Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Легкие наскальные рисунки. Какие краски использовали древние люди

Древние наскальные рисунки (петроглифы) встречаются по всему миру и имеют одну общую черту, они описывают животных, в том числе, которые ныне на земле уже не водятся. Многие из этих рисунков настолько хорошо сохранились, что с первого взгляда специалисты считали их поддельными. Однако после тщательных экспертиз изображения были признаны подлинными. Ниже представлен список десяти хорошо сохранившихся доисторических наскальных рисунков.

Пещера Шове

Пещера, находящаяся недалеко от коммуны Валлон-Пон-д’Арк, в долине реки Ардеш в южной Франции. Содержит самые ранние известные и наиболее хорошо сохранившиеся наскальные рисунки в мире, датируемые ориньякской эпохой (36 тыс. лет назад). Пещера была обнаружена 18 декабря 1994 года тремя спелеологами - Элиет Брюнель (Eliette Brunel), Кристиан Иллэр (Christian Hillaire) и Жан-Мари Шове (Jean-Marie Chauvet). На рисунках в пещере изображены различные животные ледникового периода.

Пещера Магура


Магура - пещера, расположенная недалеко от села Рабиша в Видинской области, Болгария. В пещере, были найдены кости пещерного медведя, пещерной гиены и других животных. А на её стенах можно увидеть рисунки из разных исторических периодов. На них в основном изображены женские фигуры, охотники, животные, растения, солнце и звёзды.


Находка включает в себя около 5000 рисунков сделанные аборигенами на скалах в Национальном парке Какаду, Австралия. Большинство картин были созданы около 2000 лет назад. Интересно, что на них изображены не только животные, такие как белый морской окунь, сом, кенгуру, скалистый кускус и другие, но, и их кости (скелеты).

Тадрарт-Акакус


Тадрарт-Акакус - горный массив в пустыне Гат в западной Ливии, часть Сахары. Массив известен своей доисторической наскальной живописью, которая охватывает период 12000 г. до н. э. - 100 г. н. э. и отражает культурные и природные изменения в этой области. На рисунках изображены животные, такие как жирафы, слоны, страусы, верблюды и лошади, а также люди в различных ситуациях повседневной жизни, например, танцующими и играющими на музыкальных инструментах.


Серра-да-Капивара - национальный парк, расположенный в северо-восточной части Бразилии на востоке штата Пиауи. В парке находится множество пещер, содержащих образцы доисторического искусства. На рисунках, весьма детализировано, изображены животные и деревья, а также сцены из охоты. Известный участок парка, Педра-Фурада содержит самые старые остатки человеческой деятельности на континенте, которые значительно изменили представление о заселении Америки. С целью сохранить многочисленные доисторические экспонаты и рисунки бразильское правительство и создало этот национальный парк.


Пещера Ласко находится на юго-западе Франции и славится своими наскальными рисунками, датируемыми периодом палеолита. В пещере содержится около 2000 рисунков, которые можно сгруппировать в три основные категории: животные, человеческие фигуры и абстрактные знаки. Пещера является одним из мест на планете, куда вас не пустят .


Скальные жилища Бхимбетка - археологический участок, состоящий из более чем 600 каменных убежищ, расположенных в округе Райсен, штат Мадхья-Прадеш, Индия. В этих укрытиях сохранились самые ранние следы человеческой деятельности в Индии; по данным археологов, некоторые из них могли быть населены более 100 тыс. лет назад. Большинство рисунков выполнены в красно-белых тонах и изображают животных, таких как крокодилы, львы, тигры и другие.

Лаас-Гааль


Лаас-Гааль - пещерный комплекс, расположенный на окраине города Харгейса в Сомали. Известен своей хорошо сохранившейся наскальной живописью. Рисунки датируются девятым - третьим тысячелетиями до н. э. и изображают в основном коров, людей, жирафов, волков или собак.


Пещера Альтамира находится недалеко от города Сантильяна-дель-Мар, Кантабрия в Испании. Была случайно обнаружена в 1879 году археологом-любителем Марселино Санс де Саутуола. Это великое археологическое открытие известно своими древними наскальными рисунками эпохи верхнего палеолита (35 - 12 тыс. лет назад), которые изображают бизонов, лошадей, кабанов, отпечатки человеческих ладоней и другое.

Куэва-де-лас-Манос


Куэва-де-лас-Манос - пещера, расположенная в южной Аргентине, в провинции Санта-Крус, в долине реки Пинтурас. Известна археологическими и палеонтологическими находками. Прежде всего, это наскальные рисунки, изображающие человеческие руки, самые старые из которых датируются девятым тысячелетием до н. э. На стенах пещеры запечатлены левые руки мальчиков-подростков. Этот факт позволил предположить, что эти изображения являлись частью древнего обряда. Помимо рук, на стенах пещеры изображены гуанако, нанду, кошачьи и другие животные, а также сцены охоты на них.

Поделится в соц. сетях

Пещеру открыли 18 декабря 1994 г. на юге Франции, в департаменте Ардеш, в обрывистом берегу каньона одноименной реки, притока Роны, близ городка Понт д’Арк три спелеолога Жан-Мари Шове, Эльет Брюнель Дешамс и Кристиан Хиллэйр.

Все они уже имели большой опыт исследования пещер, в том числе и содержащих следы доисторического человека. Полузасыпанный вход в тогда еще безымянную пещеру им уже был известен, но пещера еще не была обследована. Когда Эльет, протиснувшись через узкое отверстие, увидела большую полость, уходящую вдаль, она поняла, что нужно возвращаться к машине за лестницей. Был уже вечер, они даже засомневались, не отложить ли им дальнейшее обследование, но все же вернулись за лестницей и спустились в широкий проход.

Исследователи наткнулись на пещерную галерею, где луч фонарика выхватил из мрака охристое пятно на стене. Оно оказалось «портретом» мамонта. Ни одна другая пещера богатого на «росписи» юго-востока Франции не сравнится с вновь обнаруженной, названной именем Шове, ни по размерам, ни по сохранности и мастерству исполнения рисунков, а возраст некоторых из них достигает 30-33 тысяч лет.

Cпелеолог Жан-Мари Шове, по имени которого пещера получила свое название.

Открытие пещеры Шове 18 декабря 1994 года стало сенсацией, которая мало того что отодвинула возникновение первобытных рисунков на 5 тысяч лет назад, так ещё и опрокинула сложившуюся к тому времени концепцию эволюции палеолитического искусства, основанную, в частности, на классификации французского учёного Анри Леруа-Гурана. По его теории (как и по мнению большинства других специалистов) развитие искусства шло от примитивных форм к более сложным, и тогда самые ранние рисунки из Шове должны были бы вообще относиться к дофигуративной стадии (точки, пятна, полосы, извилистые линии, прочие каракули). Однако, исследователи живописи Шове оказались лицом к лицу с тем фактом, что древнейшие изображения чуть ли не самые совершенные по своему исполнению из известных нам палеолитических (палеолитических - это как минимум: неизвестно, что бы сказал Пикассо, восхищавшийся альтамирскими быками, доведись ему увидеть львов и медведей Шове!). По-видимому, искусство не очень дружит с эволюционной теорией: избегая всякой стадиальности, оно каким-то необъяснимым образом возникает сразу, из ничего, в высокохудожественных формах.

Вот что по этому поводу пишет крупнейший специалист в области палеолитического искусства Абрамова З. А.: "Палеолитическое искусство возникает как яркая вспышка пламени в глубине веков. Необычайно быстро развившись от первых робких шагов к полихромным фрескам, искусство это так же резко исчезло. Оно не находит себе непосредственного продолжения в последующие эпохи… Остается загадкой, как палеолитические мастера достигли столь высокого совершенства и какими были те пути, по которым в гениальное творчество Пикассо проникли отголоски искусства ледникового периода" (цит. по: Шер Я. Когда и как возникло искусство?).

(источник - Donsmaps.com)

Рисунок чёрных носорогов из Шове считается самым древним в мире (32.410 ± 720 лет назад; в Cети попадается информация о некой "новой" датировке, дающей живописи Шове от 33 до 38 тыс.лет, но без заслуживащих доверия ссылок).

На данный момент, это древнейший образец творчества человека, начало искусства, не обремененное историей. Обычно в искусстве палеолита преобладают рисунки животных, на которых люди охотились - лошадей, коров, оленей и так далее. Стены же Шове покрыты изображениями хищников - пещерных львов, пантер, сов и гиен. Есть рисунки, изображающие носорога, тарпанов и ряд других животных ледникового периода.


Кликабельно 1500 рх

Кроме того, ни в одной другой пещере нет такого количества изображений шерстистого носорога, животного, по «габаритам» и силе не уступавшего мамонту. По размерам и силе шерстистый носорог почти не усту-пал мамонту, вес его достигал 3 т, длина тела — 3,5 м, размеры переднего рога — 130 см. Вымер носорог в конце плейстоцена, раньше мамонта и пещерного медведя. В отличие от мамонтов, носороги не были стадными животными. Вероятно, потому, что это мощное животное хотя и было травоядным, имело такой же злобный нрав, как их современные родственники. Об этом свидетельствуют и сцены яростных "наскальных" схваток носорогов из Шове.

Пещера находится на юге Франции, в обрывистом берегу каньона реки Ардеж, притока Роны, в очень живописном месте, в окрестностях Понт д’Арк («Арочного моста»). Этот природный мост образован в скале огромной промоиной высотой до 60 метров.

Сама пещера "законсервирована". Вход в неё открыт исключительно для ограниченного круга ученых. Да и тем позволено в нее входить лишь дважды в год, весной и осенью, и работать там всего пару недель по несколько часов в день. В отличие от Альтамиры и Ласко, Шове пока не "клонировали", так что обывателям вроде нас с вами остаётся любоваться репродукциями, чем непременно и займёмся, но чуть позже.

"За пятнадцать с лишним лет, прошедших после открытия, людей, побывавших на вершине Эвереста, было гораздо больше, чем тех, кто видел эти рисунки", - пишет Адам Смит в рецензии на документальный фильм Вернера Херцога о Шове. Не проверял, но звучит хорошо.

Так вот, известному немецкому кинорежиссёру каким-то чудом удалось получить разрешение на съёмки. Фильм "Пещера забытых снов" был снят в 3D и показан на Берлинском кинофестивале в 2011 году, что, надо полагать, привлекло внимание широкой общественности к Шове. Негоже и нам отставать от общественности.

Исследователи сходятся на том, что пещеры, содержащие рисунки в таком количестве, явно были предназначены не для жилья и не представляли из себя доисторические картинные галереи, а являлись святилищами, местами проведения обрядов, в частности, инициации юношей, вступающих во взрослую жизнь (об этом свидетельствуют, например, сохранившиеся детские следы).

В четырех «залах» Шове вместе с соединяющими проходами общей протяженностью около 500 метров обнаружено более трёхсот прекрасно сохранившихся рисунков с изображением различных животных, в том числе масштабные многофигурные композиции.


Эльет Брюнель Дешамс и Кристиан Хиллэйр - участники открытия пещеры Шове.

Росписи ответили и на вопрос — тигры или львы обитали в доисторической Европе? Оказалось —вторые. Древние рисунки пещерных львов показывают их всегда без гривы, что позволяет предположить, что в отличие от африканских или индийских сородичей у них её или не было, или она была не такой внушительной. Часто эти изображение показывает характерную для львов кисточку на хвосте. Раскраска шерсти, по-видимому, была одноцветной.

В искусстве палеолита большей частью фигурируют рисунки животных из "меню" первобытных людей - быков, лошадей, оленей (хотя и это не совсем точно: известно, например, что для обитателей Ласко основным "кормовым" животным был северный олень, в то время как на стенах пещеры он встречается в единичных экземплярах). В общем, так или иначе, преобладают промысловые копытные. Шове в этом смысле уникальна обилием изображений хищников - пещерных львов и медведей, а также носорогов. На последних имеет смысл остановиться подробнее. Такого количества носорогов, как в Шове, больше не найдено ни в одной пещере.


Кликабельно 1600рх

Примечательно, что первыми "художниками", оставившими свой след на стенах некоторых палеолитических пещер, в том числе Шове, стали… медведи: местами гравировки и росписи нанесены прямо поверх следов могучих когтей, так называемых гриффад.

В позднем плейстоцене могли сосуществовать по крайней мере два вида медведей: бурые благополучно дожили до наших дней, а их родственники — пещерные медведи (большой и малый) вымерли, так и не сумев адаптироваться к сырому сумраку пещер. Большой пещерный медведь был не просто велик — он был огромен. Вес его достигал 800-900 кг, диаметр найденных черепов составляет около полуметра. Из схватки с таким зверем в глубинах пещеры человек, вероятнее всего, не мог бы выйти победителем, но некоторые специалисты-зоологи склонны предполагать, что, несмотря на устрашающие размеры, это животное было медлительным, неагрессивным и не представляло реальной опасности.

Изображение пещерного медведя, сделанное красной охрой в одном из первых залов.

Старейший российский палеозоолог профессор Н.К. Верещагин полагает, что "у охотников каменного века пещерные медведи были своего рода мясным скотом, не требующим забот на выпас и прокорм". Облик пещерного медведя передан в Шове как нигде отчетливо. Похоже, он играл особую роль в жизни первобытных сообществ: зверя изображали на скалах и гальке, его фигурки лепили из глины, зубы использовали в качестве подвесок, шкура, вероятно, служила постелью, череп сохранялся в ритуальных целях. Так, в Шове обнаружен подобный череп, покоящийся на скальном основании, что скорее всего свидетельствует о существовании медвежьего культа.

Шерстистый носорог вымер немного раньше мамонта (по разным источникам от 15-20 до 10 тыс л. н.), и, по крайней мере, в рисунках мадленского периода (15-10 тыс. л. до н. э.) он почти не встречается. В Шове же мы вообще видим двурогого носорога с более крупными рогами, без всяких следов шерсти. Возможно, это носорог Мерка, живший на юге Европы, но гораздо более редкий, чем его шерстистый сородич. Длина его переднего рога могла составлять до 1,30 м. Словом, чудище было то ещё.

Изображений людей практически нет. Встречаются только химероподобные фигуры - например, человек с головой зубра. В пещере Шове не было обнаружено следов обитания людей, но кое-где на полу сохранились отпечатки ступней первобытных посетителей пещеры. По мнению исследователей, пещера была местом проведения магических ритуалов.



Кликабельно 1600 рх

Прежде исследователи считали, что в становлении первобытной живописи можно выделить несколько этапов. Поначалу рисунки были очень примитивными. Умение пришло позднее, с опытом. Должна была пройти не одна тысяча лет, чтобы рисунки на стенах пещер достигли своего совершенства.

Находка Шове разбила вдребезги эту теорию. Французский археолог Жан Клотт, тщательно исследовав Шове, заявил, что наши предки наверняка научились рисовать еще до переселения в Европу. А прибыли они сюда около 35 000 лет назад. Самые древние изображения из пещеры Шове представляют собой весьма совершенные произведения живописи, в которых можно увидеть и перспективу, и светотень, и разные ракурсы и т. д.

Интересно, что художники пещеры Шове использовали методы, неприменимые нигде более. Перед нанесением рисунка стены выскабливали и разравнивали. Древние художники, сначала процарапав контуры животного, красками придавали им необходимый объем. "Люди, которые нарисовали это, были великими художниками", - подтверждает специалист по наскальной живописи французский ученый Жан Клотт.

Подробное исследование пещеры займет не один десяток лет. Однако уже сейчас ясно, что её общая протяженность более 500 м на одном уровне, высота потолков от 15 до 30 м. Четыре последовательных «зала» и многочисленные боковые ответвления. В двух первых залах изображения сделаны красной охрой. В третьем - гравировки и черные фигуры. В пещере много костей древних животных, а в одном из залов - следы культурного слоя. Обнаружено около 300 изображений. Живопись прекрасно сохранилась.

(источник - Flickr.com)

Есть предположение, что такие изображения с множественными контурами, наслаивающимися друг на друга, являются своего рода первобытной анимацией. Когда в погружённой во мрак пещере вдоль рисунка быстро водили факелом, носорог "оживал", и можно себе представить, какое воздействие это оказывало на пещерных "зрителей" - "Прибытие поезда" братьев Люмьер отдыхает.

Имеются и другие соображения на этот счёт. Например, что таким образом изображается в перспективе группа животных. Тем не менее, тот же Херцог в своём фильме придерживается "нашей" версии, а уж ему-то в вопросах "движущихся картинок" можно верить.

Сейчас пещера Шове закрыта для общественного доступа, поскольку любое заметное изменение влажности воздуха может привести к повреждению настенной живописи. Право доступа, лишь на несколько часов и с соблюдением ограничений, могут получить лишь немногие археологи. Пещера была отрезана от внешнего мира со времён ледникового периода из-за падения скалы перед её входом.

Рисунки пещеры Шове поражают знанием законов перспективы (перекрывающие друг друга рисунки мамонтов) и умением класть тени - до сих пор считалось, что эта техника была открыта на несколько тысячелетий позже. И за целую вечность до того как идея осенила Сера, первобытные художники открыли пуантилизм: изображение одного животного, похоже, бизона, целиком состоит из красных точек.

Но удивительнее всего то, что, как уже говорилось, художники отдают предпочтение носорогам, львам, пещерным медведям и мамонтам. Обычно моделями наскальной живописи служили те животные, на которых охотились. "Из всего бестиария той эпохи художники выбирают самых хищных, самых опасных зверей", - говорит археолог Маргарет Конки из университета Беркли в Калифорнии. Изображая животных, которые явно не значились в меню кухни палеолита, но символизировали опасность, силу, власть, художники, как считает Клотт, "познавали их сущность".

Археологи обратили внимание на то, как именно изображения включены в пространство стены. В одном из залов красной охрой изображен пещерный медведь без нижней части туловища, так что кажется, говорит Клотт, "будто он выходит из стены". В том же зале археологи обнаружили также изображения двух каменных козлов. Рогами одному из них служат природные расщелины в стене, которые художник расширил.


Изображение лошади в нише (источник — Donsmaps.com)

Наскальная живопись явно играла значительную роль в духовной жизни доисторических людей. Подтверждением этому могут служить два больших треугольника (символы женского начала и плодородия?) и изображение существа с человеческими ногами, но с головой и туловищем бизона. Вероятно, люди каменного века надеялись таким образом присвоить себе хотя бы частично силу животных. Пещерный медведь, судя по всему, занимал особое положение. 55 медвежьих черепов, один из которых лежит на поваленном валуне, как на алтаре, наводят на мысль о культе этого зверя. Что объясняет также выбор пещеры Шове художниками - десятки рытвин в полу указывают на то, что это было место зимней спячки гигантских медведей.

Древние люди снова и снова приходили поглядеть на наскальную живопись. На 10-метровом "лошадином панно" видны следы копоти, оставленные факелами, которые были укреплены в стене после того, как ее покрыли росписью. Эти следы, по словам Конки, находятся поверх слоя минерализованных отложений, покрывающих изображения. Если живопись - это первый шаг на пути к духовности, то способность ценить ее - несомненно, второй.

О пещере Шове опубликовано, по крайней мере, 6 книг и десятки научных статей, не считая сенсационных материалов в широкой прессе, изданы и переведены на основные европейские языки четыре больших альбома прекрасных цветных иллюстраций с сопровождающим текстом. В российский прокат 15 декабря выходит документальный фильм «Пещера забытых снов 3D». Режиссер картины - немец Вернер Херцог.

Картину «Пещера забытых снов» (Cave of Forgotten Dreams) оценили на 61-м Берлинском кинофестивале. На фильм сходили более миллиона человек. Это самый кассовый документальный фильм по итогам 2011 года.

Согласно новым данным, возраст угля, которым нарисованы рисунки на стене пещеры Шове - 36000 лет, а не 31000, как считалось раньше.

Уточненные методы радиоуглеродного датирования показывают, что заселение современным человеком (Homo sapiens) Центральной и Западной Европы началось на 3 тысячи лет раньше, чем считалось, и происходило быстрее. Время совместного проживания сапиенсов и неандертальцев в большинстве районов Европы сократилось с примерно 10 до 6 и менее тысяч лет. Окончательное исчезновение европейских неандертальцев, возможно, также произошло на несколько тысячелетий раньше.

Известный британский археолог Пол Мелларс (Paul Mellars) опубликовал обзор последних достижений в развитии метода радиоуглеродного датирования, которые привели к существенным изменениям наших представлений о хронологии событий, происходивших более 25 тыс. лет назад.

Точность радиоуглеродного датирования в последние годы резко возросла благодаря двум обстоятельствам. Во-первых, появились методы высококачественной очистки органических веществ, в первую очередь коллагена, выделяемого из древних костей, от всех посторонних примесей. Когда речь идет об очень древних образцах, даже ничтожная примесь постороннего углерода может привести к серьезным искажениям. Например, если в образце возрастом 40 000 лет окажется всего-навсего 1%современного углерода, это приведет к уменьшению «радиоуглеродного возраста» на целых 7 000 лет. Как выяснилось, в большинстве древних археологических находок присутствуют такие примеси, поэтому их возраст систематически занижался.

Второй источник ошибок, который наконец удалось устранить, связан с тем, что содержание радиоактивного изотопа 14С в атмосфере (а следовательно, и в органическом веществе, образовавшемся в различные эпохи) не является постоянным. Кости людей и животных, живших в периоды повышенного содержания 14С в атмосфере, изначально содержали больше этого изотопа, чем предполагалось, и поэтому их возраст опять-таки занижался. В последние годы удалось провести ряд чрезвычайно точных измерений, позволивших реконструировать колебания 14С в атмосфере в течение последних 50 тысячелетий. Для этого были использованы уникальные морские отложения в некоторых районах Мирового океана, где осадки накапливались очень быстро, гренландские льды, пещерные сталагмиты, коралловые рифы и т. д. Во всех этих случаях можно было для каждого слоя сопоставить радиоуглеродные даты с другими, полученными на основе соотношения изотопов кислорода 18О/16О или урана и тория.

В результате были разработаны поправочные шкалы и таблицы, позволившие резко повысить точность радиоуглеродного датирования образцов старше 25 тысяч лет. О чем же рассказали уточненные даты?

Ранее считалось, что люди современного типа (Homo sapiens) появились в Юго-Восточной Европе примерно 45 000 лет назад. Отсюда они постепенно расселялись в западном и северо-западном направлении. Заселение Центральной и Западной Европы продолжалось, согласно «неисправленным» радиоуглеродным датировкам, примерно 7 тыс. лет (43-36 тыс. лет назад); средняя скорость продвижения - 300 метров в год. Уточненные датировки показывают, что заселение происходило быстрее и началось раньше (46-41 тыс. лет назад; скорость продвижения до 400 метров в год). Примерно с такой же скоростью позже распространялась в Европе земледельческая культура (10-6 тыс. лет назад), тоже пришедшая с Ближнего Востока. Любопытно, что обе волны расселения шли двумя параллельными путями: первый — вдоль Средиземноморского побережья от Израиля до Испании, второй — по долине Дуная, с Балкан — в Южную Германию и далее до Западной Франции.

Кроме того, выяснилось, что период совместного проживания современных людей и неандертальцев в большинстве районов Европы был существенно короче, чем считалось (не 10 000 лет, а лишь около 6 000), а в некоторых районах, например на западе Франции, и того меньше — всего 1-2 тыс. лет.По уточненным датировкам, некоторые ярчайшие образцы пещерной живописи оказались намного древнее, чем считалось; начало эпохи Ориньяк, ознаменованное появлением разнообразных сложных изделий из кости и рога, тоже сдвинулось в глубь времен (41 000 тыс. лет назад по новым представлениям).

Пол Мелларс полагает, что нуждаются в пересмотре и опубликованные ранее датировки самых поздних неандертальских стоянок (в Испании и Хорватии; обе стоянки, согласно «неуточненному» радиоуглеродному датированию, имеют возраст 31-28 тыс. лет). В действительности эти находки, скорее всего, на несколько тысячелетий старше.

Все это показывает, что коренное неандертальское население Европы пало под натиском ближневосточных пришельцев значительно быстрее, чем считалось. Превосходство сапиенсов — технологическое или социальное — было слишком велико, и ни физическая сила неандертальцев, ни их выносливость, ни приспособленность к холодному климату не могли спасти обреченную расу.

Живопись Шове удивительна во многих отношениях. Взять, например, ракурсы. Обычным делом для пещерных художников было изображать зверей в профиль. Конечно, и здесь это характерно для большей части рисунков, но встречаются прорывы, как на вышеприведённом фрагменте, где морда бизона дана в три четверти. На следующем рисунке можно видеть тоже редкое изображение в фас:

Может, это иллюзия, но создаётся отчётливое ощущение композиции - львы в предвкушении добычи принюхиваются, но ещё не видят бизона, а тот явно напрягся и застыл, лихорадочно соображая, куда бежать. Правда, судя по туповатому взгляду, соображается плохо.

Замечателен бегущий бизон:



(источник - Donsmaps.com)



При этом "лицо" каждой лошади сугубо индивидуально:

(источник - istmira.com)


Следующее панно с лошадьми - наверное, самое известное и широко разошедшееся в народе из изображений Шове:

(источник - popular-archaeology.com)


В недавно вышедшем фантастическом фильме «Прометей» пещера, сулящая открытие внеземной цивилизации, посетившей когда-то нашу планету, скопирована подчистую с Шове, включая эту замечательную группу, к которой дорисованы совершенно неуместные здесь люди.


Кадр из фильма «Прометей» (реж. Р. Скотт, 2012)


Мы-то с вами знаем, что людей на стенах Шове нет. Чего нет, того нет. Быки есть.

(источник - Donsmaps.com)

В течение плиоцена и в особенности в плейстоцене древние охотники оказывали существенное давление на природу. Представление о том, что вымирание мамонта, шерстистого носорога, пещерного медведя, пещерного льва связано с потеплением и концом ледникового периода, впервые было подвергнуто сомнению украинским палеонтологом И.Г. Пидопличко, высказавшим казавшуюся тогда крамольной гипотезу о том, что в вымирании мамонта был повинен человек. Позднейшие открытия подтвердили справедливость этих предположений.Развитие методов радиокарбонового анализа показало, что последние мамонты (Elephas primigenius ) жили в самом конце ледникового периода, а кое-где дожили до начала голоцена. На Пржедмостской стоянке палеолитического человека (Чехословакия) были найдены остатки тысячи мамонтов. Известны массовые находки костей мамонтов (более 2 тыс. особей) на стоянке Волчья Грива под Новосибирском, имеющие возраст 12 тыс. лет. Последние мамонты в Сибири жили всего 8-9 тыс. лет назад. Уничтожение мамонта как вида несомненно результат деятельности древних охотников.

Немаловажным персонажем в живописи Шове был большерогий олень.

Искусство верхнепалеолитических анималистов служит наряду с палеонтологическими и археозоологическими находками важным источником информации о том, на каких животных охотились наши предки. До недавнего времени древнейшими и наиболее полными считались позднепалеолитические рисунки из пещер Ласко во Франции (17 тыс. лет) и Альтамира в Испании (15 тыс. лет), но позже была открыта пещеры Шове, которая дает нам новый спектр изображений фауны млекопитающих того времени. Наряду с относительно редкими рисунками мамонта (среди них изображение мамонтенка, поразительно напоминающее обнаруженного в вечной мерзлоте Магаданской области мамонтенка Диму) или альпийского козерога (Capra ibex ) там есть множество изображений двурогих носорогов, пещерных медведей (Ursus spelaeus ), пещерных львов (Panthera spelaea ), тарпанов (Equus gmelini ).

Изображения носорогов в пещере Шове порождают немало вопросов. Это, несомненно, не шерстистый носорог - рисунки изображают двурогого носорога с более крупными рогами, без следов шерстного покрова, с ярко выраженной кожной складкой, характерной из ныне живущих видов для однорогого индийского носорога (Rhinocerus indicus ). Быть может, это носорог Мерка (Dicerorhinus kirchbergensis ), который дожил на юге Европы до конца позднего плейстоцена? Однако если от шерстистого носорога, бывшего объектом охоты в палеолите и исчезнувшего к началу неолита, сохранились довольно многочисленные остатки кожи с волосяным покровом, роговые наросты на черепе (во Львове хранится даже единственное в мире чучело этого вида), то от носорога Мерка до нас дошли лишь костные останки, а кератиновые "рога" не сохранились. Таким образом, открытие в пещере Шове ставит перед нами вопрос: какой вид носорогов был известен ее обитателям? Почему носороги из пещеры Шове изображены стадами? Весьма вероятно, что в исчезновении носорога Мерка также повинны охотники палеолита.

Искусство палеолита не знает понятий добра и зла. И мирно пасущийся носорог, и засевшие в засаде львы — части единой природы, от которой не отделяет себя и сам художник. Конечно, в голову кроманьонца не залезть и «за жизнь» при встрече не поговорить, но мне близко и, по крайней мере, понятно такое представление, что искусство на заре человечества ещё никак не противостоит природе, человек находится в гармонии с окружающим миром. Каждая вещь, каждый камень или дерево, не говоря о животных, рассматриваются им как несущие смыслы, как если бы весь мир был огромным живым музеем. При этом рефлексии ещё нет, и вопросы бытия не ставятся. Вот такое до-культурное, райское состояние. Почувствовать его в полной мере (как и вернуться в рай) мы уже, разумеется, не сможем, но вдруг удастся хотя бы прикоснуться, общаясь через десятки тысячелетий с авторами этих удивительных творений

Отдыхающими поодиночке мы их не видим. Всегда охота, и всегда чуть не целым прайдом.

Вообще понятно восхищение первобытного человека окружающими его огромными, сильными и быстрыми зверями, будь то большерогий олень, бизон или медведь. Даже как-то нелепо рядом с ними ставить себя. Он и не ставил. Есть чему поучиться нам, заполняющим свои виртуальные «пещеры» собственными или семейными фотографиями в неизмеримых количествах.Да, что-что, а самолюбование первым людям было не свойственно. Зато тот же медведь изображался с величайшим тщанием и трепетом:

Завершает галерею самый странный рисунок в Шове, определённо культового назначения. Находится он в самом дальнем уголке грота и выполнен на скальном выступе, имеющем (неспроста, надо полагать) фаллическую форму

В литературе обычно сей персонаж именуется как «колдун» или таврокефал. Помимо бычьей головы мы видим ещё одну, львиную, женские ноги и нарочито увеличенного размера, скажем так, лоно, составляющее центр всей композиции.На фоне своих коллег по палеолитическому цеху умельцы, расписывавшие это святилище, выглядят изрядными авангардистами. Нам известны отдельные изображения т. н. «венер», мужчин-колдунов в образе животных и даже сцены, намекающие на соитие копытного с женщиной, но чтобы всё перечисленное так густо замешать…Предполагается (см., например, http://www.ancient-wisdom.co.uk/francech auvet.htm), что изображение женского тела было самым ранним, а головы льва и быка дорисованы позже. Интересно, что при этом отсутствует какое-либо наложение более поздних рисунков на предшествующие. Очевидно, сохранение цельности композиции входило в планы художника.

, а так же еще раз посмотрите на и первобытное искусство

Любой человек наделен великим даром - чувствовать красоту окружающего мира, ощущать гармонию линий, любоваться многообразием оттенков цветов.

Картина - это запечатленное на холсте мироощущение художника. Если ваше восприятие окружающего мира отражается в живописи художника, то вы чувствуете родство с произведениями этого мастера.

Картины привлекают внимание, завораживают, возбуждают воображение и мечты, вызывают воспоминания о приятных минутах, о любимых местах и пейзажах.

Когда же появились первые изображения созданные человеком?

Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности - искусству - одно из величайших событий в истории человечества . Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. В духовной культуре первобытного мира искусство стало играть такую же универсальную роль, какую заострённый камень выполнял в трудовой деятельности.


Что натолкнуло человека на мысль изображать те или иные предметы? Как знать, стала ли раскраска тела первым шагом к созданию изображений, или человек угадал знакомый силуэт животного в случайном очертании камня и, обтесав его, придал большее сходство? А может быть, тень животного или человека послужила основой рисунка, а отпечаток руки или ступени предшествует скульптуре? Определённого ответа на эти вопросы нет. Древние люди могли прийти к идее изображать предметы не одним, а многими путями.
Например, к числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека , и беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки.

Для произведений искусства раннего каменного века, или палеолита, характерна простота форм и расцветок. Наскальные рисунки представляют собой, как правило, контуры фигур зверей , выполненные яркой краской - красной или желтой, а изредка - заполненные круглыми пятнами или полностью закрашенные. Такие ""картины"" были хорошо видны в полумраке пещер, освещавшихся только факелами или огнем дымного костра.

В начальной стадии развития первобытное изобразительное искусство не знало законов пространства и перспективы, а также композиции, т.е. намеренного распределения на плоскости отдельных фигур, между которыми обязательно существует смысловая связь.

В живых и выразительных образах встает перед нами история жизни первобытного человека эпохи каменного века, рассказанная им самим в наскальных росписях.

Танец. Роспись Лльейда. Испания. Разнообразными движениями и жестами человек передавал свои впечатления от окружающего мира, отражая в них собственные ощущения, настроение и душевное состояние. Бешеные скачки, имитация повадок животного, притоптывание ногами, выразительные жесты рук создали предпосылки для возникновения танца. Существовали и воинственные танцы, связанные с магическими ритуалами, с верой в победу над врагом.

<<Каменная газета>> Аризона

Композиция в пещере Ласко. Франция.На стенах пещер можно увидеть мамонтов, диких лошадей, носорогов, бизонов. Рисование для первобытного человека было таким же «колдовством», как заклинание и обрядовая пляска. «Заклиная» духа нарисованного зверя пением и пляской, а затем «убивая» его, человек будто овладевал силой животного и до охоты «побеждал» его.

<<Сражающиеся лучники>> Испания

А это петроглифы. Гавайи

Росписи на горном плато Тассили-Аджер. Алжир.

Первобытные люди практиковали симпатическую магию - в форме танцев, пения или изображения зверей на стенах пещер, - чтобы привлечь стада животных и обеспечить продолжение рода и сохранность скота. Охотники разыгрывали сцены удачной охоты, чтобы привлечь энергию в реальный мир. Они обращались к Хозяйке Стад, а позже к Рогатому Богу, которого изображали с рогами козлов или оленей, чтобы подчеркнуть его главенство в стадах. Кости зверей полагалось закапывать в землю, чтобы звери, как и люди, возрождались из лона Матери - Земли.

это пещерный рисунок в районе Ласко (Lascaux) во Франции из эры палеолита

Предпочитаемой пищей были крупные животные. И люди палеолита, умелые охотники, уничтожили большинство из них. И не только крупных травоядных. Во время палеолита полностью исчезли, как вид, пещерные медведи.

Есть и другой вид наскальных рисунков, который носит мистический, загадочный характер.

Наскальные рисунки из Австралии. То ли люди, то ли животные, а может и не то, и не другое...

Рисунки из Западной Арнемы, Австралия.


Огромные фигуры и рядом маленькие человечки. А в левом нижнем углу вообще что-то непонятное.


А вот шедевр из Ласкаукса, Франция.


Северная Африка, Сахара. Тассили. 6 тысяч лет до н.э. Летающие тарелки и некто в скафандре. А может быть, это и не скафандр.


Наскaльный рисунок из Австралии...

Вал Камоника, Италия.

а следующее фото из из Азербайджана, Гобустанский район

Gobustan включен в список наследия ЮНЕСКО

Кто были те «художники», сумевшие передать отдаленным эпохам весть о своем времени? Что побудило их сделать это? Каковы были скрытые пружины и движущие мотивы, которыми они руководствовались?..Тысячи вопросов и очень мало ответов...Многие наши современники очень любят, когда им предлагают взглянуть на историю через увеличительное стекло.

Но неужто в ней все настолько мелко?

Ведь были и изображения богов

На севере Верхнего Египта находится древний город храмов Абидос. Возникновение его восходит к доисторическим временам. Известно, что уже в эпоху Древнего Царства (около 2500 г. до н. э.) в Абидосе пользовался широким почитанием универсального божества Осирис. Осирис же считался божественным учителем, подарившим людям каменного века многообразные знания и ремесла, и, вполне возможно, знания о тайнах неба. Кстати,именно в Абидосе был найден древнейший календарь, датируемый IV тысячелетием до н. э.

Древняя Греция и Древний Рим также оставили множество наскальных свидетельств, напоминающих нам об их существовании. У них уже была развитая письменность - их рисунки куда интереснее, с точки зрения изучения быта, нежели древние граффити.

Почему человечество пытается узнать, что было миллионы лет назад, какими знаниями обладали древние цивилизации? Мы ищем источник, потому что думаем, что раскрыв его, мы узнаем, для чего же мы существуем. Человечество желает найти, где находится та начальная точка отсчета, с которой все началось, потому что думает, что там, видимо, есть ответ, «для чего всё это», и что же будет в конце...

Ведь мир так необъятен, а человеческий мозг узок и ограничен. Сложнейший кроссворд истории необходимо разгадывать постепенно, клеточка за клеточкой...

Человек тяготел к искусству всегда. Доказательством этого являются многочисленные наскальные рисунки по всей планете, созданные нашими предками десятки тысяч лет назад. Первобытное творчество является свидетельством того, что люди жили повсюду – от жаркой африканской саванны до полярного круга. Америка, Китай, Россия, Европа, Австралия – везде древние художники оставили свои знаки. Не следует думать, что первобытная живопись совсем примитивна. Встречаются среди наскальных шедевров и весьма искусные работы, удивляющие красотой и техникой исполнения, раскрашенные яркими красками и несущие в себе глубокий смысл.

Петроглифы и наскальная живопись древних людей

Пещера Куэва-де-лас-Манос

Пещера находится на юге Аргентины. Долгое время здесь обитали предки индейцев Патагонии. На стенах пещеры найдены рисунки, отображающие сцену охоты на диких животных, а также множество негативных изображений рук мальчиков-подростков. Ученые сделали предположение, что нанесение контура руки на стену – часть обряда инициации. В 1999 году пещера была включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО

Национальный парк Серра-да-Капивара

После обнаружения множества памятников наскальной живописи, местность, расположенная в бразильском штате Пиауи, была объявлена национальным парком. Еще во времена доколумбовой Америки парк Серра-да-Капивара был густонаселенной территорией, здесь концентрировалось большое количество общин предков современных индейцев. Наскальные рисунки, созданные при помощи угля, красного гематита и белого гипса, датируются 12-9 тысячелетием до нашей эры. Они относятся к культуре Нордести.


Пещера Ласко

Памятник периода позднего палеолита, один из наиболее хорошо сохранившихся на территории Европы. Пещера находится во Франции в долине реки Везер. В середине XX века в ней были обнаружены рисунки, созданные 18-15 тысяч лет назад. Они относятся к древней солютрейской культуре. Изображения располагаются в нескольких пещерных залах. Наиболее внушительные 5 метровые рисунки животных, напоминающих зубров, находятся в «Зале быков».


Национальный парк Какаду

Местность располагается на севере Австралии примерно в 170 км от города Дарвин. На протяжении последних 40 тысяч лет на территории нынешнего национального парка проживали аборигены. Они оставили любопытные образцы первобытной живописи. Это изображения сцен охоты, шаманские обряды и сюжеты сотворения мира, выполненные в особенной «рентгеновской» технике.


Найн-Майл-Каньон

Ущелье в США на востоке штата Юта длиной почти 60 км. Его даже прозвали самой протяженной художественной галереей из-за серии наскальных петроглифов. Некоторые созданы с помощью природных красок, другие выбиты прямо в породе. Большинство изображений создали индейцы фремонтской культуры. Помимо рисунков, интерес представляют пещерные жилища, дома-колодцы и старинные хранилища зерна.


Капова пещера

Археологический памятник, расположенный в Башкортостане на территории заповедника Шульган-Таш. Длина пещеры более 3 км, вход в виде арки 20 метров в высоту и 40 метров в ширину. В 1950-х годах в четырех залах грота были обнаружены первобытные рисунки эпохи палеолита — около 200 изображений животных, антропоморфных фигур и абстрактных символов. Большинство из них созданы с использованием красной охры.


Долина Чудес

Национальный парк Меркантур, который называют «Долиной Чудес», находится неподалеку от Лазурного Берега. Помимо природных красот, туристов привлекает гора Бего – настоящий археологический памятник, где были обнаружены десятки тысяч древних картин бронзового века. Это геометрические фигуры непонятного назначения, религиозные символы и прочие загадочные знаки.


Пещера Альтамира

Пещера находится на севере Испании в автономном сообществе Кантабрия. Она прославилась своими наскальными рисунками, которые выполнены в полихромной технике с использованием множества естественных красителей: охры, гематита, угля. Изображения относятся к мадленской культуре, существовавшей 15-8 тысяч лет до нашей эры. Древние художники были настолько искусны, что сумели придать изображениям бизонов, лошадей и кабанов трехмерный облик, используя естественные неровности стены.


Пещера Шове

Исторический памятник Франции, расположенный в долине реки Ардеш. Около 40 тысяч лет назад пещеру населяли древние люди, оставившие после себя более 400 рисунков. Самым старым изображениям более 35 тысяч лет. Росписи прекрасно сохранились благодаря тому, что долгое время до Шове не могли добраться, ее обнаружили только в 1990-х годах. К сожалению, доступ туристов в пещеру запрещен.


Тадрарт-Акакус

Когда-то на территории жаркой и практически бесплодной Сахары была плодородная и зеленая местность. Тому есть много свидетельств, в том числе – наскальные рисунки, обнаруженные в Ливии на территории горного массива Тадрарт-Акакус. По этим изображениям можно изучать эволюцию климата в этой части Африки, и проследить превращение цветущей долины в пустыню.


Вади-Метхандуш

Еще один шедевр наскального искусства на территории Ливии, расположенный на юго-западе страны. Рисунки Вади-Метхандуш изображают сцены с животными: слонами, кошачьими, жирафами, крокодилами, быками, антилопами. Считается, что самые древние были созданы 12 тысяч лет назад. Наиболее известная картина и неофициальный символ местности – две крупные кошки, сошедшиеся в поединке.


Лаас-Гааль

Пещерный комплекс в непризнанном государстве Сомалиленд с прекрасно сохранившимися древними рисунками. Эти росписи считаются наиболее уцелевшими среди всех на Африканском континенте, они датируются 9-3 тысячелетиями до нашей эры. В основном, они посвящены священной корове – культовому животному, которому поклонялись в этих местах. Изображения были обнаружены в начале 2000-х годов французской экспедицией.


Скальные жилища Бхимбетка

Находятся в Индии, в штате Мадхья Прадеш. Считается, что в пещерном комплексе Бхимбетка жили еще эректусы (Homo erectus — человек прямоходящий) непосредственные предки современных людей. Рисунки, обнаруженные индийскими археологами, относятся к эпохе мезолита. Интересно, что многие обряды жителей окрестных деревень похожи на сцены, изображенные древними людьми. Всего в Бхимбетке около 700 пещер, из которых хорошо изучены более 300.


Беломорские петроглифы

Рисунки первобытных людей находятся на территории археологического комплекса «Беломорские петроглифы», куда входит несколько десятков стоянок древних людей. Изображения расположены в месте под названием Залавруга на берегу Белого моря. Всего коллекция состоит из 2000 объединенных в группы иллюстраций, изображающих людей, животных, сражения, ритуалы, сцены охоты, также есть любопытная картина человека на лыжах.


Петроглифы Тассилин-Адджер

Горное плато в Алжире, на территории которого расположены самые масштабные рисунки древних людей, обнаруженные на севере Африки. Петроглифы стали появляться здесь с 7 тысячелетия до нашей эры. Основной сюжет – сцены охоты и фигуры животных африканской саванны. Иллюстрации выполнены в разных техниках, что свидетельствует об их принадлежности к разным историческим эпохам.


Цодило

Горный массив Цодило находится в пустыне Калахари в Ботсване. Здесь на площади более 10 км² были обнаружены тысячи изображений, созданных древними людьми. Исследователи утверждают, что они охватывают временной период 100 тысяч лет. Самые древние творения – примитивные контурные изображения, более поздние представляют собой попытку художников придать рисункам трехмерный эффект.


Томская писаница

Природный музей-заповедник в Кемеровской области, созданный в конце 1980-х годов с целью сохранения наскальной живописи. На его территории располагаются около 300 изображений, многие из них созданы примерно 4 тысячи лет назад. Самые ранние датируются X веком до нашей эры. Помимо творчества древнего человека, туристам будет интересно посмотреть на этнографическую выставку и музейные коллекции, входящие в состав Томской писаницы.


Пещера Магура

Природный объект находится на северо-западе Болгарии неподалеку от города Белоградчик. Во время археологических раскопок в 1920-х годах здесь были найдены первые свидетельства пребывания древнего человека: орудия труда, керамика, украшения. Также были обнаружены более 700 образцов наскальных рисунков, созданных предположительно 100-40 тысяч лет назад. Помимо фигур животных и людей, на них изображены звезды и солнце.


Заповедник Гобустан

Заповедная территория включает в себя грязевые вулканы и древнюю наскальную живопись. Более 6 тысяч изображений создавали люди, жившие на этой земле с первобытной эпохи и до Средних веков. Сюжеты довольно просты — сцены охоты, религиозных обрядов, фигуры людей и животных. Гобустан находится в Азербайджане примерно в 50 км от Баку.


Онежские петроглифы

Петроглифы были обнаружены на восточном берегу Онежского озера в Пудожском районе Карелии. Рисунки, датируемые 4-3 тысячелетиями до наше эры, размещены на скалах нескольких мысов. Некоторые иллюстрации имеют довольно внушительные 4 метровые размеры. Помимо стандартных изображений людей и животных, есть и мистические символы непонятного назначения, которые всегда пугали монахов расположенной неподалеку Муромской Свято-Успенской обители.


Наскальные рельефы в Тануме

Группа петроглифов, открытая в 1970-х годах на территории шведской коммуны Танум. Они располагаются вдоль 25-километровой линии, которая в бронзовом веке, предположительно, была берегом фьорда. Всего археологи обнаружили примерно 3 тысячи рисунков, собранных в группы. К сожалению, под влиянием неблагоприятных природных условий петроглифы находятся под угрозой исчезновения. Постепенно становится все сложнее различить их очертания.


Наскальные рисунки в Альте

Первобытные люди обитали не только в комфортном теплом климате, но и около Полярного круга. В 1970-х годах на севере Норвегии у города Альта ученые обнаружили большую группу доисторических рисунков, состоящую из 5 тысяч фрагментов. На этих картинах изображена жизнь человека в суровых погодных условиях. Некоторые иллюстрации содержат орнаменты и знаки, которые ученым не удалось расшифровать.


Археологический парк долины Коа

Археологический комплекс, созданный на месте обнаружения доисторической живописи, которая относится к периодам палеолита и неолита (так называемая солютрейская культура). Здесь есть не только древние изображения, некоторые элементы были созданы в Средние века. Рисунки расположены на скалах, протянувшихся на 17 км вдоль реки Коа. Также в парке есть Музей искусства и археологии, посвященный истории местности.


Ньюспейпер-Рок

В переводе название археологического памятника означает «Газетный камень». Действительно, петроглифы, покрывающие скалу, напоминают характерную типографскую печать. Гора располагается в американском штате Юта. Доподлинно не установлено, когда были созданы эти знаки. Считается, что на утес их наносили индейцы как до прихода на континент европейских завоевателей, так и после этого.


Пещеры Эдаккал

К одному из археологических достояний Индии и всего человечества можно отнести пещеры Эдаккал в штате Керала. В эпоху неолита на стены гротов были нанесены доисторические петроглифы. Эти символы еще не удалось расшифровать. Местность является популярным туристическим объектом, посещение пещер возможно только в составе экскурсии. Самостоятельный вход запрещен.


Петроглифы археологического ландшафта Тамгалы

Урочище Тамгалы находится примерно в 170 км от Алма-Аты. В 1950-х годах на его территории было обнаружено около 2 тысяч наскальных рисунков. Большая часть изображений была создана в бронзовом веке, также есть современные творения, появившиеся в эпоху Средних веков. Основываясь на характере рисунков, ученые выдвинули предположение, что в Тамгалы располагалось древнее святилище.


Петроглифы монгольского Алтая

Комплекс наскальных знаков, расположенный на территории Северной Монголии, занимает площадь 25 км² и тянется в длину на 40 км. Изображения были созданы в эпоху неолита более 3 тысяч лет назад, есть рисунки и подревнее, возрастом в 5 тысяч лет. На большинстве из них фигурируют олени с колесницами, также есть фигуры охотников и сказочных животных, напоминающих драконов.


Наскальная живопись в горах Хуа

Китайские наскальные художества были обнаружены на юге страны в горном массиве Хуа. Они представляют собой фигуры людей, животных, кораблей, небесных тел, оружия, окрашенные в цвет насыщенной охрой. Всего здесь насчитывается около 2 тысяч изображений, которые условно разделены на 100 групп. Некоторые картинки складываются в полноценные сюжеты, где можно разглядеть торжественную церемонию, ритуал или шествие.


Пещера Пловцов

Грот располагается в Ливийской пустыне на границе Египта и Ливии. В 1990-х годах там были обнаружены древние петроглифы, возраст которых превышает 10 тысяч лет (эпоха неолита). Они изображают плавающих в море или в ином водоеме людей. Именно поэтому пещеру назвали ее современным именем. После того, как грот стали массово посещать люди, многие рисунки начали портиться.


Хорсшу-Каньон

Ущелье входит в состав национального парка Кaньонлeндс, который находится в американском штате Юта. Хорсшу-Каньон стал знаменитым благодаря тому, что в 1970-х годах здесь обнаружили древние рисунки, созданные кочевыми охотниками-собирателями. Изображения нанесены на панели около 5 метров в высоту и 60 метров в ширину, они представляют собой 2-метровые человекоподобные фигуры.


Петроглифы Валь-Камоники

В первой половине XX века в итальянской долине Валь-Камоника (область Ломбардия) было обнаружено самое большое собрание наскальных изображений в мире – более 300 тысяч рисунков. Основная их часть была создана в железном веке, самые поздние относятся к культуре камунов, о которой пишут еще древнеримские источники. Любопытно, что, когда у власти в Италии находился Б. Муссолини, эти петроглифы считали доказательством зарождения высшей арийской расы.


Долина Твифелфонтейн

Самые древние поселения появились в намибийской долине Твифелфонтейн более 5 тысяч лет назад. Примерно в это же время были созданы наскальные рисунки, изображающую типичную жизнь охотников и кочевников. Всего ученые насчитали более 2,5 тысяч фрагментов, большинству из них около 3 тысяч лет, самым молодым – около 500 лет. В середине XX века кто-то украл внушительную часть плит с петроглифами.


Чумашская расписная пещера

Национальный парк в штате Калифорния, на территории которого располагается небольшой грот из песчаника с настенной росписью индейцев-чумашей. Сюжеты картин отражают представления аборигенов о мироустройстве. По разным оценкам, рисунки были созданы в период от 1 тысячи до 200 лет назад, что делает их вполне современными по сравнению с доисторической наскальной живописью в других местах мира.


Петроглифы Торо-Муэрто

Группа петроглифов в перуанской провинции Кастилья, которые были созданы в VI-XII веках во времена культуры Уари. Некоторые ученые предполагают, что к ним приложили руку инки. На рисунках изображены животные, птицы, небесные тела, геометрические орнаменты, а также люди в танце, вероятно, исполняющие какой-то ритуал. Всего удалось обнаружить около 3 тысяч разрисованных камней вулканического происхождения.


Петроглифы острова Пасхи

Одно из самых загадочных мест планеты, остров Пасхи, может удивить не только гигантскими каменными головами. Древние петроглифы, нанесенные на скалы, валуны, стены пещер вызывают не меньший интерес и считаются важным археологическим наследием. Они представляют собой то ли схематические изображения технического процесса, то ли несуществующих животных и растения – ученым только предстоит разобраться в этом вопросе.


По всему миру спелеологи в глубоких пещерах находят подтверждение существованию древнейших людей. Наскальные росписи превосходно сохраняются в течение многих тысячелетий. Есть несколько видов шедевров - пиктограммы, петроглифы, геоглифы. Важные памятники истории человечества регулярно заносят в реестр Всемирного наследия.

Обычно на стенах пещер встречаются расхожие сюжеты, такие, как охота, сражение, изображения солнца, животных, человеческих рук. Люди в древние времена придавали росписям сакральное значение, они верили, что помогают себе в будущем.

Наносились изображения различными методами и материалами. Для художественного творчества использовалась кровь животных, охра, мел и даже гуано летучих мышей. Особый вид росписей - тесаные росписи, их выбивали в камне с помощью специального резца.

Многие пещеры недостаточно изучены и ограничены в посещении, а в другие, наоборот, открыты для туристов. Однако большая часть драгоценного культурного наследия пропадает без присмотра, не нашедшая своих исследователей.

Ниже представлен небольшой экскурс в мир самых интереснейших пещер с доисторическими наскальными росписями.

Древние наскальные рисунки.


Болгария славится не только радушием жителей и непередаваемым колоритом курортов, но и пещерами. Одна из них, со звучным названием Магура, расположена к северу от Софии, недалеко от городка Белоградчик. Общая протяженность пещерных галерей более двух километров. Залы пещеры имеют колоссальные размеры, каждый из них - около 50 метров в ширину и 20 в высоту. Жемчужина пещеры - наскальная роспись, выполненная прямо на поверхности, покрытой гуано летучих мышей. Росписи многослойные, здесь представлен ряд картин времен палеолита, неолита, энеолита и бронзового века. На рисунках древних гомо сапиенс изображены фигурки танцующих поселянок, охотников, множество диковинных животных, созвездий. Так же представлено солнце, растения, орудия труда. Здесь начинается повествование о празднествах древней эпохи и о солнечном календаре, заверяют ученые.


Пещера с поэтичным названием Куэва-де-лас-Манос (с испанского - «Пещера множества рук») расположена в провинции Санта-Крус, ровно в ста милях от ближайшего населенного пункта - города Перито-Морено. Искусство наскальной росписи в зале 24 метра в длину и 10 метров в высоту датируется 13-9 тысячелетиями до нашей эры. Удивительная картина на известняке представляет собой объемное полотно, изукрашенное следами рук. Ученые выстроили теорию о том, как получились на диво четкие и ясные отпечатки ладоней. Доисторические люди брали специальный состав, затем набирали его в рот, и сквозь трубку с силой выдували на руку, приложенную к стене. Помимо этого, имеются стилизованные изображения человека, нанду, гуанако, кошек, геометрических фигур с орнаментами, процесса охоты и наблюдений за солнцем.


Чарующая Индия предлагает туристам не только прелести восточных дворцов и обворожительных танцев. На севере центральной Индии есть огромные горные образования из обветрившегося песчаника со множеством пещер. В естественных укрытиях жили некогда древние люди. Около 500 жилищ со следами обитания человека сохранились в штате Мадхья-Прадеш. Индийцы нарекли скальные жилища именем Бхимбетка (от имени героя эпоса «Махабхараты»). Художества древних датированы здесь эпохой мезолита. Некоторые картины незначительны, а некоторые из сотен изображений очень типичные и яркие. 15 наскальных шедевров доступны для созерцания желающих. Главным образом, здесь изображены узорные орнаменты и сцены битв.


В национальном парке Серра-да-Капивара находят приют и редкие животные, и маститые ученые. А 50 тысяч лет назад здесь, в пещерах, нашли кров наши далекие предки. Предположительно, это древнейшая общность гоминидов в Южной Америке. Парк расположен поблизости от города Сан Раймондо Нонато, в центральной части штата Пиауи. Эксперты насчитали здесь более 300 археологических памятников. Основные сохранившиеся изображения датируются 25-22 тысячелетием до рождества Христова. Самое удивительное то, что на скалах нарисованы вымершие медведи и прочая палеофауна.


От Сомали в Африке недавно отделилась республика Сомалиленд. Археологов в данной местности интересует пещерный комплекс Лаас-Гааль. Здесь представлены наскальные росписи времен 8-9 и 3 тысячелетия до нашей эры. На гранитных стенах величественных природных укрытий изображены сцены жизни и быта кочевого народа Африки: процесс выпаса скота, церемонии, игры с собаками. Местное население значения рисункам предков не придает, а пещеры использует, как и встарь, для убежища во время дождя. Многие из этюдов не изучены должным образом. В частности, возникают проблемы с хронологической привязкой шедевров арабско-эфиопской древней наскальной росписи.


Недалеко от Сомали, в Ливии, также имеются наскальные росписи. Они гораздо более ранние, и датируются, чуть ли не 12-м тысячелетием до нашей эры. Последние из них нанесены уже после рождества Христова, в первом веке. Занимательно наблюдать, следуя за рисунками, как в этой области Сахары менялась фауна и флора. Сначала мы видим слонов, носорогов и фауну, характерную для довольно влажного климата. Также интересна четко прослеживаемая смена стилей жизни населения - от охоты до оседлого скотоводства, затем до кочевничества. Чтобы добраться до Тадрарт-Акакус, нужно пересечь пустыню к востоку от города Гат.


В 1994 году на прогулке, случайно, Жан-Мари Шове открыл ставшую позже знаменитой пещеру. Ее назвали в честь спелеолога. В пещере Шове, кроме следов жизнедеятельности древних людей, были обнаружены сотни замечательных фресок. Самые удивительные и красивые из них изображают мамонтов. В 1995 году пещера стала государственным памятником, а в 1997 году здесь было введено 24-часовое наблюдение во избежание порчи великолепного наследия. Сегодня, чтобы бросить взгляд на бесподобное наскальное творчество кроманьонцев, нужно получать специальный допуск. Кроме мамонтов, полюбоваться есть на что, здесь на стенах есть и отпечатки рук, и пальцев представителей Ориньякской культуры (34-32 тыс. лет до н.э.)


На самом деле, к знаменитым попугаям Какаду название австралийского национального парка не имеет отношения. Просто европейцы неправильно произносили название племени Gaagudju. Эта народность сейчас вымерла, и некому поправить несведущих. В парке проживают аборигены, не менявшие уклад жизни со времен каменного века. В течение тысяч лет коренные австралийцы занимались наскальными росписями. Картины здесь рисовали уже 40 тысяч лет назад. Помимо религиозных сцен и охоты, здесь набросаны стилизованные рассказы в рисунках о полезных навыках (обучающие) и о волшебстве (развлекательные). Из животных изображены вымершие сумчатые тигры, сомы, баррамунди. Все чудеса плато Арнем-Ленд, Колпиньяк и южных холмов локализуются в 171 км от города Дарвин.


Оказывается, первые гомо сапиенсы добрались до Испании в 35 тысячелетии до Рождества Христова, это был ранний палеолит. Они и оставили диковинные наскальные росписи в пещере Альтамира. Художественные артефакты на стенах огромной пещеры датируются и 18-м и 13-м тысячелетием. В последний период интересны полихромные фигуры, своеобразное сочетание гравюры и живописи, приобретение реалистичных деталей. Знаменитые бизоны, олени и лошади, а точнее, их прекрасные изображения на стенах Альтамира частенько попадают в учебники для учащихся средних классов. Пещера Альтамира находится в регионе Кантабрии.


Ласко - не просто пещера, а целый комплекс маленьких и больших пещерных залов, расположенных на юге Франции. Недалеко от пещер стоит легендарная деревенька Монтиньяк. Картины на стенах пещеры нарисованы 17 тысяч лет назад. И до сих пор они поражают удивительными формами, сродни современному искусству граффити. Ученые особенно ценят зал Быков и дворцовый зал Кошек. Что там оставили доисторические творцы, несложно догадаться. В 1998 году наскальные шедевры чуть было не уничтожила плесень, возникшая из-за неправильно смонтированной системы кондиционирования. И в 2008 году Ласко закрыли, чтобы сохранить более 2000 уникальных рисунков.

PhotoTravelGuide

Лучшие статьи по теме