Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Основное чувство мажорного лада. Мажорный лад

Allegro С. Прокофьев. Классическая симфония, Гавот

Все остальные ступени лада (II, IV, VI и VII) являются неустойчивыми, причем степень их неустойчивости определяется двумя факторами: интервальным соотношением с ближайшими устойчивыми звуками и «силой притяжения» данного устойчивого звука. Так, при полутоновом соотношении неустоя с устоем стремление к разрешению будет ощущаться сильнее, острее, нежели при целотоновом их соотношении. Кроме того, звук тоники (то есть I ступени) сильнее «притягивает» к себе неустойчивые звуки по сравнению с другими устоями.

Стремление неустойчивых ступеней перейти в устойчивые называется тяготением , а сам переход в устойчивый звук - разрешением этого тяготения.

Свойства устойчивости и неустойчивости присущи не тем или иным конкретным звукам музыкальной системы, а именно определенным ступеням лада . В свою очередь, любой лад может быть построен от каждого из двенадцати звуков хроматического ряда, содержащегося в октаве. Таким образом, один и тот же лад может встретиться на любой высоте, зависящей, в конечном итоге, от местонахождения его I ступени (тоники).

Музыкальные звуки сами по себе - лишь элементы, из которых при определенной их организации может быть образована та или иная ладовая система. Между звуками, образующими какую-либо ладовую систему, всегда возникают не только звуковысотные (интервальные), но и так называемые ладофункциональные соотношения: каждый звук, становясь определенной ступенью лада, непременно приобретает свойство устойчивости или неустойчивости и, в соответствии с этим своим значением, выполняет ту или иную роль - функцию - в ладе, определяющую и само название данной ступени (в дополнение к ее нотному наименованию). Количество ступеней любого лада всегда строго определено: они получают закрепленные за ними порядковые номера, обозначаемые римскими цифрами, которые в нужных случаях пишутся внизу под соответствующими нотами.

Один и тот же звук в разных ладовых системах может иметь разное ступеневое (функциональное) значение. Однако сама роль функционально одинаковых ступеней лада, какими бы звуками в той или иной системе они ни были представлены, всегда остается неизменной.

Например, в мелодиях двух русских народных песен, приведенных ниже, есть много общих черт: они близки друг другу по жанру (обе - танцевального, хороводного характера), структуре, размеру (метру), ритмическому рисунку, интонационному строю и даже звуковому составу (у них все шесть* [В мелодиях обеих песен использованы только шесть звуков семиступенного лада: в первой отсутствует звук ми (то есть VII ступень), а во второй - звук ми-бемоль (то есть VI ступень).] звуков - общие), но эти песни написаны в разных тональностях и ладовых наклонениях: первая - в фа мажоре, а вторая - в соль миноре.



83 Весело, оживленно Русская народная песня «Перевоз Дуня держала»

Не очень скоро Русская народная песня «Я на камушке сижу»

Мелодии этих песен специально подписаны одна под другой таким образом, чтобы их можно было легко сравнить (в тех случаях, когда в данных мелодиях на одних и тех же метрических долях соответствующих тактов встречаются одинаковые звуки, они соединены пунктиром по вертикали). При этом выясняется, что ступеневое (функциональное) значение одинаковых звуков различно.

Любая ладовая система может быть выражена с достаточной ясностью и полнотой как одноголосно, так и многоголосно. Однако в многоголосии, благодаря одновременному звучанию нескольких голосов, образуются определенные гармонические комплексы (отдельные аккорды, созвучия и целые гармонические обороты), которые могут, с одной стороны, способствовать более яркому и характерному проявлению ладовых функций, а с другой - при определенных условиях - в состоянии изменить роль конкретного звука в данном контексте.

Так, например, звук V ступени в составе тонического трезвучия является устойчивым, в составе же доминантовой гармонии (в частности, доминантсептаккорда) тот же звук функционально неустойчив. Более того, даже звук I ступени лада, безусловно устойчивый в одноголосном ладу или в составе тонического трезвучия, может оказаться неустойчивым при определенном гармоническом сопровождении. Например:

87 C-dur

В приведенном выше гармоническом обороте второй звук до в верхнем голосе вступает в противоречие с возникшей на третьей доле в остальных голосах доминантовой гармонией и явно стремится к переходу в звук си, уподобляясь тем самым неустойчивой ступени. Однако устойчивость звука до восстанавливается при очередной смене аккорда и переходе восходящего напряженного вводного тона си в тонику (подробнее об этом см. § 40).

В приводимых ниже примерах из художественной музыкальной литературы сперва дана только одна мелодическая линия, а затем - она же, но уже с авторским гармоническим сопровождением. Нетрудно заметить, насколько ярче и полнее воспринимаются теже темы во втором случае, хотя обе мелодии сами по себе достаточно ярки и характеристичны (особенно у С. С. Прокофьева):

88 Moderato con moto Н. Р.-Корсаков. «Еще я полн, о друг мой милый...»

89 Vivace С. Прокофьев. «Ромео и Джульетта», № 10

90 Moderato con moto Н. Р.-Корсаков. «Еще я полн, о друг мой милый...»

91 Vivace С. Прокофьев «Ромео и Джульетта», № 10

В музыке подавляющего большинства стран мира существуют два основных лада - мажор и минор. Все остальные ладовые образования в итоге сводятся, как правило, к той или иной модификации мажорного или минорного ладов. Встречающиеся иногда в профессиональном музыкальном творчестве композиторов, а также в народной музыке различных стран мира (таких, как, например, Турция, Индия и некоторые другие) иные ладовые системы представляют собой лишь отдельные, хотя и интересные, но все же частные (а порой и вовсе исключительные) случаи, не имеющие всеобщего значения.

Мажорным ладом (или просто мажором ) называется семиступенный лад, устойчивые звуки которого образуют большое (мажорное) трезвучие.

Само слово «мажор» (ит. - maggiore) в буквальном переводе означает: «больший», «старший». Этот термин используется в слоговой нотации, в буквенной же нотации слово «мажор» заменяется словом «dur» (от лат. durus, буквально - твердый).

Главным характерным признаком мажорного лада является интервал большой терции между I и III ступенями, которая, собственно, и определяет специфику (то есть мажорность) совместного звучания как самих устойчивых звуков, так и лада в целом.

Поскольку устойчивые звуки (I, III и V ступени) образуют трезвучие, базирующееся на тонике лада, все они вместе взятые также называются тоническим трезвучием , а входящие в него звуки получают, соответственно, названия примы, терции и квинты тоники. Например, в до мажоре.

В музыке существует два музыкальных лада, являющихся основными, - это мажор и минор. Поговорим подробнее о том, что такое мажор, что собой представляет мажорный лад и чем отличается мажорный лад от минорного, а также о том, как это слово употребляется в современном сленге.

Что такое мажор: определение

Мажор представляет собой набор звуков музыкального инструмента, подразумевающий бодрую и весёлую тональность. Такая формулировка связана с тем, что вся музыка по своей сути создана, чтобы передавать чувства и эмоции человека. Композитор, который составляет определённую музыкальную композицию или симфонию, основывается на своих чувствах и вкладывает их в музыку.

Процесс разработки музыкальной композиции довольно сложен и зачастую переплетается с экспериментальным методом подбора необходимых звуков. За каждой записанной нотой следует тяжёлая подборка последующих нот и попытка их гармонизации друг с другом, чтобы музыка звучала приятно для человеческого слуха.

Мажорный лад

В связи с тем, что набор звуков безграничен, а человеческий слух способен воспринимать звуки в диапазоне от 20 до 20000 Гц, возникла необходимость классификации определённых простых наборов тональностей. Основными из них, которые можно воспроизвести на любом музыкальном инструменте, являются мажорный и минорный лад. Выходит, что мажорный лад - это последовательность любой композиции, которая на психологическом уровне вызывает у человека ассоциации с весёлым и бодрым настроением. Также любую композицию можно записать и в минорном ладе, чтобы получить обратный эффект звучания и восприятия на психологическом уровне. Минорный лад - это лад, звуки которого образуют малое и минорное трезвучие.

Отличия мажорного лада от минорного

Любой набор нот можно записать в виде мажорного или минорного лада. То есть, любая музыкальная композиция, состоящая из определённого набора нот, способна быть проиграна и в минорном звучании, и в мажорном.

Отличием мажорного лада от минорного является то, что между вторым тоном и первым в миноре - малая терция, а в мажоре - большая. Говоря простым языком, мажор-минор - это гармоническое выражение состояний души радость-печаль.

Музыкальный термин в обыденной жизни

В молодёжном сленге слово мажор употребляется в контексте, указывающим на богатых людей, живущих в достатке и изобилии. Считается, что люди, обладающие большими материальными благами, получают практически всё, чего желают. А человек, который получает желаемое, пребывает в радости и эйфории. И наоборот: люди, которые не имеют большого количества материальных благ, далеко не всегда получают желаемое и поэтому не всегда пребывают в состоянии радости и удовольствия.

Мы продолжаем наш цикл статей по теории музыки, и сегодня речь пойдет о том, что такое лад, тональность и интервалы в музыке.

В прошлой статье мы с вами изучили нотное письмо и увидели, как в целом выглядит музыка в письменном виде, и какая нота за какой звук отвечает. Чтобы вам было проще вовлечься в данный урок, давайте вспомним с вами то, как выглядит звукоряд:

То, что вы видите на картинке выше – это гамма До мажор. О том, почему она называется именно “До мажор” речь пойдет немного позже. А сейчас мы с вами поговорим о гамме.

Гамма – это звукоряд, ступени которого находятся на расстоянии в один тон либо в полутон друг от друга. Обычно гаммы играют музыканты для разогрева и для развития моторики пальцев.

Ступени гаммы от первой и до седьмой нумеруются римскими цифрами.

Каждая ступень лада имеет свое название:

  • I ступень – тоника (Т)
  • II ступень – нисходящий вводный звук
  • III ступень – медианта (средняя)
  • IV ступень – субдоминанта (S)
  • V ступень – доминанта (D)
  • VI ступень – субмедианта (нижняя медианта)
  • VII ступень – восходящий вводный звук

Вы наверняка понимаете, что ноты в музыке находятся в определенном соотношении между собой. Поэтому нельзя просто ударить по струнам гитары или обвалиться на клавиши фортепиано, чтобы получилась ласкающая слух мелодия. И прежде всего это самое соотношение выражается в том, что в музыке существуют звуки, которые будто бы выделяются из общей массы нот. Такие звуки называются устойчивыми и зачастую завершают мелодию.

Но и среди устойчивых звуков есть свой лидер – тоника. Она является основной опорой всей мелодии. На примере ниже вы можете послушать мелодию без тоники:

Кажется, что чего-то не хватает, правда? Хочется закончить мелодию.

И, конечно же, в противовес устойчивым звукам существуют и неустойчивые. Неустойчивые тяготеют к устойчивым звукам, стремятся соединиться с ними. И переход неустойчивого звука в устойчивый – это разрешение .

Итак, мы с вами поняли, что существует определенная закономерность, по которой строится музыка. И эта закономерность называется ладом. Лад всегда лежит в основе любой музыкальной композиции и именно он организовывает все звуки в музыке, придает мелодии характер.

Чтобы продолжить наш рассказ о ладах, нам нужно немного отвлечься и рассказать вам об интервалах.

– это одновременное или последовательное сочетание звуков. Одновременный интервал называется гармоническим, а последовательный – мелодическим. Нижний звук интервала – это его основание, а верхний – вершина. На примере левый интервал – гармонический, а правый – мелодический.

Мелодические интервалы могут быть как восходящими (то есть читаются снизу вверх), так и нисходящими (то есть наоборот). Гармонические же интервалы читаются только снизу вверх.

Интервалы, которые образуются в пределах одной октавы, называются простыми. И всего их восемь:

  1. Прима
  2. Секунда
  3. Терция
  4. Кварта
  5. Квинта
  6. Секста
  7. Септима
  8. Октава

Но все простые интервалы также делятся. Мы же помним о том, что расстояние между соседними ступенями может равняться тону или полутону. Отсюда следует, что некоторые интервалы могут быть двух видов:

  1. Чистая прима – 0 тонов
  2. Малая секунда – 1/2 тона
  3. Большая секунда – 1 тон
  4. Малая терция – 1 и 1/2 тона
  5. Большая терция – 2 тона
  6. Чистая кварта – 2 и 1/2 тона
  7. Увеличенная кварта – 3 тона
  8. Уменьшенная квинта – 3 тона
  9. Чистая квинта – 3 и 1/2 тона
  10. Малая секста – 4 тона
  11. Большая секста – 3 и 1/2 тона
  12. Малая септима – 5 тонов
  13. Большая септима – 5 и 1/2 тона
  14. Чистая октава – 6 тонов

Не будем вас более перегружать подробностями об интервалах. Заметим только, что интервалы делятся на консонирующие и диссонирующие. Консонанс – это сливающееся, согласное звучание. Диссонанс – это резкое, не сливающееся звучание, ну или попросту “неприятное”.

Консонирующие интервалы:

1. Весьма совершенный консонанс:

  • Чистая прима
  • Чистая октава

2. Совершенный консонанс:

  • Чистая кварта
  • Чистая квинта

3. Несовершенный консонанс:

  • Малая терция
  • Большая терция
  • Малая секста
  • Большая секста

К диссонирующим интервалам относятся все остальные.

Теперь вернемся к ладам. Лады бывают разными, но мы с вами разберем самые основные: мажорный и минорный.

(в дословном переводе – больший лад) – это лад, устойчивые звуки в котором образуют мажорное (большое) трезвучие, то есть созвучие, которое состоит из трех звуков. Звуки мажорного трезвучия располагаются по терциям: между нижним и средним звуками находится большая, а между средним и верхним – малая. Между верхним и нижним же образуется чистая квинта. Мажорное трезвучие, которое строится на тонике (то есть на первой ступени лада) – это тоническое трезвучие.

В таком ладу неустойчивые звуки находятся между устойчивыми. Мажорный лад состоит из семи ступеней, а последовательный звукоряд лада – это и будет гамма, о которой мы говорили выше.

В мажорном ладу интервалы между ступенями располагаются таким образом: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон.

Минорный лад (меньший лад) – это лад, устойчивые звуки которого образуют минорное трезвучие. Минорное трезвучие состоит из малой терции между нижней и средней ступенью, и большой между средней и верхней.

В минорном ладу интервалы располагаются так: тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон.

На слух минорный и мажорный лады довольно легко отличить друг от друга. Если мелодия звучит весело и энергично – то это мажорный лад, ну а если вы слышите грустную и плавную мелодию – то это минорный лад.

Тональность – это высота, на которой расположена тоника лада. Название тональности соответствует названию ее лада, к примеру: До мажор, Ре минор и т.д.

Предположим, что вы решили спеть ту или иную песню, но она оказалась вам слишком низкой для вашего голоса. Поэтому нам нужно переписать мелодию в более высокой тональности. Для этого нужно переписать все ноты на нужное количество тонов выше. Но стоит учитывать, что существуют тональности, и выходить за их пределы – равносильно созданию диссонанса. Если вам интересно, как переносить мелодию из одной тональности в другую – напишите об этом в комментариях, и мы подробно разберем эту тему в следующей статье.

Вы уже знаете, что чаще всего музыку записывают в мажорном и минорном ладу. Оба этих лада имеют по три разновидности – гамму натуральную, гармоническую и мелодическую. Ничего страшного за этими названиями не кроется: основа у всех одна, только в гармоническом и мелодическом мажоре или миноре изменяются определённые ступеньки (VI и VII). В миноре они повышаются, а в мажоре будут понижаться.

3 вида мажора: первый – натуральный

Натуральный мажор – это обыкновенная мажорная гамма со своими ключевыми знаками, если они, конечно, есть, и без каких бы то ни было случайных знаков альтерации. Из трёх видов мажора этот в музыкальных произведениях встречаются чаще остальных.

Мажорная гамма основывается на известной формуле из последовательности в звукоряде целых тонов и полутонов: Т-Т-ПТ-Т-Т-Т-ПТ . Подробнее можно почитать об этом .

Посмотрите на примеры нескольких простых мажорных гамм в натуральном виде: натуральный до мажор, гамма соль мажор в своём натуральном виде и звукоряд тональности натурального фа мажора:

3 вида мажора: второй – гармонический

Гармонический мажор – это мажор с пониженной шестой ступенью (VIb). Эта шестая ступенька понижается ради того, чтобы быть ближе к пятой. Низкая шестая ступень в мажоре звучит очень интересно – она его словно «оминоривает», и становится нежным, приобретает оттенки восточной томности.

Вот как выглядят звукоряды гармонического мажора уже показанных ранее тональностей до мажор, соль мажор и фа мажор.

В до мажоре появился ля-бемоль – признак изменения натуральной шестой ступени, ставшей гармонической. В соль мажоре появился знак ми-бемоль, а в фа-мажоре – ре-бемоль.

3 вида мажора: третий – мелодический

Как и в , в мажоре той де разновидности изменяются сразу две ступеньки –VI и VII, только всё здесь ровным счётом наоборот. Во-первых, эти два звука не повышаются, как в миноре, а понижаются. Во-вторых, альтерируются они не при восходящем движении, а при нисходящем. Впрочем, всё логично: в мелодическом миноре в восходящем движении повышаются, а в мелодическом миноре в нисходящем движении понижаются. Вроде, так и должно быть.

Любопытно, что из-за понижения шестой ступени между этой ступенью и другими звуками могут образовываться всякие интересные интервалы – увеличенные и уменьшённые. Это могут быть или – рекомендую вам в этом разобраться.

Мелодический мажор – это такой мажорный звукоряд, в котором при восходящем движении играется гамма натурального вида, а при нисходящем движении понижаются две ступеньки – шестая и седьмая (VIb и VIIb).

Нотные примеры мелодического вида – тональности до мажор, соль мажор и фа мажор:

В мелодическом до мажоре в нисходящем движении появляются два “случайных” бемоля – си-бемоль и ля-бемоль. В соль мажоре мелодического вида сначала отменяется фа-диез (понижается седьмая ступень), а затем появляется бемоль перед нотой ми (понижается шестая ступень). В мелодическом фа мажоре появляются два бемоля: ми-бемоль и ре-бемоль.

И ещё разок…

Итак, существуют . Это натуральный (простой), гармонический (с пониженной шестой ступенью) и мелодический (в котором при восходящем движении нужно играть/петь натуральную гамму, а при движении вниз – понижать седьмую и шестую ступени).

Если вам понравилась статья, то, пожалуйста, нажмите на кнопку «Мне нравится!». Если вам есть, что сказать по данной теме – оставляйте комментарий. Если вы хотите, чтобы ни одна новая статья на сайте не осталась не прочитанной вами, то, во-первых, заходите к нам чаще, а, во-вторых, подписывайтесь на твиттер.

ВСТУПАЙТЕ В НАШУ ГРУППУ В КОНТАКТЕ –

Мажор (музыкальный термин) в теории практики представляет лад на основе большого трезвучия. Натурального звукового ряда нижние ноты полностью совпадают с мажорным звучанием. Гамма «до мажор» называется еще мажорным ладом и состоит она из семи нот. Главный мажорный ряд состоит из трех нот и является единым твердым звучанием. Мажорное звучание распознать очень легко по окраске звучания: солнечная и светлая, выражающая бодрость и радость, и несущая позитив.

Очень часто можно встретить произведения с мажорным звучанием в классической музыке. К примеру, известный всем Фредерик Шопен — композитор и искусный пианист, писал этюды, мазурки и импровизации в мажоре. Большое количество детских песен, которые написаны в мажоре, и которые несут радость бытия. К примеру, всем известная детская песенка «Солнечный круг». Проявляются особенности мажорной музыки в желании творить и петь, в приподнятом настроении, когда появляется чувство что-то находить, искать и преодолевать. Не зря рекомендуют психологи именно при помощи музыки создавать позитивное настроение, чтобы каждый прожитый день приносил только радостные эмоции и позитив.

Среди музыкальных произведений мажорного звучания особое место занимают военные марши. Непревзойденная энергетика этих произведений не просто поднимет настроение, а пробудит к действиям, дерзости, настойчивости и принятию смелых решений. Если, к примеру, послушать «Марш Колчака» или «Егерский марш», или же «Марш Варяг», старинные марши «Запорожский» и «Триумф Победителей», то можно сказать с полной уверенностью, что невероятный заряд бодрости получен на целый день.

Не стоит прослушивать военный марш, на ночь глядя, так как после этого вряд ли у кого получится уснуть. Видимо наши талантливые русские композиторы знали секрет мажорного звучания. Автор марша Российской Империи «Варяг» Алексей Турищев, создал свое произведение в шестнадцать лет, глубоко потрясенный историей гибели Варяга. Музыкальное произведение, созданное юношей, выиграло на конкурсе, как лучшая песня – марш. И ни кто в то время не мог даже представить, что мажорное произведение дерзкого молодого юноши войдет в историю как «Национальный русский Марш». По сути, не трудно догадаться, почему было написано в мажоре трагическое произведение, ведь это марш военных моряков, которые вступали в бой под звуки легендарного произведения и не боялись сложить свои головы за Россию-матушку. Если марш написали бы в миноре, то это был уже не марш, а очень грустная песня. Мажор, и это нужно запомнить – это не всегда радостные эмоции, это решимость, твердость и уверенность.

Мажорный лад, является твёрдой составляющей музыки, в контрасте с минорным ладом – они составляют единое целое. Он состоит из множества видов, которые несут свои оттенки музыке. При помощи теории аккордов, в руках музыканта, мажор может изменять свой облик и быть, к примеру, мелодичным и гармоничным.

Лучшие статьи по теме