Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Овальное лицо рисунок. Как нарисовать лицо человека, чтобы он себя узнал

Портрет передает не только внешние характеристики лица, но и отражает внутренний мир человека, его отношение к реальности и эмоциональное состояние в определенный момент времени. Фактически, портрет, как и любая другая жанровая картина, — это расположение линий, форм и цветов на холсте или бумаге так, что их конечное сочетание повторяет форму человеческого лица.

Звучит почти как волшебство? Чтобы правильно располагать на бумаге те самые линии, формы и оттенки, нужно прежде всего изучить пропорции лица человека (при рисовании портрета их необходимо соблюдать в обязательном порядке) и их зависимость от движений, направления и формы головы.

Что такое портрет?

Вне зависимости от уровня мастерства, работа над ним пугает любого художника. Замечательный живописец Джон Сингер Сарджент дал портрету две характеристики, с которыми согласится каждый художник:

  1. «Каждый раз, рисуя портрет, особенно на заказ, я теряю друга».
  2. «Портрет - это картина, на которой в конечном итоге губы выглядят как-то не так».

Портрет - один из самых сложных жанров рисунка и живописи. Причиной является то, что художник часто работает на заказ, а давление со стороны мешает творческому процессу. Портрет в представлении заказчика зачастую отличается от того, что создает художник. Кроме того, для работы над изображением человеческого лица необходимы специальные знания и изрядная доля терпения.

Зачем изучать пропорции

Пропорции нужны для того, чтобы понять, как объекты расположены относительно друг друга в размерном, плоскостном и промежуточном соотношении. Если для портрета важна хоть небольшая доля реализма, без знания пропорций этого не добиться. С другой стороны, абстрактные портреты никто не отменял.

Знание пропорций помогает передавать не только черты лица, но и эмоции и мимику человека. Зная зависимость изменения внешнего вида от положения головы, эмоционального состояния модели и освещения, художник может перенести на холст характер и настроение человека, тем самым создавая предмет искусства. Но для этого необходимо знать правильные пропорции лица и уметь строить композицию в соответствии с правилами.

Идеальные пропорции

В период Высокого Возрождения Рафаэль создавал картины, которые считались эталоном совершенства. Фактически все сегодняшние идеальные пропорции берут свое начало в овале лиц Мадонн Рафаэля.

Если провести вертикальную линию в самом центре лица и разделить ее на три части - от линии роста волос до бровей, от бровей до кончика носа и от кончика носа до подбородка, то у идеального лица эти части будут равны. На представленном ниже рисунке показаны идеальные пропорции лица человека, схема рисования и построения идеального овала лица, а также соотношение основных черт. Стоит учесть, что идеал мужского лица характеризуется более угловатыми чертами, но, несмотря на это, основное их расположение соответствует представленной схеме.

Исходя из данной схемы, идеальные пропорции лица при рисовании портрета соответствуют следующей формуле:

  1. BC = CE = EF.
  2. AD = DF.
  3. OR = KL = PK.

Форма лица

Правильно построенные пропорции лица человека при рисовании портрета зависят во многом и от формы этого лица. Рафаэль, создал совершенный овал, а природа не ограничивает совершенство лишь одной геометрической формой.

Вероятно, изучить построение пропорций и их изменение при движении удобнее всего на идеально овальном лице, для этого существует масса способов и приемов, которые будут рассмотрены ниже, но суть портрета не в создании идеала, а в изображении человека со всеми его особенностями и несовершенствами. Именно поэтому важно знать, какой может быть форма лица и как она влияет на построение пропорций при рисовании портретов.

Округлые формы лиц

Удлиненное лицо обладает закругленными формами линии роста волос и подбородка. Вертикальная средняя линия лица гораздо длиннее горизонтальной. Характеристикой удлиненных лиц обычно является высокий лоб и большое расстояние между верхней губой и основанием носа. Обычно ширина лба примерно равна ширине скул.

Овальное лицо схоже по форме с перевернутым острой стороной вниз яйцом. Самой широкой его частью являются скулы, затем идет чуть менее широкий лоб и сравнительно узкая челюсть. Длина овального лица немного больше его ширины.

Круглое лицо характеризуется практически равными средними линиями вертикального и горизонтального сечения лица. Широкие скулы сглаживаются плавной округлой линией подбородка.

Угловатые формы лиц

Прямоугольное лицо характеризуется широкой челюстью, подчеркнутой угловатым подбородком и прямой линией роста волос. Средняя линия вертикального сечения намного длиннее горизонтальной. Ширина лба человека с прямоугольным лицом примерно равна ширине скул.

Треугольное отличается от сердцеобразного только линией роста волос, у треугольного она прямая. Характерная черта этой формы лиц - высокие скулы и очень узкий, острый подбородок, в то время когда скулы практически так же широки, как и лоб. Вертикальная линия сечения треугольного лица обычно чуть длиннее горизонтальной.

Квадратная форма свойственна лицам с низкими, широкими скулами и угловатым подбородком. Длина квадратного лица равна его ширине.

Трапециевидное определяется широкой челюстью, низкими скулами и узким лбом. Обычно на таком лице подбородок угловат и широк, а скулы намного шире лба.

Ромбовидную форму лицу придают пропорционально узкие лоб и подбородок, причем последний обычно заострен. Высокие скулы - самая широкая часть ромбовидного лица, а его горизонтальное сечение гораздо меньше вертикального.

Правильное построение лица

Правильное построение при рисовании портрета основывается на измерении черт лица модели и расстояния между ними. Каждый портрет индивидуален, так же как нет и двух абсолютно одинаковых лиц, за исключением близнецов. Формулы вычисления пропорций дают лишь основные советы, следуя которым можно намного облегчить процесс рисования.

Для создания собственных персонажей или рисования лиц по памяти крайне важно знать правильную передачу пропорций. Здесь важно помнить, что форма головы гораздо сложнее перевернутого яйца или овала, а потому стоит следовать правилам, чтобы избежать глаз на лбу или слишком маленького рта.

Очертания лица

Для начала рисуем круг - это будет широкой частью черепа. Как известно, основные черты лица занимают место под кругом. Чтобы примерно определить их место, делим круг пополам вертикально и линию продолжаем вниз так, чтоб нижнее очертание окружности делило ее ровно пополам. Низ линии будет подбородком. От боков круга к «подбородку» нужно провести линии, которые станут предварительными очертаниями скул и щек.

Если портрет рисуется с лица модели или по памяти, то можно несколькими легкими линиями подкорректировать форму, определить примерную ширину подбородка и линию роста волос. Стоит обратить внимание, что волосы на портрете будут занимать некоторую часть круга, который был нарисован в самом начале.

Глаза и брови

У основания круга проводим горизонтальную линию, перпендикулярно первой. На этой линии располагаются глаза. Именно на ней, не выше, как бы ни хотелось! Горизонтальную линию нужно разделить на пять равных частей - каждая из них равна ширине глаза. Центральная часть может быть немного шире. Глаза расположены по бокам от нее. Для дальнейшего вычисления пропорций лучше всего указать, где будут располагаться зрачки.

Чтобы определить, насколько высоко над глазами должны быть брови нужно разделить круг на четыре равные части, снизу вверх. По горизонтальной линии, проходящей прямо над глазами, будут располагаться брови.

Нос и губы

Вертикальную линию нижней части лица нужно разделить пополам. Отметка середины там, где должно быть основание носа. Ширину носа легко определить, проведя параллельные линии вниз от внутренних уголков глаз.

Оставшуюся часть - от носа до подбородка - нужно снова разделить пополам. Средняя линия совпадает с линией рта, то есть прямо над ней располагается верхняя губа, а под ней - нижняя. Ширину рта можно вычислить, проведя параллельные линии вниз от середины зрачков. Ширина подбородка обычно равна ширине носа.

Построение пропорций человеческого лица, описанное выше, является упрощенным методом и подходит для идеальных лиц, которых в природе не так много.

Каждый начинающий художник рано или поздно захочет научиться рисовать портреты. Конечно, чтобы создать полноценный портрет, потребуется безграничное терпение и долгие тренировки. Для начинающих важно освоить технику рисования основных составляющих, проработать правильные пропорции. Человеческое лицо можно изобразить в произвольной форме, а потом уже работать над деталями и компонентами.

Для такой сложной работы, как рисование человеческого лица, запаситесь качественными материалами. Вам понадобится лист бумаги, ластик и несколько карандашей. Карандаши стоит выбирать различной твердости, которую можно отличить по маркировке. Твердый карандаш помечается меткой “Н” или “Т”, мягкий – “В” или “М”. Используя твердый карандаш, вы получаете тонкую светлую линию. При рисовании мягким карандашом линии будут темнее и толще. Приступим к рисованию. Внимательно посмотрите на себя в зеркало или рассмотрите любые изображения человеческого лица. Посмотрите на пропорции. Самая узкая часть лица – подбородок, более широкая – скулы и височная зона. Любое человеческое лицо можно изобразить при помощи следующих трех фигур: две трапеции и треугольник. Линия соприкосновения трапеций обозначает линию глаз и верхнюю точку ушей. Линия соприкосновения треугольника и трапеции – линия нижней губы.


Отложим на рисунке оси симметрии. Оформим овал лица, уберем острые углы. Схематично изобразим нос и отметим линию рта.


Перейдем к прорисовке глаз. Глаза располагаются чуть выше носа таким образом, что расстояние между ними примерно равно ширине глаза. Внешние края носа отмечают положение внутренних уголков глаз. Не забудьте обозначить брови. Для этого отложите от верхнего века расстояние, примерно равное ширине глаза.


Теперь обратим внимание на рот. Для правильного определения величины рта проведите две линии от внутренних уголков глаз вниз. Если вы хотите нарисовать улыбку, делайте его чуть шире. После этого вытираем все вспомогательные линии при помощи ластика.


Добавляем элементы, призванные придать лицу реалистичность. Рисуем волосы (или головной убор), прорисовываем глаза. Чтобы нарисовать глаза, начните прорисовку со зрачка, нарисуйте веки и ресницы. Добавьте теней к радужной оболочке, обозначьте светлый блик. При помощи мягкого карандаша добавьте объем рисунку, сделав затемненные участки. Не давите на карандаш слишком сильно, это прибавит ненужной грубости всей работе.


Рисовать человека – сложная задача, которая по силам тем, кто не боится усердной работы. Перед началом процесса тщательно изучите приемы наложения теней, прорисовки глаз, губ и других элементов лица. Соблюдайте пропорции, но не бойтесь экспериментировать и не переставайте совершенствовать свои навыки.

Здравствуйте, дорогие друзья!

Сегодня мы нарисуем лицо человека. Многие ошибочно полагают, что умеют рисовать только избранные таланты. Это не правда: научиться рисовать правильно может каждый у кого есть желание и терпение. Правильно изобразить лицо человека вам поможет знание основных пропорций и правил построения. Читайте следующий материал и попробуйте нарисовать лицо поэтапно.

Оси и пропорции

Рисуя лицо человека, обязательно нужно изучить и постоянно легко наносить осевые линии.

С опытом, можно будет обходиться одной-двумя направляющими, или вовсе без них. Не нужно думать, что оси это скучно и неинтересно, они помогут вам быстро и правильно построить лицо с правильными пропорциями, одинаковыми глазами, симметричными частями.

В дальнейшем, визуально представляя себе эти оси, вы сможете работать с мимикой и эмоциями человека. Ведь чтобы показать грусть, нужно опустить брови и уголки рта, прикрыть глаза, а для этого необходимо представлять на каком уровне находятся все эти части лица в состоянии спокойствия.

Линия глаз

Первые и основные оси, которые обязательно нужно запомнить это:

Линия глаз у всех взрослых людей находится посередине головы.

Ось симметрии и глаз

Делим овал головы на две равных части горизонтально - здесь будут располагаться глаза. Также намечаем вертикальную линию симметрии.

Рисуем собаку

Вначале сделать это на глаз сложно, поэтому проверяйте себя, отмеряя одинаковые отрезки с помощью карандаша или линейки.

Линия бровей волос носа

Дальше нужно поделить овал головы горизонтальными линиями на три с половиной части . Верхняя ось - роста волос, посередине - уровень бровей, ниже - ось основания носа. Расстояние от волос до бровей равно высоте лба. По сути, лицо (если не учитывать волосы) состоит из трех равных частей, которые равны высоте лба.

Линия рта и губ

Дальше обозначим губы. Для этого нижнюю часть лица (от носа и до кончика подбородка) нужно поделить пополам - так мы найдем линию края нижней губы. Чтобы определить уровень разреза рта, придется поделить отрезок от нижней губы и до носа еще на четыре равные части. Первая четверть и будет линия рта.

Рот и губы

Разрез рта у большинства людей находиться на одном уровне, а вот размеры верхней и нижней губы бывают совершенно разными.

Рисуем рыбу

Где расположить уши

Как бы ни было странно, но очень часто при более-менее удачном построении лица, уши крепятся совсем не в том месте, где они должны располагаться. Поэтому мы уделим отдельное внимание ушным раковинам.

Правильно размещаем уши

Вверху уши крепятся на оси глаз, а внизу на уровне основания носа. Они могут быть большими или маленькими, сильно выделяться или прилегать к голове, но крепятся у всех людей они на линии носа и глаз.

Как правильно разместить глаза

Как узнать ширину глаз и расстояние между ними? Для этого линию глаз нужно поделить на 8 равных частей.

Намечаем глаза

  • Между глазами должен помещаться еще один глаз (2/8).
  • Каждый глаза шириной в 2/8.
  • От внешних уголков глаз до контура головы оставляем 1/8 (ширину половины глаза).

Это приблизительные ориентиры. У разных людей эти пропорции немножечко отличаются. Необязательно каждый раз делить ось на 8 частей, просто проверяйте себя.

Как нарисовать зайца

Также читайте статью о том, как нарисовать глаза реалистично и правильно.

Следите за тем, чтобы глаза не располагались слишком близко друг к другу, или, наоборот - слишком далеко. Эти параметры помогут контролировать размер глаз, чтобы они не были чрезмерно большими или маленькими. Внутренние уголки глаз всегда должны располагаться на линии глаз.

На первый взгляд все эти линии - это громоздко и сложно, но для начала можете потренироваться рисовать лицо с учетом лишь горизонтальных осей. По ходу работы у вас будут возникать вопросы и вы сами придете к тому, что нужны еще и вертикальные направляющие. С приобретением небольшого опыта и навыка вы легко сможете рисовать лица без предварительной разметки и осей.

Глаза, крылья носа, рот

Внутренние уголки глаз находятся на уровне крыльев носа. Уголки рта находятся на одном уровне с центром глаза, или зрачком, если человек смотрит прямо.

На этом фото легкими линиями и показано что:

  • уголки глаз лежат на одном уровне с крыльями носа
  • а центр глаз лежит на одной линии с уголками рта

Рисуем фигуру человека

Схема рисования лица

Собственно, если вы будете намечать все направляющие, то у вас должна получиться вот такая схема. Вы можете распечатать ее как образец, поскольку сразу все запомнить сложно и тренироваться рисовать лицо человека с правильными пропорциями.

Схематическое изображение лица человека

Позже вы сможете придавать лицам черты конкретных людей и рисовать портреты всех, кто вам интересен.

На этом с осями, пропорциями и направляющими мы закончим и приступим к рисованию.

Рисуем поэтапно

Сегодня мы не будем рисовать портрет какого-то конкретного человека, а будем учиться создавать быстрые наброски с правильными пропорциями и размещением всех основных частей.

Рисования лица - тот навык, который улучшается с опытом. Если вы никогда не рисовали портреты людей важно сначала просто на уровне механики и повторения усвоить, как и на каком уровне размещать глаза, нос, рот, брови, уши, и соотношение между ними. Для этого подсматривайте схему в предыдущем разделе, и легко наносите направляющие.

Как нарисовать букет сирени

Повторение мать учения 🙂

Обозначаем форму

Первый этап самый простой, нам нужно обозначить форму лица, его проще всего вписать в овальную, яйцевидную или другую округлую фигуру. Вертикальная ось поможет создать симметричный рисунок, горизонтальная - правильно показать глаза.

Намечаем основные элементы лица

Все ранее намеченные линии будут нам помогать строить лицо. Эти оси нужно наносить очень легко, едва заметно, чтобы потом можно было легко и незаметно их стереть.

Нет особенной разницы с чего именно вы начнете прорисовывать черты лица, главное, чтобы вы не застревали и не концентрировались на чем-то одном: носе, глазах, губах, бровях.

Сначала быстро и легко обозначьте все части лица, не вдаваясь в детали , не пытаясь быть слишком точным. Все линии наносим очень легко, так, чтобы было легко исправить.

Если что-то получилось кривовато, неточно, вы сможете это исправить на следующем этапе.

Уточняем формы и размеры

На этом этапе мы корректируем размеры и форму глаз, ушей, бровей, носа, губ, уточняем форму лица. Исправляем все, что неправильно получилось на предыдущем этапе.

Как нарисовать лицо человека карандашом поэтапно

Как нарисовать лицо человека карандашом

Один из самых сложных видов искусства это изображение человека. Телосложение нужно детально изучать по частям. Мы уже рассматривали некоторые элементы.

Перед началом работы обязательно прочтите эти несколько рекомендаций профессиональных художников:

Сначала необходимо продумать примерное расположение всех элементов
Для набросков возьмите остро заточенный карандаш средней жесткости (я использовал НВ и 2В, напишите в комментариях, какие карандаши вы использовали), который позволит набросать тонкие линии.
Не стирайте линии наброска, пока не будет чётко виден нужный результат.
Соблюдайте пропорции
Учтите, что лицо имеет снизу заостренную форму, а сверху более округленную
Практикуйтесь! Чем больше вы тренируетесь, тем лучше вы научитесь передавать нужные эмоции и ньюансы человеческой мимики.

А теперь перейдём к уроку.

Как нарисовать лицо человека поэтапно:

Шаг первый. Лицо этой девушки овальной формы. Сначало сделаем овал и разделяем его линиями. Вертикальная линия ровно посредине пересекает его, а горизонтальные линии расположены следующим образом. Первая разделяет лицо чуть ниже половины, а вторая еще половинку от оставшейся нижней части лица. Точные размеры задать мы не можем, так как лица у всех разные.

Но задача этих линий наметить примерное расположение носа (это вертикальная), а также расположение глаз и губ (горизонтальная нижняя линия). Не забывайте, что их позже придется стереть, так что не давите сильно грифелем о бумагу.

Если сильно нажимать на бумагу, она деформируется, и рисунок станет похож на девушку, которая готовится к пластической хирургии. (Будет «красивая» как гаргулья)

Шаг второй. Сделайте ориентировочные штрихи на месте, где будет расположен нос. А также добавьте линии для полости рта, и на полпути между носом и подбородком. Линию, которая обозначает нижнюю губу сделайте шире.

Шаг третий. Переходим к прорисовке глаз. Они расположены чуть выше носа. Внешние края носа указывают, где будут идти внутренние уголки глаз. Сделайте эскиз, как показано на рисунке. Тут учтите еще один важный фактор.

Анатомия человека устроена так, что расстояние между глаз равно величине еще одного глаза. На рисунке это указано красной стрелкой.

Теперь добавим брови.

Совет: даже если одна бровь поднимается, и брови имеют одинаковую высоту, начинайте рисовать с внутренней стороны(точки ближе к носу). Чтобы получить представление о том, как высоко расположены брови следует добавить еще один мнимый глаз над левым глазом — это должно дать вам более или менее правильную высоту для бровей.

Шаг 4. Добавим рот. В предыдущем уроке мы уже рассатривали некоторые моменты. Например мы пытались изобразить губы человека. Но есть еще один важный момент, много вопросов уначинающих художников о том, какой величины должен быть рот? Проведите мысленно две линии от внутренних краешков глаз вниз. Это будет примерная величина рота, при улыбке может быть чуть шире.

Шаг 5. Теперь стираем вспомогательные линии, которые мы сделали в первых двух шагах. Смотрим, что у нас получилось. В принципе эскиз готов. Теперь осталось разукрасить, добавить теней.

Шаг шестой. Придайте форме лица больше конкретики. Обратите внимание на скулы и форму подбородка. Эта женщина имеет сильный подбородок, но постарайтесь, чтобы это не слишком сильно, иначе она превратится в мужчину. Зарисуйте чёрные зрачки, и добавьте веки.

Прорисовка глаз требует сосредоточенности. Это зеркало души.

Здравствуйте! Свами Анна!

Напомню, к этому уроку мы приготовили:

  1. Бумага А4;
  2. Карандаши, гелевая ручка, «стирательная» резинка (ластик);
  3. Тонкая калька;
  4. Журнал мод.

Помните, мы говорили о старых школах Китая, и лиса Ялисс рассказывала нам о первом этапе обучения, где художник учится по образцам?

Для начала приведу примеры портретов.

Рассмотрите их внимательно. Мы к ним еще вернемся.

Худ. Татьяна Чувашева. Детский портрет:

Пьеро Ратари. Женская головка:

Посмотрели? Итак, пробуем рисовать.

Возьмем бумагу и отточенный карандаш. Нарисуем круг. Постарайтесь нарисовать его от руки. Если сложно, то можно взять маленький стаканчик и очертить его.

Проведем в круге две перекрещивающиеся линии, делящие круг на 4 равные части (горизонтальную и вертикальную). Можете воспользоваться линейкой.

Точка перекрестья - центр круга.

Продолжим вертикальную линию ниже круга.

Внизу дорисуем при помощи двух линий треугольник (не большой и не маленький). Он должен получиться почти равносторонний:

Круг и треугольник составляют лицевую часть черепа. Нижний треугольник - это будущая челюсть.

Обведем ее двумя полукруглыми линиями так, чтобы получилось такое яйцо, как бы, слегка заостренное книзу:

Теперь вернемся к кругу.

Линия, делящая круг пополам, это линия, на которой будут располагаться наши брови.

Проведем еще одну параллельную ей линию, чуть ниже. Это линия, где будут располагаться глаза:

И теперь сделаем такое не простое деление линии, на которой мы будем рисовать наши глаза.

Но перед тем как понять, какое это будет деление, подойдите на минуточку к зеркалу и посмотрите на свое лицо.

Все лица разные, но художники придумали «каноны», такие образцы, для удобства обучения рисованию и для удобства сравнения. Вспоминаем, ведь, чтобы научиться рисовать, надо много наблюдать. Быть просто внимательным мало, надо научиться сравнивать.

Для облегчения сравнения художники выбрали образцы. Сейчас мы с вами и работаем по такому образцу.

Поняв и научившись рисовать образец, мы легко можем сравнивать его с другими лицами.

Как понять, какой нос назвать длинным, а какой коротким?

Для того чтобы это определить, нужно для сравнения иметь средний нос, т.е. нос среднего размера. Образцы для обучения все имеют средние размеры. По образцу легко можно научиться рисовать «образцовое» лицо.

Сейчас мы посмотрим, как по этому образцу рисовать глаза.

По правилу образца, между глазами должен помещаться «один глаз», т.е. расстояние между глазами должно соответствовать размеру одного глаза.

Принято выделять у глаза внутренний край, тот, что ближе к носу, (где находится «слезнячок», место, где скапливаются наши слезы, если мы плачем) и внешний край, тот, который ближе к уху. Расстояние между «слезнячками» и составляет размер одного глаза.

А расстояние от внешнего края каждого глаза до виска составляет по половинке глаза.

Посмотрите на свои глаза или на мамины. У всех людей между глазами будет расстояние примерно в один глаз. Но у кого-то оно больше, у кого-то меньше. У кого-то глаза поставлены близко, у кого-то широко.

Но мы, сейчас изучаем образец, который берем за основу. С ним мы будем сравнивать все другие лица, не для того, чтобы посчитать их несовершенными, а чтобы иметь точку отсчета, то, с чем можно сравнивать. Образец помогает замечать больше.

Посмотрите на рисунок, где показано это деление:

В итоге, мы должны отметить на нашей нижней горизонтальной линии тонкими штрихами размеры трех глаз и их две половинки с боков. Обещаю, что это самое сложное место в рисовании человека анфас. Больше такого не будет.

Еще раз посмотрите на рисунок. И попробуйте сделать такое деление, сравнивая свой рисунок с тем, что вы видите.

Теперь сотрем вспомогательные линии между глаз и с боков глаз, чтобы осталась только наметка наших будущих реальных глаз. Не делайте их очень черными. Пока только определилось место наших глаз.

Теперь отрезок линии от точки из цента круга до конца подбородка делим пополам. Эта точка деления будет самым нижним краем нашего носа. Это точка называется «корень» носа. Место, где нос переходит в верхнюю губу.

Когда у людей болит голова, они часто массируют именно эту точку и это помогает боли уйти. Вы можете попробовать это сделать сами. Довольно болезненное место, но от давления на него, в голове как будто проясняется. Такая вот «волшебная» точка.

Проводим через нее на нашем рисунке тонкую горизонтальную линию:

А теперь делим отрезок линии от точки корня носа до конца подбородка тоже пополам. Проводим горизонтальную линию. Это будет край нижний губы.

И проводим еще одну горизонтальную линию чуть выше этой линии. Как показано на рисунке. Это есть основная линия губ. Запомните ее:

Что ж, мы наметили основные точки.

Теперь можно приступать к деталям.

Начнем с глаз. Глаза у людей бывают разные и не только по цвету, а еще и по форме. Бывают большие, маленькие глаза, выпуклые или впалые, с большими или маленькими веками.

Но сейчас нас интересует только, так называемая, «линия глаз».

Если мы сравним глаза двух человек, то увидим, что они разняться в первую очередь «линией глаз». Что это за линия такая?

Это мысленно проведенная линия от внутреннего края глаза («слезнячка») до внешнего его края. Она у всех людей находиться под разным углом. Или бывает прямая, когда «слезнячок» и внешний угол глаза находится на одной линии:

Сравните эту «линию глаз» на рисунке. Глаза бывают сильно раскосые, где внешний край глаза идет резко вверх. Бываю слегка раскосые или наоборот, внешний край глаза может быть опущен, по сравнению с внутренним. Такие грустные глаза.

Мы нарисуем наши глаза слегка раскосыми. Совсем чуточку, какие они бывают у большинства людей.

Для этого из внешнего края намеченных нами полосок для глаз, проводим слегка опущенную вниз линию (на рисунке она красного цвета).

Стираем прежние полоски. И рисуем вот такой глаз. Рисуем «слезнячок» и верхнее веко. На верхней намеченной ранее горизонтальной линии намечаем брови:

Чтобы нарисовать нос, нужно определить место крыльев носа.

Для этого из точек глаз обозначающих внутренний их край («слезнячок»), опускаем вниз две вертикальные линии. А из точки, которая обозначает корень носа, наоборот, проводим две линии чуть вверх.

Рисуем такую «птичку»:

Посмотрите, как корень носа в профиле соответствует точке, обозначающей его же анфас:

Рисуем нос очень просто. Чуть выше корня носа рисуем ноздри, такими темными треугольничками, слегка раскосыми. Крылья носа тоже слегка подправляем, направляя линию глубже внутрь, чтобы нос был не таким широким.

Мягкой линией в центе носа намечаем самую выступающую вперед часть носа - «пипочку». На «пипочку» маленькие дети любят показывать пальцем или трогать ее друг у друга, как будто они звонят в кнопку звонка: «Дзинь-ь-дзинь!!»

У кого-то эта «пипочка» находится очень высоко, и смотрит вверх - это курносый нос. У кого-то она находиться строго между ноздрями. Если смотреть в анфас. У кого-то она находится низко - висячий нос.

К старости эта самая высокая, самая выпуклая точка на лице слегка опускается. Потому что в ней нет костей, которые держали бы форму. И поэтому носы у старых людей слегка обвисают, по сравнению с молодыми носами.

Мы рисуем средний нос (не курносый и не висячий):

Сотрем вспомогательные линии. И перейдем к губам.

Рот делится на верхнюю губу, нижнюю. Самая главная линия рта - это средняя линия губ. Она образуется, когда губы сомкнуты. Она тоже, как нос и глаза у людей, бывает разной.

Крайние точки, края губ могут быть на одной линии с ее серединой. Но, если края губ опускаются, то получается грустное лицо или плачущее. Если края губ подняты, тогда лицо выглядит улыбающимся и жизнерадостным. Это зависит и от возраста и от настроения, и от природного строения лица.

Сравните:

Теперь рисуем наши губы.

Нам надо их наметить. Вспомогательную, горизонтальную линию средины рта мы уже нашли раньше. Наметим на середине этой линии овал верхней губы. Отметим этот овал темнее.

Теперь намечаем края губ. Края нашего рта. Рот тоже бывает разный. Большой, маленький, средний. Мы нарисуем рот среднего размера.

Определим его размер так: от внутреннего уголка глаз, надо немного отступить по направлению к внешнему уголку глаз.

Теперь найдем точку, делающую глаз примерно на 3 части. Опустим линии вниз из этой точки. В месте, где они пересекутся с центральной линией наших губ и будут края губ.

От середины линии губ, от нашего овала, рисуем линию губ, уголками чуть верх. И ставим на краях уголков, жирные точки (такие треугольнички, как на рисунке). Нижняя линия губы уже у нас найдена. Намечаем ее тверже.

Намечаем верхнюю губу небольшим овалом. Губы готовы:

Теперь стираем все вспомогательные линии.

Рисуем волосы. И рисуем их много и выше нашего круга-черепа, в зависимости от пышности прически.

Рассмотрите и обратите еще раз внимание на портреты, которые представлены были в начале нашего урока.

Когда художники рисовали лицо человека, они ярко, глубоким тоном (чернотой или насыщенностью краски), выделяли на лице не все подряд, а только самые важные места. Самое важное в портрете - это глаза и еще несколько линий и точек. Остальное рисовали очень мягко и тонко. Просто «растворяли».

На самом деле, на портрете самыми главными, самыми яркими и самыми-самыми тёмными, должны стать зрачки глаз .

Художники выделяли глаза на портрете всегда, во все времена. Это самый главный секрет портретиста.

Попробуйте очень хорошо, выделить на вашем рисунке зрачки глаз и вы увидите, как ваши глаза сразу станут смотреть, как живые.

Кроме зрачков глаз нужно выделить еще немного: по сути, это только три линии и три точки.

Первые две линии, которые мы черним сильнее (но не сильнее зрачков глаз) - это две линии верхней части глаза, над зрачками , там, где ресницы. Но, обратите внимание, не всю линию верхнего века , а строго в середине глаза .

Потом черним так же хорошо срединную линию губ.

Вычерняем точки ноздрей и точки краев губ. Это все.

Но в процессе следим, чтобы наши зрачки глаз оставались все равно темнее всего. Если надо мы снова добавим в них черноты .

Напоследок, утемняем немного внутренние края бровей, но слега. Наш портрет-образец готов:

Мы можем сделать из нашего образца и мальчика.

Для этого поменяем прическу. Но в этом случае сначала еще нарисуем уши, потому что у мальчиков причёски часто не скрыты волосами.

Конечно, уши можно спрятать под прическу, но нам же, надо научиться их рисовать.

Размер уха соответствует размеру от брови до корня носа. Рисуем в этой области сбоку ухо, вот такими тремя линиями. Сам овал уха две линии внутри.

Делаем прическу, так же рисуя их выше нашего круга-черепа.

Теперь наметим шею.

Делим наш глаз пополам и опускаем от этой точки линии вниз. Это и будет размер шеи:

Мы можем смягчить все линии ластиком, и сделать темными, только то, что нам необходимо для портрета. Повторю. Самое темное - это сам зрачок, верхняя линия глаза, линия губ, ноздри и крайние точки губ.

Можем немного растушевать, очень мягко, боковой частью карандаша, выделить губы и румянец на щеках. Наш мальчик готов:

Круг, который мы рисовали в начале (основой нашего черепа), мы намечаем всегда, когда начинаем рисовать голову человека в анфас или профиль.

Круг есть круг. Но треугольник нижней скулы может быть разный. Может быть большой, острый или совсем маленький, в зависимости от формы лица и возраста, худобы или полноты.

Посмотрите два примера. Чем меньше треугольник внизу, тем лицо становится либо детским, либо более полным:

Чем острее и длиннее наш треугольник скулы, тем худее или старше будет лицо человека:

Теперь мы перейдем к работе с калькой.

Возьмем наш журнал мод, листок кальки, карандаш.

Не надо брать большой лист кальки. Достаточно такого, на котором поместится только лицо.

Выберем из журнала любое лицо анфас. Журнал мод хорош для изучения рисования головы человека тем, что в нем почти нет фотографий с глубокими тенями, которые скрывают форму. А нам нужно сейчас очень хорошо научиться видеть форму лица, чтобы его изучить.

Выберем лицо в анфас, достаточно большое лицо на странице, чтобы черты его были хорошо видны и кладем сверху кальку.

Внимание! Рисуем не бездумно! Помните про умное срисовывание.

Обводим так, чтобы выявить основные важные места в лице человека. Утемним их хорошо. Мы их запомнили.

Первое: самое темное, прямо черное – зрачки.

Второе: верхняя линия глаз.

Третье: точки ноздрей и уголков губ.

Четвертое: срединная линия губ.

Старайтесь, рисуя, помнить о форме головы и лица. В каждой из них есть круг и треугольник. Обращайте внимание на соотношение их размеров друг к другу.

Не рисуйте пока лишних теней и ничего нового, кроме того, что мы изучили.

Просто сейчас немножко разные будут носы, глаза и губы. На разной высоте будут самые выпуклые части носов - «пипочки».

Нарисуйте через кальку несколько разных лиц и сравните их друг с другом. Представьте, по возможности, как выглядело бы то, или иное лицо в профиль.

Если у вас есть возможность найти фотографию портрета или фото старика, старушки или ребенка анфас, то обрисуйте их под калькой тоже по тому же принципу.

Лучшие статьи по теме