Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Андроид инструкции
  • Конспект занятия по развитию речи «Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы. Педразвитие

Конспект занятия по развитию речи «Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы. Педразвитие

«Обучение рассказыванию

по картине « Зимние развлечения »

Вид непосредственно-образовательной деятельности : развитие речи , коммуникация. Старший дошкольный возраст 5-6 лет.

Цель : Учить детей целенаправленному рассматриванию картины - целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного; воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ .

Задачи :

1. Образовательные :

Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы ;

Учить рассказывать о содержании сюжетной картины ;

Стимулировать творческую активность детей, формировать умение развивать сюжет изображения на картине .

2. Развивающие :

Продолжать развивать речь как средство общения;

Активизировать в речи детей слова, относящиеся к теме «Зима» ;

Обогащать речь прилагательными;

Совершенствовать диалогическую форму речи.

3. Воспитательные :

Формировать дружеские отношения между детьми, совместное взаимодействие;

Воспитывать бережное отношение к природе.

Интеграция образовательных областей.

Образовательная область «Коммуникация» :

Совершенствовать и активизировать речь;

-развивать свободное общение со взрослыми и детьми.

Образовательная область «Познание» :

-развивать способность наблюдать явления природы, замечать их изменения;

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

Закрепить признаки зимы.

Образовательная область «Социализация»

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;

Формировать привычку слушать собеседника и не перебивать его без надобности;

-развивать выполнение правил и норм поведения.

Виды деятельности : познавательная, коммуникативная, двигательная.

Формы организации совместной деятельности : подгрупповая.

Методы и приемы : репродуктивные и поисковые вопросы, дидактическая игра «Построим горку» ,беседа, составление рассказа по картине , схема- мнемотаблица, пальчиковая гимнастика.

Активизация и обогащение словаря : суровая, ветреная, снежная, вьюжная.

Материалы и оборудование к НОД : магнитная доска, схема- мнемотаблица «Зима» , картина « Зимние развлечения » .

Предварительная работа :

Чтение стихов о зиме,

рассматривание иллюстраций ,

Беседы по данной теме;

Наблюдение за погодой на прогулке;

Конечный результат на ребенка (планируемые результаты)

Обогащен словарный запас ребенка;

Умение составлять рассказ по сюжетной картине .

Ход занятия

Дети совместно с воспитателем входят в группу.

Воспитатель : Ребята, давайте поздороваемся с гостями.

Дети : Здравствуйте.

В. Молодцы.

В. Отгадайте загадку :

Снег на полях

Лед на водах

Вьюга гуляет

Когда это бывает?

В. Верно. Сегодня мы поговорим о зиме. Что происходит в природе зимой?

Д. Становится холодно. Солнце греет мало. На улице сильный мороз.

В. Молодцы. Какие стоят деревья?

В. Что лежит на крышах домов и на улице?

В. Отвечаем полным предложением.

В. Что надевают люди зимой?

Д. Шапку, шубу, теплые сапоги.

В. Как живется зверям и птицам зимой?

Д. Трудно.

В. Почему? Как можно им помочь?

Д. Сделать кормушки, давать им корм.

В. Верно. Мы должны заботиться о зимующих птицах.

В. Какие вы знаете зимние игры ?

Д. Можно играть в снежки, лепить снеговика, кататься на санках, лыжах, с горки.

В. Верно. Зима- чудесное время года для игр. Когда я была маленькой, я тоже любила кататься на санках с горки. А горки, мы насыпали из снега. А вы знаете, ведь горку можно построить даже из слов. Хотите попробовать построить горку из слов?

В. Мы будем придумывать, называть слова и строить горку. Посмотрим насколько высокая горка получится у вас. / Прикрепляет снежки из ваты на доску/.

В. Начинаем :

Зима какая?

Холодная

Морозная

Ветреная

Снег какой?

Пушистый

Холодный

Рассыпчатый

В. Какие вы молодцы, назвали много разных слов о зиме, высокая горка получилась у вас!

Беседа по картине « Зимние развлечения » .

В. Садимся на стульчики. / Перед детьми мольберт, картина « Зимние развлечения » /. Ребята, внимательно посмотрите на картину и скажите какое время года запечатлено? Почему вы так думаете?

Д. /называют свои ответы/ На картине зима , потому что снег лежит на земле, деревьях и кустах.

В. Какая погода стояла в тот зимний день ? Однажды в теплый зимний день дети вышли на прогулку. Всем нашлось дело по душе. Чем были заняты дети?

Д. Дети вышли на прогулку, кататься на лыжах, на санках.

В. Молодцы, верно. /выслушивает и оценивает ответы детей/.

Один ребенок сразу же побежал на горку. Артемий, продолжи, что он делал на горке. /Воспитатель передает слово ребенку/.

Д. /рассказ ребенка/ .

В. Молодец, Артемий. Ребята, посмотрите на снеговика. Что делают девочка?

Д. Девочка прикрепляет ему метлу, а мальчик одевает на голову ведерко.

В. Ребята, какой снеговик получился?

Д. Красивый. В ярком шарфике, нос из морковки.

В. Что делает мама ребенка?

Д. Мама везет маленького ребенка на санках.

В. А кто рядом бежит, радостно визжит?

Д. Рядом бежит собака.

В. Куда собрались старшие дети?

Д. Они собрались кататься на лыжах.

В. Верно. Посмотрите, каких птиц видите на картине ?

Д. С красной грудкой- снегири.

В. Ребята, а сейчас надо составить рассказ о картине в целом . Попробует рассказать Арина .

Д. /рассказывает/

В. Молодец, Арина. Настя хочет добавить в рассказ что- то интересное . /Слово передается Насте/…Молодцы, ребята.

В. Какое настроение у детей? Почему вы так думаете?

Д. Детям весело, у них радостные лица, они улыбаются.

В. Ребята, чей рассказ был интереснее ?

В. /Если дети рассказали хорошо , образец не давать/.

Ребята, понравилась вам картина , которую написал художник?

В. Как можно иначе назвать картину ? Какое название лучше всего подходит : «Пришла зима» , « Зимние развлечения » ?

Д. /предлагают свои ответы/.

Физкультурная пауза :

Как на горке снег, снег,

И под горкой снег, снег.

И на елке снег, снег,

И под елкой снег, снег,

А под елкой спит медведь

Тихо, тихо, не шуметь.

Уточнение словаря по теме «Зима» по мнемотаблице, пальчиковая гимнастика :

Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять. («Идём» по столу указательным и средним пальчиками)

Бабу снежную лепили, («Лепим» комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами)

С горки мы потом катались, (Проводим указательным пальцем пр.р. по ладони л.р.)

А ещё в снегу валялись. (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем ладошки)

Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)

В. Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня делали на занятие?

Д. /ответы детей/.

В. Учились составлять рассказ по картине « Зимние развлечения » . Да зима волшебное время года, на улице снег чистый, пушистый, дышится легко, морозный воздух вливает в нас бодрость и мы рады проказам матушки-зимы.

Молодцы, ребята, умницы! Занятие окончено.

Альфия Фатхуллина
Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения»

Конспект

непосредственно-образовательной деятельности, Фатхуллиной Альфии Мухамадеевны, воспитателя Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 18 "Мишутка", город Сургут.

Тема : «Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения »

Вид непосредственно-образовательной деятельности : развитие речи , коммуникация. Старший дошкольный возраст 5-6 лет.

Цель : Учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного); воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ .

Задачи :

1. Образовательные :

Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы ;

Учить рассказывать о содержании сюжетной картины ;

Стимулировать творческую активность детей, формировать умение развивать сюжет изображения на картине .

2. Развивающие :

Продолжать развивать речь как средство общения;

Активизировать в речи детей слова, относящиеся к теме «Зима» ;

Обогащать речь прилагательными;

Совершенствовать диалогическую форму речи.

3. Воспитательные :

Формировать дружеские отношения между детьми, совместное взаимодействие;

Воспитывать бережное отношение к природе.

Интеграция образовательных областей.

Образовательная область «Коммуникация» :

Совершенствовать и активизировать речь;

-развивать свободное общение со взрослыми и детьми.

Образовательная область «Познание» :

-развивать способность наблюдать явления природы, замечать их изменения;

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

Закрепить признаки зимы.

Образовательная область «Социализация»

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;

Формировать привычку слушать собеседника и не перебивать его без надобности;

-развивать выполнение правил и норм поведения.

Образовательная область «Художественное творчество» :

Создавать несложные композиции;

Формировать навыки коллективной работы.

Виды деятельности : познавательная, коммуникативная, двигательная, изобразительная.

Формы организации совместной деятельности : подгрупповая.

Методы и приемы : репродуктивные и поисковые вопросы, дидактическая игра «Построим горку» ,беседа, составление рассказа по картине , схема- мнемотаблица, пальчиковая гимнастика, коллективная аппликация- коллаж.

Активизация и обогащение словаря : суровая, ветреная, снежная, вьюжная.

Материалы и оборудование к НОД : мольберт, схема- мнемотаблица «Зима» , картина «Зимние развлечения » , ватман, заготовки фигурок людей, елочки, бумажные салфетки, клей, кисточки для клея, клеенка, влажные салфетки.

Предварительная работа :

Чтение стихов о зиме,

рассматривание иллюстраций ,

Беседы по данной теме;

Наблюдение за погодой на прогулке;

На ватман нанести способом набрызга голубую гуашь.

Конечный результат на ребенка (планируемые результаты)

Обогащен словарный запас ребенка;

Умение составлять рассказ по сюжетной картине .

Ход занятия

Дети совместно с воспитателем входят в группу.

Воспитатель : Ребята, давайте поздороваемся с гостями.

Дети : Здравствуйте.

В. Молодцы.

В. Отгадайте загадку :

Снег на полях

Лед на водах

Вьюга гуляет

Когда это бывает?

В. Верно. Сегодня мы поговорим о зиме. Что происходит в природе зимой?

Д. Становится холодно. Солнце греет мало. На улице сильный мороз.

В. Молодцы. Какие стоят деревья?

В. Что лежит на крышах домов и на улице?

В. Отвечаем полным предложением.

В. Что надевают люди зимой?

Д. Шапку, шубу, теплые сапоги.

В. Как живется зверям и птицам зимой?

Д. Трудно.

В. Почему? Как можно им помочь?

Д. Сделать кормушки, давать им корм.

В. Верно. Мы должны заботиться о зимующих птицах.

В. Какие вы знаете зимние игры ?

Д. Можно играть в снежки, лепить снеговика, кататься на санках, лыжах, с горки.

В. Верно. Зима- чудесное время года для игр. Когда я была маленькой, я тоже любила кататься на санках с горки. А горки, мы насыпали из снега. А вы знаете, ведь горку можно построить даже из слов. Хотите попробовать построить горку из слов?

В. Мы будем придумывать, называть слова и строить горку. Посмотрим насколько высокая горка получится у вас. / Прикрепляет снежки из ваты на доску/.

В. Начинаем :

Зима какая?

Холодная

Морозная

Ветреная

Снег какой?

Пушистый

Холодный

Рассыпчатый

В. Какие вы молодцы, назвали много разных слов о зиме, высокая горка получилась у вас!

Беседа по картине «Зимние развлечения » .

В. Садимся на стульчики. / Перед детьми мольберт, на которой картина «Зимние развлечения » /. Ребята, внимательно посмотрите на картину и скажите какое время года запечатлено? Почему вы так думаете?

Д. /называют свои ответы/ На картине зима , потому что снег лежит на земле, деревьях и кустах.

В. Какая погода стояла в тот зимний день ? Однажды в теплый зимний день дети вышли на прогулку. Всем нашлось дело по душе. Чем были заняты дети?

Д. Дети вышли на прогулку, кататься на лыжах, на санках.

В. Молодцы, верно. /выслушивает и оценивает ответы детей/.

Один ребенок сразу же побежал на горку. Арсений, продолжи, что он делал на горке. /Воспитатель передает слово ребенку/.

Д. /рассказ ребенка/ .

В. Молодец, Арсений. Ребята, посмотрите на снеговика. Что делают девочка?

Д. Девочка прикрепляет ему метлу, а мальчик одевает на голову ведерко.

В. Ребята, какой снеговик получился?

Д. Красивый. В ярком шарфике, нос из морковки.

В. Что делает мама ребенка?

Д. Мама везет маленького ребенка на санках.

В. А кто рядом бежит, радостно визжит?

Д. Рядом бежит собака.

В. Куда собрались старшие дети?

Д. Они собрались кататься на лыжах.

В. Верно. Посмотрите, каких птиц видите на картине ?

Д. С красной грудкой- снегири.

В. Ребята, а сейчас надо составить рассказ о картине в целом . Попробует рассказать Расул .

Д. /рассказывает/

В. Молодец, Расул. Эльвира хочет добавить в рассказ что- то интересное . /Слово передается Эльвире/…Молодцы, ребята.

В. Какое настроение у детей? Почему вы так думаете?

Д. Детям весело, у них радостные лица, они улыбаются.

В. Ребята, чей рассказ был интереснее ?

В. /Если дети рассказали хорошо , образец не давать/.

Ребята, понравилась вам картина , которую написал художник?

В. Как можно иначе назвать картину ? Какое название лучше всего подходит : «Пришла зима» , «Зимние развлечения » ?

Д. /предлагают свои ответы/.

Физкультурная пауза :

Как на горке снег, снег,

И под горкой снег, снег.

И на елке снег, снег,

И под елкой снег, снег,

А под елкой спит медведь

Тихо, тихо, не шуметь.

Уточнение словаря по теме «Зима» по мнемотаблице, пальчиковая гимнастика :

В. Молодцы, ребята! А сейчас, мы будем художниками, нам нужно написать «Зимнюю картинку » на этом пустом ватмане /на ватман способом набрызга нанесена голубая краска/. А писать будем необычным способом, используя коллаж. /Распределяет задания между детьми : Арсений, Рагим, Эльвира вырезают из заготовок снеговика, Катя, Вова, Лера вырезают фигурки «детей» , Ильяс, Саша, Артур вырезают елочки, Даша, Расул делают из бумажных салфеток снежные комки. /Во время коллективной работы вспомнить вести с детьми беседу, вспомнить стихи о зиме/.

/По окончании работы воспитатель предлагает вырезанные фигурки наклеить на ватман. /

В. Молодцы, ребята! Прекрасная картина у нас получилась . Какое время года изобразили? Как можно назвать эту картину ? /ответы детей/.

В. Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня делали на занятие?

Д. /ответы детей/.

В. Учились составлять рассказ по картине «Зимние развлечения » . Да зима волшебное время года, на улице снег чистый, пушистый, дышится легко, морозный воздух вливает в нас бодрость и мы рады проказам матушки-зимы.

Молодцы, ребята, умницы! Занятие окончено.

Старшая группа.

Развитие речи.

Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения».

Программное содержание. Учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного); воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ.

Задачи:

Обучающие:

Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы;

Учить рассказывать о содержании сюжетной картины;

Стимулировать творческую активность детей, формировать умение развивать сюжет изображения на картине.

Развивающие:

Продолжать развивать речь как средство общения;

Активизировать в речи детей слова, относящиеся к теме «Зима»;

Обогащать речь прилагательными;

Совершенствовать диалогическую форму речи.

Воспитывающие:

Формировать дружеские отношения между детьми, совместное взаимодействие;

Воспитывать бережное отношение к природе.

Ход НОД.

1.Организационно-побудительный этап.

Отгадайте загадку:

«По лесам и по полям

Я спешила в гости к вам.

По горам и по тропинкам,

Уложила я тропинки,

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила

Кто же я?»

Д.: Зимушка – зима.

Рассказ воспитателя о зиме с элементами беседы:

Какое сейчас время года? (Зима.)

Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль).
- Какой сейчас месяц? (Январь).

Что происходит в природе зимой?

Д.: Становится холодно. Солнце греет мало. На улице бывает морозно. Иногда выпадает снег.

Да, у нас в Крыму зимы, по сравнению с другими регионами России, довольно тёплые. Снег бывает, но редко и не долго. По утрам бывает морозно и холодно, а днём становится теплее. Это связано с тем, что зимой Черное море играет роль "большой грелки", жарким летом оно хорошо прогревается и согревает воздух в зимнюю пору, делая климат Крыма зимой теплым.

А что надевают люди зимой? (Шапку, пальто, куртки, теплые сапоги, иногда шубу, варежки, шарфы).

Как живется зверям и птицам зимой? (Трудно).

С чем это связано? (Мало корма, холодно).

Как можно им помочь? (Сделать кормушки, давать им корм.)

Верно. Мы должны заботиться о зимующих птицах.

Молодцы!

2. Основная часть.

Ребята, предлагаю вам поиграть.

Дидактическая игра «Подбери слова»

Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я буду называть природное явление, и задавать вопрос, а вы слушайте внимательно и отвечайте.

Мороз, что делает? - трещит, щиплет, кусает, колется…

Метель, что делает? - вьется, бушует, воет, метет… .

Снег, что делает? - идет, летит, падает, кружится… .

Снег какой? - Белый, пушистый, холодный, скрипучий, жесткий, рассыпчатый, мягкий, липкий, лёгкий, колючий ….

Дети, что делают? - гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются…

Зима какая? - Снежная, холодная, суровая, морозная, сказочная….

Зима – чудесное время года, не правда ли? Когда выпадает снег, дети не хотят уходить с прогулки домой, потому что на улице весело, красиво, сказочно, интересно. Если зима снежная, то можно кататься на лыжах и коньках, строить крепости из снега. Про это время года написаны и книги, и картины. Вам не показалось странным, что я сказала „написаны картины “? Я не ошиблась – так принято говорить: художник написал (а не нарисовал) картину.

Демонстрирую картину «Зимние развлечения». (Детей следует разместить ближе к мольберту.)

Как можно назвать картину?

– Какое время года, и какое время суток запечатлено на картине? (На картине зима, потому что снег лежит на земле, деревьях и кустах).

Какая погода стояла в тот зимний день?

Как вы определили, что день теплый и солнечный?

Рассказ воспитателя:

«Однажды в зимний теплый солнечный день дети вышли на прогулку. Всем нашлось дело по душе. Вы согласны со мной? Как вы можете это подтвердить?»

(Ребенок начинает рассказывать о детях, катающихся с горки.)

Давайте рассмотрим, что происходит на горке?

Обращаю внимание ребят на снеговика .
- Ребята, посмотрите на снеговика. Что делают девочка и мальчик?

(Девочка прикрепляет ему метлу, а мальчик одевает на голову ведерко).

Ребята, какой снеговик получился?

(В ярком шарфике, нос из морковки, очень симпатичный).

Физкминутка «Снеговик»

Раз – рука, два – рука (дети вытягивают одну руку, затем – другую).
Лепим мы снеговика (имитируют лепку снежков).
Мы скатаем снежный ком (ладонями делают круговые движения по бедрам).
Вот такой, (разводят руки в стороны, показывая какой большой).
А потом поменьше ком (растирают ладонями грудь).
Вот такой (показывают величину кома меньше).
А наверх поставим мы (поглаживают руками щечки) .
Маленький комок (соединяют пальцы рук вместе, показывают маленький ком).
Вот и вышел снеговик. (ставят руки в бока, повороты влево – вправо).
Очень милый толстячок!
Снег, метлою разметая, (шагаем на всей стопе, подняв нос кверху),
Шагает наш снеговичок,
Нос морковку задирает (активный вдох через нос),
И снежинки раздувает (продолжительный выдох ртом).

Продолжаю беседу:

Что делает мама ребенка?

(Мама везет маленького ребенка на санках).

А кто рядом бежит?

(Рядом бежит собака).

Куда собрались старшие дети?

(Они собрались кататься на лыжах).

Посмотрите внимательно, каких птиц видите на картине?

(С красной грудкой – снегири).

Ребята, а сейчас надо составить рассказ о картине в целом, придумать его концовку.

Подчеркиваю, что необходимо избегать повторов в рассказе последовательным описанием частей картины:

1. Катание с горки.

2. У снеговика.

3. Около кормушки для птиц.

Выслушиваем 2–3 рассказа, оцениваю рассказы. Хвалю ребенка, сумевшего избежать повторов в рассказе. Обращаю внимание детей на удачно найденные сравнения, описания.

Образец:

«В солнечный зимний день выбежали ребята на участок. Всем нашлось дело по душе. Особенно много детей оказалось на горке. Не всем удается благополучно скатиться с нее. У мальчика в черной шубке перевернулись санки. А сверху уже что-то кричат ему. Наверно, просят поскорее освободить путь.

Рядом с горкой – большой снеговик. Должно быть, стояла оттепель, и у снеговика отвалились пуговицы, которые вновь приделывают мальчик и девочка.

Не забыли дети и о своих пернатых друзьях. Ягоды калины, боярышника принесли и еще какой-то корм в ведерке. „Отведайте, птички, вкусных ягод“, – говорит птицам мальчик в пальто с меховым воротничком, протягивая им веточку с ягодами».

Ребята, послушайте стихотворение С. Черного «Волк» о зимних забавах:

Вся деревня спит в снегу,
Ни гугу.
Месяц скрылся на ночлег,
Вьется снег.

Ребятишки все на льду,
На пруду.
Дружно саночки визжат -
Едем в ряд!

Кто - в запряжке, кто - седок,
Ветер в бок.
Растянулся наш обоз.
До берез.

Вдруг кричит передовой:
«Черти, стой!»
Стали санки, хохот смолк,-
«Братцы, волк!..»

Ух, как брызнули назад!
Словно град.
Врассыпную все с пруда -
Кто куда.

Где же волк? Да это пес -
Наш Барбос!
Хохот, грохот, смех и толк:
«Ай да волк!»

Сегодня мы познакомимся с новой зимней загадкой:

Пришел Яшка -

Белая рубашка,

Где он пробегает -

Ковром устилает.

Итог.

Ребята, что вам понравилось на занятии? Что запомнилось?

Конспект урока по русскому языку 2-б класс,

учитель Гусарова Жанна Сергеевна.

Тема : Составление рассказа по картине «Зимние забавы».

Цели урока : Составление учащимися рассказа по составной картине на основе деформированного текста, воспринимаемого на слух, обучение составлению сюжетного рассказа по картине: усвоение норм построения творческого высказывания. Продолжать работу по формированию интонированной речи с использованием элементов фонетической ритмики. Закрепление и расширение знаний о зимних забавах. Развитие связной грамматически правильной речи, лексики, речемыслительной деятельности, зрительного восприятия. Воспитание желания использовать “зимние забавы” на прогулке, пополнять словарный запас учащихся.

Формирование умения выполнять логические действия: анализ, сравнение, обобщение.

Планируемые результаты:

Универсальные учебные действия

Познавательные : осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Регулятивные : Учить ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.

Коммуникативные: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.

Личностные результаты: Волевая саморегуляция, с заданным эталонном.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Методы: словесный, игровой, наглядный, поисковый, метод свободного выбора и свободной беседы, метод взаимодействия и самоконтроля.

Приемы: рассуждение

Формы организации: групповая, коллективная, работа в парах, индивидуальная.

Технологии: развивающего, здоровьесберегающего, дифференцированного обучения

Оборудование: картинки, на которых изображены игры детей в разное время года; картина “Зима. Игры на свежем воздухе” (Зимние забавы); план-схема для рассказывания; лист для работы; карандаш, ручка, интерактивная доска.

Этапы урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

УУД (метапредметные результаты)

1 Организационный момент Мотивационный.

Здравствуйте, ребята! Дети стоят около парт.А что это такое такое? Как они падают? Давайте сядем, как снежинки, тихо, медленно и красиво. Сели, девочки. Сели, мальчики.Ребята, какое сейчас время года? А может быть лето? А вы любите зиму?

Мотивация на урок. Подготовка учащихся к работе, эмоциональный настрой.

РУУД Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению

2 Актуализация знаний, фонетическая зарядка.

Ребята, какое сегодня число? Какой по счету урок? Какой урок? Сегодня на уроке мы будем слушать и хорошо говорить. Какой дежурный звук? Фонетическая зарядка: (работа на голое ухо)

Са, ста, са ста, составлять

Ас, аска, рассказ

Составлять рассказ

Выполняют задание. Самооценка.

Предлагает задания. Учить правильному произношению звуков, слов, правила орфоэпии.

контроль в форме сличения способа действия и его результата

3 Целеполагание. Постановка учебной задачи

Как вы думаете, что это?(на доске ватман голубого цвета).почему на доске бело-голубое полотно? А какое время года нарисовано? Потому, что зима, снег, лед.

Предлагает задания. Учит ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно.

РУУД Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно.Осуществлять пошаговый контроль.

Актуализация знаний. Повторение пройденного.

А давайте мы с вами станем художниками и нарисуем картину, а потом составим рассказ по картине. Кто мне поможет? Как вы думаете, кто рисует картины?

Единица речи Лексическое значение.

Предлагает задания

Словарная работа

Художник, понятие.

художник

Предлагает задания

контроль в форме сличения способа действия и его результата

Физминутка

Мы бежим с тобой на лыжах,
Снег холодный лыжи лижет.

А потом – на коньках.
Но упали мы. Ах!

А потом снежки лепили,

А потом снежки катили,

А потом без сил упали

И домой мы побежали.

Отдыхают, настраиваются на предстоящую работу.

Оздоровительная, дать возможность детям отдохнуть, настроится на предстоящую работу.

Использование знаний в новых условиях

Работа в паре

Воспитательный момент

Какая погода на нашей картине?

Светит солнце. Голубое небо.

Солнце (что делает?) светит. Небо (какое?) голубое, светлое, чистое.

Наблюдает за работой групп, организует общеклассную дискуссию, помогает заметить границу между знанием и незнанием.

Самоопределение к деятельности.

А во что вы любите играть зимой?

Мальчик катается на лыжах. Девочка катается на коньках. Дети лепят снеговика. Мальчики играют в снежки.

А какое у детей настроение?(радостное, веселое).

Давайте вспомним, как мы составляем рассказ:

Вступление.

Основная часть.

Заключение.

А что есть еще у рассказа? Есть название.

Принимает ответы и подводит к выделения признаков родственных слов

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог

Осуществлять синтез как составление целого из частей.

Самостоятельная работа. Выборочное письмо

Возьмите листочки. Прочитайте названия, какое название вы выберите для своего рассказа? Записываем.А что такое забавы? Как сказать по другому? Игры, развлечения.

Зима. Зимние забавы. Первый снег.

Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность. Предлагает задания, помогает сделать вывод.

Л контроль в форме сличения способа действия и его результата Коммуникативные: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог

Идивидуальная работа

Как вы думаете, что мы будем писать в первой части, вступлении? Какая сегодня погода.

Прочитайте на листочках:

Вступление :

Был ясный морозный день. Ночью выпал первый снег. На улице сильный мороз. Чудесный зимний день.

Как вы думаете, какое предложение не подходит для начала рассказа?

Мальчики и девочки вышли гулять.

На доске:(карточки со словами) вышли во ребята двор

Можно ли их назвать предложением? Почему?

Начало предложения не написано с заглавной буквы, в конце не стоит нужный знак, слова стоят в неправильном порядке) Что надо сделать, чтобы получилось предложение? (Поменять слова местами). Поменяйте местами слова. Ответы детей, записываем, Каждая часть пишется с красной строки.

Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность.

Предлагает задания, помогает сделать вывод.

Контролировать действия партнера.

Коллективная работа.

Какая следующая часть? Основная.

Что мы в ней будем записывать?

На доске предложения основной части, дети выстраивают.

Как вы думаете, что у нас неправильно, повторяются слова КАТАЮТСЯ, что мы можем сделать, как можно составить слова по другому?

Что нам осталось? Написать заключение.

Как вы думаете, какое предложение подходит:

Весело ребятам зимой.

Весело ребятам зимой?

Весело ребятам зимой!

Выполняют задание

Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность.

Контролировать действия партнера.

Итог урока, рефлексия

Итог урока

Что нового узнали на уроке?

– Кому было интересно?

– За что ты можешь себя похвалить? (Помогал товарищу!) оценка работы(смайлики).

Подводят итог

Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность.

Контролировать действия

Ребята, дома допишите заключение нашего рассказа.

Дает дом задание

Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность своих возможностей, привитие желания справиться с более трудной задачей.

Контролировать действия

Афонина Татьяна Михайловна

Воспитатель, МБДОО Детский сад №15, г. Саров

Афонина Т.М. Конспект занятия по развитию речи «Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы» // Совушка. 2016. №3(5)..02.2019).

Программные задачи:

1. Продолжать учить составлять описательный рассказ по сюжетной картине.

2. Закреплять умение, подробно и логически последовательно, излагать содержание картины. Самостоятельно придумывать события, предшествующие и последующие изображенным на картине.

3. Упражнять в составлении предложений со словами синонимического ряда (слова быстро, мигом, лихо, пулей, как ветер, стремительно, во весь дух и т.д.) и включении данных слов в связное высказывание.

4. Обогащать словарь детей словами определениями, сравнительными оборотами.

5. Упражнять в согласовании существительных в роде (муж., ср., ж.).

6. Формировать навыки совместной учебной деятельности.

Словарь: сущ.: детвора, санки, лыжи, коньки, крепость, развлечения, забавы, снежки, настроение, горки, шапки, шубы, валенки, каток.

Прилаг.: снежная,суровая, морозная, веселая, красивая, нарядная, холодная, вьюжная, пушистый, белый, легкий, мягкий, холодный, колючий, липкий, искристый, рассыпчатый, хрустящий, серебристый, мокрый, веселое, радостное, праздничное, новогоднее, грустное, шаловливое, хорошее, прекрасное, плохое.

Глаголы: кататься, лепить, строить, спущусь, съеду, скачусь, съеду, мчусь, скользить, веселятся, смеются, хохочут, разрумянились.

Наречия: быстро, стремительно, лихо, во весь дух, стремглав, стрелой, в один миг, тотчас, вдалеке.

Материал: картины «Мартовский день», «Саша и снеговик», «Зимой на прогулке», «Зимние забавы», фланелеграф, плоскостные «снежки», саночки плоскостные, заготовка книги, бумага, маркер.

Предварительная работа; беседы с детьми о зиме и зимних развлечениях, подбор определений, подбор синонимов к слову.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Воспитатель:

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках покатила.

Короткая беседа по вопросам:

Ребята о чем эта загадка? (о зиме)

Кто из вас любит зиму? Чем можно зимой заниматься? (Кататься на санках, лыжах, коньках, строить крепости, лепить снеговиков…)

Воспитатель: Когда я была маленькой, я тоже любила кататься на санках и лыжах с горки. Горки мы делали из снега. А знаете, ведь горку можно построить из чего угодно, даже из слов. Хотите попробовать построить горку из слов? Я предлагаю вам построить горку из слов.

Мы будем называть слова-признаки, и ставить комочек-слово на доску. Посмотрим, насколько высокая горка получится. Начинаем:

ЗИМА какая? (Снежная,Суровая Морозная Веселая Красивая Нарядная Холодная Вьюжная)

СНЕГ какой?(Пушистый Белый Легкий Мягкий Холодный Колючий Липкий Искристый Рассыпчатый Хрустящий Серебристый Мокрый)

НАСТРОЕНИЕ какое? (Веселое Радостное Праздничное Новогоднее Грустное Шаловливое Хорошее Прекрасное Плохое)

Какие вы молодцы, назвали много разных слов, высокая горка у нас получилась.

Воспитатель: А для катания на этой горке нужны саночки. Но поедут санки тогда, когда вы скажете, как быстро можно скатится с горы.

Я с горы спущусь во весь дух- а ты…

(Я с горы съеду быстро. Я с горы скачусь стремительно. Я с горы спущусь вихрем. Я съеду с горки стрелой. Я с горы скачусь лихо.)

Вы очень точные слова подобрали, у меня даже ветер в ушах засвистел, как быстро мы скатывались.

Воспитатель: Мы заговорили с вами про катание на санях, и я вспомнила четверостишие:

Мчусь, как ветер, на санях

Вдоль лесной опушки.

Рукавицы на руках,

Шапка на макушке. (Саша Черный)

Воспитатель: Многие поэты, писатели и художники в своих произведениях изображали зиму. И в нашей картинной галерее есть несколько произведений о зиме.

(В-ль обращает внимание детей на картины: «Мартовский день», «Саша и снеговик», «Зимой на прогулке», «Зимние забавы»)

Мне очень нравится одна из картин, а какая, вы попробуйте догадаться.

Я буду называть слова-подсказки, а вы постарайтесь догадаться о какой картине пойдет речь.

Слушайте: Морозный день,Радостное настроение, Зимние забавы,Дети упали с санок.

Правильно, вы внимательно слушали и быстро догадались

Воспитатель. Дети, зима чудесное время года! Давайте вместе внимательно рассмотрим эту картину. Демонстрирую картину «Зимние развлечения».

Какое время года изображено на картине?

Обратите внимание на природу, какой день, погода?

Кого мы видим на картине?

Как еще можно назвать их?

Как одеты дети?

Куда пришли дети?

Что изображено на переднем плане картины?

Что делают дети?

Какое у детей настроение?

Как вы думаете, а почему они смеются?

А что произошло с детьми, которые уже скатились с горки?

Не обидно ли мальчикам, что над ними смеются?

Если подойти ближе, что можно услышать?

Что изображено на заднем плане, вдалеке?

Что делают дети?

Как бы вы назвали картину?

Д/и «Закончи предложение».

Однажды, зимним днем, когда стояла хорошая морозная погода…(ребята пришли на горку.)

Дети оделись тепло: (в зимние шапки, шубы, валенки).

Морозный воздух и игры разрумянили (ребятам щеки).

На горке собралось много ребят. Все хотели скатиться, но (на пути произошло веселое происшествие).

Два товарища решили лихо скатиться на санках с горы, (но на половине пути перевернулись прямо в снег). Им весело, они смеются и машут друзьям.

А вдалеке, на катке, (мальчишки, скользят по льду на коньках).

У всех собравшихся ребят веселые лица у них (хорошее, радостное настроение).

Они любят зиму (за чудесные развлечения).

Воспитатель. Давайте попробуем вместе составить рассказ по этой картине.

Для того чтобы рассказ получился интересным, не забудьте:

В начале, рассказать о том, какой был день…

В середине, зачем пришли дети на горку, и что там происходило…

В конце рассказа скажите, какое у ребят было настроение, почему вы так решили…

Вспомните слова, которые украсят ваш рассказ и сделают его интересным. Какое время года, часть суток, что происходит на горке, около горки. Придумайте, как можно интересно закончить свой рассказ. Кто хочет рассказ начать…продолжить…закончить. Кто расскажет весь рассказ. Заслушиваются 2-3 рассказа.

Вы сегодня постарались, составили разные интересные истории. Я вам предлагаю создать книгу, в которой будут записаны все ваши рассказы. Мне кажется, что эту историю будет интересно послушать дома и вашим мамам и папам.

Лучшие статьи по теме