Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Советский народ, но не советская нация. Комментарии

Советский народ

новая историческая, социальная и интернациональная общность людей, имеющих единую территорию, экономику, социалистическую по содержанию культуру, союзное общенародное государство и общую цель - построение коммунизма; возникла в СССР в результате социалистических преобразований и сближения трудящихся классов и слоев, всех наций и народностей. Теоретическое положение о С. н. как новой исторической общности выдвинуто на 24-м съезде КПСС (см. Материалы XXIV съезда КПСС, 1971, с. 76).

Социализм, предвидел В. И. Ленин в 1914, «... творит новые высшие формы человеческого общежития, когда законные потребности и прогрессивные стремления трудящихся масс всякой национальности будут впервые удовлетворены в интернациональном единстве при условии уничтожения теперешних национальных перегородок» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 26, с. 40). С. н. представляет собой многонациональный коллектив тружеников города и деревни, объединённый общностью социалистического строя, марксистско-ленинской идеологией, коммунистическими идеалами рабочего класса, принципами Интернационализм а. У С. н. единые высшие органы государственной власти и государственного управления СССР, для всех сов. людей установлено единое союзное гражданство. Общим языком межнационального общения в СССР является Русский язык .

В образовании С. н. важнейшая роль принадлежит КПСС. Подчёркивая многонациональный по составу и глубоко интернациональный характер партии рабочего класса, Ленин писал: «Партия, чтобы уничтожить всякую мысль о ее национальном характере, дала себе наименование не русской, а российской» (там же, т. 10, с. 267). Объединяя в своих рядах наиболее сознательную часть дружественных классов и групп, наций и народностей, КПСС выражает жизненные интересы всего С. н., цементирует общность сов. людей во всех сферах жизни.

Материальная и духовная общность советских людей получила всестороннее развитие в условиях зрелого социализма. Усиление социальной однородности советского общества, его социально-политического единства, перерастание государства диктатуры пролетариата в общенародное государство привели к ещё большему укреплению союза и дружбы всех классов и социальных групп, наций и народностей СССР, у представителей которых становится всё больше общесоветских, интернациональных черт. В условиях зрелого социализма и строительства коммунизма усилилась интернациональная экономическая общность, достигла высокого уровня общесоюзная экономика - целостный народно-хозяйственный комплекс, включающий народное хозяйство всех республик и развивающийся по единому государственному плану в интересах всей страны и каждой республики.

Лит.: Маркс К., Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3; их же, О Польше, там же, т. 4; Ленин В. И., К еврейским рабочим, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 10; его же, Положение и задачи социалистического Интернационала, там же, т. 26; его же, Тезисы ко II конгрессу Коммунистического Интернационала, там же, т. 41; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Брежнев Л. И., О пятидесятилетии Союза Советских Социалистических Республик, М., 1972; Дорогами дружбы, М., 1972; Калтахчян С. Т., Ленинизм о сущности нации и пути образования интернациональной общности людей, М., 1969; Ким М. П., Советский народ - новая историческая общность, М., 1972.

С. Т. Калтахчян.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

    Новая историческая, социальная и интернациональная общность людей, имеющих единую территорию, экономику, единую по социали стич. содержанию и многообразную по нац. особенностям культуру, федеративное общенародное государство и общую цель… … Философская энциклопедия

    СОВЕТСКИЙ НАРОД - СОВЕТСКИЙ НАРОД, новая история, социальная и интернац. общность людей, образовавшаяся в СССР в результате социалистич. преобразований и сближения трудящихся классов и слоев, наций и народностей, имеющих общую родину и терр., единую, основанную на … Демографический энциклопедический словарь

    - … Википедия

    Советский народ - новая историческая, социальная и интернациональная общность людей, возникшая в СССР на основе победы социализма, преодоления классовых и национальных антагонизмов, сближения различных классов, социальных групп, наций и народностей в результате… … Научный коммунизм: Словарь

    1) в широком смысле слова всё население определ. страны. 2) Термин, употребляемый для обозначения различных форм этнич. общностей (племя, народность, нация). В процессе развития социалистич. общества в СССР сложилась новая историч.… … Философская энциклопедия

    НАРОД, народа, м. 1. Население, объединенное принадлежностью к одному государству; жители страны. «Красная Армия это вооруженный советский народ.» Ворошилов. «Лица, покушающиеся на общественную, социалистическую собственность, являются врагами… … Толковый словарь Ушакова

    Содержание 1 Главные положительные черты советского человека … Википедия

    народ - , а, м. == Счастливые народы Советской страны. патет. Купина, 51. == Подлинно свободные народы. патет. О народах Советского Союза. ◘ В рамках содружества подлинно свободных народов обеспечена полная победа социализма. М лы XXII съезда… … Толковый словарь языка Совдепии

    1) в широком смысле слова всё население определённой страны. 2) В историческом материализме Н., народные массы, социальная общность, включающая на различных этапах истории те слои и классы, которые по своему объективному положению… … Большая советская энциклопедия

    Прил., употр. часто Морфология: нар. по советски 1. Советским называли то, что было основано на управлении Советами как органами государственной власти. Советская власть. | Советское государство. | Союз Советских Социалистических Республик. |… … Толковый словарь Дмитриева

Взгляд на вопрос об обоснованности утверждение о формировании в СССР «новой общности - советского народа», носителя «советской цивилизации» и «советской культуры»

В ходе социалистического строительства в СССР достигли высокого расцвета социалистические нации. Исчезло сложившееся издавна деление страны на промышленные и сырьевые районы. Во всех республиках выросли крупные индустриальные центры. Была создана национальная интеллигенция, вышедшая из среды рабочих и крестьян.

Между советскими республиками сложились отношения дружбы и тесного сотрудничества в области экономики и культуры, шел интенсивный процесс обмена техническим и научным опытом. Представители всех республик участвовали в разработке природных богатств страны, и сооружении новых индустриальных центров. Совместными усилиями велись работы по освоению целинных комель.

Политика Коммунистической партии, направленная на ликвидацию различий в уровне развития наций, привела к усилению процесса их политического, экономического и культурного сближения.

Это сближение достигло такой высокой степени, что в каждой нации и народности появились общие черты и качества.

Важнейшая из этих черт - единая для всех наций и народностей политическая система.

Она возглавляется Коммунистической партией Советского Союза. Советским людям присущи такие нравственные качества, как добросовестное отношение к труду, общественная инициатива, коллективизм, интернационализм. В Советском Союзе сложилась новая историческая общность - советский народ, который представляет собой союз всех трудящихся СССР, характеризующийся социальным и идейно-политическим единством.

Получила развитие социальная общность советских наций и народностей. Во всех республиках создана однотипная социальная структура и идет процесс стирания граней между классами и группами общества. В СССР возникла единая социалистическая культура, интернациональная по содержанию. Она впитала в себя лучшие черты и достижения культуры всех народов страны. советский история социалистический

Господствующей идеологией советских граждан стал марксизм-ленинизм - мировоззрение рабочего класса. Сближение наций, базирующихся на однотипной экономике и социальной структуре, имеющих общее мировоззрение марксизм-ленинизм и одну цель - построение коммунизма, привело к появлению общих черт в духовном облике и психологии всех трудящихся СССР.

Советским людям присущи такие нравственные качества, как добросовестное отношение к труду, общественная инициатива, коллективизм, интернационализм.

Распад СССР произошел на фоне усиления тяги к самоопределению наций, в первую очередь тех, права которых были ущемлены историей. Советская национальная политика не всегда способствовала развитию культуры, языка, традиций. Нарушалась территориальная и национальная целостность народов. Во имя общего порой ущемлялось частное. Негативную роль сыграло и преждевременное провозглашение новой исторической общности - "советского народа".

Советский народ – это нация или этнос, возникший в государстве СССР, из равноправного объединения наций, объединённых идеологией советского народа и советской власти.
Основа советской идеологии – марксизм-ленинизм (или научный коммунизм).
Советский народ – особый, беспрецедентный этнос. Все остальные этносы суть сохранение большими группами людей своих традиций, языка, исторической памяти. Советский народ создавался целенаправленно и сознательно и помимо общей исторической памяти в своей структуре имеет ориентацию научное мировоззрение и картину социального будущего с идеалом коммунистического общества.
Основные культурные особенности идеологической почвы, на которой произошёл генезис советского человека, таковы: 1) социалистическая собственность на средства производства, 2) центральной сакральной фигурой в советском обществе представляется человек труда: рабочие, крестьяне, трудовая интеллигенция, 3) интернационализм, политика мирного сосуществования государств с разными политическими системами, веротерпимость, 4) гуманизм и социальная справедливость, 5) научное мировоззрение, 6) энтузиазм, 7) героизм, 8) коллективизм и товарищество, 9) устремленность к светлому будущему, вера в прогресс, оптимизм, 10) вера в победу коммунизма, единое бесклассовое человечество без наций и государств.
Языком межнационального общения в СССР был русский язык, но при этом развивались и все национальные языки при поддержке всенародного государства. Бесписьменные языки народов Советского союза получили свою письменность. Некоторые народы в составе Советского Союза получили свою государственность. Развитие национальных культур в рамках СССР имело беспрецедентный характер.
Символами советского народа явились его основатели и политические лидеры Ленин, Сталин, Дзержинский, Луначарский, Свердлов, Калинин, Киров, Орджоникидзе.
Также объединяли советский народ имена знаменитых полководцы и другие военных героев, защищавших Советское государство, таких как Чапаев, Фрунзе, Котовский, Щорс, Буденый, Зоя Космодемьянская, Николай Кузнецов, Панфиловцы и другие герои советского народа, пролившие кровь за Родину. Символами, объединяющими советский народ стали выдающиеся писатели, художники, музыканты, такие как Горький, Маяковский, Николай Островский, Аркадий Гайдар, Дейнека, Петров-Водкин, Шостакович, Прокофьев, Дунаевский; популярные артисты, спортсмены, знаменитые ученые, герои космоса.
Помимо официальных гимна, герба, флага, у советского народа возникли и другие формальные и неформальные символы: серп и молот, красная звезда, автомат Калашникова, спутник, изображение Авроры, Спасской башни Кремля, мавзолея Ленина, города-герои, портреты знаковых советских лидеров, писателей, ученых героев войны и труда. Советских людей объединяет широкая разнообразная советская культура: её литературные творения, песни, картины, скульптуры, музыкальные произведения, замечательные архитектурные творения, кинофильмы и так далее.
Советский народ объединен его традициями, праздниками, ритуалами.
Советский народ – существует до сих пор. Этнос не может исчезнуть в результате политических решений, ровно как, и возникнуть. Этнос возникает стихийно, когда большие социальные общности продолжительное время проживают совместно в общей для них политической ситуации. Новые политические реалии, в которых оказались республики бывшего Советского Союза, не дали народам СССР какого-то нового социального качества. Потеряв свой политический союз в результате политических преступных авантюр некоторых представителей своих элит и при поддержки антисоветских кругов стран Запада, народы СССР оказались в рамках национальных государств, так что национальные и националистические идеологии активизировались, власть пришла в руки в большинстве случаев к антисоветским компрадорским элитам, но «советский народ» при этом не исчез, так как интересы, взгляды и образ мышления, этические максимы и культурные настроения разных слоев русских, татар, украинцев, грузин, армян, азербайджанцев, евреев или казахов бывают гораздо более удалены друг от друга, чем настроения и интересы людей разных национальностей, сохраняющих «советские идеалы» и идентифицируют себя «советскими людьми». «Советское» им более дорого и любимо, чем антисоветский национализм или проамериканский либерализм-глобализм с его воистину империалистическими аппетитами и античеловеческими военными авантюрами.
«Советский народ», несмотря на мощную идеологическую и политическую атаку на него как извне, так и изнутри стран, где представителя «советского народ» томятся в своей разъединенности на 19 частей, тем не мене остаётся живучим и активным этносом, на почве чего существуют СНГ, Таможенный союз, ОДКБ и так далее.
Советский народ не только существует как культурное самосознание миллионов людей, он также сохранил некоторые политические («де юре») моменты остаточного СССР (советское правопреемство России в Совбезе; советский строй Белоруссии; 20% КПРФ - преемницы советской политической системы - в российском парламенте; существование союзных структур типа СНГ на постсоветском пространстве; статья 26 Конституции РФ, которая предоставляет гражданам страны самим определять свою национальность, из чего несложно экстраполировать, что большинство людей, родившихся в СССР, либо чьи родители родились в СССР, идентифицируют себя так или иначе как «советские люди»).
Распад СССР большинство населения республик СССР признает геополитической катастрофой, и даже многие сторонники суверенитета испытывают разочарование в тех экономических, политических и культурных изменениях, которые они обрели в результате распада СССР. На этом фоне «советский народ» получил обостренное чувство своей идентичности и начинает движение к своему ренессансу.

Определения советского народа из официальных советских изданий.

«Последовательная реализация ленинских принципов национальной политики ведёт к дальнейшему сближению всех народов нашей многонациональной Родины. Построение развитого социалистического общества, процесс сближения всех социалистических слоев, юридическое и фактическое равенство всех наций и народностей СССР привели к возникновению новой исторической общности – советского народа. Прочной, нерушимой основой новой исторической общности – советского народа стал союз рабочих, колхозного крестьянства и народной интеллигенции при ведущей роли рабочего класса.
Советский народ знаменует собой новую, высокую ступень социально-политического единения наций и народностей, немыслимую в условиях капитализма. Советский народ – это устойчивое, выдержавшее испытание временем, свободное и добровольное объединение людей, имеющее под собой прочную политическую, экономическую и идеологическую основу. Советский народ – это многонациональная общность, охватывающая более ста наций и народностей, весь уклад жизни, духовный облик которых, сохраняя черты своеобразия, отражает то общее, что родилось и укрепилось в период социалистического, коммунистического строительства.
В духовном облике народов Советской страны появляется все больше общих черт, которые характеризуют принадлежность всех граждан СССР к новой интернациональной общности. КПСС, являясь партией пролетарского интернационализма, руководящей и направляющей силой советского общества, последовательно и целеустремленно развивает и совершенствует дружбу народов СССР.
Огромная воспитательная работа партии привела у тому, что неотъемлемыми чертами советского народа, трудящихся всех наций стали идейная убежденность, преданность делу коммунизма, политическая зрелость, огромная жизненная энергия, культура, знания и умение их применять, высокое сознание общественного долга, социалистический патриотизм и интернационализм, классовая солидарность с трудящимися других стран, трудолюбие, коллективизм, взаимопомощь».
Стр. 118 (Советский Союз. Политико-экономический справочник. М., Политиздат, 1978.)
--
«СОВЕТСКИЙ НАРОД – новая историческая, социально-классовая и интернациональная общность людей, возникшая в СССР в результате победы социализма, преодоления социально-классовых и межнациональных антагонизмов, сближения различных групп, наций и народностей, построения развитого социалистического общества. Это социалистический союз и монолитное единство всех трудящихся нашей страны, составляющие социальную основу Советского многонационального общенародного государства…
Советских людей различных национальностей, так же как и представителей различных классов и социальных групп, объединяет в новой общности марксистско-ленинская идеология, социалистическое содержание национальных культур, единые уели и пути социального развития – строительство коммунизма…
Объективная тенденция развития наций и национальных отношений такова, что многонациональная общесоветская общность играет в этом развитии определяющую роль. Экономика СССР – это не сумма экономик, а единый хозяйственный организм, взаимосвязанный народно-хозяйственный комплекс, сложившийся на основе общих экономических целей и интересов наций и народностей т развивающийся по единому государственному плану. У советских людей развилось чувство территориальной общности всего С.н., понимание того, что национальная территория является составной частью м территории всего многонационального Советского Союза, используемой в интересах всех равноправных национальностей страны. Важным средством межнационального общения и сотрудничества народов СССР является русский язык, ставший фактически вторым родным языком для многих представителей нерусских национальностей. В духовном облике советских людей решающее значение имеет то, что объединяет их, те общие черты, которые отражают их социально-экономическое и морально-политическое единство, общность их жизненных интересов и ЦК елей в строительстве коммунизма. Преданность делу коммунизма, советский патриотизм и социалистический интернационализм, высокая трудовая и общественно-политическая активность, социалистический коллективизм и товарищеская взаимопомощь, непримиримость к эксплуатации и угнетению, к национальной и расовой неприязни, в крагам мира, дружбы и свободы народов, классовая солидарность с трудящимися всех стран – таков далеко не полный перечень важнейших общих черт духовного облика советских людей…
С.н. – одна из переходных многонациональных общностей людей на пути от национальных общностей к будущей мировой, общечеловеческой общности в условиях победы коммунизма».
Стр. 320. (Научный коммунизм. Словарь. Под ред. Акад. А.М. Румянцева. Изд. 2-ое. М., Политиздат, 1975.)
--
«СОВЕТСКИЙ НАРОД, новая ист., социальная и интернациональная общность людей, имеющих единую территорию, экономику, социалистическую по содержанию культуру, союзное общенар. гос-во и общую цель – построение коммунизма; возникла впервые в истории в результате социалистич. преобразований на основе сближения всех социальных групп, юридич. и фактического равенства всех наций и народностей СССР. Представляет собой многонац. коллектив тружеников города и деревни, объединенный общностью социалистического строя, марксистско-ленинской идеологией, коммунистическими идеалами рабочего класса, принципами интернационализма».
Стр. 1227 (Советский энциклопедический словарь. Гл. ред. А.М. Прохоров. 3 изд. – М.: Сов. Энциклопедия, 1985.)

Общество, построенное в результате такой стратегии, оставалось нерасчленимым народом или даже укрупненным, масштабированным этносом, хотя по форме оно репрезентировало себя как совокупность гражданских индивидуумов, сознательно объединившихся в особый тип общежития.
В такой ситуации советское общество не могло быть названо «нацией», особенно в политическом смысле, «советской нацией». Русский язык, формально представленный как «идиом», выполнял функцию койне, т. к. многие этнические группы продолжали толковать его как искусственный инструмент межэтнического общения, и легко вернулись к своим языкам после распада СССР.
Советский народ был именно народом, сохранившим внутри себя этнические группы, которые представляли собой либо этносы, никогда не переходившие к фазе народа (лаоса), либо тех, кто ранее являлся народом (как исторической общностью), но утратил возможности самостоятельного участия в истории. Если бы мы имели дело с «советской нацией», то эта этничность должна была бы быть качественно преодолена и стерта.
Сталинская национальная политика
Чрезвычайная запутанность проблемы определения «национальности» не мешало сталинскому режиму вести прагматичную политику в отношении эт
носов. В основе этой практической политики лежал принцип укрепления политического и территориального единства СССР, несмотря на декларируемые «права наций». Сталин был заинтересован в том, чтобы СССР были унитарным, по сути, государством, а для этого ни одна этническая группа не должна была иметь возможности превратиться в «народ» и поставить своей целью создание самостоятельной суверенной государственности. Для этой цели Сталин стремился включить в административные территории Республик зоны с этническим населением, отличным от основной его массы. В некоторых случаях он сознательно разделял близкие этнические группы по разным административным единицам. Так были созданы Кабардино-Балкария и Карачае- во-Черкесия, обе населенные и тюрками (балкарцы и карачаевцы), и адыгами (черкесы и кабардинцы) в обратных пропорциях: в первом случае численно преобладали кабардинцы, во втором - тюрки-карачаевцы. В состав Грузии входили этнически отличные от грузин абхазцы (адыгская группа) и осетины (иранская группа, индоевропейцы). В Казахстан были включены значительные области, населенные этническими русскими. Территории Узбекистана и Тад- жикистана были разграничены вообще произвольно. Все границы в СССР имели относительное значение, поскольку в условиях фактической унитарности они были лишь административными конвенциями.
При этом в Республиках и, особенно, в республиканских комитетах Коммунистической Партии высокие посты чаще всего занимали этнически русские, рассматривавшиеся Сталиным как естественные носители центростремительных тенденций. Проводилась политика интенсивной русификации, а там где создавались «национальные» формы письменности, советская власть старалась по возможности вводить кириллицу.
Тем самым создавались предпосылки для интеграции советского народа в однородное социалистическое общество.
Те тенденции, которые способствовали росту этой однородности, Сталин поощрял; те, которые препятствовали, вырывал с корнем. При этом Сталин, будучи кавказцем, очень внимательно относился к этническому фактору, стараясь сочетать репрессии против всех проявлений национализма с серией политико-административных шагов, которые вызывали бы одобрение этнических групп. Так, в СССР поддерживалось развитие этнических культур, фольклорных коллективов, этнических театров, этнографических музеев, призванных поддержать этнические чувства, но в контексте марксистского и советского взгляда на историю, общество, культуру, мораль и т. д.
Особо следует оговорить практику этнических чисток, к которой Сталин прибегал с конца 1930-х годов, накануне Великой Отечественной войны. Усомнившись в лояльности советской власти ингерманландцев (финский этнос), живших на российско-финской границе, он организовал их массовое выселение на север и в Таджикистан. Из пограничных зон Украины в Среднюю Азию позднее выселили практически всех поляков. В августе 1937 года 180 тысяч корейцев из Приморья, которые, по мысли Сталина, нуждались в интенсивной русификации, были отправлены эшелонами в Казахстан и Узбекистан.
В ходе и после окончания Великой Отечественной войны этнические чистки еще более усилились. На территориях, которые оказались под нацистской оккупацией, представители различных этнических групп проявляли себя по- разному с точки зрения лояльности к советской власти и отношений к оккупантам. В Белоруссии примеров сотрудничества с нацистами практически не было,

партизанское движение там было самым сильным и активным, и жертвы среди белорусского населения были огромными. В Западной Украине или в странах Балтии, напротив, было достаточно примеров сотрудничества с немцами - и часто сознательного и основанного на антисоветской и антироссийской почве. Случаи коллаборационизма отмечались среди крымских татар, чеченцев, ингушей, турок-месхетинцев, кабардинцев, карачаевцев, калмыков и т. д. Ответ Сталина был направлен не против отдельных лиц, замешанных в этих деяниях, а против целых этносов, подвергшихся насильственной депортации - подчас в условиях, которые можно было назвать сознательным геноцидом.
В этом отношении к этносам мы видим пример классического переноса индивидуальной вины на весь этнос, характерного для традиционных государств и империй: точно также поступали воины Чингисхана, уничтожавшие целые этносы из-за проступков их отдельных представителей, чаще всего вождей; также тюрки Тюркютского каганата вырезали жужаней. Сталин под эгидой «социализма» воспроизводит нормативы традиционного общества (народа/лаоса), что позволяет определить реальное содержание его «национальной политики» - ее целью являлось укрепление государства, подчинение различных этносов единой интегральной стратегической цели и государственной элите, не терпящей ни возражений, ни предательства. При этом на практике Сталин руководствуется стратегией, свойственной любой империи, жестко отстаивающей свои интересы и манипулирующей с этносами в том формате, в котором это отвечает данным интересам.

государство и общую цель - построение коммунизма; возникла в СССР в результате социалистических преобразований и сближения трудящихся классов и слоев, всех наций и народностей. Теоретическое положение о Советский народ как новой исторической общности выдвинуто на 24-м съезде КПСС (см. Материалы XXIV съезда КПСС, 1971, с. 76).

Социализм, предвидел В. И. Ленин в 1914, «... творит новые высшие формы человеческого общежития, когда законные потребности и прогрессивные стремления трудящихся масс всякой национальности будут впервые удовлетворены в интернациональном единстве при условии уничтожения теперешних национальных перегородок» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 26, с. 40). Советский народ представляет собой многонациональный коллектив тружеников города и деревни, объединённый общностью социалистического строя, марксистско-ленинской идеологией, коммунистическими идеалами рабочего класса, принципами интернационализма . У Советский народ единые высшие органы государственной власти и государственного управления СССР, для всех сов. людей установлено единое союзное гражданство. Общим языком межнационального общения в СССР является русский язык .

В образовании Советский народ важнейшая роль принадлежит КПСС. Подчёркивая многонациональный по составу и глубоко интернациональный характер партии рабочего класса, Ленин писал: «Партия, чтобы уничтожить всякую мысль о ее национальном характере, дала себе наименование не русской, а российской» (там же, т. 10, с. 267). Объединяя в своих рядах наиболее сознательную часть дружественных классов и групп, наций и народностей, КПСС выражает жизненные интересы всего Советский народ , цементирует общность сов. людей во всех сферах жизни.

Материальная и духовная общность советских людей получила всестороннее развитие в условиях зрелого социализма. Усиление социальной однородности советского общества, его социально-политического единства, перерастание государства диктатуры пролетариата в общенародное государство привели к ещё большему укреплению союза и дружбы всех классов и социальных групп, наций и народностей СССР, у представителей которых становится всё больше общесоветских, интернациональных черт. В условиях зрелого социализма и строительства коммунизма усилилась интернациональная экономическая общность, достигла высокого уровня общесоюзная экономика - целостный народно-хозяйственный комплекс, включающий народное хозяйство всех республик и развивающийся по единому государственному плану в интересах всей страны и каждой республики.

Лит.: Маркс К., Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3; их же, О Польше, там же, т. 4; Ленин В. И., К еврейским рабочим, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 10; его же, Положение и задачи социалистического Интернационала, там же, т. 26; его же, Тезисы ко конгрессу Коммунистического Интернационала, там же, т. 41; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Брежнев Л. И., О пятидесятилетии Союза Советских Социалистических Республик, М., 1972; Дорогами дружбы, М., 1972; Калтахчян С. Т., Ленинизм о сущности нации и пути образования интернациональной общности людей, М., 1969; Ким М. П., Советский народ - новая историческая общность, М., 1972.

С. Т. Калтахчян.

Статья про слово "Советский народ " в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 11523 раз

Лучшие статьи по теме