Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Обо всех и обо всем. Строительство морской крепости

("Фор Буаяр"); иногда транслитерируется как Байярд , Бойярд или Боярд ) - каменный форт , расположенный у атлантического побережья Франции в проливе Антьош , между островами Иль-д’Экс и Олерон (). Строительство началось в 1801 году и закончилось в 1857 году . В 1990-е годы форт приобрел широкую известность благодаря проведению в нём одноименной телеигры .

История строительства [ | ]

Первое предложение о постройке форта на этом месте появилось ещё в 1666 году , после сооружения военных верфей в городе Рошфор (фр. Rochefort ). Для защиты верфи от возможного нападения британского флота были построены две береговые батареи, однако блокировать пролив они не могли - дальнобойность артиллерийских орудий в то время была весьма малой, а расстояние между двумя смежными островами - слишком большим. Форт, построенный посередине пролива, вместе с береговыми батареями мог бы блокировать проход к верфям, создавая перед кораблями противника «огневой барьер». Однако легендарный инженер-фортификатор Себастьян Ле Претр де Вобан , которому Людовик XIV предложил возглавить строительство, отказался, возразив королю: «Сир, легче ухватиться за луну зубами, чем построить крепость в таком месте» .

К идее постройки форта вернулись в начале XIX века. К тому моменту строительные технологии уже позволяли сооружение подобной крепости, а необходимость в ней оставалась весьма насущной - внешняя политика Наполеона I сильно осложнила взаимоотношения Франции с Великобританией. Строительство форта было начато в 1801 году на уже существовавшей в проливе песчаной отмели, от названия которой и произошло название самого форта.

При строительстве фундаментов форта каменные блоки устанавливались непосредственно на морское дно. Вскоре строители столкнулись с серьёзными техническими трудностями - каменные блоки уходили в грунт под собственным весом, перекашивались и разъезжались. В итоге в 1809 году строительство крепости было приостановлено и возобновилось лишь в 1837 году , во время правления Луи-Филиппа I , когда отношения с Великобританией вновь стали весьма напряжёнными.

Сооружение форта оказалось «долгостроем» - крепость была завершена только к 1857 году . Итоговое сооружение оказалось весьма внушительным - форт имел длину 68 метров и ширину 31 метр, а высота стен доходила до 20 метров. Гарнизон Бойяра состоял из 250 человек. Но к моменту завершения строительства форта крепость стала ненужной. За 50 с лишним лет, прошедших с момента закладки форта, дальнобойность артиллерийских орудий сильно увеличилась, и теперь береговые батареи с лёгкостью перекрывали пролив. Таким образом, необходимость в новопостроенном форте отпала, однако он остался в ведении Военного ведомства Франции и впоследствии использовался как тюрьма, не участвуя в боевых действиях.

Дальнейшая история крепости [ | ]

Форт Бойяр. Вид с моря.

Форт Бойяр. Спутниковая фотография

В 1989 году начинается реконструкция Бойяра. В 25 метрах от него сооружена платформа для причала судов (старый фортовый пирс был давно разрушен). Форт был полностью очищен от огромного слоя гуано (толщиной 50 см). Оборудованы оба зала для одноимённой телеигры . В 1996 году восстановлены и артиллерийские платформы. Однако форт по-прежнему подвергался вредным воздействиям с моря. Поэтому в 1998 году производятся дополнительные реставрационные работы. Полностью очищаются внешние стены и завершается герметизация террасы. Завершающим этапом явилось восстановление центрального двора зимой -2004 годов .

Устройство форта [ | ]

Форт Бойяр имеет три главных уровня. На всех трёх уровнях расположены балконы, коридоры и кельи . Таких келий в форте более 70. Названы они так из-за небольшого размера и минимального убранства. В XIX веке в кельях обитал гарнизон форта, а также там хранилось оружие и запасы. В настоящее время в кельях находятся механизмы, использующиеся во время игр, а также техническое оборудование, необходимое для проведения телеигры. На крыше форта обычно проходит состязание канатоходцев, также над последним уровнем форта расположена небольшая башня, служившая обзорным пунктом.

«Форт Байяр» (оригинальное название фр. «Fort Boyard») — популярное приключенческое телешоу, действие которого разворачивается в Бискайском заливе, у берегов Приморской Шаранты, в форте Байяр. Впервые программа была показана на французском телеканале Antenne 2 летом 1990 года.

В российском эфире телеигра впервые появилась в начале 1990-х на Первом канале. В 1994 году канал НТВ начал демонстрацию передачи под названием «Ключи от форта Байяр» и несколько лет подряд транслировал переведённые оригинальные французские выпуски программы, а так же первый сезон игр с российскими участниками (в 1998 году), переведённые национальные версии игр Норвегии, Канады и Великобритании.

С 2002 по 2006 годы программа выходила на телеканале «Россия» под названием «Форт Боярд».

Об игре

Снимаемый в крепости постройки середины 19 века, расположенной у берегов Франции, между островами Экс и Олерон, «Форт Байяр» являет собой телеигру, в которой команде участников (двум командам, с 2010 года) необходимо выдержать различные физические и интеллектуальные испытания, чтобы, выигрывая ключи и подсказки, заполучить Сокровища Форта.

Текущие правила французской версии игры

Цель игры — охота за сокровищами форта.
В игре принимают участие одновременно две команды, в каждой по 4 игрока: двое мужчин и две женщины. Игру можно условно поделить на два этапа.

Этап 1

Во время первого этапа команда должна добыть ключи, отпирающие ворота сокровищницы. Обычно каждого игрока ожидают по два испытания. Команды противостоят друг другу в 3 или 4 дуэлях и 6 индивидуальных испытаниях. Во время этой части игры команды будут носить названия «Медная команда» и «Титановая команда» (относится ко всем передачам сезона).

Ключи можно добыть выполняя задания на силу, смекалку, ловкость или отгадывая загадки у старца Фура. Время в индивидуальных испытаниях в кельях отсчитывает клепсидра — водяные часы. Если игрок, выполняющий задание, не успел покинуть келью по истечении времени, то дверь будет заперта, и игрок станет пленником. Если команда игрока, отправляющегося на одиночное испытание, потерпела поражение в предыдущей дуэли, то этот игрок обязан добыть ключ или подсказку, иначе он становится пленником независимо от того, успел он выйти до истечения времени или нет. Игрок из команды-победителя дуэли может покинуть испытание досрочно без каких-либо санкций. Однако если он не выйдет до окончания отведённого на испытание времени, он также станет пленником. Двух пленников быть не может, потому что, как только попадает в плен игрок команды, у которой уже есть пленник, сидящего в тюрьме участника выпускают на свободу.

Команда, собравшая больше ключей, проходит в финал игры, а их соперники выбывают из соревнования. Команда проходит в финал напрямую, если разница в ключах между ней и соперником больше или равняется 2, в противном случае проводится так называемая «арбалетная дуэль», в которой разыгрываются два ключа. При ничейном исходе дуэли дальше идёт команда, собравшая больше ключей. Если в команде есть пленники, то перед началом арбалетной дуэли они играют в своеобразную мини-дуэль. Победитель выходит на свободу напрямую, проигравший должен за определённое время пройти полосу препятствий. Если он успевает — его освобождают, иначе же он не участвует в арбалетной дуэли и в дальнейшей игре.

Этап 2

На втором этапе команда-победитель первой части (Медная или Титановая) соревнуется с командой-победителем предыдущей недели (так называемой «Командой-чемпионом»). Цель соперников — собрать как можно больше подсказок — слов, которые помогут найти ключевое слово. Подсказки спрятаны в специальных металлических патронах. Время каждого приключения ограничено. Правила такие же, как и в первом этапе — если игрок не укладывается во время, он либо становится пленником, либо просто досрочно покидает испытание (зависит от исхода дуэли). Так же, после прохождения дуэли, ведущий предлагает игрокам два приключения на выбор. Выбор делают участники команды — победителя дуэли.

Совет

Во время Совета команды сразятся в дуэлях друг с другом. Эти дуэли — настольные игры на силу, ловкость, смекалку и удачу. Для освобождения пленника на Совете нужно победить в двух дуэлях. Если у каждой из команд по пленнику, освобождают того, чья команда первой одерживает две победы. Если пленник у одной команды, то вторая борется за то, чтобы помешать пленнику выйти на свободу.

Сокровищница

Ведущий опускает установленный у ворот рычаг. С этого момента начинается отсчёт времени (3 минуты 30 секунд). Когда ведущий запускает время, игроки узнают подсказки. Решётка при этом не поднимается. Игрокам нужно написать свой вариант кодового слова на доске, после чего откроются люки, ведущие в сокровищницу. Далее, команды должны за отведённое время вынести за пределы сокровищницы как можно больше золотых монет — байяров и высыпать их в ящики у входа. За минуту до окончания времени решётка поднимается, к полному истечению времени — опускается. Соответственно, игроки должны успеть покинуть сокровищницу. Если кто-то остаётся внутри, его команда объявляется проигравшей.

Команда, угадавшая кодовое слово и вынесшая большее количество золотых байяров, становится чемпионом (или, если речь идёт о команде прошлой недели, сохраняет титул), и продолжает своё выступление (на втором этапе следующей передачи). По этому сценарию развивается ход шести передач; седьмая и последняя игра сезона является особенной, «финалом», в котором сойдутся три лучших команды лета. Победитель получает приз в размере 50000 евро, к которому, само собой разумеется, будут добавлены и деньги, выигранные в предыдущих соревнованиях.

Интересные факты

Самый большой выигрыш во французских играх составил 243 480 франков (37 118 евро). Такой куш был сорван в 2001 году.
Гонг, в который бьёт каждую игру Лябуль, изготовлен из дерева, поэтому звук накладывается во время монтажа. Аналогично накладывается звук переворачиваемых водяных часов. На самом деле клепсидра переворачивается без какого-либо скрежета. То же самое с отсутствием стрекота после поворачивания головы тигра.
Среди Мастеров Игры были (или есть) женщины (или одна). Это легко определить по рукам одного из Мастеров.
Сам Зал Совета располагается на третьем этаже форта. Однако концепция игры предполагает, что Зал находится в подвале или подземелье. Во время монтажа сначала вставляют кадры с бегущей вниз по лестнице командой, а уже потом её показывают подбегающей ко входу в Зал Совета.
В российских играх 2004 года можно увидеть много интересного: как вставить клепсидру в зажимы, как устроен пол в сокровищнице, а также карту трёх этажей форта Байяр. К сожалению, оператор не показал её настолько близко, чтобы можно было прочесть названия комнат. Зато вот здесь есть карта Форта на английском языке. Тем не менее, очень понятная и подробная.
Крупнейший в своё время сайт fortboyard.de немецкого поклонника игры «Форт Байяр», обладающий огромным количеством информации, прекратил обновления в 2002. Новый сайт был создан в 2004, но на нём до сих пор ничего нет. Старая версия находится в веб-архивах. На сайте есть всё, что можно написать о форте Байяр, кроме самих записей игр.
Александр Горбунов из Нижнего Тагила задавал вопрос о продолжении «Форта Байяр» в России целых три раза в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» в 2008—2009 годах Сергею Брилёву, Леониду Ярмольнику (ведущим российских версий) и Дмитрию Губерниеву (участнику одной из игр). И никто не знал, будет ли следующий сезон или нет.
Музыку к игре написал Поль Кулак (Paul Koulak), заглавная тема так и называется «Ключи от Форта Байяр» (Les Cles De Fort Boyard)
«Форт Байяр» — это шоу, поэтому организаторы могут изменять уровень сложности почти каждого испытания или приключения незаметно для зрителей. Это могут быть трение цилиндров, скорость вентилятора, дорожки, вращающегося турникета, высота подвешивания вёдер с водой, количество камней в корзине, палок для адской лестницы, толщину каната и глубину забивки меча, естественно, сложность загадок старца Фура (или арифметических примеров) и сила игры Мэтров Теней, а также всех остальных персонажей Форта. И что самое главное — выбор следующего испытания и игрока-участника, ведь ни для кого не секрет, что в одном случае лучше подойдут высокие люди, в другом сильные, а игра «Карты» на порядок легче борьбы в грязи.
Опыт — неотъемлемая часть игры. Известно, что перед эфиром игроки смотрят версии других стран, наблюдают за самими съёмками. Но много испытаний можно пройти за несколько секунд нестандартным способом. Как-то: в кладовой гадостей нужно сразу идти к кувшинам в конце комнаты, на бегущей дорожке можно встать на боковые ограничители, на обезьяньем мосту можно кинуть подсказку игрокам, а в колонне библиотекаря достаточно просто приподнять стопку книг, взять ключ, и поставить стопку на место.

Найти ключи, разгадать тайны и вернуться с сокровищем — на протяжении 24 лет телевизионная игра Форт Боярд имеет невероятно успешна. Каждое лето она выходит не только на телеканале Франс 2, но и далеко за пределами Франции.

Кто такой старец Фура? Что происходит с Фортом зимой? Существуют ли на самом деле темницы? В честь 24-летия передачи, мы предлагаем вам узнать некоторые тайны Форта Боярд.

Кто скрывается под маской старца Фура?

Старец Фура — хранитель форта с длинными седыми волосами и бородой, его созвучно с названием близлежащей деревушки Фура. В мифологии игры зимой он охраняет форт, а летом принимает участников и загадывает им загадки. С 1991 года его играет комик Ян ЛеГак, которому 62 года.

Перед тем как начать работу на телевидении, этот бретонец был профессиональным танцором (кстати, в труппе Мориса Бежара). А на сегодняшний день, он также является разработчиком приключений для телеигр компании Adventure Line Productions. Знаменитое испытание со стоянием на столбах — его изобретение. Впервые оно увидело свет в передаче “Koh-Lanta” (аналог российского «Последний герой»).

До Яна ЛеГак единственный сезон 1990 году роль старца Фура играл бельгиец Мишель Скурно.

Что происходит с животными вовремя съемок?

В передаче «Форт Боярд» мы постоянно видим большое количество животных, которые используются как для испытаний, так и просто для создания соответствующего антуража. В кадре появляются пауки-птицееды, скорпионы, жабы, крысы, тараканы, мухи, саранча… Во время съемок крупные животные находятся под контролем нескольких дрессировщиков и помещены в специальные клетки. После съемок животные покидают форт. Тигры, к примеру, возвращаются в Пюи-дю-Фу для участия в передаче “Гладиаторы”. Их дрессировщица, Моник Анжон, играет Фелиндру в Форте Боярд.

Тропические животные весь год находятся под присмотром Карим Дау, управляющей одного небольшого магазинчика в Париже.

Когда проходят съемки?

Для съемок выбран период с конца марта по конец июля, для того чтобы избежать штормов и застать максимум солнца. Весной техническая команда съемочной группы избавляется от ущерба, нанесенного зимой и от последствий сырости. Например, форт основательно очищают от зеленого мха, который быстро распространяется на весь пол и стены, если их вовремя не защитить.

Первыми в форт приезжаем французская команда. Как только с ней снят последний эпизод, форт начинают “осаждать” новые группы участников, на этот раз иностранные. Смена команд происходит постоянно до конца июля.

Можно ли проиграть в Форте Боярд?

За 24 года существования передачи телезрители не часто видели поражения “звездных” или не очень “звездных” команд. Однако! Был случай, когда команда возвращалась всего с… 3000 евро. Это утешительная сумма выплачивается в случае проигрыша. Такое происходит в двух случаях. Либо игроки не смогли найти кодовое слово и не могут войти в Сокровищницу. Либо команда дает неверное слово и вместо богатства, которое должно бы посыпаться фонтаном, дверь в сокровищницу закрывается. Одним из самых больших провалов, стала команда ведущего Текса в 2002 г, вернувшаяся практически ни с чем — с 700 евро и серией поражений в многочисленных испытаниях.

Платят ли знаменитостям за участие?

В течение 4-го сезона в 1991 году, участниками игры впервые стали звездные команды. Они решили принять участие с целью заработать деньги для различных благотворительных и некоммерческих организаций: Фонд Жоржа Помпиду (культурный центр), Убежище (Le Refuge, благотворительный фонд, помогающий жертвам насилия и оказывающий помощь молодежи в тяжелых жизненных ситуациях), Маленькие Принцы (Les Petits Princes, фонд, помогающий детям в реализации их заветных мечтаний, например, встретится со своим кумиром или посидеть за штурвалом). Итак нет, “звездам” не платят за участие.

Элоди Госсен — французская знаменитость, наиболее часто принимавшая участие в игре Форт Боярд с семью командами в период 2001 и 2014 гг. А команда паркурного объединения “Ямакаси” заработала самую большую сумму — более 37000 евро. На сегодняшний день это самый большой куш, сорванный в игре.

Получали ли участники травмы во время испытаний?

Некоторые испытания Форт Боярд действительно опасны.

Участие в испытаниях совсем не похоже на безмятежный отдых. За 24 года бывали случаи, когда участники получали травмы, особенно в иностранных (не французских) версиях передачи. Количество пострадавших оценивается как не менне десятка.

Один участник сломал обе ноги, неудачно упав в сеть. В 2010 шведская модель Маркус Шенкерберг испытал дикий ужас, когда оборвался трос безопасности, и он пролетел 4 метра в пустоту. В сезоне 2014 года глава команды Лоран Петигийом получил небольшую травму, выполняя задание под водой.

Существует ли на самом деле сокровищница?

Никакой сокровищницы в форте никогда не было. Созданная художником-оформителем, она была задумана в 1989 году для первого сезона игры и была смонтирована на первом этаже форта, во внутреннем дворике. Каждый год, она отстраивается заново перед новыми съемками. Стены сокровищницы обшиты пластиком, имитирующим каменное покрытие.

В 1991 сменился архитектор cокровищницы — на полу возник гигантский алфавит. Он служит для создания кодового слова финальной загадки. Тогда же появилась золотая голова тигра и aонтан. Если кодовое слово подобрано правильно, голова игра поворачивается, срабатывает специальное устройство и на площадку начинают сыпаться золотые монеты.

Кому принадлежит форт?

Разработанный при Наполеоне, а построенный только к 1859 году, Форт Бойяр должен был исчезнуть. Постоянные шторма и возраставшие расходы на его содержание вынудили правительство выставить форт на продажу. Создатель телевизионных игр и большой любитель различных строений Жак Антуан выкупил его в 1988 году, а после продал за символическую плату в 1 франк Генеральному Совету департаменту Шарант-Маритим. Начавшиеся съемки приключенческой игры с тем же названием и ее различные зарубежные версии в итоге спасли постройку.

Между 1914 и 1989 годами в форте не проводилось абсолютно никаких работ по содержанию или реконструкции строения. Состояние форта внушало серьезную опасность. В настоящее время Генеральный совет департамента выделяет от 200 до 300 тысяч евро ежегодно на поддержание его в хорошем состоянии.

Сколько загадок задал Старец Фура?

За всю историю игры Старец Фура загадал огромное количество загадок. С их помощью можно получить ключи или найти кодовое слово, которое откроет водопад золотых монет в сокровищнице. Невозможно знать наверняка точное количество заданных загадок. Оно достигает, конечно, нескольких сотен. Все они построены по единому принципу: 4 строфы объединены общим понятием.

В каких странах транслировалась передача?

Передача получила распространение в 30 странах, вплоть до Южной Кореи, Ливана, Аргентины и Швеции. Кстати, среди зарубежных стран, в Швеции передача была самой популярной на протяжении 14 сезонов.

После окончания съемок французской версии форт принимает зарубежных участников. В форте остается только французская команда техников. Правила игры и имена главных персонажей адаптированы для каждой страны. Например, в Велокобритании Старца Фура зовут Профессор. В Испании Пасс-Мюрай становится Горгорито., а в Греции Фелиндру зовут Кармен.

Бывали ли случаи романтических отношений на передаче «Форт Боярд»?

Это знаменитая история. Такая же знаменитая как и фраза: “Фелиндра, голову тигра!” Фелиндра, она же Моник Анжон, дрессировщица тигров, играет одну из главных ролей в игре. Именно она поворачивает голову статуи, которая либо запустит водопад золотых монет, либо кто-то останется без выигрыша.

В 1997, один участник норвежской команды приглянулся Моник. Она рассказывает, что это была любовь с первого взгляда. Они встретились после съемок, влюбились и, в конце концов, поженились. С тех пор они вместе. Ну что ж, как говорят французы «une belle histoire d’amour» — “прекрасная история любви”.

Сколько человек принимают участие в съемках?

Съемочная группа, работающая над передачей, довольно большая. Примерно 130 человек отправляются в форт, чтобы подготовить и отснять несколько выпусков. К ним присоединяются художники-декораторы, которые готовят клетки для испытаний. Техники проверяют механизмы, камеры и освещение. Стилисты и парикмахеры отвечают за внешний вид участников и ведущих. Всего в форте в приод съемок насчитывается до 35 различных “гильдий”.

Что происходит с фортом зимой?

Самая известная достопримечательность департамента Шарант-Маритим, Форт Бойяр никак не используется вне съемочного периода, т.е. с августа по апрель.

Форт остается пустым, без охраны, и становится прибежищем для чаек и других птиц. Мимо форта проходит морское сообщение между островами д’Э и д’Олерон. А вот до 1989 года форт можно было посещать абсолютно свободно.

Какие испытания существуют с 1990 года и по сей день?

Игра претерпела множество изменений как в правилах игры, так и в самих испытаниях. Только трех из них миновали какие-либо изменения. Первое из них — Бонто (игра с угадыванием) до сегодняшнего дня проводится в камере №220. Участник должен найти ключ, спрятанный Магистром, под одним из трех стаканов. Второе испытание — глиняные кувшины. Знаменитые горшочки, наполненные насекомыми, мышами и другими зверюшками, в одном из которых спрятан ключ. Кстати, именно это задание стало визитной карточкой передачи. И наконец, испытание с подвешенной веревочной лестницей, появившееся в 1990, причем во всех версиях за исключением французской…

Существуют ли темницы на самом деле?

Форт Бойяр был построен для защиты от вражеских рейдов между островами д’Э и д’Олерон. С 1871 года он стал тюрьмой. Строение 68 метров в длину и 20 метров высотой насчитывает 66 казематов или темниц, расположенных на трех уровнях. Площадь камеры от 20 до 30 кв.м. В передаче участники, не успевшие выйти из комнаты за отведенное время, препровождаются в камеру кем-либо из персонажей игры.

Как можно добраться до форта?


До Форта Бойяр, находящегося в открытом море в 9 км от берега, можно добраться только на лодке. Съемочная группа и участники передачи плывут на разных суднах.

После 1945 года гавань, куда могли пришвартоваться суда и которая находилась в нескольких метрах от форта, была разрушена в результате прилива, а также отсутствия какого-либо ухода за фортом.

После 1989 года была сконструирована платформа (по типу нефтяной по ширине строения) для высадки пассажиров и материалов. В случае плохой погоды и особенно штормов, волны могут достигать высоты стен форта. В таком случае доступ к форту возможен только на вертолете.

Что такое клепсидра?

Клепсидра — предмет, находящийся возле дверей каждой комнаты. Это водяные часы, отсчитывающие время, отведенное на прохождение задания. На подобие песочных. Для испытаний вне комнат используется хронометр. Когда время кончается, а участник не успевает выбраться из комнаты, он попадает в тюрьму.

В 2006 году один российский участник не успел вовремя выбежать из сокровищницы, потерял все золотые монеты и был выведен через подземные выходы.

Был ли форт знаменит до передачи?

До телепередачи форт уже удостоился чести принимать участие в съемках. В 1962 году юная Бриджит Бардо загорала на крыше форта в фильме “Отдых воина” Рожера Вадима. Но сцена была вырезана при финальном монтаже.

В 1967 году актеры Лино Вентура и Ален Делон посещают форт, и потом устраивают там перестрелку в его кулуарах в фильме “Искатели приключений” Робера Энрико. Герой Алена Делона был убит на терассе форта.

И наконец, в 1980, Жак Антуан, создатель телевизионных игр, выбрал форт для съемок пилотной серии “Охоты за сокровищами”. Там был снят один эпизод и показан по телеканалу Антенн 2 6 сентября 1981 г.

Важные даты в истории Форта Боярд

7 июля 1990 г. — первый выпуск передачи “Ключи от Форта Боярд”. Ведущими стали Патрис Лаффон, Мари Талон и Софи Даван. Имена участников были скрыты.

1993 г. — Среди участников начинают систематически появляться знаменитости.

2000 г. — Жан-Пьер Кастальди становится основным ведущим передачи.

2003 г. — Оливье Минн стал основным повествователем игры.

2010 г. — Возвращение анонимных участников, а также стартует двухкомандная концепция игры.

2011 г. — Опять возвращаются “звезды”.

2014 г. — Форт Боярд отмечает свое 24-летие.

В 1666 году Кольбер, министр финансов Франции при Людовике XIV, создал судоверфь для постройки военных кораблей около городка Рошфора , что расположен в устье реки Шаранта. Но верфь была уязвима для атак вражеских кораблей — проникнуть в устье Шаранты, минуя орудия береговых крепостей близлежащих островов, не составляло труда. Войн в ту пору Франция вела немало, и оставлять этот лакомый для врага кусочек без защиты было безумием. К тому же главным противником французов была Англия, владевшая в те времена самым мощным флотом.

Таким образом, перед королем и его приближенными возникла проблема сохранности судоверфи. Между двумя островами, расположенными около устья Шаранты — Эксом и Олероном — находилась песчаная отмель, носящая название «коса Байяр» . Но, как известно, невозможно построить прочный дом на песке. Что уж говорить о крепости! Тем не менее, инженер Клервиль, ведущий работы по укреплению Руайома, внес предложение о постройке подобной крепости. Ознакомившийся с этим предложением Себастьян Ле Претр де Вобан, военный инженер и маршал Франции, высказал королю свое мнение: «Государь, проще ухватить Луну зубами, чем выполнить подобную работу в этом месте» . Проект строительства не получил одобрения и был оставлен.

В 1763 году, в конце Семилетней войны (уже во время правления Людовика XVI), англичанам удалось провести две высадки на остров Экс , что ещё раз наглядно показало уязвимость объектов данного региона. Вопрос о постройке форта был поднят вновь, был разработан проект, но и его отвергли как слишком дорогостоящий.

Вновь вернулись к проекту уже в следующем веке, в 1801 году. В июне этого года смешанная комиссия военных и гражданских строителей предлагает свой проект крепости. 7 февраля 1803 года проект утвержден первым консулом государства Бонапартом.

Поскольку песчаное основание косы Боярд не годилось для подобного строительства, было решено сделать насыпь из камней. Работы начались в 1804 году. Невозможно даже представить себе всю сложность этого строительства. Добытые из местных карьеров каменные блоки свозили в открытое море и сбрасывали на непрочное песчаное ложе косы. Производить работы можно было только во время отлива и только в те времена года, когда капризная природа приморской местности позволяла делать это. На третий год строительства становится ясно, что тяжелые каменные блоки под собственным весом все больше и больше углубляются в песок. Сизифов труд — вот как можно охарактеризовать эту работу. Но мало того — жестокие бури зимы 1807 - 1808 гг., причинившие немало бед и жителям побережья, разрушают почти готовые первые два слоя насыпи. «Союзником» природы в борьбе против зарождающегося форта выступают давние недруги Франции — англичане. Их корабли постоянно находятся поблизости, делая и без того почти безнадежную затею просто безумной.

Стройка обходится государству слишком дорого. Император Наполеон принимает решение об уменьшении первоначально задуманных размеров форта. В 1809 году работы возобновляются уже по вновь утвержденному проекту. Но не проходит и года, как стройку прерывают: тому способствуют уничтожение англичанами эскадры Рошфора и многочисленные финансовые затруднения. На изготовление насыпи было израсходовано 3,5 тысячи кубометров камня, что обошлось государственной казне в 3,5 миллиона франков.

Новую жизнь проект обретает в 1840 году, при короле Луи Филиппе. Вновь осложнившиеся отношения с англичанами заставляют военных чиновников ломать голову над вечной проблемой защиты судоверфи Рошфора . К тому времени каменное основание стабилизировалось на своем песчаном ложе и уже не было таким непрочным, как вначале. Значительно облегчил работы технический прогресс: в распоряжении строителей появились бетон, цемент и гидравлическая известь. Это избавило от необходимости доставлять тяжелые камни с островов — отныне изготовлять блоки можно было прямо на месте. Кампании 1847 и 1848 годов позволили изыскать нужные средства для расходов на строительство.

Работы над фундаментом были окончены в 1848 году, а к концу 1852 года завершено строительство цокольного этажа. В нем были размещены склады пороха и провизии, цистерны для воды, кухни, столовые, гауптвахта и отхожее место. В конце 1854 года завершено строительство первого этажа, а в 1857 году оканчиваются работы над верхней платформой форта и сторожевой башней. Полностью строительные работы прекращаются в 1866 году. Таким образом, строительство форта длилось в общей сложности больше шестидесяти лет! И лишь на меньшую часть этого срока приходятся непосредственно строительные работы.

Готовый форт составляет 68 метров в длину и 31 метр в ширину при высоте 20 метров. 66 казематов форта могут разместить в себе 74 артиллерийских орудия. Гарнизон форта состоит из 260 человек, в распоряжении которых находятся маркитантка, прачка и даже два сапожника (и это при том, что обувь солдат форта в принципе не должна быстро изнашиваться). В случае осады гарнизон форта может продержаться в течение двух месяцев, используя запасы воды и продовольствия.

Казалось бы, чего ещё желать? После грандиозных усилий форт наконец-то построен и готов по полной оправдать вложенные в его постройку средства. Но, вот она, ирония судьбы! К моменту завершения стройки оказывается, что форт уже не нужен. Дело в том, что раньше низкая дальнобойность артиллерийских оружий не позволяла держать под контролем акваторию между двух островов, что и позволяло вражеским судам безнаказанно плавать практически под носом у французских артиллеристов. Но, технический прогресс, тот самый, что упростил постройку форта, затронул и военную технику. Новые артиллерийские орудия обладали утроенной дальнобойностью; этого было достаточно для того, чтобы избавиться от непрошенных гостей при помощи одних лишь батарей островов. Вместо первоначально планируемых 74 артиллерийских орудий в форт было доставлено всего лишь 30.

Но, как оказалось, не все было гладко и в другом — форт страдает от постоянно бушующих штормов: большие волны, ударяясь об стены, разрушают казематы и сдвигают орудия. В 1886 году был построен специальный волнорез, для ослабления ударной силы волн.

К концу Второй Империи на форте как на охранительной крепости окончательно ставится крест. Место гарнизона форта занимают заключённые, форт превращается в тюрьму. Первоначально здесь содержались прусские и австрийские солдаты, пленённые во время войны 1870 года. Их сменили политические заключённые Коммуны. Всего в форте содержалось около 300 заключённых.

Однако тюрьмой форту было суждено пробыть недолго — в 1872 году узников переселили в специальную колонию на острове Новая Каледония, а крепость занял Военно-Морской Флот. Таким образом форт Байяр всё-таки получил статус военного объекта, и являлся таковым вплоть до 1913 года, когда военные окончательно оставили крепость.

Опустевший форт Боярд стал прекрасной добычей для воров. Всё, что представляло собой хоть какую-то ценность, было вывезено. Артиллерийские орудия были проданы двум скупщикам железного лома. Те, недолго думая, отсоединили закреплённые пушки динамитом. Уже одно это говорит о том, насколько «нуждались» теперь в форте…

Впрочем, властями департамента была предпринята робкая попытка заработать на форте — в 1931 году крепость сдавалась внаём всем желающим, за 300 франков в год. Желающих арендовать форт было всего двое.

Во время Второй Мировой войны форт, как и вся Франция, был оккупирован немецкими войсками. Захватчики использовали крепость в качестве мишени для тренировочных стрельб, в результате чего практически полностью были уничтожены пристани и волнорезы, а внутренний двор форта оказался в буквальном смысле погребённым под каменными обломками.

Масштабные реставрационные работы, проведённые на территории послевоенной Франции, совершенно не затронули форт Байяр — он так и остался израненным и лишь густые поросли диких трав слегка прикрывали шрамы, оставленные войной. Причисление форта к историческим памятникам, состоявшееся в 1950 году, также ничего не изменило.

А в 1961 году было принято решение выставить форт Боярд в качестве лота на аукцион. Минимальная цена составляла 7,5 тысяч франков. Потенциальных покупателей было около пятидесяти, однако в конце концов, по мере повышения суммы их осталось всего двое — бельгийский дантист из Аворья Эрик Аэрт и представитель ассоциации друзей форта Байяр (да, существовала и такая). К сожалению, ассоциация не смогла выделить на покупку более 25 тысяч франков, и Аэрт, предложивший 28 тысяч, стал владельцем форта.

Похоже, что новый хозяин совершенно не представлял, зачем ему нужен форт, поэтому он так и не сумел найти ему должное применение — все его безумные проекты превращения крепости в казино, отель или дом отдыха так и не были воплощены в жизнь. Аэрт, которому в то время шёл уже седьмой десяток лет, очень редко наведывался в свои владения, поэтому форт Боярд продолжал пустовать.

Тем не менее вскоре об этом форте впервые узнал весь мир — в 1966 году Робер Энрико поставил в форте Байяр финальную сцену своей киноленты «Искатели приключений » с двумя звёздами французского кинематографа — Аленом Делоном и Лино Вентурой.

После довольно долгого перерыва, уже в 1980 году, форт вновь появляется на экранах — на этот раз в игровой передаче «Охота за сокровищами» , автором которой был известный деятель французского телевидения Жак Антуан — именно он, открывший для себя форт Боярд во время просмотра «Искателей приключений » и предложил использовать крепость для съёмок.

Жак Антуан был просто впечатлён крепостью: «Я приметил этот любопытный форт, но я не имел никакого представления о том, где он находится. Однако мы его быстро отыскали, и когда я стоял у подножия этих гранитных стен, под крики чаек, в этом каменном строении посреди моря, я осознал, что это самое прекрасное место, как нельзя лучше подходящее для моей новой игры» .

Но если прежде форт Байяр появлялся на экранах эпизодически, то в новой игре ему отводилась главная роль. Это было крайне затруднительно реализовать — ведь крепость была частной собственностью бельгийского дантиста. Впрочем, Эрик Аэрт согласился продать форт за «скромную» сумму в 1,5 миллиона франков, а Генеральный совет департамента Приморская Шаранта рискнул пойти на сделку и купил форт. После чего Жак Антуан , заплатив символическую сумму в 1 франк, стал владельцем форта Боярд и занялся реализацией своего проекта.

Для облегчения доступа в форт была выстроена специальная причальная платформа. А работы же по восстановлению крепости начались с того, что внутренний двор форта Байяр был очищен от пятидесятисантиметрового слоя птичьего помёта, скопившегося здесь за многие десятки лет, и от почти 700 кубометров каменных обломков.

И вот, после нескольких месяцев восстановительно-строительных работ, в крепости был снят первый выпуск телеигры «Ключи от Форта Боярд» . Началась новая эра истории форта — теперь уже закрытого для посещений и живущего своей, особенной жизнью.



(1998-2006)

Страна производства

Россия Россия

Язык Количество сезонов Количество выпусков Список выпусков Производство Продюсер(ы) Исполнительный продюсер(ы)

Кирилл Ткаченко (2002)
Владимир Каира ()
Марго Кржижевская (2004-2006)

Место съёмок

Франция Франция , Форт Байяр

Камера Продолжительность

~1 ч. 40 мин.

Статус

Показ всех сезонов завершён

Вещание Телеканал(ы) Формат изображения Формат звука Период трансляции Премьерные показы Повторные показы Хронология Похожие передачи Ссылки

«Форт Боярд» , «Русские в форте Баяр» - русская версия популярной французской телевизионной игры Fort Boyard . Транслировалась с 20 ноября по 21 апреля 2013 года , в на НТВ , с по - на канале «Россия », в 2013 году - на «Первом канале » .

Описание

В 1998 году телекомпания НТВ , до этого показывавшая переведённые французские выпуски игры, выпустила первый сезон «Форта Байярд» с участием российских команд . Всего было снято три игры с участием сотрудников телеканала, так как этот сезон был «пробным». Также была показана передача о съемках русской версии Форта Байяр, содержавшая в себе и впечатления участников от увиденного. В планах НТВ были съёмки игр с участием простых зрителей, но из-за проблем НТВ в 2001 году , съёмки были отменены.

В 2002 году проект был реанимирован и вышел на телеканале Россия со своей версией русского написания французского топонима «Boyard» (/bojar/ )- «Форт Боярд». В первом сезоне в игре вместе с известными журналистами и ведущими телеканала также принимали участие российские спортсмены и актёры. Здесь передача выходила на протяжении трёх лет. В 2006 году телезрителям была предложена новая концепция, предусматривающая игру одновременно двух команд: был проведён турнир по олимпийской системе, и победители турнира получили золото Форта, выигранное всеми остальными командами (87,5 кг золотых байярдов или 1,2 млн рублей). Ранее шоу «Форт Боярд» производила компания «МБ-групп».

В 2012 году, спустя 6 лет, по данным французских организаторов , права на игру были выкуплены ООО «Красный квадрат» , производящей передачи для «Первого канала» . Съёмки 9 выпусков шестого русского сезона «Форта Боярд» прошли с 16 по 21 июля 2012 года. В эфире Первого канала передача шла с 16 февраля по 21 апреля 2013 года. В новом сезоне победу одержала команда «Разнорабочие» под предводительством Юрия Грымова . Повтор выпусков прошёл с 8 июня по 24 августа 2013 года.

Правила русской версии игры

Первый этап - Испытания

За 43 минуты команда должна добыть максимальное количество ключей, отпирающих ворота Сокровищницы. Получить ключи можно, одержав победу в испытаниях, которые делятся на несколько условных категорий:

  • Традиционные испытания в кельях. За время, отмеряемое водяными часами - клепсидрой, игрок (в некоторых испытаниях - два или три игрока или дуэль в двух командной концепции) должен справиться с предложенным заданием и успеть покинуть келью с ключом. В том случае, если ему не удаётся выйти до истечения времени, участник становится пленником и препровождается надзирателем Лябулем в тюремную камеру в подземелье форта (3-4 сезоны, в 1-2 сезоне и с 5 сезона освобождается автоматически). Игрок может стать пленником в самых сложных испытаниях - «Присоска» (при случае соприкосновения с полом, иногда при потере присоски) и «Отвесная стена снаружи форта» (при невыполнении испытания).
  • Испытания-приключения введены с 6 сезона. В этих конкурсах, проводящихся преимущественно вне келий и ранее предназначенных исключительно для получения подсказок, игроку необходимо за отведённое время (отсчёт которого ведётся виртуальным таймером, невидимым для непосредственных участников игры) добыть код от ящика с ключом внутри. В случае превышения временного лимита ключ внутри ящика становится недоступным. В этой разновидности испытаний игроки не могут попасть в плен. Игроков, как и в традиционных испытаниях, может быть более одного.
  • Загадка старца Фура. Одного или двух участников (в зависимости от концепции: с 5 сезона двухкомандной) отправляют в башню к старцу, Фура загадывает загадку. Если участник знает правильный ответ, он звонит в колокольчик; если участник ответил правильно, он получает ключ; если нет он, уходит ни с чем. В случае двухкомандной концепции если участник знает правильный ответ, он должен быстрее соперника позвонить в колокольчик, если он ответил неправильно, право ответа передаётся сопернику; если соперник отвечает правильно, он получает ключ; если оба отвечают неправильно, то уходят ни с чем.

Проводился в 3-4 сезоне. Если у команды есть пленники, то для их освобождения нужно попасть на Совет Теней: для этого команде нужно добыть кристалл, отпирающий дверь в Зал Совета. После этого участники по одному играют с мэтром в настольную мини-игру. Если участники побеждают у мэтров, то они получают ключи, отпирающие клетку с пленником; если команда проигрывает мэтрам, то уходит ни с чем. Если у команды нет пленников, игроки сражаются с мэтрами за бонусные подсказки. В 3 сезоне, если никто из игроков команды не попадал в плен, команда боролась за дополнительное время (это произошло только в одном выпуске, и команда выиграла все мини-дуэли и с учётом основного и бонусного времени, команда получила 4 минуты в сокровищнице).

Третий этап - Приключения

В третьем этапе команде или командам нужно добыть максимальное количество подсказок за определённое количество времени, которые помогут отгадать ключевое слово в сокровищнице. Приключения проводятся как в кельях, так и вне их. Как и в первом этапе участника или участников (в зависимости от концепции с 5 сезона двух командной) отправляют в башню к Фура, если участник отгадал загадку, то он получает подсказку. С 5 сезона в конце третьего этапа командам предлагается дуэль друг с другом. Эти дуэли - настольные игры на силу, ловкость, смекалку и удачу. Командам предоставляется три попытки для получения подсказки, в случае победы одна из команд получает подсказку, в случае ничьи, дуэль разыгрывается повторно.

Четвёртый этап - Сокровищница

В финале игры команда собирается у ворот Сокровищницы. Прежде всего игроки должны вставить выигранные ранее ключи в замки ворот - что послужит сигналом укротительнице тигров Монике загнать хищников в клетки. Далее ведущий раздаёт игрокам заработанные во время приключений патроны с подсказками и опускает рычаг, запуская таким образом обратный отсчёт времени, отведённого на Сокровищницу. Участники команды должны как можно быстрее вскрыть патроны, ознакомиться с подсказками, разгадать кодовое слово и обозначить составляющие его буквы при помощи собственных тел и, при необходимости, пушечных ядер на алфавитном полу Сокровищницы. Если предложенный вариант окажется правильным, игроки получат доступ к золотым монетам, и смогут попытаться вынести как можно большее их количество из Сокровищницы за оставшееся время (действовал с 1 по 5 сезон). С 6 сезона действует другое правило: во-первых, за каждый заработанный ключ обе команды получают по 10 бонусных секунд пребывания в сокровищнице, во-вторых, участники заранее получают доступ к золоту, после выноса монет ведущие объявляют ключевое слово, если команда или команды угадали ключевое слово, то они признаются победителями и уносят золото, если никто не угадал ключевое слово, то они уходят ни с чем. Если кто-либо из игроков задерживается в Сокровищнице и не имеет возможности покинуть её после того, как решётка ворот опустится, ведущий при помощи специального стоп-крана блокирует выход тигров, однако в тот же момент команда лишается всех вынесенных золотых монет.

Синопсис правил игры 1998-2012 годов

Сезон Количество игр Необходимое число ключей Хронометраж Освобождение пленников Время для сокровищницы Бонус Получение недостающих ключей Получение дополнительных подсказок
1998 3 5 40:00 Автоматически (на время испытаний игрока помещали в клетку) 3:00 - Каменный мешок
2002 8 4 35:00 Автоматически (на время испытаний игрока помещали в клетку). В данном сезоне был всего 1 пленник. 2:30 - Каменный мешок При наличии 5-ти и более ключей команда получает дополнительную подсказку за каждый дополнительный ключ; есть возможность оставить заложников в обмен на подсказки
2003 13 5 40:00 на испытания и 15:00 на приключения Совет Теней 3:00 + 0/15/30/60 секунд за 1/2/3/4 победы на Совете при отсутствии пленников (1 раз за данный сезон) - Пленник При наличии 6-ти и более ключей команда получает дополнительную подсказку за каждый дополнительный ключ; есть возможность оставить заложников в обмен на подсказки
2004 18 5 40:00 на испытания и 20:00 на приключения Совет Теней 3:00 +/- 15 секунд за каждый лишний/недостающий ключ - Минус 15 секунд из времени на Сокровищницу за каждый ключ В случае, если у команды нет пленников, или один пленник, освобождённый с первой или второй попытки, команда играет на дополнительную подсказку на Совете Теней; есть возможность оставить заложников в обмен на подсказки
2006 15 Больше, чем у соперника 35:00 Автоматически (пленник пропускает только следующее испытание своей команды) 4:00 - -
2013 9 Не имеет значения. Каждый ключ 10 дополнительных секунд - Автоматически 2:00 - - Перед входом в Сокровищницу команды имеют право получить дополнительные подсказки в обмен на заложников. Максимальное количество дополнительных подсказок - две.

Персонажи русской версии игры

Ведущие, соведущие и обитатели Башни НТВ Россия Первый канал
Ведущие
Леонид Парфёнов
Сергей Брилёв
Леонид Ярмольник
Николай Валуев
Соведущие
Елена Ханга
Яна Батыршина
Оксана Фёдорова
Елена Корикова
Екатерина Коновалова
Анна Ардова
Обитатели Башни
Вадим Гущин - старец Фура,
Андрей Ярославцев - закадровый голос
Николай Денисов - старец Фура
Василий Ливанов - пират Фура
Александр Адабашьян - звездочёт Фура
Александр Филиппенко - скряга Фура
Виктор Вержбицкий - маг Фура

Напишите отзыв о статье "Форт Боярд (русская версия)"

Примечания

Ссылки

  • .

Отрывок, характеризующий Форт Боярд (русская версия)

Бородинское сражение с последовавшими за ним занятием Москвы и бегством французов, без новых сражений, – есть одно из самых поучительных явлений истории.
Все историки согласны в том, что внешняя деятельность государств и народов, в их столкновениях между собой, выражается войнами; что непосредственно, вследствие больших или меньших успехов военных, увеличивается или уменьшается политическая сила государств и народов.
Как ни странны исторические описания того, как какой нибудь король или император, поссорившись с другим императором или королем, собрал войско, сразился с войском врага, одержал победу, убил три, пять, десять тысяч человек и вследствие того покорил государство и целый народ в несколько миллионов; как ни непонятно, почему поражение одной армии, одной сотой всех сил народа, заставило покориться народ, – все факты истории (насколько она нам известна) подтверждают справедливость того, что большие или меньшие успехи войска одного народа против войска другого народа суть причины или, по крайней мере, существенные признаки увеличения или уменьшения силы народов. Войско одержало победу, и тотчас же увеличились права победившего народа в ущерб побежденному. Войско понесло поражение, и тотчас же по степени поражения народ лишается прав, а при совершенном поражении своего войска совершенно покоряется.
Так было (по истории) с древнейших времен и до настоящего времени. Все войны Наполеона служат подтверждением этого правила. По степени поражения австрийских войск – Австрия лишается своих прав, и увеличиваются права и силы Франции. Победа французов под Иеной и Ауерштетом уничтожает самостоятельное существование Пруссии.
Но вдруг в 1812 м году французами одержана победа под Москвой, Москва взята, и вслед за тем, без новых сражений, не Россия перестала существовать, а перестала существовать шестисоттысячная армия, потом наполеоновская Франция. Натянуть факты на правила истории, сказать, что поле сражения в Бородине осталось за русскими, что после Москвы были сражения, уничтожившие армию Наполеона, – невозможно.
После Бородинской победы французов не было ни одного не только генерального, но сколько нибудь значительного сражения, и французская армия перестала существовать. Что это значит? Ежели бы это был пример из истории Китая, мы бы могли сказать, что это явление не историческое (лазейка историков, когда что не подходит под их мерку); ежели бы дело касалось столкновения непродолжительного, в котором участвовали бы малые количества войск, мы бы могли принять это явление за исключение; но событие это совершилось на глазах наших отцов, для которых решался вопрос жизни и смерти отечества, и война эта была величайшая из всех известных войн…
Период кампании 1812 года от Бородинского сражения до изгнания французов доказал, что выигранное сражение не только не есть причина завоевания, но даже и не постоянный признак завоевания; доказал, что сила, решающая участь народов, лежит не в завоевателях, даже на в армиях и сражениях, а в чем то другом.
Французские историки, описывая положение французского войска перед выходом из Москвы, утверждают, что все в Великой армии было в порядке, исключая кавалерии, артиллерии и обозов, да не было фуража для корма лошадей и рогатого скота. Этому бедствию не могло помочь ничто, потому что окрестные мужики жгли свое сено и не давали французам.
Выигранное сражение не принесло обычных результатов, потому что мужики Карп и Влас, которые после выступления французов приехали в Москву с подводами грабить город и вообще не выказывали лично геройских чувств, и все бесчисленное количество таких мужиков не везли сена в Москву за хорошие деньги, которые им предлагали, а жгли его.

Представим себе двух людей, вышедших на поединок с шпагами по всем правилам фехтовального искусства: фехтование продолжалось довольно долгое время; вдруг один из противников, почувствовав себя раненым – поняв, что дело это не шутка, а касается его жизни, бросил свою шпагу и, взяв первую попавшуюся дубину, начал ворочать ею. Но представим себе, что противник, так разумно употребивший лучшее и простейшее средство для достижения цели, вместе с тем воодушевленный преданиями рыцарства, захотел бы скрыть сущность дела и настаивал бы на том, что он по всем правилам искусства победил на шпагах. Можно себе представить, какая путаница и неясность произошла бы от такого описания происшедшего поединка.
Фехтовальщик, требовавший борьбы по правилам искусства, были французы; его противник, бросивший шпагу и поднявший дубину, были русские; люди, старающиеся объяснить все по правилам фехтования, – историки, которые писали об этом событии.
Со времени пожара Смоленска началась война, не подходящая ни под какие прежние предания войн. Сожжение городов и деревень, отступление после сражений, удар Бородина и опять отступление, оставление и пожар Москвы, ловля мародеров, переимка транспортов, партизанская война – все это были отступления от правил.
Наполеон чувствовал это, и с самого того времени, когда он в правильной позе фехтовальщика остановился в Москве и вместо шпаги противника увидал поднятую над собой дубину, он не переставал жаловаться Кутузову и императору Александру на то, что война велась противно всем правилам (как будто существовали какие то правила для того, чтобы убивать людей). Несмотря на жалобы французов о неисполнении правил, несмотря на то, что русским, высшим по положению людям казалось почему то стыдным драться дубиной, а хотелось по всем правилам стать в позицию en quarte или en tierce [четвертую, третью], сделать искусное выпадение в prime [первую] и т. д., – дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие.
И благо тому народу, который не как французы в 1813 году, отсалютовав по всем правилам искусства и перевернув шпагу эфесом, грациозно и учтиво передает ее великодушному победителю, а благо тому народу, который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменяется презрением и жалостью.

Одним из самых осязательных и выгодных отступлений от так называемых правил войны есть действие разрозненных людей против людей, жмущихся в кучу. Такого рода действия всегда проявляются в войне, принимающей народный характер. Действия эти состоят в том, что, вместо того чтобы становиться толпой против толпы, люди расходятся врозь, нападают поодиночке и тотчас же бегут, когда на них нападают большими силами, а потом опять нападают, когда представляется случай. Это делали гверильясы в Испании; это делали горцы на Кавказе; это делали русские в 1812 м году.
Войну такого рода назвали партизанскою и полагали, что, назвав ее так, объяснили ее значение. Между тем такого рода война не только не подходит ни под какие правила, но прямо противоположна известному и признанному за непогрешимое тактическому правилу. Правило это говорит, что атакующий должен сосредоточивать свои войска с тем, чтобы в момент боя быть сильнее противника.
Партизанская война (всегда успешная, как показывает история) прямо противуположна этому правилу.
Противоречие это происходит оттого, что военная наука принимает силу войск тождественною с их числительностию. Военная наука говорит, что чем больше войска, тем больше силы. Les gros bataillons ont toujours raison. [Право всегда на стороне больших армий.]
Говоря это, военная наука подобна той механике, которая, основываясь на рассмотрении сил только по отношению к их массам, сказала бы, что силы равны или не равны между собою, потому что равны или не равны их массы.
Сила (количество движения) есть произведение из массы на скорость.
В военном деле сила войска есть также произведение из массы на что то такое, на какое то неизвестное х.
Военная наука, видя в истории бесчисленное количество примеров того, что масса войск не совпадает с силой, что малые отряды побеждают большие, смутно признает существование этого неизвестного множителя и старается отыскать его то в геометрическом построении, то в вооружении, то – самое обыкновенное – в гениальности полководцев. Но подстановление всех этих значений множителя не доставляет результатов, согласных с историческими фактами.
А между тем стоит только отрешиться от установившегося, в угоду героям, ложного взгляда на действительность распоряжений высших властей во время войны для того, чтобы отыскать этот неизвестный х.
Х этот есть дух войска, то есть большее или меньшее желание драться и подвергать себя опасностям всех людей, составляющих войско, совершенно независимо от того, дерутся ли люди под командой гениев или не гениев, в трех или двух линиях, дубинами или ружьями, стреляющими тридцать раз в минуту. Люди, имеющие наибольшее желание драться, всегда поставят себя и в наивыгоднейшие условия для драки.
Дух войска – есть множитель на массу, дающий произведение силы. Определить и выразить значение духа войска, этого неизвестного множителя, есть задача науки.
Задача эта возможна только тогда, когда мы перестанем произвольно подставлять вместо значения всего неизвестного Х те условия, при которых проявляется сила, как то: распоряжения полководца, вооружение и т. д., принимая их за значение множителя, а признаем это неизвестное во всей его цельности, то есть как большее или меньшее желание драться и подвергать себя опасности. Тогда только, выражая уравнениями известные исторические факты, из сравнения относительного значения этого неизвестного можно надеяться на определение самого неизвестного.
Десять человек, батальонов или дивизий, сражаясь с пятнадцатью человеками, батальонами или дивизиями, победили пятнадцать, то есть убили и забрали в плен всех без остатка и сами потеряли четыре; стало быть, уничтожились с одной стороны четыре, с другой стороны пятнадцать. Следовательно, четыре были равны пятнадцати, и, следовательно, 4а:=15у. Следовательно, ж: г/==15:4. Уравнение это не дает значения неизвестного, но оно дает отношение между двумя неизвестными. И из подведения под таковые уравнения исторических различно взятых единиц (сражений, кампаний, периодов войн) получатся ряды чисел, в которых должны существовать и могут быть открыты законы.
Тактическое правило о том, что надо действовать массами при наступлении и разрозненно при отступлении, бессознательно подтверждает только ту истину, что сила войска зависит от его духа. Для того чтобы вести людей под ядра, нужно больше дисциплины, достигаемой только движением в массах, чем для того, чтобы отбиваться от нападающих. Но правило это, при котором упускается из вида дух войска, беспрестанно оказывается неверным и в особенности поразительно противоречит действительности там, где является сильный подъем или упадок духа войска, – во всех народных войнах.
Французы, отступая в 1812 м году, хотя и должны бы защищаться отдельно, по тактике, жмутся в кучу, потому что дух войска упал так, что только масса сдерживает войско вместе. Русские, напротив, по тактике должны бы были нападать массой, на деле же раздробляются, потому что дух поднят так, что отдельные лица бьют без приказания французов и не нуждаются в принуждении для того, чтобы подвергать себя трудам и опасностям.

Так называемая партизанская война началась со вступления неприятеля в Смоленск.
Прежде чем партизанская война была официально принята нашим правительством, уже тысячи людей неприятельской армии – отсталые мародеры, фуражиры – были истреблены казаками и мужиками, побивавшими этих людей так же бессознательно, как бессознательно собаки загрызают забеглую бешеную собаку. Денис Давыдов своим русским чутьем первый понял значение той страшной дубины, которая, не спрашивая правил военного искусства, уничтожала французов, и ему принадлежит слава первого шага для узаконения этого приема войны.
24 го августа был учрежден первый партизанский отряд Давыдова, и вслед за его отрядом стали учреждаться другие. Чем дальше подвигалась кампания, тем более увеличивалось число этих отрядов.
Партизаны уничтожали Великую армию по частям. Они подбирали те отпадавшие листья, которые сами собою сыпались с иссохшего дерева – французского войска, и иногда трясли это дерево. В октябре, в то время как французы бежали к Смоленску, этих партий различных величин и характеров были сотни. Были партии, перенимавшие все приемы армии, с пехотой, артиллерией, штабами, с удобствами жизни; были одни казачьи, кавалерийские; были мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи, никому не известные. Был дьячок начальником партии, взявший в месяц несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотни французов.
Последние числа октября было время самого разгара партизанской войны. Тот первый период этой войны, во время которого партизаны, сами удивляясь своей дерзости, боялись всякую минуту быть пойманными и окруженными французами и, не расседлывая и почти не слезая с лошадей, прятались по лесам, ожидая всякую минуту погони, – уже прошел. Теперь уже война эта определилась, всем стало ясно, что можно было предпринять с французами и чего нельзя было предпринимать. Теперь уже только те начальники отрядов, которые с штабами, по правилам ходили вдали от французов, считали еще многое невозможным. Мелкие же партизаны, давно уже начавшие свое дело и близко высматривавшие французов, считали возможным то, о чем не смели и думать начальники больших отрядов. Казаки же и мужики, лазившие между французами, считали, что теперь уже все было возможно.
22 го октября Денисов, бывший одним из партизанов, находился с своей партией в самом разгаре партизанской страсти. С утра он с своей партией был на ходу. Он целый день по лесам, примыкавшим к большой дороге, следил за большим французским транспортом кавалерийских вещей и русских пленных, отделившимся от других войск и под сильным прикрытием, как это было известно от лазутчиков и пленных, направлявшимся к Смоленску. Про этот транспорт было известно не только Денисову и Долохову (тоже партизану с небольшой партией), ходившему близко от Денисова, но и начальникам больших отрядов с штабами: все знали про этот транспорт и, как говорил Денисов, точили на него зубы. Двое из этих больших отрядных начальников – один поляк, другой немец – почти в одно и то же время прислали Денисову приглашение присоединиться каждый к своему отряду, с тем чтобы напасть на транспорт.
– Нет, бг"ат, я сам с усам, – сказал Денисов, прочтя эти бумаги, и написал немцу, что, несмотря на душевное желание, которое он имел служить под начальством столь доблестного и знаменитого генерала, он должен лишить себя этого счастья, потому что уже поступил под начальство генерала поляка. Генералу же поляку он написал то же самое, уведомляя его, что он уже поступил под начальство немца.
Распорядившись таким образом, Денисов намеревался, без донесения о том высшим начальникам, вместе с Долоховым атаковать и взять этот транспорт своими небольшими силами. Транспорт шел 22 октября от деревни Микулиной к деревне Шамшевой. С левой стороны дороги от Микулина к Шамшеву шли большие леса, местами подходившие к самой дороге, местами отдалявшиеся от дороги на версту и больше. По этим то лесам целый день, то углубляясь в середину их, то выезжая на опушку, ехал с партией Денисов, не выпуская из виду двигавшихся французов. С утра, недалеко от Микулина, там, где лес близко подходил к дороге, казаки из партии Денисова захватили две ставшие в грязи французские фуры с кавалерийскими седлами и увезли их в лес. С тех пор и до самого вечера партия, не нападая, следила за движением французов. Надо было, не испугав их, дать спокойно дойти до Шамшева и тогда, соединившись с Долоховым, который должен был к вечеру приехать на совещание к караулке в лесу (в версте от Шамшева), на рассвете пасть с двух сторон как снег на голову и побить и забрать всех разом.

Лучшие статьи по теме