Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Особенности поведения японцев. Несколько простых правил

Япония - островное государство Азиатско-тихоокеанского региона - вплоть до середины XIX в. представляла собой замкнутое и деспотическое по своей природе общество, в котором, с одной стороны, существовала диктатура феодальных правителей - сегунов, по своему усмотрению решавших все вопросы жизни и деятельности людей, а с другой - имелась императорская власть, сохраняющаяся и поныне, слабая и практически символичная. Все это породило у японцев своеобразные особенности национальной психологии - подчинение слабого сильному, преклонение перед авторитетом, конформизм, замкнутость в группах принадлежности, жесткость по отношению к слабому, равнодушие к чужим страданиям.

Многие годы, царившие в стране феодальный гнет и засилье военщины, неограниченное господство сословия самураев обрекали простой народ на каторжный труд, бесправие и страдания, которые к тому же усугублялись регулярно постигавшими Японию стихийными бедствиями. Недостаток плодородной земли, сложные климатические условия, рост населения заставляли японцев напряженно трудиться, выискивать формы и средства деятельности, обеспечивающие хотя бы минимальные возможности для существования. В результате в национальном характере народа сформировались такие черты, как трудолюбие, бережливость, упорство, педантизм в достижении поставленных целей, внутренняя самодисциплина, стойкость к трудностям.

«Невозможно понять поведение народа, не уяснив своеобразия его мышления» - гласит японская пословица. Многие исследователи отмечают в мышлении японцев единство, казалось бы, несоединимых сторон: приверженности к абстракциям, проницательности, изобретательности, рационализма и одновременно медлительности мыслительных операций, неуверенности в себе, малоинициативности. В различных видах деятельности эти качества интеллекта проявляются по-разному, что позволяет подчас достигать значительных результатов. Так, не следует относить японца-коммерсанта к числу малоинициативных людей. В торговле он, как известно, во многом преуспевает. Но в общении с другими лицами, не имеющими отношения к торговле, он может и не проявлять активности.

Долгие годы японцы воспитывались на постулатах религиозной мифологии, утверждавшей «божественное» происхождение японской нации и императорской власти, «превосходство» японцев над другими народами. Под влиянием господствующих классов религиозные учения синтоизм и буддизм, а также конфуцианство формировали наиболее устойчивые стороны национального самосознания населения страны, широко проявлявшиеся в прошлом и сохранившиеся и сегодня: приверженность культу предков, чувство этнической исключительности.

Веками в Японии утверждалась психология подчинения индивида коллективу. Столетия он был полностью подвластен сначала феодалу, потом императору, сегодня - главе фирмы, в которой служит. Японец привык надрываться «во имя…». Он покорен и дисциплинирован. Японец не соотносит себя с такими характеристиками, как профессия, должность, место жительства и т.п., а связывает свое существование с той группой, в которую включен. Он не может воспринимать себя вне последней (при знакомстве обычно указывая организацию, в которой работает).

Большинство видов деятельности в Японии носит групповой характер: японцы группой работают, группой путешествуют, группами учатся, группами участвуют в праздниках и демонстрациях. Поведение каждого члена группы в первую очередь ориентировано на то, чтобы вписаться в действия группы и быть ей наиболее полезным. Самыми ценными качествами членов группы считаются умение во главу угла ставить ее интересы, желание и стремление быть ей полезным. Нет для японца более жестокой кары, чем оказаться выброшенным из группы в чужой мир, простирающийся за ее пределами. И такое наказание может последовать не за кражу или хулиганство, а за поступок, который расценивается группой как измена ее интересам.

В Японии человек, общаясь с людьми, включенными в ту же группу, обязательно ставит себя на более низкую ступень. Может создаться впечатление, что у него нет гордости и чувства собственного достоинства, но это не так. Гордость у японцев связана с их чувством долга и социальной позицией. Преувеличение позиции партнера - это принятая форма общения, выражающая вежливость и уважение.

В общении с японцами надо быть особенно внимательным. Не садитесь, если вас не пригласили. Не смотрите по сторонам, так как нельзя, по представлениям японцев, казаться рассеянным. Каждый штрих вашей внешности и поведения повлияет на отношение к вам. С другой стороны, сами японцы могут общаться без слов. И в этом нет ничего мистического. Они так обременены правилами и условностями, что подчас просто не способны сказать что-либо. Гостю в Японии часто приходится из учтивости догадываться о чем-то по контексту, по жестам, по своим ощущениям, потому что хозяин не может сам выразить свои чувства словами. Любая речь в этом случае неприлична.

Японцы считают красноречие не достоинством, а скорее недостатком и нередко испытывают недоверие к красноречивым людям. Молчание у них является активным средством межличностного общения. Оно может иметь разный смысл, в том числе выражать несогласие, гнев и прочее почти без помощи невербальных средств. С малознакомыми людьми японцы предпочитают молчать и часто испытывают неловкость при необходимости вступать в беседу.

А. Хироюки

Японцы вежливы с иностранцами, понимая, что те не виноваты в том, что не родились их соплеменниками, но все равно думают о них как о совершенно чужих и неравных им людях. У большинства живущих в Японии иностранцев возникают смешанные чувства. Японцы во многом чудесный народ: работящие, умные, с юмором. Но они буквально напичканы предрассудками и считают, что все такие. Иностранцу, живущему в Японии, трудно понять, почему женщина вечером переходит на другую сторону улицы, завидев иностранца; почему стюардесса, не зная, что вы понимаете язык, спрашивает пассажиров, не возражают ли они, если их посадят рядом с иностранцем, и т.д.

Статья посвящена «стране восходящего солнца» – Японии. Наши соотечественники бывают на Японских островах, особенно, жители дальнего Востока. Представители европейской части страны – гораздо более редкие, по понятным причинам, гости там. Но страна, естественно, стоит того, чтобы побывать в ней. Туристические поездки возможны, но редки и недешевы!
Мой рассказ – о деловой поездке в Японию, которая была связана с изучением японского опыта производства древесного угля. Но и со страной тоже удалось немного познакомиться. Конечно, более или менее полно описать такой регион как Япония в короткой статье не получится, но кое-что интересное читателя МирСоветов, я надеюсь, найдут!

Как попасть

Добираться в Японию из регионов Приморья – можно и морем, но из Европы – естественно, только самолет. В Токио летают мира, Аэрофлот – не исключение. Удовольствие не дешевое – от 900 долларов. Время – около 9 часов на Восток, и 10 – в обратном направлении (планета-то вертится!). Естественно, весьма строгий визовый режим – кладите на это дело не меньше недели! Кстати, у самих жителей страны есть право безвизового въезда в страны Шенгенского соглашения, Великобританию и США.

В стране

Чудеса начинаются с самого начала… В Японии не работает привычная нам GSM связь – уже с начала века японцы пользуются связью поколения 3G (а сейчас уже – и 4G) на основе стандарта CDMA. Хотите общаться в привычном режиме – покупайте (берите в аренду) местный аппарат. Впрочем, позвонить в Европейскую Россию с уличного автомата стоит что-то в районе 100 йен – около 1,1 $ по нынешнему курсу.
Второй момент – в стране практически нет английского языка! То есть в аэропорту, отеле и крупном магазине вас поймут, а в обычном кафе или в такси – почти наверняка, нет! И ничего с этим не поделать. Готовьтесь! В такси лучше всего показать визитную карточку места назначения. Но не пытайтесь воспроизвести слова. Например, в японском языке нет звука «л», и слово «гостиница» звучит как-то типа «отер», а не «отель»!
Но все это на фоне абсолютной толерантности – Восток, буддизм, синтоизм, да и просто высокая культура населения страны!

И все-таки пару слов про уголь…

Древесный уголь – это то, что производят термической обработкой древесины и используют для очистки воды, воздуха, жидкостей. А также для получения кремния, специальных сталей, в том числе – знаменитых самурайских мечей.

Почему именно Япония?! Здесь растут твердолиственные породы деревьев (в частности, так называемый железистый дуб), из которых получаются лучшие угли. И, кроме того, у страны богатые традиции разнообразного применения углей. Как в индустриальном аспекте, так и в бытовом.
Древесным углем раньше традиционно отапливались японские дома. В отличие от каменного угля от него нельзя «угореть», это особенность продукта.
Сейчас уголь не только применяют как адсорбент для очистки различных сред и поглощения вредных веществ. Его вносят в землю – для повышения плодородия и отпугивания вредителей. Красят дома специальными «угольными» красками – защита от коррозии. Закладывают в фундаменты зданий – для оптимизации влажностного режима. Его добавляют в зубные щетки, мыло (реально – мыло черного цвета!), печенье (тоже – черное!) и так далее и тому подобное!!


Ну, и кроме этого – приготовление пищи – всевозможные грили, мангалы, жаровни…
Наше индустриальное производство и качество – не хуже, а вот продвижение продукта во все сферы жизни – тут есть чему поучиться.





Традиционный японский бренд – самый качественный, так называемый «белый уголь» (на фото выше). Называется так потому, что после извлечения из печи при остывании засыпается золой и в этот момент выглядит действительно белым.
Уголь можно много где использовать – и даже играть на нем! Конечно, этот мегаполис производит сильное впечатление. Гигантский муравейник, где используется каждый клочок земли. Машины, небоскребы, офисы, работающие круглосуточно – Токио один из финансовых центров мира, а фондовые и валютные рынки функционируют и тогда, когда в стране ночь.



В самом центре города метро располагается на 5 уровнях! Без провожатого – как ночью в лесу! Кстати, в часы пик, утром и вечером, служители поднимают и фиксируют сиденья в вагонах – чтобы больше народу вместилось!! Метро и электрички – основной вид городского транспорта. Все остальное – риск застрять в пробках на много часов.
Собственно, находясь на уровне моря, то, что вокруг небоскребы, не ощущаешь, а вот, поднявшись на башню (свыше 150 метров), видишь внизу все это изобилие!

В самом центре города – императорский дворец, страна-то ведь – монархия. Кстати, царствующая семья – почитаема, а дни рождения всех (в том числе и умерших!) монархов – выходные!!


Осака

Второй (а по некоторым данным – первый) по величине мегаполис. ВВП превышает показатель стран Бенилюкса и Дании вместе взятых! В пределах города – штаб-квартиры основных японских брендов, которые на слуху у всего мира. Если Токио – финансовый центр, то промышленный – Осака.
Добраться туда из столицы (600 км) можно за 2 часа на скоростном поезде. Составы есть разные. Самые скоростные двигаются со скоростью до 480 км/час, при этом можно спокойно работать, спать, читать, принимать пищу (что многие и делают в целях экономии времени).
Система скоростных поездов крайне распространена. Впечатление, что это основной вид транспорта для перемещения по стране. Все четыре главных острова связаны системами подземных тоннелей, и даже при протяженности в 3000 км порой быстрее перемещаться так, чем на самолете!

Очень часто основной отрезок пути проделываешь на скоростном поезде, а к месту назначения прибываешь уже на обычной электричке. Все, естественно, функционирует с безупречной четкостью.

Киото

Небольшой, патриархальный город, древняя столица Японии, расположен на расстоянии в 35 минут поездки на обычной (не скоростной) электричке от Осаки. Все остальные крупные культурные центры были разрушены во время бомбардировок Второй мировой войны, а в Киото сохранились храмы, монастыри, синтоистские комплексы. В Токио, кстати – ничего такого нет, все храмы в столице послевоенной постройки.
Собственно, древняя Япония, которая смотрит на вас с открыток и популярных фильмов – это как раз Киото. Буддистские и синтоистские храмы, школы гейш, сады камней и прочее и прочее. Толпы туристов, местных и иностранных, сувениры…





Кроме монастырей и храмов в Киото запомнилось представление местных фольклорных коллективов и, особенно, мастеров-кукольников. Искусству этому обучаются не менее 10, а мастера – и до 25 лет, но результат просто потрясающий – куклы величиной в полроста человека движутся как живые! Жесты, мимика – описать невозможно – надо видеть!

Хоккайдо

Удалось побывать и на этом самом северном острове, от которого до России «рукой подать». Отличия огромные. Во-первых, природа – сосны, березы, снег в апреле – как на Родине, то, что в центре страны, в тропиках, уже под +30, верится с трудом. Во-вторых, территория. Не то чтобы огромная, но ощутимо пустынная, по сравнению с мегаполисами на южных островах. Зачем им наши Курилы?!

Отели

Ничего особо запоминающегося. Обычный, естественно, высокий сервис. В некоторых немного стилизованный под местную специфику интерьер. Цена за «4 звезды» – в районе 100 долларов. Запомнилось, пожалуй, что во всех гостиницах выдают не только халаты-тапочки, но и обязательно полный набор туалетных принадлежностей, включая даже и бритвенные станки…
Очень часты случаи, когда первые 10-12 этажей здания – офисные помещения, а собственно отель начинается выше – всегда живешь на высоте!
Ну, и поражающее воображение бытовая электроника, апофеоз которой крышка на унитаз, регулирующая направление и температуру воды, которая вас омывает! А есть и такие, которые поднимают крышку при вашем приближении, начинают играть мелодию и т.д. и т.п.!!

Еда

На любой вкус – и местная, и европейская. Конечно, всюду палочки, хотя и обычные «вилки-ложки» вам тоже предложат. Огромное количество морепродуктов. Именно не рыбы, а морепродуктов. Мидии, устрицы, какие-то губки, морские травы – все это на любителя, но на мой вкус очень достойно и полезно! И обязательная чашка риса в конце – чтобы улеглась вся эта достаточно пряная пища!
Запомнился один ресторанчик, где посетители, облачась в специальные бумажные фартуки, сами жарят на гриле (естественно, с использованием белого угля!) тонко нарезанное мясо.
Из напитков – неплохое пиво и традиционное сливовое вино (крепостью не более 9 градусов). Саке и суши, как ни странно, впечатления не произвели...
Питание дешевым не назовешь. В среднем – где-то не меньше 10-15 долларов на человека за обед-ужин (завтрак – в отеле). Но можно вполне сносно перекусить очень приличным фаст-фудом за 1,5-2 доллара.

Итог

Весной – с середины марта, на центральном острове Хонсю уже около +20, а ближе к апрелю начинается период цветения сакуры (японская вишня) – очень красиво! Традиционное для местного люда время путешествий, экскурсий и вообще созерцания окружающей действительности.
Летом в стране жарко и душно – не самое лучшее время для путешествий в тропики. А вот весна – самое оно!
Одним словом, побывать в Японии и не просто, и не дешево, но если получится – точно не пожалеете и долго не забудете! Удачи!

В японском национальном характере выделяются: трудолюбие, приверженность традициям, дисциплинированность, самообладание, чувство долга, вежливость, аккуратность, бережливость, любознательность, стремление к согласованным действиям в группе.

Японское общество строится на основе жесткой иерархической системы «старший-младший» («сэмпай--кохай») - этим и обусловлен очень сложный этикет, идущий из глубины веков. При общении имеет значение разница в возрасте даже в один год.

Старшие и младшие определяются как возрастом, так и социальным положением, во взаимосвязи. Дело в том, что подавляющее большинство самостоятельных японских мужчин -- служащие, получающие жалованье, размер которого, как и должность, зависит от выслуги лет Японец старается на словах приуменьшить свой личный вклад, успехи или умения и похвалить успех и знания адресата или собеседника. Согласно японскому этикету не принято показывать окружающим свои эмоции.

Почти в любых ситуациях японцы сохраняют неизменную вежливость, даже если им что-то не нравится. У японцев существует очень тонкая система намеков, основанная на принципе, что собеседник должен понять все сам. Впрочем, при общении с иностранцами они могут и отступить от этикета.

Для японцев большое значение имеет «верность» своей фирме, государству, нации, самоотверженность и патриотизм при отстаивание их интересов. Всеволод Овчинников отмечает0 что «японец с детства воспитывается в духе групповой солидарности, учится подавлять свои индивидуальные порывы, сдерживать амбиции, не выпячивать свои сильные качества. Японская мораль считает узы взаимной зависимости основой отношений между людьми. Индивидуализм же изображается ею сухим, холодным, бесчеловечным». Такое поведение, согласно японским традициям, неизбежно будет вознаграждено. м. Почитание родителей, а в более широком смысле покорность воле старших - вот в представлении японцев первая из добродетелей, самая важная моральная обязанность человека. Именно преданность, основанная на долге признательности, делает столь прочной ось "оя - ко" ("отец - сын"), на которой держится вертикальная структура японской семьи и других созданных по ее образу социальных групп - отношения отца и сына, учителя и ученика, покровителя и подопечного.

Воплощением долга признательности доныне остается покорность родительской воле. Конечно, в наши дни умножились примеры, когда сын отказывается жениться на сосватанной невесте или наследовать семейную профессию. Видя, как молодые пары гуляют по улицам обнявшись, можно подумать, что жизнь не оставила от традиционного домостроя камня на камне. А между тем это не совсем так. Пусть самостоятельные знакомства и встречи между юношами и девушками все больше входят в обиход. Главное не изменилось - свадьба в Японии до сих пор остается делом не столько личным, сколько семейным. Хотя о браках по любви много говорят, они все-таки остаются скорее исключением, чем правилом. И хотя число браков по сватовству сократилось, они по-прежнему составляют большинство.

Для японца почти не существует понятия каких-то личных дел. Привычка всегда находиться буквально локоть к локтю с другими людьми; традиционный быт, по существу исключающий само понятие частной жизни, - все это помогает японцам приспосабливаться к условиям, которые на Западе порой приводят людей на грань психического расстройства.

Хотя традиционная мораль не позволяет держать душу нараспашку, японец не любит оставаться один за закрытой дверью. До недавнего времени большинство японских жилищ не запирались. В японской гостинице не существует такого понятия, как ключ от комнаты, ибо раздвижные перегородки, как и окна, в принципе не должны иметь запоров. Даже в отеле западного типа японец часто держит дверь своего номера открытой...

Если задуматься, какими чертами, какими человеческими качествами пришлось пожертвовать японцам ради их образа жизни, прежде всего, пожалуй, нужно назвать непринужденность и непосредственность. Японцам действительно не хватает непринужденности, ибо традиционная мораль постоянно принуждает их к чему-то. Строгая субординация, которая всегда напоминает человеку о подобающем месте, требует постоянно блюсти дистанцию в жизненном строю; сознание своей принадлежности к какой-то группе, готовность ставить преданность ей выше личных убеждений; предписанная учтивость, которая сковывает живое общение, искренний обмен мыслями и чувствами, - все это обрекает японцев на известную замкнутость (если не личную, то групповую) и в то же время рождает у них боязнь оставаться наедине с собой, стремление избегать того, что они называют словом "сабиси".

Устои патриархальной семьи - это устои японского образа жизни. Вертикальные связи "оя - ко", то есть "отец - сын", а в более широком смысле "учитель - ученик", "покровитель - подопечный", прослеживаются, дают о себе знать повсюду.

Жизненный путь японца, даже во времена жестоких сословных разграничений, меньше, чем в других азиатских странах, предопределялся его происхождением. Принято считать, что будущее человека зависит не столько от родства, сколько от того, с кем его столкнет судьба между 15 и 25 годами, в пору вступления на самостоятельный путь, в ответственнейший по японским представлениям период, когда каждый человек обретает "оя" - учителя, покровителя, как бы приемного отца - уже не в семье, а в избранной им сфере деятельности.

Если сельский подросток идет в учение к кузнецу, именно этот человек на всю жизнь становится его покровителем: именно он, а не отец сватает ему невесту и восседает на самом почетном месте на его свадьбе. Если юношу берут на завод по рекомендации земляка, этот поручитель впредь может всегда рассчитывать на безоговорочную верность своего "ко", как того требует долг признательности.

Хотя японцы избегают одиночества, любят быть на людях, они не умеют, вернее, не могут легко и свободно сходиться с людьми. Дружеские связи между лицами разного возраста, положения, социальной принадлежности крайне редки. Круг тех, с кем японец сохраняет общение на протяжении своей жизни, весьма ограничен. За исключением родственников и бывших одноклассников, это, как правило, сослуживцы одного с ним ранга. Если дружбу сверстников в школе можно назвать горизонтальными отношениями, то в дальнейшем у человека остаются лишь гораздо более строгие вертикальные отношения между старшими и младшими, вышестоящими и нижестоящими.

Узы взаимной зависимости, о которых шла речь выше, это как бы поводок о двух концах. С одной стороны, они тянут ведомых за ведущим. Но, с другой стороны, вынуждают вожака оглядываться на группу, навязывать ей свою волю так, чтобы при этом сохранялась хотя бы видимость общего согласия.

Японская мораль предписывает избегать прямой конфронтации, не допускать положений, когда одна из сторон всецело одерживала бы верх над другой. Нельзя доводить дело до того, чтобы побежденный "потерял лицо", предстал перед окружающими униженным и оскорбленным. Это означало бы задеть такую болезненную струну, как "гири", или долг чести, то есть нажить себе смертельного врага.

Если такая первейшая для японцев добродетель, как долг признательности, уходит корнями в древнекитайскую мораль, то долг чести - это сугубо японское понятие, которое не имеет ничего общего ни с учением Конфуция, ни с учением Будды. Раскрыть смысл "гири" трудно, ибо даже сами японцы не могут дать ему остаточно ясного толкования. "Гири" - это некая моральная необходимость, заставляющая человека порой делать что-то против собственного желания или вопреки собственной выгоде. Довольно близко к этому термину стоит старый французский оборот "положение обязывает". "Гири" - это долг чести, основанный не на абстрактных понятиях добра и зла, а на строго предписанном регламенте человеческих отношений, требующем подобающих поступков в подобающих обстоятельствах.

В отличии от неоплатного долга признательности японцы смотрят на долг чести как на некое добавочное бремя, неосмотрительного увеличения которого следует остерегаться. Поскольку любая услуга требует взаимности, должна быть как-то вознаграждена, японцы стараются избегать одолжений со стороны чужих людей. Это отразилось даже в том, что речевые обороты, предназначенные для выражения благодарности, несут в себе, как ни странно, оттенок некоего сожаления. Например, слово "аригато", которое обычно переводят как "спасибо", буквально значит: "вы ставите меня в трудное положение". Другой сходный оборот "сумимасэн" означает: "ах, это никогда не кончится", или: "ах, мне теперь вовек с вами не рассчитаться". Таким образом, уже выражая благодарность, японец как бы с сожалением признает, что остался перед кем-то в долгу.

Стремление избегать случайных услуг или оказывать их порой производит впечатление, что японцы - люди неотзывчивые. Но дело тут не в черствости. Сделать что-то для незнакомца без его просьбы - значит поставить его в положение морального должника, воспользоваться его затруднением в свою пользу - вот к какому абсурдному парадоксу приводит японское понятие о долге чести.

"Стыд служит почвой, на которой произрастают все добродетели" - эта распространенная фраза показывает, что поведение японца регулируется людьми, которые его окружают. Поступай как принято, иначе люди отвернутся от тебя, - вот что требует от японца долг чести. Смысл "гири", стало быть, лучше выразить не французским оборотом "положение обязывает", а словами "традиция обязывает".

"Гири", или долг чести, проявляется, во-первых, по отношению к окружающим (как разновидность нашего понятия "совесть"), а во-вторых, по отношению к самому себе, к собственной репутации (что во многом соответствует тому, что мы называем самолюбием). Он побуждает человека не допустить положений, в которых как он сам, так и кто-то другой может оказаться униженным или оскорбленным.

Долг чести не позволяет японцу проявить свою неспособность в том, к чему он по положению обязан быть способен. Нежелание "потерять лицо" подчас мешает японскому врачу отказаться от ошибочного диагноза. По той же причине преподаватели не любят, когда ученики обращаются к ним с вопросами.

Сказать, что японцы очень самолюбивы, что они высоко ставят свою честь, - значит показать лишь одну сторону их характера. Непримиримость к оскорблениям, болезненная чуткость к любому унижению их личного достоинства не привели к тому, что месть стала у них главенствующей чертой человеческих взаимоотношений. Понятие "гири" обрело как бы возвратное значение. Долг чести по отношению к самому себе с малолетства приучает японцев щадить самолюбие окружающих.

Отсюда - стремление уклоняться от прямого соперничества, где выбор в пользу одной из сторон означал бы "потерю лица" другой. Именно обоюдная боязнь "потерять лицо" рождает потребность в третьем лице, то есть в посреднике. К его услугам японцы прибегают в самых различных случаях, начиная от коммерческих сделок и кончая сватовством.

Если сравнивать разные народы или разные эпохи по их приверженности этикету, то меркой здесь может служить, которую люди затрачивают на взаимные приветствия. На Западе, например, после средних веков показатель этот неуклонно уменьшается. Были времена, когда людям приходилось совершать при встрече чуть ли не целый ритуальный танец. Потом от церемоннейшего поклона с расшаркиванием остался лишь обычай обнажать голову, который, в свою очередь, свелся до условного прикосновения рукой к шляпе и, наконец, просто до кивка.

Неудивительно, что на подобном фоне учтивость японцев выглядит как экзотика. Легкий кивок, который остался в нашем быту единственным напоминанием о давно отживших поклонах, в Японии как бы заменяет собой знаки препинания. Собеседники то и дело кивают друг другу, даже когда разговаривают по телефону.

Встретив знакомого, японец способен замереть, согнувшись пополам, даже посреди улицы. Но еще больше поражает приезжего поклон, которым его встречают в японской семье. Хозяйка опускается на колени, кладет руки на пол перед собой и затем прижимается к ним лбом, то есть буквально простирается ниц перед гостем. После того как посетитель снял обувь и уселся на татами, хозяин помещается напротив и ведет беседу, хозяйка молчаливо выполняет роль служанки, а все остальные члены семьи в знак почтения вообще не показываются на глаза.

Правила поведения в японском жилище слишком сложны, чтобы их можно было освоить сразу. Главное поначалу - ни на что не наступать, ни через что не перешагивать и садиться где укажут. Существуют предписанные позы для сидения на татами. Самая церемонная из них - опустившись на колени, усесться на собственные пятки. В таком же положении совершаются поклоны. Надо лишь иметь в виду, что кланяться, сидя на подушке, неучтиво - сначала надо переместиться на пол. Сидеть, скрестив ноги, считается у японцев развязной позой, а вытягивать их в сторону собеседника - верх неприличия.

Домашний очаг по-прежнему остается у японцев заповедником старого этикета. Каждого, кто уходит из дому или возвращается, принято хором приветствовать возгласами: "Счастливого пути!" или "Добро пожаловать!" Мне часто приходилось видеть, как японцы встречают в Токийском аэропорту родственников. Когда муж сходит с самолета, жена приветствует главу семьи глубоким поклоном. Он отвечает сдержанным кивком, гладит по голове сына и почтительно склоняется перед родителями, если те соблаговолили его встречать.

Мы привыкли подчас больше следить за своим поведением среди посторонних, чем в кругу семьи. Японец же за домашним столом ведет себя куда более церемоннее, чем в гостях или в ресторане.

"Всему свое место" - эти слова можно назвать девизом японцев, ключом к пониманию их многих положительных и отрицательных сторон. Девиз этот воплощает в себе, во-первых, своеобразную теорию относительности применительно к морали, а во-вторых, утверждает субординацию как незыблемый, абсолютный закон семейной и общественной жизни.

Японцы избегают судить о поступках и характере человека в целом, а делят его поведение на изолированные области, в каждой из которых как бы существуют свои законы, собственный моральный кодекс. Вместо того, чтобы делить поступки на правильные и неправильные, японец оценивает их как подобающие и неподобающие: "Всему свое место". Универсальных мерок не существует: поведение, допустимое в одном случае, не может быть оправдано в другом.

Когда японец говорит о неразберихе, он выражает ее словами: "ни старшего, ни младшего". Без четкой субординации он не мыслит себе гармонии общественных отношений. Равенство же воспринимается японцами прежде всего как положение на одной и той же ступени иерархической лестницы. Япония весьма схожа с Англией четкостью общественной иерархии. В обеих островных странах любой контакт между людьми тут же указывает на социальную дистанцию между ними. В японском языке не только местоимения: я, ты, он, но и глаголы: есть, говорить, давать - в разных случаях звучат по-разному.

Мы привыкли к тому, что в семейном кругу люди относятся друг к другу без особых церемоний. В Японии же именно внутри семьи постигаются и скрупулезно соблюдаются правила почитания старших и вышестоящих. В этой домашней иерархии каждый имеет четко определенное место и как бы свой титул. Почести воздаются не только главе семьи. Когда сестры обращаются к братьям, они обязаны употреблять иные, более учтивые выражения, чем те, с которыми братья обращаются к сестрам.

Еще когда мать по японскому обычаю носит младенца у себя за спиной, она при каждом поклоне заставляет кланяться и его, давая ему тем самым первые уроки почитания старших. Чувство субординации укореняется в душе японца не из нравоучений, а из жизненной практики. Он видит, что мать кланяется отцу, средний брат - старшему брату, сестра - всем братьям независимо от возраста. Причем это не пустой жест. Это признание своего места и готовность выполнять вытекающие из этого обязанности.

Заботы о домашнем хозяйстве возложены на плечи женщины. Но ей же полностью доверен и семейный кошелек. О сбережениях на будущее должен думать глава семьи. Он решает, какую долю заработка потратить на текущие нужды. Но выделенными на это деньгами японка вправе распоряжаться по собственному усмотрению.

Сжившись с субординацией еще в собственной семье, человек привыкает следовать ее принципам и в общественных отношениях. Необходимость постоянно подчеркивать престиж вышестоящих связывает в японцах чувство личной инициативы.

Концепция подобающего места требует: не берись не за свое дело. Это лишает людей самостоятельности во множестве практических мелочей, из которых складывается повседневная жизнь. Редко увидишь японца, который мастерил бы что-нибудь дома своими руками. Сборщик телевизоров не имеет представления о том, как отремонтировать электрический утюг. Когда нужно что-нибудь починить или приладить, по всякому пустяку принято вызывать специалиста. Причем каждый такой мастеровой глубоко убежден, что лучше заказчика разбирается в своем деле, и потому философски относится ко всякого рода пожеланиям и советам, попросту пропуская их мимо ушей. Бессмысленно, например, доказывать японскому портному, что костюм должен сидеть не так, а иначе. Горничная в японской гостинице может чуть свет зайти в комнату и раздвинуть оконные створки, даже если постояльцу хотелось бы поспать еще часок-другой. По ее мнению, она лучше знает, когда надо вставать.

Знай свое место; веди себя как подобает; делай что тебе положено - вот неписаные правила, регулирующие жизнь и поведение японцев.

Основные характеристики речевого общения японцев будут следующими:

1. В большинстве социальных ситуаций японец не управляет ходом беседы и не пытается ее поддерживать. В разговоре он не стремится господствовать или убеждать. Японец обычно делает короткие замечания и не произносит длинных тирад. Есть все основания сказать, что типично для японца чувство ответственности за свои слова.

2. Японец не склонен сам начинать разговор, он предоставляет делать это другим. Говорит он с осторожностью, не позволяет себе свободных высказываний, однако в компании с друзьями и хорошо знакомыми японец разговаривает охотно.

3. Типичному японцу не свойственна беглость речи, в разговоре он часто делает паузы. Японец сознает это как недостаток для публичных выступлений.

4. Японцы проявляют очень большую избирательность в отношении собеседника, для них важна группа, к которой тот принадлежит. В связи с такой особенностью японцы воздерживаются от разговора с малознакомыми людьми и поэтому на различных конференциях и встречах часто остаются без компаньонов. Японцы нередко совершенно равнодушны к тому, прислушиваются к их мнению или нет.

5. Японцы ценят доброжелательный тон общения. Они далеко не всегда станут возражать своему собеседнику, даже если он высказывает противоположную точку зрения. Речь японца не конкретна.

Японцы не произносят слова «нет» -- это считается грубым. Вместо этого они могут сказать уклончиво:- «Я подумаю об этом». Собеседник должен воспринять это как отказ и перестать настаивать.

Одно из важнейших правил японского этикета -- правильная речь. Недостаток вежливости в речи собеседника вызывает у японца неприятие, хотя он его и не показывает. Излишняя вежливость в речи тоже может вызвать не только удивление, но и выглядеть как стремление дистанцироваться от собеседника. Если беседа идет на иностранном языке, то она подчиняется тем правилам, которые приняты в этом языке и этой культуре.

Территория - 372 тыс. кв. км.

Население - 127 млн. чел. (2000 г.).

Столица - Токио.

Географическое положение, общие сведения

Япония - страна -архипелаг, расположенная на четырех крупных и почти четырех тысячах мелких островов, вытянувшихся дугой в 3,5 тыс. км. с северо-востока на юго-запад вдоль восточного побережья Азии. Крупнейшие острова Хонсю, Хокайдо, Кюсю и Сикоку. Берега архипелага сильно изрезанны и образуют много заливов и бухт. Омывающие Японию моря и океан имеют для страны исключительное значение как источник биологических, минеральных и энергетических ресурсов.

Экономико-географическое положение Японии определяется, прежде всего тем, что она находится в центре Азиатско-Тихоокеанского региона, это способствует активному участию страны в международном географическом разделении труда.

На территории нынешней Японии самые древние найденные следы человека относятся к периоду пелеолита. В III - IV веках до нашей эры из юго-восточного Китая пришли протояпонские племена. В V веке до нашей эры японцы заимствовали иероглифическую письменность, в VI веке приняли буддизм.

В феодальный период Япония была изолирована от других стран. После незавершенной буржуазной революции 1867- 1868 годов она вступила на путь быстрого капиталистического развития. На рубеже XIX - XX веках вошла в число империалистических держав. В XX веке вошла Япония участвовала в трех крупных войнах (Русско-японской и двух мировых). После окончания Второй мировой войны, были распущены вооруженные силы, проведены реформы. В 1947 году император лишился властных полномочий (по конституции) сейчас Япония является конституционной монархией. Высший орган государственной власти и единственный орган законодательной власти - парламент.

Природные условия и ресурсы

Геологическая основа архипелага - подводные горные хребты. Около 80% территории занимают горы и возвышенности с сильно расчлененным рельефом средней высоты 1600 - 1700 м. Насчитывается около 200 вулканов, 90 -действующих, в том числе высочайшая вершина - вулкан Фудэи (3 776 м.) Значительное влияние на хозяйство Японии оказывают также частые землетрясения и цунами.

Страна бедна полезными ископаемыми, однако ведется добыча каменного угля, свинцовых и цинковых руд, нефти, серы, известняков. Ресурсы собственных месторождений малы, поэтому Япония - крупнейший импортер сырья.

Несмотря на небольшую площадь, протяженность страны в меридиональном направлении обусловила существование на ее территории уникального комплекса природных условий: остров Хоккайдо и север Хонсю расположены в зоне умеренного морского климата, остальная часть Хонсю, острова Сикоку и Юсю - во влажном субтропическом, а остров Рюкю - в тропическом климате. Япония находится в зоне активной деятельности муссонов. Среднегодовое количество осадков колеблется от 2 - 4 тыс. мм.

Почвы Японии в основном слабоподзолистые и торфянистые, а также бурые лесные и красноземы. Примерно 2/3 территории, в основном горные районы, покрыто лесами (причем более половины лесов - искусственные насаждения). На северном Хоккайдо преобладают хвойные леса, на центральном Хонсю и юге Хоккайдо - смешанные, а на юге - субтропические муссонные леса.

В Японии много рек, полноводных, быстрых и порожистых, малопригодных для судоходства, но являющихся источником для гидроэнергетики и ирригации.

Обилие рек. озер и подземных вод благотворно влияют на развитие промышленности и сельского хозяйства.

В послевоенный период на Японских островах обострились экологические проблемы. Принятие и выполнение ряда законов по охране окружающей среды снижает уровень ее загрязнения.

Население

Япония входит в первую десятку стран мира, по численности населения. Япония стала первой страной Азии, перешедшей от второго к первому типу воспроизводства населения. Сейчас коэффициент рождаемости составляет - 12 промилле, смертности - 8 промилле. Продолжительность жизни в стране - самая высокая в мире (76 лет для мужчин и 82 года для женщин).

Население отличается национальной однородностью, около 99% составляют японцы. Из других народностей значительна численность корейцев и китайцев. Наиболее распространенными религиями являются синтоизм и буддизм. Население размещено по площади неравномерно. Средняя плотность - 330 чел. на 1 кв. м. но прибрежные районы Тихого океана являются одними из самых густонаселенных в мире.

В городах проживает около 80% жителей. 11 городов являются миллионерами. Крупнейшие городские агломерации Кейхин, Хансин и Тюке сливаются в Токийский мегаполис (Такайдо) с численностью жителей более 60 миллионов человек.

Хозяйство

Темпы роста японской экономики были одними из самых высоких во второй половине XX века. В стране в значительной степени осуществлена качественная перестройка экономики. Япония находится на постиндустриальном этапе развития, для которого характерна высокоразвитая промышленность, но самой растущей сферой является непроизводственный сектор (сфера услуг, финансы,).

Хотя Япония бедна природными ресурсами и импортирует сырье для большинства отраслей промышленности, по выпуску продукции многих отраслей она занимает 1-2 место в мире. Промышленность в основном концентрируется в пределах тихоокеанского промышленного пояса.

Электроэнергетика. В основном использует импортное сырье. В структуре сырьевой базы лидирует нефть, растет доля природного газа, гидроэнергетики и атомной энергетики, сокращается доля угля.

В электроэнергетике 60% мощности приходится на ТЭС и 28% - на АЭС, в том числе Фукусима - самая мощная в мире.

ГЭС располагаются каскадами на горных реках. По выработке гидроэлектроэнергии Япония занимает V место в мире. В Японии, бедной ресурсами, активно ведутся разработки альтернативных источников энергии.

" Черная металлургия. По объему выплавки стали страна занимает I место в мире. Доля Японии нг мировом рынке черной металлургии - 23%.

Крупнейшие центры, работающие ныне почти полностью на привозном сырье и топливе, располо жены вблизи Осаки, Токио, в г. Фудзияма.

Цветная металлургия. Вследствие вредногс влияния на окружающую среду сокращается первич ная выплавка цветных металлов. Передельные за воды расположены во всех крупных промышленны) центрах.

Машиностроение дает 40% продукции промышленного производства. Главными подотраслями среди множества развитых в Японии являются электроника и электротехника, радиопромышленность и транспортное машиностроение.

Япония прочно занимает 1 место в мире по судостроению, специализируется на строительстве крупнотоннажных танкеров и сухогрузов. Главные центры судостроения и судоремонта находятся в крупнейших портах (Иокогама, Нагасаки, Кобе).

По выпуску автомобилей (13 млн. шт. в год) Япония также занимает 1 место в мире. Основные центры - Тоета, Иокогама, Хиросима.

Основные предприятия общего машиностроения находятся в пределах Тихоокеанского промышленного пояса - сложное станкостроение и промышленные роботы в Токийском районе, металлоемкое оборудование - в Осакском, станкостроение - в Нагойском районе.

Исключительно велик удельный вес страны в мировом выпуске радиоэлектронной и электротехнической промышленности.

По уровню развития химической промышленности Япония занимает одно из первых мест в мире.

В Японии также развиты целлюлозно-бумажная, легкая и пищевая промышленность.

Сельское хозяйство Японии остается важной отраслью, хотя дает около 2% ВНП; в отрасли занято 6,5% ЭАН. Сельскохозяйственное производство ориентировано на производство продовольствия (свои потребности в нем страна на 70% обеспечивает сама).

Обрабатывается 13% территории, а струк- дд туре растениеводства (дает 70% продукции сельского хозяйства) ведущую роль играют выращивание риса и овощей, развито садоводство. Интенсивно развивается животноводство (разведение крупного рогатого скота, свиноводство, птицеводство).

В связи с исключительным местом рыбы и морепродуктов в рационе японцев, страна ведет промысел во всех районах Мирового океана, имеет более трех тысяч рыболовных портов и располагает самым большим рыболовным флотом (свыше 400 тысяч судов).

Транспорт

В Японии развиты все виды транспорта за исключением речного и трубопроводного. По объему грузоперевозок первое место принадлежит автомобильному транспорту (60%), второе место - морскому. Роль жепезнодорожного транспорта сокращается, а авиаперевозок - растет. В связи с очень активными внешнеэкономическими связями, Япония обладает самым крупным торговым флотом в мире.

Для территориальной структуры хозяйства характерно сочетание двух совершенно различных частей: Тихоокеанского пояса, который является социально-экономическим ядром страны (здесь находятся главные промышленные районы, порты, транспортные магистрали и развито сельское хозяйство) и периферийной зоны, включающей районы, где наиболее развиты заготовка древесины, животноводство, добыча полезных ископаемых, гидроэнергетика, туризм и рекреация. Несмотря на проведение региональной политики сглаживание территориальных диспропорций идет пока медленно.

Внешние экономические связи Японии

Япония активно участвует в МГРТ, ведущее место занимает внешняя торговля, развиты также вывоз капитала, производственные, научно-технические и другие связи.

Доля Японии в мировом импорте- около 1/10. Импортируется в основном сырье и топливо.

Доля страны в мировом экспорте также более 1/ 10. На промышленные товары приходится 98% экспорта.

Культура Японии сформировалась вследствие исторического процесса, который начался с миграции прародителей японцев на японские острова с континента и основания культуры эпохи Дзёмон. В нынешней культуре Японии прослеживается воздействие стран Азии (в частности Кореи и Китая), Северной Америки и Европы.

Краткое описание японской культуры

На культуру и мировосприятие японского населения сильно повлияло расположение страны, климатические особенности и особенности рельефа, и кроме того постоянные природные катаклизмы (землетрясения и цунами), что нашло отражение в особенном почитании японцев окружающей природы как живого существа. Способность восторгаться мгновенным очарованием природы является характерной чертой японского менталитета, и отразилась в японском творчестве.

Японский язык и письменность.

Японский язык во все времена являлся важной частью культуры Японии. Японский представляет собой агглютинативный язык и отличается трудной концепцией письма, которое образовано из трёх разных видов иероглифов - китайские знаки кандзи, азбука слогов катакана и хирагана.

Литература Японии кратко

В течение длительного времени литература Японии испытывала воздействие Китайской империи, произведения литературы также были написаны на китайском языке.

Первыми образцами японской литературы являются сборник японских сказаний и мифов «Кодзики» («Письмена о деяниях старины») и исторические записи «Нихон сёки» («Написанные кистью анналы Японии» или «Нихонги» - «Анналы Японии»), которые были созданы в эпоху Нара (7 - 8 века). В это же время были написаны стихотворные антологии «Манъёсю» («Собрание мириад листьев», 759 г) и «Кайфусо».

Популярны и за чертой Японии типы поэтических стилей хайку , вака и танка.

Хайку знаменитого японского поэта Басё:

Цветы увяли.

Сыплются, падают семена,

Как будто слёзы…

Кинематограф

Поначалу в Японии кинематограф считался недостойным искусством, имело место пренебрежительное отношение к людям, которые снимали филльмы. Популярным кинематограф стал только в конце 30-х годов 20-го столетия.

В 50-е, 60-е годы 20 века кинематограф Японии начинает активно развиваться. Этот период называют «золотым веком» японского кино. В 1950 году было произведено 215 фильмов, а в 1960 году - их количество достигло 547. В это же время распространяются жанры политического, исторического кино, фантастика и боевики, Японский кинематограф становится знаменит во всем мире. Знаменитые режиссёры того времени - Акира Куросава, Сёхэй Имамура, Кэндзи Мидзогути. Большую популярность за пределами Японии приобретает актёр Тосиро Мифунэ, который играл практически во всех фильмах Куросавы.

В 90-х годах прошлого века по всему миру становится известен режиссёр и актер Такэши Китано.

«Семь самураев» Акиро Куросавы, который в 2010 году занял первое место в списке журнала Empire «100 лучших фильмов мирового кинематографа»

Аниме и манга

Аниме (японская анимация) широко известна по всему миру. От других анимационных жанров аниме отличается большей направленностью на взрослых зрителей. В аниме присутствует вспомогательное деление на жанры для определенной целевой аудитории. Мерой для разделения являются возраст, пол или психологический портрет кинозрителя. Зачастую аниме - это экранизированные японские комиксы манга, которые тоже получили большую известность.

Основная часть манги рассчитана на взрослую аудиторию. По данным на 2002 год примерно 40 % всего книжного рынка в Японии занимают комиксы с мангой.

Аниме «Принцесса Мононоке», 1997 г.

Одежда

В Японии существует два вида одежды - национальная - вафуку , и обычная европейская, которую носят в повседневной жизни. Кимоно (в переводе «одежда, наряд») - общее название любой одежды в широком смысле, а в узком - форма вафуку.

Юката - лёгкий халат;

хакама - штаны;

гэта, варадзи - сандалии;

оби - пояс.

Кимоно гейши

Традиции, обычаи, этикет

Общество Японии характеризуется четко проявленным чувством принадлежности к конкретному социальному классу (семья, рабочий коллектив, студенческая группа), что также проявляется в своеобразных связях внутри сообщества.

В Японии особую важность имеют представления о «долге» и «обязательстве», именуемые гири. Несмотря на то, что гири это всеобщая общественная норма образа действия японцев, в некоторых ситуациях, в частности в среде молодёжи, к гири относятся не так серьезно.

В Японии присутствуют некоторые нормы жестикуляции, и чем сдержанней человек, тем уважительнее к нему относятся, поэтому дружеский хлопок по плечу и дергание за руку в стране восходящего солнца не будут приветствоваться.

Театр и танец. Культура Японии кратко.

Самой первой разновидностью театра стал театр но, сформировавшийся в 14-15 столетии, играя в нем, актёры надевали маски и облачались в шикарные одеяния. В 17 веке был создан один из самых знаменитых типов национального театра Японии - кабуки, на лица актеров был нанесен сложный грим. Особенно ценится мастерство оннагата, актёров, которые играют роль женщины. В 1629 году сегунат Токугава запретил женщинам играть в кабуки, после Второй мировой войны женщины вновь стали появляться на сцене, и даже была создана первая женская труппа.

Также известен национальный театр кукол бунраку. Определенные драматурги, такие как Тикамацу Мондзаэмон, создавали пьесы для бунраку, которые позже обыгрывались на «большом театре» - в кабуки.

Театр кабуки

Женская труппа кабуки

Кукла бунраку

Культура Японии видео

В видео рассказывается об интересных фактах о стране восходящего солнца.

Данная статья будет полезна при создании презентации о культуре Японии .

Лучшие статьи по теме