отношения в адыгском и балкарском обществах долгое время играли значительную роль, ста­ло быть, племенная раздробленность являлась основным препятствием к устойчивому утверждению христианской религии. Поэтому не случайно древние языческие амулеты и ритуалы у этих народов держали устойчивые позиции.

3. Ислам.

Прежде всего, здесь надо отметить, что усиление по­литического влияния Турции и крымского ханства на Северном Кавказе сыграло большую роль в вытеснении христианства и утверждении ислама в крае. Вытеснению христианства с территории Северного Кавказа значительно способствовало постепенное ослаб­ление, а затем окончательное падение Византии в сере­дине XV в. (1453). У черкесов только князья и знать являются мусуль­манами и соблюдают его обряды, но делают они это для очистки совести, без всякого рвения и зачастую посмеи­ваются над этими религиозными церемониями. Народ же фактически является языческим». Следовательно, ислам вытесняет христианство из ду­ховной жизни адыгов и балкарцев благодаря усилению позиции Турции и ее вассала - крымского ханства - на Северном Кавказе. Они как бы «опередили» Россию в кавказской политике, в том числе в утверждении исла­ма в крае. Любая мировая религия привносилась в среду того или иного народа мечом и кровью. Она утверждалась в ходе борьбы носителем той или иной религии против других народов. Не был исключением в этом отношении и ислам, который вошел в жизнь адыгов и балкар­цев усилиями турков и крымских татар. К балкарцам ислам стал проникать гораздо позже. Ученые предполагают, что начало его распространения балкарских обществах относится к первой половине VIII в. Главным источником, священной книгой ислама яв­ляется Коран (буквально - декламация, чтение). В нем собраны поучения, речи и заповеди Мухаммеда (ок. 570-632). Он сообщил их своим последователям, начиная с 609 г. в Мекке и Медине, как откровения Бога, ниспос­ланные ему через святого духа или через архангела Гавриила. По содержанию в Коране можно выделить: Эсхатологию (учение о конечных судьбах мира и человека) (ислама; иудаистские и христианские воззрения; древнеарабские обычаи, оформленные в ритуальные предписания ислама; арабский фольклор; мусульманское законодательство.

Духовным и нравственным стержнем кабардинского народа является адыгская ментальность, вобравшая в себя ценности, традиции, психический склад, мировосприятие, образ жизни и образ мысли. Все это получило воплощение в принципах адыгагъэ - адыгства. Эти принципы базируются на понятиях "человечность", "мужество", "честь", "разум", "почтительность". Именно благодаря этим качествам адыги снискали себе славу "рыцарей Кавказа".

Ярче всего ментальность проявляется в языке, что нашло отражение в пословицах "Дунейр шэрхъщ" (Мир - это колесо), "Псым фiэiэфiыр - нэм фiэдахэщ" (Что сладко для души, то красиво для глаз), "ЛIыгъэм ипэ акъыл" (Перед мужеством - разум).

Мужество, честь, достоинство всегда были важнейшими составляющими адыгского национального характера. Как свидетельствуют источники ХIХ века в бою "черкес выказывал удивительную храбрость и необыкновенные подвиги самопожертвования".

"Ажалитi щыщымыiэкiэ, а зэ лiэгъуэм лiыгъэ хэлъхьэ"- "Когда двум смертям не бывать, то в одну все мужество вложи".

"Хейм и лъыр хамэм ещiэж"- "За кровь честных и чужие мстят".

"Нэмыс зыдэщымыiэм насыпи щыiэкъым" - "Где нет чести, там нет и счастья"

Мужеству как категории нравственной, моральной, самое большое внимание. Оно как добро, у него высокая нравственность. У мужества, как и у добра, много граней - это и защита отечества, слабых, беззащитных, и почтительное отношение к женщине и старикам, и спокойная выдержка, и умение сдержать слово. И, конечно, любовь к независимости, и национальное достоинство. В понятие мужества, входят все добрые человеческие дела, одним словом, добро.

Когда говорят, адыгагьэ зыхэлъ, имеют в виду человека, который дорожит честью, обладает благородством, мужеством и живет по совести. Категория совесть - "напэ", отражена в таких пословицах, как: "Напэ зимыiэм дзажэпкъ иiэщ" - "У кого совести нет, у того (одни) ребра есть".

Много пословиц, посвящено категории акъыл - разум. "Акъэл зиiэм шыiэ иiэщ" - у кого разум, у того и выдержка", "Акъылым и анэр гупсысэщ" - "Обдумывание - это разума мать", "Щхьэм имылъмэ лъакъуэм имыгъуащ" - " В голове пусто - и ногам горе".

Большое значение придается у кабардинцев и балкарцев своей семье и воспитанию детей. Не умеющих воспитывать жизнь в итоге наказывала. "Iэщ уед упiым-уи iупер дагъэ кьищiынщ, цiыху уэд упiым-уи iупэм къеуэжынщ" - "Вскормишь худую скотину - будут губы в масле, вскормишь плохого человека - получишь по губам".

Кабардинцы и балкарцы придают особое значение воспитанию в подрастающем поколении нравственных качеств и соответствующих им правил поведения. Об этом говорит пословица: " Акъыл уасэншэщи, гьэсыныгъэ гъунэншэщ"- "Ум не имеет цены, а воспитание предела".

Особенное внимание уделяется уважению и почитанию старших. Почитание младшими старших - нравственное предписание, уходящее своими корнями в жизненную практику уже самых древнейших обществ. Но уважать можно по разному. Одно дело поздороваться первым или уступить место в автобусе, другое - неизменно выказывать подчеркнутые знаки уважения.

Русские классики XIX века в своих произведениях обратили внимание людей на особенности национального характера горцев: мудрость и стремление к добрососедским отношениям, стремление к свободе, чувство собственного достоинства, гостеприимство, побратимство, трудолюбие, выносливость.

Адыгские адаты, сведенные в первой половине ХIХ в. А.А. Кучеровым, определяют гостеприимство, как "первейшую добродетель".

Гостеприимство было не просто нравственным долгом, а священным издревле освященным религией долгом. Об этом прямо говорит адыгская пословица "Хъэщiэр тхъэм и лiыкiуэщ" - "Гость - божий посланник", еще определеннее выражена та же идея в балкарской пословице "Къонакъ Тейрини атындан келсе, Адам анга къуллукъ этерге керекди" - " Раз гость приходит от имени Тейри, человек обязан ему служить". В прежние времена, как только гость спешивался, он в знак того, что полностью переходит под защиту хозяина, отдавал ему свое оружие. Это гостеприимство распространялось даже на кровного врага хозяина, который должен был защищать гостя от внешнего нападения (Законы гостеприимства ставились выше законов кровной мести). Того, кто предал бы гостя, постигло бы всеобщее презрение. Понятно, что при этих обстоятельствах родилась поговорка: "Адыгэм и хьэщiэ быдапiэ исщ" - "Гость адыга в крепости сидит".

Хан Гирей указывал на распространение у адыгов представления, будто, принимая гостей, они "делают угодное Творцу". В этом свете делаются более понятными и такие балкарские проклятия, как "Юйюнг къонакъ кирмеген юй болсун" - "Чтоб в твой дом никогда не ступала нога гостя".

Уважение к труду и бережливости нашло отражение в таких поговорках:

"Гугъуехьыр шэчыгъуафiэщ" - "Труд нетрудно нести".

"Гугъууехьу къэбгъуэтар iэфiщ" - "Что далось с трудом, то и вкусно потом"".

"Емыш пшэрыхъщ" - "Кто трудиться, тот к себе жир носит"

"Зумыхьэри уимыiэри зэхуэдэщ" - "Не беречь и не иметь - одно и то же"

"Зыщыбгъэтiыль къыщощтэж" - "Где сбережешь, там и возьмешь".

Очень ценится настоящая дружба:

"Зэгурыiуэр щынафэм щiегъанэри, зыгурымыiуэр гууфэми щiиуфэркъым" - "Кто дружен, тех и ягнячья шкура припрячет, а кто в ссоре, тех и воловья не покроет"

"Къуажэ ив нэхърэ, къуажэ и ныбжьэгъу" - "Чем с села по быку, лучше в каждом селе по кунаку"

"Ныбжьэгъу iыгъыныр ху жылэ хъумэным хуэдэщ" - "Друга иметь все равно, что просяные зерна сберечь".

Кавказ. Край прекрасный и строгий. Мир, где всё постоянно меняется и неизменно веками. Здесь, как нигде, сильно ощущение бесконечности времени и мига существования. Земля тут тянется к небу, а природа берет душу в плен. А еще это уникальный по этническому разнообразию край. Край горцев. Удивительно, как народы сумели сохранить за века проживания рядом каждый свою культуру, самобытность, исторические традиции, свои языки. У нас в руках «визитная карточка» Кабардино-Балкарии.

«...На краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом… Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине - чего бы, кажется, больше?» (Михаил Лермонтов)

РЕСПУБЛИКА КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ

Республика в составе РФ. Расположена в основном в
горах Северного Кавказа, северная часть — на равнине. Из российских республик Кабардино-Балкария граничит с Северной Осетией, Ингушетией, Карачаево-Черкессией, а также со Ставропольским краем. На юге соседствует с Грузией.
Любопытно, что от Кабардино-Балкарии до Северного полюса примерно столько же километров, сколько до экватора.

Население - примерно 895 тысяч человек. Кабардино-Балкария - многонациональная республика, где проживают представители более ста национальностей. Из них кабардинцы составляют около 55 процента, балкарцы - 11,6, русские - 25,1, украинцы, осетины, таты, грузины и представители других национальностей - 8,3 процента

Столица республики - город Нальчик. Население - около 300 тысяч человек.

Флаг и герб Кабардино-Балкарии

Биография одного из главных курортных центров Юга России и города воинской славы началась в 1724 году, когда у подножия гор Главного Кавказского хребта появились аулы главных князей Кабарды - Асланбека Кайтукина, Джамбота Татарханова, Кучука Джанхотова.

Нальчик расположен в полукруге гор и напоминает подкову. Может, отсюда название? И с балкарского, и с кабардинского слово «нал» переводится, как подкова.

Есть и другая версия. Если верить историкам, в старину в этом месте была вязкая, непролазная грязь - такая, что с коней подковы срывало. Так или иначе, подкова сегодня на эмблеме города, а на месте той, легендарной, грязи - стремительные проспекты, упирающиеся в горы.

Главное украшение Нальчика - парк, который по праву считается одним из лучших в России и крупнейшим в Европе. Тенистые аллеи парка сливаются с окрестными лесными массивами. В парке - 156 видов деревьев и кустарников, в том числе редкие и даже реликтовые. Такие, к примеру, как Гингко Билоба.

Кстати о Гингко: в германском городе Веймаре есть музей, сотрудники которого ведут реестр всех сохранившихся на Земле чудо-деревьев. Нальчикские экземпляры также занесены в эту «красную книгу».

ПРИРОДА

Жемчужина республики - двухвершинный Эльбрус, уходящий в небо в своей самой высокой точке на 5642 метра. Неудивительно, что изображение его заснеженных вершин украшает флаг и герб Кабардино-Балкарии.

Кроме того, оно подчеркивает многолетнюю связь двух близких народов, кабардинцев и балкарцев. Но Творцу, когда он создавал этот край, словно было мало одного Эльбруса.

В пределах республики находится еще пять горных исполинов, высота которых больше 5000 метров: Дых-Тау, Коштан-Тау, Шхара, Джанги-тау, пик Пушкина.

Сверкающие ледники, живописные ущелья, шумные водопады, изумрудные озера - в Кабардино-Балкарии есть все, чтобы полюбить эти места на всю жизнь.

ЯЗЫК

Кабардино-Балкария говорит на трех государственных языках: русском, кабардинском и балкарском.
Кабардинский язык относится к абхазско-адыгской группе кавказских языков. Письменность на этом языке создана после Октябрьской революции. Литературный язык возник на основе диалекта Большой Кабарды.
Балкарский язык относится к северо-западной ветви тюркских языков. Он сохранил в чистоте древнетюркские корни - с его помощью ученые-востоковеды исследуют древнеписьменные языки тюркской системы. Современное название получил в 1950-х годах - до этого времени он назывался горско-татарским, горско-тюркским, татарско-джагатайским.

На праздновании 450-летия присоединения к России. Нальчик, сентябрь 2007 г.

РЕЛИГИЯ

Ислам суннитского направления - мусульманство в республике исповедует порядка 75% населения. Ислам пришел на территорию республики в XIV веке - известно, что кабардинские и адыгейские князья присягали русскому князю «по своей вере и мусульманскому закону». С первой половины XIX века ислам стал господствующей религией кабардинцев и балкарцев. Кроме ислама, в республике представлено христианство, а также иудаизм. Есть представители и других конфессий.

ТРАДИЦИИ

Гостеприимство. Кабардино-Балкария, как и другие кавказские республики, отличается хлебосольством. В доме каждого горца путника накормят и обогреют. Однако угощение не одинаково для всех. К примеру, женщинам вместо национального напитка -- бузы, нальют сладкий чай. Мужчинам - наоборот. Для случайного гостя не готовят национальную халву, но ее обязательно поставят на стол, если о визите было известно заранее.

Свадьба. Жениха, отправляющегося за невестой, провожают вечерним пиром, на который собирается все село. Процессию с невестой по дороге встречают друзья и родственники жениха - в поле они устраивают пиршество, поднимают тосты, танцуют. После этого гостей провожают в дом и гуляют до утра. Наездника, которому удается проникнуть в комнату невесты верхом на коне, угощают большой чашей бузы, лакумом, мясом. Самая авторитетная женщина рода мажет губы невестки медом с маслом, чтобы новая семья была для нее такой же сладкой и приятной.

ГОРДОСТЬ

КУХНЯ

Буза (махсыма) - слабоалкогольный, древний и самый популярный в республике напиток. Обычно готовится из кукурузной или пшенной муки, сахара или меда, ячменного солода. Варится на свадьбу, по случаю больших праздников и ритуальных событий.

Лакумы - мягкое и воздушное изделие из теста. У каждой хозяйки свой рецепт, который, как правило, не разглашается.

Халва - любимое лакомство кабардинцев и балкарцев. Настоящую халву может приготовить не каждый. Нередко в семью, где намечается большое застолье, специально приглашается особая мастерица, которая славится приготовлением халвы.

Хычины - блюдо балкарской кухни, тончайшие пироги из пресного теста со всевозможными начинками: картошкой с сыром, творогом, свежей мятой, мясом. Побывать в республике и не попробовать хычины - значит ничего не узнать об этих местах.

Рецепты хычинов и лакумов вы найдете и в нашем журнале в разделе
(«Пир горой - двуглавой»).

Визитку составлял Александр Ластин.

Фото: Сергей Климов, Жанна Шогенова.

Балкарцы – тюркский народ, проживающий на территории Северного Кавказа, главным образом в Кабардино-Балкарии. Численность балкарцев, по официальным данным, составляет 170 000 человек. Религия – ислам суннитского толка. Говорят на карачаево-балкарском языке, относящемся к половецко-кыпчакской группе тюркской языковой семьи.

В традиционном балкарском обществе обряды, обрядовые игры и развлечения были своего рода праздником и театральным представлением, привнося в суровую жизнь горца своеобразный колорит.

Балкарские праздники и обряды, приуроченные к смене времен года, наглядно представляли традиционную культуру, а в их организации проявлялся творческий подход участников. Выработанная веками символика придавала торжественность и красочность праздничному действу.

В трудовых процессах балкарцев игровой момент, восходящий к древним народным традициям, также имел очень большое значение, обнаруживая в себе магические функции – участники обряда пели песни и исполняли ритуальные танцы в честь верховного божества Тейри, а также в честь божеств плодородия, грозы, молнии и грома – Чоппы, Элии, Шибли.

В пантеоне аграрных божеств балкарцев видное место занимал и Хардар, носивший эпитет «золотой». В Чегеме широко и пышно, с приношением в жертву быка проводили земледельческий обряд «Гутан». Характерно, что культ быка распространен на Кавказе повсеместно – по обе стороны Главного Кавказского хребта – у грузин (сванов), абхазов, осетин и др. Праздник первого выхода на пахоту назывался «Сабан-той». В нем участвовали группы отдельных домохозяев (сабан жыйын) или жители всего селения. Для жертвоприношения по этому случаю откармливали животное, которое первым родилось (телю баш) в отаре овец во время предыдущего окота. Истоки верований и обрядов, связанных с земледелием, восходят к духовному миру ранних земледельческо-скотоводческих культур Центрального Кавказа.

Известным для всех жителей Балкарии праздником, привлекавшим также представителей из Карачая и Дигории, был праздник «Голлу», приуроченный к весеннему равноденствию. Помимо него, в каждой семье отмечали день весеннего равноденствия с приготовлением особого кушанья под названием ашыра жырна, ашыра геже.

В день летнего солнцестояния совершали игру-обряд «Элек къыз». Девушку-первенца (тунгуч) из благополучной семьи наряжали в длинное платье-балахон. Держа в вытянутых к небу руках сито, она (элек къыз) с группой своих сверстниц ходила по дворам, вращая все время сито справа налево, а? девушки пели обрядовую песню, чтобы урожай был богатый. Хотя эта игра? напоминает колядки (озай), но, скорее всего, это фрагмент древнего аграрного ритуала.

Сенокос организовывал и мобилизовывал общину. Для косарей, так же как и для пахарей, резали годовалого барашка, появившегося первым в отаре, готовили бузу и айран. Во время сенокоса косари образовывали своеобразный ряд – обычно впереди шел самый опытный, а остальные шли за ним, добиваясь максимальной синхронности в действиях. Таким образом, молодые участники сенокоса приобретали необходимые навыки под руководством старших.

Важным событием была стрижка овец, также начинавшаяся с магических ритуалов. Женщины приходили к стригалям с национальными пирогами (хычин), сложив их на чистую солому. Перекладывать пироги на блюдо запрещалось (ырыс). При стрижке овец нельзя было употреблять жареную пищу...

В семье – первичной ячейке общества, важнейшем социальном институте – происходит первичная социализация личности, усваиваются традиции предшествующих поколений. Различным историческим периодам соответствовали различные типы семьи. Важным этапом развития семьи была большая патриархальная семья, состоящая из нескольких элементарных семей и поколений, где счет родства велся по мужской линии.

Если до отмены крепостного права у балкарцев господствующим типом была большая отцовская семья, то уже к концу века преобладали братские семьи. Власть отца в большей семье была строже и деспотичнее, чем старшего среди братьев в братской семье. В последней функция и значение семейного совета значительно повышались. Авторитет отца – главы семьи (юй тамата) и матери – его жены (юй бийче) в традиционных семьях держался высоко. Беспрекословное подчинение им для всех членов семьи было законом.

К переходному возрасту юношу и девушку готовили к выходу в свет, обучали правилам хорошего тона. Женитьба и замужество составляли исключительно важный момент жизненного цикла. Эти события сопровождались обрядами, насыщенными магической и этикетной атрибутикой.

Каждая половозрастная группа маркировалась определенным термином и играла присущую только ей роль в семье и обществе. Отношения между возрастными группами закреплялись адатом и шариатом. В основе взаимоотношений всех индивидов, независимо от возраста, лежали забота, уважение и ответственность и все то, что составляет нравственный стержень поведения всех поколений – мужество, трудолюбие, честность, благородство, бережное отношение к окружающей природе.

У балкарцев, как и у многих народов, при решении особо важных дел приоритетные роли в обществе и семье отводились мужчинам. В то же время старшие женщины играли весомую роль в управлении домашним хозяйством, и их мнение учитывалось при решении всех значимых в жизни семьи вопросов. Балкарские женщины не были бесправны и занимали довольно престижную нишу в семейно-родственной и бытовой иерархии.

Во все времена у балкарцев мнение старших было авторитетно и уважаемо при любых жизненных? ситуациях. Культ старших проявлялся во всем: старший первым произносил тост, занимал почетное место в доме, за трапезным столом; в оппозиции «правый – левый» – обязательно правую (престижную) сторону. Почетное место стариков в иерархии поколений, почитание их младшими, благоприятный психологический климат, душевный комфорт благотворно отражались на их физическом состоянии. Поэтому в традиционной Балкарии было много долгожителей, несмотря на трудные условия жизни в горах.

В системе воспитания балкарцев положительные личностные качества подрастающего поколения не подавлялись, а, наоборот, поощрялись и развивались.

Гость (къонакъ) для балкарца, как и для других горских народов, – важная персона. Ему отводилось специальное помещение (къонакъ юй). Это помещение обставлялось всем необходимым для пребывания гостя. При реализации норм гостеприимства выявляются наиболее отработанные правила застольного этикета балкарцев. Согласно этому застольному этикету, существовала четкая схема использования пространства и расположения на нем гостей и остальных участников трапезы, форма приветствия и прощания, контакта и общения, приема пищи и напитков и т. д.

В этикете определяющую роль играют три главных фактора: пол, возраст и социальный статус. Основу правил приличия составляли достойное поведение (намыс), лицо, совесть (бет), вежливость, прилежание (адежлик).

Морально-этические нормы, выработанные в традиционном обществе, составляют основу взаимоотношений и в современной балкарской семье. Однако в наш век исключительного преобладания малых семей рушатся старинные устои, обычаи и обряды, слабеет связь между поколениями, приобретают новый характер статусные роли членов семьи.

Урбанизация и внедряющаяся массовая культура влияют на эстетику, этические нормы, ослабевают национальные символы, выступающие элементами этнической идентификации.

В соционормативной культуре любого народа компонент правовой культуры играет важную роль. Результатом многовековой практики балкарского народа являются адаты – неписанные законы, отражающие правовое сознание, нравственные убеждения и этнический менталитет. Адаты регулировали все стороны жизни семьи и общества. Они уточнялись, дополнялись, приспосабливались к новым условиям.

Возрождение адатов и их творческое использование в современном местном законотворчестве и разрешении конфликтных ситуаций не лишено позитивной перспективы.

Балкарцы – тюркский народ, проживающий на территории России. Сами себя балкарцы называют «таулула», что переводится как «горец». Согласно данным Переписи населения 2002 года, в Российской Федерации проживает 108 тысяч балкарцев. Говорят они на карачаево-балкарском языке.
Балкарцы как народность сложились в основном из трех племен: кавказоязычные племена, ираноязычные аланы и тюркоязычные племена (кубанские болгары, кыпчаки). Жители всех балкарских селений имели тесные связи с соседними народами: , сванами, . Тесный контакт балкарцев с русскими начался примерно в семнадцатом веке, о чем свидетельствуют летописные источники, где балкарцы названы «Балхарскими кабаками».

В самом начале 19 века балкарские общества вошли в состав Российской империи. В 1922 была образована Кабардино-Балкарская автономная область, в 1936 преобразованная в АССР. В 1944 Балкарцы были насильственно депортированы в районы Средней Азии и . В 1957 Кабардино-Балкарская АССР была восстановлена и Балкарцы вернулись на родину. В 1991 году была провозглашена Кабардино-Балкарская Республика.

На протяжении многих лет балкарцы занимались скотоводством, главным образом, выращивали овец, коз, лошадей, коров и тому подобное. Занимались также горным террасным пашенным (ячмень, пшеница, овёс). Домашние промыслы и ремёсла — выделка войлоков, бурок, сукон, обработка кожи и дерева, солеварение. Некоторые селения занимались пчеловодством, другие охотились на пушного зверя.

Вплоть до девятнадцатого века балкарцы исповедовали религию, представляющую собой соединение православия, ислама и язычества. Еще с конца семнадцатого века начался процесс полного перехода к исламу, но закончился он только в девятнадцатом веке. До этого момента балкарцы верили в магические силы, наделяли волшебными свойствами камни, деревья. Присутствовали так же и божества-покровители.

Традиционное жилище

Поселения балкарцев, как правило, крупные, состоящие из нескольких родов. Располагались уступами по склонам гор. В целях обороны возводили своеобразные башни. Иногда балкарцы селились на равнинах, стоя свои дома на русский, «уличный» манер с усадьбами.

В горных поселениях балкарцы строили свои жилища из камня, одноэтажные, прямоугольные, в Баксанском и Чегемском ущельях также деревянные срубные с земляными крышами. Согласно семейному уставу, который был в силе до конца 19 века, спальная честь дома балкарцев должна быть разделена на две половины: женскую, и мужскую. Кроме того, присутствовали хозяйственные комнаты, иногда гостевая. Дома в 2-3 комнаты с гостевым помещением (кунацкой) появляются у состоятельных семей в конце 19 века. В 20 веке распространились двухэтажные многокомнатные дома с деревянными полами и потолками. В старые времена дом балкарцев отапливался и освещался открытым очагом.

Народный костюм

Традиционная одежда балкарцев северокавказского типа: у мужчин – нательная рубаха, штаны, овчинные рубахи, бешмет, подпоясанная узким ременным поясом. Из зимней одежды: шубы, бурки, папахи, башлыки, шляпы из войлока, обувь кожаная, войлочная, из сафьяна, ноговицы. Женщины носили рубахи, широкие штаны, кафтанчик, длинное распашное платье, пояс, овчинные шубы, шали, платки, шапочки. Балкарские женщины большое внимание уделяют украшениям: браслеты, кольца, серьги ожерелья и так далее. Праздничное платье украшали галуном, золотым или серебряным шитьём, позументом, узорной тесьмой.

Кухня балкарцев

Традиционная кухня балкарцев в основном состоит из пищи, приготовленной из злаков (ячмень, овес, пшеница, кукуруза…). Мясную и молочную пищу употребляли довольно редко, в основном по праздникам. В будни дни ели мед, лепешки, хлеб и похлебки. Варили пиво из ячменя.

Лучшие статьи по теме