Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Внеклассное мероприятие в начальной школе на тему: «Птицы. Сладков

Цели урока:

  • образовательные – рассказать детям о признаках (образах), которые положены в основу того или иного названия; рассмотреть название некоторых животных, объяснить происхождение этих названий;
  • развивающие – развивать речь учащихся, грамотность, языковое чутье и общую речевую культуру;
  • воспитывающие – воспитывать любовь к родному языку, любовь и бережное отношение к природе, птицам, родному краю.

Оборудование: маски птиц для инсценировки; кроссворд у каждого ученика, листы с домашним заданием; презентация урока на слайдах, компьютер, проектор, экран.

Ход урока

1. Организационный момент.

У. Здравствуйте, ребята! Давайте отправимся с вами... за чудесами! Да, да, за чудесами! Ведь куда ни глянь – повсюду чудеса, чудеса, чудеса. Один подивился чуду, поохал, поахал – и пошел дальше, тут же обо всем позабыв. А другой удивился, удивился – остановился, остановился – задумался. И стал искать ответы: отчего так? Почему так? Зачем так?

Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно “почему” меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей,
Другое пчелою забралось в цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем
Ответы искать под зеленым шатром.

2. Сообщение темы и задач урока.

У. Сегодня у нас необычное занятие. Поговорим мы о… догадайтесь сами.

Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла,
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это... (птица)

Отправимся мы сегодня на птичий базар. Чем необычен этот птичий базар? Здесь вам пригодятся знания по окружающему миру. Если вы узнали некоторых птиц, то заметили, что здесь мы собрали всех сразу: и тех, кто осенью спешит на юг, и тех, кто вместе с нами переносит суровую зиму, и тех кто гнездится в лесу, и тех, кто предпочитает лесу степь или болото. Иных вы встретили впервые, а многие оказались вашими старыми знакомыми. А теперь подумайте и попробуйте сформулировать тему урока. Постараюсь вам помочь. Вслушайтесь в названия птиц: кукушка, зяблик, рябчик, трясогузка, горихвостка, чибис, кулик, береговушка, клест, камышевка, мухоловка, вертишейка и другие. У вас не возникли вопросы? Сегодня мы поговорим о том, за что же птицы получили свои названия. Тема урока: “Почему их так называют? Происхождение слов”.

3. Работа над новой темой.

Первой встретилась кукушка. Как, по-вашему, за что она получила свое название? (Ответы детей.) Конечно, за то, что она кукует, кричит: “Ку-ку! Ку-ку!”. Кукушка сама подсказала людям, как ее назвать. И это услышали не только русские. Во многих странах название “кукушка” звучит похоже. Чехи, например, называют эту птицу “кукачка”, болгары – “куковица”, немцы – “кукук”, французы – “куку”, итальянцы – “кукуко”. Все эти народы обратили внимание на один признак – крик кукушки, поэтому название этой птицы звучит очень похоже.

Вывод: Значит, птица может получить название за голос, за песню, за то, как она кричит. Из звуков, которые они издают, и образовались названия многих птиц.

"Синь-синь!" – посвистывает … синица.
"Чи-чи! Чи-чи!" – вторит ей … чиж.
"Гра-гра! – представляется …грач.
"Сквор-сквор!" – поют …скворцы.

У. Если вам приходилось шагать лугом, то вы видели, как из травы взмывали птицы и как будто спрашивали вас: “Чьи вы? Чьи вы?” Как называется эта птица? (Чибис.) Есть и другие птицы, в названиях которых отражены особенности птичьих голосов; например, чайка, щегол, дрозд, гагара, удод.

У. Давайте запишем несколько птиц, которые получили свое название за голос, за песню, за то, как она кричит. (дети называют и записывают в тетрадь)

2) По особенностям внешнего вида. У. А как вы думаете, какие еще особенности птиц могли стать важным признаком при выборе их названия?(Дети отвечают.) Внешний вид птицы (цвет “костюма”, необычайный клюв, хвост) – важный признак при выборе названия. Так, например, были названы рябчик, зеленушка, горихвостка. Окраска оперения помогает птицам прятаться от врагов. Вот. Например, что пишет Виталий Бианки о рябчике:

Ученик 1. “ У него перо – невидимка. Самого защитного цвета в лесу – пестрого. Все в серых да черных, да рыжих рябинках. В лесу-то ведь все кругом в глазах так и пестрит”. Зеленушка вся зеленая, с серым оттенком на спине и желтым по бокам.

Ученик 2. Горихвостка так названа за свой интересный хвост красного цвета, он все время подрагивает. Поэтому и кажется, что хвост вспыхивает, как будто горит. Есть у нее и другое название – сойка.

– Запишем представителей птиц, которые получили свое название за особенности внешнего вида.

3) Особенности питания. У. А вот следующая группа: клест, мухоловка, кедровка, осоед. Как вы думаете по какому признаку могли получить свои названия эти птицы? (Дети отвечают.)

Ученик 3. Название птицы клест произошло от старого русского слова “клестить” , что значит “сжимать, сдавливать, стискивать”. Клюв у этой птицы загнут крест-накрест, он как будто сжат, сдавлен. От слова “клестить” произошло и слово “клещи”. Их передняя часть тоже сжата, сдавлена.

У. Ясно, что мухоловка питается мухами, и не просто склевывает их на земле, а ловит, на то она и мухоловка.

Ученик 4. Небольшую крапчатую ворону (она поменьше серой) в Сибири зовут кедровка, а в средней полосе, где нет кедровых орешков, но есть немало других орехов, эту же птицу называют ореховка. И тоже понятно почему.

У. Осоед – хищная птица, которая действительно поедает личинок ос и пчел и ест шмелей. Чтобы добраться до богатых белком личинок, птица разоряет гнезда этих насекомых. Давайте запишем их.

4) Особенности поведения.

У. Есть птицы, получившие свое название за свое поведение.

Ученик 5. Вертишейка (ее называют и по-другому: вертиголовка, крутиголовка) вьет гнездо в дупле. А если кто-то захочет полакомиться ее маленькими птенчиками? О, эта птица сумеет защитить свое потомство в случае опасности! Она вытягивает шею и шипит как змея, так что у желающих познакомиться с ней поближе пропадает всякая охота. Кому хочется встретиться со змеей?!

Ученик 6. Название трясогузка тоже говорит о поведении птицы. Которая постоянно покачивает хвостом. Живут эти птицы возле воды. Бегут волны, потряхивает хвостиком птичка. Попробуйте ее заметить если все перед глазами колышется.

5) Место жительства.

У. Может ли послужить основой для названия птиц место их жительства? Да, может.

Камышовка (или камышевка) всю жизнь проводит в камышах и прилетает она к нам только тогда, когда вода у берегов зарастает камышом. Ласточка-береговушка не умеет лепить гнезда, как это делают ее сестры – касатки. Береговушки роют норки-гнезда в высоком берегу реки. И “костюм” у них под стать тем местам, где они устраивают гнезда, – бурый.

6) Время обитания.

У. Важным при выборе птичьего имени может оказаться не только место, но и время. Как вы думаете, как произошло название птицы снегирь? (ответы детей) Снегирь прилетает к нам вместе со снегом и живет всю зиму. А весной отправляется на север. Зарянка… это имя подходит птичке, которая песней встречает утреннюю и вечернюю зори, когда солнце уже село или еще не взошло. Зарянка – наиболее частый гость в наших садах. Она относится к самым известным видам птиц. Если хотя бы раз удастся привлечь ее с помощью еды к кормушке, зарянка будет прилетать туда всю зиму.

Ученик 7.

В чаще лесной у полянки
Рада вечерней поре.
Птичка лесная зарянка
Песню запела заре. Е. Трутнева “Зарянка”.

Запишите эту группу слов.

4. Физкультминутка

Давайте отдохнем и попробуем изобразить следующую птицу.

Очень трудно так стоять,
Ножку на пол не спускать
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.

Стихотворение декламируется два раза: первый раз дети стоят на одной ноге, второй раз – на другой. Физкультминутка выполняется под запись звуков птичьих голосов.

У. Удивительно происхождение слова “цапля”. Оно происходит от глагола “чапати”, то есть “медленно передвигаться”, образовано от звукоподражательного “чап”. Идти по болотистой местности быстро почти невозможно: ноги в грязи вязнут. А грязь под ногами как бы разговаривает: “Чап-чап! Чап-чап!” Отсюда и глагол “чапати”. Но ведь птицу-то называют цапля, а не чапля? Дело в том, что в отдельных деревнях вместо звука [ч] произносят [ц]. В слове "цапля" звук [ц] закрепился в языке и считается правильным литературным вариантом.

5. Работа над новой темой.

У. Или вот еще название зяблик. Почему же так называется эта птичка? (Предположения детей.) Послушайте, что говорится об этом в одной сказке. (Чтение по ролям.)

“Октябрь так птиц спугнул, что иные до самой Африки без оглядки летели! Да не все такие пугливые. Другие и с места не тронулись. Ворона вон – ей хоть бы что! каркает. Галки остались. Воробьи. Ну, да с этими Октябрь и связываться не хочет. Этим и Январь нипочем! А вот за зябликов взялся. Потому что фамилия у них такая – Зяблик, и должны они Октябрь бояться. Взялся – всех разогнал. Один только остался. Самый упрямый.

– Зяблик ты, так зябни,– рассердился Октябрь. – И стряхнул термометр. А зяблик не зябнет!

– Небось, озябнешь! – разбушевался Октябрь. И давай Зяблику под перо ветром дуть.

А Зяблик не зябнет! У него от озноба верное средство – тугой животик. Прыгает по веткам, как по ступенькам. И склевывает то жука, то семечко. А раз животик тугой, то и температура у него нормальная. Птичья – плюс сорок четыре градуса. А с такой температурой и в октябре май!” Н. Сладков “Упрямый зяблик”.

У. Подтвердились ваши предположения? Оказывается, зяблик совсем не боится холода и прилетает ранней весной, когда еще на полях лежит снег. Да и улетает поздней осенью в холодное, "зябкое", как говорят в народе, время. За то, что эта птица прилетает и улетает в зябкое время, и назвали ее зябликом.

У. Давайте подведем итоги, как же произошли названия птиц? Итак, названия птиц появились не случайно. Люди обращали внимание на какой-нибудь признак и по этому признаку давали название. Давайте еще раз перечислим эти признаки.

6. Закрепление пройденного.

У. А вы знаете как называется наука, которая занимается историей происхождения слов? Вы ее узнаете отгадав кроссворд, (Приложение 1) составленный из загадок, отгадками которых являются названия птиц.

1. Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистый,
Кле! Кле! Кле! – поет со свистом. (Клест. )

2. Спинка зеленоватая,
Животиком желтоватая,
Черненькая шапочка
И полоска галстучка. (Синица. )

3. Какая птица на лету ловит мух? (Мухоловка.)

4. Он прилетает каждый год
Туда, где домик его ждет.
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет. (Скворец. )

5. У какой птицы в названии говорится о том, что она зябнет? (Зяблик. )

6. Прилетел к нам наконец
Лучший наш певец.
Дни и ночи напролет
Он поет, поет, поет. (Соловей. )

7. Сероспиный, красногрудый,
В зимних рощах обитает,
Не боится он простуды,
С первым снегом прилетает. (Снегирь. )

8. Серенькая птичка,
Птичка-невеличка,
Шеей вертишь ты всегда.
Разве в этом есть нужда? (Вертишейка. )

9. Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной.
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит. (Дятел. )

– Какое слово образовалось в выделенном столбце? (Этимология.)

Историей происхождения слов занимается наука этимология Она рассказывает о том, каким является то или иное слово: является ли оно исконно русским или пришло к нам из другого языка, какой образ положен в основу слова как названия окружающего мира, каким способом было образовано слово и каково его былое значение.

7. Игра “Что за птицы?”.

У. Я вам предлагаю сыграть в игру, которая называется “Что за птицы?”.

На доске появляются названия птиц: лысуха, канарейка, пищуха.

У. Послушайте характеристику птиц и угадайте, что это за птица и по какому признаку она получила свое название.

1) Эту птицу вы можете увидеть только в клетках. Она прижилась у человека и платит ему чудесным пением во все времена года. Родина птицы – Канарские острова. Недалеко от берегов Африки. Оттуда птицу привезли к нам. (Канарейка, по месту обитания.)

2) По стволу дерева быстро передвигается маленькая серая птичка. На пути она обшаривает каждую щелку, каждую трещинку, вытаскивая оттуда насекомых и их личинок. При этом она все время тихонько попискивает. (Пищуха, по постоянно издающемуся звуку.)

3) Вот выплывает из камыша черная птица. Медлительная, ленивая. Ростом она с утку. На лбу у нее блестит светлая кожистая пластинка, поэтому издали птица кажется лысой. (Лысуха, по внешнему виду.)

8. Инсценировка “Обижен ли глухарь?”.

У. Вы все слышали про птицу глухарь. За что люди так обидели птицу, назвав ее глухарем? А может он и вправду глухой? Прежде чем ответить на вопросы, послушаем разговор Глухаря и Сороки. Инсценировка сказки Э.Шима:

Сорока. Глухарь, охотник идет!

Глухарь (поет ). Теке-теке-теке...

Сорока. Глухарь, слышишь? Оглох, что ли?

Глухарь. Теке-теке – вижу... Ась? Чего? Я ведь когда пою, не слышу...

Сорока. Охотник, говорю, идет!

Глухарь. Спасибо, Сорока, выручила. А то спета была бы моя песенка.

У. Так за что же глухаря так назвали?

Ученик 8. Когда глухарь поет или токует, он не слышит постороннего шума. В это время к нему и подкрадывается охотник. Но как только смолкла песня глухаря, стой замри: птица чутко прислушивается. Все тихо. Снова токует глухарь, снова спешит к току охотник.

У. Как вы понимаете выражение “ спета была бы моя песенка” (Ответы детей.)

9. Итог урока.

У. Мы сегодня на уроке поговорили о происхождения небольшой группы слов – названий птиц. Говорить на эту тему можно бесконечно и к ней мы еще вернемся... Что для себя нового вы открыли на уроке, какое чудо разгадали? (Ответы детей.)

Наблюдайте за пернатыми, слушайте их, помогайте им. Птицы приносят огромную пользу и радость всем. Трудно и скучно было бы жить на свете без птиц!

Ученик 9.

Я узнал, что у меня
Есть огромная родня:
И тропинка, и лесок,
В поле – каждый колосок,
Звери, птицы, и жуки,
Муравьи и мотыльки...
Все, что рядышком со мною, –
Это все мое родное!
Как же мне в краю родном
Не заботиться о нем!

Как мы можем помочь птицам перенести зимнюю стужу? (Ответы детей.)

Посмотрите, какие кормушки вы можете изготовить.

10. Домашнее задание

У. Дома я предлагаю вам проверить свою зоркость и внимание. (Приложение 2.)

Задание.

В тексте, который вы сейчас прочитаете, затаилось восемь птиц. Отыщите их названия.

Восемь птиц.

Девочка устроила столовые для птиц. Во двор она вошла, убрала в углу мусор. Оказалось тут удобное, вообще голое место. Кормила здесь крупных птиц колбасой, кашей. Другая столовая – высоко, лучше для мелких птичек, а над ней – ветки дерева. Только надо прибегать к лестнице, иначе четкая подкормка не получится, кормушку не достать.

11. Оценивание.

Зяблик . Трудно себе представить лес без зяблика. Его веселая, задорная песня, которую не спутаешь ни с какой другой, будит лес ранней весной, как песня будит поля. И звучит эта песня аж до конца лета не умолкая ни на один день. Даже когда не поет уже ни одна птица, зяблик продолжает петь (разве что составит ему компанию).

В лесу зяблика не только услышать, но и увидеть не трудно. Птица красиво окрашена – коричневая грудка, красноватая спинка, серая головка и белые «зеркальца» (полоски) на крыльях.

Можно подумать, что имя птица получила за то, что боится холода – зябнет. Но это совсем не так. Зяблик прилетает, когда по утрам еще стоят заморозки, да и снегопад может случиться. Наверное, не он, а вокруг него все зябнут.

Как и у многих певчих птиц, первыми у зябликов прилетают самцы и начинают делить территорию. У каждой пары должен быть свой участок леса. После того как самцы пением и другими только им присущими приемами утвердят свое право на территорию, прилетят самки. Вскоре на деревьях появятся небольшие, но прочные и аккуратные, к тому же хорошо замаскированные гнезда. Откладывает самка обычно 4-7 яиц, причем за сезон у две кладки.

КЛАССНЫЙ ЧАС

(с презентацией)

Учитель: Бочкарева А.В.

Цели и задачи:

Познакомить с этимологией названий птиц;

Развивать воображение, логическое мышление, память, речь;

Воспитывать любовь к русскому языку, родной природе.

Оборудование: презентация.

    Вступление учителя. Слайд №1.

Сегодня у нас необычное занятие. Его мы проведем… в лесу. Не беда, что у нас нет настоящего леса – его мы устроим в нашем классе. Слайд №2. Давайте закроем глазки и представим, что мы с вами попали в лес (прослушивание голосов птиц).

Конечно, многие из них встречались вам на воле, но здесь мы увидим всех сразу: и тех, кто осенью спешит на юг, и тех, кто вместе с нами переносит суровую зиму, и тех, кто гнездится в лесу, и даже тех, кто предпочитает болото. Иных вы встретите впервые, а многие окажутся вашими старыми знакомыми.

Нас очень интересует – за что же эти птицы получили свое название?

Историей происхождения слов занимается наука ЭТИМОЛОГИЯ. Слайд №3. Она рассказывает о том, каким является то или иное слово: является ли оно исконно русским или пришло к нам из другого языка, каким образом было образовано слово и каково его былое значение. Этимология позволяет установить родство между словами.

Сегодня мы поговорим о происхождении названий птиц. Названия птиц возникают не случайно, народ часто обращал внимание на какой-то достаточно характерный признак, отличающий одну птицу от другой. Это – внешний вид, крик, который издает птица, место ее гнездования, поведение и многое другое.

    Основная часть.

Загадка: Не ворона, не синица,

Как зовется эта птица?

Примостилась на суку –

Раздалось в лесу «ку-ку!» Слайд №4.

Как, по-вашему, за что эта птица могла получить свое название? Конечно, за то, что она кукует, кричит: «Ку-ку!» Вы, вероятно, уже догадались, что кукушка сама подсказала людям, как ее называть.

И это услышали не только русские. Слайд №5.

Ученик. Во многих странах название «кукушка» звучит очень похоже на русское. Чехи, например, называют эту птицу «кукачка», болгары – «кукувица», французы – «куку», испанцы – «куко». Все эти народы обратили на один признак – крик кукушки, поэтому название этой птицы звучит очень похоже. Слайд №6.

Стихотворение +песенка

Если вам приходилось шагать лугом, то вы видели, как из травы взмывали птицы и как будто спрашивали вас: «Чьи вы? Чьи вы?» Это – чибис , он тоже получил название по крику, издаваемому им. Слайд №7, №8.

А вот над болотом летит длинноклювая птица, да и клюв-то какой интересный – загнут вниз. Внимание, птица закричала: «Куулик…куулик!» И всем понятно, как ее зовут. Как же ее зовут? (Ответы детей). Слайд №9.

Послушайте, как описывает куликов Виталий Бианки:

Ученик. «…Кулики – стройные птицы, на очень длинных ногах и с очень длинным носом. Живут больше по болотам, по берегам рек, озер. Но они не плавают, не ныряют: только бегают у воды и кланяются, кланяются носом до земли. Носом они достают себе еду в тине, иле, под камешками и в траве». Слайд №10.

Кулики бывают разные, большие и маленькие, потемнее и посветлее, у одних клюв длиннее, у других короче, и все они по-разному называются. Слайд №11.

Внешний вид птицы (цвет «костюма», необычный клюв, хвост) тоже может стать признаком, важным при выборе названия. Так, например, были названы рябчик, горихвостка, клест.

Окраска оперения для птиц – не последнее дело, она помогает им прятаться от врагов. Вот, например, что пишет Виталий Бианки о рябчике. Слайд №12.

Ученик. «У него перо-невидимка. Самого защитного цвета в лесу – пестрого. Всё в серых, да черных, да пестрых рябинах. В лесу-то ведь всё кругом в глазах так и пестрит». Слайд №13.

Горихвостка так названа за свой интересный хвост. Красного цвета, он всё время подрагивает. Поэтому и кажется, что хвост вспыхивает огоньком, как будто горит. Слайд №14.

Ученик. Не подумай, будто спичка

Загорелась под кустом, -

Это птичка-невеличка

Под кустом трясет хвостом.

Перья огненного цвета,

Солнце ярко озарит –

Сразу кажется, что это

Горихвостки хвост горит. Слайд №15 .

Название птицы клест произошло от старого русского слова «клестить», что значит «сжимать», «сдавливать». Слайд №16. Клюв у этой птицы загнут крест-накрест, он как будто сжат, сдавлен. Слайд №17. От слова «клестить» произошло и слово «клещи». Кто знает, что это такое? Слайд №18.

Некоторые птицы получили название в соответствии с тем, чем они питаются. Ясно, что мухоловка питается мухами, кедровка – орехами. Слайд №19, №20.

Есть птицы, получившие название за свое поведение.

Ученик. Серенькая птичка,

Птичка-невеличка.

Шеей вертишь ты всегда –

Разве в этом есть нужда? Слайд №21.

Вертишейка вьет гнездо в дупле. А если кто-то захочет полакомиться ее маленькими птенчиками, то она «изображает» змею: вытягивает шею, шипит, поворачивает голову в разные стороны. Кому хочется встретиться со змеей?!

Слайд №22. Название трясогузка тоже говорит о поведении птицы, которая постоянно покачивает хвостом. Живут эти птицы около воды. Бегут волны, потряхивает хвостиком птичка. Попробуйте ее заметить, если всё перед глазами колышется.

А может ли послужить основой для названия птиц место их жительства? (Ответы детей)

Оказывается, может. КамышОвка (или камЫшевка) всю жизнь проводит в камышах, поэтому и прилетает она к нам только тогда, когда вода у берегов зарастает камышом. Слайд №23.

Слайд №24. Ласточка-береговушка не умеет лепить гнезда, как это делают ее сестры касатки . Береговушки роют гнезда-норки в высоком берегу реки. И «костюм» у них под стать тем местам, где они устраивают гнезда, - бурый. Слайд №25.

Важным для выбора птичьего имени может оказаться не только место, но и время. Слайд №26. Так, снегирь прилетает к нам вместе со снегом и живет всю зиму, а весной отправляется на север. Слайд №27.

Ученик. Пусть я птичка-невеличка,

У меня, друзья, привычка –

Как начнутся холода,

Прямо с севера сюда.

Зарянка Слайд №28. Это имя очень подходит к птичке, которая песней встречает утреннюю и вечернюю зарю, когда солнце уже село или еще не взошло.

Ученик . В чаще лесной у полянки,

Рада вечерней поре,

Птичка лесная – зарянка

Песню запела заре.

Или вот еще название – зяблик . Слайд №29. Почему же так называется эта птица? (Ответы детей – потому что зябнет).

Послушайте отрывок из сказки Н. Сладкова «Упрямый зяблик».

«Октябрь так птиц пугнул, что иные до самой Африки без оглядки летели! Да не все такие пугливые. Другие и с места не тронулись. Ворона вон – ей хоть бы что! Каркает. Галки остались. Воробьи. Ну, да с этими Октябрь и связываться не хочет. Этим и Январь не очень-то страшен!

А вот за зябликов Октябрь взялся. Потому что фамилия у них такая Зяб-лик. Должны они холода бояться. Взялся – и всех разогнал. Один только остался. Самый упрямый.

Рассердился Октябрь:

- Зяблик ты, так зябни! – И стряхнул ртуть в термометре сразу на десять градусов ниже нуля. А Зяблик не зябнет!

- Небось, озябнешь! – разбушевался Октябрь. И давай Зяблику под перо дуть.

А Зяблик не зябнет! У него от озноба – верное средство – тугой животик. Прыгает по веткам как по ступенькам. И склевывает: то насекомое, то семечко. А раз животик тугой, то и температура у него нормальная – плюс сорок три градуса. А с такой температурой и в октябре – май!»

Слайд №29. Оказывается, зяблик совсем не зябнет, он не боится холодов и прилетает ранней весной, когда еще в полях лежит снег. Да и улетает поздней осенью – в холодное, «зяблое», как говорят в народе, время. Потому, что эта птица прилетает и улетает в зяблое время, и назвали ее зябликом.

Слайд №30. А как вы думаете, за что глухаря прозвали глухарем? (Ответы детей) За то, что он глухой? Это не совсем так. Слайд №31. Когда глухарь поет (или, как говорят в народе, токует) он действительно не слышит постороннего шума. В это время и подкрадывается к нему охотник. Но только смолкла песня глухаря – стой! замри! – птица чутко прислушивается. Все тихо.

    Итог занятия.

Ребята, сегодня на нашем занятии вы узнали этимологию названий некоторых птиц. Давайте вспомним, что же такое этимология? По каким признакам птица получает то или иное название?

Сегодня вы видели и перелетных птиц, которые улетают от нас на юг, и зимующих, которые на зиму остаются с нами. Каких зимующих птиц вы знаете? (Ответы детей)

Ребята, птицам зимой приходится очень трудно – холодно и голодно. Поэтому мы должны заботиться о них, оберегать и кормить. Как мы можем помочь птицам?

Стихотворение А. Яшина «Покормите птиц!»

Ученик. Покормите птиц зимой! Слайд №32.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма,

Горсть зерна нужна. Слайд №33.

Горсть зерна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз Слайд №34.

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

    Домашнее задание.

Узнайте из дополнительных источников этимологию слова «канарейка».

Цели: расширить кругозор детей, показать обычное явление под новым углом зрения, развивать творческое воображение, фантазию, смекалку.

Оборудование : иллюстрации птиц, грамзапись «Голоса птиц».

Воспитатель. Сегодня у нас необычное занятие. Мы отправимся в гости к птицам - нашим пернатым друзьям. И неважно, что одни живут в лесу, другие - в поле, третьи - на болоте или в горах. Не беда, что многие улетели зимовать в теплые края. Всех пернатых друзей мы собрали вместе на нашей классной доске. И они очень рады этому. Послушайте, как они звонко поют свои песни. (Грамзапись «Голоса птиц».)

Сегодня мы поближе познакомимся с ними и узнаем, как и почему птицы получили свои названия.

Ученик. Послушайте рассказ Н. Сладкова «Имена птиц»:

Забавные у птиц встречаются имена. Ну вот, например, птица поганка. Поганка, да еще рогатая! Или птичка завирушка, или юла. А вот совсем милые имена: овсянка, просенка, коноплянка, малиновка и даже чечевица. А разве плохое имя чиж или чечетка? И вот, пожалуйста: зеленушка, синехвостка, сизиворонка. Названия- прозвища лучше всего. В них и внимание, и радость встречи, и счастье открытия. Зарянка — это та, что поет на заре. Лунь — это тот, что «сед, как лунь». Кукушка... «Кукушка, кукушка. Сколько мне лет еще жить?». А она «ку-ку» да «ку-ку». И чем дольше кукует, тем ты больше доволен. Бывают названия скучные: каменка обыкновенная, горлица обыкновенная. Птица - и вдруг «обыкновенная». Вы только к ним присмотритесь, прислушайтесь. Живое не бывает «обыкновенным».

Воспитатель . Замечательный отрывок из рассказа русского знатока и любителя природы Н. Сладкова прочитали нам... Действительно, живые, любопытные неугомонные хлопотуньи-птицы не бывают скучными и обыкновенными. А сейчас ребята расскажут нам, как и за что птицы получили свои названия.

Ученик. Многие птицы сами себя назвали, другие получили названия за свой голос, за песню, за то, как она кричит. Вот эту серую с полосками на груди птичку слышали все. Это кукушка. Как вы думаете, за что эта птица могла получить свое название? Конечно, за то, что она кукует, кричит: «Ку-ку! Ку-ку!». Кукушка сама подсказала людям, как ее называть, и это услышали не только русские. Во многих странах название этой птицы звучит очень похоже на русское. Чехи, например, называют эту птицу «кукачка», французы - «куку», болгары - «куковица», немцы - «кукук», испанцы «ку- куко». Все народы обратили внимание на один и тот же признак - крик кукушки, поэтому и название птицы звучит очень похоже.

Ученик . А вот над болотом летит длинноклювая птица. А клюв-то у нее такой интересный, загнут вниз (показ картинки). Внимание - птица закричала: «Кууу-лик! Кууу-лик!». И всем понятно, как ее зовут. Послушайте, как описывает куликов В. Бианки (читает): «Кулики - стройные такие птицы на очень длинных ногах и с очень длинным носом. Живут больше на болотах, по берегам рек, озер. Но они не плавают, не ныряют, только бегают у воды и кланяются, кланяются носом до земли. Носом они достают себе еду в тине, иле, под камешками, в траве».

Кулики бывают разные: большие и маленькие, потемнее и посветлее, у одних клюв короче, у других длиннее, и все они по- разному называются.

Ученик . Вот по стволу дерева бежит маленькая птичка (показывает картинку). Своим тонким длинным клювом она ловко вытаскивает насекомых. Большую пользу приносит эта неутомимая труженица. Птичка издает тонкий писк. Поэтому ее прозвали пищухой.

Ученик . Внешний вид птицы (цвет перьев, необычный клюв или хвост) тоже послужили в определении названия многих птиц. Например, как вы думаете, почему эту птицу (показ картинки) зовут зеленушка? А эту рябчик? Почему эту утку называют лысухой? По какому признаку эта птица названа шилоклювкой? А эта вертишейкой?

Ученик . Это горихвостка (показ рисунка). Она названа так за свой интересный хвост красного цвета, он все время подрагивает. Поэтому и кажется, что хвост вспыхивает огоньком, будто горит.

Не подумай, будто спичка

Загорелась под кустом.

Это птичка-невеличка

Под кустом трясет хвостом.

Перья огненного цвета

Солнце ярко озарит -

Сразу кажется, что это

Горихвостки хвост горит.

Ученик. Название птицы клест произошло от старорусского слова клестить, что значит «сжимать, сдавливать, стискивать». Клюв у этой птицы загнут крест-накрест, он как будто сжат, сдавлен. От слова «клестить» произошло и слово «клещи». Их передняя часть тоже сжата, сдавлена.

Воспитатель . Ребята, а что необычного из жизни этой птицы и ее птенцов вы знаете? (Показ рисунка.) (Если дети затрудняются, то воспитатель сам рассказывает о том, что эта птица, в отличии от других, выводит птенцов зимой, и объясняет почему.) Эта птица зимородок.

Ученик. Многие птицы получили названия от места обитания. Всякому понятно, что крапивник строит свое гнездышко в крапиве, а дубровник — в дубраве. Ласточки-береговушки не умеют лепить гнезда, как это делают их сестры ласточки-касатки. Береговушки роют норки-гнёзда в высоком берегу реки. Камышовка всю жизнь проводит в камышах, поэтому и прилетает она к нам тогда, когда вода у берегов зарастает камышом.

Ученик. Важным для выбора птичьего имени может оказаться не только место, но и время. Так, например, снегирь получил свое название за то, что прилетает он к нам вместе со снегом и живет всю зиму, а весной отправляется на север.

Ученик . Зарянка. Это имя очень подходит к птичке, которая песней встречает утреннюю и вечернюю зарю, когда солнце уже село или еще не взошло.

Ученик (показывает картинку). Маленькая зеленоватая птичка быстро передвигается по стволу дерева вниз головой. Она как будто ползет. Это поползень. Она обследует все трещинки и щели в коре дерева. Поползень ловко достает насекомых своим тонким клювом.

В чаще лесной у полянки

Рада вечерней поре

Птичка лесная - зарянка -

Песню запела заре.

А вот эту птичку (показ картинки) зовут зябликом. Почему ее так назвали? Потому что она зябнет? Так ли это? Послушайте отрывок из сказки Н. Сладкова «Упрямый зяблик» (читает):

Октябрь так птиц пугнул, что иные до самой Африки без оглядки летели! Да не все такие пугливые. Другие и с места не тронулись. Ворона вон - ей хоть бы что? Каркает. Галки остались. Воробьи. Ну, с этими Октябрь и связываться не хочет, этим и Январь не очень-то страшен. А вот за зябликов Октябрь взялся. Потому что фамилия у них такая - Зяб-лик. Должны они холода бояться. Взялся - и всех разогнал. Один только остался. Самый упрямый. Рассердился Октябрь:

Зяблик ты, так зябни! - и стряхнул ртуть в термометре сразу на десять градусов ниже нуля. А Зяблик не зябнет!

Небось, озябнешь! - разбушевался Октябрь, и давай Зяблику под перо дуть. А Зяблик не зябнет! У него от озноба верное средство - тугой животик. Прыгает по веткам, как по ступенькам. Склевывает то насекомое, то семечко. А раз животик тугой, то и температура у него нормальная - плюс сорок три градуса. А с такой температурой и в октябре - май!

Ученик . Оказывается, зяблик совсем не зяблик. Он не боится холода и прилетает ранней весной, когда еще в полях лежит снег. Да и улетает поздней осенью, в холодное «зяблое», как говорят в народе, время, потому что эта птица прилетает и улетает в зяблое время, и назвали ее зябликом.

Эту птичку знают все (показ рисунка). Это... воробей, самая распространенная и многочисленная птица. Небольшая серенькая птичка за одно лето трижды выводит свое потомство! Каждый раз в гнезде 5-6 желторотых птенцов. Выкармливают своих детей воробьи только насекомыми. А аппетит у воробьят отменный! Огромную пользу приносят воробьи, очищая поля, сады и огороды от вредных насекомых.

Ученик . Но любит эта птичка и семечки, и зерно, и ягоды. Ей вовсе невдомек, что не для нее сеяли. Целые воробьиные стаи собираются на токах, элеваторах, воруя выращенные зерна.

Вора бей! Вора бей! - кричали люди, отгоняя непрошеных гостей. Отсюда и название - воробей.

А это что за большая серая птица прилетела на выращенные нами зерна (показывает ворону)!

Вор она! Вор она! - кричали люди. Отсюда и - ворона.

Воспитатель. Да, не очень повезло с названиями воробью и вороне. Как вы думаете, ребята, нужно ли их считать ворами? Почему?

За горсточку зерна, похищенную у людей в голодное зимнее время, эти птицы многократно отблагодарят летом, сберегая тонны урожая от вредных насекомых.

Ранним весенним утром в глухом лесу, на самом краю болота, токует большая черная птица с ярко-красными бровями (показ картинки). Хвост веером, грудь колесом! «Тэкэ, тэкэ, тэк, тэк!» - раздается ее веселая тихая песня. Во время песни птица ничего не слышит. Вот и прозвали ее... глухарь.

Ученик. У сороки есть прозвище - белобока. И правда, по бокам перышки у нее совсем белые. А вот головка, крылья и хвост - черные, как у вороны. Очень красив у сороки хвост - длинный, прямой, будто стрела. И перья на нем не просто черные, а с зеленоватым отливом. Очень нарядная птица сорока! Но известна она и своим неуживчивым характером. Вечно она кричит, ссорится - отсюда и название «сорока».

Воспитатель . Многообразен мир птиц. И каждая - особенная, со своими повадками, окраской, но все птицы - прекрасны! Многие из вас, ребята, держат птиц дома. Расскажите о них.

Что вы знаете о певунье-канарейке?

Канарейки получили свое название от названия островов - Канарских, оттуда они были завезены к нам в Европу более двух веков назад.

Попугаи и канарейки - птицы из далеких от нас мест, где не бывает холодных зим. И хотя в клетке житье не мед, птички приспособились и успешно размножаются. Выпусти их на волю - погибнут. А как быть с птицами наших родных мест, которых ловят птицеловы? Нужно ли их ловить? Где им лучше живется - на воле или в клетке?

Воспитатель зачитывает стихотворение С. Маршака «Зяблик»:

Хотел иметь я птичку

И денег накопил.

И вот на птичьем рынке

Я зяблика купил.

Сидел мой зяблик в клетке

И зернышки клевал,

И как в лесу, на ветке,

Все песни распевал.

Ребята заходили

На зяблика смотреть,

И каждому хотелось

Такого же иметь.

Я с зябликом возился,

Хоть было много дел,

А через две недели

Певец мне надоел.

Однажды я за город

Уехал на три дня,

И он на это время

Остался без меня.

Когда же из деревни

Вернулся я домой, -

Лежал в пустой кормушке

Голодный зяблик мой.

Я спас его от смерти -

Я выходил его

И выпустил на волю

Живое существо.

Хотят на день рожденья

Мне подарить щенка,

Но я сказал: «Не надо!

Я не готов пока!».

Воспитатель. Почему мальчик отказался от щенка? В заключении нашего занятия прочитаем с доски замечательные слова М. Пришвина:

«Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину!».

Почему их так называют?
Цели: - познакомить с происхождением и жизнью некоторых
слов;
- развивать творческие способности;
- воспитывать внимательное отношение к слову, любовь к
родному языку.
Ход занятия.
- Сегодня у нас необычное занятие. Его мы проведём… в зоопарке. Не беда, что у нас нет настоящего зоопарка, мы устроим его на классной доске. Знакомство начнём с птиц (рисунки) Посмотрите: вот кукушка, зяблик, рябчик, трясогузка, горихвостка, чибис, кулик, зеленушка, береговушка, клёст, ореховка, камышёвка, мухоловка, вертишейка, снегирь, зорянка. Многие из них встречались вам на улице, но здесь мы собрали всех сразу: и тех, кто осенью спешит на юг, и тех, кто вместе с нами переносит суровую зиму, и тех, кто гнездится в лесу, и тех, кто предпочитает лесу болото. Иных вы встретили впервые, а многие оказались вашими старыми знакомыми. Нас очень интересует, за что же птицы получили свои названия.
- Первой встретилась кукушка. Как по – вашему, за что она получила своё название?
Конечно, за то, что она кукует, кричит: « Ку-ку! ку-ку!» Вы, вероятно, уже догадались, что кукушка сама подсказала людям, как её называть. И это услышали не только русские. Во многих странах название «кукушка» звучит похоже на русское, Чехи, например, называют эту птицу «кукачка», болгары – «кукувица», немцы – «кукук », французы – « куку», итальянцы – «кукоко». Все эти народы обратили внимание на один признак – крик, поэтому
название этой птицы звучит очень похоже. Значит, птица может получить название за голос, за песню, за то, как она кричит.
Если вам приходилось шагать лугом, то вы видели, как из травы взмывали птицы и как будто спрашивали вас: « Чьи вы? Чьи вы?» Как называется эта птица? Это чибис, он тоже получил название по крику.
А вот над болотом летит длинноклювая птица, да и клюв- то какой интересный, загнут вниз, Внимание: птица закричала: « Куулик…куулик!» И всем понятно как её зовут. Кулики бывают разные, большие и маленькие, потемнее и посветлее, у одних клюв длиннее, у других короче, и все они по- разному называются. Есть и другие названия, в которых отражены особенности птичьих голосов, например: чайка, чиж, щегол, дрозд, гагара, удод, скворец. Внешний вид птицы (цвет «костюма», необычный клюв, хвост) тоже может стать признаком, важным при выборе названия. Так были названы рябчик, зеленушка, горихвост-
ка, клёст. Окраска оперения помогает птицам прятаться от врагов.
Зеленушка вся зелёная, с серым оттенком на спине и жёлтым по бокам.
Горихвостка так названа за свой интересный хвост. Красного цвета, он всё время подра-
гивает. Поэтому и кажется, что хвост вспыхивает огоньком, как будто горит.
Название птицы « клёст» произошло от старого русского слова клестить, что значит
« сжимать, сдавливать, стискивать». Клюв у этой птицы загнут крест-накрест, он как будто сжат, сдавлен.
Некоторые птицы получили название в соответствии с тем, чем они питаются. Ясно, что мухоловка питается мухами, и не просто склёвывает их на земле, а ловит.
Небольшую крапчатую ворону (она поменьше серой) в Сибири называют кедровка, а в средней полосе России, где нет кедровых орешков, но есть немало других орехов, называют ореховка. И тоже понятно почему.
Есть птицы, получившие название за своё поведение. Вертишейка (её называют по-другому: вертиголовка, крутиголовка) вьёт гнездо в дупле. А если кто-то захочет полакомиться её маленькими птенчиками? О, эта птичка сумеет защитить своё потомство в случае опасности. Она вытягивает шею и шипит как змея, так что у желающих познакомиться с ней поближе пропадает всякая охота. Кому хочется встретиться со змеёй?!
Название трясогузка тоже говорит о поведении птицы, которая постоянно покачивает хвостом. Живут эти птицы около воды. Бегут волны, потряхивает хвостиком птичка. Попробуйте её заметить, если перед глазами всё колышется.
Может ли послужить основой для названия птиц место их жительства? Да, может. Камышовка всю свою жизнь проводит в камышах и прилетает к нам только тогда, когда вода у берегов зарастает камышом. Ласточка – береговушка не умеет лепить гнёзда, как это делают её сёстры-касатки. Береговушки роют норки – гнёзда в высоком берегу реки. И
«костюм» у них под стать тем местам, где они устраивают гнёзда – бурый.
Важным для выбора птичьего имени может оказаться не только место, но и время. Так снегирь прилетает к нам вместе со снегом и живёт всю зиму, а весной отправляется на север.
Зорянка… Это имя очень подходит к птичке, которая песней встречает утреннюю и вечернюю зори, когда солнце уже село или ещё не взошло.
В чаще лесной у полянки,
Рада вечерней поре,
Птичка лесная зорянкаПесню запела заре.
Зяблик…Почему же так называется эта птица? Потому что зябнет? Послушайте, что говорится об этом в сказке.
Октябрь так птиц пугнул, что иные до самой Африки без оглядки летели! Да не все такие пугливые. Другие и с места не тронулись. Ворона вон- ей хоть бы что! Каркает. Галки остались. Воробьи. Ну да с этими Октябрь и связываться не хочет. Этим и Январь нипочём! А вот за зябликов взялся. Взялся – и всех разогнал. Один только остался. Самый упрямый.
-Зяблик ты, так зябни, - рассердился Октябрь. – И стряхнул термометр. А Зяблик не зябнет!
- Небось, озябнешь- разбушевался Октябрь. И давай Зяблику под перо ветром дуть.
А Зяблик не зябнет! У него от озноба верное средство- тугой животик. Прыгает по веткам, как по ступенькам. И склёвывает: тот жука, то семечко. А раз тугой животик, то и температура у него нормальная – плюс 44 градуса. А с такой температурой и в октябре май!
(Н. Сладков. Упрямый зяблик) Оказывается, зяблик совсем не зяблик, он не боится холода и прилетает ранней весной, когда на полях ещё лежит снег. Да и улетает поздней осенью, в холодное, « зяблое», как говорят в народе, время. Потому, что эта птица прилетает и улетает в зяблое время, и назвали её зябликом.
Как видите, названия птиц появились не случайно. Люди обращали внимание на какой – нибудь признак и по этому признаку давали название.
- Давайте вспомним, какие признаки могли послужить основой для названия.
I. Отгадайте загадки.1) Не ворона, не синица,- 2) Серенькая птичка,
Как зовётся эта птица? Птичка – невеличка,
Примостилась на суку - Шеей вертишь ты всегда,
Раздалось в лесу «ку-ку». Разве в этом есть нужда?
(кукушка) (вертишейка)
3)Не подумай, будто спичка 4)Пусть я птичка- невеличка,
Загорелась под кустом,- У меня, друзья, привычка:
Это птичка – невеличка Как начнутся холода,
Под кустом трясёт хвостом. Прямо с севера сюда.
(горихвостка) (снегирь)
II.Что это за птицы?На доске написаны названия птиц: лысуха, канарейка, пищуха.
- Я читаю « характеристики» этих птиц, а вы угадываете, что это за птица и по какому признаку она получила своё название.
1)Эту певчую птицу можно увидеть только в клетках. Она прижилась у человека и платит ему чудесным пением во все времена года. Родина птицы – Канарские острова, недалеко от берегов Африки. Оттуда птицу привезли к нам в Европу.
2) По стволу дерева быстро передвигается маленькая серая птичка. На пути она обшаривает каждую щелку, каждую трещинку, вытаскивая оттуда насекомых и их личинки. При этом она все время тихонько попискивает.
3) Вот выплывает из камыша черная птица. Медлительная, ленивая. Ростом она с утку. На лбу у неё блестит светлая кожистая пластинка, поэтому издали она кажется лысой.
III. Угадайка.
1) Крапивница и Лимонница.

Терпеть не могу непонятных имен! Почему ты Лимонница, если у нас лимоны не растут даже? Вот я: у меня на крапиву аппетит - я Крапивница! У нее на капусту аппетит – она Капустница! Просто всё и понятно!
- А меня Лимонницей не за аппетит назвали, а за красоту! У меня платье прекрасное, лимонного цвета. Да только вам, обжорам, этого не понять…

По какому признаку получили название бабочки крапивница, капустница, лимонница?
(капустница и крапивница получили название по следующей причине: гусеницы капустницы питаются листьями капусты, гусеницы крапивницы – листьями крапивы. Лимонницу так назвали за цвет ее крыльев.)

2) Обижен ли глухарь?
За что люди так обидели птицу, назвав ее глухарем? А может, он и правда глухой? Прежде чем ответить на вопросы, послушайте разговор Глухаря и Сороки.
- Глухарь, охотник идёт!
- Тэке-тэке-тэке…
- Глухарь, слышишь! Оглох, что ли?
- Тэке, тэке-вжжиу.… Ась? Кто? Чего? Я ведь когда пою, ничего не слышу…
- Охотник, говорю, идет!
- Ах ты, елки-сосенки, верно ведь! Спасибо, Сорока, выручила. А то спета была бы моя песенка!
- За что же глухаря назвали глухарем?
(когда глухарь поет, или, как говорят, токует, он действительно не слышит постороннего шума. В это время и подкрадываются охотники. Но как только смолкла песня глухаря, стой, замри: птица чутко прислушивается. Все тихо. Снова токует глухарь, снова спешит к току охотник.) 3) Подлещик и Подкаменщик.

Послушайте разговор двух рыб – подлещика и подкаменщика – и помогите им разобраться в своих названиях. Почему их так назвали?
- Слушай, Подлещик, почему это тебя подлещиком зовут?
- Как почему? Да потому, что я еще маленький, я еще подлещик. Вот вырасту - лещом стану. Это и дураку понятно.
- Не очень- то понятно… Меня вот подкаменщиком называют. По – твоему, выходит, что я к старости камнем стану?
(Подлещик не прав. Так же, как не быть карасю щукой, так и подлещику лещом, потому что это совсем разные рыбы. Хоть внешне и похож подлещик на леща, но много меньше его, за что и получил свое название.
Подкаменщик так называется потому, что местом своего жительства он выбирает камень на дне и обычно под ним прячется, выскакивая только для того, чтобы схватить добычу.) 4) Какие это рыбы? (вписать название рыбы)

Эта рыба очень похожа на змею, длинная, гибкая. Когда она плывёт, то изгибается всем телом.
А эта рыба любит песчаное дно. Она подолгу роется в песке, выискивая для себя пищу.
Вместо плавников у этой рыбы колючки, которыми она защищается от врагов.
Рыба получила своё название за большую голову.
(Вьюн, пескарь, колюшка, голавль)

Лучшие статьи по теме