Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Произведения в которых опыт и ошибки. Сочинение

Итоговое сочинение

по направлению «Победа и поражение»

Человеку невозможно пройти жизненный путь без ошибок. В копилке народной мудрости есть немало высказываний, пословиц и поговорок, которые отражают проблему опыта и ошибок в нашей жизни. Существующую фразу: «Не ошибается только тот, кто ничего не делает» знает каждый. Человек, пытаясь добиться определённых успехов, совершает на своём пути немало ошибок. И ошибки эти бывают самые разные. Одни ошибки заставляют человека впадать в депрессию. Другие заставляют начинать всё заново. А в третьей ситуации человек ставит перед собой новые цели, учитывая горький предыдущий опыт, и идёт дальше. Жизненный путь-это вечный поиск своего места в жизни. Любые трудности и неудачи-это наши собственные промахи. Каждый человек имеет право на ошибку.

Мировой литературе, в том числе и русской, эта тема была интересна всегда. В романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» любимые герои автора проходят сложный жизненный путь. И у каждого из них этот путь духовных исканий свой. Но всех их объединяет стремление к счастью. На пути к счастью князь Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова совершают немало ошибок. Очарованный Лизой, князь Андрей женился не по любви. Пьер, серьёзно не разобравшись в жизненной ситуации, женился на Элен Курагиной, бездушной и холодной красавице. Вскоре после брака он понял, что был обманут. А Наташа Ростова, став невестой и будущей женой князя Андрея, в его отсутствие увлеклась легкомысленным Анатолем Курагиным. Чувственный взгляд Курагина затмил сдержанность и целомудрие князя Андрея. Совершенно по-другому ведёт себя героиня, общаясь с Курагиным: ушли застенчивость, стыдливость и робость Наташи. Ей казалось, что это и есть любовь. Наташа, молодая и неопытная в делах сердечных, всё-таки поняла, что предала любимого человека. Она очень тяжело переживала свою непоправимую ошибку. Окружённая вниманием родных и близких, девушка сумела выйти из этого душевного кризиса. Счастье-это великая чувственная и нравственная сила. И Л. Н. Толстой показывает, что Наташа стала по-настоящему счастлива, когда вышла замуж за Пьера.

Герой романа Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников, совершив кровавое преступление и признавшись в содеянном, не осознаёт полностью весь трагизм того,что совершил. Он не признал ошибочность своей теории. Раскольников жалеет о том, что не смог преступить, что не сможет отнести себя к числу избранных. Герой страдает, мучается, терзается. И только в Сибири на каторге Раскольников, истерзанный и измаявшийся, не просто раскаивается в содеянном, а становится на самый тяжёлый путь-путь покаяния. И, читая страницы романа, мы понимаем, что писатель обращает наше внимание на то, что человек, который признал свои ошибки, способен измениться. Такой человек нуждается в помощи и сострадании. Соня Мармеладова как раз и является у Ф. М. Достоевского человеком, способным поддержать Раскольникова и помочь ему.

К какому же выводу привели меня рассуждения по данной проблеме? Хочется отметить, что личный опыт учит каждого из нас жизни. Печальный или добродетельный, этот опыт является собственным, пережитым. И уроки, преподнесённые нам жизнью, являются настоящей школой, именно она формирует характер и воспитывает личность.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ «ОПЫТ И ОШИБКИ»

2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД


Опыт и ошибки

Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок:

Об опыте, предотвращающем ошибки

Об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути

Об ошибках непоправимых, трагических

О ценности духовного опыта отдельной личности, народа, человечества

О цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта


Закройте дверь перед всеми ошибками, и истина не сможет войти.

Рабиндранат Тагор


МОЖНО ЛИ ВООБЩЕ НЕ СОВЕРШАТЬ ОШИБОК?

ЧТО ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО МОЖЕТ ДАТЬ СОВЕРШЕННАЯ ОШИБКА?

Человеку свойственно ошибаться, так как только благодаря ошибкам человек набирается опыта, становится мудрее.

Человек, по настоящему мыслящий, черпает из своих ошибок не меньше познания, чем из своих успехов.

Джон Дьюи

ВЗАИМОСВЯЗЬ ОПЫТА И ОШИБОК


Темы сочинений

а) Источник нашей мудрости - наш опыт.

б) Ошибки – обычный мост между опытом и мудростью.

в) Жизнь - долгий путь к совершенству.

г) Опыт - самое лучшее из всех доказательств.

д) «Чтобы избегать ошибок, надо набираться опыта; чтобы набираться опыта, надо делать ошибки». (Лоуренс Питер)


ВЫБОР ВАМИ СДЕЛАН.

ВАША ТЕМА : « Ошибки – обычный мост между опытом и мудростью »


Варианты вступления

а) На определенном этапе все мы задаемся вопросом: как связаны между собой опыт и ошибки. Можно ли не допускать ошибок, изучая науки в школе или познавая жизнь?

б) Каждый человек, проходя по жизненному пути, совершает те или иные ошибки. И накапливает таким образом личный духовный и практический опыт.

в) Древнему китайскому мыслителю и философу Конфуцию принадлежит следующая фраза: « Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это путь самый легкий и путь опыта - это путь самый горький». Почему же человек почти всегда выбирает последнее?

г) Человеку свойственно ошибаться, так как только благодаря просчетам и промахам он набирается опыта и становится мудрее.

д) Впервые задумался: что же такое «ошибка». А может, это подсказка, которая непременно приведет к приобретению созидательного креативного опыта? Человек переосмыслит ситуацию, произойдет переоценка ценностей, и все ошибки обратятся в достижения.


Цитаты об опыте и ошибках

  • Ошибки – обычный мост между опытом и мудростью. (Филлис Терос).
  • Человек, по настоящему мыслящий, черпает из своих ошибок не меньше познания, чем из своих успехов. (Джон Дьюи.)
  • Чтобы избегать ошибок, надо набираться опыта; чтобы набираться опыта, надо делать ошибки. (Лоуренс Питер)
  • Делай как можно больше ошибок, только помни одно: не совершай одну и ту же ошибку дважды. И ты будешь расти. Ошо (Бхагван Шри Раджниш)
  • Самая вредная ошибка - это нетерпимость. (Аристотель).
  • Не ошибается только тот, кто спит (Ингвар Кампрад).
  • Ни в чем не ошибаться - это свойство богов. (Демосфен).
  • Человек, который не делает ошибок, обычно вообще ничего не делает. (Эдвард Фелпс).
  • Совершить ошибку и осознать ее - в этом заключается мудрость.

Список литературы

  • «Слово о полку Игореве»
  • А. Пушкин «Капитанская дочка»
  • А. Пушкин «Евгений Онегин»
  • М. Лермонтов «Маскарад»; «Герой нашего времени»
  • И. Тургенев «Отцы и дети»
  • Ф. Достоевский «Преступление и наказание»
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»; «Анна Каренина»; «Воскресение»
  • А. Чехов «Крыжовник»
  • И. Бунин «Господин из Сан-Франциско»
  • А. Куприн «Олеся»; «Гранатовый браслет»
  • М. Булгаков «Собачье сердце»
  • О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»
  • А. Алексин «Безумная Евдокия»

Рассмотрим тематическое направление «Опыт и ошибки» через

  • отдельной личности
  • рассуждения о ценности духовного и практического опыта народа
  • рассуждения о ценности духовного и практического опыта человечества

Личность «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов



Григорий Александрович Печорин

Григорий Александрович Печорин - человек трагической судьбы. Он жадно ищет приложения своим незаурядным способностям, "необъятным душевным силам" и, словно невзначай, губит людей, попавших в его орбиту:

Из-за пустяка подвергает свою жизнь серьезной опасности Азамат

Гибнут от руки Казбича красавица Бэла и ее отец, а сам Казбич лишается своего верного Карагеза

Рушится хрупкий мирок "честных контрабандистов"

Застрелен на дуэли Грушницкий

Глубоко страдают Вера и княжна Мери

Трагически кончается жизнь Вулича



ГРИГОРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ПЕЧОР ИН

Для Печорина приобретение жизненного опыта складывается из вереницы ошибок , а сам герой предстает в роли "топора в руках судьбы". "

Честолюбие, жажда власти, желание подчинить своей воле окружающих, овладевшие душой Печорина, приводят героя к печальному опыту : он не угадал своего предназначения, потерял смысл жизни, растратил свои «необъятные силы» понапрасну.



Опытность - это школа, в которой уроки стоят дорого, но это - единственная школа, в которой можно научиться.

Франклин Бенджамин


Народ «Слово о полку Игореве…»



Русская земля

«Слово о полку Игореве», созданное более восьми веков назад, является самым значительным памятником древнерусской культуры. Исследователи «Слова о полку Игореве» пришли к мнению, что это произведение повествует не об отдельном человеке, а обо всей Русской земле того времени. Образ князя Игоря собирательный и символизирует всех князей Древней Руси. С одной стороны, автор видит в своем герое надежду и опору Руси, гордится его успехами.



  • Трагические ошибки

С другой стороны, он порицает его за роковую ошибку: эгоизм и непонимание важности действовать сообща. Печальный финал похода на половцев наглядно демонстрирует, к чему приводит вражда и стремление к личной славе. Нельзя сказать, что князя не волнует судьба родины, но узость мышления и личные амбиции толкают Игоря на самоубийственный шаг.

Ни уговоры мудрых людей, ни предупреждающие знамения не остановили Игоря. Он приобретает важный опыт ведения войны с врагом ценой суровых ошибок, несущих смерть его соотечественникам.

Князь Игорь смел и честен, он прекрасно знает, на что идет. Но мудростью, которая так необходима князю и любому, кто несет ответственность за судьбы других людей, герой пока не обладает.

Игорь, отправившись за славой, принес земле русской великое горе и позор. После уничтожения русского войска половцы беспрепятственно опустошили и разграбили Русскую землю. Народ заплатил непомерную цену за страшные ошибки своих князей: глупость и гордыню.



Цена ошибки

Игорь попал в плен и только после этого смог понять истинную цену своих поступков. Несмотря на то, что бегство из плена покрыло князя величайшим позором, он совершает этот отчаянный поступок. Цель одна – исправить ошибки и спасти Россию от рабской судьбы. Нелегко дался ему военный опыт. Князь Игорь возвращается домой, объединяется с князьями и готов вместе с ними идти походом на половцев.

Каждый из нас ошибается, но ведь можно все исправить. Князь Игорь сумел понять свои ошибки, поэтому народ встречает его, как победителя. Положительный опыт приобретен, но в судьбе родной страны он отозвался трагедией.


Человечество

Б.Васильев

«А зори здесь тихие…»



Трагические ошибки

Судьба каждого человека, целых поколений, национальных культур зависит от того, живут ли люди опытом предшествующих поколений. В художественной литературе мы часто читаем о трагическом опыте, трагических ошибках, влияющих на судьбы целых народов, стран, всего человечества… Именно в этом аспекте мы и подойдем к рассмотрению повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…», в которой, кажется, опыт и ошибки слились воедино.



Отсутствие опыта-гибель

Повесть основана на реальных событиях мая 1942 года. Вдалеке от линии фронта старшина Васков и пять девушек отвлекают немецкий десант до прихода помощи для сохранения стратегически важной транспортной артерии на Кировской ж/д. Они с честью выполняют задание. Но не имея военного опыта, они все гибнут.

Они все такие разные, но такие похожие… Рита Осянина, волевая и нежная. Она - центр их мужества, она - Мать! Женька Комелькова, красивая, отчаянная и уставшая от войны, от боли. Соня Гурвич “прекрасная незнакомка”, вышедшая из томика стихов Александра Блока. Лиза Бричкина... “Эх, Лиза-Лизавета, учиться бы тебе!”... Война помешала увидеть все, о чем мечтала! Галя Четвертак, так и не повзрослевшая, смешная девчонка, мечтавшая стать новой Любовью Орловой… Не успели они прожить собственную жизнь. Смерть была у всех разная, как разными были и их судьбы: у Риты - усилие воли и выстрел в висок; у Жени - отчаянная; у Гали - беспощадная; у Лизы - “Ах, Лиза-Лизавета, не успела, не смогла одолеть трясину войны...”.



Из опыта необходимо извлекать уроки

Смерть каждой из девушек воспринимается как непоправимая ошибка ! Старшина Васков, сражаясь, приобретая военный и жизненный опыт, понимает, какая это чудовищная несправедливость, гибель девочек: «Почему это так? Ведь не умирать им надо, а детей рожать, ведь матери они!»

И каждая деталь в повести, начиная с чудесных пейзажей, описаний разъезда, лесов, дорог, говорит о том, что из этого опыта необходимо извлекать уроки, чтобы жертвы не были напрасными.

Эти пять девушек и их старшина стоят незримым памятником, вставшим посреди русской земли, словно вылитым из тысяч похожих судеб, подвигов, боли и силы русского народа, напоминающим о том, что развязывание войны- это трагическая ошибка , а опыт защитников бесценен!


Опыт и ошибки – полярные понятия?

Природа взаимосвязи опыта и ошибок парадоксальна, так как ошибки – часть опыта.

Все и всегда совершают ошибки. Без них мы лишены возможности научиться жить. Без них нам никогда не стать мудрыми. Без них не приобретается опыт.

Но ошибок не надо бояться, из них следует извлекать уроки.

Совершить ошибку и осознать ее - в этом заключается мудрость.

Цзи Юнь


Заключение

А) Таким образом, именно книги позволяют сформулировать следующий вывод: личный опыт учит человека жизни, формируя личность и воспитывая характер, а ошибки – это ключевой компонент жизненного опыта.

Б) Нельзя пренебрегать источниками личного духовного и практического опыта, так как судьба каждого человека, целых поколений зависит от того, будут ли люди жить этим опытом.

В) Литература даёт нам колоссальный опыт жизни, во многом влияет на формирование человека, но, по словам Л. Гумилева, «стоит помнить, что это именно чужой опыт».

Г) Каждый решает сам: пройти ли ему путь ошибок или накопить опыт- свой, чужой… Разве имеет право кто-либо из нас отказываться от этого выбора?

Д) В заключение хочется обратиться к словам А.Эйнштейна: «Кто никогда не совершал ошибок, тот никогда не пробовал что-то новое».


ПРАКТИКУМ

Вы сами выбрали тему.

Теперь попробуйте из вспомогательного материала сконструировать основу вашего сочинения.

Мы приготовили для вас раздаточный материал, в котором есть варианты частей итоговой работы:

Вступления

Названия художественных произведений (для аргументации)

Заключения

Проверьте, пошло ли на пользу наше сегодняшнее занятие.


В добрый час! Желаем вам творческих успехов!

Размышление на тему «Опыт и ошибки» всегда актуально – в любом возрасте, в любом государстве с любой ментальной ориентацией. Однако всякое подобное размышление непременно будет осуществляться на своем уровне.

К примеру, для маленького ребенка на его уровне происходит понимание правомерных или неправомерных вещей. Если рассмотреть типичную примерную ситуацию, то можно сделать определенные выводы. Например, мама посылает четырехлетнего сына в огород, чтобы тот сорвал морковь, сын возвращается, но приносит свеклу. Она начинает ему что-то укоризненно говорить, мальчик ощущает дискомфорт от того, что «принес не то, что просили», замыкается в себе и каким-то шестым чувством понимает, что допустил оплошность, но допустил он ее не по своей шалости или вредности.

Независимо от того, сколько человеку лет, он будет в равной степени относиться к своим промахам – будь то ему четыре года или сорок лет, то есть с одинаковой мерой ответственности. Он одинаково будет переживать из-за своих ошибок, и чем больше он будет ошибаться, тем быстрее придет к нему необходимый опыт в той или иной сфере его деятельности.

Вполне может случиться так, что человек в своей жизни неоднократно допускает одни и те же ошибки, как бы наступает на одни и те же грабли, которые, к слову, очень больно бьют по голове. Отсюда возникает чувство неудовлетворенности от того, что делаешь, а также сетование: «Ну почему это снова случилось со мной? Почему я не смог сделать иначе, ведь я это уже тысячу раз делал? И т.п.» Причин тому много, одна из которых – особая черта характера, когда человек торопится жить и делает все быстро в силу каких-то обстоятельств. Иными словами, хочет, как лучше, но получается все наоборот. Так примерно вел себя герой В. Шукшина Чудик («Почему ж я такой есть-то?»)

Опыт, каким бы горьким и печальным он не был, привносит в развитие личности новые витки. Да, остается в глубине души осадок от того, что сделал что-то неправильно или нерационально, однако в следующий раз, когда случится похожая ситуация, можно уже будет подстраховаться и предотвратить похожую ошибку.

Поэтому хочется посоветовать: не стоит бояться своих, ошибок, лучше улыбнуться и жить дальше…до нового промаха.

Кратое сочинение Опыт и ошибки

Возраст человека не влияет на формирование его к таким категориям, как опыт и ошибки. Никто не застрахован от них. Однако, степень ответственности у каждого разная. Иными словами, кто-то очень близко принимает это к сердцу, кто-то – нет.

Бывает так, что люди неоднократно допускают одни и те же промахи, в народе это называется «наступать снова на грабли». Отсюда не просто осадок от неудовлетворенности своей деятельностью, но и бесконечное сетование: «Ну почему это снова происходит со мной? И т.п.» Причин тому много, одна из которых – особая черта характера, когда человек торопится жить. Иными словами, хочет, как лучше, но получается все наоборот. Отсюда разочарования, обиды на судьбу.

Поэтому хочется посоветовать: не бойтесь своих ошибок, но и старайтесь думать, прежде, чем что-то совершить.

Итоговое сочинение №3 Опыт и ошибки для 11 класса

Ошибки – это часть нашей жизни. Человек учится на своих или на чужих ошибках. Говорить, что совершать ошибки – плохо, нельзя, ведь не ошибается лишь тот человек, который ничего не делает. Наш опыт складывается практически из множество ошибок в жизни. Но согласитесь, некоторые наши промахи приносили большое удовольствие, но, тем не менее, в уме мы понимаем, что что-то в этом мире делать нельзя, а что – то можно. Порой, самая большая ошибка в жизни приводит к необычным последствиям, человек вдруг может осознать, что этот промах ужасно мал, и он зря убивался из-за него.

С детства нас родители учат что можно делать и что нельзя и мы впитываем эти слова как губка не понимая, а почему именно нельзя заступить через черту запрета. Повзрослев, можно понять слова своих мама и пап, а возможно, даже и опровергнуть их опасения. Порой переступив через черту табу ты перестаешь бояться того, чего опасаются многие люди, возможно это был первый шаг на пути к счастью. Уже такой переход дает опыт человеку, для него открыты большие горизонты. Накапливание опыта совершенно не зависит от возраста, даже взрослый человек может быть глупым и неопытным, а ребенок во много раз младше его иметь богатый опыт. Опыт есть во всем, во всех человеческих сферах деятельности.

Каждую минуту человек набирается опыта или совершенствует его. Чем активней человек по жизни, тем больше опыта заложено в нем. Полезно быть любознательным, ведь ты открываешь для себя те источники, которые недоступны другим и понимаешь, почему определенное действие идет по одному пути развития. Опыт и ошибки тесно связаны друг с другом, без одного нет и второго.

Обжигаясь люди тоже набираются опыта. Так что не стоит бояться оступиться, лучше бояться, не понять, почему ты оступился, чтобы не наступить на одни и те же грабли снова.

Сочинени №4 Опыт и ошибки.

Я часто совершаю ошибки в своей жизни. Но это незначительные ошибки, так как от них никто не страдает. Но благодаря этим ошибкам я могу сделать правильные выводы для себя, набраться опыта. Я стала замечать, что мой опыт накапливается как раз из-за того, что я делаю ошибки. А сами ошибки возникают из-за того, что я не хочу слушать родителей. Я понимаю, что мама с папой правы, но любопытство порой берет вверх.

Я знаю, что ошибки совершают все люди на земле, и в этом нет ничего плохого. Опыт всегда нужен человеку, пусть даже если он и печальный. Но лучше, конечно же, набираться опыта учась, а не оступаясь.

Несколько интересных сочинений

  • Главные герои повести О Петре и Февронии Муромских

    Повесть о Петре и Февронии Муромских, пожалуй, можно назвать повестью о настоящей и светлой любви, которую каждый старается найти в своей жизни.

  • Сочинение Красная площадь в Москве

    В Москве, столице нашей необъятной Родины, расположена Красная площадь, главная площадь страны. Красная площадь является одним из символов России.

  • Сочинение по пословице Не откусывай больше того что ты в состоянии проглотить

    Пословицы на то и придуманы, что в будничной жизни люди сталкиваются с похожими ситуациями. Передаются мудрые изречения из уст в уста ровно столько, сколько мы живем со времени появления речи

  • Герои рассказа Уроки французского (образы и характеристика) сочинение

    Главный герой рассказа В. Распутина «Уроки французского» - одиннадцатилетний мальчик. Учится он в пятом классе. Мальчик скромен, одинок и даже диковат. Находясь далеко от своей семьи

  • Анализ произведения Платонова На заре туманной юности

    Произведение представляет собой описание жизни обыкновенной русской девушки, сумевшей преодолеть все невзгоды и тяготы, выпавшие на ее долю, и остаться добрым, сердечным, не озлобившимся человеком.

Хорошая тема для сочинения, особенно для молодого поколения. Молодежь и их родители, и более старшие опытные знакомые и друзья-родственники всегда находятся в негласном противостоянии. Молодые хотят идти вперед, пробовать, развиваться, получать эмоции и пускаться в авантюры. Готовы ли они ошибаться при всем этом - большой вопрос. Задумываются ли над вероятностью ошибок, над тем - как они будут их переживать или исправлять? Возможно самые ответственные - да, а вот в основной своей массе молодые люди уверены в своей правоте, и не думают о возможных ошибках.

Такая безрассудность как раз и настораживает их родителей и близких, которые лезут к ним с чем? С опытом. Чаще всего своим. На что молодые уверены, что "у меня так не будет". Но это закон жизни, и увы, такой бесценный и важный опыт - результат действий и ошибок. Иначе невозможно. Как говорят мудрые люди "Не ошибается тот, кто ни чего не делает". Притворись камнем, и не ошибешься. А жизнь? Ну что ж, жизнь пройдет мимо тебя, в этом удел камней.

Конечно, в литературе не мало произведений на эту тему. Это вам и "Отцы и дети", и Собачье сердце". Мне же вспомнилось не такое большое произведение а А.П. Чехова. "Ионыч". Сказать честно, меня оно заинтриговало в школе по той простой причине, что главный герой в произведении оказался моим...однофамильцем. Как то волнительно оказалось читать свою фамилию в книге. И отношение к главному герою было словно к человеку, как будто не чужому, вроде как он дальний родственник мне. Ну это уже мою подростковое восприятие было таким.

В чем же суть рассказа и каким боком сюда можно отнести темы "Опыт и ошибки". Да самым прямым. Если вспомнить рассказ, то про что он? Молодой врач оказывается в небольшом городке. Это конечно не предел его мечтаний, но сам врач молод, в нем есть тот самый какой то юношеский задор, какие то живые и настоящие эмоции. Он знакомится с одним местным семейством, чья дочка становится ему мила. Через весь рассказ следует череда событий, через год, через 2, еще через несколько лет мы видим нашего героя и те нерадостные изменения, что происходят с ним.

Возможно, побоявшись один раз ошибиться, показаться смешным, не отдаться чувствам, герой и делает главную ошибку своей жизни. Побоявшись что то сделать не так, подумав о том, что скажут другие, он постепенно теряет в себе то, что так ценно в молодости - стремление к движению и развитию. В определенном плане можно сказать, что Ионыч развивается, но это скорее не рост ввысь, а рост вширь, при чем порой в самом прямом смысле этого слова. Со временем молодой врач становится не особо приятной внешне персоной - грузным, толстым, заевшимся... без особых радостей в жизни.

Ну конечно, можно и обвинить Екатерину в том, что она не сразу разглядела в Старцеве человека, который ей оказался мил не сразу, а потом. И это уже некая другая ошибка, уже ее. Она погналась за журавлем в небе, опустив из рук синицу. Получается, что череда ошибок формирует жизнь обоих персонажей. И ведь что странно. Старцев предпочитает ни чего не делать (делает выводы скажем так из чужого опыта), и ошибается. Екатерина решает уехать и тоже ошибается. Жизнь, как череда ошибок, формирующих опыт, который направляет человека дальше. Проблема в том, что если вывод на основе ошибки сделан неправильно, то сформировавшийся опыт продолжит вести человека по ложному пути.

И напоследок хочется вспомнить еще одну строчку по теме Опыт и ошибки - "Если б молодость знала, если б старость могла". Одно неотделимо от другого, но нужно помнить, что важно отделять ошибки фатальные от тех, что под силу переосмыслить и исправить.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Итоговое сочинение. Тематическое направление Опыт и ошибки. Подготовила: Шевчук А.П., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №1» г. Братска

2 слайд

Описание слайда:

Список рекомендуемой литературы: Джек Лондон «Мартин Иден», А.П. Чехов «Ионыч», М.А. Шолохов «Тихий Дон», Генри Марш «Не навреди» М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» «Слово о полку Игореве.» А.Пушкин «Капитанская дочка»;«Евгений Онегин». М.Лермонтов «Маскарад»; «Герой нашего времени» И.Тургенев «Отцы и дети»; «Вешние воды»; «Дворянское гнездо». Ф.Достоевский «Преступление и наказание». Л.Н. Толстой «Война и мир»; «Анна Каренина»; «Воскресение». А.Чехов «Крыжовник»; «О любви». И.Бунин «Господин из Сан-Франциско»; «Тёмные аллеи». А.Купин «Олеся»; «Гранатовый браслет». М.Булгаков «Собачье сердце»; «Роковые яйца». О.Уайльд «Портрет Дориана Грея». Д.Киз «Цветы для Элджернона». В.Каверин «Два капитана»; «Картина»; «Иду на горозу». А.Алексин «Безумная Евдокия». Б.Екимов «Говори, мама, говори». Л.Улицкая «Казус Кукоцкого»; «Искренне Ваш Шурик».

3 слайд

Описание слайда:

Официальный комментарий: В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта. Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.

4 слайд

Описание слайда:

Методические рекомендации: «Опыт и ошибки» – направление, в котором в меньшей степени подразумевается четкое противопоставление двух полярных понятий, ведь без ошибок нет и не может быть опыта. Литературный герой, совершая ошибки, анализируя их и приобретая тем самым опыт, меняется, совершенствуется, встает на путь духовного и нравственного развития. Давая оценку действиям персонажей, читатель приобретает свой неоценимый жизненный опыт, а литература становится настоящим учебником жизни, помогающим не совершить собственных ошибок, цена которых может быть весьма высока. Говоря о совершаемых героями ошибках, следует отметить, что неверно принятое решение, неоднозначный поступок могут повлиять не только на жизнь отдельной личности, но и самым роковым образом сказаться на судьбах других. В литературе мы встречаем и такие трагические ошибки, которые затрагивают судьбы целых наций. Именно в этих аспектах можно подойти к анализу данного тематического направления.

5 слайд

Описание слайда:

Афоризмы и высказывания известных людей:  Не следует робеть из опасения наделать ошибок, самая большая ошибка - это лишать себя опытности. Люк де Клапье Вовенарг  Ошибаться можно различно, верно поступать можно лишь одним путем, поэтому-то первое легко, а второе трудно; легко промахнуться, трудно попасть в цель. Аристотель  Во всех делах мы можем обучаться только методом проб и ошибок, впадая в заблуждение и исправляясь. Карл Раймунд Поппер  Глубоко ошибается тот, кто думает, что он не ошибется, если за него будут думать другие. Аврелий Марков  Мы легко забываем свои ошибки, когда они известны лишь нам одним. Франсуа де Ларошфуко  Извлекай пользу из каждой ошибки. Людвиг Витгенштейн  Стыдливость может быть уместна везде, только не в деле признания своих ошибок. Готхольд Эфраим Лессинг  Легче найти ошибку, чем истину. Иоганн Вольфганг Гёте

6 слайд

Описание слайда:

В качестве опоры в своих рассуждениях можно обратиться к следующим произведениям. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Раскольников, убивая Алену Ивановну и признаваясь в содеянном, не осознает в полной мере весь трагизм совершенного им преступления, не признает ошибочность своей теории, ему лишь жаль, что не смог преступить, что не сможет отнести теперь себя к числу избранных. И лишь на каторге душой измаявшийся герой не просто раскаивается (раскаялся он, признавшись в убийстве), а становится на тяжелый путь покаяния. Писатель подчеркивает, что человек, признающий свои ошибки, способен измениться, он достоин прощения и нуждается в помощи и сострадании. (В романе рядом с героем Соня Мармеладова, которая являет собой пример человека сострадательного).

7 слайд

Описание слайда:

М.А. Шолохов «Судьба человека», К.Г. Паустовский «Телеграмма». Герои столь разных произведений совершают схожую роковую ошибку, сожалеть о которой буду всю жизнь, но исправить уже, к сожалению, ничего не смогут. Андрей Соколов, уезжая на фронт, отталкивает обнимающую его жену, героя раздражают ее слезы, он злится, считая, что она его "заживо хоронит", а выходит все наоборот: он возвращается, а семья погибает. Эта потеря для него – страшное горе, и сейчас он винит себя за каждую мелочь и с невыразимой болью говорит: "До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе, что тогда её оттолкнул!"

8 слайд

Описание слайда:

Рассказ К.Г. Паустовского – это повествование об одинокой старости. Брошенная собственной дочерью бабка Катерина пишет: «Ненаглядная моя, зиму эту не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки». Но Настя успокаивает себя словами: «Раз мать пишет - значит, жива». Думая о посторонних людях, организуя выставку молодого скульптора, дочь забывает о единственном родном человеке. И лишь услышав теплые слова благодарности «за заботу о человеке», героиня вспоминает, что у нее в сумочке лежит телеграмма: «Катя помирает. Тихон». Раскаяние наступает слишком поздно: «Мама! Как же это могло случиться? Ведь никого у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы она меня увидела, лишь бы простила». Дочь приезжает, но прощение просить уже не у кого. Горький опыт главных героев учит читателя быть внимательным к близким «пока не стало поздно».

9 слайд

Описание слайда:

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Череду ошибок в своей жизни совершает и герой романа М.Ю. Лермонтова. Григорий Александрович Печорин принадлежит к молодым людям своей эпохи, которые разочаровались в жизни. Печорин сам говорит о себе: "Во мне живут два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его". Лермонтовский персонаж – энергичный, умный человек, но он не может найти применения своему уму, своим знаниям. Печорин – жестокий и равнодушный эгоист, потому что он причиняет несчастья всем, с кем общается, и его не волнует состояние других людей. В.Г. Белинский называл его "страдающим эгоистом", потому что Григорий Александрович обвиняет себя за свои поступки, он осознает свои действия, переживает и ничего не приносит ему удовлетворения.

10 слайд

Описание слайда:

Григорий Александрович – очень умный и рассудительный человек, он умеет признавать свои ошибки, но хочет при этом научить других сознаваться в своих, как, например, он все пытался натолкнуть Грушницкого на признание своей вины и хотел разрешить их спор мирным путем. Но тут же проявляется и другая сторона Печорина: после некоторых попыток разрядить обстановку на дуэли и призвать Грушницкого к совести сам же предлагает стреляться на опасном месте, чтобы кто-то из них погиб. При этом герой пытается обратить все в шутку, несмотря на то, что существует угроза как жизни молодого Грушницкого, так и его собственной жизни.

11 слайд

Описание слайда:

После убийства Грушницкого мы видим, как поменялось настроение Печорина: если по пути на дуэль он замечает, насколько день прекрасный, то после трагического события день он видит в черных цветах, на душе его – камень. История разочарованной и гибнущей печоринской души изложена в дневниковых записях героя со всей беспощадностью самоанализа; будучи одновременно и автором, и героем "журнала", Печорин бесстрашно говорит и о своих идеальных порывах, и о темных сторонах своей души, и о противоречиях сознания. Герой осознает свои ошибки, но ничего не делает для того, чтобы их исправить, свой собственный опыт его ничему не учит. Не смотря на то, что у Печорина есть абсолютное понимание того, что он разрушает человеческие жизни («разрушает жизнь мирных контрабандистов», по его вине гибнет Бела и т.д.), герой продолжает «играть» судьбами других, чем делает себя несчастным.

12 слайд

Описание слайда:

Л.Н. Толстой «Война и мир». Если герой Лермонтова, осознавая свои ошибки, не смог стать на путь духовного и нравственного совершенствования, то любимым героям Толстого, приобретенный опыт помогает стать лучше. При рассмотрении темы в этом аспекте можно обратиться к анализу образов А. Болконского и П. Безухова. Князь Андрей Болконский резко выделяется из великосветской среды своей образованностью, широтой интересов, мечтает совершить подвиг, желает большой личной славы. Его кумир – Наполеон. Чтобы добиться своего, Болконский появляется в самых опасных местах сражения. Суровые военные события способствовали тому, что князь разочаровывается в своих мечтаниях, понимает, как горько он ошибался. Тяжело раненный, оставаясь на поле сражения, Болконский переживает душевный перелом. В эти минуты перед ним открывается новый мир, где нет эгоистических мыслей, лжи, а есть только самое чистое, высокое, справедливое.

13 слайд

Описание слайда:

Князь понял, что есть в жизни нечто более значительное, чем война и слава. Теперь уже бывший кумир кажется ему мелким и ничтожным. Пережив дальнейшие события – появление ребенка и смерть жены – Болконский приходит к выводу, что ему остается жить для себя и своих близких. Это лишь первый этап эволюции героя, не только признающего свои ошибки, но и стремящегося стать лучше. Немалую череду ошибок совершает и Пьер. Он ведет разгульную жизнь в обществе Долохова и Курагина, но понимает, что такая жизнь не для него, Он не может сразу правильно оценить людей и поэтому часто ошибается в них. Он искренен, доверчив, слабоволен.

14 слайд

Описание слайда:

Эти черты характера ярко проявляются во взаимоотношениях с развращенной Элен Курагиной – Пьер совершает очередную ошибку. Вскоре после брака герой понимает, что был обманут, и "перерабатывает один в себе свое горе". После разрыва с женой, находясь в состоянии глубокого кризиса, он вступает в масонскую ложу. Пьер верит, что именно здесь он "найдет возрождение к новой жизни", и опять понимает, что в чем-то главном вновь ошибается. Полученный опыт и «гроза 1812 года» приводят героя к крутым переменам в мировоззрении. Он понимает, что жить надо ради людей, надо стремиться приносить пользу Родине.

15 слайд

Описание слайда:

М.А. Шолохов «Тихий Дон». Говоря о том, как опыт военных сражений меняет людей, заставляет дать оценку своим жизненным ошибкам, можно обратиться к образу Григория Мелехова. Сражаясь то на стороне белых, то на стороне красных, он понимает, какая чудовищная несправедливость вокруг, да и сам совершает ошибки, приобретает военный опыт и делает самые важные выводы в своей жизни: «…моим рукам пахать надо». Дом, семья – вот ценность. А любая идеология, толкающая людей убивать, – ошибка. Уже умудренный жизненным опытом человек понимает, что главное в жизни не война, а встречающий у порога дома сын. Стоит отметить, что герой признает, что был не прав. Именно этим обусловлены его неоднократные метания от белых к красным.

16 слайд

Описание слайда:

М.А. Булгаков «Собачье сердце». Если говорить об опыте как «процедуре воспроизведения какого-нибудь явления экспериментальным путем, создания чего-нибудь нового в определенных условиях с целью исследования», то практический опыт профессора Преображенского для «выяснения вопроса о приживаемости гипофиза, а в дальнейшем и о его влиянии на омоложение организма у людей» вряд ли можно назвать удачным в полной мере. С научной точки зрения он весьма успешен. Профессор Преображенский проводит уникальную операцию. Научный результат получился неожиданным и впечатляющим, но в бытовом, житейском плане он привел к самым плачевным последствиям.

17 слайд

Описание слайда:

Появившийся в доме профессора в результате операции тип, “маленького роста и несимпатичной наружности”, ведет себя вызывающе, самонадеянно и нагло. Впрочем, следует отметить, что появившееся человекоподобное существо легко находит себя в изменившемся мире, но человеческими качествами не отличается и вскоре становится грозой не только для обитателей квартиры, но и для жильцов всего дома. Проанализировав свою ошибку, профессор понимает, что собака была гораздо «человечнее», нежели П.П. Шариков.

18 слайд

Описание слайда:

Таким образом, мы убеждаемся, что человекообразный гибрид Шариков – это скорее неудача, чем победа профессора Преображенского. Он и сам понимает это: “Старый осел... Вот, доктор, что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподымает завесу: на, получай Шарикова и ешь его с кашей”. Филипп Филиппович приходит к выводу, что насильственное вмешательство в природу человека и общества приводит к катастрофическим результатам. В повести “Собачье сердце” профессор исправляет свою ошибку – Шариков снова превращается в пса. Он доволен своей судьбой и самим собой. Но в жизни подобные эксперименты трагически сказываются на судьбах людей, предупреждает Булгаков. Поступки должны быть обдуманы и не нести разрушительного начала. Главная мысль писателя в том, что голый прогресс, лишенный нравственности, несет людям гибель и подобная ошибка будет необратима.

19 слайд

Описание слайда:

В.Г. Распутин «Прощание с Матерой». Рассуждая об ошибках, непоправимых и приносящих страдание не только каждой отдельно взятой личности, но и народу в целом, можно обратиться и к указанной повести писателя ХХ века. Это не просто произведение о потере родного дома, но и о том, как ошибочные решения влекут за собой катастрофы, которые обязательно скажутся на жизни общества в целом. В основе сюжета повести лежит реальная история. В процессе строительства ГЭС на Ангаре были затоплены окрестные деревни. Переселение стало болезненным явлением для жителей затопляемых районов. Ведь ГЭС строят для большого количества людей.

20 слайд

Описание слайда:

Это важный хозяйственный проект, ради которого надо перестраиваться, не держаться за старое. Но можно ли назвать это решение однозначно верным? Жители затопляемой Матеры переезжают в построенный не по-людски поселок. Бесхозяйственность, с которой расходуются огромные деньги, больно ранит душу писателя. Плодородные земли затопят, а в поселке, построенном на северном склоне сопки, на камнях да глине, расти ничего не будет. Грубое вмешательство в природу обязательно повлечет за собой экологические проблемы. Но для писателя важны не столько они, сколько духовная жизнь людей. Для Распутина совершенно ясно, что крушение, распад нации, народа, страны начинается с распада семьи.

21 слайд

Описание слайда:

А виной тому трагическая ошибка, заключающаяся в том, что прогресс гораздо важнее душ стариков, прощающихся со своим домом. И нет в сердцах молодежи раскаяния. Умудренное жизненным опытом старшее поколение не желает покидать родной остров не потому, что не может оценить всех благ цивилизации, а прежде всего потому, что за эти удобства требуют отдать Матёру, то есть предать свое прошлое. И страдания стариков – это тот опыт, который должен усвоить каждый из нас. Не может, не должен человек отказываться от своих корней. В рассуждениях по данной теме можно обратиться к истории и тем катастрофам, которые повлекла за собой «хозяйственная» деятельность человека. Повесть Распутина – это не просто рассказ о великих стройках, это трагический опыт предшествующих поколений в назидание нам, людям XXI века.

22 слайд

Описание слайда:

Сочинение. «Опыт – всему учитель» (Гай Юлий Цезарь) По мере взросления человек учится, почерпывая знания из книг, на школьных занятиях, в беседах и взаимоотношениях с другими людьми. Кроме того, немаловажное влияние оказывают окружение, традиции семьи и народа в целом. Обучаясь, ребенок получает много теоретических знаний, но умение применить их на практике необходимо для того, чтобы приобрести навык, набраться собственного опыта. Иными словами, можно прочесть энциклопедию жизни и знать ответ на любой вопрос, однако в реальности научиться жить поможет только лишь личный опыт, то есть практика, и без этого уникального опыта человек не сможет прожить яркую, полноценную, насыщенную жизнь. Авторы очень многих произведений художественной литературы изображают героев в динамике, чтобы показать, каким образом происходит у каждого человека становление личности и прохождение собственного пути.

23 слайд

Описание слайда:

Обратимся к романам Анатолия Рыбакова «Дети Арбата», «Страх», «Тридцать пятый и другие годы», «Прах и пепел». Перед взором читателя проходит нелегкая судьба главного героя Саши Панкратова. В начале повествования это отзывчивый парень, отличник, выпускник школы и студент-первокурсник. Он уверен в свой правоте, в своем завтрашнем дне, в партии, своих друзьях, это открытый человек, готовый прийти на помощь нуждающемуся. Именно из-за своего чувства справедливости он и страдает. Сашу отправляют в ссылку, и внезапно он оказывается врагом народа, совершенно одиноким, вдали от дома, осужденный по политической статье. На протяжении всей трилогии читатель наблюдает за становлением личности Саши. От него отворачиваются все друзья, кроме девочки Вари, которая самоотверженно ждет его, помогая его матери преодолеть трагедию.

25 слайд

Описание слайда:

В романе Виктора Гюго «Отверженные» показана история девочки Козетты. Ее мать была вынуждена отдать свою малютку в семью трактирщика Тенардье. Там очень плохо относились к чужому ребенку. Козетта видела, как хозяева баловали и любили собственных дочерей, которые были нарядно одеты, весь день играли и озорничали. Как любой ребенок, Козетта тоже хотела играть, однако ее заставляли убираться в харчевне, ходить за водой в лес к роднику, мести улицу. Одета она была в жалкие лохмотья, а спала в коморке под лестницей. Горький опыт научил ее не плакать, не жаловаться, а молча выполнять приказы тетки Тенардье. Кода волею судьбы Жан Вальжан вырвал девочку из лап Тенардье, она не умела играть, не знала, чем занять себя. Бедный ребенок учился заново смеяться, заново играть в куклы, беззаботно проводя дни. Однако в будущем именно этот горький опыт помог Козетте стать скромной, с чистым сердцем и открытой душой.

26 слайд

Описание слайда:

Таким образом, наши рассуждения позволяют сформулировать следующий вывод. Именно личный опыт учит человека жизни. Каков бы ни был этот опыт, горьким либо благостным, он является собственным, пережитым, и уроки жизни учат нас, формируя характер и воспитывая личность.

Лучшие статьи по теме