Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Как по рисункам определить психологическое состояние. О чем говорят наши каракули

Самые маленькие «художники» (до 3-х лет) выводят на листке бумаги, казалось бы, бессмысленные линии и круги.

Чуть позже (к 4-5 годам) появляется замысел рисунка – маму, папу, животных, дом. Как он рисует человека, какие цвета при этом использует – все это может дать психологу достаточную информацию для интерпретации детского рисунка.

Специалист, используя детские психологические тесты по рисункам, может почувствовать настроение малыша, выявить причину страхов, уловить скрытое напряжение и даже серьезные проблемы психического развития. Получить представление о душевном состоянии крохи могут и родители, не обладающие профессиональными навыками в психологии детского рисунка. Для этого достаточно попросить ребенка нарисовать семью, предоставив ему карандаши или фломастеры всех возможных цветов.

Психология творчества: о чем говорят детские рисунки

Интерпретация рисунка по цвету

Взгляните на творение малыша и попробуйте догадаться, о чем говорит детский рисунок по основному цвету. Психология трактует цвета следующим образом.

  • Преобладание в рисунке пастельных оттенков (голубой, розовый, лиловый) говорит о гармонии и свободе личности. «Розовым» малышам важны тактильные ощущения, обнимайте их почаще, целуйте.
  • Преобладание красного свидетельствует об открытости и активности ребенка. Как правило, такой малыш возбудим, непоседлив и часто непослушен. Однако беспокоиться не о чем, ведь это лишь его индивидуальная особенность. Такие дети полны энергии. Повзрослев, они смогут добиться успеха в жизни.
  • Если детский рисунок выполнен в синем цвете , в психологии это признак уравновешенности. Такие дети более спокойны и неторопливы.
  • Зеленый – цвет упрямства и настойчивости. Светло-зеленый говорит о необходимости защиты. Темно-зеленый должен насторожить родителей – ребенку не хватает внимания и любви. Такие дети вырастают замкнутыми, поэтому с самых малых лет в них нужно воспитывать открытость и вселять уверенность в защищенности.
  • Согласно психологии детского рисунка, желтый – цвет мечтательного малыша с живой фантазией и хорошо развитым воображением. Такие малыши любят играть в одиночестве, используя при этом абстрактные игрушки (различные веточки, камешки и пр.).
  • Если дитя нарисовало оранжевое небо, оранжевую маму – это признак возбуждения, которое не имеет выхода. Таких малышей сложно успокоить, поэтому их энергию лучше направлять в помощь родителям по дому. Совсем хорошо, если среди этих дел найдется такое, которое вызовет у ребенка интерес.
  • Превалирование фиолетового – показатель высокой чувствительности. Это творческая натура с богатым внутренним миром. Это ранимые дети, нуждающиеся в ласке и поощрении больше других.

Однозначно вызвать беспокойство должно преобладание темных оттенков на детском рисунке. По этому поводу психология говорит следующее.

  • Коричневый: отрицательные эмоции, проблемы со здоровьем, переживание семейных неурядиц.
  • Серый: бедность, отторжение, замкнутость.
  • Черный: стресс, угроза и даже психологическая травма.
  • Темно-красный (бардовый с оттенками черного): депрессия, тревожное состояние.

Преобладание этих цветов говорит о проблемах, с которыми лучше сразу обратиться к психологу.

Нажим на карандаш

Слабый нажим говорит о робости и пассивности. Если малыш постоянно стирает линии резинкой, это признак неуверенности и тревожности. Сильный нажим – свидетельство эмоциональной напряженности. А если нажим такой силы, что бумага рвется, это говорит о конфликтности и .

Положение и размер рисунка

Изображение в верхней части листа – признак высокой самооценки или мечтательности. Расположение мелкого рисунка в нижней части страницы – эмоциональное неблагополучие, низкая самооценка, депрессия.

Если рисунок получился настолько крупным, что малыш приклеил к нему другой листок, чтобы дорисовать недостающее, это показатель тревожного состояния. Также такие рисунки часто рисуют гиперактивные дети.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист "«Творческий беспорядок» в квартире, как его контролировать!" Скачайте его и вам не будут страшны творческие эксперименты детей!

Анализ детского рисунка

Интерпретацией рисунка человека в психологии занимаются арт терапевты, психологи, социальные работники. Интерпретируя детский рисунок, важно учитывать возраст малыша. Люди у трехлеток получаются «головоногими», это нормально. Однако о психологии детского рисунка с точки зрения психоэмоционального состояния «художника» все же лучше судить, когда малышу 4, 5 или 6 лет.

Безрадостные лица на рисунке или их отсутствие, угрожающая мимика и жесты – могут свидетельствовать об эмоциональном неблагополучии ребенка. Однако специалисты успокаивают: по одному рисунку судить не стоит. Совсем другое дело, когда все рисунки ребенка, созданные в разные дни и месяцы, имеют схожую тенденцию к мрачности.

Анализируя детский рисунок, стоит обратить внимание на его структуру , сравнив реальный состав семьи с изображенным на бумаге. Например, девочка Оля не нарисовала среди прочих членов семьи свою младшую сестренку. Налицо ревность к младшей сестре, ощущение недостатка внимания. О том же говорит и то, если Оля рисует свою сестру крупнее по размеру, чем себя.

Если малыш не изобразил себя, это признак одиночества и серьезный повод задуматься об отношениях в семье.

Также заметьте, в каком порядке ребенок рисует людей . Персонаж, нарисованный первым - главный для ребенка. Член семьи, изображенный боком или спиной, в напряженных отношениях с автором рисунка или в ссоре с ним.

Во время психологической расшифровки детских рисунков посмотрите, чем заняты изображенные на нем члены семьи. Когда они вместе занимаются каким-то делом, нарисованы близко друг от друга, все это признак семейного благополучия. А вот разрозненность персонажей говорит о разладе в семье.

Детские психологические тесты по рисункам

Специалисты в своей работе часто используют детские психологические тесты по рисункам для детей, в которых просят ребенка нарисовать семью, такую же девочку, такого же мальчика или другие ситуации. По рисунку оценивается психоэмоциональное состояние и личностное развитие крохи. Рассмотрим на примерах.

Психологический анализ детского рисунка с примером.

Скачайте чек-лист «Творческий беспорядок» в квартире, как его контролировать!

Что такое «творческий беспорядок» - знает любая мама, бороться с ним бесполезно. Как же помочь своему ребёнку развиваться и при этом тратить меньше времени на уборку?​ Следуйте советам из чек-листа и вам не будут страшны творческие эксперименты детей!

В практике психологического консультирования особое место отводится интерпретации рисунков человека. Обычно психолог просит клиента набросать рисунок на заданную тему, а затем интерпретирует его, опираясь на некоторые правила и значения символов. Художественные способности клиента при этом, конечно же, не учитываются.

Рис. Как определить характер человека по его рисунку?

Но для того чтобы лучше понять характер человека с помощью его рисунка, необязательно быть профессиональным психологом. Можно просто присмотреться к спонтанным рисункам-каракулям, созданным, к примеру, на длительном совещании или скучной лекции. Такое творение может многое сказать о своем авторе.

Что рисунок говорит о характере автора?

Итак, для начала обратите внимание на расположение рисунка и его размер. Чем больше рисунок, тем его автор. Соответственно, чем рисунок меньше, тем слабее человек, тем меньше в нем уверенности.

Затем на листе бумаги нужно мысленно провести две перпендикулярные линии, разделяющие рисунок на верхнюю и нижнюю, правую и левую части. Ближе к верхнему краю рисуют , к нижнему - неуверенные в себе личности. Рисунок, расположенный в левой части листа, означает интровертированность его автора, уход от конфликтов, ориентацию на прошлое. Соответственно, расположение рисунка справа означает экстравертированность человека, его направленность в будущее.

Обратите внимание на сам рисунок, его содержание. Если автор изображает преимущественно округлые фигуры и плавные линии, его можно охарактеризовать, как человека доброго, мечтательного. Спонтанно изображенные на листе солнце, облака, цветы . Однако, если человек рисует круги, переплетающиеся и накрывающие друг друга, то ему необходимы внимание, забота и поддержка близких людей.

Если на рисунке много острых углов, присутствуют геометрические фигуры, это указывает на целеустремленность человека, его склонность . Иногда острые углы трактуются также, как признаки агрессии.

Спирали, волны, завитки рисуют эгоцентричные, честолюбивые личности. Иногда эти символы обозначают то, что человек находится в сложной для себя ситуации, выхода из которой он пока не видит.

Если же человек рисует соты или подобные им ячейки, это может свидетельствовать о его желании . Часто это желание может не осознаваться даже самим автором рисунка.

Решетки, сети могут означать, что человек находится в сложном для себя, рискованном положении. Сходно трактуется и рисунок шахматной доски: человек ощущает себя загнанным в угол и, возможно, нуждается в помощи и поддержке.

Умение интерпретировать рисунки может оказаться очень полезным. К примеру, оценив рисунок, Вы видите, что близкий Вам человек нуждается в поддержке. В этом случае даже обычный разговор по душам может оказаться самой лучшей помощью, какую ждет от Вас автор рисунка.

11.10.2015 50760 +28

Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен. Детский рисунок чаще всего наглядно демонстрирует сферу интересов самого маленького художника. На ранних этапах развития (до трех лет) – это черточки, линии, круги. Малыш «пробует» карандаш или кисть, экспериментирует. Обычно он сначала делает рисунок, а потом придумывает, что изобразил, на что это может быть похоже. Позднее (к четырем годам) появляется замысел рисунка . С определенного возраста (в 3,5 – 4 года) объектом пристального внимания и изучения становится человек. С точки зрения психодиагностики рисунок человека является одним из самых точных и достоверных источников информации. Сложность заключается лишь в том, что информация, содержащаяся в таком послании, образно говоря «закодирована», и рисунок нужно грамотно «читать». Психологи, которые используют в работе рисуночные методики, должны обладать достаточной квалификацией и опытом работы с детьми. Однако внимательные родители всегда могут заметить в творческих работах ребенка что-то необычное, почувствовать его настроение, уловить скрытое напряжение. Поэтому в качестве «доврачебной помощи» предлагаем несколько уроков анализа детского рисунка.

Детали детского рисунка зависят от возраста

Ребенку нужно предложить нарисовать его семью. Причем, так, чтобы все были заняты каким-нибудь делом. Пусть у него будет выбор цветных карандашей и достаточно бумаги - обычный альбомный лист (формат А4) вполне подойдет. Не стоит торопить малыша или комментировать его рисунок в процессе рисования. А когда он закончит семейный портрет, самое время обратиться с вопросами: кого именно он нарисовал и чем заняты все эти персонажи. Приступая к анализу рисунка, взрослые должны учитывать, что его содержание и, условно говоря, качество зависят от возраста юного художника. У трехлетних детей люди чаще всего выглядят как «головоноги»: некие существа, тело и голова которых представляют собой единый «пузырь» с ножками. Может появиться и рожица. Но, строго говоря, анализировать рисунок с точки зрения личностного развития и психоэмоционального состояния будет вернее с 4-5 лет . К четырем годам ребенок обычно уже изображает человека в виде двух овалов с ручками и ножками – палочками. На рисунках пятилетних детей появляются голова, глаза, туловище, руки, ноги. В шесть лет к выше перечисленному добавляются нос, рот, пальцы (их количество несущественно). К семи годам «живописцы» уже не упускают из виду такие детали человеческого образа, как шея, волосы (или шапка), одежда (хотя бы в схематическом виде), а руки и ноги изображают двойными линиями. Обычно на эти критерии ориентируются при оценке умственного развития ребенка.

Анализ детского рисунка по… собственным ощущениям

Домашняя иерархия

Особое внимание уделяется анализу структуры рисунка семьи. Необходимо сравнить ее реальный состав с тем, который изображен ребенком на бумаге. Следует также оценить порядок рисования, размер фигур и их расположение на листе. Первым и самым крупным, как правило, изображается наиболее значимый в понимании юного художника член семьи. Себя же дети обычно рисуют рядом с теми, к кому испытывают наибольшую привязанность. А дальше всех на рисунке располагается самый несимпатичный малышу родственник. Изображение в профиль или спиной также свидетельствует о напряженных отношениях между этим членом семьи и автором рисунка. Дети живут сиюминутными переживаниями. И часто эмоциональные отношения с кем-то из близких (недавняя ссора, обида) могут внести свои коррективы в рисунок. В этом случае малыш может даже «забыть» кого-то. К примеру, 6-летний Алеша не рисует отца, который уделяет ему мало внимания и бывает груб. А его отсутствие на рисунке объясняет тем, что «папа уехал в командировку». Алиса (4 года) не нарисовала свою младшую сестренку Ксюшу, объяснив ее отсутствие тем, что малышка «спит в другой комнате». Девочка не может примириться с тем, что мама из-за сестры не уделяет ей столько же внимания, как прежде. Имеют место и обратные ситуации, когда ребенок изображает на рисунке реально не существующих членов семьи. Саша (5 лет) немало удивил свою маму, когда нарисовал рядом с собой играющего малыша и сообщил, что у него наконец-то появился братик! Подобные «коррективы» в состав семьи вносят дети, неудовлетворенные своим эмоциональным положением. Им требуется больше доброжелательного внимания от взрослых и игр «на равных», а лучше – развлечений в компании других таких же малышей. Важную роль при анализе детского рисунка играет и то, чем заняты члены семьи. Если они объединены каким-то общим делом, чаще всего это свидетельствует о благоприятном семейном климате. Весьма значимым показателем психологической близости является реальное расстояние между изображенными фигурами . Рисуя себя отдельно от остальных, ребенок может «сигнализировать» о своей изолированности в семье. Если он отделяет своих родных друг от друга перегородками или помещает их в разные «комнаты», это может свидетельствовать о проблемах в общении. Размер изображения говорит о том, какое место занимает этот человек в эмоциональной жизни семьи. Например, если младшего по возрасту брата или сестру ребенок рисует крупнее себя, то можно предположить исключительное внимание к нему со стороны близких. Он «занимает много места в их жизни». Отсутствие на рисунке самого маленького художника – частый признак того, что ребенок чувствует себя в семье одиноким, и ему «нет места» в отношениях между близкими. Проверить это можно, задав малышу вопрос: «Может быть, ты забыл кого-то нарисовать?» Бывает, что даже прямое указание: «ты забыл изобразить себя» ребенок игнорирует или объясняет: «не осталось места», «потом дорисую». Такая ситуация является серьезным поводом задуматься о семейных взаимоотношениях. Очень плотное изображение фигур, как бы перекрывающих друг друга, говорит о столь же тесных взаимоотношениях близких малышу людей или о его потребности в таких связях.

Оценка «манеры письма»

Достаточно распространенным признаком повышенной тревожности ребенка являются самоисправления. Особенно такие, которые не ведут к улучшению качества изображения. Встречаются рисунки из отдельных мелких штрихов - малыш как бы опасается провести решительную линию. Иногда весь рисунок или какая-то из его частей штрихуется. В таких случаях можно также предположить повышенную тревожность юного художника. Стоит обратить внимание на преувеличенно большие глаза на портрете, особенно-если в них густо заштрихованы зрачки. Возможно, малыш испытывает чувство страха. Многочисленные украшения, наличие дополнительных деталей и элементов костюма у автора рисунка указывают на демонстративность ребенка, его желание быть замеченным, тягу к внешним эффектам. Чаще это встречается у девочек. Очень слабый нажим карандаша, низкая (не по возрасту) детализированность рисунка встречается у детей астеничных, склонных к быстрому утомлению, эмоционально чувствительных, психологически неустойчивых. А дети, у которых легко, без видимой причины меняется настроение, обычно в процессе рисования часто меняют нажим: одни линии едва заметны, другие проведены с заметным усилием.Импульсивные малыши часто не доводят линии до конца или, наоборот, рисуют размашисто, поэтому их рисунки производят впечатление небрежных, бесконтрольных. Здесь обращают на себя внимание сильный нажим и грубые нарушения симметрии. Иногда рисунок «не помещается» на листе. Встречаются рисунки, где все фигуры изображены очень мелко. Обычно вся композиция ориентирована к какому-либо краю листа. Это значит, что малыш ощущает себя слабым и не верит в свои силы. Возможно, кто-то из родных очень строг с ним или требования, предъявляемые ребенку, не соответствуют его реальным возможностям. Если малыш изображает себя в открытой позе (руки и ноги широко расставлены, фигура крупная, чаще округлая), это говорит о его общительности и жизнерадостности. И напротив, «закрытая» поза (руки прижаты к телу или спрятаны за спину, фигура вытянутая, угловатая) скорее указывает на человека замкнутого, склонного сдерживать свои чувства и мысли. Как в рисунках мальчиков, так и в рисунках девочек нередко можно заметить символы агрессивных тенденций поведения: большие акцентированные кулаки, оружие, устрашающая поза, четко прорисованные ногти и зубы. Несмотря на кажущуюся враждебность, они могут быть выражением защитной формы поведения . Взрослым следует разобраться, что является для их ребенка источником повышенной эмоциональной опасности, и зачем ему понадобилась такая демонстрация своей силы. Особое место занимают рисунки с нарушением принятых норм изображения . В частности, изображение половых органов. Для маленьких детей (до 4-х лет) это, скорее, частое явление. Здесь отражается тенденция к естественности жизни во всех ее проявлениях. У старших дошкольников такой рисунок говорит о демонстративности, желании привлечь внимание провокативным способом, служит выражением агрессии.

Палитра – зеркало души?

Дети очень рано начинают «чувствовать» цвет и подбирать его по своему настроению и мироощущению. Доктор Макс Люшер, психолог и исследователь в области цвета, изучал выбор оттенков из цветовой гаммы различными людьми. Он пришел к заключению, что выбор цвета отражает психологические качества человека и состояние его здоровья. Количество используемых ребенком цветов можно рассматривать с нескольких позиций. В первую очередь, это характеристика уровня развития эмоциональной сферы в целом. Обычно дети используют 5-6 цветов. В этом случае можно говорить о нормальном среднем уровне эмоционального развития. Более широкая палитра цвета предполагает натуру чувствительную, богатую эмоциями. Если ребенок старше 3-4 лет рисует 1-2 цветными карандашами, это, скорее всего, указывает на его негативное состояние в данный момент: тревога (синий), агрессия (красный), депрессия (черный). Использование только простого карандаша (при наличии выбора) иногда трактуют как «отсутствие» цвета, таким образом ребенок «сообщает» о том, что в его жизни не хватает ярких красок, положительных эмоций. Наиболее эмоционально значимые фигуры выделяют большим количеством цветов. А открыто не принимаемых персонажей обычно рисуют черным или темно-коричневым цветом. Цвета могут передавать также определенные свойства характера и состояние. Каждый из цветов имеет собственное символическое значение :

  • темно-синий – концентрация, сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое и удовлетворении, самоанализ;
  • зеленый – уравновешенность, независимость, настойчивость, упрямство, стремление к безопасности;
  • красный – сила воли, эксцентричность, направленность вовне, агрессия, повышенная активность, возбудимость;
  • желтый – положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм;
  • фиолетовый – фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому цвету);
  • коричневый – чувственная опора ощущений, медлительность, физический дискомфорт, часто - отрицательные эмоции;
  • черный – подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях;
  • серый – «отсутствие» цвета, безразличие, отстраненность, желание уйти, не замечать того, что тревожит.

От теории к практике

Итак, малыш провел над листом бумаги с карандашами в руках несколько минут, и картинка готова. Как много важного для него самого и для родителей скрыто в этом рисунке! Попробуем прочитать его? Вот ребенок изобразил себя, но поза неустойчива, и нет лица. А как общаться без лица? – Сложно! Вот малыш в кроватке – прилег отдохнуть. Возможно, он устал. А может быть, болен? И цвет выбрал коричневый. Да, так и есть – температура! Почему все девчонки рисуют принцесс? Именно так они себя ощущают или …очень хотят этого. Всего лишь оказаться в центре внимания, быть самой-самой… Да и какой с принцессы спрос? А вот мальчик, вооруженный до зубов. Ему требуется защита. Может быть, кто-то обидел его.

Примеры анализа конкретных рисунков:

Детский рисунок 1

Автор этого «семейного портрета» - Алеша (6 лет).

Возрастной критерий В поведении ребенка присутствуют черты, присущие более раннему возрасту, эмоционально-волевая сфера отличается незрелостью. Все персонажи рисунка изображены одним способом. Одежда, с присущими ей деталями, отсутствует. В качестве символического признака пола выступает прическа. Характерное отсутствие шеи у изображенных людей в данном случае свидетельствует о трудности контроля разума над телесными побуждениями, то есть в поведении Алеши наблюдается высокая подвижность, временами - расторможенность, импульсивность. Эмоциональная характеристика Рисунок яркий, легкий, жизнерадостный, упорядоченный, скорее доброжелательный. Особенности изображения семьи Семья на рисунке отражена в полном составе. В центре композиции – папа как важный субъект в домашней иерархии. Можно с достаточной уверенностью предполагать, что мама физически и эмоционально ближе к Алеше. Обращают на себя внимание образовавшиеся пары: мама – сын (младший в семье), папа – дочь. Сестра Лена находится дальше всех от автора рисунка. Вероятно, не все ладится в их отношениях. Показательно, что из всех членов семьи только папа «крепко стоит на земле». Остальные – парят, немножко «витают в облаках». В целом можно говорить о достаточно теплых и близких отношениях между членами семьи. Об этом свидетельствует незначительное расстояние между ними, выбор общего цвета и изображение в той же гамме дома с дымком из трубы, символизирующим «тепло семейного очага». «Манера письма» Все линии рисунка сделаны уверенными, решительными движениями. Вероятно, именно такой стиль поведения является наиболее характерным для Алеши. Но сильный нажим и акцентированная штриховка тела мальчика говорят о внутреннем беспокойстве, тревожности, может быть, физическом (буквально телесном ) недомогании. Прическа выдает натуру активную, временами, возможно, агрессивную. Интересная деталь - своеобразные антенны (со слов Алеши), которые на рисунке «вырастают» из ушей мальчика. Они символизируют потребность в получении информации, чтобы компенсировать трудности в общении (у ребенка на изображении нет лица). Позы всех персонажей открытые, фигуры округлые, что предполагает людей жизнерадостных, общительных. В случае с Алешей это кажущееся противоречие может означать: «Хочу общаться, играть, но меня не всегда понимают». Палитра Цветовое решение рисунка весьма символично. Маленький художник остановил свой выбор на сигнальном красном цвете для всех членов семьи, особенно подчеркнуто - для самого себя. Это указывает на направленность вовне, общительность, повышенную активность автора рисунка. Дополнительный зеленый подчеркивает стремление к независимости и желание настоять на своем как привычный способ поведения. Важной деталью рисунка является четко прорисованная поверхность земли. Если Алеша потратил немало времени на ее изображение, наверно это является чем-то важным для него. В данном случае можно рассматривать землю как потребность в опоре, большей устойчивости и стабильности. Целью анализа рисунка всегда является более глубокое понимание ребенка, взгляд на семью его глазами и определение путей к позитивным изменениям. В данном случае хотелось бы порекомендовать родителям Алеши, чтобы они уделяли больше внимания глубокому, доверительному общению с сыном, чаще разговаривали с ним просто так, интересовались его мнением по разным вопросам. Им также следует подумать, в чем состоит трудность контакта между сыном и дочерью. А активный отдых, игры на воздухе могут существенно снизить эмоциональное и физическое напряжение.

Детский рисунок 2.

Его автор – Максим (4 года 10 месяцев)

Возрастной критерий Такой рисунок скорее характерен для шестилетних детей. Можно сказать, что мальчик интеллектуально развивается с опережением своего возраста. Эмоциональная характеристика Рисунок яркий, динамичный, однако неспокойный. Особенности изображения семьи. Семья изображена в полном составе. Обращает на себя внимание половая идентификация юного автора с папой (см. одежду). Однако эмоционально ребенок все еще ближе к маме, что характерно для дошкольника. Интересно, что мальчику будто не хватает места на рисунке, он нетвердо стоит на ногах. Его положение неустойчиво и изменчиво. Палитра Ребенок выбрал для себя фиолетовый цвет, что в сочетании с его неуверенным положением в семье (об этом было сказано выше) указывает на возможную психоэмоциональную нестабильность, частые перепады настроения. Для мамы маленький художник выбрал энергичный несколько хаотичный, желтый цвет. Папа – коричневый. В его образе внимание концентрируется на физическом теле. Такими ребенок видит своих родителей. «Манера письма» Фигуры крупные, угловатые – скорее всего, в общении ребенка присутствует некоторая прямолинейность и склонность к конфликтам (острые углы). Заметная штриховка и четко прорисованные зрачки дают основание предполагать наличие скрытой тревоги.

Детский рисунок 3

Петя, 6 лет.

Рисунок яркий, насыщенный, энергичный, хорошо организованный. Вполне соответствует возрасту художника. В структуре семьи выделяются «взрослая» и «детская» группы. Младший брат и сестра стремятся эмоционально и физически быть ближе к Пете. Вероятно в семье психологически близкие, равные отношения. Мама – самый яркий, эмоциональный образ. Ребенок выделяет образ мамы с помощью цвета и рисует его в первую очередь. Петя изображает себя взрослым. Руки несколько укорочены по сравнению с другими изображениями. Обычно это встречается в рисунках детей, которые считают себя недостаточно умелыми, критично относятся к своим практическим навыкам, возможностям. Солнце и цветы очень часто встречаются в рисунках детей. Стоит обратить внимание, если их появление неоправданно ситуацией. Например, солнце появляется в рисунке комнаты. Тогда мы говорим о потребности более теплых отношений в семье. В рисунке Пети эти символы вероятнее всего говорят о позитивном отношении к своей семье.

Детский рисунок 4

Полина, 7 лет.

Часто дети рисуют произвольно, без специального задания, просьбы: «Я рисую девочку такую, как я». В таком случае мы наблюдаем несколько идеализированное представление ребенка о себе. Обратим внимание на рисунок Полины. Он расположен в верхней части листа, достаточно крупный и яркий. Можно говорить о позитивной самооценке ребенка, активности, эмоциональности. Вероятно, девочка отличается высоким самоконтролем, развитым интеллектом, общительностью. Но ей не хватает устойчивости (обратите внимание на акцентировано прорисованную линию земли и маленькие ножки ребенка). С психологической точки зрения речь идет о неуверенности в себе. Обычно так бывает в семье, где воспитывается один ребенок: ему уделяют, как это не парадоксально звучит, слишком много внимания, контролируют и направляют каждый шаг. Таким образом, ребенок лишен возможности как-то проявить самостоятельность. Постепенно привыкая к этой ситуации, ребенок боится сделать неверный шаг и ждет «ценных указаний». Может быть, Полине иногда стоит сделать свои собственные ошибки и учиться на них?

Детский рисунок 5

Александра, 4 года.

Рисунок динамичный, яркий, несколько хаотичный. Эмоциональным центром семьи, несомненно, является мама: вокруг нее сосредоточены тепло (солнце), ребенок, собака. Ее платье украшено рисунком. Обратите внимание, что себя Саша рисует как равную со взрослыми и только ножки до земли не дотягиваются. Характер у девочки, вероятно, боевой, импульсивный, мальчишеский. Линии рисунка размашистые, с сильным нажимом предполагают невысокий уровень самоконтроля. Для таких детей полезны игры с несложными правилами, предполагающие наличие нескольких игроков. Активные занятия спортом также научат лучше понимать себя и соотносить свои желания с интересами команды.

Детский рисунок 6

Петя, 4 года 6 месяцев

Совершенно необычный рисунок для ребенка 4,5 лет. Головоноги превратились сразу в зрелые рисунки. Особенно это касается изображений взрослых. Несомненно, это рисунок очень наблюдательного, развитого и вместе с тем тревожного ребенка. Обильная штриховка, плотность, зажатость изображения, подчеркнуто прорисованные глаза указывают на наличие тревожности. Наиболее яркой, значимой фигурой является папа. Обратите внимание на то, как различается штриховка одежды у членов семьи. У папы – в строго определенном направлении, костюм официальный. Вероятно и в жизни папа очень организованный, деловой человек. Фигуры на рисунке изображены очень плотно. Это может указывать на столь же тесные отношения и в реальности. Но нашему главному герою, похоже, необходимо для активной жизни большее физическое и психологическое пространство. На первый взгляд, может показаться, что анализ детских рисунков – не такая уж сложная задача. Однако хотелось бы предостеречь родителей от жестких формулировок и постановки психологического диагноза. Ведь за кажущейся простотой и изящностью метода стоит множество нюансов, взаимосвязей отдельных проявлений и особенностей. Кроме того, человек, анализирующий рисунок, рассматривает его через призму своего личного опыта и состояния в данный момент времени. Поэтому не стоит самостоятельно делать далеко идущих выводов. А если что-то в рисунке ребенка насторожило или озадачило родителей, лучше не откладывать визит к специалисту. Пусть поможет разобраться!

Инструкция

Сначала посмотрите на местоположение рисунка. В верхней части листа рисуют люди, обладающие высокой самооценкой. Те, кому не хватает уверенности, создают свои творения внизу. С левой стороны рисуют те, кто живет прошлым, а с правой стороны – .

Волны, круги и спирали рисуют люди с эгоцентричным и характер ом. Также это может означать и то, что человек хочет поскорее покончить с текущим делом или у него большие и неразрешимые проблемы.

Сети и решетки , что нарисовавший их находится в двусмысленном или рискованном положении. Если напоследок вокруг рисунка проведен круг, значит, что проблема близка к решению, или решена.

Мечтатели и фантазеры склонны рисовать что-то с мягкими, округлыми краями – облака, солнце, цветы. Эти элементы также выдают радостных и оптимистичных личностей.

Повторяющиеся мотивы, как на ковре, говорят о том, что человеку в данный момент скучно и тоскливо. Это может привести его к совершению нетипичного или экстравагантного поступка.

Геометрические фигуры – треугольники, ромбы, квадраты, выдают расчетливых, склонных все планировать, целенаправленных людей. Чем более угловат рисунок, тем агрессивнее личность.

Человечков рисуют люди, на которых в данный момент ложится неприятная обязанность. И они хотят ее избежать, но боятся дать решительный отказ.

Шахматную доску может нарисовать человек, который чего-то опасается, боится забыть или выдать чью-то тайну. Вероятно, он ощущает себя в тупике и мечтает о помощи.

Совет 2: Как определить характер человека по его рисункам

Разбирая документы или лекционные папки, вы не раз замечали собственные на полях или на оборотной стороне листа? Не спешите выбрасывать эти «нетленные произведения живописи», ведь они могут многое о вас рассказать.

Инструкция

Если рисунки мелкие и расположены по кромке листа, скорее всего, их автор не уверен в себе. Когда изображение занимает собой весь лист без каких-либо пробелов, значит, человек пытается обратить на себя всеобщее внимание любыми способами. Рисунки служат орнаментом, а центр остается пустым? Личность находится в поиске жизненных приоритетов и моральных ценностей.

Проанализируйте сам рисунок. Если он абстрактный, присмотритесь к линиям и углам. Плавные и волнистые линии говорят о тактичности и дипломатических навыках. В некоторых случаях волны могут символизировать рутину и желание как можно быстрее завершить начатое дело. Угловатые линии говорят о колкости характера , нежелание принимать чьи-то условия и сложность в адаптации к ним. Размашистые наброски символизируют стремление к свободе.

Конкретный рисунок дает дополнительную информацию о характере человека . Как правило, домики и внутренний интерьер изображают и холостяки, которым не хватает тепла домашнего очага. Геометрические фигуры рисуют целеустремленные люди, которые, возможно, слишком придирчивы. Облака, ромашки и сердечки говорят о сентиментальных и романтических натурах. Звезды – мечта о славе. Но если у звезды много лучей, это означает, что человек находится

Самые незамысловатые изображения отражают наш характер, темперамент, настроение. Неспроста в психологии и психиатрии издавна используют карандаш с листком бумаги, чтобы многое узнать о человеке, его проблемах, правильно выбрать стратегию лечения.

Изображения, сделанные взрослым, могут указывать на неурядицы в личной жизни, работе, радостном или печальном настроении. Особенно ценны наброски, которые особа выводит на листке бумаги автоматически, не задумываясь о том, что она конкретно рисует (например, когда сидит на утомительном совещании). Психология рисунка такова:

  • преобладают волнистые линии, предметы - признак кризиса, серьезных проблем, тяжелого запутанного положения, из которого трудно выбраться. О том же говорит сетка или шахматная доска (квадратики). Но ситуация некритична, выход есть (правда, малоприятный);
  • пчелиные соты - это умиротворенность духа, спокойствие;
  • нарисованные человечки указывают на то, что личности очень нужна поддержка других, что собственными силами побороть неприятности получается плохо;
  • скуку изображают повторяющимся орнаментом;
  • наличие «веселых» рисунков в психологии необязательно намекает на отличное настроение, отсутствие неприятностей. Солнце - признак грусти, ностальгии, отсутствия человеческого тепла, радости, недостатка общения;
  • сердечка указывают на радостное настроение;
  • квадраты любят рисовать последовательные, целеустремленные неэмоциональные личности, трудно переносящие спонтанность, живущие по четкому плану;
  • треугольники создают преисполненные амбиций. Такие особы готовы многим рисковать ради достижения поставленной цели;
  • округлые предметы любят рисовать те, кто всегда уступает, опасается конфликтов;
  • переплетенные круги изображают те, кому недостает движения, активности.

Если человек рисует цельные геометрические фигуры, психология утверждает, что он относится к индивидуумам, которые твердо решили поступить определенным образом. Такие люди отличаются внутренней уверенностью, непоколебимостью.

Расшифровка детских рисунков - трактование в психологии

Самые простые рисунки малыша - «окно» в мироощущение, внутреннее состояние ребенка:

  • когда изображает «пустынные» пейзажи - деревья, лужайку, поле, значит, испытывает одиночество. Крохе недостает общения с родными, у малыша неприятности со сверстниками;
  • нарисованный дом - признак усталости. Малышу недостает тепла родного жилища;
  • добрые мирные животные (кошечки, белочки, утята) кроха рисует, когда отличное настроение, нет проблем;
  • близкие, с которыми у ребенка конфликты, имеют темный, коричневый цвет. Любимых родных малютка создает яркими цветами. Чем фигура близкого крупнее, тем значительнее место, по мнению малыша, она ;
  • если ребенок изобразил крупные темные человеческие фигуры, возможно, малыш испытывает недоверие к окружающим (особенно незнакомым);
  • «автопортрет» с гигантскими ушами свидетельствует о некоторой самовлюбленности, желании быть впереди других. А собственное изображение с длинными руками указывает на открытость, незашоренность мышления, безбоязненное желание изведывать новое;
  • у малыша заниженная самооценка, если себя он изображает коротконогим.

Отдельные фигуры людей, изображенные заштрихованными, закрашенными, означают, что ребенок относится к этим особам негативно, боится.

Расшифровка рисунков в психологии

Немало поведают цвет, расположение объектов, размер, форма линий.

  1. Цвет рисунков
    Цвет объектов может сказать о многом:
  • красный намекает на неразрешенную конфликтную ситуацию, напряженное нервное состояние, недовольство и пассивную агрессивность;
  • - отражение прекрасного оптимистичного настроения, готовности действовать;
  • синий. Психологические рисунки подобного оттенка свидетельствует о внутренней умиротворенности, отсутствии сомнений, позитивном отношении. Школа, изображенная синим цветом, явный намек, что у ребенка нет никаких проблем со сверстниками, учителями, ему неплохо дается учебный материал. Синий также может быть признаком отрешенности от происходящего, нежелания покидать свой маленький мирок;
  • преобладающие серые тона свидетельствуют о том, что недостает позитива, все слишком буднично, прозаично;
  • много зеленого - особа преисполнена надежд, оптимистично смотрит вперед. Также этот цвет предпочитают независимые натуры;
  • розового оттенка много в рисунках влюбленных, счастливых, чувствительных персон;
  • преобладание серого, черного - признак тревоги, угнетенного депрессивного настроения.

Запомните! Индивидуум, любящий заштриховывать нарисованное, трудно воспринимает новое, придерживается устаревших воззрений. Если же особа ничего никогда не заштриховывает, то она открыта к переменам, готова их принимать.

  1. Расположение

Психологию по рисункам человека читают по их расположению. Если индивидуум предпочел поместить изображение ближе к верхней части листа, то он преисполнен амбиций, желания добиться многого. Эта личность стремится стать профессионалом своего дела, высоко подняться по карьерной лестнице.

Рисунок ближе к нижней части листа указывает на комплекс неполноценности. Особа боится конкуренции, недооценивает собственные возможности.

Если рисунок ближе к левому краю, то личность одолевает тоска за прошлым. Ему кажется: лучшее осталось позади.

Изображение справа означает, что О настоящем же предпочитает забыть, так как сегодняшний день индивидуума мало устраивает.

Запомните! Лучше всего, когда объекты ближе к центру. Тогда личность довольна настоящим.

  1. Размер

Психология по рисункам учитывает размер картинки. Объем изображения указывает на самооценку. Если рисунок немаленький, то с нею все нормально.

Огромное изображение - признак высокомерия, порожденного внутренней неудовлетворенностью жизнью, желанием большего. Маленькое - признак стеснительности, тревожности, страха проявить себя.

Формы линий психологических рисунков и их значение

Линии - еще один критерий, по которому можно судить о личности:

  • если линии прерывисты, человек сомневается в принятых решениях, прочности своего положения, в жизни индивидуума недостает стабильности;
  • сплошные намекают на сильную личность, уверенную в себе, не сомневающуюся в принятых решениях;
  • тоненькие линии - это желание уйти в тень, сделать так, чтобы оставили в покое, перестали замечать. Так рисуют те, кому за собственные поступки стыдно перед другими;
  • жирные делает тот, кто хочет внимания, позитивной оценки своих действий, тот, кому недостает уверенности в себе.

Если линии прямые, без острых углов и изгибов, то личность плохо адаптируется к новому, мыслит слишком прямолинейно, привыкла следовать негибким схемам.

Острые углы выдает враждебность, активное нежелание мириться с тем, что мало устраивает. Округлость, наоборот, говорит о мягком, покладистом характере, готовым идти на компромиссы.

Значение рисунков в психологии воспринимается как символика подсознания. Через форму изображений, их цвет, размеры наружу выступает то, что человек запрятал глубоко и надежно. Задача специалистов - помочь индивидууму разобраться в истоках проблем, а затем найти пути их решения. Таким специалистом является психолог-гипнолог Батурин Никита Валерьевич. Также, вы можете посмотреть полезные видео на различные психологические темы на

Лучшие статьи по теме