Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Смартфоны
  • Какой самый низкий струнно смычковый инструмент. Струнно - смычковые инструменты

Какой самый низкий струнно смычковый инструмент. Струнно - смычковые инструменты

Стру́нный музыка́льный инструме́нт - это музыкальный инструмент, в котором источником звука (вибратором) являются колебания струн . В системе Хорнбостеля - Закса они называются хордофонами. Типичными представителями струнных инструментов являются кобыз, домбыра, скрипка, виолончель, альт, контрабас, арфа и гитара, гусли,балалайка и домра и др . Типы струнных инструментов[править | править исходный текст]

См. также полный список струнных инструментов .

Все струнные инструменты передают колебания от одной или нескольких струн воздуху через свой корпус (или через звукосниматель в случае с электронными инструментами). Обычно они разделяются по технике «запуска» колебаний в струне. Три наиболее распространённых техники - щипок, смычок и удар.

Смычковые (струнно-смычковые) музыкальные инструменты - группа музыкальных инструментов со звукоизвлечением, осуществляемым в основном в процессе ведениясмычка по натянутым струнам. Существует большое количество народных смычковых инструментов. В современном академическом музицировании используют четыре струнно-смычковых инструмента:

Группа смычковых инструментов считается основой симфонического оркестра и делится на пять партий:

    Первые скрипки

    Вторые скрипки

    Виолончели

    Контрабасы.

Изредка выписывается партия для самого низкого струнно смычкового инструмента--октобаса

Диапазон всей смычковой группы охватывает почти семь октав от до контроктавы до до пятой октавы.

Смычковые были сформированы и усовершенствованы примерно в конце XVII века, только смычок в современном виде появился к концу XVIII века. Несмотря на тембровые отличия отдельных инструментов группы, в массе они звучат однородно. Это объясняется единством конструкции и общим принципом звукоизвлечения.

Источник звука у всех инструментов - струны, которые резонируют с корпусом инструмента и передают колебания по воздуху до слушателя. Звукоизвлечение производится смычком (arco ) или пальцами (pizzicato )

Мастер, занимающийся созданием и ремонтом смычковых струнных музыкальных инструментов называется Скрипичный мастер или Мастер смычковых музыкальных инструментов .

Скри́пка - смычковый струнный музыкальный инструмент высокого регистра. Имеет народное происхождение, современный вид приобрела в XVI веке, получила широкое распространение в XVII веке. Имеет четыре струны, настроенные по квинтам: g, d 1 ,a 1 ,e 2 (соль малой октавы, ре, ля первой октавы, ми второй октавы), диапазон от g (соль малой октавы) до a 4 (ля четвёртой октавы) и выше. Тембр скрипки густой в низком регистре, мягкий в среднем и блестящий в верхнем. Бывают также и пятиструнные скрипки, с добавлением нижней альтовой струны "c"или же до (до малой октавы). Происхождение и история[править | править исходный текст]

Фи́дель. Деталь алтаря церкви Св. Захария, Венеция, Джованни Беллини,1505 год.

Миниатюра «Давид-псалмопевец» (фрагмент). Годуновская псалтирь, 1594 год

«Генеалогическое дерево» происхождения современной скрипки. Encyclopædia Britannica, 11е изд.

Прародителями скрипки были арабский ребараб, испанская фи́дель, британская кротта, слияние которых и образовало виолу отсюда итальянское название скрипки violino, а также славянский четырёхструнный инструмент квинтового строя ж и г а (отсюда немецкое название скрипки - geige). В качестве народного инструмента скрипка особенно широкое распространение получила в Польше, Украине, Румынии, Истрии и Далмации(ныне Югославии). Продолжавшаяся в течении нескольких веков борьба между аристократической виолой и народной скрипкой окончилась победой последней. В середине ХVI века на севере Италии сложилась современная конструкция скрипки. Гаспар Бартолометти да Сало(ок. 1542-1609) - родоначальник школы мастеров г.Бреши и Андреа Амати (1535-ок.1611) - основатель Кремонской школы.] . Формы скрипки установились к XVI веку; к этому веку и началу XVII относятся известные изготовители скрипок - семейство Амати . Их инструменты отличаются прекрасной формой и превосходным материалом. Вообще Италия славилась производством скрипок, среди которых скрипки Страдивари и Гварнери в настоящее время ценятся чрезвычайно высоко.

Скрипка является сольным инструментом с XVII в. Первыми произведениями для скрипки считаются: «Romanesca per violino solo е basso» Бьяджо Марини (1620) и «Capriccio stravagante» его современникаКарло Фарины. Основателем художественной игры на скрипке считается Арканджело Корелли; затем следуют Торелли, Тартини,Пьетро Локателли (1693-1764), ученик Корелли, развивший бравурную технику скрипичной игры.

Cо 2ой половины 19 века получает распространение среди татар . С 20 века встречается в музыкальном быту башкир .

Альт (англ. и итал. viola , фр. alto , нем. Bratsche ) или альт скрипичный -струнно-смычковый музыкальный инструмент такого же устройства, что искрипка, но несколько больших размеров, отчего звучит в более низком регистре. Струны альта настроены на квинту ниже скрипичных и на октаву выше виолончельных - c, g, d 1 ,a 1 (до, соль малой октавы, ре, ля первой октавы). Наиболее употребительный диапазон - от c (до малой октавы) до e 3 (ми третьей октавы), в сольных произведениях возможно употребление более высоких звуков. Ноты пишутся в альтовом и скрипичном ключах. Альт считается самым ранним из ныне существующих смычковых инструментов. Время его появления относят к рубежу XV―XVI веков. Приёмы игры на альте немного отличаются от приёмов игры на скрипке способом звукоизвлечения и техникой, однако сама техника игры немного более ограниченная из-за бо́льших размеров, и как следствие, необходимости большей растяжки пальцев левой руки. Тембр альта ― менее яркий, чем скрипичный, но густой, матовый, бархатистый в нижнем регистре, несколько гнусавый в верхнем. Такой тембр альта - следствие того, что размеры его корпуса («резонаторного ящика») не соответствуют его строю: при оптимальной длине 46―47 сантиметров (такие альты изготовлялись старыми мастерами итальянских школ) современный инструмент имеет длину от 38 до 43 сантиметров [ источник не указан 1220 дней ] . На альтах бо́льшего размера, приближающихся к классическим, играют в основном сольные исполнители, обладающие более сильными руками и разработанной техникой.

В качестве сольного инструмента альт использовался относительно редко до сего времени, вследствие небольшого репертуара. Однако, в наше время появилось довольно много очень хороших альтистов, среди них Юрий Башмет, Ким Кашкашьян, Юрий Крамаров и другие. Но, всё же, основная сфера применения альтов -симфонический и струнный оркестры, где им поручаются, как правило, средние голоса, но также и сольные эпизоды. Альт - обязательный участник струнного квартета, часто используется в других камерных составах, таких как струнное трио, фортепианный квартет, фортепианный квинтет и др.

Традиционно альтистами не становились с детства, переходя на этот инструмент в более зрелом возрасте (в конце музыкальной школы, при поступлении в училище или консерваторию). В основном на альт переходят скрипачи крупного телосложения с большими руками и широкой вибрацией. Некоторые известные музыканты успешно совмещали исполнение на скрипке и на альте, например, Никколо Паганини и Давид Ойстрах.

Виолонче́ль (итал. violoncello , сокр. cello , нем. Violoncello , фр. violoncelle ,англ. cello ) - смычковый струнный музыкальный инструмент басового и тенорового регистра, известный с первой половины XVI века, такого же строения, что и скрипка или альт, однако значительно бо́льших размеров. Виолончель обладает широкими выразительными возможностями и тщательно разработанной техникой исполнения, используется как сольный, ансамблевый и оркестровый инструмент. Появление виолончели относится к началу XVI века. Первоначально она применялась как басовый инструмент для сопровождения пения или исполнения на инструменте более высокого регистра. Существовали многочисленные разновидности виолончели, отличавшиеся друг от друга размерами, количеством струн, строем (чаще всего встречалась настройка на тон ниже современной).

В XVII-XVIII веках усилиями выдающихся музыкальных мастеров итальянских школ (Николо Амати, Джузеппе Гварнери, Антонио Страдивари, Карло Бергонци,Доменико Монтаньяна и др.) была создана классическая модель виолончели с твёрдо устоявшимся размером корпуса. В конце XVII века появились первые сольные произведения для виолончели ― сонаты и ричеркары Джованни Габриэли. К середине XVII I века виолончель начинает использоваться как концертный инструмент, благодаря более яркому, полному звуку и улучшающейся технике исполнения окончательно вытесняя из музыкальной практики виолу да гамба. Виолончель также входит в состав симфонического оркестра и камерных ансамблей. Окончательное утверждение виолончели как одного из ведущих инструментов в музыке произошло в XX веке усилиями выдающегося музыканта Пабло Казальса. Развитие школ исполнения на этом инструменте привело к появлению многочисленных виолончелистов-виртуозов, регулярно выступающих с сольными концертами.

Репертуар виолончели весьма широк и включает многочисленные концерты, сонаты, сочинения без сопровождения.

Виола да гамба (итал. viola da gamba - ножная виола ) - старинный струнный смычковый музыкальный инструмент семейства виол, близкий по размеру и диапазону современной виолончели. На виоле да гамба играли сидя, держа инструмент между ног или положив боком на бедро, - отсюда название.

Из всего виольного семейства виола да гамба долее всех инструментов сохраняла своё значение: для неё написаны многие произведения важнейших авторов середины XVIII века. Однако уже в конце столетия эти партии исполнялись на виолончели. Гёте назвал Карла Фридриха Абеля последним виртуозом на гамбе. В начале XX века исполнители-аутентисты возродили виолу да гамба: первым гамбистом нового времени стал Христиан Дёберайнер, дебютировавший в этом качестве в 1905 г. исполнением сонаты Абеля.

Контраба́с (итал. contrabbasso или ss}}) - самый крупный по размерам (около двух метров в высоту) и самый низкий по звучанию из широко используемыхсмычковых струнных музыкальных инструментов, объединяющий в себе черты скрипичного семейства и семейства виол.(семейство Виола да ГАМБА, Viola da GAMBA) ... Имеет четыре струны, настроенные по квартам: E 1 , A 1 , D, G (ми, ля контроктавы, ре, соль октавы), диапазон от E 1 (ми контроктавы) до g 1 (соль первой октавы) и выше. Настоящий контрабас впервые был упомянут в книге в 1566 году. Автор этой книги ошибочно нарисовал скрипку. Потом ему пришла идея, что можно создать такой инструмент. Автор этой книги не известный для современный людей, но известно, что книга написана в средней Азии, когда жителям тех земель представляли Европу. Вскоре, про идею о новом инструменте преподнесли в Европу. В то время Европа была самым бедным местом во всём мире. Предшественником современного контрабаса принято считать контрабасовую виолу. Она обладала пятью струнами, настроенными на D 1 , E 1 , A 1 , D, G (ре, ми, ля большой, ре, соль малой октавы), и, как большинство виол, ладами на грифе. В середине XVII века итальянский мастер Микеле Тодини на её основе сконструировал новый инструмент, на котором не было пятой (самой низкой) струны и ладов, однако осталась форма корпуса («плечи» ― части корпуса, прилегающие к грифу ― у контрабаса до сих пор более покатые, чем у инструментов скрипичного семейства) и квартовый строй (среди современных смычковых инструментов контрабас ― единственный, им обладающий).

Новый инструмент был впервые применён в оркестре в 1699 году в опере Джузеппе Альдровандини «Цезарь Александрийский», однако затем долго не использовался (басовые голоса исполняли виолончели и виолы низкого строя). Лишь с середины XVIII века контрабас становится обязательным участником оркестра, вытесняя из него басовые виолы. В это же время появляются первые контрабасисты-виртуозы, выступавшие с сольными концертами, - значительную европейскую известность получил, в частности, Доменико Драгонетти. Для удобства сольного исполнения мастера сконструировали трёхструнный контрабас, струны которого настраивались по квинтам (G 1 , D, A ― соль контроктавы, ре, ля большой октавы, то есть на октаву ниже виолончели, но без струны до ) или по квартам (A 1 , D, G ― ля контроктавы, ре, соль большой октавы). С развитием исполнительской техники стало возможным исполнять виртуозные сочинения на обычном оркестровом четырёхструнном инструменте, и трёхструнные контрабасы вышли из употребления. Для более яркого звучания в сольных произведениях строй контрабаса иногда повышается на один тон (это «сольный строй»).

В XIX веке в поисках возможностей для получения более низких звуков французский мастер Жан Батист Вийом построил контрабас высотой в четыре метра, названный им «октобасом», однако из-за огромных размеров этот инструмент широкого применения не получил. Современные контрабасы могут обладать либо пятой струной, настроенной на C 1 (до контроктавы), либо специальным механизмом, «удлиняющим» самую низкую струну и позволяющим получать дополнительные нижние звуки.

Развитие сольной игры на контрабасе в новейшее время связано, прежде всего, с творчеством Джованни Боттезини и Франца Зимандля в конце XIX века. Их усилия вывели на новый уровень виртуозы начала XX века - в частности, Сергей Кусевицкий иАдольф Мишек.

Основные сведения, устройство Альт или альт скрипичный - струнный смычковый музыкальный инструмент такого же устройства, что и скрипка, но несколько больших размеров, отчего звучит в более низком регистре. Названия альта на других языках: viola (итальянский); viola (английский); alto (французский); bratsche (немецкий); alttoviulu (финский). Струны альта настроены на квинту ниже скрипичных и на октаву выше виолончельных


Основные сведения, происхождение Апхьарца или апхиарца - струнный смычковый музыкальный инструмент, один из основных народных музыкальных инструментов абхазо-адыгских народов. Название «апхьарца» по своему происхождению связано с военным бытом народа и восходит к слову «апхъарцага», что в переводе на русский означает «то, чем побуждают идти вперед». Абхазы используют пение под апхьарцу и как целительное средство. Под


Основные сведения Арпеджионе (итал. arpeggione) или гитара-виолончель, гитара любви - струнный смычковый музыкальный инструмент. Близок виолончели по размеру и способу звукоизвлечения, но, как и гитара, имеет шесть струн и лады на грифе. Немецкое название арпеджионе - Liebes-Guitarre, французское - Guitarre d’amour. Происхождение, история Арпеджионе был сконструирован в 1823 г. венским мастером Иоганном Георгом Штауфером; чуть


Основные сведения, происхождение Баньху - китайский струнный смычковый музыкальный инструмент, разновидность хуциня. Традиционный баньху использовался преимущественно в качестве аккомпанирующего инструмента в северно-китайской музыкальной драме, в северных и южных китайских операх или в качестве сольного инструмента и в ансамблях. В 20 веке баньху начал использоваться как оркестровый инструмент. Cуществует три вида баньху – высокого, среднего и


Основные сведения, история, типы виол Виола (итал. viola) - старинныйструнный смычковый музыкальный инструмент различных типов. Виолы образуют семейство старинных струнных смычковых музыкальных инструментов с ладами на грифе. Развились виолы из испанской виуэлы. Виолы широко бытовали в церковной, придворной и народной музыке. В 16-18 веках как сольный, ансамблевый и оркестровый инструмент особо широкое распространение получила теноровая


Основные сведения Виола д’амур (итал. viola d’amore - виола любви) - старинный струнный смычковый музыкальный инструмент семейства виол. Виола д’амур широко использовалась с конца XVII до начала XIX века, затем уступила место альту и виолончели. Интерес к виоле д’амур возродился в начале XX века. Инструмент имеет шесть или семь струн, на самых ранних моделях -


Основные сведения Виола да гамба (итал. viola da gamba - ножная виола) - старинныйструнный смычковый музыкальный инструмент семейства виол, близкий по размеру и диапазону современной виолончели. На виоле да гамба играли сидя, держа инструмент между ног или положив боком на бедро, - отсюда и название. Из всего виольного семейства виола да гамба долее всех инструментов


Основные сведения, устройство, игра Виолончель - струнный смычковый музыкальный инструмент басового и тенорового регистра, известный с первой половины XVI века. Виолончель широко распространена как сольный инструмент, группа виолончелей применяется в струнном и симфоническом оркестрах, виолончель - обязательный участник струнного квартета, в котором является самым низким из инструментов по звучанию, также часто применяется в других составах


Основные сведения Гадулка - болгарский народный струнный смычковый музыкальный инструмент, используемый для сопровождения танцев или песен и обладающий особым мягким флажолетным звучанием. Происхождение, история Происхождение гадулки связывают с персидской кеманчой, арабским ребабом и средневековым европейским ребеком. Формой корпуса и звуковых отверстий гадулка весьма схожа с так называемой армуди кеменче (известной так же как константинопольская лира,


Основные сведения Гиджак (гыджак) - струнный смычковый музыкальный инструмент народов Средней Азии (казахов, узбеков, таджиков, туркмен). Гиджак имеет шарообразный корпус, изготавливается из тыквы, крупного ореха, дерева или других материалов. Обтянут кожей. Количество струн гиджака непостоянное, чаще всего - три. Строй трёхструнного гиджака квартовый, обычно - es1, as1, des2 (ми-бемоль, ля-бемоль первой октавы, ре-бемоль второй октавы).


Основные сведения Гудок - струнный смычковый музыкальный инструмент. Наиболее распространён гудок был в 17-19 веках среди скоморохов. Гудок имеет деревянный выдолбленный корпус, как правило овальной или грушевидной формы, а также плоскую деку с резонаторными отверстиями. Гриф у гудка имеет короткую шейку без ладов удерживающую 3 или 4 струны. Играть на гудке можно как установив его


Основные сведения Йоухикко (йоухиканнель, йоухикантеле) - древний финский струнный смычковый музыкальный инструмент. Подобен 4-струнному эстонскому хийуканнель. Йоухикко имеет долблёный берёзовый корпус лодкообразной или другой фигурной формы, закрытый еловой или сосновой декой с резонаторными отверстиями, и боковой вырез, образующий рукоятку. Струн обычно 2-4. Как правило, струны волосяные или жильные. Строй йоухикко квартовый или квартово-квинтовый. Во время


Основные сведения Кеменче - народный струнный смычковый музыкальный инструмент, сродни арабскому ребабу, средневековому европейскому ребеку, французскому пошету, болгарской гадулке. Варианты произношения и синонимы: кемендже, кеменджеси, кеменча, кеманча, кьяманча, кемендзес, кементсия, кеман, лира, понтиаки лира. Видео: Кеменче на видео + звучание Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его


Основные сведения Кобыз - казахский национальный струнный смычковый музыкальный инструмент. Кобыз не имеет верхней доски и состоит из выдолбленного, обтянутого пузырём полушара, с приделанной к нему наверху ручкой и с выпуском внизу для утверждения подставки. Струны, навязываемые на кобыз в количестве двух, свиваются из конских волос. Играют на кобызе, сжимая его в коленах (как виолончель),


Основные сведения Контрабас - самый крупный струнный смычковый музыкальный инструмент, объединяющий в себе черты скрипичного семейства и семейства виол. Современный контрабас имеет четыре струны, хотя контрабасы 17-18 века могли иметь три струны. Контрабас обладает густым, хриплым, но несколько глуховатым тембром, из-за чего редко используется в качестве сольного инструмента. Основная сфера его применения - симфонический оркестр,


Основные сведения Морин хуур - струнный смычковый музыкальный инструмент монгольского происхождения. Морин хуур распространён в Монголии, регионально на севере Китая (в первую очередь район Внутренняя Монголия) и России (в Бурятии, Туве, Иркутской области и Забайкальском крае). В Китае морин хуур называют матоуцинь, что означает «инструмент с лошадиной головой». Происхождение, история Одна из монгольских легенд приписывает


Основные сведения Никельхарпа - традиционный шведский струнный смычковый музыкальный инструмент, имеющий несколько модификаций, поскольку развивался в течение более 600 лет. В шведском языке, «nyckel» означает клавишу. Словом «harpa» обычно называют струнные инструменты, подобные гитаре или скрипке. Иногда никельхарпу называют «шведской клавишной скрипкой». Самым первым свидетельством использования никельхарпы считается изображение двух музыкантов, играющих на этом инструменте,


Основные сведения, устройство Рабанастр - индийский струнный смычковый музыкальный инструмент, родственный китайскому эрху и отдалённо монгольскому морин хууру. Рабанастр имеет деревянный цилиндрический корпус небольших размеров, прикрытый кожаной декой (чаще всего из змеиной кожи). Сквозь корпус проходит длинная шейка в виде деревянного стержня, возле верхнего конца которого укреплены колки. Струн у рабанастра две. Обычно струны шёлковые


Основные сведения Ребаб - струнный смычковый музыкальный инструмент арабского происхождения. Слово «ребаб» в переводе с арабского означает соединение коротких звуков в один длинный. Корпус ребаба деревянный плоский или выпуклый, трапециевидный или сердцевидный, с небольшими выемками по бокам. Обечайки делаются из дерева или кокосовго ореха, деки кожаные (из кишок буйвола или пузыря других животных). Шейка длинная,


Основные сведения, устройство, происхождение Ребек - старинный струнный смычковый музыкальный инструмент. Ребек состоит из деревянного корпуса грушевидной формы (без обечаек). Верхняя суживающаяся часть корпуса которого переходит непосредственно в шейку. В деке проделаны 2 резонаторных отверстия. Ребек имеет 3 струны, которые настраиваются по квинтам. Появился ребек в западноевропейских странах около 12 века. Применялся до 3-й четверти


Основные сведения Скрипка - струнный смычковый музыкальный инструмент высокого регистра. Скрипкам принадлежит ведущее место среди струнных смычковых - важнейшей части современного симфонического оркестра. Пожалуй, ни один другой инструмент не обладает таким сочетанием красоты, выразительности звука и технической подвижности. В оркестре скрипка выполняет разнообразные и многосторонние функции. Очень часто скрипки благодаря их исключительной певучести используются для

Т а л л и н н с к а я Г у м а н и т а р н а я Г и м н а з и я

Реферат на тему:

История струнно-смычковых инструментов и их развитие.

Преподаватель: Татьяна Божко

Ученик: Илья Ливенсон 8 а

Т а л л и н н

СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ.

Многие типы струнных инструментов объединены в соответствии с особенной характеристикой. Их звук производится, когда натянутая полоска материала (обычно проволока, шелк или кишка) начинает вибрировать от соприкосновения со смычком или другим предметом. Параметры звука, издаваемого струной, зависят от длины, гибкости, и напряженности.

В Западных странах одобренным материалом для струн были кишка или провод, а на Востоке использовался шёлк. Кишка использовалась в древности Египтянами, Греками, и Римлянами. Провод не использовался до 14-ого столетия, когда было изобретено вытягивание проволоки. Это открытие также вело к изобретению клавишных инструментов со струнами (клавикорд, клавесина, клавичембало и фортепиано). Из-за того, что только провод и кишка были известны на Западе, как материал для струн, в наши дни клавишные инструменты состоят из вышеперечисленных материалов.

Лира.

Среди самых ранних струнных инструментов - лира. Первое упоминание о лирах было ещё во времена Шумерской цивилизации. Эти инструменты были большими, приблизительно 3 1/2 фута (1 метр). Их струны расходились от звуковой коробки по мосту к связке управления. Звук производился от перебирания пальцами струн. Через какое-то время лира стала компактней. Инструмент, известный в Египетской цивилизации во 2 тысячелетии до н.э. располагался почти горизонтально. Звук производился путём перебирания струн специальной палочкой, предшественницей современного смычка. Количество струн на инструментах того периода располагалось между шестью и двенадцатью.

Арфы.

Одна из древнейших среди струнных инструментов - арфа. Арфы были изображены в древнем Египте уже в 4-ой Династия (приблизительно 26-ое столетие до н.э.), и они были очень большие(более 1,8 метра). Два типа арф были известны в Сирийской цивилизации (8-7 век до н.э.).

Самая ранняя арфа, из еще существующих - инструмент от Шумерской цивилизации, приблизительно 3000 лет до н.э. Современная арфа, используемая солистами и в оркестрах, имеет диапазон 6 1/2 октав и использует сделанные из кишки струны.

Другой тип современного инструмента - хроматическая арфа, усовершенствованная в начале 20-ого столетия Густавом Лионом. Эта арфа не имеет никаких педалей для обеспечения хроматических тонов. Хотя этот инструмент был признан, это не заменило арфу, усовершенствованную Себастьяном Ерардом.

Виола.

Среди струнно-смычковых инструментов, члены семейства виол правили повсюду в Европе от 15-ого до 17-ого столетия, хотя они появились намного раньше. В начале 11-ого столетия, виолы изображены в визуальных искусствах и упомянуты в литературе. В то время как происхождение виол неясно, это вероятно время от конца 10-ого столетия, когда смычок был признан в Европе. Когда скрипка и инструменты, связанные с этим появилась в 17-ом столетии, был период в течение которого никакое семейство инструментов не было доминирующим, но виола была главным образом заменена скрипкой. Тем не менее, до конца 18-ого столетия, самый “низкий” член этого семейства, виола da gamba, все еще использовался как инструмент для соло исполнения.

По сравнению со скрипками, виола более длинная и легкая, и в результате она производит звук, который является менее интенсивным. В отличие от скрипки виола не имеет характерной формы. Некоторые инструменты имеют плоские задние части и покатые плечи, некоторые изогнутые задние части и более полную форму. Члены семейства виол имеют шесть струн.

Группа от трёх до шести виол, играющих вместе называется consort, и имеются четыре главных размера: сопрано, альт, тенор, и бас. В группе из шести таких инструментов обычно два сопрано, альт, тенор, и два баса.

Скрипка.

Семейство скрипки, которое оспаривало и вытесняло членов семейства виол, появился в Европе в начале 16-ого столетия и к середине 16-ого столетия был упомянут в произведениях того периода. С тех пор эти инструменты скрипка, альт, violoncello (или виолончель), и контрабас стали главным компонентом оркестров симфонии и ансамблей камерной музыки. По сравнению с виолой эти инструменты громче и более чувствительные, со струнами, которые являются более тяжелыми и тугими.

Вид инструментов семейства скрипки стал современнее в конце 16-ого столетия. В конце 18-ого столетия, когда основной тон повысился и появилась потребность в более сильном звуке, скрипка была изменена. Мост был поднят, шея была наклонена под углом и удлинена, и напряженность струн была увеличена. Смычок походил на смычок виол до начала 18-ого столетия. К концу 18-ого столетия, современный смычок был усовершенствован французом, Франкоис Тоуртом.

Самые большие скрипки были из Италии, и никакой город не славился своими инструментами больше, чем Кремона. Это был дом для семейства Amati, чьи инструменты устанавливают международный стандарт для красоты звука, и Antonio Stradivari, чьё имя все еще синонимично с самыми прекрасными скрипками.

Хотя только с четырьмя членами семейства скрипок сталкиваются сегодня, имеются другие инструменты, связанные с этой группой, которые однажды были одинаково знамениты. Pochette , или Taschengeige , является миниатюрной скрипкой, настроенной на октаву выше нормального инструмента, чьё использование связано с танцующими мастерами, которые сопровождали студентов с этими инструментами.

Гитара.

Гитары характеризованы их плоской задней частью, хотя инструменты также существуют с задними частями, мягко направленными наружу. Обычно гитары делают из клёна, бука, ели или сосны. Старинные инструменты часто украшались инкрустациями из слоновой кости, эбенового дерева или перламутра. В то время как старинные инструменты имели целых десять или двенадцать струн, современные гитары для концерта имеют шесть отдельных струн. Стандартные современные гитары имеют три струны из металла и три, сделанные из пластмассы. Струны настроены интервалами по возрастания три четвёртые, главная треть и другие четвертые.

Хотя гитары были найдены по всей Европе, они стали национальным музыкальным инструментом Испании. Главный распространитель и возможный изобретатель инструмента в современной форме был в 16 веке испанский романист Висент Еспинел. Одними из известных композиторов для гитар были: Фернандо Сор и Мауро Гильяни, жившие в 19-ом веке.

Список используемой литературы:

1. Элизабет Каулинг. “Виолончель” (Scribner, 1983).

2. Джордж Харт. “Скрипка: Известные Изготовители и Их Подражатели” (Longwood, 1977).

3. Сибуль Маркюз. “Музыкальные Инструменты: Всесторонний Словарь” (Norton, 1975).

В настоящее время в симфонической и оперной музыке применяются следующие смычковые инструменты: скрипка, альт, виолончель и контрабас, представляющие собой результат длительного развития различных предшествующих типов смычково-струнных инструментов К
Время возникновения смычковых инструментов определить трудно. Есть предположение, что их колыбелью был Восток и что арабскими музыкантами в VIII веке были ввезены в Испанию так называемые ребаб и кеманча. Но в то же время и в Европе в VIII веке уже был известен пятиструнный смычковый инструмент — кротта. Древнейшие смычковые инструменты были без ладов. Лады появились лишь в XIV веке с момента распространения лютни, которая также была завезена в Европу арабами и произвела переворот в конструкции смычковых инструментов.
В дальнейшем смычковые инструменты претерпели большие конструктивные изменения, и, в конечном итоге, у инструментов, названных виолами, установилась форма с вырезанны¬ми боками.
По способу исполнения виолы распадались на две группы: ручные виолы (viola da braccio), наиболее близкие скрипке и альту, и ножные или коленные виолы (viola da gamba).
Ручные виолы разделялись на дискантовые, альтовые и теноровые; ножные виолы — на басовые и контрабасовые. Последние звучали октавой ниже басовых.
Все эти виолы сильно отличались от современных скрипки, альта и виолончели по внешней форме, числу струн и по форме звуковых отверстий.
Резонансный ящик у виол в верхней части (к шейке) не-
много заострялся, боковые вырезы имели форму правильного полукруга, обе деки были почти совсем плоские, а звуковые отверстия имели форму двух серпообразных вырезов, расположенных так: () или так:) (.
Количество струн у виол колебалось от пяти (французская дискантовая виола) до семи.

Иногда, наряду с игровыми жильными струнами, на виолах натягивались также нижележащие резонансные (аликвотные) металлические струны. Струны на виолах были расположены на небольших расстояниях друг от друга и очень близко к разделенному на лады грифу; вследствие этого, а также из-за малой кривизны подставки, играть сколько-нибудь громко на одной из средних струн не представлялось возможным
По мере возрастания художественных требований и развития техники исполнения совершенствовались и смычковые инструменты. Окончательная конструкция инструментов, обеспечившая наиболее благородный, полный тон и значительно более широкие художественно-технические возможности, сложилась к XVI веку, сначала для скрипки, а затем была распространена и на более крупные инструменты. Постепенно старинные смычковые инструменты — виолы — были вытеснены новыми, более совершенными инструментами, которые создавались медленно, эволюционным путем. Альт, виолончель и контрабас значительно позже скрипки вытеснили соответствующие их размерам виолы.
В XVI—XVII веках над построением смычковых инструментов нового типа работали уже целые школы мастеров. Наиболее известными из скрипичных школ этого времени были: брешианская (Гаспаро да Сало, семейство Маджини), кремонская (семейства Амати, Страдивари, Гварнери), тирольская (Якоб Штайнер).
Из брешианских мастеров особенно выделялась семья Маджини; лучшие скрипки были созданы Джованни Маджини (1580—1651).
Наиболее выдающимся представителем из рода Амати был Никола Амати (1596—1684), учитель Андреа Гварнери и Антонио Страдивари. Этот последний (1644—1737), в свою очередь, являлся наиболее знаменитым из мастеров семьи Страдивари. Лучшие скрипки Антонио Страдивари до сих пор считаются непревзойденными по своим исключительным звуковым качествам.
Семейство Гварнери работало в XVII—XVIII веках. Самым выдающимся из скрипичных мастеров этой семьи был Джузеппе Гварнери1 (1698—1744), создавший ряд инструментов, соперничавших с лучшими произведениями Страдивари. Одним из замечательных мастеров смычковых инструментов был русский мастер Иван Батов (1767—1841), крепостной графа Шереметева, создавший ряд скрипок, альтов и виолончелей исключительно высокого качества.
Из мастеров XIX века нужно в первую очередь упомянуть француза Ж. Б. Вильома (1798—1875). Его имитации скрипок Страдивари приобрели широкую известность.
В XX веке большим вниманием скрипачей стали пользоваться смычковые инструменты русских мастеров — А. И. Лемана, Е. Ф. Витачека, Т. Ф. Подгорного.
Современные смычковые инструменты. Подобно старинным, современные смычковые инструменты, в зависимости от размера, делятся на 2 группы: ручные инструменты и ножные .
К ручным смычковым инструментам относятся скрипка и альт, к ножным — виолончель и контрабас.
1 — верхняя дека и 2 — нижняя дека — главные резонирующие части (вместе с обечайкой составляют корпус инструмента); внутри между деками имеется душка (палочка-распорка) для передачи колебаний от верхней деки к нижней; 3 — обечайка, 4 — гриф — место для прижатия струн (имеет кривизну); 5 — подгрифок или полугриф (свободно висит) — служит для закрепления струн; 6 —шейка — несет на себе гриф; 7 —колковый ящик — для укрепления колков; 8 — завиток — окончание колкового ящика (бывают фигурные; старинные мастера часто делали завиток в виде головы человека или льва); 9 — колки — служат для натягивания струн (деревянные, в отличие от металлических колков щипковых инструментов); 10 — порожек — служит для ограничения звучащей части струн (имеет кривизну, аналогичную грифу); 11 — подставка — ограничивает звучащую часть струн, поддерживает их, образует кривизну в расположении струн, передает их колебания декам; 12 — пуговица — служит для закрепления полугрифа (у виолончели и контрабаса имеется еще шпиль-упор) ; 13 — эфы — отдушины; 14 — усы — обрамляют деки; 15 — подбородник (имеется только у ручных инструментов); 16 — шпиль (имеется только у ножных инструментов).

Струны. Все смычковые инструменты имеют по четыре струны. Струны употребляются металлические (стальные) и кишечные (жильные), в том числе обвитые алюминиевой или серебряной канителью. В последнее время, наряду с кишечными, получают распространение также нейлоновые струны.
Тонкие металлические струны, не обвитые канителью, употребляются только для 1-й струны скрипки.
Кишечные3 струны различной толщины употребляются: для 2-й и 3-й струн скрипки (ныне выходят из употребления),
для 1-й и 2-й струн альта (ныне также выходят из употребления),
для 1-й и 2-й струн виолончели (кишечные вторые струны виолончели ныне почти не встречаются),
для 1-й и 2-й струн контрабаса.
Металлические струны, обвитые алюминиевой канителью, употребляются:
для 2-й струны скрипки,
для 1-й струны альта,
для 1-й струны виолончели.


1 — древко, или трость (пружинит в противоположную от волоса сторону); 2 — колодочка для закрепления волоса (другим концом волос закрепляется у конца трости или древка), передвигается по трости вращением винта; 3 — винт для натяжения волоса путем передвижения колодочки; 4 — волос (конский), натирается канифолью во избежание беззвучного скольжения по струне; 5 — конец трости, или древка.

Кишечные (Нейлоновые) струны, обвитые алюминиевой канителью, употребляются:
для 3-й струны скрипки, для 2-й струны альта, для 2-й струны виолончели.
Кишечные1 струны, обвитые серебряной канителью, употребляются:
для 4-й струны скрипки, для 3-й и 4-й струн альта, для 3-й и 4-й струн виолончели, для 3-й и 4-й струн контрабаса.
При одинаковом натяжении более тонкая струна звучит выше, чем более толстая, а более длинная струна звучит ниже, чем более короткая.
Струна, обвитая канителью, звучит ниже, чем струна того же диаметра, не обвитая серебряной или алюминиевой канителью.
Длина струн определяется величиной инструмента. Имеется в виду длина звучащего отрезка струны — между порожком и подставкой.
Колебание струн. Струны, закрепленные в двух точках (на колке и на подгрифке) и натянутые колками до нужной степени, имеют звучащую часть между порожком (нижняя граница) и подставкой (верхняя граница).
От натяжения струны зависит высота звука. Чем сильнее натянута струна, тем выше звук.
Звук получается в результате колебания упругого тела (источника звука — в данном случае струны), выведенного из состояния равновесия и стремящегося это равновесие восстановить:

Натянутая струна — упругое тело А—В, — выведенная из состояния равновесия в положение а", стремится вновь возвратиться в первоначальное положение а, но благодаря инерции переходит границу а и доходит до положения а". Затем, стремясь снова вернуться в положение а, она также благодаря инерции доходит почти до положения а" потом обратно почти до положения а"… Так струна будет колебаться, постепенно успокаиваясь, до полного прекращения колебаний, то есть до того момента, когда она вновь займет положение а.
Расстояние между точками а" и а" называется размахом или амплитудой колебания .
Время, в течение которого тело пройдет расстояние от а" до а" и обратно до а", называется продолжительностью или периодом полного колебания.
В процессе успокоения колебаний струны звук постепенно гаснет и совершенно прекращается при возвращении струны в положение а.
Место наибольшей амплитуды колебаний струны (ее середина) называется пучностью, а место закрепления струны (где амплитуда равна нулю) —узлом.
Звук а получается в результате 440 двойных колебаний (880 простых) 1 в секунду. Вдвое большее число колебаний дает звук на октаву выше, вдвое меньшее — звук на октаву ниже.
Так а имеет число двойных колебаний, равное: 440:2 = = 220.
А —220: 2=110,

А 1 — 110: 2 = 55,

А 2 — 55:2 = 27,5
Соответственно а 2 имеет число двойных колебаний, равное: 440*2=880.
а 3 —880*2=1760, а 4 — 1760*2 = 3520.
Наиболее низкие звуки дают струны длинные и толстые (обвитые канителью). Высокие звуки дают струны короткие, тонкие. Эти условия сохраняются при относительно равном натяжении. Струны, искусственно ослабленные (то есть струны, слабо натянутые), хотя приблизительно и дадут нужный тон, но дряблый, слабый и не стабильный по высоте. Наоборот, чрезмерно перетянутые струны дают тон гулкий и маловыразительный.
Техника левой руки. Разнообразие звуковысотных возможностей достигается на струнных инструментах укорачиванием натянутых струн пальцами левой руки и получением таким образом звуков более высоких, чем те, которые издают струны, не укороченные прижатием пальцев к грифу.
Струны называются открытыми если звук получается от колебания всей, не укороченной нажимом пальцев левой руки, струны. Звучащая часть открытой (пустой) струны находится между порожком и подставкой. Пальцы левой руки укорачивают струну, прижимая ее в различных местах к грифу. Тогда звучащая часть струны будет между местом прижатия и подставкой.
Если укоротить струну на 1/2 (вдвое), то есть прижать ее в середине, то звучащая часть ее станет вдвое короче, чем у открытой струны, и звук получится на октаву выше звучания открытой струны.
Если укоротить струну на 1/з» то есть прижать ее на расстоянии 1/з от порожка, то звучащая часть будет равна 2/з длины открытой струны, а звук получится на квинту выше, чем у открытой струны.
Если укоротить струну на 1/4, то звучащая часть будет равна 3/4 открытой струны и звук получится на кварту выше, чем у открытой струны.
Если укоротить струну на 1/5, то звучащая часть будет равна 4/5 открытой струны и звук получится на большую терцию выше, чем у открытой струны 2.
Если укоротить струну на 1/6, то звучащая часть будет равна 5/6 открытой струны и звук получится на малую терцию выше, чем у открытой струны.
Если укоротить струну на 1/9, то звучащая часть будет равна 8/9 открытой струны и звук получится на большую секунду выше, чем у открытой струны.
Если укоротить струну на 1/16, то звучащая часть будет равна 15/16 открытой струны и звук получится на малую секунду выше, чем у открытой струны.
Обертоны. Струна, как всякое упругое тело, испытывает сложное колебательное движение, состоящее из ряда простых. Она колеблется не только всей длиной, но одновременно и от¬дельными частями: двумя половинами, тремя третями, четырь¬мя четвертями, пятью пятыми, шестью шестыми и т. д.
Каждое частичное колебание дает свой звук. Поэтому при колебании струны, кроме основного тона, соответствующего колебанию всей струны, мы слышим целый ряд более высоких призвуков, носящих название частичных тонов, или обертонов, соответствующих колебаниям половин струны (2-й обертон), третей струны (3-й обертон), четвертей струны (4-й обертон) и т. д.
Эти колебательные движения струны можно представить следующей схемой:


Таким образом, каждая часть колеблющейся струны дает соответствующий порядковый обертон. Последовательный ряд обертонов называется натуральной или акустической скалой.
Предположим, что при колебании целая струна дает звук (основной тон) С. В этом случае при последовательном делении струны на две половины, три трети, четыре четверти, и т. д.
Флажолеты. Флажолетом называется обертон, выделенный из состава тембра звучащей струны. Флажолеты возникают вследствие разделения звучащей струны на ряд одинаковых по длине и поэтому одинаково звучащих отрезков. Достигается это легким прикосновением (а отнюдь не твердым нажимом!) пальца к какому-либо месту деления струны на то или иное количество равных между собой частей. Понятно, что при подобном легком прикосновении произойдет не обычное укорочение струны, а лишь выделение одного обертона


(а именно, имеющего здесь узел) за счет всех остальных (имеющих в этом месте пучности). Не требует особых пояснений, что место наибольшей амплитуды колебания — пучность — не может образоваться там, где этому мешает легкое прикосновение пальца; наоборот, это наилучшим образом содействует прочному образованию узла.
Если слегка прикоснуться пальцем в середине струны, то она разделится на две одинаково звучащие части (от порожка до места прикосновения и от него до подставки). Каждая из этих частей будет равна 1/2 открытой струны, и мы услышим 2-й натуральный звук (флажолет), то есть звук, октавой выше открытой струны. При полном в этом месте прижатии будет звучать лишь половина струны, то есть возникнет обычный (нефлажолетный) звук на октаву выше, чем у открытой струны. В этом случае звучание флажолета по высоте соответствует обычному звучанию струны, но отличается от него тембром.
Если прикоснуться в месте, соответствующем 1/3 или 2/3 длины струны, то она разделится на три равных, одинаково звучащих отрезка, и каждый из них будет равен 1/3 открытой струны. Звучать будет 3-й натуральный звук (флажолет), то есть звук на октаву + квинту выше открытой струны.
При полном прижатии в 1/з длины струны получится звук квинтой выше открытого, а при прижатии 2/3 длины струны будет звучать квинта через октаву, то есть нефлажолетный звук, по высоте соответствующий 3-му обертону.
Если прикоснуться к струне в месте, соответствующем 1/4 или 3/4 ее длины (только не в 2/4=1/2, так как здесь получается 2-й натуральный звук), то она разделится на четыре равных, одинаково звучащих отрезка, и каждый из них будет равен 1/4 открытой струны. Звучать будет 4-й натуральный звук (флажолет), то есть звук на две октавы выше открытой струны.
При полном прижатии в 1/4 длины струны получится звук квартой выше открытого, а при прижатии в 3/4 длины струны прозвучит октава через октаву, то есть нефлажолетный звук, соответствующий 4-му обертону.
Последовательное разделение струны на части (для извлечения флажолетов). Если принять звучание целой струны за С, тогда:
2-й натуральный звук — октавный флажолет (его возможно получить в том месте, где при нормально прижатой струне получается октава):

3-й натуральный звук — квинтовый флажолет (его возможно получить в том месте, где при нормально прижатой струне, получается квинта):

4-й натуральный звук — квартовый флажолет (его возможно получить в том месте, где при нормально прижатой струне получается кварта):

5-й натуральный звук — большой терцовый флажолет (его возможно получить в том месте, где при нормально прижатой струне получается большая терция):

6-й натуральный звук — малый терцовый флажолет (его возможно получить в том месте, где при нормально прижатой струне получается малая терция):

7-й натуральный звук возникает в результате деления струны на семь частей (его возможно получить в том месте, где при нормально прижатой струне получается интервал чуть меньше малой терции):

8-й натуральный звук возникает в результате деления струны на восемь частей (его возможно полечить в том месте, где при нормально прижатой струне получается интервал еще чуть меньше малой терции):

На коротких струнах употребляются 2-й, 3-й, 4-й, иногда 5-й обертоны, на длинных — еще иногда 6-й и 8-й обертоны.
Высокие обертоны 6-й и 8-й лучше извлекать в местах 5/6 и 7/8 длины струны (то есть ближе к подставке, к смычку), чем на 1/6 и 1/8 длины струны (то есть ближе к порожку). При этом условии данные обертоны выходят и на более коротких струнах.
Тембр флажолетов резко отличается от тембра тех же звуков, извлеченных обычным способом, так как он не окрашен обертонами. Флажолеты звучат очень тихо и нежно, они извлекаются осторожно из-за опасности случайного перехода прикосновения пальца в простое прижатие, при котором флажолет уничтожается.
На натуральных флажолетах невозможна вибрация.

Примечание. Вибрация — это легкое качание левой руки вокруг оси (места прижатия струны), сообщающее звуку некоторое колебание в высотности (подражание человеческому голосу). Понятно, что вибрация совершенно невозможна на открытых струнах.

Флажолеты обозначаются знаком О над каждой нотой.

Натуральные и искусственные флажолеты. Флажолеты бывают натуральные и искусственные.
Натуральные флажолеты получают на открытых струнах, то есть на струнах, не укороченных нажимом пальцев левой руки.
Искусственные флажолеты получают от уже укороченной (прижатой) струны.
Исполняются искусственные флажолеты двумя пальцами, из которых один — более близкий к порожку — плотно прижимает струну, а второй прикасается к ней в соответствующей точке между местом прижатия и подставкой.
Искусственные флажолеты возможны, начиная с квартового и дальше, в сторону уменьшения интервала (большой терции, малой терции и т. д.).
Брать искусственные флажолеты больше квартового не представляется возможным, так как нормальное растяжение пальцев даже на скрипке (инструменте, наименьшем по размерам) не превышает кварты.

Примечание. На скрипке возможен, в виде исключения (путем сильного растяжения пальцев), квинтовый флажолет2.

Запись искусственных флажолетов. Полная запись искусственных флажолетов включает в себя три элемента: 1) место плотного прижатия (укорочения) струны указывается обычной нотой требуемой длительности; 2) место прикосновения к укороченной струне для ее разделения на части обозначается ромбиком, расположенным над нотой; 3) наконец, мелкая нота выше ромба показывает реальную звучность флажолета:

Способы извлечения звука. На смычковых инструментах существуют три способа извлечения звука: 1) движением смычка по струне; 2) щипком пальца и 3) ударом трости (древком) смычка по струне.

Смычком по струне (прием игры, называемый агсо). Во время движения смычка струна непрерывно вибрирует и издает певучий тон. Чем сильнее нажим смычка и чем быстрее его движение (в какой-то мере оба эти фактора взаимозависимы), тем сильнее и звучание струны. Однако чрезмерно сильный нажим смычка может помешать струне свободно вибрировать, и в этом случае форсированный звук переходит в скрип наканифоленного конского волоса о струну.
Гибкость и экспрессивность звука смычковых инструментов основана на том, что исполнитель все время может непосредственно влиять на звукоизвлечение и давать бесконечное количество нюансов от piano к forte.
Щипком (прием игры, называемый pizzicato). При этом способе получается однократное выведение струны из состояния равновесия. После щипка звук быстро гаснет и на его последующее звучание влиять невозможно. Поэтому бессмысленно записывать pizzicato иначе как четвертями или, в случае необходимости, более мелкими длительностями.
Щипок, как правило, осуществляется пальцем правой руки, хотя на практике встречаются приемы игры pizzicato пальцами левой руки (главным образом, на открытых струнах).
При переходе от pizzicato к исполнению смычком ставится слово агсо. Смена приемов агсо и pizzicato подразумевает хотя бы минимальный перерыв звучания, особенно если при агсо смычок был направлен в своем движении вниз, в силу чего правая рука сильно удалилась от струны.
Постукивание тростью (древком) смычка по струне (прием игры, называемый col legno) является эффектом скорее ударного порядка, так как в полученном звучании стук преобладает над интонацией (определенностью высоты и тембра звучания).
Место ведения смычка по струне. Обычным местом ведения смычка является середина расстояния между подставкой и концом грифа. В этом месте извлекается самый полный и экспрессивный звук.
Иногда ради особого эффекта звук извлекается ведением смычка у подставки (такой прием называется sul ponti-cello). Получаемый таким образом звук негромок, но резок и имеет характерную окраску, схожую с звучанием губной гармоники. Звук может быть извлечен также и на самом грифе (такой прием называется sul tasto). При этом приеме получается звук нежно-холодноватого тона, несколько флейтового характера.
Своеобразный характер звука, получаемый при игре смычком sul tasto или sul ponticello, объясняется тем, что при ведении смычка sul tasto уничтожаются низкие натуральные звуки (4-й и 5-й), имеющие узлы в месте ведения смычка, а при ведении смычка sul ponticello частично выключается основной тон.

Основные принципы техники ведения смычка (так называемая техника правой руки). Ведение смычка вниз (от колодочки к концу) обозначается знаком ∏ , вверх (от конца к колодочке) — знаком V . В первом случае (ведение вниз) естественно получается diminuendo, во втором (ведение вверх)—crescendo, так как чем больше отдаляется от струны тяжесть самой руки, тем легче извлечь из инструмента тихое, нежное звучание— и наоборот. Следовательно, pianissimo лучше выходит при игре концом смычка, в то время как резкие акценты fortissimo — ближе к колодочке.
При игре forte смычок движется по струне быстрее, чем при игре piano, поэтому ноты большой длительности или большое количество нот на один смычок возможны только при piano.
Штрихи. Штрихами называются различные приемы движения смычка. Ими передается смысловое значение исполняемой музыки, и поэтому их можно с полным правом считать главнейшими средствами музыкальной выразительности при игре на смычковых инструментах.
За длительный период времени богатейшая практика игры— в первую очередь на скрипке и на виолончели—накопила множество разнообразнейших штрихов, между которыми в отдельных случаях трудно бывает провести определенную грань, классифицировать их. Поэтому ниже мы остановимся на самых основных штрихах и лишь вскользь коснемся некоторых наиболее употребительных их разновидностей.
Основными штрихами следует считать detache, legato, различные виды staccato и spiccato, а также tremolo. Detache (фр.) — штрих с отчетливой attacc"ой, явно выраженного декламационного характера. Этим штрихом исполняют энергичные фразы, требующие большой полноты и сочности тона:

В быстром движении штрихом detache могут быть сыграны также построения моторного порядка, в том числе довольно стремительные пассажи (если нужно достичь достаточной полноты звучания):

Если detache исполняется наибольшей для данного темпа длиной смычка, вплоть до использования всего его размаха, то данный прием обычно называют grand detache:

Как видно из всех приведенных выше примеров, главнейшим отличительным признаком detache, независимо от темпа, силы звучания и размаха смычка, является исполнение одной ноты на каждое движение смычка в одном направлении. По данному признаку этот и другие подобные ему штрихи (например, описанное ниже sautille) носят название разделенных.
Наоборот, legato представляет собой штрих, включающий несколько нот на один смычок. В противоположность декламационному характеру detache, плавное движение legato в наибольшей степени воспроизводит именно песенную, ариозную сторону человеческого пения.
В записи legato каждая лига обозначает одно направление смычка. Вот примеры мелодических фраз, исполняемых legato:

Отрывистые штрихи — staccato и spiccato — отличаются друг от друга тем, что staccato исполняется без отрыва смычка от струны, в то время как spiccato основано именно на подпрыгивании смычка после каждого его соприкосновения со струной.
Сущность staccato заключается в энергичном толчке смычком, после чего наступает мгновенное ослабление звучания. В приведенном отрывке staccato исполняются все восьмые и уж конечно шестнадцатые ноты (каждая из шестнадцатых играется движением смычка в том же направлении, что и отделенная от нее паузой предыдущая восьмая):

Что же касается четвертей с точками над ними, то в данном случае протяженность самого звучания (толчка смычком) значительно короче периода затухания звучности (почти полной остановки движения смычка). Кроме того, перед каждым новым толчком возникает реальная остановка для перемены направления движения. Подобный способ игры staccato подчеркнуто акцентированным разделенным штрихом называется martele. Его иногда обозначают удлиненными остроконечными клинышками над нотами или же словесным указанием.
Каждая нота обычного staccato может быть сыграна как в том, так и в противоположном направлении движения смычка по отношению к предшествовавшей (предшествовавшим).
В приведенном ниже примере на пунктированное staccato могут быть указаны два способа его исполнения: разделенным штрихом (то есть путем чередования ∏ и V) и по две ноты staccato на одно направление смычка:

Следовательно, в одном направлении можно сыграть две и больше нот staccato. Каждой из них соответствует свое особое легкое движение (толчок) смычком.
Приведем, например, довольно распространенный в виртуозной практике прием исполнения значительного числа нот staccato в одном направлении смычка (легче вверх); следует только оговорить, что при групповой игре штрих этот не применяется:

Как уже было сказано выше, spiccato является основным подпрыгивающим штрихом. Главная особенность таких штрихов — их легкость, воздушность.
Приведем несколько примеров различного применения spiccato. Грациозный, в умеренном темпе исполняемый отрывок из увертюры «Щелкунчика»:

Sautille отличается от обычного spiccato тем, что с увеличением скорости исполнитель перестает управлять отдельными движениями смычка и с этого момента начинает преобладать механическая, моторная природа штриха, регулируемая упругостью смычка, его способностью отталкиваться от струны.
Примером sautille может служить «Полет шмеля» из «Сказки о царе Салтане»:

Все spiccato исполняются средней третью смычка — в forte ближе к колодочке, в piano ближе к его концу. Кроме того, по мере увеличения скорости движения (особенно это относится к моторным разновидностям) смычок также передвигается от середины к его концу.
Из прыгающих неразделенных штрихов наиболее употребителен штрих броском — так называемый ricochet. Штрих этот возможен не только на одной струне:

но и при переходах со струны на струну, например, при исполнении арпеджированных группировок на трех-четырех струнах:

Вряд ли надо специально пояснять, что с помощью прыгающих моторных штрихов невозможно достичь сколько-нибудь значительной силы звучания.
Одним из употребительнейших оркестровых штрихов является tremolo. Оно представляет собой повторение одной ноты путем быстрого попеременного движения смычка в разные стороны без отрыва его от струны (так называемое tremolo правой руки). Чем более громкую звучность нужно извлечь при игре tremolo, тем больший размах приходится делать смычком. Громкую звучность извлекают серединой смычка при большом размахе его движения; наоборот, едва слышное tremolo (буквально — шорох) можно получить лишь у конца смычка, почти незаметным его движением.

Примечание. Не путать данный вид tremolo с последовательностью из двух быстро чередующихся нот на один смычок (так называемое tremolo левой руки):

Tremolo потому и является преимущественно оркестровым штрихом, что слитность его звучания складывается из индивидуальных tremolo различной скорости движения правой руки (разумеется, кроме тех случаев, когда скорость повторяющихся нот строго предписана автором).
Практика игры на смычковых инструментах выработала значительное число штриховых приемов, делающих исполнение живым, осмысленным, выразительным. К сожалению, далеко не все эти приемы находят точное отображение в нотной записи, и исполнителям приходится зачастую лишь догадываться, каким приемом следует сыграть ту или иную фразу, как распределить части смычка, чтобы не изуродовать музыку неправильными акцентами, где лучше применить staccato, а где spiccato и т. д. и т. п. Другими словами, композитор во многом зависит от исполнителей — их такта, чуткости, музыкальности. Все это тем более обязывает каждого автора нового произведения подробно обозначать в партитуре все свои намерения. Конечно, в процессе работы исполнители смогут предложить более удачные варианты фразировки (штриховки), но надо иметь в виду, что правильные предложения, в свою очередь, могут возникнуть лишь на основе точного представления об авторском замысле.
Приведем несколько примеров, где характер штриха решительно определяет фразировку и поэтому требует подробных указаний на этот счет.

то это уже будет манера игры, называемая marcato (выделяя, подчеркивая).
В последнее время в практику игры прочно вошел еще один штрих — средний между сильно акцентированным detache и spiccato. Применительно к только что приведенному примеру в записи этот прием исполнения выглядел бы так:

то есть отличался бы от предыдущих способов исполнения тем, что каждая акцентированная нота отделялась бы от соседней небольшой паузой (отрывом смычка от струны).
Среди приемов игры на смычковых инструментах особое место занимает исполнение трех- и четырехзвучных аккордов. Обычно их играют как бы слагая из двух входящих в состав каждого аккорда интервалов:

Некоторые исполнители предлагали играть аккорды арпеджированно:

однако всеобщее распространение получил именно первый способ.
Возможны последовательности трех- и четырехзвучных аккордов, каждый из которых берется смычком вниз. При надлежащей силе касания смычка трехзвучные аккорды могут быть взяты поп arpeggiato, то есть может быть достигнуто одновременное звучание всех трех струн (при этом смычок ведется ближе к грифу; по мере увеличения силы звучности он приближается к подставке). Само собой разумеется, что поп arpeggiato является эффектом кратковременным, отрывистым.
Четырехзвучные аккорды вообще не могут быть взяты поп arpeggiato, хотя в значительном forte можно до минимума сократить очередность интервалов, образующих аккорд.
Вот наглядный пример группового применения трех- и четырехзвучных аккордов, большинство которых исполняется поп arpeggiato.

Согласно справочников, струнные музыкальные инструменты (хордофоны), по способу звукоизвлечения делятся на смычковые (например, скрипка, виолончель, гиджак, кеманча); щипковые (арфа, гусли, гитара, балалайка); ударные (различного рода цимбалы); ударно-клавишные (фортепьяно); щипково-клавишные (клавесины).

Ниже приводим наиболее известные разновидности смычковых музыкальных инструментов .

Скрипка, 4-струнный смычковый музыкальный инструмент. Самый высокий по звучанию в скрипичном семействе, включающем также альт и виолончель. Возникла на основе усовершенствования народных инструментов. В классическом виде оформилась в творчестве северо-итальянских скрипичных мастеров 16-18 веков, к которым в частности относились: А. и Н. Амати, Дж. Гварнери, А. Страдивари и другие.

В связи с этим несколько слов о вышеперечисленных мастерах:

Амати (Amati)-семья итальянских мастеров смычковых инструментов. Родоначальник-Андреа (родился около 1520 года, умер около 1580 года). Является создателем классического типа скрипки. Его сыновья Андреа Антонио (около 1540г.-после 1600г.) и Джироламо (1561г.-1630г.). Наиболее известен сын Джироламо-Николо Амати (1596г.-1684г.), инструменты которого ценятся особенно высоко. Ученики Николо Амати: его сын Джироламо 2-й (1649г.-1740г.), Гварнери, Страдивари.

Гварнери (Guarneri)-семья итальянских мастеров смычковых инструментов. Ее глава, Андреа (1626г.-1698г.), ученик Н. Амати, разработал собственную модель скрипки. Его сыновья: Пьетро (1655г.-1720г.) и Джузеппе (1666г.-1739г.). Внуки по линии сына Джузеппе: Пьетро 2-й (1695г.-1762г.) и Джузеппе (Иосиф), прозванный Гварнери дель Джезу (1698г.-1744г.). Надо отметить, что наиболее ценными считаются скрипки и альты Джузеппе (Гварнери дель Джезу), на которых играли Н. Паганини, Ф. Крейслер и другие.

Страдивари (Stradivari) Антонио (1644г.-1737г.)-итальянский мастер смычковых инструментов (глава семьи мастеров). Первоначально подражал своему учителю Н. Амати; впоследствии создал собственные модели скрипки, альта, виолончели, которые ценятся наиболее высоко (наряду с инструментами Гварнери дель Джезу). Известными мастерами были его сыновья: Франческо (1671г.-1743г.) и Омобено (1679г.-1742г.).

Но вернемся к теме о музыкальных инструментах:

Альт - струнный смычковый музыкальный инструмент скрипичного семейства, по размерам больше скрипки.

Виолончель (итальянское violoncello), струнный смычковый музыкальный инструмент скрипичного семейства басо-тенорового звучания. Появился в 15-16 веках. Классические образцы виолончели созданы итальянскими мастерами 17-18 веков: А. и Н.Амати, Дж. Гварнери, А. Страдивари и другими. Применяется как сольный, ансамблевый и оркестровый инструмент.

Виолы (итальянское viole), семейство струнных смычковых инструментов, распространенных в Западной Европе в 15-18 веках. По виду напоминает большую скрипку. По размерам и по положению инструмента во время игры различают виолы да браччо и виолы да гамба. Виолы да браччо (итальянское da braccio-ручные) держали горизонтально как скрипку, а виолы да гамба (da gamba-ножные) держали вертикально, как виолончель. Надо отметить, что наиболее близким к семейству виол относят современный контрабас.

Контрабас (итальянское contrab(b) asso), самый большой по размерам и низкий по звучанию струнный смычковый музыкальный инструмент. Создан контрабас в середине 17 века на основе контрабасовой виолы да гамба. С 18 века контрабас использовался как ансамблевый, а также как оркестровый инструмент, а с 20 века-как сольный инструмент.

Гиджак , струнный смычковый музыкальный инструмент (таджикский, узбекский, каракалпакский, уссурийский). Аналогичен кеманче.

Кеманча (кяманча), 4-х струнный смычковый инструмент. Распространена в Азербайджане, Грузии, Дагестане, а также странах Среднего и Ближнего Востока.

Теперь о щипковых струнных инструментах. К ним относятся:

Арфа (от др.-германского Ћarрa), многострунный щипковый инструмент в виде большой треугольной рамы. Ранние изображения арфы отмечены 3-м тысячелетием до нашей эры. Современная педальная арфа изобретена в 1810 году С. Эраром во Франции. Различные типы арфы встречаются у многих народов мира. Используется арфа как оркестровый, ансамблевый и сольный инструмент.

Балалайка , русский 3-х струнный щипковый инструмент с треугольной декой. Известна балалайка с начала 18 века. Усовершенствована в 1880-х годах.

Лютня (польское lutnia, от арабского аль-уд, буквально дерево), старинный струнный (6-16 струн) щипковый музыкальный инструмент арабо-иранского происхождения. По звучанию близка гитаре. В Европе распространилась со времен арабского завоевания Испании (с 8 века).

Уд (аль-уд) представляет собой древний арабский музыкальный инструмент, прототип современной лютни. Также распространен и как народный азербайджанский музыкальный инструмент типа лютни.

Ситар (сетар), индивидуальный струнный щипковый музыкальный инструмент лютневого семейства. Распространен в Индии, Узбекистане, Таджикистане (сетар). С 1960-х годов используется в рок-музыке.
Мандолина (итальянское mandolino), струнный щипковый музыкальный инструмент типа лютни с овальным корпусом. Звук извлекается плектром. Инструмент итальянского происхождения, известен с 17 века. Наиболее популярна неаполитанская сопрановая мандолина с четырехпарными струнами.

Гитара (греческое kitЋara-кифара, испанское guitarra), струнный щипковый музыкальный инструмент лютневого типа с деревянным корпусом в виде восьмерки. С 13 века известна в Испании, затем в Италии, с 17-18 веков-в древних странах Европы и Америки (в том числе как народный инструмент). С 18 века общеупотребительной стала 6-струнная гитара, в России преимущественно 7-струнная. В современной эстрадной музыке используется электрогитара.

Лира (греческое lyra), древне-греческий струнный щипковый музыкальный инструмент, который считается символом поэтического творческого вдохновения. Игрой на лире сопровождалось исполнение произведений эпической и лирической поэзии (отсюда "лирика"). Среди многочисленных разновидностей-усовершенствованная кифара. Подобный тип инструмента был широко распространен во многих древних цивилизациях. С 11 века в Западной и Восточной Европе известна так называемая колесная лира. Является музыкальным инструментом украинских и белорусских певцов (украинская реля, рыля, белорусская лера). В Западной Европе 15-18 веков лира представляла собой струнный смычковый инструмент, близкий виолам, лютне, скрипке.

Кифара (китара), греческое kitЋare, древне-греческий струнный щипковый музыкальный инструмент.

Гусли , русский струнный щипковый инструмент. Разновидности гуслей-крыловидные, шлемовидные, прямоугольные. Крыловидные (звончатые) гусли имеют 4-14 и более струн, шлемовидные-11-36, прямоугольные (столообразные)-55-56 струн. Упоминается данный музыкальный инструмент с 6 века. С 20 века используются главным образом прямоугольные гусли.
Домбра, казахский 2-струнный щипковый музыкальный инструмент. На домбре исполняются традиционные пьесы-кюи.

Для сведения: кюи, казахские народные инструментальные пьесы, которые исполнялись на домбре, а также и на других народных музыкальных инструментах.

Домра , древне-русский струнный щипковый музыкальный инструмент с овальным корпусом. Использовалась домра в 16-17 веках скоморохами. В конце 19 века было создано семейство 3-х струнных оркестровых домр, а в начале 20 века-семейство 4-х струнных домр.

Для сведения: скоморохи-странствующие актеры в Древней Руси, выступавшие как певцы, острословы, музыканты, исполнители сценок, акробаты. Известны с 11 века. Особенно были распространены в 15-17 веках.
Саз, струнный щипковый музыкальный инструмент с 3-4 парными или тройными струнами. Распространен саз среди народов Закавказья, Ирана, Афганистана, Турции и других странах Востока. Обычно на сазе аккомпанируют себе ашуги.

Тар (тара, тари) многострунный щипковый музыкальный инструмент, распространен на Кавказе и в Средней Азии.

Цитра (немецкое zitЋer), небольшой струнный щипковый музыкальный инструмент, обычно в виде фигурного ящика со струнами. Наиболее распространена в Австрии и Германии 19 века. Известна с древности.

Перейдем к группе ударных струнных музыкальных инструментов. Вот один из представителей этой группы:
Цимбалы (от польского cymbaly), многострунный ударный музыкальный инструмент древнего происхождения. Представлен в виде ящика со струнами, по которым ударяют молоточками. Наиболее распространен данный инструмент в Венгрии. Входит в состав народных оркестров Польши, Румынии, Белоруссии, Украины, Молдавии и других.

А теперь несколько об ударно-клавишных струнных инструментах:

Фортепьяно (итальянское forteрiano, от forte-громко и рiano-тихо), общее название струнных ударно-клавишных музыкальных инструментов с молоточковой механикой (рояль, пианино). Изобретено фортепьяно в начале 18 века. Современный тип концертного фортепьяно известен с 1820 годов.

Рояль (от французского royal-королевский, царственный), разновидность фортепьяно. Струны, дека и механика расположены горизонтально.

Пианино (итальянское рianino, буквально маленькое фортепьяно), разновидность фортепьяно. Струны, дека и механика расположены в вертикальной плоскости. Современная конструкция известна с середины 19 века.
Клавикорд (от латинского clavis-ключ и греческого cЋorde-струна). Русское название в 18-19 веках звучало как клавикорды. Представляет собой струнный ударно-клавишный музыкальный инструмент. Основное распространение клавикорд приобрел в 15-19 веках главным образом в сольном камерном музицировании, затем полностью вытеснен фортепьяно.

А вот представитель группы струнных щипково-клавишных инструментов:

Клавесин (чембало, харпсихорд), французское clavecin, итальянское cembalo, английское ЋarрsicЋord-струнный щипково-клавишный (в отличие от клавикорда) музыкальный инструмент. Известен клавесин с 16 века. Имеет различные формы, типы и разновидности. Является одним из предшественников фортепьяно. Широко применяется с 20 века.

И еще о некоторых разновидностях струнных инструментов:

Гармоника (гармонь), (от греческого Ћarmonikos-созвучный, стройный), клавишно-пневматический музыкальный инструмент. Представляет собой подвижные меха с двумя дощечками, снабженными клавиатурой. Изобретена гармоника немецким мастером Ф. Бушманом (1822). Распространена у многих народов Европы. Усовершенствованные виды-баян, аккордеон.

Баян , один из наиболее совершенных и распространенных видов хроматической гармоники, по размерам превышающим гармонику со сложной системой ладов. Назван по имени древне-русского певца-сказителя Баяна (Бояна). Используется как сольный и ансамблевый инструмент, входит в оркестр народных инструментов.
Аккордеон (франц. accordeоn), в русской терминологии-одна из наиболее совершенных разновидностей хроматической гармоники с правой клавиатурой фортепьянного типа для правой руки. Название инструменту дал венский мастер К. Демиан (1829).

Фисгармония (немецкое fisЋarmonium, от греческого рЋysa-мехи и Ћarmonia-гармония), клавишный пневматический музыкальный инструмент с воздухонагнетающим педальным устройством. Известен с начала 19 века. Звук производят проскакивающие металлические язычки. По форме фисгармония близка пианино. Другое название-гармониум.

Орган , клавишно-духовой инструмент. Современный вид сформировался с 16 века. Состоит из воздухонагнетательного механизма, набора деревянных и металлических труб разных размеров и клавиатур-ручных (мануалы) и ножной (педаль), помещенных в специальной кафедре. Надо отметить, что воздухонагнетательный механизм до середины 19 века был ручным, а затем стал электрическим. С 7 века орган используется в церковной католической музыке.

Шарманка (вероятно от начальной строки немецкой песенки "SЋarmante KatЋarine"-"Прелестная Катарина"), механический музыкальный инструмент в виде небольшого переносного органа без клавиатуры. Появилась шарманка в Европе как инструмент бродячих музыкантов в конце 17 века, была распространена в России с начала 19 века.

Лучшие статьи по теме