Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Смартфоны
  • Изложение литература дает нам глубочайшее. Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни

Изложение литература дает нам глубочайшее. Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни

(Д. Лихачев)

Сочинение

Какое место занимает литература в жизни людей? Что нам дает чтение? Как правильно выбирать книги? Насколько важно читать книгу «бескорыстно», с интересном? Академик Дмитрий Лихачёв предлагает нам поразмышлять над проблемой правильного чтения.

В тексте речь идёт о том, что книги и чтение могут стать образом жизни каждого человека, стоит только подобрать правильную книгу, ведь она, по словам Лихачёва, служит «проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед нами сердца людей». Литература имеет огромное значение в жизни людей, она даёт нам «колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни», несёт мудрость, обогащает внутренний мир человека, воспитывая его.

Д. С. Лихачёвпризывает нас читать книги осмысленно, вдумчиво, вникая в каждую мелочь, ведь именно в мелочах кроется самое интересное и загадочное. Погружаться в чтение нужно не ради кого-то, а для себя. Автор считает, что наиболее важной является классическая литература, выдержавшая испытание временем, но он не отвергает и современную литературу, ведь на многие вопросы нашего времени может ответить только она. А для того чтобы по-настоящему понять и полюбить книгу, необходимо неоднократно её перечитать.

Татьяна Ларина, главная героиня романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин», питала к книгам такую же сильную любовь, какую питаю и я. «Теперь с каким она вниманьем/ Читает сладостный роман,/ С каким живым очарованьем/ Пьет обольстительный обман!» Татьяна читала книги, воображая себя на месте главных героинь романов: погрузившись в чтение с головой, она разделяла с ними чувства, владеющие ими.

Незабываемые минуты я провела с романом-эпопеей Л. Н. Толстого «Война и мир». Переживая за Андрея Болконского, волнуясь за судьбу Марьи Болконской, удивляясь поступкам Пьера Безухова, я читала страницу за страницей. Княжна Марья сразу же полюбилась мне, и я не могла оставить книгу закрытой: переживания за княжну заставляли меня вновь и вновь открывать полюбившийся мне роман. А какую радость я испытала, когда узнала, что Марья обрела наконец счастье с Николаем Ростовым, нельзя передать словами.

Чем больше книг я читаю, тем чаще нахожу «свои» книги, тем больше понимаю слова Лихачева: «есть много книг, без которых жить нельзя».

Вконтакте

Дмитрий Сергеевич Лихачёв – личность, перед которой я преклоняюсь за его мудрость, интеллект, преданность Родине, неоценимый вклад в развитие русской культуры. В его работах я нахожу отражение собственных мыслей на многие затронутые им вопросы. Я его воспринимаю, как близкого мне человека, с которым у нас родственные души.
Позволю себе привести только одну цитату из его статьи «Любите читать!»:
«Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нём не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех её сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми».
Д. С. Лихачёв прожил долгую, наполненную трудностями и лишениями жизнь, очень переживал за будущее России, за наше с вами будущее и оставил, как заповеди для последующих поколений свой моральный кодекс. Все его положения были составлены на основе христианского Евангелия.
О своих религиозных чувствах академик Д.С. Лихачев публично не рассуждал, редко писал, но веру свою крепко хранил. В заметках «О жизни и смерти» он писал так: «Нельзя верить в Бога „попутно“, „между прочим“, признавать Бога как постулат и вспоминать о Нём только, когда спрашивают».
Немного переосмыслив лихачевские заповеди, мне захотелось воплотить их в стихотворную форму. Удивительно легко подбирались слова и складывались рифмы, возможно, потому, что это есть язык духовный!

1. «Люби людей – и ближних, и дальних»

Любите людей – и ближних, и дальних,
И будет всё меньше на свете печали:
Чем больше любви вы во вне отдаёте,
Тем больше её для себя обретёте.

2. «Твори добро, не видя в том заслуги»

Твори добро, не видя в том заслуги,
Не выставляя славу напоказ,
Господь пожмёт дарующую руку
И стОрицей за всё тебе воздаст!

3. «Люби мир в себе, а не себя в мире»

Любите мир в себе, а не себя в сём мире,
К гармонии стремясь мятущейся душой,
Ты сам не сотвори вдруг из себя кумира,
Чтоб не смешать свой дух с тщеславною толпой!

4. «Будь рыцарем и с женщиной, и в споре»

Будь рыцарем и с женщиной, и в споре,
И на полшага просто отступи,
Порою лишь уступкой дверь откроешь,
В которую и силой не войти!

5. «Пей из неиссякаемого источника культуры, но не захлебнись»

Из чистого источника культуры
Ума и сердца голод утоли!
Бери, но знай: всё хорошо, что в меру,
А мера то, что сможешь унести!

6. «Твори по силам – дело не в масштабе»

Твори по силам – дело не в масштабе,
Пусть будет мал кирпичик для стены,
Так, дальний путь мы отмеряем шагом,
Ведь в этом шаге смысл любой длины!

7. «Не уставай в труде и самосовершенствовании: творчески обогащая мир – изменяешь себя, нравственно совершенствуя себя – изменяешь мир»

Не уставай в труде и чЕрпай знанья,
Достойным людям будет путь открыт
Для творчества и миросозиданья,
И Божьих промыслов и малых, и больших…

8. «Ни зависти, ни жадности, ни злобы ты в сердце никогда не допускай»

Ни зависти, ни жадности, ни злобы
Ты в сердце никогда не допускай,
Коль в нём живёт Любовь и Вера в Бога,
Там места не останется для зла!

9. «Не помни зла и злого пожалей»

Не помни зла и злого пожалей,
Когда поймёт он, что такое горе,
Не помня зла, воды ему налей,
Он так ничтожен в злобе, так ничтожен…

10. «Будь скромен – чванство низко и смешно»

Будь скромен – чванство низко и смешно,
Им путь к тщеславью устилают люди,
Забыв, что пресыщение - грешно,
А скромность - благодетельное чудо!

11. «Настраивай себя сам – достоинство твой камертон»

Внутри себя достоинство храни,
И будешь почитаем ты людьми:
Кто сдержан – тот спокоен и умён,
И низостью не будет уязвлён!

12. «Будь искренним: вводя в заблуждение других, обманываешься сам»

Лживым словом не делись,
Лицемерье - непригоже,
Правда упрощает жизнь,
Ложь обходится дороже!

13. «Не казни себя за ошибку, а извлеки из неё урок»

Мы на ошибках учимся своих,
Едва лишь сделав в детстве первый шаг,
Ведь в жизни каждый учится ходить
Не на чужих, а на своих ногах!

Читая книгу, проживаешь
Ты столько жизней, сколько книг
В своей ты жизни прочитаешь,
И знанья чЕрпаешь из них!

15. «Над временем человек не властен, но будь хозяином своего времени»

Неуловимо Время,
Никто над ним не властен,
Лишь оценив мгновенье,
Ты будешь в жизни счастлив!

16. «Не отказывайся от временного, служи вечному, но не будь рабом ни того, ни другого»

Мы пришли в этот Мир на время,
Чтоб постичь и улучшить его,
Для духовного преображенья,
Не прося взамен ничего!

17. «Будь верующим – вера обогащает душу и укрепляет дух»

Нам Вера, как маяк в ночи,
Как пламя трепетной свечи,
Что мы, как душу бережём,
Пока Создателю вернём!

18. «Будь памятлив – в прошедшем твой исток!»

Будь памятлив – в прошедшем твой исток,
И сколько бы веков не отсчитало Время,
История есть жизненный урок,
В котором судьбы многих поколений!

19. «Есть свет и тьма, есть благородство и низость, есть чистота и грязь: до первых надо дорасти, а до вторых стоит ли опускаться? Выбирай достойное, а не лёгкое»

Не ищите вы лёгких дорог,
Смысл развития – в преодолении,
Чем труднее и выше прыжок,
Тем весомей его значение!

20. «Старайся всегда соблюдать чувство меры»

Всему есть мера – тонкая черта,
Что из законов жизненных взятА
Из тех, что буквою Закона утверждён,
И «жизнь по совести» - неписанный Закон!

21. «Не отчаивайся и не уставай в поисках смысла жизни – своего, а не взятого с чужого плеча»

Бывает, мы устало опускаем руки,
Не видя смысла жизни впереди,
Но, лишь пройдя страдания и муки,
Мы этот смысл сумеем обрести!

22. «Будь совестлив: вся мораль – в совести»

Быть может, вам предложат лёгкий путь,
Где нужно только грань перешагнуть,
И малодушно отвести глаза
От той черты, где «можно» и «нельзя».
На этот счёт лишь совесть даст ответ:
Достойно это будет или нет!

23. «Чти прошлое, твори настоящее, верь в будущее!»

Чти прошлое – начало всех начал,
Хоть в настоящем всё же твой причал.
И, жизнь творя, в ней постигая суть,
Ты в будущее пролагаешь путь!

24. «Будь патриотом и не будь националистом»
«Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом - любовь к своей стране, во втором - ненависть ко всем другим».

Будь патриотом, Родине служи,
Но с разными народами дружи!
Народ, что уважать других привык
Для мира будет ценен и велик!

25. «Твой дом – земля, твоя семья – человечество, береги их!»

Нам Земля – колыбель от рожденья - навек,
Человеческий род нескончаем,
«Как прекрасна Земля, и на ней человек!» -
Я есенинский слог повторяю!

Каждая эпоха находила своих пророков и свои заповеди. На рубеже ХХ-ХХI веков появился человек, сформулировавший вечные принципы жизни применительно к новым условиям. Эти заповеди, по мысли ученого, представляют собою новый нравственный кодекс третьего тысячелетия:
1. Не убий и не начинай войны.
2. Не помысли народ свой врагом других народов.
3. Не укради и не присваивай труда брата своего.
4. Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти.
5. Уважай мысли и чувства братьев своих.
6. Чти родителей и прародителей своих и всё, сотворенное ими сохраняй, и почитай.
7. Чти природу как матерь свою и помощницу.
8. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслью свободного творца, а не раба.
9. Пусть живет все живое, мыслится мыслимое.
10. Пусть свободным будет все, ибо все рождается свободным.

Эти десять заповедей служат «завещанием Лихачева и его автопортретом, в которых ярко выражено совмещение ума и добра». Для педагогической науки эти заповеди могут явиться теоретической основой содержания нравственного воспитания.

Цели: проверить уровень сформированности коммуникативных и нормативных умений и навыков; совершенствовать умение писать ; обучать учащихся составлению небольших письменных высказываний на основе личного опыта. оборудование: текст изложения, текст стихотворения Д. Пав-лычко, учебные тексты. тип урока: применения знаний и формирования умений.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Что вас привлекает в чтении книг?

Назовите ваши любимые книги. мотивируйте свой ответ.

2. работа с текстом

А) Послушайте стихотворение Дмитрия Павлычко на украинском языке. Определите его тему и основную мысль.

У книги люди, наче бджоли в соти, Знесли духовний, чародійний мед. Сліпцеві очі їм потри, і вмент Побачить сонце й голубі висоти, Відчує мислі найстрімкіший лет, Збагне людські страждання і турботи, Поможе іншим темряву збороти, Рвучи з очей пов’язки чорних лент! Благословенна та ясна година, Коли буквар до рук бере дитина, Коли читає «Кобзаря» юнак, Коли Франка «огромнії сонети» Підносять дух, коли говорять Гете, Шекспір, міцкевич, Бальзак.

С чем сравнивает поэт собранное людьми в книгах?

Передайте содержание стихотворения на русском языке. При пересказе попытайтесь сохранить яркие авторские образы.

III. Постановка целей и задач урока .

Мотивация учебной деятельности

Литература дает вам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание - понимание жизни и всех её сложностей. Она служит вам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей, одним словом, делает вас мудрым.

У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим и этим то поднять настроение, то разрядить обстановку, то посмешить, то просто выразить свое отношение к происшедшему с вами или кем-либо другим.

Почему телевизор вытесняет сейчас книгу? Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало. Он вас отвлекает от забот, он вам диктует, как смотреть и что смотреть. Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи.

(По Д. Лихачеву)

IV. Работа над культурой и развитием речи учащихся

1. вступительное слово учителя

Текст, который предлагается вам для выборочного изложения с творческим заданием, представляет собой публицистическое рассуждение на тему «любимая книга». По сути, в нем содержится четыре отзыва о книгах, по разным причинам близких сердцу автора, человека неравнодушного, влюбленного в литературу и хорошо представляющего себе значение книги для формирования духовного мира человека. В единое высказывание их (отзывы) объединяет общая коммуникативная установка автора - обосновать свой выбор, объяснить, почему из великого множества любимых книг он выбирает именно эти.

2. Чтение текста учителем

Послушайте текст. Определите его тему и основную мысль. Подумайте, заголовок отражает тему или основную мысль текста.

КНИГИ, БЕЗ КОТОРЫХ Я НЕ МОГУ ОБОЙТИСЬ

Если бы книгам угрожал всемирный потоп, я бы поспешил построить ковчег, в который попытался бы захватить всех своих любимцев. Само собой разумеется, что чем меньше был бы ковчег, тем мне было бы трудней и печальней. Если бы можно было взять с собою сотню книг, затруднения мои были бы не так велики, как если бы выбор был ограничен десяткой. И уж невыносимо трудно было бы мне, если бы десятку сократили до трех-четырех. а все-таки. Какие же из миллионов книг вошли бы в число заветных?

Первая книга - это, конечно же, стихи александра Пушкина. Ничто не имело и не имеет для духовной жизни моей, для жизни в прекрасном того значении, которое имел и имеет . Он пришел ко мне с колыбели, он останется со мной до конца. Он был всегда со мной - и в дни радости, и в дни печали, и в часы труда, и в годы войны. Это была единственная книга в моем военном багаже.

Но разговор о Пушкине без самого Пушкина невозможен. а посему вот хотя бы одно пушкинское стихотворение - то, что мне всех милей и дороже:

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим.

Я не знаю ничего лучше в мировой лирической поэзии. Я не знаю ничего более чистого, ясного и благородного. Это сама Поэзия, само Сердце. И то и другое необходимы мне всегда. Без них я жить не могу.

Вторая книга - это «Война и мир» льва Толстого. Это книга глубочайшего проникновения в человеческий материал. Никто не умел и не умеет так глядеть в человека, так понимать, так раскрывать, так любить и жалеть его. Этой гигантской книге обязаны, в той или иной мере, почти все писатели, писавшие после Толстого.

Третья книга - это «мертвые души» Николая Гоголя. Гоголь - явление чрезвычайное. мне кажется, никто не писал смелее и доказательнее. Образы «мертвых душ» невозможно оспорить. Страшная сказка, рассказанная им, прекрасна и беспощадна одновременно. Другой такой никто придумать и рассказать пока не смог. При этом никто не смог быть столь прекрасным и столь живописным в описании уродливого.

Четвертая книга - это стихи Владимира маяковского. Я не люблю маяковского, и поэтому мне нелегко решиться взять его с собой. Он слишком много якает. Он бесцеремонен, груб и излишне часто пускает в ход локти, форсируя к тому же свою лужёную глотку. Он постоянно наступает всем на ноги и не считает нужным извиниться. Но я почел за благо примириться. Я глубоко благодарен маяковскому, много потрудившемуся над уничтожением всяческих культов всяческих личностей. Он самый современный из современных писателей. Он современен весь, целиком, с головы до пят, стихом, душой, материалом, манерой, хваткой, темпераментом, неуравновешенностью, словарем, отношением к прошлому, настоящему и будущему. Он боец - всегда и во всем. Он первооткрыватель и первопроходчик. Он профессиональный Колумб. Это его призвание и специальность. Прекрасная и ни с чем не сравнимая специальность.

(По И. Бражнину)

Y Определите стиль текста и тип речи.

Y Сколько частей можно выделить в тексте?

Y Как строятся четыре рассуждения-доказательства?

Пояснение учителя

В тексте хорошо проявляется ведущая функция публицистического стиля - функция эмоционального воздействия на чувства и разум читателя. Выбранный автором тип речи также полностью соответствует коммуникативной задаче высказывания - рассуждение позволяет привести доказательства в защиту своей точки зрения, убедить примером.

Текст имеет простую и ясную композицию: он состоит из вводной части, где говорится о трудностях выбора, а точнее, о нежелании ограничить круг чтения, и основной части, распадающейся на четыре микротекста. Каждый из них по типу речи представляет собой рассуждение с обоснованием тезиса, содержащего оценку. В данном случае текста и схема его строения совпадают.

Примерный план текста

1) О трудностях выбора.

2) Стихи Пушкина.

3) «Война и мир» Толстого.

4) «мёртвые души» Гоголя.

5) Стихи маяковского.

Схема строения текста

Рассуждение-объяснение

1-е рассуждение-доказательство

2-е рассуждение-доказательство

3-е рассуждение-доказательство

4-е рассуждение-доказательство

4. повторное чтение текста учителем

5. написание изложения (черновые варианты) с творческим заданием

Напишите выборочное изложение.

Сделайте самостоятельный отбор произведений, руководствуясь своим вкусом, своими склонностями и интересами и расскажите о них и о своём отношении к ним в композиционной форме, аналогичной данному тексту, его строению.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Заключительное слово учителя

Читайте же больше и читайте с величайшим выбором! Обретите сами этот свой выбор и никому не подчиняйтесь в выборе чтения, кроме той силы, которую приобрела в истории человеческой культуры книга классическая. Классическое произведение - то, которое выдержало испытание временем. С ним вы не потеряете своего времени. Но классика не может ответить вам на все вопросы сегодняшнего дня. Поэтому надо читать и современную литературу. Не бросайтесь на каждую модную книгу! Не будьте суетны! Суетность заставляет человека безрассудно тратить самый большой и самый драгоценный капитал, которым он обладает,- своё время.

(По Д. Лихачёву)

VI. Домашнее задание

Каково место отводится литературе в жизни людей? Как влияет на нас чтение? Над подобными вопросами предлагает поразмыслить академик Дмитрий Лихачев. Каждый человек может превратить чтение книг в свой образ жизни, но для этого важно определиться с правильной книгой. Это способ оказаться в иных эпохах, среди других народов и увидеть раскрытые перед собой сердца разных людей. Литературе отведено огромное место в жизни человека, так как ею предоставляется “колоссальный, обширнейший…опыт жизни” для нас.

Она способна сделать людей более мудрыми, обогатив их внутренний мир, и воспитав, при этом образованную личность.

Чтение книги – это осмысленное, вдумчивое занятие. Важно акцентировать свое внимание на каждой мелочи, ведь именно детали скрывают интересные и загадочные факты. Только для своего удовольствия необходимо погружаться в чтение, а не ради кого-то. Наиболее полезно читать классические произведения, что сумели выдержать испытание временем. Хотя современная литература тоже обладает способностью дать ответы на вопросы, которыми озадачивается современный

человек. По-настоящему полюбить книгу и прийти к ее пониманию можно лишь, неоднократно ее перечитав.

Героине романа “Евгений Онегин” Пушкина Татьяне Лариной было присуще испытывать сильную любовь к книгам. Она их читала, воображая себя в качестве главных героинь романов. Татьяна настолько умела погрузиться в процесс, что начинала переживания те чувства, которые ими владели.

Роман-эпопея Толстого “Война и мир” тоже вызывает у читателей волнительные ощущения по отношению к его персонажам. Переживания за героев заставляет открывать снова и снова полюбившийся роман.


Другие работы по этой теме:

  1. Прав ли Ян Амос Коменский, великий педагог XVII века, утверждая, что “…немыслим толковый читатель, который не был бы в то же время Отбиратель”? Как вы...
  2. Сложное испытание войной меняет мировоззрение человека. Трагические события навсегда остаются в душе, отражаются на поведении. Человек может коренным образом измениться в лучшую или худшую сторону....
  3. Война – самое страшное, что может произойти с человечеством. Но даже в нашем 21 веке люди не научились решать проблемы мирным путем. И до сих...
  4. Война – это тяжелое испытание для любого человека. Во время войны приходится испытывать изнуряющие физические и психологические нагрузки. Человек не знает, что его ждет впереди...
  5. Любовь, если рассматривать это понятие с точки зрения искренних чувств, подразумевает полное принятие человека со всеми чертами его характера, то есть и недостатками в том...
  6. Может ли литература изменить что-либо в человеке? Известный советский и российский филолог Дмитрий Сергеевич Лихачев раскрывает проблему роли книг в жизни людей. В предложенном для...
  7. Понятие “добро” у меня вызывает ассоциации с нравственностью, с чем-то хорошим и полезным, противоположным злу. Творить добро может абсолютно любой человек, для этого не требуются...
  8. Каждый человек сам создает собственное представление о тех или иных нравственных ценностях. Зачастую представление одного человека может сильно отличатся от понимания сути этого же нравственного...

Замечали ли вы, какое большое впечатление производят те произведения литературы, которые читаются в спокойной, неторопливой и несуетливой обстановке, например на отдыхе или при какой - нибудь не очень сложной и не отвлекающей внимания болезни?
Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни.

Сочинение

Испокон веков чтение литературы было одним из главных показателей образованного во всех отношениях человека.

В данном тексте Д.С. Лихачев поднимает актуальную на сегодняшний день проблему роли книг в жизни человека.

Обращаясь к теме, автор делает акцент на том, что простое, «насильственное», заинтересованное чтение гораздо менее важно и продуктивно, нежели чтение «бескорыстное», ради собственного удовольствия – медленное и размеренное, со вниканием во все мелочи. Именно подобного рода употребление литературы, преимущественно классической, помогает любить и уважать труд писателей и поэтов, по-настоящему наслаждаться произведениями и, что не менее важно, расширять собственный кругозор. Дмитрий Сергеевич проводит параллель между книгой и телевизором и делает акцент на том, что произведения, в отличие от телепередач, человек может выбирать по собственной душе, рассчитывать нужное ему для подобного рода досуга время и тем самым погружаться в книгу гораздо глубже, вбирая самые важные и интересные для себя моменты. Такое спокойное, вдумчивое и размеренное чтение поможет сохранить «самый большой и самый драгоценный капитал», каким обладает человек, - собственное время.

Автор считает, что именно книги формируют личность. Литература способна воспитать в человеке интеллигентность, развить в нем чувство прекрасного, а также понимание жизни во всех её плоскостях. С помощью книг возможно путешествие «в другие эпохи к другим народам», а также путешествие к душам огромного множества достойных и интересных личностей. Другими словами, именно книги делают нас мудрыми.

Я полностью согласна с мнением Д.С. Лихачева и тоже считаю, что без книг невозможно полноценное формирование человека как личности. Существует множество книг, без которых сложно представить жизнь любого человека – в них заложен необходимый базис, нужный человеку для комфортного существования в обществе. Такие книги не просто служат ориентиром для человека – они к тому же являются одновременно и учителями, и психологами и собеседниками.

В антиутопии Рея Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» проблема роли чтения показана через призму деградированного общества, в котором книги запрещены законом. Люди в нем бездуховны, безнравственны, они не имеют собственного мнения, не имеют критического мышления и вообще какого-либо желания самостоятельно мыслить, все их развитие сконцентрировано вокруг стен, напоминающих экраны телевизоров. Но главный герой по началу, как и окружающие его люди, не замечает ничего плохого в своем укладе жизни, пока не решается прочесть книгу. И лишь после этого он осознал, насколько пусты, глупы и несчастны окружающие, осознал, что чтение может заменить ему и жену, и друзей и даже весь мир, бездуховный и пустой.

А.С. Пушкин поднимал проблему роли книг в жизни человека в романе «Евгений Онегин». Татьяна, одна из главных героинь произведения, росла в семье, где чтение не было постоянным занятием, и культурного воспитания как такового не было. Однако душа героини требовала культурного развития, общения с интересными людьми, она хотела открыться кому-нибудь, ведь на тот момент она могла вести душевные беседы лишь со своей няней. И тогда Татьяна открыла для себя романы и в этот момент нашла себе не только постоянного, умного, романтичного, культурного собеседника, она обрела в этих романах новую жизнь, которая вскоре смешалась с реальной. Возможно, чтение исключительно романов сыграло не самую лучшую роль в формировании идеала героини, однако сама девушка выросла зрелой, интересной, одухотворенной и самодостаточной личностью.

Таким образом, можно сделать вывод, что чтение – это то уникальное занятие, которое может заменить и общение с человеком, и просмотр телевизора, и важно понимать, какую роль играет книга в развитии личности. Читая хорошую литературу, мы развиваем и способность говорить, и способность мыслить, а это является неотъемлемым критерием зрелой личности.

Лучшие статьи по теме