Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Местное самоуправление в правление ивана грозного.

Государство при Иване IV
Иван IV Грозный вступил на престол трехлетним мальчиком (1533). Семнадцатилетним юношей (1547), впервые в русской истории венчавшись на царство, он начал править самостоятельно. В июне того же года грандиозный пожар спалил едва ли не всю Москву; восставшие горожане явились к царю в село Воробьеве с требованием покарать виновных. «Страх вошел в душу мою и трепет в кости мои», - писал позднее Иван. Между тем от царя многого ждали: годы его малолетства, особенно после смерти матери, Елены Глинской, прошли в тяжкой атмосфере вражды боярских группировок, заговорен и тайных убийств. Жизнь поставила перед ним сложные задачи. Процесс создания единого Российского государства в основном завершился. Необходимо было его централизовать - создать единую систему центральных и местных органов управления, утвердить единое законодательство и суд, войско и налоги, преодолеть унаследованные от прошлого различия между отдельными районами страны. Предстояло осуществить важные внешнеполитические мероприятия, направленные на обеспечение безопасности южных, восточных и западных рубежей России.

Первый период царствования Ивана IV - до конца 50-х гг. - прошел под знаком деятельности Избранной рады, кружка ближайших советников и единомышленников царя: костромского помещика А. Адашева, князя А. Курбского, митрополита Макария, протопопа Сильвестра, дьяка И. Висковатого и др. Направление преобразований определялось стремлением к централизации, а их дух - созывом в 1549 г. первого в русской истории органа представительства различных социальных слоев (боярства, духовенства, дворянства, служилых людей и др.) - Земского собора. Собор 1549 г. историки называют «собором примирения»: бояре клялись подчиняться во всем царю, царь обещал забыть прежние обиды. До конца 50-х гг. были осуществлены следующие реформы: принят новый Судебник (1550), призванный стать основой единой правовой системы в стране; отменены кормления (порядок, при котором бояре-наместники жили за счет средств, собираемых в их пользу с подвластных территорий); обрела стройность система государственного управления через приказы - центральные органы исполнительной власти (Разрядный, Посольский, Стрелецкий, Челобитный и др.); было ограничено местничество (принцип занятия должностей по знатности происхождения); создано стрелецкое войско, вооруженное огнестрельным оружием; принято «Уложение о службе», укрепившее поместную дворянскую армию; изменен порядок налогообложения - установлена единица налогообложения («соха») и размер взимаемых с нее повинностей («тягло»), В 1551 г. церковный собор принял «Стоглав» - документ, регулировавший деятельность церкви и направленный на унификацию (установление единства) обрядов. Успех реформаторских усилий подкрепили внешнеполитические удачи. В 1552 г. было завоевано Казанское, а в 1556 г. - Астраханское ханство. В конце 50-х гг. признала свою зависимость Ногайская Орда. Существенный территориальный рост (почти в два раза), безопасность восточных границ, предпосылки для дальнейшего продвижения в Приуралье и Сибирь были важными достижениями Ивана IV и Избранной рады.

С конца 50-х гг., однако, отношение царя к планам своих советников и к ним лично изменилось. В 1560 г. охлаждение обрело форму вражды. О причинах можно только догадываться. Иван IV мечтал об истинном «самодержавстве», влияние и авторитет сподвижников, имевших и к тому же отстаивавших собственное мнение, его раздражали. Разногласия по вопросу о Ливонской войне стали последней каплей, переполнившей чашу: в 1558 г. была объявлена война Ливонскому ордену, владевшему прибалтийскими землями. Вначале все шло успешно, Орден распался, но его земли достались Литве, Польше и Швеции, с которыми России пришлось воевать до 1583 г. К середине 60-х гг. трудности начавшейся войны выявились со всей очевидностью, военная ситуация складывалась не в пользу России.
В 1565 г. Иван Грозный выехал из Москвы в Александровскую слободу, потребовал казни изменников и объявил об учреждении особого удела - опричнины (от слова «опричь» - вне, кроме). Так началась новая эпоха в истории его царствования - кровавая и жестокая. Страну разделили на опричнину и земщину, с собственными Боярскими думами, столицами, войском. Власть, притом бесконтрольная, осталась при этом в руках Ивана Грозного. Важная черта опричнины - террор, обрушившийся и на древние боярские роды (князь Владимир Старицкий), и на духовенство (митрополит Филипп, архимандрит Герман), и на дворян, и на города (погром в Новгороде зимой 1569-1570 гг., террор в Москве летом 1570 г.). Летом 1571 г. крымский хан Девлет-Гирей сжег Москву: опричное войско, которое безумствовало в грабежах и разбое, проявило полную военную несостоятельность. На следующий год Иван Грозный отменил опричнину и даже запретил употреблять это слово впредь.

О причинах опричнины историки давно и ожесточенно спорят. Одни склонны видеть в ней воплощение бредовых фантазий душевнобольного царя, другие, укоряя Ивана IV за употребление неверных средств, высоко оценивают опричнину как форму борьбы с боярами, выступавшими против централизации, третьи восторгаются и средствами, и целями опричного террора. Скорее всего, опричнина была политикой террора, направленного на установление того, что сам Иван Грозный называл самодержавством. «А жаловать своих холопов мы всегда были вольны, вольны были и казнить», - писал он князю Курбскому, под холопами подразумевая подданных.

Последствия опричнины трагичны. Ливонская война, несмотря на отчаянные усилия царя, мужество воинов (например, во время обороны Пскова в 1581 г.), завершилась потерей всех завоеваний в Ливонии и Белоруссии (Ям-Запольское перемирие с Польшей 1582 г. и Плюсский мир со Швецией 1583 г.). Опричнина ослабила военную мощь России. Была разорена экономика страны, для удержания бежавших от насилия и невыносимых налогов крестьян были приняты законы о заповедных летах, отменявшие правило Юрьева дня и запрещавшие крестьянам менять своих хозяев. Смуту начала XVII в. считают отдаленным, но прямым следствием опричнины.


Введение

1. Предпосылки реформ центрального и местного управления Ивана IV

2. Реформы центрального управления

2.1 Боярская дума и Избранная рада при Иване IV

2.2 Земский Собор

2.3 Приказы: создание, структура, функции

3. Реформы местного управления

3.1 Земская реформа и отмена кормлений

3.2 Губная реформа Ивана IV

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В конце ХV - начале ХVI в. на Русской равнине создалось государство -"Московия", "Московское государство". С ХVI в. оно стало носить название "Россия". За довольно короткий срок московские князья объединили русские земли. Утвердилось политическое единство в государстве, но крепких экономических связей между русскими княжествами не случилось. Внутренняя структура государства оставляла желать лучшего. В любой момент государство могло вернуться к своему прошлому - раздробленным удельным княжествам. Для удержания государства в состоянии единства, для сплочения его внутренней структуры нужна была дальнейшая централизация в государстве, т.е. установление единого руководства, чёткое территориальное деление, действие единых законов на территории всего государства, чёткая вертикаль власти.

Василий III прожив 20 лет в совместном браке с первой женой так и не дал государству наследника, что было неслыханной ситуацией в великокняжеском доме. Интересам династии необходим был наследник. Великий князь отослал жену в монастырь и, уже пожилым, женился на молодой княжне Елене Глинской. Глинские были выходцами из обрусевшего татарского рода. В начале ХVI в. Глинские прибыли из Литвы ко двору великого московского князя Василия III. В 1530 г. в великокняжеской семье родился долгожданный наследник. Имя ему дали Иван в честь деда Ивана III. Он войдёт в российскую историю как Иван IV Васильевич, Иван Грозный.

Спустя 3 года Василий III умер. 3-х летний Иван Васильевич взошел на престол. Фактически государством управляла его мать Елена Глинская. Через 5 лет, как считают, от отравления умерла и она. Для управления страной до совершеннолетия великого князя был создан регентский совет. С 1538 по 1547 гг. государством фактически управляла боярская аристократия: Бельские, Шуйские, Глинские. За этот период боярство проявило себя как антигосударственная, анархическая сила. За 9 лет у власти побывало 5 боярских группировок. Боярское правление сопровождалось смещением 2 митрополитов, разворовыванием казны, казнями, пытками, ссылками.

В результате центральная власть ослабла, произвол вотчинников не знал предела, в ряде городов произошли восстания горожан против знати. Международное положение государства также осложнилось. Внешние границы государства стали линией фронта. С 1538 по 1547 гг. в татарский плен было угнано более 100 тыс. русских. Летом 1547 г. в Москве начался сильнейший пожар. В огне сгорело 3 тыс. человек из 100 тыс. населения, 25 тыс. домов. Народ обвинил в поджогах бояр. В Москве вспыхнул "великий мятеж" посадских людей. Иван IV с дворовыми укрылся в подмосковном селе Воробьеве. Восстание удалось подавить с большим трудом. Позднее Иван IV вспоминал: "От этого вошел страх в душу мою и трепет в кости мои, и смирился дух мой" Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного: очерки социально-экономической и политической истории середины XVI в. С. 318.. Окружение княжича Ивана спасение видело в усилении власти молодого правителя и проведении реформ.

В данной работе будут исследованы реформы Ивана IV в сфере центрального и местного управления.

Объектом данной работы выступает политическое развитие России во второй половине 16 века вызванное реформированием государственной системы в период правления Ивана IV. Предметом исследования - деятельность Ивана IV по переустройству государственного управления в России.

Целью работы является изучение содержания и характера реформ государственного управления, проведенных Иваном IV. В исследовании темы стоят следующие задачи:

Актуальность темы объясняется богатейшим опытом реформирования системы государственного управления в переломную эпоху. В настоящее время идут поиски эффективной модели государственного управления в постсоветский период, опыт прошлых реформ может быть полезным, в том числе реформы Ивана IV, которые помогли укрепить государство.

1. Предпосылки реформ центрального и местного управления Ивана IV

местный управление реформа дума

Процесс централизация и объединение русских земель проходили в обстановке неутихающих междоусобных войн: с 1228 по 1462 г. в северо-восточной Руси произошло 90 внутренних усобиц и 160 столкновений с внешним противником (татарами, литовцами и т.д.). Объединение русских земель вокруг Москвы и организация централизованного государства было ускорено борьбой русского народа с внешней опасностью.

Москва к окончанию XV в. долгими усилиями, наконец побеждает своих главных внутренних врагов и конкурентов в борьбе за политическое влияние: были покорены Тверь и Рязань, Новгород Великий, затем Вятка (в которой формы государственного и политического устройства напоминали новгородские). Чуть позднее к Москве будут присоединены Псков и отвоеванное у Литвы Смоленское княжество, затем Чернигов и Северское княжество.

Расширение земельных владений Московского государства сопровождалось осознанием факта, что на территории Руси нарождается новая единая по духу и крови народность -- великорусская народность. Это осознание облегчило дело собирания земель и превращение Московского княжества в национальное великорусское государство.

Великие князья оказались во главе целой иерархии, состоявшей из удельных князей и бояр. Взаимоотношения с ними определялись сложной системой договоров и жалованных грамот, устанавливавших различные степени феодальной зависимости для разных субъектов.

В договорах и грамотах подчеркивалась территориальная неприкосновенность обеих сторон, устанавливался общий порядок административной деятельности (таможенная политика, выдача беглых холопов и т.п.) и государственной политики (совместная оборона границ, военная деятельность).

Для удельных князей, чьи земли входили в состав великого княжества, определялись феодальные иммунитеты, т.е. право осуществлять на своей территории не только хозяйственные и административные, но и государственные функции без вмешательства великокняжеской администрации (осуществлять фискальные и судебные функции). С вхождением удельных княжеств в состав Московского государства, у удельных князей было два пути: они были вынуждены либо поступить на службу к московскому великому князю, либо уезжать в Литву. Старый принцип вольной боярской службы теперь не имел никакой силы -- на Руси был теперь только один великий князь, переходить на службу теперь было не к кому.

Говоря о централизации, следует иметь в виду два процесса: объединение русских земель вокруг нового центра -- Москвы и создание централизованного государственного аппарата, новой структуры власти в Московском государстве.

2. Реформы центрального управления

Централизация принесла с собой важные перемены в государственном аппарате и государственной идеологии. Титул Великого князя остался в прошлом, теперь он именуется царем так же как ордынский хан или византийский император. Русь взяла от Византии атрибуты православной державы, государственную и религиозную символику. Сформировавшееся понятие самодержавной власти означало ее абсолютную независимость и суверенность. В XV в. митрополит на Руси стал назначаться без согласия Византийского Патриарха (к этому времени Византийская империя пала) Павленко Н.И. История СССР с древнейших времен до 1861 года: учебник. М.: - Просвещение, 1989. С. 127..

По государственному строю Московское государство было феодальным, вид власти в государстве - раннефеодальная монархия.

Самодержавной монархия становится тогда, когда ей удается сконцентрировать в своих руках все виды власти: законодательную, управленческую, информационную, контрольную, судебную, символическую и т.п. Последняя представляет собой способность и легитимное право государства устанавливать, присваивать и распределять разного рода статусы, звания, чины и привилегии. При этом государство (в лице своих органов и официальных лиц) убеждено в том, что именно оно имеет такое право и что для этого не требуется каких-либо объективных дополнительных критериев и условий.

Пользуясь этим правом, государство формирует, создает целые сословия и особые привилегированные или обязанные социальные группы. Формирование централизованного государственного аппарата, бюрократической машины, все более и более усложняющейся, позволило правителям Московского государства взять на себя функцию создания новых классов: служилого боярства, служилого дворянства и т.п. Устанавливая права и обязанности каждого сословия, верховная власть предписывает им даже личные качества: чувство чести, преданности государю и прочее. Закрепляются и особые привилегии: по землевладению, в сфере власти над податными и крестьянами, юридические иммунитеты и т.п. Внешнее оформление статуса осуществлялось с помощью символов, регалий, ритуалов.

К середине XVI в. окончательно сложилось национальное Великорусское государство. На вершине государственной иерархической пирамиды находится царская власть, не ограниченная ни политически, ни юридически. Она ограничивается лишь каноном, т.е. основными церковными правилами и светскими обычаями. Слово «царь» как титул закрепилось в середине XVI в., слово «самодержец» введено в официальный оборот в начале XVII в. Способами получения власти были наследование и избрание. Новое политическое положение, в котором оказалась власть великих князей, требовало нового оформления, новой символики и идей. Брак Ивана III и племянницы последнего византийского императора Софье Палеолог в значительной мере носил символический характер: наследница павшего византийского дома переносила державные права этого дома в Москву, как в новый Константинополь -- Царьград. Как преемник византийских императоров великий князь начинает именовать себя царем и государем всея Руси, в XVI в. к этому прибавляется титул самодержца (славянский перевод византийского императорского титула).

Символическая преемственность продолжает развиваться в начале XVI в. -- от византийских корней, она углубляется в древнюю историю: через Рюрика и Пруса монархическая генеалогия идет к Августу, римскому цезарю (само слово «царь» является искаженной интерпретацией слова «цезарь»). Тогда же отрабатывается легендарная версия о передаче венца («шапки Мономаховой») греческого царя Константина Мономаха киевскому князю Владимиру Мономаху. Этот акт символически означал установление совместной власти греческих и русских царей-самодержцев над всем православным миром Павленко Н.И. История СССР с древнейших времен до 1861 года: учебник. М.: - Просвещение, 1989. С. 129..

Существо верховной власти не отражалось в законодательстве и не подлежало действию государственно установленных норм. Сам же царь издавал уставы, указы, уроки и судебники и признавался высшим источником государственной власти.

Наряду с формированием государственного аппарата управления проходило усиление и укрепление власти Великого князя (царя). Система государственного аппарата власти имела вид приказно-воеводской. Для такой системы были свойственны централизация и сословность. Произошло упразднение системы вассалитета путем ликвидации уделов и самостоятельных княжеств. Территория государства поделена на уезды и волости. Народ имел статус подданного Московского великого князя и обязан был служить только одному великому государю.

2.1 Боярская дума и Избранная рада при Иване IV

Юрисдикция по особо важным делам на местах передавалась государственным органам. В руках Великого князя сосредоточены все ветви власти - гражданская, судебная, административная, военная. Источником права в те времена служили Судебники, в них не был закреплен статус князя или его права и обязанности, князь был выше закона. Наиболее важные государственные дела он решал вместе с боярской думой, возникшей как высший орган в середине XV в. и превратившийся в государственный орган власти, который функционировал все время. Боярская дума - прототип совета феодалов, в ее состав входила исключительно аристократия Руси: бояре, бывшие удельные князья, позже и представители дворянских фамилий и служивой бюрократии.

Боярская дума решала основные вопросы внешней и внутренней политики, осуществляла верховное управление страной, руководила приказами и органами местного управления, устанавливала налоги, решала вопросы по вооруженным силам, осуществляла судебные функции. Помимо этого Боярская дума владела функциями законодательного органа. Ею были утверждены судебники 1497 и 1550 гг. Разделение правомочий царя и думы не было. Поэтому многие указы начинались словами "царь указал, а бояре, то есть дума приговорили".

Для переговоров с иностранными послами была создана специальная ответная комиссия из членов Думы. Итог этих переговоров выносился на рассмотрение Великого князя и Думы. Совещания Боярской думы проводились в Кремле: в Грановитой палате иногда в личной половине дворца (Передней, Столовой или Золотой палатах), реже вне дворца, например в опричном дворце Ивана IV в Москве или Александровской слободе. Но влияние и значение Боярской думы несло собой реальную угрозу для зарождавшейся абсолютной власти самодержавия, и великие князья всячески старались снизить политический вес Боярской думы.

Так с середины XVI в. из Боярской Думы выделилась так называемая "комната", "ближняя дума" - более узкий состав верных и преданных царю людей, с которыми он решал важнейшие дела. В 1547 - 1560 гг., в правление Ивана IV, действовал неофициальный совет в составе поместного дворянина царского "ложничего" А. Адашева священника Благовещенского собора А. Сильвестра, князя Д. Курлятева князя А. Курбского и других лиц. С помощью этой "Избранной рады", как впоследствии назвал ее Курбский, Иван IV провел ряд значимых для государства реформ в сферах земского, военного и судебного дела. Иван Грозный самостоятельно определил курс направления внешней политики и на некоторое время сумел отдалить Боярскую думу от участия в принятии решений по важнейшим вопросам законодательства и управления государства Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного: очерки социально-экономической и политической истории середины XVI в. С. 326..

Лишь после смерти Ивана IV Боярская дума приобрела былое значение и положение в управлении государством. Заметную роль играла она в отдельные периоды иностранной интервенции и крестьянской войны начала XVII в.

2.2 Земский Собор: создание, структура, функции

С зарождением поместного дворянства (дворян и детей боярских) как нового сословия в обществе государства, наступило возникновение земских соборов - созываемых по мере острой необходимости царями всероссийских совещаний для обсуждения, а часто и разрешения важнейших вопросов внутренней и внешней политики. Появление земских соборов относится к середине XVI в. В конце 40-х - начале 50-х годов XVI в. Кроме Боярской думы и верхушки духовенства "освященный собор" земские соборы включали представителей поместного дворянства и посадских верхов. Именно с образованием земских соборов связано установление в России нового вида власти: сословно-представительной монархии, характерной для большинства западноевропейских государств. Особенностью сословно-представительных органов в России было то, что роль "третьего сословия" в них была гораздо слабее, а органы земских соборов не ограничивали, но наоборот укрепляли власть царя Зуев М.Н. Отечественная история: учебник. М.: ОНИКС 21 век, 2012. С. 145..

Основание деятельности Земских Соборов составляла идея соборности, т.е. общественного единодушия всего населения страны. От его имени Земский собор решал важнейшие текущие проблемы государства, а затем цари приводили эти решения, как бы дозволенные всеми сословиями, в исполнение.

Развитие деятельности Земских Соборов в России можно поделить на 3 периода. Первый начинается с Собора «примирения», созванного Иваном IV после венчания на царство и призванного добиться общественного согласия после долгих лет боярской «смуты» времен его малолетства, и заканчивается с пресечением династии Рюриковичей (после смерти Федора Ивановича в 1598 г.). В нем имели место 4 Собора. Второй период совпадает с эпохой Смуты начала XVII в., и в нем главной функцией Собора является «оформление» восшествия на престол нового паря. Этот период завершается в 1613 г. избранием царя Михаила Романова. С 1613 по 1653 гг. -- третий период, в котором монархия и Земский собор являются единым механизмом в устранении результатов смуты Белковец Л.П., Белковец В.В. История государства и права России. Курс лекций. - Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2000. С. 53.. Соборы в это время были самыми многочисленными, заседали годами (своего рода сессии) и решали не только политические, но и хозяйственные вопросы.

Земский собор включал в себя три части: Освященный Собор, куда входили иерархи русской церкви - митрополит (затем патриарх), архиепископы, игумены крупных монастырей; Боярская дума - верхней палаты Собора - и выборные или естественные представители служилого дворянства, городских посадов и отчасти черносошного крестьянства. Имеются точные данные о составе Собора 1566 г., где из 374 участников 32 являлись членами Освященного Собора, 30 членами Боярской думы, 204 дворянами, 33 дьяками и служащими аппарата, 73 купцами и представителями посадов.

Инициатива созыва Земского собора принадлежала царю, а в условиях междуцарствования - от Боярской думы или патриарха. Конкретно установленных сроков не было, Собор созывался по мере необходимости. Не было и четко разработанной процедуры выборов. Известно, что обычно на места посылалась царская грамота, в которой указывалось число вызываемых в Москву людей, при этом предписывалось избирать в «депутаты» «лучших, средних и молодших» людей, а не «худых». Имелся и своего рода нравственный ценз - в требовании избирать людей «крепких, разумных, добрых, постоятельных», то есть знающих народные нужды и умеющих о них рассказать. Это были люди, которым «государевы и земские дела за обычай». Общее число членов Земского собора колебалось от 195 до 450. Избранные получали от своих избирателей наказы - инструкции с указанием насущных нужд и запас (содержание). Хотя, дворянство получало за свою работу в Соборе и жалованье из казны.

Заседания проходили в царских палатах в 3 главных формах: 1 - открытие Земского собора после торжественного богослужения в Успенском соборе и первое общее собрание во дворце, на котором прочитывалась речь царя (им самим или от его имени думским дьяком). В речи освящалась цель созыва Собора и устанавливались вопросы для обсуждения. Вторая часть работы - обсуждение поставленных вопросов и разработка ответов на них каждой составной частью Собора в отдельности, т.е. по палатам. Третий акт - свод мнений и формулировка общего решения на втором общем заседании. Решение оформлялось в виде приговорной грамоты (часть их с указанием всех членов Собора поименно сохранилась) История государства и права России: учебник / под ред. Ю. П. Титов. - М.: Велби, 2013. С. 131..

Прерогативой Земского собора было утверждение новых законов, решение вопросов о войне и мире, введение новых налогов, избрание царей и пр. Следует подчеркнуть также, что Земские соборы помогали государственной власти в лице царя блюсти интересы всех классов в обществе, знание их нужд и пожеланий лучшего управления способствовало сближению ее с народом. Это знание находило свое отражение в узаконениях и распоряжениях, многие из которых начинаются так: «Ведомо нам учинилось, что в городах воеводы и приказные люди всяким людям чинят насильства и убытки, и продажи великие, и посулы и кормы емлют многие» Зуев М.Н. Отечественная история: учебник. М.: ОНИКС 21 век, 2012. С. 147., после чего следовал приказ не давать взяток и даровой прислуги воеводам, не пахать на них пашни, провести в случае необходимости судебное расследование и пр.

Представляя более широкие, по сравнению с Боярской думой, слои господствующих верхов, земские соборы в своих решениях поддерживали московских царей. Земские соборы служили орудием в укреплении личной власти великих князей, соответственно, они были противопоставлены в противовес Боярской думе. Само существование земских соборов, как и Боярской думы, показывало слабость власти не только царя, но и государственного аппарата централизованного государства, в силу чего верховная власть вынуждена была прибегать к непосредственной помощи феодального класса и верхов посада.

2.3 Приказы: создание, структура, функции

К середине ХVI в. происходит замена старой упрощенной системы государственного аппарата власти новой системой центрального управления - приказной. Реализация определенных функций государства в XV в. поручалось боярам, а также неродовитым, но грамотным чиновникам - дьякам. Со временем эти нерегулярные поручения обрели систематичный характер. В результате чего появились такие должности, как казначей, печатник, разрядный и ямской дьяки. Изначально в XV в. эти должностные лица исполняли свои обязанности без вспомогательного аппарата. Но с расширением круга их задач с начала XVI в. им давались "для письма" чиновники помельче - подьячие, объединенные в особом помещении: канцелярии - "избе", "дворе" Белковец Л.П., Белковец В.В. История государства и права России. Курс лекций. - Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2000. С. 56.. Процесс образования "изб", "дворов"- канцелярий растянулся на несколько десятилетий с конца XV в до середины XVI в. и был неодновременным.

Каждая "изба" или "двор" вместе с возглавлявшим ее должностным лицом являлась основанием будущего приказа. С середины XVI в. "избы"- канцелярии превращаются в постоянно действующие центральные государственные учреждения - приказы. Таким образом, приказная система прошла в своем развитии ряд стадий: приказа (в буквальном смысле слова) как разового поручения, приказа как постоянного поручения (типа "пути"), приказа-"избы" (канцелярии) и, наконец, приказа как государственного органа с самостоятельными структурными подразделениями. Известны следующие приказы: посольский приказ - ведал внешнем сношением; разбойный приказ - занимался "лихими" и разбойными делами; поместный приказ - ведал наделением землей за службу; ямской приказ - ямской службой; казенный приказ - финансовыми делами государства История государства и права России: учебник / под ред. С. А. Чибиряева. - М., 2001. С. 105..

Приказы осуществляли судебные функции по делам, связанными с направлениями их деятельности. В приказах было достаточно упорядочено делопроизводство. В этот период четкого разграничения функций приказов не было, они могли осуществлять как отраслевую, так и территориальную деятельность, иногда подменяя друг друга. Наибольшего развития приказная система получила в период сословно-представительной монархии.

Новые органы центрального управления - приказы - возникли без законодательной основы, неожиданно, по мере необходимости. Одни, возникнув, исчезали, когда заканчивалась необходимость, другие делились на отделы, трансформировавшиеся в самостоятельные приказы. На протяжении XVII в. зафиксировано до 80 приказов, постоянно действующих было до 40. Также отсутствовало строгое разграничение деятельности между приказами. В Посольском приказе, к примеру, пытали участников восстаний, брали у них «распросные» и «пыточные» речи. Вдобавок ко всему все приказы являлись не только административными учреждениями, но и судебными, приказных людей называли судьями. Во главе приказа стоял боярин или думный дворянин, руководивший штатом чиновников, состоявшим из дьяков, подьячих и других должностных лиц. Подьячие возглавляли канцелярию приказа, делившуюся, в свою очередь, на столы и повытъя по ветвям управления Исаев И.А. История государства и права России: учебник. М.: Проспект, 2010. С. 60..

Основанием централизованной приказной системы, в деятельности которой главную роль играло служилое дворянство, государство ограничило роль феодальной верхушки и окончательно упразднило систему вотчинного управления. Это же направление - усиление роли государства с поддержкой в лице формирующегося третьего сословия - наблюдается и в реформе местного управления.

3. Реформы местного управления

Местное управление также претерпевает изменения параллельно образованию централизованного государственного аппарата власти. Ограничение власти кормленщиков - наместников и волостелей - стало составной частью предприятий, проводимых великокняжеской властью в целях укрепления централизованного государства. Эти мероприятия не только совпадали с желаниями поместного дворянства, но и находили поддержку и одобрение черносошного крестьянства. Так как оба сословия были заинтересованы в улучшении прежде всего деятельности суда и того звена государственного управления, в котором корыстолюбие кормленщиков проявлялось особенно остро. Военные нужды и укрепление обороноспособности государства во второй половине XV в. повысили значение "городового дела", т. е. забот о строительстве и укреплении городов. Для улучшения реформы местного управления появляются особые должности - городовые приказчики, оттеснившие наместников-кормленщиков вначале от военно-административного, а затем от ряда отраслей земельного, финансового и даже судебного управления Исаев И.А. История государства и права России: учебник. М.: Проспект, 2010. С. 65.. Назначаемые Великим князем из поместного служилого дворянства городовые приказчики находились в прямом подчинении Великого князя. Так же была введена должность казначея, курировавший первоначально военно-административные дела, и прежде всего учет и хранение всех государственных запасов оружия и боеприпасов. Институт городовых приказчиков был первым дворянским органом местного управления Русского централизованного государства.

3.1 Земская реформа и отмена кормлений

Конец XV - первая половина XVI в. явил не простые резкие преобразования в социально-экономических отношениях. Сословная борьба при этих условиях ужесточилась и приобрела невиданные до этого формы: от участия в ересях и побегах до индивидуальных террористических актов и групповых выступлений "лихих людей". Кормленщики не были заинтересованы в борьбе с "лихими людьми". Рост преступности был для них даже выгоден, так как в случае поимки они имели от суда лишние доходы.

В феврале 1551 г. крестьяне Плесской волости Владимирского уезда получили уставную земскую грамоту, согласно которой они могли с помощью выбранных ими "излюбленных голов" и "целовальников" собирать дважды в году, на покров и пасху, оброк - "кормленный окуп" и отвозить его в Москву. Должность наместника для них упразднялась. Повсеместно земская реформа была проведена лишь в 1555 - 1556 гг. С этого времени в уездах и волостях, где ранее не существовало помещичьего землевладения, крестьяне черносошных и дворцовых земель, а также посадские люди в городах получили право выбирать из своей среды "излюбленных голов" старост, а также "лучших людей" целовальников или земских судей. Делопроизводство земского старосты, и целовальников вел выборный земский дьяк. Округом каждого земского старосты чаще всего была волость или город. Все должностные лица земского самоуправления выбирались на неопределенный срок, и население их могло "переменить". Спустя некоторое время для них были введены ежегодные выборы. В ведении земских органов находились сбор подати - "окупа", а также разбор гражданских и второстепенных уголовных дел (крупными уголовными делами ведали губные органы) среди черносошных крестьян и посадских людей. В центральных уездах с развитым землевладением, где население было уже несвободным, земские органы нередко отсутствовали и управление осуществлялось городовыми приказчиками и губными старостами, выполнявшими административно-полицейские и финансовые функции.

В работе этих органов существовал настоящая бюрократические манера: жесткое подчинение (по вертикали) и строгое выполнение предписанных инструкций (по горизонтали).

3.2 Губная реформа Ивана IV

Отмена кормлений - лишь завершающий этап длительного процесса реформирования местного управления.

Губные органы начали формироваться с 30-х гг. XVI в., ещё при наместничьем правлении, уничтоженном в 1555 г. Действие этих выборных органов поначалу распространялось не везде, а только в некоторых территориях, по просьбам населения «по грамотам». В основном такие просьбы отправлялись в целях защиты от разбойничьих шаек, заполонившими страну во время малолетства Ивана IV. С середины XVI в. были выделены губные округа, в которых дворяне избирали губных старост из среды дворян или детей боярских, губной дьяк и до 4 целовальников, представлявших штат губной избы. Им были поручены уголовные дела, в том числе полицейские - поимка преступников, судебные, заведование тюрьмами. С течением времени, на некоторых территориях, в частности, в центральных уездах, где сильна была поместно-вотчинная система, губные органы сконцентрировали в своих руках все местное управление.

Примечательно и то, что к судебной деятельности этих органов стали привлекаться «добрые люди» из числа местных жителей. Они присутствовали при судебном разбирательстве, скрепляли документы своими подписями, решали вопрос о причислении подсудимого к разряду профессионального преступника или обычного, что имело довольно серьезную силу при вынесении приговоров. Данное нововведение стало началом создания в России типа суда присяжных заседателей. Но реформация внутренней была приостановлена волей Ивана Грозного, и лишь в XIX в России создается суд присяжных.

По большей части в областях стоящих на границе государства, во второй половине XVI в. вводится воеводское правление. После Смуты оно становится всеобщим, сочетая в своих руках административную и военную власть, а также контрольные функции по отношению к местному самоуправлению. По царским наказам воеводы должны были «беречь накрепко, чтоб мужики - горланы богатые... середним и молодчим людем продажи ни чинили и лишних поборов не сбирали». Контроль со временем приобретает формы подчинения губных властей воеводскому правлению. Утвержденный царем воевода теперь не только управляет гарнизоном и охраняет безопасность региона, он дублирует действия губного старосты. Правительство некоторое время раздумывало, не решаясь, какой из этих форм управления оставить как единственным. В 1679 г. губное правление было упразднено, в 1684 г. возобновлено и функционировало ещё некоторое время, пока Пётр I не отменил его окончательно.

Губная реформа стала шагом вперед на пути укрепления централизации власти, но все же, сами местные органы, по итогам проведения этой реформы так и не приобрели полноценный централизованный характер. Государственный аппарат власти был не достаточно развитым, чтобы суметь обойтись без поддержки представителей сословий в управлении: феодалов, крестьян, посадских людей Павленко Н.И. История СССР с древнейших времен до 1861 года. М.: Просвещение, 1989. С. 138.

Заключение

В ходе написания работы были решены поставленные задачи:

1) выявление предпосылок послужившими началу преобразования центрального и местного управления в России ХVI века;

2) рассмотрение реформ центрального управления;

3) анализ реформ местного управления.

На основании проведенного исследования важнейших этапов преобразований в сфере государственного правления времен царствования Ивана IV и самой личности царя, можно сделать выводы о том, что тоги правления Ивана IV крайне противоречивы. Главным и несомненным результатом царствования Ивана IV является окончательное завершение формирования централизованного Российского государства - царства, ставшего равным великим державам современности Ивана IV. Оно приобрело широкий международный авторитет, имело довольно сильный бюрократический и военный аппарат, которым самолично руководил «всея России самодержец» Зуев М.Н. Отечественная история: учебник. М.: ОНИКС 21 век, 2012. С. 173..

Тем не менее, именно период правления Ивана IV дал России изнурительную и бесплодную войну с Ливонским княжеством, которая впоследствии начала сопровождаться террором созданной царем опричнины. Опричнина явила собой форсированную централизацию без необходимых на то социально-экономических причин, именно создание опричнины показало, что власть охвачена тотальным страхом. В целом же политика Ивана IV для России оказалось весьма плодотворной. Его неодиозная личность, полная противоречий и контрастов, рождала такие же реформы в управлении государством, ясно одно - это был до конца не равнодушный царь к своей родине. Жестокость и безжалостность сменялись в нем с раскаянием и переосмыслением своей безудержной натуры.

Крайне неудачно закончились годы царствования лично для царя. Во-первых, была убита его первая и любимая жена Анастасия, ее смерть царь переживал очень горячо и тяжело, во-вторых, в порыве гнева, царь убивает своего старшего сына - Ивана, надежду и будущего продолжателя дела отца Ивана IV. В результате этого убийства, в будущем образуется династический кризис, за которым последует тяжелые Смутные времена. В итоге дворцовых интриг, восстаний и интервенций к власти престола придет династия Романовых, которая откроет новые страницы в истории Российского государства.

Список использованной литературы

1) Белковец Л.П., Белковец В.В. История государства и права России. Курс лекций. - Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2000. С. 216.

2) Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного: очерки социально-экономической и политической истории середины XVI в. С. 511.

3) Зуев М.Н. Отечественная история: учебник. М.: ОНИКС 21 век, 2012. С. 672

4) Исаев И.А. История государства и права России: учебник. М.: Проспект, 2010. С. 335

5) История государства и права России: учебник / под ред. Ю. П. Титов. - М.: Велби, 2013. С. 544.

6) История государства и права России: учебник / под ред. С. А. Чибиряева. - М., 2001. С. 528.

7) Павленко Н.И. История СССР с древнейших времен до 1861 года: учебник. М.: - Просвещение, 1989. С. 559.

Подобные документы

    Детство и юность Ивана Грозного, его венчание на царство. Сыновья и жены царя. Избранная Рада и ее реформы. Военные преобразования при Иване Грозном. Присоединение Астраханского и Казанского ханства, освоение Сибири. Введение опричнины, ливонская война.

    реферат , добавлен 12.04.2015

    Государственный и политический талант Ивана Грозного, который раскрывают реформы 50-х годов XVI века. Их антибоярская направленность. Первый Земский собор. Принятие нового Судебника. Земские преобразования (отмена кормлений). Военные реформы Грозного.

    реферат , добавлен 17.03.2015

    Первые реформы Адашева. Меры против "тарханов". Укрепление центральной власти. Оформление приказной системы. Самый важный адашевский "приговор" 1555–1556 гг. Деятельность губных старост. Отмена системы кормлений в 1556 году. Окружение Ивана Грозного.

    реферат , добавлен 19.05.2009

    Предпосылки Земской реформы. Состояние местного хозяйства и управления в 40-60-е годы XIX века. Значение революционной ситуации и отмены крепостного права для проведения Земской реформы. Земская реформа 1864 года. Основные положения.

    курсовая работа , добавлен 02.04.2005

    Образование и падение Избранной Рады. Краткая характеристика реформ. Опричнина Ивана Грозного, ее предпосылки. "Отречение" Ивана Грозного. Послеопричный период и реформа двора. Опричный террор, итоги опричнины. Иной подход к оценке опричнины.

    курсовая работа , добавлен 12.12.2010

    Исторические условия и предпосылки реформ Петра I. Сущность военной реформы - ликвидация дворянских ополчений и организация боеспособной постоянной армии. Реформа государственного управления: центрального, местного и городского. Церковная реформа.

    курсовая работа , добавлен 02.06.2011

    Особенности периода реформ 1856-1881 гг. Земская реформа, изменение местного управления. "Положение о губернских и уездных земских учреждениях". Основа земской реформы - принципы бессословности и выборности. Недостатки новой системы самоуправления.

    курсовая работа , добавлен 15.11.2009

    Программа реформ. Реформы в период 1549-1556 гг. Военная реформа. Судебник 1550 года. Дворцовая тетрадь. Стоглав. Земельные реформы. Земская реформа. Государственный и политический талант Ивана Грозного. Развитие и укрепление русского государства.

    реферат , добавлен 13.03.2007

    Изменения в управлении страной в эпоху Ивана Грозного. Причины, вызвавшие необходимость реформ в стране, их итоги и значение. Полномочия Центральных органов государственного управления. Деятельность и представители Избранной рады – совета приближенных.

    презентация , добавлен 16.02.2011

    Детство и юность Ивана Грозного. Венчание на царство Ивана IV. Деятельность царя и расширение Русского государства. Реформы 50-х годов XVI в. и их судьба. Опричнина и ее значение в истории. Переход к единодержавию при Иване IV, итоги его правления.

Историки дают весьма неоднозначное описание Ивана Грозного как личности. Однако все известные исследователи сходятся в одном – наиболее полно управленческий и политический талант правителя Руси раскрывается в проведенных в середине XVI века социальных, политических и военных реформах. Сложившаяся традиция боярского самоуправления грозила новым витком раздробленности и экономического упадка, страна отчаянно нуждалась в сильной централизованной власти. Именно на это – создание эффективного государственного управленческого аппарата и низведение роли бояр – и были направлены все предпринятые Иваном Грозным реформы.

Первым шагом на пути к преобразованиям стал созыв Земского Собора. В начале 1549 года Иван Грозный созывает всех наиболее активных и значимых представителей всех сословий (кроме крестьянства) на единое совещание – Земской Собор. Лейтмотивом выступления царя стало злоупотребления властью со стороны бояр и боярской Думы. Большая часть созванных – Освященный Собор, то есть представители Церкви, боярские дети, то есть будущее дворянство, не входящие в состав Думы бояре – поддержали Ивана IV в его стремлении ограничить власть Думы. Результатом заседания стало решение освободить боярских детей от суда наместников и передать право разбирать тяжбы между ними непосредственно в руки самого царя. Вторым немаловажным шагом стало объявление о создании нового Судебника – свода законов и правил, по которым и будут вестись юридические споры в стране. Таким образом царь достиг сразу двух целей – начал подготовку нормативно-юридической базы задуманных реформ и показал себя активным защитником боярских детей – дворянства, которому отныне отводилась роль опоры трона.

Земской Собор стал первым в своем роде законодательно-совещательным органом, состоящим из представителей нескольких сословий. Однако не стоит переоценивать значение Собора – все же это был непостоянный институт, созывавшийся всего несколько раз. К тому же представители в Собор избирались не на какой-либо выборной основе, а назначались самим царем.

Новый Судебник

Необходимость пересмотра существовавших не тот момент юридических норм, подведение их под реалии времени, создание новых правил и уложений – все это вылилось в первую крупную реформу Ивана IV, создание нового Судебника.

Действовавший до середины XVI века Судебник 1497 года показал свою несостоятельность и архаичность. Стране нужны были новые правила, в которых отражались бы новые потребности. И главная из них – непрерывность развития права. Именно это нововведение и явилось главным отличием созданного в 1550 году Судебника. Отныне свод правил не был костной справочной системой, а подлежал дополнениям и изменениям, причем публичность стала нормой нового права. В новом документе вводилось множество статей и правил.

Из числа наиболее значимых нововведений стоит упомянуть учреждение «Юрьева дня» — права крестьян на переход от одного помещика к другому в единственный день в году. Утверждена ответственность помещика за преступления подвластных ему крестьян; отменены податные льготы монастырей; введены статьи за взяточничество в боярской и дворянской среде.

Таким образом, новый Судебник стал опорой нового, только начавшегося формироваться сословия помещиков и дворян, ставших главной движущей силой централизованной власти.

Управленческие реформы

Пожалуй, главной бедой всего государственного аппарата стала введенная еще при раннефеодальной власти система так называемых кормлений. Назначаемые чиновники – управляющие, наместники, волостители, воеводы – не имели постоянного жалования. За свою работу они получали право «кормиться» с управляемых земель – то есть отчуждать в свою пользу материальные блага практически в неконтролируемых пределах. Разумеется, это приводило к огромным злоупотреблениям «на местах», взяточничество и мздоимство стало фактически обычной практикой по всей стране.

Попытку преобразовать сложившуюся систему управления впервые предприняла еще Елена Глинская, мать царя. Однако предпринятые ею шаги не принесли существенных изменений. И первым шагом на пути к реформированию системы государственного управления стало решение Ивана Грозного вывести детей боярских – тех самых наместников — из-под суда боярской Думы. Отныне почти все злоупотребления и преступления дворян должен был разбирать сам царь. Второй шаг – создание новой системы контроля для областных руководителей. С 1550 года на суде кормленщика должны были присутствовать «добрые люди» и старосты — представители средних и низших сословий, которые в случае злоупотреблений могли подать жалобу на кормленщика царю. Таким образом, кормленщики контролировались как бы с двух сторон – центральной сластью и представителями местных управленческих органов – старостами.

И, пожалуй, самым значимым шагом в преобразовании системы управления стало введение жалования для государственных чиновников. Приказчики и служащие получили право на получение дохода от казны. Правда, выплаты носили достаточно непостоянный характер, однако начало все же было положено. Таким образом власть из рук кормленщиков постепенно стала переходить в руки представителей местного самоуправления – земским старостам.

Однако система кормлений все же не прекратила свое существование – отлучить знать от значительной части доходов даже силой царского приказа было весьма сложным и долгим делом.

Преобразования на местах не могли не повлечь за собой преобразования и центрального аппарата. Иван IV создает ряд новых приказов – крупных отраслевых ведомств. Однако разделение системы государственного управления на несколько более мелких «узлов»- приказов и изб — происходило чрезвычайно быстро и непродуманно. Это, в свою очередь, привело к отсутствию четкого разграничения функций и развитию бюрократии. Однако большинство историков склоняется к мнению, что несмотря на перегибы, реформа государственного аппарата прошла достаточно успешно.

Не знаю, становится ли актуальной эпоха Ивана Грозного, но как минимум одна из его реформ стоит того, чтобы о ней сейчас вспомнить.
Дело касается местного управления - наверное, самой болезненной области российского администрирования, где русский народ ведет вековую тяжбу с «чиновной силой темною, с проклятою ордой».

Местное или областное управление распространялось тогда на уезды и волости, не приписанные к государеву двору. Они носили имя земщины. Управление этими землями еще с удельного времени находилось в руках наместников и волостелей. Наместник правил в городе и уезде, волостель - в волости.

Должности наместников и волостей рассматривались преимущественно как «кормления» княжеских слуг, средства их содержания. Кормление состояло из кормов и пошлин. Например, в 1528 г. служилому человеку Кобякову была дана в кормление волость Сольца Малая, занимавшаяся солеварением. В жалованной грамоте этому довольно мелкому волостелю перечислено до 14 доходных статей, кормов и пошлин, не считая въезжего корма (подъемных). Помимо этого, каждый правительственный акт наместника и волостеля, а также судебное постановление были сопряжены с определенным сбором деньгами или натурой.

Система кормлений была продолженнием старинного обычая "посажения" князьями своих подручников в подвластные города и земли. За многие столетия она настолько прочно укоренилась в русской жизни, что ее отголоски можно наблюдать и в наши дни - например, в виде сбора, взимаемого священниками при исполнении треб, или в чиновничьем отношении к своей должности, как к доходному месту, к кормушке, предоставленной в его распоряжение государством.

Система кормлений, с ее режущим слух названием и оскорбляющим нравственное чувство смыслом, держалась благодаря господству натурального хозяйства и недостатку ходячей монеты. Государственная служба оплачивалась скудно и нерегулярно. Истратившись на службе, наместник или волостель отправлялся на год или два кормиться в волость, поправлять «животы»; потом, с восстановленным достатком, он возвращался в столицу служить, исполнять бездоходные военные и другие поручения государя в ожидании новой кормовой очереди.

То есть управление городом или волостью не считалось службой - кормление рассматривалась как награда за придворную и военную службу, одним из средств содержания служилого человека.

Отсюда понятно, что наместники и волостели смотрели на отправление своих должностей преимущественно как на сбор доходов, а не как на общественное служение - они кормились за счет управляемых в буквальном смысле слова.

К середине ХVI века система кормлений превратилась в политическую бессмыслицу - она не способствовала государственной цeнтрализации, поскольку верховная власть передавала кормленщику все управление областью без всякого отчета и контроля, и в то же время не отвечала интересам местного самоуправления, ибо кормленщик представал перед населением в виде залетной птицы, явившейся исключительно с целью наживы.

Сознавая это, правительство молодого государя Ивана IV Васильевича стало принимать свои меры против судебно-административных злоупотреблений наместников и волостелей.

Вначале оно постаралось стеснить произвол кормленщиков: была установлена твердая такса кормлений. Затем запрещено было кормленщикам caмим собирать корма с населения: это дело было поручено выборным от земских обществ; срок кормлений был сокращен до одного года.

Наконец, в 1550 году правительство начало земскую реформу, призванную ликвидировать систему кормлений, заменив наместников и волостелей выборными общественными властями, в ведение которых поручалось не только уголовное право, но и все местное земское управление вместе с гражданским судом.

До сих пор тяжбы населения с наместниками и волостелями основывались на старинном праве управляемых жаловаться верховной власти на своих управителей. По окончании кормления обыватели, потерпевшие от произвола кормленщиков, подавали свои жалобы обычным порядком в суд. Обвиняемый правитель в этом случае являлся обычным гражданским лицом и мог быть принужден вознаградить своих бывших подвластных за причиненные им обиды.
У обиженных имелось еще одно средство привлечь к ответу кормленщика - древний обычай поля, то есть вооруженного поединка между истцом и ответчиком. Литвин Михалон, знакомый с московскими порядками, негодуя на безнаказанный произвол панов в своем отечестве, с восторгом отзывался о таком московском способе держать областную администрацию в границах законного приличия. Но соблюдение приличий здесь было неотделимо от скандала и полной профанации общественной иерархии и дисциплины.

Подобный порядок борьбы со злоупотреблениями приводил к бесконечному сутяжничеству. Съезд кормленщика с должности служил сигналом ко вчинению запутанных исков о переборах и других обидах. Летописец говорит, что мужичье тех городов и волостей творило кормленщикам много коварств и даже убивало их людей: как съедет кормленщик с кормления, мужики ищут на нем многими исками, и при этом совершается много «кровопролития и осквернения дyшам» - от ложных крестоцелований и поединков.

Не следует думать, будто московские приказные всегда мирволили провинциальным правителям. Многие наместники и волостели проигрывали такие тяжбы с населением и лишались не только нажитых на кормлении «животов», но и старых своих наследственных имуществ, которые шли на уплату убытков истцов и возмещение судебных издержек.

Нерешенных дел, однако, было неизмеримо больше, и их количество увеличивалось с каждым годом.

И вот, с целью прекратить это разорительное сутяжничество, царь на соборе 1550 года «заповедал» своим боярам, приказным людям и кормленщикам помириться «со всеми хрестьяны» своего царства, то есть предложил служилым людям покончить свои административные тяжбы с земскими людьми не обычным, исковым и боевым, а безгрешным мировым порядком. Царская заповедь была исполнена с такой точностью, что спустя год Иван уже мог доложить отцам цepковного, так называемого Стоглавого собора, что бояре, приказные люди и кормленщики «со всеми землями помирились во всяких делах».

Эта мировая была подготовительной мерой к отмене системы кормлений. Вначале был проведен пробный опыт. В некоторых волостях и уездах крестьяне получили право cyдиться «меж себя» при посредстве старост и целовальников (тех кто «целовал крест», присяжных того времени), «кого собе изберут всею волостью»; за это взамен местнических кормов с них взимался оброк в казну. Эту льготу правительство предоставило подопытным крестьянам сроком на один год, но она пришлась настолько по сердцу, что они выхлопотали ее и на другой год, согласившись при этом удвоить оброк.

В 1552 году царь с одобрения боярской думы уже мог официально объявить о принятом решении устроить местное управление без кормленщиков по всей земле.

Гopoда, уезды и волости один за другим стали переходить к новому порядку управления. В 1555 году правительство издало закон: «во всех городах и волостях учинити старост излюбленных... которых себе крестьяне меж себя излюбят и выберут всею землею» и которые умели бы их рассудить в правду, «беспосульно и безволокитно», а также сумели бы собрать и доставить в государеву казну оброк, установленный взамен наместнических поборов.

На смену земской повинности кормления пришло право.

Эти действия правительства Ивана IV могут по праву считаться образцом административного реформирования. Крутой политический перелом совершился быстро и безболезненно. При этом реформа не потребовала ни новых органов, ни нового окружного деления, земские выборные действовали в прежних округах наместников и волостелей. Излюбленные старосты или выборные судьи с целовальниками вели порученные им судные дела под личной ответственностью и мирской порукой: недобросовестное выполнение обязанностей наказывалось смертной казнью и конфискацией имущества, которое шло пострадавшим истцам.

При такой постановке дела, при столь строгой ответственности земские выборные судьи вели дела не только беспосульно и безволокитно, но и безвозмездно. Их деятельность преследовала единственно общий интерес: государевы грамоты обещали, что, если земские судьи будут судить прямо и казенный оброк привозить сполна, то «государь с их земель никаких пошлин и податей брать не велит да и сверх того пожалует».

Правительство сумело не только избежать расходов, связанных с реорганизацией местного управления, но еще и получить с этого доход, причем без малейшей тягости для населения!

Еще важнее было то, что местное самоуправление не противопоставлялось централизации, а удачно уживалось с ней и даже укрепляло ее. Земские органы ведали как местными делами, так и общегосударственными, которые прежде находились в ведении представителей центральной власти - наместников и волостелей. Отсюда можно заключить, что сущность земского caмоуправления того времени состояла не столько в праве земских обществ вершить свои местные дела, сколько в обязанности исполнять общегосударственные приказные поручения, выбирать из своей среды ответственных исполнителей «государева дела». В этом смысле это был особый род государственной службы; свобода была неотделима от обязанностей, право выбирать означало обязанность отвечать за выборных.

Земская реформа Ивана Грозного превосходно иллюстрирует пока еще новую для нас мысль, что подлинная дeмократия (народовластие) на самом деле не зависит от политического строя и может существовать в рамках монархии столь же eстественно и органично, как и в рамках республики.
Ссылка на историю

Первое событие, с которого хочется начать данную тему, это – венчание Ивана IV царство в январе 1547 года, при достижения совершеннолетия. Ритуал венчания на царство разработал митрополит Макарий, он проводил обряд и из его рук Иван IV принял все знаки царской власти – шапку Мономаха, скипетр, державу, Барму. Обряд венчания проходил в Успенском соборе. С этого времени великий князь Московский стал называться царем. Таким образом, первым царем на Руси стал Иван IV Грозный. Этимология: царь – от лат. цезарь – наследственный монарх, государь.

Реформа государственного управления при Иване Грозном.

На всем протяжении предыдущей истории, Боярская дума играла важную роль органа законодательной и совещательной власти при великом князе. При Иване IV Боярская дума также сохранялась, но Иван IV предпринял много усилий, чтобы ослабить в ней позиции старой боярской аристократии, увеличив ее состав почти втрое.

Появляется новый орган власти – Земский собор . Земские соборы решали важнейшие государственные дела такие как: вопросы внешней политики, финансов, выбирали царей, когда это было необходимо. Историки насчитали, что за всю историю Земские соборы собирались более 50 раз. Это был сословно-представительный орган, и Боярская дума была его лишь составной частью. Кроме Боярской думы в него входили представители высшего духовенства (Освященный собор), представители от дворянства и верхушки посада. Первый Земский собор состоялся в 1549 году, основным его решением было приятие нового Судебника, утвержденного в 1550 году, а также была рассмотрена и утверждена программа реформ. Так сложилось, что ещё задолго до этого, отдельные отрасли государственного управления и управление отдельными территориями стали «приказываться», т.е. поручаться боярам. Это и стало основой для принятия решения об образовании Приказов. Приказы – учреждения, которые управляли отдельными отраслями хозяйства или отдельными регионами страны. Появилось около двадцати таких Приказов.

Разрядный – руководил делами поместного войска;

Пушкарский – артиллерией;

Стрелецкий – стрельцами;

Оружейная палата – арсеналом;

Посольский приказ – управлял иностранными делами;

Приказ Большой приход – финансами;

Поместный приказ – государственными землями, которые раздавались дворянству;

Холопий приказ – холопами.

Отдельными территориями управляли следующие Приказы : Сибирский, Казанский.

Во главе каждого Приказа стоял дьяк или боярин, которые считались крупными государственными чиновниками. Приказы управляли, собирали налоги, судили.

Создание Приказной системы демонстрировало централизованное управление страной. Поскольку, число задач у государства росло, соответственно росло и количество Приказов. К началу 18 века их насчитывалось около 50.

Претерпело изменения и система управления на местах. Она стала единой. Важным моментом было упразднение в 1556 году системы кормления. Бояре-кормленщики, по сути, были представителями великого князя, «Государя Всея Руси», в провинциях, они собирали налоги с территорий, которые поступали в их личное распоряжение, и только часть которых они отправляли в государственную казну. Они были фактическим правителями этих земель, «кормились» за счет этих территорий, а размер подати с населения зависел от их неумеренных аппетитов. Теперь же кормление было отменено. Управление на местах было передано губным старостам (губа- округ), которых избирали из местных дворян, кроме управления они были уполномочены проводить сыск и суд по очень важным государственным делам. На землях, принадлежавшим государству, власть передавали земскому старосте, который был из зажиточных черносошных крестьян, в городах – появляются управленцы – городовые приказчики или излюбленные головы.

Из представленной схемы, можно сделать вывод, что при Иване IV складывается государство, форму правления которого можно назвать сословно-представительной монархией . Во всех государствах, складывание сословно-представительной монархии, подчеркивало слабость царской власти, заключавшуюся в том, что монарх еще был вынужден считаться с мнениями представителей различных слоев населения. Сословно-представительная монархия закономерный этап на пути складывания абсолютной монархии, процесс которой завершится в России при Петре I.

Лучшие статьи по теме